Русская изба рисунок детский: Русская изба рисунок для учеников 5 классов. Легкие срисовки


08.05.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Русская изба» | Материал по окружающему миру на тему:


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Русская изба»

Специфика жизни нашего  поселка не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, был создан «макет русской избы», в котором находятся различные старинные предметы русского быта.

Цель:

  • Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
  • Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
  • Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
  • Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Изба получилась мобильной. Её можно переставлять с места на место. Разместили ее в одном из уголков группы, чтобы он был доступен детям. По желанию макет можно поставить на стол, чтобы было удобно играть

    Чтобы объяснить детям значение всех предметов, загадываем загадки, показываем картинки, фотографии, рисунки. Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, спали на печке, вещи хранили в сундуках

 «Русская изба» состоит из одной комнаты.

     В переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположен образ-иконка. У стола стоит деревянная скамья, на которой стоит прялка с куделью (не пряденая шерсть),  веретено, на которое сматываются спряженные нити. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. В другом углу избы стоит русская печь, на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. Рядом с печкой расположена скамья, где стоят ведра для воды, лохань для рукомойника.

В уголочке лежака примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.  Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Хозяин  избы часто предлагает детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывает загадки, общается с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц.

Много чего есть в русской избе: ухват, кочерга, ступа,  лавка. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

 Первые «посещения» избы детьми среднего  дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, способам действий с ними. В старшем дошкольном возрасте еще подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами  (например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Кроме того, указывается зависимость пользования определенными  предметами от социального уровня  (крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами). Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин).

    В любом детском саду существует проблема свободных помещение, поэтому  данный макет мы считаем самым приемлемым в условиях детского сада.

     Макет «Русская изба» используется для проведения различных мероприятий: НОД, бесед, чтение художественной литературы, для игр детей, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Экспонаты макета постоянно используются воспитателями на НОД по развитию речи, математическому развитию, изобразительной деятельности и ручного труда.

.   


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«В русской избе»

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми  оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

 «Что лишнее?»

Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

 Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов

 «Что изменилось?»

Программный материал:    приучать детей подробно отвечать на вопрос, правильно называть предметы домашнего обихода, правильно обозначать местонахождение предметов.
     Материалы для игры:   игрушки Русской избы: стол, лавки, буфет,  посуда.

Ход игры


    Когда все дети сели, воспитатель смотрит, всем ли хорошо видно, и начинает    объяснение игры.
   Воспитатель. Дети! Рассмотрим убранство Русской избы,  здесь обедают за столом, а вот там, поодаль, стоит печь, здесь готовят обед. Посмотрите и запомните, как все расположено в Русской избе.
    Затем задаются  детям вопросы,  чтобы  уточнить названия предметов быта,   расположение каждого предмета.

Если ребенок будет отвечать очень кратко, дать образец, как надо отвечать на вопросы, или вызвать другого ребенка для правильного ответа.
Воспитатель. Теперь,  дети,  закройте  глаза,  а  я  что-то  изменю в нашей комнате. Когда я скажу:  «Готово!»,   все   внимательно  смотрите.  Кого  я  спрошу:  «Что изменилось?»,  тот должен ответить, что он заметил.
      Вот,    например,    беру    предмет   и   от  печки  переставляю   к   сундуку.   Как    надо сказать? Правильно надо сказать: «Предмет был у печки, теперь он около сундука».
      Игра повторяется шесть-семь раз.

«Посмотри и запомни»

      В Русской избе раскладываются предметы, вызванный ребенок внимательно осматривает то, что находится в Избе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Угадай, что спрятали»

     Воспитатель раскладывает в Избе предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.


Материал для взрослых

* * *

Об избе

Избы строились из сосны или ели.

Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)

Избы строили, не используя гвозди.

Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.

Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?  Перед вами пустая горница, сейчас  мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

* * *

     О печке

Русская печь. Традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях.

А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней).                                    

Готовили пищу себе и скотине, которая  была в каждой семье.  Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.

 «Дом без печки — нежилой дом» — говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей — в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.

Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показывается  иллюстрация «Дети на русской печи».)

Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.

Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями — глинобитная на деревянном основании.

