Краски пастельные – что это такое, художественные мелки для рисования и пастельные краски, восковые и другие виды пастели, мягкая и сухая


03.04.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Сухая пастель. Обзор материалов – Ярмарка Мастеров

Я хочу рассказать о своем любимом художественном материале — сухой пастели, и всем, что ее касается. Итак, вы решили, рисовать пастелью, в первую очередь будьте готовы к тому, что обратной дороги уже не будет, вы не сможете просто так с ней порвать, убрать её в шкафчик и забыть про неё… Пастельная пыль на вашем ноутбуке, грязная мышка, руки и все что было рядом, просто не дадут вам этого сделать. Пастель влюбляет в себя сильно и навсегда, но если вас это не пугает, а даже наоборот то, как говорится, вперёд!

История пастели

В качестве самостоятельного живописного средства пастель получила широкое распространение в 18 веке. Мастера пастели 16-17 веков работали в традициях чистого рисунка. Сама мягкая пастель была изобретена в начале 16 века заурядным французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной компании Людовика Х11 в Северной Италии. Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо да Винчи (1452-1519), который использовал пастель для набросков. Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более богатую цветовую палитру. Метод рисования, популярный в 17-18 веках, базировался на «технике трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного мела) и белил, которыми работали на тонированной основе. Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя мелками, постепенно стали дополняться пастелью. Около 1665 года французский художник Шарль Лебрен написал пастелью торжественный портрет Людовика Х!V, скрепив тем самым новое художественное средство печатью королевского благоволения.

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели, стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758). Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она стала очень популярной в Италии и Франции. Пастельные портреты знатных дам в ее исполнении отличались удивительной утонченностью. Художница им ела огромный успех и получала заказы на портреты пастелью со всей Европы. Только в 1720 году, приехав в Париж, она создала за год, как считается, не менее пятидесяти портретов. К тому времени в Париже стараниям и французского художника Жозефа Вивиана (1657-1735) пастель была утверждена в качестве художественного средства для создания портретов, но именно Розальба Каррьера оказала влияние на развитие портретного жанра в этой технике. Слава художницы не утихла даже много лет спустя после ее смерти. В результате к 1780 году в Париже работало уже более 2500 художников-пастелистов. Позже пастель стала излюбленным материалом в руках многих художников — Буше, Левитан, Дега, Бенуа, Серебрякова.

Бумага для пастели

Сегодня выбор материалов для пастели огромен, я постараюсь рассказать о тех, которые облегчают работу с этим материалом и позволяют расширить возможности техники. И начну я, пожалуй, с бумаги. Ее видов очень много, но здесь я напишу только о той, которую уже использовала в своих работах. Как правило, в качестве основы под пастель берут высококачественную тонированную бумагу с фактурной поверхностью, для того, чтобы иметь возможность наносить несколько слоев пастели. Наиболее распространенные марки — Canson Mi-Teintes, Fabriano Tiziano и Lana Colours. Бумага этих трек марок примерно похожа друг на друга, имеет ярко выраженную структуру: сетки, полосы или соты, что дает очень интересные эффекты, её вес от 130 до 160 g/m 2. Кроме всего, бумага Canson имеет обратную гладкую сторону, что позволяет писать на ней в жанре анималистика.

Следующий вид бумаги — бумага c мелким зерном, наждачная (по металлу с зернистостью 600 и 800), Pastelmat от Clairefontaine, Canson Mi-Teintes Touch и Uart. Вес этой бумаги 360 g/m 2. На такой бумаге легко добиться фактурных мазков, красивого смешивания цвета, а также проработки мелких деталей, например шерсти животных. Правда, расход пастели на ней увеличивается и при сильном усердии стирается кожа на подушечках пальцев.

Ну и последний вид бумаги — это Velour от Hahnemuhle (вес 260 g/m2). Это велюровая бумага с длинным ворсом и приятной бархатной поверхностью. Кстати в старину для рисования пастелью как раз использовали некоторые виды шелка, бархат и даже кожу. На эту бумагу хорошо ложится только мягкая и экстра мягкая пастель и она выдерживает очень много слоев и впоследствии пастель с рисунка практически не осыпается.
Вообще пастель очень интересный материал, и им можно рисовать практически на любой поверхности, и добиваться интересных результатов: на картоне, обычной бумаге, коже, бархате и даже асфальте.

Виды пастели

Сразу хочу сказать, что я расскажу только о тех марках пастели, которые пробовала я, и мое мнение на их счет сугубо личное. Пастельный мелок бывает цилиндрической или прямоугольной формы, диаметром обычно 1 см и длиной 9 см или 4,5 см (половинка). Если потереть мелком об основу, то на ней останется слой красочной пыли, которая проникает между волокнами бумаги. Пастельные краски укрывистые, непрозрачные, и их можно смешивать прямо на бумаге, накладывая один тон на другой. Ими можно писать светлым по темному и наоборот. Но главной особенностью пастели является легкость, с которой она растушевывается (обычно пальцем), что позволяет создавать тончайшую игру света и тени. Известные фирмы предлагают широкий ассортимент наборов пастельных мелков, различающихся количеством цветов и оформлением: от картонных коробок с 12 цветами до роскошных наборов в 400 цветов. Также сухая пастель бывает нескольких видов: твердая (hard) и полутвердая (semihard), я использую марку Koh-i-noor, мягкая (soft) — у меня это Rembrandt и Great American, экстра мягкая (extra soft) — Schmincke, ультрамягкая (ultrasoft) и ручной работы (hand made).

Твердая пастель, как правило, выпускается в прямоугольных брусочках, я использую её для предварительного рисунка, подмалевка или когда необходимо провести тонкую линию или штрих, ее ровный край, как раз позволяет это сделать. Из тех, что пробовала я, Derwent более твердая, чем Koh-i-noor. Мягкая пастель — это основная пастель для работы, так как она превосходно растушевывается и позволяет добиться любого задуманного эффекта. У меня это набор 120 цветов Rembrandt и 48 цветов Koh-i-noor. Конечно же цветов всегда не хватает, и я постоянно докупаю отдельные мелки, определенных оттенков. Из последних удачных приобретений — это пастель Remrandt dark colours 15 темных оттенков и 2 набора Koh-i-noor по 12 цветов — серые и земляные тона.

