Гипсовые головы – Рисунок гипсовой головы


21.06.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Содержание

Рисунок гипсовой головы

Рисунок головы с гипсовых моделей. Поэтапное рисование.

Желающий серьезно заняться рисунком головы должен иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка вообще. Без знания некоторого опыта в рисовании самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных моделей, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения.

Поэтому рисующему голову следует прежде всего обратить внимание на ее строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих ее объем. Отсюда происходит профессиональное выражение «строить голову».

Рисующий также должен иметь в виду, что голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной.

Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры. 

В этой работе так необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких, как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен». Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Гермеса», «Апоксиомена», «Аполлона».

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона  или другие эллинистические скульптуры, например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели. Кроме того, ее неподвижность и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении.

1. Голова Аполлона. Фрагмент копии римского оригинала. 340 г. до н. э.

2. Голова Лаокоона. Фрагмент копии греческого оригинала 27 г. до н. э.

Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и таким образом также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что, изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка,стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек определяется с помощью вертикали и горизонтали; намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (ил. 3).

3. Первая стадия рисования гипсовой головы

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (ил. 4).

4. Вторая стадия рисования гипсовой головы

Намечая основные части лица — расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, — сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, рас-положенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и изогнутыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой и плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (ил. 5).

5. Третья стадия рисования гипсовой головы

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей  бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках головы Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (ил. 6,7).

6. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1878. Итальянский карандаш

 


7. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1880-е гг. Итальянский карандаш

Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы. На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение.

Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На (ил.7) видна граница, отделяющая лицевую, освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы.

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным.

Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру ее поверхности являются местом расположения более мелких форм (крыльев носа, ноздрей, кончика носа), весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий дол¬жен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (ил. 6).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению. Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы и в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной.

8. И. Е. Репин. Рисунок головы Севера.1864. Графитный карандаш

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным, можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве.

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует постараться воспринять их как однородные явления, то есть представить реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении. При виде спокойного тона натуры очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но «замученный» и сбитый с тона рисунок при известном опыте поддается исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, снимкой или тряпкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются «выпадающие из тона» детали, а если требуется — подчеркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок прекрасно передает форму, освещение, материал и окружающую среду.

 

 

Образцы рисунков из методического фонда подготовительных курсов Московского архитектурного института.

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой

Мне нравится делиться с людьми — знанием, вдохновением, опытом. Частичку всего этого я и хочу подарить сейчас вам. Вероника Калачева, основатель Школы рисования

Посмотреть

Смотрите по теме

oformitelblok.ru

Как делают гипсовые головы | Fresher

Вам, наверное, часто встречались гипсовые головы, копии скульптур античных героев и просто известных исторических личностей. Помимо эстетического назначения у них есть и прямое предназначение — это учебные пособия для академического рисунка. В отличие от натурщика, они не двигаются, не просят денег, на них идеально распределяется свет, ну и они могут позировать бесконечно… Их часто используют и фотографы, для обучения светотени, например. Рисовать гипсовые головы начали довольно давно, как минимум с конца 18-го века… Снимали слепки в музеях или заказывали у известных скульпторов слепить копию. Затем, в ограниченном количестве, делали отливки как правило в самом учебном заведении, или заказывали их у тех же скульпторов. С того времени учащихся и учебных заведений явно поприбавилось, ну а раз возник спрос, значит и массовое производство должно быть. Сегодня я покажу вам как это делаем мы. Мы — это мастерская «Экорше» — специализируемся на производстве учебных гипсовых моделей. Кроме гипсовых голов мы выпускаем геометрические фигуры, анатомические детали, полукапители и др. Многие люди думают, что головы лепят из гипса. И вообще у людей, не имеющих представление о гипсе, глубоко засело мнение, что из гипса лепят… Время схватывания гипсового раствора 5-10 минут. А фаза, когда раствор хоть немного напоминает глину, и пригоден собственно для лепки, длится менее минуты. Ну и что за такой период времени можно успеть? Поэтому открою многим тайну, что все гипсовые изделия льют в специальные формы. Лепнину еще можно делать протяжкой, но по сути это тоже форма, только подвижная. Они могут быть из различных материалов, и из гипса тоже. Мы делаем формы сами из специального силиконового компаунда. Они предназначены для массового тиражирования. С одной такой формы получается от 1000 копий. Кратко покажу этапы создания. Форму снимают со специально подготовленной модели. Модель должна быть с идеально гладкой поверхностью. Для этого мы ее покрываем специальным лаком. Затем создается жесткий каркас. Да, забыл сказать, что работа полностью ручная. И каждое изделие хранит тепло наших рук. Затем между моделью и кожухом заливается силикон. Готовая силиконовая форма выглядит вот так. Или вот так, из двух-трех частей. Любопытно, что, когда смотришь на вогнутую форму, видишь выпуклое изображение. А вот половинка формы в кожухе. На заднем плане формы для других голов. Создание гипсовой головы начинается с гипсового раствора. Рецепт гениально прост: гипс и вода. Заливаем эту смесь в заранее собранную форму. Внутри формы гипс схватывается практически навсегда, обретая форму головы античного героя. Переделать, изменить что-то — уже нельзя. В процессе схватывания гипс греется до 60-70 градусов по Цельсию. Но получить отливку — это еще не все. Ее еще надо довести до ума, убрать заусенцы, и отшлифовать по месту соединения формы. Вот шов крупным планом. Далее все изделия отправляются в сушилку. Процесс сушки длится несколько дней. Гипс ведь только схватывается быстро, а сохнет на удивление долго, в зависимости от величины изделия и толщины его стенок, а так же окружающей температуры и уровня влажности. Вот для сравнения изделия разной степени просушки. Когда изделие полностью высохнет, потеряет до половины веса и станет белоснежным. Только в таком состоянии производится окончательная шлифовка по шву. Когда все этапы пройдены, изделия упаковываются в стрейч-пленку, чтобы предотвратить запыление и потертости. А вот так они выглядят, например, в одном из художественных магазинов в Москве.

