Христос и церковь рисунок – Как нарисовать храм Христа Спасителя карандашом поэтапно?


03.06.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Основные типы изображения Иисуса Христа

Центральный образ всего христианского искусства – образ Спасителя, или Спаса, как его называли на Руси. Слово Иисус переводится с греческого именно как Спаситель, ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос означает помазанник, то есть царь – тот, кто помазан на царство (в древности обряд вступления монарха на престол сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» – миром. Этот обычай унаследовали все христианские монархии).

Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа занимал умы христиан со времен первых его последователей. Евангелия не оставили нам описания внешности Спасителя. На протяжении II-IV вв. складывались два типа представлений о нем: одно основывалось на образе исторического Иисуса Назорея с выраженными сиро-палестинскими чертами, другое, более позднее, – на идеализированном греко-римском образе. Со временем вторая точка зрения возобладала благодаря Иоанну Златоусту, заявившему, что «Иисус был прекрасен». Одновременно с ним блаженный Иероним считал, что «если бы Иисус не имел чего-то божественно-прекрасного в самом лице и взоре, апостолы ни в коем случае не последовали бы за Ним тотчас же».

В первые века существования новой религии чаще всего можно было встретить образ Христа в виде юного, безбородого отрока, что, безусловно, связывалось с многовековой античной традицией изображать бога в виде прекрасного юноши (ведь боги не могут стариться!). Однако позднее сложилась собственная христианская традиция представлять Спасителя в образе «средовека» – то есть человека средних лет, что соответствовало возрасту, в котором Христос окончил земную жизнь.

Церковь Сан-Витале, VI в.

Церковь Св. Аполлинария, VII в.

Мавзолей Галлы Плацидии, V в.

Образы юного Христа в ранневизантийском искусстве. Мозаики из храмов Равенны V- VII вв.

Канон изображения Христа выработался в Византии к VIII в., а в следующем столетии было зафиксировано описание того иконографического типа, согласно которому лик Спасителя должен быть «благостен, со сдвинутыми бровями, красноокий (красный – красивый), с долгим носом, русыми волосами, имеющий темную бороду». От этого описания и отталкивались художники на протяжении многих веков.

Образы Христа на византийской (VI в.) и древнерусской иконах (XV в.)

Сохранились предания о чудесном происхождении первоначального изображения Христа. Согласно легендам лик Иисуса был запечатлен нерукотворным (то есть не сотворенным рукой человека) образом – на полотенце (плате, убрусе) и на глиняной доске (черепице, чрепии). Самым древним является образ Нерукотворного Спаса, или Святого убруса, который восходит ко временам земной жизни Христа.

Предание гласит, что царь Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, узнав о чудесах, творимых Иисусом, послал к нему своего слугу Ананию, бывшего талантливым живописцем. Царь страдал проказой и задумал исцелиться с помощью портрета Спасителя. Пришедший в Иерусалим Анания пытался написать образ Христа, однако нестерпимый свет, шедший от лика Спасителя, мешал разглядеть его черты. Тогда Христос решил помочь отчаявшемуся художнику: он велел принести воду и чистое белое полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором чудесным образом запечатлелся божественный лик. Царь Авгарь, излечившийся от проказы в тот миг, когда прикоснулся к убрусу, велел закрепить его в нише над городскими воротами. Позднее, при правнуке Авгаря, не признававшего христианской веры, образ был заложен глиняной доской и замурован. Спустя несколько столетий во время нашествия персов местному епископу явилась Богородица и велела открыть образ. И тогда перед пораженными жителями предстал не только Нерукотворный Лик: на глиняной доске, закрывавшей плат, также чудесным образом отпечатался образ Христа. Город был спасен от неприятеля, и с этого времени, как гласит легенда, начинается поклонение Нерукотворному Образу.

Чаще всего он встречается в двух вариантах – Спас на убрусе (на белом фоне) и Спас на чрепии (или на керамии), который отличается кирпично-красным фоном лика. Второй вариант Нерукотворного Образа пользовался большой любовью на Руси. Именно такой Спас украшал знамена московских, тверских, ярославских князей, выступал защитником русской земли и покровителем русского воинства. Под стягом с образом Нерукотворного Спаса сражался в Куликовской битве Дмитрий Донской.

Спас Нерукотворный на убрусе. Древнерусская икона XIV в.

Спас Нерукотворный (на чрепии). Древнерусская икона XII в.

Спас Нерукотворный на убрусе с предстоящими. Древнерусская икона XVI в.

Образ Спаса Нерукотворного представляет собой изображение лика Христа в окружении крестчатого нимба. Это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга, выражающего совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга символизирует центральную роль Спасителя в мироздании.

Терновый венец в православных иконах не изображается, этот вариант встречается только в западноевропейском искусстве, и связан он совсем с другой легендой. Она гласит, что во время крестного шествия на Голгофу некая праведная жена Вероника, видя страдания Христа, подала ему свой платок утереть лицо. На этом платке и запечатлелось нерукотворное изображение Христа. Одна из главных реликвий христианства, именуемая «плат Вероники», хранится ныне в соборе св. Петра в Риме и показывают ее  верующим единственный раз в году – в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Память о св. Веронике запечатлелась и в Иерусалиме: шестая остановка Виа Долороса (Крестного пути Христа) отмечена часовней св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где в древности находился дом праведной жены.

