Рисунок части лица давида – Рисунок частей лица со скульптуры Давида Нос Основная закономерность строения формы носа хорошо выражена в скульптурном слепке головы Давида.


31.08.2017 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Обзор второго задания «Начинающей» группы по дисциплине «Академический рисунок»: strg_circle

Александр Коротаев, ведущий учебных групп по академическому рисунку, рассказывает о втором задании в начинающей учебной группе (программа опубликована на странице об Ак. рисунке: http://kruzhokskorogorisunka.ru/578024.html).

Постановка: Части человеческого лица (Давид Микельанджело): глаз, нос, рот и ухо

Части лица  Давида Микельанджело используются уже не один век , как учебные пособия  в  предмете академического  рисунка. Соглашаясь, с традиционным мнением, что для того, чтобы приступить к изучению и рисованию формы человеческой головы, необходимо ознакомиться с отдельными ее частями, т.е.  малыми формами из которых будет в дальнейшем складываться целое, я дал участникам соответствующее задание

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости, ластик.

Задачи:
1. Композиционная.
Закомпоновать форму на плоскости листа
2. Передача формы.
Разговор о разложении любой сложной по геометрии природной формы, на более простые «примитивы».
3. Передача пространства.
Пространство и плановость внутри сложной формы.

Результаты:
Нос:

Аня


Оля


Георгий


Женя


Марина


Наталья


Глаз:

Марина


Наталья


Аня


Оля


Георгий

Рот:

Женя


Марина


Георгий


Алексей


Оля

Ухо:

Георгий


Наталья


Оля


Алексей

strg-circle.livejournal.com

Рисунок частей-слепков с лица Давида

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема 23.Рисунок гипсовых частей лица — слепков со скульптуры Давида(16ч)

23.1. Линейный рисунок глаз

Вид занятия

практическое занятие

Тип занятия

Комбинированное учебное занятие

Образовательная технология

Технология проектного обучения (организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного выполнения учебного задания)

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы формирования интереса к учению

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

Сочетание словесного и наглядного методов.

Самостоятельная работа над линейным рисунком

Методы контроля и самоконтроля

Метод устного контроля и метод самоконтроля.

Цель занятия

Выполнение объемно-пространственного изображения гипсовой части лица слепка с необходимым применением тона.

Формируемые компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК1.1. Изображать окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка.

ПК1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

Результат

Должны знать

последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка.

Должны уметь

конструктивно изображать гипсовую часть глаза с учетом пропорциональных отношений

Показатели оценки результата

Оценка за композиционное размещение и конструктивное построение

Межпред-

метные

связи

Обеспечивающие дисциплины

ОД.02.03 История искусств

ОД.02.05 Пластическая анатомия

Обеспечиваемые дисциплины

ОП.02.Живопись МДК 01.01 Дизайн-проектирование

Типографика

Средства обучения

Оборудование и материалы:

бумага, А-3, карандаши Т-3М , ластик

Зрительный ряд: Репродукции и фотоматериал: Фигура и голова Давида, Таблица «Строение глаза», Последовательность рисования гипсового слепка .примерные варианты работ из методического фонда; Предмет натурной постановки: части лица глаза

Основная литература

Калина Н.Д. Конструктивный рисунок. [Текст]: учебное пособие. – Владивосток:

Издво ВГУЭС, 2014. Электронная версия.

Стр. 223-227

Содержание занятия №

219

23.1. Линейный рисунок глаз

Цель: Выбор точки зрения, компоновка изображения на формате

Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Время этапа

1

Организационный этап: Подготовка рабочих мест.

Организация искусственного освещения. Приветствие.

2 мин.

2

Мотивационно — целевой компонент

5мин

— Что мы изучали на прошлых уроках, для того чтобы подойти к изучению живой головы?

(Череп, обрубовочную голову, голову Экорше)

-С какой целью мы изучали каждую из них?

— Достаточно нам этих знаний чтобы работать с гипсовой головой и живой натурой?

(Необходимо изучить отдельные элементы головы)

— Прежде чем приступить к рисованию гипсовой головы человека, необходимо изучить каждую ее часть отдельно путем систематического рисования гипсовых слепков. Наиболее удачными для изучения являются слепки частей головы прекрасной мраморной статуи Микеланджело «Давид».

