В романской скульптуре чаще всего искажены пропорции человеческого тела: Романская скульптура


02.06.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Скульптура романского стиля

   Романика — стиль древний, полный языческих традиций и реплик. Символический язык этого направления в искусстве раннего средневековья, первого стиля родившегося за пределами Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю вполне достаточно внешней замысловатости и яркой выразительности романской скульптуры. А между тем, мастера раннего средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное устройство вселенной, ее божественную суть и непостижимую сложность.

   Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало 12 века, а уже век 13 привел за собой новый мощный стиль, затмивший предыдущие. Речь идет о готике, которая появилась, благодаря развитию романского, тяжеловесного и грубого стиля, в недрах которого созревала готическая воздушность и стройность. Таким вот замысловатым образом варварская Европа начинала свой путь, отвергнув античность…

   Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры — раннее христианство Западной Европы страшилось возвращения идолопоклонничества, поэтому сама храмовая скульптура появляется достаточно поздно.

   Говоря о романской скульптуре, необходимо уточнить, что собственно скульптурой это можно назвать с некоторой натяжкой. Чаще всего имеются ввиду рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые пространства сводов над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.

   Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Поэтому практически все работы романского стиля анонимны.

   Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема — Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.

   Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса. Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца.

   Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.

   Большинство шедевров Романики сохранились во Франции, Германии и Испании. Богаты декором собор в Вормсе, монастырь в Клюни, храм в Пуатье. Так любимы туристами Пизанский собор, церковь в Питерборо, базилика в Сен-Дени.

   Многие крупные храмы Европы были перестроены с приходом моды на готику, множество скульптур пострадали во время Великой французской революции. Однако, оставшиеся шедевры дают полное представление о некогда единственном, тяжеловесном и грубом стиле, украшавшем все храмы Западной Европы.

Аспект пресс


Скачать 2,24 Mb.

страница1/80
Дата22.03.2021
Размер2,24 Mb.
#106742
ТипУчебник

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   80


О.А. КРИВЦУН

Эстетика

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Культурология», «Философия», «Искусствознание», «Музыковедение», «Филология», «Музеология»

АСПЕКТ ПРЕСС

Москва 2000

УДК 87.8

ББК 63.5 К 82

Рецензенты:

доктор искусствоведения А. Л. Баталов;

доктор искусствоведения Л. И. Лифшиц

Кривцун О.А.

К 82 Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.

ISBN 5-7567-0210-5

Учебник построен с учетом новейшей мето­дологии эстетического знания, включающей опыт культурологии, социальной психологии, философии, исскусствознания. Круг анализируе­мых проблем и понятий дает представление как о фундаментальных основах, так и о современ­ных поисках эстетической науки.

Для студентов гуманитарных вузов и всех, интересующихся эстетикой.

УДК 87.8

ББК 63.5

ISBN 5-7567-0210-5

© «Аспект Пресс», 1998, 2000

Каталог: data -> 2011
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки магистр
2011 -> Давыдова Е. А. Ст преподаватель кафедры экономической теории
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Кафедра психологии личности (new 2011-2012) Старовойтенко Елена Борисовна
2011 -> Общая психология
2011 -> Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200. 62 «менеджмент»

2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Программа дисциплины Организационная психология


Скачать 2,24 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   80


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Романская скульптура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Скульптура романского периода была отмечена достижениями в области металлообработки, эмалей, фигуративных фризов и архитектурных сцен.

 

  • Описать форму, содержание и контекст ключевых произведений романской скульптуры
  • Дайте определение критическим терминам, относящимся к романской скульптуре
  • Обсудите значение исторических столиц
  • Объясните связь между архитектурой и скульптурой в романский период
  • Определите и объясните Марию как Престол Мудрости как популярную библейскую тему

Архитектурная скульптура

С падением Римской империи традиция вырезания крупных произведений из камня и лепки фигур из бронзы угасла, как это произошло по религиозным причинам в византийском мире. Некоторые скульптуры в натуральную величину были выполнены из лепнины или гипса, но сохранившиеся образцы редки. Самая известная из сохранившихся скульптур протороманской Европы — деревянное распятие в натуральную величину, заказанное архиепископом Кельнским Геро примерно в 9 в.60–65, по-видимому, прототип популярной формы. Начиная с 12 века, они были установлены на балке под аркой алтаря, известной на английском языке как rood, и окружены фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова.

В XI и XII веках фигуративная скульптура возродилась, поскольку архитектурные рельефы стали визитной карточкой позднего романского периода. Фигуративная скульптура была основана в основном на иллюминации рукописей и мелкой скульптуре из слоновой кости и металла. Еще одним вероятным влиянием были обширные скульптуры в армянских и сирийских церквях. Эти источники вместе создали особый стиль, узнаваемый по всей Европе, хотя самые впечатляющие скульптурные проекты сосредоточены в Юго-Западной Франции, Северной Испании и Италии.

