Рисунок учитель на уроке – 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. «Альбом учителя».Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.


04.01.2018 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Картинки ученик урок учитель, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения ученик урок учитель

Картинки ученик урок учитель, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения ученик урок учитель | Depositphotos®

monkeybusiness

5184 x 3456

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

Wavebreakmedia

8688 x 5792

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

ArturVerkhovetskiy

4912 x 7360

EdZbarzhyvetsky

6970 x 4652

Syda_Productions

4245 x 2830

Syda_Productions

4843 x 3307

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

monkeybusiness

4899 x 3400

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

monkeybusiness

4689 x 3126

ArturVerkhovetskiy

4912 x 7360

ArturVerkhovetskiy

7206 x 4809

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

ru.depositphotos.com

Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах

Разделы: МХК и ИЗО


Дети любят рисовать, но творчество (в том числе и детское) должно опираться на знание предмета. Поэтому главная задача, которую нужно поставить перед собой учителю ИЗО, это научить детей основам рисунка и живописи. Конечно, практика должна быть дополнена и подкреплена теорией, историей искусства с показом репродукций и т.д. Но главное все же, чтобы на уроке изобразительного искусства ученики осознанно рисовали. А этот процесс ни в коем случае нельзя пускать на самотек; если дети привыкнут делать грубые ошибки, сложно будет их потом переучивать. Ребенок фантазирует, но без “графической грамоты” ему сложно воплотить свои замыслы на листе. Да и просто работа с натуры без предварительной подготовки становится для учеников обычным срисовыванием. Еще Гете утверждал, что одно поверхностное наблюдение природы не дает художнику возможности понять ее. [1]

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе и т.д. Необходимо сначала дать детям крепкую основу, а потом уже ставить несложные натюрморты, предлагать темы для иллюстрирования, ходить на пленэр и т.д.

А.П.Сапожников считал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. “Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковыми являются треугольники, четырехугольники и тому подобные, — указал Сапожников, — нет животного, птицы, насекомого, цветка, растения, формы которых в общем не могли бы быть окованы сказанными фигурами”. [3]

Геометральный метод незаслуженно забыт, а начинающему рисовальщику (5-6кл.) он крайне необходим. Геометральный метод рисования — не только механическое упражнение руки, но и гимнастика для ума, причем упражняется наблюдательность, развивается общее чувство формы, фантазия. Последовательность обучения рисунку должна быть такой: сначала изображение простейших геометрических фигур, затем — формы параллелепипеда, цилиндра конуса, криволинейных форм предметов. Постепенно подводят ученика к рисованию более сложных объектов изображения. Каждая задача обуславливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней. [4]

Нельзя сразу ставить перед учениками многоплановые задачи. Вначале пусть научатся проводить от руки ровные линии, рисовать плоские фигуры (квадрат, треугольник, ромб и т.д.). В геометральном методе именно с этого начинается обучение рисунку. Но результатом деятельности детей должны быть не просто абстрактные фигуры, а объекты окружающего мира. Например: рис. 1. Чтобы изобразить зайца геометральным методом: сначала намечаются простые линии одинакового размера. Потом изображается основная фигура (в приведённом рис. 1 – это треугольник). Остальные детали рисунка (голова, уши, лапки и т.д.) находятся делением базовых линий на две одинаковые части и т.д. Таким способом можно рисовать животных, технику, мультипликационных персонажей, архитектуру, натюрморты, пейзажи, портреты и др.

Рис. 1

Немногие школы оснащены наглядными пособиями по ИЗО, но это не беда – в любом классе есть доска и мел. Всякий учитель рисования, который хоть раз пытался объяснить на доске по этапам построение рисунка, знает, как ученикам сложно компоновать “на глаз”, определять пропорции основных элементов изображения. Применение геометрального метода изображения даёт большие преимущества и здесь. Учителю легко рисовать простые фигуры и объяснять их построение на доске. Однако, для успешного усвоения этого метода он должен научить детей соизмерять пропорции изображаемого карандашом. Самому учителю лучше производить измерения на доске указкой (желательно выдвижной), это необходимо для правильного рисования простых фигур. Каждый этап нужно пояснять и ждать, пока дети нарисуют в альбомах.

