Куб нарисованный – Академический Рисунок Куба Карандашом (Как Нарисовать?)


15.08.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Рисование куба

Рисование куба

Один из выдающихся художников Франции Энгр однажды хорошо сказал о рисунке:

«Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок — это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка»

(Энгр об искусстве. Сборник. М., 1962. С. 56).

При рисовании с натуры гипсовых моделей геометрических тел вам нужно изобразить каждое тело, осуществляя его моделировку передачей светотеневых отношений. О тоновом рисунке вы узнали из предыдущего параграфа.

По существу это ваш первый довольно длительный рисунок, в котором предстоит выполнить сложную работу, связанную с техникой карандашного изображения. Перед вами стоит выбор техники — выполнять рисунок в тоне штриховкой или тушевкой. Рекомендуется штриховка, так как она во многом дисциплинирует, приучает относиться к рисунку внимательно и сосредоточенно. Особенность этой техники в том, что штрихи нужно класть по форме модели, и если настоящего требования не придерживаться, очень скоро можно увидеть, что покрывшие поверхность бумаги штрихи, нанесенные как попало, т.е. бездумно, разрушают рисунок, не выявляют объемную форму.

 

Последовательность рисования куба

 

  • Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.

 

 

  • Второй этап. Определение при помощи направ­ляющих перспективных линий точного простран­ственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • Третий этап. Завершение работы — выявле­ние объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость — свет, верхняя плос­кость — полутон, правая плоскость — собствен­ная тень с рефлексом, справа — подающая тень от куба.

 

 

 

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, и светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть», чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

 

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной

переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.


Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Лишь некоторые виртуозы академического рисунка могли начать изображение той или иной статуи с какой-то одной точки и, не отрывая карандаша от бумаги, провести очень точный контур античной скульптуры на листе. Вам нужно действовать значительно проще и карандаш много раз отнимать от бумага, чтобы глядеть на натурную постановку и на свой лист и наносить на нем общую форму куба, размещая таким образом рисунок, а затем его уточнять, сравнивая с натурой. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «

механизм», чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть» ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах.

Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (

квадрат) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя  линиями. Из точек основания проводят вертикальные  линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре

точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.


Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формыпредмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет» куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего — весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама — известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб». В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Следите за общей освещённостью натуры и передайте подобное в рисунке.Поэтому рекомендуем вам такой подход к передаче светотеневых отношений: выберите самый тёмный тон штриховки, который используете в определённом месте рисунка и более не повторяйте его нигде, а все остальные градации будут варьироваться от этого темного к тону самой бумаги.

Разнообразьте технику работы карандашом, не покрывайте площадь рисунка бездумной, однообразной «удобной» для руки штриховкой. Фактура гипса сама подсказывает вдумчивому рисовальщику способы покрытия бумаги слоем карандаша.

В конце работы обобщите изображение, т.е. добейтесь устранения режущих глаз контрастов или механического набора отдельных тонов, и приведите рисунок в общую соподчиненность всех тонов. Учитесь передавать верные тоновые отношения, выражающие форму и материал в рисунке.

Для лучшего усвоения материала по изучению геометрических тел необходимо выполнить академическое задание по рисунку куба. Усваивая закономерности строения формы куба, следует иметь в виду, что за их соблюдением нужно следить на протяжении всего процесса рисования с натуры. Работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности как в анализе строения формы, так и в процессе построения изображения. Это дает возможность закреплять отдельные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала. При этом следует отметить, что членение процесса работы над рисунком на отдельные этапы носит достаточно условный характер. Это связано с ошибками в решении задач, которые могли быть допущены на предыдущем этапе, и необходимостью их исправления в процессе работы.

Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба. 

1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба. 
2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба. 
3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней. 
4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон. 
5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс. 
6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

 

Способы перспективного изображения различных форм на основе куба

shedevrs.ru

Как нарисовать куб? - Полезная информация для всех

  • На фото ниже прекрасно видно, как можно нарисовать куб. Итак, сначала рисуем квадрат необходимого вам размера, следующий этап - это проведение 3 линий под одним углом.

    Теперь соединяем эти линии, параллельно противоположным сторонам куба. Вот, пожалуйста, на фото вс видно.

  • Нарисовать такую объемную фигуру как куб достаточно просто.

    На этом рисунке представлен такой поэтапный вариант:

    На следующем рисунке можно посмотреть как нарисовать куб в разных ракурсах:

    Еще предлагаю вашему вниманию видеоурок на эту же тему:

  • Нарисовать куб не сложно, просто следуйте приведенным ниже рекомендациям:

    • рисуем квадрат и второй, перекрывающий первый, как на картинке:
    • соедините квадраты линиями: верхний левый угол квадрата 1 с верхним левым углом квадрата 2 и т.д.
    • сотрите ненужные линии
    • раскрасьте куб разными оттенками цвета, в зависимости от того, как падает тень. Должно получиться примерно так:
  • Со стороны куб кажется одной из самых простых фигур, не требующих особой сноровки при его изображении. На деле же получается, что существует ряд тонкостей, которых следует придерживаться, иначе куб получиться либо неправильной формы, либо не понятным (неубедительным).

    Во-первых, предлагаю обратить внимание, как куб лучше не рисовать.

