Что такое пастельные мелки – детские масляные смывающиеся водой цветные мелки для рисования в ванной, на асфальте или бумаге, инструменты для творчества


28.01.2018 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Советы художника


Содержание

гид по видам и производителям

Мар 02, 2017

in Полезные статьи по рисованию

Пастель для рисования: гид по видам и производителям

Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.

Художественная пастель (от латинского “тесто”) –  это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.


Читать в контексте: Пастель для начинающих: готовимся к работе


Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.

Пастель для рисования может быть четырёх  видов:

  • сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))
  • масляная пастель
  • восковая пастель
  • акварельная  пастель

Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.

Сухая пастель

Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.

Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.

Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.

В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:

  • твердую hard
  • мягкую soft
  • супер-мягкую extra soft

Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков-  мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.

Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.

 


Читать в контексте: Как правильно закреплять пастель?


Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.

Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.

Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.

Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.

 

Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.

Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.

Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.

Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.

Самые известные импортные производители пастели:

  • французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).
  • Хорошего качества пастель производят такие фирмы как
  • Rembrandt,
  • Schminke,
  • Faber-Castell
  • Talles (Голландия)
  • Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo, с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.

Больше зарубежных марок-производителей пастели:

Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия),  LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия),  Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия),  Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея),  Crayon.


Распространенные российские марки пастели:

  • Подольск-Арт-Центр
  • Сонет
  • Аква-Колор
  • Олки
  • Спектр

 


Читать в контексте: Мягкие материалы для рисования: уголь, сангина, сепия, соус


Пастельные карандаши

Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:

  • удобны в использовании,
  • позволяют наносить более аккуратные штрихи,
  • не пачкают руки.

Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.

Производители карандашей:

  • Faber Castell
  • Derwent
  • Cretacolor
  • Stabilo

Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши — Conte. Самые твердые – у Faber Castell.

Масляная пастель

Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.

Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.

Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи.  Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.

Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.

Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.

В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.

Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier.

Восковая пастель

Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.

Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.

Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то  с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».

Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?

Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.

Акварельная пастель

У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.

Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.

Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!

Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.

 

 

Таким образом, под одним и тем же словом, пастель для рисования, можно понимать совершенно разные мелки.

Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!


Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!


Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.

Получайте номера журнала на свой e-mail!

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ


Техника итальянского рисунка: смотрите видео в свободном доступе!

 

izo-life.ru

Как выбрать пастельные мелки? Виды материала и советы от художника

Итак, для начала давайте разберемся, какие бывают виды пастельных мелков?

  • Сухая пастель (её еще называют мягкая пастель) — имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
  • Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
  • Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными

Хорошая пастель оставляет заметный, насыщенный след и рисует очень мягко.

Пусть цена на 50р больше, зато результат на 100% подпрыгнет! Как выбрать хорошую пастель? Очень просто! Попросите в магазине попробовать порисовать на листочке. Повторю: Хорошая пастель оставляет заметный, насыщенный след и рисует очень мягко. То есть она должна быть не пересохшая (за исключением техник, которые требуют именно такого эффекта).

Совет 1

Или можно еще так проверить пастель. Проведите пастелью по коже руки, Сухая пастель — мягкая или средняя — ширина штриха 3-5 мм., легко, нежно, мягко рисует по коже. Не царапает,  не ломается, не крошиться, даже при падении (с небольшой высоты). Штрих разотрите  пальчиком, пастель должна дать хорошую растушевку (размазаться), попробуйте смешать цвета — разотрите штрихи двух цветов, проведенных рядом.

Совет 2

Чтобы понять, о какой разнице в качестве мы говорим, возьмите, к примеру, пастель от компании Сонет, которая подходит, разве что детям, для занятий в школе и серию мягкой художественной пастели GoldFaber от Faber Castell, которая признана эталоном профессионалами со всего мира. Разница будет просто колоссальной, видной невооруженным глазом даже для непрофессионалов. Цена, разумеется, тоже будет отличаться, так что всё зависит от целей использования и бюджета. Помимо вышеназванных существуют еще промежуточные варианты, типа продукции фирмы KOH-I-NOOR или Derwent, которые отличаются средним качеством, но и невысокой ценой. Вообще, если не знакомы с материалами конкретной фирмы, то не спешите покупать огромные наборы по 48, 60, 72 цвета, лучше возьмите небольшие наборчики для пробы.

Какие карандаши лучше купить?