Экстра мягкая пастель обычно служит для финальных ярких штрихов или бликов, так как ее структура перекрывает любой слой пастели. Но также, мне нравится делать ею основной фон картин, он получается идеально ровный, с красивыми мягкими переходами. А также белый мелок экстра мягкой пастели Schmincke является самым белым. Как видно на фото — это тест четырех белых мелков на одном, двух и трех слоях пастели. Первый — это Koh-i-noor soft, второй — Rembrandt, третий -— Koh-inoor extra soft и последний четвертый как раз Schmincke. Он идеален для заключительных бликов.

И отдельно хотелось бы упомянуть еще несколько видов пастели. Pan pastel — эта пастель чем-то напоминает косметические румяна, она упакована в прозрачные круглые баночки и наносится специальными поролоновыми спонжами. Её очень часто используют в портретах и при создании фона.

Блестящая пастель и блестящие мелки фирм Great American и Townsend Terrages, которые тоже можно добавлять в работы, особенно красиво они смотрятся на песке, море и насекомых. Ниже как раз одна из моих работ, где в качестве фона использована Pan Pastel, а блестящими мелками сделаны блики на крыльях шмеля.

Пастельные карандаши

Пастельные карандаши больше используются для реализма в пастели. Это карандаши, грифель которых имеет ту же текстуру, что и пастельные мелки. У них нет четкого разделения по мягкости, но тем не менее они все разные.

DERWENT PASTEL PENCILS — на сегодняшний день это мои любимые карандаши. Они достаточно твердые, что позволяет прорисовывать ими шерсть животных или тонкие линии, у них большая цветовая палитра и ими также прекрасно делать первый подмалевочный слой. Отдельно хотела бы выделить Derwent tinted charcoal pencils — это набор из 24 цветных угольных карандашей, которые я также часто использую в работе, так как уголь более мягкий и позволяет наложить штрихи на уже имеющийся рисунок. Также я использую пастельные карандаши

Koh-i-noor hardmuth «Gioconda» soft pastel — мне они нравятся своей мягкостью и яркими насыщенными цветами. И последнее мое приобретение — это карандаши Stabilo. У них также очень мягкая текстура, но зато очень богатая цветовая палитра.

Наборы пастельных карандашей не отличаются разнообразием цветовой палитры, максимальный набор 84 карандаша есть только у швейцарской фирмы Caran D`ache. Но тем не менее, у разных производителей количество карандашей определенных оттенков и сами оттенки отличаются. Также всегда можно докупить отдельно необходимый цвет, так как смешивать пастельные карандаши нежелательно. И в заключении хотела бы рассказать о самом черном угольном карандаше LYRA Rembrandt и самом белом угольном карандаше марки Generals. Он позволяет сделать идеально белый блик на рисунке. Ниже на фото как раз тест белых и черных карандашей на одном, двух и трех слоях пастели. Белые карандаши, слева направо: Derwent pastel pencil, Derwent charcoal pencil, Koh-i-noor pastel pencil, Cretacolor pastel pencil, Faber-Castell pastel pencil, Stabilo pastel pensil и General`s charcoal pencil. Черные карандаши, слева направо: Koh-i-noor pastel pencil, Derwent charcoal pencil dark, Koh-i-noor charcoal pencil, Stabilo pastel pencil и Lyra Rembrandt.

Дополнительные материалы, хранение пастельных рисунков и маленький секрет

Здесь я хотела бы рассказать о материалах, использование которых, существенно облегчит вам работу с пастелью.

1. Это всевозможные клячки и ластики, они необходимы для удаления ошибок, а иногда и для растушевки пастельного слоя.

2. Растушевки для пастели бывают бумажные (разной толщины) и резиновые, они просто необходимы для мелких деталей, когда палец оказывается слишком велик.

3. Держатель для пастели и пастельного карандаша — вещь, не первой необходимости, но когда у вас заканчивается карандаш или мелок, а картину нужно срочно доделать то без него не обойтись.

4. Наждачная бумага — для заточки мелка.

5. Точилка KW-trio30 Fa — идеальна для пастельных карандашей, позволяет затачивать их очень остро.

Как я уже говорила выше, пастель довольно сыпучий материал, и к хранению пастельных рисунков нужно относиться очень тщательно, если вы не хотите, чтобы ваш рисунок был испорчен. Я не пользуюсь фиксативами для закрепления своих работ, так они часто затемняют картины, а предпочитаю хранить рисунки в наборах с калькой (они бывают формата А4 и А3), это позволяет не бояться того, что рисунок будет испорчен. А в идеале, конечно, прежде чем рисовать пастелью, нужно определиться с размером картины, и подобрать недорогую рамку с паспорту в Икеа, и тогда точно ваш рисунок останется в первоначальном виде.

Ну и в заключении хочу рассказать о небольшом секретике. При использовании пастельных мелков в работе они сильно пачкаются, так как работаете вы руками и разными цветами. Так вот, легко и просто очистить ваши мелки и привести их в первоначальный вид поможет обычная манка. Все что вам нужно это взять небольшой контейнер с плотно закрывающейся крышкой, насыпать в него манку, положить мелки (желательно одного тона и начинать со светлых), плотно закрыть крышку, потрясти в течение минуты и все! Ваши мелки снова чистенькие и готовы к работе.
Как говорил Эйнштейн: «Творчество заразительно. Распространяйте его!». Я надеюсь, что мой обзор заинтересует вас, и вы обязательно захотите попробовать волшебный материал — пастель!

www.livemaster.ru

Пастель краски. Какая пастель лучше

Пастель называют «материалом будущего» недаром. Появился этот удивительный художественный продукт не так давно, но с каждым веком своего существования он становится все более и более популярным. В нашей стране эпоха пастели еще только наступает.

