Штрих в рисунке – Линия, штрих и тон в рисунке


14.03.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Линия, штрих и тон в рисунке

Линия и штрих - азы рисунка

Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

Линия

Линия - это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.

Штрих

Штрих - это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.

Тон

Тон - это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Рисование линий

Прямая линия

Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.

Квадрат

Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать...

Треугольник

Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать...

Круг

Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее "лохматым", то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать...

Штриховка

Академический штрих

В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать...

Свободный штрих

Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать...

Заштриховывание круга

Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать...


Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать...

Резюме

Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.

xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai

Что такое штрих? Особенности штриховки карандашом

Качественный рисунок грифелем - это настоящее произведение искусства. В художественных школах достаточно много внимания уделяют работам, выполненным карандашом. Штриховка нужна для того, чтобы придать предметам форму и объем. На втором месте стоит прорисовка света и тени.

При использовании техники акцент должен быть на перекрестном штриховании. Тон, созданный таким образом, дает общее впечатление чистоты. Если присмотреться к рисункам профессионалов, то можно увидеть, что даже в самом темном месте лист бумаги просвечивается.

Основные понятия в технике штриховки карандашом

Понять, что такое штрих, и научиться правильно использовать эту технику в рисунке не так сложно, как кажется. Для этого нужно изучить основные понятия:

  • Светотень. Это явление позволяет нам видеть объекты объемными.
  • Блик - отражение света на поверхности предмета. Его интенсивность зависит от фактуры. Матовые поверхности дают бликов меньше, глянцевые - больше. Существуют материалы, на которых бликов не видно. Это дерево, камни, пористые фактуры.
  • Полутень (полутон) - плавный переход между тенью и светом.
  • Рефлекс - ненасыщенное светлое пятно в затемненном участке. Оно образовано лучами, отраженными от близко лежащих предметов.
  • Тень - слабо освещенный или совсем неосвещенный участок объекта рисования. Она может быть собственной или падающей. Самый темный участок называется светоразделом.

  • Штрих - линия, которая может быть длинной или короткой. Все зависит от задачи художника. Штриховка может наноситься в разных направлениях. Когда один слой ложится на другой, то постепенно набирается тональность рисунка. Изображение получает интересную зернистость.

Штриховка в классическом рисунке карандашом

Разобравшись, что такое штрих, перейдем к его видам. В рисунке используется прямая и перекрестная штриховка. Первая бывает:

  • горизонтальной;
  • под углом;
  • вертикальной.

Перекрестная штриховка наносится сверху на прямую. Рассмотрим пример. Сначала наносится прямой горизонтальный штрих. Сверху накладываются отрывистые линии под углом. Потом вертикальный штрих. Так образуется красивая сетчатая поверхность тона. Дальше накладываем штрих с наклоном в противоположную сторону и снова вертикальные линии.

Более четко проработанными должны быть детали рисунка, которые находятся на переднем плане. Здесь сильнее контрасты светотени. На заднем плане рисунок должен быть как будто подернут дымкой и переходить в воздушную перспективу. Штриховку по форме используют при изображении округлых предметов, к примеру, шаров, конусов, цилиндров. Линии подчеркивают форму, делая ее выразительнее.

Альтернативные виды штриховки

  • Самая простая техника рисунка карандашом - точечная штриховка, которая наносится легким постукиванием грифеля по бумаге. Чем больше количество точек, тем насыщеннее тональность рисунка.
  • Зигзагообразная штриховка напоминает крючки, запятые, завитки, которые наносятся хаотично.
  • Техника напыления. Она напоминает рисунок пастельным карандашом. Штриховка выполняется ватной палочкой или салфеткой. Острым ножом снимается грифельная стружка, похожая на пыль. Туда окунается ватная палочка или кусочек салфетки. Рисунок растушевывается на бумаге. Достигается эффект работы пастелью.

