Искусство нарисовать – Рисование – это искусство. Как научиться рисовать? Рисование для начинающих


07.07.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Рисование – это искусство. Как научиться рисовать? Рисование для начинающих

Рисование – это один из способов самовыражения, развития и повышения самооценки. Реалии современности заставляют людей в первую очередь ориентироваться на то, что полезно, срочно и выгодно. Так высокий ритм жизни заглушает стремление к творчеству. Но когда выпадает время отдохнуть, в человеке с новой силой вспыхивает желание обратиться к искусству. Важно помнить, что каждый может рисовать! Эта способность не зависит от возраста или природного дара.

5 причин стать начинающим художником прямо сейчас

  • Отвлечься от проблем и забот, с головой погрузившись в творчество. Рисование – это занятие, которое многие специалисты сравнивают с медитацией, значит, оно имеет сходные возможности.
  • Раскрыть свой потенциал, тем самым почувствовать себя творческой личностью и начать гордиться этим.
  • Наполнить жизнь новыми впечатлениями, раскрасить ее яркими красками, получая удовольствие от процесса, независимо от конечного результата.
  • Погрузиться в мир эмоций и ощущений, выплескивая их на холст или лист бумаги.
  • Расширить жизненный опыт, делая первые шаги в новом, неожиданном направлении.

Рисование – это талант или навык?

Специалисты и педагоги уверяют, что научиться рисовать способен любой человек. Но почему же тогда одни успешно это делают, а другие с трудом вырисовывают простой круг? Действительно, изначально эти возможности являются даром. С другой стороны, известно, что ни один знаменитый художник не владел виртуозно кистью в пять или десять лет. Им всем пришлось долго и тяжело учиться.

Те, кто только начинают рисовать, очень часто теряют веру в себя в самом начале творческого пути. Не обладая даже навыком правильно держать карандаш или кисть, они убеждают себя в бесполезности попыток. Преждевременное разочарование – проблема на пути к успеху. Важно помнить, что количество неминуемо переходит в качество.

4 фактора успеха

Если отбросить мысль о природном таланте и поверить ученым и преподавателям, освоить искусство рисования будет намного легче. От чего же зависит умение рисовать?

  • Способности к изображению зависят от работы головного мозга. Художники видят предметы и мир вокруг не так, как остальные люди, которые неправильно оценивают объекты, их форму, размер, цвет.
  • Любовь к процессу. Те, кто не может существовать без того, чтобы творить, обязательно становятся успешными художниками.
  • Трудолюбие и упорство. Гении забывают обо всем, даже о себе и близких людях, когда создают шедевры. Даже малая толика их целеустремленности помогла бы человеку научиться рисовать.
  • Пользоваться моментом. Например, малыши всегда проявляют сильный интерес к карандашам и краскам. Этой любовью к творчеству стоит воспользоваться. Изостудия для детей познакомит с теорией и даст навыки рисования с натуры.

Секрет таланта кроется в голове

В конце 70-х годов прошлого столетия появилась новая теория о правополушарном рисовании. Ее автор – доктор наук Бетти Эдвардс. Книга «Художник внутри вас», в которой изложен новый метод, принесла ей огромную популярность во всем мире.

Секрет заключается в том, что именно правое полушарие мозга ответственно за восприятие цвета, сравнивание размеров, видение перспективы предметов. То есть оно отвечает за творческое начало: образность и символизм, мечты и фантазии. Но современный человек слишком редко обращается к нему. Он привык работать аналитическим левым полушарием, которое отвечает за логику, планирование, внимание, обработку информации и память. Эти особенности функционирования мозга получили названия «Л-режим» и «П-режим».

Подавляющее большинство людей во время рисования продолжают пользоваться левым полушарием, и это замедляет процесс обучения. Если студия живописи строит свою программу на включении правополушарного режима, работа пойдет значительно быстрее.