    Думаю, здесь и без объяснений вс понятно. На вышеуказанном рисунке на картинке 1 не понятно, что перед нами именно объмный куб, а не простой плоский квадрат. При этом, картинка 2 представляет слишком симметричный куб, при изображении более выигрышной фигура смотрится слегка в поврнутом на бок состоянии.

    Ниже представляю рисунок, на котором наглядно показано, как надо рисовать куб. Обратите внимание, что для начала выбираются две точки, лежащие на одной прямой, а затем отталкиваясь от точек при помощи линий рисуем стороны куба.

  • Как нарисовать куб?

    Это делается очень просто. Надо нарисовать два квадрата так, чтобы один был спереди, а второй сзади, и немного смещен. Потом эти два квадрата соединить линиями. Должен получится куб. Пример на картинке ниже (нужно нарисовать так, чтобы все стороны были одинаковой длинны)

  • Есть 2 способа изображения куба на бумаге. Смотрите картинку. Первый пример показывает как нарисовать куб, чтобы были видны все ребра, второй способ демонстрирует как изобразить куб, так как он виден в пространстве.

  • Нарисовать куб не сложно. Он представляет из себя два квадрата, которые соединяются параллельными линиями.

    У куба шесть поверхностей и грани. Видимыми остаются только три стороны куба.

    Для большей реалистичности куб можно сделать объемным, наложив штрихи и показав светотени, резко очертив контуры, представив тень от предмета. Обязательно, чтобы была перспектива.

    На самом деле, параллельные грани у куба не идеально параллельны. Если изобразить линии, которые отходят от граней, то в конце концов они имеют обыкновение сходиться, равно как рельсы в отдалении, если на них смотреть, где-то издали почти сходятся.

    Объемным куб получится, если показать все тени и световые тоны и полутоны.

    В итоге выходит вот такой куб, как из гипса.

    Полностью этот урок можно посмотреть по этой ссылке и этой ссылке.

    Удачного творчества!

  • Нарисовать куб достаточно просто: проведите карандашом с помощью линейки линии и отмерьте равные расстояния. Затем сотрите ненужные линии ластиком.

    Потом можно раскрасить куб на свое усмотрение или карандашом подрисовать тени.

  • Чтобы изобразить куб, нужно сначала нарисовать квадрат, затем отметить центр в квадрате точкой, а также отметить точкой середину на двух прилегающих сторонах квадрата - через эти три точки прочертить еще один квадрат, такого же размера и соединить оба линиями, затем лишнее стереть резинкой.

  • Как нарисовать куб

    Есть много интересных и разнообразных способов нарисовать куб. Например:

    1. Срисовать куб с натуры (поставить куб перед собой, внимательно на него посмотреть и рисовать линию за линией)
    2. Срисовать куб с картинки. Для этого найти учебник по рисованию, где первым упражнением для будущих художником является нарисовка куба
    3. Обвести карандашом кубик. Если у вас есть детский кубик, приложите его к листу и обведите, аккуратно обходя углы
    4. Нарисовать куб по точкам. Тут надо знать, что у куба все стороны равны. Ставите первую точку и отсчитываете, например, 2 см. и ставите вторую. Затем перпендикулярно этой линии отсчитывайте от 2-й точки 2 см и ставьте 3-ю точку. Затем четвертую.
    5. Можно скопировать изображение куба в программу
    6. Сфотографировать куб. Оцифрованное изображение кинуть в любой графический редактор и отпечатать на принтере в режиме quot;подложкаquot;. Затем блеклое изображение сильно прочертить карандашом и будет словно это вы его рисовали с самого начала.

    Вот не куб, но квадрат (но практически получилось то же самое). Считается гениальным произведением:

    Корал и там обвести инструментом quot;Узлыquot;.

  • info-4all.ru

    Как нарисовать куб карандашом поэтапно

    Когда мы хотим нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру, то нам следует включить свою фантазию. Не нужно владеть знаниями и навыками начертательной геометрии, чтобы понять, как нарисовать куб. Достаточно внимательно просмотреть наш урок с наглядными иллюстрациями, и пошагово повторять все действия, тогда у вас все получится. Что ж, давайте рассмотрим первоначальный этап. К нему стоит отнестись с максимальной ответственностью, поскольку дальнейшие пропорции фигуры будут зависеть именно от того, насколько ровно и параллельно вы проведете начальные линии куба.

    Начнем рисунок куба карандашом с квадрата. Построим четыре линии, которые будут создавать ровный квадрат. Длина всех граней должна быть одинаковой. Диаметр может быть любым, отталкивайтесь от личных предпочтений и пожеланий, главное – чтобы он был идентичным. Можете воспользоваться линейкой, пока не поставите руку и не начнете рисовать ровные линии.

    Теперь перейдем ко второму этапу. Начиная от каждого угла куба следует провести одинаковые параллельные линии в правую сторону. Угол наклона этих линий должен полноценно совпадать один к одному. Ведите их ровно и аккуратно, не стоит торопиться, поскольку в противном случае, вам придется вытирать неудавшиеся линии до тех пор, пока они не станут равномерными. Одна из линий якобы скрыта, но мы по итогу пренебрегаем этим фактом поскольку рисуя куб, мы показываем его объем. Но на данном этапе эта линия должна быть, чтобы вы могли сориентироваться, как будет состыковываться ваш куб с задней стороны.

