Как рисуют эскизы дизайнеры одежды – Курс «Азбука рисования для дизайнера одежды»


17.12.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Как рисуют модельеры

Дизайнер одежды обязательно должен уметь хорошо рисовать, ведь иначе ему никак не донести свою идею до зрителя, какой бы яркой она ни была в его воображении. В университетах будущие модельеры изучают рисунок наравне с другими дизайнерами и иллюстраторами, но им нужно освоить и некоторые специфические приемы: модные коллекции рисуют по своим законам.

Читайте также:

Разумеется, дизайнер должен уметь изображать человеческую фигуру, но обязан он также уметь и грамотно ее стилизовать. Пропорции на модных эскизах утрируются: если в реалистически изображенной фигуре человека умещается около восьми ее голов, то на эскизе модельера их будет уже девять. Ноги рисуются преувеличенно длинными, голову изображают несколько меньше натурального размера, а детали – такие, как лицо, пальцы и т.д. – лишь условно намечают. В целом фигура модели должна выглядеть максимально тонкой, вытянутой и изящной, поэтому дизайнеры не стесняются изображать талии тоньше рук, а ноги в два раза длиннее тела. Тем не менее, важно соблюдать меру и сохранять определенную гармонию. Стилизация должна работать на задумку художника, а не просто бездумно извращать изображение. Позы должны быть естественными, а руки не должны спускаться ниже колен. Модель на рисунке должна походить на эфемерную фею, возвышенное существо, а не на странное насекомое.

 

 

Одежда важнее человека

Гораздо точнее модельеры подходят к изображению одежды. Дизайнер обязан верно передать свойства ткани – на рисунке трикотажная юбочка не должна «стоять колом», а джинсы блестеть, словно атласные брючки. Одежда должна быть продумана и сидеть по фигуре уже на рисунке. Все элементы декора изображаются схематично на основном эскизе, а затем подробно прорисовываются на отдельных листах. Нередко фигурки украшают эффектными прическами, которые, возможно, воплотят и на самом показе.

Важно обозначить основные складки: одежда, как любая ткань, склонна драпироваться, и если забыть об этом, рисунок будет смотреться неестественно. Не следует забывать и о правильном наложении теней – «как в жизни». К эскизу будущего костюма подходят со всей серьезностью, ведь без него не будет и новой коллекции. Эскиз помогает продумать все детали будущего изделия, и одновременно является инструкцией по его созданию.

 

 

 

Впрочем, эскиз одежды – не только вспомогательное средство, но и способ самовыражения дизайнера в качестве художника. Многие модельеры отказываются от современных технологий и предпочитают рисовать «по старинке» – карандашом, тушью и красками. По их словам, именно так они чувствуют, что по-настоящему творят…

masterkrasok.ru

6 настольных книг дизайнера

Специально для вас мы подготовили подборку интересных и полезных книг по темам технического рисунка одежды и fashion-иллюстрации!

Самые нужные и популярные книги, которые пригодятся как любителям, так и профессионалам в индустрии моды!


1. «Technical Drawing For Fashion (Portfolio Skills)» Автор Basia Szkutnicka.

Данная книга является одним  из основных и лучших пособий по техническому рисованию одежды в школах дизайна и колледжах по всему миру. Она предлагает простые методы создания технического рисунка одежды, которые пригодятся тем, кто создаёт модели одежды от руки, и тем, кто использует графические редакторы, например Adobe Illustrator.

Книга состоит из двух частей.

В первой части изложена информация о техническом рисунке одежды, как и где он используется, как его грамотно построить.

Во второй части книги представлено более 600 технических рисунков различных видов одежды, стилей и конструктивно-декоративных элементов. Технические рисунки показаны рядом с фотографиями специально изготовленных макетов моделей одежды различных силуэтов и объёмов. Это позволяет установить взаимосвязь между трехмерной одеждой и двухмерным рисунком.

Книга на английском языке, но благодаря обилию иллюстративного материала информация не сложна для понимания.

В комплект книги входит CD-диск, на котором вы найдете около 30 шаблонов технических рисунков моделей из книги, разработанных в Adobe Illustrator.

Книга входит в серию «Portfolio Skills (Fashion & Textiles)» издательства «Laurence King Publishing», 2010. - 224 с.


