Рисование простого натюрморта яблоко и керамический стакан – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Разработка урока по ИЗО. Тема: «Натюрморт из простых предметов» 2 класс. | скачать бесплатно


01.05.2017 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Содержание

План – конспект урока рисования на тему «Рисование простого натюрморта» 5 класс

Автор: Катаева Елена Викторовна

Учитель рисования

Тема: Рисование простого натюрморта.

Цель:

  1. Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов, явлений;

  2. Развивать глазомер, учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы цельно; развивать мышление на основе упражнений, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения предметов, изображённых в натюрморте;

  3. Воспитывать умение работать самостоятельно по заранее оговоренному плану (с опорой на предложенные этапы построения рисунка натюрморта).

Оборудование:

  • Буквы Н, А, Т, Ю, Р, М, О, Р, Т.

  • Иллюстрации натюрмортов и произведений других художественных жанров.

  • Опорные слова: «жанр изобразительного искусства», «изображение окружающих нас предметов, вещей».

  • Чайный бокал, яблоко.

  • Схематические изображения предметов натюрморта.

  • Поэтапные эскизы рисуемых предметов.

  • Неверные изображения данной композиции предметов.

Тип урока: урок овладения знаниями и умениями.

  1. Организационный момент.

  1. Общая организация детей.

  2. Подготовка необходимых учебных принадлежностей.

  1. Подготовка к сознательному усвоению нового материала или предстоящей работе.

  1. Создание «проблемной ситуации» и вовлечение школьников в ее решение.

— Разделите картинки на 2 группы (натюрморты и «ненатюрморты»)

— За каждой картинкой закреплена буква, если их расставить в определённом порядке, то мы откроем тему сегодняшнего урока. (…)

***

— Будем угадывать по одной букве. Для этого найдите ту картинку, которая отличается от других. (…)

  1. Формулировка темы и целей урока.

— Прочитайте тему нашего урока. (…)

— Кто- то может быть знает, что такое натюрморт? (…)

— Сегодня на уроке мы вместе выясним, что же такое натюрморт, и конечно попробуем нарисовать его.

  1. Изучение нового материала или его закрепление в процессе изучения.

  1. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого вопроса.

— Ребята, посмотрите на все картинки на доске. Что в них общего? (изображены предметы)

— Всё это натюрморты.

Слово «натюрморт» произошло от французского nature morte, что означает «мёртвая натура». Натюрморт это жанр изобразительного искусства. В натюрморте изображаются окружающие нас предметы, вещи. (Выносится на доску)

Важно в рисунке передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга.

  1. Добиться осознания школьниками логической структуры построения натюрморта, его основных частей, этапов построения, взаимосвязей между частями натюрмортами и этапами его рисования.

— Посмотрите внимательно на предметы, которые мы с вами сегодня изобразим.

— Что это за предметы?

— Какие они? Какого цвета? Формы? Размера?

— Какой больше? Какой меньше? (на доску выносятся схематические изображения предметов)

— Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше?

— Какой предмет справа от вас? Какой слева? (схематические изображения предметов устанавливаются в нужном порядке)

— Для того, чтобы все предметы поместились на листе бумаги необходимо чётко определить место основания всех предметов на плоскости.

— Затем определяем соотношение общей высоты рисуемой модели к её ширине. Делается это на глаз.

— Проследите за тем, чтобы рисунок не «упирался» в самые края бумаги.

(на доску вывешивается первый этап работы)

— Определяя крайние точки рисунка, мы должны установить основные пропорции модели – отношения длины и ширины одного предмета к другому.

— Много раз проверяйте себя, прежде чем окончательно установить общие параметры модели и только после этого переходите к определению пропорций каждого предмета в отдельности.

(на доску вывешивается второй этап работы)

— Изображение форм предметов, после определения их общих пропорций, нужно начинать с определения их оснований на плоскости стола.

(на доску вывешивается третий этап работы)

— Какой предмет стоит дальше от вас?

— Какой предмет начнёте рисовать первым?

— Какой предмет будет виден весь, а какой частично? Почему?

(на доску вывешивается четвёртый этап работы)

— Повторим вместе план работы:

  • Определение очерёдности предметов.

  • Определение примерных границ будущего рисунка.

  • Определение пропорций предметов.

  • Изображение форм предметов.

  • Выявление объёма предмета и их местоположения относительно друг друга.

  1. Не основе приобретённых знаний приступить к самостоятельному построению композиции натюрморта с опорой на доску (эскизы — этапы работы).

— А теперь приступаем к самостоятельной работе. Помощниками вам будут эскизы, расположенные на доске. (…)

  1. Добиться от учащихся восприятия собственных и других работ, осмысления своих и чужих ошибок, первичного обобщения и систематизации новых знаний об этапах построения натюрморта.

На доску вывешиваются примеры неправильного изображения натюрморта.

— Посмотрите внимательно на эти изображения? Всё ли здесь правильно изображено? Найдите ошибки. (предметы поменяны местами, неправильной формы, не тот предмет)

— Заканчиваем рисунок, исправляем ошибки. (…)

  1. Проверка понимания учащимися нового материала.

— В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?

— Что такое натюрморт? (обращение к доске)

— Что показалось самым сложным в работе?

— Какие ошибки видишь в своей работе? Что получилось особенно хорошо?

  1. Обобщающее закрепление материала и его систематизация.

— Молодцы, хорошо поработали на уроке.

— Работая с натюрмортом, важно помнить о том, что нужно передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга. С этим хорошо справились….

— Не следует забывать и о том, что рисунок, упирающийся в самые края бумаги, выглядит плохо. Об этом помнили…

— Оценки за работу…

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Найти в журнале или любых других источниках изображение – натюрморт и принести на следующий урок.

Н

жанр изобразительного искусства

изображение окружающих нас предметов, вещей.

МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми

План – конспект урока рисования на тему «Рисование простого натюрморта»

5 класс С(к)ОУ VIII вида

А

Т

Ю

Р

М

О

Р

Т

doc4web.ru

«Н А Т Ю Р М О Р Т»

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: «Н А Т Ю Р М О Р Т»

Подготовила и провела учитель ИЗО

Бутузова Ирина Николаевна

г.Обнинск

Урок в 5 классе

на тему: « Н А Т Ю Р М О Р Т»

Цель: Формирование умений и навыков при рисовании натюрморта.

Задачи: формирование навыков композиционного построения на листе, обучение правильной передаче в рисунке перспективного сокращения круга, формы и пропорций предметов, уточнение понятий «плоский» и «объёмный» предмет, развитие умения применять среднюю осевую линию при построении, совершенствование умений при работе с красками, воспитание внимания, усидчивости, аккуратности, коррекция мелкой моторики, познавательной деятельности.

