Монотипия техника рисования это – Нетрадиционные техники рисования.«Монотипия»
23.11.2019
Советы художника
Нетрадиционные методы рисования в технике монотипия
МАСТЕР-КЛАСС
РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ МОНОТИПИИ
Учителя МБОУ «СОШ с.Святославка»
Бескровной Ольги Викторовны
2015 год
Монотипия (от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ…) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.
Краски для монотипии можно использовать разные.
Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.
Как сделать монотипию
Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.
1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.
2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.
Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток.
На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна.
Ну и еще раз хотелось бы сказать — что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!
Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!
infourok.ru
Проще простого! Техника рисования под названием монотипия
Монотипия – это очень простая, но довольно красивая нетрадиционная техника рисования, с помощью которой можно создать уникальные рисунки за один прием. Ее используют не только для написания абстрактных картин, пейзажей, необычных портретов. Монотипия нашла свое применение и в науке. Наиболее известным примером ее использования в психологии являются пятна Роршаха.
Монотипия была изобретена гравером и художником Джованни Кастильоне. Хотя его работы весьма отличались от монотипных изображений художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом.
Монотипные картины пишут посредством нанесения красок на ровную поверхность, а затем делают оттиск рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Изображения всегда получаются разными. Их оставляют либо в первоначальном виде, либо дорисовывают различные мелкие детали, создавая законченную работу.
Монотипию без труда осваивают даже маленькие дети. Данный вид творчества весьма полезен для развития у них воображения, мелкой моторики рук, образного мышления и творческих способностей.
В данной технике рисования главным является принцип зеркальности. Об этом не стоит забывать, так как вместо задуманного сюжета можно получить всего лишь непонятные кляксы. Для написания монотипных картин используют разнообразные краски: гуашь, акрил, масляные краски, акварель и т. д. Краски наносят на стекло или другу поверхность, не пропускающую влагу, не сильно густо, но следя за тем, что бы между ними не было никаких просветов. Мазки делают быстро, что бы краска не успела высохнуть. Для картин, выполненных с помощью оттисков, предпочтение отдается акриловым красителям. Они более сочные по цветовой гамме и имеют плотную консистенцию.
Когда картину рисуют на стекле, сверху на нее кладут белый лист, затем аккуратно придавливают его руками и разглаживают. Так же аккуратно его снимают с поверхности. Полученный отпечаток всегда будет уникальным, так как создать две одинаковых работы просто невозможно. Даже несколько отпечатков одного и того же рисунка будут иметь различия. Кстати, стекло и пластик создают разные отпечатки. Поэтому полученный оттиск одного и того же рисунка на их поверхностях так же будет отличаться.
Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике. На отпечатанной картине они сочетают различные формы и текстуры. Нужные детали художники дорисовывают при помощи обычной кисти.
Реклама от Google
ainteres.ru
«Нетрадиционная техника рисования — монотипия. Развитие воображения и фантазии ребенка с помощью техники монотипии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №54 «Ласточка» комбинированного вида
Доклад на тему:
«Нетрадиционная техника рисования — монотипия. Развитие воображения и фантазии ребенка с помощью техники монотипии»
МБДОУ д/c №54 «Ласточка»
ГулинаН.М
2017
Монотипия — это один из самых волшебных жанров рисования. В переводе с греческого этот термин переводится так: «моно» — один, «типос» — отпечаток. Это нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Техника монотипии дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения — это проекция его внутреннего мира, скрытого от взрослых. Можно использовать эту технику с маленькими детьми, а также с людьми в любом возрасте, особенно с теми, которые на уровне панической атаки боятся рисовать. Благодаря этой технике рисования, получается совершенно неожиданный результат. Причем результат такой, что ребенок прижимает к груди свой рисунок и уносит домой.
