Нарисованные пастелью картины – Как рисовать пастелью: сухая пастель


24.07.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Европейская пастель XV – первой четверти XIX века. Часть 1.


Charles-Antoine Coypel. Автопортрет, 1734.

Часть I. История. Европейская пастель XV – первой четверти XIX века


А.Ватто. Рисунок в технике «трех карандашей» — итальянский карандаш, мел и сангина

Пастель восходит к технике «трех карандашей»: используя мел, итальянский карандаш и сангину, художники в конце XV века стали создавать полихромные рисунки. Именно в это время пробуждается интерес к цветной линии и сочетаниям различных тонов в рисунке.

Термин «пастель» (а pastello, от итальянского слова pasta – тесто) впервые встречается в конце XVI века у Д.П. Ломаццо: «Существует еще пастельная живопись, исполняемая карандашами, которые могут быть приготовлены из всех красок. Это – новый вид живописи / nuovo modo, но насколько трудно работать этим новым способом, настолько же легко подобная живопись разрушается». На первых порах, как мы видим, пастельная живопись казалась трудной художникам, привыкшим работать кистью, но с течением времени приобретался соответствующий навык, и сравнительная с масляной живописью простота работы мелками была оценена по достоинству. Через триста с лишним лет техника пастели считалась чрезвычайно легкой: «Навык в пастельной живописи приобретается замечательно легко, и ее следует отнести к такому виду искусства, в котором каждый может достигнуть самых лучших результатов».


Художник Жан Перреаль. Портрет Людовика XII (1462-1515, король с 1498)
Живопись

Французский художник Жан Перреаль, приехавший в Милан в 1499 году с Людовиком XII, познакомил Леонардо да Винчи с новым «сухим способом рисования». Самый ранний датированный рисунок, созданный с применением пастели, принадлежит именно Леонардо да Винчи: портрет Изабеллы д’Эсте, герцогини Мантуанской, 1499 года. Этюд выполнен черным мелом и сангиной, желтой пастелью подчеркнута горловина платья, коричневой – пышная прическа.

Д.П. Ломаццо говорит о том, что Леонардо да Винчи применял пастель в изображениях голов Христа и апостолов, но эти подготовительные рисунки к «Тайной вечере» не сохранились. Уже в первые десятилетия XVI века в кругу учеников Леонардо широко пользуются пастельными мелками, затем из Италии «nuovo modo» распространяется по Германии и Франции. В первое время художники применяли пастель для графических портретов, этюдов и зарисовок. На протяжении всего XVI века пастель служила вспомогательным средством, чтобы оттенить цветом графические рисунки. Чаще всего художники либо «раскрашивали» большие плоскости, либо «оживляли» цветными бликами отдельные детали: глаза, губы, уши, детали одежды.


Клуэ, Франсуа — Портрет Карла IX, Эрмитаж


Аноним Лекюрье — Портрет мужчины с рыжей бородой, 16 в.

Изначально использовали небольшой набор оттенков: черные (сажа), красные (сангина, киноварь, сурик), желтые и коричневые (охра), позднее появляются синий и розовый. Постепенно портрет-рисунок эволюционирует в сторону большей психологической углубленности, репрезентативности и живописности.


Вивьен, Жозеф — Портрет архитектора Жюля Ардуэна Мансара
Живопись. ГЭ


Жозеф Вивьен. Портет Луи Фрнцузского, герцога Бургундского. Пастель

Статус пастели был признан в 1663 году, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Н. Дюмустье в качестве первого пастелиста (peintre en pastel). Тем самым техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью. В 1701 году Академия приняла в свои ряды Жозефа Вивьена, который писал пастели, технически наиболее совершенные для начала XVIII века. Ж. Вивьен первым стал создавать в этой технике парадные портреты «в рост» в натуральную величину, ввел новые цвета, смело применял яркие красочные сочетания. В творчестве Ж. Вивьена пастель окончательно перестала быть вспомогательным художественным средством и стала самостоятельным искусством, конкурирующим с масляной живописью. «Его пастели, – как пишет Ж. Моннье, – состоят из смягченных и расплывчатых мазков, они прекрасно передают отблески на доспехах и материи, переливающиеся разными цветами, и говорят скорее о мастерстве в передаче поверхности, нежели объемности».


