Русская изба картинки для урока рисования 5 класс снаружи: «Русская изба снаружи» — красивые картинки для урока рисования 5 класс


31.05.2022 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

« Русская изба – снаружи и внутри!» | Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО):

                           Районная конференция
проектно — исследовательских работ младших школьников

                                  « Хочу  всё знать»

                Духовно — нравственное направление

«  Русская изба – снаружи и внутри!»

              Автор: Ермолаев Илья Николаевич, ученик 4 класса

                    МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

                                                        Руководитель:

                      Арсененко Елена  Юрьевна, учитель начальных классов

                      МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

                                       Балабаново – 2018  

                                              СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение                                                                                                     3
  2. Основная часть                                                                                          4
  3. Заключение                                                                                                8
  4. Библиография                                                                                           9

                              Введение

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные.  Я живу в деревянном доме, моя одноклассница Вика в доме, который сделан из пеноблоков. Одноклассник Илья в многоквартирном доме из селикатного белого кирпича. На уроках окружающего мира мы узнали, что уже в ХVI — XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Мне самому захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба, а также самому побывать в роли строителя, создавая макет русской избы.

Актуальность исследования

Я  считаю, что надо знать быт своего  народа, так как это часть истории, которую нельзя забывать.

Объект исследования:

История русской деревянной избы

Цель: учиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Предмет: русская изба

      Задачи:

 1.  познакомиться с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной

 2. выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

 3. выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания;  

Гипотеза:  моё исследование позволит, изучить все элементы русской избы, создать макет деревни. Приобщаясь к истокам культуры своего народа мы начинаем ощущать себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

                                    Основная часть

Где раньше строили избы?

Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Крестьяне при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке как средству передвижения, но и эстетическими причинами. из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля,  а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки.

Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро. Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход, а окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону.

Если рассматривать расположение избы на участке, то ее старались расположить ближе к северной его части. Дом закрывал от ветра садово- огородную часть участка.

 Для лучшей освещенности домов в рядах их ставили в шахматном порядке относительно друг друга. Все дома на улицах деревни «смотрели» в одну сторону – на солнце, на реку. Из окна можно было видеть восходы и закаты, движение судов по реке.

Благополучным местом для строительства  избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.

Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали – использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. ее помещали в глиняный горшок.  Оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.

Были и другие гадания – эксперименты. Например, вечером оставляли на ночь мел на месте будущего дома. Если мел привлек муравьев, то это считалось хорошим знаком. Если же муравьи не живут на этой земле, то лучше дом здесь не ставить. Результат проверяли утром на следующий же день.

Рубить дом начинали ранней весной (великим постом) или в другие месяцы года в новолуние. Если же дерево срубить на убывающей луне, то оно будет быстро гнить, поэтому и был такой запрет.  Лес начинали заготавливать от зимнего Николы, с 19 декабря. Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь – январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола.Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом – воплощение спокойствия, постоянства, стабильности, а не постоянных изменений как дорога.

Не строили дома на месте домов, сожженных молнией. Считалось, что молнией Илья – пророк поражает места нечистой силы.  Не строили дома также там, где ранее была баня, где кто-то поранился топором или ножом, где найдены человеческие кости, где раньше была баня или раньше проходила дорога, где произошло какое-то несчастье, например, наводнение.

             Отношение к русской избе в народной культуре

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь –храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

Крестьяне относились к дому как  к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – «человеческие»,  названия частей избы:

Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.

Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,

Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

Очелье – от слова «очи», окно.  Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.

Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.

Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Были в устройстве избы и двора и зооморфные названия: «быки», «курицы», «конек», «журавель»- колодец.

Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб (а «клеть» — это неотапливаемый сруб жилого дома).

По внешнему виду русского дома можно было определить социальный статус, вероисповедание, национальность его хозяев. В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего.

Для ребенка дом- это первая модель внешнего большого мира. Если дитя выросло в светлом уютном добром доме, в доме, в котором царит порядок – то так ребенок и будет дальше строить свою жизнь. Если же в доме хаос – то хаос и в душе, и в жизни человека. С детства ребенок осваивал систему представлений о своем доме – его строении – матица, красный угол, женская и мужская части дома.

 В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки.

Внутреннее пространство русской избы издавна ассоциировалось в  народной культуре как пространство женщины – она за ним следила, наводила порядок и уют. А вот внешнее пространство – двор и далее – это было пространство мужчины.  Разделение обязанностей, было принято в семьях наших предков: женщина носила воду из колодца для дома, для приготовления еды. А мужчина  тоже носил воду из колодца, но для коров или лошадей. Позором считалось, если женщина начинала выполнять мужские обязанности или наоборот. Поскольку жили большими семьями – то проблем не было. Если кто-то из женщин сейчас не мог носить воду – то эту работу выполняла другая женщина семьи.

