Я в школе рисунок: Проективная методика «Рисунок школы» | Psylist.net
06.06.2023
Разное
Рисуночная методика диагностики мотивов «Я в школе». — Студопедия
Поделись с друзьями:
Рисуночная методика носит проективный характер, отражая эмоциональное отношение субъекта к изображаемому.
Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «Я в школе». Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, и более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.
Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используют два вида характеристик рисунков:
1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение
ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение ученика к
учению.
К формальным характеристикам относятся следующие: а) цвет рисунка — темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как и использование неподражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому;
б) тщательность прорисовывания деталей рисунка — при положительном
отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при
отрицательном — рисуется нарочито небрежно;
в) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность
рисунка, свобода его композиции, наличие сюжета, его завершенность.
Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных
характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном
отношении к изображаемому.
В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:
а) использование орнаментов и симметрических композиций для
выражения положительного отношения к изображаемому;
б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого
элемента предмета.
Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьников к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно значимой деятельностью.
К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:
1. Количество рисунков «В школе»:
а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое
интересное» и ни одного рисунка «В школе», несмотря на многочисленные
б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного
рисунка на школьную тему, это свидетельствует о его положительном
отношении к учению.
2. Включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное». Если
включена, то это надежно свидетельствует о самом положительном
отношении ученика к учению.
3. Момент школьной жизни, отраженный в рисунке:
а) урок;
б) перемена;
в) ситуация, внешне связанная со школой:
«уход от школы» — при изображении только школьного здания;
рисунок на тему с измененным названием «В школу».
Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного («а») либо отрицательного отношения к учению («б», «в»). Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.
4. Отраженность содержания обучения:
а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными
предметами;
б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на
оценку.
Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.
5. Отраженность общения с другими субъектами:
а) с учителем;
б) со сверстниками;
в) изображен сам автор рисунка;
г) изображен учитель и ученики;
д) изображен любой ученик того же класса, но не автор рисунка.
могут быть интерпретированы различным образом в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его личностной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.
Выявленные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью, может дать, например, включение ребенком школьной темы в рисунок «Про самое интересное».
Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.
В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школьников. Она носит проективный характер и помогает определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению уже известно. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.
«Лесенка уроков»
Проведение данной методики предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1 класса.
Методика предполагает определение того, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными (так называемые основные предметы — математика, чтение, русский — или остальные предметы).
Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский язык, чтение,…
Например:
МАТЕМАТИКА
Далее школьник должен выразить свое отношение к каждому учебному предмету и построить «лесенку уроков».
Если основные школьные предметы (рус. яз., математика, чтение, окруж. мир, англ. яз.) стоят на верхних ступенях лесенки (I —IV), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят на нижних ступенях лесенки (V—VIII) — как отрицательное.
Инструкция испытуемому
В школе есть самые разные уроки. Давай построим «лесенку уроков». Мы хотим знать, какие уроки тебе нравятся больше, а какие — меньше.
Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой. Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку. Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них тебе нравится больше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек. Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.
Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится.
Продолжай строить «лесенку» дальше.
Мы кончили строить «лесенку уроков». Проверь, правильно ли ты ее построил?
Вверху на первой ступеньке должно быть название урока, который нравится тебе больше всего. Так ли это?
На нижней ступеньке лесенки должно быть название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
«Школа зверей»
«Школа зверей»Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.![]() | |
На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов. | |
Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации. | |
Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания).![]() | |
Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками. |
Проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.
Источник:
|
Домашние/внешкольные курсы | Я художник Community Studio
Привет!
Благодарим вас за то, что вы рассматриваете занятия по рисованию в общественной студии I’m An Artist Community Studio в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, как место для творческого роста и поддержки вашего ребенка.

Все наши уроки основаны на изобразительном искусстве и преподаются с мягким кумулятивным подходом, поскольку мы стремимся, чтобы каждый чувствовал уверенность в своих художественных навыках и способностях.
Занятия рассчитаны на детей от 7 лет. Все материалы предоставляются, однако участники могут приносить свои материалы.
Все желающие могут принести закуски и напитки без орехов.