Portrait Philippe de France, duc d’Anjou (1683-1746) futur Philippe V, roi d’Espagne (1700-1746) Collection de Louis XIV Pastel sur papier bleu par Joseph Vivien (1657-1734)

Расцвет пастельной живописи во Франции начался с 1720-х годов, когда в Париж приехала венецианская художница-пастелистка Розальба Каррьера, которая, создавая удивительно нежные образы (главным образом женские), внесла новизну в искусство пастели.

Она добивалась в пастелях необычно светлой гаммы цветов и перламутровых сияющих оттенков, а ее виртуозность и «умение скрыть основательность подготовительной работы» помогали «усилить идеализацию моделей и всегда несколько таинственную ирреальность их присутствия». Влияние творчества Р. Каррьеры на эволюцию женского портрета чрезвычайно велико.

Жан Батист Перроно, Жан Этьен Лиотар, Франсуа Буше, Жан Шарден – все отдали дань пастели, создав в этой технике подлинные шедевры. Если в творчестве Ф. Буше пастель занимала важное, но не преобладающее место, то, например, Ж.Б. Перроно, начиная с 1745 года, предпочитал работать именно пастелью, направив свои усилия на поиски колористической гармонии.


Жан Батист Перроно. Девочка с кошкой


Jean-Étienne Liotard — Portret van Marie Josèphe van Saksen


Ф.Буше

Полностью посвятил себя этой технике Морис Кантен де Ла Тур, в творчестве которого пастель достигла небывалой ранее высоты и совершенства (произведения М.К. де Ла Тура в технике масляной живописи не известны).


Marie Fel. Portrait by Quentin de La Tour (1757).

Влияние Р. Каррьеры на творчество М.К. де Ла Тура несомненно. Уступая ей в легкости мазка и нежности колорита, он более точен в рисунке и, как отмечали современники, «никогда не пренебрегал сходством».


М.К. Де Ла Тур. Автопортрет

Свою основную задачу М.К. де Ла Тур видел в передаче внутреннего мира, темперамента и чувств позирующих ему людей: «Они думают, что я схватываю только черты их лица, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Как вспоминала Изабелла ван Тейл, художник хотел в ее портрет «вложить все то, что я говорю, все то, что я думаю, и все то, что я чувствую, и мучился этим».

М.К. де Ла Тур делал большое количество подготовительных эскизов, а чтобы не утомлять именитых заказчиков долгим позированием, писал голову модели на отдельном листе бумаги, который потом, в мастерской, вставлял в общую композицию.


Портрет маркизы де Помпадур


Портрета маркизы де Помпадур. Фрагмент

Поражают размеры пастелей М.К. де Ла Тура: например, размеры портрета маркизы де Помпадур (1755) составляют 177,5 х 131 см, а размеры портрета председателя Габриеля Бернара де Риё (1741) – еще больше: 210 х 151 см! Эти два произведения представляют собой вершину творчества художника, показывая всю виртуозность воспроизведения им разнообразной текстуры: шелка, бархата, ковров, кружева, дерева и металла, причем при обилии аксессуаров композиция не кажется перегруженной. Это уже не камерный портрет, а настоящая картина. В Салонах 1740-х годов подобные произведения так и обозначались: «картина-пастель».


Портрет председателя Габриеля Бернара де Риё

С М.К. де Ла Туром часто сопоставляют Ж.Б. Перроно. Этих мастеров особенно сближает пристальное внимание к внутреннему миру человека, стремление запечатлеть на полотне малейшие оттенки чувств. Ж.Б. Перроно обладал талантом, так необходимым портретисту: способностью уловить и передать индивидуальность модели в ее живых проявлениях. В отличие от других пастелистов, Ж.Б. Перроно настолько не скрывал свои технические приемы, что знатоки советовали рассматривать его произведения, отойдя на некоторое расстояние. Живописи Ж.Б. Перроно свойственны мягкая красочная вибрация, нежные тона, изысканная гамма, эмоциональность и поэтичность.


