Техника монотипия это – Нетрадиционные техники рисования.«Монотипия»


12.02.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Монотипия | Художественные техники

Слово «монотипия» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «монос» — один, единственный и «типос» — след, отпечаток. Итак, монотипия — это такая художественная техника, когда при печати получают только один отпечаток.

Монотипии можно выполнять акварелью, маслом, типографской краской. Изображения печатают на широкой бумаге, которая хорошо впитывает в себя воду. Для выполнения монотипии нужны: пластинка из металла, стекла, керамики, пластмассы, бумага для черновиков и для чистого отпечатка, карандаш, краска, фотовалик, мыло, несколько газет, скипидар, ножницы, ткань. Для монотипии, выполненной акварелью, необходимо только мыло. Если же выполнять монотипии типографской краской — без фотовалика не обойтись. Но всегда нужно иметь какую-то пластинку, на которой рисуется и при помощи которой отражается изображение. Удобны для этого пластинки из стекла или прозрачной пластмассы, потому что сквозь них хорошо виден рисунок карандашом.

Лист бумаги для отпечатка прикалывают к доске и легко омывают ватным тампоном его поверхность с обеих сторон, не допуская надавливании. Теперь бумагу надо на несколько часов поместить в сосуд с водой, чтобы лист мог свободно плавать, не сгибаясь и не сминаясь.

Для печати бумага должна быть влажной, но не мокрой; лишнюю воду промокают газетами или промокательной бумагой. Подготовленный лист используют сразу, поскольку будучи полусухой бумага не впитывает хорошо краски и может покоробиться.

Затем используют акварельные или масляные краски, в зависимости от того, какую монотипию хотят получить: монохромную (одноцветную) или многоцветную.

Многоцветная (полихромная) монотипия

Монохромная (одноцветная) монотипия

Монотипия требует иногда дополнения некоторыми приемами или средствами, которые обогащают композицию, делают ее интересной, создают дополнительный эффект. Один из таких приемов — подчеркивание контуров отпечатка темной краской, которая гармонировала с цветами на рисунке. Обводить контур можно разными, темными и светлыми цветами, тонкими или толстыми линиями.

Второй способ наведения контуров деталей рисунка — белый контур. Он требует, чтобы узкий промежуток вокруг каждой детали остался без краски. Лучше промывать промежуток в слое краски с помощью кисточки. Кончик кисти намачивают в воде, легко встряхивают и промывают белую полоску. Вместо кисти можно использовать палочку. Кусочек дерева такой же толщины и длины как у карандаша заостряем как карандаш, а кончик срезаем, чтобы он не был слишком острым. Лучше, если срез немного под углом (по косой). Обмакивая кончик палочки в воду, проводим линию вокруг каждой детали, размывая и собирая краску. От палочки контур будет четким и равномерным. Ею можно работать только на стекле, потому что для пленки это слишком жесткий инструмент. При работе масляной краской палочки не смачиваем.

Чтобы отпечаток не был однообразным, используют различные способы наложения мазков. Небольшую площадь можно покрыть равномерным слоем краски, но иногда на пластинке кисточкой делают много мелких мазочков в форме точечек, запятых, широких волнистых или прямых полосок, которые при отражении имеют оригинальный вид.

Когда мы разводим краску мыльной водой, образуется пена, которая часто мешает при печати. Однако можно использовать эту особенность: каждый из пузырьков мыльной краски оставляет на оттиске след в виде кругленкого пятна или кольца. Но мыльную пену надо использовать лишь там, где она дает дополнительный эффект, подчеркивает новое качество рисунка.

Ткань с четким красивым плетением (фактурой) или бумагу с шероховатой поверхностью можно использовать вместо пластинки для выполнения монотипии. Выстиранную и выглаженную, но не накрахмаленную ткань хорошо натягиваем на прочный картон или доску. Края ткани на обороте надо прометать нитками так, чтобы она не морщилась и не передвигалась во время работы. Бумагу с шероховатой поверхностью приклеиваем к картону. На ткань (бумагу) наносим краску с помощью фотовалика. Нужно быть осторожным, чтобы полностью не закрыть плетения ткани, потому что в этих местах на оттиске будет пятно. Краску лучше сначала хорошо раскатать на стеклянной пластинке, а потом уже наносить на ткань. Эту процедуру можно повторить 2-3 раза. На подготовленную ткань кладем чистую бумагу, на нее эскиз композиции и отбиваем его уже известным способом. Отпечаток будет содержать следы плетения ткани или поверхности шероховатой бумаги, это придаст ему особую привлекательность.

arttechnika.info

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ МОНОТИПИЙ (16.07.14.)

Сегодня в Центре психологии и творчества «АФИНА» впервые прошел Мастер-класс по творчеству в технике «МОНОТИПИЯ».

Ниже помещаю интересную статью о том, чем же мы сегодня занимались.

ЭТО действительно ЗАВОРАЖИВАЕТ!!!

В данной статье представлено интервью  Анны Большаковой из Владивостока, которая  на девятом слете специалистов и мастеров разных направлений «Звезда Преображения» (сентябрь 2013) оформила выставку монотипий, и на стенде представила как свои работы, так и работы других художников г. Владивостока.

Что представляет собой монотипия?  

Термин «Монотипия» состоит из двух слов: «моно» и «типия».

Монотипи́я (от «моно» — один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ…) — вид печатной графики, позволяющий получить единственный оттиск. Если просто сказать, Монотипия – это одно касание, прикосновение, надавливание… наверное, можно найти ещё много словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием! 