    И так, этап №3. Следующим действием нашего наглядного урока: как нарисовать куб карандашом, будет замыкание углов. Проводим две линии, которые должны быть ровными и параллельными нашему квадрату. Линии продвигаются от верхней части вдоль вершины квадрата и параллельно боковине. Длина этих направляющих будет точно такой же, как и грани нашего квадрата. Запомните, сколько бы линий в кубе вы не проводили, они все должны иметь одинаковую длину, иначе, это будет уже совсем другая фигура.

    Ну, вот фактически и все. Мы приблизились к завершающему этапу процесса рисования куба. Следом за всеми вышеперечисленными действиями, проводим линии, которые будут замыкать задние невидимые грани нашего куба. От заднего верхнего угла мы спускаем линию на заднее основание куба, тоже самое мы проделываем с задним боковым углом, одним движением замыкая весь объемный предмет.

    Куб завершен. Вы уже поняли и научились, как нарисовать куб карандашом поэтапно. Не все так сложно, как может показаться на первый взгляд. Развивайте свою фантазию и умение рисовать. При необходимости внутренние линии можно стереть и закрасить куб любым цветом. Все очень просто, главное поверить в себя и никуда не спешить. Если у вас не получается нарисовать куб самостоятельно, заходите на наш сайт вместе с родителями и поэтапно рисуйте различные объекты все вместе.

    kak-narisovat.ru

    рисуем куб — Первая в Хабаровске школа подготовки профессиональных визажистов и гримеров

    Все окружающие нас вещи, которые мы хотели бы нарисовать, какими бы сложными по форме они нам не казались, всегда можно схематически представить с помощью простых геометрических фигур, таких как куб, цилиндр, шар. Поэтому, нужно понять, как правильно рисовать эти простейшие фигуры, и потом в рисовании более сложных фигур у вас будет гораздо меньше сложностей.

    Для начала нужно построить куб. Чтобы понять, как будут изменяться пропорции куба в перспективе, рассмотрим рисунок, на котором изображен непрозрачный и прозрачный куб. Точка F на рисунке – точка схода.

    Тут показано фронтальное положение куба в трех возможных случаях:

    1) когда линия горизонта пересекает куб – значит, мы смотрим на прямо куб, находящийся на уровне наших глаз;

    2) когда куб находится ниже линии горизонта – мы смотрим на куб прямо и немного сверху и

    3) когда куб находится над линией горизонта – мы смотрим прямо и снизу. Вот всех этих случаях вся передняя грань куба находится на одинаковом расстоянии от наших глаз, поэтому она не изменится в перспективе. Чтобы построить куб во всех этих положениях, достаточно построить переднюю грань, провести линии из четырех углов в точку схода, отложить на этих линиях верхние и нижние ребра и соединить их между собой.

    куб, одна точка схода

    На рисунке 1 видно, что когда куб расположен на линии горизонта, его передние боковые ребра не подвергаются перспективным изменениям, а задние ребра кажутся короче передних, из-за этого верхние и нижние ребра, уходящие в глубину, кажутся не параллельными, и продлив их до линии горизонта, мы получим точку схода.

    Если куб поставить ниже или выше линии горизонта (рис 2 и 3), то ребра, уходящие в глубину, поднимутся вверх или, соответственно, опустятся вниз, сходясь на линии горизонта.

    Возможны еще случаи, когда линия горизонта проходит через верхнюю или нижнюю грани куба, такие положения построить тоже достаточно легко. Теперь рассмотрим вариант, если куб развернут к нам одним из своих боковых ребер, так же в трех положениях: на линии горизонта, ниже и выше линии горизонта. В этом случае точек схода будет две.

    куб, две точки схода

    В первом случае, нам будут видны только две грани, расположенные под углом. Ближе всего к зрителю будет находиться переднее боковое ребро, и только оно не подвергнется перспективным сокращениям. Из углов куба проводим вправо и влево прямые, сходящиеся на линии горизонта, на них будут лежать верхние и нижние ребра куба.

    Если поставить куб выше или ниже линии горизонта, то нам будет видна верхняя или нижняя грань. В этом упражнении мы будем рисовать куб, развернутый к нам одним из боковых ребер, расположенный ниже линии горизонта.

    Вам нужно будет нарисовать линейный рисунок прозрачного куба, прорисовывая задние ребра. Во время рисования можно использовать линейку. Если вы выполняли упражнения на развитие моторики кисти, то, скорее всего, у вас вполне получится сделать это и без линейки, во всяком случае, хотя бы попробуйте. Вполне можно наметить все линии от руки, а потом нарисовать окончательный контур с помощью линейки. Пусть размен нашего куба будет 5х5 см. Наверняка вам придется вытирать черновые линии, поэтому возьмите лист ватмана. Карандаш подойдет любой от Н до 2В.

    Начните с переднего бокового ребра, которое мы видим без перспективных искажений, и только это ребро будет иметь реальный размер 5 см. На уровне нижнего угла ребра проведите вспомогательную горизонтальную прямую, потом ее можно будет вытереть, она нужна нам, чтобы определить углы, под которыми мы будем строить боковые грани куба. Если они равны, обе боковые грани мы видим одинаково, но в нашем варианте это разные углы.