Ш.Б. Перроно. Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749
Живопись


Ж.Б. Перроно. Olivier Journu (1724–1764), 1756
Пастель

Ж. Шарден обратился к пастели в поздний период своего творчества, когда ослабевшее зрение мешало ему работать маслом. С именем Ж. Шардена связано два новшества: он писал пастелью, накладывая рядом параллельные штрихи разного цвета, передающие одновременно форму и цвет, предвосхитив открытия импрессионистов, а также применял последовательное наслаивание, создавая плотную текстуру произведения. «Пастелям Шардена, – пишет Ю.К. Золотов, – присуща особая широта выразительных возможностей – в них соединились пластическая мощь, нежность нюансов, разнообразие приемов, скрытая энергия спокойного мазка».


Ж. Шарден. Автопортрет

В Англии мода на пастель началась с середины 1730-х годов и настолько возросла к середине века, что многие английские художники, возвращаясь из Италии, где обучались живописи маслом, видели, что пастель более популярна, и обращались к рисованию мелками. Пастелью работали такие выдающиеся художники, как Френсис Коутс, Джон Рассел, Даниель Гарднер.


Marchioness of Donegal, cercle lointain de F. Cotes


John Raphaël Smith portrait du portraitiste Daniel Gardner

Мастерство и популярность Дж. Рассела, ученика Ф. Коутса, были столь велики, что современники называли его «принцем среди пастелистов». Следуя по пути, намеченному Р. Каррьерой, Дж. Рассел разработал свои собственные метод и технологию изготовления пастельных мелков и грунтов. Живопись Дж. Рассела поражает богатством нюансов, изысканностью цветовой гаммы, виртуозной легкостью.


Портрет миссис Дженет Грайзел Каминг

Mrs. Robert Shurlock (Henrietta Ann Jane Russell, 1775–1849) and Her Daughter Ann, 1801

Mrs. Shurlock, Mother of Robert Shurlock, 1801


К 40-м годам XVIII века относятся первые в технике пастели работы немецкого художника Антона Рафаеля Менгса, оказавшего огромное влияние на многих немецких пастелистов. В 1746 году – в возрасте 18 лет – А.Р. Менгс стал придворным художником курфюрста Саксонского, восхищенного работами юного пастелиста. Автопортрет А.Р. Менгса, выполненный в 1744 – 1745 годах, – яркое свидетельство мастерства, уверенного владения техникой пастели. В этой ранней работе уже проглядываются черты классицизма.


Автопортрет


Юлиана Шарлотта Менгс


Therese Concordia Mengs-Maron (1725-1806). 1745

К середине XVIII столетия в пастельный портрет вводятся мифологические сюжеты, а сам он испытывает влияние исторического жанра. Кроме портретов, в технике пастели создавались пейзажи и натюрморты, а также жанровые картины, хотя портрет преобладал.
Ж. Э. Лиотар, писавший пастелью в различных жанрах, утверждал, что она способна передать все разнообразие окружающего мира: «гладкость красивой кожи, глянец, прозрачность тел, колорит цветов, пух, бархатистость фруктов».
В конце XVIII века в пастельных портретах, особенно работах английских художников, появляется некое предвосхищение романтизма. Так, девочка на картине Дж. Рассела написана на открытом воздухе, а не в интерьере, как большинство ранних портретов. Она не позирует художнику, а смотрит прямо на зрителя, улыбаясь и показывая ему веточку с вишнями.

Спасибо latiaris за замечания и уточнения!

je-nny.livejournal.com

Рисунки масляной пастелью | Страна Мастеров

Давно мечтала попробовать технику пастели. Своё первое знакомство решила начать с МАСЛЯНОЙ пастели (не путать с СУХОЙ — сухую пастель можно растирать на бумаге, это дает возможность делать красивые, плавные цветовые переходы, масляная пастель не растирается, соответственно, такого эффекта не даёт). Однако, масляная пастель даёт глубокий, насыщенный цвет и красивую фактуру. Она хороша для создания ДЕКОРАТИВНЫХ картин.

