Рыцарский замок рисунок 6 класс – Как нарисовать замок, дворец карандашом поэтапно?


05.10.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


В рыцарском замке

Средневековье
в Европе было неспокойным временем. Постоянными были войны, как между соседними
государствами, так и среди феодалов одной страны.

Частыми
были набеги
мадья̀р,
и в особенности
норма̀ннов.

Викинги
наводили страх и ужас на жителей Европы.

Норманны

Необходимость
защищать себя и свои земли от нападения врагов заставила феодалов превратить
своё жилище в крепость. По всей Европе начинается строительство за̀мков.
Первые из них появились в IX–X веках.

Замок
был и домом, и крепостью феодала
. Символом влиятельности
своих хозяев.

Замок

Сначала
замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и
кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.

Замки
всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на
возвышенностях, островах, в горах
.

Со
временем сложилась традиция постройки замков.

В
основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний
двор, крепостные стены, ворота, ров.

План
замка

Донжо̀н
главная башня в феодальном замке.

Донжон
находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью
внутри крепости.

Донжон
обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные,
главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия
. Часто в донжоне
располагался крупный зал для приёмов.

Тут
же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.

Донжон

Часовня,
жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.

Во
внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников,
мельница и пекарня.

Крепостны̀е
стены
обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов.
Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.

Стены
замка

Одной
из самых главных частей замка были
ворота. Они были
главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных
механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на
них более сложным.

Ворота

Вокруг
замков рылись
рвы. Их заполняли водой, а на дне
часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.

Попасть
в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его
поднимали.

Мост

Было
несколько способов завладеть замком: взять его штурмом, заставить в ходе
длительной осады защитников сдаться, подкупить кого-нибудь из обитателей замка,
чтобы тот открыл ворота изнутри
.

Захват
замка

В
ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.

Воинам
было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по
длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть
башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.

Зачастую
нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого
предстояло ещё взять донжон.

На
головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую
смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.

Поэтому
штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для
осаждавших, чем для осаждённых.

Функции
замка

Главными
функциями замка были: военная (центр военных операций, средство
военного контроля над землями)
; административная (центр владений
феодала, место, откуда происходило управление землями)
;

хозяйственная
и
культурная (ремесленно-торговый центр, центр развития культуры).

Закат
эпохи замков происходит с началом массового применения
пороха
и
артиллерии.

В
большинстве стран Европы
военное дело стало занятием
исключительно феодалов
. Они получили название рыцари.

Образование
рыцарей было направленным на военное дело
. Начиналось
обучение с 8 лет. Совершеннолетия будущий рыцарь достигал в 21 год. Именно в
этом возрасте происходило его посвящение.

Хотя
в детстве к будущим рыцарям и приглашали учителей, но они в основном обучали
тех пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе.
Общеобразовательным наукам уделялось минимум внимания.

Посвящение
в рыцари

Рыцари
считали себя людьми «благородного» происхождения.

Гордились
древностью своих родов, числом знатных предков.

У
рыцаря были свой герботличительный знак рода и свой девѝз
краткое изречение, объяснявшее смысл герба.

 Рыцарь
должен был быть великодушным, свободнорождённым, щедрым, доблестным,
воинственным.

А
также защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и
быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту
нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро.

Рыцарский
кодекс

Но
эти правила рыцарской чести применялись только в отношениях между феодалами.
Всех, кто был «неблагородного» происхождения, рыцари презирали, вели себя с
ними высокомерно и жестоко.

Рыцарское
вооружение состояло из меча и тяжёлого копья. Оружием рыцаря
являлись также булава̀ или боевой топор.

Вооружение
рыцаря

Мечам
нередко давались имена собственные. Для рыцаря меч являлся сакральным оружием,
символом его принадлежности к особому, высшему сословию.

Защита
рыцарей постоянно улучшалась. В X–XII веках самой лучшей защитой была кольчу̀га
доспех, сплетённый из железных колец.

К
XIII веку появляются по̀ножи и на̀ручи, наколенники,
налокотники и наплечники.

Снаряжение
рыцаря

Позднее
в обиход входят ла̀ты-доспѐхи из стальных пластин.

На
голову рыцарь надевал шлем

Для
защиты от ударов мечом, стрел и копий рыцарь использовал
щит.
В умелых руках щит использовался как мощное оружие.

Снаряжение
рыцаря

Сражались
рыцари на сильных, выносливых конях, которые также часто были защищены
доспехами.

Рыцаря
сопровождали два или три оруженосца. Вместе они составляли «копьё»единицу
счёта рыцарских армий того времени
.

Рыцарский
конь

Снаряжение
рыцаря и его спутников стоило очень больших денег.

Взять
такие средства можно было с подвластных земель, в ходе войн или междоусобиц.

Доходы
рыцаря

Статус
не позволял рыцарю лично заниматься хозяйственными делами. Для этого в своих
землях он держал управляющих.

Благородными
занятиями считались
война, охота и турниры, а
также сопутствующие им упражнения и пиры.

Турнѝры
военные состязания рыцарей средневековой Западной Европы в силе и
ловкости.

Турниры
обычно устраивались королями или влиятельными феодалами. Поводом были значимые
события: коронации, династические браки, рождение наследников, заключение мира.

Турнир

Турниры
собирали рыцарей со всей Европы.
Они проходили публично.
При большом скоплении феодалов и простолюдинов.

Арена
состязаний ограждалась деревянной оградой. С одной её стороны строились трибуны
для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов и
организаторов турнира.

Ход
турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили геро̀льды.
Они же объявляли титулы и девизы участников.

Турнир
обычно состоял из двух частей. Первая – индивидуальные бои рыцарей.

Участники
турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены.
По сигналу судьи они мчались на конях навстречу друг другу.

Рыцари
старались выбить противника из седла тупым турнирным копьём, либо преломить
своё копье о щит противника.

Во
второй части проходили групповые сражения
.

Иногда
состязание заканчивалось серьёзными травмами или даже гибелью участников.

По
окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель
турнира имел право выбрать королеву турнира, также ему доставались трофеи: доспехи
и лошадь противника.

Герольды

Ещё
одним любимым занятием рыцаря была охота
. Здесь можно было
проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана
или оленя. Также популярна была соколиная охота.

Для
проведения охоты каждый феодал имел свои заповѐдные леса
Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство
феодалов были страстными охотниками. В охоте принимали участие вассалы и гости
феодала.

Пиры
также были важным атрибутом жизни рыцарей
.

Охота

Их
устраивали по случаю приёма гостей, в честь успешной охоты, на различные
праздники либо ввиду других важных событий.

Они
часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Рыцарские пиры были
местом выступления средневековых артистов.

На
таких пирах часто решали важные вопросы, заключали споры, находили союзников.

Пир

Поведём
итоги.

В
XV–
XVI веках, по мере
складывания постоянных армий и распространения огнестрельного оружия, военная
роль рыцарей сходит на нет.

Рыцарство
постепенно преобразуется в сословие дворянства.

Но,
тем не менее, именно рыцарь стал ключевой фигурой в Средневековой Европе и
одновременно символом той эпохи.

videouroki.net

Проект по истории 6 класс “В рыцарском замке”

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. Касплянская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Исследовательский проект по теме:

«В рыцарском замке»

Выполнил: ученица 6 класса

Шалабина Анастасия

Руководитель: учитель истории и обществознания

Егорова А.В.

