Виктор васнецов биография для детей 3 класса краткая: Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника


29.04.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Биография Васнецова Виктора Михайловича. Творческий путь художника-сказочника

  • 3 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Кристина Горбунова

Художник Виктор Михайлович Васнецов — мастер русской реалистической живописи второй половины девятнадцатого века, участник передвижных художественных выставок, а также русский живописец-сказочник. Его работы посвящены таким темам, как фольклор, историческая живопись.

На позднем этапе творчества мастер увлекся созданием произведений с религиозной тематикой, а также работами в стиле модерн. Уникальное творческое видение создало в мире его произведений удивительное сочетание реализма со сказочным вымыслом. В этой статье представлена биография Васнецова, а также кратко рассматривается его творчество.

Начало пути

Уже с ранних лет биография Васнецова показывает его как человека, готового идти наперекор обстоятельствам для достижения своей цели. Живописец родился в 1848 году в семье священника, и предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца. Мальчик учился сначала в духовном училище, а позднее в духовной семинарии. Однако с детства он увлекался живописью и даже брал частные уроки рисования в училище. Учеба в семинарии, чтение книг по иконописи и храмовому убранству разбудили в нем интерес к древнерусскому искусству. Вскоре Васнецов понял, что хочет посвятить живописи всю свою жизнь, и, не доучившись в семинарии один год, отправился в Петербург, где начал готовиться к поступлению в Российскую академию художеств. К счастью, отец не стал противиться желанию сына, и Васнецов получил его благословение на выбор творческого пути.

Учеба в академии

Васнецову повезло учиться у мастера портретной живописи Ивана Крамского, он попал к нему в класс, вступив в общество поощрения художников. Всего через год Васнецову удалось поступить в академию. Уже во время учебы живописец показал себя талантливым и трудолюбивым студентом, участвуя в выставках и окончив академию с большой и малой серебряными медалями. После академии Васнецов вступил в товарищество передвижных художественных выставок, благодаря чему его работы успешно экспонировались во многих городах России.

Личная жизнь Васнецова

Художник был женат на девушке из купеческой семьи — Александре Рязанцевой. Она стала, пожалуй, самым важным человеком в жизни Васнецова (в биографии художника этому уделяется особое внимание). Невеста была без приданого, а у Васнецова далеко не всегда были заказы. Однако, несмотря на скромную жизнь, брак художника был очень счастливым, и коллеги любили бывать в гостях у Васнецовых, по-доброму завидуя другу. Супруги прожили вместе сорок девять лет, у них родилось пятеро детей (сыновья Михаил, Борис, Владимир, Алексей и единственная дочь Татьяна). Жили скромно, но весело. Дети унаследовали творческую жилку отца, часто устраивали спектакли, домашнее чтение стихов и прозы. Жена и дети были главным стимулом для художника, чтобы работать больше и все лучше и лучше.

Васнецов очень долго мечтал о собственном доме. В его представлении это должен был быть деревянный терем, как в сказках. И живописцу удалось воплотить его: прямо в центре Москвы он построил деревянный дом, сделанный по образу древнерусского терема. К сожалению, полностью дом не сохранился, сейчас он частично перестроен. Сегодня в нем находится дом-музей Виктора Васнецова. На втором этаже художник обустроил себе мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив. Сам он любил повторять, что успокоение человек может найти только в семье.

Картины Васнецова и особенности его творческого метода

Несмотря на сформировавшийся в итоге единый и наиболее узнаваемый среди зрителей стиль произведений Васнецова, художник работал в разных жанрах и сферах художественной деятельности. В его ранних работах превалирует бытовая тема («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879).

Однако позднее он посвящает почти все свои работы сказочно-былинной тематике. Герои его произведений — это персонажи русских народных сказок: богатыри, Аленушка, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Царевна-Лягушка и другие.

В 1880-е годы он создает, пожалуй, самые известные свои произведения: «Витязь на распутье» (1882), «Аленушка» (1881), «Ковер-самолет»(1880).

Одно из своих самых масштабных станковых произведений — «Богатыри» — Васнецов писал около двадцати лет — с 1881 по 1898 год.