Масляная пастель заметно отличается от других видов пастели, так как в ее состав в качестве связующего вещества входит не гуммиарабик, а масло, что дает насыщенность тона и определенную степень прозрачности.

Сначала масляная пастель плохо ложится на бумагу, застревая в ее волокнах. Однако, разогревшись, краска ложится более ровно. Пастель может размякнуть даже от тепла рук, поэтому при работе рекомендуется держать мелок в обертках. Масляными мелками можно писать по бумаге или мелкозернистому холсту. Также ими пишут по фактурной бумаге для масляных красок или картону. Как и масляные краски, масляную пастель можно разводить скипидаром. http://way-art.ru/art/pastel/pastel.html

При работе с масляной пастелью можно применять удивительно разнообразные приемы. Мелки масляной пастели можно разводить, получая яркие цветные мазки, их можно смешивать на бумаге, нанося достаточно плотным слоем, и получать корпусные мазки. Они также идеально подходят для приема «сграффито», когда плотный слой краски соскребается или процарапывается до предыдущего слоя. Так как с масляной пастелью часто применяют скипидар, то лучше всего использовать для написания работ не акварельную бумагу, а более грубую или картон для масляной живописи.
В своей работе я использовала листы от старого фотоальбома из плотного картона.

Вообще, масляная пастель считается материалом учебным. Ею трудно передать какие-то мелкие детали, нюансы. Здесь больше ставится акцент на яркость, сочность цвета, фактуру штриха (мазка).

Опыта у меня в этой области маловато (а точнее, никакого )))), поэтому для начала я просмотрела несколько мастер-классов по работе с масляной пастелью, и сюжеты брала тоже из интернета. Кстати, МК по масляной пастели немного. В основном даются уроки по сухой пастели. Но ничего, было бы желание!

«Подсолнухи» — это одна из последних работ. Считаю её более удачной.

Вот так они будут смотреться с рамочкой. Пока рисунок без таковой, поскольку оформлять подобного рода работы нужно обязательно под стекло и паспарту (чтобы стекло не соприкасалось с пастелью). Пастель необходимо оберегать от прикосновений и сотрясений: ее краски легко осыпаются, а их закрепление возможно только за счет частичной утраты основных достоинств.

Пейзаж. Здесь мне очень нравится сочетание цветов.

Решила рискнуть без паспарту…

Осенний пейзаж. Основа — картон зелёного цвета. Вообще, существует цветная пастельная бумага (различных форматов) и цвет бумаги подбирается в соответствии с тем, что мы хотим нарисовать (а так же с учетом целей и задач которые перед собой ставим)

 

Размер 20*25 см.

Это первая работа. 9*13 см. Чувствовала себя первооткрывателем ))) Но уже через несколько минут поняла особенности работы с масляной пастелью.

А это — рисунок сына. Он вместе со мной смотрел мастер-класс в интернете. Вот, «вдохновился»!
Цветочек для мамы!

stranamasterov.ru

Мои работы, выполненные пастелью

Мои пастели можно приобрести. Для художника лучшей благодарностью за работу является покупка картин. Картины, нарисованные пастелью на тонированной бумаге, оформлены в тонкие деревянные рамы с глубоким белым паспарту под лёгкое и небьющееся органическое стекло. Картины пастелью на холсте оформлены в багет под антибликовым стеклом. Пастель является долговечным материалом. Дело в том, что она не содержит масла и лаков, которые желтеют и темнеют со временем. Пастель на взаимодействует с воздухом. Доказательством долговечности пастели служат работы художников XVIII-XIX веков, прекрасно сохранившие свежесть и чистоту цвета.

В этой статье я делюсь своим опытом работы пастелью.