И в наше время сохранилось много изб с русской печью.

ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

* * *

     О Божнице

Божница находилась в красном углу.

Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.

* * *

     О буфете, шкафах

Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

* * *

     О лавке, скамье

Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.

Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.

Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.

* * *

     О столе

За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.

Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

* * *

     О сундуке. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие  и маленькие.

* * *

     О посуде. Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.

Чугунок.  Металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями — ухватами. В них пища готовилась быстрее и они были прочнее чем глиняные горшки.

* * *

     О прялке. Приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.  

Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

* * *

Об утюгах.  С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.   В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

* * *

     Об ухвате. Приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

* * *

Об лаптях.  Обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.

* * *

О коромысле.  Толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки ведёр на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.

 

* * *

 О половике.   Плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

* * *

 О косоворотке.   Рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

* * *

О сарафане.   Русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.

* * *

 О русских куклах.  Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.


ЗАГАДКИ

ПЕЧКА

            Загадки

* * *  

      Дом – белый.

Дверь – черная.

Хозяин красный.

Что в дом вошло –

Все в небо ушло.

                     * * *  

То она печет блины,

То показывает сны.

                * * *  

Зимой нет теплей,

А летом нет холодней

                              * * *  

Стоит ларчик

Средь избы,

В ларчике — золото.

Доскажите словечко:

— Обогреватель в сельском доме …

У ПЕЧКИ – МАТУШКИ

КОЧЕРГА

                  Загадка 

         * * *  

Чёрный конь

Прыгает в огонь

УХВАТ

                  Загадка 

         * * *  

Рогат, а не бык,

Хватает, а не сыт.

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.  (Ухват)

ВЕНИК

                  Загадка 

         * * *  

Маленький Ерофейко

Подпоясан коротенько,

 Обежал весь городок

И прижался в уголок. (Веник)

ЧУГУНОК

Подсказать название:

—  в нем готовили пищу в печке.

ГОРШОК В ПЕЧИ

       Загадка 

                          * * *  

Был на базаре,

очутился на пожаре.

СТУПА

Подсказать название:

 — в ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

ПОСУДА

 

ПОСУДА

Показать картинки

       —  Назовите одним словом

ЧАШКИ, ЛОЖКИ, КРУЖКИ

       

Загадка 

                          * * *  

Полно корыто

Голубок намыто;

Голубки клевали,

Носки замарали,

Людей напитали.  

ГОРШОК

Загадка 

                          * * *  

Был я на копани,

Был я на топани.

На кружале был,

На пожаре был,

На базаре был,

Домой пришёл —

Детей кормлю.  

САМОВАР

       Загадка

* * *  

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.

В ДОМЕ МЕБЕЛЬ

БУФЕТ, ШКАФ

                Подсказать название:

—  Предмет мебели  для хранения посуды, одежды

ПОЛКА

                Доскажи словечко:

— Волк, смотри, — сказал он волку, —

   Станешь зубы класть на …  

СТОЛ

       Загадки 

                   * * *  

Под крышей — ножки,

 На крыше – ложки,

 А рядом с ними

 С похлебкой плошки.

                   

* * *  

Под одной шляпой

Четыре братца стоят.

                   

 * * *  

Под одной фатицей

Стоят четыре сестрицы.

БОЖНИЦА

                Подсказать название:

                 —  Полка, на которую ставились иконы

ЛАВКА, СКАМЬЯ

               Подсказать название:

— На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей.

И НА ЛАВКЕ И ПОД ЛАВКОЙ

 КОВШ

       Загадка

   * * *  

Утка в море,

Хвост на горе.

ЛОХАНЬ

       Загадка

* * *  

Три ноги, два ушка,

А шестое — брюшко.

УШАТ

       Загадка

* * *  

Весь лес в обрез,

Два дерева выше всех.

ПРЯЛКА

                    Подсказать название:

   —  С  помощью нее получали нитки.

                                     Загадки

                                * * *  

Чем дольше я верчусь,

Тем толще становлюсь.  

                                * * *  

Пять-пять овечек

Стожок подщипали,

Пять-пять овечек

Прочь отбежали,

Пузатый барашек

Весело пляшет.  

