Ухо человека рисунок: 5 простых шагов| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев


15.05.1970 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

5 простых шагов| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

Мы узнаем людей чаще всего по их лицу или другим ярким отличительным признакам, поэтому при работе над портретом редко кто задумывается над тем, похожи ли нарисованные уши на уши модели. Тем не менее, уметь рисовать их и понимать их строение необходимо.

Для начинающего рисовальщика, ухо может показаться сложным в изображении, так как оно состоит из множества впадин, неровностей и складок. Рисовать его станет намного проще, если научиться сводить его к более простым формам, как показано на рисунке ниже.

Данный видео-урок рисунка карандашом покажет как рисовать ухо шаг за шагом. Урок предоставлен в ознакомительных целях.

Для этого урока я использовал такие материалы: палочка-растушевка, карандаш HB, карандаш 4B, бумага для набросков Canson (хотя мой безусловный фаворит – это Canson-Bristol).

 

Шаг 1: Набросайте форму уха

Набросайте общие очертания уха, не забывая сделать нижнюю часть (мочку) меньше верхней. Если вы не уверены, где именно ухо должно располагаться, обратитесь к соответствующим урокам рисунка карандашом.

 

Шаг 2: Наметьте неровности и складки

Нарисуйте две кривые линии, чтобы наметить основные завитки в ухе. Первая кривая должна проходить в верхней части уха. Вы можете сделать эту линию настолько гладкой или неровной, как вы хотите – главное, не забудьте оставить немного места по краям.Левая сторона линия должна слегка скручиваться к центру уха.

Вторая линия должна начинаться из первой и иметь каплевидную нижнюю часть. Закрутите линию вверх, чтобы сформировать выступающий овал, известный как козелок. Убедитесь, что у вас есть достаточно места внизу для мочки уха.

 

Шаг 3: Подготовка к проработке теней

Предыдущим шагом мы уже набросали две основные формы уха. Третья будет похожа на букву «у» – вы можете слегка наметить ее или просто до поры до времени держать в голове.

Определитесь с направлением, из которого будет падать свет, и используйте мягкие линии, чтобы наметить, куда упадут самые глубокие тени – они будут в самых отчетливых складках и впадинах. На нашем примере свет падает слева. Если какие-то падающие тени пересекают нашу у-образную выпуклость, не забывайте соответствующим образом трансформировать их очертания.

 

Шаг 4: Проработка падающих теней

Заштрихуйте самые темные области, которые вы наметили в предыдущем шаге, карандашом 4B. Не забудьте, что выпуклости и бугорки будут в любом случае чуть светлее.

 

Шаг 5: Проработайте полутона и свет

Используя карандаш HB, заштрихуйте остальную часть уха, помня, что бугорки должны быть самыми светлыми, а впадины – темными. Используйте палочку-растушевку, чтобы добиться мягких тональных переходов. Если это необходимо, с помощью ластика-клячки выберите карандаш в областях  света.

 

Как рисовать нос человека

Равновесие и ритм в академическом рисунке

Композиция в академическом рисунке карандашом

Метод Лоррена: гармония в композиции

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени

Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом

Упражнения по академическому рисунку

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом 

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

Академический рисунок губ человека карандашом

Заметки о перспективе в японском искусстве

Курсы рисунка кистей рук карандашом.

Как рисовать кисти рук: Конструкция

Рисунок фигуры человека карандашом

Академический рисунок фигуры человека

Курсы рисунка шара карандашом 

Учитесь рисовать портреты? Начните с шара

Как рисовать углем, графитовым карандашом?

Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль

Уголь, материал для академического рисунка

Уголь — материал академического рисунка

Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут

Курсы рисунка цветными карандашами.

Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых

Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом

Академический рисунок пером и тушью

Как штриховать расскажет курсы рисунка карандашом

Научитесь рисовать натюрморт разными материалами

Курсы рисунка карандашом шара

Способы рисования уха человека и животных

1.

СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ УХА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Презентацию подготовил:
Устинов Сергей Сергеевич

2. НЕМНОГО АНАТОМИИ ушная раковина

3. ЕЩЁ НЕМНОГО АНАТОМИИ

Ухо кошки
Ухо слона
африканского
больше чем у
азиатского и
индийского
ЕЩЁ НЕМНОГО АНАТОМИИ
ДРАКОНЫ
Слева направо:
1) скандинавский дракон – короткое ухо;
2) китайский дракон – безухий;
3) китайский дракон – с ушным гребнем в
форме перепонки;
4) китайский дракон – с ухом эльфа;
5) русский дракон – Змей Горыныч –
с ушами в трубочку

5. УХО ПТИЦ

ЕЩЁ НЕМНОГО АНАТОМИИ
УХО ПТИЦ
Слева направо:
1) ухо совы (филина)– целиком из перьев;
2) Ухо летучей мыши – может быть двойным;

6. УШИ ЗВЕРЕЙ

ЕЩЁ НЕМНОГО АНАТОМИИ
УШИ ЗВЕРЕЙ

7. АНАТОМИЯ УШЕЙ У СОБАК

У каждой породы собак
свой тип ушей. Люди
придумали купировать
уши собакам

8. ВАРИАНТЫ РИСУНКА УШЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Из всех 14 анатомических
частей ушной раковины
человека художники
рисуют 8.
При этом учитываются
пропорции деления уха
человека на три равные
части по высоте.
1) Наносится контур уха и
ушная раковина
2) Вносится контур
треугольной ямки
3) Прорабатывается
теневая моделировка
ушной раковины по
тону и глубине

9. ЧАСТИ РИСУНКА УХА ЧЕЛОВЕКА

10. ВИДЫ УШНОЙ РАКОВИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАКУРСА НАКЛОНА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

1)Профиль
2) Анфас
3) Фас

11. РИСУНОК УХА ГОЛОВЫ СТАТУИ ДАВИДА три четверти слева

РИСУНОК УХА ГОЛОВЫ
СТАТУИ ДАВИДА ПРОФИЛЬ
СПРАВО НА ЛЕВО: ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ

13. МЕТОДИКА РИСУНКА УХА ЧЕЛОВЕКА

1)
2)
3)
4)
Компонуем контуры гипса, а на нём профиль уха
Укрупняем и выделяем объём уха
Углубляем тоновую раскладку штриховки по всему уху задавая рельеф
ушной раковины
Детализируем самую глубокую тень, блики на ухе и текстуру по гипсу

14. РАЗНЫЕ УШНЫЕ РАКОВИНЫ ЧЕЛОВЕКА

Спасибо за внимание!

Презентация по ИЗО «Построение уха»

Рисунок уха

Уши человека, наряду с другими частями головы и лица, чрезвычайно разнообразны по форме, размеру и характеру. Несмотря на их многообразие, строение уха у разных людей имеет единую для всех структуру, что необходимо учитывать при построении изображения.

Структурная основа ушной раковины состоит из сложных изогнутых форм. Внутри раковины находится хрящевая основа, исключение составляет её нижняя часть -долька уха. Края ушной раковины имеют утолщение — завиток. В средней части имеется идущий снизу вверх выступающий валик с раздваивающимися ветвями — противозавиток. В середине ушной раковины имеется углубление — полость. На переднем крае ушной раковины имеется характерный выступ — козелок. Напротив козелка находится другой выступ — противокозелок. Между ними, по направлению вниз, проходит межкозелковая вырезка. В верхнем отделе завитка имеется незначительная выпуклость — бугорок ушной раковины, или бугорок Ларвина. Под козелком в полости ушной раковины находится наружный слуховой проход. Нижняя часть уха — долька, обычно называется мочкой уха 

Ушная раковина своим основанием прикрепляется к боковой поверхности головы, при этом её продольная ось располагается параллельно продольной оси носа и ветви нижнечелюстной кости. Верхний край её прикрепления находится примерно на уровне уголка глаза

Рисунок формы ушной раковины, как и прежде, следует выполнять в линейно-конструктивном изображении. В работе над рисунком уха необходимо строго придерживаться методической последовательности. Переходя к изображению формы ушной раковины, следует внимательно изучить натурную модель. Рассматривая её со всех сторон, необходимо подмечать характерные особенности строения ушной раковины. Начинать следует с характера формы.