Включаем «П-режим»

Специалисты предлагают систему упражнений, которая поможет научиться смотреть на окружающий мир глазами художника:

  • Перевернуть несложный рисунок вверх ногами и постараться срисовать его.
  • Попробовать срисовать с картинки негатив. Иначе говоря, нарисовать не объект, а пространство, которое его окружает.

С подобными задачами не справится левое полушарие головного мозга, так как тут необходимо работать с образами.

Рисование для начинающих: выбираем способ обучения

Решено, что искусство рисунка доступно всем. Какой выбрать способ?

  • Учиться в Сети, используя видеоуроки и мастер-классы.
  • Приобрести хорошо зарекомендовавший себя самоучитель, например «Искусство рисунка» Берта Додсона, или другой, который понравится.
  • Осваивать азы академической школы с персональным преподавателем, записаться в группу, которую набирает ближайшая к дому студия живописи.

Последний вариант даст результат быстрее и качественнее других. Преподаватели, как правило, имеют свою, многократно проверенную методику. Они объяснят, «разжуют», продемонстрируют примеры, укажут на ошибки. Только не стоит вестись на платные курсы, зазывающие соблазнительными и быстрыми результатами типа «Три часа занятий по нашей методике сделают из вас художника».

Занятия в изостудии: помощь специалистов

У людей, которые в детстве занимались в кружках рисования, сформировалось чувство прекрасного, развитый вкус, образное мышление. Все это осталось с ними на всю жизнь. Но чему можно научиться сегодня на групповых занятиях?

Рассмотрим, какие практические знания и умения подарит изостудия для детей:

  • Технические и композиционные навыки: «ставят» руку, учат пользоваться гуашью, красками и другими материалами, разрабатывают чувство цвета и точность глазомера, знакомят с законами композиции.
  • Изучение жанров изобразительного искусства: занятия по рисунку, графике, живописи, лепке и аппликации.
  • Понятие о нетрадиционных способах рисования: пальчиковая живопись, кляксография, монотипия.

Важный атрибут – мольберт

Этот предмет необходим начинающему художнику. С помощью мольберта можно удобно расположить полотно или лист бумаги: повернуть к солнцу, наклонить, отрегулировать по высоте. Сегодня этот атрибут можно купить в магазинах, причем там будет из чего выбирать. Опытные художники с большим стажем заказывают подставку для картин специалистам, которые делают ее по точным чертежам и указанным размерам. Самым популярным остается мольберт деревянный треножный. Он наиболее универсальный.

Ребенку подойдет настольный мольберт. Он компактен, и начинающему художнику не придется подолгу стоять на ногах: рисовать можно будет сидя. А это важно. Кроме того, малыш будет создавать небольшие картины, поэтому совсем ни к чему приобретать сразу габаритное приспособление.

С чего начать: живопись или графика?

В основе как живописи, так и графики лежит рисунок, с которого начинается все изобразительное искусство. Он может быть самостоятельной работой, а может служить лишь эскизом для будущей графической или живописной картины.

Только начиная творить, многие отдают предпочтение карандашам. Это графическое рисование. Подобные рисунки также делают фломастерами и гуашью. Можно в совершенстве овладеть искусством создания изображений из линий, штрихов и точек, став художником-графиком. Примеры таких работ – плакаты, открытки, иллюстрации в книгах.

Рисуя красками, человек становится живописцем. Интересно, что акварель стоит на стыке между живописью и графикой. Что выбрать для начала? Ответ на поверхности: конечно, карандаш, с ним легче постигать все тонкости искусства. Но рисование – это полет фантазии и смелые, нестандартные решения. Поэтому надо делать то, к чему лежит сердце.