Из истории искусств вам знаком скульптор и его знаменитая статуя. Кто нам может напомнить о ней? ( На доске статуя)

-рассказ студента

(На доске Давид, взгляд)

Микеланджело изобразил Давида прекрасным юношей, подобно античным статуям, совершенно обнаженным. Давид стоит, твердо опираясь на правую ногу, слегка отставив левую. Расслабив тренированные мускулы, он готов напрячь их, взмахнуть пращой, зажатой в левой руке. Могучая голова с шапкой вьющихся волос повернута влево, в сторону врага. Брови сдвинуты, около носа и углов рта залегли складки, широко раскрытые глаза бестрепетно высматривают противника. Непреклонная воля выражена в этом юношески прекрасном и в то же время не по-юношески гордом, властном и даже грозном лице

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

— Наверное, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Сформулируйте тему нашего урока (Рисунок гипсовых частей лица Давида)

— Определите цель нашего урока.

(Выполнить конструктивное построения глаз Давида, узнать, как строить глаз, его строение)

— Какие задачи необходимо поставить перед собой?

Композиционное размещение в листе.

Определение общих пропорций.

Конструктивное построение от общего к частному.

Актуализация знаний

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы, уши. Каждая из них имеет свое сложное строение. Однако, посмотрев внимательно и обобщив каждую часть лица, можно привести их к простой форме, что облегчит начало работы.

Давайте рассмотрим основные части которые нам предстоит изучить ,

но остановимся мы сегодня на глазах.

СТУДЕНТЫ ЧИТАЮТ ТЕОРИЮ И ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:

-Назовите основные части лица?

-Какие из них являются неподвижными?

— Анатомическая форма глаза? (Шар, вставленный в глазничную впадину)

— Шар называется (глазное яблоко)

-На передней части находится(радужная оболочка и зрачок)

-Наибольший взлет изгиба верхнего века (где находится зрачок)

-Указывает( На направление взгляда)

5 мин

3.

Изучение нового материала:

6 ми.

— Глаз активно участвует в выражении лица, он чрезвычайно подвижен и поэтому сложен для рисования.

— Давайте рассмотрим внешнее строение глаза человека. ( Обращаюсь к наглядному пособию «Строение глаза»)

— Глаз, или глазное яблоко, имеет шаровидную форму, погружен в глазничную впадину так, что наружу выступает лишь полушарие, в центре которого имеется выпуклость с радужной оболочкой, окружающей зрачок.

— Когда глаз смотрит прямо перед собой, верхнее веко лежит на выпуклости радужной оболочки, приближаясь к зрачку, а нижнее веко — около нижнего края радужной оболочки. В этом случае нижняя часть полушария глаза открыта. Линия ресниц верхнего века имеет излом над зрачком; с перемещением взгляда излом века следует за зрачком.

— Прежде чем рисовать живые глаза, необходимо изучить их строение на гипсовых моделях частей лица — слепков со скульптуры Давида. Почему?

-Так как на нем достаточно ясно и четко видна конструктивно-анатомическая основа формы и отсутствуют мелочи, которые зачастую отвлекают взор начинающего рисовальщика (окраска кожи, морщины, цвет глаз и т.п.).

— Снаружи глаз покрыт веками (нижним и верхним). В слепке глаза Давида, Микеланджело показал зрачок глубокими впадинами, а радужная оболочка обрисована контуром.

— Теперь выберите точку зрения, организуйте рабочее место.

(Выбор точки зрения, организация рабочего места)

4.

Практическая самостоятельная работа студентов

20мин

Приступая к рисунку глаза, сначала надо ясно представить, в каком положении находится натура, как поставлен глаз: в фас, три четверти, опущен или поднят.

— (Внимание на доску:1 этап) Начинать требуется с общего размера гипсового слепка, изначально определив линию горизонта, исходя из положения модели в пространстве. Построение гипсового слепка рассматривается в прямоугольном пространстве, далее, уточняются пропорции и рельеф выступающих частей.

— Прежде, чем определить размещение глазного яблока, необходимо наметить линию надбровных дуг. Так же нужно наметить на выступы в области надпереносья и бровей.

