Картины темперой – Чем хороши краски темперные, и почему их охотно используют современные художники


26.08.2017 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Темперная живопись — Artrue

История техники, описание состава темперных красок, плюсы и минусы данного подхода.

Охота в лесу. Уччелло.

Что такое темперная живопись?

Темпера (яичная темпера) – метод живописи, вытеснивший восковой подход к созданию картин, в свою очередь, сам вытесненный использованием масляных красок. Название происходит от латинского слова «temperare», что дословно означает «смешать в пропорции». В отличие от красок, содержащих воск для связывания цветных пигментов, или масляных красок, в которых связующим элементом являлось масло, темпера основывается на эмульсии воды и яичных желтков, иногда с добавлением небольшого количества клея, меда или молока.

Характеристика

Темперу, как правило, наносят на подготовленную поверхность. Обычно в качестве нее использовали деревянное панно, на которое для создания гладкой поверхности слоями наносилась гипсовая смесь. В отличие от масляной краски, темпера не может быть нанесена толстым слоем, как следствие, она не обладает такой же глубиной. Однако в отличие от красок на основе масла, которые имеют тенденцию темнеть или терять цвет с течением времени, картины, написанные темперой, сохраняют свое первоначальное состояние достаточно продолжительное время. Быстро сохнущий материал после высыхания оставляет гладкую матовую поверхность. Главным недостатком помимо трудоемкой работы с тонкими слоями является то, что при применении темперы невозможно достичь глубокого и насыщенного цвета.

Портрет Жиневры. д’Эсте.

Происхождение

Техника темперной живописи, вероятно, возникла в далекой древности. К сожалению, из-за меняющейся среды, грабежей, катаклизмов и других негативных факторов ни один пример классической греческой темперной живописи не сохранился. Тем не менее, многочисленные работы с применением данной техники дошли до наших дней из древнего Египта. Известно, что это было популярным изобразительным средством в римском искусстве.

История

Оплакивание Христа. Мантенья.

После распада Рима и наступления Темных веков темпера постепенно вытеснила энкаустику, став основным средством иконописи, в том числе и в России, где она осталась знаковой формой искусства в Средние века. Кроме того, большое распространение это направление получило в Ирландии и Западной Европе.

Святая троица. Рублев.

Несмотря на древние корни, темперный метод больше связан со средневековым европейским искусством и периодом подъема сиенской школы живописи, а также ранним Возрождения. В это время темперная живопись была стандартным решением при работе с панелями и использовалась вплоть до начала Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.

Весна. Боттичелли.

Одним из первых мастеров, попробовавших создавать работы и маслом и темперой был Леонардо да Винчи. Не редкостью в то время было использовать сочетание этих приемов. Темпера, благодаря своим особенностям, использовалась в качестве быстросохнущей грунтовки, а с помощью масляных слоев труд полностью завершался. Сочетание темперы и масла, кстати, было в корне неправильным с технической точки зрения решением, из-за которого сейчас «Тайная вечеря» находится в крайне прискорбном состоянии – более ужасном, чем выполненные в традиционной технике работы Леонардо.

Тайная вечеря. В этой работе Да Винчи использовал сочетание темперы и масляных красок.

Темпера в 19-20 века

После почти четырех сотен лет забвения, темперная живопись начинают использоваться некоторыми известными мастерами, такими как Уильям Блейк, Джорджо де Кирико, Эдвард Мунк, а также группой прерафаэлитов.

Эндрю Уает. Мир Кристины.

artrue.ru

Техника живописи темперой

Темпера это не только термин краски, но и специальная техника живописи, которая  известна практически с самого начала творческой деятельности человека. В наше время термин темпера ограничивается только краской, в состав которой входят связующие эмульсии (водные суспензии в масле или масло в воде). 