    Чем больше угол, тем меньше открыта соответствующая боковая грань. Определившись с углами, проведите прямые, содержащие горизонтальные ребра. Для тренировки глазомера на листе бумаги желательно не располагать точки схода, и если вы разместите ваш рисунок на вертикально развернутом листе, то они просто не поместятся, главное, чтобы из рисунка было понятно, что эти прямые сойдутся, Но вполне можно довести прямые до точек схода и указать их на линии горизонта, так нарисовать куб будет проще. Теперь, помня о том ,что исходя из законов перспективы, чем дальше от нас что-то тем оно меньше, откладываем на прямых нижние и верхнее горизонтальные ребра.

    Здесь можно проверить себя с помощью линейки. Все ребра, кроме переднего бокового должны быть меньше 5 см. Например, дальнее ребро, будет меньше противоположному ему ближнему, так как более удалено от зрителя.

           После того, как куб будет построен, попробуйте придать линиям разную толщину, чтобы подчеркнуть этим перспективу. Самым тонким будет дальнее вертикальное ребро, а самым толстым – ближнее. На горизонтальных ребрах нужно сделать плавный переход от более тонкого (дальнего) угла к более толстому (ближнему). Так будет выглядеть ваш куб.

    Градации светотени. Тоновый рисунок куба

    Теперь, зная, как правильно построить куб, мы будем разбираться, как его нарисовать тоном. Чтобы правильно нарисовать даже простейшие геометрические фигуры, нам понадобится немного теории. Мы видим предметы, если они освещены. Лучи света по-разному попадают на разные участки поверхности предметов и вы видим его форму, сам предмет закрывает собой доступ для лучей света на какую-нибудь поверхность и образуется падающая тень. Светотеневые участки на любом предмете можно представить в виде нескольких градаций:

    Свет – это участок поверхности предмета, получающий наибольший поток прямых лучей света.

    Полутон – участок поверхности предмета, освещенных скользящими лучами света. Полутон делится на полутон света и полутон тени.

    Тень (собственная тень) – участок поверхности предмета, куда прямые и скользящие лучи света не попадают. Это самый темный участок на поверхности предмета. Блик – бывает на блестящих или лакированных поверхностях, чаще всего на территории света.

    Рефлекс – участок теневой поверхности предмета, получающий поток отраженных лучей света от окружающих предметов или от поверхности, на которой предмет расположен.

    Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов, а яркость или светлота зависит от характера поверхности предмета: на блестящих объектах рефлексы более светлые и ярче выражены, чем на матовых. Падающая тень – это тень, отбрасываемая объектом на какую-нибудь поверхность. Падающая тень темнее, чем собственная, а наиболее темный участок падающей тени ближе всего к источнику света. Позже я сделаю дополнение к этому уроку о том, как правильно построить падающую тень. Источников света может быть несколько, мы рассмотрим вариант с одним источником света, расположенным вверху слева относительно объекта.

    градации света на кубе

    На стыках по-разному освещенных граней можно наблюдать так называемый краевой контраст. На границе светлого и темного светлое кажется светлее, а темное – темнее.

    Для того, чтобы выполнить это упражнение, вам потребуется настольная лампа и гипсовый куб. Гипсовые геометрический фигуры продаются в магазинах для художников, но в домашних условиях вполне можно обойтись, сделав, например, бумажный кубик, вырезанный из белого листа ватмана или картона по такой схеме:

    развертка куба

    После того, как вы сделаете куб из бумаги, поставьте его на ровную горизонтальную поверхность справа от настольной лампы так, чтобы свет от нее был направлен на куб немного сверху и слева. Желательно, чтобы поверхность стола и фон сзади куба были однотонными, чтобы не отвлекать ваше внимание. Рассмотрите куб в различных положениях, о которых мы говорили в первой части этого урока, И подробнее остановимся на том положении, которой нам предстоит нарисовать. Обратите внимание, как распределяются светотеневые участки на гранях, как ведет себя падающая тень, если приближать или удалять куб от источника света, постарайтесь увидеть краевой контраст и рефлекс.

    куб в тоне

    Дальше можно выполнять это упражнение по-разному. Более простой вариант – снова начертить линейный куб и раскрасить его тоном, а более сложный – сделать рисунок куба с натуры. При рисовании с натуры тоже начинаем с переднего бокового ребра, строим сходящиеся линии, необязательно доводить их до точки схода. После определяем углы. Можно применять визирование, этот метод помогает определять углы и расстояния. Прищурив один глаз, держа на вытянутой руке карандаш, используют его, для измерения. Например, замерив одну из граней куба карандашом, смотрим, на сколько процентов или частей другая грань больше или меньше. Чтобы измерить углы, держим карандаш горизонтально на вытянутой руке как бы образуя им вспомогательную линию, параллельную линии горизонта и проходящую через нижний угол передней грани куба.

    При визировании обязательно рука всегда должна быть вытянутой, иначе все время будут получаться разные результаты. Визирование тормозит развитие глазомера, поэтому не стоит им пользоваться постоянно.

    Старайтесь штриховать параллельно ребрам куба, плотно и аккуратно. В результате у вас получится примерно такой куб как на рисунке выше или ниже.

    shkolaobraz.ru

    Как нарисовать куб поэтапно | Хорошие уроки

    Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать куб по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок «Как нарисовать паука» — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

    Что понадобится

    Для того, чтобы нарисовать куб нам может понадобиться:

    • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
    • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
    • Ластик.
    • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
    • Немного терпения.
    • Хорошее настроение.