www.fresher.ru

Как делают гипсовые головы » Nibler.ru

Помимо эстетического назначения у них есть и прямое предназначение – это учебные пособия для академического рисунка. В отличие от натурщика, они не двигаются, не просят денег, на них идеально распределяется свет, ну и они могут позировать бесконечно… Их часто используют и фотографы, для обучения светотени, например.Рисовать гипсовые головы начали довольно давно, как минимум с конца 18-го века… Снимали слепки в музеях или заказывали у известных скульпторов слепить копию. Затем, в ограниченном количестве, делали отливки как правило в самом учебном заведении, или заказывали их у тех же скульпторов. С того времени учащихся и учебных заведений явно поприбавилось, ну а раз возник спрос, значит и массовое производство должно быть.

Сегодня я покажу вам как это делаем мы. Мы – это мастерская «Экорше» – специализируемся на производстве учебных гипсовых моделей. Кроме гипсовых голов мы выпускаем геометрические фигуры, анатомические детали, полукапители и др.

Многие люди думают, что головы лепят из гипса. И вообще у людей, не имеющих представление о гипсе, глубоко засело мнение, что из гипса лепят… Время схватывания гипсового раствора 5-10 минут. А фаза, когда раствор хоть немного напоминает глину, и пригоден собственно для лепки, длится менее минуты. Ну и что за такой период времени можно успеть? Поэтому открою многим тайну, что все гипсовые изделия льют в специальные формы. Лепнину еще можно делать протяжкой, но по сути это тоже форма, только подвижная. Они могут быть из различных материалов, и из гипса тоже. Мы делаем формы сами из специального силиконового компаунда. Они предназначены для массового тиражирования. С одной такой формы получается от 1000 копий.

Кратко покажу этапы создания.

Форму снимают со специально подготовленной модели.Модель должна быть с идеально гладкой поверхностью. Для этого мы ее покрываем специальным лаком.Затем создается жесткий каркас. Да, забыл сказать, что работа полностью ручная. И каждое изделие хранит тепло наших рук.Затем между моделью и кожухом заливается силикон.
Готовая силиконовая форма выглядит вот так.
Или вот так, из двух-трех частей. Любопытно, что, когда смотришь на вогнутую форму, видишь выпуклое изображение.
А вот половинка формы в кожухе. На заднем плане формы для других голов.
Создание гипсовой головы начинается с гипсового раствора. Рецепт гениально прост: гипс и вода.
Заливаем эту смесь в заранее собранную форму.
Внутри формы гипс схватывается практически навсегда, обретая форму головы античного героя. Переделать, изменить что-то – уже нельзя. В процессе схватывания гипс греется до 60-70 градусов по Цельсию.
Но получить отливку — это еще не все. Ее еще надо довести до ума, убрать заусенцы, и отшлифовать по месту соединения формы.

Вот шов крупным планом.
Далее все изделия отправляются в сушилку.
Процесс сушки длится несколько дней. Гипс ведь только схватывается быстро, а сохнет на удивление долго, в зависимости от величины изделия и толщины его стенок, а так же окружающей температуры и уровня влажности. Вот для сравнения изделия разной степени просушки.
Когда изделие полностью высохнет, потеряет до половины веса и станет белоснежным. Только в таком состоянии производится окончательная шлифовка по шву.

Когда все этапы пройдены, изделия упаковываются в стрейч-пленку, чтобы предотвратить запыление и потертости.
А вот так они выглядят, например, в одном из художественных магазинов в Москве.

nibler.ru

«Рисуя гипсовые головы, научишься рисовать только гипсовые головы» :: Статьи

Похоже, в вашей образовательной программе максимально учтены новые реалии и требования рынка. В этом одно из главных достоинств МАРШ. Расскажите, как вы формируете программу, курсы.

Это, во-первых, заслуга преподавателей. Все они известные практикующие архитекторы и поэтому чувствуют, что сегодня самое актуальное — для Москвы, для архитектуры и лично для них, потому что без личного интереса ничего не получится. Мы обновляем темы программ каждый год, они никогда не повторяются.

Во-вторых, мы опрашиваем студентов. Два раза в год. У нас есть комитет курса, где представители студентов собирают мнения, пожелания. Мы это внимательно изучаем. Если есть какие-то жалобы, недопонимания — это сигнал, что надо что-то менять. Студенты нам сильно помогают.

