Рисунок заштрихованный: Учимся штриховать правильно – 5 уроков по штриховке для начинающих


14.02.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Учимся штриховать правильно – 5 уроков по штриховке для начинающих

Автор Наталья Юршина На чтение 8 мин. Просмотров 512 Опубликовано

Если каждый раз, видя шикарную картину маслом, вы замираете и ловите себя на мысли, что ХОТЕЛИ БЫ тоже так уметь — настало время взять кисть в руки!

Невозможное станет возможным! Первый шаг уже ждет вас в моей статье — https://nyblog.ru/kak-nauchitsya-risovat-maslom-s-nulya/.

Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!

Все это бесплатно по ссылке выше)

Как делать штриховку карандашом правильно? Следуя правилам и упражнениям из статьи, вы легко научитесь поэтапно делать штриховку карандашом в рисунках. Подробности – в новой статье!

Как вы знаете, любой навык можно отточить и улучшить, если постоянно заниматься и практиковаться. Точно также и в рисовании – чтобы научиться правильно делать штриховку карандашом, нужно постоянно практиковаться, начиная с самых простых техник, развивая свои навыки с помощью упражнений на штриховку.

Приходите на БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс и получите подарок за участие!

Приходите на БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс и начните писать маслом, а так же получите подарок за регистрацию!

Чтобы выполнять все эти упражнения и научиться быстро, и правильно штриховать карандашом, нужно знать основные виды штриховки, о которых я рассказывала в этой статье, а также, основные правила. Это нужно для того, чтобы вы могли сразу начать учиться правильной штриховке, и чтобы потом не пришлось исправлять неправильные навыки.

От штриховки будет сложно уйти, так как все художники проходят ее изучение. При работе карандашом, штриховка – это основа основ, знание основных правил поможет вам добиться красивого результата в ваших работах.

В этой статье я расскажу, для чего нам может понадобиться штриховка, на каких принципах она основывается, и, что нужно из материалов, чтобы научиться правильно штриховать.

Для чего нужна штриховка

Штриховка в рисовании нужна по нескольким причинам:

  1. Она придает форму предмету;
  2. Она придает объем предмету;
  3. Помогает передать светотень в рисунке;
  4. С помощью штриховки можно сделать текстуру предмета;
  5. Штриховкой также можно передавать тональность.

Конечно, помимо этих задач, штриховка решает и другие, даже более творческие задачи. Например, художник хочет создать рисунок, который выигрышно будет смотреться, если его заштриховать каким-то красивым способом.

В любом случае, знание основных принципов и правил штриховки позволит вам расширить ваш творческий кругозор, вы сможете создавать более сложные и красивые рисунки! Но, чтобы научиться красиво штриховать с нуля, нужно сначала научиться просто штриховать простыми линиями, а уже потом оттачивать свое мастерство на рисунках. Для этого, как вы уже догадались, вам понадобится как теория, так и много-много практики.

Материалы для штриховки карандашом

Прежде чем разбирать основные принципы штриховки и рассматривать простые упражнения на тренировку навыков, давайте разберемся с основными материалами, которые нам понадобятся. Тем более, что их не так много.

Для изучения основных правил штриховки нам понадобятся:

  • простой карандаш. Карандаш нужен будет мягкий, с хорошо заостренным кончиком.
  • ручка или линер, если штриховка не карандашная
  • канцелярский нож, чтобы заточить карандаш
  • ластик-клячка и простой ластик
  • бумага для рисования либо акварельная бумага
  • бумажные салфетки для растушевки
Для карандаша можно использовать вот такие специальные держатели

Некоторые художники иногда подкладывают под руку лист бумаги или кальку, чтобы не испачкать руку и не смазать рисунок.

Также можно прикрепить лист бумаги к планшету, чтобы он не ерзал у вас оп столу и не соскальзывал.

Основные принципы штриховки

Чтобы, изображаемый предмет выглядел красиво и реалистично, нужно наносить штриховку карандашом по форме самого предмета, по его контуру, равномерно, чтобы передать объем фигуры. Потому что создание объема – это основная цель и задача штриховки в рисовании.

Как вы должно быть помните из других моих статей и мастер-классов, у всех предметов есть тень, либо затемненная поверхность. Именно по направлению к свету и нужно двигаться, нанося штриховку на объект. От тени к свету, делая линии штриховки все менее и менее жирными, и черными.

Еще один основной принцип штриховки относится к перекрестному виду. Это касается угла наклона перпендикулярной штриховки. Он должен составлять 45 градусов, либо меньше, но никогда – 90, иначе предмет будет выглядеть плоско и некрасиво.

Каждый излом, каждая грань объекта, должна штриховаться отдельно и тоже в своем направлении. Это еще один принцип штриховки в рисовании.

Штриховка – это особый способ наложения линий, которые прилегают друг к другу, но между ними остается небольшое расстояние, которое и создает этот красивый эффект. Чтобы получить такие красивые линии, нужно отрывать карандаш от листа бумаги. Это еще один из основных принципов штриховки.

Такие линии нужны еще и для того, чтобы перекрестная тушевка не выглядела, как растушевка, ведь это не одно и тоже. Растушевку лучше применять относительно всего рисунка, растушевывая четкие линии в конце работы. Иначе, если вы сделаете растушевку в одном месте, а остальной рисунок будет просто заштрихован, получится не красивый и не аккуратный рисунок. При таком совмещении техник будет создаваться впечатление, что вы просто случайно размазали карандаш по бумаге.

Горизонтальные и вертикальные объекты нужно штриховать соответственно, по направлению линий предмета. Также необходимо уделять особое внимание переднему плану рисунка, в то время как дальний план можно заштриховать самым простым способом.

При большом объеме работы, не бойтесь делать более короткие штрихи. Уверена, вы почувствуете, как будет неудобно штриховать длинными линиями большой рисунок.

Если вы работаете в многослойной технике штрихования, то помните, что большее количество слоев твердым карандашом способно сделать рисунок более аккуратным и ровным.

Уроки штриховки карандашом для начинающих

Чтобы правильно заштриховать рисунок простым карандашом, нужно начинать с простых упражнений. Для начала это может быть сама штриховка на листе бумаги, а уже потом, отработав навыки, вы сможете приступить в заштриховке предмета.

Начните с самого простого упражнения. Возьмите простой карандаш и лист бумаги. Нарисуйте параллельные вертикальные линии, плотно прилегающие друг к другу, но так, чтобы между ними оставалось немного свободного пространства бумаги.

Это самая основа всего штрихования. Затем, можно поучиться перекрестной штриховке. Просто накладывайте карандашом на предыдущую штриховку перпендикулярные линии под углом в 45 градусов.

Слева – пример неправильной перекрестной штриховки под углом в 90 градусов. Справа же, пример правильной штриховки с нужным уровнем наклона в 45 градусов

Затем, попрактикуйтесь в многослойной штриховке, накладывая ее в одном и том же направлении слой за слоем.