К концу 1890-х художник все больше увлекается религиозной тематикой. Он занимается монументальной живописью во Владимирском соборе в Киеве, храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, а также росписью храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Архитектурные проекты

Помимо этого, Васнецов занимался созданием архитектурных и скульптурных проектов, таких как церковь Спаса Нерукотворного, избушка на курьих ножках в Абрамцево, а также проекты пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи и Святого Александра Невского в Москве.

Произведения Васнецова в книжной графике

Кроме того, художник работал и над созданием книжных иллюстраций. В начале двадцатого века была издана книга И. К. Линдемана под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова».

Можно сказать, что годы жизни Васнецова были наполнены плодотворной работой и желанием проявить себя в разных сферах и жанрах. Художнику удалось показать зрителю современный взгляд на древнерусское искусство и фольклор. В своих работах он стремился превратить героев из сказочных персонажей в реалистичных героев, со своими чувствами и переживаниями. Без слов, лишь при помощи кистей и красок, ему удалось передать все переживания сидящей на берегу Аленушки, в работе «Витязь на распутье» передать давящую тяжесть выбора в позе витязя, даже не показав зрителю его лица.

Биография Васнецова являет нам пример не только успешного художника, но и счастливого семьянина, для которого главным источником вдохновения были его родные и близкие, словно ломая стереотип о живописце как о богемном человеке, отличающемся непостоянством и не созданном для семейной жизни. Кажется, что всю жизнь художник делал то, чего от него не ждали: стал художником, несмотря на уготованный ему путь священника; невзирая на реалистическую манеру, создавал произведения на основе былинных сюжетов; был примерным отцом и семьянином, успешно сочетая семейную жизнь с творчеством. Виктора Васнецова с уверенностью можно назвать художником, талантливым во всем.

Похожие статьи

Искусство

Billie Eilish — биография, личная жизнь и путь к известности

Искусство

Александр Дюмин: биография, личная жизнь, творчество

Искусство

Франц Шуберт: биография и творчество

Искусство

Владимир Владимирович Маяковский: биография, личная жизнь, творчество, память

Искусство

Владимир Иванович Даль: биография, творчество и интересные факты

Искусство

Тимур Гатиятуллин: биография честного рэпера

Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг. ) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Васнецов также известен тем, что расписывал храмы в разных городах России.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Детство и юность

Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.

Русское устное народное творчество вдохновило множество художников. Некоторые их произведения стали классикой и в книгах часто сопровождают сказания, чей сюжет послужил первоисточником для шедевра. Одним из самых известных мастеров этого жанра является Виктор Михайлович Васнецов.

Будущий художник появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Отцом Виктора и его младшего брата Аполлинария (который впоследствии тоже стал живописцем) был сельский священник. Семья жила небогато, поэтому первоначально Виктор был отдан в Вятское духовное училище, так как в таких заведениях дети священнослужителей обучались бесплатно. Но еще там Васнецов увлекся рисованием и в 19 лет уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию Художеств. Через 20 лет после окончания Виктора Михайловича приняли в ряды ее действительных членов. За плечами художника к тому времени было много удачных выставок и архитектурных проектов. Кроме этого занимался Васнецов и близкой ему по духу иконописью и оформлением церквей.

Свой большой творческий путь Виктор Михайлович начал среди передвижников, создав несколько картин в жанре реализма. В числе основателей этого объединения был учитель Васнецова Иван Николаевич Крамской, к тому же передвижные выставки собирали множество молодых художников, позволяя им заявить о себе. Но с годами Васнецов искал свой стиль и все больше интересовался исторической и сказочно-былинной темой. Именно в тот период он написал свои самые знаменитые полотна, которые ярко передают все волшебство своих литературных источников. Среди них есть печальная Аленушка, которая горюет на берегу о младшем брате, превратившемся в козленочка. Иван-царевич скачет на верном Сером Волке сквозь дремучий лес, крепко обнимая свою самую ценную находку — царевну Елену прекрасную. Витязь в полном вооружении задумчиво стоит перед камнем, выбирая нелегкий путь. Могучие богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша-Попович — дозором обходят границы родной земли.

Во всех этих картинах талант мастера соединился с яркими сказочными образами — это и послужило залогом успеха у публики. Большинство из этих произведений в наши дни выставлены в Государственной Третьяковской галерее, причем знаменитые «Богатыри» когда-то были куплены для нее самим создателем коллекции Павлом Михайловичем Третьяковым. Также полотна Васнецова можно найти в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и московском доме-музее художника.

