Рисунок с натуры человека – Рисование с натуры фигуры человека.
08.06.2019
Советы художника
Рисование с натуры фигуры человека.
Здравствуйте ребята, меня зовут, Мария Владимировна и сегодняшний урок по изобразительному искусству мы с вами проведем вместе. Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку:
— Альбом
— Простой карандаш
— Ластик
— Тему нашего урока вы назовёте сами, отгадав мою загадку.
-Итак, на земле он всех сильней, потому что всех умней.
Молодцы, конечно, это человек. Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать фигуру человека и познакомимся с основными правилами последовательности рисования фигуры человека. Рисовать мы будем с натуры, поэтому нам понадобится один доброволец, чью фигуру мы сегодня будем рисовать.
Давайте, перед тем как начать рисовать проанализируем пропорции фигуры человека. (работа с иллюстрацией фигуры человека)
У человека высокого роста, например, 180 см, голова укладывается во всей фигуре 8 раз. Если рост средний, например, 165 или 170 см, то в 7 с половиной раз. У низкорослого человека, то есть ниже 165 см, в 7 раз. У мужчины шире плечевой пояс и больше рост. У женщин шире область таза, они тоньше и меньше.
У детей пропорции такие: высота головы меньше длины тела, а у новорождённого — в 4 раза. У двухгодовалого ребёнка – в 5 раз; у шестилетнего – в 6 раз, а у двенадцатилетнего – в 7 раз.
Рука человека делится на 3 части – плечевой сустав, локтевой сустав и кисть. При рисовании надо помнить о характерных особенностях мужской, женской и детской фигуры. Это общие параметры, при рисовании человеческой фигуры вы можете их так же учитывать.
Ребята, а в каких рисунках вам приходилось изображать фигуру человека?
Хорошо, давайте перейдём к работе. (Один ученик выходит к доске).
Будем рисовать поэтапно, вместе со мной. Старайтесь как можно меньше пользоваться ластиком. Еще часто начинают рисовать с какой-то одной части тела-ноги, руки и так далее, при этом оказывается, что рисунок не умещается на листе или сдвигается. Начинать надо с определения основных пропорций человеческого тела. Ее нужно проводить, так как человеческая фигура симметрична, правая часть повторяет левую.
Итак, на первом этапе нашей работы нам нужно определить
1.Как будет располагаться наш лист бумаги вертикально или горизонтально?
2. Где мы будем рисовать нашу композицию?
3.Рисуем вертикальную линию ограничиваю с двух сторон отрезками.
4.Делим ее по полам это будет положение тазобедренного сустава.
5.Верхний отрезок делим на 4 равные части.
6.Рисуем овал, т.к. голова напоминает эту форму.
7.От подбородка рисуем плечи. Ширина два маленьких отрезка.
8.Далее рисуем туловище помня, что к талии оно сужается.
9.От талии к тазобедренному суставу увеличивается.
10.От тазобедренного сустава рисуем ноги.
Молодцы, наконец, переходим к последнему. Проверим ещё раз соотношение величины нарисованных только что отдельных частей фигуры.
Приступаем к выявлению объёма фигуры человека. Сначала аккуратно сотрём отметки (линии). Далее давайте оформим нашу фигуру, нарисуем волосы и одежду. Так как мы рисуем с натуры, давайте продолжать рисовать и одежду с прической тоже с натуры. Можно также добавить какой то световой эффект, закрасив, что то цветным карандашом или заштриховав простым.
(позировавший ученик садится на место)
Итак, ребята, теперь давайте вы попытаетесь оценить свои работы, с помощью этих критерий:
— Аккуратность
— Точность
— Культура труда
— Оригинальность
— Размещение на фоне.
— Пропорции
— Тон
Я предлагаю тем, кто считает, что его работа выполнена удачно, выйти к доске, а мы все вместе проанализируем и выявим общие недостатки рисунка.
Вы отлично поработали, и теперь остается только убрать свои рабочие места.
Итак, у вас на столах лежат смайлики,
Веселый смайлик, означает, что вам все удалось, и затруднений у вас не было.
Грустный смайлик, обозначает, что у вас были затруднения на уроке.
kopilkaurokov.ru
Урок. Рисунок «Наброски с натуры фигуры человека».
План-конспект урока
Дата и время проведения: 18.04.2017 9:30 -11:30
Предмет: Рисунок
ФИО преподавателя: Кузнецова Евгения Михайловна
Тема раздела программы: Графика
Тема урока: Рисунок «Наброски с натуры фигуры человека».
Тип урока: Усвоение новых знаний
Целевая аудитория: 1 класс (10-12 лет).
Цель урока: Проанализировать пропорции конструктивно- анатомического строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствовать умения последовательного ведения работы; формировать умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека
Форма урока: Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Проектор, рисунки учителя ,ученические работы прошлых лет
Место проведения: кабинет рисунка
План урока:
Организационный момент (2-3 мин.)
Проверка домашнего задания (6-7 мин.)
Постановка темы урока(2-3 мин.)
Подготовка к основному этапу занятия (8-9 мин.)
Изучение нового материала (18-20 мин.)
Первичная проверка понимания (5-7 мин.)
Изучение нового материала. Практическая часть. (35- 40 мин.)
Закрепление полученных знаний (12-15 мин.)
Контроль и самопроверка знаний (10-12 мин.)
Рефлексия (5-7 мин.)
Итоги урока (2-3 мин.)
Домашнее задание (1-2 мин.)
2-3Приветствует. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Осуществляет контроль за организацией рабочего места.
На экране представлены рисунки. Что это за рисунки такие? Как они выполнены? А почему они называются набросками?
Приветствуют преподавателя.
рассаживаются у постановки, готовят рабочие места инструменты и материалы для выполнения рисунка.
Требует соблюдения дисциплины, готовности класса и оборудования, включения обучающихся в деловой ритм.
Проверка домашнего задания
6-7