Это были самые простые упражнения, которые вы можете сделать уже сейчас, имея карандаш и лист бумаги под рукой.

Из простых можете также попробовать еще вот такое упражнение:

Создание тональности

По горизонтали делаете несколько штриховок, раз за разом увеличивая тональность нового штриха. Двигаясь от светлого, к темному, заштриховывайте поверхность бумаги, следя за нажимом карандаша.

Тоже самое можно проделать и с кругом. Нарисуйте на листе бумаги круг, и заштрихуйте его круговой штриховкой, не забывая о контрасте.

Теперь, когда вы отточили навык на простых объектах, можно приступить к более сложным, например, объемным фигурам – кубу, шару, цилиндру.

Нарисуйте несколько одинаковых предметов и заштрихуйте их по-разному, применяя полученные знания.

Ошибки при штриховке рисунка

Конечно, несмотря на все уроки рисования штриховки, даже самое простое для начинающих художников может показаться сложным. Отсюда и берутся самые распространенные и частые ошибки. Вот чего вы сможете избежать, если начнете правильно учиться рисовать:

  1. Стараться сразу довести все до идеала и совершенства

Не бойтесь израсходовать пачку новых листов. Вы учитесь, вам свойственно делать что-то неидеально. Так вы рискуете зациклиться на одном штриху, постоянно исправляя его на одном и том же месте.

  1. Затирать штрихи

Это случается тогда, когда вы неправильно держите карандаш или ваша рука, лежит на самом рисунке и постоянно стирает его, словно ластик. Нужно помнить, что штриховку мы делаем кистью, либо локтем, если объем рисунка слишком большой.

  1. Неправильно держать карандаш

Эта ошибка так или иначе связана с предыдущим пунктом. Важно помнить, что при рисовании и штриховке карандашом, карандаш мы держим не как ручку.

  1. Использование только одного вида штриховки

Некоторые художники, научившись рисовать в одной манере, боятся пробовать новое, и все выполняют в одном стиле. Тоже самое касается и штриховки – как мы с вами выяснили, ее больше чем один вид, и поэтому, лучше научиться использовать их все, чтобы расширить свои творческие границы и потенциал.

  1. Рисование запятых

Не стоит давить на карандаш в самом начале штриха, чтобы не получить запятую вместо ровной линии.

  1. Наслаивать штриховку там, где это не нужно

То есть, если вы сделали один вертикальный штрих, не нужно делать второй под ним штрих внахлест, чтобы не создавать темные некрасивые пятна.

  1. Еще одна ошибка – рисовать по одним и тем же линиям

Сделать штриховку на рисунке лучше так, чтобы конец штриха был по середине следующего слоя штриховки.

Заключение

Эта статья – лишь маленький, ознакомительный кусочек того, что может вместить в себя рисование и мир живописи в целом. Не важно, новичок вы, или уже начали рисовать, если вы постоянно задаетесь вопросом, а как правильно штриховать рисунок, значит вам не обойтись без теоретических знаний и поэтапного изучения разных видов штриховки.

Чтобы научиться штриховать не нужно знать какие-то особенные вещи, или учиться годами. Достаточно научиться понимать основные и самые базовые принципы, выучить несколько самых распространенных видов штриховок и очень много практиковаться.

Да, возможно, сначала у вас будут получаться и пресловутые запятые, и грязь в рисунке и многое другое из перечисленных выше ошибок. Но если вы еще в начале пути исправите их, и прежде чем начать набивать руку поймете, как делать правильно, а как нет, то учиться вам будет в разы проще и приятнее.

И хоть штриховка, подчас дело и монотонное, даже из нее можно сделать интересное занятие, подойдя к процессу творчески, экспериментируя с нажимом, формами и мягкостью карандашей.

А вы умеете штриховать? Расскажите о своих навыках в комментариях!

Покоряем штрих. Теория и практика

Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.


Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975

Зачем штриховка концепт-художнику?

В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.


Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.

Что можно передать с помощью штриха?

Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.

Штрихом можно показать тон и светотень

На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.


Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.

Можно передать и текстуру

На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.


В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.

Штрих отлично показывает форму

Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.

Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.

Все вместе

В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.


Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.

Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.


Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.

В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.


Глубина создается за счет направленной штриховки.

А можно более современный пример?

Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.


Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.

Время для практики. Упражнения

Ставим руку

Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.


Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.

Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.


Экспериментируйте!

Добавьте цвета и уведите узор в градиент.

Какие еще узоры приходят вам на ум?

Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.

В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.

Экспериментируйте с линией

Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.

Например, можно попробовать слепое рисование контуров:

Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе

Работаем над формой и масштабом

Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.

Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.


Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.

Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.


Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе

Добавляем объектам объем

Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.


Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.

Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.

  1. Самый светлый участок, где объект наиболее эффективно отражает источник света. Количество светлых участков на объекте ограничено только количеством отражающих поверхностей, количеством источников света и способностью поверхностей отражать свет. Форма светлого участка зависит от поверхности объекта.
  2. Полутон находится между светлым участком и тенью. Считается, он передает «истинный» цвет объекта.
  3. Тень. Самая темная область тени на поверхности объекта может иметь резкие грани на стыке с полутоном, или просто постепенно с ним сливаться.
  4. Кроме теней на самом объекте, есть еще падающая тень.

Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника светУсложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:


Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач

В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.

Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш h3), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!

Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
Помните про упражнение с эллипсами? Самое время вернуться к нему. Рисуйте их под разными углами и переходите на более сложные формы. Нужен вызов? Попробуйте изобразить арабские узоры на плитах в таком виде. Немногие способны их хорошо нарисовать в объеме и перспективе. Станьте одним из этих виртуозов!

После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.

Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.

Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:

У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!

Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.

Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете

Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?

Например, такие что-то такое.

Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников

Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.

Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее

Дополнительные материалы

Напоследок советуем вам плейлист ниже. Он начинается с видео от Дана Нельсона, где художник подробно описывает, как выполнять перекрестную штриховку пером.
Обратите внимание, что автор все линии рисует сначала в одном направлении, затем в другом. Это очень важно, если вы хотите добиться аккуратной классической работы. Остальные уроки дадут вам немного разное представление о тех или иных базовых техниках.

Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.

«Занятие по развитию моторики. «Обводка по трафарету и штриховка»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья Коломенского

городского округа Московской области»

Занятие по развитию моторики

«Обводка по трафарету и штриховка»

Разработала :педагог-психолог

Мирошниченко Кристина

Александровна

2018 г.

Цель: Развитие крупной и мелкой моторики

Задачи: 
1.Коррекционно-развивающие: 
2.Развивать мелкую и крупную моторику;

3.Развивать тактильные ощущения;

4.Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции;

5.Развивать устную речь учащихся; 

6.Снижать эмоциональное напряжение учащихся.