— Обратите внимание на наружные и подглазничные формы, надглазничные выступы с бровями, области надбровных бугров, надпереносья.

— Далее определите линии разреза глаз.

— Линия разреза глаз никогда не находится на уровне переносицы, поскольку переносица находится выше слезников (примерно на уровне верхних век, но никак ниже их). Поэтому ориентируйтесь на переносицу, когда определяете уровень линии глаз. Слезники глаза располагаются на этой линии, уголки края могут быть на уровне, а могут быть чуть выше или ниже ( встречается редко).

— После всей вышеприведенной работы, определите размеры и посадку формы глазного яблока, далее приступайте к рисованию век. Не забывайте о перспективном сокращении. Чтобы рисунок был более четким, выделите верхнее веко, а нижнее слегка наметьте.

5.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2мин

Домашнее задание: Калина Н.Д. Конструктивный рисунок. Стр. 213-222

Зарисовки элементов портрета

6.

7.

Подведение итогов занятия:

Рефлексия. Самоанализ работ.

— Подведите итог своей деятельности на уроке, по данному плану:

1.Композиционное размещение в листе.

2.Определение общих пропорций.

3.Конструктивное построение от общего к частному.

Уборка рабочих мест

5мин

1. Рисунок глаз

Для рисунков деталей головы вам предлагаются гипсовые слепки с головы Давида, скульптуры Микеланджело.

Учиться рисовать глаз лучше всего с гипсового слепка глаза Давида, так как на нем достаточно ясно и четко видна конструктивно-анатомическая основа формы и отсутствуют мелочи, которые зачастую отвлекают взор начинающего рисовальщика (окраска кожи, морщины, цвет глаз и т.п.).

  • Во-первых, гипс белого цвета, что не отвлекает из-за разницы в цвете и тоне.

  • Во-вторых, анализ модели происходит на основе светотени, которая четко проявляет структуру и форму каждой детали.

  • В-третьих, рисование классических образцов формирует правильное представление о форме объекта и развивает художественный вкус.

Рисунок глаза начнем с изучения его анатомических особенностей.

Жесткими основаниями глаз служат глазницы, находящиеся под надбровными дугами. Глазницы имеют сложную пространственную структуру. Края глазничных впадин расположены в черепе, наклонены вперёд и развёрнуты в стороны.

В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Верхний край наклонённой вперёд глазницы частично перекрывает глазное яблоко и защищает его сверху

На передней поверхности глазного яблока находится радужка – линзообразное возвышение, в центре которого расположен зрачок – отверстие в радужной оболочке, которое при сильном свете уменьшается в диаметре, а при слабом свете – увеличивается.

При нормальном раскрытии глаза верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка, а нижнее веко лишь касается ее. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью радужки, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Зрачок определяет направление взгляда. Внутренний угол глазной щели занят слезником, который при движении глаза не меняет своего положения, а потому может служить устойчивым опознавательным маяком в рисунке.

-Назовите основные части лица?

-Какие из них являются неподвижными?

— Анатомическая форма глаза?

— Этот шар называется?

-Что находится передней части глазного яблока?

-Наибольший взлет изгиба верхнего века

-Зрачок определяет

Алгоритм последовательности рисования глаза

Начинать требуется с общего размера гипсового слепка, изначально определив линию горизонта, исходя из положения модели в пространстве. Построение гипсового слепка рассматривается в прямоугольном пространстве, далее, уточняются пропорции и рельеф выступающих частей.

— Прежде, чем определить размещение глазного яблока, необходимо наметить линию надбровных дуг. Так же нужно наметить на выступы в области надпереносья и бровей.

— Обратите внимание на наружные и подглазничные формы, надглазничные выступы с бровями, области надбровных бугров, надпереносья.

— Далее определите линии разреза глаз.

Запомните, важно!

— Линия разреза глаз никогда не находится на уровне переносицы, поскольку переносица находится выше слезников (примерно на уровне верхних век, но никак ниже их). Поэтому ориентируйтесь на переносицу, когда определяете уровень линии глаз. Слезники глаза располагаются на этой линии, уголки края могут быть на уровне, а могут быть чуть выше или ниже ( встречается редко).

