Шрифты кириллические: Кириллические шрифты | Шрифты онлайн
24.06.2021
Разное
11 бесплатных шрифтов с кириллицей / Блог компании Логомашина / Хабр
1. Arimo
Дизайнер: Стив Мэттэсон – увлеченный дизайнер из штата Колорадо. Более 25 лет Мэттэсон разрабатывает шрифты, самыми крупными проектами стали дизайны для Android, Citrix, Microsoft, Nextel и Xbox.
Типы: Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic
Лицензия: Apache License, Version 2.0
Скачать шрифт
Arimo – без засечек, разработанный специально для работы с Arial. Шрифт слегка сжат по ширине. При небольшом кегле буквы тонкие и классические. Изящные черты достигаются при увеличении размера символов. Шрифт адаптирован для чтения на экране и отлично подойдет для документов на разных платформах.
2. PT Sans
Дизайнер: Дизайнеры Александра Королькова, Ольга Умпелева и Владимир Ефимов.
Типы: Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic
Лицензия: Open Font License
Скачать шрифт
Разработка PT Sans – часть проекта, посвященного 300-летию реформы русского алфавита.
3. Vollkorn
Дизайнер: Фридрих Альтаузен – немецкий графический дизайнер.
Типы: Regular, Regular Italic, Semi-Bold, Semi-Bold Italic, Bold, Bold Italic, Black, Black Italic
Лицензия: Open Font License
Скачать шрифт
Vollkorn имеет крупные, брусковые засечки без скругления. Шрифт меняет свои очертания в зависимости от размера, но всегда смотрится заметно. Его удобно использовать как в теле текста, так и для выделения отдельных фрагментов или заголовков. Как первый проект дизайнера Фридриха Альтаузена шрифт предназначен для ежедневного написания и имеет открытую лицензию.
4. Noto Sans
Дизайнер: Google
Типы: Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic
Лицензия: Apache License, Version 2. 0
Скачать шрифт
Google разработал Noto как универсальное семейство, которое призвано избавить интернет от нечитаемых символов – маленьких прямоугольников, которые встречал каждый. На данный момент шрифт поддерживает латинские, кириллические и греческие символы и охватывает более 30 скриптов.
Шрифт происходит от Droid, о котором мы писали ранее, не имеет засечек и визуально совместим высотой и толщиной штрихов с разными языками. Отлично подходит для использования в интернете.
5. Fira Sans
Дизайнер: Компания Carrois Apostrophe. Студия работает над корпоративными шрифтами. С 1975 года дизайнеры разработали стиль для Suzuki, TYPO3, the Neue National Galerie, and the Museo de Art de Ponce и других.
Типы: Thin, Thin Italic, Extra-Light, Extra-Light Italic, Light, Light Italic, Regular, Regular Italic, Semi-Bold, Semi-Bold Italic, Bold, Bold Italic, Black, Black Italic
Скачать шрифт
Fira Sans – шрифт с классическими очертаниями, без засечек. Такой тип подойдет для написания основного текста, так как подходит для широкого диапазона экранов телефонов. Разработчики предъявили большие требования к разборчивости символов и рендерингу.
6. Certa Sans
Дизайнер: Глен Жан – российский дизайнер из Уфы.
Типы: Thin, Thin Italic, Extra-Light, Extra-Light Italic, Light, Light Italic, Regular, Italic, Medium, Medium Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold, Black, Black Italic
Лицензия:Creative Commons Attribution-NoDerivs License (CC BY-ND)
Скачать шрифт
Certa Sans – шрифт без засечек в 16 начертаниях. Бесплатно доступны два начертания: Medium и Medium Italic, остальные стоят 25$ за тип. Шрифт без засечек, формы грубые, машинные. Certa Sans подойдет для набора большого объема текста.
7. Museo Cyrillic
Дизайнер: Голландская компания exljbris Font Foundry предлагает свои услуги по созданию шрифтов более 15 лет.
Типы: Museo Cyrillic 100, Museo Cyrillic 100 Italic, Museo Cyrillic 300, Museo Cyrillic 300 Italic, Museo Cyrillic 500, Museo Cyrillic 500 Italic, Museo Cyrillic 700, Museo Cyrillic 700 Italic, Museo Cyrillic 900, Museo Cyrillic 900 Italic
Скачать шрифт
Museo Cyrillic – еще один шрифт из семейства Museo, знаменитого своими засечками. Оригинальное начертание делает его акцентивным. Museo Cyrillic сможет выделить заголовок или важную цитату, привлекая внимание засечками необычной формы. За счет мелких деталей не рекомендуется для использования в теле текста. Бесплатно начертание Museo Cyrillic 500.
8. Casper
Дизайнер: Михаил Череда – молодой российский дизайнер из Екатеринбурга.
Типы: Italic, Regular, Bold, Bold Italic
Лицензия: SIL OFL 1.1
Скачать шрифт
Создатель позиционирует шрифт как акцидентный. Особенностью Casper является наличие декоративных элементов в конструкции букв и знаков. Шрифт не имеет засечек, символы легкие, подвижные. Дизайнер представил два вида написания цифр и добавил в гарнитуру широкий набор символов: ординалы, лигатуры, глифы, валютные и математические знаки. Casper подходит для импользования в рекламных буклетах, цитатах, крупных заголовках.
9. Geometria
Дизайнер: Гаянэ Багдасарян, Вячеслав Кириленко
Типы: Thin Italic, Thin, Medium Italic, Medium, Light, Light Italic, Italic, Regular, Heavy Italic, Heavy, Extra Light Italic, Extra Light, Extra Black Light, Extra Black, Bold, Bold Italic
Скачать шрифт
Шрифт Geometria соответствует названию и имеет точные, строгие формы. Интересную деталь имеют прописные буквы: их талия слегка завышена. Geometria – это нескучно, шрифт подойдет для визиток, презентаций, календарей или интерфейсов. Бесплатно начертание Geometria Light.
10. Raleway
Дизайнер: Мэтт Макинерни, Пабло Импаллари и Родриго Фуэнзалид.
Типы: Thin, Thin Italic, Extra-Light, Extra-Light Italic, Light, Light Italic, Regular, Regular Italic, Medium, Medium Italic, Semi-Bold, Semi-Bold Italic, Bold, Bold Italic, Extra-Bold, Extra-Bold Italic, Black, Black Italic.
Скачать шрифт
Raleway – представитель акцидентных шрифтов, предназначенный для использования в заголовках.
11. Open Sans
Дизайнер: Стив Мэттэсон – дизайнер из штата Колорадо. Более 25 лет Мэттисон разрабатывает шрифты.
Типы: Light; Light Italic; Regular; Regular Italic; Semi-Bold; Semi-Bold Italic; Bold; Bold Italic; Extra-Bold; Extra-Bold Italic.
Лицензия: Apache License, Version 2. 0
Скачать шрифт
Open Sans – шрифт с простыми формами без засечек. Начертание букв плавное и широкое. Пакет оптимизирован для печатных, веб и мобильных интерфейсов.
Подборку подготовила копирайтер Логомашины — Алена Коваленко
50+ бесплатных кириллических антиквенных и брусковых шрифтов 2020 года
В этой подборке мы собрали для вас самые лучшие, проверенные временем, бесплатные
антиквенные шрифты (Antiqua, Serif typefaces) и брусковые шрифты (Slab Serif) с поддержкой кириллицы, которые мы нашли на просторах интернета.Подборка будет полезна как начинающим дизайнерам для помощи в изучении современных тенденций, комбинировании шрифтов и творческих экспериментов с типографикой, так и дизайнерам профессионалам, которые ценят и знают толк в качественной, проверенной временем типографике. Все шрифты в подборке разработаны профессионалами высочайшего уровня, так что вы смело можете использовать их для своих коммерческих оформительских работ связанных: с графическим дизайном, веб-дизайном, рекламой, вёрсткой книг, журналов, газет, любых типов полиграфии и другой типографской продукции, где требуется поставить тонкий, элегантный акцент или создать сильный, выдержанный классический стиль, как в печатных так цифровых изданиях и публикациях.
Все 57 шрифтов в подборке, полностью бесплатные и вы можете использовать их в своих личных или коммерческих проектах, но прежде чем использовать какой либо шрифт, мы рекомендуем ознакомиться с условиями использования в лицензии на сайте соответствующего производителя шрифта. Если вам есть, что добавить, то не стесняйтесь написать об этом в комментариях внизу. Так же если вам этого показалось мало, то у нас есть ещё одна замечательная подборка из 100 Лучших бесплатных кириллических шрифта, которых Вы не найдете на Google Fonts.
01. Bitter ht бесплатный шрифт от Huerta Tipográfica
🔗 Скачать бесплатно
02. Cheque бесплатный шрифт от Fontfabric
🔗 Скачать бесплатно
03. Ghostlight бесплатный шрифт от Jeremie Dupuis
🔗 Скачать бесплатно
04. Charis SIL бесплатный шрифт от SIL International
🔗 Скачать бесплатно
05.
