Рисунок легенда: Рисунки League Of Legends
29.08.2019
Разное
Легенда. Синий, как небо, цветочек — василек — Без языка и колокол нем — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- РПЛ
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2021
- АПЛ
- Ла Лига
- Серия А
- Бундеслига
- Лига 1
- Сборная России
- Олимп-ФНЛ
- Казахстан
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Казахстан
- Молодёжный Чемпионат Мира 2021
- Кубок Первого Канала 2020
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Даниил Квят
- Ландо Норрис
- Кими Райкконен
- Никита Мазепин
- Шарль Леклер
- Роберт Шварцман
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- US Open
- Australian Open
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Андрей Рублев
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- Конор — Порье 2
- Тайсон — Рой Джонс
- Поветкин — Уайт
- Фергюсон — Оливейра
- UFC 256
- UFC 257
- UFC Fight Night
- Казахстан
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Петр Ян
- Сауль Альварес
- Тони Фергюсон
- Александр Емельяненко
- Хамзат Чимаев
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Чат
- Гран-при
- Чемпионат мира
- Кубок России
- Ледниковый период
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алена Косторная
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Дмитрий Алиев
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Евгений Плющенко
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Чемпионат России
- Сборная России
- Сборная России жен
- Сборная Германии
- Сборная Германии жен
- Сборная Норвегии
- Сборная Норвегии жен
- Александр Логинов
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Лиза Виттоцци
- Светлана Миронова
- Екатерина Юрлова
- Дмитрий Малышко
- Александр Тихонов
- Лариса Куклина
- Лыжи
- Здоровье
- Стиль
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Лыжи
- Здоровье
- Стиль
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
Гамельнский крысолов: откуда пошла легенда | Легенды, Прошлое
- Новости
В Китае отравлен продюсер будущего сериала «Задача трёх тел» от Netflix. Подозревают его коллегу
- Сериалы
«Мандалорец», 2 сезон, 8 серия: по стопам Marvel
- Комиксы
Полиция времени: всё о TVA из комиксов Marvel и сериала «Локи»
- Кино
Чёрный список 2020: лучшие неснятые фантастические сценарии. Лучшие ли?
- Книги
Писатели, критики и деятели индустрии советуют лучшие книги 2020 года — часть 1
- Игры
Что Dragon Age 4 нам готовит: разбираем лор и теории о сюжете
- Миры
Супергерои — опасны!
- Наука
Лучи смерти в истории: любимое оружие мошенников
- Обзоры книг
- Фантастические рассказы
- Фантасты
- Мастер-класс
- Что почитать
Новинки
Писатели, критики и деятели индустрии советуют лучшие книги 2020 года — часть 1
Фантастика и фэнтези-2021: книжные новинки за рубежом
Фантастика и фэнтези 2021: какие ещё книги выйдут? Большой список
Фантастика и фэнтези 2021: 10 самых ожидаемых книг
Классика
Известные писатели, переводчики и блогеры советуют лучшие книги 2018 года
Каркоза, Юггот и далее: иные миры Лавкрафта
- Обзоры кино
- Классика кино
- Видео МирФ
- Фантастические короткометражки
Новое
Чёрный список 2020: лучшие неснятые фантастические сценарии.
Лучшие ли?
Как создавался «Трон: Наследие»: фильм, застывший на лезвии
Ирландский мультфильм «Легенда о волках»: лучший Disney, чем сам Disney
Сериал про Асоку Тано и ребут «Фантастической четверки» — что анонсировала Disney
Классика
Докуфикшн: научно-популярные фильмы
Что будет дальше со студией Ghibli?
- Обзоры сериалов
- Классика сериалов
- Аниме
Новое
«Мандалорец», 2 сезон, 8 серия: по стопам Marvel
«Дом Дракона»: о чём будет приквел «Игры престолов»
Как «Сверхъестественное» родилось, скатилось и закончилось. История сериала
«Мандалорец», 2 сезон, 7 серия: имперцы с человеческим лицом
Классика
Киберпанк-аниме: лучшее и главное
«Дискавери» vs «Орвилл»: какой сериал — настоящий «Звёздный путь»?
- Видеоигры
- Настольные игры
- Ролевые игры
Что Dragon Age 4 нам готовит: разбираем лор и теории о сюжете
Cyberpunk 2077.
Первые впечатления «Мира фантастики»
«Паранормальный детектив». Обзор настольной игры про экстрасенсов
Настольные игры: новинки декабря 2020
Lex Plotnikoff и волшебный мир Knite and the Ghost Lights
Спасая мохнатых слоников: история серии Syberia
- Будущее
- Космос
- Прошлое
Как построить космический лифт
Секс будущего: голограммы, виртуальность и одиночество
Охота на сокровища астероидов: золотая лихорадка будущего
Падения метеоритов на Землю: великие катастрофы и перспективы
Лучи смерти в истории: любимое оружие мошенников
Спиритизм, уиджи, психография.
Как вызывали духов в старину
- Звёздные войны
- Игра престолов
- Marvel
- DC
- Ведьмак
- Властелин колец
- Гарри Поттер
- Disney
Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до ЯГеоргий Науменко, 2019
В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, хозяйка диких зверей. В русских сказках более позднего времени у неё одна нога — костяная; она живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», летает в ступе, заметая след помелом, и похищает детей.
Жили старик и старуха. Не было у них детей. Однажды пошли они в огород. Пришли в горох. Стали его щипать. Нашли большой стручок. Принесли его домой. Разломили. В гороховом стручке — маленький мальчик. Головка у него с вершок [7], а сам он — с локоток.
Стал мальчик жить у старика и старухи. Вырос всего на один ноготок, так и остался маленьким. Прозвали его Заморышек. Утром и днём он старику и старухе по хозяйству помогает, а вечером в игрушки играет.
Заморышек сделал себе новую игрушку — стрелку и лучок. Натянул тетиву и выпустил стрелу. Полетела она далеко. Упала в лесу.
Пошёл Заморышек её искать и заблудился. Забрёл в глухую чащу. Вдруг видит, стоит на опушке косая избушка. «Дай-ка, — думает, — зайду, у хозяина дорогу домой спрошу».
Заморышек зашёл в избушку. Посреди неё Баба Яга на лавке лежит. У неё нос в потолок врос. Увидала Баба Яга гостя и говорит:
— Мальчик хорошенький, добренький! Возьми на столе ножичек. Залезь ко мне на нос. Пока я спала, он в потолок врос. Ты потолок поскобли и мой нос освободи.
Пожалел Заморышек старуху. Взял со стола ножичек. Забрался к ней на нос, на самый его конец. Поскоблил потолок. Освободил нос. Обрадовалась Баба Яга. На лавку села и говорит:
— Ох, я три дня уже не ела, очень кушать захотела. Садись, мальчик, на сковородку. Я тебя поджарю и съем.
Заморышек испугался и с носа не слезает. Баба Яга принялась длинным носом трясти. Заморышек не падает с него. Хочет рукой смахнуть, да не может до него дотянуться — такой длинный нос у неё. Решила мальчика в реке утопить. Вышла из избушки. Пришла к реке. Сунула нос в воду. Заморышек стал тонуть. Видит, плывёт рыба налим. У него хвост плоский, как блин. Заморышек за него руками ухватился. С рыбой уплыл. Выбрался из реки на другом берегу. Пошёл дорогу домой искать.
* * *
Один мальчик пас в степи овец. Вдруг налетела неведомая огромная птица, схватила его в когти и унесла себе в гнездо. Забралась на дерево змея. Принялась птица со змеёй бороться. Схватила её в когти и улетела.
Мальчик выбрался из гнезда, слез с дерева и пошёл дорогу домой искать. Вышел из леса на дорогу. Долго ли, коротко ли шёл мальчик по пыльной дороге, наконец пришёл в такое место, где сразу четыре реки в одну сливаются и четыре горы в одну сходятся.
У реки стоит деревня. Живёт в ней Баба Яга. Нос у неё шипом, подбородок крюком, волосы на голове колом стоят, глаза змеиными жалами из глубоких впадин мерцают. У Бабы Яги длинная-предлинная рука. Она ею детей хватает и съедает.
Баба Яга сидит у входа в дом. Шевелит носом, чует чужой дух.
Видит, по дороге мальчик идёт. Длинной рукой его схватила и в свой дом втащила. Говорит:
— Будешь, мальчик, для меня рыбу в реке ловить и меня кормить. Вернёшься без улова — я тебя съем.