Производство

Слово «пастель» произошло от итальянского pasta — «тесто». И сегодня, как много лет назад, качество готовой пастели напрямую зависит от тонкости помола пигментов, входящих в ее состав, и тщательности замеса «теста», из которого ее делают.
Для того чтобы посмотреть, как делают пастель, я отправилась на бывший комбинат Художественного фонда (ныне ЗАО «Подольск-Арт Центр). Процесс производства пастели выглядит так. Белые и цветные пигменты в виде тонко размолотого порошка замешиваются со связующим (раствором гуммиарабика или какого-нибудь другого водного клея) и другими компонентами. Рецептура довольно сложная, как правило, в состав пастели входит не менее 9-10 различных веществ. Для получения дополнительных оттенков одного цвета в «тесто» добавляют разбеливатели, например, мел. Масса подается в обычную краскотерочную машину, в которой подвергается механической обработке для достижения равномерности распределения компонентов. В Подольске стоят немецкие краскотерочные машины с гранитными и металлическими валами. Графические материалы, в том числе и пастель, растирают на гранитных валах. Процесс растирки долгий, как правило, повторяется 5-6 раз.
Готовое «тесто» поступает в формовочную машину, похожую на большую мясорубку. В отверстие, в которое обычно хозяйки кладут мясо, вручную накладывается жирная цветная масса. На выходе работница подхватывает длинную палочку пастели и укладывает эти палочки на железный противень, смазанный специальным раствором, который не дает палочкам прилипать друг к другу. Если говорить языком производственников, пастель формуют экструзионным методом – продавливанием «теста» через специальные фильеры. Затем, при помощи шаблона пастель на противне разрезается на нужные размеры.
Очень важная часть производства – сушка готовой пастели. Противни складываются в большую железную печь, в которой заранее установлена нужная температура и условия сушки. Температура обычно колеблется от 60 до 80 градусов, пастель сохнет в среднем несколько часов. Толстые графические материалы, например соусы, могут сохнуть и до нескольких дней. Если пастель передержать в сушке – карандаши обгорят и потрескаются, не додержать – заплесневеют в упаковке.
Упаковывают пастель самыми разными способами. Любой художник скажет вам, что пастель лучше всего покупать россыпью – только в этом случае он может подобрать себе те цвета, которые он использует наиболее часто. Любой продавец ответит, что пастель лучше всего продавать наборами – мороки и грязи меньше, а прибыли больше (хотя на этот счет еще можно поспорить). Производители стараются по мере возможностей удовлетворить и тех и других. Так пастель россыпью упаковывается сегодня в бумагу, на которую даже наносится штрих-код, не говоря уже о прочей информации и защите от рассыпания. Пастель в наборах упаковывают как в блистер, так и в картонные коробки и в деревянные пеналы. При этом наборы могут содержать самое разное количество цветов и оттенков. Самый большой набор из 268 цветов в деревянном пенале мне приходилось видеть в «Подольск-Арт Центре».
Заметьте, что практически все операции, применяемые при производстве пастели, производители делают вручную! И так во всем мире. Пастель — очень нежный и хрупкий материал. Даже упаковка в блистерные коробки производится вручную! В любой упаковке обязательно должен находиться паралон или мягкая ткань, предотвращающая рассыпание пастели при транспортировке.

Свойства и виды пастели

О том, что должен знать любой человек, работающий с пастелью, – независимо от того, продавец он или художник, — мне рассказал Геннадий Виноградов, начальник отдела сбыта питерской компании «Олки»: «Меняя концентрацию скрепляющего пигмент клеевого раствора, производители могут изготавливать пастельные карандаши различной твердости. Твердая пастель используется для штрихового рисунка, проработки мелких деталей, обозначения контуров. Для этой цели могут применяться и специальные пастельные карандаши в деревянной оправе. Рисунок, выполненный мягкой пастелью, легко поддается растушевке пальцами, мягкой тканью или специальными инструментами – эстомпами, позволяя переходить к фактуре живописи.
Пастелью работают только по шероховатой поверхности, в углублениях которой удерживаются цветные пылинки пигмента, образующиеся при трении мелка об основу. Чаще всего основой для живописи пастелью служит цветная бумага, бархатная или с тиснением, а также абразивный грунт. Вид основы и твердость пастельных карандашей должны хорошо согласовываться друг с другом.
Пастель — хрупкая живопись. Для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, не позволяющей стеклу касаться работы. Применение фиксирующего лака нежелательно, так как со временем может приводить к появлению блеска.
Однако, при правильном оформлении и хранении, работы, выполненные пастелью, веками могут сохранять яркость, чистоту цвета и живую бархатистость фактуры.
Качество пастели можно определить и самостоятельно. Пастельные карандаши должны отличаться безусловной однородностью фактуры и не должны иметь точечных или штриховых включений более интенсивной окраски, чем карандаш в целом. Кроме того, они должны давать в рисунке сплошную непрерывную линию. В остальном — выбор за художником.
Наряду с традиционной сухой пастелью вызывает интерес масляная пастель, не имеющая сегодня достойных российских аналогов.
Сухая пастель, которую теперь называют мягкой, у различных изготовителей существенно отличается твердостью. Как показывает опыт работы нашей компании, особенно удобны для работы пастельные мелки средней твердости».

Ассортимент. Производители

В советское время пастель производилась только на комбинате Художественного фонда в Подольске. Естественно, что даже такой огромный комбинат не мог обеспечить этим материалом всю стану. Поэтому школа пастельной живописи у нас так и не возникла. Сегодня, при том широчайшем ассортименте, который появился на рынке, возможности у художников самые обширные. Несколько российских заводов производят качественную пастель по вполне доступным ценам. Основной костяк традиционно находится в Петербурге – «Олки», «Аква Колор», «Спектр». Подольский комбинат сегодня преобразован в ЗАО «Подольск-Арт Центр», он по-прежнему принадлежит Художественному фонду. Целью своей работы это предприятие видит производство высококачественной пастели по самым доступным ценам, которые позволили бы творить любому художнику, невзирая на его материальное положение. Кроме того, масляную пастель наборами по 12 и 24 штуки производит «Гамма».
Вот далеко не полный перечень импортных производителей сухой, масляной пастели, а также пастельных карандашей в деревянной оболочке, представленных на нашем рынке: Talens (Нидерланды), Conte (Франция), Schminke (Германия), Lyra (Германия), Faber-Castell (Германия), Stabilo (Германия), Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Daler Rowney (Англия), Caran d’Ache (Швейцария), Apa-Ferrario (Италия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Bosung (Китай), Derwent (Англия), Pentel (Япония), Titi (Корея), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sennelier, Sakura, Crayon.
Остановимся подробнее на отдельных фирмах.

