Как нарисовать убранство русской избы – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода | скачать бесплатно


26.10.2018 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Конспект,презентация по изобразительному искусству на тему Убранство русской избы (5 класс)

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Автор: Борисова Надежда Георгиевна, учитель ИЗО

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия: Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая модель: Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока:

Для учителя. 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

  1. Орг. часть – 1-2 минуты.

  2. Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

  3. Рассказ учителя «Быт крестьян».

  4. Практическая работа. Рисование интерьера избы.

  5. Итог 1 урока.

  6. Работа в цвете.

  7. Итог 2 урока

I.Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

рис. 3. Русская печь

-какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится:

«Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол, красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место –

духовный центр дома. В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

  • От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

  • Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати. На полатях спали дети.

  • Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

  • Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

  1. Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.

а) б) в)

VI. Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

  1. Что представляет из себя внешний вид избы?

  2. Какой основной материал использовался при строительстве избы?

  3. Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

  4. На какие зоны был разделен интерьер избы?

  5. Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

  6. Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII. Продолжение практической части — рисование интерьера в цвете.

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

  1. Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

  2. Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

  3. Стекла в окне – серым.

  4. Мебель – следующим оттенком коричневого.

  5. Далее раскрашиваются предметы быта.

  6. Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

  1. Что вам хотелось показать в своей работе?

  2. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

  3. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

  4. Применяли вы в своих работах законы перспективы?

  5. Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя. Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX. Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

infourok.ru

Урок по изо на тему «Убранство русской избы»

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII

класс.

Тема рассчитана на два урока

Автор: Борисова Надежда Георгиевна, учитель ИЗО

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия: Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая модель: Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока:

Для учителя. 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

  1. Орг. часть – 1-2 минуты.

  2. Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

  3. Рассказ учителя «Быт крестьян».

  4. Практическая работа. Рисование интерьера избы.

  5. Итог 1 урока.

  6. Работа в цвете.

  7. Итог 2 урока

I.Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

рис. 3. Русская печь

-какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол, красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

  • От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

  • Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати. На полатях спали дети.

  • Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

  • Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

  1. Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.

а) б) в)

VI. Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

  1. Что представляет из себя внешний вид избы?

  2. Какой основной материал использовался при строительстве избы?

  3. Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

  4. На какие зоны был разделен интерьер избы?

  5. Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

  6. Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII. Продолжение практической части — рисование интерьера в цвете.

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

  1. Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

  2. Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

  3. Стекла в окне – серым.

  4. Мебель – следующим оттенком коричневого.

  5. Далее раскрашиваются предметы быта.

  6. Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

  1. Что вам хотелось показать в своей работе?

  2. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

  3. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

  4. Применяли вы в своих работах законы перспективы?

  5. Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя. Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX. Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

gigabaza.ru

Урок №3 Убранство русской избы.

Конспект урока по теме:

«Внутренний мир русской избы»

«__»____________20

Цель: познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие о духовном и материальном в доме.

Оборудование:

Зрительный ряд:презентация с изображением интерьера русской избы; репродукции иллюстраций к сказкам с изображением печи «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «По щучьему велению». Видеофильм «Внутреннее убранство русской избы», репродукции с изображением прялки, люльки, русской печи, кухонной утвари.

Литературный ряд: Л. Мей. В низенькой светелке …

Музыкальный ряд: песня «В горнице моей», русские народные напевы.

Материалы: формат А4, простой карандаш.

Практическая работа: изобразить фрагменты интерьера избы с основными предметами.

Ход урока

1. Активизация внимания учащихся

2. Актуализация опорных знаний.

По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

Изба – святилище земли,

Изба – питательница слов.

4. Практическая работа.

5. Анализ работ, рефлексия.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Просмотр презентации

Н. Клюев

Славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна. Верили, что Бог прорубил окна, дабы впустить свет, и тому же научил человека. Поэтому в избах не прорубалось одно окно, ведь у человека два глаза. Однако предпочитали нечетное число – традиционно русские избы имели по фасаду от трех до пяти окон; внутри было светло, хоть окна делались небольшими.

Внутренний мир крестьянской избы тоже был наполнен символами и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный?

В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни.

Перед печкой, в так называемом бабьем куту, то есть на кухне, полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты.

У печи, так же устраивали деревянные настилы – плати, на них спали. Печь заботилась о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяла материальный центр дома.

А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды? (женщина)

Поэтому эту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить здоровья, счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами и нарядными цветами из крашенной стружки.

Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Под потолком укреплялись полавочники с утварью. Посудная утварь расставлялась на этажерках и посудных шкафах – горках. Все украшалось резьбой и росписью.

Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Младенческие колыбели были сплошь дощатые и берестяные, их часто нарядно расписывали цветами, фигурками животных и птиц.

В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Женщина долгими зимними вечерами трудилась за ним.

Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями.

У большинства крестьян редко была какая – то еще мебель – у всех практически одно и то же. И все таки почти у всех это опять же разное, хоть чуточку, но разное, так же как избы снаружи, непременно нарядное и красивое.

Какие два центра были в избе?

Зачем люди украшали окружающие их предметы?

Зачем людям красота?

Просмотр видеофильма

Практическая работа.

Изображение интерьера избы с основными предметами быта.

(звучит народная мелодия)

Анализ работы

Выставка работ учащихся.

Домашнее задание.

Значение слов прялка, рушник

multiurok.ru

Презентация — Внутреннее убранство русской избы

Слайд №2
землянка
полуземлянка
Слайд №3
В чем особенности русской избы?
Слайд №4
Как строили русскую избу?

«Всем миром» — ?
«Рубили» — ?

Слайд №5
1.Зачем люди украшают свои жилища?
2.О чем может рассказать декор крестьянской избы?
Слайд №6
Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

Фасад – лицо избы
Причелина
Полотенце

Слайд №7
Фасад – лицо избы, окна – ее глаза.
Слайд №8
Крестьянский дом — словно маленькая Вселенная, символизировал связь человека с космосом. Докажите.
Слайд №9
«Русская изба» приглашает…
Слайд №10
Нужно подумать..
Что такое семья? Какой была семья у наших предков? Почему?
Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ?
Каково значение слов:
ИНТЕРЬЕР, ИЗБА, КУТ, БАБИЙ КУТ, КРАСНЫЙ КУТ, КОНИК, СТОЛЕШНИЦЫ, ПОЛАТИ, ПОЛАВОЧНИКИ, ЗЫБКА?
Сколько работ у русской печи?
Каково убранство кухни?
На чем спали крестьяне?
Чем освещали дома наши предки?
Слайд №11
Как жили наши предки?
«…У русских есть семейства из пяти и шести женатых братьев, которые с женами и детьми живут в одной избе или на одном дворе; все заодно работают и все повинуются или старшему мужчине (деду, отцу, брату). Все невестки в послушании у одной старшей или у самой матери их мужей. Таким образом, в избе помещается несколько поколений…»
Австриец A. Лизек
Слайд №12
Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой.
Слайд №13

Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ?
Догадлив крестьянин, на печи избу поставил
Слайд №14
Мать толста, дочь красна, а сын под облака ушелПечь – душа всего дома
Слайд №15
Истба – истопка – из-топить

Курная изба – без труб, топились «по-черному».