СУНДУК

                Подсказать название:

                — Бабушкино хранилище

УТЮГ

                                  Загадка 

                               * * *  

                Шипит недовольно, кусается больно,

                 Опасно его оставлять одного.

                 С ним надо поладить,

                 И можете гладить,        

                 Но гладить не стоит его.

КАК У НАШИХ У ВОРОТ

ВОРОТА

Загадка 

                               * * *  

        Два брата под одной шляпой.

ОКНА

Загадка 

                               * * *  

Много соседей

Рядом век живут,

А никогда не видятся

ТРУБА

Загадка 

                               * * *  

Что выше крыши на небо глядит?

 

ИЗГОРОДЬ

Загадка 

                               * * *  

Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.  

В ДОМЕ

ЛЮЛЬКА

Загадка 

                               * * *  

Без рук, без ног,

Во все стороны клонится.  

СВЕТЕЦ

Загадка 

                               * * *  

Стоит Трошка

На одной ножке,

Крошит огненные крошки.  

Проект «Русская изба» |

Автор- Макшанова Татьяна Анатольевна

Воспитатель  МБДОУ №110 г.Пенза  «Страна чудес»

Группа : старшая

Возраст: 5-6 лет.

В представленном краткосрочном проекте «Русская изба» была поставлена цель: познакомить детей  с особенностями строения русской избы и  убранства комнат в русской избе.

Данная работа (проект) будет полезна  для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада , а также для родителей детей дошкольного возраста.

Введение

Проектный метод в обучении дошкольнтков является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитиесвободной творческой личности. Он  дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на познание устройства мира ( вещей, явлений,которые находятся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследоватеьской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы:зачем? поче-му? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Дети в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности расширяют свои представления о мире, а также овладевают основополагающими культурными формами познания.

В процессе познавательно- исследовательской деятельности у детей развиваются внимание, мышление, речь, появляется интерес к окружающему миру, наблюдательность, аккуратность.

Цель проекта: познакомить детей  с особенностями строения русской

избы и  особенностями убранства комнат в русской избе.

Тип проекта: исследовательско- творческий, средней продолжительности

 (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта: расширять представление детей о жилых постройках

русского народа,

познакомить детей с особенностями убранства комнат в русской избе; с пословицами, поговорками ,загадками, закличками, сказками русского народа;

расширять представление детей о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства;

подвести к пониманию символики украшений жилища, предметов домашнего обихода;

поддерживать постоянный интерес к устному народному творчеству, обогащать речь детей, пополнять словарный запас детей новыми словами;

стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различи, связей вещей и влений;

развивать познавательную инициативу  (любознательность),

вызвать интерес к жизни русского народа , желание больше узнать .

воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.

Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс

Этапы:

  1. Составление плана-схемы проекта
  2. Погружение в проект (Приложения)
  3. Практическая часть (альбом «Русская изба», рисунки и поделки детей, конспект комплексного занятия «Убранство русской избы»)
  4. Презентация проекта «Русская изба и ее убранство»

План- схема проекта «Русская изба»

ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ

  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по русской избе»
  • Беседа «Что такое русская изба»
  • Занятие по ознакомлению «Как строили дом на Руси»
  • Выставка «Старинные предметы домашнего быта»- познакомить

детей с предметами старины (люлька, сундук, чугун, ухват и др.) 

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

  • Подвижные игры «Перенеси картошку на ложке», «Передай скалочку», «Чеоночок», «Петухи», «Ворота», «Заплетись плетень», « Заря-заряница»
  • Хороводные танцы «Светит месяц», «В огороде бел козел»
  • Пляски

ЦЕНТР КНИГИ

  • Рассмотрим книги, иллюстрации по теме «Русская изба»
  • Загадывание загадок о русской избе и ее убранстве
  • Чтение русски народных сказок, былин, стихов, закличек, частушек, колыбельных песен
  • Составление рассказа по картинкам «Что это и для чего нужно?»
  • Заучивание пословиц и поговорок

ЦЕНТР ИГРЫ

  • Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»
  • Игры – драматизации: «Теремок», «Лиса, котик и петух».
  • Викторина. «Не красна изба углами, а красна пирогами»

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • Аппликация «Бабушкина избушка»
  • Нарисуем то, что видели в русской избе
  • Лепка «Кухонная посуда в русском жилище»
  • Рисование «Самовар»
  • Аппликация «Лоскутное одеяло» 

Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»

Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления

детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.