Секреты штрихования

Принципы, по которым создаются рисунки штриховкой:

  • Штриховка выполняется отдельными линиями. Нельзя рисовать «змейкой», не отрывая руку.
  • Частая ошибка новичков - штриховка запятыми. Старайтесь, чтобы линия была ровной. Многие новички не сразу понимают, что такое штрих. Линия должна быть светлее в начале и в конце, а в середине более насыщенной.
  • Один из удобных для новичков способов - штриховать от тени к свету. Поверхность любого объекта освещена неравномерно. Начинать работу следует с самого затемненного места на рисунке. Двигаться нужно от тени к более светлой части объекта, постепенно увеличивая длину штриха.

  • Штриховка должна выполняться уверенной рукой и быстрыми движениями.
  • Во время рисования нужно проворачивать карандаш в пальцах. Таким образом, грифель будет вытираться равномерно. Это позволит реже его затачивать.
  • Если рисунок выполняется на горизонтальной поверхности, то нельзя класть ладонь на бумагу. Рукой можно случайно растереть рисунок и оставить грязь на листе. Художнику следует приучиться при создании рисунка опираться на мизинец. Еще один вариант - подкладывать под рабочую руку чистый лист бумаги.
  • Нужно учитывать мягкость карандаша. Информация всегда есть на коробке. Чем тверже карандаш, тем сложнее выполнить штриховку.

Понять, что такое штрих, и освоить технику рисунка карандашом можно только тогда, когда была испорчена не одна стопка бумаги. Не стоит бояться неправильно провести линию или выйти за границы. Не старайтесь копировать чью-то манеру рисовать. Со временем вы выработаете индивидуальный стиль рисунка карандашом.

fb.ru

Штриховка и её разновидности — Искусство

Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.

Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.

Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.

Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.

Таким образом, для художника-графика представляется множество способов для воплощения своих творческих идей и личностного самовыражения, поделиться собственным восприятием мира и красоты вокруг. Комбинируя разные типы штриха можно создать действительно уникальное художественное произведение, включая опыт предшественников, импровизируя, создавая что-то новое! Стоит отметить, что от качества ваших материалов зависит благородство и аккуратность вашего рисунка, а вот глубина тона не приравнивается к мягкости карандаша и штрихует наслоением, постепенно усиливая тон и уточняя детали.

1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку. Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.

2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.

3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.

Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.

Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.

4. Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насыщенные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.

Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.

Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: «Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой».

С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.

Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.

5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.

6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.

Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.

На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!

iskustvo.com.ua

Какие бывают виды штриховок? :: SYL.ru

Умение рисовать – отличный навык, который может пригодиться во многих ситуациях, и даже стать основной профессией. Чтобы им овладеть, нужно освоить немало техник. В рисунке главными критериями являются построение и штриховка. Однако если первому обучиться не так сложно, то академический штрих вырабатывается годами. Чтобы упростить задачу, мы расскажем про секреты и виды нанесения тонов.

Типы карандашей

Прежде чем приступить к нанесению тонов на бумагу, необходимо научиться определять тип карандаша, которым вы пользуетесь. Это имеет огромное значение, так как от твердости вашего материала зависит тональность всей работы.

Первоначально рекомендуется использовать самый твердый грифель, который есть в вашем арсенале. Такой рисунок получится менее грязным и более проработанным. Если же вы уже имеете опыт в графике, то можете смело экспериментировать с материалами.

Разные страны имеют собственную маркировку, вот самые популярные из них:

  • Россия. Для этой страны характерно 3 вида карандашей: Т – твердый; ТМ – твердо-мягкий; М – мягкий. Цифра, стоящая перед буквой, обозначает степень твердости или мягкости.
  • Европа. Более разнообразный спектр: B – мягкий; H – твердый; F – что-то среднее между H и HB; HB – твердо-мягкий. Также есть цифры перед буквами (от 9H до 9B).
  • США. Имеет такую шкалу: #1 – мягкий; #2 – твердо-мягкий; #3 – твердый; #4 – очень твердый.