Создается монотипия путем нанесения краски на гладкую поверхность (станок) с последующим отпечатыванием на бумаге. Я использую в основном акварельные краски. Но можно работать и гуашью, акриловыми и другими красками. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

 

 На выставке в рамках 9-го слета были представлены работы владивостокских художников. Они выполнены в технике фрактальной монотипии. Под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру.  

В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и дрeubt объекты).

 

Фракта́льная моноти́пия (англ. fractal monotypy) — вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии. Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Наиболее ценными считаются фигуральные монотипии, так как вероятность возникновения образа человека при изготовлении стохатипии значительно меньше, чем пейзажа.  

Почему ты стала этим заниматься?

С тех пор, как впервые попробовала сделать монотипию, меня неудержимо постоянно тянет заниматься этим искусством. Начала заниматься монотипией в секции цветопсихологии Высшей Народной Школы Дальневосточного Федерального Университета в г. Владивостоке под руководством Э.П.Кочетковой. Именно Эмма Петровна открыла мне все прелести монотипии, как с точки зрения психологии, так и области искусства.

 

Какой процесс происходит во время создания монотипии? 

Краски наносятся на станок хаотично, но во время прикладывания ладони к бумаге и во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. На некоторых монотипиях видны характерные для фракталов структуры — дендритные образования, которые при отрыве бумаги от поверхности структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около одной минуты). Это свидетельствует о протекании процесса самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой, вследствие ее разрыва. Это – физический уровень.

 

Но с другой стороны, что такое монотипия? Монотипия – это картина, в которой находит отражение тонкий план, настроение художника, его внутренний мир. Учитывая это, перед процессом творчества – созданием монотипии, я стараюсь гармонизировать себя, настроиться на энергию какого-либо Божественного качества или на человека, которому предназначается работа. 

Сам процесс создания картин в технике «монотипия» является оздоровительным, исцеляет от многих заболеваний, приводит человека в умиротворённое, радостное состояние, усиливает воображение, способствует развитию тонких способностей, притягивают Ангелов Творчества в Ваше поле. 

У созерцающего фрактальную монотипию происходит процесс, когда его подсознание узнает знакомые образы, с помощью фантазии дорисовывает их, проживает. В это время и происходит исцеление и преображение человека, так как стираются негативные воспоминания и замещаются радостными проживаниями. 

Чем ты руководствуешься, когда выбираешь цвета для очередной композиции? 

Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором нахожусь. Монотипия – это моё состояние, это уровень моей гармонии на момент отпечатка. Но иногда заказывают монотипию с определёнными цветами. В этом случае настраиваюсь на эти цвета, делаю пробные картины, затем, добившись полного созвучия с желаемой темой, создаю шедевр. 

Как влияет на человека готовая монотипия? Расскажи на примере одной из них. 

Каждый зритель находит в монотипии что-то свое. Это зависит от состояния, в котором находится человек и от его фантазии. Кто-то видит картину целиком, а кто-то в мельчайших деталях находит знакомые образы. В монотипию можно “войти”, представив картину увеличенной или себя в уменьшенном виде среди пейзажа или среди причудливых фигур животных и людей. Кому-то видятся сталактиты, а кто-то видит космические просторы… 

Посмотрите на монотипию. Как причудливо перемешиваются краски, создавая неповторимые узоры и картины! Кто-то в этой работе видит два бутона цветов, другие могут увидеть двух ангелов, а третьим покажется, что это – Близнецовые Пламёна… В любом случае, в данной работе гармонизация идёт за счёт оттенков зелёного цвета. Зелёный цвет, как известно, оздоравливает сердце, надпочечники, мышцы. Он приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение. 

Каким образом влияет на человека та или иная композиция во время созерцания ее? 

На выставке вы можете рассматривать различные монотипии. Но какая-то картина привлечёт Ваше внимание больше остальных. Ваша внутренняя память подскажет образы, напоминание о которых есть в картине. Они могут быть связаны с различными жизненными ситуациями. Разглядывая эти образы, воображением дополняя недостающие элементы, Вы незаметно для себя войдёте с состояние гармонии, восторга или умиротворения. На Ваше новое состояние подействует и фактура рисунка, и образы, и сочетание красок. 

 

Допустим, определённый человек увидел в монотипии девушку, замурованную в темнице. Но при повторном рассматривании он же увидел Хозяйку Медной горы. Позднее человек может увидеть в этой картине множество других образов. Если вы выбрали как наиболее понравившуюся именно эту картину, то, значит, вам просто недостаёт сочетания зелёного, жёлтого и коричневого. В своём сочетании эти цвета благостно воздействуя на Вас, приводят в состояние гармонии. 

Какое эволюционное предназначение монотипии, и как ее можно связать с Учением Золотого Века?  

Эволюционное предназначение монотипии – это развитие творческих способностей у любого человека, созерцающего или создающего картину, это гармонизация внутреннего мира, усмирение эмоций, развитие чистоты помыслов и тонкости чувств, это усиление тонких способностей, притяжение Ангелов в Ваше поле и, конечно, оздоровление и исцеление. 

А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказуемостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы. Монотипия — Техника Свободы и Божественного вмешательства! 

 Научиться создавать картины в технике монотипия может практически любой человек. Это очень увлекательное занятие. Вы будете с удовольствием изготавливать, а также дарить свои шедевры родным, друзьям и знакомым и просто незнакомым людям. 

Удачи Вам в творческих начинаниях!

 Источник статьи (с картинками) — 

http://www.ashram.star-transform.org/letopisi/seminary/529-master-klass-po-sozdaniyu-monotipiy

afinacentr.ru

Монотипия

Монотипия

Общая информация

Необходимые инструменты

Приемы

Картины художников    в стиле монотипия

 

 

 

 

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).

