Угли для рисования – Как рисовать углем – урок для начинающих


22.09.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Бумага для художественного угля

Бумага для угля

 

На какой бумаге рисовать углём?

Уголь — деликатный и интересный материал. Фактически, кусочек угля — это один из древнейших художественных инструментов. Сегодня, конечно, рисование на стенах пещеры вышло из моды, но вот сам уголь в виде мелков всё также популярен среди художников. Правда рисуют теперь на бумаге, причём хорошая бумага лучше передаст фактуру и оттенки угля. Но на какой бумаге рисовать углём лучше всего?

Бумага — это основа вашей работы, если она подобрана верно, то и рисовать на ней будет приятно, и результат сохранится на долго, не осыпаясь и не опадая. Бумага для угля подходит и для рисования карандашом, и в целом к ней предъявляются примерно те же требования. Обычно бумага для угля находится в разделе «Бумага для пастели и угля» — пусть это вас не смущает, углем рисуют по пастельной бумаге, так же как сангиной и сепией. 

Художественный уголь хорошо ложится на бумагу с рыхлой и шершавой структурой, которая позволяет активно делать растушевку и сгладить жёсткие края угольного мелка или пастели. Вы наверняка видели работы в монохромной гамме, выполненные при помощи угля и завораживающие своими реалистичными градиентами. Грамотно выбранная бумага подчеркнёт все плюсы и скроет все изъяны в процессе работы углём. По этому немного подробнее остановимся на том,  на какой бумаге рисовать углём и какую лучше купить для тех задач, которые стоят перед вами.

 

 

Следует учитывать несколько важных моментов:

  • Выбирайте только бескислотную бумагу. Наличие кислот в целлюлозе — это враг долгого хранения вашей работы. Безкислотная бумага гораздо надёжнее держит уголь на себе, сохраняя цвет и плотность, линии остаются яркими и чёткими, что особенно важно для графики. Бескислотная бумага в листах и целые скетчбуки доступны и этим критерием не нужно пренеребрегать.
  • Лучше, если бумага не будет идеально белой. У угля очень чёрный штрих, и он резко контрастирует с неестественной белизной целлюлозы, поэтому иногда даже лучше выбрать крафтовую бумагу. Подходит ли для угля крафт-бумага? Конечно. Ведь традиционные рисунки выполнялись как раз на бумаге такого оттенка и фактуры, поэтому выбирая крафт, вы сделаете свою работу ещё более аутентичной. Даже ошибки на крафтовой бумаге менее видны и смотрятся органично.
  • Наличие зерна в бумаге позволяет штриху надёжно закрепляться на поверхности листа. Скетчбуки с такой бумагой выпускаются компанией Daler Rowney, Lana Dessin, Hahnemuhle Deko. Благодаря высокой плотности и зернистости, они хорошо держат даже несколько слоёв растушёвки углём.
  • Ну и последнее — определитесь с тем, чем и что именно вы планируете нарисовать. Небольшими угольными карандашами как правило рисуют в маленьких скетбуках, а вот натуральный уголь — это материл для серьёзных больших работ на крупных листах.
    Художественный уголь
    часто «просится» за пределы листа.  Производители Canson и Lana выпускают очень большой ассортимент бумаги, которая даст вам больше простора для творчества.

Теперь вы знаете, на какой бумаге лучше всего рисовать углём. На нашем сайте представлен большой выбор этого материала под любые запросы. Выбирайте и покупайте, у нас есть доставка по всей России!

 

 

Смотреть Бумагу для угля

 

 

artkvartal.ru

Рисование углем: выбираем правильный уголь

Уголь для рисования — пожалуй, один из самых древних инструментов художников. С помощью такого, на первый взгляд, незатейливого материала, можно создать произведение невероятной красоты. Уголь незаменим в работе с большими полотнами: им легко заполнить обширные пространства, поворачивая брусок нужной стороной.

Читайте также:

В статье «Рисование углём» мы рассмотрели общие вопросы, касающиеся этого материала. Сейчас же попробуем углубиться в тему выбора угля. Если я что-то упустила — пожалуйста, поправьте меня, напишите комментарий)) И я была бы благодарна, если напишете, углями какого производителя предпочитаете рисовать.

