Нарисовать интерьер русской избы 5 класс – «Декор русской избы» «Внутренний мир русской избы» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства.». Скачать бесплатно и без регистрации.


28.11.2018 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Презентация по ИЗО «Декор русской избы» (5 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по ИЗО «Декор русской избы» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: « Декор русской избы»

2 слайд Описание слайда: 3 слайд
Описание слайда:

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

4 слайд Описание слайда:

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

5 слайд
Описание слайда:
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

8 слайд Описание слайда:

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

9 слайд Описание слайда:

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

10 слайд Описание слайда:

Фронтон дома

11 слайд Описание слайда:

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы

12 слайд
Описание слайда:

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

13 слайд Описание слайда:

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

14 слайд Описание слайда:

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь

15 слайд
Описание слайда:

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

16 слайд Описание слайда:

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

17 слайд Описание слайда:

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.

18 слайд Описание слайда:

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

19 слайд Описание слайда:

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

20 слайд Описание слайда:

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

21 слайд Описание слайда:

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

22 слайд Описание слайда:

Красный угол был олицетворением зари

23 слайд
Описание слайда:

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

24 слайд Описание слайда:

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

25 слайд Описание слайда:

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

26 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006 Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991 Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003 Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004 Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-092550

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Разработка урока «Декор русской избы» ИЗО 5 класс

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (карандаш, мелки, бумага).

Тип урока

Урок – путешествие, «открытие» нового знания; постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные —Понимать специфику образного языка ДПИ. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Метапредметные — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работыУметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.

Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Образовательные
ресурсы

http://rodonews.ru/news_1282664628.html, «Изо и художественный труд» книга для учителя. Н.Н Фомина, 1995г

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Презентация к уроку «Декор русской избы»

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», русские народные песни

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, карандаши, мелки

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточ-ный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Муз. фон Русские народные песни

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом…(слайд 1 )

Прсмотр презентации (слайды 2-5)

— Как назывались основные элементы украшения избы?

-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с внутренним ее миром, какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?

Как они назывались?

Для чего были нужны?

Где располагались?

(слайд 6) Стих «В низенькой светелке…» Л.Мэй

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к внутреннему миру русской избы

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

III. Творчес-кая практическая
деятельность

IV. Итог урока.

Рефлек-сия

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Декор русской избы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Декор русской избы».

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

Домашнее задание

Сколько сил и умений вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

— Действительно, печь – это душа дома. Ребята, как вы понимаете поговорку « Печь без дров – гора»?

В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол».

Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание? Что означает красный цвет? (красивый, главный) В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна)

— Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. — Ребята, я думаю, что вы заметили при просмотре виртуальной экскурсии, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали. А вы знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)

При помощи карандашей или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Схемы интерьера ( слайд 22)

Показ на ватмане построение интерьера.

Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию.

Обобщающая беседа (слайд 23)

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Просматрива-

ют материал презентации

(слайды 6-21)

Выполняют упражнения.

Выполняют творческую

Работу

Рассматри-вают работы, оценивают работу свою

и одноклас-сников, сравнивая их

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные
ответы

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

Устные
ответы

infourok.ru

Декор русской избы 5 класс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Урок изобразительного искусства №3 в 5 классе. Тема: внутренний мир русской избы

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.

  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд: Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

^ Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2. Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3. С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

^

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба… Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники. На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

^ покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

^ мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

^

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

^ . Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

^ (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

^ : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

^ Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

dopoln.ru

Убранство русской избы — ИЗО

Урок изобразительного искусства

5 класс

I четверть

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель урока : Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Актуализация опорных знаний

— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

— Зачем люди украшали свои жилища.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

Красный угол был олицетворением зари

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Список использованной литературы:

  • Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005
  • Харитонова Е.Д. «Пермский областной краеведческий музей» «Пермское художественное издательство» 1990
  • Чудакова Н.В. «Я познаю мир» Москва «АСТ» 1996
  • www.google.ru ( Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи. )

multiurok.ru

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». 5 класс.

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». 5 класс.

Автор: Стрельникова Н.Н., учитель ИЗО

Используемый учебник«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.

Вид занятия: Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока:

Для учителя. 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

Орг. часть – 1-2 минуты.

Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

Рассказ учителя «Быт крестьян».

Практическая работа. Рисование интерьера избы.

Итог 1 урока.

Работа в цвете.

Итог 2 урока

I.Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

При входе в избу, слева расположена русская печь.

рис. 3. Русская печь

www.prodlenka.org

Убранство русской избы — ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Убранство русской избы»

«Убранство русской избы»

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

Фронтон – треугольная сторона крыши

Фронтон символизировал движение солнца по небу

Полотенце резная доска в центре крыши дома

Полотенце символизирует полуденное солнце в зените

Причелины – резная доска слева и справа дома

Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце

Наличник – украшение окна

В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию.

Вариант изображения наличника

Крыша избы завершалась «охлупнем» или «коньком».

Конь-охлупень находится в верхней части крыши избы

Конь охранял домашний очаг

Практическое задание:

Нарисуйте в простом карандаше внешний вид крестьянской избы, используя символы и элементы декора, с которыми вы познакомились сейчас.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Comments