В доме также строго соблюдалась мужская и женская половина.

Дом строился  без измерительного инструмента и сложных расчетов – по чутью, как душа подсказывала.

В русской избе иногда жила семья из  10 или даже 15-20 человек. В ней готовили пищу и ели, спали, ткали, пряли, ремонтировали утварь, занимались всеми домашними работами.

                        Миф и правда о русской избе. 

Бытует мнение, что в русских избах было грязно, была антисанитария, болезни, нищета и темнота.  Но это совершенно не соответствует истине! Я спрашивал свою бабушку , как жили в их деревне в ее детстве – неужели мыли  и убирали дом раз в году и жили в темноте и в грязи?

Она была очень удивлена и рассказала, что всегда в доме было не просто чисто, а очень светло и уютно, красиво.  Ее мама (моя прабабушка) вышивала и вязала  красивейшие подзоры к кроватям взрослых и детишек. Каждая кроватка и люлечка были украшены ее подзорами. И у каждой кроватки — свой узор! Представляете, какой это труд! И какая красота в обрамлении каждой кроватки!  Ее папа (мой прадедушка) вырезал красивые орнаменты на всей домашней утвари и мебели. Она вспоминала, как была ребенком под присмотром своей бабушки вместе со своими сестрами и братьями (моей прапрабабушки). Они не только играли, но и помогали взрослым. Бывало, вечером ее бабушка скажет детям: «Скоро мать и отец с поля придут, надо в доме прибрать». И ай – да! Дети берут веники, тряпки, наводят полный порядок, чтобы ни соринки в углу не было, ни пылинки, и все вещи на своих местах были. К приходу матери и отца дом был всегда чистый. Дети понимали, что взрослые пришли с работы, устали и им надо помогать. Еще она вспомнила, как ее мама всегда белила печку чтобы печь была красивой и в доме было уютно.  

Не было такого, чтобы снаружи было чисто, а  внутри – грязно. Прибирались очень тщательно и снаружи, и внутри.  Моя бабушка говорила мне, что «то, что наружу – это то, какой ты  хочешь казаться людям» (наружу – это внешний вид одежды, дома, шкафа и т.д. – как они выглядят для гостей и какими мы себя хотим представить людям одеждой, внешним видом дома и т.д.). А вот «что внутри – это то, какая ты есть на самом деле» (внутри – это изнанка вышивки или любой другой работы, изнанка одежды которая должна быть чистой и без дырок или пятен, внутренняя часть шкафов и другие невидимые другим людям, но видимые нам моменты нашей жизни). Очень поучительно.

Бабушка вспоминает, что нищие и грязные избы были только у тех, кто не трудился. Их считали как будто юродивыми, немного больными, их жалели как больных  душою людей. Кто же трудился – даже если у него было 10 детей – жили в светлых чистых красивых избах. Украшали свой дом с любовью. Вели большое хозяйство и никогда не жаловались на жизнь. Всегда был порядок в доме и на дворе.

                   Устройство русской избы

Изба как конструкция представляла собой сруб из бревен, которые связывались между собой в венцы. На Русском Севере было принято строить дома без гвоздей, очень прочные дома. Минимальное количество гвоздей использовалось только для прикрепления декора – причелин, полотенца, наличников.  Строили дома «как мера и красота скажут».

Крыша – верхняя часть избы считалась женским элементом дома.

Верхняя часть дома (причелины, полотенце) украшались  солнечными знаками. Чердак располагался под крышей и на нем хранили предметы, не нужные в данный момент, удаленные из дома.

Пол делали двойным для сохранения тепла: внизу «черный пол», а сверху на нем – «белый пол.Важным в устройстве русской избы была диагональ «красный угол – печь». Красный угол всегда указывал на полдень, на свет, на Божью сторону (красную сторону). Он всегда ассоциировался с вотоком (восход солнца) и югом. А печь  указывала на заход солнца, на тьму. И ассоциировалась с западом или севером. Молились всегда на образа в красном углу, т.е. на восток, где располагается и алтарь в храмах.

Дверь 

Окно 

Крыльцо – «визитная карточка дома и его хозяев», отражающее их гостеприимство, достаток и радушие. Дом считался нежилым, если у него разрушено крыльцо. Украшали крыльцо тщательно и красиво, орнамент использовался такой же, как и на элементах дома. Это мог быть геометрический или растительный орнамент.

