Русская изба картинки для урока рисования 5 класс снаружи: Картинки для урока рисования 5 класс «Русская изба снаружи» (19 фото)


07.01.1971 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе.Тема: «Убранство русской избы»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.

Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.

Цель:

· Ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;

· Углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;

· Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

· Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

· формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

· научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

· познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

· научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;

· воспитание уважения к истории культуры своего  Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

· формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

· овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его нравственно-эмоциональной оценки.

Зрительный ряд:

1.                     Слайды с элементами русской избы

2.                     Мультимедийная презентация

3.                     Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

1.  Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

2.  Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

3.  Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

¾         А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

¾         Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

¾         А клеть? (с землей).

¾         Подклет (подполье)? (с подземным миром).

 

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы».

Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества». 

Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба.

¾   Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

¾   Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

¾   Почему?

¾   Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

¾   Как вы думаете, почему? (Потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов.

Фронтон избы — чело, передняя часть — лицо, окна — глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы. (показ слайдов).

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Русская изба состояла из трех частей:

·        верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;

·        конек – небесная колесница;

·        сруб – с него начинали строить, это жизнь человека;

·        клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).

¾   Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек). (Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).

¾   Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

¾   Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл? 

Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда). Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».

Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы (демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

¾   Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

¾   Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.

Причелины — «хляби» изб (заклинательная орнаментика).

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

 

 

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем»,

— писал поэт Б. Дубровин.

 

IV. Постановка творческой задачи.

(19 мин)
— выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
— выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
— выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
— выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
— презентовать свой рисунок одноклассникам.

 

V.  Педагогическое руководство творчеством учащихся.

VI.  Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня  мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ).

¾   Что нам удалось сегодня на уроке?

¾   Что не удалось и почему?

¾   Чему научился на уроке? 

 

VIII. Анализ работ учащихся, выставление оценок. (2 мин).

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

Вопросы для рефлексии:

¾   Зачем люди украшают свои жилища?

¾   О чем может рассказать декор крестьянской избы?

¾    Назовите элементы избы.

Источники для подготовки к уроку:

¾   Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.

¾   М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

¾   Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

¾   Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-8 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. – М. : Просвещение, 2015.

 

« Русская изба – снаружи и внутри!» | Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО):

                           Районная конференция
проектно — исследовательских работ младших школьников

                                  « Хочу  всё знать»

                Духовно — нравственное направление

«  Русская изба – снаружи и внутри!»

              Автор: Ермолаев Илья Николаевич, ученик 4 класса

                    МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

                                                        Руководитель:

                      Арсененко Елена  Юрьевна, учитель начальных классов

                      МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

                                       Балабаново – 2018  

                                              СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение                                                                                                     3
  2. Основная часть                                                                                          4
  3. Заключение                                                                                                8
  4. Библиография                                                                                           9

                              Введение

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные.  Я живу в деревянном доме, моя одноклассница Вика в доме, который сделан из пеноблоков. Одноклассник Илья в многоквартирном доме из селикатного белого кирпича. На уроках окружающего мира мы узнали, что уже в ХVI — XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Мне самому захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба, а также самому побывать в роли строителя, создавая макет русской избы.

Актуальность исследования

Я  считаю, что надо знать быт своего  народа, так как это часть истории, которую нельзя забывать.

Объект исследования:

История русской деревянной избы

Цель: учиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Предмет: русская изба

      Задачи:

 1. познакомиться с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной

 2. выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

 3. выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания;  

Гипотеза:  моё исследование позволит, изучить все элементы русской избы, создать макет деревни. Приобщаясь к истокам культуры своего народа мы начинаем ощущать себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

                                    Основная часть

Где раньше строили избы?

Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Крестьяне при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке как средству передвижения, но и эстетическими причинами. из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля,  а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки.

Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро. Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход, а окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону.

Если рассматривать расположение избы на участке, то ее старались расположить ближе к северной его части. Дом закрывал от ветра садово- огородную часть участка.

 Для лучшей освещенности домов в рядах их ставили в шахматном порядке относительно друг друга. Все дома на улицах деревни «смотрели» в одну сторону – на солнце, на реку. Из окна можно было видеть восходы и закаты, движение судов по реке.

Благополучным местом для строительства  избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.

Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали – использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. ее помещали в глиняный горшок.  Оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.

