Рисунок в графике натюрморт – Презентация по ИЗО на тему «Натюрморт в графике»


16.12.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Содержание

Графическая переработка учебного натюрморта. — ART TEACHER

Графическая переработка учебного натюрморта. — ART TEACHER
Автор — Щербакова Тамара Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, секция «Детская художественная школа» МБОУ ДОД ДЮЦ «Русинка», г. Волжский Волгоградской области.
Цель: поделиться с учителями изобразительного искусства опытом работы с детьми в изучении и использовании техники черно-белой графики при работе над натюрмортом.
Интегрируемые области знаний: академический рисунок, композиция.
Художественные материалы и техники: бумага, маркеры черного цвета.
Виды деятельности: прослушивание лекции, просмотр слайдов, выполнение практической работы.
Методы: изучение и обобщение педагогической деятельности.
Краткое содержание: мастер-класс «Графическая переработка учебного натюрморта» проводится в рамках подготовки к ежегодному областному конкурсу детского рисунка «Графика». Свой обобщенный опыт с детьми в технике черно-белой графики я демонстрирую на 50 слайдах и стендах с методическими материалами.
В программе детской художественной школы дисциплина «Рисунок» считается основополагающей. Рисунком мы занимаемся много и серьезно. В основном это работа над натюрмортом — с первого класса до последнего рисунок неподвижной натуры является основной формой обучения. И, как результат, от длительных академических постановок обучающиеся устают и теряют интерес к дисциплине. Чтобы активизировать творческий познавательный процесс, уже с первого класса я начинаю вводить задания по переработке натюрморта в технике черно-белой графики. А так как в первом классе разделение на рисунок и композицию весьма условное, то и задания по композиции также имеют графическую направленность и помогают обучающимся в понимании законов и принципов этой техники. С каждым годом обучения степень сложности заданий усложняется, появляется вариативность, свобода выбора и индивидуальные предпочтения обучающихся. Но основные принципы графического изображения — ритм черно-белых пятен, выразительность линии и силуэта, цельность и обобщение, остаются и со временем оттачиваются до автоматизма. Владение техникой черно-белой графики помогает ребенку грамотно организовывать композицию (будь то постановка по живописи или рисунку, станковая или декоративная композиция), добиться выразительности художественного образа в целом и читаемости характеристик отдельных предметов. Поэтому в школе все учебные задания начинаются с разработки черно-белого варианта эскиза — основы дальнейшей успешной работы.
Что такое графика? Графика — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные виды художественных произведений, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «графика» происходит от греческого глагола grapho – пишу, черчу, рисую и первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, но в конце 19 — начале 20 вв. в связи с развитием печатного производства, получил новое значение. Графика определилось как искусство, в основе которого лежат линия, контраст черного изображения и белой бумаги. В качестве основных изобразительных средств, кроме контурной линии в графике используется точка, штрих и пятно. Существует одиннадцать вариантов комбинирования элементов графики:
линия и пятно;
линия и штрих;
точка и линия;
точка и штрих;
пятно и штрих;
пятно и точка;
точка, линия и пятно;
точка, линия и штрих;
пятно, точка и штрих;
линия, пятно и штрих;
точка, линия, пятно и штрих;
Владея таким набором выразительных средств графики, перед обучающимися открываются неограниченные возможности для творческого самовыражения. Но чаще всего дети работают в линейном или в пятновом графическом варианте.
Линейная графика самая понятная ребенку, ее особенно любят обучающиеся младших классов. Она же и самая декоративная, так как многообразие линий в сочетании с многочисленными фактурами позволяет создавать индивидуальные композиции на основе поставленного натюрморта.
Штриховая графика тесно связана с передачей объема и фактуры изображаемых предметов. Предварительно обучающимся дается задание на придумывание различных фактур и в графической работе они должны разными техническими средствами уметь передавать фактуры дерева, стекла, меха, листьев и т.д. Конечно, в зависимости от возраста обучающихся, степень условности фактур должна варьироваться. Задания по штриховой графике выполняются тушью, пером или гелевой ручкой.
Пятновая графика самая строгая, самая цельная и обобщенная, работая в этой технике ребенок совершает огромную аналитическую работу по переработке трехмерного пространства в двухмерное, по выявлению плоскостных характеристик предметов, выразительности их силуэтов. Сложность выполнения пятновой графики заключается в том, что ребенок в поставленном натюрморте видит не только свет и тень, но и массу полутонов, которые он должен сознательно обобщить в сторону белых или черных пятен. Затем происходит организация пятен в единую группу, в которой концентрируется внимание на характере их пространственных и весовых отношений. На уроках я постоянно повторяю, что внутри листа необходимо следить за весовыми соотношениями черного и белого и за ритмом чередования черных и белых элементов — так называемый «принцип домино». Именно в пятновой графике обучающиеся меньше всего занимаются срисовыванием с натуры, а работают над сознательным отбором лишних элементов, отбором пятен по весу и характеру, по структуре композиции, что непременно, в той или иной степени, приводит к обобщенному восприятию постановки и целостному построению графической композиции. Термин «отбор» должен проходить красной нитью в течении всей работы над графическим вариантом натюрморта.
Следующая разновидность графической переработки натюрморта является графика в три тона — черный, белый и серый. Причем серый может быть и простым колером, а может быть заменен любой фактурой (например, сухая кисть). Этот прием считается более сложным, он вносит разнообразие в учебный процесс и позволяет уйти от двухмерности пространства и объема.
Занимаясь графической переработкой натюрморта, помимо способов изображения, обучающиеся развивают и творческое мышление, связанное с передачей пространства. Пространство может быть как линейно-воздушным, так и смысловым. Задачи линейно-воздушной перспективы решаются во время выполнения учебных академических постановок, а смысловое пространство обучающиеся создают сами: работают с форматом и масштабом изображения, выделяют композиционный центр, выстраивают смысловые, а не пространственные планы.
Опираясь на свой педагогический опыт, я заметила, что графика натюрморта очень привлекательна для учеников художественной школы, они с удовольствием занимаются любыми видами графической переработки. Условность графического языка, его выразительность, лаконизм и декоративность помогают им при реализации творческих замыслов не только в рисунке, но и в композиции и в декоративной живописи.
Степень условности и плоскостности изображения имеет несколько уровней сложности:
1. Тоновой рисунок пятном.
2. Тональный рисунок штрихом с передачей светотени и фактуры.
3. Тоновой рисунок пятном с подчеркиванием контура.
4. Рисунок линией: прерывистой, пунктирной, непрерывной.
5. Контрастный черно-белый рисунок.
6. Силуэтный рисунок с различной степенью проработки объема.
Данная классификация достаточно сжатая, но дает ясное понимание последовательности ведения работы от объемно-пространственного рисунка до силуэтной стилизации. Условность графического языка, его выразительность, лаконизм и декоративность помогают обучающимся художественной школы при реализации творческих замыслов не только в рисунке, но и в композиции .
Далее идет показ слайдов с графическими работами обучающихся с 1 по 5 классы художественной школы.
1 класс. Линейные зарисовки растений.
Графическая работа с силуэтами предметов.
Работа с фактурами и их применение в натюрморте.
2 класс. Тональная переработка растений.
Переработка постановочного натюрморта в два тона.
Черно-белый композиционный натюрморт.
3 класс. Графической переработки натюрморта в три тона.
Пятновая переработка натюрморта.
4 класс. Штриховая техника графической переработки натюрморта.
Графическая переработка интерьера.
Переработка постановочного натюрморта в три тона.
5 класс. Свободная интерпретация постановочного натюрморта.
Для выполнения практической работы педагогам предоставляется несложный натюрморт и предлагается, в зависимости от выбранной степени условности, выполнение рисунка в технике черно-белой графики. Работа выполняется черными маркерами. Выполнение практической работы сопровождается помощью и советами по выполнению рисунка.
Образцы работ педагогов мастер-класса.
Форма проведения итогов: Проведение мини-выставки графических работ, выполненных педагогами во время практикума. Обсуждение и самоанализ.
Ожидаемые образовательные результаты: Повышение мотивации педагогов к использованию новых техник рисования при работе над учебным натюрмортом. Оказание методической помощи по освоению последовательности в работе над графическим натюрмортом. Практическое освоение навыков графической переработки натюрморта.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности: Практический опыт, полученный каждым участником мастер-класса, умение адекватно оценить и проанализировать результаты своей деятельности, грамотное владение элементами графики и графическими материалами.