I.Организационный момент

Приветствие учителя, проверка явки обучающихся, проверка готовности к занятию. Приветствие обучающихся.


II. Психологический настрой на занятие. Координация руки и глаза.  Активизация мыслительной деятельности. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки». Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три каждой рукой, а потом обеими руками.

III. Упражнение «Графические ряды».

Развитие мелкой моторики. Предъявляется детям приготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первый показ, говорит: «Вы будете рисовать такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листа. Здесь нарисовано 5 узоров, и все они отличаются друг от друга. Рисовать вы будете с начало верхний узор, потом тот, что под ним и так до самого нижнего. Чтобы правильно нарисовать узор, вам нужно будет поставить кончик карандаша в то место, где я остановилась, и продолжить узор до самого конца листа» (образец 1) Внимательно выслушав задание. После объяснения педагога берут простой карандаш в руку и приступают к выполнению данного задания

IV. Пальчиковая гимнастика.

Снятие напряжения рук

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк», повороты головой направо-налево) Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)  А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресеньеПозвала на день рождения. (машем ладошками к себе). Повторяют за учителем слова и движенияV. Упражнение «Обведение по трафарету (внутреннему и внешнему)» Развитие мелкой моторики пальцев рук

Каждому ребёнку раскладывается лист белой бумаги , по одному трафарету (внешний), простой карандаш и цветные карандаши. «Вам нужно наложить трафарет на лист бумаги и обвести по внешнему краю трафарета,  затем заштриховать по образцу.

VI. Упражнение «Контуры». Коррекция мыслительных процессов и операций Посмотрите на доску узнай изображение, подумай на что ещё может быть похоже данное изображение. (образец 2) Ответ следует по очереди

VII. Физминутка

Снятие мышечной усталости и восстановление работоспособности детей

А теперь все вместе всталиРуки дружно вверх поднялиРуки в сторону, вперед. А теперь наоборот. Влево, вправо повернулись. И друг другу улыбнулись. Тихо сели и опять будем дело продолжать. Повторяют за учителем слова и движения

VII. Упражнение «Нарисуй».

Развивать координацию движений рук, развитие мелкой моторики пальцев рук. Выдаётся лист бумаги с двумя одинаковыми рисунками и 2 простых карандаша. Возьмите в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Карандаш от листа отрывать нельзя. (образец 3) Следуя инструкции выполняется задание.

VIII. Подведение итогов.

Чему вы сегодня научились?  Что для вас наиболее трудно было выполнять? Занятие окончено. До новых встреч! — Мы сегодня научились обводить контур одновременно правой и левой рукой. -Мы сегодня научились узнавать изображения по контурам, обводить по трафарету (внешнему и внутреннему), штриховать и раскрашивать по показу. -Каждый рассказывает в каком упражнение возникали те или иные трудности.

Академическая штриховка карандашом поэтапно для начинающих, штрих

Академический штрих

Так как лист бумаги плоский, художнику нужны приемы, чтобы изобразить объемный мир. Создать оптическую иллюзию нам помогает светотень. Трехмерность на бумаге видна путем прорисовки света и тени, так как свет отображается на объекте неравномерно, в одной части он освещен, в другой будет показываться тень. Это и есть светотень на рисунке.

Существуют разные виды техник штриховки в зависимости от вида рисунка или предмета. Но самые основные нужно знать каждому художнику.

Разновидности штриховок:

  • Прямолинейная. Самая часто используемая. Ею пользуются, когда заполняют участок в рисунке, применяя прямые линии параллельно друг другу, тем самым создавая форму.
  • Фигурная. Такая штриховка выполняется вокруг контура, повторяя его по форме предмета.
  • Тушевка. В такой штриховке линий не видно, тон на участке изображения получается однородным.
  • Растушевка. Штрихи растушевываются на листе бумаги до однородного тона.

Основы прорисовки

Самое главное, когда приступили к работе: не переворачивайте лист, когда рисуете. Пробуйте наносить штриховку в разных стилях, разных направлениях. Для правшей штриховка наносится слева направо и сверху вниз. Перед началом работы определитесь, какой вид штриховки вы будете использовать и не меняйте ее потом. Штрихуйте в своем темпе, не торопитесь.

Распространенные ошибки

Не перестарайтесь. Не трудитесь над совершенством каждой линии. Продолжайте работать в той технике, которую выбрали. Не нужно постоянно исправлять штрихи, если они кажутся вам неудачными.

Помните, что целое важнее частного. Нужно полностью проработать участок, не думая об отдельных штрихах. Но не стоит пускать все на самотек, следите за тщательностью работы, чтобы штрихи были гармоничными, если нет другой цели в вашем рисунке.

Пользуйтесь разными видами штриховки. Не бойтесь экспериментировать, какие-то техники могут получаться лучше, главное пробовать.

Пользуйтесь разными карандашами. Есть несколько видов карандашей по твердости и мягкости. Чтобы понять, что вы выбрали нужный карандаш по тону, прорисовка должна происходить без усилий и давления на кончик.

На практике

Вот несколько упражнения, которые помогут попрактиковаться самостоятельно:

  • Тональная полоса. Рисуем прямоугольник. Делим его условно на пять частей. Сначала закрашиваем целиком прямоугольник слева направо, делая его в левой части самым темным, а в правой самым светлым, создавая там самым градиент.
  • Круг. То же самое, что и в первом упражнении, только непрерывная линия движется от края к центру круга.
  • Многоугольник. Рисуем многоугольник, делая как можно больше сторон. Наносим тон параллельными линиями каждой из сторон в разных направлениях.

Также рекомендуем вам упражнение, которое проводите в любую свободную минуту и на любой поверхности бумаги в блокноте или даже на газете. Просто штрихуйте в разных техниках, оттачивайте свое мастерство и тщательности линий. И помните, что лист переворачивать нельзя. Только практика поможет вам достичь нужных результатов, не пренебрегайте лишней возможностью попрактиковаться.

Рекомендуемые карандаши

Лучше всего пользоваться деревянными карандашами и точить их лучше не точилкой, а специальным канцелярским ножом.

Для прорисовки светлых участков пользуйтесь карандашами с твердым грифелем, и, соответственно, с мягким грифелем для темных участков. Не рекомендуем в первое время пользоваться карандашами мягкости 3В, так как они достаточно «грязные» и могут сделать вам тон слишком черным. А слишком твердые грифели наоборот, могут повредить бумагу и создать слишком блеклый тон.

Приглашаем на наши курсы рисования в Москве

Техники тонирования и штриховки цветными карандашами

В этом уроке представлены некоторые основные типы штрихов, которые могут быть полезны при создании картины цветными карандашами. Лучше потратить некоторое время на изучение особенностей работы с ними, чем пытаться с ходу создать шедевр.

Для этого урока вам понадобится бумага для рисования хорошего качества, а также несколько остро наточенных цветных карандашей и бесцветный блендер, если он есть в наличии.