И третье — это наше общее ощущение жизни вокруг, рынка. У нас есть короткие летние и зимние интенсивные курсы. В их рамках мы многое отрабатываем из того, что потом используем в долгосрочных программах.

Какие методики проверки знаний, по-вашему, наиболее актуальны?

Мы прохладно относимся к идее экзаменов вообще — с билетами, заданиями, которые надо выполнить за ограниченное время. Это ведь не экзамен в ГАИ, когда нужно за несколько секунд на дороге принять решение — поворачивать, тормозить, газовать. Архитектор не сталкивается с такими ситуациями, и ни к чему загонять его в стресс и принуждать ставить галочки в клеточках. То же со вступительными экзаменами. Мы принимаем на основе портфолио и собеседований.

При этом я не уверен, что школьник, если он не гений, соберет осмысленное портфолио. Где-то надо поучиться. Мы же хотим видеть в человеке творческую индивидуальность, а не чтобы он просто умел штриховать бороду Сократа. Часто год или два на подготовительных курсах ребята штрихуют античные гипсы и рисуют шары, не видя и не слыша ничего вокруг. Это очень печально. На собеседования приходят симпатичные юноши и девушки с хорошим творческим потенциалом, но они измучены этими кубами и шарами, у них просто нет сил, и они приносят портфолио с гипсовыми головами. Начинаешь с ними об архитектуре, кино, музыке говорить, но все равно: слышал про выставку, но не пошел, хотел прочитать, но не прочитал. И куда с ними? Мы не берем. Беда.

Вы говорите, что МАРШ интегрирована с международной индустрией. Насколько ваши выпускники конкурентоспособны? Есть, может быть, какие-то сильные стороны, отличающие их от зарубежных специалистов?

Наших выпускников и вообще российскую архитектурную школу отличают хорошие изобразительные навыки. Мы тоже активно поддерживаем ручную работу и артистическую составляющую архитектуры. Кроме того, британский диплом расширяет карьерные возможности.

А как же борода Сократа?

Я не убежден, что высокая изобразительная культура — это следствие только рисования гипсовых голов. По опыту работы в МАРХИ знаю: если рисуешь гипсовые головы, подчас умеешь рисовать только гипсовые головы, но не архитектуру. Это не всегда помогает студенту сделать простой эскиз, емко и доступно выразить на бумаге мысль. Если кому-то удается в силу личного таланта или какой-то другой подготовки прорваться через академический рисунок, они великолепно рисуют. В МАРШ мы с этим тоже сталкиваемся. Человек учился на подготовительных курсах, умеет изображать головы, а рисовать учить его приходится фактически заново.

Другое дело, когда программа по рисунку и живописи была тесно связана с проектированием. Условно говоря, мы рисуем скульптуру, капитель или облом, а потом на занятиях по проектированию эту капитель встраиваем под руководством Жолтовского в здание, продолжаем применять классические пропорции. Тогда понятно, зачем рисовать капитель и к чему она. Но когда мы рисуем капитель, а потом переходим к проектированию и видим в журнале проект Захи Хадид, случается когнитивный диссонанс. Мы пытаемся его лечить, но он непросто поддается. Поэтому в МАРШ всеми силами поддерживают ручную работу, рисование, но не в виде академического рисунка и живописи. В первый год бакалавриата вообще не пускаем студентов к компьютеру. Все портфолио делается руками. Это наша принципиальная позиция: только руками.

***

Серию интервью об архитектурном образовании подготовили организаторы конференции «Открытый город. Образование в сфере городского планирования». Все восемь разговоров мы собрали в отдельном потоке. Там же читайте наш гид по событию: 5 причин пойти на конференцию «Открытый город». 

archspeech.com

Рисунок гипсовой головы Сократа — Сайт Arch-risunok.ru

Рисунок гипсовой головы — важная часть учебной программы по академическому рисунку. Методически последовательная работа с неподвижной натурной моделью формирует понимание конструктивного и анатомического строения человеческой головы и готовит к изображению живой натуры.

Рассмотрим основные принципы и этапы построения и изображения человеческой головы на примере гипсового скульптурного портрета, который предлагают в качестве экзаменационного задания по рисунку ведущие архитектурные институты Москвы.

Это — античный скульптурный портрет Сократа.

Учимся рисовать с Сократом

Для тех, кто уже проработал изображение античных скульптурных портретов с наиболее обобщенными формами — Диадумена, Венеры, Дорифора — подходящим пособием станет гипсовая голова античного философа, которую мы обсуждаем сейчас. Портрет философа достаточно насыщен деталями, здесь четко прослеживаются анатомические особенности человеческого черепа, по которым определяют необходимые для верного построения всего изображения внутренние точки опоры.

Учащимся удобно наблюдать и анализировать общий объем головы и соотносить пропорции ее частей — лоб и затылок не скрыты за волосами, формы бороды симметричны и в достаточной мере обобщены. Хотя внешность философа сложно назвать привлекательной, черты его лица весьма необычные, запоминающиеся и одухотворенные. Их интересно рассматривать и рисовать, угадывая специфику анатомического строения головы, внимательно разглядывая нос и брови необычной формы, следуя за логикой сетки морщин.

Какие первоначальные навыки нужны для работы над рисунком головы?