Материалы к уроку. Для учителя: муляж яблока, керамический стакан, драпировка, репродукция И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», динамические таблицы.

Для учащихся: художественные материалы.

Ход урока

1. Организационный этап.

2.Вводная беседа о натюрморте, показ репродукции художника И.Т.Хруцкого.

3.Объяснение задания. Определение композиции рисунка. Показ динамической таблицы. Анализ формы предметов и последовательность выполнения рисунка.

4. Беседа о правилах работы с красками.

5. Самостоятельная работа.

6. Подведение итогов работы, просмотр рисунков.

7. Приведение в порядок рабочих мест.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с видом живописи –

натюрмортом. Слово « натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая натура». Натюрморт – один из жанров живописи и графики, посвящённый изображению вещей, помещённых в единой среде и организованных в группу.

Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы: цветы в букете, рыбу на столе и т.п.

В России натюрморт появился в XVIII веке – в период интенсивного формирования национальной художественной культуры.

Иван Трофимович Хруцкий (1810-1885) внёс большой вклад в развитие натюрморта. Художник пишет пышные букеты цветов, красивые фрукты. С большим мастерством написан художником натюрморт «Цветы и плоды» (учитель демонстрирует репродукцию картины).

Цветистая красочная гамма, ощущение объёмности предметов, округлости, достигнутое художником с помощью светотени. Художник сумел передать красоту листьев, нежность цветочных лепестков, пушистую поверхность персика, матовую – груши, блестящую – яблока, изобразил виноград, как бы налитый прозрачным соком.

Натюрморты И.Т.Хруцкого находятся в постоянных экспозициях собраний Русского музея и Третьяковской галереи и сегодня эти произведения не оставляют равнодушным зрителя.

— Мы с вами, ребята, будем изображать сегодня простой натюрморт, состоящий из яблока и керамического стакана.

— Давайте внимательно посмотрим на нашу постановку, ещё раз вспомним о плоских и объёмных формах предметов. (Учитель демонстрирует плоские фигуры : квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; и объёмные тела: куб, параллелепипед, конус, шар, цилиндр).

— А теперь рассмотрите наш натюрморт и назовите формы предметов, которые будете изображать. (Учащиеся рассматривают яблоко и керамический стакан и называют форму предметов: цилиндр и шар. Учитель подчёркивает, что оба эти предмета объёмные).

Для того, чтобы дети смогли правильно передать в рисунке перспективное сокращение верхней части стакана, учитель ставит его в различные положения и на различных уровнях.

Круг, находящийся на уровне глаз и расположенный вертикально, воспринимается в виде правильного круга; круг, находящийся выше или ниже уровня глаз и расположенный горизонтально, воспринимается суженным. Суженный круг изображается в рисунке плавной кривой линией.

— Сейчас я покажу на доске, как надо рисовать круги в предметах цилиндрической формы, расположенных ниже уровня глаз. На всём протяжении линия круга плавная, не имеющая изломов ни с левой, ни с правой стороны. (Учащиеся сравнивают изображение суженного круга верхней части стакана с изображением яблока).

— Ребята, как вы думаете, с чего надо начинать рисовать наш рисунок? (Правильно выбрать формат листа, построить композицию рисунка).

Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе над натюрмортом, проанализировав последовательность выполнения рисунка с применением, при построении стакана, осевой линии.

Учитель напоминает правила работы с красками и художественными материалами.

А сейчас, давайте рассмотрим наши работы и подведём итоги. (Учащиеся рассматривают свои работы, дают оценку, выделяя наиболее удачные).

— Сегодня, ребята, вы узнали, что существует удивительно красивый вид живописи – натюрморт, сумели сами изобразить его на листе, у многих получились очень интересные работы, они справились и с композиционным построением на листе и с цветовым решением, молодцы!

— Спасибо всем за урок, всего доброго!

Литература

1. Грошенков И.А « Уроки рисования», Просвещение 1975г.

2. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство»,

Просвещение,1981г.

3. Яшухин А.П. «Живопись», Просвещение,1985г.

infourok.ru

Натюрморт из яблока и кувшина

Урок рисования в 4 классе

ТЕМА: Натюрморт из яблока и крынки.

ВИД ЗАНЯТИЯ: рисование с натуры.

ЗАДАЧИ УРОКА:

-способствовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству;

-закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу;

закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках;

-рисование с натуры предметов в группе, развитие зрительной памяти, гла­зомера , цветоощущения;

-развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры;

-воспитывать любовь к прекрасному через искусство.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя: натурная постановка репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж), разнообразные предметы.

Для учащихся: художественные материалы для работы красками.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

И.И. Машков «Ананасы и бананы»,

А.Саврасов «Поселок»,

Неизвестный художник «Портрет женщины в чепце»,

Виллем Клас Хода «Ветчина и серебренная посуда».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:

отрывки из литературных произведений об жанре натюрморт.

ХОД УРОКА.

1. Организация класса.

2. Сообщение новой темы, нового задания.

Сегодня на уроке мы продолжим начатую работу на предыдущем уроке, рисование с натуры яблока и крынки и повторим один из жанров живописи.

-А о каком жанре живописи пойдет речь на нашем уроке, вы узнаете из стихотворения, кото­рое я вам прочитаю:

Мы рисуем натюрморт

Кувшин коричневый и торт

Цветочки — загляденье,

А торт для угощения …

— О каком жанре живописи пойдет речь на нашем уроке? (О натюрморте).

— Цель нашего урока вспомнить все о жанре живописи натюрморт и закончить начатую работу прошлого урока.

3. Повторение и закрепление изученного.

— Что такое натюрморт? (натюрморт — в переводе с фран. языка мертвая на­тура или мертвая природа).

Что изображают художники в произведениях этого жанра? (в произведениях этого жанра художники изображают окружающие человека вещи — предметы быта).

— Приведите примеры предметов изображаемых в жанре натюрморт? (книги, цветы, посуда и т. д.)

— Какие жанры живописи вы ещё знаете? (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, анималистический, сказочно-былинный жанр).

ИГРА «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ».

— Посмотрите внимательно на репродукции художников и определите жанры живо­писи. Объясните свой выбор. (один уч-ся работает у доски, соотносит название жанров с картинами, остальные учащиеся работают на месте заполняя карточку).

жанр живописи

1

2

3

— Мы сейчас проверим правильно ли вы определили жанры живописи. (Стук в дверь. Появляется Тюбик).

— Ребята вы кого-нибудь ждете?

— Кто же это может быть ?

Тюбик.