1. Основное двустороннее тонирование цветным карандашом

Наиболее распространенная техника вам уже известна – это обычное тонирование движениями из стороны в сторону. Практикуйтесь в создании прямых линий, направляя карандаш непосредственно пальцами или поворачивая руку от локтя. Многие начинающие художники по неопытности делают линии закругленными, осуществляя движения от запястья. В итоге поверхность выглядит не ровной, а более округлой.

Работайте над силой нажима на карандаш, поскольку от этого зависит цвет, который вы получите на выходе.

2. Тонирование боковой стороной и тонирование кончиком грифеля

Работать боковой стороной или кончиком грифеля? Существует ли правильный способ? Думаю, что нет, ведь все зависит от эффекта, которого вы хотите добиться. Давайте кратко рассмотрим разницу между боковым тонированием и тонированием кончиком грифеля цветного карандаша.

С левой стороны на рисунке можно увидеть область, закрашенную боковой стороной грифеля, а с правой – кончиком. В первом случае текстура бумаги гораздо более заметна, шероховата и открыта. Диапазон цветов в этом случае более ограничен. Пользуясь для тонирования кончиком остро заточенного карандаша, вы можете добиться более насыщенного цвета и плотного закрашивания. Шероховатости становятся менее заметными, и за счет их закрашивания кончиком грифеля вы сможете получить более обширную цветовую гамму. 

Это не значит, что использовать при тонировании боковую сторону грифеля – неверно. Данный тип закрашивания будет полезным, если вам понадобится мягкий, шероховатый и однотонный цвет. 

3. Штриховка цветными карандашами

Штриховка цветным карандашом позволяет быстро получать цвет, изменять текстуру и направление. Часто используется однонаправленная штриховка, но также она может идти в направлении контуров рисунка, это поможет создать форму и добавить объема.

Для получения наилучшего результата держите свой карандаш хорошо заточенным. Наносите быстрые, частые линии на равном расстоянии, оставляя на виду маленькие промежутки белой бумаги или основного цвета. При взгляде крупным планом они выглядят очень неупорядоченно, но в масштабе целого рисунка маленькие неровности не кажутся чем-то значительным. Но в любом случае для того, чтобы этому научиться, необходима практика. Лучше для начала попрактиковаться на черновиках, так вы набьете руку перед тем, как приступить к настоящей работе. 

Штриховка может быть выполнена так, чтобы линии начинались и заканчивались на равных промежутках, также можно регулировать нажим, отрывая карандаш от бумаги, чтобы создать градуированный эффект. 

4. Перекрестная штриховка цветными карандашами

В основе перекрестной штриховки лежит наложение друг на друга двух слоев штриховки, расположенных под прямым углом. Это очень полезная техника в рисовании цветными карандашами. Вы можете создать с ее помощью более темную область внутри слоя обычной штриховки или добиться эффекта смешивания двух разных цветов.

Вы также можете создавать интересные эффекты текстуры, добавляя второй слой с небольшим наклоном, либо добавляя его в случайно выбранные углы. Примеры выше даны в увеличении, чтобы проще было увидеть линии и получаемый эффект более наглядно. 

И, разумеется, навыки данной штриховки совершенствуются в ходе практики. Экспериментируйте с силой нажима (как сильно вы давите на карандаш), интервалами, резкостью и цветом. Сравните результат после использования двух слоев и после совмещения большего их количества. Для начала попробуйте использовать светлые и темные тона. Для экспериментов используйте черновики (лучше всего подойдут испорченные неудачным рисунком листы хорошей бумаги), тогда в своей финальной работе вы будете с уверенностью владеть этой техникой.

5. Лессировка цветными карандашами

Лессировка, если мы говорим о рисовании цветными карандашами, отличается от того же понятия в живописи, где оно связано с техникой рисования сухой кистью. Лессировка цветными карандашами – это прием штриховки с помощью небольших кругов, похожих на проволоку благодаря текстуре, похожей на стальную проволочную сетку. Полученная в результате текстура зависит от размера кругов и нажима на карандаш при рисовании – вы можете создать очень гладкую либо же шероховатую и яркую поверхность. При лессировке можно использовать слои одного либо сочетания нескольких цветов. 

Также вы можете использовать более «вогнутую» технику лессировки для создания новой текстуры. Этого можно добиться, рисуя восьмерки или даже «маргаритки» и паутину вместо обычных кругов, создавая случайные затемненные участки, а в результате и более органично выглядящую поверхность.

6. Создание направленных линий

Направленные лини — это линии, которые следуют вдоль контура или по направлению волос, травы или других поверхностей. Они могут быть плотно расположены друг к другу, что поможет добиться богатого текстурного эффекта. Направленные линии могут быть короткими и ломаными или достаточно длинными и плавными в зависимости от самой текстуры, которая вам нужна. Редко работа с направленными линиями является основной техникой в рисунке, чаще она используется в совокупности с обычным тонированием и смешивается с другими техниками, придавая линиям четкость и направление, но не являясь ключевой в создании рисунка.

Автор: Helen South

Вот, что я понял о рисовании цветными карандашами — видео

В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.

Экспериментируйте с линией

Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.

Например, можно попробовать слепое рисование контуров:

Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе

Работаем над формой и масштабом

Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.

Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.


Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.

Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.


Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе

Добавляем объектам объем

Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.


Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.

Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.

  1. Самый светлый участок, где объект наиболее эффективно отражает источник света. Количество светлых участков на объекте ограничено только количеством отражающих поверхностей, количеством источников света и способностью поверхностей отражать свет. Форма светлого участка зависит от поверхности объекта.
  2. Полутон находится между светлым участком и тенью. Считается, он передает «истинный» цвет объекта.
  3. Тень. Самая темная область тени на поверхности объекта может иметь резкие грани на стыке с полутоном, или просто постепенно с ним сливаться.
  4. Кроме теней на самом объекте, есть еще падающая тень.

Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника светУсложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:


Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач

В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.

Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш h3), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!

Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
Помните про упражнение с эллипсами? Самое время вернуться к нему. Рисуйте их под разными углами и переходите на более сложные формы. Нужен вызов? Попробуйте изобразить арабские узоры на плитах в таком виде. Немногие способны их хорошо нарисовать в объеме и перспективе. Станьте одним из этих виртуозов!

После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.

Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.

Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:

У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!

Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.

Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете

Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?

Например, такие что-то такое.

Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников

Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.

Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее

Дополнительные материалы

Напоследок советуем вам плейлист ниже. Он начинается с видео от Дана Нельсона, где художник подробно описывает, как выполнять перекрестную штриховку пером.
Обратите внимание, что автор все линии рисует сначала в одном направлении, затем в другом. Это очень важно, если вы хотите добиться аккуратной классической работы. Остальные уроки дадут вам немного разное представление о тех или иных базовых техниках.

Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.