Прежде чем приступать к рисунку гипсовой головы, необходимо пройти достаточно долгий и сложный путь — от изображения геометрических фигур, врезок, античных гипсовых капителей и розеток через разнообразные постановки и натюрморты к обрубовкам, рисункам черепа, экорше, отдельных частей лица.

Приступая к изучению рисунка головы, очень важно иметь четкое понимание конструктивных особенностей основных геометрических тел, принципов действия законов геометрической и воздушной перспективы, логику распределения света и тени в зависимости от особенностей источника освещения и конструктции изображаемого объекта. Кроме того, чтобы грамотно разместить гипсовую голову в формате потребуются знания и навыки в области композиции.

Как разместить модель головы и подготовиться к рисунку

Для удобства изучения рисунка гипсовой головы ученику следует располагаться на расстоянии не большем, чем три высоты модели. Размещать античную голову лучше так, чтобы ее глаза находились выше линии горизонта, т.е. выше уровня глаз рисующего, а освещение устанавливать спереди и сверху под углом 45 градусов.

Необходимо внимательно изучить голову со всех сторон, обращая внимание на строение и конструктивные особенности изображаемой формы и постараться предельно ясно представить, как будет выглядеть итоговый рисунок. Это поможет как при выборе способа размещения в формате, так и при дальнейшей работе над построением изображения.

Какой последовательности придерживаться при работе над головой

Изображение гипсовой головы предполагает длительную и многоэтапную работу, которую необходимо вести с соблюдением определенной методической последовательности, чтобы не потеряться в деталях. Если нарушить порядок работы над рисунком, велика вероятность неудачи, ведь в этом случае многие допущенные ошибки станут очевидными слишком поздно, а их исправление займет слишком много времени.

Важно помнить: недостаточно тщательно и достоверно перерисовать то, что находится непосредственно перед глазами — изображая человеческую голову нужно, в буквальном смысле слова, уметь видеть ее насквозь. Таким образом, без серьезного предварительного анализа конструктивных и анатомических особенностей и методически верного построения с применением внутренних опорных точек нарисовать голову правильно не получится.

Важнейший логический принцип, от которого нельзя отступать при работе над гипсовой головой, — продвижение от общего к частному, а затем от частного к общему.

Как выполнять построения

Не жалейте времени и усилий на построение общего объема, оценку пропорциональных соотношений частей головы и их точное размещение внутри основного объема — помните, что важность этой части для всего дальнейшего хода работы над рисунком сложно переоценить.

Начните с быстрых эскизов на небольшом вспомогательном листе бумаги или на полях основного рабочего листа. Ваша задача — показать предельно обобщенную массу, форму головы и ее основные пропорции, а также принять решение о том, как вы будете размещать голову в большом формате. На этом этапе ни в коем случае не следует углубляться в детали.

Затем необходимо внимательно присмотреться к гипсовой голове, чтобы найти ответы на вопрос о занимаемом ею пространственном положении, соотнести ширину с высотой и, слегка касаясь карандашом бумаги, легкими линиями нарисовать овал и шею. Далее определите и покажите на рисунке опорные вертикали и горизонтали, на которых будет построена вся последующая работа. К ним относятся оси головы и шеи, профильная линия, которая идет от середины лба до подбородка, линии глаз, рта, подбородка, волос.

Проработке профильной линии следует уделить особое внимание, так как она является главным ориентиром для последующей работы над головой. В соответствии с классическим каноном пропорций, который применен и в изображаемой античной модели, профильную линию необходимо разделить на три равные части.

Верно определить наклон головы можно, если мысленно провести прямую от переносицы до середины подбородка и сопоставить угол наклона профильной линии с воображаемой вертикалью. Для этих целей удобно пользоваться карандашом, взяв его в вытянутую руку вертикально и наведя на размещенную на расстоянии от вас натурную голову.

Теперь можно продолжить построение и приступать к формированию общего объема. Для этого необходимо показать расположение трех основных формирующих голову поверхностей — затылочной, лицевой и подбородочной. Очень важно не использовать слишком темные и резкие линии в рисунке, так как они затрудняют выявление ошибок.

Как определить пропорции и местоположение частей головы

В ходе выявления линейно-конструктивной основы головы очень важно не только точно и анатомически обоснованно разместить ее основные части в общем объеме, но и найти их верные пропорциональные соотношения. Для этого необходимо постоянно сравнивать части между собой и соотносить с общим объемом и формой, постоянно перепроверяя взятые в рисунке соотношения на натурной голове.

Время от времени необходимо отходить от мольберта метра на два — так можно одновременно видеть и изображение, и античную голову, заметить допущенные ошибки и вовремя их исправить.
Работа на этом этапе требует предельной концентрации внимания. Качественно исполненная линейно-конструктивная основа головы выразительна сама по себе, и на следующих этапах, при должной проработке деталей и тона, она превратится в убедительное и эстетически привлекательное изображение.

На текущем этапе работы над рисунком следует уделять как можно больше внимания анализу форм и их построению.