Конечно, масло и вода, в принципе, не дают никакой связи, поэтому необходимо наличие эмульгаторов — различные смеси, в ​​том числе природного происхождения. Следует признать, что темпера занимает промежуточное положение между акварелью и маслом, а результаты, полученные с его помощью также характеризуется вышеуказанными методами. Очень важно, что вы можете рисовать темперой в качестве маркера на различных поверхностях. Эта краска также  может быть использована как в станковой или полихромной живописи и нанесении рисунков на стены. Стоит помнить, что техника темперы не ограничивается яичной темперой, к которой большинство из нас относят  этот вид краски, методов создания темперы много, и их название зависит от связующего вещества:

  • яичная темпера
  • темпера жирная
  • казеиновая темпера
  • темпера смоляная и т.д.

 На самом деле, выбор  типа связующего зависит от того, нужно ли вам приблизиться к визуальным эффектам масла или акварели. Стоит помнить также, что если вы добавляете в  яичную темперу воды для того, чтобы разбавить ее, то легко получить прозрачный слой, подобный акварельному эффекту. Когда мы имеем дело с жирной темперой — результат мы получим похожим на масло. Кроме того, иногда бывает трудно отличить темперу от масла, особенно когда готовую работу покрывают дополнительно слоем лака. Эмульсионные связующие, которые используются при подготовке темперной краски имеют неограниченное количество комбинаций и способов их получения. Есть некоторые твердые рецепты, но состав темперы в значительной степени, в дополнении к связующему, определяет способ и технику живописи.

В настоящее время, мы не можем дать четкое определение той или иной темпере, и есть только несколько свойств, которые отличают методы создания краски друг от друга и являются специфическими для различных типов, которые в значительной степени зависят от используемого в них клея.

Техника написания работ темперой характеризуется:

  • Изысканными линиями
  • Люк (бар) способ живописи
  • Живопись методом глазури или покрытия
  • Невозможность рисовать мокрый-по-мокрому (шелушение краски, из-за ограниченной мощности связующего)
  • Очень быстрая сушка
  • Отсутствие тональных изменений, вызванных течением времени
  • Отсутствие влагостойкости
  • После высыхания краска остается гибкой — это предотвращает растрескивание

 

Техника темперной живописи чрезвычайно сложный процесс, который дает хорошие результаты в финале. Независимо от типа темперы (того какая эмульсия используется) существует три типа живописи:

Подмалевок— система живописи, состоящая из постепенного нанесения на картину света и тени (а иногда и наоборот). При использовании этого метода, темпера имеет внешний вид похожий на масляную краску, но является более интенсивной и менее скучной на вид. Для подмалевка лучше всего подходит казеиновая темпера. Это потому, что для того, чтобы покрыть готовую работу лаком, краска должна иметь сильное связующее. В дополнение к основе, эмульсии также должны применяться в соответствии с техникой живописи — жирный раствор с низкой впитывающей. Стоит отметить, что в живописи темперой, картину, в отличие от масляной живописи, покрывают лаком для  защиты  от влаги. Следует иметь в виду, что слой лака не должен быть слишком толстым, потому что вы можете затемнить картину, а также может подчеркнуть все неравенства картины.

Лазурирование— техника, напоминающая способ работы с  акварелью. Он основан на создании картин при помощи прозрачных тонов, которые накладываются слой на слой. Картины, выполненные темперой в технике лазурировнаия значительно отличается от работ, при создании которых использовался метод подмалевок. В этом случае можно использовать все типы эмульсий, которые растворимы в воде, учитывая, что и подложка, и раствор должен быть абсорбентами. Поглощающее свойство последних позволит надежно закрепить более нижние слои краски. Данный метод живописи технологически  можно использовать как для достижения эффекта глазури, так и для создания непрозрачных слоев. Такой прием используется в основном в декоре стен, плакатов, конструкций и эскизов.

 

Подмалевок-лазурирование, смешанная (комбинированная) технника — это самый распространенный способ живописи темперой. Он сочетает в себе два предыдущих способа живописи. Первое нанесение осуществляется с помощью непрозрачного слоя краски, в то время как остальные тона изображения дополняются глазурироваными или полупрозрачными слоями. Здесь стоит вспомнить старый принцип, который заботится об эстетике работы — место с теплой цвета земли должна быть холодной — и наоборот. Это интересная техника, которая опирается на сочетание в пределах темперной краски подмалёвка картины и финальной отделки картины. Стоит помнить, что подобная техника далеко не новая, пусть второе ее возрождение и пришлось на ХХ век, но первые упоминания о ней находятся в записях, датированных еще пятнадцатым веком. Смесь двух техник дает ряд интересных возможностей. Первый слой темперы следует наносить относительно быстро,  также быстро он сохнет, чего нельзя позволить себе при работе с маслом. 