«Занятие по развитию моторики. «Обводка по трафарету и штриховка»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья Коломенского

городского округа Московской области»

Занятие по развитию моторики

«Обводка по трафарету и штриховка»

Разработала :педагог-психолог

Мирошниченко Кристина

Александровна

2018 г.

Цель: Развитие крупной и мелкой моторики

Задачи: 
1.Коррекционно-развивающие: 
2.Развивать мелкую и крупную моторику;

3.Развивать тактильные ощущения;

4.Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции;

5.Развивать устную речь учащихся; 

6.Снижать эмоциональное напряжение учащихся.


I.Организационный момент

Приветствие учителя, проверка явки обучающихся, проверка готовности к занятию. Приветствие обучающихся.


II. Психологический настрой на занятие. Координация руки и глаза.  Активизация мыслительной деятельности. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки». Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три каждой рукой, а потом обеими руками.

III. Упражнение «Графические ряды».

Развитие мелкой моторики. Предъявляется детям приготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первый показ, говорит: «Вы будете рисовать такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листа. Здесь нарисовано 5 узоров, и все они отличаются друг от друга. Рисовать вы будете с начало верхний узор, потом тот, что под ним и так до самого нижнего. Чтобы правильно нарисовать узор, вам нужно будет поставить кончик карандаша в то место, где я остановилась, и продолжить узор до самого конца листа» (образец 1) Внимательно выслушав задание. После объяснения педагога берут простой карандаш в руку и приступают к выполнению данного задания

IV. Пальчиковая гимнастика.

Снятие напряжения рук

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк», повороты головой направо-налево) Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)  А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресеньеПозвала на день рождения. (машем ладошками к себе). Повторяют за учителем слова и движенияV. Упражнение «Обведение по трафарету (внутреннему и внешнему)» Развитие мелкой моторики пальцев рук

Каждому ребёнку раскладывается лист белой бумаги , по одному трафарету (внешний), простой карандаш и цветные карандаши. «Вам нужно наложить трафарет на лист бумаги и обвести по внешнему краю трафарета,  затем заштриховать по образцу.

VI. Упражнение «Контуры». Коррекция мыслительных процессов и операций Посмотрите на доску узнай изображение, подумай на что ещё может быть похоже данное изображение. (образец 2) Ответ следует по очереди

VII. Физминутка

Снятие мышечной усталости и восстановление работоспособности детей

А теперь все вместе всталиРуки дружно вверх поднялиРуки в сторону, вперед. А теперь наоборот. Влево, вправо повернулись. И друг другу улыбнулись. Тихо сели и опять будем дело продолжать. Повторяют за учителем слова и движения

VII. Упражнение «Нарисуй».

Развивать координацию движений рук, развитие мелкой моторики пальцев рук. Выдаётся лист бумаги с двумя одинаковыми рисунками и 2 простых карандаша. Возьмите в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Карандаш от листа отрывать нельзя. (образец 3) Следуя инструкции выполняется задание.

VIII. Подведение итогов.

Чему вы сегодня научились?  Что для вас наиболее трудно было выполнять? Занятие окончено. До новых встреч! — Мы сегодня научились обводить контур одновременно правой и левой рукой. -Мы сегодня научились узнавать изображения по контурам, обводить по трафарету (внешнему и внутреннему), штриховать и раскрашивать по показу. -Каждый рассказывает в каком упражнение возникали те или иные трудности.

Академическая штриховка карандашом поэтапно для начинающих, штрих

Академический штрих

Так как лист бумаги плоский, художнику нужны приемы, чтобы изобразить объемный мир. Создать оптическую иллюзию нам помогает светотень. Трехмерность на бумаге видна путем прорисовки света и тени, так как свет отображается на объекте неравномерно, в одной части он освещен, в другой будет показываться тень. Это и есть светотень на рисунке.

Существуют разные виды техник штриховки в зависимости от вида рисунка или предмета. Но самые основные нужно знать каждому художнику.

Разновидности штриховок:

  • Прямолинейная. Самая часто используемая. Ею пользуются, когда заполняют участок в рисунке, применяя прямые линии параллельно друг другу, тем самым создавая форму.
  • Фигурная. Такая штриховка выполняется вокруг контура, повторяя его по форме предмета.
  • Тушевка. В такой штриховке линий не видно, тон на участке изображения получается однородным.
  • Растушевка. Штрихи растушевываются на листе бумаги до однородного тона.

Основы прорисовки

Самое главное, когда приступили к работе: не переворачивайте лист, когда рисуете. Пробуйте наносить штриховку в разных стилях, разных направлениях. Для правшей штриховка наносится слева направо и сверху вниз. Перед началом работы определитесь, какой вид штриховки вы будете использовать и не меняйте ее потом. Штрихуйте в своем темпе, не торопитесь.

Распространенные ошибки

Не перестарайтесь. Не трудитесь над совершенством каждой линии. Продолжайте работать в той технике, которую выбрали. Не нужно постоянно исправлять штрихи, если они кажутся вам неудачными.

Помните, что целое важнее частного. Нужно полностью проработать участок, не думая об отдельных штрихах. Но не стоит пускать все на самотек, следите за тщательностью работы, чтобы штрихи были гармоничными, если нет другой цели в вашем рисунке.

Пользуйтесь разными видами штриховки. Не бойтесь экспериментировать, какие-то техники могут получаться лучше, главное пробовать.

Пользуйтесь разными карандашами. Есть несколько видов карандашей по твердости и мягкости. Чтобы понять, что вы выбрали нужный карандаш по тону, прорисовка должна происходить без усилий и давления на кончик.

На практике

Вот несколько упражнения, которые помогут попрактиковаться самостоятельно:

  • Тональная полоса. Рисуем прямоугольник. Делим его условно на пять частей. Сначала закрашиваем целиком прямоугольник слева направо, делая его в левой части самым темным, а в правой самым светлым, создавая там самым градиент.
  • Круг. То же самое, что и в первом упражнении, только непрерывная линия движется от края к центру круга.
  • Многоугольник. Рисуем многоугольник, делая как можно больше сторон. Наносим тон параллельными линиями каждой из сторон в разных направлениях.

Также рекомендуем вам упражнение, которое проводите в любую свободную минуту и на любой поверхности бумаги в блокноте или даже на газете. Просто штрихуйте в разных техниках, оттачивайте свое мастерство и тщательности линий. И помните, что лист переворачивать нельзя. Только практика поможет вам достичь нужных результатов, не пренебрегайте лишней возможностью попрактиковаться.

Рекомендуемые карандаши

Лучше всего пользоваться деревянными карандашами и точить их лучше не точилкой, а специальным канцелярским ножом.

Для прорисовки светлых участков пользуйтесь карандашами с твердым грифелем, и, соответственно, с мягким грифелем для темных участков. Не рекомендуем в первое время пользоваться карандашами мягкости 3В, так как они достаточно «грязные» и могут сделать вам тон слишком черным. А слишком твердые грифели наоборот, могут повредить бумагу и создать слишком блеклый тон.

