Древний готический шрифт – Готические шрифты | Шрифты онлайн


07.09.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


В какой стране возникло готическое письмо? Характерные черты готического шрифта

Начиная с конца XI столетия в характере устоявшегося каролингского унциального письма происходят изменения: написание литер становится уплотненным, надламываются их округления и более усиливается вертикальный штрих. Концентрация читающего стала переноситься с отдельной буквы на образ слова. Появившийся готический шрифт определил новую историческую веху.

Готическое письмо

Слово или текст в зависимости от начертания букв могут производить всевозможные эмоциональные впечатления. Готическое письмо, представляя собой семейство рукописных шрифтов латинского письма Средневековой эпохи, навевает некий покров таинственности и силы. Используя подобные шрифты, автор передает адресату не только информацию, но и формирует причастность к древним традициям или соответствующей эпохе. Таким приемом успешно пользуются антикварные магазины, производители религиозных изделий и западноевропейские газеты, оформляя названия и заголовки готическим шрифтом.

Своим наименованием, которое появилось значительно позднее, готическое письмо обязано древнегерманскому союзу племен – готам. Гуманисты итальянского возрождения XV века посчитали шрифты варварскими и в именовании данной письменности выказали свое негативное отношение, противопоставляя ей древнеримскую.

Появление готического шрифта

В какой стране возникло готическое письмо? В этом вопросе многие склоны упоминать Германию, связывая ее с тем, что поздняя готика была сформирована именно там. Но по сохранившимся источникам и некоторым исследованиям историков-искусствоведов, первые образцы стиля зародились в монастырях на севере Франции к середине XI века. На основе латинского алфавита при непрестанной переписке рукописей Священного Писания стал проявляться новый тип письменности — остроконечное монашеское письмо. Образ букв менялся, в нем стали появляться надломленные черты, при этом вертикальные линии все больше усиливались по отношению к связующим, пока те не стали едва заметными.

Появление нового стиля вполне могло быть спровоцировано дороговизной бумаги и пергамента того времени, а также сложностью их изготовления или возможностью стандартизировать буквы, свести к минимуму разницу нескольких почерков в одной книге.

Ранний готический шрифт (или протоготический) распространился в западной Европе и широко использовался до середины XIII столетия.

Отличительные черты

Общий вид символов готической письменности определялся использованием гусиных перьев как пишущих средств, которые в зависимости от среза и наклона (45 градусов) выдавали соответствующие линии. Основной особенностью письма служила строгая параллельность штрихов между собой, которая включала все элементы (жирные и волосные черты, угловые изгибы). Такие буквы готического шрифта, как m, n, u и i, представляли собой вертикальные доли (например, minim). В случае, когда слово включало все указанные литеры, прочесть его становилось крайне затруднительно.

Склонность к уплотнению строки стала характерной для готического письма, она выразилась и в слиянии прилегающих между собой соединительных линий. Теперь находящиеся рядом буквы o и e преобразовались в такую конструкцию, что процесс чтения значительно усложнялся.

Основные виды готической письменности

Готическое письмо за время своей истории обрело множество вариантов. В разных государствах, сохраняя общую узнаваемость, готический стиль обрастал специфическими свойствами, и шрифты приобретали свои индивидуальные названия. Шрифт, дошедший до нынешнего времени, возник усилиями немецких каллиграфов в XV столетии.

Текстура (от латинского textualis — ткань) является основной разновидностью готической письменности. Вытянутость прописных латинских букв дает характерное отличие данного шрифта. Текст равномерно и уплотненно покрывает весь пергамент, создавая картину темного письма, напоминающего ткань.

Ротунда (от итальянского rotonda — круглая) представляет итальянскую разновидность готического письма, появившеюся в XII веке. Данный шрифт отмечается округленностью написания символов и отсутствием надломов в линиях.

Фрактура (от латинского littera fractura – ломаная буква) представляет один из поздних стилей германской готической письменности, появившийся в конце XV века. Для этого вида письма присущи остроконечные ломаные очертания. В последующие века фрактура становится доминирующим стилем в странах Северной Европы.

Готический стиль в русской письменности

Славянские шрифты, в отличие от латинских, пошли по совершенно иному пути развития. Взгляды ученых достаточно противоречивы на этот счет, поэтому большинство вопросов на сегодняшний день остаются открытыми.

В русском письме готический стиль нашел слабое отражение в круглой вязи (1497 год), которая применялась в ранних печатных изданиях на Руси. Сочетания и компоновки букв готического характера хорошо прослеживаются в написании слов этого шрифта. Известно, что на первых порах вязь использовалась лишь в заголовках в виде соединения нескольких переплетающихся литер, но вскоре ею писались уже целые строки. Как и готическое письмо, вязь очень трудно читалась.

В первой половине XVIII века благодаря петровским реформам в Российской империи начинают развиваться русские модификации популярных шрифтов Западной Европы.