Все дело в самой технике. Ее можно назвать терапевтической. Делается она следующим образом: берем стекло (с безопасными краями), а также, это может быть любая гладкая пластина, поверхность которой водонепроницаемая, кисть, вода, гуашь, акварель, бумага. На стекле рисуем или наносим цветные пятна красок. Если у нас нет определенной идеи, то просто используем понравившиеся цвета. Пусть эти пятна «познакомятся друг с другом», т.е. встретятся и смешаются. Если же, к примеру, мы задумали летний пейзаж, то используем соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. Разводы красочных пятен делаем быстро, чтобы они не успели высохнуть. Чем больше воды и краски, тем лучше все получается. Практически бесполезно рисовать сложные картины, но ради эксперимента можно попробовать. Затем берем лист бумаги (цвет и фактура может быть разной, размер листа должен соответствовать размеру стекла, или пластины), кладем его сверху и слегка прижимаем руками. Поднимаем лист несколькими приемами: взяв его за левый и правый край двумя руками, или за верхний правый уголок, делая несколько колебательных движений вверх и вниз. Когда убираем бумагу, то получаем оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получается никогда. Это первый отпечаток, который вызывает восторг у ребенка, желание создавать новые, потому что ему интересен сам процесс создания. От этого возникает огромное удовольствие к экспериментированию. Ребенок снова наносит красками цветные пятна на стекло, с каждым разом увереннее в себе. Отпечатков получится ровно столько, сколько захочет ребенок. И каждый не похож на предыдущий!
Другой момент — как мы работаем с этими отпечатками?!
После их высыхания с ними играем: — рассматриваем (все — «удачные» и «неудачные»), представляем, воображаем, говорим, фантазируем, что-то дорисовываем (кисточкой, карандашами цветными, восковыми, пастелью, гелевой ручкой и пр.). Таким образом, «удачные»таинственные пятна преображаются и рождается сюжет. «Неудачные» отпечатки — могут служить для аппликации.
Каким образом я подготавливаю ребенка к фантазированию? Очень помогает в этом случае такой нетрадиционный способ рисования, как кляксография. Такие рисунки напоминают каракули. Но именно они заставляют работать воображение и развивать фантазию ребенка.
Впервые использование техники каракуль предложил Дональд Вудс Винникотт (ru.wikipedia.org). Он детский врач, психоаналитик, работал с детьми. Основная идея его книги «Игра и реальность», заключается в том, что есть некое пространство реальности и пространство игры. И человек в своем развитии плавно переселяется из одного пространства в другое. То есть ребенок целиком и полностью находится на той территории, где есть условная граница — игра. И чем старше он становится, тем ближе эта граница. Подросток — это пограничник, одна нога в игре, другая уже здесь, в реальности. Человек взрослеет и уходит из игры в эту реальность. И это плохо. Д.Винникотт предположил (метафора), что между игрой и реальностью не четкая граница — «в школу пошёл, игра закончилась!». Это великая неправда. Играют и взрослые, только они это иначе называют.
Есть большая пограничная область, где смешиваются игра и реальность. Эта область называется творчество. Это то, где игра и реальность перемешались. Это метафора помогающая жить. Поэтому игра — это ресурс, а творчество — это всегда ресурс. Это — право не уметь, не знать, не понимать, не хотеть и т.д. Или наоборот — хотеть нелепого, что не положено и т.д. То есть это свобода, которая целебна сама по себе.
Работа с каракулями это один из вариантов — как ребенка «подтащить» на эту территорию, которая общая, и взрослого, который забыл эту игру напрочь. Чтобы «затащить» на эту территорию, нужно, как бы, сознательно «вздурить» ему голову, хотя бы ненадолго.
Идея родилась с того, что очень многие люди, когда они о чем-то очень глубинно задумались, или, они находятся где-то физически, а психологически в этом месте не находятся, то в этот момент все что-нибудь «чирикают» (какое-то внутреннее беспокойство). В основном это каракули.
А если попросить нарисовать каракули?! Что, если человеку серьезно предложить заняться бессмысленным видом деятельности, абсолютно бессмысленным. Как правило, появляется сильнейшая растерянность, такое очень двойственное ощущение. Одна какая-то часть «вопит», в буквальным смысле слова — «Ты на что тратишь время? Как тебе не стыдно?» И т.п.. А вторая, какая-то часть, у нее более слабый голос, и она не вопит, а выступает — «Ну, мне же так хорошо, так приятно».