2. «Technical Drawing for Fashion Design» Автор Alexandra Suhner Isenberg.

Издание состоит из 2 томов и представляет собой пособие по созданию и применению технического рисунка в индустрии моды.

В первом томе:

  • Подробно объясняется, как используется технический рисунок в индустрии моды – в спецификациях, каталогах, портфолио, трендбуках, журналах.
  • Представлено, как грамотно построить технический рисунок – c чего начинать, какой шаблон фигуры выбрать, рассказано о конструктивных линиях на шаблоне.
  • Предлагаются пошаговые инструкции, как создать технические рисунки для различных видов женской одежды.

Второй том книги содержит каталог более 800 технических рисунков женской одежды и может служить источником вдохновения для создания собственных эскизов и моделей. Каждый рисунок снабжен кратким описанием. В комплект издания входит CD, в котором собраны все представленные модели одежды.

Информация изложена на английском, французском и испанском языках. Материал настолько подробно проиллюстрирован, что воспринимается легко и без перевода на русский язык.

Издательство «The Pepin Press» Amsterdam & Singapore, 2012. - в 2-х т.


3. «Fashion Details: 4000 Drawings» Автор Elisabetta Kuky Drudi.

Издание представляет собой каталог, в котором собраны рисунки более 4000 моделей женской одежды.

Оригинальные цветные и черно-белые рисунки изделий и декоративных элементов одежды представлены на фигуре человека. В рисунках моделей одежды точно переданы форма и силуэт, грамотно отражен замысел дизайнера, подробно прорисованы все детали.

Создаётся впечатление, будто все оригинальные элементы моделей с мировых подиумов собраны в одном каталоге.

Книга послужит незаменимым источником вдохновения! 

Пояснения к рисункам даны на  английском, испанском, французском и португальском языках. Перевода на русский язык нет, но это совершенно неважно, потому что каждая страница - это великолепные рисунки. Книга будет бесценной помощницей для дизайнеров, иллюстраторов, модельеров одежды.

Издательство «Promopress», 2013. - 384с.


4. «Компьютерное проектирование в дизайне одежды» Авторы: Бадмаева Е.С., Бухинник В.В., Елинер Л.В.

В данном учебном пособии для вузов показаны возможности компьютерной графики для промышленного дизайна одежды.

В книге вы найдете этапы проектирования промышленной коллекции, приемы создания технического рисунка одежды, спецификации для промышленного производства, графической конфекционной карты модели.

Из пособия вы узнаете, как создавать авторское портфолио, что входит в его структуру, как работать над концепцией и стилем. Дана классификация видов тканей, способы создания рисунка (принта) на ткани с помощью компьютерных программ, добавление цвета, текстуры и орнамента в технический рисунок, показана работа дизайнера с пиксельной и векторной графикой.

В книге много полноцветных иллюстраций - это примеры работ.

Также вы найдете пошаговые инструкции по использованию фильтров в Photoshop, техники фотомонтажа, по включению цвета и текстур в технический рисунок в CorelDRAW.

Издательство «Питер», 2016. - 190 с.


5. «Технический рисунок. Специальность «Дизайн костюма». Автор Н.Р. Бикташева.

Издание представляет собой учебно-методическое пособие для студентов вузов. В нём последовательно изложен материал, который позволяет видеть и рисовать модель одежды в трёхмерном измерении на манекене и фигуре человека.

Книгу условно можно разделить на три части:

  • Первая часть пособия, познавательно-историческая, рассказывает, как возникла мода и зачем нужен технический рисунок.
  • Во второй части, теоретической, подробно и наглядно рассказано об анатомическом строении человеческого тела, его пропорциях. Представлено как грамотно нарисовать драпировки, рассказано о систематике цветов, тонах и оттенках, характеристиках цвета, контрасте и роли цвета в композиции костюма.
  • Третья часть, практическая, содержит пошаговые упражнения по построению трёхмерных технических рисунков проектируемых моделей одежды на фигуре человека.

Книга содержит цветные и черно-белые иллюстрации в виде методического руководства к практическим заданиям. Она будет полезна тем, кто интересуется дизайном и учится рисовать технический рисунок на фигуре человека.

СПб.: Издательство «Планета музыки», 2016. – 152 с.: ил. (+вклейка 16 с.)