«ПОДОЛЬСК-АРТ ЦЕНТР»

При изготовлении пастели на Подольском художественном комбинате используются светоустойчивые пигменты с минимальным количеством связующего, что и делает пастель сухой. Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 10, 12, 30, 60, 130, 185, 268 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 30 штук включает только основные цвета, а наборы из 60, 130, 185, 268 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутонов, менее интенсивных по цвету, чем основные. Пастель продается также россыпью — она вручную завернута в клеенчатую упаковку, на каждый мелок нанесен номер. Пастель дает очень хорошую растяжку на бумаге и накладывание цветов друг на друга. Если говорить о градации твердости-мягкости, она является средне-мягкой.
Вот что рассказал мне Олег Александрович Воронцов, генеральный директор предприятия, о нынешнем производстве пастели: «Мы добиваемся того, чтобы: а) была хорошая расколировка, то есть набор цветов; б) пастель была мягкая в работе, и при этом карандаши не рассыпались; в) пастель была экологически безопасной. Мы получили гигиенические сертификаты в Госсанэпиднадзоре России и в США, в Калифорнии. В Америке наш продукт имеет высшую категорию экологической безопасности.
Наша цель сегодня такова — давать профессионалам как можно более дешевую качественную продукцию. Цены мы согласовываем с Союзом художников России, с которым постоянно сотрудничаем и по оценке качества продукции. Кроме того, мы работаем с Российской академией художеств, с Международной конфедерацией художников. Устраиваем мини-выставки, на которых художники пробуют наши материалы, тестируют их. Мы сегодня являемся материально-технической базой изобразительного искусства России. Мы – не приватизированное предприятие, которое работает на художников, для художников и принадлежит художникам. Мы являемся экспортерами, нашу продукцию признали за рубежом и охотно покупают. Мы поставляем ее под торговой маркой Yarka, которая объединяет продукцию четырех русских заводов — нашего, «Завода художественных красок», «Гаммы» и «Художественных материалов».

«ОЛКИ»

Пастелью петербургской компании «Олки» можно работать без использования специальных пастельных карандашей, применяющихся для проработки мелких деталей или штриховой техники. При этом растушевка пастели тоже не вызывает проблем. Такая универсальность удобна для работы в любой технике как для профессионалов, так и для начинающих художников и любителей. Особенное значение имеет и точность цветовой гаммы пастели, позволяющая передать любые цветовые нюансы, фактуру и игру света.
Ценны эти свойства пастели в учебном процессе, где сознательное ограничение ассортимента материала способствует концентрации внимания.
При желании, пастель «Олки» можно использовать, как акварельный карандаш, работая по влажной бумаге или размывая пастельный рисунок влажной кистью.
Для пастели «Олки» характерна тонкая градация цветов: от насыщенных до слабоинтенсивных. При большом цветовом разнообразии четкость цветовой гаммы позволяет добиваться выразительности, используя минимальное количество пастельных карандашей. От цветового аскетизма классического рисунка до декоративной яркости некоторых видов пастельной живописи — таков диапазон цветовой гаммы пастели «Олки», заслуженно оцененной как в России, так и за рубежом — эта компания уже много лет является неизменным поставщиком пастели в Германию и Швейцарию.

«АКВА-КОЛОР»

Петербургская компания «Аква-Колор» производит пастель по оригинальной технологии с использованием природных и синтетических пигментов. Пастель «Аква-Колор» отличается мягкостью штриха, легкостью растушевки и хорошим сцеплением с поверхностью, чистотой цветовой гаммы. Использование в составе пастели гуммиарабика позволяет совмещать технику пастели и акварели – размывать пастельные штрихи, добиваясь их прозрачности. «Аква-Колор» выпускает пастель наборами 8, 16, 32, 48 и 64 карандаша. Кроме того, набор 48 карандашей выпускается в деревянной упаковке. Наборы отличаются по цветовой гамме и рассчитаны на начинающих художников и на профессионалов.

«СПЕКТР»

Петербургское предприятие «Спектр» выпускает пастель художественную «Петербургскую». О своем любимом детище рассказывает директор компании Юрий Валентинович Леонов: «Пастель художественная «Петербургская» была разработана нашей научно-исследовательской лабораторией. Ее презентация состоялась 14 июля 1992 года в универмаге «Гостиный двор» в Санкт-Петербурге и в одном из художественных училищ города (лично мне этот день еще запомнился тем, что родилась моя дочь).
Сначала мы выпускали пастель в наборах по шесть карандашей. Это были растяжки всех основных цветов. Можно было собрать «коллекцию» из десяти разных наборов.
Затем, совершенствуя производство и разрабатывая новые оттенки, мы перешли к выпуску больших наборов. Это 9, 18, 36, 54 и 72 карандаша различных оттенков, уложенных в строго определенном порядке. Сначала наборы были в плоских коробках, где карандаши уложены в один ряд по высоте. При этом самый большой набор (72 цвета) получился громоздким по площади, а это неудобно пользователю.
Сейчас мы выпускаем наборы пастели художественной «Петербургской» такого же ряда комплектации в компактном пенально-модульном виде. Например, в том же самом наборе 72 цвета — четыре пенала по 18 карандашей задвигаются в одну коробку и располагаются в ней по высоте. С таким изделием легче обращаться, удобнее брать в руки. А при транспортировании в составе групповой упаковки (в гофрокартонных коробах) карандаши идеально сохраняются, не ломаются, так как в этом случае они расположены вертикально и не испытывают опасных нагрузок.
Наша пастель обладает свойством сохранять присущую ей мягкость во всем интервале климатических факторов. Это обеспечивается составом связующих компонентов. В красящем составе мы постарались максимально использовать природные пигменты с тем, чтобы произведения художников, использующих нашу пастель, жили в веках.
В составе пастели нет мела, нет вредных примесей. Основа, как бы скелет карандаша, состоит из экологически чистого природного материала, физико-химические свойства которого стабильны, что обеспечивает устойчивость всей системы.
Производится пастель на специальном технологическом оборудовании, где все компоненты спрессовываются под большим давлением, образуя однородный стержень.
К преимуществам нашей пастели помимо достаточной прочности при существующей мягкости следует отнести то, что она не «каменеет», пригодна для использования с различными сортами бумаги, имеет хорошее перекрытие цветов, хорошо разносится, не осыпается, может размываться водой, ею можно работать по мокрой поверхности.
Словом, наша пастель востребована рынком. Ею пользуются как начинающие художники, учащиеся (что весьма важно), так и признанные мастера искусств (что весьма почетно)».

