Темперные краски как пользоваться – Чем хороши краски темперные, и почему их охотно используют современные художники


30.06.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Содержание

Темпера. Особенности работы.

Темпера является одним из древнейших типов краски. Росписи на саркофагах в Древнем Египте были выполнены темперой. Существует несколько разновидностей темперы. Все их объединяет то, что основой является эмульсия, которая растворяется водой, но по мере высыхания краска становится устойчивой к воде и не смывается.

Темпера является одним из моих любимых материалов, особенно для работы на пленэре.

 

Краска растирается на эмульсии льняного масла и казеинового клея (есть и другие варианты эмульсий клея и масла).
Высокого качества казеиново-масляная темпера производилась в России Подольским комбинатом. Сейчас этот тип краски производится за рубежом: итальянской фирмой Zecchi, другими фирмами. Но при покупке нужно уточнить, что это именно темпера, а не гуашь.
Довольно давно я работал казеиново-масляной темперой и мне она очень нравилась. При высыхании темпера темнеет. Если в качестве белил использовать гуашь, то потемнение становится меньше. Я собирался найти и купить казеиново-масляную темперу, но волею случая нашёл ей замену. Для живописи темперой лучше всего подходят синтетические кисти. Желательно упругие. Можно использовать щетинные кисти, колонок. Выбор кистей зависит от стиля работы.

 

 

Связующим для краски является яичный желток. Яичная темпера использовалась художниками с древнейших времён. В настоящее время используется преимущественно в иконописи. Обычно художники сами растирают пигменты на желтке. Это мало кому известно, но яичную темперу производят на фабриках и продают в тюбиках. Такую краску производят французская фирма Sennelier и итальянская фирма Zecchi.

Современные технологии и применение консервантов позволяют продлить срок хранения яичной темперы в тубах.

В продаже яичную темперу я обнаружил совершенно случайно. Когда я был во Флоренции, то заблудился в поисках улочки, где остановился. Я забрёл на via dello Studio и наткнулся на фирменный магазин Zecchi. Осматривая имеющиеся в продаже товары для художников, я увидел яичную темперу. Чтобы купить краски, совершенно не обязательно ехать в Италию. Можно сделать заказ, оплатить его банковской картой и получить по почте.
После высыхания яичная темпера темнеет, но совсем незначительно. Я пишу этой краской на бумаге. В качестве белил использую гуашь.
Работать яичной темперой удобно. После высыхания на палитре, яичную темперу можно размочить водой и работать дальше. Краски фирмы Zecchi имеют высокое качество. Пигменты имеют чистый, насыщенный цвет. Особенно мне понравилась сиена. Она похожа на золотистую охру, но темнее по тону. При незначительном разбавлении белилами получается цвет охры. Лишь синие цвета: ультрамарин и лазурь имеют фиолетовый оттенок. Возможно, красноты им добавляет пигмент желтка. Я добавляю в синие немного зелёной и цвет становится лучше.

Работу я обычно начинаю с полупрозрачного подмалёвка. Затем прописываю более густой краской, в некоторых частях работы подмалёвок остаётся. Можно писать яичной темперой и сразу, в один слой. Хорошо выглядит штриховка тонкой кистью − этот приём широко использовался ещё в живописи эпохи Возрождения.

 

 

 

Воско-масляная темпера производится фирмой Гамма. Я её купил в 1999 году взамен казеиново-масляной темперы, которая исчезла из продажи. Краска довольно специфическая. К преимуществам в работе я бы отнёс её замедленное высыхание (которое впоследствии выливается в недостаток), темпера имеет приятную бархатистую поверхность. Однако недостатки перекрывают достоинства. Во-первых, воско-масляная краска сильно темнеет. Добавление белой гуаши уменьшает потемнение, но часто слой краски покрывается трещинами. Другой недостаток — медленное высыхание. Через месяц, а иной раз через год, краска не высыхает. Особенно долго сохнет, если разбавлять разбавителем для масляной краски. Если добавлять масло, лак, то выше вероятность растрескивания. Работа, особенно выполненная на бумаге и положенная в папку, легко может повредиться. Воско-масляной краской лучше писать щетинными кистями.

 

 

Поливинилацетатная темпера (темпера ПВА) предшественник акриловой краски. Отличается меньшей механической прочностью, чем акрил.

Акриловая темпера или акрил.