Плат св. Вероники. Картина Д. Фетти. XVII в.

Иисус Христос – царь на небе и на земле, он владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в искусстве с очень давних времен появился образ Христа, подчеркивающий его значение владыки и судии, повелителя мира: Спас Вседержитель. Этот величественный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших правил изображения римских императоров.

Христос Вседержитель. Древнерусская и византийская иконы XIV в.

Христос Вседержитель (по-греч. Пантократор) – это поясное изображение Спасителя, восседающего на троне с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и книгой Священного Писания в левой. Такое изображение, помимо икон, часто встречается в храмовых росписях: фигура Христа Вседержителя помещается в центральном куполе, уподобленном небесным сферам. Согласно богослову Николаю Месариту Пантократор изображается таким образом, что по-разному воспринимается различными группами зрителей. Его взгляд направлен на всех сразу и на каждого в отдельности. Он смотрит «благосклонно и дружелюбно на имеющих чистую совесть», а для того, кто творит зло, глаза Вседержителя «сверкают гневно, отчужденно и неприязненно», а лик его выглядит «разгневанным, страшным и полным угрозы». Правая рука благословляет идущих верным путем и предупреждает свернувших с него, удерживает их от неправедного образа жизни.

Образ Христа Вседержителя в куполах храмов (собор св. Софии, Киев, XI в.

Церковь Спаса Преображения в Новгороде, XIV в., фреска

С теми же атрибутами Владыки мира – с Евангелием в левой руке и с поднятой в знак благословения десницей – изображался Иисус Христос в композициях, получивших название «Спас в силах». Однако здесь фигура восседающего на престоле Христа окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над миром. Фигура Спасителя на престоле предстает в обрамлении ромба, овала и четырехугольника, чья совокупность символизирует образ Вселенной. Красный четырехугольник обозначает землю, в его углах помещены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, благовествующих славу Спасителя во все концы земли (тетраморф).  Можно дать ссылку на материал «Система живописного оформления христианского храма», тетраморф  В символизирующем небо голубом овале роятся служащие Христу «ангельские чины» – крылатые серафимы и херувимы; подножие трона поддерживают таинственные «силы небесные», давшие название изводу – в виде крылатых, алых, усыпанных глазами колец (так в Средние века понимали фразу «исполненные очей»). Саму фигуру Христа окружает огненный ромб – знак мощной, животворящей, исходящей от него энергии. Огненный ромб и идущие от фигуры Спасителя золотые лучи символизируют божественную славу Иисуса Христа.

Спас в силах. Икона XV в. Тверская школа иконописи.

Андрей Рублев. Спас в силах. Икона XV в.

Икона подобного типа чаще всего помещается в центре иконостаса как воплощение верховного божества, его господства над небом и землей. Царствующий над миром Христос предстает и как его грозный судия; подходящие к нему с обеих сторон Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и святые молят его о милости и снисхождении к людским грехам.

Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV в. Центральная икона – Спас в силах

 

Марина Григорян

ru.santosepulcro.co.il

Как нарисовать Иисуса Христа поэтапно

По просьбе своих читателей я сделал урок о том как рисовать Иисуса Христа. Правильно это или нет, я не знаю. Я не православный, и не хочу никого разочаровывать в его вере. Пускай каждый человек верит и делает то, что считает правильным. Надеюсь, у тех, кто будет читать мой урок о рисовании Иисуса, будут только хорошие мысли и намерения.

Как нарисовать Иисуса Христа карандашом поэтапно

Шаг первый. Обычно образ Иисуса представляет собой молодого человека, лет тридцати с длинными волосами и благородными чертами лица. В данной ситуации он поднимает голову к небесам. Чтобы это изобразить, нужно провести вертикальную линию на лице. Шаг второй. Рисуем лицо Иисуса Христа. Шаг третий. Дальше рисуем волосы и корону из колючек. Шаг четвертый. Поправляем контуры рисунка. Шаг пятый. Стираем вспомогательные линии и добавляем теней: Я делал уроки рисования еще и по таким темам:

  1.  Рисуем икону;
  2. Церковь;
  3. Свечи;
  4. Храм Будды;
  5. Окно;
  6. Дьявола;
  7. Космос;
  8. Мальчика;
  9. Беременную девушку;

dayfun.ru

Тайны нерукотворных изображений Христа…: history_ru

О тайном догадывайся по явному.

Солон

Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях — Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо — принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма «Можно ли клонировать Христа?».

От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа — Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.

Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:


  1. Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный).

  2. Плат Вероники (Вуаль Вероники).

  3. Туринская плащаница.

Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае – на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).

Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.

Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.

С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян. Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.

Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.

Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ). Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:

1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса. Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.

2. «Лик из Манопелло», который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».

«…Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей – отец Генрих Пфайффер.

…Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое….»

Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы «Вуаль Вероники», на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины. Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.

Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания «вера икона», что означает «истинная икона».