Есть несколько хороших марок: Derwent, FaberCastellPitt, или Stabilo. Выбирайте наборы, где много цветов и оттенков, скажем 24 цвета и более. На мой взгляд, у фирмы Derwent самый широкий выбор цветов, но я могу быть необъективной, так как я чаще всего рисую именно этими карандашами.

Если вы не уверенны в пастельных карандашах, купите, попробуйте ими порисовать, а там уже определитесь.

Так же советую пользоваться переносным футляром для карандашей (который есть на фото выше). Так и карандаши будут целее, и вам будет проще взять с собой большое количество.

 С помощью пастельных карандашей можно добиться удивительных деталей. У них точно такая же основа пигмента, только она заключена в дерево, что делает карандаши менее маркими. Как бы то ни было,  лучше сочетать карандаши с мелками, которые обычно используется для фона и больших пространств.

Восковая пастель

Восковая пастель, в сравнении с другими видами пастелей, имеет ряд особенностей. Она не смешивается с такой же легкостью, как классическая сухая пастель. В восковой пастели не получится смешать два отличных друг от друга цвета непосредственно на бумаге. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Чтобы сгладить эти переходы, нужно приложить некоторые усилия,однако втирать с силой пигмент в бумагу все-таки не стоит. Дайте воску немного оттаять под теплотой ваших пальцев, это сделает восковые мелки более пластичными. К тому же нельзя рисовать восковой пастелью на улице, когда там холодно.

Масляная пастель считается материалом учебным, оставляет яркие, четкие штрихи, но плохо смешивается между собой. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, могут проступать жирные пятна. Производители в основном те же, что и у сухой пастели, лучшей считается Sennelier.

Ультрамягкая пастель, Пан-пастель

Выпускается в специальных баночках, очень похожа на тени. Каждая такая баночка содержит на 35% больше материала, чем стандартная палочка пастели. Хорошо смешивается и дает наиболее точную цветопередачу. Пан-пастелью работают обычно художник в технике реализма. Рисуют ей с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге. Сразу скажу — не самый доступный материал, достать в России можно, но сложно

Пан пастель идет для нижнего слоя и набора цвета, а мелкие детали уточняются карандашами Faber Castell, можно также использовать спонжики разного размера, из-за этого мазки варьируются красиво от крупных к мелким.

www.livemaster.ru

Пастель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги дл

ru.wikipedia.org

Чем отличаются восковые мелки от пастельных?

Восковые мелки (или карандаши) содержат несколько основных компонентов: натуральный или синтетический воск, неорганические наполнители (например, тальк) , органические и неорганические цветные пигменты, а также эмульгирующие агенты в случае мелков с водорастворимым эффектом. Восковые мелки оставляют насыщенный ярких штрих и пригодны для выполнения работ в различных техниках: сграффито (sgraffito), энкаустика ( encaustic ), вайпинг (wiping technique), фроттаж (frottage) и других. Свойства восковых мелков :
Быстрое и простое использование
Насыщенный, яркий, рваный след
Не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью
Размазывается тоже меньше
Невозможность исправить
Плохо стирается
Не смываются водой

Пастель (от лат. pasta — тесто) чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гумми-арабика или гумми-адраганта как связующих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара; для этой же цели служит также овсяный отвар и молоко. Тесто, таким образом, приготовленное накладывается в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет.

Пастель бывает трех типов — «сухая» , масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки» , что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Так что разница, как видите, в составе и свойствах. Они по-разному ложатся на бумагу и дают различные фактуры.

Но может возникнуть вопрос: ведь есть же и восковая пастель, которая в составе также имеет воск, как и восковые мелки. В чем разница между ними? Если потереть пальцем – восковые мелки не пачкаются, а пастель, даже восковая и масляная, все-таки немного смазывается. Причем, чем она мягче, тем более смазывается. Это дает дополнительные возможности создавать интересные эффекты. Кроме того восковая пастель бывает значительно ярче восковых мелков или карандашей.

otvet.mail.ru

Чем отличаются восковые мелки от пастельных?