Конечно, вопрос о быстром высыхании краски является и отрицательной чертой. С одной стороны, это дает возможность быстрого творческого процесса, с другой — делает невозможным сделать несколько этапов работы над картиной. Тем не менее, есть способ, чтобы замедлить процесс сушки — просто добавьте небольшое количество глицерина, сахара или меда. Заметим, однако, что если добавить слишком много этих веществ, они ​​могут вызвать процесс развития деградации.

Темпера сохнет определенным образом, как правило, без блеска. Изменение тона при сушке является одной из трудностей в живописи темперой, так что вы должны предварительно поставить темные тона или использовать связующее, которое не разводится в воде.

Лучшие результаты получаются с применением глазури, тонким слой краски для финишного покрытия. Этот метод труден в исполнении, и становится стабильным, устойчив к погодным условиям только тогда, когда клей и затирка будут приготовлены должным образом. Холстом для этой техники может быть практически любой субстрат, не обязательно дерево, которое было самым старым и самым используемым типом холста.

www.moy-portret.ru

Темпера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.

Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами). При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медленно твердеющих яичных масел (которым

ru.wikipedia.org

Темперная живопись

Темперная живопись – одна из древнейших техник, которая использовалась для  рисования. Начало ее использования относят к началу времен, но действительно широкое распространение темпера получила в Византии.

Свое название этот вид живописи получил от наименования краски – темпера. В основе этого слова латинское temperare, что значит «смешивать». Технология производства этой краски приблизительно заключалась в следующем. Пигменты растирали с водой и высушивали. Далее их смешивали с  яйцом, разведенным клеем, уксусом, вином или пивом.

Структура темперной краски позволяла рисовать на стенах, а также на дереве и железе. Для долговечности изображения в темперную краску могли добавлять клей или смолу.

Техника рисования темперой заключалась в последовательном нанесении нескольких слоев. На подготовленную поверхность наносили легкий слой краски. Сначала художники обрисовывали контуры, изображали окружающую обстановку, природу, одежды. Изображения людей прорисовывались на заключительном этапе. При этом, в темперной живописи было очень важно, чтобы каждый из слоев хорошо высох, иначе последующие могли расплываться.  К счастью структура красок позволяла им сохнуть очень быстро. Поэтому работа художника над изображением шла практически непрерывно.

Византийская техника получила широкое распространение в Западной Европе. Ее популярность относится к 16 веку, хотя во многих странах темперой пользовались вплоть до 19 века. Особую популярность этот вид красок имел у иконописцев и оформителей храмов. Структура краски позволяла создавать лаконичные и долговечные изображения на стенах.

 

Темперой писали многие великие  художники эпохи Возрождения. Микеланджело, Корреджо, Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие, до появления масляной живописи, рисовали темперными красками. Со временем слои краски стали смешивать, переходы от одного слоя к другому стали более текучими. Таким образом,  художникам удавалось высветлять отдельные части своих картин, делать акценты, и играть со светом и тенью. Со временем лики святых становились более выразительными, за счет создания оттенков, румянца, особых тонов, с помощью которых изображались тела, не только живые, но и мертвые.

Многие образцы темперной живописи хранятся сегодня в лучших музеях мира. Эта техника сыграла большую роль в процессе становления живописи, оставив след в творчестве многих знаменитых художников.

www.letopis.info

Живопись современной темперой

Живопись чистой темперой

Современная темпера не требует особых правил и приемов в живописи, а потому предоставляет живописцу полную свободу в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно сред­невековой темпере, но также допустимо и жирное пастозное письмо и притом в такой мере, которая совершенно неприемлема в масляной живописи. Здесь не существует никакой обязатель­ной системы в порядке нанесения слоев красок, как то имеет место в масляной живописи. Правда, практика работы темперой установила и здесь известные приемы живописи, но они служат лишь для облегчения труда и более легкого достижения искомых результатов; прочность живописи от них совершенно не зависит.