art-teacher.ru

Урок по изобразительному искусству «Натюрморт в графике»(5 класс)

Тема урок:»Натюрморт в графике»

Цель:

Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка — это основа для многих художественных школ, что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.

Задачи:

Развивающая: Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций.

Обучающая: Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Наглядность и оборудование:

Для учащихся: формат A3, 3 карандаша (Т, ТМ, М), уголь, ластик. 

Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, заготовки для натюрморта.

План урока:

  1. Организационный момент — 1 мин.

  2. Объяснение новой темы — 5 мин.

  3. Практическая часть — 5 мин.

  4. Самостоятельная работа — 18 мин.

  5. Итог урока — 1мин.

Ход урока

1. Объяснение новой темы:

Сегодня на уроке я вас познакомлю с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше. 
( Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. 
Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности.

 
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Приложение 1 (по поводу получения приложения 1 связывайтесь с автором)

С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной. 

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми Л перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные    у приёмы работы теми же материалами.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики. 

Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».

Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий 
материал. 
Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

НАТЮРМОРТ

В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи —  предметы быта, снедь’, цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве  венецианских художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи. 

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.

2. Практическая часть:

Ребята должны увидеть какие бывают прекрасные линии и пятно. Всё показываю на доске.

Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности. 
Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно. 
Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения. 
Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении формы.

Далее идёт показ поэтапной работы на доске  

3. Самостоятельная работа.

Быстрым движением карандаша предлагаю ребятам составить несколько ваз самостоятельно. Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Приступаем к рисованию натюрморта. Всё показываю на доске и говорю, что построение натюрморта может состоять из 8 этапов. 

Прохожу по рядам и помогаю уточнить рисунок, показываю чуть-чуть штриховки, вывешиваю уже готовые работы, выполненные другими учениками, напоминаю: падающая тень — самое тёмное пятно — выполняется мягким карандашом; собственная тень — темное пятно — плоскость стола вертикальная. Не забыть сказать, что такое блик и рефлекс.

Выставляем работы к доске 
Проводим анализ работ                                                           
Разбираем ошибки                                                                                                   
Выставляем оценки 
Подвожу итог урока                                                                         


Спасибо за урок.

Раздаточный материал (Приложение11)

infourok.ru

Конспект по рисунку на тему «Графический натюрморт» ( 2 класс ДШИ)

План — конспект

 урока по рисунку

на тему:

«Графический натюрморт»,

проведенного во 2 классе(ДШИ)

(2 занятия)

 

Цель: Выполнение натюрморта в графике

Задачи:

Образовательные:

Изучение основ рисования натюрморта в графике.  Формирование основных понятий о компоновке, построении предметов и выразительных средствах графики при выполнении натюрморта.