PT Serif бесплатный шрифт от Paratype
🔗 Скачать бесплатно
06. PT Astra Serif бесплатный шрифт от Paratype
🔗 Скачать бесплатно
07. PT Serif Caption бесплатный шрифт от Paratype
🔗 Скачать бесплатно
08. Basil Regular бесплатное шрифтовое начертание от Karandash
🔗 Скачать бесплатно
09. Cormorant бесплатный шрифт от Christian Thalmann
🔗 Скачать бесплатно
10. Yeseva бесплатный шрифт от TypeType
🔗 Скачать бесплатно
11. Merriweather бесплатный шрифт от Sorkin Type
🔗 Скачать бесплатно
12. Marta бесплатный шрифт от Fontfabric
🔗 Скачать бесплатно
13. Noto Serif бесплатный шрифт от Google
🔗 Скачать бесплатно
14. Ledger бесплатный шрифт от Denis Masharov
🔗 Скачать бесплатно
15.
Droid Serif бесплатный шрифт от Steve Matteson
🔗 Скачать бесплатно
16. Source Serif Pro бесплатный шрифт от Adobe
🔗 Скачать бесплатноe
17. Lora бесплатный шрифт от Cyreal
🔗 Скачать бесплатно
18. Vollkorn бесплатный шрифт от Friedrich Althausen
🔗 Скачать бесплатно
19. Old Standard TT бесплатный шрифт от Alexey Kryukov
🔗 Скачать бесплатно
20. EB Garamond бесплатный шрифт от Georg Duffner
🔗 Скачать бесплатно
21. Literata бесплатный шрифт от TypeTogether
🔗 Скачать бесплатно
22. Computer Modern Unicode бесплатное шрифтовое семейство от Donald E. Knuth
🔗 Скачать бесплатно
23. Tinos бесплатный шрифт от Steve Matteson
🔗 Скачать бесплатно
24.
Wes бесплатный шрифт от TypeType
🔗 Скачать бесплатно
25. Monly бесплатный шрифт от Gatis WildOnes
Креативные шрифты (кириллица+латиница) | Дизайн в жизни
О роли выбора шрифтов при создании дизайнерского продукта можно писать бесконечно. Текст, написанный креативным шрифтом, может стать полноценной альтернативой изображению. Уникальность шрифта при этом играет огромную роль. Здорово, когда дизайнер может создать свой шрифт с нуля или на основании бесплатного. Но это очень трудоемкий процесс, на который часто нет времени. Тогда на помощь приходят различные площадки с библиотеками готовых шрифтов. Давайте вдохновимся креативными примерами дизайнерских работ из области типографики. Приятный бонус внутри статьи вас точно порадует.
Сначала вспомним о некоторых правилах использования креативного шрифта в дизайнерском продукте.
- Как правило, креативный шрифт используется для оформления заголовков и надписей, играющих центральную роль в дизайне макета.
- В проекте лучше использовать один креативный шрифт. Если нужны какие-то пояснительные надписи, лучше выбрать еще один классический шрифт.
- Текст, написанный креативным шрифтом должен быть читабельным. Иначе зачем вообще нужен текст.
- Дизайн креативного шрифта должен соотсветствовать дизайну всего продукта. Например, неуместным будет использовать гламурный шрифт для написания текста на постере в стиле ретро.
Давайте рассмотрим несколько примеров креативных шрифтов.
1. Рукописный Curious Bear Font (латиница + кириллица)
Легкий, рукописный шрифт, вдохновленный детскими скандинавскими сказками. Наличие кириллического написания делает его просто уникальным.
Curious Bear Font by moolesya
2. Текстурированный Kingston Brush Font (латиница)
Высокодетализированный шрифт с текстурой сухой кисти. Соответствует широкому кругу стилей — от городского пейзажа до классического брендинга.
Kingston Brush Font
3.
Советский AGITACIYA Soviet propaganda font (латиница + кириллица)
Креативный ретро шрифт в стиле советских плакатов и русского конструктивизма.
AGITACIYA Soviet propaganda font by Alexander Shimanov
4. Иллюстрированный The Utterly Delightful Font Pack (латиница)
Прекрасный шрифт с набором иллюстраций, который можно использовать для оформления постеров, печатной продукции.
The Utterly Delightful Font Pack by Denise Chandler
Самобытный креативный шрифт в скандинавском стиле, создатель которого вдохновлялся финским и шведским творчеством. Отлично подходит для печатной продукции в данном стиле.
Scandinavian Font Family by Favete Art
6. Декоративный Font Jonny (латиница + кириллица)
Неординарный креативный шрифт с забавными декоративными элементами.
Font Jonny by Alyonka_lis
7.
Цветочный ‘Le Jardin’ Floral Font (латиница + кириллица)
Очень красивый рукописный шрифт с декоративными элементами в виде роз на заглавных буквах.
‘Le Jardin’ Floral Font By anmark
8. Геометричный Buick (латиница)
Футуристический геометрический шрифт для научно-фантастических проектов.
Buick by Drizy
9. Космический Canis Minor (латиница + кириллица)
С одной стороны лаконичный и простой шрифт, а с другой — очень креативный. И как это не странно, на создание данного шрифта автора вдохновили звезды.
Canis Minor ByOlga Ryzychenko
А теперь обещанный приятный БОНУС
10. Стилизованный о любви I Am In Love Font (латиница + кириллица)
БЕСПЛАТНЫЙ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ по 16 февраля
Стильный, креативный шрифт о любви, вдохновленный атмосферой праздника 14 феврая, который отлично подойдет для оформления открыток ко Дню всех Влюбленных.
I Am In Love Font by moolesya
Если вы открыли эту статью после 16 февраля — не расстраивайтесь, вы можете зарегистрироваться на сайте CreativeMarket, подписаться на их рассылку и каждую неделю получать на свой почтовый ящик 6 бесплатных товаров (шрифтов, фотографий, шаблонов и т. д.) от профессиональных дизайнеров. Внимательно читайте условия использования предоставленных бесплатных товаров.
11. Рукописный шрифт Celestina (кириллица + латиница)
Романтичный шрифт, который автор ассоциирует с зимой.
Автор: Antonina Zhulkova
12. Каллиграфический шрифт Elowen (кириллица + латиница)
Имитирует толстую сухую кисть и подойдет для проектов детской или женской тематики.
Автор Katsia Jazwinska
Как вы могли убедиться, авторы этих креативных шрифтов вдохновляются всем, что их окружает — природой, фольклором, сиянием звезд на небосклоне, творчеством других людей. Каждый день мы соприкасается с силой созидания природы и человека, силой, которая способна генерировать множество идей в умах людей. Но иногда, за ежедневными заботами, нам тяжело замечать источники данной силы. Вот почему дизайнерам, творческим людям постоянно нужны ресурсы для вдохновения.
Источником таких ресурсов может стать блог «Дизайн в жизни»
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни» по e-mail или социальных сетях и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных бесплатных ресурсов! |
(Visited 2 178 times, 5 visits today)
Безопасные шрифты на кириллице
Автор: Ombm Дата: 16 Февраль 2018
Безопасные шрифты — это шрифты которые установлены на большинство устройств, они нужны чтоб браузер пользователя корректно их отобразил. Если шрифт, подобран не правильно или прописан один шрифт, то пользователь может увидеть на экране набор символов вместо текста.
Так как операционные системы разные, то и наборы шрифтов у них разные, поэтому нужно учесть и прописать шрифты как для Windows, так и для Mac и Unix/Linux.
Основные «безопасные» шрифты
Основой для определения «безопасных» шрифтов послужили шрифты наиболее распространенной операционной системы Windows, которые, кроме того, используются в других ОС. Примером такого использования служит уже упоминавшийся пакет шрифтов Core fonts for the Web, который, согласно статистике, скачало множество пользователей Unix/Linux.
В этот пакет входят следующие шрифты: Andale Mono, Arial Black, Arial, Comic Sans MS, Courier New, Georgia, Impact, Times New Roman, Trebuchet MS, Verdana, Webdings. Все они поддерживают кириллицу, что немаловажно для рунета.
В набор шрифтов входящих в стандартную поставку Mac OS X (эта ОС имеет наибольшее распространение среди пользователей Mac OS) входят все шрифты набора Core fonts for the Web.
Таким образом на основе шрифтов Windows, использующихся в других ОС сформировался следующий список так называемых «безопасных» Web-шрифтов:
- Arial
- Arial Black
- Comic Sans MS
- Courier New
- Georgia
- Impact
- Times New Roman
- Trebuchet MS
- Verdana
Таблица соответствий шрифтов
Для русскоязычных страниц нужно использовать только Unicode шрифты поддерживающие кириллицу.
Windows | Mac OS | Unix/Linux | Родовое семейство |
---|---|---|---|
Arial Black | Helvetica CY | Nimbus Sans L | Sans-serif |
Arial | Helvetica CY | Nimbus Sans L | Sans-serif |
Comic Sans MS | Monaco CY | * (см. ниже) | cursive |
Courier New | * (см. ниже) | Nimbus Mono L | Monospace |
Georgia | * (см. ниже) | Century Schoolbook L | Serif |
Impact | Charcoal CY | * (см. ниже) | Sans-serif |
Times New Roman | Times CY | Nimbus Roman No9 L | Serif |
Trebuchet MS | Helvetica CY | * (см. ниже) | Sans-serif |
Verdana | Geneva CY | DejaVu Sans | Sans-serif |
* родных кириллических эквивалентов Windows шрифта у операционной системы не имеется. Но в то же время есть большая вероятность, что в операционной системе установлен непосредственно сам этот шрифт.