Несложно любого ученика научить проводить от руки ровные линии, да и пропорционирование (измерение карандашом) детям дается легко. Построение рисунка таким методом настолько просто, что учителю лишь иногда нужно проходить по рядам, контролируя процесс. Увидев ошибку в рисунке ученика, преподаватель показывает, что сделано неверно, а ребенок уже сам исправляет свою работу. Такой метод обучения организует детей, и любой рисунок выполняется за урок (40 минут). Идя поэтапно от простых фигур, используя метод пропорционирования, учащиеся в подавляющем большинстве справляются с заданиями и делают их с высоким уровнем заинтересованности. Детям радостно видеть, что рисунок удался, и они иногда на этом же уроке начинают работать в цвете. Даже на первых занятиях ученики уже могут проявить себя творчески (к примеру, раскрасить того же зайца, как захотят). Построение рисунка на доске – это активный метод преподавания. Экспериментально опробовав его на уроках в средней общеобразовательной школе, мы убедились, как ценен такой подход в обучении. В помощь учителям было издано учебное пособие, которое сейчас с успехом используется во многих школах края [2].

В настоящее время появилось много хороших книг поэтапного рисования отечественных и зарубежных авторов (Григорий Мацыгин, Ли Эймис, Дуг Дюбоск, Вендом Блейк и др.). Это живая методическая литература. Брошюры можно разрезать, сделать ксерокопии и раздать детям на уроке эти листы для самостоятельной работы. Преимуществом пошагового метода является индивидуальный подход. В начале урока учитель показывает разные карточки, дети поднимают руку, когда видят рисунок, который хотели бы нарисовать, и получают пошаговую инструкцию. Так что все ученики довольны и рисуют то, что им нравится: к примеру, мальчики – технику, девочки – мультипликационных персонажей. Начинать надо с простых инструкций (книги Г. Мацыгина “Рисование, первые шаги”), с каждым новым уроком усложняя задания (к примеру, брошюры Ли Эймиса) и т.д. Для преподавателя это пассивный метод. Учитель, в соответствии с ним, помогает лишь тем, кто не справляется.

Следя за тем, как ученики рисуют с карточек-заданий, мы убедились, что знания и навыки, приобретенные в процессе пояснений учителем на доске, они используют и здесь: соотносят размер одного элемента по отношению к другому и т.д. Стоит обратить внимание на то, что наилучшие результаты дает именно сочетание и поочередность этих двух методов: геометрального и пошагового. Они дополняют друг друга в единой системе.

У учителя есть соблазн пользоваться каким-то одним методом, но это неверный путь. Нельзя повторяться. Нужно с каждым уроком давать ученикам что-то новое, каждый раз усложняя задачи, для этого нужны разные подходы. Кстати, только так можно заслужить авторитет и уважение детей.

Помимо поэтапных инструкций (карточек), в обучении нужно использовать и законченные рисунки – не содержащие пояснений, т.е., где нет этапов, указаний, с чего надо начинать рисунок и т.д. Ученики должны догадаться сами, как нарисовать понравившуюся картинку. Копировальный метод следует применять только после геометрального и поэтапного рисования. Иначе учебное задание превратится в бесполезное, и даже вредное, срисовывание, когда ученик пытается повторить контуры рисунка с мельчайшими подробностями и теряет общую форму изображаемого объекта. Если ученики уже приобрели какой-то опыт в использовании вышеназванных методов изображения на доске и в самостоятельной работе, то можно использовать и копировальный метод с образцов. Где учитель может достать эти самые образцы? Самые дешевые книжки по рисованию – это детские раскраски, их можно разрезать по страницам и использовать как раздаточный материал на уроке. Еще можно распечатать картинки из компьютерных меню и т.д. Для начала рекомендуется использовать простые рисунки без сложных перспективных положений.

Чтобы переход от поэтапного рисования к копировальному был более понятным и плавным для учеников, рекомендуется на раздаточном материале (на карточках) цветным карандашом наметить общие формы (позже можно обходиться без этих подсказок).