Если просто сказать: монотипия — это одно касание, прикосновение, надавливание…… наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер… Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе…

В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, к моему удивлению, к ней, как к отдельно взятой технике, относятся как к чему-то несерьезному! С этим пришлось столкнуться когда я учился в художественном заведении… А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказумостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе «Амбасадор»»).

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.

Крупные мастера русской и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать «Эвклидом ХХ века». Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок — фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.

В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин «фрактальная монотипия».

Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией.

Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.

(http://www.tigelclub.ru)

 

 

Нетрадиционные техники рисования. 2012 Ерина Анастасия. [email protected]

paint-unusually.narod.ru

Монотипия для детей. Мастер-класс c картинками

Как часто Вы бываете в гостях? А вот я в последнее время хожу в гости практически ежедневно. С тех пор, как я начала вести свой блог о творчестве мамы, у меня появился интерес к подобным сайтам и блогам, которые создают такие же обычные женщины и мамы, как и я сама.

Вот и получается, что я бываю в гостях очень часто. И это не только доставляет мне огромное удовольствие, но еще и пользу приносит. Ведь домой я всегда возвращаюсь с подарками – новыми идеями для творчества.

Побывав на днях у автора сайта «Кладовочка моих увлечений» Натальи Кузьминой, я увидела живописные работы в технике монотипии. Яркие картинки так запали в душу, что я решила попробовать свои силы в этом виде творчества, а мой постоянный ассистент с радостью согласился мне в этом помочь.

Оговорюсь сразу, наши картинки в технике монотипии будут весьма креативным, так как в силу ряда причин мы с дочкой позволили себе отступить от классической технологии. Поэтому для начала я вкратце расскажу

Как правильно сделать монотипию с ребенком дошкольного возраста

1. На плоскую гладкую поверхность (стекло или пластик) толстым слоем наносятся пятна краски. Для детских рисунков в технике монотипии лучше всего использовать гуашь. Пятна могут быть совершенно хаотичными.

2. После нанесения краска сбрызгивается водой. Сверху прикладывается лист бумаги (желательно использовать плотную бумагу для акварели, которая не так быстро пропитывается влагой).

3. Лист бумаги прокатывается резиновым валиком или простукивается кулачком, чтобы краски смешались между собой.

4. После чего необходимо резким движением стянуть лист за уголки. Можно прокрутить лист бумаги в каком-нибудь направлении, чтобы получить более интересные разводы краски, но делать это нужно одним четким движением.

5. Сделанный таким образом оттиск просушивается.

6. А дальше начинается самое интересное: ребенку предстоит определить, на что похож полученный оттиск.

Существует и более простой способ создания монотипии:

1. Плотный лист бумаги складывается пополам.

2. На одну половинку листа наносятся пятна краски.

3. Рисунок сбрызгивается водой.

4. Бумага складывается, и делается оттиск по технологии, описанной выше.

5. Когда лист бумаги разворачивается, на второй половинке листа получается оттиск в зеркальном отражении.

Чаще всего оттиски, выполненные таким способом детьми дошкольного возраста, получаются похожими на волшебных сказочных бабочек. Но если Вы не будете сдерживать полет фантазии своего ребенка, то наверняка будете удивлены тем, какие причудливые ассоциации вызывает у него картинка в технике монотипии.

А теперь, мы с дочкой покажем Вам свой небольшой

Мастер-класс по монотипии для детей

Работа предстоит творческая, поэтому мы заранее застелили пол большой клеенкой и подготовили:

• бумагу для акварели

• кисточку

• пальчиковые краски

• пластмассовый планшет для лепки

• стакан с водой

Вы обратили внимание на то, что кисточка у нас совершенно необычная? Вместо ворса на конце у нее прикреплено некое подобие звезды из тонкого поролона. Эту кисть дочке презентовали в магазине товаров для творчества, где мы покупали материалы для нашего мастер-класса по рисованию пальчиковыми красками.

Я никогда раньше не встречала подобной кисточки. Даже в интернете мне не удалось найти ничего подобного. Так что мы решили опробовать ее для изготовления картинки в технике монотипии.

Для рисования мы решили использовать пальчиковые краски, которые по сути своей являются той же гуашью.

Ну, и наконец, наше главное отступление от традиционной техники создания монотипии состоит в том, что дочка наотрез отказалась что-либо рисовать на пластмассовом планшете. Я не стала оспаривать ее весомый довод о том, что эта дощечка предназначена только для лепки. Поэтому пятна решено было наносить непосредственно на лист бумаги для акварели.

Итак, наносим краску разных цветов на бумагу.

Глядя на то, как моя дочь увлеченно покрывает поверхность альбомного листа разноцветными пятнами, я решила не ограничивать ее творческий порыв. И в результате мы получаем художественное полотно, вполне способное соперничать в яркости и буйстве красок с бразильским карнавалом

Далее сбрызгиваем лист с рисунком чистой водой, при помощи хорошо промытой от красок кисти.

Накрываем наш рисунок пластмассовым планшетом

и изо всех сил стучим кулачком по планшету.

Чтобы хоть отчасти соблюсти технологию выполнения монотипии, переворачиваем наше «художество» альбомным листом вверх и стягиваем лист с планшета, аккуратно держа его за уголки.

Даем краскам высохнуть.

Стоит ли говорить о том, что фантазии на тему того, что изображено на оттиске в технике монотипии – это самая увлекательная часть всей работы?! Когда все члены семьи с недоуменным видом вертят в руках пеструю картинку, пытаясь угадать, на что это похоже, и лишь маленький ребенок в хаосе ярких пятен видит то, чего не видит никто другой!

В конце концов, на семейном совете все сошлись во мнении, что на рисунке изображена плывущая в густых зарослях морских водорослей черепаха.

