Темпера картины: Tempera Painting — History, Artists, Artworks


30.06.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Темперная живопись

Что такое темперная живопись?

Темпера (также называемая яичной темперой) — это метод рисования, который заменил метод энкаустической живописи, но сам по себе был заменен масляной живописью. Его название происходит от латинского слова temperare, что означает «смешивать в пропорции». В отличие от энкаустических красок, которые содержат пчелиный воск для связывания цветных пигментов или масляных красок, в которых используются масла, темпера использует эмульсию воды, яичных желтков или цельных яиц (иногда с небольшим количеством клея, меда или молока).

Характеристики: преимущества, недостатки

Темпера обычно наносится на подготовленную поверхность. Например, росписи по дереву были подготовлены слоями гипса (левкас) для формирования гладкой поверхности. Темперу затем наносили, поверх подготовленного рисунка или эскиза и медленно наращивали в виде серии тонких прозрачных слоев. В отличие от масляной краски, темперу нельзя наносить слишком густо (пастозно), но картины с темперой очень долговечны, и цвета не портятся со временем, в отличие от масляных красок, которые с возрастом имеют тенденцию темнеть или терять цвет. Темпера быстро сохнет, а когда высыхает, дает гладкую матовую поверхность. Основным недостатком — помимо длительной необходимости наносить ее тонкими слоями — является то, что темперные картины обычно не могут достичь насыщенности цвета присущей масляной живописи.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Происхождение

Техника росписи темперой, похоже, возникла еще в античности. Увы, из-за скоропортящейся природы темперы, а также неизбежного мародерства не сохранилось ни одного важного примера классической греческой живописи в темпере. Тем не менее в египетском искусстве были созданы многочисленные работы, написанные темперой, в частности, «Фаюмские портреты» (ок. 50 г. до н.э. — 250 г. н.э.). Темпера также была популярной в римском искусстве: лучшим из сохранившихся примеров является портрет римского императора Септимуса Северуса с его семьей, нарисованный на круглой деревянной панели.

Фаюмский портрет

История

После распада Рима акцент сместился на Константинополь, центр Восточной Римской империи. Здесь темпераментный метод постепенно вытеснил энкаустику, став основным средством для иконописи, а также росписи религиозных книг, известных как иллюминированные рукописи. Поскольку Россия была частью Восточной православной зоны, иконопись (как энкаустическая, так и темпера) распространилась на Киев, Новгород и Москву, где она была важной формой русской средневековой живописи.

Среди величайших художников русской темперной традиции были: Феофан Грек (ок. 1340-1410), Константинопольский художник, основавший Новгородскую школу иконописи; его ученик Андрей Рублев (ок. 1360-1430), возможно, самый известный из всех русских иконописцев; и Дионисий (ок. 1440-1502), известный своими панно в Волоколамском монастыре.

Икона Святой Троицы (С. 1411) Андрей Рублев. Яичная темпера. Третьяковская Галерея, Москва.

Тем временем книжная живопись темперой процветала также в Ирландии (ок. 600 г.) и Западной Европе (ок. 800 г.).

Европейское темперное искусство

Тем не менее, несмотря на свое древнее происхождение, метод темперы, скорее всего, больше всего ассоциируется со средневековой живописью в Европе между 1200 и 1500 годами — периодом, когда произошел подъем Сиенской школы живописи (1250-1550), прото-ренессансного искусства (1300-1400) и ранне-ренессансная живопись (ок. 1400-90). Это был стандартный метод росписи по панелям в этот период, пока его не затмила новая техника масляной живописи. Использование темперы сначала уменьшилось среди фламандских художников начала 15-го века, в то время как итальянские художники продолжали использовать ее до начала периода Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.

Таким образом, Леонардо да Винчи (1452-1519) был одним из первых художников в Италии, который использовал масляные краски, а также традиционную темперу на яичной основе; в то время как Микеланджело (1475-1564), работавший во времена Высокого Возрождения, писал в основном маслом. На самом деле, в живописи Высокого Возрождения нередко художники использовали комбинацию из темперы и масла. Как правило, темпера применялась в качестве быстросохнущего грунта, на который наносились тонкие слои масляных глазурей.

Портрет Джиневры д’Эсте. Антонио Пизанелло. 1435-1449. Дерево, темпера.

Темпера в 19-20 веках

После почти четырех столетий забвения темперная живопись получила ограниченное возрождение от художников начала 19-го века, таких как Уильям Блейк (1757-1827), и таких групп, как Прерафаэлиты.