В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоя

щие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Лю

бой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В работе по созданию мини-музея можно  выделить несколько этапов:

  • Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.
  • Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.
  • Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др.).
  • Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.
  • Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).
  • Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).

Работая по данной теме, обратила внимание на то, какое бесценное влия

ние оказывает музей на воспитание дошкольников: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательно-исследовательских способностей. Дети узнают интересные факты об исторических событиях, об истории происхождения предметов старины; у них развиваются тактильные ощущения, так как они могут потрогать, поиграть, поэкспериментировать с объектами мини-музея. При создании детьми музейных экспонатов, развиваются творческие способности, фантазия, воспитанники с огромным интересом создают поделки, очень любят демонстрировать их при проведении экскурсий, делятся опытом со сверстниками.

Словарь

( как объяснить детям непонятные слова)

Амбар — Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец — четыре скреплённых брёвен, образующих   один ярус сруба.

Горница — чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий  — строитель, архитектор.

Изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности 

Изгородь — лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть  — отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк —  украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга — толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи.

Коромысло  — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер на плечах

Кровля — покрытие крыши.

Лемех — фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска  — крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька  — кроватка для младенца.

Матица — мощная балка, к которой крепится потолок. Матица  скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник — узоры на деревянных дощечках, расположенные  вокруг окна.

Околица  — улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент

 — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье  —  расположено в верхней  части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи  —  самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце  — один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник —  тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой зданий.

Порог —   деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Печь —  для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один  из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка — декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

 Сени —  пристройка к деревенскому дому. 

 Сруб — стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар — устройство для кипячения воды и приготовления чая. 

Ставня  — деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват — приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов —  железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Хлев — Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы. 

Чугунок  — металлический горшок для приготовления пищи в печи.

Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

  • Заяц, заяц не войдет
  • В наш зеленый огород!
  • Плетень, заплетайся,
  • Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес,осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

  • Не войдет и другой раз,
  • Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

 «Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Русские народные пословицы и поговорки

Своя избушка — свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом  — моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом  — сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива —  хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка — родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки  — изба.  

Изба детьми весела.  

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор — забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

 Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички — розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко — тогда и варко.

Итоги проекта.

К окончанию проекта «Русская изба» дети старшей группы

 получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы,

о ее устройстве и убранстве, 

познакомились со старинными предметами домашнего обихода;

 обогатили словарный запас названиями предметов русского быта;

дошкольники приобщились  к истокам традиционной культуры,

поняли и приняли народные игры, обычаи, традиции;

участвовали вместе с родителями в  мини-выставке «Русская изба».

В России антивоенный рисунок может стоить вам дочери – ПОЛИТИКА

Нажмите кнопку воспроизведения, чтобы прослушать эту статью

Озвучено искусственным интеллектом.

ЕФРЕМОВ, Россия — Список дел в межрайонном суде в Ефремове на прошлой неделе казался далеким от нового наступления в репрессиях России против тех, кто выступает против войны в Украине.

Судьи провинциального города в четырех часах езды к югу от Москвы рассмотрели дело о мелком хищении и еще одно о вождении в нетрезвом виде. Они также провели то, что было заявлено как предварительное слушание по делу об опеке родителей; простая формальность на бумаге. Но для многих, собравшихся в тот день в Ефремове, это был знак того, что российские власти готовы ударить своих противников по тому, что им больнее всего: по детям.

«На наших глазах разворачивается трагедия, и все, что мы можем сделать, — это показать им, что мы видим, что они делают», — сказала Кристина Маркус, 38-летний ИТ-менеджер, которая путешествовала шесть часов по автобус из Москвы для участия в судебном заседании.