Вместе со сказками и былинами, послужившими источником вдохновения, творчество Виктора Михайловича Васнецова — это часть огромного культурного наследия России.

Особенности творчества

С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».

На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».

Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.

Вариант 2

Всемирно – известный художник и архитектор Виктор Михайлович Васнецов появился на свет 15 мая в 1848 году в небольшом поселке Лопьял, находящегося в Вятке. Старший Васнецов был священнослужителем. В 10- летнем возрасте архитектор зачислился в религиозную школу. В 1862 году Виктор окончил школу и зачислился в гимназию для одаренных учеников. Виктор занимался рисованием под руководством знаменитого преподавателя Чернышева. Получив отцовское разрешение, Васнецов отправился в Петербург для зачисления в академию искусств. Чтобы пройти вступительное тестирование архитектор посещал уроки живописи в школе искусства. Обучение в учебном заведении продлилось всего год. В академии он проучился с 1868 до 1873 года. Во время обучения он несколько раз ездил в Вятку и познакомился с художником из Польши Эльвиро Андриолли. После окончания академии Виктор несколько раз бывал в заграничных странах.

В 1869 году работы и произведения Виктора были выставлены в галерее и выставках. Спустя 9 лет он перебрался в Москву и создал еще несколько картин. Благодаря его картинам в сфере искусства было создано иллюстративно – фольклорное направление. В 1881 году объединившись с Поленовым, архитектор занялся строительством церкви в Абрамцеве.

В 1892 году Васнецову был вручен статус академика наук. Через год художник стал одним из основателей Академии искусств. В 1898 году про его творческую жизнь и произведения была выпущена статья в известном журнале «Мир искусства». В 1905 году художник принял участие в декорировании, также занимался благотворительностью и активно участвовал в сборе средств для книжного издательства. В 1912 году Российская империя наградила его титулом дворянина. Спустя 3 года живописец принял участие в открытии общества возрождения искусства Руси.

Его творчество вызвало немало споров, но, несмотря на это, оно положительно повлияло на живописцев во время развития модерна. Особенно его творчество положительно повлияло на художника С.И. Мамонтова.

Виктор принимал активное участие в театральных спектаклях и оформлениях декораций в театре Мамонтова. За свой творческий период архитектор построил немало зданий, начиная от собственного дома до Третьяковской галереи. С 1885 до 1896 года архитектор принимал активное участие в строительстве Владимирского собора, расположенного в Киеве. Кроме основного строительства Виктор занимался нанесением росписи стен данного здания. Кроме собора архитектор построил церковь Рождества.

Женой архитектора была Рязанцева Александра Владимировна. По происхождения Рязанцева принадлежала к купеческому роду. У него было 4 сыновей и единственная дочь Татьяна. В 1914 году портрет Васнецова был применен для марки добровольного сбора. Данные марки были посвящены пострадавшим первой мировой битвы. Великий архитектор умер в возрасте 79 лет в 1926 году 23 июля. Его тело было захоронено на Лазаревском кладбище и после перенесено во Введенский могильник.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Васнецов, Виктор Михайлович

Родился 15 мая 1848 г. в с. Лопьял Вятской губернии Российской империи (ныне — Уржумский район Кировской области РФ) в семье священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870) и Аполлинарии Ивановны Кибардиной (1827-1866).

В 1858-1867 гг. посещал в Вятке (ныне — Киров) духовное училище и семинарию. Брал уроки рисования у семинарского преподавателя и владельца иконописной мастерской Николая Чернышева. Оставил учебу в семинарии в 1867 г. и уехал в Санкт-Петербург, где сдал экзамен в Императорскую академию художеств (ИАХ). Однако не стал дожидаться результатов экзамена и поступил в школу при Обществе поощрения художников. Занимался в ней до 1868 г. под руководством живописца Ивана Крамского. В 1868 г. был зачислен в Императорскую академию художеств. Учился у Павла Чистякова, Петра Басина и Василия Верещагина. В 1869 г. получил две малые серебряные медали ИАХ за рисунок «Два обнаженных натурщика» и за этюд с натуры, в 1870 г. — большую серебряную медаль за эскиз «Пилат умывает руки». В 1875 г. по собственному желанию покинул академию.