Eсли основным текстом является Arial, находим в табличке этот шрифт и в CSS и прописываем шрифты для всех ОС:
body {
font-family: Arial, «Helvetica CY», «Nimbus Sans L», sans-serif;
}
Для текстов сайта лучше не использовать шрифты с засечками.
Засечки — короткий, перпендикулярный штрих на конце буквы, с которого начинается и которым заканчивается основной штрих знака. Пример такого шрифта ниже.
Если вам нужно создать сайт, оптимизировать его и продвинуть в ТОП, взять на поддержку или заниматься ведением контектной рекламы, сделать мобильную адаптацию сайта, обращайтесь к нашим специалистам.
Где взять красивые кириллические шрифты
Раскрываю пароли и явки, кириллица всегда как-то сложнее добывается и на фоне остальных шрифтов ее все-таки меньше.

- fonts.google.com
Да, да, все просто. Кириллических шрифтов там не то, чтобы много, но есть хорошие и все годятся для коммерческого использования. Выбрать только кириллические шрифты можно в выпадающем меню Language справа. - Поиск на Behance
Вводите в поиск «Cyrillic free» и смотрите варианты. В блоге Behancerussia иногда также публикуются подборки с бесплатными шрифтами. - Есть специальные сайты-агрегаторы, собирающие кириллические шрифты, я иногда захожу сюда. Некоторые написания доступны бесплатно на MyFonts. Когда мне нужна рукописная кириллица, ищу ее здесь.
- Студии, разрабатывающие шрифты
Это самый вкусный и самый сложный вариант одновременно, потому что мониторить надо сразу несколько источников, но оно того стоит. На своих сайтах студии продают шрифты собственного производства, но, кроме этого, часто можно найти один-два а иногда и сразу много бесплатных шрифтов, например:
https://www.fontfabric.com/category/cyrillic/
russianfonts.ru/
jovanny.ru/ru/
www.paratype.ru/store/free/
Есть еще такой замечательный дизайнер Алекс Фрукта, он тоже раздает крутые шрифты на своей страничке в Behance. - И напоследок не самый лучший вариант — группы с шрифтами вконтакте и других соцсетях. Не лучший, потому что шрифты могут быть пиратскими со всеми вытекающими последствиями. Да и искать в этой куче часто банально неудобно.
Стоит так же сказать о лицензии — идеальный вариант, чтобы шрифт был разрешен для личного и коммерческого использования, эту информацию важно найти. Обычно в архиве вместе с шрифтом идет текст лицензии. В случаях, когда указано «для личного использования» — шрифт для коммерческого проекта надо покупать. Такой вариант еще часто используется для демо-версий шрифта: в этих случаях из всего семейства шрифтов 1-4 начертания бесплатны, остальное — за деньги.
Надеюсь, было полезно, делитесь вашими источниками кириллицы в комментариях.
Десять шрифтов с кириллицей 2015 года, о которых мы хотим поговорить сегодня
5 апреля 2016
Рустам Габбасов
Евгений Юкечев
Десять шрифтов с кириллицей 2015 года,
о которых мы хотим поговорить сегодня
Мы решили убрать из названия нашего ежегодного обзора слово «топ». Опыт последнего отбора финалистов привнёс в редколлегию — кроме жаркого обсуждения и категорических заявлений — понимание, что эпитет «лучший», и уж тем более фраза «лучшая кириллица», звучит крайне субъективно и высокомерно.
«Лучшее» непроизвольно требует полюса «худшее», возбуждает сомнения («достаточно ли лучшее?») и требует сравнения «лучше, чем…». Дабы избежать этих противоречий, мы сосредоточились на профессиональном интересе к самому предмету — шрифту как явлению.
Среди представленных ниже работ есть шрифты-события, шрифты-парадоксы, шрифты-неофиты, шрифты-ветераны, шрифты-манифесты, но объединяет их ключевой повод — желание обсудить, рассмотреть, проверить в работе и предложить на суд читателя. В итоге были выбраны те шрифты, о которых, на взгляд редакции и редколлегии, есть смысл поговорить, — проекты, которые стали определённым прецедентом по мнению наблюдателей.
Из всего многообразия шрифтов с кириллицей прошлого года в предварительный отбор попали 39 работ. Однако, по нашим наблюдениям, производительность шрифтового цеха для широкой аудитории (несмотря на увеличение количества шрифтовых дизайнеров) в прошлом году едва ли выросла.
Условия отбора лонг-листа остались неизменными: шрифт должен содержать набор кириллических знаков, право на его использование должно быть доступно для приобретения любому желающему, а дата выпуска — не ранее января и не позднее декабря 2015 года. Итак, 10 из 39 перед вами.
Дизайнер Юрий Гордон. Издатель: Юрий Гордон, Россия
BazaArt
Акцидентный шрифт BazaArt был создан в 2013 году для приложения Art российской редакции журнала о моде Harper’s Bazaar (издательский дом Sanoma Independent Media). Это тот случай, когда шрифт, сделанный по заказу, эксклюзивно применяется несколько лет издательством, а затем право на его использование выходит в публичную продажу. По подобному сценарию в 2014 году был выпущен Domaine Sans Display Криса Соверсби (Kris Sowersby) схожей эстетики, который дебютировал в приложении New York Magazine Fashion Spring.
Вероятно, если попытаться выяснить, какие шрифты в сознании рядового потребителя букв (не дизайнера) считаются красивыми, то именнно такие шрифты максимально подойдут для подобной характеристики. Активный контраст в сочетании с изящным росчерком дают беспроигрышное зрительное переживание, будь то немецкая фрактура или нарядные курсивы Кэзлона.
С конца XVIII века максимальный контраст стал страстью пуансонистов и печатников, в погоне за тонким штрихом совершенствовались технологии и отливались лучшие сорта бумаги. В наши дни высокий контраст в типографике стал неотъемлемым элементом индустрии моды, ассоциируясь с изыском и элегантными манерами. Как правило, со стилистикой fashion дизайнеры привыкли справляться c помощью новостильных или англо-шотландских антикв или же используя шрифты с тонкими геометрическими формами и элементами ар-деко.
Автор BazaArt играючи (эта характеристика подходит ко многим работам Юрия Гордона) подключает все параметры: контраст, геометричную утончённость, мотивы типографики 30-х. За счёт вариаций знаков — от узких до широких с выведенными циркулем свошами — типографу предлагается в каждом слове находить новые комбинации. Каждая собранная таким образом фраза становится уникальной за счёт вариаций сочетания штрихов.
BazaArt устроен так, что переключение регистров между строчными и прописными знаками можно использовать не столько для обозначения начала предложения или имён собственных, сколько для интонирования (используя клавишу Shift как педаль фортепиано), фактически получая набор юникейсом. При этом в кассе шрифта (через палитру Glyphs) можно выбрать ещё несколько различных форм и пропорций, выстраивая вручную необходимый ритм.
Строчные знаки имеют едва заметные выносные элементы, что вносит разнообразие в вертикальный ритм набора. Кириллица в таком исполнении (и в смешении форм обоих регистров) не только не уступает в пластике и характере латинице, но и обогащает её. Здесь можно найти как комплименты историческим формам в буквах б, К, Ц, Щ, Э, Я, которые развивают и усиливают общую графическую идею, так и ряд кириллических лигатур.
Дизайнер Василий Бирюков. Издатель: ParaType, Россия
DIN 2014
История шрифта DIN начинается в 1905 году, когда управление Королевскими прусскими железными дорогами (Königlich Preußische Eisenbahn-Verwaltung) решило привести к единому стандарту все надписи на товарных вагонах. Так появился простой геометричный шрифт, вычерченный по модульной сетке, который было несложно воспроизводить на местах при помощи трафарета или от руки.
Позже он был адаптирован и для всех вывесок с названиями железнодорожных станций. После поражения в Первой мировой войне перед руководством Веймарской республики (в состав которой в 1918 году вошла Пруссия) стояла задача объединения разрозненных германских земель, и ключевую роль в этом отводили единой транспортной системе — Государственной железной дороге (Deutsche Reichsbahn). Унификация и стандартизация имели и финансовое обоснование, особенно важное для ослабленной послевоенной экономики.
Как отмечает Альберт Ян Пол (Albert-Jan Pool), исследователь истории DIN и автор самой известной его цифровой версии FF DIN, главную роль в распространении этого шрифта сыграл Немецкий институт по стандартизации (Deutsches Institut für Normung), основанный в 1917 году в Берлине. Сотрудник института Вальтер Портсманн (Walter Porstmann), изобретатель формата бумаги А-серии, какое-то время занимался разработкой «единого алфавита» для всех языков и стран, состоящего только из строчных букв. Комитет института воспользовался этими наработками, однако за основу рисунка букв и общей концепции были взяты не эскизы Портсманна, а те самые надписи Прусской королевской железной дороги. Шрифт DIN был выпущен в Германии в самом начале 1930-х и использовался в оформлении дорожных знаков, систем навигации и городских указателей.
В цифровом мире на рубеже 2000-х, когда истёк охранный срок авторских прав на шрифты DIN 1451, производители разных стран начали изготавливать свои версии этой гарнитуры. Elsner+Flake, FontFont, Linotype, ParaType, Parachute, URW++ — в разных шрифтовых библиотеках можно найти свой собственный DIN. Это напоминало гонку вооружений: каждое новое семейство устанавливало рекорды по начертаниями и количеству поддерживаемых систем письменности.