Некоторые художники 20-го века также использовали темперу, в том числе норвежский Эдвард Мунк (1863-1944), художник-метафизик Джорджо де Кирико (1888-1978). В Америке эту традицию продолжили такие американские художники, как Томас Харт Бентон (1889–1975) и Эндрю Уайет (1917–2009), магический реалист Джордж Тукер, социалисты-реалисты Реджинальд Марш (1898- 1954) и Бен Шах (1898-1969) и художник поп-арта Бриджит Райли (р. 1931).

Эндрю Уайет. Мир Кристины. 1948 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Темперная живопись продолжает использоваться в Восточной и Южной Европе, где она является официальным средством для иконописи в греческой и русской православной церкви.

Источник

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Краска темпера и ее особенности


Содержание

1. История темперной живописи
2. Характерные особенности темперы
3. Виды темперы
4. Нюансы и хитрости работы с темперой
5. Преимущества темперы по сравнению с акрилом и гуашью

История темперной живописи

Появление масляной живописи в Европе датируется XV веком. Её популярность стремительно росла, художники тех лет в своих работах непременно пользовались масляными красками. Логично поинтересоваться, чем же рисовали картины до XV века?

Раньше художники собственноручно создавали краски. В их основе лежали красители природного происхождения и доступные на то время ингредиенты, включая темперу. Археологам, проводившим раскопки в Древнем Египте, удалось найти саркофаги, узоры на которых выполнены именно темперными красками. Также обнаружили фрески и предметы повседневного использования, относящиеся ко временам Древнего Рима и Древней Греции. Росписи на них сделаны темперой. Учитывая возраст найденных предметов, выходит, что темперная краска появилась больше 3 тысяч лет назад.


Широкое распространение темпера получила при росписи церквей, храмов, создании икон в Европе, Византии, на Руси. Чем же обуславливалась такая популярность краски?

  1. Ингредиенты, входящие в состав темперы, были доступными и дешевыми: вода и желтки яиц. Иногда в нее добавляли квас и вино.
  2. Готовилась краска быстро и просто: нужно было лишь соединить все компоненты и хорошенько их перемешать.
  3. Темпера держалась в течение многих лет, не выгорала и не тускнела.


И вот в XV веке один художник решил усовершенствовать состав темперы, добавив в краску масло. Так началась эпоха масляной живописи, постепенно вытеснившей темперу. Ее популярность вернулась лишь через несколько столетий – к концу XIX века. Художники стали отказываться от масла, темпера получила «вторую жизнь».

Ее состав стал более разнообразным, в краску добавляли новые компоненты. На смену натуральным ингредиентам пришли искусственные.

Благодаря этому увеличились долговечность и качество краски. Использование искусственных связующих сделало состав более прочным.


Характерные особенности темперы

Опытные художники знают, что для работы с темперой лучше брать впитывающую основу или предварительно грунтовать полотна. После высыхания краска приобретает матовую текстуру. Простые обыватели могут спутать ее с гуашью.

СОВЕТ! Не стоит использовать темперу в станковой живописи, хотя некоторым художникам это удается.


Как правило, темперными красками работают в лессировочной технике. Ими удобно рисовать мелкие детали. Те, кто хочет выполнить картину в пастозной технике, должны помнить, что темпера быстро сохнет на палитре. Смешивать цвета на полотне очень сложно, поскольку темпера не такая пластичная как масло. Если слой краски будет слишком большим, то после высыхания он потрескается.


СОВЕТ! Если вы новичок, то первые попытки освоить темперу могут быть неудачными. Не отчаивайтесь. Со временем вы привыкните, и каждая последующая работа будет получаться лучше и лучше. Для начала потренируйтесь на гуаши, а когда «набьете руку», переходите к темпере.

Еще несколько особенностей темперных красок:

  • быстро впитываются в древесину, удалить их с такой поверхности можно только с помощью шлифовки;
  • имеют высокую плотность;
  • кисть не оставляет на мазках следов;
  • даже под слоем лака не меняют оттенок;
  • их сложно размыть водой.


Виды темперы

От ингредиентов, входящих в состав краски, зависят ее свойства. Выделяют несколько видов темперы.

На основе яичной эмульсии. В составе такой краски содержится масло и масляный либо скипидарный лак. Яичная темпера может изготавливаться из целого яйца, из белка или из желтка. Последний вариант является самым популярным и распространенным. Поскольку желток представляет собой натуральную эмульсию, он эмульгирует с другими компонентами, придает краске эластичность.

Темпера на основе желтка считается самой жирной, а потому у нее есть существенный недостаток. Со временем краска темнеет, приобретает желтый оттенок.