KOH-I-NOOR HARDTMUTH

Фирма Koh-I-Noor Hardtmuth производит художественный ассортимент на протяжении более чем 100 лет, причем она была первой, кто ввел в свой ассортимент ряд таких изделий, как мелки Negro, искусственный уголь, графитовые стержни для художественного рисования — сангины и сепии. Фирма всегда руководствовалась девизом: «традиция, качество и прогресс». Ее главное поприще — сухие изобразительные средства, то есть уголь, мелки, графитовые карандаши и цветные карандаши. Ведущей позицией остаются сухие пастели, поскольку требования, предъявляемые к ним, являются самыми высокими. Сухая пастель должна соответствовать критериям светостойкости, чистоты цвета, высокой степени мягкости и однородности, цветосовмещению (смешиваемости цветов) и прозрачности. Пастель должна быть мягкой, но не должна крошиться, она должна оставлять четкий след, но не должна ломаться. Предъявляется целый ряд противоречивых требований к качеству и все их необходимо соблюсти как можно полнее. Для достижения этого каждый производитель обладает своим, очень ценным, ноу-хау. Обладает таким ноу-хау и Koh-I-Noor Hardtmuth.
Компания производит сухие мягкие пастели в 3-х производственных сериях. Самым высоким качеством обладают сухие пастели 8500 Toison d´Or в форме цилиндрического стержня диаметром 9 мм, представленные 120 чистыми цветами, поставляемые как отдельно по цветам, так и в наборах по 6, 12, 18, 24, 36, 48 и 120 цветов, причем самый большой набор упакован в подарочном деревянном двухъярусном чемоданчике. Пастели предназначены для полноцветного рисования с возможностью максимальной растираемости на основе. Для более тонкой прорисовки используются кусочки стержней или же сухие пастели из других серий.
Вторая серия 8560 Gioconda изготовлена в форме брусочков с гранями 7×7 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре основной серии 8500. Эти сухие пастели предназначены для более тонкой прорисовки или для завершающих работ. Меньшее сечение требует более высокой прочности, которая достигается благодаря замене основного носителя. Но это не влияет на способность пастели легко наноситься на основу и оставлять на ней мягкие следы. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.
Третьей серией является 8820 Gioconda в форме деревянного карандаша с диаметром сердечника 4,2 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре серии 8560. Эти пастели предназначены для рисунков небольших размеров или для завершающих работ. Сердечник такой же, как и у серии 8560, он обладает теми же свойствами. Пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 24 и 48 цветов.
Кроме сухих пастелей, фирма производит твердые пастели серии 8100 Gioconda в 48 чистых цветах, которые представляют собой нечто среднее между цветным карандашом и восковой пастелью. Их отличительным свойством являются очень насыщенные плотные непрозрачные цвета, вид которых при их нанесении на основу в конечном итоге создает эффект, близкий к масляной живописи. Рисунок, в отличие от слегка матового рисунка сухой пастелью, в данном случае является слегка глянцевым. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в виде наборов по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.
Последней серией являются масляные пастели серии 8310 Gioconda в 24 чистых цветах. По существу это классические масляные краски с малым содержанием масла, что приводит к их твердой консистенции, так что их можно наносить на основу сухим путем как рисунок и после этого при помощи масла создать картину, написанную как масляными красками.

APA-FERRARIO

Гамма сухой пастели этого итальянского производителя состоит из 100 оттенков, которые могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Благодаря тщательному измельчению самых отборных глин с пигментами высшего качества получается исключительно мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след. Все цвета обладают хорошей светостойкостью и не меняют тона с течением времени. Фабрика Ferrario целиком сохранила традиционную технологию производства этих красок: после экструдирования замеса производится нарезка, и полученные таким образом пастельные краски остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся вручную, что обеспечивает дополнительный контроль над качеством.
Серия масляных пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Серия восковых пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Эксклюзивным представителем фабрик Apa-Ferrario в России является компания «Трест Спецбумснаб».

CONTE a PARIS

Эта знаменитая компания, как вам известно, ведет свою историю с того времени, когда Жак Николя Конте изобрел первый в мире графитный карандаш в деревянной оболочке. Сегодня художественное направление фабрики принадлежит другой не менее известной фирме Lefranc&Bourgeois, которая сохранила на всем спектре выпускаемой продукции прославленное имя Конте. Художественное направление выпускается под маркой Conte a Paris.
Сухая пастель изготавливается из пигмента, мела, каолина и других компонентов. Гамма из 48 основных цветов подобрана с учетом пожеланий художников — недостающие оттенки можно создать самому путем смешивания. Выпускается как в виде мелков, так и в виде карандашей. Карандаши производятся на основе синтетических и натуральных пигментов, каолина, силиконов и связующего (эфир целлюлозы). Они тверже сухой пастели — это сделано для того, чтобы стержень в графитовой оболочке не ломался.
Сухая пастель выпускается круглой формы и ограненная. Последняя позволяет варьировать толщину линии. Хорошо растушевывается пальцами, бумажной скруткой, а также специальной растушевкой.
Выпускается также масляная пастель, также гаммой из 48 основных цветов. Каждый мелок защищен оболочкой, что создает дополнительные удобства для использования. Применять эту пастель можно двумя способами: для создания эффекта прозрачности ее используют с уайт-спиритом, а для получения пастозного эффекта кончик мелка нагревают и в размягченном виде наносят на бумагу при помощи мастихина. Здесь может применяться техника наложения слоев и соскабливания.
На российском рынке компанию Conte a Paris представляет фирма Cosyma.

Автор: Виктория Мозер, Журнал канцелярское дело выпуск №2(78)

Рубрика: изобразительное искусство, материалы для графики, пастель

Пастель Анимализм Пастель Городской пейзаж Пастель Жанровая композиция Пастель Интерьер Пастель Иппический жанр Пастель Мифологический жанр Пастель Морской пейзаж Пастель Натюрморт Пастель Пейзаж Пастель Портрет

www.art-spb.ru

Выбор пастели для начинающих

В настоящее время увлечение творчеством набирает обороты: художественных магазинов становится все больше, а материалы доступнее. В статье мы кратко рассматриваем виды пастели и их свойства.

Читайте также:

 

Наверное, все мы, когда были детьми, изрисовывали альбомы цветными карандашами, рисовали на асфальте мелками. Так вот пастель — это почти те же самые мелки, но более сложные и интересные.

Виды пастели

Пастель делится на четыре вида:

  • сухая;
  • масляная;
  • акварельная;
  • восковая.

 

Самым распространенными являются сухая и масляная пастель.

Мелки или карандаши?