Восковые мелки (или карандаши) содержат несколько основных компонентов: натуральный или синтетический воск, неорганические наполнители (например, тальк) , органические и неорганические цветные пигменты, а также эмульгирующие агенты в случае мелков с водорастворимым эффектом. Восковые мелки оставляют насыщенный ярких штрих и пригодны для выполнения работ в различных техниках: сграффито (sgraffito), энкаустика ( encaustic ), вайпинг (wiping technique), фроттаж (frottage) и других. Свойства восковых мелков :
Быстрое и простое использование
Насыщенный, яркий, рваный след
Не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью
Размазывается тоже меньше
Невозможность исправить
Плохо стирается
Не смываются водой

Пастель (от лат. pasta тесто) чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гумми-арабика или гумми-адраганта как связующих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара; для этой же цели служит также овсяный отвар и молоко. Тесто, таким образом, приготовленное накладывается в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет.

Пастель бывает трех типов сухая , масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится сухая пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как е сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике сухой пастели широко используется прим растушвки , что придат эффект мягких переходов и нежности цвета.

Так что разница, как видите, в составе и свойствах. Они по-разному ложатся на бумагу и дают различные фактуры.

Но может возникнуть вопрос: ведь есть же и восковая пастель, которая в составе также имеет воск, как и восковые мелки. В чем разница между ними? Если потереть пальцем восковые мелки не пачкаются, а пастель, даже восковая и масляная, все-таки немного смазывается. Причем, чем она мягче, тем более смазывается. Это дает дополнительные возможности создавать интересные эффекты. Кроме того восковая пастель бывает значительно ярче восковых мелков или карандашей.

info-4all.ru

Пастель художественная — масляная, мягкая, сухая, их характеристики, этапы производства

В художественной практике применяют мыслимые и немыслимые изобразительные средства. Порой это обыкновенные краски, жидкие и твёрдые материалы всевозможного происхождения и порой самые неожиданные вещества. Весьма известное слово «пастельный» цвет (когда говорится о нежном, неброском оттенке) произошло от одного из способов прессования красящих пигментов. Само слово пастель произошло от латинского термина, обозначающего «тесто» или подобную ему консистенцию. Мы с вами разберёмся, почему интересным цветным пастельным мелкам было дано такое название, и какие разновидности пастели может предложить вам современный рынок.

Производство пастели

Пастель часто и даже в подавляющем большинстве случаев выглядит, как набор разноцветных брусочков, по своему качеству и свойству похожему на известные всем мелки. В нашей стране выпуск такого художественного материала происходит по следующей технологии – сначала изготавливается масса из связующего компонента и красящих пигментов. Причём в заготовочную субстанцию включается не только цветной пигмент, но и белый, что обуславливает порой очень светлые и мягкие конечные оттенки.

Первый этап

Так в один цвет может входить до девяти составляющих-красителей. Для того, чтобы обеспечить мелкам фиксированную форму, добавляется клеящее вещество, например, раствор гуммиарабик – смола натурального происхождения, получаемая из деревьев рода акации.

Расширить гамму помогают разбавители, такие, как обычный белый мел или глина, благодаря которым можно получить несколько оттенков одного ряда, от тёмного к светлому.

Второй этап

Последующая стадия после смешения пигментов и основы – их совместное перемалывание до однородной массы. Это специальный процесс растирания краски в специальной машине с гранитными валами, повторяющийся пять-шесть раз для получения равномерной консистенции и тонко помолотых красителей. Российская промышленность использует зарубежное оборудование в таком производстве.

Третий этап

Перемалывание длится долго и проводится тщательно, после чего смесь в готовом виде переносится в формы следующей машины, для спресовывания длинных палочек, которые вручную укладывают работники завода. На оборудованных и смазанных противнях размещаются длинные полоски, которые тут же нарезаются на «порционные» кусочки при помощи специального размерного шаблона.

Четвертый этап

Далее железные противни, на которых пастель размещена так, чтобы не слипаться между собой, отправляются в печь с постоянным температурным размером от шестидесяти до восьмидесяти градусов. Пастель просушивается в тепле строго отведённое количество часов, и сушка – это ничуть не менее важная часть всего производства, что остальные. От того, какой тепловой обработке подвергнется материал, напрямую зависит его финальное качество. Пересушенная пастель будет испорчена ровно так же, как и оставшаяся сырой: первая выйдет из печи обгорелой и потрескавшейся, а вторую в скором времени ждёт заплесневение.