Пастель является моим излюбленным материалом. В ней мне нравится как графическая чёткость, так и возможность получить плавные тональные и цветовые переходы. Помимо этого, пейзажи, выполненные пастелью, хорошо передают воздушность атмосферы, глубину пространства. Основой для пейзажей служат этюды, выполненные мною на пленэре. Работая на пленэре, я стремлюсь передать точные, естественные цвета, как они есть в природе, а также состояние природы. Стремлюсь передать атмосферу места, время дня, естественно, что в работах отражается и моё настроение. Я работаю как сухой, так и масляной пастелью. Некоторые пастели нарисованы на тонированной бумаге, есть работы, выполненные на холсте.

Работа написана по этюду, сделанному в Москве, в Измайловском лесу. Пасмурным вечером, когда уже выпал снег, перед самым заходом солнце вышло из-за облаков и осветило берёзы с ещё не опавшими листьями. 30000 р.

Основой для этой пастели послужил этюд, написанный в деревне Старая Толба Владимирской области. 27000 р.

Деревня Щелыково не сильно изменилась со времён драматурга А. Н. Островского. Места очень красивы. Работа выполнена масляной пастелью, частное собрание.

Схожая с предыдущей пастель. Измайлово. Находится в частной коллекции.

В Карелии, тихим июльским вечером был написан этюд, с которого сделана работа пастелью. 30000 р.

Подмосковье. Река Воря. 30000 р.

Этюд был написан поздним июньским вечером во Владимирской области. Для работы я взял ярко-красную бумагу. Это позволило передать теплоту, исходящую от земли, которую грело тёплое летнее солнце. 22000 р.

Вечером, освещённый лучами заходящего солнца, Плёс очень красив. 30000 р.

Вид с холма на разлившуюся реку Воря. 30000 р.

Деревня Репихово. Вдали, за деревьями, протекает река Воря. Поздняя осень, прохладно и тихо. 30000 р.

Пастель сделана по этюду, написанному в Крыму. 30000 р.

Этюд к этой картине был написан в Плёсе, на Соборной горе. 30000 р.

Этюд к пастели был написан на Кавказе, в окрестностях Кисловодска. В работе я использовал яркую золотистую бумагу и масляную пастель. Это позволило лучше передать солнечный свет. Находится в собрании галереи «Союз-творчество».

В этой работе я впервые использовал масляную пастель. Для некоторых сюжетов предпочтительнее брать сухую пастель, но масляная пастель очень интересна для работы. Картина находится в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли (Великий Новгород).

Пруд в деревне Старая Толба Владимирской области. 18000 р.

Этюд был написан во время поездки в Великий Новгород. Эта красивая, но малоизвестная церковь находится на Торговой стороне. 30000 р.

Ещё одна работа, сделанная по этюду из Великого Новгорода. На фоне вечернего неба силуэт церкви выглядит особенно величественно. 30000 р.

Этюд написан в Карелии, когда я жил в Доме творчества композиторов «Сортавала». 30000 р.

Лесное озеро Леппясенлампи, Карелия. 60000 р.

Это небольшой пруд в парке Покровское-Стрешнево. Повтор предыдущей работы, но сделан масляной пастелью. 35000 р.

Водопады вблизи города Кисловодск. 27000 р.

Этюд к пастели сделан во Владимирской области. 27000 р.

Этюд к картине написан в селе Тюнгур. 33000 р.

С Соборный горы я написал несколько видов Плёса и реки Волги. Эта работа сделана на холсте. 60000 р.

Раньше во многих домах были такие ворота. Возможно, они помнили художника Левитана. К сожалению, эти ворота, как и многие другие старые постройки Плёса, утрачены. Картина выполнена сухой пастелью на холсте. 60000 р.

А это Лебедянский пруд в Измайловском лесу. Масляная пастель на холсте. 37000 р.

Полуостров Свети-Стефан. В давнее время был островом, но к нему насыпали перешеек от берега. 35000 р.