Рисуя с образца, ученику нужно увидеть в многообразии деталей картинки общие формы и рисовать осознанно. Учитель должен наблюдать за процессом и не допускать попытки срисовывания, объясняя ученикам смысл задания. В этом объяснении хорошо проводить аналогию с лепкой, где тоже нужно начинать с общей формы. Копировальный метод подводит ученика к самостоятельному рисованию. После таких заданий дети могут сами исполнять рисунки с понравившихся картинок или фотографий.

Следующим, более сложным этапом обучения, является рисование с натуры и тематическое рисование.

Мы убеждены, что всякий ребенок может научиться рисовать дерево, строить от простых линий кувшин, знать о пропорциях человеческого лица и т.д. – и это будет основой для дальнейшего творчества. Зная эти правила, ребенок сможет осознанно нарисовать любое дерево, построить любой кувшин и нарисовать своего соседа по парте. А умение рисовать пригодится в любой профессии.

Библиографические ссылки

1. Гете. Об искусстве. — М., 1936.

2. Наумов Ю.Ю., Денисенко В.И. Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорционирования. — Краснодар, Кубан. гос. ун-т., 2004.

3. Сапожников А.П. Курс рисования. — СПб., 2002.

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М. 2000г.

16.12.2005

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. «Альбом учителя».Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.

Педагогический рисунок– одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения 2- 5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеетхудожественного значения, но онстановится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунокнеобходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученикправильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Первый вид — рисунок на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.

Второй вид — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид — исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина «педагогическое рисование» устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Основная задача педагога — наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до детей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.

Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

Существует несколько типов рисунков:

-Линейный рисунок- выполнен непрерывной линией.

-Рисунок штриховкой- выполнен прерывистыми линиями, разнообразными по толщине и длине.

-Линейный рисунок с применением цветных мелков.

-Тоновый рисунок.

Значимость педрисунка:

1.Изображая внешний вид предмета, видна последовательность.

2.Повышает активность, восприимчивость.

3.Развивает абстрактное мышление, воображение.

4.Доступен.

Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, — не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается. Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению.

Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм — другая, для техники — третья.

Литература:

1.Изобразительное искусство в начальных классах / Б. Юсов и др.- Мн., 1992.

2.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Мн., 1998.

3.Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007

4.Популярная художественная энциклопедия в 2 т. М., 1986

5.Программа «Изобразительное искусство» — Мн., 2008

6.Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства М, 1981.

studfiles.net

Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования

План-конспект учебного занятия

Селедцова Ирина Сергеевна,

преподаватель

ГБПОУ ИО «Иркутского

регионального колледжа

педагогического образования»

Тема учебного занятия: Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования

Профессиональный модуль: Преподавание по программам начального общего образования

МДК. 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

Тема раздела программы: Решение задач частной методики преподавания дисциплин в начальной школе

Цели урока: формирование общих и профессиональных компетенций студентов в процессе организации практической работы по освоению приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, изучение его особенностей, требований.

образовательная: систематизация и углубление знаний по теме «педагогический рисунок», формирование умений работать с дополнительными источниками информации в процессе подготовки к занятию, освоение приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, изучение его особенностей, требований сопоставлять и сравнивать точки зрения, высказывать свою точку зрения.

развивающая: развитие критичности мышления через мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; устной и письменной речи, долговременной памяти, произвольного внимания.

воспитательная: формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями профессии. Воспитание интереса к своей будущей профессии.

Формируемые компетенции:

ОК: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с педагогом, другими студентами. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК: Систематизировать и оценивать педагогический опыт по выбору методов и приемов развития учебно-познавательной мотивации на основе анализа изучения профессиональной литературы и обмена информацией между студентами в форме представления докладов.

Осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты учебной работы. Оформлять педагогические разработки в доклада, выступлений, картотеки.

Тип учебного занятия: урок формирования новых знаний и умений

Вид учебного занятия: семинар.

Форма проведения семинара: обсуждение подготовленных докладов с элементами дискуссии.