Завершающий этап

Итак, полученные после «запекания» одинаковые по размеру брусочки готовы к размещению в упаковке и отправке на прилавки магазинов, навстречу потребителю. Производящие компании могут представлять на вкус и на выбор самый широкий спектр как цветов пастели, так и скрывающей их упаковки. Существуют выпуски пастели россыпью и специально составленные и подобранные наборы самых различных размеров. Несколько мелков в числе, не превышающем десяток, или большая профессиональная коллекция с сотнями оттенков (наибольшее известное и популярное количество брусков в наборе — 268).

Пастель любого вида всё-таки остаётся хрупким инструментом изобразительного искусства, поэтому она чаще заключается в картонные коробки с мягким наполнителем (поролоном), который предотвращает её перемещение и поломки внутри упаковки. В ячейках поролоновых вставок внутри коробки все палочки будут находиться на своих местах, что послужит плюсом и к удобству во время работы, и к безопасности транспортировки. Надлежит хранить пастель в сухом месте, поскольку мы уже знаем о вредоносном влиянии отсыревания на наш художественный материал.

Виды пастели

Упомянув несколько видов пастели, нужно обязательно поговорить о каждом из них чуть более подробно. Чаще всего пастель встречается в виде небольших мелков, которые варьируют по толщине и форме сечения. Обыкновенно они выпускаются, как палочки одинаковой консистенции, часто даже без обёртки, но существуют и продвинутые версии. Например, пастельные карандаши, где та же самая масса заключена в более привычную и удобную форму для рисования. Но более распространены и узнаваемы, конечно, простые тонкие мелки, округлые или квадратные на срезе.

Основное разделение пастели на подвиды обусловлено её консистенцией и составом: твёрдостью или мягкостью.

Так можно перечислить до четырёх разновидностей пастели:

  1. мягкий, 
  2. твёрдый,
  3. сухой,
  4. масляный сорт.

Они варьируются ещё на стадии заготовления, когда в один вид добавляют меньшую концентрацию скрепляющих веществ, вроде смолы или клея.

В мягких видах пастели содержится преимущественно пигмент с добавлением небольшого объёма клеевого раствора, и такие бруски дают очень насыщенный и сочный цвет, широкий просто для тушевания и лёгкую покраску.

Твёрдая включает больше закрепляющей основы, поэтому у такого типа повышается механическая прочность, и с твёрдой пастелью возникает меньше казусов по поводу поломки брусков. Благодаря прочности она идеальна для исполнения тонких деталей рисунка, потому что палочки способны сохранять острые грани гораздо лучше. Вынося на обсуждение подробно каждый вид пастели, перечислим их прочие плюсы и минусы.

Твердая пастель

Твёрдая. Именно эта пастель удостоена чести выпускаться и в форме пастельных карандашей, кажущихся более привычными глазу. Она пригодна для штриха, для тонких линий, мелкой детализации рисунка. Консистенцию имеет жёсткую, даёт менее яркий цвет, чем проигрывает мягкой. Твёрдая пастель не крошится так просто и позволяет художнику даже затачивать её при надобности (именно поэтому ею порою наполняют карандаши с деревянной оправой). Оптимальна также для выполнения эскизов и скетчей и конкретизации контуров изображения на бумаге, завершительного акцентирования мелочей.

Мягкая пастель

Клеящие вещества доведены до минимума, такого рода брусочки очень ломкие и сыпучие. Падения совсем не переносит и тут же разбивается на части, что весьма печальный недостаток по сравнению с твёрдой, эластичной и чуть более прочной пастелью. Зато мягкая текстура способствует превосходной фиксации цвета на бумаге, и большая концентрация пигментов делает его весьма насыщенным.

Самое знаменитое и отличаемое визуальное качество пастели сильно выражено в этом типе – воздушность и бархатистость, мягкость краски. Для препятствования смешиванию и осыпанию таких мелких частиц можно покрывать каждый отдельный слой распыляющимся лаком или другим фиксатором, и тогда рисование мягкой пастелью будет в удовольствие.

Масляная пастель

По виду очень напоминает родственные ей восковые мелки и привносит в работу сочные, натуральные цвета, которые сравнимы с настоящей масляной живописью. У неё особенная текстура на основе льняного масла, с помощью которой можно добиться совершенно глубоких и насыщенных красок на холсте.

Нередко в паре с такой пастелью применяют растворитель, а ещё обязательным дополнением к масляной пастельной краске служит бумага, обладающая достаточной шероховатостью, потому что она плохо ложится на обыкновенную основу и не поддаётся растушёвке. Зато подобная эластика масляных пастельных палочек практически не пачкает руки во время работы, избавляя от неприятностей и грязи, которые случаются с прочими видами.