Конкретизация форм головы: продвигаемся от общего к частному

Теперь приходит время обратиться к подробностям и приступать к превращению намеченных ранее условных геометрических форм головы в реальные. Для этого, по-прежнему используя тонкие и легкие линии, без сильного нажима на бумагу последовательно уточняем формы носа, глаз, губ, прядей волос и локонов, а также внимательно и предельно точно показываем особенности их взаимного расположения и индивидуальные размеры. Величину и местоположение каждой детали следует соотносить с соседними элементами и с общим.

При построении частей важно учитывать, что линии, которые ограничивают формы в пространстве, при тоновой проработке станут границами света, полутени и тени; те же линии, которые отделяют разные плоскости формы, будут служить границами тонких отношений в освещенной части.

Светотеневая проработка гипсовой головы

Важнейшая задача данного этапа состоит в том, чтобы выдержать взаимосвязь линии и тона – этого вопроса мы уже немного коснулись в конце предыдущего подраздела, когда обсуждали деталировку конкретных форм на голове.

Вначале следует проложить основные тени. Это поможет увидеть объем головы и отдельных ее частей, найти и обнаружить ошибки, которые могли ускользнуть от вашего внимания, во время работы над линейно-конструктивным рисунком.

Далее пора переходить к разработке основных тональных градаций на голове, прорабатывая свет, полутени, собственные и падающие тени. Тени важно не перетемнить: хотя они существенно темнее светлых участков, всегда необходимо помнить, что вы должны отобразить в рисунке белый гипс. Не нужно оставлять бумагу белой в местах рефлексов, поскольку они находятся в тени и всегда существенно темнее освещенных мест и бликов.

Особое внимание следует уделить проработке поверхностей, для которых характерны плавные тональные переходы — лба, щек и подбородка. Обычно они представляют значительную сложность для обучающихся. Рисуя глаз, важно помнить о его шаровидной форме — именно она обусловливает форму верхнего и нижнего века и слезника.

В ходе детальной моделировки гипсовых голов штрих необходимо наносить по форме и только в тех частях рисунка, где он действительно, необходим, где логически и композиционно он окажется уместным и будет способствовать выявлению объема. Будьте предельно внимательны и избегайте избыточного штрихования, не отвлекайтесь на менее значимые подробности – такие как щербины на модели – в ущерб качеству проработки формы и пластики носа, глаз, ушей и других важных деталей, а также участков, где одна форма перетекает в другую.

Ранее мы неоднократно подчеркивали важность последовательного ведения учебного рисунка, а сейчас пришло время упомянуть еще об одном значимом моменте при работе над античной, а впоследствии и живой, головой: не бойтесь возвращаться к предыдущим этапам, если заметили ошибки или неточности. Рисунки подобны живым организмам, которые изменяются и совершенствуются по мере развития.

Завершающий этап: от частного к общему

На завершающем этапе, необходимо проверить, что все части находятся на своем месте и верно подчинены целому, тоновое решение гипсового скульптурного портрета выполнено правильно, и отдельные детали не перетягивают на себя излишнее внимание, тем самым нарушая целостность изображения.

Постоянно сравнивая отдельные части рисунка и изображение в целом с моделью, определите наиболее темные и самые светлые места, сопоставьте их с полутонами, а полутона между собой. Проверьте детальность проработки переднего и заднего планов: передний следует проработать более детально, а контрасты, которые необходимы здесь, должны постепенно смягчаться к дальнему плану.

Рисунок головы для подготовки к экзаменам в институт

Научиться выполнять изображение гипсовой головы на уровне, достойном приема в архитектурный и любой творческий институт, можно, лишь посвятив многие часы учебе и практике под руководством опытного наставника. Лишь настойчиво и последовательно выполняя задания на построение, создание линейно-конструктивного и тонового рисунков, можно добиться устойчивого прогресса в обучении и отличного результата.

Если вам необходимо подготовиться к экзамену в архитектурные и творческие вузы Москвы, приходите на занятия в студию К.Э. Арутюновой. Благодаря индивидуальному подходу и возможности гибко настроить обучение в зависимости от начального уровня, своих задач и потребностей, вы используете оставшееся до экзаменов время предельно эффективно и уверенно овладеете рисунком головы.

Записывайтесь на занятия по телефону или через форму на сайте.

Похожие записи

arch-risunok.ru

как рисовать гипсовую голову Афродиты

Рисунок гипсовой головы является обязательным подготовительным этапом для тех, кто планирует осваивать искусство портрета или хочет поступить в творческий вуз. Если раньше вы уже достаточно потрудились над построением геометрических тел, постановками и натюрмортами, отработали рисунок черепа в нескольких ракурсах, изучив анатомические особенности его строения, и тщательно прорисовали гипсовые слепки частей лица, — значит, вы готовы перейти на следующую ступень мастерства.

Однако не торопитесь приглашать позировать для нового рисунка живую модель. Даже тогда, когда вы владеете всеми перечисленными навыками, добиться портретного сходства с живым человеком — довольно сложная задача, особенно в условиях быстро изменяющегося естественного освещения.

Для того чтобы результат не разочаровал, наберитесь терпения и продвигайтесь поэтапно: переходите к работе над выполненными из гипса неподвижными античными головами. Именно эта деятельность принесет сейчас максимум пользы и поможет получить все необходимые для создания реалистичного и эстетически привлекательного портрета навыки.</p

Зачем рисовать гипсовую голову?

