Виктор Михайлович Васнецов — основоположник «неорусского стиля». Это художник, имя которого и картины известны многим. Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял в Вятской губернии. Его отец был православным священником. В семье воспитывался еще один сын (Аполлинарий). Он также стал художником.
Сначала Виктор обучался в Вятском духовном училище. Потом он поступил в семинарию. Васнецов развивал свой талант. Юноша брал уроки рисования у учителя Н.М. Чернышева. Отец понял, что у сына другое призвание. Он разрешил ему уйти с предпоследнего курса семинарии. Поэтому юноша поехал в Санкт-Петербург и стал студентом Императорской Академии художеств. Васнецову нравились уроки рисования. Он хорошо учился и получил три серебряные медали.
Во время учебы Васнецов периодически приезжал в Вятку. Он познакомился с Эльвиро Андриолли, польским художником и иллюстратором. Виктор не мог самостоятельно учить младшего брата живописи.
Об этом он попросил своего друга.
После окончания Академии художеств Васнецов ездил за границу. В 1869 году начинающий художник впервые показал свои работы. Он выставлял картины на выставках передвижников, в Академии.
Виктор Васнецов был женат один раз. Его избранница — Александра Рязанцева. Она происходила из купеческой семьи. В семье появилось пятеро детей. Художник всегда считал, что мало времени уделяет своим близким. Ему сложно было оторваться от картин. Супруга всячески помогала мужу в быту и в творчестве. Внук Виктора Михайловича также стал художником. Андрей Владимирович был живописцем и монументалистом.
Васнецов — великий мастер. В его коллекции представлены картины разного жанра. Это бытовые сюжеты, сказка, станковая живопись, былинно-исторические мотивы. Известной картиной Васнецова является «Аленушка». Сегодня она хранится в Государственной Третьяковской галерее. Автор закончил работу над картиной в 1881 году. Его муза — простоволосая девушка из Ахтырки.
В ее глазах была тоска и одиночество.
«Витязь на распутье» — еще один шедевр известного автора. Сюжет взят из былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов создал несколько вариантов картины. К примеру, в эскизе витязь повернут к зрителю лицом, также на картине была изображена дорога. В 1882 году художник представил зрителям окончательный вариант.
«Богатыри» — шедевр, над которым художник работал 20 лет. Васнецов хотел воскресить образы защитников Древней Руси. У него это получилось. Художник показал героическое прошлое народа и его великое будущее. Отдельного внимания заслуживают картины «Ковер-самолет», «Преферанс», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный».
Огромное место в жизни Васнецова занимает религиозная тема. Художник расписывал стены во Владимирском соборе, в храме Спаса на Крови. Также он принимал участие в оформлении интерьера храма Александра Невского в Софии.
Васнецов был не только художником, но и архитектором. Он разработал проект церкви Спаса Нерукотворного, собственного дома, особняка И. Е. Цветкова.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве. Великого русского художника похоронили на Лазаревском кладбище. Позже прах Васнецова перенесли на Введенское кладбище.
Краткая биография Виктора Васнецова
Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, — 23.7.1926, Москва], русский живописец.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).
В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).
В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).
С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.
Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.
В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.
Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).
По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Рубрика
Близкие темы
Популярные темы
Комментарии
Краткая биография Васнецова Виктора Михайловича: самое главное
Имя: Виктор Михайлович Васнецов
Дата и место рождения: 1848, Вятская губерния, Россия
Дата и место смерти: 1926, Москва, СССР
Род деятельности: художник, архитектор
Виктор Васнецов стал одним из лучших мастеров русской историко-фольклорного живописи, а его «Богатыри» — знаковой иллюстрацией славянских сказок.
Способный ученик
Православный священник Михаил Васнецов, дал сыну хорошее образование и смог привить любовь к народным сказам и преданиям. Юноша сначала учился по духовной линии, а затем поступил в академию художеств. Ему помогли поступить уроки рисования, полученные у гимназического учителя.
В Академии
Работа над образами народного фольклора началась еще в бытность Васнецова слушателем духовной семинарии. Получив, во время обучения в Академии, две малые медали, Виктор Михайлович рисует полотно на библейскую тему. За рубежом его произведения также имеют успех.