Развивающие:

Развитие творческой фантазии и художественного вкуса.

Воспитательные:

Воспитание любви к творчеству.

Форма организации: индивидуальная

Оборудование:

Для учителя: ноутбук, наглядное пособие: примеры натюрморта в графике, маркер.

Для ученика: тушь, черная гелиевая ручка, ватман

План урока.

1. Организационная часть урока (2 мин).

2.Сообщение новой темы (15 мин).

А) вводная беседа, просмотр примеров.

Б) педагогический разбор выполнения задания. 

3. Самостоятельная работа учащихся (рассчитано на две недели).

4. Итог урока (15 мин).

 А) Рефлексия

Б) Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин).

У: Проверим наличие необходимого материала для урока, отметим отсутствующих.

2. Сообщение новой темы (15 мин)

А) Вводная беседа (8 мин).

У: Ребята, сегодня на уроке рисунка мы начинаем новую постановку, а именно натюрморт в графике. Назовите мне определение натюрморта?

У-к: (ответы учеников).

У: Верно. Натюрморт –это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с французского обозначает «мертвая натура». А сейчас уточним понятие «графика». Знакомы ли вы с ней? Что можете сказать?

У-к: (ответы учеников).

У: Правильно. Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов, наносимых на бумагу карандашом или другими рисовальными инструментами.

Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги.

Показ изображений

У: Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов: станковая графика, книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.), журнальная и газетная графика, прикладная графика (плакат и пр.) и другие.

Показ примеров каждого вида

У: Ребята, назовите мне основные выразительные средства графики?

У-к: (ответы учеников).

У: Да, это линия, штрих, пятно и точка.Класс, при работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Что касается средств, кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

У: Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849). Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

Показ работ художников

Б) Педагогический разбор выполнения задания (7 мин).

У: Ребята, наше задание рассчитано на две недели. На этой неделе мы должны проделать два этапа при создании натюрморта

Первая неделя

Итак, вспомним. При создании натюрморта и любой композиции необходимо провести три этапа: первый представляет собой нахождение удачной композиции. То есть вам необходимо правильно скомпоновать предметы, чтобы в целом работа смотрелась удачно и грамотно. Назовите мне правила компоновки предметов?

 Уч-к: ответы учеников.

У: Да, с боку и сверху мы оставляем одинаковое расстояние, снизу больше. Наш рисунок не должен быть большим и в то же время слишком маленьким. Для себя определите границы натюрморта, в которые вы будете вмещать ваш рисунок. После того как вы нашли правильную композицию, необходимо перейти к конструированию предметов, то есть к рисунку- второму этапу работы, а именно вы находите верное расположение для предметов, проведите среднюю линию, отметите горизонтальными линиями высоту предмета, например, кувшина, высоту горлышка, самое широкое место и нижнюю часть кувшина.  Дальше прорисовывайте овалы горлышка, средней части и донышка.  В такой же последовательности постройте все предметы.

Вторая неделя:

У: Ребята, на этой неделе мы переходим к заключительному этапу. Назовите мне его.

Уч-к: ответы учеников.

У: Конечно, это этап работы с тоном. Используя изобразительные средства графики, вы должны найти грамотное графическое тоновое решение постановки.   С помощью выразительных средств можно передать характер предмета, например, линия может быть плавной спокойной или наоборот резкой и стремительной. Пятно может принимать различные формы. Тушь или гелиевая ручка отличаются от карандаша, с ними надо быть аккуратным.

3.Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися.

4.Итог урока.

Выставка детских работ.

Вопросы для анализа.

1.Правильно ли подобрана композиция?

2.Удалось ли ей(ему) передать правильный колорит?

Повторение пройденного материала:

1.     Назовите основы правильной компоновки?

2.     Назовите определения графики и ее основные средства?

3.     С какими художниками вы познакомились?

1. Николай Бесчастнов: Графика натюрморта, изд.Валадос 2008г.

 

2. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. — М: Просвещение, 1986. — 192с, ил.

infourok.ru

Урок ИЗО «Натюрморт в графике»

Конспект урока ИЗО для 6 класса «Натюрморт в графике»

Цели и задачи:
—  закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта;
— развивать и совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике выполнения натюрморта;
— способствовать творческому отображению окружающего мира;
— развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
— научить овладению техникой штриха;
— воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Зрительный ряд: пособия, выполненные учителем; репродукции отечественного искусства разных жанров — И. Хруцкого, И. Машкого, К. Петров – Водкина, И. И. Левитана, В. М.Васнецова, И.И. Репина, В.И. Сурикова, муляжи, набор для натюрморта.

Оборудование: бумага, простой карандаш, мелки.
Музыкальный ряд: песенка ( с мечтой о весне) “Я сегодня увидала”, начало симфонических поэм “Шахеризада”.

Ход урока

1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Устный опрос. 3.Подведение к теме урока: просмотр кинофрагмента, беседа по просмотренному, сообщения старшеклассников о творчестве известных художников.
4. Практическая работа
5. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.
6. Задание на дом.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Если видишь на картине
Чудо ваза на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды
И стеклянной и простой
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив
А еще в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картину называют – натюрморт.

Учитель:Так сказал поэт.
Вопрос:
А что такое натюрморт с точки зрения художника?
Ученик: Натюрморт это мертвая натура ( природа.)
Учитель:Да! Натюрморт — это мертвая натура. К натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.

На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.

А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.