Какой выбирать материал для рисунка – ваше дело. Однако есть ряд необходимых критериев, которые должны выполняться при подготовке и в период работы.

  1. Карандаш всегда должен быть остро заточен. Это важный момент для нанесения более аккуратных и тонких линий. Затачивать его следует не точилкой, а резаком, так как длина острия должна составлять 5-7 мм.
  2. Старайтесь следить за вашими инструментами. Грифель – очень хрупкая вещь. При любом неудачном падении он может сломаться изнутри. В таком случае смело выбрасывайте его.
  3. Вне зависимости от вида штриховки держите карандаш под углом 45 градусов.
  4. Желательно брать твердый инструмент для начала проработки рисунка. Осветлять темные места намного сложнее, чем затемнять светлые. В конце можно будет добавить более мягкий материал.

Виды работы

Стоит разобраться и с видами работы с карандашом. Их всего 2: тушевка и штриховка.

Тушевка – грифель растирается на бумаге. Такой вариант очень редко используется профессионалами, но активно практикуется любителями. В основном его применяют для пленэров или набросков в блокноте, когда нет времени на тщательную проработку, но нужно показать свет и тень.

Штриховка – способ нанесения света и тени с помощью отдельных штрихов. В отличие от предыдущего вида, могут использоваться различные материалы: перо, линер, маркер, ручка, фломастер и т. д. Чаще используется для полномасштабных работ. Для выработки разных видов штриховки карандашом требуется достаточное количество времени. Возможно, несколько лет.

Какие виды штриховки бывают?

У каждого художника свой индивидуальный стиль. Поэтому судить обо всех разновидностях не имеется смысла. Однако есть 2 основных раздела:

  1. Декоративная техника – применяется для графики тушью, линером и другими материалами. Здесь можно использовать различные узоры: зигзаги, волны, восьмерки, круги, и т. д. Элемент можно выбрать любой, зависит от вашей фантазии. Часто применяется для работы с декоративными постановками или в набросках.
  2. Академический штрих – именно то, чему художники учатся на протяжении всей своей жизни. Основной вид нанесения оттенков на бумагу. Может использоваться во всех работах, любым материалом (чаще всего карандаш). Он представляет собой прямые или слегка изогнутые линии.

Правила нанесения академического штриха

Как уже было замечено, у каждого человека свой стиль, но вне зависимости от вашей индивидуальности существует определенный свод правил, соблюдение которых необходимо для получения нужного эффекта:

  1. Штрихуйте предметы по форме. Это означает, что иногда стоит пренебречь прямотой линии, чтобы показать объем. Штрихи должны соответствовать контуру объекта. Например, если вы рисуете шар, то линии должны идти по кругу, а не горизонтально. Это касается абсолютно любых предметов.
  2. Начинайте от тени и плавно переходите к свету. Светлые участки всегда можно будет затемнить, а вот темные высветлить не так просто. Постепенно наносите цвет на всю поверхность, затем добавляйте пигмент на затемнённую часть. В конце можно воспользоваться мягким карандашом, если вам покажется, что тень недостаточно видна.
  3. Вы можете использовать перекрестную технику. В таком случае нужно делать наклон между линиями. Линии ложатся накрест, это один из видов штриховки в графике.
  4. Чистые линии (противоположно перекрестному способу) – следующий способ. Разная штриховка имеет разные требования, здесь, наоборот, линии должны быть параллельны. Не забывайте отрывать руку от бумаги.
  5. Не смешивайте разные виды (штрих с тушевкой).
  6. Передний и задний план. На заднем плане всегда будет светлее тон, чем на переднем. Это называется воздушной перспективой. Помните про это правило, оно является почти основополагающим в рисовании.
  7. Делайте короткие движения руки. Так вам будет проще в нанесении и отслеживании нужного тона.