Среди меценатов
За границей художник пробыл до 1877 года, а затем приехал в Москву. В Первопрестольной, Васнецов сошелся с меценатами Третьяковым и Мамонтовым. Для их коллекций были написаны картины исторической тематики и сцены народного быта. В окрестностях усадьбы Саввы Мамонтова создавалось полотно «Аленушка».
Архитектура
Для строительства церкви в той же усадьбе Васнецов создал эскизы построек. В Москве он работал над фасадом Третьяковской галереи, особняков. Росписи Владимирского собора, недавно возведенного на киевских холмах, Виктор Михайлович посвятил больше 10 лет.
Академик и дворянин
Живописец участвовал в акциях передвижников, получил членство в Академии художеств, стал дворянином. В общественной жизни Васнецов занимал консервативную позицию, был близок к идеям Союза русского народа.
Виктор Васнецов занимался сбором помощи русской армии в период Первой мировой войны, после революции остался на родине. Умер знаменитый художник в 1926 году, в Москве.
Виктор Васнецов Художник биография, описание картин. Viktor Vasnetsov
Хдожник Виктор Васнецов — художник живописец. Творческое направление художника большей частью связано с историческими и сказочными темами, русскими былинами. Васнецов очень искусно использовал свой талант и умения, чтобы наглядно продемонстрировать свое понимание народных сказок, черпал вдохновение из богатых фольклорных образов.
Благодаря своему умению точно воплотить задуманное, он вскоре стал узнаваемым. Публика сразу оценила и полюбила его работы.
Биография — Виктор Васнецов родился в семье небогатого священника М. В. Васнецова Вятская губерния, село Рябово 15 мая 1848 года. С раннего детства было замечено, что он тяготеет к рисованию, главными сюжетами его зарисовок были местные пейзажи и сцены деревенской жизни. Позже Васнецова устроили учиться в духовное училище в 1858 году, чуть позже поступает учиться в духовную семинарию в городе Вятка.
В Вятке молодой художник развивает свои возможности по рисованию, основной тематикой его рисунков были темы народных русских пословиц и сказок, поговорок. Учась в семинарии он повстречался с ссыльным польским художником Андриоли Э, который просвятил молодого художника Васнецова о искусстве живописи, впоследствии Васнецов решил во, чтобы то не стало покинуть последний курссеминарии и поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств, в чем собственно ему и помог художник Андриоли, познакомив Васнецова с епископом А.
Красинским, который уговорил губернатора Кампанейщикова устроить лотерейную акцию для продажи картинок Васнецова Молочница и Жница, заработав таким образом немного денег, плюс небольшая помощь от отца,
Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. В его трудном положении помогает брат Вятского учителя Красовский, устроив Васнецова в картографическую организацию, позже художник рисовал иллюстрации к книгам и различным журналам , паралельно посещая школу по рисованию Общества поощрения художников, где состоялось важное в его жизни знакомство с художником Иваном Крамским.
В 1868 году он снова пытается поступить в академию, с удивлением узнав, что его зачислии в академию еще в прошлом году. В академии он знакомится с Репиным со многими другими художниками и педагогами в числе корорых был Павел Чистяков. Учась в академии Художник Васнецов создает сотни различных иллюстраций к различным детским азбукам и сказкам. Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни.
Не доучившись в академии он покидает ее, причина была такая, Васнецов желал писать картины на свободную тему, можно сказать куда душа клонила на темы русских былин и сказок, что в академии художеств соответственно запрещалось.
На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами — первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Очень знаменитая его картина Богатыри 1898 г., которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
После написания богатырей Васнецов подумывал о своей персональной выставке, которую он решил организовать весной 1899 в залах академии художеств в Санкт Петербурге. Художник выставил на всеобщее обозрение около 38 своих лучших работ.
Самое заметное живописное произведение на этой выставке, конечно была картина Богатыри о которой было много лестных высказываний современников.
По слова Стасова это картина просто лидер среди других работ художников и заслуживает всеобщего внимания и одобрения.
В начале 20 века Васнецов работал с картинами на религиозную тематику, также продолжал работать с былинными и сказочными темами.
Из под его кисти выходят картины Баян, Царевна лягушка, Спящая царевна, Кащей бессмертный и Царевна несмеяна
Творчество художника в его жизненном пути было очень насыщено, написано множество живописных шедевров тематика которых просто уникальна и непревзойденна.