Напоминает о домашнем задании: выполнить рисунок домашнего животного. Выявляет дежурных, просит их собрать рисунки и выставить на подготовленном стенде. Объявляет, что оценки за открытки будут объявлены на следующем уроке.
Сдают домашнее задание.
Отмечает наличие домашнего задания, выясняет причину отсутствия задания. Предлагает помощь с разъяснением выполнения домашнего задания в конце урока.
Постановка темы урока
2-3
Сейчас я вам покажу картинки. Скажите, чем они отличаются друг от друга?
1.Набросок к какому виду искусства относится?
2.А в графике какие основные выразительные средства?
3.Наброски, оказывается, у нас могут быть разные. Давайте дадим им название.
4.Но здесь мы видим, что с помощью этих средств проработаны и свет,и тень в рисунках. Т.е., каким образом они проработаны?
5. Значит, как мы назовем эти наброски?(тональные).
Наброски можно выполнять чего угодно. Сегодня попробуем выполнить наброски людей.
Отвечают на вопросы преподавателя
Слушают внимательно тему урока.
1.Рисунку.Графике
2.Линия
3. Выразительные средства (штрих, линия, пятно).
4. Тонально.
5. Тональные.
Извлечение необходимой информации. Умение высказать свое предположение, свои мысли. Умение при помощи преподавателя формулировать тему урока.
Подготовка к основному этапу занятия
8-9
Обеспечение мотивации, беседа о человеке.
1.Как вы думаете какие качества в нас развивают наброски?
2.А каким образом можно выполнить наброски?
3.Когда я смотрю на что-то и рисую ,как это будет называться?
4.В своих рисунках нам очень часто приходится изображать людей. Иногда я вам говорю, что у вас слишком большая или маленькая голова. Значит, что нужно соблюдать при рисовании
Но мы с вами будем рисовать с натуры фигуры человека
Отвечают на вопросы преподавателя.
1. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.
2. От простого к сложному.
3.Наблюдательность.
4. Пропорции.
Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Духовные представления и образы помогают связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа; способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине, укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств человека.
Изучение нового материала.
Теорети-ческая часть
18-20
Пропорции взрослого человека и ребенка отличаются друг от друга
1.Теперь все взгляните на рисунок и скажите во сколько раз голова взрослого человека меньше всего тела?
2.У подростка?
3.Ширина плеч?
4.Длина ног чему равна?
5.А колено находится….ноги.
Длина ступни равна длине головы.
6.Если руки опущены, то до куда они?
Шея-1/4 часть общей высоты головы(с шеей).
Внимательно слушают преподавателя.
Отвечают на вопросы преподавателя.
1. 8раз.
2. 6раз.
3. В 2 раза больше ширины головы.
4. Половине высоты человека.
5. Посередине
6. До середины бедра.
Активные действия обучающихся с объектом изучения.
Организация диалога в ходе беседы.
Первичная проверка понимания
5 -7
Вопросы преподавателя:
1.А опорой человека что является?
Вот теперь попробуем схематично изобразить человека по всем пропорциям.
Вы сами должны наметить план действий для себя. Поскольку у нас человек симметричный, в первую очередь что мы должны сделать? А затем?
Отвечают на вопросы преподавателя
1. Скелет.
Следит, чтобы на вопросы отвечали как можно больше обучающихся.
Изучение нового материала.
Практи-ческая часть
35-40
Содержание задания.
На сегодняшнем уроке мы с вами рисуем фигуру человека, повторяя тему предыдущего урока, то есть пропорции. Но вы нарисуете не просто фигуру человека, а создадите рисунок по представлению – рисунок вас самих. Затем мы с вами, дорогие учащиеся, выполним коллективную композицию и проанализируем.
И так, преступаем к выполнению задания:
1.Этап. Компоновка на листе.
2. этап. Ось симметрии.
3. этап. Разделение на 8 частей.
4. этап. Голова как основной модуль в пропорциях.
5. этап. Рисование силуэта, основных деталей конечностей.
6.Этап. Прорисовка деталей.
Не забудьте подчеркнуть в силуэте фигуры женская она или мужская
А теперь схематический рисунок усовершенствуйте: добавьте цвет, ваши черты лица, любимую одежду и попробуйте с помощью дополнительных деталей передать то, что по вашему мнению отличает вас от других людей.
Компонуют лист бумаги, выполняют наброски простым карандашом. Продумывают заполнение пространства.
Знакомятся с Требованиями.
Консультируются с преподавателем.
Прослушивают критерии оценивания работы.
По результатам этого задания я оцениваю работу каждого по таким критериям:
Правильность построения фигуры человека;
Качество рисунка;
Композиция;
Сходство с автором;
Оригинальность;
Качество вашей работы в команде.
Объявляет критерии оценивания работы.
Закрепление полученных знаний
в форме само-стоятельной работы
12-15
Обходит класс. Осуществляет текущий контроль за обучающимися в ходе выполнения работы на этапах: выбор точки зрения и расположение формата, правильность выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности. Оказывает индивидуальную помощь обучающимся, испытывающим затруднения. Осуществляет контроль объема и качества выполнения работы.
Выполняют работу, консультируются с преподавателем при затруднении.
Контроль и само-проверка знаний
10- 12
Выявляет качество и уровень владения знаниями, способами действий, обеспечение их коррекции.
Организует самооценку и оценки выполнения практической работы. Просмотр работ.
Оценивают практическую работу по критериям.
Самооценка работ.
Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися
планируемых результатов обучения.
Рефлексия
5 -7
Обеспечивает коммуникационный вид рефлексии: обмен мнениями о новой информации.
Обучающиеся высказываются о ходе урока, оговаривают «плюсы» и «минусы» пройденного урока.
Итоги урока
2-3