Темпера на основе растительного масла и казеиновой эмульсии. Работать с такой краской можно только на грунтованных полотнах. После полного высыхания состав затвердевает, «намертво» пристает к основе. Даже толстые слои краски со временем не растрескиваются, не теряют яркость, не изменяют цвет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Чтобы на краске не появились грибок и плесень, можно добавить в нее фенол. Он обладает антисептическими свойствами.

На основе восково-масляной эмульсии. Такая темпера подходит для пастозной живописи, она хорошо разносится по полотну, отличается прочной адгезией. Восковой краской удобно расписывать стены, она предназначена для монументальной живописи. Темпера пластичная, она «дышит», делая картины долговечными. Однако при высыхании краска на несколько тонов темнеет. И сохнет она намного дольше других красок.


На основе клея ПВА. Такие краски отличаются прозрачностью и эластичность. Их можно использовать для лессировочной или пастозной живописи. Примечательно, что краску на основе ПВА можно укладывать в несколько слоев, она не будет отваливаться и отслаиваться. Также работать такой темперой можно на любых поверхностях. После высыхания она приобретает бархатистость. Поскольку темпера немного теряет яркость на холсте, готовую работу лакируют.


Нюансы и хитрости работы с темперой

Темпера является кроющей краской. Зачастую она продается в тюбиках, но можно купить и простой пигмент, из которого замешивается красящий состав. Краска довольно экономная. На рисунок ее уходит немного.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если разбавить темперу водой, ей вполне можно пользоваться как акварелью.

Краски текучие, поэтому ими получается создавать тонкие и четкие штрихи. Темпера быстро сохнет. По сути, нужно дождаться испарения воды, и нанесенный слой затвердеет. Мелкие частицы красящего состава надежно пристают к основе. Часто темперу сравнивают с гуашью, однако у нее намного больше преимуществ: краска более прочная, не растекается от воды.


СОВЕТ!

Полотно перед работой покрывают клеевой либо эмульсионной грунтовкой. Также подходит водоэмульсионная акриловая краска. Темперой хорошо писать на картоне, дереве, штукатурной основе и холсте.

Оттенок краски стоит подбирать прямо на палитре. Подходящие кисточки – из щетины. Для прорисовки мелких элементов следует вооружиться колонковым инструментом. Техники, подходящие для работы с темперой:

  • лессировочная;
  • пастозная;
  • рельефные мазки;
  • плотное, ровное нанесение.

Наносить темперу поверх масляной краски можно, однако слои могут плохо сцепиться между собой. В худшем случае верхний слой просто скатается. Избежать этого можно путем промывания основы мыльным раствором перед нанесением темперы.


Темперу на восковой основе разводят растворителями, в результате готовая картина становится матовой. Чтобы добиться глянцевого эффекта, основу разбавляют мастичным лаком или льняным маслом.

Использование темперных красок подходит для многих сфер изобразительного и декоративного искусства. Ими пишут картины и иконы, украшают скульптуры и статуэтки, разукрашивают игрушки и прочие изделия.


Преимущества темперы по сравнению с акрилом и гуашью

Отличительное свойства акрила в том, что после высыхания он напоминает по текстуре резиновую пленку. Это одновременно плюс и минус. А высохшая темпера имеет матовую, бархатистую текстуру.

Ключевой недостаток гуаши заключается в ее сложном нанесении на предыдущий слой. Краска или смешивается, или размазывается. Это может безвозвратно испортить работу. К примеру, если вы захотите немного высветлить маленький участок картины, темный слой не удастся спрятать за светлым. У темперы такого недостатка нет. С ее помощью можно высветлять любые участки, она не смазывает прошлый слой.


Текстура рисунка получается приятной на вид и на ощупь. Краску можно смешивать с любыми другими красящими составами, расширяя палитру цветов. К примеру, в темперу добавляют необходимый оттенок гуаши либо акварели.


Работая с современной темперой, необязательно соблюдать какие-то особые техники. Даже при нанесении третьего или пятого слоя не стоит бояться, что краска смешается и размажется. Все будет выглядеть аккуратно, именно так, как вы задумывали. Поклонникам гуаши и акрила обязательно стоит попробовать темперу!

Выбрать темперную и другие художественные краски

Роспись темперой | Британика

Магистр Кодекса Святого Георгия: Распятие

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
рисование роспись яичной темперой

См. все связанные материалы →

живопись темперой

, роспись, выполненная пигментом, растертым в водосмешиваемой среде. Слово темпера первоначально произошло от глагола темперировать , «довести до желаемой консистенции». Сухие пигменты становятся пригодными для использования путем «закалки» их связующим и адгезивным носителем. Такая живопись отличалась от фресковой живописи, краски для которой не содержали связующего вещества. В конце концов, после появления масляной живописи, слово приобрело свое нынешнее значение.