Творческая энергия у художника была прямо таки неисчерпаемая, тем не менее многим его замыслам не суждено было сбыться. В 1926 году, летом 23 июля Васнецов неожиданно скончался во время написания портрета своего коллеги Нестерова.
Виктор Васнецов — создатель образа сказочной Руси
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года. Он должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию Виктор не закончил: на последнем курсе он оставил это учебное заведение и с благословения родителя уехал из родной Вятской губернии в Петербург поступать в Академию художеств. Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.
Портрет В. М. Васнецова кисти Н. Д. Кузнецова, 1891. (wikipedia.org)
В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекста и потому не мог работать.
В. М. Васнецов «С квартиры на квартиру», 1876. (wikipedia.org)
Вернувшись, живописец взялся за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается так называемый «Васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.
В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880. Источник: wikipedia.org
В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882. Источник: wikipedia.org
Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством. Виктор Михайлович в ответ на это представлял своё видение того, что тревожит народ.
Случались и конфузы. В конце 1870-х Васнецов получил заказ от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. По версии живописца, ковёр-самолёт должен был на языке метафоры описать работу железных дорог. Чиновники не совсем поняли задумку Васнецова и разместить полотно в кабинете отказались. Тогда Мамонтов оставил его себе.
Художник был глубоко верующим человеком, что не мешало ему быть увлечённым коллекционером икон. Более того, он с охотой брался за роспись православных храмов. Так, в конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столь ответственный заказ, однако же согласился. Конечно, со своей задачей живописец справился, да так хорошо, что его пригласили расписывать и другие соборы: храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, собор святого Владимира, храм рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В. М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке», 1889. (wikipedia.org)
Многих современников Васнецова удивляла его способность работать одновременно над несовместимыми на первый взгляд проектами. К примеру, во время росписи Владимирского собора он параллельно трудился над «Богатырями» и полотном «Иван-Царевич на Сером Волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.
Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.
Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год. (wikipedia.org)
Ещё при жизни Васнецова начали называть богатырём русской живописи. В большей степени это связано с тем объёмом культурного пласта, который он поднимал в своём творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников. Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И всё же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни. Живописец скончался 23 июля 1926 года в Москве.
Васнецов биография
Живописец сумел в своих произведениях передать внутренний мир, характер русской сказки. Биография художника сообщает, что Васнецов никогда не писал портреты «под заказ», всегда вкладывал в свои картины частичку души.
Васнецов биография кратко для детей
Многочисленное семейство священника Михаила Васильевича Васнецова проживало в деревне Лопьял Вятской губернии. В ней подрастали шестеро детей. Одним из них был родившийся 15 мая в 1848 г. мальчик Виктор ‒ будущий великий художник.
Биография кратко сообщает, что в 1850 г. семья переехала в деревню Рябово. Васнецовы жили небогато, частенько голодали.
Васнецов поступил сначала в Вятскую духовную школу. Дети священнослужителей могли обучаться в ней бесплатно. Краткая биография содержит информацию, что после школы Виктор продолжил получать образование в духовной семинарии, но его страсть к рисованию оказалась сильнее. Получив благословение отца, он ушел из учебного заведения и отправился в Санкт-Петербург. Скромный и нерешительный юноша Васнецов Виктор Михайлович, после вступительных экзаменов в Академию художеств, даже не пришел посмотреть результаты. Биография сообщает, что целый год он учился у художника и критика И. Н. Крамского в его Рисовальной школе. Поступая через год в Академию, узнал, что он, уже давно числится в ней студентом.
В возрасте 21 года Виктор Васнецов начал участвовать в выставках, вывозил свои картины для демонстрации за границу вместе с передвижниками, с которыми сблизился. Биография повествует о том, что в Париже художник посещал местные музеи и постепенно пришел к идее создать истинно русское направление живописи, содержащее в себе элементы русского фольклора и традиций.
Умер живописец в 1926 г. в Москве в своей мастерской.
Творчество художника и личная жизнь
В первых своих работах молодой человек изображал обычную жизнь людей, бытовые ситуации. Такими картинами стали полотна: Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма».
Немного позже в основу его произведений легли былинно-исторические сюжеты («Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Алёнушка»).