Виды углей для живописи

Первым делом, нужно определиться с видом угля, который вы будете использовать.

Если вы уже делали много эскизов своего творения и довольно точно представляете, что и как хотите изобразить, то ваш выбор — прессованный уголь. Он создает насыщенное, глубокое покрытие, но вы должны бить готовы к тому, что его крайне тяжело стереть с любого носителя (остаются разводы и пятна), поэтому придется рисовать без ошибок и с первого раза.

Если же вы предполагаете наличие исправлений в работе, то лучше воспользоваться так называемым рисовальным углем: он легко стирается практически с любой поверхности.

Какая фирма-производитель лучше?

Раньше художники изготавливали уголь самостоятельно. Это довольно сложный процесс. Если уголь не дожечь, он может оцарапать или даже порвать бумагу. Пережженный же уголь трудно затачивается и крошится при малейшем надавливании.

Современные живописцы приобретают уже готовый уголь. Чтобы научиться его умело выбирать, необходимо постоянно практиковаться и пробовать продукцию разных фирм, ведь очень часто при выборе материала художники ориентируются в основном на личные предпочтения. Однако, некоторых самых известных производителей угля для живописи все-таки можно выделить.

Одним из них является «Koh-i-Noor» — это чешский уголь, выпускаемый под названием«Gioconda». Он хорошо ложится на бумагу и позволяет с легкостью передать всю гамму оттенков: от самого черного до светло-серого. Идеально подойдет для картин в темных тонах, так как не требует сильного нажатия для создания теней. «Koh-i-Noor» предлагает как искусственный, так и натуральный материалы.

Отечественный уголь фирмы «ГАММА» практически не уступает по качеству своем чешскому аналогу, но цена на него гораздо ниже. Поэтому его лучше использовать начинающим художникам, которые только знакомятся с техникой живописи углем. Его единственным недостатком выступает то, что в некоторых партиях попадаются палочки, которые крошатся при затачивании.

Существуют угли и гораздо дороже, по ценовой категории они относятся к классу «люкс». Например, уголь «PITT Monochrome» от художественного бренда «Faber Castlle». Следует справедливо заметить, что качество у этого материала безукоризненное. Его главным преимуществом выступает то, что он действительно может быть стерт с бумаги без малейшего следа и невероятно легко растушевывается.

При выборе производителя, учитывайте специфику совей работы. Так, чтобы изобразить тонкие линии, вам нужен уголь, который легко и быстро затачивается. Если уголь крошится, то он не пригоден для этих целей. Например, материалом фирмы «ГАММА» выводить такие линии проблематично.

Можно избежать такой проблемы, выбрав для рисования мелких деталей не привычные брусочки или палочки, а карандаши со стрежнем из угля — обращаться с ними так же просто, как и с обычным карандашом. В то же время их легче заточить до нужной степени при помощи обычной точилки. Весьма удобны в эксплуатации карандаши «Gioconda» от «Koh-i-Noor».

Мягкость угля

Определиться с производителем — это полдела. Материал даже самого известного изготовителя может разочаровать, если изначально подобрать угли, не соответствующие вашим творческим задумкам.

Как и при выборе любого твердого материала, необходимо учитывать степень мягкости угля. Чем насыщеннее и контрастнее цвета хочется получить, тем мягче он должен быть. Если не знаете, что хотите изобразить, отличным решением будет покупка набора угольков разной мягкости: затем вы сможете всегда выбрать из них нужный. Если приобретение набора не входит в ваши планы, можно купить три палочки — одну мягкую, вторую среднюю, ну а третью — потверже.

Не стоит забывать, что в рисовании углем чрезвычайно важна текстура основы рисунка. Она должна быть рельефной, несколько шершавой, рыхлой или зернистой. Других требований нет — это может быть и картон, и бумага, и оргалит, а так же любой другой материал. Если основа совсем гладкая, то можно предварительно протереть ее наждачной бумагой или обработать грунтовкой.

Если отнестись к выбору угля ответственно, можно получить неподдельную радость от творчества и выжать из этого прекрасного материала максимум возможностей!

masterkrasok.ru

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично «справляются» с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем,  что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Уголь

С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.

