Что такое штриховка в рисовании – Штриховка Карандашом — Как? (Принципы + Ошибки + Упражнения)


07.04.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Способы штриховки в рисовании / Мастерклассы Блоги

Линии
Рисуя линии, совсем необязательно всегда использовать острый кончик карандаша. Иногда округлым кончиком карандаша можно добиться более интересного результата. Если в карандаше грифель большого диаметра, эффект, получаемый с помощью тупого кончика, будет еще заметнее. Поиграйте с различными видами и формами грифеля, чтобы познакомиться с создаваемыми ими различными видами линий. Придумайте и выполните различные виды линий и штрихов, используя как острый, так и тупой кончик карандаша. Потренируйтесь с выполнением различных штрихов, показанных ниже, чтобы немного расслабиться.
Рисуя разные каракули, вы обнаружите, что некоторые из них напоминают текстуру различных поверхностей или какие-то образы. Например, маленькие галочки могут напомнить стаю высоко летящих птиц, тогда как волнистые линии отлично подходят для рисования воды.

Рисование острым кончиком карандаша 
Сначала нарисуйте ряд параллельных линий. Попробуйте нарисовать их вертикально, затем под углом. Сделайте некоторые из них изогнутыми, выполняя то короткие, то длинные штрихи. Затем выполните волнистые линии под углом, а затем ряды коротких вертикальных штрихов. Попробуйте нарисовать спираль, после чего группы коротких искривленных линий. Затем попрактикуйтесь выполнять линии, которые постепенно истончаются. Затем нарисуйте ряды кружочков, галочек и полукругов.


                 Рисование тупым кончиком карандаша 

Очень полезно выполнить то же самое упражнение с помощью закругленного, тупого грифеля. Даже если вы будете использовать те же самые положения руки и виды штрихов, результат будет разительно отличаться. Внимательно посмотрите на приведенные здесь примеры. Штрихи были теми же самыми, но рисунок, созданный тупым карандашом, выглядит совершенно иначе. Вы можете создать округлый кончик карандаша, потерев им по куску наждачной или просто грубой бумаги.

«Живопись» с помощью карандаша
Когда вы используете живописные штрихи, ваш рисунок воспринимается совсем по-другому. Думайте о карандаше как о кисти и при рисовании двигайте всей рукой, а не только кистью. Чтобы добиться этого эффекта, пробуйте использовать положение карандаша «под ладонью» между вашим большим и указательным пальцами и рисуйте боковой поверхностью грифеля. Если вы будете поворачивать карандаш в руке через каждые несколько штрихов, вам не придется часто подтачивать его. Чем больше грифель, тем шире будет штрих. Чем мягче грифель, тем более живописный эффект вы получите. Эти примеры были выполнены на гладкой бумаге карандашом 6В, но вы можете поэкспериментировать с более грубыми сортами бумаги, чтобы получить более неровные штрихи.

Начните с простого
Сначала поэкспериментируйте с вертикальными, горизонтальными и изогнутыми штрихами. Выполняйте их достаточно близко один к другому, вначале сильно нажимая на карандаш. Затем с каждым штрихом уменьшайте давление на карандаш.

Изменение давления на карандаш 
Беспорядочно покройте область штрихами, в некоторых местах меняя давление на карандаш. Штрихи следует выполнять свободными движениями.

Используйте мелкие штрихи 

В качестве первого примера выполните маленькие круги. Они напоминают шкуру некоторых животных. На втором примере (справа) использованы короткие темные и легкие светлые штрихи, расположенные в шахматном порядке -это напоминает узор каменной или кирпичной кладки.

Ослабление нажима 
Нанесите длинные вертикальные штрихи, изменяя давление на карандаш при выполнении каждого штриха, пока не получится высокая трава (справа). Несколько более свободные движения могут использоваться при рисовании воды (крайний справа). Сначала выполните короткие спиральные движения рукой (наверху). Затем делайте волнистые движения, меняя давление на карандаш (внизу).

Выработайте свой стиль
Многих великих художников прошлого можно сейчас идентифицировать по тому, как они выполняли линии. Рисунки Ван Гога — напоминают о каллиграфии, имя Сера стало синонимом пуантилизма, Джакометти был известен своими каракулями. А вы можете определить свой стиль по карандашным линиям?
Использование перекрещивающихся штрихов Если вам нравится рисунок с большим количеством мелких и тщательно прорисованных деталей, то вам отлично подойдет эта перекрестная штриховка. Густота тени определяется расстоянием между штрихами.