5 ошибок, которые совершают начинающие художники

  • Желание охватить все и сразу. Результат будет виден со временем, поэтому необходимо запастись терпением. Нельзя рассчитывать на то, что через неделю обучения можно уже создавать шедевры.
  • Большие траты на дорогие материалы. Для начала стоит ограничиться минимумом, причем недорогим, чтобы не жалко было испортить или напрасно потратить купленное в процессе экспериментов.
  • Перерывы в работе. Нерегулярное рисование для начинающих имеет печальный результат: недавно приобретенные навыки утрачиваются, теряется форма, а пальцы вновь становятся непослушными.
  • Топтание на месте. Освоив карандаш, надо пробовать новые стили и материалы.
  • Чувствительное отношение к критике. Прислушиваться стоит только к людям, которые разбираются в рисовании. Мнения остальных людей – их личная позиция, которая не должна расстраивать начинающего художника.

fb.ru

Искусство рисования и живописи. Выпуски 1-5.

Начинаю выкладывать практический курс рисования шаг за шагом, присоединяйтесь к обучению, делитесь своими работами.

Итак, ниже Вас ожидают 24 урока. 🙂

Искусство рисования и живописи. Выпуск 1.

В этом выпуске 4 урока:

  • рисунок объемного яблока, выполненный карандашом,
  • натюрморт с фруктами, выполненный пастелью,
  • летний пейзаж, нарисованный с помощью всего 2 акварельных красок.
  • + Коллаж «Ваза с цветами».

Искусство рисования и живописи. Выпуск 2.

Уроки выпуска:

  • натюрморт карандашом, сделанный с помощью координатной сетки,
  • натюрморт с апельсинами и перечницей акварелью,
  • кирпичная стена с дверью, нарисованная акриловыми красками,
  • разработка плана картины, знакомство с композицией,
  • + морская сценка (прикладное творчество).

Искусство рисования и живописи. Выпуск 3.

В этом выпуске 5 уроков:

  • тени в натюрморте (рисунок карандашом),
  • натюрморт, выполненный  с помощью фломастера и акварели,
  • пейзаж пастелью,
  • свойства теплых и холодных цветов,
  • + зеркало в рамке из папье-маше.

Искусство рисования и живописи. Выпуск 4.

В этом выпуске 5 уроков:

  • предметы на фоне с узором (рисунок карандашом),
  • горшок с геранью акриловыми красками,
  • сценка в кафе акварелью,
  • принцип построения композиции (поиск золотой середины),
  • + мозаичная луковица.

Искусство рисования и живописи. Выпуск 5.

В этом выпуске 5 уроков:

  • рисунок карандашом, изучение штриховки,
  • стеклянные бутылки маслом,
  • акварельный пейзаж, использование маскировочной жидкости,
  • работа с красками,
  • + поздравительная открытка

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Мой мир

Запись опубликована автором Arnika в рубрике Уроки рисования

arnika-art.ru

Искусство рисунка | Изобразительное искусство

Рисунок знаком нам с раннего детства. Им мы пользуемся повседневно, когда хотим разъяснить свою мысль с помощью графического изображения.

Еще шире употребляется понятие «рисунок» в художественной практике живописцев, скульпторов и архитекторов. Их работа всегда начинается с разного рода подготовительных рисунков, в которых постепенно определяются очертания будущего произведения.

Вместе с тем рисунок — это особый вид искусства, обладающий своим собственным языком, очень простым и ограниченным в технических возможностях, но зато очень богатым и тонким, очень свободным и непосредственным в художественной выразительности.

Цвет не играет в рисунке сколько-нибудь существенной роли. Не всегда нуждается рисунок в тщательной законченности всех деталей, часто оставаясь на стадии беглого наброска. Главное в рисунке — темная линия на светлой поверхности бумаги. И самое простое и самое сложное изображение строится в рисунке с помощью линий и соотношения светлого и темного. Такой графический образ может быть предельно лаконичным — несколько росчерков, дополненных сильными контрастами светотени. Но он может быть и необыкновенно сложным и утонченным, созданным разнообразными приемами линейного штриха и тончайшими оттенками в переходе от светлого к темному.

