Жизнь и творчество в васнецова 3 класс: Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника
31.05.2023 Разное
Васнецов Виктор Михайлович (доклад, 3 класс)
Васнецов Виктор Михайлович (доклад, 3 класс)
Опубликовано: 12 октября 2017 года
Класс:
3 класс
Русское устное народное творчество вдохновило множество художников. Некоторые их произведения стали классикой и в книгах часто сопровождают сказания, чей сюжет послужил первоисточником для шедевра. Одним из самых известных мастеров этого жанра является Виктор Михайлович Васнецов.
Будущий художник появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Отцом Виктора и его младшего брата Аполлинария (который впоследствии тоже стал живописцем) был сельский священник. Семья жила небогато, поэтому первоначально Виктор был отдан в Вятское духовное училище, так как в таких заведениях дети священнослужителей обучались бесплатно. Но еще там Васнецов увлекся рисованием и в 19 лет уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию Художеств. Через 20 лет после окончания Виктора Михайловича приняли в ряды ее действительных членов.
Свой большой творческий путь Виктор Михайлович начал среди передвижников, создав несколько картин в жанре реализма. В числе основателей этого объединения был учитель Васнецова Иван Николаевич Крамской, к тому же передвижные выставки собирали множество молодых художников, позволяя им заявить о себе. Но с годами Васнецов искал свой стиль и все больше интересовался исторической и сказочно-былинной темой. Именно в тот период он написал свои самые знаменитые полотна, которые ярко передают все волшебство своих литературных источников. Среди них есть печальная Аленушка, которая горюет на берегу о младшем брате, превратившемся в козленочка. Иван-царевич скачет на верном Сером Волке сквозь дремучий лес, крепко обнимая свою самую ценную находку — царевну Елену прекрасную. Витязь в полном вооружении задумчиво стоит перед камнем, выбирая нелегкий путь.
Могучие богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша-Попович — дозором обходят границы родной земли.Во всех этих картинах талант мастера соединился с яркими сказочными образами — это и послужило залогом успеха у публики. Большинство из этих произведений в наши дни выставлены в Государственной Третьяковской галерее, причем знаменитые «Богатыри» когда-то были куплены для нее самим создателем коллекции Павлом Михайловичем Третьяковым. Также полотна Васнецова можно найти в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и московском доме-музее художника.
Вместе со сказками и былинами, послужившими источником вдохновения, творчество Виктора Михайловича Васнецова — это часть огромного культурного наследия России.
Еще материалы по теме:
художники
Оцените доклад:
Андрей Рублёв. Словесный портрет выдающегося деятеля культуры. ОДНКНР, 5 класс | Рассказ о творчестве Андрея Рублёва (4 класс, литературное чтение) | Художник Илья Репин.Словесный портрет выдающегося деятеля культуры |
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881—1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Виктор Васнецов — Исторический художник — Академия рисования
Статья Владимира Лондона
Виктор Васнецов, наиболее известный как живописец исторических и мифологических сюжетов, родился 15 мая 1848 года в селе Лопиял Вятской губернии. Первоначально намереваясь последовать за своим отцом и дедом в сан священника, Васнецов поступил в семинарию в возрасте десяти лет. Учась в Рябово, он помогал местному иконописцу в его ремесле и помогал ссыльному польскому художнику Андриолли в росписи Александро-Невского собора. Однако, получив высшее образование, он решил продолжить свой собственный курс. Он продал с аукциона две свои картины, чтобы профинансировать переезд в Санкт-Петербург, где в 1867 году он начал посещать Императорскую Академию художеств.
В 1870 году Васнецов подружился с Иваном Крамским и стал частью его объединения художников-реалистов «Передвижники». Несмотря на более позднюю известность Васнецова историко-мифологическими сюжетами, его произведения 1870-х годов воспевают общее дело жизни.
В 1876 году по рекомендации своего друга и товарища по «передвижнику» Ильи Репина Васнецов переехал в Париж. Там он обнаружил свою страсть к изображению русской мифологии и фольклора, на которых он вырос, положив начало совершенно новому стилю русской живописи.
Его первым сюжетом был Иван-царевич верхом на сером волке , сцена из традиционной русской сказки, написанная в подходящей эпической и фантастической манере, которую он не мог закончить более десяти лет.
Однако он не полностью отказался от своих современных работ; среди нескольких хорошо принятых жанровых реалистических жанровых сцен он также создал большую картину «Выставочные будки в Париже в 1876 и 1877 годах».
В 1877 году он вернулся в Москву, на волне интереса к русской истории и культуре. К сожалению, работы Васнецова этого периода были отвергнуты современными искусствоведами. Он не пользовался популярностью до 1880-х годов, когда его религиозное искусство приобрело известность. Особое значение имело его предложение написать фрески в киевском Владимирском соборе. Несмотря на сложность, работа позволила Васнецову создать грандиозные картины, как у старых мастеров.