Кириллический DIN существовал в библиотеке компании «ПараТайп» с 1997 года. Это была версия DIN Condensed, созданная Тагиром Сафаевым на основе рисунков узкого начертания компании Linotype. В 2012 году появился DIN PT, спроектированный Дмитрием Кирсановым в шести начертаниях. И, наконец, в 2015 году «ПараТайп» выпустил ещё одну версию международного бестселлера с индексом 2014, на этот раз спроектированную Василием Бирюковым.
При сравнении DIN 2014 с первоисточником обнаруживается ряд отличий в построении форм знаков: круглые прописные нарисованы мягче и «круглее», что отчасти отдаляет их от исходных «инженерных» принципов. Ещё дальше от конструкций прототипа находятся узкие начертания DIN 2014, которые получены методом сжатия нормальных начертаний, притом что в узких начертаниях оригинального DIN меняется сам скелет знаков: апертура становится меньше, знаки обретают большую геометричность, а терминалы закрываются горизонтально. Впрочем, как сказано в описании, «DIN 2014 — современная интерпретация известного шрифта DIN», а степень интерпретации — дело сугубо авторское.
При сравнении кириллицы в трёх шрифтах — FF DIN, DIN 2014 и PF DIN Text — можно отметить относительную нейтральность решений в первых двух шрифтах (хотя такие принципиальные формы, как б, Ж, ж, К, к, Ч, ч, найдены в DIN 2014 удачнее). Удивляет же поразительная неточность форм кириллических знаков в шрифте PF DIN Text компании Parachute, который успел получить широкое распространение на российском рынке.
В наклонных начертаниях DIN 2014 есть альтернативные курсивные конструкции некоторых знаков, которые подключаются с помощью одного из стилистических наборов. Их применение особенно ощутимо в кириллице, где форму меняют сразу одиннадцать знаков и набор заметно отличается от исходного, тогда как в латинице подобная замена возможна всего в двух буквах — а, e. В состав всех начертаний этого шрифта включены табличные и пропорциональные цифры, надстрочные и подстрочные индексы, дроби и пиктограммы.
Дизайнеры: Кристиан Шварц (Christian Schwartz), Илья Рудерман (кириллица), Panos Haratzopoulos (греческий). Издатели: Commercial Type
Graphik
Изначально Graphik разрабатывался Кристианом Шварцем (Christian Schwartz) для фирменного стиля его собственной студии Schwartzco Inc., после чего шрифт успешно использовался в журнале Condé Nast Portfolio, затем состав его начертаний был расширен, и гарнитура появилась в макетах журналов Wallpaper* и Т (в составе The New York Times).
Graphik производит впечатление универсального рабочего инструмента без отвлекающих внимание деталей. Это нейтральный игрок, который спасает макет от «Гельветики», но не растворяется в ряду безликих подобий. У шрифта ясные, спокойные, закрытые формы, тщательно выверенный ритм, развитая система начертаний (от Thin до Super). Шрифт убедительно работает как в мелких кеглях журнальных сносок, так и в крупных плакатных решениях. Примечательно, что при увеличении массы знаков очко шрифта остаётся неизменным, что весьма практично при работе со сложными, многокомпонентными макетами, в которых сочетаются одновременно несколько начертаний.
В основе образа Graphik’a целый ряд исторических прототипов: от малоизвестных гротесков до швейцарского леттеринга начала и середины XX века. Светлые и нормальные начертания могут напомнить о менее распространённых современниках шрифтов Futura, Helvetica и Univers: Neuzeit Grotesk, Folio, Recta и Maxima. В сверхжирных начертаниях, как отмечается в описании шрифта, можно проследить формы шрифта Пауля Реннера Plak, гротеска, который создавался для печати в крупном кегле деревянными литерами. Когда-то Plak повлиял на жирные начертания «Футуры», но в сравнении с начертаниями Graphik’a у него менее однородные формы знаков и сравнительно широкие пропорции.
К особенностям этого шрифта можно отнести тонкое смешение признаков неогротесков и геометрических гротесков. Здесь есть характерные для неогротесков максимальная закрытость знаков и слегка оквадраченное внутреннее белое. При этом прописные знаки не стремятся к абсолютной «швейцарской» равноширинности, сохраняя память (как Futura или Neuzeit Grotesk) о классических траяновых пропорциях (почти круглые О, С, G, зауженные В, E, F, L, R). В то же время прописные знаки жирных начертаний лишены этой особенности и практически равны по ширине. В стилистических наборах здесь можно найти альтернативные геометричные конструкции: одночастную a и крестообразную t.
Пропорции строчных знаков кириллицы Graphik’a в сравнении с латиницей выглядят слегка зауженными, что меняет образ набора. Если латиница в нормальных начертаниях этого гротеска выразительно округлая, то кириллица сделана более компактной и нейтральной. Семейство Graphik включает в себя девять насыщенностей с наклонными начертаниями — всего 18. Здесь найдутся прописные и гибридные цифры (такие цифры обладают смешанными характеристиками, они слегка свисают, как старостильные цифры, а по высоте примерно с капитель), а также индексы и арифметические знаки.
Дизайнеры: Петер Билак (Peter Bilak), Никола Джурек (Nikola Djurek), Ирина Смирнова (кириллица).
Издатель: Typotheque, Нидерланды
Greta Sans Pro
Greta Sans Pro — тонко спроектированный гуманистический гротеск с открытой апертурой знаков, заметной динамикой штриха и лёгким контрастом, разноширинными прописными, а также настоящими, подчёркнуто динамичными курсивами. Greta Sans Pro выпущен в экстраординарно широком спектре начертаний: в каждом из стилей Compressed, Condensed, Normal, Extended содержится в среднем по десять насыщенностей с соответствующими курсивами, что даёт в общей сумме 80 начертаний. Здесь уже не приходится говорить, для чего предназначен этот шрифт, — похоже, что он всеприменим.
Каждое начертание включает в себя девять видов цифр: по умолчанию установлены пропорциональные маюскульные цифры, но в кассе также найдутся как пропорциональные минускульные цифры, так и все типы табличных цифр, индексы и капительные цифры и пиктограммы.
В публикации об устройстве семейства Greta Sans Петер Билак отмечает архитектурный подход к планированию всей системы взаимоотношений между начертаниями, принципы которого он почерпнул (ещё будучи студентом) из структуры системы Univers Адриана Фрутигера. Архитектурный подход, по Билаку, заключается в предварительном исследовании всех пограничных начертаний, в прорисовке форм знаков в экстремальных состояниях (от самого узкого и светлого начертания до самого широкого и жирного) и выстраивании на основе этого плана дизайн-пространства с заранее определёнными экстремумами. Такой подход принципиально отличается от дизайна, который Билак (вслед за музыкантом Брайаном Ино) называет «работой садовника», когда система вырастает из малого, как растение из зерна. Например, другая его известная гарнитура Fedra расширялась именно так, от базовых начертаний по одной оси к более насыщенным и разноширинным вариантам.
Greta Sans — гибкая шрифтовая система, и это видно по тому, как Билак варьирует конструкции букв в некоторых начертаниях. Он избегает формальной интерполяции и всегда следит за тем, что происходит с буквами на том или ином этапе. Например, в самых светлых начертаниях точка над i нарисована не круглой, а прямоугольной, чтобы сохранить её массу. По оси ширин в самых узких начертаниях двучастные g и а упрощаются в одночастные и тем самым избегают драматичного стискивания в одну нечитаемую чёрную форму. То же самое происходит, например, и со знаком $ — здесь вертикальный штрих в узких и жирных начертаниях прерывается, не проникая в середину белого.
Наконец, важно отметить оптические компенсации и вариативный кернинг в разных начертаниях. Сверхсветлые и очень жирные начертания спроектированы для использования в крупных кеглях, и апроши в них сделаны компактнее, чем в регулярном начертании. Такие развитые по стилям и начертаниям семьи, как Greta Sans, — редкость для проектов с кириллицей, что даёт этому шрифту неоспоримое преимущество на рынке.
Дизайнеры: Илья Рудерман, Юрий Остроменцкий. Издатель: CSTM Fonts, Россия
Kazimir
Kazimir — один из примеров авторской интерпретации, или, точнее, авторской реакции, на типографику отдельно взятого периода. Это попытка переосмысления ряда отечественных шрифтов конца XIX и начала XX века, входящих в образное ядро дореволюционной типографики. Подобные шрифты использовались для набора многотиражных вещей: популярных газет, недорогих книг, брошюр и прочих повседневных мелочей. Как отмечают авторы, гарнитура создана под влиянием типографики книги «История русской словесности» П. Н. Полевого (издательство А.Ф. Маркса, 1900).
Шрифты, подобные этому, позже войдут в серию «Обыкновенная», которая появилась как следствие стандартизации полиграфического хозяйства СССР в 1930-х годах. Группа состояла из семи разных гарнитур, практически все они были произведены словолитней Осипа Лемана. Эти шрифты обладали сходными признаками, по которым их можно отнести к группе шотландских антикв. В середине XX века разные версии Обыкновенной гарнитуры применялись при наборе как книжной продукции, так и периодики.