В последние годы стала популярной у художников. Достоинствами краски является чистый, насыщенный  цвет, быстрое высыхание, высокая механическая прочность. Я писал как темперой ПВА, так и акриловыми красками. Мне эта техника меньше понравилась по многим причинам. Высыхая, краска очень сильно темнеет. Светлые места приходилось переписывать, чтобы высветлить тон. К тому же, акрил после высыхания становится прозрачным, прежние слои начинают просвечивать. Так что для полного перекрывания нижних слоёв приходилось прописывать 2-3 новых слоя. Когда я взялся писать на холсте, то от воды, которой разбавлялся акрил, холст провис. На палитре краска засыхала так быстро, что по завершению работы её было очень трудно отмыть, приходилось сдирать мастихином. Материал для живописи должен помогать в работе, когда живопись сопровождается преодолением разных недостатков материала, то это неинтересно.

Выбор кисти зависит от стиля работы, лучше синтетические. Если краска густая, можно писать мастихином. Акрил можно накладывать прозрачными слоями, можно писать и сразу толстым слоем. На холсте акриловыми красками можно выполнить подмалёвок, который затем прописать масляными красками.

Предлагаю посмотреть мою живопись темперой.

Я могу научить желающих писать темперой.

 

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Дениса Гаврилова gavrilovart.ru. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).
Запрещено каким-либо образом изменять, затирать, отрезать копирайты на копируемых с моего сайта фотографиях или иллюстрациях.

Поделитесь моей статьёй:

 

gavrilovart.ru

Чем хороши краски темперные, и почему их охотно используют современные художники

Краски темперные известны с древних времен. Так художники именовали приготовленные на основе сухих порошковых пигментов и связующего их клея материалы для создания своих бессмертных произведений. Прилагательное «темперные» происходит от латинского слова temperare, переводимое как «соединять, смешивать».

Особенности темперы

Чем же своеобразны краски темперные? В старину красящие пигменты добывали, в основном, из минералов, полученный порошок тщательно смешивали с клейким веществом – яичным желтком, соком некоторых растений, животным клеем или нефтью. Сегодня темперные краски готовят на основе синтетических красителей и эмульсий. До того как были изобретены масляные краски (XV век), темпера была самым популярным материалом для создания фресок, икон и произведений станкового искусства. Стиль такой живописи неповторим и своеобразен, вот почему и в наши дни художники не утрачивают интереса к темперным краскам.

Яичная темперная краска

Краски темперные на основе яичной эмульсии включают в состав куриный желток, масло и скипидарный лак. От пропорции этих веществ зависят свойства и художественные возможности краски. Например, избыток масла делает краску похожей на масляную, а излишки лака придадут нанесенному на холст материалу больше хрупкости. В Византии и в России яичная темпера широко использовалась в иконописи, в народных промыслах, при помощи нее на стены храмов наносились фрески. В те далекие времена связывающее сухой пигмент вещество готовили, добавляя к куриному желтку воду, квас, вино или уксус. Краски накладывали слой за слоем, а затем покрывали олифой или масляным лаком.

Казеиновые и растительные темперные краски

Кроме распространенной яичной эмульсии темпера нередко готовилась на основе раствора казеина, лака и масла. Также краски темперные делали на базе растительных эмульсий. С этой целью использовали гуммиарабик, клейкое вещество из картофельного или кукурузного крахмала (декстрин) или вишневый клей. Такие краски отличаются невесомостью тонов и дольше остаются свежими, а потому их охотно используют на фабриках, производящих материалы для живописи.

Современные технологии в изготовлении красок

Новые темперные краски основаны на искусственных пигментах и полимерах. Они обладают большей прочностью и не требуют лакового покрытия, поскольку не смываются и не растворяются водой.

Среди востребованных современных средств живописи выделяются темперные краски «Мастер-класс». Серия изготавливается из натуральных и искусственных пигментов на основе поливинилацетатной дисперсии. Пастообразная краска серии «Мастер-класс» широко используется в живописи и дизайнерских работах. Высыхая, она образует несмываемую матовую пленку.

Достоинства и недостатки, которыми обладают темперные краски

Как рисовать подобным материалом и каких тонкостей техники он требует – тема для отдельного разговора. Коснемся здесь лишь плюсов и минусов темперы, не потерявшей привлекательности для современных мастеров. Главным достоинством этого материала считают красоту и долговечность. В отличие от образцов масляной живописи, полотна, написанные темперой, не меняют оттенков, не желтеют и не темнеют со временем. Поскольку темперные краски высыхают быстро, можно не беспокоиться о том, что с течением времени цветной слой будет претерпевать изменения в объеме, а значит, картина не облупится и не растрескается. В то же время, быстрое высыхание создает определенные проблемы для художника. Также мастеру придется учитывать, что при высыхании темперные краски меняют тон – светлеют или темнеют.

fb.ru

Темпера – лучшая краска для обучения | Artisthall

В обучении живописи мы придерживаемся принципа, что работа с каждым материалом способна научить и раскрыть перед учеником свои собственные отличные от других свойства. В наш курс живописи входят задания на все основные живописные материалы. Но начать мы предлагаем с натюрморта, выполненного темперой — лучшей краски для обучения.