Разные источники прибавляют в этот небольшой список и другие подразделения пастели, например, пастель на основе воска, чернил или акварели (допускающая соответствующее размывание).

Использование пастели для рисунка

Нежная и в большинстве своём сыпучая, пастель требует шероховатой поверхности для нанесения, где рельеф бумаги, картона или прочей основы будет удерживать мельчайшие частицы пигмента. Порой применяются даже большие холсты из наждачной бумаги, с которой даже мягкая пастель не осыпется так просто.

Для профессиональных целей художников служат специальные доски или же самый распространённый и доступный вариант – бархатистая бумага (как вариант, подойдёт акварельная).

Для того, чтобы задний тон рисунка не был белым, основу тонируют специально или берут уже окрашенную бумагу, опираясь на предполагаемые доминирующие тона картины.

Пастель благодаря своим физическим свойствам позволяет в сухом виде удалять с рисунка целые слои, оказавшиеся ошибочными, например, сухими кистями или канцелярским ластиком, расположив рисунок с вертикальным наклоном, чтобы не запачкать другие области. Можно снимать пастель бритвой. Для того, чтобы, напротив, увековечить сей сыпучий и ранимый материал, его покрывают специальными фиксаторами либо подручным лаком с распылителем.

Как уже было оговорено ранее, практически каждый из упомянутых видов пастели имеет свои недочёты, которые при старании можно избежать или приуменьшить до незначительности. Так, работа с масляной пастелью будет чиста для рук, но требует дополнения в виде растворителя и и размывающего инструмента. Все остальные палочки, если они не покрыты оболочкой (или скотчем, что неплохая идея для экономии и удобства), имеют свойство сильно пачкать.

Одному типу не достаёт красочности, но его можно восполнить, если использовать в работе брусочки более мягкой текстуры. Иным словом, ничего не воспрещает пользоваться пастелью одной или нескольких разновидностей в сочетании с другими материалами и выгодно использовать преимущества того и другого.

lkmprom.ru

Пастель для начинающих: список необходимого!

Пастель – это линия и цвет одновременно. Это мягкая и бархатистая фактура и тонкое сияние шелковистого материала. Она позволяет быстроту письма, мгновенную передачу идей и эмоций, легкость исправлений, полную непосредственность работы.

Пастель как художественный материал — это цветные брусочки спрессованного пигмента. Выпускаются в виде мелков или карандашей.

Бывает трёх типов: сухая, восковая  и масляная. Все эти разные виды пастели нельзя использовать в одной работе.

Вернее, один минус — незакрепленная пастель осыпается или смазывается. Ею нужно либо рисовать на шероховатой поверхности, либо сразу оформлять в раму под стекло. Закрепление поверхности пастели лаком приводит к изменению цвета.

Пастель для начинающих: технология материала

Вспомогательные средства

Большинство художников не применяют в пастели никаких вспомогательных средств: в этом одно из ее преимуществ. Правда, иногда, особенно в сложных, многослойных работах некоторые из так называемых mediums просто необходимы.

  • Вода, терпентин

В многосеансных этюдах для создания своеобразного подмалевка, художники наносят распылителем определенный объем воды, терпентина либо другого разбавителя на первоначальные слои пастели, что выравнивает их, обобщает и дает возможность дальнейшей работы, уточнений, избежания естественных в этом случае колористических потерь.

В длительных работах, чтобы закрепить частицы пастели перед нанесением последующих слоев, художники распыляют на лист тонкий слой фиксатива. Они также покрывают фиксативом и завершенную вещь, чтобы предупредить осыпание и отслаивание пастели при обрамлении и транспортировке.

Но есть мастера – принципиальные противники фиксативов, поскольку последние «приглушают» цветовые валеры картины. Потребителю предоставлен выбор двух видов фиксативов в аэрозольных баллончиках – матовый и глянцевый.

Если вы решили ими воспользоваться , постарайтесь это делать весьма аккуратно. Лишний фиксатив непоправимо испортит работу.

Пастель для начинающих: основы для пастели

Хотя пастелью можно рисовать на любой поверхности, обычно работают на бумаге, картоне, иногда на холсте. Помимо прочности основа для пастели требует определенной фактуры.

  • Специальная бумага для пастели.