Дело касается Алексея Москалева и его 12-летней дочери Маши, которые привлекли внимание властей, когда в апреле прошлого года нарисовали в школе проукраинский рисунок. Спустя почти год Маша находится на попечении государства. Ее отцу, Алексею, грозит два судебных дела: одно за ограничение его родительских прав, а второе за «дискредитацию российской армии», за которое он может попасть в тюрьму.

Вам может понравиться

Служение Родине

В центре Москвы можно забыть, что страна воюет. Но не в таких местах, как Ефремов в Туле, регионе к югу от Москвы, которым управляет бывший телохранитель президента Владимира Путина.

Вдоль центральной улицы Ефремова висит плакат с призывом «Мир без нацизма!» Время от времени над головой можно услышать реактивный самолет с ближайшей авиабазы. А на местном кладбище свежезахоронены десятки погибших в боях на Украине.

Их имена указаны на сайте школы № 9, в которой училась Маша, над ее персоналом. Плакат на стене школы рекламирует сбор средств для «семей защитников».

В течение многих лет российская система образования модифицировалась и модифицировалась, чтобы подчиниться президентской ревизионистской истории и патриотизму. Полномасштабное вторжение Путина в Украину в феврале прошлого года ускорило и формализовало этот толчок. С сентября утро понедельника начинается с поднятия российского флага и исполнения гимна, за которым следует урок патриотизма.

Ученикам в возрасте 9 лет предлагается поразмышлять над такими идиомами, как: «Любить свою Родину — значит служить ей».

Несмотря на то, что учебная программа является обязательной, фактический контроль за ней практически отсутствует, и многое зависит от отдельных школ, учителей и родителей. Школа № 9 в Ефремове не из тех, кто расслабляется.

Еще до войны правоохранительные органы приглашали читать школьникам лекции по «предупреждению преступности». Видео, циркулирующие в сети, показывают, как 7-летние дети «приносят присягу» в составе специального кадетского класса для «будущей полиции».

Проблемы у Маши начались вскоре после начала войны, когда ее учитель рисования поручил классу создавать картины в поддержку Вооруженных сил России. Маша изобразила женщину и ребенка, стоящих рядом с флагом с надписью «Слава Украине» на пути ракетного дождя, идущего со стороны российского трехцветного флага с надписью «Нет войне».

На практике политически чувствительные дела в России имеют свой собственный импульс — и, попав в суд, почти никогда не заканчиваются оправдательным приговором | Кирилл Кудрявцев/AFP через Getty Images

Версии расходятся в том, что произошло дальше. По словам отца Маши, учительница сообщила об этом директору школы, который вызвал полицию. Режиссер заявила СМИ, что нет.

В любом случае, отца и дочь на следующий день встретила полиция в школе и доставила на допрос. В тот же день Москалев был оштрафован за «дискредитацию армии» за комментарий в соцсетях, сравнивающий российских солдат с «насильниками», тем самым, по решению суда, «подрыв доверия к спецоперации».

Через день их снова допросили — теперь уже в ФСБ, службе безопасности России. «Три с половиной часа мне говорили, что я неправильно воспитываю дочь и говорили, что ее у меня заберут, а меня посадят», — рассказал Москалев изданию «ОВД-Инфо».

Напуганная семья уехала в соседний город. Но в декабре снова постучала ФСБ. По словам Москалева, они ворвались в его дом, избили его и заставляли часами слушать гимн России на полную громкость. Ему снова предъявили обвинение в дискредитации российской армии в социальных сетях, теперь уже как уголовное преступление, наказуемое тремя годами лишения свободы.

Ограничение родительских прав 

Москалев – единственный опекун Маши (ее мать не появлялась с трехлетнего возраста). Боясь потерять дочь, Москалев поделился своей историей с двумя независимыми СМИ. Через два дня после публикации, 1 марта этого года, его в очередной раз задержали.

Хотя на следующий день его отпустили под домашний арест, его дочь остается под стражей государства. Социальные службы сообщают, что ее держат в местном «социально-реабилитационном центре». Высокий зеленый забор отделяет Машу от всех, кто хочет ее увидеть или поговорить с ней.