Начинать обучение с темперных красок имеет смысл по следующим причинам:

  • Это наиболее легкий и универсальный для изучения материал;
  • Обладает многими удобными для начального обучения живописи свойствами;
  • Доступно большое разнообразие цветов;

Что такое темперные краски.

Понятие «Темпера» представляет собой принцип создания красочного материала, а не фактическое название краски.

Когда говорят, что темпера — это самый древний материал для живописи и использовался даже египтянами при росписи саркофагов (3600 лет до н.э.), это не значит, что древние египетские художники писали свои монументальные произведения при помощи красок из тюбиков, а то, что процесс создания красок и способ живописи был такой же, как и сейчас, и за тысячи лет не изменился. Поменялись только исходные ингредиенты.

Темперная техника представляет собой смешение красочного пигмента со связующим веществом. Поэтому итальянское слово tempera произошло от латинского temperare, что значит «смешивать». Связующее представляет собой натуральную или искусственную эмульсию. Эмульсия, в свою очередь, состоит, в большинстве случаев, из двух-трех несмешивающихся жидкостей, например: вода – масло — клей. Для получения темперных красок раньше использовали натуральные эмульсии: молоко, желток, соки деревьев и растений.

В настоящее время широкое применение получили два вида темперных красок, это ПВА-темпера и воскомаслянная темпера, реже встречается казеиново-масляная темпера.

Темпера ПВА (поливинилацетатная)

Самым популярным и распространенным видом темперных красок является темпера ПВА. В состав этой краски входит смесь эмульсии ПВА, синтетической смолы, стабилизаторов и пигмент.
У этой краски есть ряд отличительных свойств, делающих ее удобной для обучения живописи.
Универсальная толщина живописного слоя. В процессе обучения нужно пробовать различные техники нанесения краски, это могут быть прозрачные лессировки или плотные ровные фона и, конечно, объемные, почти рельефные мазки. В отличии от других видов, темпера ПВА позволяет работать в любой из перечисленных выше техник, совмещать разнообразные приемы в одной работе без потери свойств.

Можно переписывать одно и то же место. Это очень удобное свойство как для начинающих, так и для опытных художников. В работе над живописным произведением часто попадаются сложные этапы и непростые детали, которые не получается сделать с первого раза. Поливинилацетатная темпера идеально подходит для таких случаев. Легко перекрывается, не размывает и не отслаивает предыдущий слой, не скатывается и не деформирует основу. Другие краски, особенно акварель, практически не дают возможности по многу раз переписывать отдельные фрагменты.

Любая основа. Темперой ПВА можно писать практически на любой сухой и чистой поверхности. Помимо классических загрунтованных холстов темпера прекрасно ложится на бумагу всех сортов, плотный картон, проклеенный оргалит, штукатурки, бетон, дерево, стекло, ламинированные поверхности. На всех поверхностях она крепко держится и не теряет своих изобразительных свойств, что очень важно в декоративно-прикладном искусстве.

Воскомасляная темпера.

Следующим по популярности и удобству работы следует воскомаслянная темпера. Это краска имеет самый сложный состав. Помимо высококачественных пигментов в нее входят определенные композиции из растительных масел, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, смолы и еще целого ряда присадок и дополнений.

Благодаря такому сложному составу воскомаслянная темпера обладает удивительными живописными свойствами. Сочные, яркие цвета при наложении друг на друга образуют эффектные колористические сочетания, в каждом цвете чувствуется насыщенная глубина и фактура краски. Присутствие воска и смолы сохраняют подвижность и эластичность краски, благодаря чему можно переписать или доделать отдельные фрагменты.
Важной особенностью воскомасляной темперы является то, что после высыхания цвет красок не меняется, сохраняет наибольшую насыщенность и тон по сравнению с другими водорастворимыми красками (с гуашью), хорошо переносит внешние воздействия, такие как яркий свет, влажность воздуха.

Казеиново-масляная темпера.

