Храмы древней руси как нарисовать – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: » Древние соборы» , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа» Школа России», соответствует тебованиям ФГОС | скачать бесплатно


09.03.2017 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Содержание

Древние соборы Руси — фото и описание

Каменные древние соборы начали строить после провозглашения христианства государственной религией Руси. Впервые они были возведены в крупнейших городах – Киеве, Владимире, а также Новгороде. Большинство из соборов сохранились до наших дней и являются важнейшими архитектурными памятниками.

Историческая справка

Древнерусское государство достигло пика своего развития в период правления Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. В 988 году государственной религией было провозглашено христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства страны, расцвета культурной жизни, расширения связей с Византией и другими европейскими державами. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. Для работ приглашались лучшие мастера своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи.

Первая каменная церковь – Десятинная – была возведена в центре Киева при Владимире Великом. Во время ее строительства князю удалось значительно укрепить город и расширить его территорию.

Древние соборы Руси очень часто по своему оформлению напоминали византийские храмы. Но в скором времени эта художественная модель стала приобретать национальные особенности.

Десятинная церковь представляла собой крестово-купольный храм. Такую же форму имел и Черниговский Спасо-Преображенский собор, София Киевская и другие.

Рассмотрим характерные особенности византийских храмов:

  • Крестово-купольные соборы представляли собой постройку, увенчанную куполом, который укреплялся четырьмя колоннами. К ним иногда присоединялись еще две (для увеличения размеров).
  • Древние соборы внешне напоминали пирамиду.
  • Для строительства храмов использовали специальные кирпичи определенной формы – плинфы, которые соединяли с помощью цемянки.
  • Окна, как правило, имели пару проемов и арку.
  • Основное внимание концентрировалось на внутреннем убранстве храма. Богатые композиции снаружи отсутствовали.

Характерные особенности древнерусской архитектуры

Древние соборы Руси строились по византийской модели. Однако со временем архитектура обзавелась своими национальными чертами.

  • Храмы были значительно больше византийских. Для этого строились дополнительные галереи вокруг главного помещения.
  • Вместо центральных колонн использовались большие крестоподобные столпы.
  • Иногда плинфа заменялась камнем.
  • Живописный стиль оформления со временем уступил место графическому.
  • С XII в. не использовались башни и галереи и не освещались боковые нефи.

Софийский собор

Древний собор был возведен в период наивысшего расцвета Киевской Руси. В летописях основание Софии Киевской датируется 1017 или 1037 гг.

Собор посвящался мудрости христианского учения и был призван утверждать величие новой религии. Во времена Руси здесь располагался культурный и общественный центр столицы. Собор находился в окружении других каменных храмов, дворцов и простых городских построек.

Первоначально это было пятинефное крестово-купольное сооружение. Снаружи располагались галереи. Стены постройки были возведены из красного кирпича и плинфы. София Киевская, как и другие древние русские соборы, была украшена разнообразными пролетами и арками. Внутренне убранство изобиловало живописными фресками и позолоченными мозаиками. Это все создавало впечатление необычайной пышности и парадности. Расписывали собор одни из самых известных византийских мастеров.

София Киевская – единственный памятник архитектуры Украины, сохранившийся после нашествия монголов в 1240 году.

Храм Покрова Богородицы

Церковь, расположенная на берегу реки Нерли, является одним из самых известных памятников архитектуры на суздальской земле. Храм был возведен Андреем Боголюбским в XII в. в честь нового праздника на Руси – Покрова Богородицы. Как и многие другие древние соборы России, эта церковь представляет собой крестово-купольную постройку на четырех колоннах. Здание очень светлое и легкое. Фрески храма не сохранились до наших дней, так как были уничтожены при реконструкции в конце XIX века.

Кремль в Москве

Московский Кремль – самый известный и старый архитектурный памятник в столице России. По легенде, первая деревянная крепость была возведена еще при Юрии Долгоруком в начале XII века. Древние соборы Кремля являются самыми известными в России и до сих пор привлекают туристов своей красотой.

Успенский собор

Первый каменный собор в Москве – Успенский. Он возведен итальянским архитектором во время правления Ивана III на самой высокой точке Кремлевского холма. В общих чертах здание похоже на другие древние соборы России: крестово-купольная модель, шесть столпов и пять глав. За основу при постройке и оформлении был взят Успенский храм во Владимире. Стены возводились из железных связей (вместо традиционных дубовых), что было новшеством для России.

Успенский собор был призван подчеркнуть величие Московского государства и продемонстрировать его мощь. Здесь проводились церковные соборы, избирались митрополиты, венчались на царствование русские правители.