В основных начертаниях Kazimir’a (нельзя не отметить удачно выбранное название, дополняющее и подчёркивающее найденный образ) более сдержан в деталях и по формальным признакам сочетает в себе особенности шотландских и новостильных антикв. Вот некоторые из этих признаков: ровный ритм, вертикальный контраст, примитивные засечки, равноширинные прописные. Особенно узкими кажутся прописные буквы, но длинные и тонкие засечки компенсируют это впечатление, как бы растягивая чёрную форму по строке. Пару каждому из шести прямых начертаний «Казимира» составляют довольно широкие округлые курсивы с небольшим углом наклона.
Оригинальные особенности этого шрифта скрываются в спроектированном дополнительно стилистическом наборе, названном Irregular. Этот «необыкновенный» комплект знаков предлагает пользователю задействовать альтернативные формы, отличающиеся от основного начертания как графикой, так и пропорциями. Здесь есть щедро расширенные круглые знаки, ряд букв узких, буквально сдавленных, и, наконец, экспериментальные конструкции латинских и кириллических графем. Многие формы «необыкновенных» строчных букв экстравагантны. Часть из них имеют историческую основу, например, трёхногая т и буква щ с язычком посередине. Ряд знаков абсолютно фантазиен, например t с навершием в форме ласточкиного хвоста (позаимствованного у буквы ф из регулярного набора), закрученные капли f и j, й с перевёрнутой краткой или k с закрытым горизонтально верхом. Это лишь небольшая часть всех фокусов, на которые способен «Казимир».
Особенность этой игры заключается в том, что она применима не только для акцидентного набора, но и для набора текстов средней длины (желательно не ниже 14-го кегля). Таким образом, выбор того или иного комплекта знаков даёт возможность менять интонацию текста с размеренной на «дикую», как её называют авторы. Шрифтом можно пользоваться как с помощью функций OpenType, так и выбирая знаки вручную из палитры глифов, если речь идёт о небольших заголовках.
Выпуск текстовой версии (Kazimir Text) запланирован на 2016 год.
Дизайнер Тоши Омагари (Toshi Omagari). Издатель: Type Together, Чешская Республика
Marco
Появление старостильной антиквы с кириллицей — событие, мимо которого сложно пройти по очевидным соображениям. Дизайнеры и типографы не прекращают обращать внимание шрифтовиков на дефицит текстовых антикв с убедительным рисунком знаков и выверенным ритмом строки. Тоши Омагари, автор Marco, предлагает своё решение. В аннотации проекта он обращается к итальянской традиции XV столетия и переносит нас в Мекку книгопечатания — Венецию с её героями Николасом Йенсоном и Альдом Мануцием.
достаточно крупным «брюшком»; у складно построенной g явно редуцированна средняя часть; а высота строчных знаков, в дань современной типографике, заметно завышена по отношению к прописным. Ключевые же признаки «венецианцев» — динамика осей овалов, подчёркнутая дуктальность форм, ассиметричные засечки, заметно выгнутые правые стойки в h, n, m, лёгкий рукописный наклон, благородные разноширинные пропорции прописных знаков — всё это убедительно представлено в шрифте. Кроме того, Marco сделан с характерным подрагиванием контура, которое передаёт ощущение старого книгопечатного станка.
Однако это не буквальная историческая реконструкция. Marco остаётся на подчёркнутой дистанции в пятьсот лет от своих венецианских прообразов. Такой эффект достигается за счёт более регулярных графических решений и изменения конструкций ключевых знаков: е имеет прямой соединительный штрих и довольно крупный «глаз» (а на месте характерного «клювика» мы видим обратное явление — штрих подобран), в букве а распознаётся достаточно крупное «брюшко», у складно нарисованной g явно упрощена средняя часть, а высота строчных знаков, в дань современной типографике, заметно завышена по отношению к прописным. Ключевые же признаки «венецианцев»: динамика осей овалов, подчёркнутая дуктальность форм, асимметричные засечки, заметно выгнутые правые стойки в h, n, m, лёгкий рукописный наклон, благородные разноширинные пропорции прописных знаков — всё это здесь представлено. Кроме того, Marco сделан с характерным подрагиванием контура, которое передаёт ощущение оттиска старого книгопечатного станка.
Говоря о контурах, важно отметить кропотливость, с которой автор относится к деталям. Об этом свидетельствуют небольшие срезы в асимметричных засечках и терминалах, сложные формы горизонтальных штрихов с диагональным изгибом. Добиться подобного ощущения от цифрового шрифта непросто: важно не только обладать чуткостью и понимать каллиграфическую традицию, но и постоянно варьировать поведение кривых, сохраняя при этом контроль над множеством деталей. Если всё это умножить на щедрое количество знаков (1900 глифов в каждом из трёх начертаний) с не менее прихотливыми курсивами со свошами, концевыми знаками и контекстными альтернативами плюс учесть капитель и несколько наборов цифр для трёх систем письменности (латинская, греческая и кирилловская), то заслуги дизайнера будет сложно преувеличить.
Система начертаний и выбор насыщенностей гарнитуры предполагают некоторые ограничения в его применении. Marco можно с лёгкостью представить в книжном наборе, причём начиная со сравнительно небольшого размера: в седьмом кегле сохраняется разборчивость строки и лёгкость восприятия текста. Однако при выборе бумаги стоит учитывать, что регулярное начертание достаточно плотное и не последнюю роль будет играть растискивание краски, отчего пухлые сорта бумаги могут дать неожиданно тёмный набор. В связи с этим появляется небольшое разочарование, что в начертаниях отсутствуют более светлые стили.
В описании проекта говорится, что благодаря особенностям динамики знаков, умеренному контрасту и благоразумным пропорциям Marco хорошо работает в наборе длинных текстов. В этом легко убедиться: взгляд стремится по строке, комфортно преодолевая большие объёмы текста. При этом ритм набора (как в латинской, так и в кириллической части) хорошо сбалансирован и даёт равномерную ткань набора.
Дизайнеры: Рикардо Олоку (Riccardo Olocco), Джонатан Пьерини (Jonathan Pierini), Илья Рудерман и Ирина Смирнова (кириллица), Ирен Влаку (греческий). Издатель: Typotheque, Нидерланды
Parmigiano
Помимо прочих талантов, Джамбаттиста Бодони (1740–1813) был известен как неутомимый исследователь вариативности одной и той же формы буквы в зависимости от типографической задачи. Свобода и независимость от книжного рынка, наличие средств и ресурсов (итальянец почти 45 лет прослужил на должности управляющего типографией и издательством герцога Пармского, а его жалованье было сопоставимо с выплатами лучшим военачальникам) позволяли ему экспериментировать как с изготовлением шрифтов, так и непосредственно с печатью. Бодони резал пуансоны одного стиля, но разных контрастов, ширин, с различной величиной очка и длинами выносных элементов, учитывая последующее применение. Это касалось как отдельных букв, например для леттеринга на титульном листе, так и шрифтов, например для сплошного набора в очень мелком кегле. Кроме этого, Бодони был великолепным наборщиком и глубоко понимал все тонкости ремесла — этому он научился в типографии Ватикана, куда поступил подмастерьем в 18-летнем возрасте. Кроме того, он знал несколько восточных языков и, разумеется, изготавливал не только латинские шрифты. Инвентаризация наследия Бодони в 1840 году выявила 25 735 пуансонов и 50 994 матрицы (немыслимый объём, учитывая технологии того времени).
Именно на этот аспект — технологический потенциал шрифтов Бодони и их блестящую отделку — и обратили внимание авторы проекта Parmigiano Рикардо Олоку (Riccardo Olocco) и Джонатан Пьерини (Jonathan Pierini). Правда, одним из условий задачи они поставили не точное воспроизведение шрифтов итальянца, а скорее их адаптацию для современности с её гибкой и вариативной типографикой — так, как если бы пармский типограф работал сегодня и обладал соответствующим инструментарием. Опирались дизайнеры на фотографии высокого разрешения образцов шрифтов из знаменитой книги Manuale Tipografico (1818). Результат насчитывает 6 гарнитур, которые отличаются как рисунком, так и своим предназначением. Четыре из них (Text, Caption, Headline, Piccolo) снабжены кириллицей. Более экспериментальные версии Sans Pro и Stencil пока кириллицей не обзавелись. Отметим, что это не единственный в своём роде опыт на тему наследия Бодони за последнее время: в 2014 году дизайнеры Commercial Type выпустили гарнитуру Caponi, которая включает в себя несколько стилей (Headline, Slab, Text), но не имеет кириллицы.
Parmigiano Headline, по словам авторов, спроектирован ближе всего к первоисточнику. Это самая контрастная по рисунку гарнитура из всей серии, рассчитанная на работу в крупном кегле. В ней прослеживаются типичные для реконструкций шрифтов Бодони признаки: тонкие прямые засечки, строго вертикальные оси овалов, круглые каплевидные элементы, закрытая апертура знаков. Ко всем прямым начертаниям Parmigiano Headline нарисованы гармоничные курсивы, наклон которых не так велик, как у большинства оригинальных курсивов Бодони. Контуры построены с большим вниманием: чтобы добиться правдоподобного живого образа, все окончания штрихов смягчены радиусами, места соединения засечки со стойкой также имеют небольшие скругления, а кажущиеся простыми прямые тонкие засечки на самом деле имеют горизонтальный изгиб.