Темпера — это древний материал, который постоянно использовался в большинстве культур мира, пока в эпоху Возрождения в Европе его постепенно не вытеснили масляные краски. Темпера была оригинальным материалом для росписи древних династий Египта, Вавилонии, микенской Греции и Китая и использовалась для украшения раннехристианских катакомб. Он использовался на различных опорах, от каменных стел (или памятных столбов), футляров для мумий и свитков папируса Древнего Египта до деревянных панелей византийских икон и запрестольных образов и пергаментных листов средневековых иллюминированных рукописей.

More From Britannica

живопись: Темпера

Настоящая темпера изготавливается путем смешивания с желтком свежих яиц, хотя иллюминаторы рукописей часто использовали яичный белок, а некоторые художники-станковщики добавляли целое яйцо. Также использовались другие эмульсии, такие как казеиновый клей с льняным маслом, яичный желток с камедью и льняным маслом и яичный белок с льняным или маковым маслом. Отдельные художники экспериментировали с другими рецептами, но немногие из них оказались успешными; все, кроме более поздних темперных картин Уильяма Блейка на медных листах, например, потемнели и истлели, и считается, что он смешал свой пигмент со столярным клеем.

Темпера – грубая форма темперы, получаемая путем смешивания сухого пигмента в пасту с водой, которую разбавляют нагретым клеем в процессе работы или путем добавления пигмента в белилу (смесь мелкомолотого мела и клея). Используется для сценических декораций и полноразмерных подготовительных шаржей для росписей и гобеленов. При высыхании его цвета имеют бледный, матовый, порошкообразный оттенок пастели с аналогичной тенденцией к смазыванию. Действительно, поврежденные карикатуры были ретушированы пастельными мелками.

Яичная темпера — наиболее прочная форма среды, обычно не подверженная влиянию влажности и температуры. Он быстро высыхает, образуя прочную пленку, которая действует как защитная пленка на опоре. По своим свойствам, разнообразию прозрачных и непрозрачных эффектов, а также атласному блеску покрытия он напоминает современные краски на основе акриловой смолы.

Традиционная роспись темперой — длительный процесс. Его опорами являются гладкие поверхности, такие как строганное дерево, мелкозернистая штукатурка, камень, бумага, пергамент, холст и современные композиционные плиты из прессованного дерева или бумаги. Полотно, как правило, наклеивают на поверхность щитовых опор, а швы между скрепленными деревянными планками маскируют дополнительными полосами. Gesso, смесь гипса (или гипса) с клеем, является традиционной землей. Первый слой представляет собой gesso Grosso, смесь грубой негашеной штукатурки и клея. Это обеспечивает шероховатую впитывающую поверхность для 10 или более тонких слоев левкаса, гладкой смеси клея и тонкой штукатурки, предварительно гашеной в воде для замедления высыхания. В результате такой трудоемкой подготовки получается непрозрачная, блестяще-белая, светоотражающая поверхность, похожая по текстуре на твердую плоскую сахарную пудру.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Эскиз большой темперной картины традиционно выполнялся темперой на картоне из плотной бумаги. Контуры накалывались перфорационным колесом, так что при укладывании рисунка на поверхность подложки линейный рисунок переносился путем протыкания или «протыкания» перфорации муслиновым мешочком с порошкообразным углем. Проведенные пунктирные контуры затем закреплялись краской. Средневековые художники темперой панно и рукописей щедро использовали сусальное золото на фоне и для символических элементов, таких как ореолы и лучи небесного света. Области выпуклого рисунка, предназначенные для позолоты, сначала были созданы в виде низкого рельефа с помощью gesso duro, более твердого, менее впитывающего гипса, который также использовался для сложных лепных украшений рамы. Фоновые поля часто текстурировались путем нанесения на левкас дуро перед его затвердеванием небольших резных деревянных блоков глубокой печати для создания выпуклых, пупырчатых и стеганых повторяющихся узоров, которые блестели при позолоте. Листья тонко выбитого золота прижимали к липкой протраве (клейкий состав) или поверх влажного ствола (красновато-коричневый земляной пигмент), что придавало больше тепла и глубины при полировке позолоченных участков.