— Добрый день. Вы узнали меня. Я, друг, юных художников. Меня зовут Тюбик. Вы спросите почему меня так зовут? Да потому, что я очень люблю рисовать и к вам я не случайно зашел. У вас сейчас идет урок рисования.

-А о каком жанре живописи идёт речь на вашем уроке? (натюрморт). Прекрасно.

— Что такое натюрморт ? (мертвая природа, мертвая натура).

— Назовите фамилии известных вам художников, которые работают в жанре натю­рморт. (Машков, Герасимов, Хруцкой)

— Красоту самых разнообразных, привычных нам предметов быта, плодов земли, цветов стремились передать в своих работах многие художники. Один из мастеров натюрморта был русский художник: Илья Иванович Машков. Посмотрите на его картину » Ананасы и бананы». С необычайной выразите­льностью и живописностью изобразил он на своей картине спелые фрукты. Умело передал цвет и форму всех этих аппетитных апельсин, бананов, ананасов. Глядя на них, так и хочется протянуть к ним руку, дотронуться, попробовать на вкус.

Художнику удалось создать у нас ощущение, что плоды эти не нарисованы, а лежат, только что сорванные, здесь перед нами. А вы сможете так изобразить?

Учитель.

-Тюбик, ребята, конечно не смогут так выразительно и живописно изобразить на своих рисунках натюрморт, они ведь только учатся. Но составить натю­рморт они попробуют.

ИГРА «СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

(двум желающих из предметов нужно составить натюрморт используя только три предмета и дать название композиции)

— Тюбик, а ты нечего больше не хочешь узнать у ребят?

Тюбик.

— Ребята, а вы знаете, что натюрморты несут в себе разный смысл. Например: декоративный натюрморт и символический натюрморт.

Декоративный натюрморт — запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, он украшает интерьер. (Ананасы и бананы).

Символический натюрморт — в нем изображают свечи, череп, песочные часы и другие предметы — символы, напоминает о быстро­течности человеческой жизни, времени. (Ветчина и серебряная посуда)

— Определите, какой смысл несут натюрморты, которые составили ребята?

4. Продолжение работы в цвете.

— Что такое натюрморт?

— Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в нашем натюрморте?

— Какое время года они вам напоминают?

— Какую технику мы используем при работе с красками? (лессировка и а ля – прима)

— В чем состоит техника работы лессировкой ?

— А ля — прима?

Лессировка — многослойная живопись по предварительно присохшему слою кра­ски, постепенное усиление цвета. (работа по сухому).

А ля — прима — живопись сразу в один прием и слой, прием вливания цвета в цвет. (работа по мокром)

5. Самостоятельная работа учащихся.

— Какую технику работы мы будем использовать сегодня на уроке? (крынка — лессировка, яблоко — а ля – прима).

— Возьмите краски, приготовьте палитру, воду, кисть №1 (тонкую).

— Определите предметы по цвету. Работайте не спеша, что бы ваши работы были выполнены аккуратно.

6. Итог урока.

(просмотр удачных работ, анализ общих ошибок).

— О каком жанре живописи мы сегодня говорили на уроке?

— Что такое натюрморт?

— Какие жанры живописи вы еще знаете?

— Кто такой Илья Иванович Машков? (русский художник, работающий в жанре живописи натюрморт).

— Какую картину И.И. Машкова мы рассматривали сегодня

на уроке? (Ананасы и бананы).

Тюбик.

Если видишь на картине

Чудо — вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем:

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется ….. натюрморт.

— Ребята, мне пора. Но что бы вы меня не забыли, я вам приготовил подарки, вот эти весёлые закладки.

/Тюбик дарит подарки/.

7. Уборка рабочего места.

kopilkaurokov.ru

Рисование натюрморта

 

Рисование натюрморта

«Натюрморт» — от французского nature morte означает «мертвая натура«. В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи, воплощенные в произведениях графики и особенно в живописи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения.

Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта.

Мир природы и вещей, окружающих человека в повседневной жизни, — неисчерпаемая сокровищница форм и цветовых оттенков. Простота и пластическое совершенство бытовых предметов, утонченность и нежность цветов, своеобразное строение и сочность фруктов и овощей и многое другое всегда были объектами внимания художников. Рисунки и произведения живописи, в которых воплощаются в образную форму бытовые предметы, орудия труда, овощи, фрукты, снедь, дичь, букеты цветов и т.п., называются натюрмортами.

Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт— это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.

Рисование натюрморта дает возможность  творчески использовать ранее полученные знания правил перспективы, навыки конструктивного построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать фактуру предметов. Изображение натюрморта во многом усложняет необходимость передачи пространственной среды фона тоном. Это является важным условием увязки предметов между собой на общем фоне и приведения рисунка к тоновой, композиционной целостности и гармоническому единству.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.

В предыдущих заданиях мы рассматривали изображение группы предметов, состоящих из простых геометрических тел, поэтому общее представление об изображении группы предметов в натюрморте у нас имеется. Переходя к изображению натюрморта, студентам следует знать, что отличие от предыдущего задания состоит в сложности самих предметов и вещей, входящих в постановку. Это, прежде всего, сложные разнохарактерные формы предметов или объектов, имеющих различную окраску и фактуру материала (стекло, керамика, гипс, металл, бумага, цветы, фрукты).

Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения. Нарушение этого принципа в работе над рисунком значительно усложняет усвоение учебного материала, поэтому весьма важно закреплять отдельные этапы. По мере усвоения учебного материала по изображению простых натюрмортов и постепенного усложнения задач можно будет переходить к более сложным натюрмортам, с включением в них драпировок.

Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — гипсовая модель призмы и деревянная ваза для карандашей, кистей и т.п. Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.

После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры).

Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.

Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.

После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.

Теперь перед вами стоит задача пройти несколько этапов рисования натюрморта. Таких этапов, т.е. отдельных моментов — стадий или ступеней в развитии чего-либо, в работе над рисунком обычно не более четырех.

Безусловно, начальным этапом любого изображения является композиционное размещение его на листе бумаги. У вас уже есть зарисовка, используйте которую отнюдь не механически.

Здесь главное место уделяется определению всей ширины и всей высоты предметов сразу для ограничения поля изображения, тут же намечаются легкими линиями позиции каждого из тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены.

На следующем этапе рисования натюрморта вы должны уточнить место каждого из двух предметов в изображении и определить их пропорциональные отношения. В этом промежутке работы выявляйте также конструктивную основу формы. Здесь решение всех задач данного этапа изображения основывайте на внимательном анализе постановки. Форму стройте пока одними линиями, видя свой рисунок «каркасным», но соблюдайте известную меру, чтобы они у вас не выглядели всюду одинаковой толщины.