У большого художника рисунок всегда технически прост и одновременно всегда бесконечно богат в своей образной выразительности. В его руках линия обладает волшебной способностью воссоздавать на маленьком листке бумаги объемные формы предметов и человеческие фигуры, реальное пространство вокруг них, свет и воздух, запечатлевать все многообразие увиденного в жизни, свои наблюдения и свои фантазии, свои мысли и переживания. И тогда, рассматривая рисунок художника, мы видим не только то, что он создал, но и то, как он это создавал. Мы угадываем его мысли и художественные искания, наблюдаем зарождение, развитие и воплощение его замысла, невольно проникаемся его творческим волнением. В свободно исполненном рисунке — независимо от того, создан он недавно или несколько столетий назад — всегда есть ощущение только что прерванной работы, ощущение, заставляющее с особенной непосредственностью вновь и вновь переживать живой процесс создания графического образа.

Искусство рисунка было известно с древнейших времен: оно всегда лежало в основе всякого изобразительного творчества. Однако самостоятельное художественное существование рисунка начинается значительно позднее — с эпохи Возрождения. Именно в это время рисунок, по-прежнему сохраняя подготовительное назначение, достигает высокой реалистической зрелости своего графического языка. Витторе Карпаччо — один из самых замечательных итальянских рисовальщиков раннего Возрождения. Представитель венецианской школы, он в своих маленьких рисунках обнаруживает такую тонкую живописность, какую еще трудно найти в его больших холстах. Он рисует пером легкими прерывистыми линиями, которые то сгущаются в темные штрихи-мазочки, то словно тают в прозрачном воздухе. Вместе с этой воздушностью, составляющей отныне неповторимую особенность венецианского рисунка, в эскизе «Св. Иероним в келье» удивительно живо передана спокойная и замкнутая атмосфера рабочей комнаты ученого, погруженного в свои занятия.

Выступавший в живописи и в своей эстетической теории как самый последовательный сторонник упадочного римского маньеризма, Федериго Цуккари в беглых натурных зарисовках неожиданно поражает смелой экспрессией и острым чувством реальности. Смешение коричневато-красных штрихов сангины с черными штрихами итальянского карандаша еще более усиливает напряженную динамику его графической манеры.

Гверчино — мастер XVII века — также проявил себя в рисунке выше чем в живописи, где каноны болонского академизма сильно ограничивали его природное дарование. Особенно красивы его стремительные эскизы пером, чуть оттененные пятнами размывки. Перо скользит у него по бумаге широкими, спутанными росчерками, выявляя движение фигур сильными ритмическими нажимами. В рисунке Пуссена движение линий замещается движением светотени. Строгий классик, он предстает перед нами в своих подготовительных набросках как мастер страстного темперамента и необузданной фантазии, достигающий желаемой гармонии лишь в законченных произведениях.

Больших успехов в развитии реалистического рисунка достигают фламандские и особенно голландские мастера XVII века. Образы родной природы и сцены повседневной жизни всегда в центре их внимания. Они не гонятся за виртуозностью исполнения, которая в то время так импонировала мастерам барокко. Добросовестное повествование, интерес к скромным бытовым деталям больше соответствуют их художественным воззрениям. Это, однако, не мешает многим из них в самом обыденном улавливать ту естественную поэтичность, какая есть, например, в «Пейзаже с ветряной мельницей» Яна ван Гойена. Томас Вейк, принадлежавший к так называемым «итальянизирующим» мастерам голландской школы, в простой зарисовке блеснул мастерством живописной отмывки бистром, воспринятой им в кругу римских рисовальщиков. Рисунок Хоогстратена ясно показывает насколько всепокоряющим было воздействие искусства гениального Рембрандта на всех тех, кто хоть немного поработал в его мастерской.