Использование округлых каракулей 

Если Вы используете подобные округлые, свободные штрихи, скорее всего вы любите поэкспериментировать. Подобные петли скорее передают настроение, чем изображают тонные детали.

Использование маленьких точек
Эту технику называют «пуантилизм» — картина рисуется множеством маленьких точек. Делайте точки разного размера, чтобы создать разное ощущение глубины и тени. Пуантилизм требует большой точности работы и опыта.

Имитация мазков кистью
Вы можете создать иллюзию мазков кистью, используя короткие, широкие линии. Это создает ощущение живописи, но позволяет вам также контролировать движение карандаша, как при штриховке. Эти штрихи выглядят очень эффектно.

blogs.masterclassy.ru

Что правильно, штриховать или тушевать?

Опубликовано 14 Авг 2013 в рубрике «Немного теории»

Написать на эту достаточно спорную и для кого-то даже болезненную тему, меня сподвиг этот комментарий:

Алла: Я преподаю в  Х.Ш,,, все годы учила звонкому штриху, как и меня когда то учили- НЕ ТУШЕВАТЬ, а штриховать по форме, хоть предмет, хоть портрет! Но в  последнее время только везде и вижу ТУШЕВКУ! Разве это правильно?

Ответ у меня получался очень развернутым, поэтому я решила вынести его в отдельную статью.

Уважаемая Алла! Меня, так же, как и вас, учили прежде всего штриховать. И я тоже огорчаюсь оттого, что растушеванных работ в последнее время появляется все больше, а красивой твердой графики все меньше. Но прежде, чем говорить о том, правильно это или нет, хочу отметить вот что: повсеместное распространение тушевки ЗАКОНОМЕРНО.

В первую очередь это происходит благодаря изобилию фотографии. В настоящее время фотоизображение стало восприниматься как визуальный эталон. Все чаще в адрес художественных работ можно услышать такой (сомнительный, с моей точки зрения) комплимент: «Как красиво! Прямо как фотография!». Причем так говорят не только неискушенные зрители, я слышала эту фразу даже от своих бывших студентов-художников.

И, коль скоро сходство рисунка с фото вызывает восхищение, то верно и противоположное: в массовом представлении все, что делает графическую работу не похожей на фотографию, может восприниматься как дефект, возникший из-за недостатка мастерства художника.

Разумеется, спрос не может не отразиться на предложении, — художники, зарабатывающие творчеством часто вынуждены подстраиваться под вкусы публики. Представьте, что в числе уличных художников, рисующих портреты, появится один, пишущий в духе позднего Пикассо. Вряд ли к нему выстроится очередь… Зато спросом всегда пользуются работы в фотореалистическом ключе. Особые приметы таких портретов: глубокие черные тени, множество ярких бликов и, конечно же, плавные РАСТУШЕВАННЫЕ тональные переходы.

На самом деле, ни таких резких теней (при нормальном дневном свете), ни бликов на каждом выступающем участке лица в реальности не увидишь (так же, как например, красных зрачков). Эти эффекты возникают на фотографии при съемке со вспышкой, но зритель, завороженный иллюзией документальности, не обращает на такие мелочи внимания.

Франко Клун (Franco Clun)

Работа в стиле фотореализма бесспорно требует от автора огромного мастерства. Это и безупречный глазомер, и умение правильно воспринимать и передавать тональность, также значительную роль играют опыт и терпение. Все это не может не восхищать. Но главный минус фотореализма, с моей, опять же, точки зрения, заключается в том, что этот стиль требует отказа от индивидуальности. Все штрихи, мазки, линии, — то, из чего складывается художественная МАНЕРА, тщательно прячутся, затушевываются.

Единственное, в чем может проявиться личный взгляд художника, — это выбор фотографии, которую он будет копировать.

Хило Чен (Hilo Chen)

Я говорю в основном о портрете потому, что портрет всегда был и остается самым притягательным жанром. По моим наблюдениям, большинство тех, кто хотел бы научиться рисовать, стремятся рисовать именно портреты. При этом основной источник информации сейчас для многих — это интернет. Художественные школы и мастерские есть не везде, да и доступны не всем (в силу возраста, финансовых возможностей, отсутствия времени и т. д.). Рисовать дома за компьютером кажется намного удобнее. А если есть выход в сеть, то возможности учиться намного шире.

