Рисунок к сказке баба яга: Рисунки Бабы-Яги детям для срисовки
15.04.2023 Разное
Сказка про Бабу Ягу с картинками для детей читать онлайн
Здесь вы можете читать русскую народную сказку про Бабу Ягу и избушку на курьих ножках, в которой она живет. Текст для детей представлен полностью, вместе с картинками и иллюстрациями. Также вы можете фоном слушать сказку про Бабу-ягу
Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой.
Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить.
Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубашку сшить.
А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.
— Здравствуй, тетушка!
— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?
— Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку — хочет мне рубашку сшить.
— Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, — говорит тетка. — Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему мясца дай.
Поблагодарила девочка свою тетку и пошла.
Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога — холст ткет.
— Здравствуй, тетушка! — говорит девочка.
— Здравствуй, племянница! — говорит баба-яга. — Что тебе надобно?
— Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать.
А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
— Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь — съем ее!
Девочка услыхала эти слова — сидит ни жива, ни мертва. Как ушла баба-яга, она стала просить работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! — И ей подарила платочек.
Работница баню топит, а баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает:
— Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
— Тку, тетушка, тку, милая!
Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает:
— Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда.
Кот говорит:
— Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.
— Спасибо тебе, котик-братик! — говорит девочка.
Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гребешок и побежала.
Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать, — она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили.
Ворота заскрипели, хотели было захлопнуться — а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.
Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать, — девочка ее ленточкой перевязала. Березка ее и пропустила. Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.
А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает!
Проснулась баба-яга и спрашивает:
— Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?
А кот ей в ответ:
— Тку, тетка, тку, милая!
Бросилась баба-яга в избушку и видит — девочки нету, а кот сидит, ткет.
Принялась баба-яга бить да ругать кота:
— Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..
А кот ей в ответ:
— Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!
Выбежала баба-яга из избушки, накинулась на собак:
— Почему девчонку не рвали, почему не кусали?. .
Собаки ей говорят:
— Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
Подбежала баба-яга к воротам:
— Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..
Ворота говорят:
— Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!
Подскочила баба-яга к березке:
— Почему девчонке глаза не выстегала?
Березка ей отвечает:
— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!
Стала баба-яга ругать работницу:
— Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?..
Работница говорит:
— Я тебе столько лет служу — никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, хорошо да ласково со мной разговаривала!
Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает…
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко. ..
Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.
Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит.
Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, уж совсем близко.
Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!
Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться.
Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:
— Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!
Стали быки пить, а вода в реке не убывает.
Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула.
А девочка тем временем знай бежит да бежит.
Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены:
— А где же моя дочка?
Баба говорит:
— Она к тетушке пошла — иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.
Забеспокоился отец, хотел было идти дочку искать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отдышаться не может.
— Где ты была, дочка? — спрашивает отец.
— Ах, батюшка! — отвечает девочка. — Меня мачеха посылала к своей сестре, а сестра ее — баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!
Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо.
К. Кузнецов, (Баба -яга в кн. Сестрица Аленушка.- М.: Детская литература, 1973) Это иллюстрация из книжки моего детства. К сказке «Баба-яга» в ней есть только иллюстрация таинственной избушки. Поэтому образ бабы-яги мог предстать исключительно в моем воображении. В сказке «Баба-яга» злая мачеха посылает падчерицу к своей сестре — бабе-яге, костяной ноге — за иголочкой и ниточкой. А баба-яга, как водится, покушается съесть бедную девочку. Но ничего у нее не получается: подвела Ягу жадность и невнимание к своим слугам — работнице, коту, яблоньке, воротам. Умаслить их девочку научила ее тетя. Е.Д.Поленова, конец ХIX века (Русские народные сказки. — М.: Фортуна ЭЛ, 2007) Иллюстрации к сказке «Избушка на курьих ножках». «…Стоит избушка на курьих ножках, блином покрыта, вороною приперта, калачом заперта». Баба Яга — очень заметная героиня в сказках с иллюстрациями Е. Поленовой. В них баба-яга предстает злобной силой — похитительницей детей. Как вы думаете, кого качает в колыбели Машенька? … Бабу-ягу! Та завлекает Машеньку блинами, держит ее у себя в избушке и просит качать себя в колыбели и называть милой бабушкой. А если девочка убегает, — пускается в погоню (этим сюжет напоминает другие сказки про бабу-ягу, например, — «Гуси-лебеди»). Жили Маша с Ваней и со своей бабушкой на краю деревни (край деревни — примечательная деталь). Всего у них было вдоволь. А рядом с ними — лес дремучий, темный бор — Сосны, ели… Мох ползучий Завелась в нем баба-яга…