Технология (элементы технологий): коммуникативные технологии обучения.

Материально-техническое обеспечение занятия: презентация, проектор, экспертные листы для работы.

Межпредметные связи: психология и педагогика.

Внутрипредметные: связь с предыдущей темой «Педагогический рисунок. Методы использования».

Предварительная работа (за неделю)

I этап: каждому студенту необходимо выбрать из предложенных вариантов предметов для выполнения педагогического рисунка, подготовить доклад с подробным объяснением у доски каждого этапа рисунка в соответствии с правилами (Приложение 1).

Примечание: список дается студентам для того, чтобы сориентировать в каком направлении необходимо работать, студенты могут выбрать предметы не перечисленные в списке, на свой выбор исходя из своих знаний и интересов.

Продолжительность учебного занятия: 1:30

Ход занятия

  1. Организационный этап (5 минут)

Цель: настроить студентов на работу.

а) проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.

б) сообщение темы занятия, ее актуальности, цели, плана занятия.

Большая ответственность за культурное развитие подрастающее поколение ложиться на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно-воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе, от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса, объем и уровень знаний получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.

Как известно, одним из главных средств наглядного обучения изобразительному искусству являются рисунки, выполняемые учителем с целью иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Это обстоятельство обуславливает необходимость уверенного владения свободным беглым рисунком.

В свое педагогической практике я наблюдала то, что умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования или воспользуется лишь наглядными материалами, зависит качество творческой работы ученика.

Таким образом, целью лекции, является освоение приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, через изучение его особенностей, требований. Тема нашей встречи звучит как «Практические особенности использования педагогического рисунка на уроках рисования », вид занятия: семинар.

Цель: освоение приемов работы с педагогическим рисунком на уроках рисования, через изучение его особенностей, требований.

План работы на занятии:

  1. «Цепочка» Актуализация опорных знаний.

  2. Представление докладов (педагогических рисунков) с их обсуждением.

  3. Подведение итогов занятия

  4. Сообщение домашнего задания.

  1. «Цепочка» (5-7 минут).

Цель: актуализация опорных знаний.

Студенты формулируют и задают вопросы «по цепочке» соседу по парте по предыдущей теме «Педагогический рисунок. Методы использования».

Задачей студентов является: четкая формулировка вопроса по теме оценивание, корректировка (при необходимости) ответа и, в случае, когда ответ даете вы, достаточно полный ответ на вопрос. Слушаем внимательно одногруппников, вопросы не должны повторяться.

  1. Представление докладов с их обсуждением (50-60 минут)

Цель: Теоретический разбор материала по вопросам семинарского занятия.

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока.

Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Прежде чем мы приступим к демонстрации педагогических рисунков, давайте определим значимость педагогического рисунка, и вспомним виды его виды?

Педагогическое рисование — это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока.

Значимость педагогического рисунка:

  • Педагогическое рисование выполняется быстро и является одним из методов активизации деятельности как преподавателя, так и обучающихся.

  • Оно способствует реализации эмоционального и интеллектуального потенциала всех участников учебного процесса.

  • Педагогическое рисование используется в обучении как средство усиления мотивации деятельности и повышения интереса к ней у обучающихся, снятия их стереотипных представлений о способах деятельности, расширения диапазона зрительного восприятия и приобретения ими новых представлений о возможностях изображения.

  • Рисунок учителя способствует воспитанию самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения.

  • Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений.

  • Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.

Виды педагогического рисунка по методам их использования:

1.Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Виды педагогического рисунка

Первый вид — рисунок на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид — исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

Работа наша сегодня будет проходить в форме мини-уроков (фрагмент урока). Каждым студентом были подготовлены доклады с демонстрацией педагогического рисунка заранее выбранных предметов (например: пейзаж, человек, ваза, собака и др.).

Работаем в режиме: студент представляет доклад, остальные фиксируют в экспертных листах анализа демонстрационного показа педагогического рисунка (Приложение 2) напротив каждого критерия баллы, задают вопросы, возможно, дополняют, учувствуют в дискуссии, подводят итоги (подчитывают баллы), голосуют за оценку доклада.