Дает анализ и оценку успешности достижения цели. Подводит итоги урока. Определяет перспективы последующей работы. Сообщает о результатах устных опросов и практической работы.
Сегодня на уроке мы еще раз нарисовали фигуру человека с соблюдением всех пропорций. Создали коллективную композицию. С помощью данного вида рисунка вы познакомились друг с другом еще ближе. А я как педагог увидела не только ваше владение техникой рисования наброска, а еще открыла для себя ваше отношение к самим себе, ваши эмоции и увлечения.
Оказывают участие в подведении итогов урока.
Приводят рабочие места в порядок.
Преподаватель делает вывод о результативности урока, его этапов.
Домашнее задание
1-2
Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Знакомит с содержанием домашнего задания,
дает инструктаж по его выполнению. Рекомендует литературу. Организованно завершает урок.
Знакомятся с содержанием домашнего задания.
Осуществляют запись домашнего задания. Окончательно приводят в порядок рабочие места.
Предпринимает меры
успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися, с учетом уровня их развития.
Утверждаю
_______________
(ФИО учителя по специальности, подпись, дата
infourok.ru
Мелкие советы: о рисовании с натуры и по фотографии
У рисующих людей часто возникает вопрос — что же лучше: рисовать с натуры или по фотографии. Причем многие готовы признать, что рисовать по фотографии легче, но это, якобы, и каждый дурак сможет. Поэтому надо мучиться и рисовать только с натуры. Другие начинают кричать, что натура — дура, надо вообще только из головы рисовать. Кто-то все это слушает и вообще больше ничего не делает: по фото стыдно рисовать, с натуры не получается, а в голове пусто.Я такого мнения, что надо все совмещать в разумных пропорциях. Чтобы рисовать из головы, надо сначала эту голову чем-то наполнить. Наполнить ее получается только простым смотрением в сторону предмета, пониманием, анализом и осмыслением. Поэтому самый простой способ это сделать — рисовать с натуры (придумывать самому, как изобразить объект так, чтобы был похож, чтобы структура была узнаваемой и т.д.). Плюс внимательно рассматривать работы мастеров своего дела, задавать им вопросы, если есть такая возможность — учиться видеть (учиться понимать, куда смотреть). Фото — отличная помощь, если пошел дождь и не успел дорисовать натуру. Или если поймал что-то интересной и красивое буквально в последнюю секунду в кадр. Или нашел что-то милое в книге и хочешь непременно сделать частью своей работы. То есть ключевое слово здесь «часть». Если, конечно, ваша техника не заточена под фотореализм, где без фотографии просто не обойдешься. Ну и референсы всякие — их куда проще в виде фотографий найти.
Рисовать можно и нужно как с натуры, так и по фотографиям (тем более по своим собственным!), потому что это просто два разных процесса, которые часто очень хорошо дополняют друг друга. И преимуществ масса. В случае с натурой вам сначала нужно выбрать ракурс и сам фрагмент, который вы хотите зарисовать. Фотокамера это делает за вас — поискал объективом, нажал на кнопку — готова плоская картинка и не надо голову прикладывать, что к чему и как по пропорциям относится. Однако это часто вопрос религии. Если вы обожаете рисовать с натуры, то будете чувствовать себя с фотографией некомфортно. Поэтому вдруг вы не знали, у рисующих с натуры людей такие приспособления для уплощения объемной картинки давно были. Например, еще такие мастера как Дюрер рисовали на небольшом куске стекла точку схода и линии к ней, намечали растр и переносили изображение на холст. Сейчас подобные рамочки из пластика и бумаги продают в специализированных художественных магазинах. Некоторые художники строят себе из полосок бумаги «видоискатели» или покупаю такие, рамочку которых можно двигать и искать мотив для изображения. Вот, к примеру.
boesner / Fluchtpunkt-Motivsucher
Слева: Derwent Viewfinder Справа: Gerstaecker Viewfinder
Я бы посоветовала особенно начинающим больше рисовать с натуры — чтобы научиться улавливать характер, свет, придумывать манеру изображения. Просто научиться запоминать и осознанно выбирать объекты для рисования. А фотографию брать только в помощь. Ведь с ней действительно проще, хотя срисовать с нее так, чтобы выглядело отдельной законченной работой с индивидуальным характером, а не копией фото, тоже уметь надо. Повторюсь еще раз, что вообще это вопрос религии. Зазорного в этом ничего нет. Как вам удобно, так и делайте, только все же помните, что натура — она живее и приятнее так же, как живой человек приятнее плоского на фотографии ,-) Ну и потом если рисуете кувшин — его со всех сторон рассмотреть можно и понять его форму, а по фото часто ничего не ясно.
Если у вас вдруг нет возможности купить приведенные выше материалы в профмагазинах www.boesner.com или www.gerstaecker.de — вот вам пара ссылок на амазон на похожие продукты.
The Color Wheel Company ViewCatcher Artist’s View Finder
DaVinci Artist Viewfinder
Другие статьи из раздела «Мелкие советы» можно найти у меня в журнале по тегу small_tips.
conjure.livejournal.com
Рисовать картину с фотографии или с натуры?