Приглашаем на наши курсы рисования в Москве

Техники тонирования и штриховки цветными карандашами

В этом уроке представлены некоторые основные типы штрихов, которые могут быть полезны при создании картины цветными карандашами. Лучше потратить некоторое время на изучение особенностей работы с ними, чем пытаться с ходу создать шедевр.

Для этого урока вам понадобится бумага для рисования хорошего качества, а также несколько остро наточенных цветных карандашей и бесцветный блендер, если он есть в наличии.

1. Основное двустороннее тонирование цветным карандашом

Наиболее распространенная техника вам уже известна – это обычное тонирование движениями из стороны в сторону. Практикуйтесь в создании прямых линий, направляя карандаш непосредственно пальцами или поворачивая руку от локтя. Многие начинающие художники по неопытности делают линии закругленными, осуществляя движения от запястья. В итоге поверхность выглядит не ровной, а более округлой.

Работайте над силой нажима на карандаш, поскольку от этого зависит цвет, который вы получите на выходе.

2. Тонирование боковой стороной и тонирование кончиком грифеля

Работать боковой стороной или кончиком грифеля? Существует ли правильный способ? Думаю, что нет, ведь все зависит от эффекта, которого вы хотите добиться. Давайте кратко рассмотрим разницу между боковым тонированием и тонированием кончиком грифеля цветного карандаша.

С левой стороны на рисунке можно увидеть область, закрашенную боковой стороной грифеля, а с правой – кончиком. В первом случае текстура бумаги гораздо более заметна, шероховата и открыта. Диапазон цветов в этом случае более ограничен. Пользуясь для тонирования кончиком остро заточенного карандаша, вы можете добиться более насыщенного цвета и плотного закрашивания. Шероховатости становятся менее заметными, и за счет их закрашивания кончиком грифеля вы сможете получить более обширную цветовую гамму. 

Это не значит, что использовать при тонировании боковую сторону грифеля – неверно. Данный тип закрашивания будет полезным, если вам понадобится мягкий, шероховатый и однотонный цвет. 

3. Штриховка цветными карандашами

Штриховка цветным карандашом позволяет быстро получать цвет, изменять текстуру и направление. Часто используется однонаправленная штриховка, но также она может идти в направлении контуров рисунка, это поможет создать форму и добавить объема.

Для получения наилучшего результата держите свой карандаш хорошо заточенным. Наносите быстрые, частые линии на равном расстоянии, оставляя на виду маленькие промежутки белой бумаги или основного цвета. При взгляде крупным планом они выглядят очень неупорядоченно, но в масштабе целого рисунка маленькие неровности не кажутся чем-то значительным. Но в любом случае для того, чтобы этому научиться, необходима практика. Лучше для начала попрактиковаться на черновиках, так вы набьете руку перед тем, как приступить к настоящей работе. 

Штриховка может быть выполнена так, чтобы линии начинались и заканчивались на равных промежутках, также можно регулировать нажим, отрывая карандаш от бумаги, чтобы создать градуированный эффект. 

4. Перекрестная штриховка цветными карандашами

В основе перекрестной штриховки лежит наложение друг на друга двух слоев штриховки, расположенных под прямым углом. Это очень полезная техника в рисовании цветными карандашами. Вы можете создать с ее помощью более темную область внутри слоя обычной штриховки или добиться эффекта смешивания двух разных цветов.

Вы также можете создавать интересные эффекты текстуры, добавляя второй слой с небольшим наклоном, либо добавляя его в случайно выбранные углы. Примеры выше даны в увеличении, чтобы проще было увидеть линии и получаемый эффект более наглядно. 

И, разумеется, навыки данной штриховки совершенствуются в ходе практики. Экспериментируйте с силой нажима (как сильно вы давите на карандаш), интервалами, резкостью и цветом. Сравните результат после использования двух слоев и после совмещения большего их количества. Для начала попробуйте использовать светлые и темные тона. Для экспериментов используйте черновики (лучше всего подойдут испорченные неудачным рисунком листы хорошей бумаги), тогда в своей финальной работе вы будете с уверенностью владеть этой техникой.

5. Лессировка цветными карандашами

Лессировка, если мы говорим о рисовании цветными карандашами, отличается от того же понятия в живописи, где оно связано с техникой рисования сухой кистью. Лессировка цветными карандашами – это прием штриховки с помощью небольших кругов, похожих на проволоку благодаря текстуре, похожей на стальную проволочную сетку. Полученная в результате текстура зависит от размера кругов и нажима на карандаш при рисовании – вы можете создать очень гладкую либо же шероховатую и яркую поверхность. При лессировке можно использовать слои одного либо сочетания нескольких цветов. 

Также вы можете использовать более «вогнутую» технику лессировки для создания новой текстуры. Этого можно добиться, рисуя восьмерки или даже «маргаритки» и паутину вместо обычных кругов, создавая случайные затемненные участки, а в результате и более органично выглядящую поверхность.

6. Создание направленных линий

Направленные лини — это линии, которые следуют вдоль контура или по направлению волос, травы или других поверхностей. Они могут быть плотно расположены друг к другу, что поможет добиться богатого текстурного эффекта. Направленные линии могут быть короткими и ломаными или достаточно длинными и плавными в зависимости от самой текстуры, которая вам нужна. Редко работа с направленными линиями является основной техникой в рисунке, чаще она используется в совокупности с обычным тонированием и смешивается с другими техниками, придавая линиям четкость и направление, но не являясь ключевой в создании рисунка.

Автор: Helen South

Вот, что я понял о рисовании цветными карандашами — видео

 

Поделиться статьей:

 

5 секретов красивого штриха. | Рисуем вместе

Опубликовано 18 Янв 2012 в рубрике «Уроки рисования»

На курсе «Я художник», который я сейчас провожу, возник вопрос «Как научиться красиво штриховать?» Я думаю, это интересно не только участникам курса, поэтому публикую ответ здесь)

Обсуждение началось с этого рисунка:

Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»

 На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

  1. Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш.  Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)
  2. Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
  3. Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
  4. Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.
  5. Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Еще одно важное замечание: особенности штриховки во-многом зависят от характера человека и темперамента. Это как почерк. Поэтому не расстраивайтесь, если ваша манера штриховать отличается от манеры других художников, и сравнивайте свои рисунки только с собственными!

Содержание

Вернуться на сайт 

Shading Tutorial, How to Shade in Drawing

индекс> уроки рисования> учебники по теням В этом уроке я объясню несколько разных техник, как затенять. Правильная штриховка важна для реалистичного рисования. Хорошие текстуры затенения и переход тонов могут многое добавить к рисунку.

Я покупаю все свои принадлежности в Blick Art Materials. Покупка ваших вещей по этой ссылке помогает мне продолжать добавлять на этот сайт.