Семейство Parmigiano Text более плотное по рисунку, чем Headline. Здесь начертания нарисованы с учётом их использования в длинных текстах среднего кегля (от 10-го и выше), например в книгах или журналах. По сравнению с текстовыми шрифтами Бодони, начертания Parmigiano Text сделаны с чуть большей модуляцией штрихов. Формы букв несколько упрощены, пропорции знаков сделаны шире, очко шрифта крупнее. По этой же модели подготовлена серия начертаний под названием Parmigiano Caption для работы в более мелком кегле (менее 10 пунктов) — эта гарнитура подходит для набора сносок и примечаний.
Возможно, наиболее далёкая от канонической стилистики Бодони гарнитура Parmigiano Piccolo. Она плотная, не такая контрастная, как текстовые начертания «Пармиджано», а начертание Piccolo Thin попросту лишено контраста и похоже на набор печатной машинки. Все параметры для набора в экстремально мелком кегле учтены: короткие выносные элементы, большой рост строчных знаков относительно прописных, широкие пропорции букв, увеличенные полуапроши.
Дизайнеры Юрий Остроменцкий, Илья Рудерман. Издатель: CSTM Fonts, Россия
Pilar
Pilar — пример деконструкции типографики европейского ар-деко. Изначально этот акцидентный шрифт был спроектирован Юрием Остроменцким в 2012 году в качестве заголовочного для журнала «Большой город». Шрифт успешно работал в журнале, обеспечивая целый спектр средств для ярких высказываний. Позднее новая версия была переработана и расширена и сейчас содержит четыре стилистических сета: «Регулярный открытый», «Широкий закрытый», «Узкий» и «Дикий».
Почти каждая буква имеет свою странность и, как следствие, индивидуальность: заниженную талию, нетипичный скелет, пропорциональный сдвиг или неожиданный контраст. При таком подходе перед автором, как правило, стоит важная задача — удержать всё разнообразие форм и графики в рамках одной системы, чтобы она не рассыпалась на несколько графических частей. Pilar, при всей своей вариативности, остаётся цельным за счёт выразительных массивных форм знаков и сбалансированного ритма чёрного и белого.
Pilar демонстрирует все признаки так называемых шрифтов-конструкторов. Наглядным примером этого подхода может служить проект Woodkit Андрея Оба (Ondrej Jób), о котором мы писали в нашем прошлогоднем обзоре. Но если Woodkid напоминал больше игру в кубики, то работа с Pilar’ом предполагает планирование разных типографических ситуаций и интонирование в рамках композиции. Это можно делать либо самостоятельно, переключая разные наборы знаков с помощью стилистических сетов OpenType, либо доверившись случаю: по умолчанию шрифт будет подставлять последовательно разные знаки каждого из четырёх комплектов.
В первых двух стилистических наборах содержатся знаки противоположных типов гротесков, открытого и закрытого, что даёт возможность типографу экспериментировать, смешивая их. В наборе знаков, названном «Диким», абсурд достигается всеми способами: конструкция букв ломается или упрощается, штрихи замыкаются, появляются контрастные элементы, неожиданно к толстым основным штрихам стыкуются тонкие диагонали и полуовалы. Строка, набранная буквами из этого сета, привносит буйное и эксцентричное звучание на полосу.
Дизайнер Ольга Панькова. Издатель: Gestalten Fonts, Германия
Pulitzer
Гуманистические брусковые антиквы — категория, слабо представленная в кириллице. Отличительными особенностями этой группы являются, кроме очевидных тяжёлых брусковых засечек, перекличка конструкций знаков со старостильными антиквами, большая апертура, невысокий контраст и настоящие курсивы. Здесь сочетаются первородная механистичная природа брусковых шрифтов с традиционными для гуманистических антикв параметрами, например динамикой осей овалов. При этом диапазон признаков может быть достаточно широким: от неконтрастной модели с равноширинными прописными, наподобие FF Unit (2003) Эрика Шпикермана (Erik Spiekermann), до шрифтов с более выраженными дуктальными особенностями и разноширинными прописными, как Chaparral (1997–2000) Кэрол Туомбли (Carol Twombly) или FF Scala (1990–1998) Мартина Майора (Martin Majoor).
Pulitzer — дипломный проект Ольги Паньковой, который был замечен берлинским издательством Gestalten Fonts и выпущен в 2015 году. В этом проекте Ольга экспериментирует с динамикой ширококонечного пера и добавляет её к перечисленным особенностям гуманистических брусковых антикв. В результате в формах букв появился характерный слом штриха на сгибе и его расширение при завершении. Статику брусковых шрифтов передают простейшие засечки без закруглений, жёстко состыкованные со стойками. В прописных знаках этого шрифта обнаруживается робкое стремление к разноширинности, а строчные, с учётом их контраста и дуктальности, напоминают о старостильных антиквах.
Такое разнообразие приёмов, решительное введение в формы букв характеристик разных подгрупп шрифтов приводит к двойственному эффекту. В крупном кегле каждая буква смотрится выразительно и необычно. Чёрное и белое активно проявляют себя как внутри знака, так и за его пределами, влияя на ритм строки, настроить который — в таких динамичных условиях — совсем нелёгкая задача для дизайнера. Ритм «Пулитцера» в тексте кажется одновременно плотным и разряжённым, что требует от типографа, работающего со шрифтом, большой внимательности и чутья, чтобы получить равномерную ткань набора. В текстовых же кеглях (10–12 pt) уникальность форм каждой буквы нивелируется и смелый и напористый характер графики уступает место нейтральному образу текстового блока.
Кроме того, Pulitzer — обладатель необычных курсивов. Из-за присутствия активных «белых клиньев» между основным и соединительным штрихами в строке проявляется ярко выраженный диагональный ритм, который выступает на первый план при наборе курсивом. Поэтому курсивные начертания уместны для выделения небольших фрагментов в тексте, а в более массивных объёмах упомянутая «диагональность» начинает доминировать и вызывать ощутимое зрительное напряжение.
Кроме регулярных начертаний, Pulitzer включает в себя полужирное начертание с курсивом и акцидентную трафаретную версию (без курсива).
Дизайнеры: Никола Джурек (Nikola Djurek), Илья Рудерман (кириллица). Издатель: Typonine, Хорватия
Tesla Slab
Tesla Slab Николы Джурека (Nikola Djurek) — образец геометрического брускового шрифта с рядом особенностей. В прописных знаках можно отметить консерватизм решений, напоминающий о таких ветеранах, как Rokwell (1934) Франка Пьерпонта (Frank Hinman Pierpont) и ITC Lubalin Graph (1974) Герба Любалина (Herb Lubalin). Здесь же нельзя не вспомнить о схожем проекте студии House Industries, обладающим более экстравагантным характером — Neutraface Slab (2009). Cтрочные знаки Tesla Slab за счёт более узких пропорций, внутренней динамики штрихов, тонких оптических компенсаций и оригинальных цифр выглядят менее геометричными и наряду с акциденцией вполне могут быть использованы в наборе длинных текстов. Особенно ярко это проявлено в настоящем и весьма пластичном курсиве, в то время как большинство геометрических брусковых шрифтов сопровождается только наклонными начертаниями.
Этот шрифт удачно пропорционирован: выносные элементы средней длины не поджимаются к строке ради экономии места по вертикали, отношение высоты прописных знаков к строчным стремится к традиционным для переходных антикв пропорциям (парадоксально, но такие же вертикальные пропорции у Times New Roman). И если в прописных буквах статичность брусковых шрифтов всё-таки очевидна, то строчной алфавит за счёт зауженных знаков и сравнительно длинных выносных элементов добавляет гарнитуре энергии. Кроме того, наличие шести начертаний с курсивами позволяет работать с «Теслой» в широком диапазоне кеглей: Hairline, Bold и Medium подойдут в работе над корпоративными стилями или журнальной акциденцией, а с помощью Light, Regular и Book можно даже рискнуть набрать не слишком длинный роман или книгу в жанре нон-фикшн.
Прямые начертания кириллицы в жёстких конструкциях брускового шрифта выглядят более предсказуемо, все яркие особенности здесь переходят по наследству от латиницы: вертикальная засечка в а, нижняя засечка в у, конструкции ж и к. Тем ценнее редкие пластичные знаки кириллицы — б, д, л, з и ч, которые смягчают ритм «машинописной» строки. Значительно же обогащают образ гарнитуры оригинальные курсивы с привнесёнными каллиграфическими особенностями.
Редакция благодарит всех авторов шрифтов за предоставленные материалы.
Цифра «10» для этого обзора нарисована Ольгой Паньковой. Все кириллические шрифты 2019 года
Как обычно, список разделен на разделы в соответствии с нашими собственными предпочтениями, чувством красоты и опытом шрифтового дизайна:
шрифта с идеальной кириллицей;
шрифта с хорошей кириллицей;
супердисплейных экспериментальных шрифта с кириллицей за пределами наших критериев оценки;
шрифта с допустимой кириллицей;
шрифта с сомнительной кириллицей;
шрифта с явными ошибками кириллицы.
Мы настоятельно рекомендуем дважды подумать, прежде чем использовать шрифты из двух последних разделов. Тем не менее, мы глубоко убеждены, что не существует шрифтов, которые безусловно плохо , и даже наихудший шрифт могут работать хорошо (и даже превосходить совершенный шрифт ) в определенной ситуации.