6. «ФЭШН-иллюстрация. Вдохновение и приемы». Автор Анна Кипер.

В книге раскрываются приемы изображения моделей одежды как энергичной и эмоциональной композиции, даны рекомендации по созданию эффекта движения фигуры, облаченной в одежду.
Каждая страница книги – это красочная иллюстрация с небольшим описанием.

В издании представлено изображение женской, мужской, детской фигуры в движении, отдельных ее деталей (лицо, руки, ноги), изображение одежды разных стилей на фигуре человека, аксессуаров, технических рисунков одежды, композиции на странице. Даются приемы изображения фактур текстиля, многослойности одежды, прозрачных материалов, сложных цветных узоров, фактур разных материалов и отделки.

Каждый раздел в книге несет в себе оригинальные идеи, и увлекательные нюансы, поэтому книга будет незаменимым пособием по фэшн-иллюстрации и отличным примером для передачи вашей индивидуальности и творческого самовыражения

Издательство «Попурри», МИНСК, 2017. – 144 с. Перевод с англ. издания «FASHION ILLUSTRATION (Inspiration and Technique) 2011 г.

www.fine-craft.ru

О важности эскизов / Как стать дизайнером одежды / ВТОРАЯ УЛИЦА

Встретилась интересная статья о модных эскизах. Под катом.


ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН
Дизайнер не имеет права потакать собственным желаниям. Он должен стараться создавать коммерчески жизнеспособную одежду. В этой статье и  в последующих публикациях этого раздела, рассказывается о том, как разработать единую коллекцию и спланировать линию одежды, предоставляя покупателю максимальный выбор. Вы узнаете, как приспособить дизайн под нужды и специфику целевого клиента, научитесь работать в рамках бюджетных и сезонных ограничений. Статья также посвящена вопросам эффективного использования цветовой палитры в коллекции, работе с тканью и созданию желаемых силуэтов.

Чтобы добиться коммерческого успеха, дизайнеры (например, Джон Гальяно) должны разработать такую коллекцию, которая вызвала бы у покупателя взволнованный интерес к разнообразию выбора.
 
Создание единой коллекции
Модные дизайнеры разрабатывают целую серию связанных между собой идей, которые помогают создать ряд моделей, способных функционировать не только по отдельности, но и в качестве коллекции.Добиться единства помогает последовательное применение таких важных факторов, как цвет, форма, дизайн ткани и пропорция. Именно последовательное развитие идей позволяет дизайнеру мыслить всесторонне и извлекать максимум пользы из каждой концепции.Практика и опыт научат вас не довольствоваться первой же идеей, что пришла в голову, а скрупулезно разрабатывать целую серию связанных между собой образов. продвигаясь от начального этапа и осваивая новые пути творчества, вы вскоре сможете удивится результату.Создаваемая вами коллекция естественным образом образует единое целое, так как сложится из похожих смежных объектов.Вы поймете, что придумываете не отдельные вещи, которые не имеют отношения друг к другу, а скоординированную линию одежды.В этом процессе важно научится не стесняться думать вслух и выражать себя на бумаге.Это означает, что вы должны без смущения записывать свои идеи и делать эскизы для серии моделей.Полюбите свои черновики.Чистый лист бумаги часто внушает страх, и начинающий дизайнер начинает так переживать из-за внешнего вида черновых набросков, что сам процесс создания моделей уходит на второй план.С практикой вы обретете уверенность и станете более спокойно относится к потоку своих идей. Помните: вы всего лишь развиваете свои мысли, а не стремитесь создать шедевр.Качество исполнения черновиков не имеет значения, они предназначены только для вас, их никто не должен оценивать.Единственное, что действительно важно, — с их помощью разобраться в изобилии идей.Чтобы не воспринимать черновики слишком серьезно, используйте более прозаичный способ самовыражения — дневник.В нем вы можете сочетать наброски с журнальными вырезками.Можно также всегда носить с собой блокнот, чтобы записывать или зарисовывать идеи по мере их возникновения.Со временем вы поймете, какой способ подходит именно для вас.
Характерные детали — Чтобы добиться единство коллекции, можно использовать декоративные детали Разный характер деталей отделки добавляет разнообразия коллекции, построенной на основе единой темы.
 