Рекомендации к работе над рисунком уха

  • Для правильной передачи характера данной модели необходимо уточнить размеры, соотнося ширину к длине уха, а затем основную массу ушной раковины к ее нижней части — дольке (мочке уха).
  • Изображение начинается с определения осевой линии. строя форму ушной раковины в трехчетвертном повороте, проследите за положением её поверхности в пространстве.
  • Наметив правильно эллипсовидную плоскость ушной раковины, приступайте к определению конструктивных точек.
  • Затем лёгким касанием карандаша наметьте общий контур формы ушной раковины, после чего следует перейти к изображению составных частей уха.
  • При размещении частей уха необходимо соблюдать пропорциональные отношения, чтобы рисунок получался верным и более убедительным.
  • Продолжая работу над построением рисунка ушной раковины, необходимо внимательно следить за толщиной и характером завитка и изменением его формы по мере движения в полую часть ушной раковины.
  • При построении линейно-конструктивной схемы изображения ушной раковины необходимо проследить за перспективным сокращением форм в пространстве.
  • Для того чтобы лучше выявить объёмно-пространственную форму уха, необходимо дальнюю его часть наметить лёгкими линиями, а ближнюю – посильнее
  • Переходя к тональной моделировке формы ушной раковины, прежде всего, следует обратить внимание на освещение. Здесь очень важно выдержать взаимосвязь линий и тона. Линии очерчивают форму ушной раковины и являются границами перехода форм светотеневых отношений на её отдельных участках.
  • Вначале необходимо проложить самые тёмные участки формы, затем перейти к конкретизации объёма с помощью основных тональных градаций — света, полутени, тени и падающей тени. Наиболее освещенные участки уха следует оставлять нетронутыми.
  • Работая над рисунком падающих теней, следует помнить, что падающая тень, прежде всего, отражает как саму форму, так и форму поверхности, на которую она ложится.
  • Прорабатывая гипсовую форму, не забывайте о её материальности. Материальность, кроме правильного изображения и передачи форм в объёме, придает рисунку выразительность. 
  • Тон следует вводить постепенно, легким нажимом карандаша на бумагу в течение всей работы над рисунком.
  • Заканчивая проделанную работу, нужно проверить общее состояние рисунка, всесторонне сравнить его с натурной моделью. Затем проследить за отдельными частями уха, чтобы они были взаимно увязаны и не вырывались из общей формы

Насколько громко слишком громко? Часть первая: Как громкий шум влияет на ухо и слух

Ключевые моменты

• Во внутреннем ухе находятся маленькие волосковые клетки, которые передают звуковую информацию в мозг. Громкие звуки, посылаемые через систему, могут вызвать повреждение волосковых клеток и даже смерть.
• Опасный шум определяется как шум, который превышает 85 дБ, если человек подвергается воздействию в течение 8-часового рабочего дня.
• Потеря слуха, вызванная шумом, может проявляться как снижение способности человека слышать звуки на разных частотах или как трудности с пониманием шума.
• Если ваши сотрудники жалуются на слишком громкие звуки, плохо понимают друг друга или жалуются на снижение слуха в конце дня, пора принять меры по снижению шума.

Чтобы мы могли слышать, звук должен проходить через сложную систему, которой является наше ухо. Как показано на рисунке выше, когда звук попадает в ухо через слуховой проход, он движется к барабанной перепонке. Барабанная перепонка, или барабанная перепонка, вибрирует, посылая звуковые волны через три крошечные кости в нашем среднем ухе, называемые косточками (молоток, наковальня, стремени). Эти косточки затем посылают звуковую волну через внутреннее ухо, орган слуха. Во внутреннем ухе или улитке живут тонкие волосковые клетки, которые двигаются и изгибаются, чтобы посылать звуковую информацию в мозг. Когда передается средний звук, волосковые клетки перемещаются в пределах инцидента, возвращаясь в свое нормальное состояние.