Первые три раздела — это выпуски шрифтов type.today, завтра.type.today и других шрифтов с кириллицей, разработанных CSTM Fonts.
Составлен Илья Рудерман , Юрий Остроменцкий (CSTM Fonts)
Кодирование: Дэвид Френкель
Производитель Березин Михаил
Шрифты, выпущенные через шрифт.сегодня
Фактор А Илья Наумов Семейство датчиков Александра Тарбеева Типография Типография Александра Тарбеева Halvar, автор Якоб Рунге, Нильс Томсен, Лиза Фишбах, Пол Эслаге Трафарет Halvar от Якоба Рунге, Нильса Томсена, Лизы Фишбах, Пола Эслаге Протогротеск Жан-Батиста Левэ, Кириллица Ильи Рудермана, Юрия Остроменцкого
Шрифтов, выпущенных до завтрашнего дня.type.today
Трансгендерный гротеск Александра Черепанова Архаизм — Никита Канарев Брамб, Валерий Голыженков Дюссельдот Илья Бажанов, Макс Барбулович Эпос Дениса Серебрякова Grafier Алекс Слобженинов HealthGoth Анны Сеславинской Ностра Лукаса Дескруа ! [Трансгендер Гротеск] Трансгендер от Александра Черепанова Углая Валерий Голыженков
Другие выпуски шрифтов с использованием шрифтов CSTM
LL Аккурат Лоренц Бруннер (Линето), Кириллица Илья Рудерман, Юрий Остроменцкий LL Коричневый от Орель Сак (Линето), кириллица от Ильи Рудермана, Юрия Остроменцкого LL Unica77 Кристиана Менгельта (Команда’77), Мориса Гёльднера (Линето), кириллица Ильи Рудермана, Юрия Остроменцкого CSTM Xprmntl 03 Юрия Остроменцкого (CSTM Fonts)
Шрифты с идеальной кириллицей
Адельфи, Ник Джоб (Rosetta Type Foundry) Allium Rounded Мари Оцука, Сайрус Хайсмит (Occupant Fonts) Brachetto от Roland Hüse CoFo Peshka от Contrast Foundry Сдвинуть засечку Дениса Серебрякова ! [FS-Brabo] FS Brabo, автор — Фернандо Мелло (Fontsmith) Грцк Ильи Наумова, Бенджамина Блесса Le Murmure Жереми Ланда, кириллица Алекса Слобженинова Literata Веры Евстафьевой, Вероники Буриан, Ирен Влаху, Хосе Скальоне (TypeTogether) Никелевая готика Дэвида Джонатана Росс Холодильник Deluxe от Марка Симонсона Теодор — Филипп Ноймайер (Рюдигер) Зангези Санс Дарьи Петровой
Аэронавтика на фирменных бланках Studio Аэростат от Letterhead Studio Atmosferico от Letterhead Studio Аттракцион от Letterhead Studio Bloccato, студия Letterhead Brutalino, студия Letterhead Dicesimo от Letterhead Studio Документарий от Letterhead Studio Generoso от Letterhead Studio Gibra от Letterhead Studio
Гроссето от Letterhead Studio Grossomagro от Letterhead Studio GuardiOla Юрия Гордона (Letterhead Studio) Несовершенный от Letterhead Studio Перезаряжаемый фирменный бланк Studio Ленивка Юрия Гордона (Letterhead Studio) Панеттерия от Letterhead Studio Passione Orribile, студия Letterhead Пекорино от Letterhead Studio
Quando by Letterhead Studio Рафината от Letterhead Studio Ремарк Египетский от Letterhead Studio Ремарк Готика от Letterhead Studio Ремарка на латыни от Letterhead Studio Самиздат от Letterhead Studio Столешников Юрия Гордона (Letterhead Studio)
Tesa от Letterhead Studio Uglygothic от Letterhead Studio Vestimentarno от Letterhead Studio Цеппелино от Letterhead Studio
г. до н.э. Базовый лайнер Саймона Матейки (Литейный тип портфеля), кириллица Александра Любовенко (Паратип) Голос Александра Королькова, Виталий Кузьмин (Paratype) Grrr Дмитрия Голуба, Александра Королькова (Paratype) Иллюзия Натальи Васильевой (Паратип) Журнал без старой школы Натальи Васильевой (Паратип) PT Root UI от Виталия Кузьмина (Paratype)
Шрифты с хорошей кириллицей
Адаптер от William Montrose, Sláva Jevčinová (Литейный завод Rosetta) Adobe Handwriting Эрни Эрнест Марш Adobe Рукописный ввод Фрэнка Грисхаммера Adobe Handwriting Tiffany авторства Тиффани Уордл де Соуза Амрис Бена Джонса (монотипия) Антоним Гаяне Багдасарян, Вячеслав Кириленко (Brownfox)
Аперку в сжатой форме Антанты (Колофон) Bitcrusher, Рэй Лараби (Typodermic) Bree Cyrillic Хосе Скальоне, Вероника Буриан (TypeTogether) Choowee, Владимир Егошин Closer Text by Андрей Константинов (Mint Type)
Ding Extra от Андрея Кудрявцева (RodrigoTypo) Додо Александра Боброва (Indian Summer Studio) Ручной струйный станок Давида Бржезина (Литейный завод Rosetta) Кенийский трафарет для кофе от Рэя Лараби (Typodermic) Маркер Lumios от Елены Геновой (Моя творческая страна) Пинг Петера Биляка, Никола Джурек (Типотека) РФ Борис Миша Панфилов (Русские шрифты) РФ Такт Миши Панфилова (Русские шрифты) Spaceland Олега Лищука (Тип перца)
ALS Beast от Алексея Малкова (ст.Студия Лебедева) ALS Brevier Константина Лукьянова (Студия Артемия Лебедева) ALS Copycat Ксения Ерулевич (Студия Лебедева) ALS Hauss Алексея Малкова (Студия Лебедева) ALS Horizon Таисии Лущенко (Студия Лебедева) ALS Январь Константина Лукьянова (Студия Лебедева) ALS Junior, Константин Лукьянов (Студия Лебедева) ALS Kalamos Михаила Горенштейна (Студия Лебедева) ALS Wagon от Алексея Малкова (ст.Лебедева)
Доводчик Андрея Константинова (Mint Type) Cyntho Next Slab от Андрея Константинова (Mint Type) Cyntho Next от Андрея Константинова (Mint Type) Гринвич Андрея Константинова (Монетный двор) Понзу Андрея Константинова (Монетный двор)
Супер-дисплей, экспериментальные шрифты с кириллицей за пределами наших критериев оценки
Афформ Артемия Кремера Forma Bold, Владимир Коломейцев Фуллер от Антона Попова Германика Сергея Максимова Handwrt Алены Шульги Хрусталь Александра Богомолова Ревер Саши Смирнова (Paratype) Матисс Сергея Лыткина, Антона Попова
Резак Mc Марка Чернышева ! [Мак-черви-схема] Наброски Мак-червяков Марка Чернышева ! [Meteorito-Bold] Meteorito Bold от Кати Александровой Москек Марка Чернышева Натуралист Сергея Максимова Ocbita Артемия Кремера Pitcrew Антон Попов ! [Potexa-Bold] Potexa Bold от Владимира Коломейцева Сибирь Олега Журавлева ! [Tempo-Regular] Tempo Regular от Ромы Лавриненко Унциал Романа Груздкова
314 бит Людмила Дачева (Iam314) ALS Echelon Даниила Видмича (ст.Студия Лебедева) База Петра Бушуева (NaumType) Броза Виктора Песоцкого Бетон Андрея Картера Дубль Владимира Аносова Драб Виктора Песоцкого Дронго Юрия Веселова
Eskos Виктора Песоцкого Etewut Sans, автор Alex Etewut (Etewut) Juxta Sans Mono Петра Бушуева (NaumType) Juxta Петра Бушуева (NaumType) KD Pempo от Жалгаса Касымкулова (Дизайн Касымкулова) Marvin Visions, автор Mathieu Triay
Neue Machina от Pangram Pangram, Baugasm Помидорко Тони Сидачева Postertoaster Всеволода Абрамова Roosk от Венеты Рангеловой (DearType) SK Primo, автор Тихон Резцов Swampy от TimXez UNOVIS100 Дениса Машарова
Шрифты с допустимой кириллицей
Alethia Next, автор Олег Лищук (Тип перца) Аркаим от Димы поляка Favorit Pro от Йоханнеса Брейера, Фабиана Харба, Эркина Карамемета, Иммо Шнайдера, Роберта Джейнса, Даниэля Чессари, кириллица от Марии Дореули, Лизы Рассказовой Золотая книга Марка Симонсона Хорошее время, Рэй Лараби (Typodermic) Grafema LC, автор — Жаклина Жекова (Коллективное письмо) Хегвал Экспозиция Марии Пигулевской (ООО «Северный блок») Hubba Дмитрия Грешнева (Green Type)
Меценат Михала Яроцинского (Dada Studio) Морфа от Елены Ковальски (Глен Ян) Naftera Пабло Балселлса (Graviton) Nudla от Елены Ковальски (Глен Ян) Omnes от Джона Хадсона (Darden Studio) Дворец спорта Станислава Чиганова НПЗ Кимми Кирквуд (Kimmy Design) Steelfish Rounded by Ray Larabie (Typodermic)
Вступительный сценарий Венцислава Джокова (Fontfabric) Мозер Ани Петровой (Fontfabric) Ной Свет Симов (Fontfabric) Panton Rust от Plamen Motev (Fontfabric)
Шрифты с сомнительной кириллицей