Благовещенский собор

В то время, когда Москва была еще небольшим княжеством, на месте Благовещенского храма располагался древний собор. В 1484 году началось строительство нового здания. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова. В августе 1489 г. вырос белоснежный трехкупольный храм, окруженный большой галерей с трех сторон.
Если Успенский собор являлся религиозным центром княжества, где проводились важные духовные и политические церемонии, то Благовещенский был домовой царской церковью. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей.

Архангельский собор

Этот древний памятник представляет собой храм-усыпальницу, в котором хранится прах видных деятелей России. Здесь похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Темный, Василий Шуйский и другие.

Архангельский собор был возведен в 1508 году по проекту итальянского архитектора Алевиза. Мастер прибыл в Москву по приглашению Ивана III.

Следует отметить, что Архангельский храм не похож на другие древние соборы, расположенные на Красной площади. Он напоминает светское здание, в оформлении которое присутствуют античные мотивы. Архангельский собор представляет собой крестово-купольное пятиглавое здание с шестью колоннами. При его строительстве впервые в истории русской архитектуры был использован двухъярусный ордер для оформления фасада.

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь была возведена в 1532 году в честь дня рождения Ивана Грозного. Разместилось прекрасное здание на берегу Москва-реки. Церковь Вознесения кардинально отличается от других русских соборов. По своей форме она представляет равноконечный крест и является первым образцом шатрового зодчества в России.

fb.ru

Презентация по Изо на тему «Древние соборы» (4 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по Изо на тему «Древние соборы» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ДРЕВНИЕ Соборы 4 класс

2 слайд Описание слайда:

Собор – главная или большая церковь города, где собиралось много людей. Храм (церковь)- это культовое сооружение, в котором происходит богослужение. На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире.

3 слайд Описание слайда:

Архитектура г. Киева Софийский собор – главный храм Киевской Руси. В истории   известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ». Самая древняя София — Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции. А также  Софийский  Собор в Древнем  Новгороде . Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.      Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

4 слайд
Описание слайда:

Архитектура Древнего Новгорода Важнейшим сооружением древнего Новгорода до возникновения вечевой республики стал Софийский собор, построенный в 1045—1050 годах. Он образовывал монументальный центр города, объединявший вокруг себя отдельные поселения

5 слайд Описание слайда:

В 1113 году был заложен Николо-Дворищенский собор — композиционный центр Торговой стороны, ставший после 1136 года главным вечевым (народное собрание в древней и средневековой Руси) храмом Новгорода.

6 слайд
Описание слайда:

С образованием вечевой республики в 1136 году князьям запрещалось строить храмы на территории города. Последней княжеской постройкой в Новгороде стала Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году.

7 слайд Описание слайда:

В годы вечевой республики в Новгороде происходит расцвет зодчества, складывается так называемая новгородская архитектурная школа. Большое распространение получает миниатюрный однокупольный храм, расписанный изнутри фресками. Церкви строили горожане, купцы, в том числе и крупные купеческие гильдии. Так, Церковь Иоанна на Опоках принадлежала Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших воском и мёдом.

8 слайд
Описание слайда:

Архитектура города Владимира Успенский собор Владимира был заложен в 1158 году одновременно с началом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в 1160 году.

9 слайд Описание слайда:

Дмитриевский собор построен в 1194—1197 годах. Он был дворцовым храмом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки 12 века. Знаменит своей белокаменной резьбой.

10 слайд
Описание слайда:

Церковь Покрова на Нерли – белокаменный храм, построенный в 1165 году в честь победы над врагами и принадлежит к тому же типу небольших одноглавых храмов. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

11 слайд Описание слайда:

Архитектура Москвы Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года). Сооружён в 1475—1479 года. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. почти три столетия является главным храмом Руси. В этом соборе венчались на царство все русские цари, сюда приходили помолиться, собираясь в военный поход великие московские князья, здесь избирались главы Русской православной церкви- митрополиты и патриархи.

12 слайд Описание слайда:

Благовещенский собор — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами, как домовая церковь великого московского князя, где крестили княжеских детей.

13 слайд Описание слайда:

Архангельский собор  — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Основан в 16 веке. Первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого  Архангела  Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах.

14 слайд Описание слайда:

Собор Василия Блаженного(Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) на Красной площади в Москве. Храм основал Иван Грозный. Построен в 1555 – 1561 годы. В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.

15 слайд
Описание слайда:

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм. Строительство в 1994 – 1997 годы.

16 слайд Описание слайда:

Архитектура Санкт-Петербурга Исаакиевский собор  — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Построен в 1818—1858 годы. Его размеры просто грандиозны: высота 101 метр, длина – 111 метров, а ширина – почти 98 метров.

