В м васнецов биография краткая – Васнецов, Виктор Михайлович — Википедия


09.07.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


биография, карьера и личная жизнь 🚩 Искусство

Крамской Иван Николаевич. Портрет Виктора Михайловича Васнецова, 1874.

Родина Виктора Михайловича Васнецова —  Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», —  таково признание художника.

Дом Васнецовых в музее-усадьбе  братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области

 

Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После —  в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

Церковная тематика стала основной в его монументальной живописи. Виктор Васнецов принимал участие в оформлении нескольких крупных и известных храмов не только в России, но и за рубежом.

Хотя некоторые работы во Владимирском соборе Киева сделаны другим великим русским живописцем Михаилом Александровичем Врубелем, основную часть росписей сделал именно Васнецов. В центральной части алтаря им написана изумительная Богоматерь с Младенцем, образ которой искусствоведы даже называют «Васнецовской Божией Матерью». Этот лик выделяет то, что художник соединил в нём божественное начало и человеческие черты. «Я поставил свечку Богу», — так сказал Виктор Михайлович по окончании всего объёма работ в этом киевском соборе.

Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем в центральной части алтаря Владимирского собора в Киеве

Васнецов выполнил живописные картоны для мозаик знаменитого храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Изображения художника использовались для набора мозаик как внутри, так и на фасадах храма. Виктор Васнецов показал своё умение соединять архитектурные объемы с композициями религиозных сюжетов.

Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов оформлял интерьеры церкви Святой Марии Магдалины в Дормштадте, храма Александра Невского в Софии, собора Александро-Невском в Варшаве. Однако собор в Варшаве, освящённый 20 мая 1912 года, польские власти снесли в 1926 году. Храм был уничтожен как и многие другие православные храмы в Польше. Вместе с прекрасным собором погибли огромные панно, созданные под руководством Васнецова. Удалось спасти всего лишь несколько фрагментов мозаик.

Собор Александро-Невского в Варшаве, фото 1910 года. Осколок мозаики Васнецова.

Зато относительно недавно — в 2007 году, в Москве в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне обнаружили фрески Васнецова, записанные позднейшими росписями.

Интересовала Виктора Васнецова и архитектура. Например, по его эскизам в знаменитой Мамонтовской усадьбе в Абрамцево построили храм Спаса Нерукотворного, оформили главный фасад галереи братьев Третьяковых.

Виктор Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи. 1900 г.

 

Музей-усадьба Абрамцево. Храм Спаса Нерукотворного

 

Васнецов нарисовал эскизы своего дома-мастерской (ныне музей), интерьеры которого разработаны в русском стиле.

Дом Виктора Васнецова в Москве

 

Интерьеры дома Виктора Васнецова в Москве

Виктор Михайлович прожил 49 лет со своей супругой, дочерью купца Рязанцева, Александрой Владимировной. У них с женой было одна дочь и четверо сыновей: Татьяна (1879–1961), Борис (1880–1919), Алексей (1882–1949), Михаил (1884–1972), Владимир (1889–1953).

Младший брат Виктора Михайловича, Аполлинарий Михайлович, под руководством Виктора также стал живописцем. Продолжил художественную династию Андрей Владимирович Васнецов — внук.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея им. братьев Васнецовых, 1992 год. Объект культурного наследия, Скульптор — Ю. Г. Орехов, архитектор — С. П. Хаджибаронов

Интересно, что сын Михаил, которого назвали в честь деда, приходского священника, тоже стал служителем церкви. Правда было это не в России, а в Чехословакии.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской 23 июля 1926 года. Сначала его похоронили на московском Лазаревском кладбище в Марьиной Роще, но после его ликвидации в 1937 году прах художника пришлось перенести на Введенское.

Надгробие Виктора Михайловича Васнецова на Введенском кладбище Москвы

 

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876

 

Васнецов Виктор. Аленушка. 1881

 

Васнецов Виктор. Ковер-самолет. Конец 1870-х

 

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1879 –1881

 

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.