Рисовать картину с фотографии или с натуры? А почему вообще возникает такой вопрос? Читая многие книги, сайты и курсы по рисованию, я не раз замечал, что часто художники советуют рисовать картины с натуры, и как можно меньше с фотографии. И даже находятся ярые противники рисования картин по фотографии, которые осуждают всех, кто рисует картины по фото, называя это копированием дилетантов, а не искусством живописи. Давайте разбивать мифы!Т.е. речь не идет о том, с чего рисовать, с натуры или с фото. Речь именно о восприятии. И фото, как и объект с натуры, также будет подвергаться нашему восприятию. Итак, мы знаем, что можем нарисовать картину: 1) с натуры 2) по памяти и воображению 3) по фотографии Что объединяет эти пункты? Во всех пунктах мы фактически «копируем» изображение объекта, выделяя то, что нас очень впечатлило и на чем мы хотели бы заострить внимание. Меняется лишь источник, с которого мы срисовываем. Посудите сами! Отличие рисования картин по фотографии или с натуры лишь в том, что по фото это сделать проще, чем с натуры. Фото это, если можно так выразиться, мимолетное застывшее изображение той же самой натуры. По памяти и воображению нарисовать картину еще сложнее, чем с натуры. Но об этом в других статьях. Так зачем же нам отказываться от рисования картин с фотографии, к тому же если в наше время очень удобно зафиксировать понравившийся сюжет и уже дома дорабатывать его. Прелесть это способа рисования еще и в том, что вам не обязательно сразу зарисовывать сюжет, например цветы (у вас есть только небольшой промежуток времени, пока они не завяли). Можно сфотографировать объект во всех ракурсах, которые заинтересуют художника и приступить к картине, когда появится свободное время. В наше время это очень удобно. Уверен, что художники прошлого с удовольствием бы воспользовались такой возможностью помимо эскизов зафиксировать объект рисования на фото. К тому же, частое рисование картин по фотографии поможет запомнить, как выглядят те или иные объекты, как на них располагаются тени и цвета, какие могут быть формы и пропорции. Конечно же рисование картин по фотографии лишено всех прелестей рисования с натуры, такие как созерцание реальных объектов, наблюдение и зарисовки цветовых характеристик объекта (на фото цвета могут быть искажены) и т.д. Рисование картин с натуры приучает нас смотреть на мир другими глазами, видеть в нем прекрасное и воодушевляющее. Оно действительно отличается по ощущениям от рисования с фото или из воображения. Поэтому если вы еще не пробовали рисовать картину с натуры, то рекомендую обязательно попробовать. Возможно вам настолько понравиться, что фото вам уже не понадобятся :-). Правда как показала практика, неважно с чего ты пишешь картину, все равно при рисовании ощущается некое состояние дзен спокойствия и безмыслия. 🙂 С моей точки зрения рисование картин по фотографии очень полезно для начинающих (в отличие от мнения многих профессиональных художников). Причем, как правило, полезно для рисования портретов и любых сложных сюжетов, где нужно четко соблюдать пропорции. Да, оно проще, чем рисование с натуры, но это не значит, что оно становится единственно верным способом. Здесь главное не переборщить и не увлечься. Мастерство можно развивать бесконечно, но наиболее сильно навык рисования разовьется только тогда, когда вы перейдете на рисование с натуры. Рисование картин по фотографии помогает поверить в свои силы в самом начале, т.к. гораздо проще создать контуры рисунка. Я бы даже разделил следующим образом (только для начального этапа. Как окрепнет рука, старайтесь рисовать и с фото и с натуры любые сюжеты и объекты): 1) Рисование картин с фотографии — портреты (людей, животных), сложные сюжеты 2) Рисование картин с натуры — натюрморты, пейзажи (т.е. такие объекты, нарушение формы которых не будет слишком заметно и может являться особенностью вИдения объекта) Многих на начальном этапе отпугивают перекошенные лица и непохожие портреты домашних любимцев. Я считаю, что если уж взялся рисовать портрет, то используй все, что может помочь в решении этой задачи, главное, чтобы портрет был узнаваем, и раскрывал то, что вы хотели в нем показать. В конце концов мы не в каменном веке 🙂 Долой все ограничения! Поэтому, если нравится вам рисовать картины по фотографиям, так рисуйте на здоровье! Это же творчество! Оно должно быть свободно от предрассудков и мнения большинства. Мне кажется, что не стоит даже из этого вопроса раздувать какие-то споры. Интернет уже и так полон негативных статей, утверждающих, что именно их точка зрения верна. У кого-то могут очень легко получаться фотореалистичные изображения и они продвигают свою идею. Художники из академий как правило придерживаются стандартного подхода, которому их научили (здесь большинство противников рисования с фотографии). Для меня же творчество всегда было и остается свободным самовыражением, в котором нет каких-либо правил. Я стараюсь использовать все, что есть под рукой и приходит мне в голову, пусть это будет даже всего лишь кадр из фильма, остановленный на паузе. Ведь для глаза и мозга не имеет значения, что мы созерцаем — картину в реальности, на фото или у себя в голове. Лучшим решением будет совмещать все три способа рисования и не останавливаться на каком-то одном. Фотография — такая же часть нашего мира, которую можно созерцать и дописывать/дополнять своими идеями. И пока одни спорят, как же лучше рисовать, с натуры или с фотографии, другие просто рисуют и получают от этого несказанное удовольствие. Удачи!Совокупное умение нарисовать то, что находится у вас перед глазами (воспринимаемый предмет, человек, пейзаж), требует только пяти фундаментальных навыков — не более. Эти навыки не являются собственно навыками рисования. Это навыки восприятия: 1) восприятие очертаний; 2) восприятие пространства; 3) восприятие пропорций; 4) восприятие света и тени; 5) восприятие целостного образа Бетти Эдвардс. Откройте в себе художника.
Похожие записи
Вконтакте
Google+
aniop.ru
Методическая разработка урока по предмету «ИЗО» на тему: «Наброски человека с натуры»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 94
городского округа Тольятти
б-р Курчатова, 2, г. Тольятти, Самарская обл., 445036, тел./факс (8-8482) 32-01-79
e-mail: [email protected]
ИНН 6321154758 КПП 632101001
Открытый урок