Если посмотреть на готовые, очень интересные и красивые рисунки детей, являющиеся результатом проведенной работы, то мы увидим, что это очень интересный метод работы, через погружение ребенка в творческий процесс. Сам этот метод очень мягкий, очень интересный и отлично подходит тем, кто очень эмоционален, имеет богатую палитру чувств, пытается разбираться и осознавать эти чувства. Точно так же этот метод будет очень полезен тем, кто наоборот, в какой-то момент, как говорят, стал «замороженным», немножко «деревянным», когда рациональность излишне взяла верх в жизни и не хватает как раз мягкости, умения восстанавливать близость с самим собой и с другими людьми. Техника монотипии дает выравнивание каких-то поведенческих характеристик, и не только у ребенка.
(фото детских работ прилагаются в аттестационной папке и в ближайшее время будут добавлены)
Для детей язык творчества очень близкий, свободный и они хорошо себя чувствуют на занятиях. Для них это упражнение является игрой, наполненной определенным смыслом. Если вы посмотрите на рисунки, то вы увидите — мы не учимся рисовать. Эта техника предназначена для работы с самим собой. Поэтому, не стоит вопрос о том, что ребенок должен что-то знать о художественном ремесле, он может абсолютно не дружить ни с кисточкой, ни с красками, ни с карандашами. Но тем не менее эффект будет!
Все дело в нашем мозге, а точнее в его левом и правом полушарии. Левая — символьно-аналитическая, отрабатывающая информацию часть мозга. Правая же — образно чувствует.
Проблема современного человека — потеря вкуса интереса к жизни. И вроде бы человеку хорошо, тем не менее, он говорит: -«Мне скучно, не интересно, я ничего не хочу». Наша жизнь станет ярче, вкуснее и интереснее, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличивает активность правого полушария мозга. Эти навыки остаются с нами надолго. Если когда-то в детстве мы правым полушарием освоили родной язык, держать ложку, плавание, катание на велосипеде, то эти навыки остаются с нами навсегда. Вспомните, как вы учили иностранные языки пять лет в школе, потом в институте, но кто говорит на этом языке? Поэтому, те навыки, которые получены через правое полушарие, это то, что с нами навсегда осталось. Организм человека правым полушарием готов к очень большим нагрузкам и он очень быстро восстанавливается. Если ребенок устал, если у него стресс или он расстроен, достаточно позаниматься правым полушарием, т.е. отвлечься, и он забывает об усталости и неприятностях.
Возьмите белую бумагу, кисть, краски, затем посмотрите и создайте некоторую, совершенно неопределенную палитру. Затем подумайте, какую деталь добавить, чтобы конкретизировать, позволить прочитать этот образ. Достаточно несколько мазков, для того, чтобы завершить. Это не картина — это впечатление от какой-то натуры. И это будет, как раз, работа правого полушария. Вот это и есть ключ к открытию творческого начала.
infourok.ru
Нетрадиционные техники рисования для детей: монотипия и диатипия
Многие психологи рекомендуют при занятиях с ребенком больше времени уделять рисованию. Ведь это не только увлекательное занятие, но и к тому же очень полезное. Рисунок способствует укреплению и развитию мелкой мускулатуры детских пальчиков, также улучшает зрительную и двигательную память, тренирует усидчивость, и просто поднимает настроение.
Рисуют практически все дети, начиная уже с 2-3-х лет. Причем делают они это, как только в их досягаемости окажется пишущий предмет. А дальше уже не важно, что им попадется под руку — лист бумаги, книга, важный документ, или обои на стене. Главное – «творить»!
Итак, чтобы заинтересовать ребенка миром живописи и графики, нужно с самого начала найти правильный подход. А для этого родителям самим не мешало бы узнать побольше о различных техниках рисования карандашами, пастелью, а также различными видами красок (акварелью, гуашью, маслом). Ведь если каждый раз вы будете показывать своему ребенку новый способ рисования, то он однозначно не посчитает такой вид досуга скучным и однообразным.