Ученик: На картине Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом в кувшине с рельефным рисунком похожа на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.

Вопрос:что является в картине центром композиции, и какие цвета используются в натюрморте?
Ученик: Центром композиции является кувшин, используются в картине теплые и холодные цвета, тень, цвет контрастных цветов. В картине все цвета уравновешены.
Вопрос: Какой натюрморт простой, а какой сложный?
Ученик: Простой состоит из 1,2-х предметов, сложный состоит из множества предметов.
Учитель:А когда интересующиеся картинами спрашивают – чьей кисти эта работа, что это означает? И ещё один вопрос — зачем смотрят наличие подписи на картинах?

Сейчас вашему вниманию будет представлен кинофрагмент. Просмотрите его и обратите внимание на то, насколько были неправы продающая и покупающая стороны картин, т.е. где они допустили ошибки и даже были смешны (Кинофильм «Не может быть» — продажа картин «Берёзовая роща» и «Натюрморт»)

( Беседа по просмотренному кинофрагменту.)Беседа о творчестве художников, работающих в жанре «Натюрморт». Презентации подготовили учащиеся класса (по желанию.).

Физкультминутка.
Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять. ( Видео.)

Учитель: А теперь перейдем к практической части.

У нас всё подготовлено для практической части нашего урока.
Мы завершаем работу, начатую на предыдущем уроке и по завершении оформляем выставку ваших рисунков. Тему своего натюрморта вы решали самостоятельно: чему вы отдали предпочтение – это мы увидим сегодня.

Приступим к работе.
Звучит музыка ( учащиеся завершают свои работы, оформляют подписи и размещают на доске.)

Учитель:Подведем анализ практической работы и выставим оценки. Все вы справились с этой работой. Молодцы! Были небольшие недочеты, но мы их исправили.оформляем выставку (если кто-то из ребят не хочет предоставить свой рисунок на выставку, просто, выставляется оценка.

Задание на дом: на завершающий урок подготовить рисунок на тему «Натюрморт» ( в любом исполнении: в цвете, в чёрно-белом исполнении, в графике, в живописном варианте – тему поменять; это может быть спортивный натюрморт, строительный или музыкальный и т.д.))

Рефлексия. В завершении урока хотелось бы знать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Если вам понравилось на уроке, покидая класс, положите на вазу красное яблоко, а если что-то было не так, как бы вам хотелось, жёлтое.

Уберите на столах и можете быть свободны. До свидания.

МБОУ Кульбаковскаясош

Натюрморт в графике.

Учитель изобразительного искусства

Давыдова Галина Николаевна

20 февраля 2015 г.

Это лёгкая забава
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

( Материал для дополнения в основной план)

(Приложение 5

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики.
Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».

Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий
материал.
Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

НАТЮРМОРТ

В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи —  предметы быта, снедь’, цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве  венецианских художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.)

Конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса

                                  Тема: Натюрморт  в  графике

Цель урока: Знакомство с новой графической техникой – эстампом.

Задачи:

 Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы.

Познакомить учащихся с видами тиражной графики, расширить представления учащихся о графике как виде изобразительного искусства.

Знакомство с различными видами гравюры и произведениями известных мастеров.

Расширить представления учащихся о линии и пятне, выразительных средствах графики.

Формировать навыки работы в графической технике.

Развивать композиционные навыки, воображение и художественный вкус учащихся.

Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать значение слов:  гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.

Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

Метапредметные

Познавательные УУД : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор  необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные  УУД : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, шаблоны, образец выклееной из картона печатной формы, образец оттиска  с этой печатной формы.

Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.

                                                      План урока

1.Организационный момент.   2 мин.

2.Актуализация знаний.       8 мин.

3. Сообщение новых знаний.    10 мин.

4. Практическая часть.   20 мин.

5. Итог урока.   5 мин.

                                                    Ход урока

Организационный момент.

— Здравствуйте ребята, садитесь ,пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон различной толщины и фактуры, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.

Актуализация знаний.                                                                                                                       а). Устный опрос                                                                                                                                                       — Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта.  Что обозначает слово « натюрморт»?

+ «Мертвая природа» в переводе с французского .

— В англоязычных странах ему дали более звучное название  « stilllife» тихая жизнь.

-Скажите, пожалуйста, о чём нам рассказывает этот жанр?

+ Натюрморт  рассказывает о жизни вещей.

– Правильно, это картины, героями которых являются различные предметы обихода,   музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, снедь.

— Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские ,так и зарубежные. Мы с вами уже знакомились с репродукциями этих  натюрмортов, давайте вспомним их названия и авторов.  

 Учитель показывает слайды с натюрмортами, дети говорят имя автора и название.

Ф. Сурбан «Натюрморт», И. Ф.Хруцкий  « Цветы и плоды», П.Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», И. И.Машков  «Снедь московская» «Клубника и белый кувшин», Ф. П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Матисс «Красные рыбки», В. Ван-Гог «Подсолнухи», И. Э. Грабарь «Неприбранный стол».

— Назовите основные требования к натюрморту.

— Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.

б). Упражнения в определении правильного композиционного решения натюрморта.

К доске вызываются два человека. Каждый из них самостоятельно составляет композицию натюрморта из предложенных на выбор шаблонов ( вырезанных из цветной бумаги). Затем класс анализирует получившиеся композиции,  называют их достоинства и недостатки.

 Сообщение новых знаний

— Молодцы! Вижу вы научились грамотно составлять композицию натюрморта. На прошлом уроке мы знакомились в основном с живописными примерами натюрмортов. Но как вы знаете натюрморт можно изобразить не только красками, но и графическими материалами. Тема нашего урока так и звучит: «Натюрморт в графике».