Однако, попробуйте набрать в поисковике что-нибудь вроде «портрет рисунок». Какие визуальные образцы вам даст всемирная паутина?

В лучшем случае на один классический рисунок придется десяток перерисованных фотографий. Они чаще всего и становятся образцом для подражания.

Виноваты в этом отчасти и мы, преподаватели рисунка. В том, что не умеем привить вкус к хорошей графике. Не умеем внятно объяснить, как надо.

Чего стоит, например, требование штриховать «по форме». Абсолютно все, даже те, кто впервые взял в руки карандаш, знают, что штриховать надо именно по форме и никак иначе. Но что конкретно означает это требование, совсем не ясно.

Если форма простая, например куб, как располагать штриховку на гранях? Вертикально, горизонтально? Наносить штрихи в обоих направлениях, по сути рисовать решетку, это будет правильно? А если штриховать по диагонали?

Труднее, если форма округлая. Я видела рисунки, на которых чашки сверху донизу заполнены эллипсами разной кривизны. Ведь это «по форме». И уж совсем непонятно, как подступиться к шару.

Таким образом, проблемы возникают уже при попытке штриховать простые геометрические формы, что уж говорить про такие сложные, как лицо человека. Гораздо проще взять фотографию и просто копировать, растушевывая светотеневые переходы, чем разбираться, как там штриховать «по форме».

Беда в том, что классическая система обучения перестает отвечать требованиям времени. Академическое обучение рисунку длительное, да и если честно, довольно скучное. Мало кто способен подолгу и с удовольствием рисовать все эти кубы, призмы и цилиндры. И рисуют люди самостоятельно то, что интересно и так, как понимают.

Правильно это или не правильно?

Мне кажется, пока не сформируется какая-то достойная альтернатива классической системе обучения рисунку, ситуация не изменится. Мы будем везде видеть исключительно растушеванные копии фотографий.

Ну и наконец, отвечу на поставленный вначале вопрос: что правильно, штриховать или тушевать? Думаю, это в большей степени дело вкуса, и зависит от стиля, в рамках которого существует художник. Если это фотореализм, то тушевка будет более правильной и органичной.

Однако, могу предположить, что мода на фотореалистичные рисунки со временем пройдет или трансформируется во что-то иное. Как любая мода.

Хуан Франсиско Касас (Juan Francisco Casas)

А что по этому поводу думаете вы?

Содержание

Вернуться на главную

Еще почитать:

artfound.ru

Рисование и живопись: Штриховка и тушёвка.

— Рисунок является основой всех видов искусства.
— Учимся делить линии на равные отрезки без помощи линейки.
— Делим лист на 16 равных прямоугольников не прибегая к помощи линейки.
— Штриховка лёгкими, тонкими параллельными линиями под углом, примерно, 45 градусов.
— Тушёвка. Что это такое?

Основой всех видов искусства, является рисунок. Это самый древний вид изобразительного искусства. Первобытный человек при помощи острого предмета процарапывал изображения, украшая, таким образом, своё жилище, предметы труда и быта.

Основанием для выполнения рисунка, в разное время, служили глиняные дощечки, папирус, пергамент позднеее деревянные дощечки. Первые рисунки на бумаге появились в ХIV веке. Инструментом для рисования служили металлические грифели (штифты) из свинца и серебра, дающие достаточно чёткие и мягкие линии. Рисунки, выполненные серебряными штифтами, с течением времени, приобретали коричневый оттенок. С открытием в Англии месторождения графита в ХVI веке появились графитовые карандаши.

Чтобы изображать окружающие нас предметы и природу, создавать картины, моделировать красивую одежду надо, прежде всего, научиться рисовать. Все известные художники прошлого и настоящего являются, в первую очередь, хорошими рисовальщиками. Рисование, это такая же точная наука, как и математика. Здесь есть свои законы пропорций и перспективы, света и тени, пластической анатомии. Есть свои приёмы передачи формы и объёма, освещённости. Есть классические приёмы рисования, их называют ещё академическим рисунком, освоить которые, в той или иной форме, может каждый желающий, так же, как и таблицу умножения. Сложившиеся же художники имеют каждый свой «почерк», который выделяет их картины, среди работ других художников.