По предмету «ИЗО» на тему:
«Наброски человека с натуры»
Для учащихся 7 класса
Подготовила:
Попова. Е.В
Преподаватель «ИЗО»
МБУ СОШ 94
Тольятти
2014/2015 учебный год
План-конспект открытого урока по предмету «ИЗО».
Тема: «Наброски человека с натуры».
Цель: Выполнить наброски человека с натуры.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека;
познакомить с пропорциями человеческой фигуры;
научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске.
Развивающие:
Воспитывающие:
Структура урока:
Организационный момент.-2мин.
Изучение пропорций человека.
Знакомство с темой и целью урока.-3 мин
Историческая справка.- 10мин.
Знакомство с пропорциями фигуры человека. Выполнение наброска с натуры.- 30 мин.
Изучение изобразительно-выразительных средств графики
Знакомство с изобразительно-выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном). – 10 мин.
Точка и линия. Выполнение наброска с натуры с помощью черн. гел. ручки. – 5 мин.
Пятно. Выполнение наброска с натуры силуэтом с помощью туши и кисти. – 5 мин.
Выполнение наброска с помощью точки, линии, пятна.20
Завершение работы. Выставление оценок -5 мин.
Оборудование учителя: план- конспект, работы учащихся предыдущих годов обучения, репродукции набросков Пахомова, проектор, презентация.
Оборудование ученика: карандаш, ластик, угольный карандаш, белый карандаш, гуашь, кисть, черная ручка.
Ход урока:
Деятельность и прямая речь учителя
Деятельность и ответы учащихся
Организационный момент. Приветствие.
Подготовка учащихся к работе
Знакомство с темой и целью урока
Здравствуйте ребята! Рада видеть сегодня вас на нашем необычном уроке. Тема нашего с вами урока: «Выполнение набросков человека с натуры». Сегодня нам предстоит с вами выполнить несколько набросков с натуры.
Ученики слушают.
Ученики слушают.
В набросках важно передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Вместе с тем именно лаконичные наброски порой обладают большой образной выразительностью и художественной ценностью, особенно если их выполняли выдающиеся мастера искусства.
Предполагаемые ответы учащихся:
Набросок — изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой (рисунок, живопись, небольшая скульптура).
В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Их выполняют с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др.
Историческая справка.
Леонардо Да Винче.
З. Е. Серебрякова . Автопортрет. А. Бенуа. Прокофьев за роялем. К. А. Сомов
Ученики слушают и смотрят на экран.
— А теперь давате рассмотрим репродукции
А. Иванова «Явление Христа народу».
Скажите пожалуйста, набросок это или картина?
Чем картина отличается от наброска?
А теперь взгляните на наброски А. Иванова к этой картине.
Много труда и времени ушло на эту картину. Художник много эскизировал, писал с натуры поэтому его картина продумана до мелочей и выполнена на таком высоком уровне.
Предполагаемые ответы учащихся:
Это картина. Картина отличается от наброска тем, что она требует гораздо больше времени на выполнение. Картина более прорисованная, а набросок стилизован и упрощен.
Посмотрев слайды, скажите пожалуйста, для чего нужны наброски?
Теперь вы видите значимость набросков в искусстве
Предполагаемые ответы учащихся:
Наброски нужны для того, чтобы передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение, подготовится к работе над картиной.
Знакомство с пропорциями фигуры человека.
Предполагаемые ответы учащихся
Голова взрослого высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста — в семь раз, у подростков — в шесть.
Конечно, все люди разные и встретить человека, сложенного по идеальным пропорциям, трудно, но, зная эти пропорции, легче определить отличие одного человека от другого, выявить характерное.
У взрослого человека серединой фигуры является большой вертел бедра.
Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и низкого роста. Высокий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одного роста, так как разница в росте в основном получается за счет длины ног.
Рис. 17
Нижняя конечность делится на две равные части в области коленного сустава.
Плечи равны почти двум размерам головы.
Локоть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне талии. Опущенная рука равна примерно трем размерам головы, а средний палец кисти достигает середины бедра.
Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых разных размеров. Нередки случаи, когда у людей высоких кисти и стопы малы, а у низких и низкорослых, напротив, велики. В целом длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров. Длина стопы равна длине предплечья.
Средний рост женщины меньше мужского. Руки, и в особенности ноги, относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.
Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже.
У женщины шея более тонкая и длинная, чем у мужчин. Стопа и кисть значительно меньше мужских.
При равных условиях развития у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем количестве и более равномерно распределена. Поэтому женская фигура имеет более округлые формы.
В детской фигуре в возрасте от 3 до 5 лет по сравнению с фигурой взрослого голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче.
Наиболее часто встречающаяся постановка в учебном рисунке – это изображение фигуры натурщика с опорой на одну ногу.
Верный способ почувствовать движение и равновесие фигуры – встать самому в позу, принятую натурщиком.
Сейчас вы узнали о пропорциях человеческого тела. Давайте закрепим полученные знания и попробуем нарисовать фигуру человека с натуры.
Ученики слушают.
Последовательность работы:
Мне нужен помощник, который будет показывать этапы выполнения работы. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).
