Весь спектр цветов – Названия цветов, от Абрикоса до Янтаря — ColorScheme.Ru


23.03.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Название цветов и оттенков

Наш обычный солнечный белый свет на самом деле таит в себе весь спектр всевозможных цветов, у каждого из которых есть свое название. Правда, многие из нас знают названия только нескольких основных цветов.

В этом посте мы расскажем вам, как называются цвета и их оттенки. Ниже приведены таблицы и названия. Уверены, что эта информация будет для вас очень полезной.

Цветовое восприятие у мужчин и женщин. Парней и девушек сильно отличается друг от друга. Цвета, которые женщины делят на персиковый, нежно-розовый, апельсиновый, еще какой-либо, мужчины называют просто — оранжевый.

Может  из-за врожденного чувства прекрасного или еще почему-то женщины лучше различают цвета и знают названия сотен оттенков и цветов.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию подборку таблиц с названиями основных цветов и оттенков, от красного, и далее по радуге, до фиолетового. Кстати, кто бы мог подумать, но у белого тоже есть множество оттенков.

Этот пост с названиями цветов и оттенков будет вам особенно полезен, если вам рассказали о чем то упомянув экзотическое название цвета, типа ультрамарин или охра, а вы не в курсе что это вообще такое. Расширяем кругозор вместе с boobooka.com.

Начнем белого. Но как говорилось ранее, это скорее не цвет а совокупность всех цветов вместе.

Начнем с начала видимой части спектра — с красного. В таблице ниже приведены образцы и названия оттенков красного, цвета силы и мощи.

Желтый — цвет энергии, радости и Солнца!

Цвет спокойствия и природы — зеленый со своими оттенками и их названиями.

Синий и фиолетовый — окончание спектра.

А вот и те самые персиковые, розовые и прочие оттенки и их названия.

Продолжаем ликбез по названиям цветов и их оттенков от boobooka.com.

Многие цвета рождаются смешением остальных, как например оттенки из следующей таблицы.

Коньячно-бронзово-медная таблица цветов и их оттенков.

На очереди морские цвета, и цвета и оттенки характеризующие водную стихию и небо.

Не 50 как в известной книге, но предлагаем вам подборку названий оттенков серого.

На этом ликбез по названиям цветов и оттенков от праздничного портала boobooka.com окончен. Надеемся, что предложенная подборка картинок и таблиц будет для вас полезной. Ну как минимум вы расширили свои познания в области знания цветов.


boobooka.com

на какие сегменты он делится и как нам видится?

Исаак Ньютон, знаменитый на весь мир физик, однажды провел один интересный опыт: он установил на пути обыкновенного солнечного луча трехгранную призму, в результате чего тот разложился на 6 основных цветов. Стоит отметить, что ученый изначально смог выделить из них только 5 сегментов, однако после решил, что поделит этот луч аж на семь, чтобы число было равное количеству нот. Однако после того, как этот цветовой спектр был сложен в круг, выяснилось, что один из оттенков нужно убрать, и жертвой стал голубой. Так до сих пор с научной точки зрения в природе существует лишь 6 основных тонов, однако каждый из нас знает, даже на примере радуги, что среди них можно разглядеть седьмой.

Разбираем спектр по частям

Чтобы понять, что такое цветовой спектр, попробуем разделить его на две части. Первая будет содержать в себе первичные цвета, вторая, соответственно, вторичные. В первую группу мы отнесем такие тона, как красный, желтый и синий. Они являются основными и при правильном сочетании друг с другом образуют все остальные. Среди них, в свою очередь, называем оранжевый, фиолетовый и зеленый. Первый можно получить путем смешения красного с желтыми, второй – красного с синим, а третий – желтого с синим. На фоне всего того становится понятно, почему цветовой спектр покинул голубой тон. Получить его можно просто смешав синий с белым, что уже делает его неосновным тоном.

Более сложный вариант спектра

Современные ученые в цветовом спектре выделяют не 6, а 12 сегментов. Среди них есть не только первичные и вторичные тона, но еще и тертичные, которые заполняют пространство круга между первыми двумя категориями. В состав этой третей группы можно отнести красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Подобное расширение говорит нам о том, что спектр цветовой – это целый простор для различных комбинаций, которые могут образовывать невероятные оттенки. К примеру, сине-зеленый в определенной консистенции с белилами дает самый модный оттенок сезона – бирюзу. А красно-фиолетовый также в сочетании с белой краской образует лиловый, таинственный и загадочный.