    Поэтапный урок

    Может показаться, что простые геометрические фигуры рисовать очень легко, но это ошибочная точка зрения. Чтобы правильно нарисовать куб нужно очень сильно постараться. Я рекомендую рисовать с натуры. Именно так вы сможете посмотреть куда именно падает свет, как и где он фигура отбрасывает тень. Фотография в этом случае не лучший помошник…

    Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок «Рисуем санту». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

    Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

    Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

    Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

    Рисование куба — главный этап освоения академического рисунка. Из различных геометрических фигур куб считается простым для начинающих. На примере изображения различных форм куба, люди обучаются правилам линейной и воздушной перспективы, правильной штриховке, а также усваивают передачу объемной формы предметов.

    Для рисования необходим графический планшет. Если его нет — карандаш и лист бумаги. Мышка тут никак не подойдет. Также понадобится белый гипсовый куб, так как на белом лучше видна его светотень. Вместо гипсового куба можно использовать пластиковывй или бумажный. Но наличие натуры обязательно, так обучаться гораздо удобней.

    Как нарисовать куб

    Куб — это прямоугольная призма, у которой стороны равны, и есть 6 граней. Противоположенные грани параллельны. Ребрами куба называют места пересечения граней. Ребра делятся на три группы, в каждой из которых абсолютно все грани параллельны.

    Набросок

    Для начала рисования наметим место, где будет располагаться куб, едва заметными линиями. Само изображение мы будем располагать немного выше середины холста, оно не должно быть слишком крупным или слишком мелким.

    Теперь проведем ближнюю к нам вертикальную линию — это основная линия при построении куба. Засечками сверху и снизу слегка ограничим высоту линии. Так как линия основная, необходимо предельно точно проследить, чтобы высота этого ребра была правильной по размеру. Это очень важно.

    Основание куба

    При рисовании основания куба очень важно определить углы наклона основных видимых граней, относительно основания. Это можно сделать очень простым способом: необходимо поднести карандаш на расстоянии вытянутой руки в строго горизонтальном положении к нижнему ближнему углу и запомнить углы, но не пытайтесь просто переносить углы на холст с помощью карандаша, это неправильно. Пытайтесь запомнить их и повторять. Только так будет «набиваться» рука и глазомер.

    Далее необходимо учесть, что если грань куба больше развернута к вам, то угол меньше. Так можно определить какая грань меньше развернута, а какая — больше.

    Можете нарисовать нижние грани, но до того, как перейти к началу рисования верхних, необходимо подумать над основным законом перспективы, который гласит, что любые параллельные линии, уходящие от зрителя, сокращаются в одну точку — точку схода.

    У нашего куба имеется четыре ребра, которые смотрят направо и столько же ребер налево. Все четыре линии ребер, которые уходят влево, при их продолжении, сокращаются в одной точке схода слева, а все линии, которые уходят вправо — сходятся справа.

    Но как правильно определить где все эти точки будут сходиться? Куб расположен на горизонтальной плоскости, а она параллельна поверхности земли как пол, стул и стол. И если наши линии удаляется от какого-либо предмета, то точка схода должна лежать именно на линии горизонта.

    Но где же располагается линия горизонта? Всё просто: она всегда расположена на уровне глаз человека. Куда бы вы не смотрели — линия горизонта будет ровно на уровне ваших глаз. Проведите небольшое исследование: посмотрите в окно и представьте, где сходится земля с небом. Ответ будет очевиден. Даже если мы присядем, то и линия горизонта опустится.

    Линию горизонта и точки схода рисуют тонкими линиями на листе до того, как нарисовать верхние грани.

    Вертикальные линии и невидимые грани

    Обратите внимание на снимок куба в самом начале статьи. На нем отчетливо видно, что линии, которые расположены вертикально, немного наклонены. Это, прежде всего, связано с тем, что объектив фотокамеры, с которой производился снимок, увидел перспективное сокращение линий.

    И это правда, когда мы видим куб сбоку и сверху, кажется что вертикальные линии чуть-чуть сходятся в одну точку которая располагается снизу. Академический рисунок игнорирует передачу сокращения вертикальных линий, за исключением случаев сильного ракурса, а при начальном уровне обучения, куб рисуется с параллельными вертикальными линиями, строго перпендикулярными линии горизонта.

    Как только нарисованы верхние линии, проверяем, насколько сократились боковые грани с обеих сторон. Ширину данных граней меряем только по горизонтали, ни в коем случае не под наклоном, и переходим к сравниванию, какая из них меньше высоты самого ближнего бедра куба, и обязательно без между собой. Как только закончите с проверкой ближних линий и вертикальных ребер можете приступать к зарисовке дальних уходящих линий.

    Невидимые линии также обязательно следует рисовать. Перед тем, как будете рисовать самое дальнее вертикальное бедро, убедитесь, что их точки схода расположены правильно. Если они расходятся и это заметно, то необходимо еще раз все тщательно проверить и исправить рисунок, самое главное не испортить его. Если расхождение линий не такое большое, необходимо просто немного подкорректировать линии и нарисовать дальше бедро, которое будет располагаться вертикально.

    Как только, вы закончили с построением, выделите ближние к себе линии. Если линия темная — будет казаться, что она ближе. Зная это, можно передать пространство и объем.