Трудности восприятия

Готическая письменность, несмотря на всю эффектность и манерность подачи, являлась слишком тяжелой как для написания, так и для нормального зрительного восприятия. Прописные латинские буквы, наслаиваясь друг на друга, давали в целом темную, неясную и тяжеловесную картину письма. Это в свою очередь приводило к низкому ритму чтения и восприятия текста.

Таким образом, удовлетворяя эстетические требования, готическое письмо совсем не отвечало практическим. Последующая эпоха Ренессанса принесла новый шрифт, получивший название гуманистическая антиква, в основе которого находился каролингский минускул.

Заключение

С позиции настоящего времени можно увидеть, что если на первых порах рождение готического стиля письма было вызвано экономическими соображениями (пергамент являлся достаточно дорогим материалом), то позднее такой стиль шрифта отражал уже определенные вкусы аристократических кругов и мог нести специфическое послание. Была своего рода мода на неудобочитаемые письма. Ко всему прочему готический шрифт прекрасно гармонировал и перекликался с общим стилем в искусстве.

Готическое письмо преобладало в европейской рукописи до XV века и перешло из нее в первые печатные публикации. В Германии поздняя разновидность этого письма — фрактура — активно употреблялась до первой половины XX столетия и все еще используется в оформлении вывесок магазинов, гостиниц, офисов и в рекламных текстах. Вот почему готическое письмо иначе называют немецким. На данный момент готические шрифты остаются востребованными в разных сообществах многих государств, но большей частью они являются стилизацией под итальянский стиль ротунду.

fb.ru

Готический шрифт « Попаданцев.нет

Что такое готический шрифт, знает каждый.
И каждый замечал, насколько этот шрифт отличается от того, чтобы было до и того что было после.
Тут возникает вопрос — а почему так получилось?

Ну что же, давайте посмотрим.
И начнем с того, что в реальности готический шрифт не один. То, что мы так называем, подразумевает пять шрифтов…

Итак, самый древний готический шрифт — текстура, появилась в 12 веке в скрипториях на севере Франции.

Это — именно тот классический готический шрифт, который совершенно нечитаем. И еще в нем понапридумывали кучу лигатур, когда частые пары букв (типа th) обозначаются одной заковыристой. И именно он показывает психологию средневековья.

Дело в том, что вообще в средневековье существовало негласное правило — поступать не по закону а «по правде».
Именно поэтому количество подделок «древних» документов в средневековье зашкаливает, об этом уже говорилось. Средневековый человек всюду подходил с этими мерками. Он делал что-либо не с точки зрения чтобы это было удобно или экономично, а с точки зрения чтобы это было правильно, при этом правильно для каких-то высших мистических сфер.

Именно поэтому переписчику книг (а они были монахами и отношение к мистицизму имели самое прямое) хотелось, чтобы шрифт выглядел максимально ровно. Всякие кривые элементы поэтому были удалены, а вертикальные линии стали очень жирными, при этом старались, чтобы пробел между линиями соответствовал толщине линии. Как результат — «забор», когда читаемость принесена в жертву единообразию.
Плюс еще и классические готические приемы — вытянутость кверху, как в соборах, мебели и даже в платьях.
И эта вытянутость тоже была не просто так, она означала тягу к высшему, тягу к богу.

Текстура — это ода единообразию.
Однако, очень быстро выяснилось, что вообще для использования как для письма текстура жутко неудобна.

Ведь не каждый день нужно строить соборы, чаще всего нужен курятник. Поэтому всякие долговые расписки и письма к сюзерену писать текстурой можно… но ненужно. И поэтому ее слегка отредактировали — появилась бастарда.

Бастардное письмо отличается уже некоторой «рукописностью». И хотя появился он опять во Франции (но уже не на севере) и быстро расползся по всей Европе. В каждой стране он был другой, национальные темпераменты имеют место. Очень много было вариантов в Италии (гуглим то же «письмо Петрарки»).

Но на этом не остановились.
Дальше — в 14-м веке итальянцы придумали ротунду.

Шрифт без засечек, очень удобно было это писать и читать. И заметны древне-римские корни. Хотя остальные нации итальянцев, фактически, ротунду не поддержали, но в Италии она оказалась очень популярной. Видимо Рим имел очень большую потребность в светских документах и в Риме здравый смысл все-таки пробил брешь в высших материях. Ротунда во времена Возрождения дала жизнь минускулу, но это уже отдельная тема.

Немцы на этот счет имели свое мнение. Им была чужда итальянская легкость, но количество светских документов все возрастало. Пришлось тоже меняться. В 15 веке немцы придумали швабахер (швабский шрифт).

Если остальные за остальные шрифты нужно благодарить французов и итальянцев, то здесь немцы развернулись.
По большому счету, швабахер нельзя считать отдельным шрифтом — это просто немецкая вариация бастарды. Но немцы оказались очень консервативными. Они настолько много им пользовались, что итальянская бастарда не удостоилась отдельного названия, а немецкая — пожалуйста.