1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры. Постараемся увидеть всю фигуру целиком от головы до следков ног и определить ее движение. Для этого отметим на ней главную линию. Эта линия начнется от яремной выемки, пройдет через центр грудины, затем вдоль живота, пересечет пупок и опустится вниз вдоль внутреннего контура опорной ноги к внутренней ее лодыжке. Начало и конец этой линии будут лежать на одной вертикали, определяющей положение центра тяжести. Правильно найденная центральная линия движения помогает верно поставить фигуру.
2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.
3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.
4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна — шею. Голова имеет форму яйца, а шея – циллиндра.
5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.
6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам. Колени имеют также шарообазную форму.
7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов. Локти касаются талии
8. «Оденьте» скелет в мускулы.
Скажите какие геометрические формы вам напоминают отдельные части фигуры человека. Руки, ноги, туловище?
10. Рисуя одежду, подчеркните основные складки, оттеняющие формы тела. При рисовании с натуры старайтесь передавать индивидуальные особенности человека, распределяя светотени на поверхности форм, выделяющие их объём (изображение человека на доске).
Приступаем.
К доске выходит ученик и показывает этапы работы над наброском. Остальные ребята следят за схемой и корректируют ученика, если он ошибается.
Дети приступают к выполнению наброска карандашом, они пользуются схемой последовательного изображения человека.
Изучение изобразительно-выразительных средств графики
Знакомство с изобразительно-выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном).
— Ребята, скажите, пожалуйста, простейшие «слова», из которых состоит язык графики в рисунке
Предполагаемые ответы:
Точка.
— Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать…
— О чем говорит точка?
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. Расскажет «сюжет»…
Предполагаемые ответы:
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неспокойствия, неуверенности…
Линия.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.
— Скажите, как можно охарактеризовать данные линии?
— Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, стремительная
Предполагаемые ответы:
— Уверенная, жесткая, энергичная, неуверенная, импульсивная….
Пятно.
Предполагаемые ответы:
— Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением «массы».
Посмотрите, как красиво и как выразительно взаимодействие этих простых графических средств в иллюстрации художника Николая Васильевича Кузьмина.
Ученики рассматривают набросок
Точка и линия. Выполнение наброска с натуры с помощью чер . гел. ручки.
Ребята, а сейчас, давайте поиграем! попробуем изобразить набросок человека с натуры, используя два изобразительно-выразительных средства графики: Точку и линию нарисовать набросок нужно не отрывая руки от листа бумаги, кто оторвет ручку от бумаги – выбывает из игры. Старайтесь, чтобы ваш рисунок был выразительным и интересным и не забывайте про пропорции. На набросок вам дается пять минут. Поехали!
Ученики выполняют задание.
Выполнение наброска с натуры силуэтом с помощью туши и кисти.
Молодцы! А теперь давайте с вами вспомним, где же в рисунке применяется пятно?.
А как называется набросок с натуры, который выполняется пятном?
Предполагаемые ответы:
— Силуэт.
Правильно, давайте посмотрим с вами примеры силуэтов.
Г. И. Нарбут.
А где мы в жизни встречаем силуэты?
Давайте с вами попробуем выполнить силуэт используя черную гуашь и кисть. На выполнение работы вам дается 10 минут.
Выполнение наброска с помощью точки, линии, пятна.
Ребята, мы с вами молодцы, изучили пропорции фигуры человека и изобразительно-выразительные средства графики, а теперь давайте с вами попробуем совместить все полученные за сегодняшний день знания и выполнить еще два наброска.
Целью данного задания является выполнение наброска с помощью всех изобразительных средств графики.
Первый набросок вы выполняете, используя черный угольный карандаш. рисуете тени.
Второй набросок выполняется на тонированной бумаге. Рисуете свет. С помощью мела.
Приступаем.
Предполагаемые ответы:
— Тени отбрасываемые предметами.
Ученики выполняют набросок силуэта черной гуашью.
Учащиеся выполняют наброски углем на белой бумаге, а потом мелом – на тонированной.
Завершение работы, подведение итогов.
Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги нашего урока небольшой выставкой.
Давайте обсудим, что у нас с вами получилось, а над чем еще надо работать.
Критерии оценки.
1. Композиционное решение.
2. Пропорциональность фигуры
3. Умелое использование изобразительно – выразительных средств графики.
Идет обсуждение работ одного ученика, по желанию.
В конце каждый учащийся выставляет сам себе оценку по заданным критериям.
Ребята оценивают работы своего одноклассника по критериям, которые выведены на доске.
Список используемой литературы.
Ли Н. Г. «Рисунок». Основы учебного академического рисунка: Учебник – М.: Изд-во «Эскимо» 2003 г.
Жабинский В. И., Винтова А. В. «Рисунок». Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006г.
Барчаи Е. Анатомия для художников / М.: Изд-во ЭСКИМО-Пресс, 2001г.
Статья. Рисунок “Академический ” и Рисунок “Творческий”, Сергей Гавриляченко, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова
Питер Станир, Терри Розенберг «Рисунок. Базовый Курс» — М.: Аст-Астель. 2005г.
Сайт www. 1september. ru
infourok.ru
Презентация к уроку «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс
Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс»