Главной особенностью античного скульптурного портрета — выполнялся ли он с живой модели или по воображению, изображал ли реального человека или мифологического персонажа — является подчинение особенностей индивидуальной внешности сложившемуся в то время канону человеческой красоты.

При этом, хотя все античные художники при работе над головой и следовали эталонным представлениям о красоте человеческого лица и обязательно применяли математически выверенные, канонические пропорции, в античном скульптурном наследии встречаются как достаточно детально проработанные, так и в значительной мере обобщенные изображения головы.

Тем, кто только приступает к изучению рисунка гипсовой головы, не следует сразу выбирать слишком детализированные слепки с античных статуй. Для того чтобы не потеряться в деталях гораздо полезнее начинать работу над человеческой головой с наиболее обобщенных моделей — таких как бог торговли Гермес, спортсмены-победители Диадумен и Дорифор или богини красоты Венеры.

Удобство работы над такой античной головой заключается в том, что модель неподвижна, и ее индивидуальные черты, как было сказано, в значительной мере обобщены. Кроме того, на освещенном искусственном свете белом гипсе значительно удобнее, чем на живом человеке, наблюдать светотень. Важным психологическим моментом является и то, что даже если вы не будете гордиться своими первыми рисунками, они ни в коей мере не разочаруют вашу гипсовую модель.

Основные правила работы над рисунком головы Афродиты

В работе важно запомнить и соблюдать определенную последовательность, двигаясь от предельно обобщенных форм к деталям, и на финальном этапе снова выполняя обобщение получившегося рисунка — но уже на качественно новом уровне.

Изображение женской гипсовой головы следует стандартной логике работы над любой античной головой и включает шаги, перечисленные ниже.

Сначала следует закомпоновать гипсовую голову на листе. Для этого отступаем от верхнего края листа на два сантиметра, от нижнего — на четыре. Со стороны лица на рисунке следует оставлять больше места, тогда как со стороны затылка — меньше. На следующем шаге обозначаем габариты головы и шеи в нужной пропорции, задаём наклон головы и намечаем «шапку» волос.

Далее обозначаем на рисунке скуловые кости, тем самым, разделяя лицевую и боковую части головы. На лицевой части необходимо наметить линии бровей, основания носа и подбородка, а затем обозначить на линии бровей середину — профильную линию.

Двигаемся дальше и намечаем на изображаемой голове глаза и брови. От слезников глаз проводим вертикальные линии к крыльям носа, рисуем основание носа и профильную линию. Затем намечаем фильтр и толщины губ, показываем уголки рта и протягиваем профильную линию дальше — через губы к подбородку.

Волосы при изображении головы обозначаем большими массами — показываем группы прядей. Затем рисуем ухо и выходящую из-под него челюстную кость, которая идёт к подбородку. Ещё одна линия идёт от уха к шее.

Далее проверяем пропорции головы и более подробно прорисовываем детали. На данном этапе уже можно слегка нанести тон на теневые поверхности изображаемой головы.

Далее необходимо постепенно усиливать тон на границах света и тени, при этом задний план рисунка, включающий затылочную часть с пучком волос, не следует затемнять слишком сильно. На освещённых поверхностях головы необходимо сделать полутона, после чего ещё больше выявить контрасты на границах света и тени.

На завершающем этапе необходимо посмотреть на работу издалека, сравнив ее с гипсовой моделью. Если всё на месте, тон распределён верно, работу над головой можно считать законченной.

 

Несмотря на значительное число моментов и нюансов, которые необходимо учитывать рисовальщику, при наличии достаточного опыта работу над головой можно полностью завершить в течение шести часов или быстрее — ровно столько, к примеру, отводится абитуриентам МАрхИ на вступительном экзамене по рисунку.

Частые ошибки при изображении головы

Как было сказано выше, работа над гипсовой головой включает не менее шести важных этапов, каждый из которых разбит на задачи и подзадачи. Неудивительно, что в процессе рисования ученики совершают достаточно много типовых ошибок, определить которые на начальном этапе самостоятельно практически невозможно — для этого потребуется помощь опытного наставника.

Итак, разберем наиболее частые ошибки, которые делают обучающиеся при выполнении рисунков античных скульптурных портретов.

Ошибка №1. Неверное размещение головы на листе, неточно показанное положение в пространстве из-за неверного определения наклона основных осей, ошибочно взятые основные пропорции и габариты.

Ошибка №2. Нарушение последовательности этапов ведения рисунка, переход к мелким деталям и элементам до того, как выявлен объем, характер основной формы и взаимосвязь частей. Не следует начинать работу с вырисовывания контура — вначале нужно изучить и показать особенности больших поверхностей, из которых складывается объем.

Ошибка №3. Неверное определение основных пропорций больших форм, преуменьшение или преувеличение верхней или нижней половины, что впоследствии приведет к затруднениям при размещении на голове более мелких частей и деталей, даже если их размеры и пропорции найдены верно.

Ошибка №4. Слишком сильный нажим на карандаш на любом этапе построения, который приводит к недопустимо темному, перечерненному, линейно-конструктивному рисунку и не позволяет замечать и вовремя исправлять неточности.