И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.

Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Сангина

Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает «кровь».

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.

А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса  к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Итальянский рисунок

техника рисования

3-мя карандашами!​

Сепия

Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых. 

А.Шильдер, К.Брюллов

В переводе с латинского «sepia» — каракатица 🙂 И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!

У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый.

В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.​

Соус

Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин. 

Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.

Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже…

В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как «русская глина»).

И.Крамской, Ф.Васильев

Соус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил. 

Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.


Больше интересной и полезной информации о рисовании от художника Марины Трушниковой Вы найдете в электронном журнале «Жизнь в Искусстве».

Получайте номера журнала на свой e-mail!

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ


izo-life.ru

Бумага для рисования углем

Правильно подобранная бумага к той и иной технике задаст ритм творческого процесса, и сохранит Вашу работу во времени. Даже если Вы всегда рассматривали бумагу как расходный материал, то, наверное, знаете, что некоторые быстрые зарисовки карандашом, сангиной или углем хочется сохранить надолго или даже повесить в раму на стену. И здесь стоит понимать, что низкокачественная эскизная бумага может пожелтеть или стать хрупкой и ломкой спустя несколько лет, что испортит впечатление от самого наброска и поставит под вопрос сохранность многочасовой работы карандашом или углем. Чтобы избежать таких разочарований необходимо грамотно подойти к выбору любой бумаги. Например, бумага для угля должна иметь зерно, комфортное художнику. Обычно это рыхлые виды бумаг, которые дают художнику возможность растушевать и сгладить жесткий край штриха угля и пастели. Такая бумага позволит Вам добиться «дымчатого» эффекта рисунка углем.


Многие начинающие художники задаются вопросом: «На какой бумаге рисуют углем?» На этот вопрос просто ответить:

  • Любая бумага для творчества должна быть бескислотной. Отсутствие кислот при отбеливании или при придании цвета бумаги на производстве является залогом сохранности вашего рисунка во времени. Бескислотная бумага сохраняет свой цвет и плотность в течении долгих лет, а также обеспечивает яркость и резкость линий графического рисунка. Современные импортные производители альбомов и скетчбуков для графики давно используют разнообразные виды бескислотной бумаги.

  • Бумага для рисования углем не должна быть кипельно белой. Ведь черная угольная штриховка и растушевка, могут выглядеть слишком резко на белоснежной поверхности бумаги. Нужно помнить, что традиционный рисунок углем всегда мягок в своих тональных переходах. Для угля замечательно подойдет крафтовая бумага от 

    Canson в альбоме на пружине. В этом альбоме цвет бумаги прекрасно подчеркнет атмосферность быстрых угольных зарисовок и глубину проработанных серьезных работ. Тонкая тетрадь Kraft Hahnemuhle удобна для набросков и станет приятным спутникам в дороге.

  • Бумага должна иметь зерно, позволяющее художнику с удовольствием работать углем на его поверхности. Скетчбук в твердом переплете английского производства Daler Rowney Ebony собран из качественной небелёной бумаги с средним зерном, прекрасно подойдет для набросков. А скетчбук на пружине от Lana Dessin порадует ни только нежным тоном бумаги, но и будет комфортен при работе, благодаря мелкому зерну своих листов. Немецкий альбом Hahnemuhle Deko на крупной пружине подходит для графики разными материалами. Плотность и зерно бумаги легко выдержат многослойную угольную растушевку.

  • Также необходимо понимать, «что» и «чем» Вы хотите рисовать. Если угольные карандаши и спрессованный уголь часто используются для маленьких форматов и быстрых зарисовок, то натуральный уголь-материал монументальной работы. Именно поэтому, работая натуральным углем, часто хочется выйти за пределы стандартных листов бумаги. В нашем магазине представлен широкий выбор бумаги для угля и пастели больших размеров таких производителей как Canson и Lana.

Большие форматы дадут такую необходимую каждому свободу самовыражения, а детям позволят почувствовать себя настоящими художниками-монументалистами.



www.kraski-kisti.ru

как самому сделать угли для рисования и не потратить ни копейки


Художника обидеть может каждый. Особенно, производители товаров для творчества, которые ставят такие ценники, что невольно задумываешься над двойным смыслом афоризма «художник должен быть голодным». И если вы только начинаете свой долгий путь в искусстве и не имеете возможности тратить много, не откладывайте мечту в долгий ящик. Лучше начните с того, что сделайте угли для рисования.