Исходные тона

Наверняка вам известно о том, что все выше рассмотренные цвета являются хроматическими, то бишь имеющими яркий оттенок, заливку. Наряду с ними существуют ахроматические тона, которые состоят из белого, черного и всех оттенков серого, от совсем светлого до предельно темного. Благодаря им современный цветовой спектр становится куда шире, и его уже наполняют даже не 12 оттенков, а куда больше. В оригинале изображается круг, состоящий из 12 сегментов. В состав каждого из них входит еще по 8, а то и того больше оттенков, которые по мере приближения к центру становятся все светлее и светлее. Этот эффект достигается путем смешивания исходного цвета с белилами. В примере, который был приведен выше, мы указывали на то, что даже третичный тон спектра может быть разбавлен белым и тем самым изменен до неузнаваемости.

Влияние цвета на нашу жизнь

Чтобы не вдаваться в те банальные демагогии, которые рассказывают нам о якобы скрытых влияниях того или иного цвета на поведение и психику человека, отметим лишь вкратце, что теплые тона кажутся нам ближе, а холодные, словно вдавленные во что-то, удаляются от взора. Благодаря этому эффекту можно манипулировать визуальными эффектами в помещении, создавать выгодную рекламу и проводить прочие различные операции. Важно также отметить, что цветовой спектр может иметь не только тенденцию к белому (как это было описано выше), но и к темному. Аналогично любой сегмент круга как первичный, так и третичный мы может разбавить черным или любым оттенком серого, в результате чего они станет либо насыщенней и еще ярче, либо мрачнее. Этот факт также важно учитывать, создавая различные проекты как в интерьере, так и в прочих сферах жизни.

Что видим мы, люди?

Принято полагать, что видимый для человека цветовой спектр – это все основные, первичные цвета – красный, синий и желтый, а также множественные вариации, которые от них образуются. Таким образом, это круг тонов, который состоит далеко не из 12*8 сегментов, а куда большего количества. Наш глаз способен распознавать оттенки различной светлости, более того, их характеристики в нашем понимании меняются в зависимости от множества внешних факторов. Что касается чисто научной точки зрения, то самой большой длиной обладает волна красного цвета. Поэтому желтые, охровые, оранжевые и, соответственно, все оттенки красного мы видим лучше всего. По мере приближения к фиолетовому, все цвета постепенно теряют длину своих волн.

Заключение

На самом деле цветовой спектр – это загадка природы. Мы, люди, видим его лишь в неполной мере. Даже исходя из опытов, проведенных над множеством птиц, можно увериться в том, что они видят куда больше оттенков привычных для нас цветов, и при этом их картинка перед глазами является более красочной, нежели наша.

fb.ru

Красочный мир. Получение спектра цветов. Все цвета белого.

Окружающий нас мир полон удивительных ярких красок – глядя вокруг, трудно поверить что наши глаза могут воспринимать лишь три основных цвета. Но этой красотой можно не только восхищаться. Цвет играет важную роль в жизни многих животных и растений, а учёным он помогает делать новые открытия о свойствах различных материалов.

Попробуйте представить, каким скучным и унылым стал бы мир без цвета. Если вы когда-нибудь смотрели чёрно-белый телевизор, вам легко будет это вообразить.

Примерно один из двенадцати мальчиков и одна из двухсот девочек страдают дальтонизмом, то есть они не различают цвета, особенно красный и зелёный.

Свет, идущий от солнца, имеет белый цвет. В 1666 году английский учёный Исаак Ньютон, расщепив солнечный свет с помощью стеклянной призмы, получил ряд цветов, называемый спектром. Этим опытом он доказал, что белый цвет представляет собой смешение всех цветов радуги. Роль естественных призм могут играть капли воды, и именно благодаря им мы любуемся радугой, если во время дождя ярко светит солнце.

Вы можете создать радугу и сами, хотя порядка в вашем саду или дворе от этого не прибавится. Возьмите шланг, включите воду, встаньте спиной к солнцу и сожмите кончик шланга двумя пальцами, чтобы вода лилась не струёй, а широким веером мелких капель. Вот вам и радуга.

Люди всегда спорили о том, сколько цветов в радуге. Большинство людей считает, что их семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы не перепутать эти цвета, даже придумали специальную фразу: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Первая буква каждого слова в этом предложении обозначает соответствующий цвет.