Мысли вслух на бумаге — Эта страница с набросками — хороший пример того, как планировать линию на бумаге. Не переживайте, если самые первые рисунки слишком неаккуратны

Важность набросков
Пора начать мыслить как настоящий дизайнер! Качество ваших набросков зависит от того, насколько вам удастся расслабиться и перестать беспокоиться по поводу чужого мнения о них. Помните: вы пока еще не создаете финальные эскизы и даже не пытаетесь рассказать о своих идеях кому-то еще. Вы всего лишь излагаете свои мысли на бумаге. Если вид чистого листа вас пугает, попробуйте составить список слов и зафиксировать в них свои мысли. Для начала определите облик потенциального покупателя и тип одежды, который вы могли бы для него разработать, с помощью таких прилагательных, как «изысканный», «женственный», «округлый», «мягкий» и так далее. Тогда вы уже не будете так бояться приступить к рисунку. Модели на набросках можно рисовать объемно (на схемах фигур) или используя двухмерную схему. В любом случае обязательно соблюдение пропорций.
ПРОЕКТ
Выберите тему и приблизительно определите первые идеи для модели одежды, особенно внимательно задумавшись над тем, что вдохновило ваше исследование. Остановитесь на самой главной идее и развивайте ее, используя блокнот. Вспомните самые первые визуальные образы и сделайте серию зарисовок, меняя в каждом новом рисунке один элемент. В результате получится серия вариаций на тему.
ЦЕЛЬ

  • Создать серию моделей, складывающихся в коллекцию.
  • С помощью черновых набросков развить первоначальную идею.
  • Разработать индивидуальный стиль.
  • Оценивать идеи по мере работы, отбирать лучшие модели.
 
ПРОЦЕСС
Хорошенько подумайте о цветовой палитре, текстурах, формах, узорах ткани, символике. Запишите идеи на бумаге словами или в виде быстрых зарисовок. Развивая самые удачные идеи, выполняйте наброски моделей одежды в блокноте. Лучше взять блокнот с полупрозрачной бумагой: так вы сможете видеть одну модель поверх другой (если вы работаете фломастером не нажимайте на него слишком сильно, чтобы цвет не протек). Вырвите из блокнота лист с готовым наброском и подложите его под чистый, на котором вы сможете совершенствовать предыдущий дизайн. Делайте множество вариаций, с каждым новым рисунком меняя какой-то элемент и шаг за шагом выстраивая серию связанных между собой моделей. Таким образом вы действительно станете думать как настоящий дизайнер, создающий  единую коллекцию. Ваша цель — примерно 20 черновых набросков. Во время работы не забывайте о том, что вдохновляло  вас в самом начале. Осмотрите все рисунки разложив их рядом (можете скопировать страницы 6локнота   и разложить рисунки в линию, если нужно). Выберите для портфолио пять лучших моделей.
Остановитесь на тех, которые наиболее точно отражают источник вдохновения и складываются в коллекцию.Затем эти наброски можно усовершенствовать, чтобы создать законченные эскизы.
Разнообразие форм — Сначала исследуйте различные формы одежды, используя двухмерные схемы и не забывая о своей цели: создать коллекцию из разнообразных видов одежды, но воспринимающуюся при этом как единое целое.

 
Работа со схемами фигур — Перенося двухмерные схемы моделей на схемы фигур, можно яснее представить пропорции и очертания одежды.Техника наслоения — Рисуйте в блокноте, изображая одежду на фигуре или, как показано здесь, в виде двухмерной схемы. Прослеживая, как модели наслаиваются одна поверх другой, вы сможете развивать идеи, сохраняя при этом общность силуэта.
 
 
 
Разные ракурсы — Модель должна быть представлена не только спереди, поэтому подумайте также о виде сзади.
 