Более того — когда в западный мир пришло Возрождение, люди осознали что многое не нужно (в шрифте в том числе) и дизайн шрифта поменялся принципиально, немцы не отказались от швабахера. Они взяли его, добавили кое-какие древние элементы из текстуры, еще улучшили читаемость и вывели в свет разновидность швабахера —

фрактуру. И использовали ее много-много лет, да и сейчас используют. Так что фрактура родом не из средневековья, а как раз из Возрождения.

Если вы берете современны компьютерный «готический шрифт», то это в 90% случаях именно фрактура. Просто в одном шрифте элементы текстуры усилены, а в другом ослаблены. Я тут даже пример выкладывать не буду, несть им числа.

Можно долго разбирать мелкие элементы шрифта, но это вряд ли тут нужно, важен сам баланс — чем плотнее и менее читабелен шрифт, тем он древнее. И это касается только средневековья, потому что в Древнем Риме образцы письма были на удивление читабельными, тогда дизайн стоял лицом к человеку, а не к высшим силам.

Шрифт (и в целом типографика) это часть дизайна. Именно это для нас особенно ценно. Потому что дизайн — это не отражение реальности в картинах и рисунках (искаженное восприятием автора), это полностью выдуманная картина мира. То есть именно по дизайну можно понять что в головах людей. И поэтому вместе с революциями и мировыми войнами радикально менялся дизайн во всех своих применениях — от типографики до моды. Взяв в руки документ, написанный в древности можно много сказать о людях, которые его писали, даже если сам текст попаданец прочитать не сумеет.

www.popadancev.net

История готических шрифтов | artlab.club


Заинтересовавшись историей шрифтов я постоянно нахожу что-то полезное и интересное, чем и стараюсь поделиться. Сегодня речь пойдет о готических, очень узнаваемых, шрифтах (многие именно с них начинают обучение каллиграфии).

Интересно, что готический стиль написания берет свое начало из греческого алфавита. В 300 г. до н.э. Александр Великий (Македонский) устанавливает греческий язык в качестве единого на огромной территории. Следующая Великая Империя – Римская, переняла удобную греческую письменность, но основным средством общения у римлян стал латинский язык с его прямым антиквенным шрифтом (здесь впервые появились засечки на заглавных буквах (капителях) – serifs). Латынь была заимствована у этрусков, буквы которых, в свою очередь, основывались на греческом алфавите.

В 395 г. н. э. в конце правления императора Константина, Римскую Империю наводнили германские варвары, уже имевшие к тому времени свой рунический алфавит, который называют также футарком (futhark). Вот образец рунического алфавита готских (германских) тевтонов.

Благодаря распространению христианства в этот момент появляется необходимость в книгах и появляются тысячи монахов переписчиков, которые постепенно модифицировали написание шрифта и создавали новые стили.

Ниже приведен пример кельтского письма, называемого унциальным (scriptura uncialis), потому, что литеры записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм). Кельты сделали римское написание букв мягче и выразительнее

Дальнейшее развитие унциального письма привело к появлению четырёх форм: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). Между 900 и 1000 г.г. наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Это письмо характерно появлением маленьких (то, что мы теперь называем “строчными”) букв. К концу 1000 г. н. э. из каролингского развилось романское письмо (Romanesque), которое к 1200 г. приобрело уже почти готический вид. Он и теперь известен под именем Black Letter, или, чаще, — старо-английское письмо (Old English).


Ранний готический шрифт (протоготический) – был широко распространен в западной Европе и использовался со второй половины 11 века до середины 13 века, в период между концом каролингской эпохи и началом готической. Поэтому может рассматриваться как переход от каролингского минускула к текстуре, т.к. сочетает в себе элементы этих написаний.


Тексту́ра (от лат. textura — ткань, также textura quadrata, Blackletter, Old English) — основная разновидность готического письма. Словосочетание «готический шрифт», как правило, ассоциируется именно с этим вариантом. Появилась в начале 13 века. Своё название текстура получила за то, что покрывала страницу равномерно и на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани. Характерное отличие шрифтов данного типа — вытянутость букв. Шрифт представлял собой революционные изменения в каллиграфии – после столетий акцента на четкое распознавание письма, отдельные буквы были внезапно подчинены общему текстурному эффекту.


Textura Prescisus – развивался параллельно с textura quadrata.Появился предположительно на юге Англии и распространился во Франции. К шрифту относится выражение «vel sine pedibus» (лат. «без ног»), т.к. отличается плоским квадратным основанием основного штриха.


Bastard Secretary – чем более формальным становился манускриптный шрифт, тем больше была необходимость в более функциональных шрифтах в дополнение к ним. Поэтому изысканные текстурные шрифты дали начало шрифтам для менее престижного, повседневного письма. Несколько взаимодополняющих написаний развивались как на региональном, так и на национальном уровне, быстро превращаясь в полноценные шрифты. И классифицировались они как «гибридные» (bastarda), термин, обозначающий шрифты смешанного скорописного и текстурного происхождения.

Подобное явление, предположительно, взяло начало в конце 12 века, для оформления документов. Мне очень нравится этот шрифт сочетанием массивных штрихов и тонких изящных декоративных линий.

