Рисунок горизонт – как верно найти ее место в картине?


08.10.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


как верно найти ее место в картине?

Еще с детства мы знаем, что линия горизонта разделяет небо и землю. Несмотря на то, что из-за округлости земного шара мы видим линию горизонта сферической — в науке принято считать ее абсолютно горизонтальной!

Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз.

Если в пейзаже нет гор, то мы видим её как линию, разделяющую небо и землю.

Линия горизонта всегда проходит на уровне наших глаз!

Если вы сидите, то видите меньше плоскости «земли», если встанете, то больше, а если взберётесь на гору, то сможете обозревать расстилающийся внизу ландшафт, как с высоты птичьего полёта.

Когда мы рисуем картинку с уровня своего роста (например, стоя на земле), то всех остальных людей, которые так же находятся на нашем уровне, мы будем видеть таким образом, что линия горизонта будет где-то на уровне их головы.

Если же мы поднимемся выше (зайдем на гору или посмотрим из окна высокого дома), то линия горизонта поднимется вместе с нами, а все остальные объекты останутся внизу. Мы будем видеть людей, домики и т.д. сверху. Они будут находиться ниже линии горизонта, в ракурсе, с искаженными размерами.

Если же вы опуститесь и будете смотреть на людей с уровня земли, то мы увидите всё происходящее снизу.

Линия горизонта будет проходить в районе туловища или даже ног других людей.

Это очень простой вопрос, но я часто встречаю в рисунках начинающих распространенную ошибку — завышенную линию горизонта.

Буквально, как дети, люди, которые только начинают рисовать, боятся перегораживать объекты и рисуют ракурс сверху… В результате дорожки поднимаются и идут в небо, мы видим вздыбленные поверхности стола и т.д.:

Если вы находитесь на одном уровне высоты с окружающими вас людьми,

то линия горизонта никогда не будет выше их голов!

Так что не делайте подобной ошибки,  дабы психологи не уличили вас в гордыне — тайном желании быть выше остальных. 🙂

Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства? 

Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила!

Выразительность сюжета с разным уровнем линии горизонта

Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника. Вы можете посадить зрителя низко или поднять его высоко.

В результате у вашей картины будет тот или иной образ.

Давайте посмотрим на примеры картин художников:

Низкая линия горизонта

Глядя на эти картины создаётся впечатление, что зритель находится ниже портретируемого. Изображаемый на картине персонаж выглядит гораздо выше, а значит — значимей, величественней.

Низкая линия горизонта в пейзаже также придаёт сюжету ощущение простора и свободы.

Высокая линия горизонта

Если художник выбирает высокую линию горизонта, создается ощущение, что он летит, как птица,  и смотрит на происходящее свысока. 

Это дает возможность обозревать большие пространства, создавать глобальные сцены, парить над действительностью.

Также интересно использовать сюжет с высокой линией горизонта в натюрмортах. 

Создается, так называемый, «бесфоновый» натюрморт, когда мы видим только поверхность стола, на котором расположены объекты, и не видим стены за ним.

При таком расположении «герои» картины широко открыты зрителю и не перегораживают друг друга.

«Обычная» линия горизонта

И, конечно, в картинах часто встречается обычная линия горизонта с уровня глаз стоящего человека. Когда мы видим сцену так, как видим ее в жизни.

Таким образом линия горизонта — это не есть нечто статичное.

Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс фигур и положение линии горизонта.

Ниже представлены работы учеников курса «НА ПЕРСПЕКТИВУ».

КУРС «НА ПЕРСПЕКТИВУ»

изменит ваше рисование!

Всего 10 шагов к правильному изображению объемных предметов

на листе бумаги!

В качестве задания предлагалось посмотреть картины художников, определив, где в них находится линия горизонта. А также сфотографировать один объект с трех уровней линии горизонта.

Kara Dora

aniko22 Линия горизонта на уровне глаз

aniko22 Линия горизонта ниже уровня глаз

aniko22 Линия горизонта выше уровня глаз

Наталья Волкова

Kseniya Jackues

Елена Куропатва

Kara Dora

Анна Рубанская

elis_hayrulina

Алена Пахомова

Елена Куропатва

beekotochka

КУРС «НА ПЕРСПЕКТИВУ» научит:

  • чётко понимать, как ПРАВИЛЬНО рисовать предметы в пространстве.
  • рисовать их по воображению, создавая сложные пространственные формы.
  • легко рисовать с натуры архитектуру, мебель, натюрморты.

izo-life.ru

Линия горизонта. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

Линия горизонта

Слово «горизонт» всем, конечно, знакомо. Все мы этим словом называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Условно можно считать, что перспективный горизонт и знакомый нам горизонт географический в нашем зрении совпадают.