Были и другие гадания – эксперименты. Например, вечером оставляли на ночь мел на месте будущего дома. Если мел привлек муравьев, то это считалось хорошим знаком. Если же муравьи не живут на этой земле, то лучше дом здесь не ставить. Результат проверяли утром на следующий же день.

Рубить дом начинали ранней весной (великим постом) или в другие месяцы года в новолуние. Если же дерево срубить на убывающей луне, то оно будет быстро гнить, поэтому и был такой запрет.  Лес начинали заготавливать от зимнего Николы, с 19 декабря. Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь – январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола.Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом – воплощение спокойствия, постоянства, стабильности, а не постоянных изменений как дорога.

Не строили дома на месте домов, сожженных молнией. Считалось, что молнией Илья – пророк поражает места нечистой силы.  Не строили дома также там, где ранее была баня, где кто-то поранился топором или ножом, где найдены человеческие кости, где раньше была баня или раньше проходила дорога, где произошло какое-то несчастье, например, наводнение.

             Отношение к русской избе в народной культуре

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь –храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

Крестьяне относились к дому как  к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – «человеческие»,  названия частей избы:

Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.

Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,

Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

Очелье – от слова «очи», окно.  Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.

Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.

Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Были в устройстве избы и двора и зооморфные названия: «быки», «курицы», «конек», «журавель»- колодец.

Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб (а «клеть» — это неотапливаемый сруб жилого дома).

По внешнему виду русского дома можно было определить социальный статус, вероисповедание, национальность его хозяев. В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего.

Для ребенка дом- это первая модель внешнего большого мира. Если дитя выросло в светлом уютном добром доме, в доме, в котором царит порядок – то так ребенок и будет дальше строить свою жизнь. Если же в доме хаос – то хаос и в душе, и в жизни человека. С детства ребенок осваивал систему представлений о своем доме – его строении – матица, красный угол, женская и мужская части дома.

 В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки.

Внутреннее пространство русской избы издавна ассоциировалось в  народной культуре как пространство женщины – она за ним следила, наводила порядок и уют. А вот внешнее пространство – двор и далее – это было пространство мужчины.  Разделение обязанностей, было принято в семьях наших предков: женщина носила воду из колодца для дома, для приготовления еды. А мужчина  тоже носил воду из колодца, но для коров или лошадей. Позором считалось, если женщина начинала выполнять мужские обязанности или наоборот. Поскольку жили большими семьями – то проблем не было. Если кто-то из женщин сейчас не мог носить воду – то эту работу выполняла другая женщина семьи.

В доме также строго соблюдалась мужская и женская половина.

Дом строился  без измерительного инструмента и сложных расчетов – по чутью, как душа подсказывала.

В русской избе иногда жила семья из  10 или даже 15-20 человек. В ней готовили пищу и ели, спали, ткали, пряли, ремонтировали утварь, занимались всеми домашними работами.

                        Миф и правда о русской избе. 

Бытует мнение, что в русских избах было грязно, была антисанитария, болезни, нищета и темнота.  Но это совершенно не соответствует истине! Я спрашивал свою бабушку , как жили в их деревне в ее детстве – неужели мыли  и убирали дом раз в году и жили в темноте и в грязи?

Она была очень удивлена и рассказала, что всегда в доме было не просто чисто, а очень светло и уютно, красиво.  Ее мама (моя прабабушка) вышивала и вязала  красивейшие подзоры к кроватям взрослых и детишек. Каждая кроватка и люлечка были украшены ее подзорами. И у каждой кроватки — свой узор! Представляете, какой это труд! И какая красота в обрамлении каждой кроватки!  Ее папа (мой прадедушка) вырезал красивые орнаменты на всей домашней утвари и мебели. Она вспоминала, как была ребенком под присмотром своей бабушки вместе со своими сестрами и братьями (моей прапрабабушки). Они не только играли, но и помогали взрослым. Бывало, вечером ее бабушка скажет детям: «Скоро мать и отец с поля придут, надо в доме прибрать». И ай – да! Дети берут веники, тряпки, наводят полный порядок, чтобы ни соринки в углу не было, ни пылинки, и все вещи на своих местах были. К приходу матери и отца дом был всегда чистый. Дети понимали, что взрослые пришли с работы, устали и им надо помогать. Еще она вспомнила, как ее мама всегда белила печку чтобы печь была красивой и в доме было уютно.  