— После всей вышеприведенной работы, определите размеры и посадку формы глазного яблока, далее приступайте к рисованию век. Не забывайте о перспективном сокращении. Чтобы рисунок был более четким, выделите верхнее веко, а нижнее слегка наметьте.

Не торопитесь, придерживайтесь основного принципа последовательности работы: от общего к частному и от частного к общему.

Скульптура Микеланджело «Давид» изготовленная из монолитной глыбы ценного мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Давид олицетворяет эталон мужской красоты и героизма.

Статуя Давида — по одной из версий это древнеизраильский царь, полулегендарная история которого подробно изложена в Библии.

Её автор величайшим скульптор эпохи Возрождения Микеланджело .

Библейский герой изображен в момент перед решительным действием (с устремленным вдаль взглядом, плотно сомкнутым ртом)

По второй версии в Библейском сказании о Давиде — юноше-пастухе — повествует, как он, оставив стада, пришел в лагерь воинов-израильтян проведать старших братьев и попал на поле брани, где встали друг против друга два войска — израильтян и их врагов — филистимлян. Из рядов последних вышел могучий воин по имени Голиаф, вызвав для единоборства соперника. И когда не нашлось охотника вступить с ним в поединок, юный Давид вызвался помериться силами с врагом и поверг могучего воина Голиафа. Эта легенда побудила многих художников на воссоздание образа храброго юноши Давида. Воспользовался этим сюжетом также Микеланджело.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЙ № 219

Тема 23.Рисунок гипсовых частей лица — слепков со скульптуры Давида

23.1. Линейный рисунок слепка глаз

Вид занятия

практическое занятие

Тип занятия

учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков

Образовательная технология

Технология проектного обучения (организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного выполнения учебного задания)

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы формирования интереса к учению

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

Сочетание словесного и наглядного методов.

Самостоятельная работа над линейным рисунком

Методы контроля и самоконтроля

Метод устного контроля и метод самоконтроля.

Цель занятия

Выполнение объемно-пространственного изображения гипсовой части лица слепка с необходимым применением тона.

Формируемые компетенции

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК1.1. Изображать окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка.

ПК1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

Результат

Должны знать

последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка.

Должны уметь

конструктивно изображать гипсовую часть глаза с учетом пропорциональных отношений

Показатели оценки результата

Оценка за композиционное размещение и конструктивное построение

Межпред-

метные

связи

Обеспечивающие дисциплины

ОД.02.03 История искусств

ОД.02.05 Пластическая анатомия

Обеспечиваемые дисциплины

ОП.02.Живопись МДК 01.01 Дизайн-проектирование

Типографика

Средства обучения

Оборудование и материалы:

бумага, А-3, карандаши Т-3М , ластик

Зрительный ряд: Репродукции и фотоматериал: Фигура и голова Давида, Таблица «Строение глаза», Последовательность рисования гипсового слепка .примерные варианты работ из методического фонда; Предмет натурной постановки: части лица глаза

Основная литература

Калина Н.Д. Конструктивный рисунок. [Текст]: учебное пособие. – Владивосток:

Издво ВГУЭС, 2014. Электронная версия.

Стр. 223-227


Содержание занятия № 219

23.1. Линейный рисунок слепка глаз

Цель: Компоновка изображения на формате с передачей пропорций и конструктивное построение слепка.

Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Время этапа

1

Организационный этап: Подготовка рабочих мест.

Организация искусственного освещения. Приветствие.

2 мин.

2

Мотивационно — целевой компонент

5мин

— Что мы изучали на прошлых уроках, для того чтобы подойти к изучению живой головы?

— Наиболее удачными для изучения являются слепки частей головы прекрасной мраморной статуи Микеланджело «Давид».

Из истории искусств вам знаком скульптор и его знаменитая статуя. Кто нам может напомнить о ней? ( На доске статуя)

Сформулируйте тему нашего урока (Рисунок гипсовых частей лица Давида)

— Определите цель нашего урока.

— Какие задачи необходимо поставить перед собой?

3.

Актуализация знаний

11мин

Давайте рассмотрим основные части которые нам предстоит изучить ,

но остановимся мы сегодня на глазах.