Краски наносились соболиными кистями последовательными широкими мазками или размывками полупрозрачной темперой. Они быстро высыхали, предотвращая тонкие градации тонов, возможные при использовании акварельных или масляных красок; поэтому эффекты затененного моделирования должны были быть получены с помощью техники перекрестной штриховки тонких мазков кисти. По словам итальянского художника Ченнино Ченнини, художники-темперисты раннего Возрождения накладывали цветные мазки на полностью смоделированный монохромный подмалевок в terre vert (оливково-зеленый пигмент), метод, который позже превратился в технику смешанных сред подмалевка темперой с последующим нанесением прозрачной масляной глазури. .

Светящаяся левкасная основа темперной живописи в сочетании с кумулятивным эффектом наложенных цветовых мазков создает уникальную глубину и интенсивность цвета. Темперные краски после высыхания светлеют по ценности, но их первоначальный тон можно восстановить последующим вощением или лакированием. Другими характерными качествами темперной живописи, обусловленными ее быстросохнущей способностью и дисциплинированной техникой, являются ее стальные линии и четкие края, ее дотошная детализация и богатая линейная текстура, а также ее общий акцент на декоративном плоском узоре смелых цветовых масс.

Великая византийская традиция темперной живописи была развита в Италии в XIII-XIV веках Дуччо ди Буонинсенья и Джотто. Их уплощенное картинное пространство, щедро обогащенное полями и текстурами сусального золота, было расширено ренессансными глубинными перспективами в картинах Джованни Беллини, Пьеро делла Франческа, Карло Кривелли, Сандро Боттичелли и Витторе Карпаччо. К тому времени масляная живопись уже бросала вызов примату темперы, Боттичелли и некоторые его современники, по-видимому, добавляли масло в темперную эмульсию или покрывали ее масляной краской.

После господства масляной живописи в последующие периоды западной живописи, в 20-м веке техника темперы возродилась такими американскими художниками, как Бен Шан, Эндрю Уайет и Джейкоб Лоуренс, а также британскими художниками Эдвардом Уодсвортом и Люсьеном Фрейдом. Вероятно, это также было бы средством более поздних художников-абстракционистов, если бы новые краски на основе акриловой смолы не оказались более легкими и быстрыми в обращении.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Наоми Блумберг.

Живопись темперой

Знаменитая темпера Картины

Вот краткий список прославленной темперы. картины, перечисленные в хронологическом порядке по художникам, которые можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.

Дуччо Ди Буонинсенья (1255-1319)
Маэста (1308-11) Сиенский музей Оперы дель Дуомо.
Строганов Мадонна с младенцем (ок. 1300) Метрополитен-музей.

Симоне Мартини (1284-1344)
Благовещение Триптих (1333) Уффици, Флоренция.
Христос на кресте (1340) Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс

Феофан Грек (ок. 1340-1410)
Успение Богородицы (1392) Третьяковская галерея, Москва.

Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411)
Дижон Алтарь (1394-99) Музей изящных искусств, Дижон

Андрей Рублев (ок. 1360-1430)
Икона Святой Троицы (ок.1411) Третьяковская галерея, Москва.

Пизанелло (1394-1455)
Портрет Джиневры д’Эсте (1434) Лувр, Париж.

Фра Анджелико (1395-1455)
Благовещение (1432-4) Museo Diocesano, Кортона.

Паоло Уччелло (1397-1475)
Битва Сан-Романо (1440), Уффици; Лувр; Национальная галерея, Лондон.
Поиск в Лес (1470) Музей Эшмола, Оксфорд.

Анонимный номер
Уилтон Диптих (1399) Национальная галерея, Лондон.

Мазаччо (1401-28)
Богородица с младенцем (1426) Национальная галерея, Лондон.

Enguerrand Quarton (1410-66)
Авиньон Пьета (ок. 1454–1456) Лувр, Париж.

Пьеро делла Франческа (1420-92)
Бичевание Христа (1460) Национальная галерея делле Марке, Урбино.

Джентиле Беллини (1429-1507)
Чудо Истинного Креста (1500) Galleria dell’Accademia, Венеция.

Джованни Беллини (1430-1516)
Алтарь Святого Иова (1480) Галерея Академии, Венеция.

Андреа Мантенья (1431-1506)
Плач над Мертвым Христом (ок. 1470-80) Пинакотека Брера, Милан.
Ecce Homo (1500) Musee-Jacquemart-Andre, Париж.

Карло Кривелли (1435-95)
Благовещение со святым Эмидием (1486) Национальная галерея, Лондон.

Боттичелли (1445-1510)
Рождение Венеры (1482-6) Уффици, Флоренция.
Ла Примавера (1482-3) Уффици, Флоренция.

Доменико Гирландайо (1449-94)
Старый Мужчина с мальчиком (1490) Лувр, Париж.

Перуджино (1450-1523)
Пьета (1494-5) Уффици, Флоренция.

Comments