ПРООБРАЗ РУССКОЙ ПЕЧИ

Слайд №16
Русские печи появились в начале XV века.
Слайд №17
Русская печь. 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.
1
2
3
4
5
6
Слайд №18
Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей
Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей до 200°C и часами хранит тепло (температура, которая требуется для выпечки хлеба).
Русская печь
Слайд №19
В чём «РАБОТА» русской печи?
 отопление   
приготовление пищи
«спальня»
хранение вещей
сушка лука
держали под опечком кур зимой
«парилка-лечебница»   (больного ребенка, на некоторое время, засовывали   в протопленную печь на лопате) 
Слайд №20
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»
Слайд №21
В богатых домах печи покрывали изразцами. «Изразить» – по-древнерусски значит «украсить».
Изразец
Слайд №22
Изразцы были недешевы. Каждая плитка стоила столько же, сколько 20–30 килограммов ржи. Раскрашивали их мастера, используя красные, синие, белые, желтые и зеленые цвета.
Слайд №23
«Бабий кут» — ?
Планировка крестьянского дома определялась углами
Кут — старинное название угла.
Угол напротив печи был кухней и назывался «бабий кут» или «поварня».
Отгораживалась загородкой или занавеской.
Слайд №24
«Бабий кут»
«Царство» хозяйки и «большухи», жены старшего сына.
Вдоль стены стоял или подвешивался ящик для посуды — «залавок», а наверху от печи тянулась широкая полка — «грядка».
Слайд №25
На полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.
Слайд №26
Слайд №27
Пряха
Слайд №28
Слайд №29
Слайд №30
Чесалка для пряжи
Слайд №31
Слайд №32
Вальки
Слайд №33
Светец
Лучина
Слайд №34
Полотенца
Для праздничного убранства использовались полотенца.
Слайд №35
За столом сидели на лавках и скамьях.
Стучать по столу считалось грехом.
Самовар всегда держали горячим .
Слайд №36
Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага. Нанести ему обиду — значило нарушить уважение к святыне избы, этого первоначального храма.
Даже враг, преступник, прибежавший к очагу, оставался   неприкосновенным, потому что пролить кровь в избе представлялось самым ужасным грехом.
Слайд №37
Красный угол — ?
Слайд №38
Слайд №39
Красный угол, располагался по диагонали от печи и был почетным местом в избе.
Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада.
Позднее рядом с иконами размещали и фотографии родных и близких.
Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.
Место за столом в КРАСНОМ УГЛУ считалось наиболее почетным. Туда усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы — новобрачных.
В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.
Слайд №44
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Слайд №45
В доме чистота и порядок.
Стол, лавки и пол скребли косырями. Сжигая веточку можжевельника, устраняя неприятные запахи. Летом пол устилали соломой, листьями березы, полевыми цветами или травой, а зимой – ельником; позже стали покрывать домоткаными половиками.  
Хозяин ухоженного дома пользовался особым уважением.
Слайд №46
Слайд №47
Слайд №48
Фонарь
В сенях
Слайд №49
Убранству кровати придавалось большое значение. Использовали покрывала, подворы, горы разного размера подушек и кружевные накидки.
А в такой люльке-«зыбке» наши прапрабабушки укладывали спать своих деток. Традиционно на Руси мать готовила дочери в приданое постель.
Слайд №50
Слайд №51
Что узнали?
Что такое семья? Какой была семья у наших предков? Почему?
Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ?
Каково значение слов:
ИНТЕРЬЕР, ИЗБА, КУТ, БАБИЙ КУТ, КРАСНЫЙ КУТ, КОНИК, СТОЛЕШНИЦЫ, ПОЛАТИ, ПОЛАВОЧНИКИ, ЗЫБКА?
Сколько работ у русской печи?
Каково убранство кухни?
На чем спали крестьяне?
Чем освещали дома наши предки?
Слайд №52

volna.org

Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников.

Качкаева Наталья Васильевна, МОБУ СОШ №5, г.Благовещенск РБ, учитель ИЗО

Конспект урока по ИЗО «Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников» для учащихся 5 классов.

Конспект урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему:

«Убранство русской избы.

Рисование по представлению наличников»

по программе Б.М.Неменского.

Тема

Убранство русской избы.

Рисование по представлению наличников.

Педагогическая цель:

Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно-декоративной композицией.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Знать основные понятия «причелина», «полотенце», «лобовая доска», «наличник» и т.д.

Личностные (ЛР)

— понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре;

— раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков – образов в декоративном убранстве избы;

— определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;

— находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;

— осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог;

— владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Понятия «причелина», «наличник», «лобовая доска».

Образовательные ресурсы.

«Кижи», детали декора экстерьера избы.

Учебник стр. 20-29.

Материалы.

Сангина, восковые мелки или акварель.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.

  1. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

— Назовите солярные знаки?

— Что еще применялось для украшения своих жилищ, предметов быта и одежды?

— Что рисовали на прошлом уроке?

  1. Постановка учебной задачи.

— Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

4. Решение учебной задачи.

— Сегодня мы с вами поговорим об убранстве русской избы?

С древних времен человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца., люди старались создать безопасное пространство.

— Зачем людям дом?

Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

— Откройте учебник на стр.21 и посмотрите на иллюстрации русских изб.

Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклет (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

— Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

— Откройте учебник на стр.22 и посмотрите, какое существует декоративное убранство избы.

Взгляните на крышу дома. Ее венчает горделивый конь – охлупень.

Рассмотри прорезное узорочье. Доска – полотенце украшает спереди верхнюю часть избы, а доски – причелины спускаются по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки на них – это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий – это символы земли.

В украшении фронтона «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Особенно красивы наличники окон.

На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

А теперь откройте стр.26-27 учебника и рассмотрите, как еще можно украшать наличники.

5. Закрепление знаний. Практическая работа.

Сегодня ваша задача, выполнить рисунок фрагмента украшения деревянного дома, а именно наличник. Представьте, что вы строите дом для своей семьи и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде, чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотрите облик избы, ее декоративные элементы. Подумайте и решите, как вы будете украшать свой наличник. Обязательно продумайте его форму, подчеркните массивный верх.

6. Оценка.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).

7. Итог. Рефлексия деятельности.

— Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

— Назовите основные понятия, чем украшается деревянный дом?