Для пастели подбирают бумагу с крупнозернистой фактурой, которая способствует лучшей адгезии ее слоев. Кроме белой существует множество цветной бумаги – цвета слоновой кости, желтовато-коричневая, серая, синяя, зеленая, фиолетовая и так далее. Цвет бумаги также важен, как оттенок подмалевка в других техниках живописи. Помните, что этот выбор довольно велик и необходимо постепенно испытать как можно больше сортов основы.

  • Акварельная бумага.

Для пастели подойдет любая акварельная бумага, но лучше всего бумага холодной прессовки. Если необходим подмалевок акварелью или акриловой краской, эта основа – лучший выбор, так как не всякая бумага одинаково хорошо реагирует на водоосновные грунты – вода вызывает деформацию их поверхности.

  • Бумага для угольного карандаша.

Некоторые ее виды (также как и недорогие сорта пастельной бумаги) довольно рыхлые, что делает их ненадежным материалом. Бумага для угольного карандаша обычно не имеет существенной фактуры, что ослабляет ее способность удерживать частицы пастели. Применяется для кратковременных этюдов.

  • “Наждачная” бумага.

Эта бумага покрыта мелкими частицами абразивного материала (как обычная наждачная ), за счет которого она удерживает значительный объем пастели. Хотя в ней есть кислоты, популярность ее среди художников велика.


Изготовление «наждачной» бумаги

      1. Возьмите высококачественную, не содержащую кислот бумагу (включая акварельную), можно картон.
      2. Легко смочите ее обратную сторону. Это необходимо для предотвращения деформации, когда вы нанесете водный состав на лицевую сторону листа.
      3. Теперь флейцем обильно смочите лицевую сторону бумаги (или картона) заранее подготовленным составом:

        – 4 части акрилового геля.

        – 2 части состава для создания зернистой структуры (кремень, мраморная пыль или пемза).

        – 1 часть воды (объем может варьироваться).

      4. Дайте подсохнуть. Если результат не устраивает, повторите шаги 2 и 3. Если бумага все-таки покоробилась, положите лист лицевой стороной вниз на чистую ровную поверхность и смочите вогнутые места. Затем прижмите края бумаги и дайте ей высохнуть. Если лист не выпрямился, повторите весь процесс, используя меньший объем воды.

Есть еще один способ – воспользуйтесь приведенным во вставке рецептом, заменив акриловый гель акриловой грунтовкой. Мастихином или губкой нанесите смесь на бумагу. В результате получите превосходную фактурную поверхность, способную реагировать с пастелью в новом, неожиданном ключе.

  • Бумага для графики

Следует ознакомиться и с другими видами бумаги. В художественных салонах в наличии множество сортов. Лучший способ определить, подойдет ли предлагаемый вариант – почувствовать фактуру на ощупь. Вес бумаги варьируется в пределах 120 – 360 грамм/ кв. метр.

Пастелью можно работать на тканях, например, холсте. Многие художники натягивают ткань на обычный подрамник. Некоторые натягивают ткань на жесткий картон, пользуясь акриловым гелем в качестве адгезийного материала.

 

Можно писать непосредственно на ткани или же покрыть ее слоем акриловой грунтовки. Если хотите сделать масляный подмалевок, грунтовка обязательна, поскольку масляная краска может повредить («сжечь») ткань.

Пастель для начинающих: инструментарий и аксессуары

За исключением, возможно, пылесоса, инструменты для работы пастелью просты и недороги.

  • Чертежная доска, клейкая лента и кнопки

Пастельную бумагу следует хорошо укрепить на твердой плоскости, например, чертежной доске, к которой клейкой лентой или кнопками прикрепляют бумагу. Иногда берут мягкий картон (типа Homosote), в который хорошо входят кнопки.

 

Не рекомендую использовать более легкие материалы (пенокартон) – при работе пастельным карандашом или мелком бумага может сдвигаться либо продавливаться.

В работе пастелью могут пригодиться и кисти. Например, упругой щетинной кистью легко удаляется ненужный фрагмент этюда (если он не зафиксирован). Акварельная кисть подойдет для смешивания красок, создания плавного перехода одного цвета в другой. Кистью при необходимости увлажняют участки бумаги.

 

Для удаления краски, исправления ошибок в пастели используются куски мягкой ткани: это может быть замша, куски бархата, но хлопчатобумажные тряпки подходят для этого как нельзя лучше, они всегда должны быть под рукой.