Талантливый художник писал в своей биографии не только картины, он расписывал внутреннее убранство храмов и соборов в Киеве, Санкт-Петербурге, Софии. Он изготавливал декорации к спектаклям. Васнецов оформлял монархические книжные издания. Его иллюстрации украшают «Книгу русской скорби».
Женился на Александре Владимировне Рязанцевой. В браке с ней у них родились 4 сына и дочь.
Кратко биографию художника Васнецова и его великолепные картины-иллюстрации сказок для детей изучают школьники в 3 классе.
Интересные факты
В 1912 г. Васнецов получил особое признание у императора, который пожаловал его и его потомков «дворянским достоинством».
В юности Виктор рисовал «типажи» людей, делая зарисовки купцов, торговцев и нищих на базаре. Младшему брату Аполлинарию науки в училище не давались. Виктор договорился с польским художником, который отбывал срок ссылки в Вятке, об уроках рисования для него.
Образ Мадонны с младенцем Виктор подметил, когда супруга вынесла на прогулку их сына Михаила. Малыш вскинул ручки к облакам. Именно таким, радостным и непосредственным изобразил маленького Иисуса Христа Васнецов.
Биография Васнецова Виктора Михайловича | Краткие биографии
ФИО:
Васнецов Виктор Михайлович
Дата рождения:
15. 05.1848
Место рождения:
Кировская область
Знак зодиака:
Стрелец
Деятельность:
Телец
Дата смерти:
23.07.1926 (78 лет)
Детство и юность
Виктор Михайлович Васнецов, русский художник и архитектор, родился 15 мая 1848 г. в с. Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (нынешняя Кировская обл.). Отец, Михаил Васильевич, был священником православной церкви (умер, когда сыну было всего 22 года), а мать – Аполлинария Ивановна умерла на 4 года раньше.
Родители, несмотря на свою короткую жизнь, успели дать сыновьям прекрасное образование, уделяли внимание чтению научной литературы, занимались всесторонним развитием детей. Наклонность к живописи проявилась у Васнецова довольно рано, что неудивительно: этому способствовала выразительная местность, среди которой рос мальчик. Река, хвойные леса, поля, Уральские горы на далеком горизонте – все это вдохновляло будущего художника на написание прекрасных картин.
Краткая биография
Виктор проходил обучение в духовном училище, далее – в семинарии в Вятке. Отдельно занимался рисованием с учителем Н.М.Чернышевым. Мечтой будущего художника было поступить в Санкт-Петербург в Академию художеств.
На протяжении всех 9 лет обучения в Вятке Виктор параллельно изучал рисование, настолько усовершенствовав свое мастерство, что его пригласили помогать декорировать местный кафедральный собор.
В 1866-1867 гг, во время работы над росписью собора, художник также успел проиллюстрировать книгу – сборник пословиц, готовящийся к изданию. Он создал 75 различных рисунков на тему народных пословиц и поговорок. Книга не была опубликована, но свои рисунки Васнецов заботливо хранил.
Позднее, в августе 1867 г., в погоне за своими стремлениями молодой человек бросил учебу в семинарии на год ранее положенного срока (этот выбор был одобрен отцом) и отбыл в столицу. Там он начал обучение в Рисовальной школе живописца И.Н.Крамского (в «школе поощрения художников»). Удивительно, но деньги на свое смелое мероприятие парень выиграл в лотерее.
В Академию Васнецов был принят сразу, но из-за недоразумения не смог там учиться, поэтому его образовательный процесс в заведении начался в 1868 г.
У художника появились близкие друзья в лице И.Е.Репина, А.И.Куинджи и других талантливых, но не столь известных и выдающихся живописцев (Поленов, Максимов, Суриков), которые оказывали хорошее влияние на становление таланта Виктора Васнецова.
1869 год выдался для художника как приятным, так и очень трудным. Его работы высоко ценились, а рисунок «Два обнаженных натурщика» был поощрен двумя серебряными медалями. Васнецов трудился с полной самоотдачей – ради заработка, ведь тогда умер его отец, а младший брат Аполлинарий переехал жить к Виктору.
1869 и начало 1870-х годов юный живописец провел, старательно обучаясь в Академии и попутно занимаясь рисованием. За это время выполнены иллюстрации к таким известным сказкам как «Конек-горбунок», «Жар-птица», а также к азбукам двух авторов.