Не было такого, чтобы снаружи было чисто, а  внутри – грязно. Прибирались очень тщательно и снаружи, и внутри.  Моя бабушка говорила мне, что «то, что наружу – это то, какой ты  хочешь казаться людям» (наружу – это внешний вид одежды, дома, шкафа и т.д. – как они выглядят для гостей и какими мы себя хотим представить людям одеждой, внешним видом дома и т.д.). А вот «что внутри – это то, какая ты есть на самом деле» (внутри – это изнанка вышивки или любой другой работы, изнанка одежды которая должна быть чистой и без дырок или пятен, внутренняя часть шкафов и другие невидимые другим людям, но видимые нам моменты нашей жизни). Очень поучительно.

Бабушка вспоминает, что нищие и грязные избы были только у тех, кто не трудился. Их считали как будто юродивыми, немного больными, их жалели как больных  душою людей. Кто же трудился – даже если у него было 10 детей – жили в светлых чистых красивых избах. Украшали свой дом с любовью. Вели большое хозяйство и никогда не жаловались на жизнь. Всегда был порядок в доме и на дворе.

                   Устройство русской избы

Изба как конструкция представляла собой сруб из бревен, которые связывались между собой в венцы. На Русском Севере было принято строить дома без гвоздей, очень прочные дома. Минимальное количество гвоздей использовалось только для прикрепления декора – причелин, полотенца, наличников.  Строили дома «как мера и красота скажут».

Крыша – верхняя часть избы считалась женским элементом дома.

Верхняя часть дома (причелины, полотенце) украшались  солнечными знаками. Чердак располагался под крышей и на нем хранили предметы, не нужные в данный момент, удаленные из дома.

Пол делали двойным для сохранения тепла: внизу «черный пол», а сверху на нем – «белый пол.Важным в устройстве русской избы была диагональ «красный угол – печь».  Красный угол всегда указывал на полдень, на свет, на Божью сторону (красную сторону). Он всегда ассоциировался с вотоком (восход солнца) и югом. А печь  указывала на заход солнца, на тьму. И ассоциировалась с западом или севером. Молились всегда на образа в красном углу, т.е. на восток, где располагается и алтарь в храмах.

Дверь 

Окно 

Крыльцо – «визитная карточка дома и его хозяев», отражающее их гостеприимство, достаток и радушие. Дом считался нежилым, если у него разрушено крыльцо. Украшали крыльцо тщательно и красиво, орнамент использовался такой же, как и на элементах дома. Это мог быть геометрический или растительный орнамент.

                                   УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ

Всё пространство избы делилось на женское и мужское. Мужчины работали и отдыхали, принимали гостей в будни в мужской части русской избы – в переднем красном углу,  в сторону от него к порогу и иногда под полатями. Рабочее место мужчины при починке было рядом с дверью. Женщины же и дети работали и отдыхали, бодрствовали в женской половине избы – около печи. Если женщины принимали гостей, то гости сидели у порога печи. На собственно женскую территорию избы гости могли зайти только по приглашению хозяйки. Никогда представители мужской половины без особой крайней надобности не заходили на женскую половину, а женщины – на мужскую. Это могло быть воспринято как оскорбление.

                                 РАЗМЕРЫ РУССКОЙ ИЗБЫ

В древности русская изба не имела внутренних перегородок и была по форме квадратом или прямоугольником. Средние размеры избы были от 4 Х 4 метра до 5, 5 х 6, 5 метров. У середняков и зажиточных крестьян избы были большие – 8 х 9 метров, 9 х 10 метров.

Один из углов женской половины дома – это  бабий кут. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. Иногда «женская территория» дома отделялась  перегородкой или ширмой. На женской половине избы з а печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька.

Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным.

По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик  с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

                          КРАСНЫЙ УГОЛ В РУССКОЙ ИЗБЕ

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой».

 

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога.

.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая.

В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев.  На божницу вешали вышитые и тканые полотенца с узорами. В вербное воскресенье красный угол украшался веточками вербы, в Троицу –березовыми ветками, вересом (можжевельником) – в Великий четверг.

                         

                                  УТВАРЬ РУССКОЙ ИЗБЫ

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Чай пили из самовара. 

Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).

Соль  — это не только еда, но и оберег. Поэтому и  подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.

Самой распространенной была глиняная посуда- горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!

Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.

У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.

Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты.

Для загребания углей использовалась кочерга.

В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун»).