СТУДЕНТЫ ЧИТАЮТ ТЕОРИЮ И ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:

Работа по наглядному пособию «Строение глаза»

(Выбор точки зрения, организация рабочего места)

4.

Творческое применение и добывание знаний

20мин

Работа с наглядным пособием

Практическая работа по алгоритму

5.

Подведение итогов занятия: Домашнее задание: Калина Н.Д. Конструктивный рисунок. Стр. 213-222

2мин

6

Рефлексия. Самоанализ работ.

Итог своей деятельности на уроке, по данному плану:

1.Композиционное размещение в листе.

2.Определение общих пропорций.

3.Конструктивное построение от общего к частному.

5 мин

Уборка рабочих мест

Самоанализ урока дисциплины «Рисунок»

Урок проходил на 2 курсе специальности (54.02.01) Дизайн в области культуры и искусства.

В подгруппе 11 человек , на уроке присутствовало___.

Подгруппа отличается серьезным осознанным подходом к получению профессиональных знаний и практических умений по дисциплине. Ребята способные ,большинство из них имеют неплохие возможности заниматься без троек. Самооценка достаточна высокая. Можно отметить таких студентов как Гатауллина Диляра, Бабич Дарья, Ерофеева Юлия, Инжеватова Екатерина. Низкий уровень практической подготовки и слабые способности имеют студенты Жабаева Ольга, Горшкова Анастасия.

Тема урока: «Рисунок гипсовых частей лица — слепков со скульптуры Давида»

В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими и последующими и является первым по данной теме , которая рассчитана на 16 часов .Первые часы из которых отводятся на рисунок глаз.

Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит небольшой теоретический материал, но почти половину времени занимает практическая работа студентов.

Цель темы: Выполнение объемно-пространственного изображения гипсовой части лица слепка с необходимым применением тона.

Цель этапа : Компоновка изображения на формате с передачей пропорций и конструктивное построение слепка глаз.

На уроке формировались следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Показатель: организация самостоятельной работы, определение методов и способов выполнения наброска чучела птицы, самооценка.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Показатель: поиск, выбор и оценка профессионально значимой информации.

ПК 1.1. Изображать окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка.

ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

В результате студенты должны знать последовательность выполнения конструктивного рисунка, моделировку формы, технологию и технику рисунка.

Уметь изображать гипсовую часть глаза, с учетом пропорций и расположения в пространстве.

Для достижения поставленной цели и формирования общих профессиональных компетенций был определен комбинированный тип урока.

Общая структура занятия в целом соответствует модели урока данного типа и состоит из следующих этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного;

  2. Мотивационного. На данном этапе происходила подготовка к активному и сознательному усвоению материала, студенты определили тему урока., поставили задачи.

  3. На этапе актуализации знаний использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала: работа с теоретическим материалом и ответы на вопросы.

  4. Первичное усвоение новых знаний. На данном этапе имела место беседа, работа с таблицей «Анатомическое строение глаза».

  5. Практической работе студентов предшествовала работа по таблице, далее студентам было предложено по алгоритму приступить к самостоятельной работе

  6. На этапе рефлексии студенты оценивали свою работу, проводили небольшой анализ выполненных работ.

  7. На этапе информирования о домашнем задании подведены итоги урока, озвучены оценки, даны рекомендации. Задание на дом предложено дифференцированно: основное и с творческим содержанием. Оно ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей студентов.

Избранная структура урока способствовала достижению его цели. Разнообразие видов деятельности и, в конечном итоге, их результативность активизировали познавательную деятельность студентов, поддерживали их интерес к содержанию урока.

Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применение зрительного ряда и теоретического материала. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку. 

Были реализованы принципы: сотрудничества, соучастия, наглядности, доступности.

Реализованы виды контроля:

— за организацией рабочего места;

— правильности выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасности;

объема и качества выполнения работы;

-оказание помощи студентам, испытывающим затруднения.

Формы контроля: самоконтроль и сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса.

Урок был проведен в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении. Содержит достаточный объем информации, для освоения данной темы и способствует развитию мыслительной деятельности, необходимой для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Соответствующий микроклимат поддерживала благодаря заинтересованности содержанием урока, поощрений в виде похвалы, сотрудничества со студентами, посильности выполнения заданий.