Ошибка №5. Недостаточная проработка или формальное отношение к линейно-конструктивному рисунку деталей или отказ от него, чтобы скорее перейти к тоновой проработке лица. Это серьезный просчет, который, в конечном итоге, сильно замедляет работу над рисунком. Недостаточно тщательная работа над конструктивной основой приводит к необходимости основательно переделывать голову, не позволяет добиться качественного, грамотного и художественно привлекательного изображения.

Ошибка №6. Неточное размещение и построение частей, ошибочное определение их положения и пропорций по отношению друг к другу и ко всей голове.

Ошибка №7. Работа над парными частями головы (частями черепа, челюсти, глазами, ушами) ведется не одновременно, что приводит к их значительным искажениям.

Ошибка №8. Перетемненные тени, из-за которых гипсовые модели выглядят так, словно отлиты из чугуна, рефлексы и свет одинаковой силы; перетемненный рисунок в целом.

Ошибка №9. Повышенное внимание к одним деталям или частям работы в ущерб другим, что вместе с ошибками при передаче светотени приводит к появлению раздробленности в рисунке.

Изучение и отработка античных голов для школьников и абитуриентов

Уверенное владение навыками изображения гипсовой головы потребуется абитуриентам и студентам архитектурных и творческих вузов. Так, на экзаменах в московские архитектурные институты в зависимости от выбранного вуза абитуриенты сдают рисунки сложной геометрической композиции, розетки, капители или античной головы.

Экзамены длятся четыре-шесть часов, и их невозможно сдать без серьезной предварительной подготовки — требования вузов высоки, и, невзирая на сложное эмоциональное состояние и стресс, абитуриентам приходиться учитывать множество факторов, чтобы справиться с рисунком достойно.

Столь серьезные вступительные испытания вузы устанавливают потому, что на первых курсах студенты изучают значительный объем дисциплин, требующих уверенных навыков рисунка от руки. Учитывая высокий темп обучения, студенты, которые касались основополагающих (например, таких как геометрические тела, перспектива, светотень, врезки, анатомическое строение головы) тем лишь поверхностно или работали недостаточно тщательно, испытывают в вузе серьезные сложности — вплоть до того, что оставляют учебу или получают отчисление за неуспеваемость.

Поступающим в творческие институты крайне важно готовиться к экзамену по античной голове с преподавателями, которые детально знают требования вузов, профессионально и в нужном объеме объясняют материал и, конечно, внимательно контролируют ход обучения и результаты будущего абитуриента.

Благодаря огромному опыту преподавателей и отработанным обучающим методикам подготовка к экзамену по гипсовой голове в нашей студии занимает 1-2 года в зависимости от исходного уровня ученика.

Заниматься рисунком можно как в группе, так и обратиться к педагогу за помощью в построении индивидуального плана.

97 % учеников студии К.Э. Арутюновой — ведущего преподавателя школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ — поступают в выбранные творческие институты, колледжи и школы, присоединяйтесь к числу успешных абитуриентов и вы.

Записывайтесь на занятия по телефону или через форму на сайте. До встречи в студии!

Похожие записи

arch-risunok.ru

Гипсовые-головы.рф

  • Учебное пособие гипсовая фигура — голова Давид (копия оригинала)

    Цена: 135 000 руб

    Высота 130 см Вес 40 кг Артикул 200215 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — скелет Человека 1,6 метра разборный

    Цена: 41 985 руб

    Скелет Человека 1,6 метра разборный ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Антиной большой

    Цена: 29 985 руб

    Антиной (лат. Antinous) (около 110—130) — греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифини..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — скелет человека 1\2

    Цена: 26 985 руб

    Пособие по пластической анатомии Скелет человека 1\2 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Зевс

    Цена: 23 985 руб

    Зевс, Юпитер, главный бог в классической греко-римской мифологии, возглавляющий сообщество всех б..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — торс Мюнхенский с головой

    Цена: 23 985 руб

    Высота 110 см Вес 18 кг Артикул 200510 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Афина Паллада

    Цена: 23 985 руб

    Афина, Паллада (Pallas Athene), мифол., дочь Зевса, из головы которого она родилась во всеоружии,..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Лаокоон

    Цена: 19 485 руб

    Лаокоон, троянский жрец, предостерегавший сограждан об опасности, которую таил в себе деревянный ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — статуя Геракл

    Цена: 19 485 руб

    Высота 90 см Вес 8 кг Артикул 200803 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — нога Мюнхенская

    Цена: 17 985 руб

    Высота 110 см Вес 8 кг Артикул 200505 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Афродита в одежде

    Цена: 17 985 руб

    Рождение Афродиты Согласно Гесиоду, родилась около острова Кифера из семени оскоплённого Кроносом..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Каракалла

    Цена: 17 985 руб

    КАРАКАЛЛА (Marcus Aurelius Severus Antoninus) (186?-217), римский император. Каракалла был старши..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Коллеони (Colleoni) Бартоломео

    Цена: 17 500 руб

    Коллеони (Colleoni) Бартоломео (1400, Сольца, близ Бергамо,-1476, Мальпага, близ Бергамо), италья..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — ваза Греческая

    Цена: 16 485 руб

    Высота 52 см Вес 15 кг Артикул 200701 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Аполлон Бельведерский