Для жарки и запекания использовались глиняные и металлические сковородки, латки, жаровни, плошки.

Мебели в нашем понимании этого слова в  русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках.  Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Заключение.

 Мне хотелось показать в этой работе  не просто историю русского дома, но и поучиться у  наших предков вместе с вами ведению домашнего хозяйства – разумному и красивому, радующему душу и глаз, жизни в гармонии и с природой, и со своей совестью.  Кроме того, очень многие моменты в отношении к дому как к домашнему очагу наших предков очень важны и актуальны и сейчас для нас, живующих в 21 веке.

                                                       Вывод

Я узнал, как жили русские люди тысячу лет назад, как строили свои жилища.

В процессе работы я понял почему «изба и сруб» так называются.

Узнала, как важны для русского человека печь и красный угол.

Я понял, что русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Я убедился в правоте своей гипотезы «Русская изба –действительно удивительное творение рук человека», выполнив макет избы.

Использованная литература

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.- 944 стр.

2.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В.Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

3. Сайт Интернетаhthttp://images.yandex.ru

Александрова Л. Деревянное зодчество Руси. – М.: Белый город, 2004.

Заручевская Е. Б. Про крестьянские хоромы. Книга для детей. – М., 2014.

30 уникальных художественных проектов пятого класса, призванных раскрыть творческий потенциал детей

Пятиклассники начинают осваивать более продвинутые навыки и приемы, и работа, которую они создают, действительно вызывает гордость. Эти проектные идеи познакомят их с новыми художниками и концепциями и помогут найти в себе творческого художника!

1. Назовите свое имя

Это идеальный проект для начала учебного года. Дети иллюстрируют свои имена предметами, которые соответствуют их стилю и индивидуальности. Это поможет вам узнать их и одновременно оценить их художественные навыки.

Узнать больше: In Art We Trust

2. Черпайте вдохновение у Энди Уорхола

Поп-арт Уорхола очень интересно исследовать и подражать. Ваши пятиклассники-художники могут выбрать любой предмет, который им нравится, для этого красочного занятия.

Подробнее: Elements of the Art Room/Andy Warhol Inspiration

3. Создание портретов минифигурок LEGO

Все мы знаем, что дети (и взрослые!) любят LEGO. Вот что делает эти портреты такими крутыми! Дети рисуют себя в виде минифигурок, начиная с основных форм и добавляя детали по ходу дела.

Подробнее: Арт. Есть. Галстук краситель. Повторение.

4. Дизайн номера Джаспера Джонса

Это одно из тех занятий с такими впечатляющими результатами, что вы будете поражены тем, что его могут делать ученики пятого класса! Взгляните на числовые картины Джаспера Джона, а затем используйте трафареты и линейки, чтобы создать свои собственные невероятные рисунки.

Подробнее: Блог Art Room

5. Повесьте 3D-цветовые круги

Цветовой круг — это базовая художественная концепция, которую ваши ученики, вероятно, уже освоили, поэтому сделайте шаг вперед, создав вместо этого 3D-сферы цветового круга! Это простой проект, для которого не нужны ничего, кроме бумажных тарелок, краски и скрепок.

Узнать больше: Художественная комната 104

6. Сборка рельефных портретов Пикассо

Невероятные работы Пикассо побуждают учащихся смотреть на мир совершенно по-новому. Этот картонный рельефный портрет полностью посвящен разборке и сборке, чтобы найти новую перспективу.

Узнайте больше: tinyartroom

7. Украсьте красивые бумажные фонарики

Вдохновением для создания этих бумажных фонариков послужили гравюры Хокусая на дереве. С помощью акварели создайте мягкие изображения, а затем сложите бумагу в виде фонариков, чтобы свисать с потолка.

Узнать больше: Что происходит в художественной комнате?

8. Эскиз трехмерных рисунков конуса

Это может показаться сложным, но эта художественная идея пятого класса начинается с простых концентрических изогнутых линий, которые может нарисовать любой ученик. Волшебство приходит, когда вы заполняете маркерами, а затем растушевываете цветными карандашами.

Подробнее: Искусство с миссис Филлмор

9. Проиллюстрируйте звукоподражательные слова

Приветствую всех любителей комиксов! Студенты получат настоящее удовольствие от иллюстрирования слов действий, вдохновленных Роем Лихтенштейном.

Дополнительная информация: блог Jamestown Elementary Art Blog

10.