Приемы живописи новой темперой разнообразны.

Если хотят выдержать живопись в светлой гамме и, кроме того, использовать прозрачность красок, то ведут работу на бе­лом грунте, на котором, установив рисунок, начинают писать жидкими и водянистыми красками, делая подмалевок во всех частях картины, и только после этого переходят постепенно к пастозным краскам. Пастозно начатая живопись и притом в слишком темных тонах затрудняет впоследствии переход в светлый тон.

Иногда делают подмалевок в серых тонах и добиваются над­лежащего тона с помощью лессировок, которые могут иметь здесь широкое применение, хотя они здесь ложатся не так тон­ко, как в масляной живописи.

Моделировка форм в этой технике представляет, разумеется, большее затруднение, нежели в масляной живописи, но при из­вестной практике и навыке она удается вполне, так что не застав­ляет прибегать к штриховке. Если же пользоваться штриховкой форм, то это еще больше облегчает дело.

Темпера, как сказано выше, не требует для своей прочности особых правил и приемов в живописи, но, будучи самостоятель­ным видом живописной техники, располагающим своеобразным материалом, она требует, конечно, своеобразного подхода к себе для лучшего выявления своей силы, красоты и других особенно­стей. Вот почему матовую темперу, не предназначенную для покрытия лаком, следует выполнять таким образом, чтобы, по воз­можности, использовать светлую гамму красок, значительно свет­лее той, которая обыкновенно фигурирует в масляной живописи, так как темные краски матовой темперы, не будучи прозрачны­ми, лишены красоты, между тем как гамма светлых тонов очень красива. В матовой темпере следует избегать также нанесения однообразных слоев корпусных красок, а пользоваться в этом отношении разнообразием, сопоставляя то корпусно, то жидко нанесенные краски, через которые просвечивает нижележащий грунт, придающий своеобразную прелесть живописи темперой.

Изображая тело, лучше всего поступать таким образом: по тщательном выполнении рисунка на белом грунте формы тела моделируют или чистым ультрамарином, или черной, или зеле­ной не слишком яркой краской, пользуясь темперой как аква­релью, т. е. избегая примеси в них белил и нанося чистые белила только в бликах. Подготовленное таким образом тело лессирует­ся затем прозрачным тельным тоном, после чего уже приступа­ют собственно к живописи. Такой прием изображения тела (а также и других предметов) особенно продуктивен в декора­тивной живописи.

Так как главная трудность живописи темперой заключается в быстром высыхании красок, которые после этого становятся неподвижными, то облегчения живописи можно достичь в том случае, если высыхание их будет замедлено или, еще лучше, вовсе приостановлено на время работы.

На этом основании можно предложить следующий прием живописи, который неоднократно имел применение на практике.

Плотный холст, лишенный всякого грунта и проклейки, по выполнении и закреплении на нем рисунка обильно смачивается водой и оставляется на некоторое время провянуть. После этого приступают к живописи, которую ведут по сырому холсту, под­держивая все время влажность с обратной его стороны. Описан­ным способом можно в один прием раскрыть всю небольшую плоскость картины и установить прочно формы, так как краски темперы в этом случае не будут уступать в подвижности масля­ным краскам. Живопись, выполненная этим приемом, нисколько не уступает по тонкости переходов из тона в тон масляной жи­вописи.

Ввиду того, что краски темперы изменяются в известной степени при высыхании, особенно в темных тонах, приступая к продолжению начатой работы, омачивают водой все написан­ное, что облегчает попадание в начатый тон и задерживает высы­хание вновь наносимых красок.

Чтобы свободно владеть темперой, нужна достаточная прак­тика в живописи, особенно в живописи водяными красками (кле­евой, акварельной и т. п.), так как живописцу, еще малоопытно­му, темпера может представить непреодолимые затруднения.