 

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889

 

Виктор Васнецов.  Три богатыря. 1881-1898

 

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

 

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

 

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899

 

Виктор Васнецов. Богатырь. 1920

 

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896

 

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Фреска во Владимирском соборе Киева

 

Виктор Васнецов. Крещение великого князя Владимира. 1885-1896

 

Виктор Васнецов. Саваоф, Господь-бог. 1885-1896

 

Виктор Васнецов. Песнь князя Олега. 1899

 

Виктор Васнецов. Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901

 

 

 

 

 

 

www.kakprosto.ru

Краткая биография Виктора Васнецова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

­Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ — выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

см. также:
Краткие биографии других художников

Краткие биографии известных людей

Краткие биографии писателей и поэтов

www.sdamna5.ru

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ РУССКОГО ХУДОЖНИКА ВАСНЦОВА — Философия

Просмотров: 1380

Знаменитый художник Виктор Васнецов родился в середине XIX века, 15 мая 1848 года в семье сельского священника. У него было 5 братьев, по старшинству же он был вторым. Способности к рисованию у мальчика проявились рано, и все же в 1858 году его отдали учиться в Вятское духовное училище, а затем в духовную семинарию. Но, насильно мил не будешь биография его круто изменилась – он не хотел связывать свою жизнь со службой в церкви, и, бросив семинарию, отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Вот с этого решения и смелого поступка и началась подлинная биография живописца Виктора Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – краткая биография русского художника

Краткая биография Васнецова рассказывает что именно там, в Академии, он познакомился с И. Крамским, своим учителем, сдружился с Репиным. Академию сменил Париж, затем Москва, Товарищество передвижных художественных выставок. В Москве художник сближается с Третьяковым и Мамонтовым – крупными предпринимателями и меценатами. Здесь, в Москве, постепенно, в больших трудах раскрывается подлинное дарование известного художника. И вот, в биографии 1898 год стал для хнего триумфальным. В этот год мастер, наконец, завершил и представил публике свою грандиозную картину Богатыри, которую можно назвать одой русскому народу. Это является значимым событием в краткой биографии В.М. Васнецова, с картиной Три Богатыря к нему пришло подлинное признание ценителей русской живописной школы.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Художник Виктор Васнецов – начало биографии гения!

Биографию художника В. Васнецова начал писать его родной край еще в те времена, когда Виктор был мальчиком и только формировался как творческая личность, и личность вообще. Вятский край – родина живописца, отличался не только природой потрясающей красоты, он был богат и творческими людьми. Резчики по дереву, мастера вятской игрушки, неподражаемые умельцы, расписывающие русскими мотивами дома и бытовую утварь, среди которых с ранних лет жил будущий известный художник В. М. Васнецов – все эти картины, виденные с детства, формировали миропонимание и художественное восприятие мальчика. Позднее, его упорные старания выразить национальные представления о добре и красоте будут основываться на этом детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с незыблемыми вековыми традициями.

Художник Виктор Васнецов – краткая биография и творческий путь в России

После революции 1917 года великий художник совершенно неожиданно очутился не в России, а в странном государстве под названием СССР. Эти чудовищные перемены его страшно угнетали. В своей биографии он вдруг столкнулся с резким, варварским неприятием своего творчества. Картины его уничтожали, к самому мастеру относились с пренебрежением. Но, несмотря ни на что, художник оставался верен себе и своему делу – до последнего часа своей жизни он писал. Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года на 78 году жизни, так и не завершив портрета своего друга М. Нестерова.

Смотреть на видео рассказ и подборку картин художника Васнецова

filosofia.ru

Доклад — Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926)

Кузнецова Э.В.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники — все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

Исполнив две жанровые картинки — «Молочница» и «Жница» (1867) — и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», — вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.

Его первые картины — «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» — были показаны в 1872—1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы — «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) — закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

Стасов справедливо писал, что Васнецов любил народ «не народнически, по-барски, с вышины некоторого искусственного народолюбчества, а попросту, как своих друзей и приятелей». Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. «Я думаю, — писал Стасов, — каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!»

В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» — рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская».

«Противоположения жанра и истории, — писал он, — в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

В Москве художник сближается с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево — имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений — «Аленушка» (ГТГ) — на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд — все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина «Аленушка» — одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда еще фантазия, — писал Стасов о декорациях „Палаты Берендея“,—, не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ — фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет — и в Москве, и в Абрамцеве — продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

«Впечатление, произведенное на современников „Каменным веком“, — писал И. Грабарь, — пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то „Помпеей“ К. Брюллова».

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей — Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван царевич на Сером волке» (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).