Как увидеть цвета спектра с помощью стеклянной призмы

На самом деле количество цветов радуги исчисляется миллионами, но только для нескольких из них придумали названия. Например, мы знаем красный и знаем оранжевый цвет, но между этими двумя цветами существуют десятки оттенков, не имеющих названия, так что нам приходится самим придумывать названия типа «красновато-оранжевый». Но для удобства мы обычно пользуемся лишь шестью семью названиями основных цветов. Существуют также цвета, которых вы вообще не найдёте в радуге, такие как сиреневый или пурпуровый. Эти цвета можно получить сложением цветных лучей или удалением некоторых цветов из белого.

P.s. Уважающая себя девушка в арсенале всегда имеет множество оттенков средств для макияжа — основы макияжа на http://vogue.ua/article/beauty/makeup. Причём летние и зимние наборы для нанесения макияжа должны отличатся, т.к. в эти времена года цвет нашей кожи разный.

Похожее

yznaj-ka.ru

Названия цветов-красок с картинками — Всё самое интересное!

Продолжаем раздел «Рукоделие» и подраздел «Теория» статьёй «Названия цветов-красок с картинками«. Недавно в статье «Как получить нужный фиолетовый цвет» появился вопрос: «каковы точные названия цветов спектра круга?». На что мы и ответим в данной статье.

Интересно, что с названиями цветов произошло нечто похожее на названия химических элементов. Так, по отношению к химическим элементам существует как минимум три системы названий:

  • тривиальная (название даётся по сырью, образцу, способу получения, открывателю)
  • рациональная (учитывает некоторые основные свойства)
  • современная (учитывает всё).

Например: поваренная соль, хлорид натрия и натрия хлорид. Или виноградный спирт, этиловый спирт и этанол. Это всё одно и то же вещество.

Точно так же один и тот же цвет может иметь различные названия. Наиболее точное название даётся по его номеру (например, пшеничный цвет и № f5deb3). Но поскольку интерес есть именно к тривиальной номенклатуре, то номера цветов приводить мы не будем. Благо их можно спокойно найти в интернете.

Чтобы искать в статье цвет по названию, вы можете нажать ctrl + F и применить поиск по странице. Если какого-то интересного цвета нет — пишите в комментарии, найдём!

Здесь даны примеры цветов — но они лишь примеры, потому что экран компьютера не очень хорошо отображает некоторые цвета.

Все цвета узнаны у яндекса.

ЦветОбразец
Белый
Цвет морской пены
Цвет побега папайи
Жёлто-розовый
Персиковый
Пшеничный
Белый навахо
Цвет старого льна
Цвет кожи буйвола
Песочный
Горчичный
Золотистый
Янтарный
Оранжевый
Мандариновый
Тыквенный
Сиена
Золотисто-берёзовый
Бронзовый
Рыжий
Ванильный
Медный
Охра
Шоколадный
Краснобуро-оранжевый
Коричневый
Терракотовый
Кирпичный
Умбра
Сепия
Медвежьего ушка
Коричный
Тёмно-коричневый
Кофейный
Тёмно-каштановый
Бледно-коричневый
Циннвальдитовый
Розовый
Сомон
Оранжево-розовый
Лососевый
Коралловый
Сиена жжённая
Морковный
Тёмно-коралловый
Каштановый
Малиновый
Ализариновый
Карминово-красный
Алый
Красный
Тициановы
Кардина
Ржаво-коричневый
Бордовый
Кармин
Бургундский
Тёмно-алый
Бурый
Блошиного брюшка
Умбра жжёная
Розовый Маунтбэттена
Пюсовый
Лиловый
Светло-вишнёвый
Фиолетово-красный
Вишнёвый
Баклажановый
Ярко-фиолетовый
Ярко-розовый
Пурпурный
Фуксии
Бледно-пурпурный
Фиалковый
Цвет орхидеевый
Сливовый
Тёмно-пурпурный
Индиго
Тёмно-фиолетовый
Персидский синий
Фиолетовый
Серобуромалиновый
Аметистовый
Сиреневый
Чертополоховый
Лавандовый
Гридеперлевый
Барвинковый
Бледно-васильковый
Небесный
Ниагара
Сизый
Васильковый
Голубой
Морской волны
Лазурный
Синей стали
Лазурно-серый
Королевский синий
Лазурно-синий
Кобальтовый
Синий
Тёмно-лазурный
Ультрамариновый
Полуночно-синий
Сапфировый
Берлинская лазурь
Чёрный
Антрацитовый
Мокрого асфальта
Серый
Кварецвый
Серебристый
Бледно-синий
Электрик
Циан
Бирюзовый
Сине-зелёный
Мурена
Аспидно-серый
Маренго
Панг
Аквамариновый цвет
Малахитовый цвет
Изумрудный
Нефритовый
Бледно-зелёный
Зелёного мха
Салатовый
Жёлто-зелёный
Фисташковый
Лаймовый
Зелёный
Травяной
Тёмно-оливковый
Защитный
Болотный
Кремовый
Слоновой кости
Лимонно-кремовый
Вердепешевый
Кукурузный
Цвет детской неожиданности
Лимонный
Жёлтый
Грушевый
Шафрановый
Старого золота
Латунный
Оливковый
Тёмный хаки
Хаки
Шаума
Жёлто-коричневый
Сливочный
Цвет бедра испуганной нимфы
Льняной
Бежевый
Белый