В XVIII столетии искусство рисунка вступает в период самого высокого артистизма. Независимо от конкретного назначения, рисунок — будь то беглый эскиз или законченная композиция — рассматривается теперь с точки зрения его художественной самоценности. Рисунки известных мастеров широко коллекционируются и воспроизводятся в гравюрах, знатоки их ценят наравне с произведениями живописи. Отточенная виртуозность и какая-то особенная непринужденность исполнения, изысканная декоративность формы, эмоциональная выразительность образов, лишенная подчас большой глубины и силы, но полная тонкого изящества и одухотворенности — таковы характерные черты графического стиля XVIII века. Его крупнейшим выразителем в Италии был венецианец Джованни-Баттиста Тьеполо.

Последний великий декоратор-монументалист, Тьеполо зачаровывает безмерной легкостью и широким размахом своей графической манеры. В несколько мгновений способен он набросать пером и кистью целую драматическую сцену, пронизанную бурной взволнованностью и страстью. Его рисунок не признает жестких линейных очертаний и тщательной моделировки. Он весь как бы соткан из света и воздуха: рваные штрихи и прозрачные пятна, разбросанные на листе, образуют единое живописное целое. В таких эскизах при крайнем лаконизме деталей найдено самое существенное; в них в сжатом виде уже заключено все то, что может быть развернуто в монументальной фреске или картине. Одаренным рисовальщиком был и Джованни-Доменико Тьеполо, который отличался от отца более резкой манерой.

Французская школа рисунка выдвинула в XVIII веке целую плеяду блестящих мастеров. Франсуа Буше, который первым начал вместе с картинами выставлять этюды, любил заканчивать свои рисунки пастелью. Традицию академического рисунка он истолковывает в духе искусства рококо, дополняя четкую пластическую моделировку форм живописными эффектами мягкой штриховки. Очень живые и выразительные этюды с натуры Грёза, исполненные с подлинным графическим блеском, почти полностью свободны от сентиментальной нравоучительности, которая так назойлива в его картинах. Фрагонар — один из самых выдающихся французских рисовальщиков той эпохи — в своих больших листах (пейзажах или жанровых сценах) совершенно отказывается от линейного рисунка. Поверх предварительного наброска свинцовым карандашом он наносит кистью нежнейшие слои отмывки желтрвато-коричневого бистра, достигая почти неуловимых глазом оттенков в живописной вибрации основного тона. «Рисовальщик королевских садов» Гюбер Робер также стремится передать в пейзажных зарисовках очарование живописных эффектов. Рисуя сангиной, он стушевывает отдельные штрихи в сплошные пятна, светлыми и темными тонами обозначая воздушную среду и массы декоративной зелени.

В. Гращенков

art.sovfarfor.com

Искусство рисования и живописи. Выпуски 6-10.

Продолжаем учиться рисовать по урокам.

Итак, ниже Вас ожидают следующие 24 урока «Искусства рисования и живописи».

Искусство рисования и живописи. Выпуск 6.

В этом выпуске 4 урока:

  • рисунок цветка, выполненный карандашом,
  • натюрморт с цветами, выполненный акриловыми красками,
  • морской пейзаж акварелью,
  • + расписная футболка.

 

Искусство рисования и живописи. Выпуск 7.

Уроки выпуска:

  • натюрморт карандашом (изучение градуированных теней, негативных форм),
  • натюрморт маслом,
  • морской пейзаж, нарисованный акриловыми красками,
  • техника импасто,
  • + часы-палитра (прикладное творчество).

Искусство рисования и живописи. Выпуск 8.

Уроки выпуска:

  • натюрморт цветными карандашами (фарфоровая посуда),
  • натюрморт акварелью (книги),
  • пейзаж маслом (проселочная дорога),
  • нетрадиционные форматы картин,
  • + декоративная тарелка, расписанная своими руками.

Искусство рисования и живописи. Выпуск 9.

В этом выпуске 5 уроков:

  • натюрморт цветными карандашами с набивной тканью,
  • натюрморт пастелью на наждачной бумаге,
  • смешанные техники,
  • абстрактная живопись,
  • + роспись по стеклу (расписная ваза).

Искусство рисования и живописи. Выпуск 10.