Уголь для рисования – вещь не самая бюджетная, но одинаково необходимая и юным ученикам художественных школ, и вполне взрослым творческим личностям. Если и вам хочется попробовать себя в создании угольных набросков, но нет уверенности, что дело заладится, попробуйте с эконом-варианта: создайте необходимый «инвентарь» самостоятельно. Поверьте, это куда проще, чем кажется.

Вам понадобятся:
1. Пара ивовых прутьев (многие художники называют именно иву идеальным материалом для угля) или же бамбуковые палочки;
2. Фольга
3. Костёр

Шаг 1


Если используете прутья, предварительно очистите их от коры, обрежьте до удобного размера и оставьте просохнуть на ночь. Если используете бамбуковые палочки – сразу переходите к следующему шагу.

Шаг 2


Прутья или палочки тщательно заверните в алюминиевую фольгу. В одном свертке может быть от 1 до 3 палочек, не более.


Обязательно оставьте небольшое «вентиляционное» отверстие с одной из сторон свертка, чтобы выпустить газ.

Шаг 3


Разведите костёр (все же помнят о правилах пожарной безопасности, правда?), в уже ослабевающий огонь положите ваш свёрток с палочками. Не забывайте переворачивать его щипцами для тщательной «прожарки» палочек со всех сторон, как показано на видео.

Шаг 4


Когда огонь погаснет и сам свёрток перестанет дымиться, дайте ему остыть хотя бы полчаса. Затем аккуратно вскройте фольгу и доставьте свои новоиспечённые (в прямом смысле) угли.


Приятного рисования.



Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

sam.mirtesen.ru

Уголь

Уголь рисовальный

УГОЛЬ (др.-русск. оугъль; греч. anthrax, др.-инд. angaras; родств. agnis — «огонь») — обожженное дерево. Древесный уголь в виде обожженных палочек липы, ивы или прессованный, сформованный из угольной массы с растительным клеем используют в качестве материала для рисования.

Уголь мягок, пластичен, дает матовый, бархатистый черный тон, но требует закрепления — фиксации.

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Изготовление угля


 

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.

Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 — 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать.
Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.
Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.

Рисование углём


 

Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими вы­разительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Изучение рисования углем имеет громад­ное значение, и на него обязательно на­до обращать внима­ние, тем более что по своей тех­нике оно более всего имеет сход­ство с живописью.

Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравне­нии с другими способами, потому что уголь легко поддается все­возможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значи­тельных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудно­стей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштри­ховывать большие поверхности боковой сторо­ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных перехо­дов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впе­чатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одно­цветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувст­воваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произ­ведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.

Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко­мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой, можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.

Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.

В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея).

Углем можно работать двумя способами:

  • Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур пред­мета, а затем приступаете к ту­шевке, совершенно таким же об­разом и в той же последователь­ности, как делали это при рисова­нии карандашом. Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особен­ность техники рисования уг­лем — сходство с техникой жи­вописи.
  • Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Преж­де всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рису­нок, и затираете все теневые места в общей — массе, нажимая несколько сильнее в более тем­ных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту опе­рацию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных мес­тах, а также растушевкой, кото­рой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут белый и не содержащий в себе мас­ла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскаты­вать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в одно­родную тестовидную массу. За­тем придают одному концу ост­рую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, ко­торые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует осо­бо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заме­нить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если работать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в ру­ках.

В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.

Зам­шевые растушевки более мяг­кие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, вид­но на рисунке. Вместо расту­шевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «крича­щие» световые пятна.

Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и до­водите рисунок до полной закон­ченности.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.


На рисунках наглядно представлен весь вышеописан­ный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начи­нать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кув­шина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показы­вает, до какой степени закончен­ности следует доводить работу.

Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материа­лом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мяки­шем хлеба, и применение расту­шевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете об­ращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет не­доставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».