    Выделение ближних линий и штриховка

    Главная задача штриховки — передать объем предметов. К штриховке нельзя приступать, если рисунок выполнен неправильно. Лучше начать заново или попытаться исправить текущий.

    На кубе мы можем увидеть всего три плоскости — это верхняя и две боковые грани. Визуально каждая из граней уходит от смотрящего в пространство. Для того, чтобы показать форму, необходимо штриховать грани куба так, чтобы смотрящему было очевидно, что они действительно отдаляются.

    Для того чтобы передать пространство применяются законы воздушной перспективы. Темные цвета светлеют в дали, а светлые — наоборот темнеют.

    Может показаться, что куб настолько мал, что влияние воздушной перспективы незаметно, но мы должны рисовать руководствуясь законами, только соблюдая их куб станет объемным.

    Сама штриховка начинаем строго с теневой части. У нашего куба грань справа в тени, поэтому начнем именно с нее. Штрихуем от себя. По мере удаления плоскости в пространстве нажим на карандаш слабее, это делает штрих светлее. Штриховка может быть как вертикальной, так и горизонтальной.

    Осветленную левую часть штрихуем от себя, при этом левый угол оставляем белым, но слегка штрихуем дальнюю часть.

    Верхнюю поверхность делаем как полутон (промежуточное состояние между тенью и светом). Теперь оценим ее, задаваясь вопросом: «Она скорее светлая или темная?»

    Всегда можно усилить тень, введя еще штрих, направленный строго по диагонали, также необходимо его растягивать — от темного к светлому. Подчеркиваем форму, делая тональные акценты, для этого можно использовать штриховку в разные стороны.

    Не стоит забывать про тень от куба, которая расположена на плоскости, на которой он находится. Падающая тень на порядок темнее тени собственной. Плюс она граничит с рефлексом от освещенной плоскости (рефлекс — свет или цвет, отраженный от соседних поверхностей. Рефлекс тем светлее, чем источник отражающего света ярче и гораздо ближе).

    Зеленый, красный и серый рефлексы на белом шаре.

    Рисование других геометрических тел

    Как только, вы почувствуете, что овладели навыками рисования куба — можно переходить на следующий уровень и рисовать другие геометрические фигуры. Полезнее всего рисовать их не в «одиночку» а группой. Для начала число геометрических фигур берите небольшое, примерно 2−3 фигуры.

    При всем этом не забывайте, что фигуры нужно не просто копировать, а рисовать с учетом всех правил построения.

    Я искренне надеюсь, что вам понравился урок о том, как нарисовать куб, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок «Как нарисовать льва» — он такой же интересный и увлекательный. Ну и кнопки социальных сетей тут не просто так =)

    plusphotoshop.ru

    Перспектива куба в уроке рисования на сайте artatac

    Здравствуйте друзья. Сегодня разберем, как строится перспектива куба с одной точкой схода. Кто в детстве из нас не любил рисовать? ( на вопрос можно не отвечать, он как говорится риторический. ) У многих такая любовь продолжается всю жизнь. Я рисую с детства, хотя образование получил медицинское. Говорят что медицина это один из видов искусства. Я с этим согласен, и получается, что недалеко ушел от живописи и рисунка.

    С появлением компьютера и программ таких как, Photoshop рисовать стало удобней, хотя учиться нужно все равно карандашом и кистью.

    В детстве мы все гениальные, мы точно знаем, как необходимо, как правильно рисовать. Дали нам карандаш и бумагу, и сидим тихо в углу — творим, пейзаж, натюрморт, портрет, ну об этом я уже рассказывал на главной странице сайта. Идеальный для наших родителей метод воспитания. Не достаем их, не вредничаем...

    Талант у детей есть, это бесспорно. В детстве мы рисуем от души, погружаясь в мир, который создаем. И лишь с возрастом понимаем, что не хватает знаний. А знания нам дают возможность создавать полотна такие как в заметке «Картины известных художников. Leighton Frederic». Рекомендую посмотреть. Или рисунки студентов Академии художеств.

    Все в жизни подчинено законам. Рисунок и живопись, в рисунке тоже. Вообще рисунок считается это фундаментом всех изобразительных искусств.
    Главный из законов рисования это перспектива. Как на двухмерной плоскости создать иллюзию трехмерности?
    Давайте это рассмотрим более детально.

    Перспектива (лат. perspicere — смотреть сквозь)
    В живописи есть несколько видов перспективы: линейная, воздушная (тональная),  обратная линейная, панорамная, сферическая, аксонометрическая (изометрия, диметрия, триметрия).

    Мы знаем что один и тот же предмет, но расположенный дальше от нас становится меньше. На самом деле он меньше не становится, это мы его видим меньше, т. е. он уменьшается относительно нас. Чем предмет дальше от нас, тем он нам кажется меньше.
    Ну, это надеюсь понятно.