Смешанный способ живописи

Часто произведения, начатые темперой, заканчиваются ино­го состава красками. Многие живописцы только подмалевыва­ют темперой свои картины, а заканчивают их, прописывая или частично, или на всем протяжении масляными красками. Такой прием живописи следует считать вполне рациональным, так как он упрощает масляную живопись, не принося ей никакого вреда. Пользующимся этим приемом живописи следует иметь в виду, однако, следующее.

Краски темперы совершенно не изменяют своего тона даже по истечении большого промежутка времени, тогда как масля­ные краски с течением времени заметно темнеют; вот почему, заканчивая темперу масляными красками, нельзя не придержи­ваться известной системы, так как при неправильном совмеще­нии этих двух способов живописи может обнаружиться впослед­ствии дисгармония в тонах картины.

Если темпера служит лишь подмалевком для масляной живо­писи, то она вся почти равномерно записывается масляными красками, и потому в данном случае нельзя ожидать никаких нежелательных последствий для живописи. Другое дело, когда почти законченная темпера частично прописывается масляными красками. Здесь следует быть осторожными и не забывать, что мазки масляных красок, брошенные то здесь, то там, впослед­ствии будут отличаться от общего тона живописи.

Вместо обыкновенных масляных красок следует в таких слу­чаях пользоваться масляно-лаковыми и просто лаковыми крас­ками, которые близко подходят по тону к краскам темперы, крытым лаком, и не темнеют от времени.

Покрывание темперы лаком

Произведения, исполненные темперой, имеют приятный мато­вый тон, который по красоте своей превышает тон матовой мас­ляной живописи. Матовая темпера предназначается для стен, де­коративных панно и т. д., в станковой же живописи обыкно­венно принято покрывать темперу лаком, под которым краски ее получают глубину, прозрачность и интенсивность тонов; кроме того, он является ее защитой от пыли и других видов загрязненная.

Так как и при правильном выполнении живописи краски тем­перы могут иметь неоднородную плотность или известную степень рыхлости, а, следовательно, и большую или меньшую про­ницаемость для таких препаратов, как лаки, то во избежание по­темнения темперы от лака применяют предупредительные меры. Они заключаются в том, что живопись, прежде всего, раскрыва­ют теплым 4%-ным раствором желатины, которая придает крас­кам однородную плотность и совершенную непроницаемость для лака, ложащегося в этом случае на плоскость картины подобно стеклу. Лак, изолированный таким образом от живописи, может быть удален без всякого вреда для последней, так как раство­рители лака не растворяют желатины.

Желая сохранить темпере ее матовую поверхность, ее вместо лака, придающего ей блеск, покрывают глютином, применяемым с той же целью в масляной живописи. Но плотная темпера мо­жет оставаться и без всякого лака, так как при загрязнении ее можно промывать чистой водой, не боясь нанести вред живо­писи.

Все лаки, применяемые для покрытия масляной живописи, вполне пригодны и для темперы.

Палитры и кисти

Для живописи темперой служат специальные палитры, так как те, которыми пользуются в масляной живописи, в данном случае непригодны.

Их изготовляют из жести и оцинкованного железа, т. е. мате­риала, который не ржавеет. Каждая из них имеет для красок достаточно углубленные луночки и металлический стаканчик для воды. По краям палитры снабжены бортиком, не позволяющим стекать жидким краскам с палитры.

Все сорта кистей, применяющиеся в масляной живописи, при­годны и для темперы, но волос их должен быть длиннее, так как только при этом условии они могут набирать в себя достаточное количество краски.

Заключение

Закончив описание новой темперы, ее свойств, состава и пр., не будет излишним подвести итог положительным и отрицатель­ным свойствам этого способа живописи.

Положительные свойства темперы таковы.

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отно­шении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.

  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.

  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченны­ми излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изме­няет своего тона с течением времени.

  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы умень­шаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, ос­таваясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается не­определенное время, что неблагоприятно отражается на проч­ности живописи.

Важнейшими недостатками темперы являются:

  1. быстрота высыхания красок и

  2. изменение тона при высыхании красок.