В этой сказке баба-яга обманом (подменив голос) завлекает в свою избушку Филипка, чтобы изжарить его и съесть со своей дочерью Настаськой (на второй иллюстрации изображена как раз дочь бабы-яги). А когда ей это не удается и Филипко обманывает Настаську, баба-яга пытается до него добраться и ожесточенно пилит дерево, на котором прячется мальчик…«Одна из лучших илллюстраций — сынко-Филипко плывет в лодке… Композиция такова, что взгляд невольно движется по диагонали от крупной фигуры мальчика в белой рубахе к носу лодки, далее — к низкому берегу с опасно петляющей красноватой тропинкой, к огненным языкам пламени под черным котелком, задерживается в белоствольных березах на пригорке, затем следует дальше к красному пятну за зеленью елки — спрятавшейся Бабе Яге. В цвете идет нарастание напряжения — от острой зеленой осоки в воде до красных языков пламени костра и горящих глаз старухи», — так описывает эту иллюстрацию искусствовед
Иван Билибин, 1900 (Русские народные сказки. — М.: Изд. дом Мещерякова, 2009) Эта страшная злая баба-яга прилетела к нам в ступе из. .. прошлого века (самого его начала). Темный глухой лес, на фоне которого она возникла, острые сучья, колкие ветки елок и красные мухоморы — как декорации спектакля, театральный антураж. Знаменитый русский мастер написал ее в стилистике модного тогда направления, созданного группой художников — «Мир искусства». «…Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги. Забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами. Вместо верей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами… …Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба Яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: — Фу, фу! Русским духом пахнет!» Искусствовед Ю.Герчук, «Даже старшная Баба-яга в своей деревянной ступе изображена не как воплощение лесных ужасов, а скорее как любопытный уродец — с ученым интересом к особенностям ее анатомии и с пристальным вниманием к узорам покрывающих ее аккуратную одежду заплаток» (Встреча с классикой: сказки Билибина // Художественные миры книги. — С. 148). А. Бенуа (Азбука в картинках Александра Бенуа. — М.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1904) Для буквы «Б» художник выбирает Бабу-Ягу. А мы еще раз убеждаемся в том, насколько важным стал этот образ для художников рубежа веков и в начале ХХ века. Иван Малютин (Агнивцев Н. Октябренок-постреленок. — М., 1925. — из кн. Блинова В. Русская детская книжка-картинка. 1900-1941. — М., 2009.) «Черта — нет. Баба-яга новой героической эпохи — эпохи 1920-х годов — времени, когда произошло резкое переосмысление ценностей, в том числе сказок и сказочных героев. Вениамин Лосин, 1958 (Барышникова А.К. (Куприяниха) Сказки. — М.: Московские учебники, 2006) Вениамин Лосин (По-щучьему велению. — М.: Московские учебники, 2006) «… Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке. — Фу, фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. А Иван-царевич ей: — Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь… Ты бы вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать — чей да откуда». Владимир Перцов (По-щучьему велению. — М.: Московские учебники, 2006) Обработка А.Н. Толстого этой сказки сюжетно весьма отличается от обработки А. Афанасьева. У последнего баба-яга попадается навстречу коменданту царя: первый раз она подсказывает ему, как избавиться от стрельца с помощью оленя золотые рога. А второй (когда это не получается) — советует послать стрельца «туда — не знаю куда, принести то — не знаю что». У А. Толстого же вместо коменданта — царский советник. И советуется он не с бабой-ягой, а с кабацким теребенью (постоянным посетителем кабака). Баба же Яга, наоборот, оказывает помощь главному герою — стрелку Андрею (она же является в этой версии матерью Марьи-царевны — главной героини). Здесь все как полагается: «… Дошел Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках. — Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом! Избушка повернулась. Андрей вошел и видит — на лавке сидит седая старуха, прядет кудель. — Фу, фу! Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. Андрей отвечает старухе: — Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен; ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь».
В. Авдеев, 1966 (Быль и небыль. — М.: Эннеагон пресс, 2008) А.Савченко (Гуси-лебеди. — М.: Малыш, 1986). Это еще одна книжка из моего детства и любимый детский художник. Такая колоритная баба-яга с преувеличенно большой головой — очень «детская находка». Помню, что на меня она производила большое впечатление! Виктор Корольков (Русские легенды и предания. — М.: Эксмо, 2008) «…Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка — не кто иная, как сама Баба-яга…» А. Лебедев (Сивка-бурка. — М.: Стрекоза, 2007) Совсем другая баба-яга. Красивая. В нарядных одеждах и уборе. У этого художника она предстает доброй помощницей, знахаркой, мудрой старушкой. И в доме у нее все чисто, прибрано, светло, уютно. Пусть даже стараниями Василисы Прекрасной.
Михаил Соловьев (Мои первые сказки. — М., 2007) Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»
Марина Литвинова (Волшебные русские сказки. — М.: Эксмо, 2008).
imwerden.de — источник по Азбуке Бенуа
| |
Бесплатная репродукция старой ведьмы Бабы Яги в ступе и избушке на курьих ножках. Русская народная сказка открытая книга | FreeArt
Чтобы разблокировать скидки и показать коды купонов: Зарегистрируйтесь
Экономьте на художественных принтах и холстах!
Сэкономьте 10% на любом заказе > $25
Код купона *****
Скидка 15% на любой заказ > 100 долларов США
Код купона *****
Скидка 20% на любой заказ > $200
Код купона *****
Обратите внимание: общая сумма заказа не включает стоимость доставки.