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга «Святая Вероника», очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники — самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал обьяснял тем, что «с течением лет изображение слишком поблекло».

Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение — позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон — то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин,

history-ru.livejournal.com

Изображения Бога. Иконы Иисуса Христа. Святые образы

Содержание статьи

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что « Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой .

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины , — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи , этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря ( VI в .), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII – VIII вв .). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют , что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы.  Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ  содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Читайте также – Иконография Рождества Христова

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы .

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке .

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная .

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное .

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен . На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса . В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез . 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал , мандорла) и красный ромб .

Читайте также – Иконография Сретения Господня (+Иконы)

— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов : ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит . Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .

Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор. 4: 24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые , что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу .

— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32: 32; Откр. 3: 5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр . 5: 1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30: 10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель. И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир , — объясняет Ирина Языкова.

С нами Бог

Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог». «Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока. Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ. Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .

Екатерина СТЕПАНОВА

Читайте также:

www.pravmir.ru

Можно ли (позволительно ли) делать изображения Иисуса Христа и использовать это в религиозных целях? :: Свет Писания

 

Этот вопрос имеет прямую практическую направленность (ценность).

Имеет отношение к практике богопочитания (поклонение) и  имеет отношение к практике служения (благовестие, обучение).

Ряд христианских конфессий, такие как православная церковь  и католическая церковь, на поставленный вопрос  дают положительный ответ. Использование изображений в богослужебной практике и в евангелизационно – воспитательных целях  у них обосновано доктринально. Все служение этих церквей неразрывно связано с изображениями, они не отделимы друг от друга.

Протестанты значительно отличались в этом вопросе от католиков и православных. У протестантов нет практики почитания образов (официально нет, нет доктрины), но в тоже время различные изображения присутствуют и используются в евангелизационных целях, а так же для наглядности при обучении. В последние десятилетия  это практика возрастает и расширяется. Появились иллюстрированные детские издания с изображениями Христа и ангелов. Сняты кинофильмы про Иисуса Христа, широко используются театрализованные постановки на Евангельские события. Ко всему этому стоит добавить плакаты, наклейки, брелки, календари, комиксы, где изображен Иисус, а точнее изображение, подразумевающее Христа. И воспринимаются это все естественно,  как само собой разумеющееся.

Правильно ли это?

Что это? Влияние католицизма и православия или своя собственная протестантская культура (религиозная).

На чем основана эта практика – на опыте или на Библии? Что говорит Библия или она молчит?

Оправдывает ли цель средства?

Вот как, например, отстаивает законность иконопочетания апологет православия дьякон Андрей Кураев.

1. Библия не запрещает изображение священных реалий (Исх. 25:18,22) и при этом ссылается на пример изображения херувимов в храме. И хотя из самого текста, очевидно, что речь идет не о Боге, а об изображении Ангела. Причем делаются эти изображения по повелению Бога. Что это значит, и в чем смысл этого уточнения увидим позже.

2. Изображение Бога стало возможным с пришествием Христа в мир. 1Ин. 1:1-2; Ин. 14:9 «…видевший Меня (Ин. 1:18). Другими словами, с пришествием Христа изменились и сущность, и способ поклонения. То, что было недопустимым и немыслимым в Ветхом завете стало возможным в Новозаветное время.

3. Изображение полезно для обучения и благовестия в качестве наглядности (Мтф. 22:20) «Икона» – Библия для неграмотных и для язычников, как картинки для детей.

4. Изображение важны и полезны, как напоминание о Боге. Стимулируют наши мысли, думы о Боге;  дают молитвенный настрой.

5. Иконам и изображениям не поклоняются, а их почитают; но поклонение отдают Богу. Примером могут служить фотография родных людей, вещи из дома, земля с родины.  Это своего рода мостик от человека к объекту посвящения.

6. Бог принимает поклонение Себе через образы. Моисей кланялся на терновый куст, Иаков кланялся наверх жезла своего Евр.11:21, люди кланялись Ангелу Господнему и т.д.

7. В Новом завете нет повеления писать иконы, но нет и запрета на эти действия. Иконы суть естественная духовная потребность, возникшая по вдохновению от Духа Святого.

В Библии нет повеления апостолам написать Новый завет, но он написан, и никто не оспаривает законность этого факта. Требование Ветхого завета  на этот счет не актуальны в новозаветную эпоху. Новый завет не смотрит на вопрос изображений, как это делает Ветхий завет.

8. Эсхатологический аргумент (Откр. 13:14-15). В данном случае антихрист сделает образ (икону) для того чтобы люди покланялись ему через этот объект. Кураев полагает, что это ложное поклонение антихрист вводит в расчете на существующую практику почитания икон и в те эсхатологические времена. Другими словами почетание икон будет и в то время. И сатана воспользуется этой «доброй» практикой в злых целях. (А.Кураев. Протестантам о православии. Стр.78-95)

Во всех этих аргументах присутствует некая полемическая сила, но все же, эти аргументы не основаны на Писании и логика их спекулятивна. Весомость сказанного открывается применительно к обывателю, но для знающего Библию христианина вес этих аргументов не велик, и опровергнуть их нетрудно.