Сегодня мы продолжим наши упражнения по рисованию линий. Попробуем делить линии без помощи линейки на равные отрезки, опробируем штриховку поверхностей от руки и тушёвку.
Штрихами называют короткие линии-чёрточки, при помощи которых художник передаёт тональность при выявлении формы и освещённости предмета. Штриховка — это покрытие плоскости от руки параллельными линиями (штрихами). Она может быть сплошной, когда линии сливаются друг с другом или с промежутками, может накладываться в виде сеточки, наноситься прямыми линиями или узогнутыми по форме изображаемого предмета, например шара.
Тушёвка — сплошное покрытия пятна одним тоном. Для получения более тёмного тона, поверхность затушёвывается за несколько раз мягким карандашом под острым углом к бумаге, усиливать нажим карандаша нельзя, так как при этом образуются штрихи.

Надеюсь, мой друг, что ко второму занятию ты продумал, как правильно оборудовать своё рабочее место. Если мольберта ещё нет, возьмём любую плоскость размером, примерно, 40х50см., разместим наклонно у окна и прикрепим бумагу для рисования, формат листа для первых уроков берём 20х30см. или30х40см.. Специальная бумага для рисования имеет с одной стороны более гладкую поверхность, на ней хорошо делать рисунки пером и тушью, а с другой стороны более шероховатую, на такую поверхность хорошо ложится карандаш. Вот на более шероховатой поверхности мы и будем рисовать. При выполнении русунка, вначале пользуются карандашами средней твёрдости, а заканчивается рисунок мягкими карандашами. Это означает, что для занятий нужно приготовить несколько хорошо заточенных карандашей различной мягкости.

Проведём маленькую гимнастику для рук и правильно возьмём карандаш. Плоскость, на которой прикреплён лист, расположена на расстоянии вытянутой руки. Отступим от края листа в верху и в низу, примерно, на один сантиметр и проведём линии, не отрывая карандаша от бумаги без линейки, с лева на право, параллельно краю листа. С левой стороны листа проведём такую же линию с верху в низ, а с правой стороны с низу в верх. Подрисуем наши линии, полюбуемся на рамку, которую мы нарисовали без линейки и разделим верхнию и нижнию линии рамки, на глаз, пополам, поставим в этом месте точку. Каждую половину линии разделим ещё раз пополам. Верхняя и нижняя линии рамки разделены на четыре равных отрезка. Разделим теперь наш лист по вертикали на четыре равные полосы, соединив линиями без линейки соответствующие точки, которые мы поставили в верху и в низу листа. Далее на глаз, без линейки делим пополам вертикальные линии нашей рамки с права и с лева и каждую половину ещё раз делим пополам. У нас так же получается на каждой вертикальной линии рамки по четыре равных отрезка, только большего размера. Соединяем точки горизонтальными линиями, проводя их с лева на право, не отрывая карандаш от бумаги. Поправляем неровности линий лёгкими штрихами и у нас на листе в рамке получается 16 равных прямоугольников.

Каждый из нарисованных прямоугольников нужно заштриховать. Начинаем с верхнего левого угла, проводя лёгкие тонкие параллельные линии примерно под углом 45 градусов в пределах первого прямоугольника карандашом средней мягкости. Расстояние между линиями-штрихами, примерно, 2-3мм., направление линий с права-в лево. Заштриховываем, таким образом, все 16 прямоугольников. Штриховка в каждом последующем прямоугольнике будет получаться лучше. Старайтесь работать в пределах границ прямоугольника, но по началу, линии будут переползать все границы и это нормально.
Второй этап штриховки мы начнём со второго ряда и точно так же пройдёмся последовательно с 5 по 16 прямоугольник, проводя штрихи между линиями первоначальной штриховки.
Далее возьмём более мягкий карандаш и начнём штриховку с третьего ряда. Поменяем направление штриховки с лева -в право, у нас получится, таким образом, сеточка из линий. Так же заштрихуем четвёртый ряд.