В этом выпуске 5 уроков:

  • натюрморт цветными карандашами (посуда, ткань, фрукты),
  • натюрморт акварелью с тыквами,
  • пейзаж маслом,
  • оптические эффекты,
  • + старинная рама своими руками.

Присоединяйтесь, делитесь своими работами в комментариях 🙂

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Мой мир

Запись опубликована автором Arnika в рубрике Уроки рисования

arnika-art.ru

§1 Рисунок – основа пластических искусств. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Искусство рисования точками | linedot

ДОТ-АРТ

Стилей, техник и методов рисования много, среди них есть весьма интересная, трудоемкая, но, вместе с тем, несложная в некоторых методах – точечная техника рисования. Когда я обсуждаю с участниками своих занятий тему точечного рисования, то большинство понимают, о чем идет речь, но представляют это по-разному.

Тот, кто знает про искусство рисования точками как направление в живописи, которое называется пуантилизм, представляет себе примерно так:

Кто-то вспоминает поп-арт с точками и горошинами.

портрет Мэрилин Монро художника Бэна Хейна

Некоторые говорят о татуировке в стиле дотворк. А кто-то приводит подобные примеры, не зная как это называется:

Наши представления о том, как выглядит точечная техника рисования, различны. И связано это с разнообразием методов дот арта и их названий.

Давайте сориентируемся в теме.

Разновидности дот арта

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), он же пуантель. Это, похоже, самое распространенное название, которое охватывает и графику, и живопись точками. В живописи это рисование мазками круглой или прямоугольной формы. Краски не смешиваются для создания перехода цвета, а именно точками создается иллюзия светотени, объемов.  Кстати, пуантилизм – это не только изобразительное искусство, но и техника композиции в музыке. Пуантилизм имеет также эквивалентное название стиля дивизионизм. На первом фото вверху картина яркого представителя пуантилизма — художника Поля Синьяка, жившего в 19 веке.

Дот арт — dot art (где dot – с англ. точка, art – искусство) — это также объемное, но более современное понятие для разных вариантов «точкования». То же самое означает и dots art, где дотс – точки во множественном числе. Такое рисование требует сосредоточения и кропотливой работы, но в простых своих формах часто применяется в зентанге и дудлинге, как элемент орнамента.

Есть интересная тема — «точечный гиперреализм», при рисовании в этой технике достигается эффект фотографии. Как и многие другие виды искусства, этот вид весьма спорный. С развитием фототехники, когда фотоснимок обладает таким высоким качеством, казалось бы, зачем рисовать изображение, создающее иллюзию фотографии? Причем чаще всего художники срисовывают именно с фотографии, а не с реального объекта, как это делали живописцы до кино/фото эры. При всем уважении к кропотливому многочасовому труду таких художников, закономерно возникает вопрос: «А в чем прикол?» Или, иными словами: «А в чем, собственно, искусство?»

Пуантиллизм — гиперреализм, художник Miguel Endara

Я думаю, что раз такой вид существует, значит это кому-то нужно. Сами художники, вероятно, получают от этого огромное удовольствие, раз занимаются такой колоссально трудоемкой работой, когда можно просто клацнуть по кнопочке фотика)))

Точечная роспись (point-to-point) – это тоже искусство рисования точками, но обратите внимание, что речь идет именно о росписи. В данном случае подразумевается искусство декорирования точками. На английском языке эта техника называется point-to-point, что в переводе дословно «точка к точке». Метод рисования отличается от пуантилизма тем, что точки выстраиваются в линии, образуя орнаменты. Этот метод пришел в современный декор из африканских, полинезийских, австралийских племен.Кстати, сапоги из предыдущей части статьи декорированы именно в этом стиле. Поинт-ту-поинт прекрасная техника для хобби, зенарта, так как доступна людям с разным уровнем рисования и деткам. Она может быть применима как форма медитативного рисования. В зенарте популярностью пользуются роспись камней цветными точками, мандалы и племенной стиль абстрактного точкования.