Это курсы повышения квалификации без оценки.
Художественные курсы в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, с 4 до 5 проводятся во время работы нашей студии, чтобы другие тоже могли насладиться творческим отдыхом.
Запускается 28 марта
85 доллара США
Доступность погрузки …
Стартование 28
85 доллара США
Доступность .
.0011.. 9000.
Запуск 30
120 долларов США
Доступность погрузки …
Запуск 30
100 долларов США
85 дола0013
начинается 3 мая
120 долларов США
Доступность погрузки .
..
Стартова 4
120 долларов США
Запуск.
100 долларов США
Доступность загрузки…
Апрель
Май
Осенью курсы будут опубликованы в ближайшее время.
Мы рады провести год, наполненный рисованием с использованием различных техник, живописью с использованием различных техник, гравюрами, коллажами, созданием комиксов, театральными классами, мозаикой, историей и происхождением, женскими исследованиями, современными исследованиями, наблюдениями за жизнью и многим другим.

Занятия для детей от 6 до 13 лет
Школа искусств и дизайна | Академия художеств Университет
Школа искусств и дизайна | Academy of Art UniversityЗарегистрируйтесь на летние занятия сегодня ЗАПИСАТЬСЯ СЕГОДНЯ Исследуйте свое творчество в любое время и в любом месте, посещая занятия в кампусе или онлайн Присоединяйтесь к нам для вопросов и ответов с легендой дизайна персонажей, Картером Гудричем Ответить здесь 9 мартачт 2023 г., 19:00 по тихоокеанскому времени Ответить здесь Вебинар: Внутри StudioX 15 марта 2023 г., 13:00 по тихоокеанскому времени Узнайте о StudioX, познакомьтесь с реальной студийной средой и сотрудничайте с кинематографистами и клиентами.КОМПАНИЙ, ПРИНИМАЮЩИХ НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ
Наши выпускники
1/5
Энди Вуд
BFA Анимация и визуальные эффекты
Руководитель проекта,
Unity Technologies
Как только я вошла в студию, я знала, что делать. Мне нравится создавать контент и рассказывать истории, и я научился этому в Академии.
Samantha Buckley
B.Arch Architecture
Associate,
Gensler
Мои одноклассники и я чувствовали, что наше образование оказалось бесценным, когда мы вступаем в профессию. Программа подготовила нас к плавному переходу между моим образованием и карьерой. Я так благодарен за поддержку моего факультета в классе и за его пределами.
Алисса Уотсон
Дизайн одежды BFA
Помощник дизайнера,
Команда инноваций Adidas
Я встретил старшего рекрутера Adidas после моего первого показа на подиуме Академии Искусств Университета в Сан-Франциско. Через год он снова вышел на связь, и я отправил ему свое последнее портфолио. Через пару дней мне предложили полугодовую стажировку в североамериканской штаб-квартире в Портленде.
Фей Ф. Оу
Дизайн игры BFA
Внештатный иллюстратор,
Fantasy Flight Games
Что меня действительно привлекло, так это работа студенческого сообщества. Когда я увидел, чем здесь занимаются студенты, я понял, что это место для меня, что энергия здесь будет электрической.
Кристина Вараксина
МИД, фотография
Независимый подрядчик
Обучение в Академии изменило мою жизнь. Я зарекомендовал себя как художник. Я открыл для себя много замечательных новых вещей, от потрясающих работ разных фотографов до того, как я подхожу к своим фотосессиям и общаюсь с людьми.
1/5
Партнерство в реальном мире
Проектирование Subaru
Опыт работы в Академии предоставляет множество возможностей для работы и общения с отраслевыми партнерами. В этом семестре команды из школ промышленного дизайна, архитектуры и дизайна интерьера, рекламы и моды работают вместе с производителем автомобилей Subaru над созданием целостного опыта и продуктов — от концепции до презентации.
Узнать больше
Онлайн-обучение
Наши революционные онлайн-курсы на получение степени в области искусства обеспечивают такое же строгое образование, которое мы предлагаем в кампусе, но с большей гибкостью.
Leave a Comment