Batarde (Lettre Bourguignonne) – французский эквивалент английского Bastard Secretary. Был разработан в конце 13 века и использовался вплоть до середины 16, развился из скорописного в полноценный формальный шрифт. Достиг своей самой сложной формы в середине 15 века, в эпоху, когда популярность печатных книг все более возрастала среди широких слоев населения. В такой форме был уважаем в Бургундских придворных кругах, откуда и второе название.

Фракту́ра (нем. Fraktur — надлом, German letter) — поздняя разновидность готического письма, первые рукописные примеры датируются примерно 15 веком, печатная версия появилась веком позже. Являет собой смесь немецкой скорописи и текстуры. Ранние варианты появились как народные, общеупотребительные написания, и позже были взяты за основу для многих печатных шрифтов.


Швабахер, швабах (нем. Schwabacher) — разновидность готического письма, зародилась в 15 веке. Ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв. Этот шрифт доминировал в Германии с конца 15 до середины 16 века. После чего был заменён на фрактуру, но оставался популярным до 20 века. Похож на текстуру, но более округлую, простую версию.

Роту́нда (итал. rotonda — круглая) — итальянский вариант готического письма (полуготический шрифт), появившийся в XII веке. Отличается округлённостью и отсутствием надломов. Получил начало от каролингского минускула. Готическое влияние на написания восточной Европы между 10 и 13 веками получило сильнейшее сопротивление в Италии. Четкие формы классических написаний, использование каролингского минускула способствовали появлению шрифта, отличающегося от готического более круглыми, открытыми формами и короткими выносными элементами. Был распространен вплоть до 18 века, в том числе получил широкое распространение в Испании.

Ротунда явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве. На севере Европы, особенно в Германии, шрифты “настоящей готики” постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры “поздней готики”.

Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg). Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен, трудоёмок, как следствие книги стоили баснословно дорого и были редки. Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками.

Каждая литера проектировалась Гутенбергом отдельно и гравировалась вручную в твёрдом металле. Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение, совершила переворот в системе коммуникаций Запада и применялась вплоть до 60-х годов XX-го века.

Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени. Разработал этот шрифт Петер Шеффер (Peter Shoeffer) под наблюдением Гуттенберга. Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible).


Признаться, пока я не интересовалась этим, мне казалось, что готическое письмо все одинаковое, а выяснилось, что столько разных интересных вариантов.

Если вы хотите попробовать скопировать образцы из поста, вам пригодится ручка Parallel Pen, маркеры с плоским пером или обычное плоское перо. В старину использовались специальным образом заточенные перья, но благо технологии позволяют сегодня упростить этот процесс. Если вы уже пробовали писать готические шрифты — делитесь впечатлениями и картинками.

artlab.club

ИСТОРИЯ ГОТИЧЕСКОГО ШРИФТА



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Увлёкшись изучением возникновения и эволюции письменности, я узнал чрезвычайно много интересного и об истории появления, взаимозаимствования и пересечения различных алфавитов и сопутствующих им шрифтов. В том числе, как наиболее орнаментальный и узнаваемый, моё внимание привлёк готический шрифт. Сосредоточив свои изыскания именно на готическом письме, я узнал много интересных подробностей, с которыми и хочу поделиться с посетителями сайта.

История готического шрифта и готической письменности началась, конечно, не в средние века, а много раньше. Но позвольте начать ab ovo. Для получения полной картины надо всё же уделить пару строк истокам письменности.

К оседлой жизни человечество перешло около 4000 г. до н.э. (первые находки из Месопотамии свидетельствуют об этом). С 2000 – 1800 гг. до н.э. началось использование маркировок, глиняных печатей и меток — прообразов современных логотипов. Одновременно в Египте возникла иероглифическая письменность. А к 1000 гг. до н.э. произошла эволюция буквенных символов от египетских пиктограмм (иероглифов) до первого крито-финикийского алфавита. Другими словами, картинки, обозначающие слова или словосочетания были заменены буквами и слогами, в большинстве своём — первыми звуками названий объектов, ранее обозначавшихся иероглифами.

В 700 г. до н. э. уже появился первый стабильный алфавит – греческий. Именно соответствие между греческим и египетским письмом позволили Жану Шампольону (Jean Francois Champollion) расшифровать иероглифы на знаменитом Розеттском камне, поскольку на нём имелись параллельные записи иероглифами и греческим письмом. Греки в своём алфавите стали использовать ограниченное количество знаков, но в бесконечном количестве сочетаний. Тем самым, навсегда изменив направление развития письменности (и визуальных коммуникаций, в конечном счёте!) греки заложили основу достижений Западной цивилизации.

Дальше (300 г. до н.э.) были имперские амбиции Александра Великого (Македонского) и установление греческого языка в качестве единого на огромной территории. Следующая Великая Империя – Римская, переняла удобную греческую письменность (действительно, вплоть до V-го века н. э., греческий использовался римлянами для официальной и деловой переписки). Но основным средством общения у римлян стал латинский язык с его прямым антиквенным шрифтом (здесь впервые появились засечки на заглавных буквах (капителях) – serifs). Латынь была заимствована у этрусков, буквы которых, в свою очередь, основывались на греческом алфавите.