Последним в списке следует казеиново-масляная темпера, самый прихотливый и требовательный вид темперы.
Это водорастворимая краска, где в качестве основного связующего вещества является казеин, получаемый из коровьего молока в процессе перегонок и сепарирования. Также в состав краски входит отбеленное льняное масло и антисептик фенол, предохраняющий краску от преждевременного заплесневения.
Особенностью этого вида темперной краски является то, что для нее подходят специально подготовленные основы, загрунтованные холсты, картоны, и специальная бумага. Лучше избегать насыщенных объемных мазков большой толщины, при высыхании эти места могут растрескаться или даже отслаиваться. Очень большое значение для свойств казеиново-масляной темперы имеет дата выпуска. Срок годности этого вида темперы составляет 6 месяцев, по прошествии этого времени начинается свертывание пигмента и расслоение эмульсии, об этом иногда, но очень мелким шрифтом предупреждают изготовители.
Просроченной краской лучше не работать, после высыхания красочный слой шелушиться, образуются комочки, отслаивания, причем у разных цветов этот процесс происходит по-разному.

Плюсы и минусы темперных красок.

В процессе художественного обучения, подготовки в вузы, при создании собственных декоративных произведений проявляются основные, чрезвычайно полезные свойства темперных красок, а также открываются некоторые особенности, зная о которых, можно их избежать.
К плюсам можно отнести быстрое высыхание, иногда это очень важно для последующей обработки или транспортировки, те кто сталкивался с масляными красками поймут, что имеется в виду; возможность применять разные виды письма, от сочных пастозных мазков, до тонких лессировок, можно прописывать одно и то же место несколько раз, не дожидаясь полного высыхания нижнего слоя. После высыхания темпера образуют твердый, нерастворимый в воде слой и крепко пристает к поверхности. Темпера лучше других живописных красок переносит изменения температуры, режима влажности и нахождения под ярким светом.

Важная особенность при работе с темперными красками, особенно темперой ПВА: следует держать кисти в банке с водой для того, чтобы остатки краски не засохли и не испортили кисть. Если кисть все же засохла, то можно подержать ее в 70-75% растворе этилового спирта.
В одном натюрморте лучше не использовать и не смешивать разные виды темперных красок во избежание свертывания или расслоения.

Вне зависимости от вида темперы после полного высыхания работу можно покрыть лаком. Это вернет насыщенный цвет краскам, а также защитит поверхность картины от механических повреждений и преждевременного выцветания красок.

Мы рекомендуем начинать обучение живописи именно с темперы, даже если вы никогда раньше не пробовали работать этой краской. На наших уроках живописи мы с удовольствием поможем разобраться, освоить и сделать первые творческие работы.
Подробнее о занятиях вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59, или написать нам на почту: [email protected]

Смотрите также:

artisthall.ru

Темпера — artemisia88

Заинтересовалась темперой. Купила набор воско-масляной темперы фирмы «Студия» и грунт Левкас. Хочу расписать свой ящик для тканей в стиле народной живописи — росписей Северной Двины.

Накидаю сюда информации по темпере, найденной в сети.

Темперная живопись
Темперная живопись – одна из самых древних техник письма.

Темперой называют краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего и пигмента. Различают клеевую, яичную, желтковую, яично-масляную, поливинилацетатную, казеино-масляную, воско-масляную и другие виды темперы. Название получается от связующего, используемого для «затирания» сухого пигмента. История использования темперных красок насчитывает более 3500 лет. Знаменитые росписи саркофагов Египетских фараонов выполнены темперными красками. Западноевропейские мастера до появления масляных красок писали свои картины клеевой темперой. У нас же в этой технике издревле расписывали храмы, иконы писались, как правило, яичной темперой. У каждого мастера был свой секрет приготовления связующего. Вот один из них: десяток куриных яиц аккуратно разбивают на две части, затем отделяют желток от белка (используется только желток). В полученный состав в равных долях добавляют пиво (или квас) и воду.

Чтобы получить краску нужно сухой пигмент стереть со связующим. Для этого используется курант и плита. Они могут быть из твёрдых материалов, например порфира, но хороши также стеклянные доски и куранты. Для приготовления небольшого количества краски можно использовать керамические пестик и ступку. Приготовленные таким образом краски хранятся не долго, поэтому нужно делать только необходимое количество.

Сейчас в продаже имеются уже готовые темперные краски. Они продаются в тубах, как масляные, и хранятся долго. Это, например, темпера ПВА и воско-масляная темпера.

Для создания картины темперными красками, как и для других техник, нужно определиться с основой. Темперой можно писать практически на любой поверхности. Кисти лучше использовать мягкие, эластичные: колонковые и беличьи. По форме подойдут и плоские и круглые. Темперные краски выдавливаются на палитру, лучше использовать пластиковые палитры – их легче очищать. Выдавленные краски быстро засыхают, поэтому используйте небольшое количество. Для покрытия оконченной картины лаком лучше использовать синтетический лак (например, акриловый).