Мальчик пошёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега, забросил сеть и принялся ловить рыбу. Вечером он улов принёс в дом. Старухе хватило на один роток, на один зубок. Всех детей в селении она уже съела.
Вот сидит, думает: «Мальчик ночью уснёт, я его и съем». В полночь старуха подкралась к лежанке, поглядела, а он не спит, с открытыми глазами лежит. Ему сверчок песни поёт, спать не даёт. Баба Яга ворчит:
— Ничего, как без улова вернётся, так и съем.
Мальчик утром отправился за рыбой. Пришёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега. Забросил сеть в воду. Вытащил её и ни одной рыбы не поймал, забросил в другой раз, вытащил — опять пусто. За весь день ничего не наловил, только рак медной клешнёй зацепился за сеть и в лодке оказался. Вдруг рак говорит:
— Отпусти меня, мальчик, я помогу тебе от злой старухи убежать.
Мальчик отпустил его обратно в реку. И кричит из лодки старухе:
— Я не поймал ни одной рыбы и в дом не вернусь!
Баба Яга разозлилась, на печи зашевелилась. Принялась в окно протягивать длинную руку. Вот-вот мальчика схватит. Вдруг из воды вылезла медная клешня и перекусила руку. Баба Яга страшно застонала, завыла. Хлынула из откушенной руки кровь на землю. Баба Яга взяла из очага золы, посыпала на рану, прочла заклинание, и кровь остановилась.
Мальчик переплыл на другой берег, вылез из лодки и побежал спасаться.
Баба Яга бросилась в погоню. Она перекинула через реку валявшуюся на земле руку и по ней перебралась на другой берег. Мальчик видит, старуха догоняет. Вот-вот схватит. Мальчик прибежал к болоту, видит, прыгает у водяной мельницы лягушонок.
— Спаси меня, братец лягушонок, — просит мальчик. — Спрячь поскорей, а то Баба Яга догонит и съест.
Лягушонок засунул мальчика в воду, а сам сел на кочку.
Баба Яга прибежала, не может найти след беглеца. Спрашивает:
— А ну, лягушонок, отвечай, куда мальчик побежал?
А тот ей в ответ:
— Ква-а-а! Ква-а-а!
Не понимает речи лягушонка старуха. Принялась рыскать вокруг водяной мельницы, обнюхивает землю, ищет следы.
Выбрался мальчик из воды, побежал дальше. Повстречался ему ёж. Сидит он у ветряной мельницы и дует на крылья.
— Спаси меня, братец ёж, — просит мальчик. — Спрячь поскорей, а то Баба Яга догонит и съест.
Ёж спрятал его за ракитовым кустом, под пеньком. Прибежала по следам Баба Яга. Кричит:
— Отвечай скорей, ёж, а то мне кушать невтерпёж! Говори, куда мальчик побежал?
Ёж молчит. Разъярилась тут Баба Яга и хлюп! — проглотила его. Ёж свернулся в клубок, принялся вертеться как волчок и дырявить острыми иголками старухе живот. Дырявил, дыру продырявил и вышел наружу. Снова уселся ёж возле мельницы и принялся за работу: шур-шур. Баба Яга опять — хлюп! — проглотила его. Ёж продырявил в другом месте живот и вышел на свободу.
Мальчик выбрался из-под пенька и побежал дальше. Баба Яга заткнула мхом дырки в животе, принялась искать следы. Нашла и бросилась догонять мальчика. Бежит — земля дрожит, несётся — земля трясётся. Мальчик по лесной дороге спешит, видит, впереди глубокая лужа стоит.
Дух крестьянской бани, живёт за каменкой — сложенной из больших камней банной печью, или под полко́м, на котором парятся. Наказывает того, кто не оставляет ему кусочек мыла и воды: в следующее посещение бани плескает на провинившегося кипятком.
Однажды увидел бесёнок Пота́нька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать.
Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился — понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньку.
Вылез из по́дпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:
— Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!
Собрался опять Потанька париться в баньку. Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу. Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:
— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку. По дороге с липы надрал лыко[8], сделал мочалку. Липа говорит:
— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:
— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.
Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать — с него дождь льёт, взглянул — он весь в сосульках стал. Потанька говорит:
— Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!
Полез Потанька на поло́к в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:
— Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:
— Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл.
Принялся Банник страхи напускать.
Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.
Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.
Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, — думает, — погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа — ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.
В славянской мифологии — хулиганистый домашний дух, причиняющий хозяевам различные неприятности. Он наполняет дом странными звуками, прячет вещи, выдувает жар из печи, тушит свет.
Случилось в одной деревне несчастье. Построила одна семья себе на острове новую избу. Не позвали на новое место Барабашку. Забыли про него. Да он не забыл, злобу затаил. Легли хозяева спать вечером. И тут началось. То в одном углу завоет, то в другом. Никак уснуть нельзя. Люди думают: «Барабашка что ли по ночам приходит и будит, чтобы утреннюю зарю не проспали?»
Кто останется в новой избе на ночь, глаз не сомкнёт. Утробный вой всю душу выматывает. Соседи собрались, с ружьями несколько ночей караулили. Ничего не вышло. Страшный голос выл. В конце концов отступились хозяева от этой избы. Испугались. Страшно им стало. Перекочевали жить в другую избу.
Как-то зашёл осенью с дороги к ним один мужик. И просит:
— Пустите переночевать, под дождём весь промок.
Они говорят:
— Вон, иди в новую избу на острове. Ложись там хоть на лавку, хоть на печку и ночуй. А у нас тут ребятишек полно.
Пришёл мужик. Запер за собой дверь. Лёг на печку. Видится ночью ему, что ползёт на него всякий гад — ужи, лягушки, пауки. С руки скинет, смотрит — на ноге змея сидит, с ноги скинет, а на то место уж с десяток по руке ползёт. Промаялся до полуночи. Проснулся. Слышит: кто-то воет страшным голосом в углу.
Набрался храбрости мужик. Слез с печи. Поискал, кто бы это мог быть, так жутко выть. Не нашёл. Показалось ему, как будто со двора вой доносится.
Решил остаться на другую ночь, узнать, кто голос подаёт.
Прошёл день. Вечером мужик спрятался на дворе за поленницей. Притаился, выглядывает. Видит, в полночь выбирается кто-то из-под крыльца: лохматая борода, горбатая спина, ростом с локоток, а голова с горшок. Ну, как есть настоящий Барабашка. Заглянул в угол избы. Покрутился там, повозился. Тут же раздался вой. Барабашка ушёл.
Мужик выбрался из-за поленницы. Подошёл к тому месту, где Барабашка возился. Глядит, из-под одного бревенчатого венца торчит горлышко бутылки.
Понял мужик, в чём дело. Перед сном Барабашка незаметно пробку открывает, ветер в бутылку залетает. Издаёт он протяжный и тоскливый звук. Этим воем Барабашка жильцов пугает, свою злость на них вымещает. Потому никто и не уживается в этой избе.
Сказочник, завораживающий слушателя своей беседой, рассказом, историей, а также напускающий необыкновенные видения.
Зима. За окном метель и пурга. Барин сидит дома и скучает, мух на потолке считает. Не знает, чем ему заняться, как развлекаться.
Вспомнил, что ему рассказывали о необыкновенном сказочнике — Ба́харе. Он на гуслях играет и под музыку сказки сказывает, да так знатно — кто слушает их, сам в них участником бывает.
Велел он слугам разыскать Бахаря. Нашли они его в одном селении, привели в дом.
Барин увидал Бахаря, обрадовался. Говорит:
— Расскажи, мужичок, мне сказки, чтобы были они без прикраски, как есть настоящие и страшные!
— Ваша милость! — сказал Бахарь. — Сказки нужно слушать с опаской. Ежели вы в своём видении в сказке какой-нибудь вещи рукой коснётесь, то в этот мир не вернётесь. Останетесь навсегда жить в тридевятом царстве, тридесятом государстве.
Барин спрашивает:
— Как же из того сказочного царства-государства обратно домой вернуться?
— Нужно найти бел-горюч камень сорока сажень. Он дорогу домой укажет.