— О чем может поведать трехчастная структура избы (крыша, клеть, подклет), ее декор?

kopilkaurokov.ru

Традиционный интерьер русской избы

Цель урока: создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Задачи урока:

создать условия для формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметов быта;

показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером.

Воспитывающая роль урока. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.

Оборудование для детей: кисти, краски, фломастеры, бумага белая.

Оборудование для учителя: слайды и фотографии интерьера русской избы, иллюстрации из детских книг, предметы народного быта из школьного музея, музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

Введение в тему урока.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока

Что такое интерьер? Изба?

— Давайте полюбуемся красотой русской избы. – Просмотр фильма

Что из фильма вы узнали о русской избе?

Что такое конёк?

Какие были окна?

Как выглядел вход в избу?

Что такое Матица?

Теперь давайте внимательнее рассмотрим внутреннее убранство крестьянского дома.

Изба-вселенная

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Мы уже знаем, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной — с небом (Правь), землей (Явь), «нижним миром» (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий — обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами.

Праславяне (руководствовавшиеся древними знаниями о законах природы, «Явь” (мир материальный), «Навь” (мир прототипный), «Правь” (мир формирующий) и «Славь” (мир творящий) – (четырехуровневая структура мироустройства) – славили «Правь”, жили по Правде и назывались – православные.

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Какой материал использовали крестьяне для строительства дома?

(Дерево.)

— Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет.

Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)

Печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне. То есть там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение «начать от печки», то есть с самого начала.

Какие русские сказки, где встречается русская печь, вы знаете?

В каких случаях он упоминается?

Какую роль печь играла и играет сейчас?

Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса — в доме чудеса!»

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи.

Обратите внимание на ее форму, отдельные детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.

Красный угол (он же «большой», «святой», «Божий») — располагался в южной и юго-восточной части помещения, в переднем углу избы. Это было непреложное правило. «Краше ясного солнца, яснее ясного месяца — красный угол». Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.

Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Символическое значение красного угла

Как жилое помещение православного христианина считается символом пра вославного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Ребята, какие предметы, вещи находились в крестьянской избе?

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати.

Скамьи и лавки

Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья? Разница есть и достаточно существенная.

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали — на лавку или на скамью.

Обеденный стол

Непременным элементом новоселья поныне остается застолье. Традиция собираться вместе за столом уходит корнями в далекое, дохристианское прошлое. Каждый предмет, поставленный на стол наших предков, имел особое обрядовое значение и никогда не появлялся случайно.

Застольный этикет наших предков был очень строг. Сидеть за столом и вести себя нужно как в церкви. Каждый имел свое место за столом. Во главе стола — хозяин. Вставать на столешницу считалось святотатством, избегали класть на нее предметы, не относящиеся к еде. Стол — это ладонь бога, протянутая человеку. Хлеб и соль ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Перед едой молились, во время трапезы сидели чинно, о пустяках не разговаривали.

Посуда на столе

Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян? Она изготовлена была из дерева и глины. Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.

На обеденный стол крестьянина ставилась большая чаша — одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Ели деревянными ложками. Народные мастера создавали из дерева удивительные по красоте формы чаши, тарелки, блюда, украшали их резьбой и росписью.

Братина, солоница, ковш

С чем можно сравнить ковш? Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Центральное место на праздничном застолье занимали ковши, вырезанные в форме ладьи или плывущей птицы. В них подавали мед, пиво, квас. Ковшами-черпаками разливали напитки по малым ковшам. Такими же древними, как ковши, по происхождению были братины.

Поразительно разнообразие форм солониц и богатство их декора. На Руси известны были два типа солониц: на севере (в Архангельской и Вологодской губерниях) их резали в виде плывущей птицы. Крышка находилась на спинке и отодвигалась. В Центральной России и Поволжье форма солоницы напоминала стульчик. Все они богато украшались резьбой или цветной росписью. Солоница входила в приданное невесты, никогда не продавалась и переходила по наследству от матери к дочери.

Печатные Пряники

Если солоница, преобразовавшись в стандартную солонку, все же сохранила свое значение в наших домах, то о печатных пряниках мы давно уже забыли. А ведь без них не обходилось ни одно застолье. Пряники подавались как к царскому, так и к крестьянскому столу, их дарили в знак любви, уважения, чести. Пряничные доски очень высоко ценились. Печатными пряниками славились Москва, Тверь, Городец, Вологда, Великий Устюг. На пряничных досках изображали птицу — Сирин, коня, льва, Древо жизни, деву-русалку. Образ русалки, как и образ коня, олицетворявшего у славян бога Солнца, пришел в народное искусство из глубокой древности, когда наши предки трепетали перед силами природы: ветром, дождем, солнцем, — и поклонялись водам и лесам, населяя их мифическими существами.