В 1876-1877 гг. на свои средства проживал и работал в Париже (Франция). В 1878 г., после возвращения в Россию, Виктор Васнецов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок («Товарищество передвижников», крупнейшее российское художественное объединение XIX в. ). В том же году познакомился с предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. В 1885 г. в Италии изучал искусство эпохи Возрождения и мозаики византийского периода. В 1892 г. получил звание профессора ИАХ, в 1893 г. был избран ее действительным членом. В 1905 г. Васнецов, бывший противником революционного движения, отказался от академического звания в знак протеста против участия студентов ИАХ в антиправительственных митингах. В 1900-1910-х гг. был близок к ряду русских национально-монархических организаций, в частности Союзу русского народа. В 1908-1914 гг. входил в редколлегию документально-литературного сборника «Книга русской скорби», посвященного памяти жертв революционного террора, выполнял иллюстрации для этого издания. В 1912 г. получил потомственное дворянство. В 1915 г. вместе с художниками Иваном Билибиным, Константином Маковским, Михаилом Нестеровым, архитектором Алексеем Щусевым и др. стал одним из создателей Общества возрождения художественной Руси. Объединение ставило своей задачей «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях» и дальнейшее развитие русского искусства в связи с национальными традициями. По сведениям ряда изданий, в годы Первой мировой войны Виктор Васнецов разработал проект русской парадной военной формы, в которой шинели были стилизованы под стрелецкие кафтаны, а головной убор («богатырка») — под стрелецкий шишак. Впоследствии, по утверждению некоторых историков, «богатырка» послужила стилистической основой буденовки — форменного головного убора военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии. По другим данным, суконный шлем был разработан Виктором Васнецовым для конкурса, проведенного Наркоматом по военным делам РСФСР в мае 1918 г. Несмотря на негативное отношение к Октябрьской революции 1917 г., художник не покинул страну и продолжал работать в Москве. В 1917-1919 гг. входил в объединение московских художников «Изограф». Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 г. в Москве на 79-м году жизни. Был похоронен на Лазаревском кладбище столицы. После его уничтожения в 1937 г. прах художника был перенесен на Введенское кладбище Москвы. Живопись В годы учебы в Санкт-Петербурге выполнял рисунки для журналов и массовых книжных изданий. Наибольшую известность Виктору Васнецову принесли картины в сказочном и историко-былинном жанре, над которыми он стал работать с конца 1860-х гг. К числу наиболее известных полотен Виктора Васнецова относятся: «Три царевны подземного царства (1879), «Бой скифов со славянами» (1881), «Аленушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) и др. Кроме того, Виктор Васнецов был автором графических композиций с изображением жанровых сцен и народных типажей: «Дворник с вязанкой дров» (1869), «Носильщики» (1870), «С квартиры на квартиру» (1876), «Книжная лавочка» (1876) и др. Художник также написал множество живописных и графических портретов, преимущественно своих коллег по цеху: А. М. Васнецова (1878), М. М. Антокольского (1884) и др. После Октябрьской революции и установления власти большевиков продолжил развивать в своем творчестве народно-фольклорную тематику. Написал картины «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917-1926) и др. Последней живописной работой Виктора Васнецова стал портрет художника Михаила Нестерова (1926), оставшийся незавершенным. В настоящее время его произведения выставлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Нижегородском государственном художественном музее, Серпуховском историко-художественном музее, Музее-заповеднике «Абрамцево» (Московская обл.), Национальном художественном музее Белоруссии (Минск), Киевском национальном музее русского искусства (Украина) и др. Монументальное искусство, церковные росписи В 1880-1882 гг. по проекту Виктора Васнецова, Василия Поленова и Павла Самарина была возведена церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (усадьба Саввы Мамонтова). В 1883-1885 гг. художник выполнил фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве. В 1885-1896 гг. по приглашению профессора Санкт-Петербургского университета Адриана Прахова работал над росписью Владимирского собора в Киеве. В 1894 г. по проекту Виктора Васнецова в Москве был построен особняк в неорусском стиле, в котором он проживал вплоть до своей кончины (ныне — Дом-музей Виктора Васнецова, филиал Государственной Третьяковской галереи). В 1904 г. к зданию Третьяковской галереи был пристроен фасад, спроектированный по рисункам Виктора Васнецова. В начале XX в. художник также работал над созданием икон для собора Святого Александра Невского в Софии (Болгария), фресок и эскизов мозаичных панно для собора Святого Александра Невского в Варшаве (Польша). Работы Васнецова оказали значительное влияние на формирование неорусского стиля в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Работа для театра В 1882 г. Виктор Васнецов выполнил декорации и костюмы к пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка» (поставлена в домашнем театре Саввы Мамонтова), в 1885 г. — декорации к одноименной опере Николая Римского-Корсакова и к опере Александра Даргомыжского «Русалка» (поставлены в Московской частной русской опере).