Бахарь заиграл на гуслях. Полилась чудесная музыка. Принялся он рассказывать про Конька-Горбунка и Кота Баюна, про аленький цветок и волшебный ковёр-самолёт, про Соловья-разбойника и чародея-затворника. Появился в комнате сизый туман, подкатился к глазам. Возникло видение. Барин видит сказку всю, как наяву.
В сказке Жар-птица над полем летает, с солнечными зайчиками играет, перо роняет. Оно на земле лежит и, словно радуга, всеми цветами горит. Барин захотел взять необыкновенной красоты перо. Поднял с земли. Видит, он уже не дома, а стоит с пером Жар-птицы. Обступил его вокруг народ. Люди его славят, поздравляют. Говорят ему:
— Царь Полкан дочку замуж отдаёт за того человека, кто перо Жар-птицы добудет.
Отвели барина во дворец. Царь Полкан его принимает, перо Жар-птицы себе забирает. Свадебный пир назначает. Дочь замуж благословляет. Вышла навстречу царевна Василиса Прекрасная. Как звёздочка на небе сияет. Брови у неё чёрного соболя, щёки — маков цвет, зубы жемчугом переливаются, длинная коса до земли тянется. Такой красоты на свете не сыскать, ни в сказке сказать, ни пером описать.
Радуется барин. О такой невесте он и не мечтал. Вдруг накрыл всё вокруг чёрный туман. Идолище поганый прибежал, схватил Василису Прекрасную и с ней убежал. Опечалился Царь Полкан. Говорит:
— Ступай, жених! Ищи свою невесту! Её не вернешь, на кол попадёшь, голову потеряешь!
Барин испугался. Не знает пути, куда ему идти. Пошёл искать Василису Прекрасную в тёмный лес.
Идёт, бредёт барин по тёмному лесу. Видит, на опушке избушка. Стоит она на куриной лопатке, на петушиной пятке. Нет у неё ни окон, ни дверей. Решил барин забраться на крышу и в печную трубу заглянуть. Забрался, заглядывает. На огне огромная сковорода стоит, на ней сало шипит. Котёл с водой кипит, рядом кости и черепа лежат. Вдруг слышит над головой шум. Поглядел вверх, а по воздуху Баба Яга в ступе летит, помелом шевелит. И кричит:
Шипи-шипи, сковорода!
Кипи-кипи в котле, вода!
Жду-жду гостей,
Обгложу до костей!
Испугался барин, рот раззявил. Спрятался за печную трубу. Баба Яга опустилась на землю, вылезла из ступы. И говорит:
— Повернись ко мне, избушка, передом, а к лесу задом!
Зашевелилась избушка. Принялась поворачиваться, с боку на бок переваливаться. Барин не удержался на крыше, свалился с неё. Упал в ступу. Схватил помело, ударил им о землю и полетел по воздуху. Увидала Баба Яга, зубами заскрежетала, руками замахала. Кричит:
— Стой, злодей! Поймаю, обгложу до костей!
Баба Яга отрезала палец на петушиной пятке, принялась его надувать. Получился большой пузырь. Баба Яга прицепила его к поясу. Полетела высоко вверх. Поднялась выше леса стоячего, пониже облака ходячего, бросилась барина догонять.
Барин по воздуху летит, помелом шевелит. Видит, под ним широкий двор, вокруг него железный частокол. Посередине двора возвышается хрустальный дом. Барин думает: «Не царевна ли в нём?» Опустился на двор. Вылез из ступы. Поглядел в окно. В хрустальном доме сидит Кощей Бессмертный на троне. Золото из одного сундука в другой перекладывает и в самоглядное зеркальце поглядывает. Видит в него, как Иван-царевич Идолище поганое побеждает, Василису Прекрасную спасает. На серого волка её сажает и в тридесятое царство уезжает.
Рядом с троном скелет с ключами стоит. На стене меч-кладенец висит. Встал Кощей Бессмертный с трона, взял у скелета ключи, открыл ими семь коробов[9], вытащил из них семь гробов. Выпустил из них семь мертвецов. И говорит:
— Возьмите меч-кладенец и ступайте в тот конец — в чистое поле! Убейте Ивана-царевича, а Василису Прекрасную мне приведите!
Взяли мертвецы меч-кладенец и ушли.
Баба Яга по небу летит. Увидала во дворе у Кощея Бессмертного свою ступу с помелом, принялась спускаться. Острым когтем проколола пузырь. Лопнул он. Вылетел из пузыря воздух, и словно вихрь подхватил барина и унёс в чистое поле. Пошёл он искать невесту.
Идёт барин по чистому полю, по широкому раздолью. Смотрит, семь мертвецов, сожжённые огнём, словно чёрные головешки, на земле валяются. Рядом с ними меч-кладенец лежит. Впереди гора стоит. В ней чёрная дыра. Вдруг из неё дым с огнём повалил и ему бороду опалил. Разозлился барин, думает: «В чёрной дыре Змей Горыныч сидит. Я страшно на него сердит». Решил с ним сразиться, мечом-кладенцом рубиться. Почувствовал себя богатырём. Подошёл к чёрной дыре и кричит:
— А ну, выходи, Змеище Горыныще, на побоище!
Вдруг гора зашевелилась. Присмотрелся барин — это не гора, а Змей Горыныч калачом свернулся и лежит. Только барин не в чёрную дыру, а ему в ноздрю кричит. Страшно он испугался, в сторону бросался. Повалил у Змея Горыныча из ноздрей дым. Из трёх голов огонь столбом забил. Принялся барин меч-кладенец поднимать. Не может его от земли оторвать. Тяжёл богатырский меч, не срубить ему головы Змею Горынычу с плеч.
Барин видит, Баба Яга в ступе к нему летит, помелом грозит. За ней страшный Кощей Бессмертный бежит, убивать спешит. Впереди Змей Горыныч стоит, головами шевелит, всё вокруг огнём палит. Некуда деться, ни убежать, ни спрятаться. Выронил барин из рук меч-кладенец. Налетела, что чёрная туча, стая воронов, почуяли они падаль. Закрыли собой солнце и светлые облака.
Вдруг задрожала земля. Прискакал в чистое поле, широкое раздолье на богатырском коне Буря-богатырь. Калёные стрелы на лук накладывает, в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного пускает, острое копьё бросает. Буря-богатырь поднял с земли меч-кладенец и в бой со Змеем Горынычем вступает, головы ему отсекает.
Барин думает: «Пора мне поспешить, с ратища-побоища скорей уходить». Барин бочком, бочком и быстро по полю пошёл. В зелёную рощу пришёл.
Пробирается барин по неведомым тропам и дорожкам. Видит, скачет на сером волке Иван-царевич с Василисой Прекрасной. К хвосту волка привязана отрубленная голова Идолища поганого, безобразного. Обрадовался барин, что царевна спасена и к царю Полкану будет отвезена. Теперь можно и дорогу домой искать.
Барин пришёл в город. Отправился в торговые ряды. В одной лавке старые вещи продают.
Вышел навстречу купец, к себе зазывает. Товары показывает. Лежат на полках сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолёт, топор-саморуб, скатерть-самобранка. Увидел барин хрустальное блюдечко и наливное яблочко. Спрашивает:
— Как эта вещь работает?
Купец положил на краешек хрустального блюдечка наливное яблочко. Принялся приговаривать:
Катись, катись, яблочко,
Катись, катись, наливное,
По хрустальному блюдечку,
По золотой каёмочке.
Поведывай, показывай
Города царские, сады райские,
Поля широкие, моря глубокие,
И гор крутых высоту,
И небес голубых красоту.
Катится яблочко по блюдечку, наливное по хрустальному. На блюдечке все города один за одним видны, жнецы на полях, корабли на морях; и гор высота, и небес красота; солнышко за круторогим месяцем катится, радуга золотым мостом выгибается, ясные звёзды в хоровод собираются. Так всё дивно-красиво, взгляд не оторвать.
Решил барин купить диковинку и спрашивает:
— Сколько стоит хрустальное блюдечко и наливное яблочко?
Купец говорит:
— Это очень дорогая вещь. За деньги её не купить. Самое дорогое в нашем городе — это бороды.
— У меня только одна борода.
— Этого хватит.
Отрезал барин свою бороду и подаёт купцу.
Тот приставил бороду к своей голове, и она тут же приросла. Отдал купец необыкновенную диковинку.
Ушёл барин из города. Остановился у дороги. Положил на хрустальное блюдечко наливное яблочко и принялся приговаривать:
Катись, катись, яблочко,
Катись, катись, наливное,
По хрустальному блюдечку,
По золотой каёмочке.