 

gavrilovart.ru

Рисунки акварелью и пастелью. | Страна Мастеров

Учусь рисовать акварелью. Трудно. Чем то довольна, что то совсем не получается. Здесь все понравилось мне, а вот передний правый план, нет. На бревна много краски и много мазков наложила. Эффекта наваленных бревен нет, а акварельность потерялась. Это по урокам из книги. Читаю, смотрю, закрываю книгу и рисую сама, как получится. Мне так лучше понять.

Оформила в паспарту. И пытаясь исправить бумагу, которая несколько покоробилась от водички, замяла верх неба. Как исправить, не знаю.

Формат А5.

С паспарту другое дело.

Очень интересно в акварели правило от светлого к темному, а белое вообще не трогать. Для меня все открытие, даже такие простые правила.

Горища очень круглая получилась и левая елка тоже десять раз намазалась краской, лучше бы не усердствовала.

 

Это малепусечки. Мне еще трудно держать нужную влажность на большом формате. Вот сначала и тренировалась на таких кусочках. Ну они тоже имеют право существовать не в мусором ведре. Пришла в голову мысль оформить вот так. А присмотрелась, там и четыре времени года проглядывают……..слегка.

 

Это наверное зима

а это лето, уж точно.

Что то по мотивам китайской живописи, но рядом не стояло. Тоже интересно рисовать, тут пробы. Даже на бумаге офисной, не ожидала что получится что то. А рисуется одним мазком каждый лепесток, листик, ветка, перышко. Как то по особенному надо держать кисть и руку. Птичку легче всего рисовать и мне так понравилось, что я их десять разноцветных нарисовала.

  

По уроку Марины Трушниковой. И опять же, мне легче самой, чем по МК. По мк я всегда недовольна результатом. Потому как видя оригинал, свое очень критично воспринимать.

Тоже из МК М.Трушниковой.

Смешные рисуночки акварельными карандашиками. Самое акварельное из всего, это дорога, и там, и там.

Пастель. Этот герань, отросточек. Сначала станканчик нарисовала, а потом туда герань поставила. и ее нарисовала

Так падал свет от лампы на стакан, я пыталась передать его и прозрачность стакана с водой. Сейчас у этого отростка такие корнииииии!

Пастель. Ирис с фотографии ириса.

 

Бумага как льняная и поэтому такая фактура, сначала она мне как то мешала, а потом я перестала ее замечать.

По мотивам картины художника Ж.М.Жиньячика. На интенсиве рисовали маслом. Я посмотрела, послушала очень интересный урок. Потом нашла эту картину в инете и попробовала пастелью. Интересно было. А вообще очень картины этого мастера удивительные, красивые, яркие. Удовольствие от их созерцания, несомненное.

 

Голубые деревья это оливковые.

Эта картинка нарисовалась как то сама по себе, я начала пробовать лак-закрепитель и что то рисовать для этого. А потом уже жалко стало бросать ее. Хотя деревья лишние, мне кажется, лучше бы фигурку какую пристроила туда.

Гуашь. Олина картинка на конкурс, уж не знаю можно ли показывать, поэтому в конце самом поставила. Помогала, ну самую малость.

Здесь не высохла еще, поэтому яркая.

Гуашь. Тоже Олина на конкурс, не помогала ей.

 

stranamasterov.ru

Основные приемы работы пастелью | Рисуй!

  Июль 26, 2015 Татьяна Хакман

 Оставить комментарий

Пастельная живопись – одна из самых простых и популярных среди художников. В ней сочетаются богатство возможностей и доступность для мастеров самого разного уровня. Действительно, рисование пастелью является естественным продолжением рисунков карандашами или мелом. Но для успешного освоения этой техники все же необходимо знать основные правила и приемы работы с ней.

Для создания первоначальных набросков обычно используют твердую пастель или пастельные карандаши. При рисовании уголком бруска на бумаге будут оставаться тонкие линии. Длинным ребром твердого бруска удобно проводить прямые, для этого даже не потребуется линейки.

Мягкую пастель, выпускаемую в форме цилиндров, можно использовать гораздо более разнообразно: держать под углом, проводить насыщенные линии тонким концом или класть плашмя для создания крупных пятен. Вращая брусок по бумаге, можно получать замысловатые следы изменяющейся формы и толщины.