    Рассмотрим это на простом примере, на кубе или точнее на двух кубах. Все картинки кликабельны:

     

    Перспектива куба

    Чтобы получить такой результат нам нужно сначала нарисовать линию горизонта. Эта линия всегда на уровне глаз художника. На предметы выше этой линии художник смотрит снизу, на предметы ниже этой линии художник смотрит сверху. В данном уроке предмет у нас будет на линии горизонта, поэтому мы на него смотрим прямо. Смотрим в чертеже ниже:

     

    Дальше рисуем произвольно квадрат. В нашем случае ? квадрата выше линии горизонта:

    Потом на линии горизонта произвольно находим точку схода F , и соединяем углы нашего квадрата. Смотрим ниже:

    Теперь прорисовываем квадрат сзади (углы заднего квадрата должны находится на линиях схода). Расстояние от переднего до заднего квадрата определяем произвольно, полагаясь на глазомер.  Соединяем линиями углы заднего квадрата и  переднего.  Смотрим вниз:

    Вот у нас, что то уже вырисовывается. Теперь сделаем те же манипуляции со вторым кубом.
    Сначала рисуем квадрат, только так что бы углы второго куба  находились на линиях схода:

     

    Так же рисуем заднюю стенку второго квадрата, и соединяем углы обеих стенок. Как на рисунке ниже:

    Теперь удаляем вспомогательные линии, и получаем результат:

     

    Усвоив этот урок, поняв  закономерность перспективы, вы все предметы сможете рисовать с ИЛЛЮЗИЕЙ ГЛУБИНЫ. Во всяком случае, кубической формы. В следующих уроках нарисуем другие геометрические фигуры: цилиндр, пирамида. Удачи...

     

     

    artatac.ru

    Практическая работа № 1. Рисунок куба и шара в проекции

    Практическая работа № 1. Рисунок круга и квадрата в перспективе

    Задание № 1. Линейно-конструктивное построение геометрического тела - куб. С частичной тоновой проработкой;

    Задание № 2. Линейно-конструктивное построение геометрического тела - шар. С частичной тоновой проработкой.

    Материал: простой карандаш различной твердости, акварельная бумага, ластик

    Порядок выполнения:

    На листе размещается 3 рисунка куба в различных ракурсах (рис. 1). Построение проводится на основе каркасной модели. Студенты знакомятся с правилами построения квадрата в перспективе. Учиться перспективному построению объемного граненого предмета на листе бумаги наиболее наглядно на примере куба, так как у него в натуре все грани и ребра одинаковые.

    Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве (рис. 2). В данном случае необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. Рисовальщик, выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), убеждается, что чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной. При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта.


    Рис. 1. Рисунок куба в различных ракурсах

    Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением и многократно сверять результат на бумаге с натурой методом визирования. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении.

    При тоновой моделировке формы куба считывают характер освещения и источник света, а также линейно-конструктивные особенности соотношения плоскостей формы куба.

    Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени, легкой штриховкой. Главное – планомерно и постепенно усиливать тень, заполняя ею всю плоскость формы с градацией рефлексов, при этом отмечая выделение краевого контраста выходящей, ближней к нам формы. После этого переходят к выявлению полутона, учитывая границы освещенных и неосвещенных граней куба. Они должны читаться четко, особенно к верхнему углу теневой поверхности, который находится ближе к источнику света.

    Теневую грань в нижнем углу куба обычно высветляют, обозначая при этом падающий и отраженный от предметной плоскости свет (рефлекс). Падающую тень намечают после построения ее проекции от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметной плоскости. Она также ясная и чистая у нижнего основания куба, поскольку больше удалена от источника света. Спроецированная падающая тень обычно «воздушнее» собственной тени куба.


                    Рис. 4 – Конструктивный рисунок  куба 1 – собственная тень; 2 – полутон; 3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень Рис. 5 – Тональное решение куба

    Работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности как в анализе строения формы, так и в процессе построения изображения. Это дает возможность закреплять отдельные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала.


    1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.
    2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.
    3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.
    4. С помощью светотональных отношении выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.
    5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.
    6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность). Последовательность выполнения рисунка куба в перспективе и Завершенный рисунок приведены на рис. 6.

    Шар (рис. 3) относится к телам вращения, поверхность которого образуется вращением окружности вокруг оси (диаметра). Он имеет абсолютно симметричную форму, все точки лежащие на поверхности шара находятся на равном удалении от центра. Конструктивное построение шара в перспективе не представляет никакой сложности. С какой бы точки мы не посмотрели на шар, мы видим его контур в виде круга. Значительно сложнее выявить форму шара светотенью так, что бы он казался объёмным. И сложность эта связана с множеством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами. В шаре светотеневой переход наблюдается во всех направлениях и в этом основная сложность. Вторая сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе определения соотношения тональности контура шара и фона. Контур шара на фоне вокруг него должен быть нарисован мягко, убедительно и отличаться от фона должен не контурной линией, а тональностью.

    Рисунок шара необходимо начинать с размещения общего пятна рисунка на листе бумаги с тем, что бы оно не казалось ни слишком большим, ни слишком маленьким. Рисовать круг проще в квадрате. Вписав в квадрат окружность, и удалив лишние линии, мы получаем плоское изображение круга, из которого нам нужно сделать объёмное изображение шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.

    Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют " блик", это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.

    Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают "рефлекс" в затенённой части шара. Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Светотень должна очень мягко переходить от самого светлого пятна "блика" до самого тёмного пятна в собственной тени шара. Не забудьте про "рефлекс" и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой. А ещё нужно очень тонко отделить шар от фона и не контурной линией, а светотенью. Не надейтесь, что уже первый нарисованный шар будет казаться почти круглым, а вот в седьмом рисунке шар будет точно круглым, убедись в этом сами.
    Последовательность выполнения линейно-конструктивного рисунка шара с тремя сечениями представлена ниже.
    За основу рисунка шара взята окружность определенного диаметра с горизонтальной и вертикальной осями (рис. 7).
    Изобразите на этих осях горизонтальный эллипс (большая ось которого будет параллельна линии горизонта, а малая - перпендикулярна ей) – сечение шара горизонтальной плоскостью (рис. 7, а). Его раскрытие зависит от положения шара относительно линии горизонта. Чем ближе шар к линии горизонта, тем раскрытие меньше, и наоборот, чем дальше шар от линии горизонта, тем больше раскрытие горизонтального эллипса.
    Теперь необходимо найти линии пересечения горизонтального эллипса с двумя вертикальными эллипсами (на нашем рисунке это будут прямые 1–2 и 3–4, в пространстве они взаимно перпендикулярны). Задайте произвольно одну из этих прямых, например, 1–2 (рис.7, б). Касательные к этой прямой в точках 1 и 2 помогут найти направление перпендикуляра – прямую 3–4 (рис. 7, в).
    Теперь можно построить первое вертикальное сечение шара. Прямая 3–4 будет являться его малой осью, а большая ось эллипса будет прямой, проведенной к ней под прямым углом. Раскрытие эллипса определяют точки 1 и 2, лежащие на горизонтальном сечении, и через которые он проходит. Изобразим эллипс по двум осям и двум точкам (рис. 7, г).
    Второе вертикальное сечение строится аналогично первому. Второй вертикальный эллипс имеет малую ось – прямую 1–2, большую ось – прямую, проведенную под углом 90° к малой оси, и точки 3 и 4, лежащие на горизонтальном сечении. Точки 3 и 4 определяют раскрытие второго вертикального сечения (рис. 7, д).
    Вертикальные эллипсы сечения должны пересекаться друг с другом в точках 5 и 6, лежащих на вертикальной прямой, проходящей через центр шара. Правильность построения также можно проверить, проведя касательные к эллипсам сечения в точках 1–6, они должны быть параллельны соответственно прямым 1–2, 3–4 и 5–6 (рис. 7, е).
    Три взаимно перпендикулярные сечения шара не только создадут его объем на перспективном рисунке, но и помогут вам представить и нарисовать другие сечения шара (не проходящие через его центр), а также найти положение любой точки, лежащей на его поверхности.

    Рис. 7 – Последовательность линейно-конструктивного рисунка шара 

    Понимая линейно-конструктивное построение шара можно переходить к выявлению его формы светотенью.


    Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами, что обусловлено не только характером сферической поверхности, но одновременно и степенью освещенности. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени – к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую – к падающей тени (рис. 8). Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания.

    Рис. 8 – Светотеневая лепка формы шара: 1 – собственная тень; 2 – полутон;

    3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень.

    Сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании иллюзии объемности. Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко и убедительно, чтобы края формы не вырывались из глубины пространства, а вызывали впечатление ее закругленности. В качестве примера приведены изображения формы шара (рис. 9). Все шары выполнены в тоне в равной степени, однако воспринимаются различно. У шаров (рис. 9, а,б) чрезмерно усилены края формы, на рис.9,в - края формы умеренно подчинены ей.

    Рис. 9 – Важность контуров при светотеневой лепке шара

    Наибольшую трудность при светотеневой моделировке формы шара представляет нахождение границы собственной тени на выпуклой поверхности шара. Это объясняется сложностью формы собственной тени на поверхности шара, имеющей форму полумесяца.
    Поскольку собственная тень на поверхностях предметов появляется в точках, где лучи света проходят по касательной к поверхности объекта, на поверхности шара эта совокупность точек будет иметь геометрическую форму окружности, которая представляет собой сечение шара, перпендикулярное направлению падающих лучей света.
    Рассмотрим правильную последовательность определения границ собственной тени шара, изображенного на рис. 10, а.
    Во-первых, необходимо определить угол падения лучей света на поверхность шара. И провести линию центрального луча света, проходящего через геометрический центр шара. Плоскость границы собственной тени будет перпендикулярна этому лучу. Таким образом задача сводится к построению наклонного сечения шара, представляющего собой эллипс, расположенный под углом 90 градусов к лучу света. Через центр шара перпендикулярно центральному лучу света проводим линию, которая будет являться большой осью эллипса – контура собственной тени шара (рис. 7, б). Малая ось эллипса всегда перпендикулярна большой, а значит, совпадет с центральным лучом света. По имеющимся осям можно построить эллипс, контролируя его раскрытие (ширину) сопоставлением с натурой (рис. 7, в). Касательные лучи к поверхности шара ограничивают контур падающей тени, который на плоскости обретает также форму эллипса (рис. 7, в). От полученных контуров начинаем тоном лепить форму шара, не забывая основные закономерности распределения светотени, указанные на рис. 7.
    Завершенные тоновые рисунки шаров при различных освещениях показаны на рисунке 11, внизу.

    Рис. 11 – Закономерности построения теней при светотеневой моделировке шара

    Результатом практической работы у вас будет 3 работы: 1. Рисунок куба в различных ракурсах                           2. Тональное решение куба  

    Определение тени при построении геометрических фигур


    pedagogipt.blogspot.com

    Comments

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о