-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?

Учитель вывешивает на доску табличку с термином.

+ Произведения искусства выполненные карандашом,углём, пером и тушью.

— Назовите основные средства выразительности в графике?

+ Линия, пятно, штрих, тон.

-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм – основа языка графики.

— Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики.В случае печатной графики с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется —  гравюра.                              

— Гравюра ( от французского «гравер» — вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы.

Оттиск  по-другому еще называют – эстамп

— Печатная форма – доска из металла, дерева, линолеума, камня – матрица

— Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати. При высокой печати — это гравюра на дереве – ксилография и линогравюра – гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом,  на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.

— Глубокая печать – гравюра на металле  офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.

— Сам принцип оттиска был известен  очень давности, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях. История гравюры на дереве восходит к глубокой древности. Родиной её считается Китай. В Европе гравюра появляется в 13 столетии и достигает особого расцвета в 15 и 16 веках. Гравюра обретает очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя  дома может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки были вполне доступны. Так  в России были доступны людям разных слоёв общества  лубки — потешные картинки выполненные в технике гравюры на дереве, недорогие картинки  с подписями изображали разнообразные бытовые и политические сюжеты в сатирической форме.

— Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого  работали в технике гравюры. Владимир Андреевич Фаворский создавал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в технике гравюры.

Презентация ( офорты  — Рембрандт, гравюры – Ф. Мазерель, Г. Захаров, А. Зубов, цветная гравюра – Кацусика Хокусай «36 видов Фудзи».

Практическая  часть

а). Объяснение последовательности  выполнения работы

Сегодня на уроке будем учиться выполнять натюрморт в технике высокой печати- гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. Вы можете сами нарисовать предметы для натюрморта,  то есть  сочинить композицию затем на картоне изобразить эти предметы нужного  размера и вырезать, либо вы пользуетесь готовыми трафаретами и обведя их на картон вырезаете заготовки и из них выклеиваете печатную форму.

  1. Выполняем эскиз натюрморта на ¼  альбомного листа (сочиняем композицию натюрморта).

  2. Вырезаем из картона  предметы  составляющие натюрморт (предварительно рисуем нужного размера и формы, со своего эскиза или обводим готовые шаблоны). Хорошо использовать картон разной фактуры и толщины. Тогда после печати элементы композиции будут отличаться друг от друга по тону. А фон останется более светлым.

  3. Вырезаем в предметах отверстия( блики, узоры), которые должны остаться светлыми.

  4. Наклеиваем элементы натюрморта  на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеиваем падающие тени. Наклеиваем элементы декора и собственные тени на предметы натюрморта.

  5. Покрываем матрицу краской.

  6. Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем – получается оттиск.

Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины,  использовать дополнительные материалы, например кружева.

б). Самостоятельная работа учащихся

Следит за ходом работы и оказывает индивидуальную  и фронтальную помощь, выдаёт трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать  эскиз натюрморта.                                                                                                      Контролирует правильность выполнения приемов работы.                                                                                                                                                                              Контролирует объем и качество выполненной работы.

Итог урока.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд, пока учитель готовит экспозицию из получившихся  работ.  Кроссворд выведен на экране. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда,  затем анализируют получившиеся работы ( если время урока не позволяет решить кроссворд, он выдаётся на листочках в качестве домашнего задания).          

  По горизонтали: 1. Отпечаток на бумаге. 2. Вид графического искусства, изображение в котором получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы. 3. Другое название оттиска.По вертикали: 1. Печатная форма. 2.Гравюра на металле.                                                                                                                                                                                            

Открытый урок «Натюрморт в графике»

Цель урока:

Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка — это основа для многих художественных школ, что рисование карандашом, углём, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.

Задачи урока: Развивающая:

Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций. Обучающая:

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Воспитательная:

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Наглядность и оборудование:

Для учащихся: формат A3, 3 карандаша (Т, ТМ, М), уголь, ластик.
Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, заготовки для натюрморта.

Используемая литература:

Н. М. Сокольникова — «Основа рисунка», Н. М. Сокольникова — «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника, И. И. Евдокимов — «Рисование», «Западно — европейская графика XV — XX веков».
технических средствах их достижений.

План урока:

  1. Организационный момент — 1 мин.

  2. Объяснение новой темы — 5 мин.

  3. Практическая часть — 5 мин.

  4. Самостоятельная работа — 18 мин.

  5. Итог урока — 1мин.

Ход урока

1. Объяснение новой темы:

Сегодня на уроке я вас познакомлю с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше.
( Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Приложение 1 (по поводу получения приложения 1 связывайтесь с автором)

С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблю­дение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила.Рисовали гусиными и тростниковыми Л перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные    уприёмы работы теми же материалами.

Приложение 5

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики.
Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».

Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий
материал.
Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

НАТЮРМОРТ

В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи —  предметы быта, снедь’, цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве  венецианских художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.

Приложение 6

Приложение 7

Всё о чём говорю — проецируется на экран.

2. Практическая часть:

Ребята должны увидеть какие бывают прекрасные линии и пятно. Всё показываю на доске.

Приложение 8

Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности.
Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно.
Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения.
Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении формы.

Приложение 9

Далее идёт показ поэтапной работы на доске  (Приложение 10 )

3. Самостоятельная работа.