Всем знакомы римские цифры, основанные на тяжеловесном и основательном квадратном капительном письме, где использовались в основном прямые линии и горизонтальные штрихи.

В 395 г. н. э. в конце правления императора Константина, Римскую Империю наводнили германские варвары, уже имевшие к тому времени свой рунический алфавит, который называют также футарком (futhark). Образец рунического алфавита готских (германских) тевтонов вы видите на рисунке.

С этого же периода начинается медленное, но верное продвижение христианства на север Европы. Монахи-переписчики старательно переписывали Библию от руки на латинском и греческом языках. С появлением христианства в Ирландии совпадает уникальный вклад кельтской письменности в оформление религиозных рукописей. Это, во-первых, появление округлостей на значках-буквах и, во-вторых, появление верхних и нижних выносных элементов (ascenders – это, например, вертикальная палочка у буквы“h” или “q”) и художественное развитие засечек (serifs). Кельтское письмо названо унциальным (scriptura uncialis), потому, что литеры записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм).


 

На рисунке видно насколько древние кельты (VI в. н. э.) преобразили римское написание букв – сделали их мягче и выразительнее. Дальнейшее развитие унциального письма привело к появлению четырёх форм: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). Между 900 и 1000 г.г. наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Это письмо характерно появлением маленьких (то, что мы теперь называем “строчными”) букв. К концу 1000 г. н. э. из каролингского развилось романское письмо (Romanesque), которое к 1200 г. приобрело уже почти готический вид. Он и теперь известен под именем Black Letter, или, чаще, — старо-английское письмо (Old English).

Пример раннего английского романского алфавита, который можно называть первым готическим, показан на рисунке. В период от поздней готики до раннего ренессанса (1300 – 1500 гг. н. э.) Old English становится основным по всей Европе для переписывания как религиозных, так и светских книг.

Теперь более подробно собственно о готическом шрифте. Готическое письмо (как выше было упомянуто, называлось Black Letter или Old English) чаще всего было известно как “текстура” (texture или text), потому что на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани. В основном, в том виде, который дошёл до наших дней готический шрифт появился в XV веке, стараниями немецких каллиграфов-переписчиков. В разных странах, при общей узнаваемости, готический стиль приобретал специфические свойства, и шрифты получали свои собственные названия. На рисунке – готический шрифт под названием Bauble.

В Италии готический шрифт раннего периоды был довольно округлым и поэтому именовался “ротундой” (“rotondo” – круглый). Возможно, это наиболее красивый шрифт во всей истории европейской каллиграфии (к сожалению, мне не удалось найти хорошей картинки, иллюстрирующей этот вид шрифта). “Ротунда” явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве, но об этом позднее. На севере Европы, особенно в Германии, шрифты “настоящей готики” постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры “поздней готики”.

Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg). Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен, трудоёмок, как следствие книги стоили баснословно дорого и были редки. Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками.

Каждая литера проектировалась Гутенбергом отдельно и гравировалась вручную в твёрдом металле. Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение, совершила переворот в системе коммуникаций Запада и применялась вплоть до 60-х годов XX-го века.

Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени. Разработал этот шрифт Петер Шеффер (Peter Shoeffer) под наблюдением Гуттенберга. Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible). Образец шрифта на рисунке:

Ещё один известный стиль готического письма, названный фрактурой (fracture), появился в конце XV столетия, а в 1513 г. был разработан специальный шрифт для Молитвенника Максимилиана (Maximilian Praybook), изданного в Аугсбурге по указанию императора Максимилиана, известного любителя книг. Эту книгу иллюстрировали выдающиеся для своего времени художники – Дюрер (Durer), Кранах (Cranach), Буркмайр (Burgkmair) и другие художники. Альбрехта Дюрера вместе с другим немецким художником шрифта Леонгардом Вагнером (Leongard Vagner) довольно часто и ошибочно называют создателями фрактуры. На самом деле это не так, но это лишь подчёркивает насколько востребован и популярен был готический шрифт в Европе средних веков, если легендарного Дюрера считают его автором, и если фрактура была господствующим стилем письма в Европе до XVIII-го века.

С самого начала периода Ренессанса на юге Европы предпочитали более простые, тонкие и более изысканные формы антиквы (Roman), которая заменила, в конце концов, витиеватые и тяжёлые готические шрифты. Это предпочтение, с развитием книгопечатания, основывалось прежде всего на принципах удобочитаемости.

Фактически, уже, начиная с 1750-х годов, типографы стали отказываться от готического шрифта в пользу антиквенного шрифта, получившего название Cloister Old Style, разработанного французом (?) Николасом Йенсоном (Nicholas Jenson). Каждый уважающий себя типограф стремился разработать свой собственный шрифт собственной гарнитуры.