Достаточно высокая работоспособность студентов в течение всего урока обеспечивалась психологическим климатом, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока .

Предполагаю, что результатом урока будет высокий уровень освоения студентами соответствующих компетенций в дальнейшем изучении темы.

Активность подгруппы можно оценить как хорошую.

Считаю, что удалось выдержать стиль общения со студентами и организовать их, в большей степени, на самостоятельную деятельность. Таким образом, цель урока достигнута, задачи решены.

infourok.ru

AKADEMIChESKIJ_RISUNOK

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК

IV семестр

Раздел 5. Анатомическое строение головы (череп, гипсовые слепки)

Тема 15. Анатомическое строение черепа человека

(ДО: 4 пр., 8 СРС; ЗО: 6 СРС)

Теоретический курс

  1. Строение черепа человека: отделы, кости.

  2. Пропорции частей черепа. Особенности ракурсов.

  3. Технология ведения линейного и тонового рисунка черепа человека.

Практический курс

Тоновой рисунок черепа человека в двух положениях (4 ч.).

Самостоятельная работа студентов

Схематические и линейно-конструктивные рисунки черепа человека в трех положениях (8 ч.)

Тема 16. Анатомическое строение лица и головы

(ДО: 8 пр., 16 СРС; ЗО: 16 СРС)

Теоретический курс

  1. Анатомическое строение частей лица.

  2. Пропорции, конструктивные особенности головы человека.

  3. Вопросы пластической анатомии головы человека. Типы лица и виды мимики.

  4. Анализ внешних анатомических форм лица человека.

  5. Этапы выполнения академического рисунка гипсовой головы с античных слепков.

Практический курс

  1. Линейно-конструктивный и тоновой рисунок частей лица маски Давида: глаз, нос (4ч.)

  1. Обобщенно-тоновой рисунок экорше Гудона при искусственном освещении (4 ч.).

Самостоятельная работа студентов

  1. Схемы пропорций лица и головы человека (2ч.).

  1. Анатомические таблицы мышц головы типов лица человека (4ч.).

  1. Наброски головы человека (4 ч.).

  1. Тоновой рисунок частей лица маски Давида: ухо, губы (6 ч.).

Тема 17. Рисунок гипсовой античной головы

(ДО: 6 пр., 12 СРС; ЗО: 8 пр., 12 СРС)

Практический курс

  1. Тоновой рисунок гипсовой головы с античного образца (6 ч.).

Самостоятельная работа студентов

  1. Тоновой рисунок плоскостной модели головы «обрубовки» (6 ч.).

  1. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой головы (6 ч.).

studfiles.net

Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Анфас

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.

На лице:

  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Уши

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

 

Автор: tuts+

Перевод: Sayhi

say-hi.me

схема. Идеальные пропорции лица :: SYL.ru

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет – это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет – один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части — от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Существует две категории лиц – округлые и угловатые, в свою очередь, эти категории разделяются на восемь основных форм.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц – высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы – самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг – это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей – каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть — от носа до подбородка — нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней – нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

www.syl.ru

Рисование глаза | Artisthall — Художественная мастерская

Следующим заданием в курсе, посвященном рисованию человеческой головы, станет изучение отдельных фрагментов на примере гипсовых слепков носа, глаза, уха и губ. Рисование гипсового глаза — первое упражнение в этой серии.

Как и в других заданиях на тему рисования фрагментов человеческого тела моделью послужит бессменный образец классических пропорций — скульптура Давида работы Микеланджело.

Изучение анатомического строения глаза и его изобразительного образа станет очень важным этапом. К этому времени, пройдя цикл заданий на общее строение головы, рисунок черепа, обрубовки, Экорше, мы переходим к изучению отдельных фрагментов.

Такая последовательность упражнений используется в академическом образовании на протяжении многих веков и способствует хорошему уровню рисунка человеческой фигуры. Когда вы знаете общую конструкцию и строение целого, в данном контексте — головы, можно точно установить местоположении и верно изобразить небольшую деталь в большой композиции.