Декоративный штрих

Если вы используете его в набросках, то не имеет значения, как и куда будете его наносить. Самый оптимальный способ использовать круги, наиболее простой и быстрый вариант добавления тональности. Чаще всего применяется карандаш.

При декоративной постановке можно дать волю фантазии. Здесь очень редко используется грифель, чаще тушь, ручка или линер. Вы можете выбрать любой удобный и подходящий материал. Что касается рисунка, круги – самый универсальный вариант, только, в отличие от наброска, здесь их нужно наносить более аккуратно. Для оригинальности можно использовать любой другой рисунок, но учитывайте, что он не должен выходить на первый план, в приоритете все же предмет, а уж потом его текстура. Не забывайте про воздушную перспективу и переход от света к тени.

Советы в работе

Для того чтобы правильно наносить любой из стилей или видов штрихов карандашом, нужно не просто придерживаться основных правил, но постоянно совершенствоваться. Как это сделать? Вот пару советов, которые помогут приблизиться к идеалу в этом искусстве:

  1. Делайте уверенные движения. Между линиями должны оставаться небольшие просветы даже в темных частях. Таким образом, вы подчеркиваете отличие вашей техники от тушевки.
  2. Темные тона лучше делать перекрестным штрихом, с усилением нажатия на карандаш (здесь главное не перестараться) и добавлением больших слоев. Все это создаст впечатление чистоты и аккуратности, а эти критерии самые главные.
  3. Старайтесь держать руку вертикально и не прислонять к бумаге. Это может случайно размазать уже готовые элементы и создать эффект тушевки. А как мы помним из правил, разные виды нельзя совмещать.
  4. На переднем плане должны быть проработаны даже самые светлые места. Это не значит, что нужно их затемнять, но красивым, почти незаметным штрихом их нужно закрыть. Это создаст впечатление законченной работы.

Почерки великих художников

Здесь собраны разные виды штриховки великих мастеров. На этом примере можно убедиться, насколько уникален каждый человек. Через искусство нанесения тона на бумагу можно проследить характер и настроение автора.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия». Одна из самых загадочных картин, ходит много слухов о ее значении. Однако мы обратим внимание на штрих, насколько он отличается на разных предметах. Художник подобрал именно ту текстуру, которая свойственна отдельному материалу.

Ганс Гольбейн Младший. Из серии гравюр «Пляски смерти». Вот вам наглядный пример декоративной штриховки.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Три распятия». Автор выбрал темную тональность для картины, но выдержал пропорции света и тени.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Автопортрет с широко раскрытыми глазами". Обратите внимание на интересный эскизный штрих, который только подчеркивает настроение всего рисунка.

В противопоставление предыдущему изображению. Еще один портрет, но уже с более мягкими переходами, передающими глубокий возраст и седину волос. Рембрандт Харменс ван Рейн. "Пожилой мужчина с волнистой бородой".

Заключение

Существует огромное разнообразие стилей и видов штриховки в рисунке. Для того чтобы их освоить, необходимо постоянно практиковаться. А некоторые справочные материалы могут вам в этом помочь. При большом желании искусство карандаша можно освоить и дома, нужно всего лишь немного стремления и терпения. Успехов вам в вашем творчестве!

www.syl.ru

Штрих (штриховка)

 

ШТРИХ (ШТРИХОВКА)

 

ШТРИХ (нем. Strich от лат. Strictus — "сжатый, узкий, тесный") — изобразительное средство графического искусства.

Совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения.

Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию.

Техника работы штрихом называется штрихованием, результат ее применения — штриховкой. Если же направленность и структура штриха не выявлены, а, напротив, замаскированы, например при работе мягким карандашом, углем, сангиной, такой прием называют тушёвкой или лавировкой.

Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Штрих используют в рисунке пером, а также в гравюре по металлу и дереву. Как утверждал В. А. Фаворский, штрихом в гравюре — чёрным по белому — можно выразить не только пространственные отношения изображения, но также временную последовательность событий и даже (условно, опосредованно) цветовые отношения.