Изображения на металлоконструкциях часто чеканились. Полученная поверхность имела две основные плоскости с прорезанными деталями. Эта обработка была адаптирована к резьбе по камню и часто встречается на приведенном выше портале, где образы Христа в Величии с символами четырех евангелистов взяты прямо с позолоченных обложек средневековых евангельских книг. Этот стиль дверного проема встречается во многих местах и ​​продолжается в готический период.

Большинство романских скульптур носит изобразительный и библейский характер. Большое разнообразие тем можно найти на капителях зданий, включая сцены Сотворения и Падения человека, жизни Христа и ветхозаветные изображения Его Смерти и Воскресения, такие как Иона и кит и Даниил в львином рве. Встречается много вертепов, чаще всего «Три короля». Некоторые романские церкви имеют обширную скульптурную схему, которая охватывает пространство вокруг портала, а иногда и большую часть фасада. Скульптурные схемы были разработаны, чтобы передать послание о том, что верующие христиане должны признать проступок, покаяться и получить искупление. Страшный суд напоминает верующему о покаянии, а резное или нарисованное Распятие, выставленное на видном месте в церкви, напоминает грешнику об искуплении.

 

 

Аббатство Везле, Бургундия, Франция: Тимпан аббатства Везле в Бургундии, построенный в 1130-х годах, имеет множество декоративных спиральных деталей в драпировках.

Majestat Batlló

The Batlló Majesty — один из лучших и хорошо сохранившихся образцов каталонской скульптуры 12 века. Полихромная резьба по дереву сейчас хранится в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне, Каталония. Резные деревянные изображения были основным элементом церквей как объектов поклонения, и одним из самых сложных мотивов был Христос в величии: изображений Христа на кресте, которые символизируют его победу над смертью. Самым выдающимся из них является Majestat Batlló, также один из лучших и лучше всего сохранившихся образцов каталонской скульптуры.

 

 

Majestat Batlló: Majestat Batlló — это деревянное распятие XII века в романском стиле, которое сейчас находится в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне. Это один из самых сложных примеров изображения Христа на кресте в Каталонии, символизирующего его победу над смертью.

Символика и описание

Majestat Batlló представляет собой большое деревянное распятие, изображающее Христа, переносящего свои страдания с благородным стоицизмом и триумфом. На нем колобий или длинная туника без рукавов. Хотя уголки его рта слегка опущены вниз, открытые глаза Христа и не нахмуренный лоб создают впечатление сдержанного бесстрастия. Латинская надпись над его головой гласит: «JHS NAZARENUS REX IUDEORUM» («Иисус из Назарета, Царь Иудейский»), как и в библейских повествованиях (Матфея 27:37, Марка 15:26, Луки 23:38, Иоанна 19).:19).

Одной из поразительных особенностей Величества Бальо по сравнению с каталонской скульптурой является хорошо сохранившаяся полихромия. Колобий Христа , имитирующий богатый восточный шелк, украшен голубыми цветочными узорами, окруженными круглыми красными рамками, украшенными точками и кружками. Тонкий пояс с замысловатым переплетенным узлом стягивает тунику выше бедер Христа, заставляя ткань над ней слегка вздуваться и изгибая путь ее плоских, широких вертикальных складок. Такие одежды связаны с королевскими и священническими функциями и передают зрителям послание о силе. Их можно рассматривать как визуализацию апокалиптического Христа из Книги Откровения.

Передняя геометрическая композиция туники, украшенная кругами и цветочными мотивами, напоминает изысканные византийские и испано-мавританские ткани, которые в то время пользовались большим почетом на христианском Западе. Отличным ориентиром для этого типа был Вольто Санто в Лукке (Тоскана, Италия), который, как считается, имеет чудесное происхождение и является объектом паломничества и необычайной преданности с конца 11 века. Иконографическая традиция Иисуса в colobium восходит к 586 году н.э. в рукописи сирийских Евангелий, называемой Евангелиями Раббулы, написанной монахом Раббулой где-то в Месопотамии. Традиция изображать Христа в таком костюме, вероятно, была привезена в Каталонию мастерами из Пизы, прибывшими в 1114 году, чтобы помочь Рамону Беренгеру III, графу Барселонскому, в завоевании Балеарских островов.

Majestat Batlló трудно датировать, но надпись на кресте и картину можно отнести к 11   веку. Однако другие авторы датируют его 12 веком на основании сходства картины с другими из района Риполла, середина 12 века. Туника аналогична исламскому мотиву монастыря аббатства Сен-Пьер де Муассак, что, по-видимому, доказывает распространение этого стиля в романский период.