Быстрым движением карандаша предлагаю ребятам составить несколько ваз самостоятельно. Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Приступаем к рисованию натюрморта. Всё показываю на доске и говорю, что построение натюрморта может состоять из 8 этапов.
Прохожу по рядам и помогаю уточнить рисунок, показываю чуть-чуть штриховки, вывешиваю уже готовые работы, выполненные другими учениками, напоминаю: падающая тень — самое тёмное пятно — выполняется мягким карандашом; собственная тень — темное пятно — плоскость стола вертикальная. Не забыть сказать, что такое блик и рефлекс.

Выставляем работы к доске
Проводим анализ работ                                                          
Разбираем ошибки                                                                                                  
Выставляем оценки
Подвожу итог урока                                                                        
Спасибо за урок.

kopilkaurokov.ru

Урок ИЗО «Натюрморт в графике»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Ст. Григорополисская

Урок «Натюрморт в графике»

Губина Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства

Цель урока:

Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка — это основа для многих художественных школ, что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.

Задачи урока:

Развивающая:

Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций.

Обучающая:

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитательная:

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Наглядность и оборудование:

Для учащихся: формат A3, 3 карандаша (Т, ТМ, М), уголь, ластик.

Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, заготовки для натюрморта.

Используемая литература:

Н. М. Сокольникова — «Основа рисунка», Н. М. Сокольникова — «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника, И. И. Евдокимов — «Рисование», «Западно — европейская графика XV — XX веков».

План урока:

1. Организационный момент — 1 мин.

2. Объяснение новой темы — 5 мин.

3. Практическая часть — 5 мин.

4. Самостоятельная работа — 18 мин.

5. Итог урока — 1мин.

Ход урока

1. Объяснение новой темы:

Сегодня на уроке я вас познакомлю с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше.

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности.

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми Л перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные у приёма работы теми же материалами.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики.

Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».

Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий материал.

Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

НАТЮРМОРТ

Если видишь на картине самовар ты на столе,

Или виноград в корзине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.

В переводе с французского слово «натюрморт», означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи — предметы быта, цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.

Всё о чём говорю — проецируется на экран.

2. Практическая часть:

Ребята должны увидеть, какие бывают прекрасные линии и пятно. Всё показываю на доске.

Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности.

Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно.

Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения.

Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении формы.

3. Самостоятельная работа.

Быстрым движением карандаша предлагаю ребятам составить несколько ваз самостоятельно. Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Приступаем к рисованию натюрморта. Всё показываю на доске и говорю, что построение натюрморта может состоять из 8 этапов.

Прохожу по рядам и помогаю уточнить рисунок, показываю чуть-чуть штриховки, вывешиваю уже готовые работы, выполненные другими учениками, напоминаю: падающая тень — самое тёмное пятно — выполняется мягким карандашом; собственная тень — темное пятно — плоскость стола вертикальная. Не забыть сказать, что такое блик и рефлекс.

Выставляем работы к доске

Проводим анализ работ

Разбираем ошибки

Выставляем оценки

Подвожу итог урока

Спасибо за урок.

Раздаточный материал

infourok.ru

Пошаговый мастер-класс «Графический Натюрморт», 7 класс

Пошаговый мастер-класс.

« Графический Натюрморт»
7 класс МОУДОД «Обуховская ДШИ»

Преподаватель: Лабазина М.Г.

Цель: Создание условий для художественно-эстетического развития личности ребенка, развития художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений, навыков, учащихся в области «рисунка», составляющих фундаментальную основу для работы в различных видах искусства.
Задачи:
— Способствовать освоению «теоретических основ «дисциплины «рисунок», приобретение умений грамотно изображать графическими средствами предметы окружающего мира, с натуры и по памяти.

-Развитие навыков работы графическими материалами(шариковой ручкой),в различных жанрах Изобразительного искусства(пейзаж, натюрморт, портрет).

— Формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

-Раскрытие творческого потенциала, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
-Создание условий для развития коммуникативных, аналитических способностей учащихся, при выполнении, представлении, анализе авторских работ, при знакомстве с работами известных художников.

— Создание условий для эстетического, целостного восприятия окружающего мира.

Материал для работы:

Ватман(А2), графитный карандаш, ластик, шариковая ручка(цвет по выбору)
Техническое оснащение:

— компьютер;

— проектор;

— презентация.

Методы: словесный, обьяснительно-иллюстративный, практическая работа.

Возраст детей: 12-13лет.

1. Введение в тему.

Графика — самый древний вид изобразительно искусства, существующего и по сей день .Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.

2 (Актуализация знаний)

гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός «письменный»; от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или белого. (слайд 3 )

Мы представим, что у художника в руке шариковая ручка. В каком виде изобразительного искусства художник может её применить?

Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики. А что же является средствами рисунка(Графики)?Линии, точка, штрих, пятно.(слайд5,6)

Какими материалами пользуются художники – графики?(слайд 4)

3 Познавательная информация.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов. Один из современных технических приемов в графике, это рисунок шариковой или гелиевой ручкой. Эту технику в своих работах широко используют современные художники: Андрей Полетаев (- художник, который рисует шариковой ручкой), Самуэль Сильва(цветные гелиевые ручки), Juan Francisco Casas,и.т.д. Художник из Малайзии Винс Лоу создаёт реалистичные портеры знаменитостей расписывая свою авторучку. Но главная особенность его художеств в том, что он не отрывает ручку от листа бумаги! Это по истине шедеврально, ведь этот художник придумал свой собственный стиль рисования! Свою коллекцию портретов знаменитостей он назвал «Faces» («Лица»)

Мы начнем знакомиться с данной техникой , выполняя задание по академическому рисунку в жанре «натюрморт»

4 Ход работы.