Васнецов работал над собором более десяти лет, сделав за это время более 400 этюдов и эскизов. В конце концов, он создал более 2000 квадратных футов фресок с изображением известных личностей из долгой истории России. Конечный продукт был несколько спорным. Известный искусствовед Владимир Стасов назвал его «кощунственным», а Дмитрий Филосов назвал его «мостом» между различными социальными классами России.
Именно в Киеве Васнецов начал работу над своим самым известным произведением, Богатыри .
На картине, изображающей Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича, трех известнейших богатырей (литературных странствующих рыцарей, подобных королю Артуру и его рыцарям в Западной Европе), в картине умело сочетаются реалистические способности Васнецова с героической фантазией миф. Туманный, причудливый пейзаж контрастирует с конкретными людьми и их конями, создавая настроение, идеально соответствующее чувствам русской публики 19-го века.
Талант Васнецова простирался не только на живопись. Он участвовал в создании сцены и костюмов для ряда опер Николая Римского-Корсакова, в том числе «Снегурочка» 1885 года и «Садко» 1897 года. В 20 веке советское правительство даже поручило ему разработать новую форму, создав новый стиль фуражки, названный богатыркой, в честь конических шлемов, которые носили одноименные рыцари. Позже он стал особенно известен тем, что применил свое пристрастие к фэнтези и сказкам к дизайну зданий, внося свой вклад в общее архитектурное движение, известное как «Русское возрождение». Васнецов спроектировал церковь, собственную усадьбу (превращенную в музей его искусства в 1953) и фасад Третьяковской галереи в Москве.
Васнецов тоже занимался закулисьем искусства. Он был куратором Третьяковской галереи, следя за тем, чтобы после русской революции религиозные картины, особенно работы Александра Иванова, попадали из церквей в безопасность галереи. Он лично обеспечил большое количество произведений, находящихся в Государственном Историческом музее.
Васнецов был художественным эрудитом, знатоком пейзажа, портрета, иллюстрации и архитектуры. Он помог создать тон, который сформировал 19го и 20 веков, а также оставившее богатое наследие самобытно русского искусства. Он умер 23 июля 1926 года, оставив непреходящее сокровище для России и мира искусства.
9000 в 3 простых платежа Общая стоимость: 291 долл. США долл. США (3 x 97 долл. США) Получите все видео уроки единоразово Общая стоимость — Всего $257 USD Считаете ли вы неуверенность в себе проблемой? Величайшие художники в таком случае могут показать вам великий пример. Что на самом деле означает низкая уверенность в себе? Только представьте: вы успешно сдали экзамен в Императорскую Академию художеств, но узнали о своем поступлении только через год, явившись вновь сдавать тот же самый экзамен. Сдав экзамены, и даже не пытаясь узнать результат, Виктор Михайлович Васнецов поступил в Императорское общество поощрения художеств. Вместе с Ильей Репиным обучался у Крамского. Их учитель тоже считал, что неуверенности в себе выдано Васнецову так много, что их хватило бы сразу на троих, но, к счастью, художник не был лишен таланта: «Ты, голубушка, полна самолюбования. сомнения. Вы очень застенчивы. Пришло время для вас, наконец, быть смелым и пойти на это. Глаза у тебя завидные». Через несколько десятков лет скажут, что Виктор Васнецов «вышел из низкого происхождения». Он родился в семье священника. Нет-нет, это были не те одутловатые попы, которых так ярко изобразил в своем «Крестном ходе» товарищ Виктора, знаменитый Илья Репин. Жизнь сельского священника Михаила Васнецова ничем не отличалась от жизни крестьян, разве что интеллектуальные и художественные интересы были шире. Да и сами крестьяне были друзьями маленького Вити с детства. У него не было потребности снисходить к людям или «притягивать их ближе» к себе, и уж тем более не надо было доказывать ни себе, ни другим, что «низы тоже люди». Просто среди них прошло его детство; они были его друзьями без подразумеваемой фразы «как будто». Возможно, этим и объяснялась невероятная достоверность «униженных и оскорбленных» в исполнении Васнецова. Сын священника, обремененный большой семьей (шесть детей), но отнюдь не большими доходами, должен был поступить в духовную семинарию, а причина в том, что дети священнослужителей принимались бесплатно заряда. В Вятке Васнецов встретил первого в своей жизни настоящего художника — это был ссыльный поляк Эльвиро Андриолли. Посмотрев рисунки будущего мастера, он твердо заявил, что священников на свете хватает, а вот людей с таким художественным чутьем совсем не много. Он рассказал об Академии художеств и предложил устроить аукцион и выставить две картины Виктора Васнецова — «Жнец» и «Доярка», что позволило заработать на поездку в Петербург. Отец согласился с желанием сына и сообщил семинарии, что учеба окончена. Виктор Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию. Когда Виктор посетил первую выставку «Передвижники» (русский язык: «Передвижники»; «Странники» или «Странники» на английском языке), он подумал, что это его путь. Васнецов написал несколько картин для своих выставок. Особенно хвалили его работу «Из квартиры в квартиру». На артиста обратил внимание и Павел Третьяков, что тогда считалось серьезным достижением. Во-первых, у Третьякова был отменный вкус, а во-вторых, его интерес сулил художникам возможность забыть о безденежье. Передвижники возлагали надежды на Васнецова как на мастера жанровой живописи, который продолжит изображать сирот и несчастных людей. Но сам художник чувствовал, что, несмотря на близость к движению, он еще не нашел своего направления. Репин и Крамской приглашали его в Париж, и все вокруг говорили, что живописец не может добиться успеха, не повидав других стран. В Париже он остановился в доме Крамского. Его не впечатлили все новые направления. Васнецов предпочитал классику в музеях современным выставкам. Даже Репин поддался очарованию Франции, а Васнецов остался совершенно равнодушен к Парижу. Вскоре он переехал в пригород и снял дом в Медоне. Виктор Михайлович прожил там год и привез оттуда картину «Акробаты (Праздник в пригороде Парижа)», а также множество этюдов и акварелей. Виктор Васнецов встретил любовь всей своей жизни на родине. Весной 1871 года, охваченный петербургскими туманами и напряженной учебой, он приехал к семье в Рябово — погреться и отдохнуть. Он планировал вернуться к своим занятиям осенью, но задержался на некоторое время, а потом еще и еще. Основная причина сводилась к французской мудрости, призывавшей искать женщину в любой непонятной ситуации. Виктор познакомился с Сашей Рязанцевой в Вятском музее, и вернуться в Петербург у него уже не было сил. По дороге из Парижа в 1876 году Васнецов впервые заехал в Вятку к Саше. Они вместе приехали в Петербург, поженились, родили пятерых детей и прожили полвека в любви и согласии, в очередной раз разрушив миф об обязательно богемном имидже и несчастливой личной жизни художников. Иногда вам нужно найти свое место географически, и только там вы можете делать то, что должны. Таким местом для Васнецова стала Москва. Изысканный Петербург был для него слишком европейским и слишком холодным (и дело тут не столько в погоде). В Москве все казалось чудом, и в то же время самой настоящей жизнью. «Сколько я видел чудес!», — говорил Васнецов жене, возвращаясь с обыкновенной прогулки. Виктор Васнецов сделал первый шаг к своему истинному дару, работая над картиной по мотивам «Слова о полку Игореве». Сказать, что она была встречена холодно, значило существенно смягчить действительность. Академики и передвижники на этот раз сошлись во мнении, что картина ничего не стоит. И только поддержка его учителя из Академии Павла Чистякова позволила Васнецову справиться со шквалом критики. Учитель отмечал самую суть не только самой картины, но и таланта Васнецова в целом: «Так далеко, так грандиозно и по-своему самобытно пахло во мне русским духом…» Именно тот самобытный русский дух Васнецов воплотит в своих сказках, былинах и даже пейзажах. Чью традицию продолжил Васнецов, сказать было нельзя — да он и не продолжал, а творил. Какие сказки были до него? Это были лубки или книжные иллюстрации. Он переносил их на холст, причем делал это так мощно, что когда они были абсолютно узнаваемы как иллюстрации, то переставали ими быть. Это были не сюжеты сказок, а «глубокие легенды» в их первоначальном виде. Казалось, что именно Васнецов действительно смог в полной мере воплотить пушкинское «здесь русский дух, здесь пахнет Русью». Передвижники ошибались, полагая, что можно только рисовать угнетенный народ. Политические системы могли сменять друг друга, иногда очень быстро, как уже показала история, непостоянна была и мода на художественные направления, и ковры-самолетки, Серый Волк и Аленушка, Кощей и Баба Яга, которыми Васнецов открывал дверь в «серьезное искусство». » оказался вечным. Васнецов отказался от росписи Владимирского собора, которую ему предложил киевский искусствовед и историк Адриан Прахов. Но, проведя всю ночь в раздумьях, утром он решил послать Прахову телеграмму, в которой сообщал, что принимает его предложение. Прежде чем приступить к работе, он отправился в Италию, чтобы увидеть фрески. Вместо запланированных трех лет работа над собором заняла у него десять лет, и Васнецов в итоге был провозглашен основоположником новой иконописи (1, 2, 3, 4, 5). Вернувшись из Киева, Васнецов смог построить себе дом. Виктор Васнецов (Художник): Произведения, Биография, Известные Картины и Об Искусстве Стиль | Артхив.ру
Дело в том, что Виктор Васнецов и подумать не мог, что в «святая святых» его могли принять! Однако главный русский сказочник не считал тот год потерянным, и, кстати, не доучился в Академии. Перед Академией. Первые картины Виктора Михайловича Васнецова
Роль движения передвижников в жизни художника и его поездка в Европу
Одна женщина на всю жизнь
В Москву, в Москву!
Виктор Васнецов в Киеве: Владимирский собор
Дом художника
Leave a Comment