Тень и свет картинки – Ой!


18.08.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Уличный фотограф Руи Вейга. Свет, тень, силуэты и нотка сверхъестественности

В съёмке Руи Вейга интересуют линии и геометрические фигуры, игра света и тени, а также он нередко включает в композицию силуэты людей.

Руи Вейга (Rui Veiga) живёт в Лозанне. Фотографировать начал для развлечения, но так увлёкся, что стал снимать на улицах каждый день. Иногда он находит удачное место и просит позировать кого-нибудь из друзей, а бывает, что выжидает случайных прохожих, чтобы сделать задуманный кадр.

«Я люблю чёрно-белую фотографию, потому что она словно проходит сквозь время и придаёт снимку нотку сверхъестественности», – говорит Вейга.

Смотрите также:

Facebook

Вконтакте

Twitter

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Свет и тень Урок фотографии N7

Главный инструмент фотографа — не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача — получение изображения — решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки — света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:

— задний (или прямой) — направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
— верхний — направлен на объект съемки сверху. нижний — направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой — направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
— боковой — направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой — направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
— контровой — направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
— рисующий — основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.

— заполняющий — с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
— контровой — направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
— контурный (или контражур) — разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
— фоновый — применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

— мягкий (или рассеянный) — не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

— жесткий (или направленный) — образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 — 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света — солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Источником жесткого, направленного света может служить любой источник света с маленьким светящимся телом: лампочка накаливания, свечка, фонарик, вспышка, галогеновая фотолампа. Чем дальше от объекта съемки я ставлю источник света, тем жестче он работает. Но в практической студийной съемке трудно пользоваться открытыми источниками света. Их лучи, кроме полезного света, излучают много рассеянного, который отражается от стен студии или от других предметов, образуя паразитные тени или подсвечивая те, которые фотограф хотел бы видеть очень глубокими. Поэтому удобнее пользоваться профессиональной аппаратурой, снабженной светоограничительными шторками, сотовыми фильтрами или тубусами. Эти приспособления позволяют направить жесткий свет только туда, где он должен оказаться в соответствии с композиционным замыслом. Существуют также специальные источники направленного жесткого света, дающие очень узкий пучок лучей, — споты (фото 5).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила — стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре — простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе — они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча — почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает — бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение — ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо — не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор — кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится — если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты — мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, — вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же — умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

_______________________

Читайте также:

10 самых дорогих фотографий мира

10 главных фотографий 2012 года: версия журнала «Time»

Детские портреты Моники Кокяйды

rosphoto.com

45 примеров использования тени в фотографии

Тень, как и свет является сильнейшим средством, позволяющим создавать неверноятно красивые и эмоционально сильные фотографии. На примере этих 45 фотография, можно увидеть, как благодоря использованию тени, можно создавать первоклассные снимки.

Ссылки на оригиналы работ можно получить посмотрев новость на Smashing Magazine

lightroom.ru

Свет и тени

Автор:
10 декабря 2015 20:31

Только свет и тьма и их отражение

fishki.net

Свет и тень в фотографии


Главный инструмент фотографа – не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача – получение изображения – решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки – света и тени. Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир.

Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка. Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии. Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность. Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света
Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
— задний (или прямой) – направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
— верхний – направлен на объект съемки сверху.
— нижний – направлен на объект съемки снизу.
— верхнебоковой – направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
— боковой – направлен на объект съемки строго сбоку.
— заднебоковой – направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
— контровой – направлен в сторону объектива камеры.

Виды света
Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование:
— рисующий – основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду. — заполняющий – с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали. — контровой – направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики. В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона. — контурный (или контражур) – разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей.
— фоновый – применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света
мягкий (или рассеянный) – не образует резких теней. Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца, свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).
жесткий (или направленный) – образует резко очерченные, глубокие тени. Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет
На улице есть только один источник света – солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания. Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него. Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра).