Поведывай, показывай:
Бел-горюч камень
Сорока сажень.
Не катится яблочко по блюдечку, наливное по хрустальному. Соскочило на землю и покатилось по дороге. Выронил барин из рук хрустальное блюдечко, и оно разбилось. Побежал барин за наливным яблочком.
Прикатилось наливное яблочко к перекрёстку трёх дорог. Посередине бел-горюч камень сорока сажень стоит. На нём слова написаны: направо пойдёшь — убитому быть, налево пойдёшь — богатство найдёшь, прямо пойдёшь — домой попадёшь. Обрадовался барин. Пошёл прямо, да упал в яму.
Вот барин падает, падает. От страха закрыл глаза. Летит вниз, летит. Бух! И свалился. На что-то мягкое садился. Открыл глаза. Смотрит, он в своём кресле. Бахарь рядом с гуслями стоит и говорит:
— Ваша милость! Я закончил сказку рассказывать. Пора мне уходить.
Бахарь ушёл. Барин так и не понял, то ли сказки ему привиделись, то ли всё происходило с ним наяву. Посмотрел он на себя в зеркало. И охнул: бороды на лице не было.
В славянской мифологии человек, обернувшийся бурым медведем. Случалось такое превращение под воздействием колдовского заклятия или от укуса оборотня-медведя. Берендей, уже с повадками дикого, свирепого зверя, становился опасным не только для охотников, но и для любого человека, попавшегося ему на пути.
Один человек надумал стать охотником. Отправился на базар покупать снаряжение для охоты. По дороге встречает его мужичок ростом с чурбачок. Везёт на тележке ружьё, капкан и заячью шубу. И деньги за товар не берёт, даром отдаёт. Обрадовался охотник. Накинул на себя заячью шубу, повесил на плечо ружьё, взял в руки капкан и отправился в лес. На тропе поставил на лису капкан, снял с плеча ружьё и пошёл выслеживать добычу. Вдруг навстречу бежит волк, серым хвостом дёрг-дёрг, зубами щёлк-щёлк. Увидал охотника и остановился. Оскалил пасть, вот-вот набросится. Охотник наставил на него ружьё — бац! Глядит, а вместо одного волка стало два. Выстрелил из ружья ещё раз — появилось четыре волка. Пули волков не убивают, а только прибавляют.
Испугался охотник, бросил ружьё в снег и припустил из леса что было сил. По тропе побежал и ногой в свой капкан попал. Не может освободиться. Волки со всех сторон обступают. Снял охотник с себя заячью шубу и давай ею от волков отмахиваться. Вдруг на шубе шкурки в живых зайцев превратились. От страха зайцы задрожали, лапками замахали, попрыгали на землю и бросились врассыпную бежать. Волки кинулись зайцев догонять.
Сидит охотник в капкане без шубы, замерзает. Страшно одному в тёмном лесу. Видит, рядом с ним из-под снега струйка тёплого пара вверх поднимается. Принялся охотник в этом месте снег разгребать. Провалился в медвежью берлогу. Ударился о землю. Капкан раскрылся, с ноги свалился, покатился и медведю хвост защемил. Проснулся медведь, от страха выпрыгнул из шкуры и убежал. Забрался охотник в медвежью шкуру, греется в ней. Приросла она к телу. Не снимается. Стал охотник медведем. Выбрался из берлоги. Ходит по лесу, рычит. Вдруг видит, навстречу охотники идут, ружья несут, на него наставляют. Испугался, побежал, о пенёк споткнулся, через голову перевернулся, и медвежья шкура соскочила с него. Один охотник говорит:
— Это Берендей! Оборотень!
А другой:
— Нет, это человек!
Разожгли охотники огонь, отогрели у костра выскочившего из медвежьей шкуры человека. Из леса вывели. Пошёл незадачливый охотник домой, натерпелся страха.
Фантастическое сказочное существо с человеческим телом и головой волка, живёт в глухой лесной чащобе.
Девочка в люльке лежит, не спит. Бабушка рядом сидит, люльку качает и говорит:
— Спи-усни, внученька! Бирюк[10] по улице идёт, ищет твой дом. Кто не спит, на того он сердит, в мешок сажает, в лес забирает.
Девочка не слушается, не спит. Бабушка опять:
— Спи-усни, внученька! Бирюк нашёл твой дом, ищет твою комнату. Кто не спит, на того он сердит, в мешок сажает, в лес забирает.
А девочка всё глаза не смыкает, не засыпает. Бабушка ей говорит:
— Спи-усни, внученька! Бирюк нашёл твою комнату. Кто не спит, на того он сердит, в мешок сажает, в лес забирает.
Бабушка люльку качала, качала и задремала.
Вдруг дверь распахнулась. В комнату вошёл Бирюк. Взял девочку из люльки, посадил в мешок и понёс в лес. Идёт дорогой.
Навстречу Баба Яга:
— Кого, Бирюк, несёшь в мешке?
— Девочку.
— Отдай мне! Я её в печку посажу, обед сварю!
— Нет, не отдам!
Идёт Бирюк дальше. Навстречу Кощей Бессмертный:
— Кого, Бирюк, несёшь в мешке?
— Девочку.
— Отдай мне! Я её косточки возьму, в сундучок положу!
— Нет, не отдам!
Идёт Бирюк дальше. Навстречу Змей Горыныч:
— Кого, Бирюк, несёшь в мешке?
— Девочку.
— Отдай мне! Я её на язык посажу, огнём сожгу!
— Нет, не отдам!
Пришёл Бирюк в лес. Вытряхнул из мешка девочку. Крапивой погрозил, малиной угостил. В корзину девочку положил. Корзину к берёзовой ветке привязал. Положком накрывал. Раскачивает Бирюк берёзу и поёт: «Усни, усни, глазок; усни, усни, другой…»
Девочку стало укачивать, ей захотелось спать. Вот она глаза закрыла. Уснула.
Утром девочка просыпается, глядит — она дома в люльке лежит. И бабушка рядом.
Дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве да бруснике. Если его потревожить, вскочит наклонившемуся за ягодой человеку на шею, стянет голову петлёй и будет водить по лесу, пока тот не заблудится.
Жили брат и сестра. Собрались они в лес за ягодами на болото, клюкву да бруснику собирать. Мать говорит:
— Не прыгайте по кочкам. Боли́-Башка́ во мху в хатке, на лубяной кроватке лежит и спит. Кто его потревожит, на того он сердит.
Брат с сестрой пришли в лес. Стали ягоды собирать. Разбрелись по кусточкам, по кочкам. Мальчик в ладошку наберёт и в лукошко кладёт. А девочка ягодку за ягодкой бросает в роток, и пуст у неё коробок. Мальчик собрал полное лукошко клюквы и морошки и сел под куст отдыхать. А девочка глядит, пуст у неё коробок. Заторопилась. Принялась с кочки на кочку прыгать-скакать, ягоды собирать да в коробок бросать. И не приметила, как маленькую хатку с лубяной кроваткой во мху растоптала.
Выбрался Боли-Башка из болотного мха, из сломанной хатки. Сам он коротышка, нос — еловая шишка, на голове — колючая щетина, а в руках — лозина. На девочку глядит, зол-сердит. Скок, скок, прыгнул ей на спину, на вороток. Лозиной лоб обвил, вокруг головы петлёй закрутил.
Стала у девочки голова болеть, в глазах темнеть, ноги сами идут, неведомо куда ведут.
Боли-Башка гнилого тумана напустил, девочку в болото заводил, в трясину толкал, в мох зарывал. Вырос на том месте красивый цветок.
Брат с ягодами сестру ждёт. Не дождался. Пошёл искать. Пришёл на болотный мох. И грох! В болотную топь-трясину попал. Стало его болото засасывать, заглатывать. Увидал мальчик дерево и просит:
— Вербочка, вербочка, склони ко мне свои веточки! Спаси меня!
Склонила верба свои ветки к земле. Ухватился за них мальчик. Выпрямилась верба и вытащила его из болота. Видит мальчик, во мху красивый цветок растёт. Взял его. Пошёл по тропинке из леса. Вернулся один без сестры домой.