Если мы вообразим бесконечно большую плоскость, горизонтальную и находящуюся на высоте зрачков наших глаз, нетрудно представить себе, что вся эта плоскость будет нам видна в виде бесконечной линии.

Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.

Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается (ил. 109).

Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.

109. Изменение высоты линии горизонта

110. Схема определения линии горизонта на картинной плоскости

111. а, б. Учебные рисунки натюрморта с разных точек зрения в. Линейная схема фигуры человека в ракурсе

112. П. КОРИН. Александр Невский

Уровень линии горизонта на картинной плоскости определяется высотой точки зрения.

Точка зрения – есть условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Очень трудно понять эту самую «точку зрения», потому что она – великая условность искусства.

Только в процессе практического знания можно наглядно представить это понятие. Здесь полезно вспомнить о тех простых моделях известного русского художника-педагога А. Сапожникова. Например, уменьшение предметов, видимых в перспективе, доказывается наблюдением трех одинаковых проволочных рамок, укрепленных на дощечке одна за другой. Посмотрели мы на них в специальный глазок («точку зрения») одним глазом и видим: первая рамка – самая большая, а третья – самая маленькая. Перевернули рамки – и все стало наоборот.

Следует избегать выбора слишком близкой или слишком далекой точки зрения. Близкая точка зрения дает резкие перспективные искажения. Так, например, если рисовать лежащую в перспективном ракурсе фигуру человека с очень близкого расстояния, то ступни ног будут казаться в несколько раз больше головы, а у протянутой по направлению к зрителю руки пальцы будут значительно крупнее, чем у другой руки, отодвинутой в глубину картины.

Придать монументальность изображаемой фигуре человека, подчеркнуть важность происходящего события можно с помощью «низкой точки зрения» (снизу вверх), то есть выбора низкого горизонта композиции (ил. 112).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Тем, кто любит рисовать или хочет научиться рисовать. Урок рисования: художественная перспектива, горизонт

На начальном этапе постижения науки рисования необходимо рассмотреть одно из основных понятий художественной перспективы — горизонт. Поскольку именно от него начинаются многие отсчёты в построении рисунка и перспективы в живописи. Перво-наперво определимся с терминологией: что в рисунке и живописи подразумевается под понятием  «горизонт».

 Автор картинки: Рей Кэмпбелл Смит

Художественная перспектива отличается от науки черчения кардинально, хотя внешне может показаться, что в перспективе делаются такие-же построения, как в черчении. Отличие заключается в том, что на картине перспектива изображается так, ка мы её видим. То есть, параллельные прямые в художественной перспективе обязательно сходятся в точке на горизонте. Посмотрите, на рельсы и сразу поймёте, о чем идёт речь.

Итак, возобновляем наш урок рисования, посвящённый теме «Построение горизонта в рисунке и живописи».

  • Применительно к художественной перспективе истинный горизонт — это просто горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз.

Очень хорошо это понимать на примере моря или степи.  Поверхность глади моря или полоса слияния степи с небом  на картине образует видимую горизонтальную линию. Эта линия и есть горизонт. Далее будем называть это понятие «горизонт» или, что чаще,  — «линия горизонта».

Чаще всего линия горизонта на рисунке скрыта за домами, деревьями, холмами или иными предметами. Поэтому иногда её приходиться вычислять. Это порой не так просто, как на рисунке вверху: линия истинного горизонта всегда соответствует линии моря. Запомните это, это важный момент. Ну, и поскольку на рассматриваемом нами рисунке-образце море есть, то нам остается просто продлить эту линию (на эскизе она обозначена пунктиром).

Положение линии горизонта всегда связано с уровнем обзора наблюдателя. По сути дела, художник её назначает по своему усмотрению. И исходя из горизонта начинает построение всей картины.  И тут вступает в действие ещё одно важное правило:  

  • все объекты расположенные НАД линией горизонта, находятся выше уровня глаз, а все объекты расположенные ПОД линией горизонта — ниже.

 


 

Похожие статьи

risoval-ko.ru

Фэн-шуй во всех сферах жизни

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0



назад  /  вперёд

Перспектива в рисунке.

Часть 1

Перспектива в рисунке.

Перспектива в рисунке — способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.

Азы рисования: Перспектива, Горизонт, Точка схода, Уровень глаз.

Основные понятия, используемые в рисовании — это понятие перспективы, горизонта, точки схода, уровня глаз. Итак, что же такое перспектива и зачем она нужна нашему рисунку?

Понятие перспективы.