Пошаговый мастер-класс. «Графический Натюрморт» шариковой ручкой».(слайд 7)

При работе над натюрмортом, нам понадобится приготовить рабочее место (слайд 8.)

1 Мольберт

2 Стул

3 Постановка (натюрморт)

4 Специальное освещение
5 Прикрепить лист ватмана (формат А2)

6 Приготовить ручки(цвет синий или черный)


 

1 Этап : конструктивное построение натюрморта с натуры, графитным карандашом. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Построение двух несущих плоскостей, грамотное построение предметов на них.

(слайд 9)

2 Этап : Штриховка шариковой ручкой. Передача освещения, объёма и фактуры. Используется разное нажатие на ручку;Штриховка в разных направлениях. Возможно использование различных линий и точек, для передачи фактуры. Работа над материальностью, передачей пространственности, освещения и взаимодействия этих элементов среды с предметами в них находящимися. Передача больших тональных отношений Светотеневая моделировка.

(слайд 10.)


3 Этап : Детализация. Передача свето-воздушной среды, усиление контраста на ближнем плане. Требование реалистичного изображения по законам «перспективы». Цельность изображения натюрморта. Максимальное завершение работы в тоне, светотеневая моделировка ,передача материальности.(слайд 11.)Графика
PPTX / 16.17 Мб


Графика
PPTX / 16.17 Мб

Источники:

http://www.liveinternet.ru/community/

http://svonok.ucoz.ru/index/natjurmort_v_grafike/0-100

http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/GRAFIKA.html

https://4tololo.ru/content/2791

http://bigpicture.ru/?p=861448

http://www.liveinternet.ru/users/3864871/post233636327/

 http://xexe.club/120912-andrey-poletaev-hudozhnik-kotoryy-risuet-sharikovoy-ruchkoy

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект «Натюрморт в графике»

6 класс, 3 четверть, 3 урок.

  1. Тема урока: «Натюрморт в графике».

  2. Цели урока:

Образовательные:

  • Систематизировать знания учащихся о светотеневой моделировке предметов различных геометрических форм, научить различать тональные отношения в композиции, закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы, расширить представление учащихся о линии и пятне, выразительных средствах графики.

Деятельностные цели:

  • Формирование изобразительных навыков в процессе рисования графического натюрморта с натуры, умения находить тональные отношения различных форм и предметов, умения использовать различные выразительные средства графики (штрих, линия, пятно) умения поиска ошибок и их исправления в процессе работы.

  1. Задачи урока:

  • Образовательные: приобретение навыков и практического опыта учащимися, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласню специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

  • Развивающие: развитие творческого потенциала, познавательной активности; развитие способности анализировать композиционный строй изображения, развитие глазомера, кругозора и образного мышления учащихся.

  • Воспитательные: воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении знаний о жанрах и технических средств их достижений.

  1. Тип урока: комбинированный.

  2. Основные понятия:

  • Графика, линия, пятно, штрих, свет, падающая и собственная тени, полутени, тональная растяжка, симметрия, асимметрия, натюрморт, натюрморист (мастер натюрморта), градация цвета.

  1. Образовательные технологии: проблемного, развивающего, диалогового.

  2. Организационная форма: фронтальная, погружение, индивидуальная, в группах, у доски.

  3. Методы обучения: наглядно-практические, проблемные, объяснительно-иллюстративные.

  4. Планируемые результаты (формируемые ууд):

  • Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

  • Познавательные: научить узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

  • Предметные: научить использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

  • Метапредметные: уметь определять цели своего обучения; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом; развитие способности к самоуправлению своей деятельностью;

  • Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор  необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • Регулятивные: планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи;

  • Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

10) Образовательные ресурсы: изображения натюрмортов известных художников (напр. А. Матис, Ж. Б. Шарден), репродукции натюрмортов, выполненных в разных графических техниках, тестовые задания на тему «Натюрморт». Композиционная постановка натюрморта (ваза, драпировка, фрукт). Интерактивная доска, ПК, проектор, экран. Бумага, простые карандаши или другие графические материалы.

  1. Источники информации:

  • Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд»5-е издание под редакцией Б. М. Неменского, М.Просвещение 2009.

  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение. 2012

Дети приветствуют учителя, проверяют рабочие места свои и товарищей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Этап мотивации и актуализации знаний

5 мин.

Но прежде чем мы начнем урок, приготовьте пожалуйста листочки небольших размеров, они нам понадобятся позже для написания теста. Давайте мы с вами вспомним о каком жанре изоискусства мы говорили на прошлом занятии? А в чем заключаются особенности этого жанра? Скажите пожалуйста, как называется художник, который рисует натюрморты?

Учащиеся достают листки, откладывают на край стола. Говорят о натюрморте, говорят об особенностях жанра (мертвая природа, жизнь вещей, инструменты, фрукты, овощи, еда). Говорят о натюрмористе или о мастере натюрморта.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3. Постановка целей и задач урока.

1 мин.

Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Правильно, мы продолжим рисование натюрморта с натуры. Поговорим с вами о том, как вести тональные отношения в работе, как различать тени собственные и падающие, как работать со светотенью. И прежде чем мы приступим к рисованию, я предлагаю вам сделать тестовое задание, посвященное жанру натюрморт.

Учащиеся говорят о жанре натюрморт. Слушают преподавателя. Анализируют будущую работу.

Познавательные (логические: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; общеучебные: формулирование познавательной цели)

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли,

выдвижение гипотез и их обоснование.