Источником жесткого, направленного света может служить любой источник света с маленьким светящимся телом: лампочка накаливания, свечка, фонарик, вспышка, галогеновая фотолампа. Чем дальше от объекта съемки я ставлю источник света, тем жестче он работает. Но в практической студийной съемке трудно пользоваться открытыми источниками света. Их лучи, кроме полезного света, излучают много рассеянного, который отражается от стен студии или от других предметов, образуя паразитные тени или подсвечивая те, которые фотограф хотел бы видеть очень глубокими. Поэтому удобнее пользоваться профессиональной аппаратурой, снабженной светоограничительными шторками, сотовыми фильтрами или тубусами. Эти приспособления позволяют направить жесткий свет только туда, где он должен оказаться в соответствии с композиционным замыслом. Существуют также специальные источники направленного жесткого света, дающие очень узкий пучок лучей, – споты.

Уличное освещение
Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила – стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии. Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре – простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе – они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча – почти бестеневым. Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени. Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает – бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение – ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо – не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень или тени рядом стоящих людей. Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т.п. Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор – кто важнее для искусства.

Свет в композиции
Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится – если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него. На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты – мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание.

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, – вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней. В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же – умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

www.fotkis.ru

Тень и свет | Новости в фото

Мужчина готовит рис для бедных и бездомных людей на обочине дороги в Исламабаде, Пакистан, 1 ноября 2012. (Мухаммед Мухейсен/Associated Press)

Составные части слова «фотография» имеют греческое происхождение. Оно буквально означает «писать светом». Освещение влияет на качество снимка и на наше восприятие предметов на нем, текстуры могут быть четкими или же наоборот детали могут затеняться. Тень и свет на фотографии могут проявляться совершенно по-разному: луч солнца в темном помещении, боковой свет из большого окна, исчезающий лучик света в сумерках, теплый свет лампочки, свет от экрана в темной комнате, яркий свет от неоновой вывески, силуэт на фоне задней подсветки. Тени упрощают, скрывают детали и драматизируют картину.

Амина Хату держит своего сына Ахмеда в соломенной хижине в переполненном лагере вынужденных переселенцев на окраине Ситтве, Мьянма, 25 ноября 2012. Примерно 111 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома из-за насилия на религиозной почве с участием людей рохингья. Данный народ является одним из самых преследуемых меньшинств в мире. (Паула Бронштейн/Getty Images)

Модель готовится к выходу во время Недели моды в Milk Studios в Нью-Йорке, 9 сентября 2012. (Майкл Лоццизано/Getty Images)

Помощник боцмана Билли льюис наблюдает за посадкой вертолета из окна кабины экипажа на борту USS Underwood во время патрулирования возле Панамы в рамках международных усилий по прекращению торговли людьми. (Дарио Лопес-Миллс/Associated Press)

Буддийские монахи учатся в монастыре в Мандалае, Мьянма, 1 декабря 2012. (Gemunu Amarasinghe/Associated Press)

Сирийские дети смотрят из окна автомобиля во время пересечения границы с Ливаном в городе Маснаа, 30 ноября 2012. (Хасан Аммар/Associated Press)

Джоана Эскудеро со своей сестрой Каролиной покидают поселение Пуэрта-де-Йерро, Испания, 15 декабря 2011. 54 семьи проживали в Пуэрта-де-Йерро на протяжении 50 лет. В 2010 году из общины начали выселять людей по причине незаконного проживания. Семьи, чьи дома были разрушены, переехали к своим родственникам, дома которых тоже вскоре должны будут снести. (Сусана Вера/Reuters)

Главная акушерка Мария Антонета Кабрал Барбоса держит новорожденного мальчика, освещая его фонариком, в больнице в Габу, Гвинея-Бисау, 23 мая 2012. В Гвинее-Бисау очень высокая материнская смертность. Лишь 1 женщина из 19 выживает при родах. (Ребекка Блэкуэлл/Associated Press)

Сирийские повстанцы заняли свои позиции в доме в спорном районе Кармаль Жабл в центре Алеппо, 18 октября 2012. (Хавьер Мансано/AFP/Getty Images)

Женщина проходит мимо различных сладостей, выставленных на продажу, неподалеку от Храмовой горы, известной также среди мусульман как Благородное святилище, в Старом городе Иерусалима, 4 октября 2012. (Аммар Авад/Reuters)