Семья Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел дочь Татьяну (1879-1961), сыновей Бориса (1880-1919), Алексея (1882-1949), Михаила (1884-1973) и Владимира (1889-1953). Брат — Аполлинарий Васнецов (1856-1933) — известный русский художник, искусствовед.

Начало творчества в Академии художеств

В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.

И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину «Христос и Пилат перед народом» его награждают Большой серебряной медалью.

В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – «Народная азбука» и «Солдатская азбука», для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.

Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру» и «Рабочие с тачками». В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Книжные иллюстрации

Со времен создания более двухсот иллюстраций для сказок Николая Столпянского, Васнецов начинает увлекаться иллюстрированием книг. Параллельно с крупнейшими живописными полотнами, он создает иллюстрации – «Иван Царевич на Сером Волке», «Встреча Олега с кудесником», «Царевна-лягушка» и «Кощей Бессметрный».

В своих картинах художник обращается к чисто русскому фольклору, что просматривается в каждой детали его иллюстраций. На протяжении всей жизни он использовал в работах былинный сюжет, даже когда расписывал Владимирский собор в Киеве.

Иллюстрация «Иван Царевич на Сером Волке»

В 1889 году была создана иллюстрация к известной русской сказке «Иван-Царевич и Серый Волк», на которой изображен, собственно, сам Иван-царевич, мчащийся вместе с Еленой Прекрасной на Сером Волке. Главные герои мчатся сквозь мрачный дремучий лес, в который Царевич с тревогой всматривается, боясь, что их могут разлучить.

Иван-царевич уверенно и крепко держит Елену, которая, испуганно прижимаясь к своему спасителю, уже покорилась своей судьбе. Картина была написана в период, когда Васнецов усиленно работал над росписью Владимирского собора в Киеве, и ради которой он временно прервал работу в соборе.

Картина «Кощей бессмертный»

На полотне можно выделить три основных цвета: золотой, красный и темно-коричневый. Основной акцент художник делает на богатстве и роскоши убранства главных персонажей. Окруженный богатством Кощей бессмертный, худой и грозный старец, изображен рядом с юной девицей – Василисой Прекрасной. Глядя на Кощея, можно понять, что в нем давно не осталось ничего человеческого.

Он жаждет только обладать богатствами и красивой девой, однако его могущество не так велико, как он думает. Судя по короне на голове Кощея и мече в его руках, видно, что он не в силах подчинить, и более того, расположить к себе юную особу. Взгляд девушки застыл на окровавленном мече, а в ее глазах проглядывается нескрываемый ужас перед Кощеем.

Художник часто черпал вдохновение из русских сказок, оживляя главных героев на своем полотне. Виктор Васнецов обладал удивительным даром в точности передавать характер персонажа, начиная от его выражения лица, и заканчивая движением тела и позой. Он работал над полотном в течение долгих 9-ти лет, которое было полностью завершено только в 1926 году. Именно она стала его последней работой.

Сообщение о жизни и творчестве художника. Виктор Васнецов Биография художника. Виктор Васнецов Биография. Виктор Васнецов краткая биография

Сообщение о жизни и творчестве художника. Виктор Васнецов Биография художника. Виктор Васнецов Биография. Виктор Васнецов краткая биография

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в деревне со смешным названием Лопял. Отец Васнецова был священником, как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых тоже стал известным художником, его звали Аполлинарий.

Талант Васнецова проявлялся с детства, но крайне неблагополучное материальное положение в семье не оставляло вариантов, как отдать Виктора в 1858 году в Вятское духовное училище. Уже в 14 лет Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников водили туда бесплатно.

Не окончив семинарии, Васнецов в 1867 году отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было очень мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины — «Доярку» и «Жнец». Перед отъездом он так и не получил за них никаких денег. За эти две картины он получил через несколько месяцев в Петербурге 60 рублей. Приехав в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он учился в Рисовальной школе, где познакомился со своим учителем — .