Наиболее известен “каллиграф из каллиграфов” Джовамбатиста Палатино (Giovanbattista Palatino), который разработал 29 различных шрифтов. Среди прочих: латинский, немецкий, еврейский, халдейский, арабский, греческий, египетский, сирийский, индусский, кириллический (русский) шрифтовые комплекты. Но это уже были совершенно не готические шрифты, а шрифты, так называемой новой антиквы (New Roman). Именно эти шрифты и дошли до наших дней, как наиболее часто используемые в настоящем. Достаточно назвать общеизвестный Times New Roman. Пример одного из шрифтов Палатино – на рисунке. Видно, как далеко он ушёл в своём упрощении от классического готического письма.

В России развитие шрифтов шло абсолютно своей дорогой, имея с Европой лишь общую отправную точку – греческий алфавит. Македонец Кирилл вместе с братом Мефодием в IX веке решили довольно сложную задачу – скомбинировали буквенные формы из латинских и греческих алфавитов с “глаголицей” (алфавит до сих пор неизвестного происхождения). Результат – 43 литеры (24 византийские, 19 добавленные), на которых и составили первый текст христианского Евангелия на национальном языке. Удивителен тот факт (научно доказанный), что уже к XI-XII столетиям большая часть населения могла читать и писать. Кириллица оставалась неизменной вплоть до XIV века, когда преобразовалась в более тонкий и округлый полуустав. Заголовки же писались вязью (круглой и угловатой).

Пожалуй, в письме круглой вязью (на рисунке – 1497 г.), можно найти слабое влияние готических сочетаний и компоновок букв в словах. К тому же заголовки вязью всегда шли в сочетании с основным текстом, написанным скорописью, а это просто прямое калькирование с западноевропейской манеры письма того же периода. Тогда в Европе (XV-XVI вв.) заголовки составляли готическими литерами, основной же текст писали курсивом – уже не готикой, но ещё не антиквой.

Русско-украинский первопечатник Иван Фёдоров пошёл шаг в шаг по пути Гуттенберга. Первая русская печатная книга “Апостол” (1563 г.) имитировала шрифты и графическое оформление старинных рукописных манускриптов. В XVII веке шрифт ещё более упростился, когда перешёл из церковной литературы в светскую.

Окончательное сближение русского и европейского шрифтов произвёл Пётр Первый, когда в 1710 году реформировал алфавит кириллицы и ввёл единый шрифт. Пётр, будучи человеком дальновидным, взял за основу не декорированные готические шрифты, которые в Европе уже теряли популярность, а сразу антиквенные литеры. Царь собственноручно разработал простые антиквенные формы кириллических букв и, в свойственной ему безоговорочной манере, издал указ, по которому вся светская литература должна была печататься только этим шрифтом.

Таким образом, несмотря на достаточно тесное соседство с Европой, в том числе и с различными германскими народами, российская культура испытала довольно слабое влияние культуры готической. Так что предыдущие четыре абзаца можно было и не вставлять в эту статью. Однако, я преследовал цель параллельно проследить историю развития письменности и шрифтов в средневековой Европе и на Руси того же периода, а сравнения и контрасты всегда интересны и познавательны.

Несмотря на полный отказ от готических шрифтов в книгопечатании с конца XVIII века, они и сегодня очень часто используются для печатных материалов, связанных с такими традиционными событиями, как всевозможные торжества, окончание учебного заведения, религиозные ритуалы. Также часто готический шрифт или его стилизацию можно увидеть на многих современных официальных документах. Всему этому готический шрифт, конечно, обязан своей славной истории, великим мастерам средневековья, которые не жалели своего воображения для разработки всё новых и новых печатных форм.

Можно упомянуть, что в 30-е – 40-е годы XX века немецкие национал-социалисты в пропагандистских целях делали ставку на возрождение готического шрифта, небезосновательно и оправданно пытаясь связать готику с идеями патриотического традиционализма для своего народа.

По сути, готическое письмо в настоящий момент однозначно ассоциируется у наших современников со средневековьем. И очень приятно сознавать, что те компьютерные шрифты, которыми мы сейчас пользуемся – прямые потомки изделий средневековых мастеров, разработавших их, фактически, ещё до открытия Америки европейцами.

 

 

Литературные источники:

 

1. Файола Э. «Шрифты для печати и Web-дизайна».

2. Хейли А. «Азбука шрифтов».

3. Пушкин А.С. «История Петра I».

4. Большая Советская Энциклопедия.

5. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.


megapredmet.ru

Древний готический шрифт. Результаты поиска: готический шрифт

ИСТОРИЯ ГОТИЧЕСКОГО ШРИФТА



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Увлёкшись изучением возникновения и эволюции письменности, я узнал чрезвычайно много интересного и об истории появления, взаимозаимствования и пересечения различных алфавитов и сопутствующих им шрифтов. В том числе, как наиболее орнаментальный и узнаваемый, моё внимание привлёк готический шрифт. Сосредоточив свои изыскания именно на готическом письме, я узнал много интересных подробностей, с которыми и хочу поделиться с посетителями сайта.