                                   УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ

Всё пространство избы делилось на женское и мужское. Мужчины работали и отдыхали, принимали гостей в будни в мужской части русской избы – в переднем красном углу,  в сторону от него к порогу и иногда под полатями. Рабочее место мужчины при починке было рядом с дверью. Женщины же и дети работали и отдыхали, бодрствовали в женской половине избы – около печи. Если женщины принимали гостей, то гости сидели у порога печи. На собственно женскую территорию избы гости могли зайти только по приглашению хозяйки. Никогда представители мужской половины без особой крайней надобности не заходили на женскую половину, а женщины – на мужскую. Это могло быть воспринято как оскорбление.

                                 РАЗМЕРЫ РУССКОЙ ИЗБЫ

В древности русская изба не имела внутренних перегородок и была по форме квадратом или прямоугольником. Средние размеры избы были от 4 Х 4 метра до 5, 5 х 6, 5 метров. У середняков и зажиточных крестьян избы были большие – 8 х 9 метров, 9 х 10 метров.

Один из углов женской половины дома – это  бабий кут. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. Иногда «женская территория» дома отделялась  перегородкой или ширмой. На женской половине избы з а печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька.

Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным.

По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик  с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

                          КРАСНЫЙ УГОЛ В РУССКОЙ ИЗБЕ

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой».

 

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога.

.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая.

В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев.  На божницу вешали вышитые и тканые полотенца с узорами. В вербное воскресенье красный угол украшался веточками вербы, в Троицу –березовыми ветками, вересом (можжевельником) – в Великий четверг.

                         

                                  УТВАРЬ РУССКОЙ ИЗБЫ

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Чай пили из самовара. 

Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).

Соль  — это не только еда, но и оберег. Поэтому и  подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.

Самой распространенной была глиняная посуда- горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!

Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.

У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.

Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты.

Для загребания углей использовалась кочерга.

В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун»).

Для жарки и запекания использовались глиняные и металлические сковородки, латки, жаровни, плошки.

Мебели в нашем понимании этого слова в  русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках.  Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Заключение.

 Мне хотелось показать в этой работе  не просто историю русского дома, но и поучиться у  наших предков вместе с вами ведению домашнего хозяйства – разумному и красивому, радующему душу и глаз, жизни в гармонии и с природой, и со своей совестью.  Кроме того, очень многие моменты в отношении к дому как к домашнему очагу наших предков очень важны и актуальны и сейчас для нас, живующих в 21 веке.

                                                       Вывод

Я узнал, как жили русские люди тысячу лет назад, как строили свои жилища.

В процессе работы я понял почему «изба и сруб» так называются.

Узнала, как важны для русского человека печь и красный угол.

Я понял, что русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Я убедился в правоте своей гипотезы «Русская изба –действительно удивительное творение рук человека», выполнив макет избы.

Использованная литература

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.- 944 стр.

2.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А. В.Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

3. Сайт Интернетаhthttp://images.yandex.ru

Александрова Л. Деревянное зодчество Руси. – М.: Белый город, 2004.

Заручевская Е. Б. Про крестьянские хоромы. Книга для детей. – М., 2014.

Орнамент в народном искусстве. Русская изба. 4 класс. Конспект урока – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

авторы: Король О. К., учитель изобразительного искусства ГБС(К)ОУШИ №20 г. Санкт-Петербурга

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

4 класс

Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.

Основные цели и задачи урока.

  1. Способствоавть формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
  2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
  3. Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
  4. Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

План  урока.

  1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
  2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента.
  3. Выполнение знаков-оберегов.
  4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян.     (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
  5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках. (музыка группы «Коляда»).
  6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента.
    Выставка «На деревенской улице праздник».

1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания

(Cлайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).

С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.

Эти знаки называются обереги.

– Как вы думаете, почему они так называются?

* Варианты ответов.

– Считалось, что обереги  в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути…

В иллюстрациях русских народных сказок, в музее, в кино вы видели русский народный костюм. У женщин он состоит из головного убора (их обязательно носили замужние женщины), рубахи, сарафана или юбки-панёвы. У мужчин это рубаха, обязательно с кушаком (поясом) и штаны. Разноцветные красивые узоры, покрывают сарафаны, рубашки.

Слайд

– Где располагаются узоры-обереги?  По вороту, на манжетах рукавов, по низу юбки, рубахи.

– Какие цвета для украшения – защиты используются в орнаментах на одежде?

* Варианты ответов.

Слайд с изображением рушника.

– Кто знает как называются эти полотенца?

* Рушник.

– Откуда такое название?

* Варианты ответов.

– Обратите внимание на то, что посередине рушник не вышивался. Как вы думаете почему?

* Варианты ответов.

– Середина обязательно пустая – что бы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Ещё говорят, что через эту белую середину Божий свет и сила проходит.