Сложите оригами глаза дракона

Научите учащихся изобразить глаз, затем сложите простую фигуру оригами и добавьте чешуйки дракона, чтобы получить уникальную поделку из бумаги.

Узнать больше: Элементы художественной комнаты/Глаза дракона оригами

11. Модные узоры из глины

Метод скручивания керамики действительно доступен каждому. Хотя он часто используется для изготовления горшков, нам нравится, как он работает и с этими красочными скульптурами из катушек.

Узнать больше: Mini Matisse

12. Вырезать коллажи из позитива и негатива

Исследуйте концепции позитивного и негативного пространства с помощью этой классной поделки из бумаги. Детям придется быть очень осторожными, когда они будут резать, чтобы их отражения были точными.

Узнайте больше: Начальный художественный класс Zilker

13. Нарисуйте снежные горы пастелью

Метод резистивной акварели является вечным фаворитом в художественных мастерских. Это потрясающе для создания снежной зимней сцены с мечтательными акварельными красками и совершенно голыми деревьями.

Подробнее: Primary Art

14. Нарисуйте инициалы в стиле зентангл

В последние годы зентангл стал популярным способом расслабиться и снять стресс. Научите учащихся тому, как они работают, выстраивая дизайн вокруг отрицательного пространства их инициала.

Подробнее: Художественная комната Мисс Янг

15. Создание именных 3D-скульптур из бумаги

Этот проект скульптуры требует, чтобы ваши пятиклассники-художники также использовали свои инженерные навыки! Им придется выяснить, как сбалансировать свои буквы таким образом, чтобы они были приятны для глаз, но при этом были достаточно стабильными, чтобы оставаться на месте.

Узнать больше: Художественная комната миссис Ян

16. Пародия

Американская готика

Картина Гранта Вуда Американская готика — одна из тех культовых картин, которые все знают. Вот что делает этот пародийный проект настоящим хитом! Дети воссоздают картину с новой парой главных героев, показывая, что в искусстве определенно есть место для юмора.

Дополнительная информация: блог Jamestown Elementary Art Blog

17. Создание птичьих гнезд в смешанной технике

В этих прикольных птичьих гнездах так много деталей, что вам захочется смотреть на них часами. Начните с рисунка, затем добавьте 3D-элементы, такие как веточки и глиняные птичьи яйца.

Подробнее: Искусство с миссис Филлмор

18. Попробуйте прямое рисование с помощью кистей Джима Дайна

Этот проект в стиле поп-арт начинается с урока рисования, в ходе которого дети учатся создавать различные кисти. Затем они добавляют цвет и рисуют крапинки, чтобы оживить изделие.

Подробнее: Elements of the Art Room/Кисти, вдохновленные Джимом Дайном

19. Изучите формы и раскрасьте маяки

Повторите такие термины, как горизонт и фон, с помощью этих мягких пейзажей маяков. Используйте белый карандаш на черной плотной бумаге, чтобы добавить глубины самому маяку.

Подробнее: Primary Art

20. Затеняйте сферы для создания растений

Меловые пастели прекрасно помогают учащимся работать над смешиванием и штриховкой. Используйте фотографии планет, чтобы вдохновить их на работу.

Узнайте больше: Дерево обучения

21. Смешайте масляную пастель с подсолнухами

Вот еще одно замечательное занятие по смешиванию, на этот раз с масляной пастелью. Дети могут рисовать подсолнухи в реалистичных цветах или использовать свое воображение, чтобы создать любую цветовую схему, которая им нравится.

Узнать больше: Выражение воображения

22. Наложить сцену окна

Создайте эту часть от фона вверх, накладывая оконную раму и подоконник на пейзаж и заканчивая кошкой, наслаждающейся видом.

Узнать больше: Education.com

23. Сплести шаблоны из бумаги с пастой

Начните с смешивания краски и пасты, чтобы получилась густая смесь, которую можно нанести на бумагу. Затем создавайте узоры пальцами, вилкой или любым другим предметом. Закончите, разрезав одну страницу на полоски и вплетая их в другую.

Подробнее: Художественная комната г-жи Амслер

24. Исследуйте одну тему в трех стилях

Объедините несколько художественных стилей в одном потрясающем проекте. В центре ученики реалистично рисуют свой предмет. С обеих сторон они рисуют один и тот же объект в абстрактных и беспредметных формах.