Обратите внимание: градиент (плавность перехода оттенка к оттенку) не везде плавен. Где-то больше названий цветов, где-то меньше, где-то переход плавнее, где-то резче.

Интересно, с чем это связано?

Наверняка здесь кроется какая-нибудь исторически-физиологическая закономерность. Например, по легенде, древние египтяне не отличали синие оттенки, в повседневной жизни они не использовались. Только некоторые элементы в священных росписях содержат синие цвета. Вероятно, и здесь есть нечто похожее?

Также обратите внимание: в приведённых названиях цветов отсутствует метод их получения с помощью смешивания красок. К сожалению, на сегодня такой метод можно освоить лишь на опыте, общая система ещё не описана. Но закон получения различных цветов путём смешивания красок существует и вкратце описан в статье «Как получить нужный цвет?«

Удачного изучения названий цветов-красок по картинкам!

interesko.info

2.2 Цвет. Спектр — Природа цвета и цвета природы

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие  цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. ( Источник)

Цвета делятся на спектральные и неспектральные, хроматические и ахроматические.

Спектр и спектральные цвета.

В 1671 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом ( см. рисунок ниже):

Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

Если мы разделим спектр на две части, например — на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета — красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, — то оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.
Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 380 до 740 миллимикрон:

1 микрон или 1 m = 1/1000 мм = 1/1 000000 м. 1 миллимикрон или 1 MIT) =1/1 000 000 мм.

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики:

Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.
 
Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. ( Источник)

Таблица, характеризующая физические характеристики спектральных цветов:

Источник таблицы

Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны. Их можно интерпретировать, как узкие (вплоть до монохроматичности) участки непрерывного спектра видимого светового излучения. ( Источник)

Что такое непрерывный спектр?

Белый свет разлагается призмой на спектральные цвета (спектр): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это распределение «главных» цветов было предложено Ньютоном по аналогии со звуковой гаммой. Между отдельными цветами происходят непрерывные переходы тонов. Красный свет  отклоняется меньше всего, фиолетовый имеет наибольший угол отклонения. При помощи цилиндрической линзы можно снова соединить спектральные цвета в белый свет (рис.216). Следовательно, белый  цвет является смесью множества цветных лучей спектра.

Если ввести в сходящийся пучок лучей позади цилиндрической линзы вторую (тонкую призму, то она отклонит часть лучей и на экране появится окрашенное изображение щели, например светло-голубое; неотклонённые лучи дадут второе изображение щели (оранжевое). Эти два пучка лучей дадут совместно белый цвет. Такого рода цвета: красный и зеленый, оранжевый и светло-голубой, желтый и синий называют дополнительными цветами.

Замечание. Желтый и синий спектральные цвета дают совместно белый; но соединение желтой и синей красок дает зеленый цвет. В последнем случае речь идет об отраженном свете. Желтая краска отражает главным образом оранжевый, желтый и зеленый. Синяя отражает, наоборот, зеленый и синий. В смеси преобладает отраженный зеленый цвет.