А чтобы это было видно не только нам, но и всем желающим, пришлось вооружиться универсальным серебряным контуром и нанести точечный рисунок, проявляющий очертания нашей черепахи.

При отсутствии специального контура очертания угаданной фигуры можно подчеркнуть, нанеся точечный рисунок при помощи зубочистки или бамбуковой шпажки, как это было показано в мастер-классе по прямому и обратному декупажу бутылки.

А поскольку на пластмассовом планшете осталось еще немного краски, мы сделали еще один оттиск. На этот раз, как положено по классической технике монотипии.

Если Вы детально рассмотрите полученную картинку, то поймете, почему оттиск в монотипии желательно делать именно с гладкой поверхности на бумагу, а не наоборот, как это сделали мы с дочкой. Такой оттиск имеет более богатую фактуру, так как пластик или стекло в отличие от бумажного листа не впитывают влагу и краску.

И снова мы всей семьей весело гадали, что же получилось изобразить на этот раз. Но дочка безапелляционно заявила, что это хамелеон Паскаль.

Бьюсь об заклад, Вам бы и в голову не пришло, что на этой картинке в технике монотипии прячется хамелеон!

Все дело в том, что совсем недавно мы с дочкой читали книгу по диснеевскому мультфильму «Рапунцель», и забавный хамелеон Паскаль, маленький друг принцессы Рапунцель, так понравился дочери, что пришлось даже показать ей несколько видеороликов с YouTube о хамелеонах.

Видимо, пестрая картинка в технике монотипии сразу напомнила дочери хамелеона, причудливо меняющего свою окраску.

Не знаю, насколько хорошо мне удалось изобразить хамелеона при помощи серебряного контура. Предлагаю Вам сравнить нашу монотипию с живым хамелеоном:

Фантазируйте вместе с HobbyMama!

hobbymama.ru

Исследовательская работа на тему «Что такое монотипия»

Содержание

I

Введение……………………………………………………………………

с.3

II

Основная часть

2.1. Анкетирование……………………………………………… с.4

2.2 Общий обзор ………………………………………………… с.5

2.3.

История возникновения монотипии………………………

с.7

2.4.

Виды монотипии…………………………………………………

с.8

2.5.

Использование монотипии в психологии……………………..

с.10

2.6.

Монотипия для детей. Мои работы. Этапы выполнения ……….

с.11

III

Заключение……………………………………………………………….

с.13

IV. Список литературы………………………………………………………

V. Приложение. Мои работы и работы моих одноклассников…………….

с.13

I Введение

Цель работы: исследование особенностей техники монотипия

Задачи:

— узнать историю возникновения монотипии;

— выяснить, какие виды монотипии существуют;

— узнать, используется ли в настоящее время эта техника рисования;

— выяснить, доступна ли техника монотипии для детей;

— самостоятельно нарисовать несколько работ в технике монотипии.

Гипотеза: Я предполагаю, что любой ребёнок может научиться рисовать в технике монотипия

Актуальность. Считаю эту тему интересной и актуальной, так как рисовать в технике монотипии легко и приятно. Рисование в технике монотипии, поможет самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, способствует развитию мышления, воображения.

Методы исследования: поиск информации, сравнительный анализ данных, изучение различных техник монотипии и применяемых материалов, практическая работа по изготовлению монотипии.

Предмет исследования: графика, живопись

Объект исследования: техника монотипии

Моя работа посвящена монотипии – малоизвестному виду изобразительного искусства. Монотипия – это вид графики, очень простая техника, она основана на интуиции и не требует особых познаний.

Что же такое монотипия? С греческого этот термин переводится так: «моно» — один, «типос» — отпечаток. То есть монотипия — это техника создания только одного, уникального, отпечатка. Ценность такой техники в том, что этот отпечаток невозможно повторить.

Если просто сказать, монотипия — это одно касание, прикосновение, надавливание…… Наверное, можно найти много еще слов, чтобы описать эту технику. Но, самое главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

  1. Основная часть

2.1 Анкетирование. Среди учеников начальных классов я провела анкетирование и задала им 4 вопроса:

  1. Знаешь ли ты, что такое монотипия?__________________________________

  2. Приходилось ли тебе когда-нибудь рисовать в технике монотипия?__________

  1. Хотел(а) бы ты узнать больше о монотипии?____________________________

  1. Хотел(а) бы ты научиться рисовать в технике монотипия?___________________

  1. Знают о монотипии только 8 человек из 41.

  1. В технике монотипии рисовали когда – либо 5 человек из 41

  1. Но зато 36 человек хотели бы узнать больше о монотипии, и только 5 – нет

  1. И 28 человек хотели бы научиться рисовать в технике монотипии, а 13 человек – нет.

2.2 Общий обзор.

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер… Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе…

Человеческое восприятие самих себя и окружающего мира обладает сильным стремлением к образности. Даже в случайных контурах (например, облаках), пятнах света и тени, мы способны увидеть образы лиц, животных, фигур.

Ничего удивительного, что в изобразительном искусстве должна была рано или поздно появиться техника, основанная на сочетании случайности и восприятия.

Эта техника дает рисующему большую свободу как в изобразительном, так и в сюжетном плане. Она часто используется психологами, но на самом деле возникла задолго до того и совсем не для того.

Она не является в чистом виде ни живописью, ни графикой, она – их счастливый синтез. Мы наносим краску (любую) на печатную поверхность (от стекла до фанеры), прикладываем лист бумаги, прижимаем, аккуратно снимаем, получаем единственный и неповторимый отпечаток и начинаем угадывать в нем либо то, что мы с самого начала планировали изобразить, либо то, что нам подсказывает ее Величество Случайность.

В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, сегодня, почему-то к ней, относятся как к чему-то несерьезному.