Монотипия
Одна из простейших техник рисования красками – это монотипия. Ее с легкостью освоят даже самые маленькие художники. Для начала вам понадобится плоскость с гладкой поверхностью, это может быть доска из пластмассы, стекло (только не оставляйте ребенка одного с ним наедине), пленка или же толстая глянцевая бумага. Краску здесь можно использовать, как гуашевую, так и масляную. Возьмите кисть и нарисуйте что-нибудь на подготовленном плотном материале, затем приложите к рисунку обычный лист бумаги и слегка надавите. В результате вы получите оттиск, зеркально отображающий ваш исходный рисунок.
Название техники имеет греческое происхождение, и если переводить дословно, то получится «один/единый отпечаток». Соответственно именно то, что у вас и должно получиться.
В том случае, если это ваше первое занятие с ребенком по данной технике, то попробуйте первоначальный рисунок тоже сделать на обычной бумаге. Позвольте своему чаду изобразить цветок, листик, облачко или еще что-нибудь подобное, а затем «отпечатайте» получившееся изображение на другом листе и продемонстрируйте результат. Как правило, малышей это приводит в восторг, и они начинают штамповать все новые и новые картинки. Так, что как минимум на часок вы обеспечите свое дите занятием, и пока он будет занят «размножением» своих творений еще и пирожок успеете сообразить.
А еще с ребенком можно поиграть, используя все ту же технику монотипия. К примеру, можно взять лист ватмана, согнуть его пополам, затем на одной из половинок нарисовать бабочку с плотно сложенными крыльями, после этого по уже имеющейся линии еще раз согнуть листок и прижать обе половины друг к другу, после того, как вы их раскроете – бабочка «полетит», расправив крылья. Овации малыша вам обеспечены.
Пример №1.
Наносим краску одного цвета на поднос или плоскую емкость, рисуем рисунок или узор.
Берем лист бумаги и прикладываем его к краске.
Осторожно убираем лист — на нем отпечатался узор.
Пример №2.
Рисуем на листе бумаги парусник в море.
Закрашиваем море, небо, облака, солнце.
Даем чуть-чуть подсохнуть картине, чтобы краска не стекала вниз, и складываем рисунок пополам в том месте, где проходит горизонт — верхнее изображение кораблика отпечатывается на нижней чати рисунка и получается отражение парусника в воде.
Диатипия
Не меньшей популярностью у детей пользуется такая техника рисования, как диатипия («dia» в переводе с греческого означает «сквозь, через»).
Здесь, вам желательно запастись специальным роликом, или же губкой, которые необходимы для того, чтобы нанести едва ощутимый слой краски на какую-нибудь гладкую поверхность (можно использовать те же материалы, что и в первом случае). Далее, поверх накладывается обычная бумага и уже на нее карандашом или деревянной шпажкой наносится изображение. В результате, после того, как вы перевернете лист, перед вами откроется оттиск — зеркальная копия рисунка, выполненная на красивом цветном фоне.
Если ваш ребенок не горит желанием сидеть и на ходу придумывать рисунок, то можно использовать заранее подготовленное на кальке изображение. Тогда останется только приложить ее к бумаге, уже размещенной поверх красочной основы, и вручить малышу палочку, чтобы он потрудился над обводкой.
Пример №1.
Лист картона закрашиваем гуашью.
Сверху прикладываем лист бумаги, прижимаем.
Рисуем с помощью карандаша или деревянной палочки рисунок и отлепляем лист от картона — на обратной стороне отпечатывается рисунок красками.
Домик и елка.
Бабочка.