Третий по счету этап работы проведите как дальнейшее уточнение формы тел, имеющих объемность и рельефность. Эти признаки предметов воспринимаются только при условии светотени. Поэтому вам надлежит не только наметить большой свет и большую тень, но и определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени.  Нужно внимательно следить в натуре и сравнивать на бумаге, насколько один предмет темнее или светлее другого. Помимо этого не забывайте также о различии в рисунке технических приемов работы карандашом, чтобы уже на этой стадии рисования выявить различие фактур предметов. Все вместе взятое и рассмотренное с позиций перспективного построения, объемности и рельефности форм, тонового решения, материальности ведет вас к последнему этапу работы над рисунком натюрморта.

Заключительный этап предусматривает процесс завершения работы — обобщение всего линейного и тонального строя изображения. Если передний и дальний планы прорисованы подробно, оба тела постановки разрушают цельное восприятие рисунка, нет мягкости переходов в моделировке формы тоном, то такое изображение нуждается в доработке, которая и является обобщением. В таком случае необходимо смягчить дальний план, разрушить в нем четкие границы (создать впечатление глубины), «приблизить» к переднему плану один предмет и «отдалить» другой, где-то в нужном месте высветлить, в ином, наоборот, уплотнить тон и таким образом добиться цельности рисунка.

Все этапы работы над рисунком натюрморта не являются оторванными друг от друга стадиями изображения. Здесь проходит последовательный, логически обусловленный единством и неделимостью процесс, следствием которого должен быть правильно скомпонованный, верно построенный, в меру проработанный тоном, выразительный учебный рисунок натюрморта.

А теперь очень подробно рассмотрим, как протекает процесс создания рисунка натюрморта, составленного из гипсового геометрического тела — шестигранной призмы и деревянной вазы для хранения рисовальных инструментов.

После того как формат выбран, определяют, какого размера будет нанесено на бумагу изображение, тем более, что в предварительных зарисовках вы ищете пропорциональные соотношения изображения и формата. Пропорции вплетаются в зрительное восприятие в соответствии со строением глаза и принципами его работы. Каждый рисующий определяет отношения величин и, не удивляйтесь, отличает среди них отношение «золотого — сечения». Вы видите в постановке, что стоящая вертикально ваза смотрится более предпочтительно, нежели лежащая под углом к ней призма. Значит, в своем рисунке вазе вы уделите особое внимание, и размещение изображения на бумаге станете связывать с ней. Она-то и расположится в рисунке не иначе, как в отношении пропорций «золотого сечения».

Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.

Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные на бумаге фигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление. Все выбрали прямоугольник, показывающий отношение двух его сторон в пропорции «золотого сечения». Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительной форме. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районе отношения «золотого сечения», хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественной пропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают эту пропорцию или устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.

Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставок изобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности в изображении предметов в графических изображениях и в живописных картинах. Это, вероятно, признаки эстетического чувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонии формы и пропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен «золотой пропорции» (как только не называют эту пропорцию —«божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества «золотая пропорция» возводилась в ранг главного эстетического принципа.

В учебных постановках чаще всего ставятся чисто учебные задачи, направленные, как правило, на усвоение элементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов, выявления объемных форм светотенью и, главное, на обучение целостному видению группы предметов в их тоновом и композиционном единстве. Изображение натюрморта в учебном задании, по существу, является базой для перехода к серьезному изучению основных положений реалистического рисунка.

В процессе работы над рисунком натюрморта Вы приобретаете специальные практические навыки, развивают глазомер, учатся воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатывают необходимое качество для рисовальщика — способность видеть предметы цельно.

Для начала следует освоить рисунок простого натюрморта, составленный из двух бытовых и одного гипсового предметов. В простой натюрморт желательно включать такие предметы, которые по форме были бы близки к геометрическим телам или их сочетаниям. Такие предметы дают возможность легче разобраться в их строении. Размеры предметов должны отличаться друг от друга, а их количество не должно превышать трех-четырех. При этом следует избегать чрезмерной разницы в размерах. Светлые и темные предметы, с учетом их цветовых сочетаний, должны быть сопоставлены контрастно. Это подчеркивает особенности каждой формы — материальность, фактуру, размеры и разнообразие оттенков, что придает выразительность постановке и во многом облегчает решение поставленной задачи.

При подборе предметов для составления натюрморта нужно учитывать следующее: все они должны быть подобраны сообразно смысловому значению и увязаны между собой, т.е. объединены тематически и близки по своему практическому назначению. Случайных предметов в постановке быть не должно. Тематические натюрморты в учебном задании способствуют развитию не только технических навыков, но и столь необходимых в будущем творческих способностей.

В постановке натюрморта следует выделить главный предмет, который наиболее значим как по смыслу, так и по форме и цвету. Остальные предметы должны подбираться согласно смысловому значению основного предмета.

Предметы в натюрморте должны быть хорошо освещены, поэтому необходимо продумать, как лучше это сделать. Если предметы осветить спереди, то они будут едва заметны из-за отсутствия на их поверхностях теней. При заднем освещении предметы превращаются в сплошные контурные очертания. Наиболее выгодное положение предметов достигается при некотором верхнебоковом освещении, когда предметы выглядят достаточно объемными.

При размещении изображения группы предметов на плоскости листа бумаги важно выдержать масштаб группы предметов по отношению к свободному полю на формате листа бумаги так, чтобы предметам не было тесно и не слишком свободно. Лист бумаги следует располагать в соответствии с характером группировки предметов, о чем уже неоднократно упоминалось. Размещая группу предметов на плоскости листа бумаги, одновременно следует верно определить композиционный и зрительный центры. Как показывает практика, в большинстве случаев студенты при решении композиционной задачи недостаточно уделяют этому внимания, из-за чего эти два центра чрезмерно отдаляются друг от друга, нарушая тем самым композиционную целостность изображения.

Следует отметить, что в действительности зрительный центр не всегда совпадает с композиционным. Это во многом зависит от характера объекта изображения. Под зрительным центром следует понимать центр картинной плоскости, его зрительную пирамиду, а под композиционным — какой-либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы. В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть либо на незначительном расстоянии друг от друга, либо совмещаться.