2018 год

+++++++++++, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Рыцарский замок ……………………………………………………….4

1.1. Устройство замка…………………………………………………………4

1.2. Легенды о замках……………………………………………………….11

1.3. Замки мира………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………….…17

Библиографический список………………………………………………..……18

Приложение………………………………………………………………………20

Введение

Вон замок стоит на вершине

Среди гранитных скал.

Под сводами башен высоких

Он рыцарей встарь укрывал.

История для меня один из любимых предметов. Конечно, решая вопрос о том, какую тему я хочу исследовать в этом году, я подумал, что интересно было бы узнать что-то новое. На одном из уроков истории нам рассказывали о рыцарстве. Меня очень увлекла история рыцарства, но особенно поразили замки. Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены – свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства. Поэтому мне захотелось узнать об истории рыцарских замков, подробно изучить его внутреннее, внешнее строение, его предназначение. Я был увлечен своей работой по изучению.

И как результат – была выбрана тема «В рыцарском замке».

Актуальность: моей темы заключается в том, что на уроках истории в 6 классе изучается тема «В рыцарском замке». Тема очень интересная, существует много картин и рисунков, на которых изображены разные виды рыцарских замков. Я думаю, что если я подробно изучу строение и предназначение замка, то моя работа будет интересна всем любителям истории, пригодится учителю истории и будущим шестиклассникам нашей школы.

Цель исследования: изучить устройство рыцарского замка.

Задачи:

1. Отобрать и проанализировать исторические источники и литературу

по теме.

2. Изучить внешнее и внутреннее строение замка и его предназначение.

3. Сделать интересный доклад по теме.

Предмет исследования: рыцарский замок.

Объект исследования: внешний и внутренний вид рыцарского замка и его предназначение.

Гипотеза: я думаю, что рыцарский замок содержит много тайн и загадок, узнать о них будет интересно и мне и другим ребятам.

Методы работы: сравнительно-аналитический, описательно-практический и поисковый.

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Практическая значимость.

Такая работа формирует интерес к истории, развивает познавательную и творческую активность. Самостоятельная деятельность способствует всестороннему знакомству с исследуемой темой, расширению знаний по данному вопросу. Навыки работы с литературой развивают критическое мышление, умение на научной основе анализировать явления, а это составляющая любой исследовательской работы.

Данные исследования могут быть использованы на уроках истории и во внеклассной работе.

Глава 1. Рыцарский замок

    1. Устройство замка

Собственно замки появились в Средние века и были жилищами дворян-феодалов. В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. Обычно замки строились на возвышенностях, островах, скальных уступах и других труднодоступных местах. Наибольшего расцвета замковое строительство достигло в Англии в XII веке. Многочисленные замки сохранились также в долинах рек Рейна и Луары, в Палестине (замки крестоносцев) и Испании. Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок.

Главными функциями феодального замка с предместьями были:

военная, административно-политическая, культурно-хозяйственная.

Составные элементы:

Холм

Насыпной холм из земли, часто смешанной с гравием, торфом, известняком или хворостом. Высота насыпи в большинстве случаев не превышала 5 метров, хотя иногда доходила до 10 и более метров. Поверхность часто покрывали глиной, либо деревянным настилом. Холм был круглый или приближенный к квадрату в основании, диаметр холма был по меньшей мере в два раза больше высоты.

На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом. Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу.

Внутренний двор

Большой внутренний двор площадью (за редким исключением) не более 2 гектаров, окружающий или примыкающий к холму, а также разнообразные жилые и хозяйственные постройки — жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню и др. — внутри него. Снаружи двор был защищен деревянным палисадом, затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом. Пространство внутри самого двора могло быть разграничено на несколько частей, либо около холма строили несколько примыкающих друг к другу дворов.

Донжон

Главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.

Крепостная стена

Каркасон во Франции, демонстрирует классические элементы крепостной стены, защитный ров с каменным мостом, цилиндрические башни, ворота, а также гурдиция.

Крепостные стены – это защитные стены вокруг внутреннего двора. Они должны были быть достаточно высокими, чтобы затруднить штурм нападающих используя лестницы, и толстыми, чтобы противостоять мощи осадных механизмов, которые начиная с 15 века включали артиллерию. Типичная стена была 3 метра в толщину и 12 метров в высоту, однако размеры сильно отличались у разных замков. Чтобы защитить их от подкопов, перед крепостными стенами иногда устраивали каменные отмостки. Боевой ход на вершине крепостной стены позволял защитникам метать снаряды в противников внизу, а парапет давал им дополнительную защиту. Многочисленные башни на крепостной стене позволяли защитникам вести продольный огонь вдоль стены. Бойницы в стенах не были распространены в Европе до 13 века, так как считалось, что они могут ослабить прочность стены.

Ров

Как правило, рвы вырывались вокруг замков как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Важное свойство заполненного водой рва (Приложение, фото 25) — предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило организовывался посредством подъёмных мостов.

Ворота

Традиционно городские ворота строились, чтобы предоставить точку контролируемого входа и выхода людей, транспорта, товаров и животных из обнесенного стеной города. Помимо этого, такие ворота обладали и рядом других функций. В зависимости от ситуаций и исторического контекста, городские ворота могли иметь оборонительную, защитную, торговую или иные функции. Обычно ворота охранялись стражниками, часто их закрывали на ночь. Для входа при закрытых главных воротах служила расположенная сбоку от ворот калитка. Вход был часто самым слабым звеном в защите стены.

Строительство замка начиналось с выбора места и строительных материалов. Замок из дерева стоил дешевле, и построить его было проще, чем замок из камня. Замок из дерева мог быть построен неквалифицированной рабочей силой — зависимыми от феодала крестьянами, которые уже обладали навыками, необходимыми для строительства деревянного замка (умели рубить лес, копать и работать с деревом). Вынужденным работать на феодала рабочим, скорее всего, ничего не платили, так что строительство замка из дерева обходилось дешево. По оценкам специалистов, для постройки холма средней величины — 5 метров высотой и 15 метров в ширину — требовалось 50 рабочих и 40 дней. Известный архитектор en: James of Saint George, ответственный за строительство замка Бомарис (Приложение, фото 26) , так описывал расходы, связанные со строительством замка: если Вы думаете, куда может тратиться так много денег за неделю, сообщаем, что нам требовалось и будет требоваться в будущем 400 каменщиков, а также 2000 менее опытных женщин, 100 телег, 60 повозок и 30 лодок для поставки камня; 200 рабочих на каменоломне; 30 кузнецов и плотников чтобы положить поперечные балки и полы, а также для выполнения другой необходимой работы. Это всё не учитывая гарнизон… и покупку материалов, которых требуется большое количество… Выплаты рабочим всё еще задерживаются, и мы испытываем большие трудности удерживая рабочих, потому что им попросту негде жить

Было проведено исследование, изучавшее издержки, связанные со строительством замка Ланже построенного в 992 году во Франции. Каменная башня 16 метров в высоту, 17.5 метров в ширину и 10 метров в длину со стенами в среднем 1.5 метра. Стены содержат 1200 квадратных метра камня и имеют поверхность 1600 квадратных метров. Было оценено, что для строительства башни потребовалось 83 000 человеко-дней, большинство из которых требовали неквалифицированной рабочей силы .