Похожие публикации:
malutka63.ru
Техника монотипия: рисование для детей
Техника монотипия – еще одна интересная техника рисования, которая понравится детям. Во-первых, потому, что это легко! Во-вторых, потому, что это весело! Что может быть проще и забавнее ярких отпечатков? Да-да, вы не ослышались, именно отпечатков. Смысл монотипии заключается в том, что картинка рисуется на одной стороне листа, а затем отпечатывается на другой. От этого же произошло и ее название. В переводе с греческого оно означает «Один отпечаток» или же «Единый отпечаток».
Рисуем рисунки в монотипии
Интересно, что рисунки, нарисованные с использованием монотипии – всегда уникальны. Даже если будет рисовать только один человек – повторить рисунок он не сможет. Ведь два одинаковых отпечатка получить просто невозможно!
Для того, чтобы нарисовать рисунок в этой технике, вам понадобится чистый лист бумаги, краски и кисточки. Для рисования можно использовать как гуашь, так и акварель.
Сложите лист бумаги пополам, а затем – разверните его, и нарисуйте что-нибудь на одной половине листа. Например, половину ствола дерева. А затем – снова сложите лист, плотно прижав нарисованную сторону к чистой. Разверните лист и посмотрите, что получилось!
Если вы все сделали верно, на второй половине листа бумаги сама собой окажется нарисованной вторая половина ствола. Таким же образом, можно дорисовать зеленую крону дерева, яркие пятнышки плодов. Да и все, что захочется! Разноцветные бабочки, огромные букеты цветов, любимые животные – все это можно нарисовать за несколько минут с помощью этой необычной техники! Попробуйте и убедитесь сами!
Вам обязательно понравятся статьи о граттаже, а также о стиле рисования гризайль.
risovat-legko.com
Монотипия для детей | МОРЕ творческих идей для детей
Монотипия (от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ…) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.
Сейчас монотипия стала настолько популярной, что иногда в детских садах знакомить детей с рисованием начинают именно с этой техники.
Краски для монотипии можно использовать разные.
Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается 😉 Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.
Наносить их тоже можно разными способами: валиками, шпателями (в том числе фигурными), кисточками и даже пальчиками юного художника 🙂
Как сделать монотипию
Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.
1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.
2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.
Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток. Посмотреть удивительную сказочную монотипию со множеством интересных деталей, сделанную этим способом, можно в блоге «Творим вместе с детьми».
Необычность монотипии в ее непредсказуемости, которая и вносит в это занятие ощущение ожидания чуда! Эта техника «простой живописи» (т.е. простейшего способа рисования), мне достаточно часто встречалась среди нетрадиционных способов рисования, предлагаемых детям, начиная с младшего дошкольного возраста.
Но я отнеслась к нему как-то равнодушно и даже не представляла, что это занятие настолько понравится Рите и увлечет ее!
Мы с Ритой вначале рисовали на прозрачной пленке (ее еще называют файлом или мультифорой) и делали с нее отпечатки на бумагу. Вернее, вначале один рисунок с отпечатком сделала я – показала Рите, как это делается (этот рисунок я фотографировать не стала — все-таки задание для детей), после этого все изображения она делала сама.
Монотипия «Пейзаж», в которой Рита дорисовала необходимые детали, и монотипия «Извержение вулкана», в которой дорисовка не требовалась.
На части отпечатка с пятнами, который Рита делала просто так, без особого сюжета, в одном пятне она разглядела волка, которого мы с ней обвели по контуру. Язык ему Рита перекрасила из зеленого в красный, соседние зеленые пятна стали деревьями, лишнее мы обрезали. Получилась монотипия «Волк в лесу».
Специально для меня Рита рисовала на пленке цветы в вазе. Полученый отпечаток я помогла ей обвести, вот что получилось.
А затем Рита рисовала бабочек на половинках согнутых листочков бумаги.
Мы их вырезали и приклеили на рисунок с цветами. Получилось сочетание сразу 3-х техник: рисунок фломастером, монотипия и аппликация.
Всего доброго! Только для читателей сайта «MORE творческих идей для детей» (https://moreidey.ru). Юлия Шерстюк
Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на данную статью в соцсетях.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
moreidey.ru
Монотипия — это радость творчества
Монотипия является одним из самых востребованных направлений арт-терапии. По убеждению тех, кто ею занимается, монотипия – это и полноценный вид искусства, и метод психотерапии. Заниматься этим искусством может каждый независимо от возраста. Ведь одной из главных потребностей человека является стремление к самовыражению через творчество.