  • Наждачная бумага

Прикрепите рядом с работой кусок наждачной бумаги, чтобы время от времени затачивать мелок или карандаш (лучше положить ее в стакан, чтобы опилки осыпались на дно). Если вы пользуетесь пастельными карандашами, понадобится точилка. Можно взять нож или бритву, но точилка удобнее; только следует быть осторожным, чтобы не сломать хрупкий стержень пастели.

  • Растушка, ластик-резинка

Палочка для тушевки – крепко скрученный бумажный цилиндр, заостренный с обоих концов, необходимый для создания плавного перехода одного цвета в другой. Для удаления пастели художники пользуются резинкой-ластиком, слегка прижимая и постукивая им по поверхности бумаги (тереть ластиком, как при исправлении ошибок в карандаше, нежелательно!).

  • Пылесос, маски

Сделайте все возможное, чтобы предотвратить попадание пастельной пыли в дыхательные пути и легкие. Художники, постоянно работающие с пастелью, обычно устанавливают в мастерской специальные фильтрующие системы-вытяжки.

По крайней мере, можно воспользоваться пылесосом, расположив шланг у нижней части этюдника, для этого берут очень длинный шланг, располагая пылесос в другой комнате, чтобы не слышать звук работающего мотора. Авторов, работающих пастелью лишь время от времени, вполне устроит портативный ручной пылесос.

Иногда пользуются маской, которую можно приобрести в аптеках и художественных салонах. Она представляет собой бумажный фильтр, укрепляемый на голове с помощью резинки. Маски очень эффективны, хотя к ним нужно привыкнуть.

Подойдет практически любой этюдник, при условии, что будет возможность наклонить работу на себя – в этом случае частицы пастели будут осыпаться на пол или в лоток. Можно укрепить бумагу и в горизонтальном положении, но не забывайте время от времени собирать пылесосом пастельную пыль, которая может загрязнить цвета этюда.

  • Ящик для транспортировки

Для работы на пленэре понадобится специальный ящик с множеством отделений для хранения пастели. Ящики для пастели «Artbin» способны вместить от двух дюжин до более чем 100 пастельных мелков. К тому же они довольно легкие, имеют замки и ручку. Если вы приобретаете ящики с отделениями для пастельных мелков, обратите внимание на размер отделений.

Некоторые виды пастельных мелков, как, например, Schmincke толще остальных. Позаботьтесь о том, чтобы ящик был снабжен хорошим замком, иначе пастель может просто рассыпаться. Хотя огромный выбор пастели весьма соблазнителен, советую начинать с небольшого набора цветов основных мелков.

После выполнения нескольких зарисовок, у вас появится чутье на недостающие цветовые оттенки пастели (и марки).


Какую пастель выбрать? О видах и производителях читайте здесь!


Итак, подведем итоги.

Самый полный список материалов для рисования пастелью!

  1. Мягкая пастель – набор из 25 – 30 мелков.
  2. Твердая пастель – набор из 24 мелков.
  3. Пастельные карандаши – набор из 12 штук.
  4. Бумага: 45 х 60 см зашкуренная, 30 *45 см цветная пастельная бумага в наборе.
  5. Чертежная доска, достаточных размеров, чтобы разместить самый большой лист бумаги.
  6. Клейкая лента.
  7. Ткань, бумажные полотенца.
  8. Кисти – пара щетинных или упругих синтетических кистей для удаления пастели.
  9. Палочки для тушевки, tortillons.
  10. Ластик-резинка.
  11. Наждачная бумага.
  12. Точилка.
  13. Маска-повязка. Пылесос.

Материалы на усмотрение:

  1. Мягкая пастель – один или два мелка каждой марки – для сравнения продукции изготовителей.
  2. Баллончик матового фиксатива в аэрозоли.
  3. Мягкие кисти – для увлажнения пастели.
  4. Этюдник (для работы вне мастерской)
  5. Латексные перчатки.

Однако прежде, чем отправляться в художественный магазин, помните, что для начала вполне можно обойтись одним набором пастели, бумагой и … желанием рисовать:)


Буду признательна вам за вопросы и отклики на статью. Оставляйте в комментариях пожелания к тематике будущих мастер-классов по пастели!

Поделитесь материалом статьи в лентах своих соцсетей!


Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.

Получайте номера журнала на свой e-mail!

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ


izo-life.ru

Comments