Набросок фигуры человека с натуры
Урок в 7 классе
Учитель изобразительного искусства ГБОУ Гимназии №1583 им. К.А.Керимова
Пономарева Елена Геннадьевна

- Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека.

Ю.Челюкова «Девушка»
А.Матисс. «Женщина с распущенными волосами»
П.Сезанн. «Игрок в карты»
Назовите, к каким видам изобразительного искусства относятся эти наброски?

В.Суриков . Набросок. «Пугачев»
И.Репин. «Вера Алексеевна Репина»
В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье»
Какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?

- Набросок — это небольшое графическое , живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере . Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника.
- Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу .

Какими графическими материалами можно делать наброски?

А.Матисс
- Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши , тушь , сангина ,
- пастель , однотонная акварель , уголь , мел (на тонированной бумаге , картоне).
- Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.
О.Ренуар

- Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.
А.Дейнеко.Наброски

Наброски Леонардо да Винчи
- Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы.
- Леонардо да Винчи

В. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.

Наброски В.Сурикова
Найдите на картине В.Сурикова « Боярыня Морозова» персонажей , к которым были сделаны эти наброски.

Наброски художника В. Серова
- Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова . И. Грабарь, близко знавший его, пишет:
- «Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».
- Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.
Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909

Портрет княгини О. Орловой
Как вы думаете , с какой целью В.Серов в начале работы над портретом сделал набросок с княгини О.Орловой?

Наброски А.С.Пушкина на полях его произведений
Как вы думаете, почему А.С.Пушкин делал наброски на полях своих произведений?

- Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой . Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.

Что главное в этих набросках?



Давайте назовем основные пропорции фигуры взрослого человека.

План работы над наброском
- Внимательно изучите фигуру.
- В первую очередь определите пропорции .
- Определите общие рамки, изображаемой фигуры.
- Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).
- Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.
- Затем оденьте фигуру.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?
- Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники?
- Интересно ли вам было участвовать в конкурсе «Выразительный набросок»?
- Какие трудности вы испытали, участвуя в этом конкурсе?
- Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?