Модель глаза, носа или уха выглядит как отдельно существующий слепок, вычлененный из общей скульптуры в виде прямоугольного сегмента. Изображая гипсовый глаз, следует представлять его положение не только как отдельную скульптуру в пространстве, но и в строении общей формы головы, его положение относительно носа, лба, виска, что позволит правильно ориентироваться в масштабе и направлении основных частей глаза.

В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что ученики изображают несуществующие линии в моделях глаза, губ, носа, как бы обводя контуры распространенного представления о рисунке губ и глаз. Гипсовые модели дают прекрасную возможность уйти от этого стереотипа.

  • Во-первых, гипс белого цвета, что не отвлекает из-за разницы в цвете и тоне.
  • Во-вторых, анализ модели происходит на основе светотени, которая четко проявляет структуру и форму каждой детали.
  • В-третьих, рисование классических образцов формирует правильное представление о форме объекта и развивает художественный вкус.

Главенство контура над формой или формы над контуром до сих пор неразрешенный вопрос теории академического рисунка. Для большей ясности хотим привести интересную цитату знаменитого советского педагога и автора учебных пособий по рисунку А. М. Соловьева:

«Приступая к построению объема, необходимо прежде всего разъяснить учащимся, что представляет собой линия контура, обычно приковывающая внимание неопытных рисовальщиков. Необходимо довести до их сознания, что он принадлежит объему и как часть объема зависит от целого.
То, что называют контуром, или, что вернее, надо считать краем формы, — явление изменчивое и непостоянное. При том или ином повороте любая поверхность, образующая объем человеческого тела или другого предмета, может оказаться контуром. ……. Таким образом, контур является не чем иным, как суммой сократившихся до линий поверхностей, а потому при построении объема на рисунке ориентироваться с самого начала на него в процессе работы нельзя»

На наших занятиях рисунком мы стараемся подробно изучить строение каждой составной части головы. В процессе обучения рисунком мы пришли к выводу, что если не пройти все задания и не научиться рисовать ухо, губы, нос, глаз, то этот пробел остается на всю оставшуюся творческую жизнь художника.
Так как после окончания художественного вуза или перехода к следующим заданиям программы ученики редко или совсем никогда не возвращаются к рисованию фрагментов головы, то при неумении правильно изображать анатомические детали уровень рисунка существенно понижается.

Рисование гипсового глаза — это хорошее упражнение для понимания взаимодействия отдельных фрагментов на общую форму. Стоит привести пример: в художественном обучении XVII-XIX веков, учащихся при рисовании живой натуры заставляли поправлять ее пропорции относительно античных слепков. Иногда это выглядело довольно странно. В наше время при наличии хорошего гипсового фонда можно изучить все модели, не прибегая к дополнительным ухищрениям.

Приглашаем желающих научиться правильно рисовать гипсовые модели глаза в нашу художественную мастерскую.

Смотрите также:

artisthall.ru

Как научиться рисовать лицо: упражнения для понимания формы и свето-тени. — Уроки рисования

Я хочу научиться хорошо рисовать лицо и начала делать портреты женщин. Мой учитель заметила, что «с человека я начинаю косметику цветовую наводить, а не форму, что очень типично для начинающего» и посоветовала отличное упражнение — это порисовать гипсы: «Они чем хороши — не отвлекаешься на цвет, там идет понимание именно формы и свето-тени. Основ рисунка.» В идеале, конечно, нужно реальные, но где на Доминике их найдешь? Пришлось воспользоваться простыми фотографиями из сети: для этого достаточно забить в поисковике «греческая скульптура» и «маскарон», и постараться проследить логику тени/форму по классике (греческой или барочной).

Первое задание: помогает понять форму рельефа.

1. Сделать зарисовку маскарона, уловив выражение лица.

2. Гипсовая голова.

3. Гипсовая голова (это мрамор), сделать акварелью.