В процессе занятия каждый из вас будет осуществлять несколько функций. Главной задачей является анализ и отбор наиболее рациональных методов и приемов работы с педагогическим рисунком на разные темы.

Напомню требования для представления доклада:

К содержанию:

  1. Организационное начало проведения этапа (называются необходимые материалы, краткая беседа — мотивация о будущем изображении, формулируется четкая цель) (1 балл)

  2. Последовательное и логичное выполнение рисунка на доске (выбор, формата, композиции, используется прием объяснение от общего к частному, соблюдается темп, время- мах-5 мин.) (2 балла)

  3. Словесное сопровождение процесса работы на доске (доступно и вовремя, перед каждым этапом поясняется, обосновываются задачи и действия следующего этапа работы) (3 балла)

  4. Качество выполнения педагогического рисунка (схематично и просто, ясно и лаконично, выделяется главное в изображении и обращается на него внимание учащихся, правильно передается вид и форма предмета, рисунок на доске достаточно крупного размера, владение практическими навыками технического исполнения, эстетика и культура представления)(4 балла)

  5. Взаимодействие с классом (у доски стоит лицом к классу, прерывает рисование обращением к ученикам, вовремя реагирует на вопросы, просьбы учеников) (2 балла)

Критерии оценки:

  • Оценка «отлично»- 12-10 баллов

  • Оценка «хорошо»- 9-7 баллов

  • Оценка «удовлетворительно»- 6-4 баллов

Регламент выступления 5 минут.

Студенты представляют доклады, остальные фиксируют в экспертных листах напротив каждого критерия баллы, задают вопросы, возможно, дополняют, учувствуют в дискуссии, обсуждается с точки зрения рациональности использования того или иного метода или приема на определенных этапах, подводят итоги (подчитывают баллы), голосуют за оценку доклада.

4. Заключительный этап (3-5 минут).

Цель: подведение итогов занятия.

Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.

Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников.

Сегодня вы побывали не надолго в роли учителей, прочувствовали свои сильные стороны и слабые, но все приходит с опытом, терпением и стремлением совершенствоваться.

  1. Сообщение домашнего задания (3 минуты).

Подготовить пластилин, тряпочку, картон.

Всем спасибо за работу. Можете быть свободны.

Приложение 1

Задание для семинара:
Составить доклад с последовательным выполнением поэтапного педагогического рисунка (вариант на выбор или свой) с подробным описанием действий.

Примерные варианты:

  • рыбка

  • дерево

  • матрешка

  • пейзаж

  • портрет

  • человек

  • игрушка

  • натюрморт

  • цветок

  • гриб

  • транспорт

  • ваза и др.

Приложение 2

Экспертный лист анализа демонстрационного показа педагогического рисунка

Критерии

Максимальный балл

ФИО докладчика

ФИО докладчика

ФИО докладчика

1

Организационное начало проведения этапа (называются необходимые материалы, краткая беседа — мотивация о будущем изображении, формулируется четкая цель)

1

2

Последовательное и логичное выполнение рисунка на доске (выбор, формата, композиции, используется прием объяснение от общего к частному, соблюдается темп, время- мах-5 мин.)

2

3

Словесное сопровождение процесса работы на доске (доступно и вовремя, перед каждым этапом поясняется, обосновываются задачи и действия следующего этапа работы)

3

4

Качество выполнения педагогического рисунка (схематично и просто, ясно и лаконично, выделяется главное в изображении и обращается на него внимание учащихся, правильно передается вид и форма предмета, рисунок на доске достаточно крупного размера, владение практическими навыками технического исполнения, эстетика и культура представления)

4

5

Взаимодействие с классом (у доски стоит лицом к классу, прерывает рисование обращением к ученикам, вовремя реагирует на вопросы, просьбы учеников)

2

Всего баллов

Мах- 12

Итог оценка

Критерии оценки:

  • Оценка «отлично»- 12-10 баллов

  • Оценка «хорошо»- 9-7 баллов

  • Оценка «удовлетворительно»- 6-4 баллов


kopilkaurokov.ru

Comments