А теперь, самое важное! Если вы решили написать картину темперными красками, вы должны помнить, что при высыхании они меняют свой цвет – темнеют или светлеют. Если такую картину покрыть лаком, то сочетание цветов произведения может измениться до неузнаваемости. Чтобы уберечь себя от таких неожиданностей, можно сделать себе «подсказку»: на листе бумаги сделать цветовую выкраску и подождать, пока высохнет. Эту выкраску можно покрыть лаком, и вы будете знать конечный результат. Каждая готовая темпера имеет свои особенности. Например, темпера ПВА проста в употреблении, но боится прямых солнечных лучей, казеино-масляная со временем растрескивается.

Уникальна воско-масляная темпера. При разбавлении её водой можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов. Так же эта разновидность темперы разбавляется пиненом, скипидаром или уайт-спиритом, жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных – тонких беличьих и колонковых – до грубых щетинных. Основной недостаток воско-масляной темперы – длительное высыхание.

Темперные краски хорошо подойдут для выполнения декоративных работ – выполнения орнаментальных композиций или росписи домашней утвари и интерьера.

Воско-масляная темпера — это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из льняного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов.

Краски удобны в работе из-за своей пастозности и разносимости. Уникальность воско-масляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воско-масляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность. Скорость высыхания воско-масляных темперных красок несколько больше по сравнению с масляными красками из-за содержания в составе воска. Однако, благодаря воску, краски не меняют тон при высыхании и дают уникальную возможность смешивать их с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основах. Ускорить высыхание темперы можно путем добавления в нее сиккатива.

Разбавители и вспомогательные средства
Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками — акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воско-масляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.
Воско-масляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайтспиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности следует применять органические разбавители (уайтспирит, скипидар или воду).
Чтобы получить глянцевую поверхность необходимо использовать блестящие живописные лаки (даммарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воско-масляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

Работа воско-масляной темперой
Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал — дерево (грунт — левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку.

http://avtor-makhmutova.spb.ru/reading-place/list-on-a-tree/27-preparation-for-work/54-materials.htm — статья о росписи по дереву с картинками.

artemisia88.livejournal.com

Темпера | Художественные техники

Кроме акварельных и масляных красок, довольно распространенной техникой живописи является темпера. Эту краску изготавливают из эмульсий, которые затем разводят водой.

Темперные краски легко стекают с кисти, дают четкий и тонкий штрих, в сравнении с масляными красками быстрее сохнут. Темпера затвердевает, как только испаряется вода, и на этом практически завершается процесс ее высыхания. Мелкие частицы цветного пигмента темперы прочно скрепляются с основой, и нет угрозы, что после высыхания слой краски потрескается. Темпера держится на основе крепче по сравнению с родственными ей акварелью и гуашью, не стирается, после высыхания не подвергается воздействию воды, тем самым подобна масляным краскам.

Недостатком темперных красок является то, что их невозможно так легко смешать, как масляные. Мало того, темперные краски после высыхания несколько изменяют свой цвет.

При рисовании основу для будущей темперы покрывают грунтовкой: клеевой или эмульсионной, можно также использовать обычную водоэмульсионную краску для стен на акриловой основе. Писать темперными красками можно на прочном картоне или на полотне. В связи с тем, что темпера быстро высыхает, цвета и тона краски желательно сразу подбирать на палитре.

Кисточки для темперы используются такие же, как и для масляных красок: из щетины, а для детальной прорисовки — из колонка, разных размеров.

Современная темпера достаточно устойчива и не требует особых правил и приемов работы. Писать можно как жидкими красками, так и густым пастозным письмом. Если живопись надо выдержать в светлой гамме и использовать прозрачность красок, то работают на белом грунте, на котором по окончании рисунка подмалевок пишут жидкими красками, а затем переходят к пастозному письму. Добиться нужного тона можно с помощью лессировки.

Живопись темперой можно покрывать теми же лаками, которые применяются в масляной живописи.

arttechnika.info

Темперные краски

Темперные краски

Темперные краски в наборах и тубах

До изобретения масляных красок, основным материалом для художников была темперная краска. Темпера — это краски, у которых связующее состоит из эмульсии. Древнерусские иконописцы использовали краску, приготовленную как на цельном яйце, так и на одном желтке. Такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль использовали яичную темперу. В настоящее время темперная краска также пользуется популярностью у мастеров из-за своей уникальности.