Смешанная штриховка — популярный метод штриховки среди художников-карандашей.Графит — прекрасная среда, потому что она очень работоспособна. Вы можете положить графит и смешать его практически с чем угодно. Этот метод затенения состоит в том, чтобы просто нарисовать графит на бумаге. Теперь графит смешан. У меня были хорошие результаты при использовании обычных салфеток для лица. Однако вы можете смешаться с чем угодно. Поиграйте с разными материалами, чтобы создавать текстуры разных оттенков. Ткани лица дают очень гладкое затенение, идеально подходящее для безупречного вида кожи.

(пример смешанного затенения)

Циркулизм — очень популярный среди художников метод растушевки.Идея состоит в том, чтобы нарисовать очень крошечные круги, которые перекрываются и переплетаются. Повышать тонус может быть утомительно, но результат того стоит. Этот метод затенения отлично подходит для визуализации реалистичной текстуры кожи. Слегка прикоснитесь и создайте тон.

(пример закрашивания круговой)

Смешанный циркулизм — графит наносится на бумагу так же, как в последнем методе. С помощью пня для смешивания графит смешивается небольшими круговыми движениями. Этот метод растушевки также отлично подходит для текстур кожи.

(пример штриховки смешанной циркуляции)

Dark Blacks — многим людям трудно получить темно-черный цвет. Честно говоря, черный — не вариант с графитом. Если вам нужны темные оттенки черного, попробуйте использовать уголь. Для темного тона с графитом возьмите карандаш SHARP 7B. Достаточно сильно надавив и используя технику круговорота, нанесите графит на бумагу. Каждый раз, когда вы имеете дело с темными тонами и графитом, вы всегда будете сиять. Это происходит потому, что зубцы бумаги быстро впитывают графит, а сверху остаются лишние слои.Блики / блеск — это реальность при работе с графитом. Один из способов уменьшить блики — нанести на рисунок закрепитель, когда он будет готов. Я бы рекомендовал использовать Winsor и Newton Workable Fixative. У меня был плохой опыт работы с другими продуктами. Также помните, что если вы обрамляете рисунок, то блеск будет уменьшаться, если он окажется за стеклом.

(пример черной штриховки)

Свободная перекрестная штриховка — если вы что-нибудь рисовали раньше, вы, вероятно, уже использовали этот метод штриховки.Это просто, но эффективно. Я думаю, что это тоже очень артистично. Основная идея штриховки — перекрытие линий. Начните с рисования ряда диагональных линий рядом друг с другом. Затем поверните рисунок на 90 градусов и нарисуйте еще один набор диагональных линий, перекрывающих первый набор. Это можно повторять много раз, чтобы усилить тон. Штриховка может быть настолько плотной или свободной, насколько вы хотите.

(пример свободной штриховки штриховки)

Плотная штриховка — используя идеи свободной штриховки, этот метод штриховки идет немного дальше.Тон создается за счет повторения и мягкого прикосновения. Этот метод затенения очень хорошо работает с мехом животных, который я нашел. Это не идеально, и какой-то бумажный зуб будет виден.

(пример плотной штриховки штриховки)

Растушевка цветными карандашами — работать с цветными карандашами может быть неприятно. Некоторое время я боролся с ними, пока не попробовал затенение с помощью циркуляции. Это очень помогло моему цветному карандашу в работе.

(пример штриховки цветным карандашом)

Затенение пастелью — затенение пастелью довольно просто.Поскольку они такие мягкие, смешивать их совсем не проблема. Нарисуйте пастельный пигмент на бумаге. С помощью ватной палочки (или наушников, как некоторые их называют) нанесите пигмент на бумагу.

(пример пастельной штриховки)

Благодарим вас за то, что посетили этот урок по затенению. Надеюсь, вы узнали кое-что, что можно применить к своим рисункам.


Рисунки карандашом | Био | Форум рисования | Контакты | Ценообразование | FAQ | Уроки рисования | Рисунки цветным карандашом | Картины маслом | Картины пастелью | Фотография | Материалы для рисования | Учебник по портрету | Ссылки

уроков по затенению и форме из раздела 2 полного курса сертификации по рисованию

Заключительный проект Раздел 2: недели 6 и 7 — заштрихованный рисунок «хорошо пройденная обувь»

Шейла:

Я знаю, что вы пропустили меня! Я был в небольшом отпуске, а затем очень усердно работал над кроссовками.Это было очень весело. Я сделал свой собственный эскиз для обуви. Скорее всего, в следующем разделе мне потребуется немного больше времени, так как я скоро вернусь к работе. Не рад этому, ну да ладно! У меня было чудесное лето, и всегда грустно возвращаться в школу / на работу. Я с нетерпением жду запуска следующего блока!


Таннис:

О боже… Шейла, это шикарно! Так красиво, и мне особенно нравятся ваши темные тона.Многие ученики не создают красивых темных тонов шестого уровня … так что это круто! Я подготовлю для вас оцененный документ и отправлю его вам в течение следующих 2 недель. А пока можете приступить к разделу 3… Портретная живопись!

Никогда не бывает весело возвращаться к работе :), особенно после того, как так хорошо провели время! Я знаю, что ты найдешь время для своего курса 🙂 Искусство для тебя — страсть 🙂 Ты это продемонстрировал 🙂

Не работай слишком усердно 🙂 У тебя такие прекрасные туфли! Кстати, вы заметили, что ваш чайник — это художественное произведение студента?


Шейла:

У меня только что друг спросил про программу !!!! Ей тоже интересно.

У меня есть несколько рабочих дней, которые мне нужно сделать в следующие две недели, после чего я официально вернусь к работе в конце месяца на полную ставку. Может быть, я могу поставить чертежный стол в своем офисе! (Скорее всего, не…).


Таннис:

Это фантастика, Шейла! Я очень рад видеть, чего вы добьетесь в следующем разделе! Разве не было бы замечательно, если бы вы могли установить стол для рисования на работе? Если ты такой же, как я, как только я пойду, дом вокруг меня может рухнуть, и я бы не заметил 🙂

Еще раз поздравляю с потрясающим ботинком! Я приложил ваш оцененный документ и свидетельство о прохождении курса.Я не часто ставлю эту оценку 🙂 Вы ее заслужили! Отлично сработано!!!


Шейла:

О боже! Спасибо, Таннис! Я доволен обувью, но, конечно, также вижу несколько областей, над которыми я могу работать. Я поражен тем, как много я узнал и развил за такое короткое время. Я всегда считал себя талантливым в искусстве, поэтому так здорово теперь, наконец, принять его и посвятить время изучению и развитию навыков. Мне грустно, что я так долго ждал, чтобы сделать это, но время было неподходящим.


Таннис:

Потрясающе, Шейла! Мне так приятно, что вы счастливы принять этот процесс обучения. Я слышу волнение в твоем голосе 🙂 Развлекайся в следующем разделе.