При этом виде графики получается один оттиск на бумаге со стекла (листа меди и другого листа бумаги), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые ему больше всего нравятся. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Изображение, получаемое при монотипии, всегда отличается от того, что изображалось на печатной форме. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены художником. 

По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк, медь, сталь, латунь. А также стекло и фанера! Холст и дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами.

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки…

    1. История возникновения

Монотипия существует давно, более трехсот лет.

Впервые применил эту технику в 17 столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Техника монотипии известна с 17 века, однако распространение получила только с конца 19 века.

Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе «Амбасадор»»).

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале 20 века и создавшей собственную школу.

Русская художница Елизавета Кругликова самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин.

Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью.

В 20 веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.

Крупные мастера русской и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

    1. Виды монотипии

В настоящее время существует несколько способов изготовления монотипии.

Первый способ один из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия».

Берется твердая поверхность, в творческом порыве наносится краска нужным инструментом, сверху накладывается бумага и продавливается сверху руками или резиновым валиком. Затем плавно снимается верхний лист. Полученный оттиск внимательно исследуется. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если используются водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ.

Художественное произведение пишется масляными красками на холсте или картоне. Затем накладывается бумага, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от желания художника. Бумага продавливается, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берется пластик или стекло. Валиком накатывается нужное место или вся поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если художник не уверен, в том, что может сразу нарисовать и скомпоновать свое произведение на листе то, до того, как положить его на краску, легкими движениями простого карандаша можно наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опустить лист на накатанную краской поверхность. Далее, можно начинать рисовать то, что ранее наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую необходимо получить.

Выполнив экзерсисы на бумаге, лист аккуратно снимается. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ.

В фотованночку наливается вода. Типографские краски разводятся в разных баночках до жидкого состояния специальным растворителем. Затем кистью краски брызгаются на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: краски перемешиваются черенком кисти и в результате получается неповторимый узор.

Приданном способе необходимо работать быстро, но аккуратно: один край листа бумаги накладывается на воду, а потом как бы по дуге, второй край. И так же он снимается: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Шестой способ — смешанная техника.

В данном случае за основу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель, масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее………

    1. Использование монотипии в психологии

Яркий пример монотипий – пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов – но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного – они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру – он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации.

Хорошим знаком так же является видение в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью.

2.6 Монотипия для детей. Мои работы. Этапы выполнения.

Сейчас я учусь в художественной школе и могу сказать, что монотипия в школьной программе не изучается, но по моей просьбе мы с моим педагогом, Людмилой Николаевной, рассмотрели данную тему.

Как оказалось, монотипия — не такая уж и сложная техника и сделать ее можно даже с ребенком. Для ее изготовления потребуется немного фантазии, желания и свободного времени.

Мне кажется, что монотипию может освоить каждый, даже маленькие дети.

Вот, например, для изготовления такого рисунка использовались краски (гуашь, акрил или акварель), вода, бумага и лист стекла.

Если нет определенной идеи, то можно использовать понравившиеся краски — и результат будет неожиданным и интересным.

Если это будет летний пейзаж, то необходимо использовать соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. На стекле делается рисунок краской. Вернее, это не совсем рисунок, скорее, нанесение произвольных штрихов и разводов. Единственно, если вы хотите в будущем получить небо, то голубой цвет используем сверху, а зеленый — снизу. Разводы делаются быстро, чтобы краска не успела высохнуть (если же это произошло, то не страшно — нужно просто намочить кисточку и водой немного смочить стекло).

Сверху накладывается лист бумаги и хорошенько придавливается к поверхности секунд на десять. Когда бумага снимается со стекла, то получается оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получится никогда.

Теперь можно вооружиться черной гелевой ручкой и, рассматривая таинственные пятна и разводы, прорисовывать детали — картина будет преображаться и начнет рождаться сюжет, который зависит исключительно от вашей фантазии.

Я – начинающий художник, поэтому в качестве гладкой поверхности использую бумагу и на бумаге же отпечатываю рисунки.

Предлагаю серию самых простых картин, выполненных в смешанной технике. Для этого потребуются: краски, гуашь, беличьи кисточки №9, №1, №2. баночка с водой, чистая тряпочка, альбомный лист.

Первая картина: «Лебедь по морю плывет» (приложение)

I этап

Я покрасила кисть руки синей краской, а затем сделала отпечаток руки на листе.

II этап

Затем попыталась превратить отпечаток руки в красивого лебедя: дорисовала голову, клюв, немного пофантазировала и изобразила хвост, крылья.

III этап

И в завершение погрузила своего красавца в природное пространство. Для этого нарисовала море, солнце, облака. Работа готова.

Вторая картина: «Бабочка»

I этап

Я нарисовала гуашью на половине листка плотной бумаги бабочку с плотно сложенными крыльями.

II этап

Потом согнула листок пополам, плотно прижав его половинки одна к другой, а затем развернула лист… Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила крылья и вот-вот взлетит!

III этап

Теперь я отправила свою бабочку на цветочную поляну. Для этого я нарисовала травку, небо, облака. Работа готова.

Третья картина: «Зеленое дерево»

I этап

На листе бумаги я сделала несколько крупных капель жидко разведенной краски. В моем случае зеленой и коричневой.

II этап

Согнула листок пополам и плотно сжала его. Развернув, увидела необычные узоры.. Рассмотрев получившиеся «кляксы» я увидела зеленое дерево, широко раскинувшее свои ветви.

III этап

Теперь – немного фантазии и мое дерево уже на солнечной поляне. Работа готова.

Описанные выше способы изготовления монотипии я показала на уроке рисования своим одноклассникам (рисунки некоторых ребят приложены к моей работе).