Каменные замки было дорого не только строить, но и поддерживать в хорошем состоянии, поскольку они содержали большое количество древесины, которая часто была невыдержанной и нуждалась в постоянном уходе (Приложение, фото 28), которые хорошо известны и в наше время, начали строить в конце IX начале X веков. Всего в Европе было построено 15 тысяч таких сооружений. Особенно увлекались подобными строениями в Англии. На этих землях строительный бум начался во времена Вильгельма Завоевателя во второй половине XI века. Каменные сооружения возвышались на расстоянии 30 км друг от друга. Такая близость была очень удобной в случае нападения. К обороняющимся могли быстро подоспеть конные отряды из других замков.

В начале XIII века башни стали делать не квадратной, а круглой формы. Такая конструкция была более устойчивой против метательных машин и таранов. В 90-е годы XIII века отказались от одной центральной башни. Вместо неё стали делать много башен, а окружали их 2-мя и даже 3-мя рядами стен. Гораздо большее внимание уделялось и укреплению ворот .

Раньше рыцарские замки защищали только тяжёлые створки и поднимающийся мост надо рвом. Теперь же за воротами поставили мощную металлическую решётку. Она могла опускаться и подниматься, а называлась герс. Её тактическое преимущество заключалось в том, что сквозь неё можно было стрелять из луков по нападавшим. Это новшество дополнил барбакан. Представлял он собой круглую башню, расположенную перед воротами .

Поэтому враги вначале должны были овладеть ей, затем преодолеть подъёмный мост, сломать металлическую решётку герс, и только после этого, преодолевая яростное сопротивление защитников, проникнуть на внутреннюю территорию замка. А поверху стен строители делали каменные галереи со специальными отверстиями наружу. Через них осаждённые стреляли из луков и лили на врагов горячую смолу.

В этих практически неприступных каменных крепостях всё подчинялось максимальной защищённости. А вот о внутреннем комфорте заботились гораздо меньше. Окон было мало, и они все были узкими. Вместо стёкол использовали слюду или кишки коров, быков, буйволов. Поэтому в помещениях даже в яркий солнечный день стоял полумрак. Различных лестниц, коридоров и переходов было великое множество. Они создавали сквозняки. А это сказывалось на здоровье жильцов не лучшим образом.

В комнатах стояли камины, а дым уходил через дымоходы. Но протопить помещения, сделанные из камня, было очень сложно. Поэтому люди всегда страдали от недостатка тепла. Полы тоже были каменными. Их покрывали сверху сеном и соломой. Из мебели были деревянные кровати, скамейки, шкафы, столы и сундуки. На стенах висели охотничьи трофеи в виде чучел и оружие. И вот в таком убранстве жили семьи дворян со своими слугами и охраной.

Отношение к комфорту и удобству стало меняться в начале XIV века. Рыцарские замки начали строить из кирпича. Соответственно, в них стало гораздо теплее. Строители перестали делать узкие оконные проёмы. Они значительно расширились, а слюду заменило разноцветное стекло. Стены и полы покрыли коврами. Появилась резная деревянная мебель и фарфоровая посуда, завезённая с востока. То есть крепости превратились во вполне сносные места для проживания.

Замки при этом сохранили такие свои важные функции как хранилища для продуктов. В них имелись подвалы и погреба. Хранилось в них зерно, копчёности, сушёные фрукты, овощи. Находились запасы вина, в деревянных бочках лежала рыба. Мёд хранился в глиняных кувшинах, залитых воском. Сало засаливали в каменных емкостях. Залы и коридоры освещались масляными лампами или факелами. В жилых помещениях использовали свечи из воска или сала. Отдельная башня предназначалась для сена. Его держали для лошадей, которых в то время было очень много. В каждой крепости была своя хлебопекарня. Хлеб пекли ежедневно для господ и их слуг.

Простой люд селился вокруг этих величественных строений. В случае нападения врагов люди прятались за крепкими стенами. Они также укрывали свой скот и имущество. Поэтому постепенно вокруг рыцарских замков стали возникать вначале посёлки, а затем и небольшие города. Прямо под стенами устраивались рынки и ярмарки. Владелец крепости вовсе не возражал против этого, так как подобные мероприятия сулили ему хорошую прибыль.

К XVI веку многие рыцарские замки оказались полностью окружены жилыми постройками. В результате этого они потеряли своё военное оборонительное значение. В это время стала появляться мощная артиллерия. Она свела на нет значимость крепких и высоких стен. И постепенно когда-то неприступные крепости превратились лишь в места проживания богатых людей. Их также использовали для тюрем и складов. В наши дни былые величественные постройки стали историей и вызывают интерес лишь у туристов и специалистов-историков.

1.2. Легенды о замках

Их богатая история окутана легендами. Каждый замок имеет свою уникальную, неповторимую легенду о его строительстве, происшествиях и их обитателях.

Легенда об исчезнувшей девушке

По одной из легенд замок Блатна в Чехии принадлежал семье Гильдбрандтов его постоянно затапливало подземными водами. Хозяева замка не знали, как с этим справиться. Однажды в замке исчезла 16 – летняя девушка, помощница кухарки, которую так и не смогли найти. Через пару веков очередные хозяева замка немного его перестраивали. Когда строители начали разбирать одну из подлежащих перестройке стен, то внутри неё обнаружили останки бедной девушки, исчезнувшей много лет назад. Помощница кухарки стала невинной жертвой своих хозяев, желавших остановить её смертью постоянные затопления замка, которые будто бы посылали на него злые духи.

Легенда о шахматном турнире

Согласно легенде, Ринальдо да Ангарано и Вьери да Валонара борются за руку дочери владельца замка Таддео Паризьо. Чтобы добиться любви прекрасной Лионоры они должны сыграть в шахматы. На главной площади замка делают огромную шахматную доску, вместо фигур выступают живые люди. Еще история говорит о том, что эти два молодых доблестных воина поначалу хотели сразится в дуэли, но им не позволил сделать это хозяин замка (Таддео Паризьо был привязан к обоим молодым людям и не хотел терять преданных вассалов и опытных бойцов), вот тогда он и придумал эту хитрость-сыграть в шахматы. Проигравший однако не остался бы в накладе, ему была обещана младшая дочь.

Каждый парный год, во вторую пятницу, субботу и воскресенье сентября в городке Маростика проводят праздник, как и в былые времена на той самой главной площади собирается весь город и идет шахматная игра .

Легенда об основании замка

Жил-был разбойник, и был у него маленький сынишка. Однажды, орел унёс оставленного без присмотра ребёнка на высокую скалу. Отправившийся на его поиски родитель, взобравшись на высокую скалу, нашёл своего сына живым и невредимым. Это событие заставило отца малыша кардинально переменить свой образ жизни и оставить разбойный промысел. На крутой скале, где располагалось гнездо орла, он построил крепость и назвал ее в честь этого события “Орлик”.