Закончим наше упражнение тушёвкой. Пройдёмся по нашему нижнему ряду прямоугольников в двух направлениях штрихами, которые будут сливаться или почти сливаться друг с другом. А ещё возьмём и разотрём линии кусочком ваты, намотав на спичку.
Старые мастера делают для этих целей специальные «растушёвки» из замши или мягкой кожи. Замша вырезается по форме трапеции, размеры основания, примерно, 10см. и 6см., высота 6см.. Намазывается с гладкой стороны клеем для кожи, плоскость в пределах малой стороны трапеции. После этого туго закатывается в валик, начиная с большой стороны трапеции и перевязывается. После высыхания заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге. Такой «растушёвки» хватит для работы на много лет.
Упражнение по штриховке и тушёвке необходимо повторить несколько раз.
Желаю, мой друг, успехов. 

to-drawing.blogspot.com

уроки рисования: виды штриховки

Это задание будет посвящено очень важной теме, теме штриховки. Если вы её плохо освоите, то дальше вам будет очень трудно, главное не торопитесь
Для хорошего и аккуратного результата очень важно научиться правильно штриховать. Штрихи обязательно должны быть одной толщины и нарисованы в оду сторону. Так же можно делать перекрестные штрихи, но не в коем случае нельзя штриховать решеткой, когда горизонтальные линии пересекают вертикальные, такая штриховка смотрится не очень красиво. Если вы наберетесь терпения и научитесь рисовать красивую штриховку, то можно будет сказать, что 50% рисунка выполнено замечательно. Кстати, стоит помнить, что штриховка, например, в случае с волосами, должна идти вдоль волос, имитируя их структуру и форму, хотя это относится ко всему, а не только к волосам.
Рассмотрите виды штриховки:


Нажим при штриховке должен быть лёгким, движения — равномерными и неторопливыми. Карандаш, должен касаться бумаги не концом, а боком заточенной части.
Удобнее штриховать сверху вниз и наискось, справа налево, чем делать горизонтальные штрихи слева на право. Штрихи могут быть узкими и широкими, редкими и частыми, тёмными и светлыми. Горизонтальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрёстный штрих даёт тёмный тон. Кроме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно получить третий. Например, перекрещивая красный и жёлтый, получаем оранжевый. Для усиления цвета совсем не обязательно сильно нажимать карандашом на бумагу, а то можно прорвать её. Лучше повторить штриховку, но только в противоположном направлении, нанося штрихи плотно один к другому. Чтобы получить светлый тон, нужно ставить штрихи пореже.
Разделите свой лист на несколько 4 части.
В первом прямоугольнике  изобразите три штриховки горизонтальную, вертикальную и наклонную

старайтесь чтобы расстояние между штрихами было небольшое.
На втором прямоугольнике нарисуйте перекрестную штриховку.
На третьем штриховку «барашек». она выполняется круговыми движениями руки

 Закончим наше изображение хаотичной штриховкой, она создается, без каких то стандартов, просто двигайте рукой, как она сама поведёт и штриховкой-корзинкой. Первым делом сделайте несколько коротких штрихов на небольшом расстоянии друг от друга, затем тоже самое только в другом направлении и так до конца
 

radugaart.blogspot.com

Группа ДЗ-83

ВИДЫ ШТРИХОВКИ И ТУШЕВКИ

Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений.

Прямая штриховка

Крестовая

Контурная

Точечная

Случайная (зигзагообразная)

Начинаем ставить руку и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) . В итоге все равно всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.

Помимо простых графитных карандашей используйте цветные разной жесткости. Также понадобятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. Перо можно заменить роллером.

Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Тушевка однородная (заливка)

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка – инструмент.

Тушевка с градацией

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».

Заштрихуйте 6 квадратиков, нарисованных от руки, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.

Затушушуйте 3 квадратика разными материалами

графитный карандаш шариковая ручка

Залейте 3 квадратика разными материалами

фломастер тушь

Затушуйте с градацией 6 квадратиков разными материалами: простым и цветным карандашом, шариковой ручкой. Небольшие поверхности желательно научиться тушевать за один раз.

Проработайте элементы декоративных штриховок: тушь/перо (роллер).

Возьмите себе за правило упражняться каждый день по 20 минут, уделяя это время только штриховке и тушевке. Даже если сразу не получается, поверьте, через непродолжительное время, при условии каждодневных занятий, вы достигнете хороших результатов.

Вот несколько упражнений

Сделайте эскизы в карандаше любого предмета (существующего или несуществующего) с использованием максимального количества видов штриховки, в том числе декоративной, заливки и тушевки с градацией и без.
Выполнить чистовой рисунок (тушь, цветной карандаш), грамотно поместив на листе.

Варианты работ

Отработайте на разнообразных фигурах штриховку, тушевку и тушевку с градацией в разных материалах (2-3 листа формата А-4).

Урок подготовлен по материалам интернета

dz83.at.ua

Comments