Если вы сами не рисовали в этом стиле, то уж точно видели множество предметов украшенных разноцветными или однотонными точками: шкатулки, вазы, кувшины, иную посуду, а также чехлы для телефонов, сумки и кошельки, — на просторах рунета чего только не увидишь в этой технике.

Дотворк (dotwork) – название состоит из двух слов dot –точка и work – работа, стало быть, «точечная работа».

Чем дотворк отличается от дотарта? Тем, что дотворк —  это стиль в татуировке. Это и техника набивания тату, и стиль. Мне особенно интересны в этом популярном стиле орнаментальные татуировки в виде мандал, геометрических орнаментов и цветов.

Вот мой вариант мандалы с клевером для татушки, который я рисовала тонким маркером.Технически это не лучшее исполнение, но в данном случае моя была задача предложить дизайн, а ответственность за красоту и четкость легла на татуировщика.

Рисование по точкам

Еще как вид дотарта можно рассматривать рисование по точкам. Хотя это не арт, а скорее забава для детей и взрослых, которая развивает мышление и память, помогает детям изучать числа. В этом виде рисунка точки нумеруются, и задача состоит в том, чтобы провести линии по порядку цифр и получить в итоге рисунок.

Вот такие интересные разновидности есть в дот арте. Можно бы приплюсовать к списку дотарта в широком смысле и чеканку. Это, конечно, не искусство рисования точками, но все-таки есть очевидные признаки «точкования».

Мне нравится эта тема, и в дальнейшем я буду еще не раз к ней возвращаться. На практике я использую точки как дополнительный изобразительный элемент, с декоративной целью, и даже применяю в фейс-арте.

Моя работа с использованием дотарта в макияже

Иногда я использую эту технику для работы, и, конечно, развлекаюсь в стиле зендотс.

мой пример зендотса

Как видите, дот арт бывает и сложный, трудоемкий, и легкий расслабляющий, и я обязательно сделаю на эту тему занятия для детей и взрослых в рубрику Уроки рисования.

linedot.ru

Рисунок-как вид изобразительного искусства | Путь к искусству

Уходящее в глубь веков искусство рисунка  не только лежит в основе разных  видов изобразительного искусства, но и является самостоятельной художественной техникой.

Рисунок можно считать самым непосредственным  видом искусства. Эта непосредственность позволяет напрямую запечатлеть то, что вы видите, а зарисовка с натуры вдохновляет и приносит свои плоды.

Рисунок все еще остается одним из самых эффективных способов прямой передачи визуальной информации, несмотря на возрастающую роль фотографии.

Научиться  рисовать способен  каждый, если выработать для себя правильный подход.

Всматривайтесь в предметы, стараясь проанализировать и обобщить все, что видите, и ваши рисунки будут обладать новизной и индивидуальностью. Ведь один и тот же предмет все видят и  рисуют по разному. Каждый акцентирует внимание на той детали, которая более значима для него.  Не бойтесь повторять линии и штрихи до тех пор, пока рисунок не покажется вам завершенным.

Когда вы наносите темные и светлые тона, то предмет, изображенный на вашем рисунке, приобретает трехмерную форму и выглядит более реалистично.

Кроме того, это необыкновенно увлекательное занятие, доступное каждому. Все, что вам нужно, — это усвоить несколько простых правил, рисуйте все, что видите вокруг.  Мастерство, как и во всех видах деятельности , придет с практикой, и ваши рисунки будут становиться все лучше и лучше.

Если вы научитесь изображать предметы объемно карандашом, то вам намного будет легче изобразить это красками.

Рисованием вы можете заниматься практически везде, а материалы стоят совсем недорого – и это одни из главных преимуществ этой техники. Блокнот  для эскизов , бумага для рисования, карандаш и ластик- все это можно всегда иметь при себе и они не занимают много места.

Похожие записи

way-art.ru

Comments