Мелкая, частая штриховка в итальянском искусстве называется траттеджа. Для классической резцовой гравюры эпохи Итальянского Возрождения характерен штрих в одном направлении, моделирующий форму за счет толщины линий. Для рисунков и гравюр эпохи Барокко более органична перекрестная штриховка, позволяющая художнику разнообразно моделировать свет, тень, объем, пространство, фактуру и текстуру изображаемых предметов. Классические техники ксилографии (гравюры на дереве) подразделяются на обрезную (продольного штриха), черноштриховую (чёрным штрихом по белому фону), белоштриховую (белым по чёрному), поперечную, или торцовую, гравюру (когда художник работает штрихом свободно во всех направлениях).

В рисунке карандашами различной твердости, используя бумагу разной фактуры, в литографии — камень разного "корешка", художник может добиваться разнообразных впечатлений. Возможности штрихового офорта открывали французские импрессионисты и художники нормандской школы.

Виртуозом штрихового офорта был шведский художник Андерс Цорн, он вообще отказался от контурной линии и "строил" форму одним штрихом.

Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки».

Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства.

Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы.

Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.

Штриховка – приём нанесения тона штрихами, линиями и  точками. Штриховка - это нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а, значит, и степени затемнения на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов.

Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце.

Линии можно проводить равномерно.

Расстояния между штрихами могут быть не одинаковыми. К примеру, его можно увеличивать с каждой следующей линией, или наоборот - уменьшать.

На один слой штриховки можно наложить еще один. Это позволит увеличить контраст и более четко обозначить тени. С помощью изменения плотности, направления и толщины штриха второго слоя можно добиться разных эффектов затенения.

И таких слоев может быть столько, сколько Вам надо.

Кроме того, штриховка может быть направлена не только вдоль прямой линии, но и по каким-то изогнутым контурам. Этот подчеркивает геометрические формы объекта.

Чаще всего штриховка бывает мелкой, и, глядя на рисунок в целом, не бросается в глаза, но ее можно и укрупнить так, чтобы она хорошо выделялась.

Остриём карандаша, удерживаемого тремя пальцами, быстро наносят близко друг от друга раздельные или соединённые в зигзаг тонкими волосными линиями штрихи. Направление этих штрихов (вертикальное, горизонтальное и наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета, её структурой, формой, размерами и прочим. Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму предмета.

В силу того что штриховка наклонными линиями оказывает меньшее воздействие на восприятие размера, а также в силу лёгкости её нанесения правой рукой, она стала наиболее употребительной из всех видов штриховки. Её наносят движением руки справа-сверху влево-вниз, следя за параллельностью штрихов, их одинаковой светлотой и равенством интервалов между ними. Такую штриховку называют параллельной.

Перекрёстную штриховку (cross-hatching) получают нанесением нескольких слоев параллельной штриховки. Направление штрихов каждого слоя слегка изменяется, чтобы в результате образовалась ромбоидальная сетка, придающая заштрихованной фигуре движение и трепетность. Штриховку левыми наклонными линиями используют в особых случаях потому, что выполнение её правой рукой затруднительно. Для получения ровного тона на ранее нанесённые слои штриховки накладывают ещё один слой избирательной штриховки, то есть им повторно покрывают только светлые места и доводят их до тона тёмных пятен штриховки.

Из этого метода можно выделить грубую и свободную штриховки, различающиеся расстоянием между штрихами: меньшим или большим.


Идея круговой штриховки состоит в рисовании очень крошечных кругов, которые накладываются и переплетаются. Создание тона может быть довольно утомительным, но результаты того стоят. Этот метод штриховки является лучшим для передачи реалистичной структуры кожи. Используйте лёгкий нажим и создавайте тон.


shedevrs.ru

Рисование и живопись: Виды штриховки

Виды штриховки и тушевки в графике.

Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений.Прямая штриховка

Крестовая

Контурная

Точечная

Случайная (зигзагообразная)

Начинаем ставить кисть и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) . В итоге все равно всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.

Помимо простых графитных карандашей рисовать можно и цветными. Также понадобятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. Перо можно заменить роллером. Художники используют их создавая свои картины.

Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Тушевка однородная (заливка)

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка – инструмент.

Тушевка с градацией

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».

Заштрихуйте 6 квадратиков, нарисованных от руки, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.

Затушушуйте 3 квадратика разными материалами

графитный карандаш шариковая ручка

Залейте 3 квадратика разными материалами

фломастер  тушь

Затушуйте с градацией 6 квадратиков разными материалами: простым и цветным карандашом, шариковой ручкой. Небольшие поверхности желательно научиться тушевать за один раз.

Графика требует проработки штриховок: тушь/перо (роллер).

Возьмите себе за правило упражняться каждый день по 20 минут, уделяя это время только штриховке и тушевке. Даже если сразу не получается, поверьте, через непродолжительное время, при условии каждодневных занятий, вы достигнете хороших результатов.

Вот несколько упражнений

Рисунки в графике, отличаются чёткостью линий.

Сделайте эскизы в карандаше любого предмета (существующего или несуществующего) с использованием максимального количества видов штриховки, в том числе декоративной, заливки и тушевки с градацией и без.

Выполнить чистовой рисунок (тушь, цветной карандаш), грамотно поместив на листе.

Варианты работ художников.

Отработайте на разнообразных фигурах штриховку, тушевку и тушевку с градацией в разных материалах (2-3 листа формата А-4).

to-drawing.blogspot.com

Виды штриховки в рисунке

Сегодня я расскажу Вам о нескольких техниках рисования карандашом. В предыдущем уроке из этой серии вы узнали «Основы рисования карандашом«. А сейчас мы рассмотрим подробнее: с чего всётаки начать рисовать?

Виды штриховки в рисунке

 Что важно при штриховке карандашного рисунка? Старайтесь  не допускать «рваного» штриха, когда удар грифеля о бумагу в начале штриха дает заметное утолщение. Следите за тем, чтобы линия штриха была однородной по цвету и толщине. Очень важно для этого хорошо заточить карандаш. (узнайте Как затачивать карандаши) Штрихуйте только в одном направлении, не ведите карандаш в обратную сторону по бумаге.

Есть также другая техника. Штрихи можно накладывать друг на друга под разными углами, в несколько направлениях, например под ушлом 30,45 или 90 градусов. Но не стоит штриховать решеткой. Такая штриховка вызывает ассоциации с самой решеткой и будет отвлекать от самого рисунка, но и смотрится не очень эстетично.

 Для начала нужно немного разработать моторику кисти, заставить руку «привыкнуть» рисовать. Для этого подойдут простые упражнения. Для всех этих упражнений положение листа — книжное. Часто начинающие игнорируют эти упражнения, ведь очень хочется поскорее приступить к творчеству, но тогда вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что  карандаш не будет слушаться вас.

Давайте вместе проделаем несколько упражнений какие делают в начальной школе рисования:

Упражнение 1.

 Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна — две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

 

Упражнение 2.

 Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

 Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.

Упражнение 4.

 Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3?3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

 

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится. Главное, в начале учебы делать хотя бы одно подобное упражнение перед каждым занятием рисованием. Я часто начинаю с первого упражнения, после него рука увереннее ведет  карандаш. Самое сложное для меня — это диагональные линии слева направо.

 Научиться рисовать — вполне возможно, нужно, как и в любом другом деле, лишь приобрести необходимые навыки, немного старания, и тогда вам не составит труда выразить свои идеи на бумаге или холсте.

 Меня еще одному способу учили, как развить глазомер: поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать…. со временем перейти на три точки…… и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды, опять же развивается глазомер.

Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

TrustNo1

специально для

ДейФан

dayfun.ru

Comments