Неудобства работы углем за­ключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого со­трясения или стирается от при­косновения руки. Но эти свойст­ва имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испор­ченный этюд на бумаге или хол­сте легко можете сбить тряпоч­кой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начи­нать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Раз­мер штудий желательно делать покрупнее.

Нарисованы ста­ринные русские предметы до­машнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украше­ния, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете кон­тур, потом плашмя углем покры­ваете общий тон рисунка с те­нями, затем отделяете более тем­ные места от светлых, вынимае­те клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким уголь­ком прорисовываете все подроб­ности и украшения натуры.

 

Натюрморт

Группа, составлен­ная из предметов домашнего оби­хода: стеклянный кувшин, дере­вянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от преды­дущих исполнено так называе­мым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прес­сованным углем рисуют так же, как простым мягким каранда­шом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а сле­довательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осто­рожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких но­меров разной твердости. Конту­ры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а присту­пая к передаче света и тени, вво­дите прессованный, для оконча­тельной же отделки воспользуй­тесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пя­тен.

 

 

 

 

 

Гипсовая го­лова волка.

Уголь незаменим при зарисов­ках животных и птиц как с нату­ры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута каран­дашом в такой же мере, как уг­лем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную на­туру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, за­тем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как по­казано на втором рисунке.

Так как и законченные рисун­ки углем отличаются непрочностью,  то  для  сохранения  их прибегают к закреплению.


 

Фиксирование угля

Чтобы готовый рисунок не осы­пался, его фиксируют. Закреплять можно жидким клеем, молоком, ли­монадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удо­бен в работе, но технология его до­статочно не исследована. Фиксиро­вать необходимо осторожно, в не­сколько приемов с расстояния од­ного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен нахо­диться в горизонтальном положе­нии, не попадали крупные капли. Надо сказать, что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было изобретено в Италии в ХV веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время в продаже имеется лак-фиксатив. Рисунки углем можно фиксировать также жидким клеем, снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоли в бензине или денатурате (кусок канифоли и грецкий орех на 3/4 стакана).

Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Прессованный (жирный) уголь

В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом, он имеет более темный тон) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с применением в качестве связующего вещества растительного клея, он поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде карандаша, обычно трех номеров твердости.

Уголь допускает сочетание с другими материалами — сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «ретушь».

 

Как сделать уголь самому

Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 — 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в метал­лическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, зама­зать глиной и поставить в печь. Когда огонь про­горит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.

Рисунок углём, мастер-класс

shedevrs.ru

Основы рисования древесным углем

Материалы для работы с углем

Есть два вида угля: лоза и прессованный древесный уголь. Важно знать их различия.

Лоза 

Лоза — обугленный кусок ивы. Он бывает разной мягкости и оттенка. Несмотря на тональный диапазон, он очень легкий и будет легко двигаться по бумаге. Этот уголь хорошо использовать для рисования жестов или теней. Этот вид угля хорошо подходить для жестов и теней.

Прессованный древесный уголь

Прессованный уголь больше похож на карандаш. Его выпускают в форме карандаша, из-за чего рисунок получается более чистым и аккуратным. Такой уголь упаковывают очень плотно. Его очень сложно стирать. Этот тип угля больше подходит для четких деталей или когда нужно создать глубокую тень.

Существует белый прессованный уголь, который пригодится для основных моментов или акцентов.

В дополнение к этим двум типам угля, в этой статье рассказывается о других важных инструментах, которые вам понадобятся:

Мягкий ластик

Этот ластик похож на Silly Putty-ему можно придать интересную форму руками. Он хорошо подойдет корректировщиком рисунков. Он не такой действенный как простой ластик и не сможет убрать весь уголь с бумаги.

Чтобы почистить его, просто разделите ластик пополам, а потом снова соедините. Чувствуете себя как в детстве?

Другие ластики

Также можно использовать белый виниловый ластик или ластик в виде карандаша, которым удобно стирать мелкие детали.

Точилки 

Многие карандаши из угля шире, чем обычные карандаши, так что покупка точилки с отверстием побольше-это чудо.

Бумажный обрубок (тортильон)

Он прекрасно смягчает и смешивает уголь для повышения качества работы.

Замша 

Этот квадратный кусок мягкой кожи может смягчить зарисованные области и сделать рисунок светлее, если он слишком темный.