Это дает возможность в изображении подчинить второстепенные детали главному предмету и тем самым придать изображению композиционную целостность. Для решения данной задачи в изображении необходимо правильно выбрать точку зрения пространственных положений предметов относительно друг друга, так как при разных точках зрения главный предмет будет перемещаться относительно близлежащих то вправо, то влево или окажется по их центру. Для оптимального решения композиционной задачи в изображении следует для начала внимательно рассмотреть натурную постановку с разных сторон, а не довольствоваться случайно выбранным «свободным местом» для его изображения. Выбрав для себя определенную точку зрения (место), следует подумать о ракурсе (линии горизонта). Поверхность стола, на которой располагаются предметы постановки, должна хорошо просматриваться, так как она входит в компоновку, а изображенные предметы должны вызывать ощущение устойчивости.

При соблюдении всех этих условий в самой постановке предметов и их изображении натюрморт получает наибольшую выразительность, а Вы будете легче улавливать характерные особенности предметов. Этим значительно облегчается решение учебной задачи.

Для Вас композиционные основы построения рисунка натюрморта не должны быть камнем преткновения, ибо человек наделен способностью хорошо видеть окружающую обстановку в пределах поля ясного зрения (под углом 36°). Именно пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения хорошо различаются глазами, и ваша задача распознать их, чтобы правильно построить рисунок. Дело в том, что рисующий человек видит предметный мир так же, как и не рисующий. Однако, если вы возьмете произвольную точку зрения для построения рисунка, произойдет искажение. Вам надо помнить, что в построении изображения все взаимообусловлено: точка зрения, поле ясного зрения и расстояние до предметов изображения. Значит, в процессе компоновки изображения нужно выделить такую часть замкнутого пространства (листка бумаги), которое включало бы предметы натюрморта и часть окружающей среды (фона). Объекты изображения не должны быть ни слишком большими, ни маленькими. Иначе крупное изображение «выходит» из формата, а маленькое «тонет» в нем. Чтобы подобного не произошло, старайтесь рассматривать лист бумаги и размеры изображения как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта.

После организации плоскости бумаги предметы нужно нарисовать так, как их видит глаз и как они существуют в действительности. Для этого вы уточняете перспективные изменения формы вазы и призмы и одновременно пытаетесь сразу понять их объективное устройство, конструкцию, анализируете условия освещения. Светотень на предметах распределяется по тем же законам, с которыми вы познакомились при рисовании гипсовых моделей геометрических тел.

Каждый рисунок является одновременно новым познанием предметного мира, которое сопровождается овладением знаниями, приобретением опыта, новых навыков и моторикой движений руки. Разместив рисунок на плоскости и передав пока в легких линиях границы формы каждого из двух предметов и такими же легкими штрихами наметив объемность вазы и призмы, вы продолжаете работу, переходя к следующему этапу. Теперь вы продолжаете дальше уточнять характерные особенности формы, все время сравнивая рисунок с натурой. Затем приступаете к работе отношениями, предусматривающими определение правильных пропорций, соотношение пространственных планов, деталей и целого.

Метод работы отношениями дает возможность рисовальщику овладеть знаниями и умениями в той степени, в какой они влияют на развитие человека как художника-профессионала.

Итак, первые стадии вашего рисунка: решить задачи компоновки, наметить общий силуэт натюрморта, выделить оба предмета и показать пропорции, одновременно почувствовать связь форм, соответствие их общему строю изображения. При работе отношениями уточняют рисунок, сравнивая и сопоставляя, т.е. соизмеряя изображение с целым и частей друг с другом. На этом же этапе ведения рисунка вы должны приступить и к выявлению объемности и рельефности форм объектов изображения, прорабатывая их по принципу — от общего к частному. Только так вы будете все время видеть целое — и в строении, и в пропорциях, и в тоне.

Когда у вас появилась убежденность в верности рисунка и правильности намеченных светотональных отношений, можете смело переходить к моделировке формы постепенно насыщаемым плотностью тоном.

На этом важном этапе работы — передача правдивого изображения натюрморта, каким его видит наш глаз и как он существует в пространстве, — нужно все время видеть натуру цельно, т.е., прикасаясь карандашом к тому или иному месту в рисунке, не терять из виду всю постановку и весь рисунок в целом. Все время помните, что вы накапливаете знания, умения и навыки постепенно и последовательно и соответственно ведете работу над натюрмортом. Тональные отношения в натуре не могут быть в точности переданы в рисунке из-за несоответствия подлинного света и белизны бумаги друг другу. Передать их можно только путем следования пропорциональным натуре отношениям светотени, и вы знаете, что от такой передачи зависит качество тонального рисунка.

Во время моделирования рисунка тоном, когда вы всю работу ведете от общего к частному, непременно наступает момент, связанный с большим желанием взяться за окончательную проработку того или иного места изображения, которое очень привлекательно в постановке. Вот здесь и переходите к частному, соблюдая принципы рисования.

В практике как учебного, так и творческого рисования встречаются два часто соприкасающихся друг с другом технических способа прокладки карандашом тона на бумаге — штриховка и тушевка.

Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Мастера рисунка часто пользовались тушевкой — приемом растирания карандашного слоя, плашмя нанесенного грифелем, по поверхности бумаги для получения мягкого сплошного тона с помощью либо растушевки, либо тампонов из бумаги и очень часто ваты. Таким приемом весьма часто и эффектно пользовался Илья Ефимович Репин.

В процессе работы, связанной с передачей светотеневых отношений, определяют самое светлое и самое темное места в натурной постановке и, придерживаясь их как тональных ориентиров, постепенно набирают необходимую светосилу. И все время нужно сравнивать и еще раз сравнивать рисунок с натурой. Для этого можно даже отойти от рисунка на небольшое расстояние, чтобы с несколько отдаленной точки зрения видеть свою работу. Есть еще один прием для сравнения — посмотреть на рисунок в зеркало, находясь вполоборота к изображению. В зеркале должен отражаться также натурный объект. Такое сравнение может помочь увидеть допущенные ошибки в тоне и устранить их. Прием с зеркалом эффективен еще и потому, что он позволяет увидеть свою работу с неожиданной стороны. Каждый рисующий не только привыкает к своему изображению, но и часто, в силу неопытности и еще неумелости, перестает замечать серьезные просчеты в рисунке, не говоря уже о тоне. Такой неожиданный взгляд поможет сразу увидеть тот или иной недостаток, на который оказалось трудно обратить внимание из-за неумения критически отнестись к собственному рисунку.

Последняя стадия работы над рисунком натюрморта связана с умением рисовальщика завершить изображение, т.е. привести изображение в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натурной постановки.

В заключение напоминаем, что основные приемы и правила перспективного построения, пропорций, законов светотени и тоновых отношений, задачи и процесс самого изображения остаются прежними, как и в предыдущих заданиях по изображению группы предметов, состоящих из простых геометрических тел.

 

Натюрморт «Букеты цветов»

(карандаш)

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое натюрморт?