Растушевка – это растирание пастельных красок по бумаге для того, чтобы распространить цветовое пятно, понизить интенсивность цвета и сделать плавными переходы из одного тона в другой. В живописи красками для этого используется кисть, реже мастихин. Для пастелиста же самыми простыми инструментами являются его собственные пальцы. Нужно только не забывать вытирать руки об тряпочку, переходя от одного цвета к другому.

Для более тонкой работы над мелкими деталями используют специальную деревянную палочку с заостренными концами – растушевку. Но если ее нет под рукой, можно взять кусочек ваты или ватную палочку. Для того чтобы растушевать большое цветовое пятно, пользуются мягкой тряпкой.

Иногда художнику-пастелисту достаточно только этого метода, например, для создания облачных, туманных пейзажей.

Висенс Балестар, Морской пейзаж

На начальных этапах исправить допущенную в работе ошибку несложно. Достаточно удалить лишнюю краску тряпочкой или жесткой щетинистой кисточкой, а потом стереть остатки пастели ластиком. Только стоит помнить, что злоупотребление ластиком может повредить бумажную основу и затруднить наложение пастели в дальнейшем. Поэтому некоторые художники рекомендуют вместо ластика пользоваться кусочком хлеба – он мягче удаляет пигмент и не повреждает бумагу.

Необходимо помнить, что в процессе подчистки работы образуется много крошек, которые необходимо аккуратно стряхивать с картины все теми же тряпкой или кисточкой.

Описанная ниже последовательность применения живописных техник, конечно, не является обязательным правилом. Но чаще всего именно этот порядок используется художниками для создания гармоничных законченных работ.

Сначала твердой пастелью или углем делается первоначальный набросок. На этом этапе строится композиция, намечаются контуры объектов и направления основных штрихов.

Потом тем же самым цветом намечаются темные и светлые участки картины. Этот промежуточный этап можно и опускать, но его качественное выполнение часто лежит в основе успешной работы.

Дальше идет очередь фона и цветовых пятен. Яркие пятна хорошо смотрятся на нежном растушеванном фоне, поэтому сперва стоит заполнить мягкой растушевкой более светлые области, а потом переходить к наложению насыщенного пигмента.

Когда большая часть листа уже закрашена, приходит время оттенять пятна и придавать им жизненную рельефность. Иначе изображение будет выглядеть плоским.

В конце прорабатывают мелкие детали, добавляют блики и нюансы. На этом этапе удобнее бывает пользоваться пастельными карандашами и тонкими палочками-растушевками.

 Конечно, все эти приемы и техники можно в полной мере понять и освоить только на практике. Так что теперь дело за Вами!

Светлана Виноградова

4 августа 2015 года у нас стартует полный онлайн-курс пастели.

Подробнее https://risuy.info/archives/6007

 

← Как рисовать на пленэре. БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС

risuy.info

Урок рисования масляной пастелью «Африканский пейзаж».

Для работы нам потребуется: пастель масляная ( я всегда использую фирму «Сонет» ). Бумага акварельная ( я взял формат А4 ) , ( можно на специальной бумаге для пастели ). Ватные палочки ( для растирания пастели ).

Для начала ложим лист вертикально, намечаем (карандашом) солнце, оно у нас будет чуть ниже середины, ближе в правому (нижнему) углу.

Берем мелки: красный, алый, оранжевый, желтый, красно-коричневый. Начинаем работать над закатом ( фон ). Наносим на лист бумаги цвета всех мелков ( ранее сказанных ). Кроме красно-коричневого ; его наносим по краям верхнего листа бумаги ( эффект видно на фото ). Ближе к солнцу лист закрашиваем красным, чуть алым, и желтым мелком.