Мальчик посадил болотный цветок в горшок, поставил на окно. Наступила ночь. Ровно в двенадцать часов упал один лепесток с цветка. Ударился о землю. Превратился в девочку. Разбудила она брата и просит:
— Братец, спаси меня! На цветке осталось всего два лепестка. Когда они опадут, я умру. Возьми у Боли-Башки лозину. Прикоснись ею к цветку.
Мальчик задумался, хочет спасти сестру. Ничего не может придумать. Прошёл день. В полночь упал с цветка второй лепесток. Ударился о землю. Превратился в девочку.
Разбудила она брата и просит:
— Братец, спаси меня! На цветке остался всего один лепесток. Если он упадёт, я умру. Возьми у Боли-Башки лозину. Прикоснись ею к цветку.
Утром отправился мальчик в лес. Пришёл к болоту. Срезал тростинку. Сделал из неё дудочку. Стал играть. Дудочка запела:
Боли-Башка,
Выходи из-под мха,
Усни под осиной,
Оставь лозину.
Боли-Башка вылез из-под мха. Лёг под осину, оставил лозину. Уснул под песню тростниковой дудочки. Взял мальчик лозину. Побежал из леса. Вернулся домой. Лозиной коснулся цветка. Упал последний лепесток. Ударился о землю. Превратился в девочку. Стали брат с сестрой жить-поживать и беды не знать.
Дух болота. Любит пугать путников резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зелёной травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, но под ними трясина, глубокая топь.
В лесу дремучем, на болоте топучем, под кочкой Боло́тник живёт. Надоело ему под кочкой сидеть да на мох глядеть. Пошёл он по белому свету ходить, болотную жуть наводить. С дороги в селение завернул, в лужу нырнул и притаился.
Идёт свинья — в луже поваляться, в грязи покопаться. Болотник выскочил, страшную рожу показал, зелёными глазами завращал, ногами затопал, руками захлопал. Свинья испугалась и убежала.
Идут селезень и утка — в луже понырять, червячков поискать. Болотник выскочил, глаза выпучил, страшную рожу показал, зубами застучал, ногами затопал, руками захлопал. Селезень и утка испугались и улетели.
Идёт баба с базара большаком с глиняным горшком. Болотник выскочил, глаза выпучил, страшную рожу показал, зубами застучал, ногами затопал, руками захлопал. Баба испугалась, закричала. Бросила на землю горшок и убежала. Полез Болотник в горшок, поглядеть, что в нём лежит. Голову просунул, а обратно вытащить не может. Рассердился и просит:
— Горшок, горшок, отпусти голову! А то в воде утоплю, грязью завалю!
Горшок не отпускает. Болотник опустил голову в лужу. Сидит, тужит. Горшок наполнился водой, стал тонуть, за собой Болотника тянуть. Утащил его под воду. Болотник так и сидит в луже.
Боровой — дух бора, рощи. Ему подчинены боровички — маленькие старички, ростом вершка в два, хозяева грибов: груздей, рыжиков, опят.
Девочка собирала в лесу грибы. Устала. Села под дерево, поставила рядом корзинку с грибами. И уснула.
Из корзинки вылезли чернушки-червотушки и сказали:
— Девочку утопим в ручье!
Вылезли волнушки-гнилушки и сказали:
— Девочку бросим в болотную трясину!
Ложные опёнки сказали:
— Девочку отнесём на медвежью тропу!
Из корзинки выглянул Боровичок — лесной старичок, сам с вершок, на голове шляпка с лопушок, и закричал:
— Пошли вон, гнилухи-червотухи! Пято́й раздавлю, шляпкой в мох заколочу!
Испугались гнилухи-червотухи и убежали.
Девочка проснулась. Взяла она корзинку с грибами и пошла домой.
Сказочный персонаж — хозяин бродов в реках. Ссорится и воюет с водяным и пугает русалок.
Живёт в реке под мостом Бро́дник с рыбьим хвостом. Сам весь синий, покрытый тиной, нос — бородавка, на руках вместо пальцев — пиявки. Видит Бродник из-под воды: дети за рыбой по мостику идут, бредень несут. Кричит:
— Эй, бобры, берите топоры, рубите столбы! Мостик обвалится, дети в воду свалятся, мне бредень достанется. Рыбы будут плыть и за это мне дань жемчугом платить. А не станут платить, я их буду бреднем ловить и казнить.
Отвечают бобры:
— Нам строить плотину нужны топоры! Не будем мостик ломать и тебе помогать.
Перешли дети мостик. Пришли к броду, хотят лезть в воду. Бродник зовёт:
— Эй, Водяница, плыви вброд, открой рот, затяни детей в топь! Помоги от детей избавиться, мне бредень достанется. Рыбы будут вброд плыть и за это мне дань жемчугом платить. А не станут платить, я их буду бреднем ловить и на берег выносить.
Водяница ему отвечает:
— Я к Водяному спешу, замуж выхожу! Некогда мне рот разевать и тебе помогать.
Бродник зовёт:
— Приходите, русалки, берите щекоталки! Дети придут к броду, полезут в воду. Вы их защекочите, в глубокий омут утащите, мне бредень принесите. Рыбы будут вброд плыть и за это мне дань жемчугом платить. А не станут платить, я их буду бреднем ловить и на берег выносить.
Отвечают русалки:
— Мы играем в салки! Некогда нам детей щекотать и тебе помогать.
Бродник хворост у брода убрал, на дно острых ракушек набросал. Пошли дети через брод. Зашли в воду по самый рот. Бродник их за ноги щипал, бредень отбирал. Дети испугались, на берег выбирались. Бродник притаился у брода с бреднем. Ждёт-пождёт, кто первый приплывёт.
Бродник никого через брод не пропускает, дань жемчугом собирает. Разозлились рыбы. Пришли раки, устроили драку, хватали Бродника клешнями, словно клещами. С острыми зубами приплыла щука, укусила Бродника за брюхо. Был и сом с большим усом, ударил хвостом как кнутом. Примчались ерши, гребешки как ножи. Бредень разломали, из воды на берег бросали. Бродник испугался, в тихую заводь забирался. Больше не дрался и собирать дань не пытался.
Мнимое пугало, которым взрослые пугают маленьких детей. Оно всегда где-то рядом, угрюмое и суровое, чем-то недовольное и на всех обиженное.
Бу́ка сидит на пеньке в сером сюртуке. Баба с коромыслом идёт. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Баба говорит:
— Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги воду домой донести. Я тебя чаем угощу.
Бука заворчал, воду в вёдрах расплескал. Сидит сердит. Идёт девочка, гусей хворостиной гонит. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Девочка говорит:
— Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги гусей пасти. Я тебя пирожком угощу.
Бука заворчал, гусей разогнал. Сидит сердит. Идёт мальчик с вершей[11]. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал, ногами затопал.
Мальчик говорит:
— Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги вершу с рыбой домой дотащить. Я тебя ухой угощу.
Бука заворчал, вершу разломал, рыбу раскидал. Один пескарь ему за ворот под рубаху попал, затрепыхался. Стал Бука по земле кататься и смеяться. Кричит:
— Ой, спасите! Ой, не щекочите!
Так Бука уморился, что больше не сердился.
Однажды дух зла Злодий надумал посадить в землю семена, произрастающие в стране мрака и тьмы. Выбрался он из подземного мира на белый свет и бросил семена в землю. Выросли из них бяки и разбрелись в разные стороны.
В чёрном-чёрном лесу, на сосне в чёрном дупле живёт Бя́ка-Бабя́ка. Глаза у него как светлячки горят, рожки как два сучка торчат, хвост как плеть висит, сам на копытах стоит. Железными зубами скрипит и говорит:
— Пойду людей пугать, маленьких детей в лес забирать.
Выбрался Бяка-Бабяка из дупла. Пошёл людей искать. На дорогу вышел. По дороге мужик на телеге едет. Горшки на базар везёт. Бяка-Бабяка страшным голосом загудел, железными зубами заскрипел. Мужик страшный голос услыхал, Бяку-Бабяку увидал. Испугался, лошадь галопом пустил, все горшки переколотил. Поскорей от беды умчался.
Идёт дальше Бяка-Бабяка. По дороге косари с косами идут. Бяка-Бабяка страшным голосом загудел, железными зубами заскрипел. Косари страшный голос услыхали, Бяку-Бабяку увидали. Испугались, косы побросали и поскорей с дороги убежали.
Пришёл Бяка-Бабяка в селение. Подошёл к воротам и говорит:
— Ворота, ворота, пустите меня во двор.