17 слайд
Описание слайда:

Храм Спаса-на-Крови был создан в лучших традициях русского зодчества 16-17 вв. и выделяется среди всех петербургских храмов ярким национальным обликом. Этот храм-памятник воздвигнут в 1883-1907 гг. в том месте, где 1 марта 1881 г. в результате покушения был смертельно ранен Александр II. Однако несмотря на скорбное назначение храма, его богатейшее убранство придает ему светлый и праздничный облик.

18 слайд Описание слайда:

Петропавловский собор  — православный собор в Санкт-Петербурге, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе. Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

19 слайд Описание слайда:

Из чего состоит храм Купол – пространственное покрытие зданий, сооружений Апсида – выступ здания, полукруглый/граненый/прямоугольный перекрытый полукуполом Закомара – полукруглое завершение части наружной стены Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.

20 слайд Описание слайда:

Работы детей: соборы

21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-476551

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Как устроен древнерусский храм • Arzamas

Искусство, История

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

Автор Сергей Кавтарадзе

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс 

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы  Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища  Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы  Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики  В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

4. Что находится за иконостасом

ПрестолИллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом  Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах  Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах  Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Искусство

Эймунтас Някрошюс: «Лучший собеседник себе — я сам»

О том, почему режиссуре нельзя научить, о свободе и отсутствии целей

arzamas.academy

Как нарисовать собор карандашом поэтапно

Изображение архитектуры требует больших усилий. Для новичков это не так сложно, как портреты, например. Все потому, что нарисованные здания воспринимаются иначе, чем знакомые нам люди, и тут ошибки менее видны. Я покажу вам как рисовать Успенский собор поэтапно. Пользоваться линейкой или любыми другими инструментами, которые облегчают рисование ровных линии запрещаю! Учитесь рисовать от руки. Когда ваша рука наберется опыта и уверенности сможете использовать любые приемы. Сейчас рисуйте собор своими силами!

Шаг первый. Покажем на бумаге место, где будет расположен собор и деревья. Шаг второй. Рисуем основные составляющие части здания. Шаг третий. Детализируем каждую из этих частей. Не спешите, проработайте аккуратно каждую деталь: кресты, купола, окна и даже деревья. Шаг четвертый. Дабы пейзаж был реалистичным, добавим еще задний фон и теней. Посмотрите другие мои уроки по рисованию зданий, они еще лучше:
  1. Рисуем церковь;
  2. Храм Будды;
  3. Кремль;
  4. Магазин;
  5. Биг Бен;

TrustNo1

Специально для DayFun

dayfun.ru

изо соборы

Класс: 4 «б» класс, программа Б.М.Неменского.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.

Планируемые результаты: Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

Оборудование: SMART-доска, презентация, альбом, заготовки для работы в технике граттаж (альбом, восковые мелки, кисточки, черная гуашь), зубочистки.

Незнакомые слова: собор, архитектура, купол, арка, свод, граттаж.

Учитель /Васильева С.Н.

Методист /Ушакова М.А.

Приложение 1.

Этапы урока, время

Деятельно учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Методы и формы работы на уроке

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Учитель(уч.)— Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь.

Дети(д.) –(садятся)

Личностные УУД (Проявляют внимание, желание больше узнать.)

Фронтальная работа

Мотивационно-целевой этап

(4 мин.)

Уч.— Ребята, что вы проходили на предыдущих занятиях? Разгадайте ребус и вы узнаете название главного храма города или монастыря.

Уч.— Что у вас получилось?

Уч.- Посмотрите на эти фотографии и сформулируйте тему урока.

Д.— (разгадывают ребус)

Д.— (хором) Собор.

Д.- сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов.

Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.)

Познавательные УУД (Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока)

Регулятивные УУД (Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

Составляют примерный план действий на уроке)

Фронтальная работа

Ориентировочный этап

(4 мин.)

Уч.— Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока. На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока.

«оценим…»

«выполним…»

«узнаем…»

«уберем…»

Д.

— узнаем новые слова;

— выполним задание;

— оценим свою работу.

— уберем за собой место;

Регулятивные УУД

(Составляют примерный план действий на уроке)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Фронтальная работа

Поисково-исследовательский этап

(6 мин.)

Уч.- Мы отправляемся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.

В начале, давайте познакомимся со значением слова «собор». Собор – это главный храм города или монастыря. До конца Х в. на Руси строили деревянные постройки. Одно из первых каменных сооружений, стала 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. В Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий.

 Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия  Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитектор собора был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы он не смогли больше построить подобного храма. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Свято-Михайловский собор является одним из соборных храмов Удмуртии, построен в честь Архангела Михаила. В 1784 году часовню перестроили в храм Святой Троицы, но в 1810 году храм был разрушен

пожаром. В феврале 2000 года было принято постановления о воссоздание Свято-Михайловского собора. Уже в мае 2004 года в основание будущего собора состоялось закладка.  Собор Александра Невского — православный храм, созданный в 1823 году. Вначале планировался в качестве центрального храма Ижевского завода. Храм построен в стиле русского классицизма, по образцу Андреевского собора. Однако архитектор С. Е. Дудин немного изменил чертежи, подстраиваясь под местные условия.