Искусство монотипии
Автором метода считается Елизавета Кругликова, художница, создававшая офорты еще в начале ХХ века. Однажды она случайно пролила краску на печатную доску и, приложив к получившемуся пятну лист бумаги, вдруг заметила интересный образ, проявившийся на нем. Впоследствии художница стала использовать полученный эффект в своих работах.
В переводе с греческого монотипия – это техника единственного отпечатка. Чтобы его получить, можно применять любые краски и поверхности, а специальных навыков рисования при этом не требуется.
Монотипия для детей: начало
Ребенок во многом копирует поведение окружающих его взрослых, поэтому, чтобы заинтересовать его рисованием, родители могут поиграть в художников и попробовать разные способы изобразительного творчества вместе со своими детьми.
На первом занятии можно попытаться сделать рисунок на простой бумаге. Пусть ребенок нарисует гуашью то, что умеет. Затем, пока не высохла краска, нужно быстро накрыть картинку другим листом и разгладить его ладошкой. Потом верхний листок отлепить от основы, на нем получится забавная картинка. Этот процесс очень нравится малышам.
По более сложной технологии проводится монотипия в детском саду. Для этого нужно приготовить пластиковую доску или оргстекло. Кроме гуаши, можно использовать масляную краску. На заготовленной плоскости рисуется все, что захочется, используя кисть или валик, а затем делается завершающий бумажный оттиск. Потом можно дорисовать полученную картинку кисточкой.
Техника монотипии для дошкольников
Монотипия в детском саду все чаще включается в обязательную программу по ИЗО. Если в младших группах для получения картинок чаще используются собственные пальчики и ладошки, то начиная со средней группы репертуар изобразительных средств становится все более разнообразным.
С детьми старше 5 лет можно использовать предметную монотипию для изображения симметрии. Для этого подойдет плотная бумага типа ватмана. Нужно сложить лист пополам и на нижней части нарисовать, к примеру, бабочку с одним крылом. Затем прижать верхней половинкой листа полученный рисунок. На нем получится симметричный отпечаток, а у бабочки появится второе крыло. В такой же технике можно рисовать отражение пейзажей в воде.
Самый простой вариант монотипии — кляксография, нравится детям больше всего. Для получения картины гуашь разных цветов набирается ложкой и выливается на плотную бумагу. После этого делают отпечаток уже описанным способом. Рассматривая изображение, дополняют его, чтобы получился целостный образ.
Узоры на окне
Как узнать, для чего применяется монотипия? Мастер-класс по избранной тематике позволяет получить исчерпывающую информацию и необходимые навыки для использования этой техники.
Например, воспитатель на своем мастер-классе предлагает сделать праздничную открытку «Морозные узоры» в технике монотипии. Для этого понадобятся бумажные листы – будущие окна, гуашь и гелевые краски бело-голубой гаммы, полиэтиленовый пакет, нитки, трубочка и запись «Времен года» Чайковского.
Вначале всем дается задание разглядывать морозные узоры везде, где только можно. На самом занятии в сопровождении музыки читаются стихи по заданной теме. Затем ведущий рассказывает, что монотипия – это волшебная техника, при помощи которой участники смогут расписать морозным узором свои окошки.
Красочные пятна наносятся на пакет, а бумага прижимается к нему. Пока полученный отпечаток сохнет, нужно выложить на нем узоры раскрашенными нитями и с помощью трубочки нанести капельки серебристого геля на свой узор.
Монотипия – это простая и привлекательная техника для развития творческих способностей детей. Она позволяет им свободно выражать свои эмоции и фантазии, так как не требует долгого обучения. Дети учатся свободно выбирать краски и темы для рисунков, а в конечном итоге избавляются от страха самостоятельного выбора.
fb.ru
Leave a Comment