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отри­цательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Ко­нечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом пере­дача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким обра­зом, новая темпера не только отвечает стилю современной живо­писи, но, можно смело сказать, создана для него.

studfiles.net

Живопись современной темперой

Современная темпера не требует особых правил и приемов в живописи, а потому предоставляет живописцу полную свободу в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно средневековой темпере, но также допустимо и жирное пастозное письмо и притом в такой мере, которая совершенно неприемлема в масляной живописи. Здесь не существует никакой обязательной системы в порядке нанесения слоев красок, как то имеет место в масляной живописи. Правда, практика работы темперой установила и здесь известные приемы живописи, но они служат лишь для облегчения труда и более легкого достижения искомых результатов; прочность живописи от них совершенно не зависит.

Приемы живописи новой темперой разнообразны.

Если хотят выдержать живопись в светлой гамме и, кроме того, использовать прозрачность красок, то ведут работу на белом грунте, на котором, установив рисунок, начинают писать жидкими и водянистыми красками, делая подмалевок во всех частях картины, и только после этого переходят постепенно к пастозным краскам. Пастозно начатая живопись и притом в слишком темных тонах затрудняет впоследствии переход в светлый тон.

Иногда делают подмалевок в серых тонах и добиваются надлежащего тона с помощью лессировок, которые могут иметь здесь широкое применение, хотя они здесь ложатся не так тонко, как в масляной живописи.

Моделировка форм в этой технике представляет, разумеется, большее затруднение, нежели в масляной живописи, но при известной практике и навыке она удается вполне, так что не заставляет прибегать к штриховке. Если же пользоваться штриховкой форм, то это еще больше облегчает дело.

Темпера не требует для своей прочности особых правил и приемов в живописи, но, будучи самостоятельным видом живописной техники, располагающим своеобразным материалом, она требует, конечно, своеобразного подхода к себе для лучшего выявления своей силы, красоты и других особенно-стей. Вот почему матовую темперу, не предназначенную для покрытия лаком, следует выполнять таким образом, чтобы, по возможности, использовать светлую гамму красок, значительно светлее той, которая обыкновенно фигурирует в масляной живописи, так как темные краски матовой темперы, не будучи прозрачными, лишены красоты, между тем как гамма светлых тонов очень красива. В матовой темпере следует избегать также нанесения однообразных слоев корпусных красок, а пользоваться в этом отношении разнообразием, сопоставляя то корпусно, то жидко нанесенные краски, через которые просвечивает нижележащий грунт, придающий своеобразную прелесть живописи темперой.

Изображая тело, лучше всего поступать таким образом: по тщательном выполнении рисунка на белом грунте формы тела моделируют или чистым ультрамарином, или черной, или зеленой не слишком яркой краской, пользуясь темперой как акварелью, т. е. избегая примеси в них белил и нанося чистые белила только в бликах. Подготовленное таким образом тело лессируется затем прозрачным тельным тоном, после чего уже приступают собственно к живописи. Такой прием изображения тела (а также и других предметов) особенно продуктивен в декоративной живописи.

Так как главная трудность живописи темперой заключается в быстром высыхании красок, которые после этого становятся неподвижными, то облегчения живописи можно достичь в том случае, если высыхание их будет замедлено или, еще лучше, вовсе приостановлено на время работы.

На этом основании можно предложить следующий прием живописи, который неоднократно имел применение на практике.

Плотный холст, лишенный всякого грунта и проклейки, по выполнении и закреплении на нем рисунка обильно смачивается водой и оставляется на некоторое время провянуть. После этого приступают к живописи, которую ведут по сырому холсту, поддерживая все время влажность с обратной его стороны. Описанным способом можно в один прием раскрыть всю небольшую плоскость картины и установить прочно формы, так как краски темперы в этом случае не будут уступать в подвижности масляным краскам. Живопись, выполненная этим приемом, нисколько не уступает по тонкости переходов из тона в тон масляной живописи.
Ввиду того, что краски темперы изменяются в известной степени при высыхании, особенно в темных тонах, приступая к продолжению начатой работы, смачивают водой все написанное, что облегчает попадание в начатый тон и задерживает высыхание вновь наносимых красок.