Комментарий учителя:
«У тебя получились рисунки на тему, а не копии:) Самый удачный пожалуй — акварельный. Ну теперь хоть четко видно откуда у проблемы ноги растут. Все что тебе требовалось — правильно повторить тени. И где они? А нету. Самые проблемные места у всех рисунков — носы и губы. У первого рисунка тени на носу обратные к форме. Во втором глаза по отношению к носу гуляют как хотят, вне зависимости от формы… Они же в углублении, а нос чуть выдается, почему тогда левый к нам глаз так отскочил от носа, а правый к нему заехал? Куда девались тени от носа? И все движение лица немного не такое как на фото. В третьем — глаза и вся верхняя часть лица шире чем в натуре, а лоб — ниже. Там аккуратный такой овал почти, а у тебя трапеция… Попробуй в GIMP наложить свои рисунки на фото, чтобы увидеть свои ошибки.»

Второе задание: также работа над проработкой формы

Сделать три наброска гипсовых скульптур. Сразу показываю оригиналы фоток, мои наброски и комментарии учителя.

«Ну в целом… знаешь, форма носов уже лучше… Начала что-то чувствовать. И как бы общее впечатление лучше.
Но косяки как всегда, без этого пока никак.
»

1.

«У Давида нос приплюснутый, он отдельно от линии середины губ гуляет… Да и губы-то уехали влево. А нос вплюснулся вправо… У глаз хотелось бы более глубокую проработку увидеть, со всеми их плоскостями. Лицо шире. Форма губ не понята до конца.»

2.

«Вторая скульптура — это молодая еще, степенная, но с чувством юмора дама времен Екатерины… У тебя это брюзга старая и… небритая. И самый большой косяк тут — форма подбородка. У нее ведь он отнюдь не двойной, ты его не поняла, не увидела его форму. Да и лицо как под прессом сплющенное. Части лица по отдельности рисовала, не смотрела соотношение друг с другом?»

3.

«И у третьей, греческой скульптуры, получились близко посаженные, разные по форме глаза. Левый к нам глаз значительно больше правого (у скульптуры тоже больше, но не до такой степени), не той формы и вверх уехал от своего положенного места. Узковатое лицо. Ракурс правильный только у носа (вниз немного смотрит), все остальное просто прямо на зрителя развернуто. А эта скульптура ведь снята чуть сверху. Шея слишком длинная. И губы … у тебя слишком четкая линия вокруг них везде. А посмотри внимательно, есть ли там действительно такой контур? Увидать пятно, форму, а не помаду! Это же голый гипс!»

Третье задание: проработать ошибки второго

1. Отрисовать глаза Давида.

«Давид уже пояснее»

2. Отрисовать шею и подбородок.

«Подбородок вроде лучше, даже губы уже больше на правду похожи»

3. Отрисовать опять ту же самую голову целиком:
«Она чем хороша — ты можешь идти от пятна, общего объема, а не ковыряться в кажущихся линиях. Там все-все видно, даже при том что она невелика по размеру. Все, что тебе нужно есть, постарайся это понять :)))»

Мои комментарии к своим рисункам:
«По-моему, задания мне начинают помогать понять форму. В голове начинает складываться представление о ней. Глаза стали понятны, особенно, после того как я прорисовала Давида. И нос теперь понимаю, что призма, а не понятная абстракция. Сейчас сделала набросок третьей головы целиком — на мужика зараза опять похоже. Шею похоже слишком удлинила. И под носом все тоже надо было сократить пропорции.»

Ответ учителя:
«У тебя под носом как раз сокращать ничего не надо, но губы правильно в ракурсе нарисовать, а вот глаза ты завысила, и как итог — вся лицевая часть непропорционально большая по отношению к затылочно-волосяной. Да, шея длинная.»

«Четвертое задание: проработка отдельных частей лица»

1 Нарисовать вот такой ракурс

2. И вот такой

3 А это для закрепления понимания глаз

4. И носа

Комментарии учителя:
«О! Вот это уже ближе к делу))). Небольшие искажения есть, но вполне терпимо, в пределах допустимой погрешности. А главное — видно форму, объем наконец-то )))) Ты, я думаю, сама поняла.»

Вот так надо учиться рисовать лицо: делать как можно больше набросков, стараясь видеть форму на бумаге. Если у Вас нет учителя, который может подсказать ошибки, то советую в программе для редактирования накладывать оригинал (сфотографировать то, что рисуете с Вашего угла зрения) и потом наложить свой рисунок — и помигать слоями. Все ошибки становятся видны сразу! Успехов!

www.veselo.info

Comments