Особенности темперой краски

• Высокая кроющая способность. Из-за плотной текстуры краски работы получаются очень детализированными.
• Непрозрачность. Благодаря этому свойству рисунок приобретает насыщенность и бархатистость, интенсивность цвета.
• Хорошо сочетается с другими видами красок. Часто, картины написанные акварелью, дорабатывают темперой. Также практикуют комбинацию темперы с другими материалами: гуашью, пастелью, масляными красками.
• Высокая скорость высыхания, при которой краска не теряет своего тона и не трескается.
• В качестве основы для рисунка темперной краской подойдет холст, бумага, картон, дерево.
• Темперной краской можно работать как пастой, а можно разбавить водой до консистенции акварели.
• Также эти краски можно приготовить самому.

Виды темперной краски

Темперу можно разделить на несколько видов, в зависимости от веществ из которых состоит эмульсия. Выделяют яичную, лаково-маслянистую, поливинилацетатную, воско-масляную, казеиново-масляную темперы. Казеиново-масляная темпера получила наибольшую популярность среди современных мастеров. 

Хитрости, применяемые мастерами при работе темперными красками

  1. Если нужно внести исправление в работу, то исправленные места надо намочить водой.
  2. Так как темпера высыхает очень быстро, некоторые мастера, периодически увлажняют полотно с обратной стороны.
  3. Советуют покрывать лаком готовую работу, чтобы цвет красок был интенсивным и насыщенным.
  4. Нельзя хранить наборы темперной краски при низких и высоких температурах. Это сказывается на ее текстуре. Краска просто придет в негодность. Лучшая температура для темперы — комнатная.
Темперная краска цена которой зависит от многих факторов, таких как состав, объем тубы и производитель («Мастер-Класс» Санкт-Петербург, » КОН-I-NOOR» Чехия), многие века являлась, пожалуй, единственной краской при написании икон.
Купить темперную краску для живописных и художественно-оформительских работ вы можете как в наборах, так и поштучно в тубах. В нашем магазине представлены такие марки, как »KOH-I-NOOR», «Мастер-класс» и некоторые другие. Так же вас приятно удивит стоимость темперных красок в нашем магазине.

xn——6kcamcjqgkdybocvdqga5b6c4b2v.xn--p1ai

Краски темперные

 

Темперные краски

Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: вода, эмульгирующее вещество (различные виды клея) и эмульгируемое вещество (масла).

К эмульгирующим веществам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически склеиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, оно делает краски эластичными, не способными к растрескиванию.

Из-за хрупкости темперных красок рекомендуется предварительно холст наклеивать на жесткое основание — картон, фанеру и пр. Приклеивают холст казеиновым клеем. Но нередко темперными красками работают на холсте, натянутом на подрамник, что требует при хранении живописи достаточно аккуратного обращения.

В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, загрунтованный холст, а также плотную, натянутую на планшет бумагу.

Поверхностью под темперную живопись служит тот материал, который не впитывает в себя связующее вещество из красок. Если же писать по рыхлому пористому материалу, то полученное изображение при высыхании может сильно изменить насыщенность цвета. Холст под темперу — лучше всего льняной, плотный, с ровным переплетением нитей. Его натягивают на подрамник.

Вполне пригоден под темперную живопись картон (лучше тряпичный), который можно загрунтовать после проклейки любым клеевым или эмульсионным грунтом. Под темперу используют и лучшие сорта плотной бумаги. Если бумага невысокого качества, ее следует проклеить. Материал, обладающий достаточной плотностью, можно не грунтовать, а ограничиться лишь проклейкой. Темперой можно писать и по поверхностям, покрытым масляным грунтом или масляной краской (например, при декоративной росписи стен). Однако в этом случае возможно скатывание краски и непрочность сцепления красочного слоя темперы с грунтом. Что бы этого избежать, следует предварительно промыть поверхность мыльной водой.

По сравнению с масляными темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям — влаге, атмосферным колебаниям температуры.

Яичная темпера


 

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.

Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.

Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.

Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.

Альбумин придает желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.

Приготовленные на желтковой эмульсии краски легко растворяются и при высыхании мало изменяются в цветовом тоне, насыщенности и светлоте. Такие краски очень прочны. Выполненные яичной темперой картины старых мастеров и в наше время сохраняют цвета почти неизменными.

Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др.

Наиболее распространенной яичной темперой является водно-желтковая, а также лаково-желтковая, широко применяемая художниками Палеха для живописи миниатюр.

Приготовление яично-масляной эмульсии


 

Яйцо разбивают с тупого конца (со стороны пуги — воздушного мешка). Отверстие скорлупы выравнивают и из нее выкатывают мешочек с желтком на руку, а скорлупу промывают водой от оставшегося на ней белке. Мешочек с желтком перекатывают с ладони на ладонь и этим очищают его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в промытую скорлупу, в которую до края наливают двухпроцентный раствор уксусной кислоты — с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка. Эту операцию можно делать и в стакане, наливая также равное количество уксусной кислоты.