Каждый художник должен уметь изобразить предмет так, чтобы тот выглядел объемным, а не плоским, словно поверхность бумаги, на которой нарисован. Для этого художник пользуется приемом, называемым перспективой.

Рис. 1.1. Кирпич, нарисованный без использования перспективы. Это называется горизонтальной проекцией.


Рис. 1.2. Кирпич, нарисованный с использованием перспективы. Это называется рисунком с перспективой. Перспектива используется не только затем, чтобы нарисованный предмет казался трехмерным, но также и для создания иллюзии, будто он находится ближе или дальше от зрителя, или же для того, чтобы у смотрящего на картину создалось ощущение пространства.

Линия горизонта в рисовании.

Давайте посмотрим на железнодорожные рельсы, проложенные по равнине. Там плоская поверхность земли простирается во все стороны так далеко, как только может достигнуть взгляд. Повсюду вокруг себя мы видим небо, вдалеке сходящееся с землей и образующее там длинную прямую линию. Эта линия называется горизонтом.


Рис. 1.3.

Идеальный пример горизонта — это огромный водоем, у которого не видно берегов. На море горизонт представляет собой ровную и непрерывную линию. Мы можем считать горизонт именно сплошной линией. Это действительно так, хотя какой-нибудь объект — рука, гора, здание — может частично или полностью заслонять его вид. И все же горизонт остается на своем месте, даже если мы войдем в дом и закроем за собой дверь. Если объект, заслоняющий нам вид, станет прозрачным, мы увидим горизонт. Именно это изображено на следующей странице внизу.

Что такое точка схода?

И вот мы стоим между двумя блестящими рельсами и смотрим вдоль железнодорожного полотна.


Рис. 1.4. Рисунок, показывающий точку схода.

Рельсы уходят по равнине все дальше и дальше, пока не достигают горизонта и не пропадают из виду далеко-далеко. Место, где они скрываются из виду, называется точкой схода.


Рис. 1.5. Схема, показывающая, что горизонт является непрерывной линией.

Разбираемся с уровнем глаз.

Теперь посмотрите вниз, себе под ноги. Вы видите железнодорожное полотно. Поднимите взгляд и посмотрите на пятнадцать метров впереди себя. Вы по-прежнему видите железнодорожное полотно, хотя сейчас вы не глядите прямо на него.


Рис. 1.6.

Затем взгляните прямо перед собой. Вы видите, как железнодорожный путь словно уходит вверх, на высоту ваших глаз, и пропадает вдалеке на линии горизонта. Эта высота называется уровнем глаз.

Рис. 1.7.

Таким образом, горизонт и уровень глаз в данном случае — это одно и то же.

Связь горизонта и уровня глаз.

Теперь сядьте на шпалу и оглядитесь вокруг. Вы обнаружите, что уровень глаз понизился. Линия горизонта тоже кажется расположенной ниже, в соответствии с изменением уровня глаз.


Рис. 1.8.


Если мы сядем в самолет и взлетим над равниной, то обнаружим, что линия горизонта поднимается до той высоты, на которой находимся мы сами. Она, похоже, остается всегда на уровне глаз.

Рис. 1.9.

Именно поэтому если смотреть на землю с большой высоты, она кажется вогнутой, словно огромный таз. Теперь мы можем понять, почему рисунки, на которых изображен один и тот же угол комнаты, выглядят по-разному. Все зависит от того, как рисовал художник: сидя на низком стуле, или же ему пришло в голову творить, взгромоздившись на стремянку. Высота взгляда при рисовании от руки является чрезвычайно важным фактором.

Основные выводы первого урока.

Мы используем перспективу при рисовании кирпича, чтобы он выглядел объемным предметом.

Горизонт — это удаленная линия, на которой небо словно сходится с землей.

Точка схода — это участок горизонта, на котором железнодорожные рельсы пропадают из виду.

Горизонт расположен на высоте ваших глаз вне зависимости от того, на каком расстоянии от земли вы находитесь.

Уровень глаз — это высота ваших глаз вне зависимости от расстояния от земли.

Практические задания и вопросы первого урока.

  1. Нарисуйте кирпич, коробку, книгу. Знаете ли вы, почему рисуете их именно так, а не как-то иначе?
  2. Если вы находитесь на плоской равнине или у моря, посмотрите на горизонт. Поэкспериментируйте, глядя на него с разной высоты: с земли, из окна, с крыши дома. Приходится ли вам смотреть вверх или вниз, чтобы увидеть линию горизонта?
  3. Проследите точку схода не только для железнодорожного пути, но и для других предметов.
  4. Сделайте набросок прямой улицы, стоя посередине, так, чтобы вместо рельсов железнодорожного полотна у вас на рисунке были боковые тротуары.