Процесс изготовления монотипии оказался очень увлекательным и интересным.

  1. Заключение

В процессе работы были выполнены все поставленные задачи: я ознакомилась с техникой монотипии, узнала ее основные способы, овладела простыми способами рисования в этой технике, нарисовала рисунки, научила своих одноклассников выполнять рисунки, используя технику монотипии.

Данные моей работы подтвердили гипотезу о том, что любой ребенок в возрасте 10 лет может самостоятельно научиться выполнять рисунки, используя простые способы в технике монотипии.

Я люблю уроки изобразительного искусства, мне нравится узнавать новые жанры.

Я согласна с детским поэтом В. Берестовым, который написал:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

В. Берестов

  1. Список литературы

  1. Кожохина С. К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества – Ярославль; П К «Химический завод» «Луч»», 2007г.

  2. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский дом «Нева»»; М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2003г.

  3. Stranamasterov.ru

  4. www.monotypy.ru

  5. www.art-gid.ru

  6. Ru.wikipedia

Приложение

infourok.ru

Монотипия

История создания печатной техники монотипия

Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664)
Джованни Бенедетто Кастильоне (итал. Giovanni Benedetto Castiglione; 1607, Генуя — 1665, Мантуя) — итальянский художник и гравёр, представитель генуэзской школы.
Учился у Ван Дейка, Рубенса, Бернардо Строцци и Доменико Фетти. Впервые применил технику монотипии. Маcтерство гравёра снискало Кастильоне славу второго Рембрандта. Основные темы картин художника — библейские сюжеты.

Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).

Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и  неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины,  добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.

В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!

Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» — один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ…) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание…… наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер… Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе…

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.

При создании отпечатка (оттиска) монотипии на поверхность напосят краску. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный спонтанный характер. Художник после печати, осуществляет отбор тех оттисков, которые ему понравились или удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Материалы и инструменты.

Материалы: Стекло или пластик, резиновый валик или скалка, газеты, бумага, маслянная краска, шпатель, эскиз рисунка, скипидар (разбавитель№4), чистая тряпка.

                

Краски. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. 🙂

Офортный станок

Литографский печатный станок

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки…

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Cтилистические направления в монотипии

(печатная графика) 

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Существуют еще несколько способов или приемов созданий  фрактальной монотипии.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Шестой этап

Седьмой этап

Восьмой этап

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал:

  • бумага белая или тонированная можно использовать разные сорта бумаги
  • краски: гуашь, акварель, темпера, акрил
  • ванночка для мыльного раствора
  • мыльный раствор
  • кисти для акварели (беличья кисть), либо гуашь (щетина)
  • тряпочка, для вытирания с кистей краски и с поверхности
  • оргстекло либо стекло обычное
  • баночка с чистой водой
  • палитра для смешения цветов

Второй этап:

Далее мы подготавливаем линеарный или тоновой эскиз (рисунок) для работы. Подкладываем рисунок под оргстекло. И мы с вами можем приступать к работе в цвете.

Третий этап:

Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете цвет, намешанный, то отпускайте его в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краски, которую вы нанесли на поверхность оргстекла.

Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работайте, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работайте акварельными красками, то акварель любит много воды,  то в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).

Четвертый этап:

После того как выполнили эскиз в цвете то мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа. Для чего мы так делаем, спросите? Для того чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность оргстекла соединив формат листа с эскизом рисунка.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить, изо всех сил это нужно делать, легко почувствовав на ладонях, что у вас постепенно переводится на лист бумаги ваш рисунок.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла (поверхности). Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить  для того, чтобы не испачкается в краске и не испортить работу. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой! 

Первый этап:Необходимо подготовить рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало для работы. Наносим при помощи шпателя на поверхность металлической пластины типографскую краску черного цвета (если нет типографской краски то можно воспользоваться обычной масляной краской «сажа газовая»).Затем наносим краску так, чтобы раскатать валиком по всей поверхности плоскости.

Второй этап:Раскатываем типографскую краску валиком так, чтобы у нас была покрыта вся поверхность пластины ровным слоем. Следите за тем, чтобы у вас на пластине не было много краски. Слой краски должен быть тонким и ровным. Если наберете много краски на пластину,  то произойдет залипание краски на рисунке и бумаге, а это не желательно в нашем случае.

Третий этап:

После того, когда вы покрыли пластину ровным слоем краски необходимо под пластину положить чистую бумагу (газету). Почему мы это делаем? Для того, когда мы раскатывали краску на пластине,  мы запачкали бумагу вокруг работы, следовательно, чтобы нам не запачкать одежду и руки в ходе работы над рисунком  мы привели рабочее место опять в чистоту. Помните от того,  как у вас будет организованно рабочее место,  оттого зависит качество работы и аккуратность исполнения.

Четвертый этап:

Подготавливается бумага для печати. Бумага используется плотная, либо используют обычный ватман, акварельный лист или картон не слишком толстый. Плотную бумагу мы смачивает под водой так, чтобы она у нас была влажная с двух сторон и кладем ее, сушится под пресс. Проложите с двух сторон лист сырой бумаги либо бумагой, которую вы используете или в картонную папку и придавите чем -то тяжелым грузом. Бумага для печати должна быть приготовлена правильно, быть чуть влажной. Тогда такая бумага не будет прилипать к краске и форме.

Пятый этап:

Лист бумаги нужно взять так, чтобы он у вас не сломался, не перегнулся. Берут лист бумаги правильно,  аккуратно за уголки или специальными щипчиками. Затем осторожно подносят к форме и кладут так, чтобы попасть под размер пластины. Ни в коем случае не следует поправлять лист бумаги, если вы не правильно положили его на форму. Лучше снимите его и заново положите.