Легенда о поющей тропинке

Карл был сослан из столичной Праги в маленький замок Кривоклат. Из-за интриг хитрых и корыстных придворных, которые очернили в глазах отца (короля Чехии Яна Люценбурского) его сына (Карла IV) за то, что он выкупал заложенные отцом земли и вел строительство городов и не давал прибрать к рука королевское добро.
И наказал ему отец без его на то разрешения никуда не выезжать из замка.Замок Кривоклат стоял в дремучей глуши посреди густых лесов.
Вместе с Карлом отбыла в Кривоклат и его молодая жена Бьянка Валуа.
После роскоши и шумных увеселений французского двора, где она прожила всю свою жизнь, тихая и безрадостная жизнь в маленьком лесном замке угнетала ее, но огорчать своего любимом мужа она не хотела, потому что ему и так было тяжело. Так и ходила как тень по замку молодая жена, как будто вся радость жизни покинула ее.
Увидал молодой король, что чахнет его любимая жена от тоски и стал раздумывать, как ему развеселить свою красавицу.
В один теплый летний вечер стоял молодой король у окна и наблюдал, как садиться солнце над лесом. Внизу под стенами замка переливистым хором пели птицы как вдруг, он заметил, что Бьянка со своими дамами выходит на дорожку, которая бежит под стенами замка. Ходила она туда со своей свитой каждый день, чтобы порадовать тоскующую по родному дому душу вечерним пеньем птиц. В этот момент короля осенила идея, как он может порадовать свою молодую жену. Приказал он своим слугам, чтобы они по всей округе ловили самых красиво поющих птиц и выпускали их из клеток около стен замка. Каждые два дня потом выпускали ловчие птиц из клеток около замка.
Молодя Бьянка Валуа повеселела и ее лицо приобрело прежний румянец. Вскоре она узнала, что это ее горячо любимый муж так о ней заботиться. И разве могла она ожидать лучший подарок? Говорят многие птицы так и остались жить около стан Кривоклата и теперь чудесное пение радует слух не только королей и королев, но и нас с Вами. А тропинка от стен города к ручью, по которой гуляла Бьянка – называется поющей.

Легенда о золотом веретене

Одна из легенд рассказывает о том, что два брата Йохан и Фридрих Беры, которые жили в замке влюбились в прекрасную Сибилу. Красавица долго не могла сделать свой выбор, думая кому из братьев отдать предпочтение. И тогда Йохан решил убить своего брата и добиться руки прекрасной барской дочери. Под покровом ночи, Йохан совершил задуманное, вот только кровь убитого брата запачкала стену в комнате замка. Виновный пытался скрыть содеянное, тщательно вымыв стену. Вскоре Йохан женился на Сабиле и привел её в замок. Показывая замковые помещения, в комнате, где совершилось преступление он опять увидел яркое красное пятно. Всякий раз пятно проявлялось снова, ничего не оставалось как закрыть эту стену шкафом. Поселившись в замке, Сибила часто оставалась одна, Йохан проводил дни на охоте. Однажды, к ней пришли гномы и попросили сыграть свадьбу, при условии, что их никто не должен видеть В полночь, когда свадьба была в самом разгаре, на беду вернулся Йохан из леса. Как только он вошел в комнату, не понимая что происходит, все сразу исчезло. Сибила рассказала ему о гномах и их свадьбе, Йохан вскочил на лошадь и умчался обратно в лес.
Наутро его нашли мертвым в лесу. Прошло несколько лет, Сибила сидела вечером за рукоделием, и увидела гномика с золотым веретеном в руках, который пообещал ей отдать веретено, если свадьба опять состоится в замке. Это золотое веретено может принести замку счастье, объяснил маленький гном. После того, как свадьба успешно состоялась, Сибила получила золотое веретено и решила замуровать его в стене одной из комнат замка. Много лет спустя, после этого события барон Адольф Бер и его жена Эвелина решили сделать перестановку во дворце. На месте несмываемого красного пятна, установили камин, чтобы пламя огня очищало место преступления. Во время работ в замке два архитектора внезапно умерли один за другим. Люди поговаривали,что в этом виновата давно умершая Сибила, которая боится, что кто-то найдет её золотое веретено. После этих событий барон Адольф Бер лично руководил всеми работами в замке, и неприятных событий больше не происходило.

Легенда о строительстве замка

Прежде, в старину, владельцы Дундагского замка не имели права оставлять наследство дочерям. Если сыновей не было, то замок и прочее имущество переходили к какому-нибудь родичу мужского пола. И, словно бы назло, у владельцев Дундагского замка долгое время не было сыновей, одни только дочери. Очень господа горевали, что не могут свое добро оставить родным детям, а приходится отдавать чужим. И вот опять у Дундагского барона не то три, не то четыре дочери и ни одного сына. А сам уже в летах. Он от огорчения иной раз ночами и спать не мог. Однажды ночью опять задумался, что вот скоро помирать, а наследника нет. Не сиделось барону дома, он вышел в сад. Была полночь. Гулял он, гулял, вдруг, откуда ни возьмись, маленький гном. Спрашивает барона, почему он такой грустный, по чему ночью не спит. Барон и расскажи гному про свою беду: сам-де стар, наследника нет, придется замок и все добро оставить чужим. Гном усмехнулся и говорит: “Невелика беда! Ты позволь нам, гномам, сыграть ночью свадьбу в твоем большом зале. Да смотри, чтобы никто не подглядывал, что мы делаем. Вот и будет у тебя сын”. Барон очень этому обрадовался и обещал, что никто не будет подглядывать. Вскоре наступила та ночь, когда гномам играть свадьбу. Барон заранее запер все двери и строго наказал, чтобы к большому залу никто и близко, не подходил. Все знали, что барон строг и если его ослушаться, то быть беде, поэтому подчинились приказу и никто не подглядывал, что в зале делается. Но у садовника была дочка, а у конюха – сын.
Они всегда по ночам гуляли в саду. Гуляют-гуляют, видят; большой зал освещен так ярко, как никогда. Парень удерживал девушку, но она заупрямилась: ей непременно надо узнать, что там, в зале. Подобралась под окно, заглянула – как же! гномы свадьбу справляют. Все бы обошлось, но как раз в ту минуту, когда садовникова дочка заглянула в окно, один гном, подпрыгнув, поскользнулся и упал; девушку разобрал смех, и она расхохоталась во весь голос. Тотчас свет погас, и гномы разбежались кто куда. Только старый гном остался; он подошел к дочери садовника и сказал: “За то, что ты не могла удержаться и подглядывала, ходить тебе тут после смерти ночами, лишая всех покоя”. Сказав это, старый гном тоже исчез. Дочь садовника вскоре умерла. И, как гном сказал, так оно и исполнилось: садовникова дочка по ночам бродит по замку. На ней то же зеленое платье, которое она носила при жизни, вот почему ее и прозвали Зеленой девой. А следующей ночью гном пришел к барону и говорит: “Ты не выполнил обещания. Не будет сына ни у тебя, ни у твоих потомков. Только тогда родится сын от твоих потомков, когда на камне у больших ворот поднимется березка высотою с колыбельную жердь”. И впрямь – в тот самый день на камне около больших ворот проглянул березовый росток. Нынче он, говорят, изрядно подрос и, коли не обломил его кто, скоро, пожалуй, вытянется с колыбельную жердь. Вот только не знаю, не обломил ли кто березку? Но если и не обломил ее никто, вряд ли еще какому-нибудь барону суждено владеть Дундагским замком .