2. Сколько стадий работы по рисованию натюрморта необходимо пройти?

3. Что вы понимаете под термином «компоновка»? Какую роль компоновка играет в рисунке?

4. Почему натурную постановку нужно воспринимать не по частям, а цельно?

5. Что значит наносить штрихи по форме?

6. В чем состоит методическая последовательность работы над натюрмортом?

7. Как понимать термин «обобщение рисунка»?

shedevrs.ru

Как нарисовать натюрморт с яблоками акварелью

Барбара Фокс достигла широкого признания как на национальном, так и на международном уровне, в качестве акварельного живописца с ярким и уникальным стилем.

Её картины представлялись в музеях и галереях по всем Соединённым Штатам в выставках как сольных, так и групповых, включая художественный музей Филиппс в городе Ланкастер, штат Пенсильвания; музей Миллисента Роджерса в городе Таос, Мексика; клуб Салмагунди в городе Нью Йорке; музей Невилл в городе Грин-Бей, Висконсин; и центр искусств Питтсбурга.

Барбара действующий член Национального Акварельного Общества, Международной Гильдии Реализма, Акварельного Общества Пенсильвании, Северо-восточного Акварельного Общества и других.

Её работы публиковались в главных печатных изданиях по акварельной живописи, ей посвящены такие выпуски, как «Всплеск: лучшее из акварельной живописи» и «Секреты мастеров акварели». Барбара была названа особенным художником наиболее авторитетными национальными художественными журналами «American Artist» и «Watercolor Magic».

Работы Барбары представлены в галерее Оксфорда, 267 Оксфорд-стрит, Рочестер, NY 14607.

3 яблока сорта Макинтош – шаг за шагом, руководство по акварельной живописи

Демонстрируемая картина создана с использованием большого количества богато окрашенных слоёв.

Использованные мной краски (можно выбрать любой из брендов Winsor & Newton или M. Graham):

 

  • Диоксазиновый фиолетовый (Dioxazine Violet)
  • Перманент розовый (Permanent Rose)
  • Нафтол красный (Napthol Red) (Кадмий красный (Cadmium Red) средний – эквивалентен)
  • Кадмий оранжевый (Cadmium Orange)
  • Краплак красный (Alizarin Crimson)
  • Травяная зелёная (Sap Green)
  • Зелёный Хукера (Hookers Green)
  • Берлинская лазурь (Prussian Blue)
  • Ультрамарин синий (Ultramarine Blue)
  • Кобальт синий (Cobalt Blue)
  • Умбра жжёная (Burnt Umber)
  • Сиена жжёная (Burnt Sienna)
  • Сиена натуральная (Raw Sienna)
  • Сепия (Sepia)

Бумага, которую я использовала – бумага для акварели Jack Richeson 300 cold press.

Я работала по этой фотографии. Сначала я делаю набросок карандашом, а затем увеличиваю его до размера, который я хочу нарисовать.

Шаг 1. Основной слой

Мой первый тонкий прозрачный слой краски я называю «основным слоем». В целом это слой в технике мокрым по мокрому, где я применяю настоящие цвета предметов, в этом случае красный и зелёный для яблок (перманент розовый (Permanent Rose)*, нафтол красный (Napthol Red) и травяной зелёный (Sap Green). Вначале наброски яблок были смочены просто чистой водой, затем были добавлены цвета лёгким касанием кисти. Рисунок наполнен водой, и цвета красиво смешиваются между собой, с помощью всего нескольких лёгких движений кисти. Слишком усердная работа кистью в этом месте может сделать цвета мутными. Помните, будет много слоёв краски, поэтому есть достаточно времени, чтобы доделать изображение. Кроме того, оставьте не закрашенные места на бумаге для световых бликов на яблоке.

Рассмотрим первый шаг подробнее на примере первого яблока.

Яблоки в первый раз смочены просто чистой водой без краски.

Затем лёгкими, невесомыми движениями добавлена краска. Нужно оставить неокрашенные области для очень светлых мест и бликов на яблоке.

Рисунок наполнен водой, поэтому 2 цвета красиво смешиваются. Это достигается всего несколькими лёгкими прикосновениями кисти.

Наносим дополнительное небольшое количество розовой (Permanent Rose) краски на нижнюю левую сторону и вокруг черенка, сглаживая резкие края.

Краски под кружевной тканью — это сиена жжёная (Burnt Sienna), диоксазиновый фиолетовый (Dioxazine Violet) и розовый (Permanent Rose), все они нанесены на предварительно смоченную бумагу. Обратите внимание снова, как замечательно они смешиваются, будучи добавлены на влажную бумагу. На заднем плане использованы: умбра жжёная (Burnt Umber), диоксазиновый фиолетовый (Dioxazine Violet) и ультрамарин синий (Ultramarine Blue).

Шаг 2. Тени (фотография, представленная наверху)

Я использую фиолетовый (Dioxazine Violet), чтобы обрисовать тени на яблоках, оставляя место для световых бликов. Я начинаю рисовать тени и детали на кружевной скатерти с помощью фиолетового (Dioxazine Violet), кобальта синего (Cobalt Blue) и сиены натуральной (Raw Sienna). Я не смешиваю краски, просто беру кистью разные цвета по мере необходимости и позволяю краскам самим смешаться. Может показаться, что фон слишком пёстрый, но я знаю, что буду дорабатывать его снова, и в итоге тени будут затемнены, что сделает цвета более однородными.

Детали кружева и тени почти готовы. И хотя рисование кружев очень утомительно, я знаю, что скрупулёзное отображение их, сделает картину лучше.

Шаг 3. Второй слой (фотографии, представленные наверху и внизу)

Я нарисовала фон ультрамарина (Ultramarine Blue) и область под скатертью умброй жжёной (Burnt Umber). Вы можете видеть, где я оставила светлые пятна, которые буду дорабатывать. Я нанесу слой красок снова: зелёную (травяная зелёная (Sap Green) и красную (на этот раз краплак красный (Alizarin Crimson) на яблоки.

Для выполнения следующего слоя на яблоках, я смачиваю водой рисунок яблока и наношу краски**. Помните, что нужно оставить солнечные блики.

Я закрасила всю скатерть очень-очень светлым слоем сиены натуральной (Raw Sienna). Это позволяет подружить между собой цвета затемнённых участков картины, и не даёт скатерти быть слишком ослепительно белой, что позволит избежать того, что она будет притягивать к себе всё внимание.