Романская скульптура: Мария как трон мудрости

Мария как трон мудрости — популярная библейская тема, представленная в романской скульптуре. В римско-католической традиции эпитет «Престол Мудрости» или «Престол Мудрости» является одним из многих религиозных титулов Богородицы. Фраза была придумана в 11 и 12 веках Петром Дамиани и Гвибертом де Ножаном и уподобляет Марию Престолу Соломона, имея в виду ее статус сосуда, несущего Святого Младенца. Поскольку эта фраза связывает Пресвятую Деву со славой и учением, Мадонны в этой традиции особенно популярны в католических образах.

 

 

Мария как Престол Мудрости: Мадонна как Престол Мудрости, 1199 год, вписан пресвитером Мартинусом, из камальдолезского аббатства в Борго-Сан-Сеполькро недалеко от Ареццо, Италия.

История культуры

В христианской иконографии s edes sapientiae  («Престол Мудрости») является изображением Божией Матери в величии. Когда Богородица изображена на sedes sapientiae  иконах и скульптурных изображениях, она восседает на троне с Младенцем Христом на коленях.

Этот тип изображения Мадонны был вариантом византийского  Одигитрии  типа, в котором Дева Мария изображена с младенцем Иисусом рядом с собой, указывая на него как на источник спасения для человечества. Он появился в широком спектре скульптурных и живописных изображений в Западной Европе, особенно около 1200 г. н.э. В этих изображениях неизменно фигурируют конструктивные элементы трона, пусть даже только поручни и передние ножки. Ноги Богородицы часто покоятся на низком табурете. Более поздние готические скульптуры более явно отождествляются с Престолом Соломона, где «стояли два льва, по одному с каждой стороны. И двенадцать львят стояли на шести ступенях с одной и с другой стороны» (3 Царств 10, 19). -20).

 

 

Ахенский собор, XI век: Донорская доска с перегородчатой ​​эмалью с портретом дарителя и Мадонной на троне на процессионном кресте Матильды Оттонской, начало XI века (Аахенский собор).

Помимо романской скульптуры, икона sedes sapientiae  появлялась в иллюминированных рукописях, фресках, мозаиках и печатях того времени. Икона обладает эмблематическими словесными компонентами: Дева как Престол Премудрости — это троп Дамиани или Гвиберта де Ножана, основанный на типологической интерпретации отрывка из Книг Царств, описывающего престол Соломона (3 Цар. 10: 18–18). 20, повторяется во 2 Паралипоменон 9.: 17–19). Этот мотив часто использовался в ранней нидерландской живописи в таких работах, как «Луккская Мадонна» Яна ван Эйка.

Могила Рудольфа Швабского

Могила Рудольфа Швабского является ярким образцом романской скульптуры. Рудольф Рейнфельденский (1025–1080) был герцогом Швабии (1057–1079) и немецким антикоролем (1077–1080). Он был сыном графа Куно из Рейнфельдена и в конечном итоге стал альтернативным королем или антикоролем для политически ориентированных немецких аристократов, настроенных против Генриха. Это восстание стало известно как Великое саксонское восстание. Он умер в результате боевых ран, когда его фракция встретилась и победила фракцию Генриха в битве при Эльстере.

Могила Рудольфа Райнфельденского

Могила Рудольфа Райнфельденского, расположенная в соборе Мерзебурга, является прекрасным образцом романской скульптуры. Скульптура этой эпохи отмечена любовью к изобретательным поверхностным рисункам и выразительным подходом к человеческому телу, использованием вытянутости, неестественных поз и выразительных жестов для передачи душевного состояния. Могила Рудольфа отражает эти характеристики. Скульптура его тела удлинена и лежит со скипетром в одной руке и державой в другой, что символизирует королевский титул, на который он претендовал, но никогда не имел при жизни. Он изображен в царских одеждах и короне.

Материал, из которого изготовлена ​​гробница, также отражает высокий статус металлических изделий в романской скульптуре. Действительно, предметы из драгоценных металлов, изделия из эмали и слоновая кость в то время имели гораздо большее значение, чем картины. Металлоконструкции и украшения из эмали стали особенно изощренными в 10 и 11 веках. Гробница Рудольфа Рейнфельдена отражает эту эстетику своим бронзовым рельефом тела Рудольфа, заключенным внутри приподнятого края. На границе также выгравирована надпись, демонстрирующая мастерство, связанное со строительством гробницы.

 

 

Могила Рудольфа Швабского: Могила Рудольфа Швабского является образцом романской скульптуры.