Палестинские пожарные пытаются потушить горящий завод, по которому, по словам местных жителей, был нанесен израильский авиаудар, в городе Бейт-Лахия, в северной части сектора Газа, 16 ноября 2012. (Мохаммед Абед/AFP/Getty Images)
Смотрите также: Обмен ракетами между Израилем и сектором Газа, Противостояние между Израилем и сектором Газа продолжается

Полицейский стоит на улице во время демонстрации против мер жесткой экономии, в которой приняли участие тысячи протестующих из Бельгии и Франции, в Лилле, 14 ноября 2012. (Филиппе Хагуэн/AFP/Getty Images)

Кашмирские девочки-сироты читают книги в своей комнате в детском доме Гульшан-Е-Баннат в Гопал-Пора, Кашмир, 17 мая 2012. Всего в Джамму и Кашмире более 200 тысяч сирот. (Фарук Хан/EPA)

Женщина идет по улице в Мадриде, 28 декабря 2012. (Сусана Вера/Reuters)

Солнечный свет падает на жилой дом в Гонконге, 4 ноября 2012. (Тайрон Сью/Reuters)

Лу Чаншань сидит в своем автобусе, который является для него и его жены домом, в Хэфэе, Китай, 14 ноября 2012. 39-летний Лу и его 36-летняя жена Чжан живут в автобусе более трех лет и постоянно передвигаются от одной строительной площадки к другой, чтобы поддерживать свой бизнес по продаже цемента. (Stringer/Reuters)

Русские иммигранты собираются на русском фестивале народной музыки в национальном парке Ган ХаШлоша возле Бейт-Шеана, Израиль, 11 мая 2012. (Одед Балилти/Associated Press)

Портрет покойного лидера Северной Кореи Ким Ир Сена освещается прожектором в Пхеньяне, 14 декабря 2012. (Нг Хан Гуан/Associated Press)

Пожарный пытается потушить огонь на швейной фабрике возле Дакки, Бангладеш, 24 ноября 2012. (Хасан Раза/Associated Press)

Мужчина бежит по холму на фоне Сиднея, 5 сентября 2012. (Тим Уимборн/Reuters)

Пакистанцы собрались на Си-Вью-Бич в городе Карачи, 5 ноября 2012. (Асиф Хасан/AFP/Getty Images)

Рыба на пирсе озера Уорт, 9 ноября 2012. Рыбаки снова возобновили свою деятельность на пирсе, который был закрыт на две недели из-за урагана Сэнди. (Лэннис Уотерз/Associated Press)

Лодки плавают по реке Нил в Каире, 7 ноября 2012. (Бернат Арманк/Associated Press)

Песчаная скульптура художника Раджа Капура в Аллахабаде в память о жертве изнасилования в автобусе в Нью-Дели, 29 декабря 2012. (Пракаш Сингх/AFP/Getty Images)

Люди на набережной в Galle face green в Коломбо, 6 октября 2012. (Филип Браун/Reuters)

Игрок команды Майами Марлинс на бейсбольном матче против Филадельфия Филлис в Филадельфии, 12 сентября 2012. (Мэтт Слокум/Associated Press)

Индийские рабочие на металлургическом заводе на окраине Агарталы, 1 ноября 2012. (AFP/Getty Images)

Люди на открытии магазина Блумингдейл в Нью-Йорке, 13 ноября 2012. (Чип Ист/Reuters)

Девушка прибывает на лимузине на бал дебютанток, организованный в рамках миротворческой программы полиции, в фавеле Мангейра в Рио-де-Жанейро, 8 ноября 2012. (Силвьия Искьердо/Associated Press)

Девочка в кинотеатре в Москве за несколько дней до Нового года, 28 декабря 2012. (Наталья Колесникова/AFP/Getty Images)

Люди идут по освещенному огоньками переулку перед началом индуистского фестиваля огней Дивали в Мумбаи, 12 ноября 2012. (Даниш Сиддики/Reuters)

Стефан Сигрист завершает свое восхождение на гору Сьерра-Станхардт во время заката в Патагонии, Аргентина, август 2012. (Томас Сенф/Associated Press)