Конечно, в целом протестанты не согласятся с практикой почитания  икон  в православной и католической церквях, но у протестантов тоже есть изображения Иисуса Христа и священных событий. Имеются даже кинофильмы про Христа по Евангелию. Какова их природа? Чем обосновано их наличие? Не являются ли эти изображения протестантскими иконами? И вот тут-то возникает полемика среди самих протестантов. Исторически протестантов отличал принцип «solo scriptura» —только Библия», вся практика служения и поклонения должна основываться на том, что говорит Библия. И что же Библия говорит по этому вопросу?

Ища ответ на поставленные вопросы, первым следует выдвигать Библейские аргументы. Во вторую очередь исторические – история Церкви. И, в-третьих, логические аргументы  и ассоциации. Наше исследование будет развиваться именно в такой последовательности.

Я конечно же не претендую на высокий профессионализм и на способность дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Предполагаю, что сказанное мной для кого-то будет убедительным, а для кого-то нет. Но если, прочитав этот трактат, вы задумаетесь над этим вопросам сами, то я полагаю, что моя цель достигнута.

svetpisaniya.ru

Из истории иконографии Распятия — ART AVENUE

Распятие и Смерть Господа Иисус Христа, кульминационный и самый драматичный момент Его земного служения, достаточно долгое время не изображалось в христианском искусстве. Только во время правления Константина Великого появляются первые резные изображения на драгоценных геммах. В чем же причина невнимания первых христиан к такому значимому событию?

Если рассматривать специфику первых христианских изображений, дошедших до  нас  ─ то это схематичные или символические изображения, повествующие об истинах христианской веры через язык знаков. Рыбы символизируют Христа (1), якорь ─ крест. Встречаются изображения имени Христа — так называемые христограммы. Долгое время такой символизм объяснялся желанием христиан скрыть смысл своих изображений и таким образом защитить себя от потенциальных гонителей через систему шифров. Но в последнее время символизм раннехристианских изображений склонны объяснять сильным влиянием в I-II веках иудео-христианских взглядов, где, вслед за иудаизмом, священные изображения воспринимались довольно настороженно.

По мере распространения христианства в Римской Империи, среди вчерашних язычников, усиливается его не-иудейская составляющая и во II-III веке в раннехристианское искусство активно входят эллинистические влияния, органично продолжая в Церкви привычные верующим и приемлемые с христианской точки зрения этно-культурные традиции жителей разных уголков Римского государства. Сюжетные изображения уже вполне признаются Церковью и охотно используются. Живопись катакомб донесла до нас большое разнообразие сюжетов, волновавших христианских художников. В живописи периода мира (2) с христианами перед гонением Диоклетиана3  мы находим образы Богородицы-Оранты, Христа-Победителя, Доброго Пастыря. Есть и языческие персонажи которые трактуются иносказательно. Так например, Орфей на стенах катакомб теперь являет не образ языческого бога, но Образ Христа, спустившегося в ад и выведшего оттуда души праведников. Но по-прежнему нет ни одного изображения распятия. Попробуем разобраться, почему.

В этот период становления христианства активно вырабатываются основы вероучения, которым надлежит лечь в основу догматического учения Первого Вселенского Собора. Умы просвещенных жителей Империи захватывают многочисленные полемики христианских писателей-апологетов с позднеантичными авторами. Верующие открывают для себя раскрытое христианством новое отношение к сакральной сущности человека, а как следствие, на первый план в искусстве выходит метафора посмертного восхождения души к Богу, история ее Спасения Иисусом Христом, личностные переживания веры. Это представлялось главным и выражалось через новую систему образов, содержащих иерархию сакральных смыслов (таких как изображение Доброго Пастыря) и не оставляло возможности заострить внимание на простой земной жизни Христа и Богородицы. Земная составляющая жизни Христа казалась не столь существенной, как результат Его проповеди.
Кроме этого сам факт позорной смерти Спасителя довольно долгое время высмеивался традиционным римским менталитетом. До нас дошло графити Аликсемена из Рима, изображающее распятого Иисуса с ослиной головой. И только со времени Первого Вселенского Собора начинает просыпаться интерес к земной жизни Спасителя, Его Страданиям и земной истории Искупления.

 Графити Аликсимена. Рим, нач. III века. Надпись по-гречески Αλεξαμενος ςεβετε θεον — Аликсемен поклоняется своему Богу 


Первые изображения (сер. IV века) на геммах очень схематичны, но тем не менее, именно они закладывают основы иконографии Распятия. На геммах Распятый Христос изображен стоящим на кресте, без признаков страдания, прямо простирающий руки, подобно жесту благословения, над стоящими справа и слева от креста апостолами.
            

    Изображения распятий на позднеантичных геммах, сер. IV века    


Христос представляется не как человек, умирающий на кресте, но как Бог, побеждающий смерть, делающий ее бессильной и торжествующий над ней Своим спокойствием. Здесь закладывается древнейший иконографический тип распятия — “Christus Triumphans — Христос Торжествующий”. Дальнейшее развитие иконография распятия можно проследить на дошедших до нас рельефных изображениях филенки дверей церкви Санта-Сабина в Риме и на пластине из слоновой кости (Британский Музей, сер. V века).