Д.-(рассматривают изображения)

Познавательные УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

Личностные УУД

(Осознают способы применения собственных знаний на практике)

Фронтальная работа

Физкультминутка

(2 мин.)

Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. «Глава(голова), рамена(плечи), колена(колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста(рот), очи(глаза), нос.» Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается.

Дети выполняют движения

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Практический этап

(28 мин.)

Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж. Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в технике граттаж.

Д.- (выполняют задания)

Познавательные УУД

(Контролируют свою работу и работу своего напарника)

Регулятивные УУД

(Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника)

Индивидуальная работа

Рефлексивно-оценочный этап

(4 мин.)

(у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке.

«веселый» — все отлично.

«грустный» — ничего не понял

«нейтральный» — есть небольшие недочеты.

Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места.

Ученики поднимают смайлики.

Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок.

Познавательный УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение)

Регулятивные УУД

(Оценивают свои достижения)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Личностные УУД

(Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку)

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

1.

Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.

Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.

2.

Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.

3.

Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.

4.

Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.

5.

Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.

6.

Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.

7.

Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.

studfiles.net

Как устроен древнерусский храм

Предлагаем вашему вниманию статью о том как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры.

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона. Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского Кремля. Иллюстрация Галины Кребс.

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы различных форм — шлемовидные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктивную нагрузку не несут: это-декоративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.
Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через различные пристройки — крыльца, гульбища. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав композиции храма могут входить колокольни и звонницы.

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус. Богородица и Иоанн Креститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконостаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.

4. Что находится за иконостасом

Престол. Иллюстрация Галины Кребс.

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно увидеть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом, на котором стоят священные предметы для богослужения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские врата — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для таинства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля.

Иллюстрация Галины Кребс.

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах помещают четырех евангелистов, а на опорах — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Иллюстрация Галины Кребс.

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Восточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы византийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одновременно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.
Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.
Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком¬позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их первоначальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Сергей Кавтарадзе
Источник

Поделиться в соц сетях: Обсудить можно здесь:

hram-aif.ru

Презентация мастер — класса «Соборы и храмы древней Руси»

Методические и организационные условия реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования »

МАСТЕР — КЛАСС СОБОРЫ И ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Съедина Н.Н.

учитель изобразительного

искусства

МБОУ НОШ №24

г. Михайловск

2015г .

 

Цели и задачи мастер — класса

  • участникам мастер – класса дать представление об особенностях архитектуры древних храмов и соборов;
  • показать духовные и нравственные ценности па­мятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим;
  • развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, ОРКСМ, музыка, литература).

— дать представление о технике ажурного вырезания из бумаги – их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности,- и многими красотами удивлена еси: озеры мно­гими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…»

Крестово-купольный

Шатровые храмы

Успенский собор

Московского Кремля

Ярусные храмы

Церковь Вознесения

в Коломенском

Церковь Покрова

Богородицы в Филях

Церкви-ротонды

Рождества Пресвятой Богородицы

Храмы — «корабли»

Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Разница между храмом и собором

1. Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре.

2. В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.

3. В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.

4. Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.

5. В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.

Работы моих учеников «СОБОРЫ И ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанки.

  • Для выполнения работы используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов.
  • Клей, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.
  • Цветной картон для индивидуальной работы
  • Лист ватмана для коллективной работы 

Виды вытынанок

одинарные

— сложные

— ажурные

— силуэтные

Вытынанка помещицы Ушаковой 18 в.

Последовательность выполнения работы

  • Создание эскиза храма уточнение деталей
  • Вырезание силуэта и мелких деталей рисунка изображённого на бумаги.
  • Наклеивание на панно работы

Творческих успехов!

Оборудование мастер — кл асса: презентация, работы учащихся;

Инструменты: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Затонированный лист ватмана.

Задание: изготовление панно «Соборы и храмы древней Руси»

работа по парам или индивидуально – аппликация ( техника «Вытынанка») из заготовленных шаблонов.

Интернет ресурсы:

http://stranamasterov.ru/

http://www.liveinternet.ru

http://tvorchestvo.wordpress.com

http://ejka.ru

http://www.sami-svoimi-rukami.ru

http://www.4evercraft.com

Литература

В. Соловьев «Золотая книга русской культуры»

Б. Неменский учебник 4 класса «Искусство народов мира»

А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс –М,: Просвещение, 2010г.

multiurok.ru

Comments