Во время обучения художник не забывал рисовать в свое удовольствие, изображая забавные сценки в общественных местах. Рисовал он довольно быстро – за счет четких, но в то же время довольно небрежных и неживописных штрихов. На полотна ложатся курьезные рассказы о случаях в театрах, трактирах, на улицах.
В 1874 г. Васнецов выставлял свои произведения на выставках, благодаря чему заслужил признание. Так, в Лондоне на Всемирной выставке он получил бронзовую медаль за произведения «Мальчик с бутылкой вина» и «Книжная лавочка». Обе картины поражают зрителя своей реалистичностью.
Позднее, в том же году художник участвовал в передвижной выставке – Товарищество художественных выставок проводило ее уже третий раз. Ознакомившись с выставленной картиной «Чаепитие в трактире», критики напророчили Виктору Васнецову титул лучшего художника в России.
1874 год был продуктивным в плане картин, касающихся бытовой темы; художник, как тонкий психолог, умеет показать характер своих персонажей. Это уже упомянутая картина «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «Нищие певцы» – все они отображают обыденные события небогатой жизни.
Васнецов проучился в Академии художеств до 1875 г. Ему ужасно наскучили бытовые темы, к тому же, незадолго до этого общественное настроение обернуло свои интересы к историческим событиям, национальной письменности, народному фольклору. Было издано много книг (сказки, песни, былины), а искушение художника рисовать в фольклорном жанре усиливалось.
Весной 1876 г. Виктор уехал в Париж. Здесь он с удовольствием рисовал, вдохновляясь Францией, здешними типажами. На престижнейшей художественной выставке Франции – Парижский салон – художник выставил уже известную картину «Чаепитие в трактире», а также новую «Акробаты». Дальнейшему становлению художника способствовала дружба с уже работающими здесь Репиным и Поленовым, которые успешно знакомили его с яркой насыщенной парижской жизнью, способной вдохновить любую творческую личность.
В конце 1870-х годов Васнецов с друзьями вернулись на родину, переехав в Москву. Здесь у него произошло 2 важных знакомства. Первое – с семьей Третьякова (коллекционера, содержащего известную сейчас на весь мир галерею) и с семьей С.И. Мамонтова (солидного предпринимателя и мецената). Он старательно продвигал национальное искусство, устраивая литературные и музыкальные вечера, лекции, уделяя внимание обмену новостями в сфере светской жизни. Эти события и люди включились в неформальное объединение – Абрамцевский художественный кружок.
В первой половине 1880-х годов художник рисует огромное количество портретов знакомых людей, а также сказочных персонажей и различных картин на заказ. Он получает как признание, так и критику в свой адрес.
В 1885 г. Васнецова пригласили в Киев, расписать Владимирский собор сценами из Ветхого и Нового завета. Этот труд занял у Виктора Михайловича более 10 лет и ознаменовался огромным успехом, за которым последовали многочисленные заказы.
1893 г. – Васнецов официально принят в творческое сообщество Академию художеств.
1912 г. – сохраненные художником 45 лет назад иллюстрации к пословицам были изданы в отдельном альбоме.
В 1915 г. Виктор Михайлович вместе с другими художниками занимался созданием организации, имевшей целью развить в массовой культуре историческую ценность искусства – Общество возрождения художественной Руси.
23 июля 1926 г. великий художник скончался от инфаркта. Его похоронили на кладбище в Марьиной роще, но позже оно было разорено, и прах перехоронили на Введенское кладбище.
В молодости и старости
Личная жизнь
Личная жизнь столь активного и творческого человека была на удивление тихой и счастливой. Он всю жизнь прожил «душа в душу» со своей женой, Александрой Владимировной, с которой сочетался браком в 1878 г. Она была образованной девушкой из купеческой семьи, и ее интеллигентность, конечно, не оставила молодого художника равнодушным. В их семье родилось 1 дочь и 4 сына.
Портрет жены Александры
Вывод о личности
В.М.Васнецов оставил после себя значительное наследие в виде более сотни картин, эскизов, этюдов, бесчисленных книжных иллюстраций, а также проектов разнообразных построек, сохранившихся до наших дней.
Сейчас в Москве и в Кировской области работает три музея, полностью посвященных В.М.Васнецову и его брату Аполлинарию, который также был художником, а в Санкт-Петербурге – отдельный зал в Государственном Русском музее.