 Филенка деревянных дверей церкви Санта Сабина в Риме, сер. V века 


На изображении из Санта-Сабина мы видим распятие с разбойниками по сторонам. Фигура Христа выделяется размером, а кресты, вызывавшие смешанные чувства у скульптора, как орудия позорной казни, не изображены вовсе. Сам Христос, подобно изображениям на геммах, изображен побеждающим смерть и благословляющим человеческий род. Еще более сильное развитие этот иконографический тип получает в изображении из Британского музея. Глаза Иисуса открыты и пристально смотрят на зрителя, возвещая триумф Господа и Его победу над смертью и адом. Тело не сведено судорогой страдания, но полно сил.

 


Распятие, рельеф на пластине из слоновой кости, сер. V века. Британский музей. Справа — повесившийся Иуда, над крестом хорошо видна надпись на латыни — Rex Ivd.- Царь Иудейский


Благодаря большому мастерству скульптора, работавшего над изображением из Британского музея, можно впервые рассмотреть детали ─ ладони Господа пробиты гвоздями. Благодаря исследованиям врачей и современным археологическим находкам,  сегодня хорошо известно, что гвозди не вбивались в ладони, т.к. не выдержали бы массы тела казнимого и несчастный сорвался бы на землю. Гвозди вбивались в запястье руки. Но художник трактует изображение, сознательно уходя от реализма представления казни. Связано это с началом активного распространения учения греческих богословов о кинозисе — самоуничижении и смирении Бога Слова. Согласно учению о кинозисе руки Господа, еще так недавно благословлявшие и исцелявшие, изображаются пробитыми и намертво пригвожденными к древу креста.
Иконографический тип Christus Triumphans, сформировавшийся в общих чертах к середине V века,  в короткое время повсеместно распространяется по всей Западной Европе и становится господствующим в Западной Церкви вплоть до XIII века.
Для этого типа иконографии характерно изображение живого Христа на кресте, Христа уже победившего смерть. Глаза Господа открыты, руки простерты крестообразно. Хотя из Его Ран изливается кровь, но страдания не могут затронуть Предвечное Слово, воплощенное в Иисусе Христе. Лик Христа на таких изображениях всегда светел  торжественен. Чтобы подчеркнуть триумф Христа над смертью и адом, а так же значимость распятия как ключевого момента в Его земном служении, одновременно являющегося ступенью к переходу Христа в Царствие Небесное, в европейских церквах распятие с торжествующим Христом подвешивалось под алтарной аркой сводов или же укреплялось под ней на алтарной преграде.

Распятие, подвешенное под алтарной аркой. Церковь Готланд-Лие, Швеция, XIII век.

Распятие, укрепленное над алтарной преградой. Собор в Альби, Франция, кон. XIII века.


Таким образом на изображение Христа как бы проецировался блеск и могущество римских императоров, проходивших в военных триумфах под сводами своих триумфальных арок. Христу распятому и уничиженному придавалось величие Царя царей. Царь Вселенной представлялся во время высшей точки своего триумфа ─ победы над смертью.

Распятие Сан-Дамиано, Италия, XIIвек.


Распятие Сан-Дамиано, известное как распятие св. Франциска, является одним из наиболее ярких изображений иконографического типа Christus Triumphans. Кроме Иисуса классическое распятие иконографического типа Christus Triumphans включает в себя изображения Богородицы с утешающим Ее  Иоанном Богословом и жен мироносиц.
Несколько отельных слов необходимо сказать о подтипе распятия Christus Triumphans — изображении Христос Царь Славы. Этот иконографический подтип тесно связан с Христом торжествующим и вырастает из него. Своим названием данная иконография обязана строкам 23 Псалма «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы».

Основное отличие — изображение Христа в багрянице,  которой предается значение архиерейских облачений, таким образом распятый Христос являет собой фигуру Вечного Первосвященника, приносящего Себя в жертву за грехи. Багряница Спасителя украшена золотыми  вертикальными полосами (клавами), которые в священническом (епископском) облачении имеют особое значение. Они называются “струями” или “источниками” и являются атрибутами проповедника. Такие образы встречаются как в миниатюрах VI века (сирийские Евангелия Раввулы и Россано), так и в монументальной живописи (алтарные росписи церкви Санта Мария Антиква).

Распятие. Евангелие Раввулы, Сирия,  сер. VI века

Распятие. Церковь Санта Мария Антиква, Рим,  сер VIII века.


Распятие «Христос Царь Славы» как бы изображает Господа Великой субботы в окровавленной царской багрянице, готового попрать ад и освободить его узников.
В восточной части Империи, одновременно с развитием на Западе иконографии Christus Triumphans, получает дальнейшее развитие богословская идея кинозиса Бога. Эта идея получает новый импульс к богословскому развитию в связи с появлением на Востоке в IV-VII веках большого количества ересей, учивших так или иначе о неполном соединении в Христе Божественной и человеческой природ. В противовес этим учениям созывались Вселенские Соборы, а в изобразительном искусстве потребовалось наглядная иконография истинного Богочеловечества Иисуса Христа. Так к в Византии формируется серия из двух иконографических типов, которые принято определять общим названием “Vir dolorum — Муж скорбей”.