2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента

Слайды 4– 9.

3. Выполнение знаков-оберегов

На заготовках из картона, используя таблицы знаков, учащиеся  маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.

)

4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян

(Слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).

– Как выглядел традиционный русский дом? Из какого материала он строился?

Работа по слайдам 10-18.

Русь была страна лесная, поэтому лес являлся основным строительным материалом – строили из леса, из брѐвен. Рубили лес топором. Строили в старину без гвоздей, особым способом укладывая брѐвно к бревну. Такая постройка называлась «сруб» (т.е. срубленная топором). После этого прорезали окна, ставили крышу и получался дом, который назывался «изба».

Деревянными были как деревенские дома, так и городские.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.

К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой.

И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.

Орнаментами украшали избу и с наружи и внутри. Все проёмы в доме, через которые могла проникнуть «нечисть» – окна, двери, дымоходные трубы.

Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.

Перед вами изображение фасада избы, то есть той части, что выходит на улицу. Слово «фасад» означает «лицо», то есть перед вами «лицо» избы. На лице прежде всего выделяются глаза, а на избе – окна. Окна – это «глаза» избы. Неслучайно слово «окно» происходит от слова «очи», то есть «глаза».

Окна закрываются ставнями и украшаются

наличниками – так называется декоративный элемент, расположенный сверху и снизу, а порой и вокруг всего окна. Слово «наличник» означает «на лице».

Теперь обратимся к верхней части избы. Она символизирует «лоб», или, как говорили в старину, «чело». Неслучайно резные доски, расположенные под крышей, называются «причелины» («прилобные» доски). А доска, разделяющая верхнюю и нижнюю части фасада, носит название «лобовой» доски.

Из-под причелин спускаются «полотенца» – длинные вертикальные досочки, действительно похожие на расшитые узорами рушники.

На полотенцах мы видим круги и розетки  – символическое изображение солнца. Без солнца нет жизни, без солнца не растает снег и не придет весна. Это очень важный, чуть ли не самый главный по значимости символ. Лучи у солнца могут быть как прямые, так и закрученные по кругу – так изображали «бегущее по небу» солнце. Солнце никогда не останавливается, оно всегда в пути.

Венчающий крышу «конѐк» тоже является символом солнца. В древности люди представляли себе солнце, катящееся по небу на колеснице, запряженной конями. Оттуда же, из глубины веков, пришло к нам выражение «конь-огонь».

 Зигзагообразные линии на причелинах символизируют небо, «хляби небесные», то есть тучи с дождем, с водой, которая так необходима посевам и всему живому.

На ставнях мы видим ромбы – это знаки земли, поля.

На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.

5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках

(Музыка группы «Коляда»).

Слайд 17.

6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник»

Учащиеся выставляют свои мольберты в ряд. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие художественные материалы использовали для выполнения заданий?

– Какие знаки-обереги вы использовали для оформления фасада избы?

– Какие впечатления вы получили от данной работы, урока?

– Спасибо вам за работу на уроке.

45 Художественные проекты 5-го класса, призванные раскрыть творческий потенциал детей

Пятый класс — это захватывающий год! В художественном классе студенты развивают более продвинутые навыки. Они изучают изобразительное искусство, такое как живопись, скульптура и фотография. Они весело проводят время, изучая разные культуры, периоды времени, стили и известных художников. Благодаря художественному образованию, предоставляемому родителями или классными учителями рисования, учащиеся улучшат свои навыки критического мышления, а также свои творческие способности.

Следующие вдохновляющие художественные идеи позволят пятиклассникам проявить свои художественные способности!

1. Дрип-арт

Пятиклассникам нравится этот художественный дизайн, вдохновленный Джен Старк, современной художницей из Майами. Вы можете начать этот проект с белой бумаги и черного маркера Sharpie. Для создания такого дизайна также понадобится много ярких цветов. Посмотрите это видео, чтобы узнать, как создать свой собственный дрип-арт.

Подробнее: Художественный класс с мисс Росс

2. Оп-арт

Этот дизайн в стиле оп-арт выполнен в стиле Виктора Вазарели. Пятиклассники обычно отлично проводят время на этом уроке рисования. Чтобы выполнить этот проект, посмотрите это видео и соберите следующие материалы для занятий: бумагу, черный маркер, карандаш, линейку, белые и черные мелки или цветные карандаши.

Узнать больше: Трейси Нок

3. Бумажный фонарик

Для этого веселого художественного занятия для пятого класса вы будете превращать бумагу в фонарики. Эти бумажные китайские фонарики — отличное дополнение к декору любой вечеринки. Сделайте эти крутые бумажные фонарики с помощью плотной бумаги, ножниц и степлера. Узнайте, как это сделать, из этого пошагового видео.