Пастель может продаваться в виде карандашей или мелков. Пастельные карандаши более удобны в использовании: при работе плотный деревянный корпус не даёт испачкать руки. Дерево защищает хрупкую структуру пастели, предотвращая ломкость. К тому же использование карандашей дает возможность проводить более точные и тонкие линии. 

Пастельные мелки более прихотливы. Хранить их необходимо в коробке, с отдельными ячейками. При соприкосновении цвета могут смешаться, что не совсем удобно: приходится очищать мелки, чтобы цвета картины были сочными. Мелками выполняют большие масштабные картины. А точность и гармоничность рисунку придает изящные, тонкие линии хорошо заточенного карандаша.

Какой вид пастели выбрать

Сравнивать масляную и сухую пастель невозможно. Это принципиально разные по технике нанесения и конечному результату материалы.

Масляная пастель создана на основе масляного связующего. Она отличается насыщенностью цветов и мягкостью штрихов. При нанесении такого материала на бумагу его втирают в текстуру, до образования гладкого слоя. Цвета отлично смешиваются, образуя гармоничный и яркий сюжет. Для работы с масляной структурой не требуется дополнительных инструментов, чего не скажешь о сухой.

Сухая пастель капризна и придирчива. При работе с ней необходимо учитывать летучесть нанесенного материала. На поверхности листа образуется пыль, которая легко сдувается (дыханием, вентилятором, и пр). Работать нужно аккуратно. 

Цветовая гамма сухой пастели более прозрачна и воздушна. От нее и пошло название пастельные цвета. Конечно же, все зависит от фирмы производителя, но, как правило, получается легкий и прозрачный рисунок. Для работы понадобятся дополнительные инструменты, например, ватные диски. Они помогут при растушевке рисунка. Можно использовать ватные палочки для растушевки мелких элементов. Ну а для тех, кто в себе уверен, потребуется специальный карандаш-закрепитель. Штрихуя им фрагмент изображения, можно избежать его затирания. Однако после применения такого средства защиты, редактировать часть рисунка будет невозможно. 

Для начинающих художников выбор фирмы-производителя не принципиален. Главное, подобрать материал по душе, чтоб творчество приносило радость!

Не забудьте прочитать статью: Основы рисования пастелью.

masterkrasok.ru

Какие цвета называются пастельными. Пастельные цвета

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Гармония цвета. Пастельные тона

Руководство для создания наилучших цветовых сочетаний
  • Аннотация
  • Глава 01. Введение
  • Глава 02. О пастельных тонах
  • Глава 03. Цветовой круг
  • Глава 04. Сочетания с пастельными тонами
  • Глава 05. Мягкий (красный)
  • Глава 06. Спелый (красно-оранжевый)
  • Глава 07. Карамельный (оранжевый)
  • Глава 08. Леденцовый (желто-оранжевый)
  • Глава 09. Трогательный (желтый)
  • Глава 10. Свежий (желто-зеленый)
  • Глава 11. Спокойный (зеленый)
  • Глава 12. Освежающий (сине-зеленый)
  • Глава 13. Очаровательный (синий)
  • Глава 14. Старомодный (сине-фиолетовый)
  • Глава 15.
  • Глава 16. Оживленный (красно-фиолетовый)
  • Глава 17. Радужный (красный + синий + желтый)
  • Глава 18. Нежный (почти белый)
  • Глава 19. Вдохновение цветом
  • Глава 20. Процентное соотношени красок в цветах

В тонах пастельной гаммы света больше, чем в любых других цветах. Свет здесь изменяется и движется, создавая тончайшие ньансы от светлых и воздушных оттенков до восхитительно возвышенных. Когда пастельные оттенки одинаковой интенсивности взяты попарно или смешаны с бликующим белым на печатной странице или в интерьере, возникает иллюзия увеличивающегося пространства и малые предметы кажутся больше. Пастельные тона — ясное свидетельство связи между цветом и светом. Любые пастельные оттенки гармонично смотрятся с чисто белым. Они также хорошо сочетаются с тем же тоном, но другой интенсивности, естественной гаммой, яркими цветами и с широким диапазоном нейтральных цветов. Чтобы достичь хорошего результата при смешивании пастельных тонов с прочими цветами, достаточно знать всего лишь несколько основных принципов правильного смешения и сочетания цветов.

Давайте рассмотрим цветовой круг, традиционно делящийся на две части — теплую и холодную. Для теплой части цветового круга характерны красные, оранжевые и желтые оттенки, она считается активной и возбуждающей. Холодная часть включает цвета от зеленого и голубого до самых холодных оттенков фиолетового и считается пассивной и успокаивающей. Каждая сторона круга олицетворяет определенный набор эмоций. Основными цветами в живописи являются красный, желтый и синий — пигменты, смешением которых получают все остальные цвета. При смешении двух основных цветов возникают составные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. При смешении основных и составных цветов получаются сложные: красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Поняв структуру цветового круга, можно подбирать гармоничные и естественные сочетания из одного или более цветов, смешивать их и создавать удачные цветовые палитры, не противоречащие законам колористики.

Монохроматическое сочетание пастельных тонов создать несложно, нужно только скомбинировать любой тон пастельной гаммы с его оттенками различной интенсивности. В преднлах монохроматического ряда пастельные тона выглядят особенно гармонично. Различные пастельные тона почти всегда сочетаются друг с другом, легко воспринимаются и радуют душу. Одной из характеристик пастельного тона является его интенсивность. В монохроматическом ряду такие тона варьируют от едва заметных и почти белых до максимально насыщенных оттенков (сминимальной примесью белого). В качестве модели монохроматической палитры можно представить лепестки цветка. Например, лепесток тюльпана, с богатым насыщенным цветом у его основания, постепенно превращающимся в более блеклый оттенок, который бледнеет все больше по мере приближения к кончику лепестка.

Беспроигрышным сочетанием является комбинация трех родственных (соседних) пастельных тонов из цветового круга. Например, попробуйте взять синий сине-фиолетовый и фиолетовый. Вместе со всеми его оттенками и нюансами это трио является современной палитрой, характеризующейся ледяными прохладными тонами, которые гармонируют с теплыми и создают ощущение размеренности и утонченности. Сделайте сочетание более контрастным, объединив любой интенсивный пастельный тон с его прямо противоположным дополнительным цветом на цветовом круге. Используйте цвет, находящийся на цветовом круге непосредственно слева или справа от дополнительного, чтобы создать утонченное сочетание, которое называется сложным.