4. Повторение и обобщение знаний, полученных на прошлом уроке

10 мин.

Работать будем с карточками. Положите перед собой листик, на нем обозначьте фамилию и класс и номер варианта (счет от окна 1, 2). У вас будет всего два задания, в первом задании три вопроса. Смотрите, вы читаете вопрос и пишете буквой ответ. Второе задание на соответствие. Я сморю на карточку (с репродукцией натюрморта) и выбираю художника, который его написал, обозначаю ответ тоже буквой.
Учитель раздает тестовые задания.
Ребята, у вас есть 5 минут, по окончанию этого времени, я соберу ваши работы.

Учащиеся готовятся к тесту, подписывают листы, слушают задания и приступают к работе.

Познавательные действия постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог.

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

5. Введение в тему урока.

3 мин.

Итак, на сегодняшнем уроке мы продолжим работу с нашим натюрмортом. Смотрите, когда мы нарисовали натюрморт, выполнили его набросок, как вы считаете, что нужно делать дальше? Мы должны проверить правильность нашей работы. Когда художник долго работает над своей картиной его глаз устает и привыкает к работе, и, как правило, не видит ошибок в работе. Давайте, пока наши глазки не устали, проверим, а все ли правильно мы с вами сделали. Возьмите ваш рисунок и посмотрите на него с расстояния вытянутой руки, посмотрите на свою работу внимательно, возможно, в некоторых местах у вас что-то не симметрично, может где-то отсутствуют какие-то детали. Сравните ваш рисунок с натурой, посмотрите внимательно. Я даю вам минутку, чтобы исправить или добавить что-то в вашей композиции.

Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы. Занимаются самоанализом, проверяют успешность выполненной работы или же выделяют ошибки. Сравнивают рисунок с натурой, исправляют его.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.Изучение нового материала.

4 мин.

Мы видим объемными все предметы, которые нас окружают. Они объемные, потому что они освещены, потому что у них есть свет и тень. Давайте посмотрим на наш натюрморт. У нас есть белая ваза, драпировка и фрукт. Как вы считаете, какой предмет самый светлый, а какой предмет самый темный? Получается, что самый темный у нас фрукт, затем идет драпировка, а самая светлая ваза. Итак, мы имеем с вами три цветовые градации. В графике положено начинать с самых темных мест.
Давайте мы с вами проведем физкультминутку (для глаз).

Учащиеся смотрят на предметы, анализируют границы светов и теней, выделяют тоновую градацию. Проводят гимнастику для глаз.

Регулятивные: контроль, оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог.

7.Этап закрепления новых знаний.

15 мин.

Давайте заштрихуем фрукт, затем заштрихуем то, что светлее фрукта, то есть драпировку. У художника бывают разные способы рисования: он может штриховать, может тушевать.
А как вы считаете, какая поверхность будет темнее? Вертикальная или горизонтальная? Правильно, вертикальная будет темнее.
Теперь, когда мы с вами определили тональные отношения, мы начнем наносить тени. Какие тени бывают? Совершенно верно, собственные и падающие. А какая из этих теней темнее? Правильно, собственная. Нужно еще различать какой формы у нас падающие тени. Начинаем от самой темной тени, которая у нас под предметом и тональной растяжкой, ослабляя тон, ведем к границе падающей тени.
Давайте проанализируем с вами форму нашей вазы. Как вы считаете, из каких геометрических тел она состоит? Усеченный конус и шар. А какую форму имеет у нас фрукт? Правильно, тоже форма шара. У каждого ряда предметы будут освещены по-разному, поэтому формы теней у вас будут тоже разные. Но, несмотря на это, у самого темного предмета, то есть у нашего фрукта, собственная тень тоже будет темнее, чем у других теней нашей постановки. Тем самым, мы видим, что у вазы тени по насыщенности какие? Верно, самые светлые.
Во время практической части, учитель наблюдает за работой учащихся, иногда прерывает их для совершения самопроверки (лист на вытянутой руке), совершает обходы по рядам, указывает на ошибки, помогает их исправить.

Учащиеся думают каким способом начать работу над своим рисунком, в форме тушевания или штриха. Отвечают на вопросы. По ходу работы, если возникают какие-либо сложности, консультируются с преподавателем.

Познавательные: осознание того что усвоено на практике.

регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Формируемые личностные УУД: осознание себя как индивидуальности и одновременно как коллектива, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

8.Этап обобщения и систематизации знаний.

5 мин.

Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Игра художник-искусствовед. Я приглашаю команду красной краски к доске со своими работами и искусствоведа из команды желтой краски. Учитель отмечает успехи учащихся и приглашает следующие команды для подведения итогов урока.

Учащиеся выходят к доске, показывают свои работы, учащийся из другой команды дает оценку работам товарищей.

Личностные:

умение давать верную оценку своей деятельности и деятельности товарищей на уроке;

Регулятивные:

оценивание детьми собственной деятельности;

Познавательные:

формирование внутреннего плана действий, структурировнаие полученной информации;

Коммуникативные:

Умение точно и достаточно выражать свои мысли, чувства и ощущения.

9.Этап информации о домашнем задании.

1 мин.

Ребята, понаблюдайте дома, на улице, как располагаются тени у разных предметов. Учитель дает индивидуальное задание на следующий урок (подготовка сообщения об особенностях пейзажа востока). На сегодня у нас все. Спасибо, до свидания!

Учащиеся собирают свои принадлежности, кто-то записывает задание в дневник, прощаются с учителем.

infourok.ru

Comments