Для приготовления эмульсии древние живописцы пользовались вместо раствора уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся «мягче» и по высыхании становятся более «звучными».

После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивается деревянной лопаточкой или специальным венчиком на стержне (мутовкой).

В приготовленную эмульсию добавляют пигмент и стирают ее с пигментом. Стирают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

Чтобы получить темперную краску, необходимо смешать желтковую эмульсию с измельченным красящим веществом. Для этого красящее вещество высыпают в фарфоровую чашечку и, прибавив немного эмульсии, перетирают до получения хорошо растертой массы. Чтобы предотвратить высыхание красок, их заливают водой, которую перед работой сливают.

Белковая эмульсия:

Темперные краски могут быть приготовлены и на белковой эмульсии. Однако такая эмульсия значительно уступает желтковой, так как она менее стойка к внешним воздействиям и имеет более хрупкую пленку. Для ее улучшения добавляют млечный сок мака и чесночный сок. Можно приготовить темперу и на связующем веществе из белка и желтка (предварительно хорошо их перемешав) с добавлением льняного масла. Для этого берется (в частях по объему):

яйцо (желток и белок) -1
льняное масло — 2
уксус столовый -2
пигмент — по потребности

Для приготовления темперы сначала смешивают желток с белком, затем, помешивая, вводят масло, потом уксус. После этого связующее вещество смешивают с пигментом. Темперой такого состава часто пользуются в монументально-декоративных росписях по штукатурке.

Темпера Кеммерера:


Яичного желтка…………………..1 вес.часть
Масляного лака (лучших качеств)……1/4 вес.части
Льняного масла…………………..1/8 вес. части
Макового масла…………………..1/8 вес.части

Масла смешиваются с лаком, а затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берётся 1,5 весовой части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия может сохраняться в течение двух недель, по истечении этого времени эмульсия считается не пригодной

Казеиново-масляная темпера:

В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Эта краска обладает нерастворимой пленкой и может применяться на таких основаниях, как дерево, холст, штукатурка, стекло, бумага, картон и на многих других поверхностях.

Масляно-казеиновая темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина, являющегося связующим пигмента, ализаринового масла, служащего эмульгатором, и антисептика — фенола, предохраняющего краску от плесени и разрушения спорами различных грибков.

Масляно-казеиновая темпера — краска, предназначенная для работы на специально грунтованном холсте, бумаге, а также на картоне и дереве.

Казеиново-масляная темпера после высыхания быстро твердеет, прочно пристает к грунту холста, дерева, картона. Красочный слой обладает прочностью и не растрескивается даже при пастозном наложения.

Технические приемы живописи темперными красками не допускают корпусных мазков, аналогичных мазкам в масляной живописи, так как чрезмерная толщина их может вызвать растрескивание красочного слоя и даже его отслаивание.

При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев.

Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.

Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.

Правильно приготовленные темперные краски после высыхания дают слегка бархатистый, без крупинок и трещин, слой. Хорошо просохший красочный слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши темпера после высыхания почти не изменяет качеств цвета. Однако у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, синий и фиолетовый кобальт, обычно замечается посветление, а у желтых, некоторых оранжевых и даже белил про исходит некоторое потемнение. И то и другое во многом зависит от свойств грунта и от количества покрытий, сделанных в процессе живописи.

Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Незначительно высветляются: окись-хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый-светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.

Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго.

Художнику необходимо знать такие особенности краски:

  • В случае необходимости внесения каких-либо исправлений в темперной живописи рекомендуется исправляемые места смачивать водой для получения первоначального тона.
  • Для получения цветовой насыщенности темперных красок живопись покрывают лаком, и краски приобретают глубину и прозрачность. При этом различные краски приобретают различную цветовую интенсивность и глубину. Готовую работу покрывают лаком не ранее чем через 20-30 дней. Перед нанесением лака рекомендуется темперную живопись предварительно покрыть 4-процентным раствором желатинового клея. Лак не только создает однородную плотность живописного слоя, но и предохраняет его от проникновения пинена, что дает возможность при внесении исправлений, дописок растворить лак пиненом без воздействия на красочный слой.
  • Для покрытия живописи пользуются одним из покрывных живописных лаков, например: даммарным, акрилфисташковым и др. При этом лак должен быть разведен пиненом примерно наполовину для получения приемлемого лакового блеска, не нарушающего восприятия живописного произведения.
  • Если этюд, написанный темперой, покрыть лаком, то все изображение приобретает насыщенность цвета и прозрачность, то есть приблизится к масляной живописи. Однако при этом во многом теряется своеобразие темперы.
  • Часто затруднения при работе, масляно-казеиновой темперой у художников возникают из-за того, что используются краски с пропущенным гарантийным сроком. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента. Такая темпера непригодна для работы: красочный слой, нанесенный такой краской, может шелушиться, мелиться и распыляться. При этом замечено, что одни краски отслаиваются в большей, а другие в меньшей степени. Очень заметно отслаивание, например, цинковых белил, кобальтов, окиси хрома и др.
  • Масляно-казеиновую темперу следует считать полноценной лишь тогда, когда она не загустевает, не расслаивается, не изменяется резко в цвете по высыхании. Даже в относительно корпусном слое легко разводится водой и не размывается после высыхания. Поэтому рекомендуется работать свежей темперой, приобретая которую следует проверять дату выпуска, проставленную на тубах.
  • Темперу следует хранить при комнатной температуре. При температуре ниже 0 о и высоких температурах происходит разрушение эмульсии и краска расслаивается.

Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять (в частях по весу):

казеиновый клей (20%-ный раствор) — 100
льняное масло — 100
вода —50

пигмент — по потребности

Ассортимент выпускаемой масляно-казеиновой темперы


Наименование краски

Светостойкость — (в баллах)


Белила цинковые
Стронциановая желтая
Кадмий желтый средний
Охра светлая золотистая
Сиена натуральная
Сиена жженая
Кадмий оранжевый
Кадмий красный светлый
Охра красная
Английская красная
Краплак красный
Кобальт фиолетовый
Ультрамарин
Кобальт синий
Кобальт голубой
Церулеум
Хром-кобальт зелено-голубой и сине-зеленый 
Кобальт зеленый светлый 
Кобальт зеленый темный 
Окись хрома 
Умбра натуральная 
Марс коричневый светлый 
Марс коричневый темный 
Умбра жженая 
Сажа газовая
Железно-хромовая черная
Краски для оформительских работ
Ганза лимонная
Ганза желтая
Литоль оранжевая 
Красная таоиндиго 
Ярко-зеленая 
Изумрудно-зеленая

5
3
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

4
4
4
4
4
4

Поливинилацетатная темпера


 

Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой — может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 — 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1 : 1.

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 — процентным этиловым спиртом.

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке:

  • Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.
  • Значительно светлеют: кобальт синий и охра.
  • Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.
  • Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.
  • Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым и другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок — 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки — высокая светостойкость, две звездочки — средняя, одна звездочке — низкая светостойкость.

При нанесении краски на основание образуются эластичные пленки. Для смывания высохшего красочного покрытия употребляется смесь этилацетата с водным этиловым спиртом. Поливинилацетатные краски нельзя смешивать в процессе работы с казеиново-масляной темперой, что часто делают художники при недостатке каких-либо цветов в тех или иных красках.

Современная темпера вполне может соперничать по прочности со старинной темперой и масляной живописью, а ее свойства и возможности хорошо отвечают требованиям различных видов современного изобразительного искусства.

Кроме перечисленных выше видов темперы, которые являются наиболее распространенными, существует также восковая и камедная темпера. Однако в состав связующих этих красок входят более редкие вещества и приготовление их значительно сложнее.

Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:

  • белые — свинцовые, цинковые, титановые белила;
  • желтые — желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;
  • красные — киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;
  • фиолетовые — марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;
  • зеленые — изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;
  • синие — ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;
  • коричневые — марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван—Дик коричневый;
  • черные — виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.

Воскомасляная темпера

В модернизированной темпере в качестве связующего (которое обладает большей прочностью из-за содержания в составе масла и смолы) применяют эмульсию ПВА и казеиново-масляную эмульсию.


Казеиновая темпера быстро твердеет становясь нерастворимой в воде, имеет хорошую адгезию с материалом, на который наносится (дерево, холст, металл, камень и стекло), однако со временем растрескивается.


Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА. Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА — низкая светостойкость.


Энкаустические краски — краски, приготовленные путем смешивания пигмента с воском, смолой и маслом. История этих красок уходит в античные времена. В Египте их использовали для росписи гробниц и мумий. В Греции восковые краски были известны древним художникам, но, к сожалению, до нашего времени ни одна из работ не сохранилась, остались только упоминание в литературных источниках.

Что такое воскомасляная темпера?

Воскомасляная темпера — это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в неесиккатив.

Разбавители и вспомогательные средства

Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов. Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

Работа воскомасляной темперой

Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства.

В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт — левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку.

Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой.

В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных — тонких беличьих и колонковых — до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает.

Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.

shedevrs.ru

Comments