Подробнее: Master Pro Prime

4. Масляная пастель Радужное дерево

Пятиклассникам понравится этот простой рисунок радужного дерева, выполненный красочной масляной пастелью. Это занятие обязательно привлечет учеников, позволяя им практиковать искусство рисования масляной пастелью. Студенты могут легко научиться выполнять этот проект, посмотрев это видео.

Узнать больше: PrabuDbz Art

5. Бумажная трехмерная скульптура имени

Большинство пятиклассников любят творческие занятия, связанные с их именами; однако они особенно любят делать именные скульптуры из бумаги с 3D-элементами. Эти простые скульптуры требуют только доски для плакатов, ножниц, клея и маркеров. Узнайте, как создать именной шедевр здесь.

Узнать больше: mzlzkidz

6. Дерево точек Кандинского

«Дерево точек» — это художественный проект, вдохновленный Кандинским, который понравится вашему пятикласснику. Этот проект, вдохновленный Кандинским, очень недорогой в изготовлении и требует только цветную бумагу, клей и ножницы. Это видео включает в себя подробные планы уроков рисования для этой смелой работы.

Подробнее: Художественная комната мисс Лампкин

7. Абстрактные брызги краски

В этом видео ваш пятиклассник изучит краткий урок истории о Джексоне Поллоке и абстрактном искусстве. Эта художественная идея для пятого класса очень забавная, но она также очень грязная, потому что требует разбрызгивания пятен краски по всей бумаге или художественному холсту.

Узнать больше: Doodles and Scribbles

8. Сцена с маяком

Сцена с маяком — отличное занятие для школьников. Чтобы нарисовать маяки, пятиклассник должен сосредоточиться на направлениях, описанных в этом видео. Готовое произведение искусства можно оформить в рамку и выставить у себя дома, как только оно будет завершено.

Узнайте больше: Let’s Make Art

9. Граффити Имя Арт

Пятиклассникам понравится этот увлекательный урок, в ходе которого их имена используются в художественном дизайне. Это видео включает в себя план урока граффити, который содержит пошаговые инструкции по созданию собственного граффити-шедевра.

Узнать больше: Ehlke Art

10. Меловая пастель Осенний лист

Ваш пятиклассник получит возможность раскрашивать мелом при создании этого замечательного проекта. Начните с черной плотной бумаги, цветного мела и шаблона листа. Эти красивые изделия станут прекрасным осенним украшением. Это видео объяснит, как создать одно из этих произведений искусства за считанные минуты.

Узнайте больше: Клэр Холдридж

11. 3D цветовое колесо

В этом 3D-искусстве цветового круга используются бумажные тарелки, краски и скрепки для обучения третичным цветам. Этот урок рисования для 5-го класса идеально подходит для обучения тому, как интенсивные цвета спектра соотносятся друг с другом. Узнайте, как создать этот 3D-шедевр, просмотрев это видео.

Подробнее: Kidspot

12. Поп-арт Энди Уорхола

Пятиклассникам будет интересно узнать о творческом художнике Энди Уорхоле, который был известен своими произведениями поп-арта. Студенты могут создавать эти шедевры индивидуально или в рамках совместного проекта. Чтобы узнать больше о том, как сделать это творение, посмотрите это видео.

Подробнее: youtube.com

13. Глиняные сердечки

Этот забавный пластилиновый проект — отличное занятие для пятиклассников. Учащиеся узнают об утомительном процессе изготовления и обжига глиняного изделия, поскольку им нравится создавать этот милый проект в форме сердца! Посмотрите этот фантастический мастер-класс по арт-проекту, чтобы узнать, как сделать свой собственный.

Узнайте больше: Трейси Нок

14. Искусство японского нотана

Этот художественный проект для пятого класса фокусируется на положительном и отрицательном пространстве и лучше всего смотрится на черной бумаге. Вам также понадобится лист цветной бумаги 6 x 6 , ножницы и клей, чтобы завершить этот проект японского искусства. В этом видео вы найдете пошаговые инструкции по выполнению этого увлекательного проекта.

Узнайте больше: Your Creative Avenue

15. Закрасьте сферу меловой пастелью

Цветные пастели используются для этого удивительного смешивания. Учащиеся пятого класса узнают, как заштриховать сферу, создавая свой собственный уникальный сферический шедевр. С помощью этого замечательного урока ваш юный художник может научиться технике смешивания и растушевки.