Рис. 1.10.
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

fengshui.ucoz.com

Основные вопросы композиции. Роль линии горизонта

Желая изобразить что-либо, нужно всегда помнить, что расположение линии горизонта обязательно повлияет на атмосферу картины. Речь идет о таких понятиях как низкий или высокий горизонт. И не важно, пейзаж это будет, натюрморт или портрет — от линии горизонта зависит так много, что пренебрежение столь действенным средством лишит возможности выразить или показать во всю силу самое главное в произведении.  Добавлю, что рисунки детей отличаются  главным образом тем, что дети  не умеют еще привязывать что-либо к линии горизонта.
Что бы убедиться в том, что художники всегда с большим вниманием относились к расположению линии  горизонта, обратимся за  примерами к миру живописи, и посмотрим, как горизонт влияет на впечатление от картин.
В пейзажах линия горизонта не всегда делит пополам картинную плоскость. Часто горизонт проходит либо выше геометрической середины картины и тогда художник как бы предлагает пристальнее взглянуть на сцену переднего и других планов, либо ниже, когда взгляд устремлен в небо и на возвышающиеся, на его фоне объекты.  Если сказать проще, то при высоком горизонте самое главное изображено как бы на земле, а при низком – на небе. 

   

«Лунная ночь над рекой» художник Каменев Л. Хочется любоваться  небом, и именно небу отведено больше места (низкий горизонт).



Вульц И. «Украинская ночь»  — тут наоборот, показана красота заснеженного села и горизонт смещен вверх.


Линия горизонта подсказывает зрителю, что  заинтересовало художника в  пейзаже.
При выборе высоты линии горизонта играет роль и несколько психологический фактор, ведь горизонт – это, как известно, уровень глаз художника.  Взгляд сверху заземляет объекты: крыши кажутся плоскими, предметы мелкими, а  люди незначительными. Взгляд же снизу, наоборот, отмечает летящие в небо  здания, обостряет значимость предметов, а людям придает величие. Именно поэтому в портретах и в сюжетных сценах горизонт не менее важен, чем в пейзажах.


Два городских пейзажа (художник Джон Салминен)  совсем по-разному воспринимаются. В первом, горизонт низкий и здания просто рвутся в небо, они видятся огромными, а во втором, при высоком горизонте, все происходящее на улице кажется в равной степени  малозначительным.


Художник Бубнов А. в картине «Тарас Бульба» изобразил казаков так, что мы смотрим на них снизу, и их фигуры возвышаются над степью, они представляются бесстрашными хозяевами степи.

На танцовщиц же, наоборот, смотрим по воле художника Эдгара Дега сверху —  художник любуется рисунком танца.


Маковский  А. «Портрет императрицы Александры Федоровны». Несколько заниженная линия горизонта в портрете всегда возвеличивает фигуру.


Крамской И. «Портрет И. Шишкина».  

Даже в натюрморте, где  героями выступают предметы, взятая линия горизонта обязательно бросит акцент на тот или иной предмет.

Гаппасов Р. «Хризантемы».  Линия горизонта расположена низко, и ваза тут явно акцентирована – она берет большую часть внимания на себя, «давит сверху».


Кравченко О. «Ромашки». Тут, безусловно, цветы важнее вазы и дело не столько в ее цвете, сколько в линии горизонта.

Напоследок представлю и два своих пейзажа с разным размещением линии горизонта т.к. в одном хотелось показать  красоту неба, а в другом земли.  


www.prostalogika.com

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА — перспектива


69

70

71

В начале работы над рисунком надо определить положение горизонта. Это поможет дать правильное изображение. На берегу моря или в степи гори-, зонтом является граница между небом и видимой частью воды или почвы. Перспективным горизонтом называют воображаемую горизонтальную плоскость, проходящую на уровне глаз зрителя. Плоскость эту на рисунках изображают в виде прямой линии. Линию горизонта при изучении перспективы принято обозначать буквами Л. Г. В тех случаях, когда различные сооружения, постройки, холмы, горы, деревья загораживают линию горизонта, его положение легко определить, если поднести к глазам стакан с водой и держать так, чтобы уровень воды был виден как прямая линия.
Так как линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего, то, когда он поднимается на возвышенность, линия горизонта повышается, при спуске же горизонт опускается (ил, 69, 70).