Райнер из Юи, купель в церкви Св. Варфоломея

Райнер из Юи был мастером по металлу и скульптором XII века, которому приписывают многие шедевры мосанского искусства, в том числе купель для крещения в церкви Св. Варфоломея в Льеже, Бельгия. Долина реки Маас в современной Бельгии и Франции, примерно включающая в себя Льежскую епархию, была ведущей 12 -й век, центр романской металлообработки, которая в то время все еще была самым престижным художественным средством. О жизни Райнера ничего не известно, кроме упоминания в документе 1125 года как ювелира; однако в хронике XIV века он упоминается как автор купели. Возможно, он умер около 1150 года. Хотя Райнер из Хай традиционно считается создателем шрифта, эта атрибуция и мосанское происхождение шрифта подвергались сомнению.

Купель — крупный шедевр искусства Мосан, отличающийся классицизмом стиля. Бассейн 91 сантиметр (36 дюймов) в поперечнике вверху, слегка сужается к основанию и описывается как латунь или бронза. Он был изготовлен в технике литья по выплавляемым моделям с чашей, отлитой как единое целое. Размер не обязательно был исключительным, поскольку и церковные колокола, и котлы для больших домашних хозяйств, вероятно, были сопоставимых размеров. Некоторые церковные двери, отлитые цельным куском, хоть и плоские, но были гораздо больше.

Купель стояла на 12 быках (двое из которых сейчас отсутствуют), которые выходили из каменного постамента, отсылка к «литому морю… на двенадцати быках», отлитых из бронзы для храма Соломона. Пять показанных сцен, обозначенных латинскими надписями ( tituli ) на ободке вверху и в поле изображения можно прочитать в хронологической последовательности. Они включают две сцены Иоанна Крестителя, Крещения Христа, Святого Петра, крестящего Корнилия Центуриона, и Святого Иоанна Богослова, крестящего философа Кратона.

 

 

Купель для крещения в церкви Св. Варфоломея: Райнер из Юя, мастер по металлу и скульптор XII века, обычно считается создателем купели для крещения в церкви Св. Варфоломея.

Единственная другая работа, которую, по общему признанию, создал тот же мастер, что и купель, — это небольшая бронзовая фигура распятия, которая сейчас находится в музее Шнютгена в Кельне. Еще одно распятие в Брюсселе, вероятно, из той же формы, но с дополнительной чеканкой. Другие в Брюсселе и Дублине, возможно, были произведены в той же мастерской, поскольку во многом похожи на кельнское бронзовое распятие.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценные изделия из металла, слоновой кости и эмали пользовались высоким статусом в романский период. Создатели этих объектов более известны, чем современные художники, иллюстраторы и архитекторы-каменщики. Металлоконструкции, в том числе декорирование эмалью, стали очень изощренными. Сохранилось множество впечатляющих святынь, предназначенных для хранения реликвий, наиболее известной из которых является Усыпальница трех королей в Кельнском соборе работы Николая Верденского (около 1180–1225 гг.). Бронзовый подсвечник Gloucester — превосходный образец металлического литья, обладающий замысловатыми и энергичными качествами, напоминающими рукописную живопись. Триптих Ставло и Реликварий Святого Мавра — другие примеры эмалевой работы Мосана. Большие реликварии и фасады алтарей были построены вокруг деревянного каркаса, а гробы меньшего размера были полностью сделаны из металла и эмали. Несколько светских предметов, таких как футляры для зеркал, украшения и застежки, также сохранились, но они, несомненно, занижают количество прекрасных металлических изделий, принадлежащих знати.

Глостерский подсвечник, начало XII века: Бронзовый Глостерский подсвечник — превосходный образец металлического литья, обладающий замысловатыми и энергичными качествами, напоминающими рукописную живопись.
  • В XI и XII веках фигуративная скульптура возродилась, поскольку архитектурные рельефы стали визитной карточкой позднего романского периода. Фигуративная скульптура была основана в основном на иллюминации рукописей и мелкой скульптуре из слоновой кости и металла.
  • Большинство романских скульптур носит изобразительный и библейский характер. На капителях зданий можно найти самые разные темы, включая сцены Сотворения и Падения человека, жизни Христа и Ветхого Завета.
  • Резные деревянные изображения были основным элементом церквей как объекты поклонения. Одним из самых сложных типов в Каталонии был Христос в величии: изображения Христа на кресте, которые символизируют его победу над смертью.
  • изображений Марии в образе sedes sapientiae ( Престол Мудрости) особенно распространены в римско-католическом искусстве.
  • Рудольф Рейнфельденский был альтернативным королем, или антикоролем, для политически ориентированных антигенриевских немецких аристократов. Он умер во время Великого саксонского восстания в конце 11 века.
  • Райнер из Уи был мастером по металлу и скульптором XII века, который считается создателем знаменитой купели для крещения в церкви Святого Варфоломея.
  • Изысканные драгоценные изделия из металла, слоновой кости и эмали имели высокий статус в романский период.
  • Большие реликварии и фасады алтарей были построены вокруг деревянного каркаса, а меньшие ларцы были сделаны полностью из металла и эмали.
Comments