Самооценка
 
• Удалось ли вам записать идеи на бумаге достаточно уверенно, без стеснения?
• Отошли ли вы от первоначального источника, создав уникальный дизайн, или пошли по очевидному пути?
• Выбрали ли вы лучшие из черновиков?
• Формируются ли пять отобранных моделей в единую коллекцию?
Создание набросков — важный элемент творческого процесса дизайнера, особенно если он хочет наделить коллекцию характерным единым стилем. Наброски нужны, чтобы все связанные между собой идеи об источнике перенести на бумагу. Лишь после этого можно объективно оценить эти идеи и решить, какие из моделей лучше всего будут смотреться в коллекции и должны быть использованы на следующей стадии проекта. Как видно из представленных примеров, удачные наброски одежды функционируют самостоятельно, но при этом хорошо координируются с набросками других моделей, так как их объединяют общие элементы дизайна. У представленных моделей схожие детали и силуэт, однако каждая из них интересна и уникальна сама по себе. Детализированная разработка идей на пути от черновика к конечному эскизу делает прогресс в дизайне моделей, благодаря чему коллекция не копирует источник, а обретает своеобразный характер.
 
Креативная основа — Как всегда, успешная разработка идей подкрепляется четко подобранной цветовой палитрой и коллажем, развивающим общую тему (в данном случае — азиатскую).
 
 
Общая тема — На этих рисунках модели выглядят как единая коллекция: их объединяет азиатская тема и элементы (воланы, силуэт, цветовая гамма).
 
 
Первые зарисовки — Сначала в наброске определяются силуэт и пропорции, декоративные детали добавляется в него позже.Оформление идеи — Конечные эскизы представляют силуэт моделей в более западном варианте, но сохраняют тонкую связь с азиатской темой набросков.Разнообразие способов — любую идею, например драпировку мягкой ткани, можно применить для  модели одного и того же силуэта разными способами.
 
Орнамент, цвет, силуэт — Единый облик эскизом придаст орнамент и цвет ткани а также расклешенный силуэт моделей.

 
 

Источник

PS вообще-то эти тексты из книги по дизайну костюма — она  у меня тоже есть, и тут у нас ее сканы были но название сейчас не вспомню. В «Источнике» от себя добавили только пару фото!

secondstreet.ru

КАК РИСОВАТЬ ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ... 1000+ идей на тему: Модные Эскизы в Pinterest

Для чего нужно рисовать эскиз одежды, какова его цель — постараемся направить вас в нужном направлении! Только так можно научиться рисовать тело, а за тем уже эскизы одежды. Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве. Одежду можно закрашивать маркерами, чернилами или красками. Рисую эскиз бедренных костей. Рисуйте одежду уверенными штрихами. Группа Эскизов Одежды — создана для творческих личностей.

В мире моды дизайн новых моделей, до того как их выкроят и пошьют, представляют в виде нарисованных от руки эскизов. Нарисовать эти позы проще всего, они позволят показать дизайн одежды в полном объеме. Обратите внимание, что когда вы разрабатываете дизайн одежды, вам не нужна пропорциональная модель, потому что вы демонстрируете именно одежду, а не ваше умение хорошо рисовать человеческую фигуру.

Оживите в памяти мысли о том, как одежда облегает живого человека, и перенесите воспоминания на вашу модель. Научитесь рисовать складки, морщинки и загибы. Аккуратно закрасьте одежду в те цвета и тона, которые вы задумали. Когда работаете над затенением и текстурой, представляйте, как модель в вашей одежде движется вам навстречу под светом софитов по подиуму.

Рисуйте! Всматривайтесь в движения тел по фотографиям. Благодаря опыту у вас уже будет память рук, и нарисовать фигуру в одежде для красивой подачи уж точно сможете. У меня заказчицы в основном от 58 до 70 размера и мне очень сложно нарисовать эскиз, чтобы предлагаемый мною вариант выглядел презентабельно.

Как нарисовать одежду карандашом поэтапно

Это вызвает полный восторг, потому что сразу понятно, что получишь в итоге. Ну и несомненный плюс: эскиз сразу говорит о том, что Вы — профессионал. В этой публикации я хочу познакомить вас с моими работами – с моими эскизами. Короче говоря не воровать Эскизы!!!!!!!!!

Я набросала эскиз волос. Когда рисуете волосы, необходимо помнить о том, что не нужно идеально вырисовывать их. Волосы развеваются и имеют тенденцию к спутыванию в пряди (пряди, а не группы). Я в общем обрисовала одежду, не забывая о том, что одежда должна быть также изогнута как и обруч (как волосы и огонь) — все вместе это придает целостность рисунку. Это краткий урок, описывающий процесс как я создаю эскиз, воплощаю свои идеи в рисунок.