Шестой этап:

Мы берем в руки карандаш и начинаем рисовать задуманный образ. Либо можно заранее подготовить рисунок нарисовать его на бумагу и только затем нанести его на форму. Формой я называю пластина, на которой нанесена краска. Вы можете использовать при нанесение рисунка различные приспособления, такие как циркуль, пальцы рук (нанесение полутеней),  иголку, гвоздь, ручка шариковая (гелиевая), ноготь  и прочие материалы.

Седьмой этап:

В ходе работы вы можете подсматривать и следить за  процессом. Только делать это необходимо  аккуратно, отгибая уголок листа так,  чтобы у вас не сместился рисунок или не запачкался. Посмотрели, если что-то не хватает в рисунке, то можно с легкостью подправить, уточнить,  задать необходимые эффекты, контрасты.

Восьмой этап:

Перед тем,  как снять рисунок с формы, посмотрите еще раз уточнения в рисунке, может вы,  что-то забыли нарисовать. Если вы готовы посмотреть что у вас, в конце концов получилось, тогда мы аккуратно берем за уголок листа и медленным движением руки снимаем с пластины и любуемся за результатом. Далее оттиск, полученный в ходе печати необходимо повесить на просушку, так как краска типографская или маслянная сохнет в течение суток.

Девятый этап:

Не спешите расставаться с формой на которой вы рисовали. Можно двумя путями пойти первый, когда можно закатать пластину заново краской , а может вы и захочет сменить черный цвет на цветной пожалуйста. Либо второй вариант,  сделать негативный вариант с вашим полученным рисунком на пластине, для этого нам понадобиться офортный печатный станок (соглашусь, что дома не у всех найдется — прим. автора). Берем форму с нашим продавленным  рисунком, кладем на поверхность станка, накрываем бумагой, а затем войлоком и прокатываем один раз. Перед этим надо проверить давление в станке — закрутить кое-какие гайки потуже.

Десятый этап:

Полученный оттиск с формы следует немедленно повесить сушиться, так как краска не высохла на бумаге вы можете, показывая запачкать рисунок и тогда ваша работа пойдет на с марку. Подвесьте так оттиск, чтобы он не кому не мешал в ходе дальнейшей работы.

Удачи вам в работе!

Третий способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит

Четвертый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе. 

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

— бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги)  тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

—  типографские или масленые краски,

— ванночка для воды

— растворители красок: скипидар или бензин

— щетинная кисть

— тряпочка, для вытирания с кистей краски

— палитра для смешения цветов

Второй этап:

Перед началом работы убедитесь в том, что вами подготовлен весь материал для работы.

Выдавите краски на палитру, где вы будете смешивать их. Используйте те цвета, которые вам необходимы для создания красочного эффекта на воде. Достаточно взять несколько цветов,  к примеру, основные.

На этом этапе у вас должна быть заготовлена бумага для оттисков.

Третий этап:

Далее мы приступаем к работе. Намешиваем нужный цвет на палитре и в качестве воды используем скипидар (растворители для масляных красок) стараемся больше брать растворителя на кисть, чтобы вся краска стекла с кисти на воду и вы увидите потрясающий эффект на воде. Капелька краски растеклась на поверхности воды. Мы намешиваем еще цвет и так же опускаем в воду и видим еще одно расплытие цвета и продолжаем до тех пор пока не наберем нужного эффекта.

Продолжаем удивляться игрой цвета и наблюдаем за изменениями на воде. Так же можно применить и брызги на воде, только делать их нужно аккуратно, чтобы не забрызгать стол и одежду.

Вся работа над созданием красочных шедевров монотипии,  должна проходить в специальных помещениях (мастерских). Так как,  растворители в домашних условиях это не приемлемо (запах и никакой вентиляции) можно получить отравление.

Четвертый этап:

Обращаю ваше внимание на то, как создается красочный эффект на листе бумаги. Вы видите перед собой красочную игру цветов на воде, берем бумагу и плавно прикладываем на поверхность воды и делаем следующие движения с начало один угол по часовой стрелке , а затем против часовой стрелки и плавно снимаем с поверхности лист бумаги и наблюдаем,  любуемся полученным эффектом.

Создаются удивительные образы, неповторимые, как в калейдоскопе.

На этом снимке представлен процесс прикладывания бумаги к поверхности воды и вы видите, как окрашивается в удивительный рисунок (порой фактуру) бумага.

Примечательно то, что эта техника монотипии позволяет сделать множество оттисков и все они будут уникальны и неповторимы.

Пятый этап:

Полученный оттиск положите на просушку желательно под пресс, чтобы бумага не скрючилась.

Шестой этап:

Когда у вас  высохла работа, вы можете оставить полученный эффект, а можете что-то дополнительно нарисовать, сочетая полученную фактуру с вашим рисунком.

Пятый способ

Способы извлечения монотипии из пространства. 

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника. 

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:
— бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги
— масленые краски, гуащь или акварель,
— баночка для воды
— щетинная кисть
— тряпочка, для вытирания с кистей краски
— палитра для смешения цветов

В чем заключается следующий прием техники монотипии. Когда мы с вами берем за основание форму, например: картон, пластина, холст, рифленая бумага и прочие поверхности, с которых можно получить потрясающий эффект (фактуры с поверхности). В чем заключается принцип работы? Мы наносим красками на поверхность шершавого картона или холста рисунок в цвете и   накладываем лист влажной бумаги поверх красочного рисунка и немного прижимаем к поверхности и получаем нежный акварельный оттиск, который можно будет сверху доработать различными художественными материалами.