1.3. Замки мира

Замок Юссе во Франции

Главной сказкой на земле Луары является небольшой замок на реке Эндр – маленький Юссэ . В народе его еще называют замком спящей красавицы. По легенде, Шарль Пьеро гулял в окрестностях Шинонского леса и набрел на это белоснежное чудо с голубыми башенками, стоящее посреди буйной зелени. Писатель был настолько восхищен красотой замка, что описал его в своей сказке о спящей красавице. До сих пор этот замок служит прообразом сказочного замка, его рисуют на гобеленах для балета, его использовали в мультфильме Уолта Диснея «Спящая красавица».

Замок Химедзи в Японии

Замок Химедзи — имеет романтическое название «Замок белой цапли», сохранившихся на территории Японии. Этот замок был возведён ещё в 1346 году в качестве крепости для защиты от сёгунов. Объеденитель Японии Тоётоми Хидэёси был назначен императором в замке Химедзи в 1577 году. В тоже самое время он приступил к реконструкции замка. Достроив 25 башен, он превратил бывшую крепость в роскошный дворец. Икеда Термаса получил дворец в подарок в 1601 году за поддержку в важной битве против клана Токугава. Девять лет ремонта замка подарили ему сегодняшний вид, который ярко демонстрирует богатство и власть его тогдашних владельцев.

В 1931 году Химедзи оказался в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Наиболее невероятный факт из истории замка заключается в том, что ни разрушительные пожары, ни войны, ни даже землетрясения не смогли разрушить древнее архитектурное чудо. При всём при этом замок умудрился дожить до наших дней в своём почти первозданном виде .

Замок Шамбор во Франции

Шамбор – один из самых прекрасных замков долины Луары. Строительство этого средневекового замка длилось сорок лет. Строительство началось в 1519 году. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Один из французских классиков сравнивал крышу замка с прической женщины, у которой ветер растрепал волосы, другой видел в нем повторение сказочных чертогов Багдада и Кашмира. Именно здесь, в Шамборе, в XVII веке под музыку Жана-Батиста Люлли устраивались премьеры пьес Мольера. В нем одном можно путешествовать круглый год: в замке столько же комнат, сколько дней в году. С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО .

Заключение

В своем исследовании я попытался более подробно рассмотреть историю возникновения рыцарства. Мне было интересно узнать о том, что рыцари были не только воинами, но и защитниками веры и покровителями несчастных и сирот. Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость, уважение к противнику и щедрость. Рыцари были настоящими защитниками отечества. Меня удивило то, что рыцарем мог стать не каждый. Желавший получить рыцарское звание должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть. Настоящим открытием для меня стало то, что уже в десять лет мальчика отсылали на воспитание, а мы живем с родителями, пока не закончим школу.

Рыцарь — это, прежде всего профессиональный воин, но не просто воин. Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. Но не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом. Всё это снаряжение было весьма дорогим. Следовательно, тяжеловооружённый всадник должен быть богатым человеком.

Рыцари жили в замках — зданиях, сочетающих в себе жилые и оборонительно-фортификационные функции. В наиболее распространенном значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Интересно было узнать, что красивый снаружи замок, внутри мог быть весь покрыт копотью. В нем было холодно, темно и сыро.

Мне было интересно и увлекательно работать над выбранной темой. Понравилось рассматривать фотографии рыцарских доспехов и различных замков. Я подробно изучил строение и предназначение замка. Я думаю, что моя работа пригодится для проведения уроков истории учителю истории и будущим шестиклассникам нашей школы. В своей работе я обобщил собранный по теме материал и подготовил для его защиты презентацию, сделанную в редакторе Power Point.

Использованная литература:

1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ (доспехи, рыцари, замки)

  1. 2. Вооружение http://vk-record.narod.ru/orygie.html

3. Воспитание рыцарей. – Средневековье – История

http://www.infbez.net/mir-srednevekovia/sr/303-vospitanie.html

4. Детская энциклопедия. Рыцари. – М.: «Олма – пресс образование», 2003

5. Замок Лидс http://caslall.ru/eng/see/leeds/leeds.php

6. Замок Нойшванштайн в Германии

http://helpintourism.com/evropa/germaniya/126-neuschvanstein.html

7. Замок (строение) – Словари и энциклопедии на Академике

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1439

  1. 8. Замок Химедзи http://allcastle.info/asia/japon/003

9. Замок Шамбор http://www.francetour.ru/zamki/zamki22.htm 10. Замок Юссе (Chateau d’Usse) http://www.castlesguide.ru/france/usse.html

11. История возникновения рыцарства – http://russia

west.ru/viewtopic.php?id=149

12. Исторический словарь http://www.historydic.ru/kopyo

13. Колесницкий Н.Ф. История средних веков под редакцией. – 2-е изд. Испр.

и доп. – М.: Просвещение, 1986.

14. Легенды средневековых замков – Средневековые замки Европы http://castlemania.ru/legends.html

15. Лункенбаин М. Рыцари / Пер. с нем. – М.: АСТ, 2000

16. Малов В.И. Рыцари. – М.: АСТ/ Астрель, 2004

17. Геральдика (heraldus), Символика, Средние века

http://rosdesign.com/hobby/hobby_knight.htm
18. Пономарева М.В.. Учебник «История средних веков» – Дрофа, 2003.

19. Посвящение…http://www.lovakstar.clans-zone.ru/m/news/news-

clan_539.html

20. Рыцарские гербы и их символика http://dreamworlds.ru/intersnosti/3691-

rycarskie-gerby-i-ikh-simvolika..html

21. Рыцарские замки http://www.factruz.ru/civilizations/knightly-castle.htm 22. Рыцари Средневековья – тевтонские рыцари, рыцари круглого стола…

http://ricari.net/foto/ricari/ricar3.html

23. Рыцари Средневековья http://oldarmy.narod.ru/knight4.html убрать

24. Рыцари: Посвящение http://www.armour.com.ua/biblioteka/padarms/rycari- posvyashhenie

25. Снаряжение рыцаря http://schvedov.ru/index228.htm

26. Чудесные истории о Карле Великом и его рыцарях. М., 1992.

Приложение

Работа с литературными и интернет источниками.

Знаменитые замки

Замок Юссе во Франции

Замок Белой Цапли или Химедзи в Японии

Замок Шамбор во Франции

Схема внутреннего двора замка

24

multiurok.ru

Урок в 6 классе на тему:” Рыцарский замок”

Урок на тему: «Средневековый замок и его обитатели» (6 класс).

Подготовила: учитель истории

Рябчихина Т. А.

Тема урока: «Средневековый замок и его обитатели».

Цели урока:

Образовательные:

  • Знать для чего служили средневековые замки, типы замков, устройство замка.

  • Закрепить и расширить представления учащихся об истории Средних веков.

Воспитательные:

  • Формирование уважения к историческому и  культурному наследию средневековья.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, творческого сотрудничества в процессе урока.

Развивающие:

  • Умение последовательно, логично излагать материал.

  • Умение сравнивать объекты.

  • Умение отвечать на поставленные вопросы.

  • Умение работать в группе.

  • Уметь осмыслить отношение к культурному наследию средневековья.

  • Развитие речи, памяти, исторического мышления.

Метод: репродуктивный.

Тип: повторительно-обобщающий.

Форма: историческая игра.

Учебное оборудование:

  • слайды для мультимедийной презентации: «Средневековый замок».

  • Карточки с заданиями.

  • Компьютер, проектор, белый экран.