Васнецов начал учебу в Академии художеств в 1868 году. В это время он подружился с, и даже одно время они жили в одной квартире.

Хотя Васнецову и нравилась Академия, он ее не окончил, уехав в 1876 г., где прожил более года. В это время Репин тоже был там в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

По возвращении в Москву Васнецов сразу же был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени значительно изменилась манера рисования художника, и не только стиль, сам Васнецов переехал жить в Москву, где сблизился с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве раскрылся Васнецов. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя в своей тарелке и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов проектировал Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после завершения этой работы Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год был пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике.

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, который серьезно его угнетал. Люди уничтожали его картины, проявляли неуважение к художнику. Но до конца жизни Виктор Михайлович был верен своему делу — рисовал. Умер 23 июля 1926 года в Москве, не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Васнецов Виктор Михайлович родился 3 мая 1848 года в селе Лопял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения будущий живописец получил образование в духовной школе, а затем продолжил его в духовной семинарии. Во время учебы одаренный юноша стал брать уроки рисования у учительницы гимназии Н.Г. Чернышева. Даже отец Виктора отметил способности к рисованию и разрешил ему на последнем курсе бросить учебу в семинарии, чтобы поступить в Петербургскую Академию художеств. Там полностью сформировался и отточился стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе искусств, где юноша учился у И.Н. Крамской.

Начало творческого пути

Еще во время учебы в академии начали выставляться картины молодого художника Васнецова. Впервые они были выставлены в 1869 году сначала в Академии, а затем и в других галереях, благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерн.

Особенности творчества

С 1893, как говорится в краткой биографии Васнецова, он становится действительным членом Российской академии художеств. Он также сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, самым известным из которых является «Книга русской скорби».

На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается поиск сюжетов и мотивов. Для его ранних картин характерна бытовая тематика, отраженная в картинах «Военная телеграмма», «Шоу в Париже», «Из квартиры в квартиру», «Книжный магазин».

Кругом творческих интересов выдающегося художника была историческая, фольклорная, а позже и религиозная тематика. Одними из самых известных полотен великого русского живописца являются картины на мотивы былин и произведения для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Борьба Добрыни Никитича с семиглавый Змей Горыныч».

Религиозная тематика васнецовского наследия отражена в образцах росписи Владимирского собора в Киеве, храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне . Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенных росписей в церквях и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, И.Е. Цветкова, пристройка парадного зала к зданию Третьяковской галереи, Александро-Невского собора в Москве и др. построек.

Смерть. Памяти художника

Значительное место в истории отечественного искусства занимает творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография которого заканчивается 23 июля 1926 года в Москве. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник выдающимся деятелям русского искусства Виктору и Апполинариям Васнецовым.

Родился в селе Лопял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов, художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Начальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868-1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году он был в Париже, затем в Италии. С 1874 постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 он получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, он стремился выйти за рамки канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где написал самые известные картины и развил иллюстративно-фольклорное направление творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин — «После битвы», «Богатыри» и др.

Искусство Васнецова вызывало бурные дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно народного течения в русской живописи. Но большинство считало его живопись неинтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили были бесплодны. Особые споры возникли после выхода в свет первого номера журнала «Мир искусства» в 189 г.8, где также было представлено творчество Васнецова. «Я не мог одобрить тот факт, что в самом первом номере, имевшем смысл известного кредо наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена художнику, к которому у меня сложилось определенное негативное отношение, именно Виктору Васнецову» — А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки выдающихся русских художников берут свое начало из национального источника — таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее работа В.М. Васнецов оказал влияние на художников эпохи модерна и особенно на художников абрамцевского кружка С. И. Мамонтова, одним из организаторов и активным участником которого он был в 1880-е гг. Васнецов исполнял костюмы и декорации к спектаклям Мамонтовского театра; в 1881 году вместе с В. Поленова построил церковь в «русском стиле» в Абрамцево. Позднее он спроектировал и реализовал многие постройки: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), Цветковую галерею на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и др.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Продолжал обращаться к религиозной теме в мозаиках для церкви Вознесения в Санкт-Петербурге, росписях и мозаиках церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и др.