трудно передаваемая на словах акварельная полупрозрачность самых тонких пастельных оттенков может использоваться для смягчения и усиления нейтральных тонов. Нейтральные свойства различных металлических и древесных цветов в соединении с пастельной гаммой станут очень эффектными, а сами пастельные тона от такого сочетания сильно выиграют. Например, у приглушенного светло-голубого цвета возникают прозрачные сине-серые тона, когда он скомбинирован с цветом «металлик». Этот цвет может также приобрести слегка розоватый оттенок, если его поместить рядом с цветом натурального необработанного дерева или полированной сосны, что придает тому же бледному светло-голубому ощущение уюта современного дома. В сочетании с естественными тонами пастельная гамма создает успокаивающее, сглаживающее и смягчающее настроение. Чтобы добавить пастельной палитре интереса и трепета, в качестве акцентов можно использовать яркие цвета. Пастельные тона являются устойчивым фоном для таких ярких акцентов, как лимонный цвет, например, на фоне цвета топленого молока, что позволяет получить удивительный цветовой контраст, живой и яркий. Используйте все богатство пастельной цветовой гаммы для создания новых успокаивающих и возвышающих дух сочетаний и палитр.

Истинный цвет

Цвет на самом деле — это визуальное восприятие светового луча, отраженного от предмета. Освещение воздействует на наше восприятие цвета разными способами. Искусственное освещение часто придает цвету зеленый или желтый оттенок, в то время как тот же самый цвет при естественном дневном освещении будет казаться чистым и настоящим. Выбирайте и смешивайте цвета в соответствии с той средой, в которой они будут использоваться.

Привет, всем! Предлагаю посмотреть подборку сочетаний пастельного цвета.

Любой цвет вызывает у нас какие-то ассоциации, например, при слово «страсть» большинство людей представит красный, а при слове ревность — цвет зеленый, во всяком случае поклонники Шуберта и Шекспира точно.

«Чудовище с зелёными глазами» называет созданный Шекспиром персонаж ревность. И мельник, ревнуя свою жену в цикле Шуберта «Прекрасная мельничиха», каждый раз повторяет: «Ей мил зеленый цвет…»

Но не будем о грустном, а лучше вернемся к ассоциациям. Какой цвет приходит вам на ум при слове «нежность»?

Думаю не сильно ошибусь, если предположу, что это разные тона пастельной гаммы.

Пастельные тона подобны нежной молочной пенке на кофе капучино и воздушному, сладкому крему. Они образуются если к любому из двенадцати цветов привычного всем нам цветового круга добавить белый цвет. Пастельные тона могут быть практически незаметны для человеческого глаза, а могут наоборот, быть довольно насыщенными. Это зависит от количества белого пигмента, чем больше белого, тем интенсивнее размывается основной цвет.

Добавьте в страстный красный белого и вы получите розовый, цвет юности, застенчивости и свежести. Плесните белила в насыщенно — синий и восхититесь льдистым, холодным как иней голубым. Разбавьте белым зеленый и ощутите вкус фисташкового мороженого.

Согласитесь, очень увлекательное занятие.

А теперь от лирики к суровой прозе жизни. В этой статье вы можете посмотреть и взять для себя на заметку интересные цветовые сочетания пастельных тонов.

Чтобы разобраться в вопросе, какие цвета пастельные, а какие просто принадлежат к светлой цветовой гамме, «посетим» виртуальную мастерску

tehace.ru

Пастель — это… Что такое Пастель?

Пастель

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Разновидности

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов.Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность.При работе с бархатной бумагой можно использовать минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

История возникновения

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

Пастель в русской живописи

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли, почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Это связано, по-видимому, с подъемом усадебной культуры, с вошедшими в моду фамильными портретными галереями. Ведущий мастер этого времени — Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 года Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. На одном из них — «Портрет молодого человека»(1811) — запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.

Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Орловский, обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель «быстрого карандаша» (по выражению А. С. Пушкина). Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов. В 1807 году Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо. Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне, за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 году, подарил «картину в сельском домашнем виде пастельными красками» Александру I. По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею — «Очищение свеклы».

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840—1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко, Наталья Егоровна Макухина («Портрет художника Ковригина»), Петр Алексеевич Оленин («Портрет Ивана Андреевича Крылова»), Павел Петрович Соколов, Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский («Вакханка». 1860).

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а впоследствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея — три пастели мастера: «Хмурый день» (1895) «Долина реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке леса» (1898). Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова («Портрет княгини Мусиной-Пушкиной», 1895). Для «Портрета Елены Павловны Олив» (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева («В ложе»; «Цветущая глициния», 1912) — переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис («Танцовщица в кабаре»,1904; «Цирк», 1905; «В ложе», 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому («Дети в маскарадных костюмах», 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого («Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне», 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства» — Александра Николаевича Бенуа, Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова, Мстислава Валериановича Добужинского, Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее ее практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина — лирические портреты, у Леона Бакста — обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для «Детского базара», 1899), у Александра Головина — эскизы театральных декораций.

Для Зинаиды Серебряковой («Портрет сына Александра», 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также — «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

Художественные особенности

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Литература

  • Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. — СПб.: Издательство «Крига», 2012. — С. 536. — ISBN 978-5-901805-49-7

Ссылки

dic.academic.ru

Пастель (сухая, масляная), твердая краска и мелки

Сухая пастель. 
Пастель — цветные мелки, сделанне из порошкообразного пигмента, смешанного с клеем. 

Пастель изготавливают путем смешения чистого пигмента и инертным наполнителем, например с тальком. (Существует несколько типов масляной пастели; о ней будет сказано позднее). Скрепляются составляющие пастели слабым связующим, обычно трагакантовой камедью, которую выделяют некоторые ближневосточные кустарники. Добавление различных количеств титановых или цинковых белил к чистому пигменту приводит к многообразию тонов каждого цвета; чем больше белил, тем светлее тон. 

Есть два основных типа пастели: мягкая (круглой формы и твердая (квадратной формы). Существуют пастельные карандаши. Они не пачкают рук, работа ими ведется более аккуратно, но их цветовая гамма менее разнообразна. 
   Цветные пастельные мелки можно покупать поштучно и в наборах, где они распределены по цветам как общей гаммы, так и целевой, например ландшафтной. Необходимо использовать специальную текстурированную бумагу для пастели. Затачивают мелки наждачной бумагой. Пастельные штрихи легко смазываются, поэтому нуждаются в закрепителе. Последним надо использоваться осторожно, чтобы цвета не потемнели. 