История готического шрифта и готической письменности началась, конечно, не в средние века, а много раньше. Но позвольте начать ab ovo. Для получения полной картины надо всё же уделить пару строк истокам письменности.

К оседлой жизни человечество перешло около 4000 г. до н.э. (первые находки из Месопотамии свидетельствуют об этом). С 2000 – 1800 гг. до н.э. началось использование маркировок, глиняных печатей и меток — прообразов современных логотипов. Одновременно в Египте возникла иероглифическая письменность. А к 1000 гг. до н.э. произошла эволюция буквенных символов от египетских пиктограмм (иероглифов) до первого крито-финикийского алфавита. Другими словами, картинки, обозначающие слова или словосочетания были заменены буквами и слогами, в большинстве своём — первыми звуками названий объектов, ранее обозначавшихся иероглифами.

В 700 г. до н. э. уже появился первый стабильный алфавит – греческий. Именно соответствие между греческим и египетским письмом позволили Жану Шампольону (Jean Francois Champollion) расшифровать иероглифы на знаменитом Розеттском камне, поскольку на нём имелись параллельные записи иероглифами и греческим письмом. Греки в своём алфавите стали использовать ограниченное количество знаков, но в бесконечном количестве сочетаний. Тем самым, навсегда изменив направление развития письменности (и визуальных коммуникаций, в конечном счёте!) греки заложили основу достижений Западной цивилизации.

Дальше (300 г. до н.э.) были имперские амбиции Александра Великого (Македонского) и установление греческого языка в качестве единого на огромной территории. Следующая Великая Империя – Римская, переняла удобную греческую письменность (действительно, вплоть до V-го века н. э., греческий использовался римлянами для официальной и деловой переписки). Но основным средством общения у римлян стал латинский язык с его прямым антиквенным шрифтом (здесь впервые появились засечки на заглавных буквах (капителях) – serifs). Латынь была заимствована у этрусков, буквы которых, в свою очередь, основывались на греческом алфавите.

Всем знакомы римские цифры, основанные на тяжеловесном и основательном квадратном капительном письме, где использовались в основном прямые линии и горизонтальные штрихи.

В 395 г. н. э. в конце правления императора Константина, Римскую Империю наводнили германские варвары, уже имевшие к тому времени свой рунический алфавит, который называют также футарком (futhark). Образец рунического алфавита готских (германских) тевтонов вы видите на рисунке.

С этого же периода начинается медленное, но верное продвижение христианства на север Европы. Монахи-переписчики старательно переписывали Библию от руки на латинском и греческом языках. С появлением христианства в Ирландии совпадает уникальный вклад кельтской письменности в оформление религиозных рукописей. Это, во-первых, появление округлостей на значках-буквах и, во-вторых, появление верхних и нижних выносных элементов (ascenders – это, например, вертикальная палочка у буквы“h” или “q”) и художественное развитие засечек (serifs). Кельтское письмо названо унциальным (scriptura uncialis), потому, что литеры записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм).

 

На рисунке видно насколько древние кельты (VI в. н. э.) преобразили римское написание букв – сделали их мягче и выразительнее. Дальнейшее развитие унциального письма привело к появлению четырёх форм: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). Между 900 и 1000 г.г. наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Это письмо характерно появлением маленьких (то, что мы теперь называем “строчными”) букв. К концу 1000 г. н. э. из каролингского развилось романское письмо (Romanesque), которое к 1200 г. приобрело уже почти готический вид. Он и теперь известен под именем Black Letter, или, чаще, — старо-английское письмо (Old English).

Пример раннего английского романского алфавита, который можно называть первым готическим, показан на рисунке. В период от поздней готики до раннего ренессанса (1300 – 1500 гг. н. э.) Old English становится основным по всей Европе для переписывания как религиозных, так и светских книг.

Теперь более подробно собственно о готическом шрифте. Готическое письмо (как выше было упомянуто, называлось Black Letter или Old English) чаще всего было известно как “текстура” (texture или text), потому что на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани. В основном, в том виде, который дошёл до наших дней готический шрифт появился в XV веке, стараниями немецких каллиграфов-переписчиков. В разных странах, при общей узнаваемости, готический стиль приобретал специфические свойства, и шрифты получали свои собственные названия. На рисунке – готический шрифт под названием Bauble.

В Италии готический шрифт раннего периоды был довольно округлым и поэтому именовался “ротундой” (“rotondo” – круглый). Возможно, это наиболее красивый шрифт во всей истории европейской каллиграфии (к сожалению, мне не удалось найти хорошей картинки, иллюстрирующей этот вид шрифта). “Ротунда” явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве, но об этом позднее. На севере Европы, особенно в Германии

religionpeace.ru

Готический шрифт — это… Что такое Готический шрифт?


Готический шрифт

Латинская Библия, 1407, Англия

Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи средневековья. Возникло в XI веке, придя на смену каролингскому унциальному письму.

С начала книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры.