Узнать больше: Искусство учиться

25. Лепить цветы Джорджии О’Киф

Огромные блестящие цветочные картины Джорджии О’Киф, кажется, буквально спрыгивают со страницы, поэтому они идеально подходят для вдохновения для этой забавной глины. проект.

Дополнительная информация: блог Jamestown Elementary Art Blog

26. Используйте сетку, чтобы рисовать

Для детей, которые чувствуют себя перегруженными рисованием, попробуйте метод сетки. Разбейте рисунок на секции сетки, копируя каждую секцию по одной. Это делает большой проект более управляемым.

Подробнее: Искусство с миссис Филлмор

27. Напишите все обо мне, книги по сквошу

Это частично художественный проект для пятого класса, частично писательский проект. Дети складывают бумагу, используя технику изготовления книг, называемую «сквош-книги», затем пишут и иллюстрируют разделы, чтобы рассказать все о себе.

Подробнее: Art Is Basic

28. Отражение красивых баньяновых деревьев

Баньяновые деревья сами по себе являются произведениями искусства, поэтому они обязательно вдохновят ваших учеников на создание красивых произведений. Они могут показать висячие корни, отражающиеся в воде, или представить их под землей.

Узнать больше: ARTipelago

29. Цветные граффити для брейк-дансеров

Яркий стиль граффити Кита Харинга сразу же понравится детям, поэтому им понравится создавать свои собственные сцены брейк-данса. Все, что вам действительно нужно, это бумага и маркеры для этого быстрого проекта.

Подробнее: Deep Space Sparkle

30. Тыквы в стиле Dot Kusama

Японская художница Yayoi Kusama создала невероятное искусство, используя только точки разного размера. Предложите своим ученикам сделать то же самое с этими умными принтами тыквы, размещенными на скрученном трафаретом фоне.

Узнайте больше: Art Room Britt

Теперь, когда вы пробудили их творческий потенциал, продолжайте работу с помощью этих 50 советов по творческому письму для пятого класса.

Кроме того, подпишитесь на наши информационные бюллетени, чтобы получать все последние советы и идеи по обучению прямо на свой почтовый ящик.

долларов США в честь Гольциуса — The San Diego Union-Tribune

«Страсть и виртуозность: Хендрик Гольциус и искусство гравировки»

Где: Зал основателей Университета Сан-Диего (Robert and Karen Hoehn) 9 Family Galleries0003

Когда: с 21 февраля по 25 мая (галереи открыты с 12:00 до 17:00 с понедельника по пятницу, до 18:00 по четвергам)

Вход: бесплатный

(619) 260-7632 или sandiego. edu/galleries/

Hendrick Гольциус — не совсем тема для повседневных разговоров. Но гравер конца 16-го века может быть самым известным художником, о котором вы никогда не говорили.

«В свое время он был столь же важен для Рембрандта», — сказал Деррик Картрайт, директор университетских галерей и профессор практики Университета Сан-Диего. «Он был искусным и почитаемым художником. Он один из великих мастеров».

Картрайт делает это на совместной выставке с Художественным музеем Крокера в Сакраменто: «Страсть и виртуозность: Хендрик Гольциус и искусство гравировки».

На основе коллекций обоих институтов выставка опирается на две самые знаменитые серии Гольциуса: «Страсти», которые находятся в коллекции USD, и «Рождение и ранняя жизнь Христа», собранные из коллекции в USD, Художественном музее округа Лос-Анджелес и Фонде графических искусств Ахенбаха в Музеях изящных искусств Сан-Франциско. Выставка только что завершила четырехмесячный показ в Crocker и открывается в долларах США в пятницу.

«Это восходит к самому первому приобретению, которое я сделал, когда попал в доллары, это была серия «Страсть», набор из 12 гравюр (подаренных Робертом и Карен Хён)», — сказала Виктория Санчо Лобис, со-куратор выставки и бывший куратор печати в USD (сейчас она является младшим куратором в Художественном институте Чикаго).

«Я изучил их и разработал это партнерство с Crocker, которое позволило нам разработать эту выставку, действительно демонстрирующую это приобретение», — сказал Лобис, чья ученость очевидна в проницательном эссе в каталоге выставки, подготовленном USD и Crocker.

На выставке также представлены гравюры знаменитых предшественников Гольциуса, в том числе Лукаса Ван Лейдена и Альбрехта Дюрера.Знаменитое «Обрезание» Дюрера (из «Жития Богородицы») можно увидеть рядом с копией работы Дюрера Раймонди Маркантонио и изображением той же библейской сцены Гольциусом.