Другие биографии:
Виктор Михайлович Васнецов | Русский художник
Виктор Михайлович Васнецов , (родился 3 мая [15 мая по новому стилю] 1848 года, Лопяль, Вятская губерния, Россия — умер 23 июля 1926 года, Москва, Россия, СССР), русский художник, дизайнер, и архитектор, монументальные работы которого включают фасад Государственной Третьяковской галереи в Москве. Он был старшим братом художника Аполлинария Васнецова.
Виктор родился в семье священника. Первые уроки рисования получил в Вятской духовной семинарии в начале 1860-х годов.В 1867 году он переехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где его наставником был Иван Крамской из группы «Передвижники», отвергнувшей классицизм Российской Академии. Позднее Васнецов окончил Петербургскую Академию художеств (1868–75). Он был награжден Большой серебряной медалью академии за эскиз Христос и Пилат перед народом (1870). В 1878 г. он сам вступил в передвижники.
Первыми работами Васнецова были жанровые картины, характерные для передвижников. В таких картинах, как Moving House (1876), News from the Front (1878) и A Game of Preference (1879), он с явной любовью представил внимательно наблюдаемые домашние сцены и персонажей из множества социальных слоев. .
С 1880-х годов основной темой Васнецова стал мир народной поэзии: сказки, былины, легенды. Он открыл средства визуального выражения легендарных и эпических словесных фраз и образов.Мрачные лесные дебри, огненные рассветы и закаты, грозовые тучи — все эти элементы его работ помогли сделать легендарные эпизоды, изображенные на его картинах, актуальными событиями русской истории. По этой причине такие картины, как После битвы князя Игоря с половцами (1880), Иван-царевич на сером волке (1889) и Аленушка (1881), были чрезвычайно популярны в России. Они стали в некотором смысле суррогатами российской истории, и в советское время многие из них были воспроизведены в школьных учебниках и на потребительских товарах, таких как календари, плакаты и коробки конфет.Характерно, что одна из его важнейших картин — Богатыри (1898), над которой он работал более десяти лет, с бесчисленными подготовительными этюдами и зарисовками, — имела именно такую судьбу. Его осторожный подход привел к превращению его картин в псевдоисторические фантазии, основанные на темах русской истории.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Васнецов разработал костюмы и декорации для оперы Николая Римского-Корсакова Снегурочка ( Снегурочка ) в 1886 году.Он создал монументальное панно каменного века (1883–85) для Государственного Исторического музея Москвы. По его эскизам построена и Абрамцевская церковь, и Хижина Баба-Яги (1883 г., также называемая Хижиной на куриных ножках). Незадолго до революции 1917 года Васнецов создал эскизы военной формы для российской армии, которые затем использовались в советское время (например, известная фуражка budyonovka [первоначально bogatyrka ], которую носили кавалеристы Красной Армии) .После революции Васнецов продолжал писать фольклорные сюжеты.
Виктор Васнецов Биография (1848-1926) — Жизнь русского художника
Виктор Васнецов
Родился
15 мая 1848 г. Вятка
Умер
23 июля 1926 г. (78 лет) Москва
Национальность
Русский
Образование
Императорская Академия Художеств
Механизм
Символизм Историческая живопись
Поле
Живопись
Завод
Смотреть полное собрание работ
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), русский художник, был крупным деятелем русского возрождения в мире искусства и одним из основателей романтического модернизма и фольклористического искусства.Будучи реалистом в первые годы живописи, Васнецов позже был заинтригован историческими и мифологическими сюжетами, преобразовав исторический жанр того времени в более декоративный стиль в последние годы его живописи и дизайна. Он играл центральную роль в продвижении реализма к более националистическому и историческому стилю, полагая, что настоящее произведение искусства передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.
Предпосылки в искусстве
Виктор родился в небольшом селе Вятской губернии и был вторым из шести детей.Отец Виктора, Михаил, был сельским священником, по совместительству живописцем, интересовался астрономией и естествознанием. Следуя живописи отца, Виктор начал рисовать местные пейзажи и жителей своей деревни. В десять лет Виктор пошел учиться в семинарию в Вятке, работал в местном магазине религиозного искусства, помогал писать фрески для местного собора и рисовал всякий раз, когда у него была свободная минута.