Литература:

  • Агибалова Е. В. Истории Средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2009.

  • История Средних веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. Волгоград: Учитель, 2010.

  • Чернова, М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы). – М.: Айрис-пресс, 2009.

  • Энциклопедия для детей: Т. 1. Всемирная история. – М.: Аванта +, 1997.

  • История средних веков: Европа. – Мн.: Харвест, 2000.

Ход урока.

Первый ведущий

Полны чудес сказания давно минувших дней:

Про громкие деяния былых богатырей,

Про их пиры, забавы, несчастия и горе

И распри их кровавые услышите вы вскоре…

Это фрагмент из средневековой «Песни о Нибелунгах». Уже понятно, что наша игра будет посвящена рыцарям: их традициям, жилищу и вооружению.

1-й этап игры: «Домашнее задание»

Командам предстоит раскрыть понятие «рыцарь» и проследить, как оно менялось со временем.

Примерное содержание ответов: Слово «рыцарь» буквально означает «всадник». Первоначально так называли небогатых конных воинов. Со временем рыцарями стали называть всех сеньоров, поскольку их главной обязанностью было несение конной военной службы. Постепенно слово «рыцарь» начало символизировать почетное название сеньора.

2-й этап игры: «Мой дом — моя крепость»

На экран проецируются изображения сохранившихся в ряде европейских стран средневековых замков.

Первый ведущий. Домом феодала и одновременно его крепостью являлся замок. Воздвигнутые на холме или на скале, выполненные из камня, замки казались неприступными. Как жилище замок не был ни приветливым, ни уютным — от мощных каменных стен тянуло холодом и сыростью. Не отличались комфортом и удобством и внутренние помещения, которые освещались лишь бликами комнатного огня.

Второй ведущий. Второй этап игры посвящен изучению устройства и назначения замков.

Задача игроков — назвать составные части замка, показать их на представленных изображениях и указать на назначение каждой части.

В ответе должны быть названы и кратко охарактеризованы следующие части замка:

  1. стена,

  2. донжон,

  3. подъемный мост,

  4. хозяйственные постройки,

  5. дом феодала,

  6. въездные ворота,

  7. дворик замка.

Второй ведущий (ставит дополнительные вопросы):

  1. Как можно было попасть в главную башню — донжон?

  2. Что располагалось в подземелье замка?

(Ответы: Главная башня — донжон — достигала очень большой высоты. Попасть в нее можно было лишь через перекидной мост из соседней башенки; чтобы подышать свежим воздухом, обитатели замка шли подземным ходом за крепостную стену, где был разбит сад. В подземелье замка нередко располагалась тюрьма с цепями и орудиями пыток.)

Первый ведущий. В рыцарском замке происходили разные события. Сейчас мы продемонстрируем одно из них — посвящение в рыцари. Ваша задача — восполнить пробелы в этой инсценировке.

Сцена 1

Владелец замка и его сын.

Отец. Сын мой, ты стал совсем уже взрослым. Сегодня лучший день в твоей жизни. А ведь еще недавно я учил тебя фехтованию на мечах. Брал на охоту…

Сын. Да, отец. Ты приучил меня не страшиться поединков и драться до первой крови, гонять по лесу оленей и стремглав мчаться за ними на резвом коне, а если придется — драться с раненым кабаном или медведем. Но ни разу ты не брал меня на войну. При этом говорил, что жизнь без войны для рыцарей скучна.

Отец. Ты не был тогда настоящим рыцарем. В поход я мог взять тебя лишь оруженосцем. И если посчастливилось бы, и ты проявил себя в битве, то там же, на поле боя, ты получил бы звание рыцаря.

Сын. Я жаждал этого и надеялся убежать вслед за тобой на войну…

Отец. Не торопи время. Сегодня сбудутся твои мечты. Поспешим же поучаствовать в самом важном для тебя событии.

Сцена 2

Знатный рыцарь и сын владельца замка.

Знатный рыцарь. Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им — непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.

Юноша. С детства меня готовили к военной службе. Отец мне рассказывал о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. В семилетнем возрасте я покинул отцовский замок и служил пажом при дворе знатного сеньора. Мой вопрос к участникам игры: в чём упражнялись пажи, какими умениями овладевали?

(Ответ: фехтование, борьба, верховая езда, метание копья, пение и танцы.) Мой второй вопрос к участникам игры: чему почти не учили пажей?

(Ответ: письму и чтению.)

Итак, я упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой «’зде, метании копья, пении и танцах. Но читать и писать меня почти не учили. Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем. Мой вопрос: назовите обязанности оруженосца?

(Ответ: оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками. Встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря. На поле боя он был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие.) Эту ночь я провел в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, облаченный в парадные одежды, я готов к обряду.

Знатный рыцарь. Встань на колени. (Трижды наносит удар клинком меча плашмя по плечу юноши.) Я наношу тебе удар — единственный в твоей жизни, который ты можешь получить, не возвращая. Теперь тебе предстоит получить и надеть знаки рыцарского достоинства. А затем продемонстрировать свою ловкость.

Второй ведущий. Какие знаки рыцарского достоинства одевал посвященный в рыцари и как должен был продемонстрировать свою ловкость?

(Ответ: посвящаемый в рыцари опоясывался мечом и надевал шпоры, а затем должен был вскочить на коня и пронзить копьём мишень.)

3-й этап игры: «Рыцарские турниры»

Первый ведущий

Два славных рыцаря стремглав

Несутся, тот и этот щит

Смят; под ударами трещит

Нагрудник конский и подпруга.

Сбить наземь силятся друг друга,

И каждый не жалеет шпор,

Жесток удар. Могуч напор.

Сбив седла, копья изломав,

Дерутся с помощью булав

И жезлов; шлем, стремясь рассечь,

Лишь гнут его, зазубрив меч.

Не видел свет подобной рубки.

Никто не делает уступки,

Показывая, как он смел.

Тема следующего — 3-го этапа нашей игры — рыцарские турниры.

На экран проецируется иллюстрация

«Рыцарский турнир». Каждая команда получает

карточку с вопросами.

Карточка 1

  1. Что такое турнир?

  2. Кто участвовал в нем? Кто наблюдал за ним в качестве зрителей?

  3. По каким отличительным знакам рыцарей узнавали на турнирах и в бою?

Карточка № 2

  1. Какое значение в жизни рыцаря имели турниры?

  2. Кого из рыцарей на них не допускали?

  1. Почему церковь осуждала турниры и требовала их запрещения?

(

infourok.ru

Презентация. В рыцарском замке. – история, презентации

Разработка урока по истории: «В рыцарском замке» 6 класс

Цели урока: познакомить обучающихся с понятием “рыцарь”; дать представление о быте средневековых феодалов, с условиями их жизни.

Задачи урока: рассказать учащимся об образе жизни представителей рыцарского сословия в средние века;

охарактеризовать стиль поведения, основное время провождения, досуг и быт феодалов.

Основные понятия: рыцарь, донжон, палица, латы, забрало, герольды, турнир, кольчуга.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация “В рыцарском замке”, учебник.

План урока:

  1. Замок феодала.
  2. Снаряжение рыцаря.
  3. Развлечения рыцарей.
  4. Кодекс рыцарской чести.
  5. Закрепление.

Ход урока

1.