Само название (от германского «варварского» народа готов, в действительности не имевшего никакого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого). Сейчас готические шрифты используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случае располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, и ширина штрихов близка к ширине межштриховых промежутков — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма — Blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.

Готические шрифты

Основные разновидности готического письма:

  1. Текстура (нем. Textur, лат. Textualis) — острое письмо;
  2. Фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями;
  3. Швабахер (нем. Schwabacher), или бастарда — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;
  4. Ротунда или круглоготическое (итал. Rotunda, нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Готический стиль
  • Готландский диалект

Смотреть что такое «Готический шрифт» в других словарях:

  • ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ — буквы, похожие своим рисунком на вычурный почерк средних веков; немецкий остроконечный шрифт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. готический шрифт типографский латинский угловатый шрифт, в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Готический шрифт — (от фр. gothique название германского племени готтов) старинный шрифт с угловатыми остроконечными очертаниями, ранее применявшийся в странах Западной Европы, особенно широко распространенный в Германии и вытесненный впоследствии антиквой.… …   Реклама и полиграфия

  • Готический шрифт — один из шрифтов на латинской графической основе с угловатыми ломаными контурами. Его разновидностью является фрактура. Употребленные в мат. формулах и тексте в качестве символов буквы Г. ш. в изд. оригинале требуется либо вписать синими чернилами …   Издательский словарь-справочник

  • готический — I. шрифт немецкий угловатый шрифт, в отличие от антиквы – латинского округлого шрифта (см. также фрактура 2) II. стиль [Словарь иностранных слов русского языка

  • ГОТИЧЕСКИЙ — ГОТИЧЕСКИЙ, готическая, готическое (иск.). прил. к готика; в стиле готики. Готическое искусство. Готический храм. ❖ Готический шрифт особый шрифт, отличающийся угловатостью букв, применяемый в Германии и в некоторых других странах. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • Готический — собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на… …   Википедия

  • Готический стиль — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический стиль (архитектура) — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический стиль в архитектуре — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ — (по им. древне германского народа готов). Своеобразный архитектурный стиль, отличием которого являются стрельчатые своды и остроконечные, легкие, резные, смело уходящие вверх башни; возник во Франции, но готическим презрительно назвали его… …   Словарь иностранных слов русского языка

dic.academic.ru

Готический шрифт Википедия

Латинская Библия (1407, Англия) Страница нидерландско-немецкого словаря (1759). Нидерландский текст набран антиквой, а немецкий — готическим шрифтом
О письме готского языка см. готское письмо

Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи Средневековья. Было распространено в ряде европейских стран с середины XII до XVII века.

С началом книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры. В Италии первые печатные книги с готическим шрифтом появились в 1473 году (это были сочинения Хуана де Торквемады и Роберто Караччиоли)[1].

Само название (от «варварского» народа готов, в действительности не имевшего прямого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского Возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности, что послужило толчком к разработке новых шрифтов, напоминающих древнеримское начертание. Так появилась антиква, которая в романских и восточноевропейских западнохристианских странах на замену готическому письму была принята сразу, однако у германских народов (а также у народов, находившихся под культурным доминированием последних — финнов, эстонцев, латышей и т. д.) по тем же причинам стала применяться фрактура, представлявшая собой дальнейшее развитие готического письма, при этом фрактура чётко противопоставлялась антикве как иная система письменности. Встречающиеся в немецком тексте отдельные слова из латинского и романских языков долгое время (примерно до второй половины XIX века) набирались в антикве, тогда как слова из германских языков, как и основной текст — в гарнитуре фрактура или швабахер. (Ср. применение азбуки катакана в японском письме). Польские и венгерские имена, названия и неосвоенные заимствования оформлялись ломаным шрифтом со вставкой национальных букв (как правило, по техническим причинам — из антиквы). В дальнейшем отказ от фрактуры был связан отчасти с буржуазными революциями — голландцы отказались от фрактуры во время нидерландской революции, англичане и шотландцы окончательно в ходе английской революции, шведы во время «эры свобод» в середине XVIII века, в Норвегии и Дании фрактура частично применялась до конца XIX века, в Германии господствовала до середины XX века, хотя антиква активно использовалась с конца XIX века.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого). Готические шрифты широко употреблялись в Германии до начала XX века, но некоторые из них были запрещены во времена Третьего рейха в 1941 году[2]. Сейчас шрифты на основе готического начертания используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Готические шрифты

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случаев располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, и ширина межштриховых промежутков близка к ширине штрихов — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма: англ. blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.

Надпись готическим шрифтом в немецкой военной базе

Основные разновидности готического письма:

  1. текстура (нем. Textur, лат. textualis) — острое письмо;
  2. фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями;
  3. швабахер (нем. Schwabacher) или бастарда — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;
  4. ротунда (итал. rotunda или круглоготическое нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве;
  5. куррент — готический курсив; с начала XX в. в качестве стандартного готического курсива принят шрифт Зюттерлина.

Примечания

Ссылки

См. также

wikiredia.ru

Comments