В 1867 году Васнецова приняли в тогдашнюю Императорскую Академию художеств, что фактически было требованием художников, которые в то время делали успешную карьеру в искусстве.Во время учебы, в 1870 году, четырнадцать студентов составляли так называемые передвижники художников, которые восставали против Академии, считая правила Академии ограничивающими, а учителей слишком консервативными. Стремясь познакомить россиян с искусством, была создана Ассоциация передвижных художественных выставок. Виктор подружился с их лидером, а также создал множество признанных произведений искусства, которые приветствовались некоторыми российскими общественными кругами.
В 1876 году Виктор присоединился к движению передвижников в Париже.Живя во Франции, он изучал классические и современные картины, а также стили академизма и импрессионизма. Он разместил несколько работ на выставке в Салоне, а также увлекся сказками. Вернувшись в Москву в 1877 году, он начал иллюстрировать русские сказки и былины, или устные, эпические, повествовательные стихи.
В 1874 году и в последующие пятнадцать лет Виктору платили за роспись фресок в киевской Владимирской церкви. Его трудная работа противоречила традиционным российским и западным религиозным ценностям.Критики называли их кощунственными, а другие рассматривали его работы как мост между двухсотлетним разделением русских социальных классов. В это же время Васнецов разработал декорации и костюмы для оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка » в Италии.
Следующие два десятилетия оказались очень продуктивными для Виктора, но многие из его более поздних произведений искусства не были приняты публикой. За эти двадцать лет он использовал свой опыт в других медиа, включая театральный дизайн и архитектуру русского возрождения, спроектировав собственный особняк в Москве в 1894 году и Третьяковскую галерею в 1904 году.Он также спроектировал павильон для русских во время Всемирной выставки в Париже в 1898 году.
В 1906-1911 годах он проектировал мозаику для Варшавского собора и помогал проектировать и строить собор. Его проекты были придуманы сказочными зданиями, но Васнецов с археологической точностью включал древнее прошлое России, добавляя атмосферу мифической легенды. В 1912 году Виктор получил дворянский титул от царя Николая II. Виктор разработал почтовую марку в 1914 году, чтобы собирать деньги, которые были пожертвованы жертвам во время Первой мировой войны.Он также разработал форму для военнослужащих Красной Армии в 1918 году, а также создал буденовку, или военную шляпу.
Периоды эволюции
Васнецов показал два различных периода эволюции своего искусства. Реалистичный стиль живописи местных жителей и пейзажей постепенно превратился в националистический и исторический стиль дизайна и архитектуры, опираясь на древнюю историю России, добавляя его увлечение фольклором и романтический модернизм. Как это ни парадоксально, но Васнецов изначально избегал историко-мифологических сюжетов.В начале 1870-х годов он создал множество гравюр, изображающих современную русскую жизнь. Мальчик с бутылкой водки в 1872 году и Провинциальный книготорговец в 1870 году выиграл медали Виктора на Всемирной выставке в Лондоне в 1874 году.
В 1870-е годы Ванецов также создал жанровые картины маслом, такие как Крестьянских певцов в 1873 году и Движущийся дом в 1876 году. Акробатов были написаны, когда Виктор жил во Франции в 1877 году. Это отражает его исследования стиля импрессионизма.В это время его увлечение мифическими сюжетами стало заметным, и он начал работать над картинами Иван-царевич верхом на сером волке и Жар-птица . После возвращения в Москву в 1877 году были созданы некоторые из его самых известных произведений искусства, такие как Волшебный ковер (1880), Алионушка (1881), Витязь на перекрестке и Князь Игорь. Поле боя , 1878 г.
Любят будущее
Многие произведения Виктора Васнецова при его жизни получили очень мало внимания.Критики отвергли его последнее искусство как попытку подорвать реалистический принцип того времени. Они и не подозревали, что будущие поколения будут восхищаться, уважать и обожать неорусский стиль Васнецова, и как он мог изобразить российскую историю в мифической, несколько очаровательной форме.
В 1978 году небольшая планета под названием 3586 Васнецов была названа в честь Виктора и его брата Аполлинария, который также был художником. Творчество Виктора можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.Музей, который является домом, спроектированным Виктором, позволяет зрителям по-настоящему оценить разнообразие и ценность творчества Виктора Михайловича Васнецова.