Горизонт разделяет предметы на видимые снизу или сверху: к примеру, постройки, находящиеся выше линии горизонта (ил. 71), видны нам снизу, а находящиеся ниже видны сверху. Горизонтальную линию крыши у находящейся на холме избы мы видим спускающейся к горизонту вниз, а у дома, расположенного внизу, — поднимающейся к горизонту. Один из домиков пересечен линией горизонта. Конек крыши у него находится выше горизонта и имеет наклон книзу, а основание дома находится ниже горизонта и направлено вверх.

Рисуя в комнате бытовые предметы или портрет, также надо установить, где находится горизонт, хотя линию горизонта в помещении мы не видим. Определение положения горизонта помогает правильно строить перспективные изображения видимых сверху или снизу предметов. Во всяком рисунке с натуры может быть только одна линия горизонта. Рекомендуем сделать ряд набросков с бытовых предметов, которые следует установить выше, а также и ниже линии горизонта.

Полезно перелистать книги с репродукциями картин больших мастеров и, глядя ни них, постараться определить, где в каждом отдельном случае находится линия горизонта.

shkola-izo.livejournal.com

Понятие о линии горизонта

В рисунке и живописи многие построения привязаны к линии горизонта. А если точнее, то реалистично изобразить что-либо  просто невозможно без этой линии, т.к. все построения отталкиваются от нее.  Так что же такое горизонт?
Любой человек с уверенностью скажет, что горизонт это красивая  далекая полоса голубой дымки  на краю земли, а еще место, где небо встречается с землей.  И будет прав, в особенности, если перед нами раскинулась широкая степь, а еще лучше бескрайнее море. Тут горизонт ничем не прикрыт, и линия горизонта свободно тянется далекой туманной полосочкой.

Но что делать, если ландшафт не совсем ровный и горизонт не виден? Пройдет ли линия по вершинам гор, граничащим с небом, или следует искать ее ниже?
Считается, что линию горизонта  можно отыскать по поверхностям далеких водоемов. Так гладь моря или реки на самом дальнем плане может подсказать, где находится горизонт, и возвышающиеся горы не станут помехой в этом случае.



Ну а если горизонт спрятан и перед нами только деревья, здания, или вообще стены комнаты?  Как найти линию горизонта?

Существует «воображаемый горизонт» совпадающий с уровнем глаз и самое интересное, что  горизонт у каждого свой. Все зависит от высоты уровня глаз, от того стоите вы или сидите, находитесь на возвышенности или нет.
Предположим, что вы с друзьями таинственным образом проникли в мир картины, размещенной выше,  и стоите на том же месте где находился художник, у ручья,  посреди поросшей кустарником местности. Понятно, что пока все стоят рядом, то вид для всех одинаков, но  если один из группы поднимется по склону на каменный мост, то  горизонт для него приоткроется и вынырнет из-за кустов. А теперь представим, что другой ваш товарищ, стоящий рядом с вами, присядет зачерпнуть воды.  Его горизонт опустится ниже вашего и уже не кусты, а высокие травинки и камни окажутся на уровне его глаз. Во всех трех случаях горизонт находится на уровне глаз человека, в зависимости от места его нахождения: поднялся товарищ на мост — поднялся и горизонт, спустился — горизонт опустился, спрятавшись за кустами, присел — горизонт опустится еще ниже и будет прикрыт уже не только кустами, но и травой.
Получается, что линия горизонта  привязана к нашим глазам и художнику для работы нужно выбрать одно единственное место, ведь в одной композиции линия горизонта на бумаге может быть проведена только одна.  С линии горизонта обычно  начинается рисунок и предметы, что находятся выше линии горизонта (выше ваших глаз), изображаются над ней, а те, что ниже – под ней.
Можно сказать, что горизонт  будет там, где находится уровень наших глаз.  Еще точнее определить эту линию можно при помощью стакана с водой.  Нужно  стакан воды  поднять до уровня глаз так, чтобы  поверхность воды схлопнулась в линию на стенках стакана —  эта линия совпадет с линией горизонта. Хорошая иллюстрация из старого учебника.

Вот пример так называемого «орлиного горизонта», когда открывается вид с возвышенности.

А это пример «лягушачьего горизонта», когда присевший видит травинки над собой.

Кстати, рисуя натюрморт, художник тоже обязательно отмечает линию горизонта.

Тут она прошла несколько выше горлышка графина и обруча металлической подставки для вазонов. Будь горло графина или обруч подставки на уровне глаз,  окружность не была бы видна, она вытянулась бы в прямую линию как вода в примере со стаканом.

Вообще, тема линии горизонта не может быть раскрыта этой коротенькой статьей. О  низком или высоком горизонте в композиции и о восприятии произведения зрителем, я писала в «Бесплатных уроках по композиции» в статье «Роль линии горизонта» Очень рекомендую

www.prostalogika.com

Comments