Шаг 4. Расставить акценты (фото выше)

Картина нуждается в углублении теней, и я бы хотела, чтобы цветовое оформление яблок было богаче. Я углубляю яблочные тени краской диоксазиновая фиолетовая (Dioxazine Purple) на красных участках и берлинскую лазурь (Prussian Blue) на областях зелёных. Я применяю совсем небольшое количество кобальта синего (Cobalt Blue) на световом блике яблока в середине, и чуточку кадмия оранжевого (Cadmium Orange) сверху на правом боку яблока слева.

Я углубляю некоторые части складок на кружеве, и ещё немного прорабатываю детали скатерти.

Шаг 5. Детали (фотография, представленная наверху)

Наношу следующий слой краплака красного (Alizarin Crimson) и травяной зелёной (Sap Green) красок на яблоки и в этот раз немного зелёной Хукера (Hookers Green) на областях, где зелёный цвет должен быть более холодным.

Я использую диоксазиновый фиолетовый (Dioxazine Purple) и сепию (Sepia) на яблочных черенках. Я углубляю тени, разделяющие яблоки, с помощью красок диоксазинового фиолетового (Dioxazine Purple), ультрамарина синего (Ultramarine Blue) и чуть-чуть краплака красного (Alizarin Crimson).

Детализирую кружева и наношу ещё слой краски диоксазиновой фиолетовой (Dioxazine Purple) на области под скатертью и на фон***.

Заключительный шаг – нужно сделать темные места картины темнее (это черенки яблок и область сразу над яблоками) и высветлить некоторые световые блики. Я осветляю те области вокруг черенков, что должны выглядеть более освещёнными, а также солнечные блики и отражённый свет при помощи небольшой, жёсткой кисти и достаточного количества воды.

* при рисовании красных предметов, я всегда начинаю с Перманента розового (Permanent Rose). Это тёплый и богатый розовый, который выглядит красивее, чем более холодный краплак красный (Alizarin Crimson). Я пользуюсь краплаком красным (Alizarin Crimson) для получения более тёмного, интенсивного красного, но его разбавленная водой версия кажется мне тусклой.

** не размывает ли вода краски? Нет, но только если вы не будете работать кистью слишком усердно. По большей части сухая краска останется не тронутой, только если её не стереть движениями кисти. Вода – хорошо, кисть – плохо.

*** почему так много диоксазиновой фиолетовой (Dioxazine Purple)??? Я точно не знаю отчего, но она нравится мне. Этот восхитительный фиолетовый, который при этом ещё и превосходно нейтральный. Кажется, он замечательно работает в качестве тени на любом другом оттенке, и выглядит холодным, когда нужно сделать цвета холоднее, и тёплым, если нужно сделать цвета теплее. Имейте ввиду, что я почти никогда не смешиваю его с другим цветом, но применяю его поверх другого цвета.

Автор: Barbara Fox

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Как нарисовать натюрморт с фруктами?

Чувство прекрасного есть в каждом человеке. И одно из его проявлений – изобразительное искусство. Рисование умиротворяет, расслабляет и дает возможность реализовать творческий потенциал. Если вы делаете только первые шаги в живописи, то некоторые рекомендации о том, как нарисовать натюрморт с фруктами, наверняка будут интересны и полезны.

Такая живая «мертвая природа»…

Натюрморт – слово французского происхождения, которое переводится как «мертвая природа». В этом и заключается суть подобных картин: они представляют собой комбинации различных неживых объектов. Чаще всего художники рисуют овощи, фрукты, то есть то, что требует сочных красок. Еще одной особенностью такой композиции является изображение ткани. На ней могут лежать предметы или ею может быть застелен стол, но все художники стараются дотошно прорисовывать фактуру и цвет куска материала.

Натюрморты прекрасно вписываются в любой интерьер – это еще один повод научиться их рисовать: готовой картиной можно украсить прихожую или кухню. И каждый раз, проходя мимо, вы не сможете удержаться от адресованной самим себе похвалы за рвение и настойчивость.

Необходимые материалы

Чтобы работа спорилась и ничто не отвлекало от рисования, нужно заранее приготовить все, что понадобится наверняка:

  • холст или лист бумаги. Размер может быть любым, но вот качество должно быть отменным. Иначе линии лягут плохо, и из-за этого можно совсем охладеть к изобразительному искусству;
  • простые карандаши разной твердости-мягкости. С ними можно без труда создавать различные эффекты, в том числе тени и объемы;
  • натура, то есть предметы, ткань – все, что вы хотите видеть на картине;
  • хорошее освещение. Для прорисовывания мелких деталей, выстраивания проекции теней лампа должна быть рассеивающей и с мощной лампочкой.

Теперь можно приступать к изучению мастер-классов для начинающих, описывающих, как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно.

3 простых мастер-класса

Начинать рисование следует с наброска, эскиза. Именно он определяет, насколько легко или трудно вам будет работать. Делается этот набросок твердым карандашом, причем штрихами, а не законченными линиями. Иначе после того, как вспомогательные контуры нужно будет стереть, останутся следы. Все предметы, которые предоставлены натурой, в эскизе изображаются с помощью простых геометрических фигур. Основное предназначение наброска – определить пространственное расположение объектов на листе.

«Дружная компания»

Профессионалы советуют начинать рисовать натюрморты с изображения крупных объектов: в мелких деталях можно сделать серьезную ошибку. Поэтому на нашей картине изображены киви, виноград, груши и бананы – объекты с вполне явными деталями строения.

Инструкция:

  1. Начинаем с эскиза. Для этого на отдельном листе рисуем местоположение каждой детали, используя треугольник.
  2. Хаотичными штрихами, без сильного нажима на карандаш зарисовываем предметы в виде кружочков, овалов. Виноградинки – кружочки, груши – овалы, лимон – кружок побольше.
  3. Более четкими линиями обводим контуры, вспомогательные линии вытираем.
  4. Делаем тени, используя твердый или твердо-мягкий карандаш.
  5. Прорисовываем линии строения груш, бананов и винограда, используя ТМ карандаш.
  6. Детализируем киви в разрезе. Твердо-мягким карандашом делаем сердцевину ягоды, изображая ее многослойной, с семечками.
  7. Слегка растушевываем линии в центре ластиком для придания естественности.
  8. Проводим основные линии, вытираем вспомогательные.
  9. Раскрашиваем все изображенные объекты — картина готова.

Красота требует… чтобы ее съели

Несмотря на дословный перевод названия жанра, основная задача художника – показать совершенство и натуральность изображенных «вкусностей», если речь идет о натюрморте с ягодами и фруктами.