Муж Скорбей (Христос во гробе). Византийская икона, XII век.


Один из них изображает Христа во гробе как умершего и страдавшего человека, другой, что важно для нас, — распятие. Распятия этого греческого иконографического типа получили повсеместное распространение на Православном Востоке. Христос изображается уже умершим на кресте ─ голова Его поникла к правому плечу, глаза закрыты. Иногда черты лика отражают некоторое страдание, но как правило довольно сдержанное. Момент умирания на кресте, отображенный в иконографии этого типа как бы подтверждает для верующих истину о Христе ─ Человеке, умершим за нас самой настоящей, мученической и реальной смертью.

 

Распятие. Мозаика, Византия, конец XI века.


В то же время тело Христа изображается не испытывающим страданий, продолжая тем самым иконографию Christus Triumphans. Пригвожденные руки раскинуты в благословляющем жесте, тело не провисает под собственной тяжестью. Христос непринужденно стоит на подножии креста, слегка изогнувшись в вольной позе, словно вовлекаясь в беседу с Богородицей и Иоанном Богословом, изображавшимися по сторонам распятия. Поза Христа подчеркивала его Божественность, не подверженность Сакрального Начала страданию и смерти. Таким образом эта иконография пыталась органично соединить и воплотить представления о нераздельной и неслиянной Богочеловеческой природе Иисуса Христа.

Образцы греческой иконографии “мужа скорбей” довольно рано проникают на Запад, но долгое время не получают там широкого распространения, хотя безусловно начинают влиять на западное искусство. Особенно это влияние чувствовалось в Священной Римской Империи, т.к. ее Императоры всячески противопоставляя себя Папам, пытались активно налаживать культурные и дружественные связи с Византией, в которой искали образец  для своей политики в отношениях с Церковью. Одним из наиболее известных изображений такого типа является распятие архиепископа Герона 960-975 гг. из Кельнского собора, хотя, в отличие от византийского канона, это скульптурное изображение.

 

рис.11 Распятие Архиепископа Геррона. Кёльн,  960-975 гг., декор и мандорла — XVIII век.


До XIII века господствующим иконографическим типом остается “Christus Triumphans”. Однако именно  в XIII веке происходят значительные перемены в религиозном сознании европейцев. Св. Франциск, посвятивший свою жизнь проповеди живого Христа и евангельской бедности, сумел по иному взглянуть на сущность христианского учения и зажечь сердца современников и потомков новой и живой верой, деятельной и сострадательной, не способной ужиться в рамках торжественных церемониалов за стенами церквей и монастырей. Проповедь св. Франциска, научившая видеть Христа в образе каждого больного, нищего и страдающего человека, вызвала у современников страстное желание деятельной сострадательной любви к ближнему, конкретизировала Образ Христа, и в конце концов привнесла этот Образ в повседневную жизнь через чудо стигматизации самого св. Франциска. В это время в Италии очень распространены живописные распятия — изображения на выпиленных в виде креста досках.

рис.12 Распятие, Византийский мастер распятия из Пизы. Италия, ок. 1200 г.


Одним из таких изображений становится распятие неизвестного греческого мастера, вошедшего в историю искусств как Византийский мастер распятия из Пизы. Бежавший из Византии художник обрел новое отечество в Италии, но распятие создал по привычному ему византийскому канону “Муж скорбей”. Совпав по времени с проповедью св. Франциска, этот образ оказал влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Художники усмотрели в этой иконографии нечто иное, отличное от византийского взгляда на необходимость наглядно сочетать Божественное и человеческое в одном изображении. Итальянские художники первыми в Европе увидели в этом образе Христа, как реально страдающего и умирающего за нас Человека, достойного истинной любви и деятельного сострадания, которые проповедовали в Италии и по всей Европе Франциск и его бедные братья. Вслед за распятием неизвестного мастера из Пизы, появляются расписные кресты Джунта Пизано, и особенно знаменитый крест Сан-Доменико из Болоньи, свидетельствующие о глубоком понимание и принятие францисканской духовности.

 

Распятие, Джунта Пизано. Италия, ок. 1250 г.


Христос у Джунты действительно страдает — страдание запечатлено в лице и разлито во всем теле, напряженно изогнутом в агонии.  Вслед за Джунтоа Пизано появляются кресты Чимабуэ и Джотто, где драматизм происходящего набирает все большую силу воздействия.

Распятие Санта Кроче, Чимабуэ. Италия, 1287-88 гг.


Изучение анатомии и перспективы позволили Джотто в своих распятиях вывести изображение за пределы привычной в то время плоскости в иллюзию 3-х мерного пространства. Его Христос на распятии Санта Мария Новелла уже не просто страдальчески изогнулся на кресте, а падает на ослабевших руках вперед, на зрителя. Готические распятия из Франции, Англии и Германии того времени не менее драматичны.

 

Распятие Санта Мария Новелла, Джотто. Италия, 1290-1300 гг.