Домашнее задание:
- Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши или восковые мелки.
multiurok.ru
Наброски с натуры: быстрые эскизы
Известный художник и преподаватель Глен Вилпу продолжает свои уроки. Сегодня мы рассмотрим разные подходы к созданию быстрых эскизов.
Если вы не ознакомились с предыдущими уроками — настоятельно рекомендую это сделать. Сложность уроков постепенно увеличивается, и чтобы лучше понять мой подход, вам стоит идти от простого к сложному.
В принципе все, что мы с вами делали раньше, можно назвать упрощенным эскизом или наброском. В этой главе я буду использовать этот термин в значении быстрого переноса на бумагу изображения человека или группы людей. Когда вы рисуете на натуре, набросок — это не просто передача мимики и телодвижений человека. Как правило, мы рисуем то, что привлекает наше внимание. Эта «зацепка» может быть любой: то, как нежно мать держит ребенка; парочка за соседним столиком; смешной клоун в парке. Изабель Бишоп в конце своей карьеры приобрела известность, рисуя, как люди ходят. Важны детали, бросающиеся в глаза и интересующие вас.
То, что я рассказываю — не догма. Я предлагаю вам один из подходов к рисованию.
Итак, первый шаг — определить сюжет рисунка. Под сюжетом я понимаю тот элемент, который сразу бросается в глаза. Это может быть особенная форма или действие, оригинальная форма, выражение лица.
Следующий шаг — перенести этот элемент на бумагу как можно полнее и по возможности быстро. И сделать его самым заметным. Из своего опыта могу сказать, что если я стараюсь излишне подчеркнуть, преувеличить то, что я вижу, то получается ближе к действительности.
Ниже приведены несколько рисунков, иллюстрирующих первый этап.
На рисунках вы можете увидеть разные способы выделения сюжета. Сравните верхний правый и верхний левый рисунки. На обоих изображена моя жена — она делает последние покупки за несколько минут до начала посадки на самолет. Левый рисунок очень общий, но все же на нем схвачена и поза, и основные формы, и намек на задний план. На правом рисунке (я успел дорисовать его, пока она стояла у прилавка) детали больше проработаны: видны очертания плаща, сумки, прилавка. Но оба рисунка передают сюжет.
Когда я рисовал левый нижний набросок, меня привлекла форма корзинки, которую держит женщина, средний — поза мужчины, правый — расположение людей в этой групке.
На всех рисунках немного деталей. Общие очертания передают образ. Людей интересует прежде всего индивидуальность рисунка. Они видят пожилую дородную женщину, решившую скупиться в аэропорту; мужчину, приложившего шляпу к груди, словно для отдания чести государственному флагу; студентов, сгрудившихся над чем-то интересным. А техника создания рисунка отходит на второй план.
Доработать рисунок вы можете двумя способами. Первый — подчеркнуть сюжет, второй — прорисовать формы и определить их положение в пространстве. Говоря проще, либо передать действие, либо проработать формы.
Работая над формами, вы прежде всего придаете им объемность. Посмотрите на нижний рисунок: я навел закругленные линии (по сути — обводы цилиндра), которые я нарисовал, чтобы придать объемность рукам и торсу. Контуры очков играют ту же роль — создают иллюзию объемности и того, что вы отходите от женщины.
Обратите внимание: я прорисовал только некоторые детали. Ноги и большая часть туловища только намечены, а голова и большая сумка на плече привлекают ваше внимание.
На нижнем рисунке руки клоуна едва заметны, а нас привлекает экспрессивность формы и жизнерадостность рисунка.
Посмотрите на рисунок: закругленные линии, опоясывающие шею, придают ей объем. Постарайтесь почувствовать, как линии огибают форму. Вы можете сначала рисовать линии на невидимых поверхностях (так, словно вы можете видеть то, что находится за углом).
Полезный совет:
Полезный метод, который часто называют принципом «Т», заключается в том, что нужно рисовать четкие линии с заметными пересечениями (будет казаться, что они принадлежат разным формам), а также избегать касательных.
На рисунке вы видите принцип «Т» в действии. Заметно наложение поверхностей на кепке возле козырька. Волосы, собранные в «хвост», я прорисовал также как и шею — закругленными линиями, которые подчеркивают цилиндричную форму. Там где линии переходят на невидимую от нас сторону, заметно их Т-образное пересечение.
В области плеча сочетание шва, лямки рюкзака и складки, идущей под руку, дают иллюзию объемности.
Особенно ярко виден принцип «Т» и «заворачивание» линий там, где куртка облегает ногу и там, где к ней прилегает рюкзак, образуя углы.
Просмотрите рисунки на следующих страницах, не забывая о том, что я рассказал. Большинство из них показаны в натуральную величину.
Первая статья Гленна Вилпу в Animation World Magazine — «Не стоит недооценивать силу живого рисования» — опубликована в июне 1997. Его учебники и видеокурсы по рисованию можно приобрести в электронном магазине Animation World Store.
Гленн Вилпу преподает рисование в Американском Институте Анимации, курсах повышения квалификации Департамента Анимации, студиях Walt Disney (в том числе в Японии, Канаде и на Филиппинах) и Warner Bros. Его опыт работы в мультипликации — 18 лет.
render.ru
Leave a Comment