Одинаковые призмы из разных сортов стекла дают спектры различной ширины. Комбинируя призмы с различными преломляющими углами, можно уменьшить отклонение и одновременно увеличить ширину спектра (спектроскоп прямого зрения). Комбинируя призмы из флинтгласа и кронгласа с различными преломляющими углами, можно, наоборот, устранить разложение в спектр и сохранить отклонение — ахроматические призмы. (Источник)

На диаграмме ниже все спектральные цвета заключены внутри кривой линии, прямая линия, соединяющая фиолетовый и красный —  это линия пурпурных цветов, которые относятся к неспектральным.

Таким образом, спектральные цвета — это реальные цвета, а неспектральные — это воображаемые цвета, которые находятся за пределами данной кривой и образуются посредством произвольного смешения спектральных и ахроматических цветов.

В следующий раз рассмотрим подробнее спектральные цвета, какие цвета являются первичными ( основными) и дополнительными, что такое аддитивное и субтрактивное смешивание ( воспроизведение) цвета, что такое цветовой круг и какое практическое значение он имеет при подборе одежды. Основные определeния основных и дополнительных цветов  и видов смешивания даны выше, но нужны иллюстрации и более детальное рассмотрение.

natural-colours.livejournal.com

Снова о цвете: спектр и цветовой круг — Наука и метод

Цвет

Это одно из основных свойств физических тел. В зависимости от длины световой волны, воздействующей на глаз, последний ощущает тот или иной цвет. Длина световой волны, то есть расстояние, на которое распространяется световая волна за время одного периода, измеряется миллимикронами. Видимый оптический спектр ограничен волнами примерно от 760 до 380 миллимикрон, а именно:

  • Красный — 760-620
  • Оранжевый — 620-590
  • Желтый — 590-560
  • Желто-зеленый — 560-530
  • Зеленый — 530-500
  • Голубой — 500-470
  • Синий — 470-430
  • Фиолетовый 430-380

Спектр

Это цветная полоса, получаемая при разложении (например, призмой) луча белого цвета по длинам волн. Между цветами в спектре нет четких границ: каждый цвет постепенно переходит в соседний. В спектре различают иногда семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (правильнее разделить большую группу зеленых на желто-зеленые и сине-зеленые).

Ахроматические цвета

Это белые, черные и все переходные от белого к черному — серые (глаз человека различает около трехсот ахроматических оттенков). Все остальные цвета называются хроматическими.

Хроматические

Как и ахроматические отличаются друг от друга своей светлотой. Например, синий спектральный темнее, а желтый спектральный светлее красного спектрального. Это качество хроматического цвета (обладающего цветностью) в цветоделении именуется цветовым тоном. Художники обычно называют цветовой тон просто цветом.

Спектр является естественной шкалой цветовых тонов. Спектральные цвета можно подразделить на три зоны: красную, объединяющую красный, оранжевый и оранжево-желтый; зеленую — желтый, желто-зеленый и зеленый; сине-фиолетовую — голубой, синий, фиолетовый. Красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета называют теплыми, а зелено-голубые, голубые, синие и фиолетовые — холодными.

Цвета, образованные смешением двух крайних спектральных, то есть красного и фиолетового, называются пурпурными (они являются переходными между красными и фиолетовыми). В спектре нет пурпурных цветов.

При различных многокрасочных работах, с целью более удобного подбора красок, иногда пользуются цветовым кругом, в котором спектральные и пурпурные цвета расположены по окружности. В спектральной части круга (или спектре) глаз различает около 130 цветовых тонов, а в пурпурной — около 20.

Различные тела поглощают (не отражают) световые волны разной длины неодинаково: одни поглощают их в равной мере (неизбирательное поглощение), другие — в различной степени (избирательное поглощение). Ахроматические тела обладают неизбирательным, а хроматические — избирательным поглощением. Если от поверхности тела отразились и действуют на глаз все спектральные лучи, то глаз ощущает белый цвет, если все лучи не отразились, то есть поглотились, — черный. Если часть лучей отразилась, а часть поглотилась, то в зависимости от их соотношения глаз ощутит тот или иной цвет.

Если направить красный и фиолетовый (сине-фиолетовый) лучи и совместить их на белой поверхности, увидим пурпурный цвет. Если совместить синий и зеленый лучи, — голубой. Если зеленый и красный — желтый. Такое оптическое смещение цветов называется аддитивным, или слагательным смешением.