Так формируется новый иконографический тип распятия -”Christus Patiens — Христос Страдающий”. Для этого иконографического типа характерно изображение уже умершего или умирающего на кресте Христа. Изначально крестообразно раскинутые руки постепенно приобретают  Y-образную форму. Тело Иисуса, измученное страданиями на кресте, провисает под собственной тяжестью, иногда оно изображается  со следами перенесенных накануне мучений — язвами от бичевания. Со 2-й половины XIII — XIV веков голову Христа на изображениях типа “Christus Patiens” увенчивает терновый венец.

 

Распятие. Франция, 1245г.

Распятие, Верхне-Рейнский Мастер. Германия, 1400г.

Распятие, Лукас Кранах. Германия, 1501г.


До этого времени он не изображался. Традиция изображения венца, усиливающая впечатления от страданий Господа, приходит из Франции, король которой — св. Людовик, приобрел у Императора Латинской Империи Балдуина II  великую христианскую святыню — Терновый Венец Спасителя. Торжественно встреченный св. Людовиком и его братом Робером Артуа в Вильнев-Аршевеке, Терновый Венец занял величайшее место среди собрания реликвий французских королей и стал использоваться для утверждения их христианского первенства в Европе. Французские художники, следуя за желанием короля привлечь внимание всей Европы к великой святыне, начинают изображать Распятого Господа увенчанного Терновым Венцом, довольно быстро распространяя эту традицию на всю Европу. Сопереживания Христу Страдающему и Распятому в Европейской религиозной мысли и мистических откровениях святых настолько велико, что через учения святых и, главным образом, через откровения св. Биргитты Шведской, иконография страдания получает самое серьезное обоснование. Св. Биргитте открылось,  что «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»

 

Распятие Изенгеймского Алтаря, Матиас Грюневальд. Германия, 1512-1516 гг.


В Распятии работы Матиаса Грюневальда наиболее полно воплотились откровения  св. Биргитты, и сам иконографический тип Christus Patiens достиг максимального раскрытия своей богословской составляющей. Впрочем образ страданий и смерти Христа, созданный Матиасом Грюневальдом был настолько реалистичен и детален и настолько страшен в своей предельной откровенности представления мученической гибели хрупкого человеческого тела, что последующие художники уже не рискнули так близко подходить к жизненному реализму, ибо сквозь максимальную детальность страдания  уже сквозила потеря Божественной составляющей изображенного на полотне Христа.

Распятие, Франсиско де Сурбаран. Испания, 1627г.

Распятие, Антонис ван Дейк, 1628-1630гг.


В заключение  необходимо сказать несколько слов о гвоздях, пронзивших плоть Спасителя. Св. Елена, согласно церковному Преданию, при раскопках Голгофы в Иерусалиме, обнаружила не только Крест Спасителя, но и Терновый Венец, титло INRI, и четыре гвоздя, использованных при казни Иисуса. С тех пор, как изображение Распятия вошло в церковное искусство, и вплоть до XIII  века, Христос изображался всегда на Западе и на Востоке пригвожденный к кресту именно четырьмя гвоздями -в обе руки и в обе ноги. С XIII века во Франции распространяются изображения Распятия, на которых Иисус прибит к кресту только тремя гвоздями — ноги перекрещены и пробиты одним гвоздем. Папа Иннокентий III пытался бороться с этим новым явлением в христианском искусстве, так как еретики  использовали распятия с тремя гвоздями, и раной от копья не с правой стороны груди Иисуса, а с левой. Однако победить убеждение о том, что Иисус был распят тремя гвоздями, а не четырьмя, так и не удалось. Со 2 половины XIII века с избранием Пап- французов, распятие на трех гвоздях активно распространяется по всей Европе, включая и Италию, дольше всего сопротивлявшуюся этому новшеству.
Сейчас сложно сказать определенно, откуда произошло представление о том, что Распятие было совершено на трех гвоздях. Туринская Плащаница, Отпечаток которой подтверждает мнение о том, что Ноги Спасителя были пробиты одним гвоздем, появилась в Европе столетие спустя после появления распятий на трех гвоздях. Поэма Григория Богослова “Христос Страдающий”, описывающая распятие именно на трех гвоздях, так же стала широко известна в Европе гораздо позже. Возможно истоки этого мнения нужно искать в известиях о святынях, захваченных крестоносцами в Константинополе. Один из гвоздей Распятия, по преданию найденный св. Еленой, находящийся в Италии в г.Колле и попавший туда через Флоренцию из Императорского дворца в Константинополе, имеет согнутую форму. По преданию, именно на этот гвоздь было подвешено титло INRI. Возможно когда эта реликвия стала известна в Европе, то сопоставив количество гвоздей, найденных при раскопках св. Еленой с легендарной историей гвоздя из Колле, французские богословы и пришли к мнению, что Распятие было совершено на трех гвоздях. Впрочем, хотя в иконографии “Christus Patiens” с XIII века и стало господствующем изображение именно с тремя гвоздями, оно не стало закрепленным канонически или теологически. В европейском искусстве и после XIII века  довольно часто встречаются распятия на четырех гвоздях. Но этот вопрос требует отдельного исторического исследования.