Однако, если через эту систему распространяются громкие звуки, эти волосковые клетки повреждаются и даже могут погибнуть. Это повреждение может произойти сразу при очень громком звуке, акустической травме или медленно, с течением времени (рис. 1). Повреждение волосковых клеток препятствует точному и точному попаданию речи и звука в мозг. Если происходит гибель клеток, это может помешать людям вообще слышать определенные частоты или высоты звука. Обычно это повреждение затрагивает тон в диапазоне человеческой речи, затрудняя общение. Внутреннее ухо организовано по частоте или высоте звука. Более высокие частоты более восприимчивы к повреждениям, потому что они находятся ближе всего к внешнему миру (рис. 2).

Рисунок 1

Если повреждение волосковых клеток происходит из-за частого ежедневного воздействия громких звуков, люди могут не замечать эффектов, пока они не станут более выраженными. При продолжительном воздействии повреждение может вызвать потерю слуха, достаточно серьезную, чтобы требовать использования слуховых аппаратов или других форм усиления. При очень громких звуках, таких как взрывы или фейерверки с близкого расстояния, может произойти физическое повреждение уха, например разрыв барабанных перепонок или повреждение / вывих костей среднего уха, косточек.

По оценкам Национального института безопасности и гигиены труда (NIOSH), 30 миллионов американцев ежедневно подвергаются воздействию опасного уровня шума. Во всем мире 500 миллионов человек подвергаются воздействию шума такого уровня. Опасный шум определяется как шум, который превышает 85 дБ, если человек находится под воздействием 8-часового рабочего дня. Тем не менее, воздействие шума в течение 8 часов не обязательно. В основном, чем громче звук, тем меньше времени требуется для необратимого повреждения слуха.

Ниже приведены некоторые общие примеры, которые помогут вам понять, что именно означает «85 дБ». Заштрихованная область представляет собой 85 дБ — порог того, что квалифицируется как «опасный шум» по отношению к интенсивности каждого обычного звука.

Мы часто измеряем этот ущерб в «порогах» или уровне, на каждом шаге которого человек может улавливать звук. Как отмечалось ранее, шум может снизить эти пороговые значения, из-за чего люди будут испытывать трудности с определением высоты звука. Некоторые люди, однако, могут казаться совершенно нормальными с точки зрения их способности слышать даже тихие звуки, но могут жаловаться на трудности с пониманием в фоновом шуме или в других трудных для прослушивания ситуациях, например, в комнате с реверберацией. Это явление может возникнуть после временного сдвига порога.

Потеря слуха, вызванная шумом

Есть две широкие категории «потери слуха, вызванной шумом» (NIHL): временные смещения пороговых значений и постоянные смещения пороговых значений. Если человек подвергается либо невероятно громкому звуку даже на секунду, например выстрелу из пистолета, либо более низкому звуку, например, от электрической дрели, в течение более длительного периода времени ежедневно, у него может возникнуть постоянный сдвиг порогового значения. Это означает, что шум повредил волосковые клетки внутреннего уха, что привело к необратимой потере слуха.

Напротив, человек может испытывать кратковременные нарушения слуха после рок-концерта (~ 110 дБ), который длится, например, 3 часа, что является временным смещением порогового значения. При временном сдвиге порога потеря слуха на каждом шаге полностью восстанавливается до нормального или того, каким был слух до воздействия.

Хотя «временный» сдвиг порога может показаться благоприятным, поскольку восприятие присутствия звука восстанавливается, ущерб от этого воздействия все еще может быть длительным. При воздействии умеренно громкого звука в течение более короткого времени повреждение или смерть внутренних волосковых клеток, как упоминалось выше, может не произойти. Однако происходит потеря нервных окончаний улитки или спиральных ганглиозных клеток, что проще всего определить как связь между волосковыми клетками внутреннего уха и мозгом. Эта потеря или повреждение может произойти очень быстро и необратимо. Это повреждение вызывает у этих людей трудности с пониманием речи, особенно в фоновом шуме.

Итак, насколько громко слишком громко?

Есть несколько простых способов определить, является ли шум на вашем рабочем месте слишком громким, без специального оборудования. Вам нужно говорить громче, когда вы разговариваете с коллегами? Если ваши сотрудники жалуются на слишком громкие звуки, плохо понимают друг друга или жалуются на ухудшение слуха в конце дня, возможно, пришло время инвестировать в некоторые меры по снижению шума. У вас могут возникнуть проблемы с шумом, если вы работаете на заводе, на стройке, в концертном зале, или если вы используете какие-либо электроинструменты или громкое оборудование.