Инструкция:

  1. Ограничиваем область рисунка несколькими штрихами.
  2. Делаем набросок кружки с веточкой земляники.
  3. Добавляем очертания яблок и груши.
  4. Обводим линией потолще контур фруктов.
  5. Раскрашиваем яблоки и грушу подходящими цветами, учитывая то, что на каждом фрукте есть незакрашенная область – блик. На широкой части цвет должен быть самым интенсивным.
  6. Красными штрихами детализируем землянику.
  7. Дорисовываем кружку, делая ее в цвете.
  8. Раскрашиваем ткань, затеняя места, которые частично находятся под фруктами. Картина готова.

Рисуем вазу с фруктами

Фрукты и ягоды очень красиво смотрятся в вазе. При этом можно обойтись без ткани, а значит, нам не придется прорисовывать лишние тени.

Инструкция:

  1. Начинаем с вазы. Проводим ровную линию среза.
  2. Добавляем полукруг, делая его чуть плоским для устойчивости.
  3. Прорисовываем слегка изогнутый ободок вазы.
  4. Делаем штриховые наброски фруктов (апельсины, бананы, виноград – самая простая натура).
  5. Убираем ластиком лишние линии, в том числе те, что пересекаются с ободком вазы.
  6. Определяем контуры ягод, которые будут на переднем плане, «затемнив» те, что окажутся на заднем.
  7. Рисуем поверхность, на которой стоит ваза.
  8. Добавляем кувшину бликов и изображаем дополнительные декоративные элементы на свой вкус.
  9. Раскрашиваем картину – вот нам и удалось нарисовать натюрморт «ваза с экзотическими фруктами».

Хитрости для новичков

  • Если вы рисуете в черно-белых оттенках, не забудьте о тенях: к ним будет приковано особое внимание.
  • Не пренебрегайте задним фоном. Стена, оконная рама, старое дерево – эти элементы вносят неповторимую атмосферность.
  • Цветные изображения избавляйте от монотонности, добавляя оранжевые, зеленые, кремовые, голубые краски.
  • Не пытайтесь соединить много элементов в одном натюрморте.

 Читайте также:

Если вы обладаете базовыми навыками рисования, вопрос, как нарисовать натюрморт с фруктами, для вас не станет проблемным. Натура, карандаш, подробный эскиз и правильные тени – вот те элементы, от которых зависит ваша картина. Но и без хорошего настроения, пары часов свободного времени и спокойной обстановки тоже не обойтись. Зато, если все эти факторы сойдутся воедино, рисунок получится очень достойным.

ladyspecial.ru

Натюрморт «Яблоки» с разными предметами

Рисование — не такое сложное занятие, каким кажется на первый взгляд. Нарисовать натюрморт «Яблоки» сможет даже новичок.

«Яблоки в чаше»

Чтобы нарисовать натюрморт «Яблоки», понадобится натура. Вы можете найти фотографию или создать свою композицию. Что нужно делать:

  1. Сначала обозначьте на листе бумаги, откуда падает свет. Это поможет, когда вы начнете прорисовывать тени.
  2. Наметьте линию горизонта, а именно стол, на котором стоит чаша.
  3. Нарисуйте овал, который будет служить чашей. Для удобства начертите вертикальную и горизонтальную линии. Наметьте места расположения яблок. Делайте все это, легко нажимая на карандаш, потому что зарисовки часто приходится корректировать.
  4. Придайте чаше форму, нарисуйте дно и закончите с формой яблок, добавьте веточки, наметьте расположение бликов (должны располагаться на верхней выпуклой части фрукта) и тени (с противоположной стороны от источника света).
  5. Добавьте тон всему рисунку, за исключением мест бликов.
  6. Добавьте тень, которая падает от чаши и располагается внутри нее. Придайте яблокам объем.

Рисунок готов!

«Яблоко и груша»

Чтобы нарисовать натюрморт «Яблоко и груша», также понадобится либо фото, либо натура. Как нарисовать:

  1. Проведите линию, которая показывает, что предметы лежат на поверхности. Для начала она должна быть нечеткой, потому что частично ее придется стереть.
  2. Отметьте, где расположен источник света.
  3. Наметьте форму фруктов, место для веточек. Для того чтобы создать грушу, сначала нарисуйте круг и пересекающийся с ним овал. Плавно соедините две фигуры и сотрите лишнее.
  4. Придайте фруктам более четкую форму. Покажите, что яблоки сужаются книзу, и у них есть выемка на месте ветки.
  5. Начинайте раскрашивать фигуры. По задумке, одно из яблок бордового цвета, поэтому оно будет отличаться. В месте, где фигуры соприкасаются, нужно показать падающую друг от друга тень.
  6. Чтобы создать тень, регулируйте нажим карандаша. Покажите блики, они расположены на выпуклых частях фруктов, которые направлены к источнику света. Тень падает в противоположную от света сторону.
  7. Добавьте крапинки на яблоках.

«Кувшин и яблоко»

Для того чтобы получить натюрморт «Кувшин и яблоко рядом с вазой», нужно:

  1. Как всегда, сначала нарисовать линию горизонта и источник света.
  2. Наметить примерную форму вазы, чаши с яблоками и в последнюю очередь кувшина. У емкостей наметьте дно, хоть его и не будет видно, но это поможет при прорисовывании формы. Потом лишние линии можно будет стереть.
  3. Прорисовать элементы вазы, ее горлышко. То же самое проделать с кувшином и яблоком.
  4. Наметить расположение тени. Она должна быть фигурной, потому что падает от кувшина. Тень от вазы и чаши с яблоком ломается оттого, что падает на стену. Пометьте места бликов.
  5. Обозначить тень, показать форму емкостей, стоящих на столе.

Рисунок в цвете

Намного интереснее выглядит натюрморт «Яблоко», который разукрашен. Это могут быть абсолютно любые материалы. Но не все умеют рисовать красками, поэтому начинать стоит с карандашей. Фломастеры вовсе не подойдут, так как возможности плавного перехода цветов с ними не будет.

Для начала сделайте набросок простым карандашом. Линии должны быть максимально бледными. Рисуя простыми карандашами, регулировать яркость можно силой нажатия. Места бликов лучше вообще не трогать.

Советы по рисованию акварелью:

  • Чтобы нарисовать натюрморт «Яблоки» акварелью, понадобится палитра.
  • Чем светлее должен быть цвет, тем с большим количеством воды нужно смешивать краску, и наоборот.
  • Начинайте всегда с закрашивания полной поверхности предмета краской, сильно разведенной водой. Потом можно будет добавить детали более ярких цветов.
  • Излишки и потеки можно вытереть бумажным полотенцем.
  • Наносить новый слой можно, только если старый высох.
  • Кисточка для рисования должна быть острой, иначе будет сложно с ней работать или рисунок получится небрежным.

Теперь вы знаете, как создать и раскрасить натюрморт «Яблоки»!

fb.ru

Comments