В начале урока перед обучающимися ставится вопрос: почему рыцарем мог быть только богатый человек? Ответ на этот вопрос обучающиеся формулируют в ходе изучения новой темы.

Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный.

Замок – это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон.

В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице

Вводится новое понятие донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады. Учащимся демонстрируется изображение донжона.

С помощью <слайда № 4> учитель рассказывает об устройстве замка.

Внутри башни один над другим были расположены залы.

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

Учитель обращает внимание обучающихся на <слайды № 4,5>, где представлены изображения замков и объясняет, что при постройке замков использовались разные условия местности:

  • литовский замок – посередине озера;

  • испанский замок – на равнине;

  • немецкий замок – на склоне.


    2.


    Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков.


    Феодал зачастую сражался всю жизнь.


    Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.


    Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.


    Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин.


    На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.


    Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.


    Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”.


    3.


    Учитель раскрывает вопрос с помощью слайдов презентации


    В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах.


    Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов.


    На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении.


    Турнир продолжался в течение 2 дней.


    Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости.


    В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. На полном скаку нужно было выбить противника из седла специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира. Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня.


    Другой любимой забавой была охота. Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов.


    Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы.


    Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.


    4.


    Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.


    Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.


    Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.


    В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.


    Кодекс рыцарской чести:

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).

Учитель возвращается к вопросу, поставленному в начале урока, выслушиваются ответы обучающихся.

5.

Обучающиеся с помощью рисунков называют составные части главной башни рыцарского замка и снаряжение рыцаря

Домашнее задание:

§ 11,


Просмотр содержимого документа

«Презентация. В рыцарском замке.»

kopilkaurokov.ru

§12. В рыцарском замке (Страницы 35,36,37,38,39)

Главная › 6 класс › История › Рабочая тетрадь по истории Крючкова 6 класс

1. Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка. Придумайте план нападения на замок и его обороны.

Ответ:

Лучников и арбалетчиков расположить на стенах и башнях. На стенах приготовить беседки с камнями, бревна, котлы для смолы или воды. Рыцарей и оруженосцев расположить в башнях. При атаке вначале обстреливать, если противник применяет осадную башню, то постараться поджечь ее. Лестницы, приставляемые к стенам отпихивали, рубили или просто сбрасывали на атакующих камни, бревна, лили смолу и кипяток.

План нападения – засыпать ров и подойти к стенам. Взобраться по штурмовой лестнице. Разбить входную железную дверь и прорваться в замок. Отвоевать каждый этаж. Захватить главную башню.



2. Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чём различия между снаряжением XI и XV веков?

Ответ:

Главное отличие – появление пластинчатых доспехов (латы), которые надевались поверх кольчуги и имели сложную конструкцию. Более компактным, а значит удобным в кавалерийском бою, становится щит.


3. Каких героев средневековой литературы, идеальных рыцарей, но представлению того времени, вы знаете?

Ответ: Король Артур, Рыцари круглого стола (Ивейн, Гавейн, сэр Ланселот и другие), Роланд , Персеваль , Айвенго



4. Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои одной из миниатюр (по вашему выбору)?

Ответ:

На рисунках 1 и 2 изображена церемония посвящения в рыцари (акколада).

Рис.1 – самый ранний вариант, имевший древнегерманские корни, и заключавшийся в опоясывании мечом посвящаемого.

Рис. 2. – более поздний вариант – удар мечом по посвящаемому.

Рис. 3. – принесение вассальной присяги.

Герой первой миниатюры, посвящаемый в рыцари юноша, мог бы рассказать о своем трудном пути к заветной цели, службе оруженосцем, участии в сражениях и обязательном воинском подвиге, благодаря которому стало возможным его посвящение в рыцари.


5. Напишите небольшой рассказ либо от лица мальчика-пажа о своей жизни при дворе знатного феодала, либо от лица дочери знатного феодала о рыцарском турнире.

Ответ: Меня зовут Генри, я служу пажом при дворе знатного феодала. Мне уже 14 и через год я наконец-то стану оруженосцем рыцаря, уже жду-не дождусь этого дня. Мой отец известный рыцарь в наших кругах, и для меня он – идеал, к которому я стремлюсь. В замке я присматриваю за лошадьми и охотничьими собаками, встречаю гостей, в общем выполняю различные поручения сеньора и членов его семьи.



6. Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке. Можно ли по ним узнать сословное происхождение их автора? Как вы думаете, было ли такое поведение характерным для представителей этого сословия?

Ответ: Главный герой – рыцарского звания, служащий своему сюзерену. Ведет типичный для феодалов образ жизни, где первостепенное значение имела военная служба. Из черт характера можно отметить смелость, отвагу, решительность, презрение к смерти, честность, любовь к риску, бесшабашность и некоторую безответственность (скарб, замки – все в заклад).

§11. Средневековая деревня и её обитатели – стр. 33-34Теперь вы это знаете – стр. 39-40

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Урок-реконструкция “Рыцарский замок”. 6-й класс

Разделы:
История и обществознание, Информатика


Тип урока: урок изложения нового
материала с применением ресурсов сети Интернет.


Форма проведения: командная игра.


Цели урока:

  • сформировать у школьников представление об
    условиях жизни, обычаях и морали средневекового
    рыцарства; об отражении быта и традиций в
    материальных и духовных памятниках эпохи.
  • продолжить формирование  и развитие навыков
    группового взаимодействия, пользование
    Интернетом  умений правильно показывать на
    карте исторические объекты, работать с текстами,
    иллюстрациями
  • воспитывать культуру общения.

Задачи:

  • изучить основные понятия и термины отражающие
    тему. Феодалы, феодализм, рыцари, рыцарская честь,
    замок, рыцарский турнир.
  • Объяснить  «устройство» замка.
  • Объяснить правила пользования ресурсами сети
    Интернет.

Оборудование: компьютеры, доступ в
Интернет, музыка  в стиле средневековья <см.
слайд 1. Приложение 1>,
компакт-диск  с художественным фильмом
«История рыцаря», фото-фрагменты  с фестиваля,
генуэзский шлем. Судакская крепость. (Бугурт и
штурм крепости), <см. слайды 2-9. Приложение
1
>, музей средневековой инквизиции
<см. слайды 10-14. Приложение 1>


Эпиграфом к уроку может служить
отрывок из «Песни о Нибелунгах»:


«Полны чудес сказания давно минувших дней:

Про громкие деянья былых богатырей,

Про их пиры, забавы, несчастья

И горе и распри их кровавые

Услышите вы вскоре…» <см. Примечание>


План урока:

  1. Представление команд. Гербу все возрасты
    покорны.
  2. Знаешь ли ты исторические термины?
  3. Устройство и назначение замков.
  4. Рыцарский турнир
  5. Заключительный. Итоги игры. Оценивание.

ХОД УРОКА


Учитель называет тему и цель урока. Прочитав
эпиграф, учитель обращает внимание учащихся на
то, что речь на уроке пойдёт о рыцарях. Их обычаи и
традиции, их жилище и вооружение- всё это нам
предстоит условно восстановить, т. е.
реконструировать.

Сообщить, что в игре принимают участие четыре
команды (желательно не более 2-3 человек у
компьютера), которые сами себе придумали
названия и гербы. Например: «Викинги», «Львиные
сердца», «Рыцари круглого стола».