Во второй части этой серии мы обсудим варианты управления шумом, а также проблемы со слухом в шуме.

Отит собак и кошек — новости ветеринарной клиники «Центр»

Каждый человек хоть единожды ощутивший на себе крайне неприятные ощущения, связанные этим недугом, запомнит их навсегда. Наши домашние питомцы страдают от этой напасти гораздо чаще, чем мы с вами, и так же испытывают болезненность и выраженный дискомфорт при заболевании ушей. Попытаемся разобраться в этой проблеме, чтобы своевременно и правильно оказать помощь своему другу. Итак, начнем с определения заболевания.

ЧТО ТАКОЕ ОТИТ?

Отит – это воспаление уха. Наружный отит (otitis externa) представляет собой воспаление наружного слухового прохода, расположенного между барабанной перепонкой и отверстием наружного слухового прохода. Средний отит (acute otitis media) — это воспаление среднего уха — полости, расположенной позади барабанной перепонки и образованной из трех косточек, проводящих звуки во внутреннее ухо. Нередко в запущенных случаях возникает поражение, как наружного, так и среднего уха одновременно. Наружный отит может быть вызван множеством факторов, которые обычно классифицируются как первичные, предрасполагающие и вторичные:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТИТА

Первичные факторы:

— паразиты (отодектоз, демодекоз)

— инородные тела (чаще семена растений, мелкие веточки, кусочки ваты при очистке уха)

— аллергические реакции (например, при непереносимости некоторых пищевых продуктов, аллергии на какой-то из компонентов внешней среды, попадающий в организм животного при вдыхании)

— крайне редко встречающиеся аутоиммунные заболевания

Предрасполагающие факторы, при которых изменяется микроклимат в ушном канале, и, как следствие, изменение микрофлоры уха:

— строение (у некоторых пород собак, например у шар-пеев, наблюдается врожденное сужение слуховых проходов)

— опухолевые заболевания, которые могут вызвать сужение слухового канала и нарушение вентиляции в нем (часто встречается у пожилых кошек и собак)

— неправильный выбор препаратов для лечения

— частое купание с головой

— некоторые породы собак, в частности кокер-спаниели, имеют врожденную предрасположенность к наружным отитам.

В результате действия вышеперечисленных причин возникают так называемые вторичные факторы: 

— изменение микрофлоры 

— средний отит 

— прогрессирующие изменения в коже, выстилающей ухо и даже повреждение хряща

Отодектоз

Заражение клещом сопровождается характерным для данного заболевания внешним видом с образованием большого количества сухих, темно-коричневых выделений, сопровождающимся воспалительной реакцией различной интенсивности.

Отодемодекоз, вызываемый Demodex canis реже встречающееся заболевание, вызывающее хронические наружные отиты у собак и кошек

Бактериальная инфекция

Инфицирование стафилококками, стрептококками и протеями обычно сопровождается образованием светло-желтого экссудата.

Дрожжевая инфекция

Инфекция, вызванная грибком малассезия, может вызывать образование шоколадно-коричневых восковидных выделений. У кошек такой отит может сопровождаться значительным зудом, даже при незначительном превышении количества микрофлоры и нередко возникает на фоне хронических вирусных инфекций или неопластических заболеваний.

Реакции гиперчувствительности

Вызывают случаи хронического наружного отита. В легких случаях может наблюдаться покраснение на внутренней стороне ушной раковины и вертикальной части наружного ушного канала. У собак-аллергиков одновременно с отитом часто отмечается зуд в области морды, межпальцевых промежутков, живота, подмышечных впадин.

Аутоиммунные заболевания

Эти заболевания могут сопровождаться высыпаниями, корочками засохшего экссудата на коже ушной раковины. Воспаления слухового прохода при этих патологиях обычно не бывает. Наиболее частым из этих редких заболеваний является листовидная пузырчатка.

ПОСЛЕДСТВИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВОСПАЛЕНИЯ

В любом случае, при длительно протекающем наружном отите, могут возникнуть хронические изменения в ушном канале, такие как утолщение кожи, выстилающей ушной канал, сужение ушного канала, увеличение влажности за счет усиления секреции экссудата в просвет канала. В длительных случаях наружных отитов возникает кальцификация (окостенение) ушного канала, сопровождающееся деформацией хряща. В подобной ситуации, а так же при обнаружении объемных образований, проводится полное хирургическое удаление тканей уха, так как консервативное лечение не будет иметь успеха.

ДИАГНОСТИКА

Для точной диагностики причин заболевания и назначения грамотного лечения Ваш врач поможет провести необходимые процедуры и исследования. Для диагностики заболеваний уха используются:

— цитологическое исследование отделяемого ушного канала, для определения микробного состава экссудата

— паразитологическое исследование для обнаружения эктопаразитов и/или их яиц 

— отоскопия, для тщательного осмотра наружного слухового прохода, выявления инородных тел, объемных образований, нарушения целостности барабанной перепонки 

— гистологическое исследование кусочков объемных образований уха для диагностики опухолевых процессов и дифференциация неоплазий от гиперплазии (разрастания) тканей уха при хронических отитах (данная процедура может проводиться при помощи эндоскопа).

— для очень возбудимых и агрессивных животных, а так же при сильной болезненности ушей, процедуры могут проводиться под общей анестезией

ЛЕЧЕНИЕ ОТИТА

Лечение отитов включает в себя очистку наружных слуховых проходов для удаления избытка экссудата и улучшения доступа лекарственных препаратов к патологическому очагу. Помните! ЧИСТИТЬ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ УШИ НЕЛЬЗЯ!!!!!! Это касается как больных, так и здоровых животных. Весь ушной проход Вы все равно не прочистите, даже специалисту вряд ли это удастся. При попытке почистить уши таким образом, происходит раздражение кожи и без того воспаленного уха ватой и утрамбовывание скопившихся выделений глубоко к барабанной перепонке, что вряд ли может помочь справиться с проблемой. Намного эффективнее и безопаснее промывать уши при помощи специально предназначенных для этой цели лосьонов Если у животного хронический гнойный отит и есть подозрение на нарушение целостности (перфорацию) барабанной перепонки, промывать уши можно ТОЛЬКО теплым (температура 36-37 градусов) физиологическим раствором.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Капли в уши и системные препараты (таблетки и инъекции) назначаются ТОЛЬКО ВРАЧОМ исходя из того, какие именно паразиты или микробы у данного животного осложнили течение заболевания. Не стоит выбирать данные средства по совету знакомых или продавцов в магазинах. Одному животному помогут препараты от бактерий, а другим — от отодектоза. При неграмотно назначенном лечении животному может грозить полная потеря слуха и даже серьезные нарушения в работе головного мозга!

Ветеринарный врач-дерматолог ВК «Центр» Левятова Н.И.

Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения и т. д., так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов и т. д.

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) и т. д., могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.

Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости. В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость. Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе и т. д., врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов и т. д.), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон.

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Аналогичную операцию выполняем для рисунка 3. Степень тугоухости справа: 40+40+30+20=130; 130:4=32,5, т. е. 1 степень тугоухости. Слева соответственно: 45+45+40+20=150; 150:4=37,5, что также является 1 степенью. Таким образом, можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме.

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145:4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью.

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135:4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375:4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал.

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.

Как cлышат ваши уши и что происходит, когда они не слышат.

Многие люди с нормальным слухом принимают способность нормально слышать как должное. Мы не задумываемся о том, как это происходит, или что мы будем делать, когда перестанем слышать нормально. В этом году в рамках Международного дня слуха (3 марта) узнайте больше о своих ушах, о том, как предотвратить повреждение слуха и что делать, если вы начали страдать от ухудшения слуха.

Если у вас нормальный слух, вы слышите миллионы звуков каждый день. Даже те, на которые вы не обращаете внимание, обрабатываются и фильтруются вашим мозгом как фоновый шум. Каждый отдельный шум просеивается, что позволяет вам отличать необычные звуки, речь и звуковые предупреждения об опасности. Однако многие люди пренебрегают заботой о своих ушах. Чтобы отметить Международный день слуха, в этой статье будет рассказано о важности наших ушей и о том, как ухаживать за ними, когда возникает потеря слуха.