В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту — строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.

На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски — зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.

«Я считаю, что в истории русской живописи „Богатыри“ Васнецова занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная… а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами — «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917—1926), «Царевна Несмеяна» (1914— 1926)—и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.

ronl.org

Victor Vasnetsov. Biography, creativity. | Русские художники. Russian Artists

Son of a village clergyman, Victor Mikhailovich Vasnetsov prepared himself for the same career, but the passionate love for art brought the 19-year-old student of ecclesiastical seminary to St. Petersburg’s Academy of Arts. During his years (1868-75) in the Academy Vasnetsov got a thorough professional training; especially big role in his education played professor Pavel Tchistyakov.

Victor Vasnetsov started as a scene painter; the influence of Fedotov and Perov in his early works is evident Moving House (1876), At a Bookseller’s (1876), News from the Front (1878), A Game of Preference (1879). In late 1870s, early 1880s Vasnetsov tried himself in historical genre Battle of Slavs and Scythians (1881), After Prince Igor’s Battle with the Polovtsy (1880). He borrowed the subjects from old history. Another resource for themes he found in Russian mythology — legends, ballads, fairy-tales. Vasnetsov was born and grew up in a northern Russian village and almost to the age of 20 lived in an environment where the ‘folklore outlook’ was still alive; his very soul was steeped in the poetry of Russian epic literature. He was not only the one of the first artists to turn to the subjects in folklore, but also the first to look for methods and device in national folk art. Thus he became the founder of new style in Russian painting.

Vasnetsov was an active member of the Abramtsevo circle (Abramtsevo, the estate of the well-known patron of the arts, Savva Mamontov), which sought to revive national traditions. Many undertakings by the Abramtsevo Colony, whether the construction of a church at Abramtsevo, where Vasnetsov, as the designer, first coped with the problem of creating a whole, integral ensemble, or the erection of the ‘Witch’s Hut» (also to his design), or the sets and costumes for the production of Alexander Ostrovsky’s lyrical fairy-tale The Snow Maiden and for Nikolai Rimsky-Korsakov’s opera of the same name, staged at Mamontov’s private Opera in 1885, were to become milestones not only for Vasnetsov but also for the Russian art in whole.

In 1882 Vasnetsov received a commission to produce a decorative panel for the rotunda of the Historical Museum in Moscow, that was his first big monumental project. Yet, the most significant and time-consuming work of this type was the decoration of the Cathedral of St. Vladimir in Kiev, which Vasnetsov began in the autumn of 1885 on the invitation of the art historian Adrian Prakhov, who supervised the construction of the cathedral. Vasnetsov jumped at this offer as it gave him the opportunity to create an integral ensemble comparable to those done by ancient fresco-painters. Work on the decoration of the cathedral took over 10 years, during which Vasnetsov executed nearly 400 sketches and studies. The murals he painted with his assistants covered almost two thousand square meters. Fulfilling this assignment Vasnetsov relied on his favorite range of motifs and characters, painting the walls with the images of princes Vladimir, Alexander Nevsky, Andrey Bogoliubsky, Princess Olga, the chronicler Nestor, and other outstanding figures from Russian history.

In the late 19th and early 20th centuries Vasnetsov actively worked in different fields. He produced a number of architectural designs, including those for his own house in Moscow (1894), for a pavilion at the World’s Fair in Paris (1898), and for E. Tsvetkov’s house on the Moskva River (1901-03), as well as designs for decoration of the Great Kremlin Palace (1898), the Faceted Chamber (1901-03), and other buildings in Moscow Kremlin. In 1904 he designed the fa?ade of the Tretyakov Gallery.

During the last 20 years of his life Vasnetsov turned to his favorite lyrical subjects inspired by Russian fairy-tales. These include Three Bogatyrs (1898), The Frog Tsarevna (1918), The Tale of the Sleeping Beauty (1900-26), and the Unsmiling Tsarevna (1916-26). Thanks to his enchantment with Russian epos and history, thanks to his search for a genuinely Russian pictorial idiom, Vasnetsov was able, of the eve of the 20th century, to inspire many artists to reaffirm the moral and aesthetic ideals of the people, to revive Russian’s spiritual legacy.

His painting influenced greatly the development of modernism and symbolism in Russian painting and poetry.

www.tanais.info

Comments