Узнать больше: Мари Дэвисон

16. Натюрморт

Этот удивительный художественный проект учит пятиклассников важности элемента художественной ценности и тому, как включить его в свою работу при рисовании натюрмортов. Это занятие обеспечит творческое развлечение в классе, которое будет поддерживать интерес учащихся. Посмотрите это видео, чтобы узнать, как выполнить этот проект.

Узнать больше: Удивительная школа — 5 класс

17. Искусство, вдохновленное Яёи Кусамой

Этот арт-проект вдохновлен современной художницей Яёи Кусамой. Она японская художница, известная своими работами с множеством точек. Точки и яркие цвета определенно привлекают внимание учеников пятого класса. Из этого видео ваши ученики могут узнать больше о Яёи и ее творчестве.

Подробнее: Раскрась мой понедельник

18. Цветочный проект Джорджии О’Киф

Этот красивый цветочный арт-проект вдохновлен работами Джорджии О’Киф. Этот проект учит студентов, как смешивать мелом и пальцами; поэтому ученикам понадобится бумажное полотенце, чтобы вытереть руки после того, как они закончат свои прекрасные цветочные шедевры. Узнайте, как завершить проект с помощью этого видео.

Подробнее: Арт-программа PAWS

19. Рисунок тигра

Пятиклассники могут создать этот удивительный рисунок тигра на бумаге для принтера или цветной бумаге с помощью цветных карандашей, фломастеров или фломастеров. Вдохновителем урока для этого проекта является художник Дин Руссо. Посмотрите это видео, чтобы узнать пошаговые инструкции по созданию собственного рисунка тигра.

Узнайте больше: Кэсси Стивенс

20. Винсент Ван Гог Подсолнухи

Это видео содержит информацию о Винсенте Ван Гоге, а также содержит руководство по созданию рисунка подсолнуха, вдохновленного работами Ван Гога. Этот арт-проект с цветами вызовет большой интерес у вашего пятиклассника!

Узнайте больше: Искусство с миссис Хаттон

21. Туннель червя оп-арта

Это задание идеально подходит для пятиклассников. Единственными расходными материалами, необходимыми для создания этого проекта, являются бумага для принтера, маркер Sharpie, карандаш и цветные маркеры или цветные карандаши. Вы можете использовать любую цветовую схему, которую выберете, при создании этого оптического искусства. Узнайте, как здесь.

Узнать больше: Фиолетовые бананы

22. Абстрактное цветовое колесо

Этот веселый художественный проект для пятиклассников вдохновлен художницей Соней Делоне. Студентам понравятся яркие цвета абстрактного цветового круга. Тем не менее, вы можете использовать любую комбинацию цветов, которую вы выберете. Чтобы узнать, как создать этот абстрактный цветовой круг, посмотрите это видео.

Узнайте больше: Mr Mac Art Teacher

23. Лягушка оригами

Этот проект лягушки оригами доставит массу удовольствия пятиклассникам. Им понравится делать эту милую лягушку. Все, что вам нужно, это квадратный лист бумаги, чтобы завершить этот проект. Если вы используете бумагу для принтера, вам понадобятся ножницы, чтобы вы могли обрезать ее до нужной формы. Посмотрите это видео, чтобы узнать, как сделать лягушку оригами своими руками.

Подробнее: Художественная комната мистера Экка

24. Рука оп-арта

Ваши пятиклассники получат удовольствие, создавая этот оп-арт-проект своими руками. Видео также включает информацию о важных элементах художественной линии и цвета. Это отличный урок о принципе узора, дизайна и движения.

Узнайте больше: Учитель рисования

25. Калейдоскоп Название

Этот забавный проект позволит вашему пятикласснику создать калейдоскоп, используя свое имя. Это отличный проект для обучения следующим элементам искусства: формам и цветам. Баланс является принципом дизайна для этого проекта. Ваш ученик может научиться создавать свой собственный калейдоскоп имен, просматривая пошаговые инструкции в этом видео.

Узнать больше: Учитель рисования

26. Рисунок кроссовок с контурной линией

Ваш пятиклассник с удовольствием создаст контурный рисунок кроссовок из одного или двух своих старых кроссовок. Этот забавный проект позволяет вашему ученику использовать свое воображение и творческие способности, когда он завершает этот проект. Посмотрите это видео и следуйте пошаговым инструкциям.

Узнать больше: Анжела Росси

27. Глаз дракона

На этом уроке ваш пятиклассник научится рисовать глаз дракона крупным планом. Этот арт-проект также направлен на создание ценности глаза дракона, а также чешуи, окружающей глаз дракона. Узнайте, как завершить этот забавный рисунок здесь.