Если на белую бумагу нанести слой желтой краски, то из общего потока света до белой поверхности бумаги дойдут только красные, желтые и зеленые лучи, а другие он поглотит(«вычтет»). Если поверх этой желтой краски нанести голубую, то последняя через свой слой пропустит только зеленые лучи, а красные и желтые поглотит, в результате чего глаз ощутит зеленый цвет. Такое смешение называется субтрактивным, или вычитательным смешением.

Взаимодополнительными цветами называются такие цвета, которые при аддитивном смешении и определенных количественных отношениях дают ахроматический цвет. При смешении недополнительных получаются цвета, промежуточные по тону между смешиваемыми.

Различные световые лучи действуют неодинаково на светочувствительный слой (например, фотопленки). Самый актиничный цвет — белый. Черные неактиничны, так как черные поверхности очень слабо отражают свет. Светло-голубые почти столь же актиничны, как белые, а красные почти столь же неактиничны, как черные.

Тэг: Цветоведение

zen-designer.ru

Спектр

СПЕКТР

 

СПЕКТР, СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА (франц. spectre, от лат. spectrum — «представление, образ», от spectare — «смотреть, созерцать, рассматривать») — в общем смысле — совокупность всех значений какой-либо величины.

В теории изобразительного искусства, в частности в колористике (науке о восприятиицвета), спектром называют полную шкалу зрительно воспринимаемого диапазона колебаний электромагнитного поля. Глаз человека видит такой спектр как определенную последовательность тонов хроматической гаммы: красный, оранжевый, желтый, зеленый,голубой, синий, фиолетовый. Иначе спектральные цвета называют семью цветами радуги, поскольку в соединении они составляют белый дневной свет.


В 1664 г. знаменитый английский ученый И. Ньютон (1643—1727) первым с помощью стеклянной треугольной призмы расщепил белый свет на составляющие семь тонов. Он же придумал термин «спектр«. Ньютон объяснял природу света механически. Согласно его теории, источник света испускает мельчайшие частицы, которые и воспринимает глаз человека.

Солнечные лучи, преломляясь, например при прохождении сквозь капельки воды в атмосфере, могут образовать радугу на небе. Крайние тона — красный и фиолетовый, согласно современным научным представлениям, граничат с невидимой частью спектра, соответственно инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами.


Белый цвет можно получить из спектральных тонов только оптическим соединением, смешение соответствующих красок из-за неизбежных примесей дает грязный тон. Грязныйтон, аналогично музыкальному, получается при неправильном и непропорциональном смешении спектральных цветов. Все тона хроматической гаммы делятся на теплые и холодные, основные (красный, синий, желтый) и производные (получающиеся от их соединения). Гармонизация, или темперация, хроматического ряда и, соответственно,эстетика цвета основана на принципе дополнительности.

Известно, что причина многообразия спектральных цветов заключается в длине световой волны. Световая волна определенной длины вызывает ощущение строго определенного цвета.

Так, волна с длиной 700 нм вызывает ощущение красного цвета, волна с дли­ной около 400 нм — ощущение фиолетового цвета. В промежутке между длинными и короткими волнами располагаются волны, вызывающие ощущения всех остальных цветов полного спектра.

Но спектральные цвета — только ничтожная часть всех видимых цветов вообще. Причина разнообразия всех видимых цветов — серых, коричневых, оливковых, розовых, пурпурных и т. д. — значительно сложнее. В противоположность тому, что думали теоретики импрессионизма,спектральные цвета — это редкое явление, вызываемое разложением светового луча при прохождении через преломляющие среды. Мы видим спектральные цвета в радуге, каплях росы, на гранях хрусталя. Но большая часть красок природы — зелень листвы и цвет кирпичной стены, цвет розы и даже цвет неба — не спектральные цвета. Как ни просто ощущение цвета и в этих случаях, физическая причина его сложнее: здесь действует не излуче­ние с одной длиной волны, а целая сумма излучений. Здесь действует неразложенный на свои составляющие спектр излучения. Сложный спектр скрыт за про­стым впечатлением от него.

Неразложенный луч солнечного света также вызывает ощущение  простого цвета, но и его«спектр» остается при этом скрытым. Мы называем цвет солнеч­ного луча белым по тому впечатлению, которое он на нас производит. Однако именно пространственное разложение солнечного луча приводится в учебниках физики как образец полного спектра.

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения также действуют на глаз, но не вызывают зрительных ощущений. Это «невидимый» свет.

shedevrs.ru

Comments