На этапах во время работы команд можно включать
музыкальное сопровождение в стиле
средневековья. <см. слайд 1. Приложение
1
>


1 этап. Представление команд


Необходимо сказать название команды. Показать
герб и рассказать, что означают цвета и фигуры.

Для этого командам необходимо выйти в Интернет
по адресу www.tmexpert.uct. va/ herist/1.htm  (использовать
поисковую систему Яндекс) На странице Гербу все
возрасты покорны – история  – гербы – TM EXSPERT,
можно найти всю  необходимую информацию.

Максимальное количество очков – 5.


2 этап. «Знаешь ли ты исторические термины?»


Командам предлагается заполнить бланк, где
пропущены понятия и определения.







?Военное состязание рыцарей
Рыцарь 
?Сеньор барона
Донжон?


После заполнения таблицы подводятся итоги
второго этапа.

Максимальное количество очков – 4. Заполнение
таблицы заканчивается, когда одна команда
выполнила задание.


3 этап. Устройство и назначение замков


Слово рыцарь буквально означает всадник.
Первоначально так называли небогатых конных
воинов. Со временем рыцарями стали называть всех
сеньоров, поскольку их главной обязанностью было
несение конной военной службы. Постепенно слово
рыцарь начало символизировать звание сеньора.

Домом феодала и одновременно его крепостью
являлся замок (напомним ребятам выражение «Мой
дом – моя крепость».) Воздвигнутые на холме или
на скале, выполненные из камня, замки казались
неприступными.


Используется адрес www.allcastles.ru.
Страница: Главная. Средневековые замки мира:
история, архитектура, фото. Используя карту всех
замков сайта на Google. Maps. (дополнительные
возможности этой же страницы).

Составить мини-экскурсию по одному из
понравившихся замков Европы.


Работа должна включать карту с указанием
местонахождения страны, города и замка, а также
фотографии и краткую информацию.


Максимальная оценка работы – 10 баллов.


Обратить внимание ребят на то, что как жилище
замок не был ни приветливым, ни уютным – от
мощных каменных стен тянуло холодом и сыростью.
Не отличались комфортом и удобством внутренние
помещения, которые освещались лишь бликами
каминного огня.


Школьники рассматривают изображения
средневековых замков, сохранившихся до наших
дней в странах Европы. Называют и показывают
(использовать учебник стр. 124)  составные части
замка:

  1. – стена;
  2. – донжон;
  3. – подъёмный мост;
  4. – хозяйственные постройки;
  5. – дом феодала;
  6. – въездные ворота;
  7. – дворик замка.

Главная башня – донжон достигала очень большой
высоты. (К примеру, башня замка де-Куси
возвышалась на 64 метра. Попасть в неё можно было
через перекидной мост из соседней башенки; чтобы
подышать свежим воздухом обитатели замка шли по
подземному ходу за крепостную стену, где был
разбит сад).  <см. Примечание >


Мощные укрепления устрашающих и неприступных
замков, остроконечные шпили и флюгера- всё это
соответствовало средневековым представлениям
рыцарства о своём назначении и идеалах. В
подземелье замка нередко располагалась тюрьма с
цепями и орудиями пыток. <см. слайды 10-14. Приложение 1>


Ребятам предлагается подумать, какие события,
связанные с жизнью и бытом феодалов, могли
происходить в замке.


4 этап. Рыцарский турнир


На этом этапе урока используется видеофрагмент
художественного фильма  «История рыцаря», где
показан рыцарский турнир.

После просмотра команды должны прочитать
документ на странице 125 учебника  Рыцарский
поединок  (Из поэмы Вольфрама фон Эшенбаха
«Парцифаль» (13 в.) Закрепление понятия «рыцарская
честь» (по учебнику)


И ответить на вопросы – Максимальная оценка – 6
баллов.


5 этап. Заключительное слово учителя


Учитель называет команду-победителя, 
выставляет оценки учащимся и комментирует их.


Необходимо сказать, что и сегодня интерес к
средневековью  не потерян. Особенно популярна
эпоха средневековья среди молодёжи. Каждый год в
Крыму, в городе Судак проходит международный
рыцарский фестиваль в программе которого можно
увидеть:

  • Торжественный парад
  • Бугурт и штурм крепости
  • Рыцарские турниры
  • Средневековые развлечения
  • Показательные выступления
  • Конкурс костюмов и доспехов
  • Выставка-продажа доспехов
  • Выступление танцоров и музыкантов.

Всё это зрелище проходит в Генуэзской крепости.
Атмосфера этого праздника (на котором
присутствовал и автор разработки), позволяет
погрузиться полностью в историю средневековья. В
конце урока можно продемонстрировать фото-
фрагменты с фестиваля. <см. слайды 2-9. Приложение
1
>.


Примечание.


Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/
Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо, 2006.

2.12.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Презентация “В рыцарском замке”

Слайд 1

В рыцарском замке Урок-путешествие, 6 класс Составитель: Чумакова С.Л. Учитель истории МКОУ «Узинская ООШ»

Слайд 2

Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный.

Слайд 3

Замок – укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Замок Азе-ле-Ридо в 16 в. Франция Где располагались замки?

Слайд 4

Замок Алькасар. Испания. 1110 – 1140 г

Слайд 5

Замок Фридлант. Чехия

Слайд 6

Замок старались построить в самом неприступном месте : на вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен.

Слайд 7

Замок Дом феодала Донжон Убежище феодала Хоз. постройки Жилые помещения Конюшни Кладовая Кухня Мастерские Залы Спальни Помещения для прислуги Женская комната Укрытие семьи феодала во время осады Запасы продовольствия В подвале -тюрьма и колодец Подземный ход за пределы замка Мощные стены Глубокий ров с водой Подъемный мост Железные решетки «Портикулы»

Слайд 8

Угловая башня Воротные башни Подъемный мост Стена замка

Слайд 9

В верхней части стен были проделаны бойницы, чтобы защитники могли стрелять или сражаться, находясь под частичным прикрытием. У бойниц могли быть деревянные ставни для еще большей защиты. В верхней части стен часто строили зубцы с тонкими щелями, из-за которых лучники могли стрелять практически не подвергаясь риску. Во время штурма закрытые деревянные платформы расширялись от вершин стен и башен. С них защитники могли стрелять прямо вниз в нападавших или бросать на них камни и лить кипящие жидкости, оставаясь при этом защищенными.

Слайд 10

Чтобы усилить преимущество стен, у их основания часто выкапывали рвы, полностью окружавшие замок. По возможности эти рвы заполняли водой. Такие рвы сильно затрудняли непосредственный штурм стен.

Слайд 11

Подъемный мост и ворота замка К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен. Подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними.

Слайд 12

От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Противовесы на подъемнике ворот

Слайд 13

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. За главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная “ловушка” для нападающих. Непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon). Донжон Выборгского замка

Слайд 14

От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы — ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

Слайд 16

Рыцарский зал

Слайд 17

Спальня хозяев замка. Реконструкция.

Слайд 19

Основные выводы Замки служили опорой независимости феодала; В замках делали остановки путешествующие короли и знатные люди; В замках выступали странствующие трубадуры, жонглеры и менестрели; В замке сеньор творил суд и расправу над крепостными крестьянами; В замке удерживались знатные пленники, в ожидании выкупа за их жизнь; Замок являл собой прекрасный образец средневековой архитектуры.

nsportal.ru

Comments

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о