— Версия Раймонди — это своего рода ренессансная подделка, а версия Гольциуса — своего рода виртуозная переинтерпретация, — сказал Лобис. Гольциус изучал историю искусств, часто перенимал более ранние стили и делал работы, вызывающие сравнение с такими мастерами, как Дюрер.

— Возможно, Гольциус — величайший гравер в истории, — сказал Лобис. «Он артист, который действительно заслуживает того, чтобы его имя стало нарицательным, но не преодолел этот порог по непонятным мне причинам.

«Для меня он одна из самых очаровательных фигур в истории искусства».

Использование медиума

Близкое знакомство Лобис с творчеством Гольциус началось более десяти лет назад, когда она была аспиранткой Художественного института Стерлинга и Франсин Кларк в Колледже Уильямс, и один из ее профессоров, Джеймс Ганц, курировал выставку «Гольциус и третье измерение». Он исследовал отношения между гравюрами Гольциуса и скульптурой, поскольку он был мастером создания иллюзии измерения в своих работах.

Последующее сотрудничество между Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, Рейксмузеумом в Амстердаме и Художественным музеем Толедо — «Хендрик Гольциус (1558–1617): рисунки, гравюры и картины» — подтвердило ее высокое уважение к его работам.

«Он удивительно опытный технический художник, — сказал Лобис. «Он использует любую технику, которую выбрал, будь то рисунок мелом, рисунок пером и тушью, гравюра, ксилография светотенью; он действительно в максимальной степени использует все технические возможности выбранной им среды.

«И когда вы берете этот первоначальный талант, а затем тренируете навыки и сочетаете его с его изобретательностью и этим знанием искусства прошлого, вы получаете это виртуозное проявление интеллекта, творчества и техники».

В частности, в гравюре Гольциус нашел способ тонко манипулировать «линией вздутия», присущей медиуму, основанный на начертании узоров на листе меди резцом, острым V-образным инструментом.

«Чтобы сделать эту линию, вы должны вонзить этот V-образный наконечник в металл, поэтому линии гравировки всегда заострены, а затем становятся шире или уже в зависимости от давления этого инструмента», — сказал Уильям Бризил, представитель Crocker’s. другой сокуратор. «То, что делает Гольциус, — это своего рода использование этой линии набухания. В его штриховке, например, есть определенный период, когда он начинает использовать штриховку и кривые линии, чтобы как бы создать объем. Это то, что, я полагаю, сделали другие люди, но Гольциус, по крайней мере, на мой взгляд, делает это лучше всего».

В тени Рембрандта

Бризил также указывает на умение Гольциуса рассказывать истории, даже несколько историй, в своих гравюрах, которые содержат такую ​​степень тонкости и детализации, что «чем больше вы смотрите, тем больше вы находите». элемент, который Лобис также находит привлекательным.

«Я никогда не устаю смотреть на его гравюры и рисунки, — сказал Лобис. «Я думаю, что он художник, чьи идеи лучше всего выражались в гравюрах и рисунках. Около 1600 года он перестал делать гравюры и полностью посвятил себя живописи, но я не нахожу его картины такими же успешными, как его рисунки и гравюры.

«А так как у меня есть склонность к гравюрам и рисункам, он как бы говорит с моим сердцем».

Однако, несмотря на его известность в свое время и его важность для гравюр, его слишком часто игнорируют за пределами узкого круга ученых и коллекционеров гравюр.

«Моя работа — попытаться исправить это», — сказал Лобис. «Возможно, его просто затмил Рембрандт».

Теория Бризила состоит в том, что работы Гольциуса более конкретно итальянские и «маньеристские», чем работы Рембрандта, что может ограничивать их более широкую привлекательность.

«Он не обязательно представлял мир так же, как Рембрандт», — сказал Бризил. «Его техническое мастерство непревзойденно в гравюре, а его сюжеты увлекательны и действительно замечательны, но они несколько классические. Рембрандт тоже делал классические сюжеты, но относился к ним по-другому».

Тем не менее, нельзя сказать, что его работы недоступны, особенно учитывая библейские истории, которые он рассказывает на этой выставке.

«Его гравюры по-прежнему относительно доступны, поэтому он доступен по-разному», — сказал Лобис.

Comments