Теперь будут работать наши пальчики 🙂 Очень часто в пейзажах в технике масляная пастель приходится втирать, размазывать цвета. Таким образом при втирании, мы пигменты пастели закрепляем среди неровностей бумаги ( акварельная бумага ). Я всегда работаю пальцами, когда нужно что-то втирать. Есть много способов, ватные диски, палочки ватные и т.д. Ну не будем далеко отходить от процесса …

Начинаем втирать пастель, по горизонтали, как и делали наброски мелками.

После того как втерли пастель, мы видим, что на предыдущем фото у нас осталось много белых просветов, и очень маленький слой пастели.
Таким образом, нам такого результата не нужно, и мы снова начинаем поверх первой втертой пастели, делать наброски второго слоя, / Используем такие же цвета /.
…. После начинаем опять втирать, до результата : пока у нас не будет белых бликов.

Вот что вообщем у нас и получилось. Мы видим что чем выше наш фон, то тон идет темнее, ( но затемнение в дальнейшем у нас будет в двух сторон ).
Мы делаем поверхность гладкой, равномерной, без крошек пастели.

После чего мы начинаем работать над передним планом. Мы берем розовый, бардовый мелок, и так же делаем наброски. После чего втираем. Вокруг солнца оставляем светлые тона.

Вот что у нас получилось. Мы всё растерли и сровняли. Теперь начинаем работать над нашим солнцем.

Солнце мы штрихуем мелком желто-лимонного цвета. Половинку солнца мы чуть забеляем, белым мелком.

Ну вот вообщем и всё! А дальше вообщем, у вас работает СОБСТВЕННАЯ фантазия.

Черным мелком, поверх фона, мы рисуем пальмы, птичек, кустики, можно изобразить что нибудь вдали, вообщем ФАНТАЗИРУЕМ!!!

Спасибо всем большое за внимание! Думаю, что этот урок будет интересным и полезным для детей, а так же и для в взрослых, тоже не будет вреден 🙂

stranamasterov.ru

ЗАЩИТА И ХРАНЕНИЕ КАРТИН, НАРИСОВАННЫХ ПАСТЕЛЬЮ

Картины, нарисованные пастелью, состоят из цветных пигментов ( пастельная пыль ), которые держатся на структуре бумаги. Позже будет описано, как можно удалить пыль с помощью щёточки из бумаги. Кроме того, пастель легко смазывается, поэтому вы должны обязательно защитить законченную пастельную живопись:
 

Пастель можно закрепить с помощью специального фиксирующего состава, который разбрызгивается по поверхности картины. 

Брызги как бы скрепляют цветные пигменты и бумагу. Такой закрепитель также может усилить цвета. Более яркие цвета останутся неизменными, а темные пастели станут более темными. Вы, таким образом, получите больше контраста.

Разбрызгивать состав нужно на расстоянии примерно 30 см от картины. Предостережение: не используйте брызг слишком много, иначе вы получите глянцевые области.

Важно! Вы можете купить закрепитель в любом магазине художественных материалов. Есть и другой вариант. Вы можете для тех же целей использовать лак для волос.
 
Однако, будьте осторожны, используйте сначала его на отдельном листе бумаги для проверки! Некоторые лаки объединены с духами и могут вступить в реакцию с пастелью и изменить их цвет.

После использования закрепляющего состава, работа должна подсохнуть в течение нескольких часов. Кроме того, вы можете поместить вашу картину за стекло, только следите, чтобы между бумагой и стеклом было небольшое расстояние и они не соприкасались!

Законченные картины вы, скорее всего, будете хранить, хотя бы какое-то время. Стены в вашем доме вскоре будут все завешаны картинами и придет время подумать о хранении их в каком- либо другом месте, или о переезде в большой дом. Пастельные картины лучше всего хранятся, если они лежат в квартире или другом помещении, покрытые гладкой бумагой так, чтобы пастель не стиралась и не осыпалась.

Важно! Ни в коем случае не скручивайте пастельные картины! Скручивание структурированной или толстой бумаги изменит её структуру и пастель с нее может осыпаться. Эта пастельная пыль будет мазать по другим частям живописи и наделает кучу проблем.

radugaart.blogspot.com

Comments