Выписка из оценочного документа

В конце каждого блока, поддерживаемого инструктором, инструктор оценивает итоговый проект, дает письменную критику и выдает сертификат. Ниже приводится отрывок из оценочного документа Шейлы «Хорошо поехавшая обувь».


Таннис:

Привет, Шейла! Поздравляю с выдающимся розыгрышем! У тебя фантастическая обувь. Я так впечатлен тем, насколько хорошо вы использовали 5 основных областей света и тени для создания этого реалистичного и очень трехмерного рисунка. Ваши техники плавного затенения и обводки очень хороши, и мне особенно нравятся разнообразные тона, особенно темные оттенки, которых вы достигли. В целом, это очень удачный рисунок, и вы должны очень гордиться тем, чего вы достигли!

Верх обуви прекрасен! На букве А хорошо сделано копирование М-образного сгиба.Впечатления выглядят великолепно, возможно, вы могли бы заштриховать сверху несколько черных линий, чтобы разбить их, но в остальном это отлично! Вы действительно хорошо скопировали множество различных уровней тонов, тонких градаций и мягких краев теней, которые придают этой области характер и форму. Отлично сработано!

На букву B мне нравится разнообразие тонов и тонких градаций, которые вы использовали для создания этой области. На букве C рассмотрите возможность создания области отраженного света вдоль внешнего края, чтобы эта область выглядела более округлой.В точке D можно создать полоску отраженного света вдоль нижнего края, чтобы более четко определить формы в этой области. В точке E рассмотрите возможность создания небольших отбрасываемых теней здесь и там под пяткой.

Потрясающая затенение шнурков! Вы проявили огромное терпение, закрашивая такие мелкие детали. Вы также красиво заштриховали стежки, дополнительное время, которое вы потратили на растушевку каждой из них, имеет хорошую форму. На букву F попробуйте добавить тонкую полоску штриховки рядом со стежками, которая быстро переходит в светлую область.Это даст этим областям слегка закругленную область.

Отличная работа, Шейла! Еще раз поздравляю, желаю всего наилучшего в Блоке 3!


Базовое затенение на чертеже

На чертеже есть несколько способов растушевка, существует множество техник растушевки. какая техника, которую вы используете, зависит от вашей цели рисунок есть. Вы собираетесь выглядеть реалистично или мультяшный вид или что-то среднее — что-то не реалистично, а скорее сюрреалистично, нереально, фантастично или «вычурные фарцы».Кроме того, то, как вы сделаете штриховку, будет зависеть от типа поверхности, которую вы хотите нарисовать. Текстура объекта будет определите, как вы рисуете штриховку на объекте. За Например, вы будете рисовать штриховку иначе, если бы рисование листа, чем если бы вы рисовали хромированный металл труба.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Давайте сначала посмотрим на Basic Shading .В самое простое затенение — отодвинуть карандаш назад и вперед в области вашего рисунка, которая устанавливает графитом вашего карандаша на бумагу. Итак, давайте предположим вы рисуете куб, который я показал вам на предыдущем страница. Грани этого куба гладкие и твердые, поэтому штриховка, которую вы рисуете, также должна выглядеть гладкой и тяжело, и градиент тени будет достаточно даже на каждой грани куба. Вы хотите, чтобы затенение было создать плавный градиент, чтобы одним движением карандаша, тем плавнее штриховка буду смотреть.Если грифель вашего карандаша затупился, вы можете получить более гладкую и жирную линию, чем если бы карандаш был резкий. Щелкните изображение справа, чтобы увидеть, что за Качество штриховки можно получить с помощью более тупого грифеля. Значит ли это, что карандаш всегда должен быть тупым при штриховке? Нет, но независимо от того, резкий ли у вас ход или больше blunt изменит внешний вид вашей штриховки. Ну посмотрите при затемнении более резким поводком чуть позже.

Вы добавите тени на свой рисунок после того, как обращается в контуры форм вашего предмета.Так если вы точили карандаш, когда начинали рисунок, ваш карандаш может быть достаточно тупым, чтобы вы можно получить желаемое качество затенения. Но если Ваш карандаш недостаточно тупой, просто возьмите новую царапину лист бумаги и нарисуйте немного тени, чтобы потускнуть свинец так, как вы этого хотите.

Нажмите, чтобы воспроизвести видео

Нажмите для увеличения

Быть способен уложить графит ровным тоном занимает практика.Так что давайте — практикуемся. Положите чистый лист бумаги на доске для рисования и заточите карандаш. Начните с двух движений вперед и назад. дюймов шириной как можно плотнее и ближе друг к другу. Поскольку ваш карандаш острый, линии будут красивыми тонкий и темный, но продолжайте рисовать, пока линии не начнут полнеть вверх, что означает, что карандаш начинает тускнеть. Отпустить немного надавите на карандаш, чтобы линий.Пытаться и сделайте все линии одинаковыми, давление на карандаш. Продолжай, пока не будешь комфортно с движением. Попробуй еще раз и на этот раз не точите карандаш, поэтому начните с тупого грифеля. Попробуйте сделать то же самое, что и раньше — ровный ровный тон. Как только вы доберетесь туда, измените давление на карандаш, чтобы затемнить (больше нажимать) и осветлить (меньше давление) тени, которую вы создаете. Изображение для справа — упражнение по закрашиванию из видео.Вы можно увидеть ровный тон, созданный после того, как карандаш тусклый.

Теперь, когда вы разогрелись, давайте нарисуем деревянный куб из верх страницы. Сначала нарисуйте контур куба. Просто от руки, не беспокойтесь об измерении. Вы должны придумать что-то вроде этого справа. Если вы помните наши обсуждение света и тени, вы помните, что на объекте обычно видны три основных тона: Свет, полутона и тень.Рисование кубиков удобно, потому что если грани куба гладкие, на грань куба должен быть только один тон. Этот куб имеет три грани, и у каждой грани разные тон. Верхняя грань показывает средний тон, левая грань показывает свет, а правая грань — тень тон. Источник света почти светит прямо на левое лицо, вот почему это лицо является основным. В верхняя грань не находится в тени или прямо на свету (выделите), чтобы на лице отображались средние тона.Право лицо находится дальше всего от света, поэтому оно находится в тени.

Используя то, что вы практиковали сверху, затемните три грани куба. Я бы сначала начал с верхней грани потому что это средний тон. Итак, какой бы тон вы ни рисовали это лицо, вы знаете, что тон тени должен быть темнее, а тон светлых участков должен быть светлее. Пытаться и сделайте каждый тон максимально ровным. Изюминка тон самый сложный, потому что вам придется очень легкое прикосновение к карандашу, чтобы получить очень светлый тон.Да, действительно стоит растушевать блики на лице, потому что это лицо более темного оттенка, чем фон (ваш документ).

Comments