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Твердая и мягкая пастель часто используется одновременно. Первая подходит для получения крупных цветовых пятен на ранних этапах работы. Если использовать боковые стороны мелка и давить не сильно, эта пастель заполнит все углубление бумажной поверхности, как это бывает в случае с мягкой пастелью, так что получится хорошая основа для последующих слоев. 

Мягкая пастель 
Мягкая пастель используется чаще всего. Она имеет самый широкий выбор цветов и оттенков. Основная часть мелков круглая в сечении и имеет длину 5-8 см. Обычно мелки завернуты в бумагу, что не дает им раскрошиться (некоторые сорта очень мягкие и легко рассыпаются). 

Твердая пастель
Твердые пастельные мелки обычно имеют прямоугольные сечение и не обернуты в бумагу. Их относительная твердость объясняется большим колличеством связубщего, использованного при производстве. В результате пастель меньше крошится. Такие мелки идеальны для линеарных работ, а их боковые стороны можно использовать для покрытия цветом больших участков. 

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Для основы под пастель лучше использовать пастельные карандаши, чем графит, поскольку он жирный и отталкивает пастель, положенную сверху. 


Цвета мягкой пастели выпускаются разных тонов — от светлого к темному. 
Твердой пастелью, ставшей таковой из-за большого количества специальных добавок, пользоваться легче, чем мягкой.


По степени твердости пастельные карандаши находятся посередине между мягкой и твердой пастелью. 


СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Сложная смесь пастельных штрихов смотрится скучно и грязно. Пользуйтесь попеременно пастельными мелками и цветными карандашами, чтобы получить желаемый оттенок. На первом этапе не следует перегружать бумагу цветными слоями, иначе потом сложно будет добавить новые оттенки. 

Масляная пастель и мелки.


Масляная пастель — это цветные мелки, которые скрепляются скорее маслом, нежели клеем, что делает их маслянистыми. Такие мелки бывают и твердыми и мягкими. Мягкие мелки пастели хорошо смешиваются, а твердые применяются для прорисовки деталей. Ими также можно работать в сочетании с растворителем — терпентином или уайт-спиритом. Масляный компонент пастели делает цвета глубокими, при этом они могут быть непрозрачными, полкпрозрачными и прозрачными. Такая пастель производит впечатление масляных красок, не крошится. Масляная пастель не высыхает, поэтому надо использовать закрепитель.
   Масляные мелки — это масляная краска в виде мелков. Нанесенные ими штрихи можно смешивать с масляной краской из тюбиков. Мелки содержат сиккативы и не требуют закрепителя, но невысохшие штрихи легко смазать. 

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Масляную пастель можно накладывать слоями, как и сухую. Поскольку это жирный материал, то текстура бумаги быстро заполняется, поэтому постарайтесь не переусердствовать вначале. 


Масляная пастель меньше пачкается, чем сухая. Приобрести мелки масляной пастели можно поштучно или в наборе. 

kris9tena.livejournal.com

Что такое пастель? | Линтэум

Наиболее знакомое, часто употребляемое в повседневной жизни понятие – «пастельные тона». Каждый, не задумываясь, скажет, что оно означает нежные, приглушенные оттенки. Но спросите у случайного собеседника: «Что такое пастель?»- и, скорее всего, получите лишь общий, расплывчатый ответ: «Пастель-это один из видов изобразительного искусства». Широкой публике пастель гораздо менее известна, чем масляная живопись, акварель или гравюра.

Пожалуй, самое известное произведение, исполненное в технике пастели – знаменитая  растиражированная рекламой «Шоколадница» Ж.Э. Лиотара. Оригинал этого произведения хранится в Дрезденской галерее. Взгляните на нее еще раз (рис.1)

Вы сразу окажитесь в плену ее завораживающего сияния, сразу почувствуете очарование, исходящее от старинных пастелей. В чем же причины этого магического, почти колдовского воздействия старинных пастелей на зрителя? – Конечно, в свойствах применяемой краски и в особенностях техники пастели.

С момента возникновения пастели и почти до конца 18 в. художники сами вручную создавали пастельные краски. Процесс их изготовления был весьма трудоемким. Как правило, пастель в форме сухих красящих мелков изготавливали из увлажненной водой и доведенной до густого, мягкого тестообразного состояния смеси 3-х ингредиентов: пигмента, т. е. красящего вещества, минерального наполнителя (как правило, мела) и небольшого количества связующего средства, в большинстве случаев гуммиарабика. Тестообразную массу прессовали, высушивали и разрезали на бруски. Для рисования пастелью нужна фактурная шероховатая поверхность. Это необходимо для того, чтобы краска могла зацепиться за поверхность попрочнее.  Штрихи пастели, нанесенные на бумагу, пергамент, холст или картон, удерживаются на них чисто механически, ведь связующих веществ, главной задачей которых является закрепление красок в грунте и связывании их друг с другом, в пастели крайне мало. Зато при минимальном количестве связующего частицы красящего пигмента находятся в свободном состоянии. Отражаясь от частиц пигмента и рассеиваясь в разные стороны, свет придает красочному слою особую  лучистость и бархатистость, некую приглушенную матовость и специфическую пастельную мягкость.

Пастель – самая  пленительная, но и самая хрупкая из графических и живописных техник. Она очень чувствительна к неосторожным прикосновениям, мелким повреждениям, легко стирается и осыпается. Исполненные в этой технике произведения столь нежны и сыпучи, что не допускают частого экспонирования, связанного с перевозками.
Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость.

Оказалось, что для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту – окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы.
Практика показывает, что при правильном оформлении и хранении пастель оказывается достаточно выносливой. Это подтверждает состояние хранящихся в музеях Европы старинных пастелей. Более того, благодаря тому, что пастель обходится почти без связующих веществ, она в отличие от масляной живописи с течением времени почти не меняется. Картины, написанные масляными красками, вследствие химических процессов, происходящих в связующих веществах, сильно поддаются воздействию времени, темнеют. Напротив, светоносные, чистые краски старинных пастелей сохраняют свою первоначальную сочность, свежесть, силу и живую бархатистость фактуры.

Итак, пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) – это, во – первых, техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяют для обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике.

Автор: Давыдова Любовь

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц сетях!

Похожие статьи:

linteum.ru

Comments