    Цена: 16 485 руб

    Аполлон Бельведерский — римское мраморное повторение древнегреческого бронзового оригинала работы..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Венера Милосская

    Цена: 16 485 руб

    Венера (лат. venia — милость богов) — символ любви и красоты. Первоначально в римской мифологии б..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Антиной

    Цена: 14 985 руб

    Антиной ( лат. Antinous) (около 110—130) — греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифин..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Афина

    Цена: 14 985 руб

    Афина, Паллада (Pallas Athene), мифол., дочь Зевса, из головы которого она родилась во всеоружии,..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — лошадь анатомическая

    Цена: 14 985 руб

    Артикул: 200519 Вес продукта: 3 kg ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Сатир

    Цена: 14 685 руб

    В НАЛИЧИИ ТОВАРА НЕТ!!!   САТИР — в Древней Греции один из духов лесов и гор, отожде..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — голова Лошадь

    Цена: 13 485 руб

    Размер 69*85 см Вес 5 кг Артикул 200224 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Умирающий Александр Македонский

    Цена: 13 485 руб

    Алекса́ндр Македо́нский (356-323 гг. до н. э.) — полководец и государственный деятель. Сын македо..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Гомер

    Цена: 13 485 руб

    Гимер [Ηομηρος] — имя пользующегося мировой славой древнегреческого поэта, предполагаемого творца..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Пергамец

    Цена: 13 485 руб

    Перга́м (Пергамо́н, др.-греч. Πέργᾰμον) — античный город в исторической области Мизия на побережь..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Софокл

    Цена: 13 485 руб

    Софокл (ок. 496-406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Еврипидом одним ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — торс Афродита (Пракситель)

    Цена: 13 485 руб

    Высота 82 см Вес 5 кг Артикул 200602 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — торс Лаокоон

    Цена: 13 485 руб

    Высота 68 см Вес 5 кг Артикул 200604 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Архимед

    Цена: 11 985 руб

    Архимед (ок. 287-212 до н.э.), величайший древнегреческий математик и механик. Жизнь. Уроженец гр..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Венера

    Цена: 11 985 руб

    Венера (лат. venia — милость богов) — символ любви и красоты. Первоначально в римской мифологии б..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Вольтер

    Цена: 11 985 руб

    Вольтер (Voltaire) псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet) родился в Париже..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Клития

    Цена: 11 985 руб

    Клития, (Klytia), в греч. мифологии возлюбленная Гелиоса; из-за ревности превращена богом в цвето..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Ломоносов

    Цена: 11 985 руб

    Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, перев..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — статуя Венера Милосская

    Цена: 10 485 руб

    Венера (лат. venia — милость богов) — символ любви и красоты. Первоначально в римской мифологии б..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — голова Нефертити с шапкой

    Цена: 8 985 руб

    Нефертити (конец 15 — начало 14 вв. до н.э.), царица Древнего Египта. Супруга фараона XVIII динас..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Аристотель

    Цена: 8 985 руб

    Аристотель Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона,..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Баттиста Сфорца

    Цена: 8 985 руб

    ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (1406/1420–1492), итальянский живописец и математик..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Геродот

    Цена: 8 985 руб

    Геродот, древнегреческий историк, «отец истории». Родился в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) на..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Гиппократ

    Цена: 8 985 руб

    Гиппократ (ок. 460 до н.э. — ок. 370 до н.э.) — древнегреческий врач, «отец медицины», один из ос..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст принцесса Неапольская

    Цена: 8 985 руб

    Артикул: 567 Вес продукта: 1 kg ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — рука, согнутая в локте

    Цена: 8 985 руб

    Из полиуритана Размер 40*35 см Вес 5 кг Артикул 200507 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — Полукапитель коринфская большая

    Цена: 7 875 руб

    Размер 56*56 см Вес 15 кг Артикул 200906 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — фигура малая

    Цена: 7 725 руб

    Высота 87 см Вес 8 кг Артикул 200511 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Никколо да Удзано, Донателло

    Цена: 7 485 руб

    В бюсте Никколо да Удзано (ок. 1432) Донателло создает первый скульптурный портрет эпохи Ренессан..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Сократ

    Цена: 7 485 руб

    Сократ(Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — набор Геометрических фигур 15 штук

    Цена: 7 485 руб

    Набор Геометрических фигур 15 штук  201030  Додекаэдр гипс       &nb..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — бюст Диана

    Цена: 7 350 руб

    Артемида, иначе Диана (непорочность) (Деян. XIX, 28) — известная языческая богиня у греков, по ми..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — ваза Римская

    Цена: 7 350 руб

    Высота 50 см Вес 15 кг Артикул 200702 ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — маска Зевса

    Цена: 6 327 руб

    Маска Зевса ..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — голова Коллеони

    Цена: 5 990 руб

    Коллеони (Colleoni) Бартоломео (1400, Сольца, близ Бергамо,-1476, Мальпага, близ Бергамо), италья..

  • Учебное пособие гипсовая фигура — фигура Танцующая Менада

    Цена: 5 985 руб

    Менады («безумствующие») — в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. Также н..

Показано с 1 по 50 из 232 (всего 5 страниц)

xn—-ctbbbckt2awebe0a6lh.xn--p1ai

Comments