Галерея живописи и произведений Виктора Васнецова в хронологическом порядке
Жатка , 1867
Портрет художника Архипа Куинджи , 1869
Певцы попрошаек (Паломники) , 1873
Автопортрет , 1873
Чаепитие в трактире , 1874
В книжном магазине , 1876
Переезд , 1876
Акробаты (фестиваль в пригороде Парижа) , 1877
Акробаты (в отпуске под Парижем) , 1877
Фермер с шестым (этюд) , 1877
Рыцарь на распутье , 1878
После бойни Игоря Святославича с половцами (набросок) , 1878
Вести с фронта , 1878
Весть о взятии Карса , 1878
Товарищи по играм , 1878
Портрет художника А.М. Васнецова , 1878
Портрет В.Васнецова Жена художника , 1878
Голова крестьянина , 1878
р. Вятка , 1878
Игра предпочтений , 1879
Охтир , 1879
Три царевны подземного царства , 1879
После битвы князя Игоря с половцами , 1880
Аленушка , 1880
Баян (эскиз) , 1880
Для воды , 1880
Пруд в Ахтырке , 1880
Пруд в Охтире , 1880
Самолет , 1880
Осока , 1880
Долина реки у села Ворийский оборот, пейзаж с детьми , 1880
Аленушка , 1881
Аленушка , 1881
Аленушка (кабинет) , 1881
Богатыри , 1881
Опушка елового леса , 1881
Пейзаж под Абрамцево , 1881
Затишье , 1881
В костюме шут , 1882
Пружина , 1882
ул.Сергей Радонежский , 1882
Рыцарь , 1883
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии , 1883
Дубовая роща в Абрамцево , 1883
Портрет Натальи Анатольевны Мамонт , 1883
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского , 1884
Портрет Татьяны А.Мамонтова , 1884
Портрет художника Николая Кузнецова , 1884
Портрет В. Мамонтовой , 1884
Три принцессы подземного мира , 1884
Подводная вышка , 1884
Берендейки , 1885
Дед Мороз , 1885
Вестник , 1885
Шуты , 1885
Купава , 1885
Дева , 1885
Мизгирь , 1885
Нина Слободка Берендеевка , 1885
Пролог , 1885
Одиночный и Бобылиха , 1885
Пиломатериалы и берендеи , 1885
Весна Красна , 1885
Мудрый царь Берендей , 1885
Ярилинская долина , 1885
Снегурочка и Лель , 1886
Четыре всадника Апокалипсиса , 1887
Портрет Виктора Гошкевича, основателя Историко-археологического музея в Херсоне , 1887
Охотник на уток с головкой , 1889
Иван-царевич на сером волке , 1889
Портрет Бориса Васнецова, сына художника , 1889
Крещение князя Владимира , 1890
Часовня над могилой Александра Мамонтова в Абрамцево , 1891
Портрет Михаила Васнецова, сына художника , 1892
Александр Невский , 1893
Крещение князя Владимира, фрагмент Владимирского собора в Киеве , 1893
Нестор Летописец , 1893
Принцесса Евдокия , 1893
Княгиня Ольга , 1893
Святой Иконописец Алипий , 1893
Эскизы росписи орнаментов Владимирского собора , 1893
Эскизы росписи орнаментов Владимирского собора , 1893
Мадонна с младенцем на троне , 1893
Портрет Елены Адриановны Прахово , 1894
Ангел с лампой , 1896
Блаженство рая , 1896
Собор Святых Вселенской Церкви , 1896
Христос Всемогущий , 1896
Распятый Христос , 1896
Бог Саваоф , 1896
Судный день , 1896
Конные рыцари , 1896
Портрет Веры Саввишны Мамонт , 1896
Князь Андрей Боголюбский , 1896
Русские епископы , 1896
Серафим , 1896
Серафим , 1896
Сирин и Алконост Птицы радости и печали , 1896
Крещение Руси , 1896
Летописец Нестор , 1896
Гамаун, Вещая птица , 1897
Портрет Татьяны Васнецовой, дочери художника , 1897
Царь Иван IV Грозный , 1897
Проект русского павильона на Парижской выставке , 1898
Похороны Олега , 1899
Гуслары , 1899
Олег у коня , 1899
Олег встречает мастера , 1899
Прощание Олега с конем , 1899
Портрет Владимира Васнецова, сына художника , 1899
Leave a Comment