Люди идут по заснеженной дороге возле швейцарской деревни Хирзель, к югу от Цюриха, 31 октября 2012. (Арнд Вигманн/Reuters)

Лебеди плавают в озере Меларен в центре Стокгольма, 3 декабря 2012. (Йохан Нильссон/AFP/Getty Images)

Женщина держит свою собаку в осеннем парке в Пекине, 31 октября 2012. (Эд Джонс/AFP/Getty Images)

Верующий пьет воду после молитв восходящему солнцу во время фестиваля Чхатк в Катманду, Непал, 20 ноября 2012. Фестиваль длится четыре дня и посвящен богу солнца. (Навеш Читракар/Reuters)

Буддийские монахи на ежегодном фестивале священных танцев в монастыре Хемис возле Леха, Ладакх, Индия. (Кевин Фрайер/Associated Press)

Уличный продавец в Бхактапуре, Непал, 1 ноября 2012. Бхактапур, город преданных, является древним неварским городом и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Ниранджан Шрестха/Associated Press)

Даосский священник-отшельник медитирует на своей кровати в жилище на горе Чжуннань в Китае, 4 ноября 2012. Ежедневные медитации длятся по 7-8 часов. (Руни Чен/Reuters)

Садху, индуистский святой, ходит по ашраму, обители отшельников, в храме Пашупатинатх в Катманду, Непал, 20 ноября 2012. (Навеш Читракар/Reuters)

Перемещенные конголезцы в церкви в Мугунге, Демократическая Республика Конго, 23 ноября 2012. Противостояние между повстанцами М23 и правительственными войсками в Саке заставило десятки тысяч людей покинуть свои дома. (Фил Мур/AFP/Getty Images)

Маленькие балерины готовятся выйти на сцену в Александре, Южная Африка, 17 ноября 2012. (Денис Фаррелл/Associated Press)

Профессиональная предметная фотосъемка в Киеве.

photo-day.ru

Свет и тень в фотографии

Каждая фотография представляет собой определённое сочетание тени и света. Исключение составляют лишь снимки, сделанные с лобовым освещением.
Тени хранят в себе очень много информации, по ним на фотографии можно определить очень многое – откуда идёт свет, какое время суток и, даже, какая погода.
В фотографии можно пользоваться тенями в качестве графических силуэтов, которые работают на контрасте с яркими цветовыми и освещёнными участками. Благодаря теням можно получить на снимке таинственную и драматичную атмосферу.

Проводя съёмку, старайтесь всегда обращать внимание на те тени, которые попадают в ваш кадр. Старайтесь использовать их в качестве одного из композиционных элементов снимка. Причем как основного так и дополнительного. Использование теней в кадре очень часто помогает получать логически завершенные композиционные снимки.
Основная ошибка начинающих фотографов при работе с тенями – своя собственная тень, которая попадает в кадр. Это производит не самое хорошее впечатление о снимке и о том, кто его сделал. Старайтесь избегать подобных промахов.

Бывают ситуации, когда даже в условиях достаточно хорошей освещённости стоит воспользоваться фотовспышкой. Присутствие в кадре такого света, который называют заполняющим, позволяет смягчить контраст от светотеневых пятен, которые есть на снимаемом объекте.
Но не стоит увлекаться встроенной вспышкой. Скажем так, она не всегда уместна. Например, при съёмке в тёмном помещении или вечером на открытом пространстве объект съёмки получается пересвеченным, а фон, который находится позади него, выглядит практически черным, без каких-либо деталей.

Можно получить очень хорошие снимки, если использовать не встроенную вспышку, а съёмную. Желательно, чтобы она была с поворотной головкой. При съёмке в помещении можно направить вспышку не на объект, а в потолок, что позволит добиться идеального света для качественной прорисовки объекта, не пересвечивая его.
Подвоя итог, можно сказать, что при умелом и правильном использовании света и тени, можно получить очень качественные и высокохудожественные снимки, которые порадуют не только вас, но и окружающих. Не бойтесь экспериментов, больше снимайте на открытом воздухе, меняйте настройки, применяйте дополнительные источники освещения – всё это позволит вам добиться положительного результата.
Удачных снимков.

hostingkartinok.com

Comments