Женат на Александре Владимировне Рязанцевой. У него были сыновья: Борис, Алексей, Михаил, Владимир и дочь Татьяна.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позже его прах был перенесен на Введенское кладбище в Москве.

Когда речь заходит о художниках, работавших над «возрождением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается Васнецов. Биография для детей традиционно начнется с момента рождения талантливого мастера и его детства.

Каким было детство будущего художника?

А родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 года в селе Лопял под Вяткой. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. После рождения сына вынужден был переехать в другое место — село Рябово. Мать будущего художника, Аполлинария Ивановна, воспитала шестерых сыновей (сам Виктор был вторым).

Жизнь семьи Васнецовых была не особенно богатой. В их доме одновременно присутствовали обычаи и образ жизни, характерные как для сельской, так и для городской жизни. После смерти жены у руля остался отец семейства Михаил Васнецов. Биография для детей о ярких моментах жизни будущего артиста продолжается. Михаил Васильевич был умным и образованным человеком, поэтому старался привить всем своим сыновьям любознательность, наблюдательность, дать им знания в разных областях. А моя бабушка учила рисовать детей. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учебы. Виктор Васнецов уже в детстве проявлял необыкновенную склонность к рисованию: в его первых зарисовках есть живописные сельские пейзажи, а также сцены сельской жизни.

Виктор Васнецов воспринимал других жителей села как своих добрых друзей и с удовольствием слушал сказки и песни, которые они рассказывали во время посиделок при тусклом свете и потрескивании факела.

Васнецов не мыслил своей жизни без рисования с ранних лет

Васнецов Виктор Михайлович, биография которого является темой нашего сегодняшнего разговора, очень рано начал рисовать. Но в те времена было принято, чтобы сын пошел по стопам отца, поэтому сначала он отправился учиться в духовное училище, а потом в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, хронографы и различные документы. И особое внимание привлекала древнерусская литература — она еще больше укрепляла любовь к русской старине, которой уже тогда отличался Васнецов. В биографии для детей, посвященной этому удивительному художнику, следует также упомянуть, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православного символизма, которые впоследствии пригодились при работе над

Учеба в семинарии не помешала Виктору Михайловичу прилежно заниматься живописью. В 1866-1867 гг. из-под его руки вышло 75 замечательных рисунков, послуживших впоследствии иллюстрациями к «Сборнику русских пословиц» Н. Трапицина.

Большое впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли, польским художником в изгнании. Андриоли рассказывает своему юному другу об Академии художеств в Петербурге. Васнецов сразу загорелся желанием туда войти. Отец артиста не возражал, но сразу предупредил, что не сможет помочь материально.

Начало самостоятельной жизни в Санкт-Петербурге

Однако Васнецов не остался без поддержки. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с кампанейщиковским воеводой, и тот помог им продать картины «Доярка» и «Жнец», написанные Васнецовым. Биография для детей должна включать в себя еще несколько интересных моментов, связанных с этим. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей и с этой суммой отправился в Петербург. Скромность и неуверенность юноши не позволяли ему даже взглянуть на список зачисленных в академию после сдачи экзаменов. Виктор через знакомых смог устроиться чертежником, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Позже Васнецов находит занятие по душе и начинает рисовать иллюстрации для журналов и книг. Затем он поступил в школу Общества поощрения художников, где познакомился с И. Крамским, которому еще предстоит сыграть важную роль в жизни молодого художника.

Обучение в Академии художеств и дальнейшая жизнь художника

В 1868 году Васнецов снова сделал попытку поступить в Петербургскую Академию. И узнает, что в прошлый раз ему все-таки удалось сдать экзамены.

Время учебы в академии подарило Виктору Михайловичу массу новых интересных знакомств. Здесь он сближается и начинает дружить с Репиным, Поленовым, Куинджи, Суриковым, Максимовым, братьями Праховыми, Антокольским, Чистяковым.

Уже на первом курсе Васнецов получил серебряную, а затем еще две малые медали за этюд с натуры и рисунок «Две обнаженные натурщицы». Через два года учителя наградили его за рисунок «Христос и Пилат перед народом», на этот раз — большой серебряной медалью.