Анатомия уха

Говоря об ушах, многие думают только о той части, которую мы способны видеть. Она включает в себя наружное ухо, а также слуховой проход. Однако у уха гораздо больше частей, чем мы можем видеть. Ухо состоит из нескольких отделов, которые работают синхронно, чтобы помочь вам слышать. Если один из этих отделов не будет работать должным образом, это повлияет на ваш слух.

Наружное ухо включает ушную раковину – видимую часть уха, ушной канал и барабанную перепонку. За ней находится среднее ухо, которое состоит из слуховых косточек. Это три маленькие кости, известные как молоточек, наковальня и стремечко. Евстахиева труба также входит в среднее ухо и помогает регулировать давление воздуха в барабанной полости. Внутреннее ухо находится еще дальше внутри. Здесь находится улитка, преддверие улитки и полукружные каналы, которые выполняют вестибулярную функцию.

Теперь, когда мы знаем части уха, мы можем узнать о том, как они работают.

Как мы слышим?

Наше наружное ухо имеет специальную форму для направления звука в слуховой канал. Оттуда вибрации распространяются по слуховому каналу и ударяются о барабанную перепонку. Барабанная перепонка вибрирует, и передает вибрации слуховым косточками. Косточки усиливают вибрацию, усиливая звук и направляя его дальше к улитке.

Улитка представляет собой орган в форме спирали, наполненный жидкостью и выстланный микроскопическими тонкими волосковыми клетками. Эти клетки превращают звуковую волну в нервные импульсы. Наконец, эти сигналы отправляются через слуховой нерв в мозг, где они анализируются и определяются как звук.

Подобно дыханию или кровообращению, этот сложный процесс происходит каждый момент каждого дня и продолжается даже пока вы спите или не обращаете на это внимание. Если вы когда-либо просыпались от резкого звука ночью, то это происходит потому, что ваши уши работают постоянно, чтобы держать вас в безопасности и предоставлять информацию о вашем окружении.

 

Типы проблем со слухом

Поскольку слух включает в себя так много различных частей, есть много вещей, которые могут пойти не так. Различные звенья слуховой цепи могут повредиться, что не позволит обрабатывать или воспринимать определенные звуки. Громкий шум, возрастные изменения, заболевания ушей, травмы могут привести к снижению слуха. Снижение может быть незначительным или серьезным.

Есть много типов снижения слуха. Некоторые поддаются медикаментозному лечению, некоторые – хирургическому. Но гораздо чаще не поддаются никакому. В таких случаях единственным выходом является слуховая реабилитация. Такое изобретение, как слуховые аппараты, является самым эффективным и распространенным в мире способом компенсации снижения слуха.

Чтобы правильно бороться со снижением слуха, давайте рассмотрим различные типы потери слуха.

  • Слуховая нейропатия. Состояние, при котором поражен слуховой нерв. Это может быть вызвано рядом факторов и по-разному влиять на слух. Это проблема с мозгом и нервами, а не с самими ушами.
  • Сенсоневральная тугоухость. Это поражение волосковых клеток в улитке. Это наиболее распространенная форма потери слуха. Особенно среди пожилых людей и людей, постоянно находящихся в ситуациях с высоким уровнем шума.
  • Кондуктивная тугоухость. Происходит, когда в ухе есть причина, нарушающая проведение звуковой волны. Это может быть вызвано жидкостью в ухе (экссудат), опухолью или ушной серой, которые мешают прохождению звуковых волн от внешнего уха. Обычно проблема решается после устранения причины.
  • Смешанная тугоухость. Это не отдельный тип потери слуха, а сочетание сенсоневральной и кондуктивной тугоухости. Если сенсоневральная тугоухость лечению не поддается, то проблему кондуктивной тугоухости в ряде случаев можно решить, тем самым облегчив состояние.
  • Тиннитус (шум в ушах). Это не состояние, а скорее симптом другой проблемы. Шум в ушах вызван разными факторами. Для того, чтобы лечить шум в ушах, вам нужно узнать и лечить причину этой проблемы.