Чтобы свободно владеть темперой, нужна достаточная практика в живописи, особенно в живописи водяными красками (клеевой, акварельной и т. п.), так как живописцу, еще малоопытному, темпера может представить непреодолимые затруднения.

www.ukoha.ru

Темперная краска в живописи

До эпохи Возрождения, темперные краски довольно широко использовались как художественный материал. Изображения, написанные этой техникой, были обнаружены еще в период Древнего Египта. Все картины Микеланджело, дошедшие до нас, также сделаны при помощи этого материала. Только после изобретения масляной живописи темпера постепенно стала терять свои лидирующие позиции. Художники стали предпочитать масляные краски из-за новых эффектов, которые они предлагали.

Несмотря на ведущую роль масляной живописи, темпера популярна и сегодня. Чаще всего её можно найти на иконах. Наиболее распространенная форма техники при рисовании человека — яичная темпера (когда яичный желток смешивают с краской). Это дает сочную яркость цвету и делает его более блестящим и долговечным. Кроме того темперу разбавляют водой,  вследствие чего она сохнет достаточно быстро. При рисовании такой краской потребуется подходящая бумага или деревянная доска, краски, кисти и вода в качестве растворителя. Применять цвета  можно как в чистом виде, так и в смешанном. Помимо этого достаточно интересно сочетать цвета с цветными листами основы.

Преимущества и недостатки

В использовании по своим характеристикам темпера напоминает что-то среднее между гуашью и маслом. Но в отличие от гуаши, в исправлениях и многослойной живописи, верхний слой как бы растворяется в нижнем, сливается с ним, давая глубокое тональное изображение.  Темпера никогда не придаст  картине такую насыщенность, как масло, но зато может передать глубину изображения.  При рисовании портрета темперной краской следует иметь в виду, что этот материал не является гибкими, как масло и акрил. Эта краска быстро высыхает и здесь достаточно сложно достичь таких градиентов, как в масляной живописи. Если рисовать сильно разбавленной темперной краской, можно достичь эффекта акварели.

Ввиду того, что краска не сильно впитывается основой, даже в процессе работы, в то время когда краска еще влажная, вы получите реальное представление о цветах и с легкостью можете достичь желаемого цвета.

Темпера отличный выбор, если вы хотите добиться декоративного эффекта картины.

Техники рисования

Существует несколько техник написания картин темперными красками: можно рисовать по мокрой — влажной бумаге. При этом сами краски наносятся практически без добавления растворителя — воды. Существует техника нанесения на сухую бумагу красок, сильно разбавленных водой. Другой способ живописи темперной краской «сухой на сухой» означает, что и листья сухие, и краски практически сухие — только слегка разбавленные водой.

Особенностью живописи темперой является нанесение краски в несколько слоев на соответствующую основу. В то время как сохнет первый слой, что занимает некоторое время, нужно подготовить краску для второго, затем снова ждем пока все  хорошо высохнет и наносим третий, четвертый и так далее, пока не достигнем желаемого эффекта. Продолжительность времени ожидания зависит от толщины слоев.

Есть различные тонкости при рисовании темперой, и художники используют множество усилителей цвета, кондиционеры, ароматы, кремы, даже яичный желток. Для достижения дополнительного блеска и легкости нанесения льняным маслом смазывают картон или деревянную дощечку, так же его добавляют в саму краску. Помимо придания блеска пейзажу, натюрморту или портрету человека, такая хитрость имеет и свои недостатки. Масло значительно замедляет высыхание слоев, поэтому, если уж используете его, то старайтесь добавлять в очень малых количествах. Сначала оно находится в жидком состоянии, но по мере высыхания становится липким, а затем затвердевает быстрее. Кроме того, дополнительные слои таких красок должны наносится только на хорошо высушенный нижний. Если прежний слой не просушить как следует, то по завершении работы, мы получим изображение с растрескавшимися верхними слоями.

Некоторые из старых мастеров, чтобы придать наибольший контраст своей работе, помимо льняного масла добавляют еще и немного воска. Но это особая техника, требующая особого владения краской.

www.moy-portret.ru

Comments