Этот период стал для Васнецова очень тяжелым. В 1870 году умер отец художника, и он стал заботиться о своем дяде по материнской линии, который также мечтал о славе талантливого художника и искал возможность подзаработать. С 1871 г. Васнецов все реже появляется в академии, главным образом из-за нехватки времени и ухудшения здоровья. Однако он по-прежнему плодотворно работал: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Художник занимается иллюстрацией сказок «Жар-птица», «Конек-Горбунок» и некоторых других. Васнецов успевает и для себя рисовать — как правило, это были рисунки на бытовые темы.

1875 год стал годом кардинальных перемен в жизни Виктора Михайловича. Он покидает академию из-за того, что для него на первом месте стоит необходимость зарабатывать деньги, а кроме того, потому что он хочет самостоятельно развивать свой талант. На выставке передвижников фигурирует его картина «Чаепитие в трактире», также завершается работа над «Нищими певцами». В 1876 году он представил картины «Книжная лавка» и «Из квартиры в квартиру».

В том же году Васнецов имел возможность посетить Париж. Визит во Францию ​​поражает воображение художника, и под впечатлением от него он написал знаменитые «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

Через год художник возвращается на родину, женится на Александре Рязанцевой и переезжает с новоиспеченной женой в Москву.

Роспись Владимирского собора в Киеве – самое важное произведение в жизни Васнецова

В 1885 году А. Прахов приглашает Васнецова принять участие в росписи недавно возведенного. Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил во время работы над Абрамцевской церковью Спаса и былинными полотнами. Будучи глубоко верующим человеком, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть свое настоящее призвание.

Васнецов работал над росписью во Владимирском соборе более десяти (!) лет. Ведь ему поручили расписать и главный неф, и апсиду. Художник искусно изобразил важные сюжеты из Новороссийских и Русских святых, облагородил своды с помощью изумительного орнамента. В истории искусства на протяжении 19 века масштаб проделанной работы не имеет себе равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал более четырехсот эскизов, а общая площадь картины занимает более 2 тысяч квадратных метров. м.!

Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В.М. Васнецов, биография которого является темой нашего разговора, внимательно изучил тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с сохранившимися в Италии памятниками раннего христианства, фресками и мозаиками, существовавшими в Киевском Софийском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей. Большое внимание Васнецов также уделял изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе он ориентировался на Москву. И кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли согласуются его произведения с духом Церкви. Художник был вынужден отказаться от многих эскизов из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что Церковный Собор не дал на них согласия.

Сам Васнецов считал, что работа в соборе — это его личный «путь к свету», к постижению великих ценностей. Иногда ему было очень тяжело из-за того, что он не мог изобразить тот или иной сюжет именно так, как видел его в своих мыслях.

Одним из самых любимых образов была Богоматерь Васнецова, впервые изображенная «с теплотой, мужеством и искренностью». Во многих русских домах конца 19 — начала 20 вв. можно было найти ее репродукции.

Работы были завершены в 1896 году, и в присутствии царской семьи собор был торжественно освящен. Картина Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году на художника со всех сторон посыпалось множество предложений по украшению петербургских, варшавских, дармштадтских и других церквей. Вершиной творчества Васнецова как монументалиста-декоратора стала картина «Страшный суд».

Васнецов – экспериментатор, сочетающий в своем творчестве вековые традиции и жизнелюбие

Расписывая Киевский собор, Васнецов в свободное время не перестает работать и в других жанрах. В частности, в это время он создал целый цикл историко-эпических картин.

Некоторое время Виктор Михайлович посвятил созданию театральных декораций.

В 1875-1883 годах Васнецову было поручено написать нетипичную для него картину «Каменный век», которая должна была украсить открывавшийся вскоре Московский Исторический музей.

А вот над одной из своих самых известных картин — «Богатыри» — художник работал несколько десятков лет, а закончил работу в 1898. Сам Васнецов называл эту картину своим «долгом перед родным народом». А в апреле того же года он с радостью взял эту картину, чтобы она навсегда стала одним из самых ярких экспонатов его галереи.

Картины Васнецова никогда не оставляли людей равнодушными, хотя вокруг них часто возникали бурные споры. Кто-то ими восхищался и восхищался, кто-то критиковал. Но удивительные, «живые» и имеющие свою душу не могли остаться незамеченными.

Васнецов умер 23.07.1926 лет в возрасте 79 лет из-за проблем с сердцем. Однако заложенные им традиции продолжали и продолжают жить в творчестве художников следующих поколений.

Виктор Васнецов — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 107 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

Comments