Academy Sans, Джонас Хекшер (Playtype) Ахат Василия Кателиева (Карандаша) ALS Arc Константина Лукьянова (ст.Студия Лебедева) ALS Mio by Mio Horii (Студия Лебедева) Atenta от Елены Ковальски (Глен Ян) Bebas Neue Pro от Ryoichi Tsunekawa (Тип Дхармы) Бинария Пабло Балселлса (Гравитон)
Дилерская табличка Рэя Лараби (Typodermic) Электроника Пабло Бальселлса (Graviton) Код Fira от Никиты Прокопова Подходит Венеты Рангеловой (DearType) Galderglynn 1884, Рэй Лараби (Typodermic) Genia от Akufadhl Grand Gothik, автор Панос Васьё
! [Hailgen] Hailgen от Akufadhl House Sans от Дэна Джонса (TypeUnion) Intensiva Пабло Балселлса (Graviton) Inter от Расмуса Андерссона Иеронимус Алексея Поповцева (Аронетов) Кардинал Ани Дмитровой Linear Sans / Radial Милоша Митровича Пишущая машинка Lumios от Елены Геновой (Моя творческая страна) Makro XM от Gumpita Rahayu (Tokotype) Masiva Пабло Балселлса (Graviton)
Point Soft от Натанаэля Гамы (Ndiscover) Предиктор Станислава Хацника (Smartfont) Цена от Ray Larabie (Typodermic) TOMO Acuario от TOMO Fonts TOMO Bossa от TOMO Fonts ТС Мака Виталия Цыганкова Utily Sans Альфонсо Гарсиа, Родриго Фуэнзалида (Latinotype) Вокал Ани Дмитрова
Cocogoose Classic от Франческо Кановаро (Zetafonts) Codec Pro от Франческо Кановаро (Zetafonts) Duepuntozero Pro от Франческо Кановаро (Zetafonts) Хагрид Козимо Панчини (Zetafonts) Iconic от Франческо Кановаро (Zetafonts) Китч от Франческо Кановаро (Zetafonts) Klein, автор Франческо Кановаро (Zetafonts) Лавлейс Козимо Панчини (Zetafonts) Монтерчи, автор Франческо Кановаро (Zetafonts) Тариф Козимо Панчини (Zetafonts)
Шрифты с явными ошибками в кириллице
Blacker Pro от Козимо Панчини, Андреа Тартарелли (Zetafonts) CA Saygon Стефана Клавдия (мыс Аркона) Этевут с засечками, Алекс Этевут (Этевут) ИП Герой Егора Стремоусова Generisch Sans, автор: Fadhl Waliy ul Haqq (Akufadhl) Размышляйте, Дэн Джонс (TypeUnion) Science Gothic by Томас Финни, Васил Кателиев, Брэндон Беркле Selectric Century, Линн Бентон (Студия «Бабье лето») Sigma от Герта Вишера (Wiescher Design) Виктор Моно, Руне Бьёрнерос
Фонтуна Андрея Дыкуна (NREY) Gunhill, Андрей Дыкун (NREY) Heartland, Андрей Дыкун (NREY) ! [Косой дождь] Косой дождь, Андрей Дыкун (NREY) Равенхольм, Андрей Дыкун (NREY) ! [Санстердам] Санстердам, Андрей Дикун (NREY) Skiff by Андрей Дыкун (NREY) Thephir Андрея Дыкуна (NREY) Voguer Sans от Андрея Дикуна (NREY) Waymar, Андрей Дыкун (NREY)
Векторные изображения Кириллический шрифт, Стоковые векторные изображения Кириллица
шрифт и Роялти-Фри Изображения Кириллица | Depositphotos®Кириллический шрифт мелкаРусский декоративный кириллица.Русский каллиграфический алфавитКириллический шрифт без засечек в стиле милитариРукописный кириллический шрифтСлавянский алфавитКисть векторной кириллицы Русский алфавитКисть кириллический алфавитЧерная пятница написана на русском языке. Кириллица. Славянский шрифт может быть использован для вашего дизайна русского алфавита. Современный fontVector рисованной кириллический каллиграфический алфавит на основе классической русской каллиграфии. Cyber понедельник написан на русском языке. Кириллица. Славянский шрифт может быть использован для вашего дизайнаВекторный рисованный эскиз кириллицы, русский язык шрифтаРукописный кириллический шрифт кисти.Кириллица. Название на русском языке — каллиграфический шрифт кисти. Набор прописных, строчных букв, цифр и специальных символов. Трава венки для вашего дизайнаКириллица КаллиграфияБольшая кириллица. Кириллица каллиграфии. Строчная кириллица. Декоративный рукописный шрифт кисти. Векторные буквы. Свадебная каллиграфия. Азбука для вашего дизайна Кисть написана русским алфавитом Доброе утро. Кириллица. Набор заглавных букв, написанных кистью русского каллиграфического алфавита. Кириллица вектор.Содержит строчные и прописные буквы, цифры и специальные символы. Векторный алфавит. Кириллица и латынь. Каллиграфический шрифт. Уникальные персонализированные персонажи. Ручная надпись для дизайна — логотипы, значки, открытки, плакаты, принты. Современная кисть рукописного ввода Типография. Русский шрифт кириллицы мелом Рисованные буквы. Буквы алфавита, написанные с помощью кистиКисть стиль векторной кириллицы каллиграфияКаллиграфический кириллический алфавитКириллический шрифт. Веселый набор букв для типографики, который вы можете использовать для своего дизайна.Буквы и цифры нарисованные трафаретыРусский алфавит, береста фон, векторные иллюстрации. Ручной обращается русский алфавитКаллиграфический кириллический большой алфавитный наборКириллический каллиграфический алфавит. Строчные, прописные, цифры и знаки Набор строчных букв, написанных кистью, Неоновый кириллический алфавит, Кириллический цветной шрифт, вырезанный из бумаги для детей. Праздничный взгляд букв и цифр. На день рождения, реклама кистью стиль вектор кириллица русский алфавит кириллица скрипт.Реалистичные геометрические созвездия кириллицы. Светящийся треугольный русский шрифт. Чернильная кисть надписи кириллицей. Русский каллиграфический алфавит. Содержит строчные и прописные буквы, цифры и специальные символы. Винтажная кириллица, иллюстрация мелом. CTAN: Cyrillic Font
В этом разделе собраны пакеты со шрифтами для кириллицы и родственными скриптами.
Башкирское расширение шрифтов ОТ2.
шрифтов CharisSIL с поддержкой XeLaTeX или LuaLaTeX.
Семейство шрифтов с засечками.
Компьютер Современные шрифты с расширениями кириллицы.
русских шрифтов в «альтернативной» кодировке.
Набор кириллических шрифтов Type 1.
Шрифты на основе CM Type 1 для латиницы, греческого языка и кириллицы.
Компьютерный модерн для сербского и македонского языков.
Семейство шрифтов CM-Super.
Семейство шрифтов Computer Modern Unicode.
Cochineal шрифтов с поддержкой LaTeX.
Шрифты для хорватской глаголицы и других хорватских шрифтов.
LaTeX поддерживает шрифты DejaVu.
Пакет шрифтов, полученный из Heuristica и Utopia.
Форумные шрифты с поддержкой LaTeX.
Лицевая сторона шрифта Garamond Libre.
Шрифты Gentium (в двух форматах) и вспомогательные файлы.
Виртуальные шрифты для шрифтов с кодировкой T2A.
шрифтов GoSans и GoMono с поддержкой LaTeX.
Шрифты, расширяющие Utopia, с файлами поддержки LaTeX.
Поддержка старинного русского шрифта «Ижица».
Кириллические шрифты, поддерживающие стандартные кодировки LaTeX.
Надстройка Libertine для поддержки греческого и кириллического языков.
Шрифты LinguisticsPro с поддержкой LaTeX.
Семейство шрифтов «Литературная».
Рукописный шрифт Miama Nueva с поддержкой LaTeX.
Компьютерные современные шрифты, включая соответствующие нелатинские алфавиты.
Файлы поддержки для шрифтов Nimbus 2015 Core.
Обычная новая шрифт.
Шрифты OldStandard с поддержкой LaTeX.
Макросы, метрики и т. Д. Для использования кодировки кириллицы OT2.
Семейство кириллических шрифтов.
Шрифт OpenType Devanāgarī, разработанный для ученых.
Бесплатный шрифт в стиле Times.
Греческий и кириллица для сопровождения Times.
Шрифты для набора с помощью пакета xgreek.
кириллических шрифтов Вашингтонского университета.
Расширение шрифтов Bitstream Charter.
о которых мы хотим поговорить сегодня






шрифта с идеальной кириллицей;
шрифта с хорошей кириллицей;
супердисплейных экспериментальных шрифта с кириллицей за пределами наших критериев оценки;
шрифта с допустимой кириллицей;
шрифта с сомнительной кириллицей;
шрифта с явными ошибками кириллицы.
Кодирование: Дэвид Френкель
Производитель Березин Михаил
Leave a Comment