Сейчас городские власти обратились в суд с ходатайством об ограничении родительских прав Москалева по неизвестным причинам.

Вокруг корпуса санитарный кордон : Отец и дочь отрезаны друг от друга и от внешнего мира; а адвокат семьи Владимир Билиенко получил подписку о неразглашении информации, что вынуждает его действовать осторожно.

Ссылаясь на необходимость соблюдения конфиденциальности в делах об опеке, слушание в среду проходило за закрытыми дверями. (Позже Билиенко сказал журналистам, что ни отец, ни дочь не присутствовали.)

Тем временем Москалев подвергся местной клеветнической кампании.

«Я бы на вашем месте не стал защищать Москалева», — заявил начальник городской полиции Андрей Аксенов независимому интернет-изданию «Спектр». «Этот человек живет в противоречии с обществом. Это все, что я могу сказать».

Местные СМИ сообщают, что Москалев злоупотреблял наркотиками и алкоголем — обвинения, которые категорически отвергают те, кто его знает, но которые, похоже, произвели впечатление, по крайней мере, на некоторых жителей Ефремова.

Украинский танк Т64 на дороге под Бахмутом 15 марта 2023 года | Арис Мессинис/AFP через Getty Images

Возле пятиэтажного многоквартирного дома Москалевых советских времен пожилая женщина в бледно-лиловом пуховике сказала, что ничего не знает об антивоенном рисунке. «Но я знаю, что Москалев — больной человек, — сказала она.

Двое других жителей, к которым обратился ПОЛИТИКО, сказали, что не слышали об этом деле.

Местный независимый депутат Ольга Подольская сомневается, что — в таком месте, как Ефремов, с населением 30 тысяч человек, новости обычно распространяются быстро. «Люди напуганы, они сбиты с толку, поэтому пытаются затаиться», — сказала она. «Но между собой, на своих кухнях, они говорят об этом».

«Они притворяются», — согласилась 51-летняя Лариса, одна из немногих местных жителей в суде, которые отказались назвать свою фамилию в целях безопасности. Когда-то она училась в той же школе, что и Маша, и даже училась рисованию у той же учительницы. «Что-то подобное было невообразимо в мое время. Если бы я был родителем сегодня, я бы не знал, что сказать своим детям. Мы живем в стране, где правила меняются каждые пять минут».

В ходе онлайн-кампании в поддержку Москалева более 130 000 человек подписали петицию с требованием освободить Машу.

Автором петиции является Андрей Морев, политик из оппозиционной партии «Яблоко». Он сказал, что даже в нынешнем политическом климате в России общественный резонанс может повлиять на исход дела. «Властям не нравится, когда люди поднимают бурю».

Было несколько других случаев, когда дети и их семьи попадали в неприятности с законом из-за антивоенных акций. Но дело Москалева особенно рискует создать важный прецедент, повторяя сталинскую практику разлучения детей «врагов государства» с их родителями и принуждения их к отказу от них, сказал Морев.

«Это был бы шаг, и не маленький, в сторону тоталитаризма», — сказал он «ПОЛИТИКО».

Вера в суды 

После часового ожидания представитель суда сообщил собравшимся, что заседание окончено и назначена новая дата – 6 апреля.

«У нас есть беспристрастный суд, он будет рассматривать дело в справедливом порядке», — сказала она. Позже в тот же день пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков повторил это заявление о нейтралитете, заявив, что не может комментировать продолжающееся дело.

Но на практике политически чувствительные дела в России имеют свою собственную динамику — и, дойдя до суда, почти никогда не заканчиваются оправданием.

Перед зданием суда адвокат Билиенко сказала, что согласно российскому семейному законодательству только угроза безопасности или здоровью может быть основанием для разлучения детей с родителями. Но в судебных документах «единственные жалобы, которые я видел против Алексея, касаются его политических убеждений», — сказал он.

Он процитировал Москалева, который сказал ему, что предпочитает тюрьму дому, где все напоминает ему о дочери, которую он не смог уберечь от беды.

На вопрос, думает ли он, что суд над его клиентом будет справедливым, Билиенко криво усмехнулся. — Если я скажу вам, что верю в наши суды, вы мне поверите?