— А ты кто будешь? — спрашивают ворота.
— Я — Бяка-Бабяка, страшный забияка!
— Зачем пришёл?
— Людей пугать, маленьких детей в лес забирать.
— Не пустим!
Принялся Бяка-Бабяка железными зубами ворота грызть. Прогрыз дыру. Влез во двор и дальше пошёл. Вдруг слышит в хлеву разговор:
— А кудах-куда-куда!
Другой голос вторит:
— Му-у, му-у, не бывать у нас ему!
И ещё голос говорит:
— И-го-го, побьём его!
Бяка-Бабяка думает: «Не меня ли в этом доме ждут, к себе зовут?» Подошёл к хлеву и говорит:
— Дверь, дверь, пусти меня в дом!
— А ты кто будешь?
— Я — Бяка-Бабяка, страшный забияка!
— Зачем пришёл?
— Людей пугать, маленьких детей в лес забирать.
— Не пущу!
— Загрызу!
Бяка-Бабяка прогрыз дверь. Думал, что к людям в дом зашёл, а сам в хлев забрёл.
Застучал Бяка-Бабяка ногами что батогами[12], заскрипел железными зубами что жерновами. А кони его залягали, коровы на рога подняли, гуси защипали, петухи заклевали.
Куры на насесте: «Так-так-так!» — говорят. Из ясель бараны: «Мало-мало!» — твердят.
Бяка-Бабяка кричит:
— Кто-кто камни в меня бросает, кто-кто на вилы меня поднимает, кто-кто клещами меня щипает, кто-кто шилом меня пихает?!
Бросился Бяка-Бабяка из хлева бегом в чёрный-чёрный лес. В чёрное дупло спрятался, больше не показывался.
✈ Самые интересные легенды мира
Когда история обрастает народными «сплетнями» и превращается в сказку, рождается легенда. Скучные факты в фольклорной интерпретации превращаются в будоражащие экшены, триллеры и загадочные тайны.
Здесь как в кинематографе — захватывающие образы правят балом и обретают мировую известность. Предлагаем вам подборку самых интересных легенд мира по мнению Билетик Аэро.
Бермудский треугольник
Легенд о Бермудском треугольнике, пожалуй, не меньше, чем о богах Древней Греции. Считается, что этот район Саргассова моря в Атлантике чрезвычайно опасен. Здесь происходят аномальные явления и бесследно исчезают морские и воздушные суда. Официально место признано сложным для навигации из-за многочисленных отмелей и часто зарождающихся штормов. Споры о таинственных исчезновениях не утихают с 1950 года, когда корреспондент Associated Press назвал район «морем дьявола». Есть сведения по меньшей мере о сотне исчезновений кораблей и самолётов вместе с экипажами в этом регионе. Но скептики считают, что крушений на Бермудах не больше, чем в любом другом месте.Где искать? Вершинами треугольника считаются Майами во Флориде, Бермудские острова и столица Пуэрто-Рико Сан-Хуан. В аномальной зоне лежат и Багамские острова.
Летучий голландец
Корабль-призрак, который вечно бороздит морские просторы, не имея возможности пристать к берегу. Встреча с «голландцем» у моряков всегда считалась плохим предзнаменованием. По легенде, корабль голландского капитана Ван дер Декена попал в сильный шторм у мыса Доброй Надежды. Штурман предложил переждать непогоду в бухте, но капитан застрелил его и поклялся, что никто из команды не сойдёт на берег, пока они не обогнут мыс — даже если на это потребуется вечность. Тем самым голландец навлёк на себя проклятье и будет скитаться по морским просторам до второго пришествия.Где искать встречи? Английский король Георг V видел «голландца» вблизи Сиднея. Другие очевидцы описывают встречи с призраком у Мыса Доброй Надежды, у побережья Род-Айленда (США), в Южной части Атлантики и даже у берегов Сардинии в Средиземном море.
Аргонавты
Древнейший миф об аргонавтах и золотом руне повествует о морском походе греческого корабля «Арго» в далёкую Колхиду за золотым руном волшебного барана. По легенде, корабль помогала строить сама Афина.Путешествие 45 отважных героев (по некоторым версиям их было 50) сопровождалось неимоверным количеством опасностей и приключений. Есть мнение, что в основу знаменитого сказания легли пиратские набеги греческих мореплавателей на государства черноморского побережья.
Где искать? Колхида, названная так по имени древних грузинских племён «колхов», располагалась на восточном побережье Чёрного моря, на территории современной Грузии. Государство охватывало нынешние районы Абхазии, северо-восток Турции и даже Сочи и Туапсе.
Меч короля Артура
Сама фигура легендарного правителя бриттов Артура до сих пор остается загадкой. Неизвестно, был ли он на самом деле, но историй о нём сложено великое множество. И центральное место уделяется оружию героя. Меч короля Артура, или Экскалибур, который ему вручила Владычица озера, по преданию, обладает мистическими свойствами. Этот меч невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость. Когда знаменитый король почувствовал приближение смерти, он попросил вернуть меч хозяйке, и оружие отправили обратно в озеро.Кстати, существование обычая затопления оружия после смерти воина подтверждают многочисленные археологические находки в европейских водоёмах.
Где искать следы? Загадочная и полная легенд Англия. Любое озеро в этих землях может служить хранилищем тайны Эскалибура.
Великаны
Легенды о людях гигантского роста очень популярны в Ирландии и Великобритании. На северо-востоке Северной Ирландии есть даже памятник природы под названием «Дорога гигантов». Она состоит из 40 000 базальтовых колонн и выглядит очень необычно. Согласно сказанию, один из местных героев, Финн Маккул построил мост для того, чтобы добраться до великана Голла и сразиться с ним.Оказалось, народные байки имеют научное объяснение. У каждого 150-го жителя Ирландии обнаружены мутации в гене, отвечающем за рост. Одним из известных ирландских великанов был Чарльз Бирн (1761–1783), ростом больше 230 см. Его скелет два века был экспонатом в Хантерианском музее в Лондоне.
Где искать? Окрестности озера Лох-Ней в Великобритании — родина Чарльза Бирна, стоит проверить, есть ли там великаны в наше время.
Циклоп
В мифологии циклопы — это отдельные персонажи или целый народ. Они отличались высоким ростом и всего лишь одним глазом. В гомеровской «Одиссее» говорится, что циклопом был сын Посейдона Полифем. В других легендах сообщается о трёх циклопах-великанах, которых породили богиня земли Гея и бог неба Уран. Сразу после рождения отец невзлюбил уродцев и сбросил их в тартар. Потом их периодически освобождали и снова прятали, словно диковинный артефакт.Некоторые палеонтологи полагают, что прототипом рождения легенды могли послужить черепа карликовых слонов. Древние люди находили череп и ошибочно принимали центральное носовое отверстие за огромную глазницу. Кстати, эти животные обитали именно в местах действия древнегреческих легенд.
Где искать? Острова Средиземноморья — Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния. Выбирайте любой, не прогадаете!
Тропа Моисея
Расступающееся море из библейского сказания — это то чудо, которое действительно может увидеть каждый. Феномен появления дороги на морском дне ежегодно происходит в Южной Корее. Во время наибольшего отлива, который случается в Восточно-Китайском море 2-3 раза с марта по июнь, между островами Чиндо и Модо образуется песчаная тропа длиной около 3 км. К этому событию даже приурочили фестиваль «Разделение моря в Чиндо».Параллель с «чудом Моисея» на Красном море впервые провели в 1975 году, когда тропа обрела широкую известность. Но есть и местная легенда о женщине, которая не могла спастись от тигров, обитавших на острове Чиндо. Она молилась богу морей Йонгвангу, и тот перекинул волшебный мост, чтобы женщина перебралась на соседний остров. О легенде напоминает статуя молящейся женщины и тигра на берегу Чиндо.
Выбирайте легендарные направления для своих путешествий и богатство нашей планеты засверкает для вас новыми красками! А добраться до мистических мест поможет Билетик Аэро.
Фото: billionnews.ru, commons.wikimedia.org, rustudent.com, jimcdn.com, modscheats.ru, newsweek.com, hotgeo.ru
Как создать легенду о фигуре для научных статей
Пишете научную статью? Готовитесь к публикации? Делаете плакат для завтрашней конференции? Посмотрим правде в глаза: люди будут бегать по основному тексту вашей статьи / плаката и смотреть только на цифры. Все мы любим цифры. Они привлекают внимание, они эффективно передают информацию, они подчеркивают ваши результаты. Цифры — звезда вашей газеты. Ваша задача — заставить их сиять.