Перед вами представлен оттиск, выполненный вначале на картоне, а затем напечатанный на влажный лист акварельного листа. В чем достоинство этой техники монотипии в том, что оттиск полученный таким путем получается нежным, акварельным, волшебным, загадочным и непредсказуемым как будто с рисунком творит сама природа.

На этом снимке представлен сам процесс нанесения красочного рисунка на поверхность картона. В качестве материала использованы краски гуашь. Можно использовать и масляные краски разбавленные льняным маслом.

Важно в работы использовать чистые открытые цвета. Работу ведите быстро и аккуратно. Вокруг себя недолжно ничего мешать работе. По окончанию работы, нужно убрать за собой рабочее место и полученный оттиск просушить.

Желаю Вам творческих эксперементов! 

Шестой способ — смешанная техника.

 

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее………

Способы извлечения монотипии из пространства. 

Ну и еще раз хотелось бы сказать — что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений! 

Удачи и новых открытий! 

Минеев Иван Александрович.

Правополушарное рисование, интуитивная живопись, курсы рисунка и живописи для всех желающих, курсы рисования для взрослых, обучение масляной живописи, уроки рисованя пастелью, рисунок карандашом портреты для начинающих

Главная ll О нас ll Услуги и цены llУчебные заведения ll Новости ll Отзывы llКонтакты llИнтересное llСовет художника

_____________________________________________________________________

Подготовительные курсы рисунка и живописи

приглашают всех, кто хочет получить художественное образование или просто

научиться рисовать!

Обучение живописи, курсы живописи, уроки живописи, преподаватели живописи, рисование, художественная школа, художники обучение, художественное образование, курсы художников, курсы рисования, курсы рисунка, обучение рисованию, обучение рисунку, уроки рисования, уроки рисунка.

Рисование это и ваше призвание!


Адрес: Индекс 192289, Санкт-Петербург,  Ближайшее метро «Спасская», «Сенная площадь», «Садовая» Вознесенский проспект, д.36 (вход в арку)

Тел: +7 (911) 977-99-28

podg-kursy.ru

Рисунок в технике монотипия

Лисята всерьез увлеклись рисованием, и не просто рисованием, а в технике монотипия. Оказывается, это очень просто — нужны лишь альбом, кисточка и акварельные краски. А дальше — дать простор воображению. Малышам такой вид рисования особенно понравится.

Монотипия – это нетрадиционная техника изобразительного творчества. Другим словом это «отпечатывание», но не штампами. Для отпечатывания используется любой материал с гладкой поверхностью: бумага, клеенка, стекло, пластмасса, пластика и др. Рисование в такой технике развивает воображение ребенка: попробуйте отпечатать любое пятнышко, выполненное красками на листе бумаги, на другой лист. А теперь простор для фантазии: на что похоже пятно? Недостающие детали можно дорисовать.

В этом мастер-классе мы выполним несколько композиций на тему «Летний пейзаж с бабочками». В технике монотипия будут выполнены бабочки.

Для работы потребуются:

• акварельные или гуашевые краски
• кисть мягкая (№ 3-4)
• баночка с водой
• альбомные листы
• ножницы
• клей-карандаш

Как сделать монотипию

1. Один альбомный лист делим пополам и разрезаем.

2. Каждую половинку снова делим пополам и разрезаем. Получилось четыре листочка. На каждом из них мы нарисуем бабочку.

3. Теперь работаем с одной четвертинкой. Сгибаем ее пополам и разгибаем.

4. На кисточку берем много воды и много краски. На одной половинке листа рисуем одно крылышко так, чтобы туловище приходилось на линию сгиба. Вторую половинку оставляем чистой.

5. Вторую половинку прижимаем. Хорошо приглаживаем рукой.

6. Раскрываем: у бабочки появилось два крылышка! (обычно, в этот момент дети выдыхают: «Ах!»)

7. Продолжаем работу в том же духе. Узор рисуем только на одном крылышке.

8. На второе его отпечатываем.

9. Повторяем эти этапы, пока крылышки не станут полностью цветными.

10. Чтобы отпечатки были яркими, нужно брать много воды и много краски.

11. Так же рисуем туловище и усики. Усик рисуем только один – второй отпечатываем.

12. Остальные три бабочки (всего их 4) выполняем таким же образом. Готовые бабочки пусть сохнут.

13. Пока бабочки сохнут, нарисуем несколько фонов летнего пейзажа. Один очень простой: низ зеленый (трава), верх голубой (небо). С таким пейзажем справится и трехлетний ребенок.

14. За то время, как мы рисовали пейзаж, бабочки, вероятно уже успели высохнуть. Вырезаем их.

15, 16. Приклеиваем бабочек к фону. С обратной стороны бабочки клеем смазываем только середину – по линии сгиба. Прижимаем. Крылышки отгибаем, чтобы они были приподнятыми. Именно эта приподнятость крылышек («как живые») и привлекает в это работе детей.

 

17. Для другой работы выберем фон – цветок на весь лист.

18. На цветок так же посадим бабочку.

19. Третий фон – букет цветов. Цветы должны быть, по крайней мере, не меньше бабочек. Чтобы бабочка, сев на цветок, его не скрыла.

В моей практике не было ни одного ребенка, кому бы эта работа не понравилось. Дети появление второго крылышка воспринимают как чудо, волшебство, конечно, при условии, что они видят это впервые.

Данная работа под силу детям с четырехлетнего возраста.

Так можно познакомить ребенка с таким математическим понятием как «симметрия». И выполнить таким же образом изображения других симметричных предметов: лист, птицу, стул и т. д.

Малышам наверняка понравится и рисование витражными красками по стеклу.

Приятного вам совместного творчества с вашими детьми!

Автор: Екатерина Маракова

lisyata.info

Comments