5 основных техник рисования углем

Когда вы пробуете рисовать углем, лучше всего работать вертикально на мольберте. Это способствует пыли от угля спадать вниз и позволяет видеть весь рисунок без искажения, как при работе на горизонтальной поверхности. 

Закрепите бумагу или блокнот на жесткой поверхности перед началом работы, например, на чертежной доске специальными зажимами. В противном случае, вы будете тратить много времени, держа свой рисунок одной рукой и рисуя другой.

1. Смешивание лозы

Лоза прекрасна для наброска базы: нанесите композицию и разгладьте уголь по поверхности бумаги пальцами. Дальше накладывайте следующий слой или, если что-то не нравится в этом, исправьте.

2. Создание линий спрессованным углем

Данный тип угля лучший для рисовки ярких линий, точных деталей и получения глубокого черного оттенка. Из-за плотной упаковки, он не так легко двигается по поверхности бумаги, как лоза. Прессованный уголь не подходит для быстрого рисования, когда ваши руки двигаются со скоростью света. Зато им можно сделать прекрасный набросок. Он прекрасно подходит, когда вам надо аккуратно проработать каждую линию, тем более он плохо стирается.

3. Рисование мягким ластиком

Вы когда-нибудь пробовали рисовать ластиком? Мягкий ластик идеален для этого! Сначала создайте базовый слой с помощью лозы. Затем используйте ластик чтобы убрать кое-где пигмент, создавая изображение, как в негативе.

4. Накладывание лозы и прессованного угля

Начинайте рисовать лозой базу. Разотрите ее пальцем. Затем прорисуйте более четкие детали с помощью спрессованного угля. Для специального эффекта используйте белый спрессованный уголь.

5. Совмещаем все техники в одну композицию

Вот в чем уголь действительно превосходен! Когда вы комбинируете золу, прессованный уголь и мягкий ластик, то получается целое произведение искусства! Вы можете использовать разные методы, но сначала наложите базовый слой лозой на бумагу. Используя ластик, создайте рисунок, стирая уголь с бумаги. Закончите композицию с помощью прессованного угля, добавляя четкие линии и делая акцент на цвет.

Рисуем человеческое тело углем

Каждая среда для рисования имеет тему, в которой она лучшая. Человеческое тело очень красиво получается если использовать уголь, в особенности лозу, которая грациозно двигается по бумаге и способна изобразить красивое движение.

Шаг 1

Наложите основные линии с помощью палочки лозы. Ее можно легко стереть, поэтому она хорошо подходит для первичных набросков, перед основными линиями. Начните с быстрых жестикуляционных линий, которые позже могут быть исправлены.

Шаг 2

Гранью прессованного угля начните прорисовывать детали. Обратите внимание, где находится источник света для композиции, не сделайте слишком темным это место!

Шаг 3

Иногда штрихи прессованным углем сделаны так, как задумывалось, а иногда нет. С помощью бумажного тортильона, вы можете сгладить или смешать некоторые детали, а также добавить штрихов, не используя уголь.

Шаг 4

Продолжайте рисовать углем, смешивая или сглаживая его тортильоном. Обратите внимание, как светлая область вокруг фигуры помогает сделать блики вокруг спины и бедер.

Шаг 5

На этом этапе проверьте свой рисунок. Что-нибудь получилось слишком темным? Вы можете исправить это с помощью замши, которая не так сильно сотрет уголь, как ластик.

Осветлите участки замшей или используйте ее чтобы сгладить линии на фоне. Можно заметить, что ягодицы и ноги светлее, чем на предыдущем шаге.

Чтобы создать четкие блики, используйте быстрые и настойчивые штрихи с помощью ластика. Будьте осторожны, не выйдите за определенную вами область, иначе рисунок может смазаться.

Не перестарайтесь! Остановитесь вовремя, когда рисунок будет закончен. Одним из лучших качеств древесного угля является то, что он позволяет оставлять некоторые части рисунка как будто неоконченными. Подумайте о том, где вы хотели бы оставить свой рисунок свободным, и где хотите, чтобы он был закончен.

Автор: Sara Barnes and Paul Heaston

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Comments