Приходили к застолью не с пустыми руками: все несли хлеб-соль, чтобы он никогда не переводился на новом столе, чтобы не оскудела «Божья ладонь».

Сундуки

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными

полосками для прочности.

Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали.

Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Батюков Исаак Полиевктович «Жанровая сцена. Разговор у сундука», 1893. Холст, масло

Рубель, вальки.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Прялка

Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка)

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Константин Маковский «Барышня у окна», «За прялкой (портрет дочери Ольги)»

Прялка была не только орудием труда , но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.  

Интерьер избы отличается простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Особое значение придавалось самому первому гостю. Первым человеком, заглянувшим в новую избу, обязательно должен быть кто-то домовитый, хозяйственный, добрый и щедрый — ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого все валится из рук.

Окончательно освоенной «освященной», полностью «прирученной» и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освещения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освещение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы. Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».

Повторение  Рассмотрите убранство деревенского дома, какие предметы вы видите? Каким целям они служили?

 Постановка задачи перед учащимися на следующий урок. Варианты работы

В альбоме нарисовать убранство русской избы (альбом краски, цветные карандаши, кисточки, стакан для воды, клеёнка или одноразовая скатерть, тряпочку)

В парах в технике наклеивания отдельных предметов на лист, выполнить интерьер русской избы (ножницы, клей, цветная бумага, карандаш, альбомный лист, фломастеры)

Возможен вариант – слепить убранство дома из пластилина (пластилин, доска, тряпочка)

videouroki.net

Урок по ИЗО «Убранство русской избы»

Тема: «Внутренний мир русской избы».

Класс 5-й.

Цели и задачи урока:

•формирование у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;

•воспитание уважения к традициям и культуре русского народа.

Личностные результаты:

— Развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности;

Метапредметные результаты:

— Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;

Предметные результаты:

— Знание образного языка народного прикладного искусства;

— Приобретение опыта выполнения декоративной работы.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.

Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, фломастеры, цветные карандаши, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство» Н.А Горяева.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Угадай-ка», работа в паре.

Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Создание проблемной ситуации (1 мин)

  3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)

  4. Проверка домашнего задания (5 мин)

  5. Самостоятельная работа (20 мин)

  6. Подведение итога урока (1 мин)

  7. Рефлексия (1 мин)

  8. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).

Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.

  1. Создание проблемной ситуации (1 мин)

Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:

— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?

  1. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадай-ка» (15 мин)

На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд-презентации (слайды 1-10).

Предлагаю выполнить работу в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в инструктивную карту (карта прилагается ).

После заполнения карты 3 ученика выходят к доске и выписывают свои ответы на каждые 4 вопроса. Предлагаю остальным учащимся задать вопросы отвечающим и оценить их ответ. По окончании игры каждая пара учеников сверяет ответы с доской, при необходимости исправляет свои ошибки, выставляет себе оценку. В ходе игры для привлечения внимания учащихся к теме урока задаю вопросы, например:

— Какой угол является духовным центром дома?

— Чем служила печь в крестьянском доме? и т.д.

На данном этапе урока я применяю несколько компонентов: работа учащихся в паре, создание игровой ситуации, оценивание одного ученика другим, самооценка, использование ИКТ.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

  1. К данному уроку необходимо было найти репродукции–иллюстрации с изображением пространства крестьянского дома. Иллюстрации вклеить в тетрадь.

Предлагаю сдать тетради с выполненным домашним заданием.

  1. Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)

Задание: закончить рисунок «Внутренний мир русской избы», раскрасить. (Наброски выполнены на прошлом уроке).

В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 11). Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.

  1. Подведение итога урока (2 мин). Рефлексия.

По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока:

— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?

-Что у тебя хорошо получилось?

— Какую оценку ты себе поставишь?

  1. Домашнее задание (1 мин)

Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: Деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота). По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.

Инструктивная карта (ответы)

Класс___________

Фамилия, имя

______________________

______________________

Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.

  1. Красный угол_____________________________________

  2. Печь, ухват, полати, полавошники____________________

  3. Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________

  4. Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____

  5. Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан

  6. Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________

  7. Ендова____________________________________________

  8. Ухват, чугунок_____________________________________

  9. Скопкарь__________________________________________

  10. Вальки____________________________________________

  11. Детская люлька_____________________________________

  12. Рубель____________________________________________

Оценка:______

infourok.ru

Comments