Рисуем одежду и аксессуары

Сначала вы делаете набросок — фигуру в виде модели, которая служит основой рисунка. Выберите твердый карандаш (лучше всего с маркировкой Т), чтобы им делать легкие, контурные штрихи, которые будет легко стереть. Такие штрихи или заметки не будут вдавливаться в бумагу и оставлять на ней следы, что удобно, если вы потом захотите закрасить рисунок.

Решите, какую позу выбрать для дизайнерского эскиза. Как новичок, вы можете начать с самой распространенной позы — нарисуйте стоящую или идущую по подиуму модель. Рассмотрите альтернативные способы создания эскиза. Хорошо, если вы можете нарисовать собственный набросок, так как он позволит вам продемонстрировать новую модель одежды именно так, как вам хочется. Просто поместите кальку поверх модели, которая вам понравилась, и очертите ее контур.

Это самая первая линия на вашем рисунке, она будет служить центром тяжести вашей модели. Это основа рабочей модели, а теперь можно нарисовать пропорциональный рисунок. Представьте, что набросок, который вы сделали, это «скелет» модели. Учитывая выбранную для модели позу, наклоните квадрат влево или вправо.

Начинаем рисовать набросок

Как и в настоящем человеческом теле, плечи должны быть того же размера, что и бедра — самая широкая часть тазовой области. Обычно изображают плечи и бедра, отклоненные в разные стороны, такое положение называется у дизайнеров контрапосто или противовес. Сделайте набросок шеи и головы.

Когда дорисуете шею, сделайте набросок головы, она должна быть пропорциональна телу. Чем больше голова, тем моложе выглядит модель. Можете стереть тот овал, который вы нарисовали в самом начале для изображения головы. Верхушка каждого бедра должна быть примерно той же ширины, что и голова. Щиколотка должна быть шириной в одну четвертую ширины головы.

Попытайтесь проиллюстрировать текстуру ткани, которую вы рисуете, сделайте ее гладкой или грубой, плотной или мягкой. Прорисовывайте узоры. Если в вашем дизайне присутствуют ткани с узорами, очень важно точно продемонстрировать, как они будут выглядеть на модели. Начните с прорисовки контура узорчатой одежды, например, юбки или блузки.

Вас, потому что это курс из 15 простых и наглядных уроков, которые полезны тем, кто уже работает с одеждой и доступны тому, кто впервые взялся за карандаш

Теперь можно стереть линии, которыми вы прорисовывали форму тела и пометки, которые вы делали карандашом. На таком рисунке изображают нерельефные очертания одежды, словно ее разложили на плоской поверхности. Плоские рисунки надо делать в масштабе. Не стоит детально прорисовывать лицо, если только ваш дизайн не предполагает какой-то специфический макияж, который должен соответствовать одежде.

Прежде всего, пожалуй, расскажу, как училась рисовать я, раз уж набралась смелости вообще писать об этом. Художественного образования у меня нет ни начального, ни завершенного. Есть два направления рисования: академическое и fashion. Академический рисунок предложит вам стандартную схему рисования человеческого тела, в которое помещается «8 голов».

Положите кусок материи, которую вы хотите использовать в вашей модели одежды, рядом, так вам будет легче рисовать. Вы хотите улучшить или развить навыки конструирования, рисования эскизов моделей, схем и чертежей одежды. В дополнение к модному эскизу можно нарисовать схематичный. Возможно вы уже рисуете эскизы, но хотите придать им «профессиональный лоск». Или делаете первые шаги в мире дизайна одежды: хотите рисовать как профессиональный дизайнер, но не знаете с чего начать.

Что еще написала Аманта:

  • Клапан для унитаза: выбор, установка, ремонт Рекомендованный уровень воды в бачке – 4-5 см до края емкости. Арматура сливного бачка состоит из двух основных элементов – сливного и впускного клапанов. При наполнении бачка, до […]
  • ИНФЕКЦИИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ВИРУСОМ varicella-zoster Герпетические инфекции представляют собой группу инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами герпеса человека. Ветряная оспа представляет собой первичную инфекцию, вызываемую вирусом […]
  • Рак органов Метастазы в регионарные лимфоузлы при тубулярном раке отмечаются в 44 % больных (Летягин В.П.и соавт. Редкие формы рака молочной железы. Рак молочной железы – распространенное […]

amanfertul.ru

Comments