Узнайте больше: Алисса Мэннинг

28. Кластер кристаллов кварца 

Ваш пятиклассник будет использовать свои знания геометрических и органических форм для создания рисунка кластера кристаллов кварца. Расходные материалы, необходимые для этого проекта, очень недорогие. Вы можете просмотреть это видео, чтобы узнать, как создать этот веселый и увлекательный рисунок.

Узнайте больше: Искусство с мисс Г.

29. Перспектива небоскреба

Это потрясающий урок рисования для обучения пятиклассников перспективе! Им будет очень весело, когда они будут создавать свои собственные города. Они могут следовать пошаговым инструкциям в этом замечательном обучающем видео.

Узнать больше: Art Land

30. Искусство мандалы

Вашему пятикласснику понравится это увлекательное занятие по рисованию мандалы, которое научит его симметрии. Они могут проявлять творческий подход и использовать самые разные цвета при создании этого арт-проекта. Чтобы узнать, как создать этот шедевр искусства мандалы, посмотрите это видео.

Подробнее: EART 303/331

31. Пейзаж, вдохновленный Тедом Харрисоном

Этот проект ландшафтного искусства — потрясающий проект для учащихся пятого класса. Эта техника рисования вдохновлена ​​Тедом Харрисоном и позволяет вашему ученику практиковать свое творчество. Они также могут использовать любую цветовую комбинацию, которую они выберут. Узнайте, как создать этот проект, вдохновленный Тедом Харрисоном, посмотрев это видео.

Узнать больше: Лейга Пехливан

32. Сцена в пустыне

Эта сцена в пустыне — недорогой художественный проект, который понравится вашему пятикласснику, когда он научится создавать свою собственную сцену в пустыне. Убедитесь, что у вас есть бумага для принтера, карандаш, ластик, точилка для карандашей и цветные карандаши. Посмотрите это пошаговое руководство, чтобы узнать, как создать свою собственную сцену в пустыне.

Узнайте больше: Лесли Отери

33.   Священные узоры и геометрия

Этот проект мандал поможет учащимся практиковать формы и формы, а также познакомит их с концепцией особых геометрических узоров со всего мира. Это отличный способ узнать о разных культурах, а также расслабиться с помощью выразительного проекта.

Узнайте больше: Artful Artsy Amy

34. Пищевой журнал

Этот проект направлен на то, чтобы помочь детям быть здоровыми и творческими. Учащиеся делают буклет с информацией о пищевой ценности своих любимых блюд. Они должны разработать и проиллюстрировать буклет таким образом, чтобы им было легко пользоваться. Затем они могут использовать его в качестве эталона здорового питания вне класса!

Узнать больше: Crayola

35. Специальная дизайнерская обувь

Это занятие помогает включить спорт и другие специальные занятия в уроки рисования. Студенты разработают обувь, которая будет красивой и практичной для спорта или работы, которую она сопровождает. Это отличный способ обсудить форму, функцию и важность того и другого.

Узнайте больше: Искусство образования

36. Визуальные идиомы

Этот цифровой проект прекрасно дополняет уроки английского языка. Студенты выбирают популярную идиому или поговорку, а затем создают образ буквального значения идиомы. Это отличный способ помочь учащимся взглянуть на свой родной язык под другим углом или изучить идиомы и распространенные фразы с изучающими английский язык.

Узнайте больше: Artful Artsy Amy

37. Симметрия с насекомыми

В этом упражнении подчеркивается принцип формы, особенно в том, что касается симметрии и пропорций. Учащиеся рисуют половину насекомого, затем складывают бумагу и обводят другую половину. Затем они украшают своих жуков, стараясь, чтобы все было симметрично!

Узнать больше: Crayola

38. Горшок для кактусов

В этом упражнении учащиеся практикуют рисование натюрморта колючим предметом. Они также могут добавить некоторые дополнительные детали, чтобы изобразить идеальный кактус. Даже с нежелательными чертами, у него идеальная форма! Это отличный шанс поговорить об основных концепциях идеальной формы.

Узнайте больше: Sharp School

39. Подвеска-камея с 3D-принтером

Этот проект — отличный способ познакомить детей с трехмерным дизайнерским мышлением и печатью. Они также узнают о силуэтах и ​​исторических и современных примерах этого великого искусства. Это интересный способ привнести технологии в художественный класс!

Узнайте больше: Artful Artsy Amy

40. Урожай небес с Ван Гофом

В этом упражнении учащиеся воссоздают сцену в стиле и технике «Звездной ночи» Ван Гофа. Использование масляной пастели и красок дает им свободу играть с цветами, формами, формами и текстурами. Это также отличный способ представить концепцию среды.

Узнать больше: Crayola

41. Лисы на снегу

Это упражнение отлично подходит для ознакомления шестиклассников с концепцией света и тени. Это также интересный способ исследовать творения смешанной техники. Благодаря снежному фону и ярко-рыжей лисе это идеальный проект для холодного зимнего дня!