Мы уже говорили о хороших и плохих графиках.После того, как вы составите хорошую диаграмму (или любую фигуру), вам нужно будет ее описать. Вот для чего нужна легенда (также известная как подпись). Хорошая легенда сделает графику или испортит его. Этот пост даст вам несколько советов по написанию и форматированию условных обозначений к фигурам для научных статей.
Фигура должна уметь стоять отдельно. Читатели хотят понять это, не переключаясь между рисунками и текстами. Не просите своих читателей «увидеть методы» — большинство из них не будут просматривать лабиринт текста, чтобы найти точное место, где вы зарыли эту информацию.
Как написать хорошую легенду, которая сама по себе проясняет фигуру, в научной статье?
1. Название:
Название должно очень четко сообщать читателям: «Вот о чем эта цифра». Используйте активный голос и говорите коротко.
Превратите в предложение, суммирующее основной результат , показанный на рисунке.
Пример: нейроны гиппокампа, полученные от пациентов с биполярным расстройством, проявляют повышенную возбудимость.
Или сделайте фразой, указывающей тип используемого анализа .
Пример: Количественная оценка экспрессии трансгена XYZ с помощью ОТ-ПЦР.
2. методы:
Вот где вещи выходят из-под контроля. Это правда, что вы должны включать много деталей, таких как название анализа, используемые антитела, тип клеток или модель животного, методы лечения и контроли, статистические тесты, количество повторов и т. Д.Фигура должна уметь стоять самостоятельно. Вы хотите, чтобы ваши читатели поняли это, не возвращаясь к разделу методов.
Но с другой стороны, вам не нужно переписывать раздел методов. Ограничьте то, что следует включать в легенду, до абсолютного минимума, который составляет , необходимого для понимания рисунка .
Пример: Средняя экспрессия репрезентативных генов, участвующих в системах активации PKA / PKC и AP, выявленная анализом RNA-seq (a) и qRT-PCR (b) (нормальный, n = 4; BD, n = 6 линий) .
3. Результат:
Вам это действительно нужно, только если i) в заголовке это еще не указано, или ii) на рисунке есть несколько панелей или показано несколько результатов. В любом случае, сдерживайте искушение продолжать и говорить о своих выводах, и пусть эта часть будет короткой и приятной. Ограничьтесь одним или несколькими предложениями, описывающими основные результаты, представленные на рисунке.
Пример: запись Patch-Clamp на нейронах, экспрессирующих Prox1 :: eGFP, показала спонтанные постсинаптические токи.
Примечание: у вас может не быть выбора, чтобы легенды были краткими. Если вы публикуете материалы с помощью Science или Nature (поздравляем!), Они накладывают ограничение на основной текст, поэтому большая часть разделов «Методы» и «Результаты» оказывается в подписях к рисункам, отсюда и их «подписи» сверхдлинные легенды. Практическое правило: Всегда следуйте конкретным инструкциям журнала.
Пример легенды рисунка *Создание красивого образа легендарных фигурок удовлетворяет не только вашего внутреннего художника.Привлекательная, профессионально выглядящая легенда привлекает внимание. Вот несколько ключей, чтобы получить «внешний вид».
1. Избегайте беспорядка:
По возможности размещайте все надписи на рисунках. Это упростит чтение графиков и легенд.
Уменьшите количество сокращений. Если вам необходимо их использовать, убедитесь, что они соответствуют тексту статьи и являются общими сокращениями, а не непонятной системой, которую использует только ваша лаборатория для управления пробирками.
2. Подберите хороший шрифт
Споры о лучшем шрифте для легенды графиков в научных статьях не закончились. Между тем, пока что консенсус:
- Следуйте инструкциям журнала (да!)
- Если инструкции нет, используйте тот же шрифт, что и основной текст, и выполните его на один размер меньше.
- НЕ НАБИРАЙТЕ ВСЕ ЗАПИСИ!
Все еще не уверены в возможностях? Выберите один из шрифтов «Выбор народа»: Arial, Helvetica, Computer Modern или Times New Roman.
3. Калибровка и поля:
Условные обозначения должны соответствовать ширине фигур. Поместите их над таблицей, но под фигурой (диаграммы, графики, изображения и т. Д.).
Легенды следует оставлять по ширине. И не забывайте точку после рисунка x. Не запятая и не двоеточие. Период.
Эффективная легенда — ключ к тому, чтобы фигура обособилась. Название должно описывать, о чем фигура. Методы включают в себя все (и не более) необходимые детали для понимания рисунка без возврата к основному тексту.Результаты показывают основные выводы, представленные на рисунке. Делайте все как можно короче. Избегайте беспорядка, выберите хороший шрифт и разместите его правильно. Согласуйте легенды с основным текстом статьи. И самое главное: обязательно следуйте инструкциям журнала.
* Джером Мертенс, Цю-Вен Ван, Йонгсунг Ким, Диана Х. Ю, Сон Фам, Бо Ян, И Чжэн, Кеннет Э. Диффендерфер, Цзян Чжан, Шейла Солтани, Тамеджи Имс, Саймон Т. Шафер, Лия Бойер, Мария К. Маркетто, Джон И.Нюрнбергер, Джозеф Р. Калабрезе, Кетил Дж. Эдегаард, Майкл Дж. Маккарти, Питер П. Занди, Мартин Альба, Кэролайн М. Нивергельт, Шуангли Ми, Кристен Дж. Бреннанд, Джон Р. Келсо, Фред Х. Гейдж, Джун Яо . Дифференциальные ответы на литий в гипервозбудимых нейронах пациентов с биполярным расстройством . Природа, 2015; DOI: 10.1038 / природа15526
советов по написанию выдающихся научных легенд о фигурах
Дата выпуска: 26 июня 2015 г.
Категория: Научная литература
Автор: Мишель С., Доктор философии, E.L.S.
Надписи на рисунках часто упускают из виду в ваших публикациях, предложениях и плакатах. Тем не менее, эти короткие фрагменты текста — ценная часть вашего научного письма, потому что они отвечают за описание самой важной части любой статьи: цифр. Хорошие подписи к фигурам могут стать тем отличием, которое превратит вашу работу из «необходимого» в приятное. Делая ваши цифры понятными, вы экономите время своих читателей и даете им повод полюбить вашу работу как сейчас, так и в будущем.Здесь мы предлагаем несколько советов о том, что включать в надписи на фигурах, чтобы повысить качество ваших рукописей.
Подписи к рисункам должны полностью поддерживать вашу фигуру, а это означает, что читатель вашей статьи должен быть в состоянии понять вашу фигуру в сочетании с ее легендой, не переходя в разделы с результатами или методами, чтобы увидеть, что вы говорите о своих наблюдениях или о том, как проводился эксперимент. . Создавая условные обозначения для фигур, поддерживающие вашу фигуру независимо от основного текста, ваши читатели могут быстро сделать выводы из ваших фигур, а затем вернуться в раздел результатов, чтобы сравнить свои мысли с вашими.Это позволяет читателю получить больше удовольствия от вашего исследования. Если они смогут быстро интерпретировать ваши цифры самостоятельно, они, вероятно, будут читать ваш текст с большим нетерпением и интересом. Это тот опыт, который писатели должны стремиться создать для своих читателей.
Так как же написать легенду о великой фигуре? Один из способов написать легенду о великой фигуре — представить ее как миниатюрный абстрактный рисунок. В легенде каждого рисунка должны присутствовать четыре компонента:
Заголовок — Название легенды к рисунку должно описывать его ясно и лаконично.Сильный заголовок часто пишется активным голосом и может резюмировать результат или основной вывод, который вы извлекаете из данных на рисунке (например, соединение ХХ подавляет рост клеток рака легких). Заголовки также могут быть описательной фразой вместо полного предложения, часто указывающего тип используемого анализа (например, анализ проточной цитометрии клеток, экспрессирующих CCR5). Если на вашем рисунке несколько панелей (A, B, C и т. Д.), Заголовок должен каким-то образом охватывать все панели.Если вам трудно придумать единый заголовок для описания всех панелей на многопанельном рисунке, это может указывать на то, что панели плохо сочетаются друг с другом. В этом случае панели можно разделить на две или более фигур меньшего размера.