Дети, перемещенные в результате войны в Украине Запечатлейте сцены конфликта в искусстве

  • Жизнь детей, перемещенных в результате войны в Украине, перевернулась после почти годичного конфликта.
  • Чтобы помочь им справиться, львовская художница и ее дочь начали программу арт-терапии.
  • С тех пор сотни детей приняли участие в создании произведений искусства, изображающих сцены войны и проблески их прошлых жизней.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Десятки ярких иллюстраций развешаны на стенах выставки в Украинском институте современного искусства в Чикаго. В углу галереи видео показывает, как дети смеются вместе со своими сверстниками, рисуя пальцами и делая каракули на бумаге — сцена, ничем не отличающаяся от ваших повседневных занятий в дошкольном или детском саду. На первый взгляд работы могут показаться юношескими интерпретациями цветов и игрушек.

Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть душераздирающие изображения танков, окровавленных солдат и горящих зданий, а также детей на видео, у которых отняли членов семьи и их детство в разгар разрушительной войны.

Составное изображение произведений искусства украинских детей, перемещенных в результате войны. Лорен Фриас/Инсайдер

Расположенный в самом сердце украинской деревни в Чикаго, UIMA демонстрирует произведения искусства, созданные детьми, перемещенными в результате войны в Украине, на новой выставке под названием «Дети войны», которая продлится до 12 февраля.

Вскоре после начала украинской войны в феврале прошлого года львовская художница и учитель рисования Наталья Павлюк и ее дочь Юстина организовали программу арт-терапии для городских детей, чтобы выразить себя через более творческую призму.

Вскоре о программе начали распространяться слухи, собрав сотни детей в возрасте от 2 до 15 лет из Харькова, Мариуполя, Киева и других городов Украины для участия в занятиях, проводимых в детских домах, больницах, общественных центрах и художественных галереях Львова. , город на западе Украины.

Художественное произведение украинского солдата, несущего ребенка с плюшевым мишкой. Лорен Фриас/Инсайдер

Адриенн Кочман, куратор UIMA, отметила, что, хотя сюжет детских рисунков может быть разным, всех их объединяет их яркая расцветка.

«Я думаю, что больше всего меня привлекает то, что все они разные. Вы увидите несколько изображений цветов, животных или подобных вещей, но даже в этом случае они все равно разные», — сказал Кочман Insider. . «Единственное, что их объединяет визуально, это то, что они все очень ярко нарисованы. Это цвет и интенсивность работы, но контексты настолько разные. вид на задний двор до душераздирающих изображений горящего дома с танком снаружи и разбитыми игрушками, разбросанными по лужайке.0003

Один ребенок нарисовал кучу окровавленных ботинок со словами «Ботинки, которые украинским солдатам не понадобятся».

Рисунок украинского ребенка с окровавленными ботинками и надписью «Ботинки, которые не понадобятся украинским солдатам». Лорен Фриас/Инсайдер

Другой ребенок нарисовал выцветший силуэт украинского солдата с украинским флагом, который, по словам Кочмана, был отцом молодого иллюстратора, погибшим в бою.

«Просто кажется, что это еще один шаг в их лечении или исцелении, потому что такого рода травмы обычно изолируют детей», — сказал Кочман. «Они не знают, как говорить об этом, потому что вы не можете понять, что произошло».

«Иногда они также работают с психологами и медицинским персоналом, которые спрашивают их: «Что случилось?» или «Что это?» или предыстория их искусства», — сказал Кочман. «У ребенка больше нет семьи, он сирота, и все же они рисуют что-то, что совсем этого не иллюстрирует».

Одна из девочек, 9-летняя Мария из Донецка, города на востоке Украины, участвовала в занятии, когда находилась в детской больнице во Львове, рисуя кошку только розовыми красками.

Когда Марию спросили, есть ли у нее сестры, она ответила: «Да, есть… У меня была сестра. Она была в автобусе, когда в нее попала ракета».

Творчество Вероники. Лорен Фриас/Инсайдер

Вероника, 10 лет, недавно осиротела на войне после того, как танк напал на ее дом.

Comments