Узнайте больше: Sharp School

42. Искусство и ремесла во имя правосудия

В этом уроке основное внимание уделяется важности искусства и мастерства на протяжении всей современной американской истории. В нем рассказывается о квилтинге и других «домашних» ремеслах, которые люди используют, чтобы рассказывать истории и повышать осведомленность о важных проблемах. Это определенно отличный способ заставить ваших шестиклассников говорить о социальной справедливости!

Узнайте больше: Искусство образования

43. Перчатки для спортивных кукол

Детям будет интересно собрать спортивную команду из перчаточной куклы. Из глины они делают экипировку и майки для команды из пяти человек, а затем надевают на каждый палец перчатки разные спортсмены. Вы даже можете организовать мини-настольные игры для марионеток!

Узнать больше: Crayola

44. Палитры для керамических красок

Этот проект отлично подходит для начала года, потому что дети могут использовать свои палитры в течение всего учебного года для всех своих занятий по рисованию. Это также отличный способ повысить заинтересованность и участие в художественном курсе. Таким образом, художественный класс — это не просто еще один способ заполнить время, а фактически становится значимой частью их общего образования.

Узнайте больше: Искусство образования

45. Каменные статуи Инукшук

Этот 3D-проект требует некоторого баланса, и это прекрасная возможность позволить учащимся изучить культуры коренных народов и коренных американцев. Предоставьте белые камни и безопасное и открытое пространство для общения, и вы будете впечатлены фигурами и формами, которые в конечном итоге создадут ваши ученики!

Узнать больше: Crayola

Заключительные мысли

Эти 32 идеи художественных проектов для пятиклассников будут занимать их часами. Их знакомство с различными элементами и принципами искусства повлияет на их художественные навыки по мере их роста и развития как художников. Они также познакомятся с различными художниками и дизайнами, которые будут влиять на их творчество на долгие годы.

Часто задаваемые вопросы

Что должен знать пятиклассник по искусству?

Эти 32 идеи художественных проектов для пятиклассников будут занимать их часами. Их знакомство с различными элементами и принципами искусства повлияет на их художественные навыки по мере их роста и развития как художников. Они также познакомятся с различными художниками и дизайнами, которые будут влиять на их творчество на долгие годы.

sketch-online — Googlesuche

AlleBilderShoppingVideosMapsNewsBücher

suchoptionen

Tipp: Begrenze diesuche auf deutschsprachige Ergebnisse. Du kannst deinesuchsprache in den Einstellungen ändern.

Блокнот — рисуй, твори, делись! — Sketch.IO

sketch.io › Sketchpad

Sketchpad: Бесплатное онлайн-приложение для рисования для всех возрастов. Создавайте цифровые изображения для публикации в Интернете и экспортируйте в популярные форматы изображений JPEG, PNG, SVG и PDF.

Блокнот — Zeichnen, Erschaffen, Teilen! — Sketch.IO

sketch.io › Sketchpad

Sketchpad: Бесплатное онлайн-приложение для всех альтернативных материалов. Erschaffe digitale Kunst, die du online teilen und in beliebte Bildformate exportieren …

Sketch · Проектирование, совместная работа, создание прототипа и передача

www.sketch.com

Sketch — это универсальная платформа для цифрового дизайна с инструментами совместного проектирования, прототипирования и передачи разработчикам. Начните бесплатно.

AutoDraw

www.autodraw.com

Быстрое рисование для всех. AutoDraw сочетает машинное обучение с рисунками талантливых художников, чтобы помочь вам рисовать быстрее. AutoDraw требует Javascript.

Sketch Paint — Рисование онлайн — OneMotion.com

www.onemotion.com › sketch-paint

Бесплатное удобное приложение для рисования, позволяющее рисовать в браузере с помощью цветов, кистей и других дополнительных функций.

Игрушка-набросок: рисуй наброски и делись повторами с друзьями!

sketchtoy.com

Что это? Sketch Toy — это бесплатное онлайн-приложение для рисования, которое позволяет вам делиться пошаговыми повторами своей работы с друзьями. Регистрация не требуется.

SketchTogether — интерактивная доска в реальном времени для Интернета

sketchtogether.com

Эскиз в реальном времени на общей доске. … онлайн, быстро, плавно и безопасно. SKETCH NOW… Планшет, на котором отображается эскиз в SketchTogether …

Скриншот — PhotoFunia: Красивые фотоэффекты и онлайн …

photofunia.com › эффекты › эскиз

Этот онлайн-фотоэффект мгновенно превратит вашу фотографию в карандашный рисунок.

Comments