Методы — Эти методы должны быть ОЧЕНЬ краткими и описывать план вашего эксперимента. Указывайте только детали, необходимые для понимания рисунка. Это может быть лечение клеток или мышей, если применимо.Он может просто включать тип анализа, показанный на рисунке. Включите такие детали, как название анализа (например, вестерн-блоттинг или ОТ-ПЦР), используемые антитела (если есть) и другую информацию, которая имеет решающее значение для понимания эксперимента, без необходимости возвращаться читателю к разделу о методах.
Results– Здесь вы можете дать одно предложение результатов, показанных на рисунке. Этот компонент легенды может сильно различаться и может быть ненужным, если заголовок уже является оператором, основанным на результатах (как в первом примере заголовка выше).Независимо от того, указаны ли ваши результаты в заголовке или позже в легенде, обязательно включите подробную информацию о выполненных вами биологических репликациях, размере выборки (n) и p-значениях, если применимо. Например, если двухпанельный рисунок демонстрирует, что протеаза, которую вы изучаете, разлагает субстрат, в заявлении о результатах в легенде к рисунку может быть сказано: «Окрашивание Кумасси (A) и вестерн-блоттинг (B) показывают деградацию [субстрата] посредством [протеаза] дозозависимым образом.Результаты являются репрезентативными для трех биологических повторов ».
Определения и описания фигур — Фигуры обязательно будут содержать символы, линии, цвета, сокращения, полосы погрешностей, масштабные линейки и другие компоненты, которые необходимо правильно определить и описать. Убедитесь, что вы определили их, а также все, что может быть не интуитивно понятным в фигуре, в легенде. Кроме того, старайтесь избегать использования названий / количества плазмид или штаммов, созданных в вашей лаборатории, в качестве надписей на ваших рисунках / легендах.Эти числа полезны для вашей организации в лаборатории, и они, безусловно, должны быть сведены в таблицу для целей обмена плазмидами / штаммами с соавторами после публикации статьи. Но они представляют собой усложняющий шаг в интерпретации рисунка. Если штамм MS301 на самом деле является мутантом с делецией для интересующего гена (например, ptsH), лучше пометить рисунок и легенду «ptsH-null», чем «MS301».
В целом легенды должны быть краткими, но исчерпывающими.Стремитесь к объему 100-300 слов. Может быть предпочтительнее использовать как можно больше полных предложений, но если вы предпочитаете фразы или фрагменты предложения, тот же совет применим в отношении содержания и длины. Для единообразия используйте на рисунке те же сокращения, номенклатуру и единицы измерения, которые вы использовали в разделах о методах и результатах.
Глагольное время — еще один важный фактор, который следует учитывать в легендах к фигурам. Как и в основном тексте, методы и результаты обычно записываются в прошедшем времени (например,g., «Клетки обрабатывали кофеином в течение 24 часов, а затем собирали для анализа с помощью вестерн-блоттинга с использованием антител против α-фосфо-MAPK» и «Воздействие кофеина увеличивало количество фосфорилированной киназы MAP»).
Наконец, помните, что у некоторых журналов есть особые требования к публикуемым подписям к фигурам. Обязательно просматривайте инструкции для авторов для желаемого журнала. Если их требования или рекомендации каким-либо образом противоречат приведенным здесь предложениям, выберите их требования.Некоторые примеры включают влиятельные журналы, такие как Nature, Science и Cell. Эти журналы предъявляют особые требования к легендам, и если вы отправляете их в эти журналы, вам следует писать легенды специально, чтобы соответствовать их требованиям. Независимо от журнала, тщательное следование инструкциям для авторов может помочь получить хороший опыт общения с редакторами журнала, повысить вероятность принятия и создать прочную репутацию для будущих публикаций в этом журнале.
Мастерские научного письма
Если вам нравятся наши статьи, попробуйте наши мастер-классы! Наши статьи основаны на материалах наших семинаров по научному письму, на которых эти и многие другие темы рассматриваются более подробно, с большим количеством примеров и обсуждений.
Мы предлагаем семинары на месте для вашего мероприятия или организации, а также проводим семинары, которые могут посещать отдельные участники. Наши семинары по написанию научных статей могут длиться от 1-2 часов до нескольких дней.Мы можем подобрать длину в соответствии с вашими потребностями и организовать семинар по письму как отдельное мероприятие или как часть запланированных встреч.
Наши семинары по написанию научных статей неизменно получают высокую оценку участников, включая аспирантов, докторов наук и преподавателей в различных областях. Подробности см. На странице нашего семинара по научному письму
Если вы нашли эту статью полезной или если есть тема, которую вы хотите, чтобы мы затронули в будущей статье, пожалуйста, используйте наш онлайн-форма для отправки комментариев, или же свяжитесь с нами напрямую.Ваши комментарии и предложения ценны! Щелкните здесь, чтобы вернуться в нашу библиотеку научных статей для редактирования.
matplotlib.pyplot.legend — документация Matplotlib 3.1.2
Поместите легенду на оси.
Позывных сигнатур:
легенда () легенда (метки) легенда (ручки, метки)
Подписи звонков соответствуют трем различным способам использования Этот способ.
1. Автоматическое определение элементов, отображаемых в легенде
Элементы, добавляемые в легенду, определяются автоматически, когда вы не передаете никаких дополнительных аргументов.
В данном случае этикетки берутся у художника. Вы можете указать
их либо при создании художника, либо путем вызова set_label ()
метод художника:
строка, = ax.plot ([1, 2, 3], label = 'Встроенная метка') ax.legend ()
или:
строка, = ax.plot ([1, 2, 3]) line.set_label ('Метка с помощью метода') ax.legend ()
Определенные строки могут быть исключены из автоматического элемента легенды
выделение путем определения метки, начинающейся с подчеркивания.Это значение по умолчанию для всех художников, поэтому вызов Axes.legend
без
любые аргументы и без установки меток вручную приведут к
легенда не рисуется.
2. Маркировка существующих элементов участка
Сделать легенду для линий, которые уже существуют на осях (например, через сюжет), просто вызовите эту функцию с итеративным строк, по одной для каждого элемента легенды. Например:
ax.plot ([1, 2, 3]) ax.legend (['Простая линия'])
Примечание: этот способ использования не рекомендуется, потому что связь между элементы графика и метки неявны только по их порядку и могут легко перепутать.
3. Явное определение элементов легенды
Для полного контроля над исполнителями, имеющими запись легенды, можно передать итерацию легендарных художников, за которой следует итерация подписи соответственно:
легенда ((строка1, строка2, строка3), ('метка1', 'метка2', 'метка3'))
Параметры: |
|
---|---|
Возвращает: |
|
Другие параметры: |
|
Как вручную добавить легенду с цветной рамкой на фигуру Matplotlib?
импорт
matplotlib.pyplot as plt
import
matplotlib.patches as mpatches
импорт
scipy.stats
импорт
numpy as np
x_min
=
0,0
x_max
=
50,0
рис
=
фиг. (Размер
=
(
16
,
9
))
среднее значение
=
12.0
стандарт
=
3,0
x
=
np.linspace (x_min, x_max,
100
)
y
=
scipy.stats.norm.pdf (x, среднее, стандартное)
plt. График (x, y, цвет
=
'красный'
)
plt.fill_between (x, y, color
=
'# CE5D45'
, alpha
=
1.0
)
среднее
=
18,0
стандарт
=
6,0
x
=
np.linspace (x_min, x_max,
100
)
y
=
scipy.stats.norm.pdf (x, среднее, стандартное)
plt. График (x, y, цвет
=
'зеленый'
)
плат.fill_between (x, y, цвет
=
'# 5DC83F'
, альфа
=
1.0
)
pop_a
=
mpatches.Patch (цвет
=
'# 5DC83F'
, метка
=
'Population Dataset 1'
)
pop_b
=
mpatches.Patch (цвет
=
'# CE5D45'
, метка
=
'Population Dataset 2'
)
плат.легенда (обрабатывает
=
[pop_a, pop_b])
сетка ()
plt.xlim (x_min, x_max)
plt.ylim (
0
,
0,25
)
plt.title (
'пример простой легенды'
, размер шрифта
=
12
)
плат.xlabel ('')
plt.ylabel (
«Распределение вероятностей»
)
plt.
Leave a Comment