______________________________________________

1 От греческого  Ίχθύς — рыба, древняя монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных  букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель

2  Император Галлиен (260-268 гг.) прекратил гонения на христиан в 263г. своим эдиктом и с тех пор на протяжении 40 лет, до эдикта императора Диоклетиана в 303 г., христиане  пользовались религиозной свободой и могли занимать государственные должности.

3 Гонения при Диоклетинае стали последними масштабными гонениями христиан в Римской Империи. Они продолжались 10 лет, пока в 313 году Константином Великим и его соправителем Ликинием не был принят знаменитый Миланский эдикт, окончательно даровавший христианам свободу вероисповедания.

по материалам  http://newsmonk.ru/blog/

artavenue-info.livejournal.com

Иисус у католиков и православных

Христианская религия существует уже более двух тысячелетий. За этот довольно долгий период времени много воды утекло: человеческое общество развивалось и менялось, а вместе с ним и религия.

На сегодняшний день насчитывается несколько десятков христианских конфессий, которые сформировались в процессе переосмысления отношений человека с Богом и с другими людьми. Среди них католицизм, протестантизм, православие, англиканство, пятидесятничество, баптизм, лютеранство и множество других.

Можно подумать, что христиане были едины в своей вере до Великого раскола 1054 года, когда образовалась католическая и православная церкви, но и раньше люди исповедовали разные течения христианства, однако официальная церковь их не признавала и считала ересью.

Именно из-за культурных различий мы и имеем сейчас различные конфессии, отличия проявляются даже в изображении Иисуса Христа и святых.

Каждый человек представляет себе распятие Спасителя по-своему, поэтому, если сравнивать иконы и картины католиков, то они разительно отличаются даже от страны к стране. Нечего даже говорить о том, что православные иконы на них совсем не похожи.

Однако, замечал ли ты аббревиатуру, которая высечена на табличке, висящей над головой распятого Христа?

Распятие было весьма распространенным видом казни в древнем мире. Таким образом наказывали в Древней Греции, Палестине, Карфагене и Римской империи.

Распятие считалось позорной смертью. Власти таким образом пытались запугать людей, показывая мучения умирающих. Обычно палач оставлял людей истекать кровью до заката солнца, а затем, если кто-то оставался в живых, убивал мечом.

Во времена Иисуса Христа в Риме преследовали его последователей и казнили именно таким образом. Этой участи не избежал и сам Царь Иудейский.

Весьма интересно то, что в католической и православной традиции кресты выглядят по-разному, отличается даже вид самого Спасителя. Католический крест — четырехконечный, православный — восьмиконечный. На самом деле в те времена столбы для распятия были трехконечными.

В православной традиции Иисуса изображали живым и торжествующим, в католической — истекающим кровью и измученным, а после X века и вовсе мертвым.

Православные иконописцы объясняют это нашей традицией иконописания. Согласно канонам Христос не умирает, а обретает вечную жизнь, его руки не висят плетьми, а широко раскрыты, будто он обнимает нас, всех своих детей.

В католической традиции принято изображать Иисуса мертвым, с ранами по всему телу, из которых сочится кровь. Таким образом художники показывают страдания человека. Его лицо искажено адской болью, а тело правдоподобно провисает.

Что же касается надписей на крестах, то там ты обычно увидишь «IНЦI» на православных и «INRI» на католических, что означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Перед казнью Христа над его головой прикрепили табличку, на которой было высечена эта надпись на древнееврейском, древнегреческом и латыни.

Для удобства написания этой фразы на маленьких крестиках ее со временем превратили в аббревиатуру. Православная традиция утверждает, что Иисуса Назарянина прибили к кресту с помощью четырех гвоздей, католическая — трех, поэтому мученик у них изображен со скрещенными ногами.

Немецкие живописцы изображают распятие на кресте, каким он был на самом деле. А вот современные итальянские ученые и вовсе создали 3-D модель сына Божьего.

Эксперты отмечают, что католические иконы отличаются от православных большей живостью изображенных персонажей и красочностью тонов. Западные художники позволяют себе вольности, меняя некоторые детали описываемой сцены, отходя от библейских описаний.

Православная традиция учит следовать канонам, которые заключаются в простоте, четкости и строгости линий, следованию библейскому описанию.

Господь любит всех своих детей и проявляет свою божественную любовь ежедневно. Молитесь, братья и сестры. Живите согласно законам Божьим, как это делали наши предки. Только смирение и ежедневный труд приведет тебя к вратам рая.

Борись с искушениями греховными и соблазнами дьявольскими. Свернуть на кривую дорожку легко, но найти путь из тьмы к свету способен не каждый грешник.

Автор статьи
Редакция «Videoboom»

Редакция Videoboom — это неутомимые искатели крутых видео, о которых хочется рассказать всей планете. Каждый день мы знакомим любимого читателя с невероятными событиями и интригующими жизненными историями. Наша задача — делать скучный мир веселее, а лучшие видеоролики со всего мира помогают нам в этом.

Похожие статьи

videoboom.cc

Comments