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть применимую скидку.
Баба Яга старая ведьма в ступе и избушка на курьих ножках. Открытая книга русских народных сказок. Изолированный на белом векторном рисунке
Водяной знак FreeArt не будет отображаться на вашей иллюстрации
Артикул: fa81307794
More art by csp_orensila
- Keywords:
- baba,
- yaga,
- old,
- witch,
- mortar,
- hut,
- chicken,
- legs,
- russian,
- folk,
- сказка,
- сказка,
- открытая,
- Книга,
- Изолированная,
- White,
- Vector,
- Cartoon,
- Иллюстрация,
- ,
- ,
- ,
- 44444444444444.
- 4444444.
- 44444444444.
- 444444444444.
- 44444444444.
- 444444444444.
- 44444444444.
- 4444444444444.
- 444444444444444.
- 44444444444444444444444444444444444. ,
- Russia,
- Fantasy,
- Wood,
- Традиционная,
- Magic,
- Рисунок,
- Персонал,
- , деревянный,
- Home,
- 44449.0045
- forest,
- witchcraft,
- baba yaga,
- art,
- graphic,
- fairytale,
- education,
- owl art,
- cat,
- room art paintings,
- photo print,
- настенные фотографии,
- репродукции,
- плакаты,
- картины,
- предметы интерьера,
- репродукции для домашнего декора,
- для печати,
- холст 904 плакаты, 90 904 плакаты0045
Принт:
Рамка и подложка:
Итого:
Художественные репродукции
Холст
- 4 «х 6» БЕСПЛАТНО
- 8″ х 10″ БЕСПЛАТНО
- 11 «х 14» 4,99 доллара США
- 12″ х 16″ 29 долларов
- 18 «х 24» 49 долларов
- 24″ х 32″ $69
- 30″ х 40″ 99 долларов
- 36″ х 48″ 149 долларов
- 44″ х 60″ 19 долларов9
- Пользовательский размер печати
Посмотреть другие размеры
Самые популярные рамки
Печать:
Рамка и коврик:
Итого: Отпечатки действительно бесплатны
Добавить в корзину
Печать действительно бесплатна
Рамка
- Показать все изображение
Отделка
MatteLusterLamination — $ 1,99 Wall Cling — $ 1,999 Watercolor Paper — $ 1,99
Опционы
Black & WhitesaturatedSepiavintagewarmflip. 02-28
Супер быстрая доставка, красивые отпечатки!
28.02.2022
Отличный выбор и достойные скидки.
2022-02-27
2022-02-27
Посылка пришла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt
24.02.2020
Хорошая картинка по такой цене…
FreeArt предоставляет бесплатные небольшие художественные репродукции и плакаты с миллионами изображений! Заплатив всего 2,99 доллара за доставку (0,99 доллара за каждую дополнительную), вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества. Большинство отпечатков отправляются на следующий рабочий день, и мы предлагаем гарантию возврата денег в течение 30 дней после покупки.
Баба Яга: Величайшая «злая ведьма» из всех?
Загрузка
(Изображение предоставлено Артемием Обером)
Автор: David Barnett, 21 ноября 2022 г. как показывает новая книга, — говорит Дэвид Барнетт.
I
В сказках женщины определенного возраста обычно играют одну из двух ролей: злой ведьмы или злой мачехи, а иногда и то и другое.
Больше похоже на это:
– Ужас, демонизировавший пожилых женщин
– Новые жестокие женские образы в кино и на телевидении В славянском фольклоре Баба Яга, безусловно, соответствует требованиям злой ведьмы — она живет в доме, который ходит по лесу на курьих ножках, а иногда и летает (близко к земле) в гигантской ступе с пестиком. Обычно она появляется в образе ведьмы или старухи, и известно, что она в самой колдовской манере пирует на детях.
Как показано в русской сказке «Василиса Прекрасная» (изображена выше на иллюстрации XIX века), Баба Яга может быть как героиней, так и злодеем (Фото: Getty Images)
это синопсис предполагает. Хитрая, умная, полезная, а не помеха, она действительно могла быть самым феминистским персонажем в фольклоре.
Легенда о Бабе Яге настолько живучая, что только что вышла новая антология рассказов «В лес» (издательство Black Spot Books), в которой представлены 23 интерпретации персонажа, написанные ведущими женщинами-писательницами ужасов. Истории охватывают столетия: «Лунный свет и мох» Сары Тантлингер предлагает сказочное воплощение одной из классических историй о Бабе-Яге, Василисе Прекрасной, а «Вода, как разбитое стекло» Карины Биссетт помещает Бабу-Ягу на фоне Второй мировой войны. В то же время «Укусы аиста» Э. В. Найт раскрывает ужасающие аспекты мифа как поучительную сказку для любознательных детей.
История Яги
Баба-Яга фигурирует во многих славянских и особенно русских народных сказках, причем самое раннее письменное упоминание о ее появлении относится к 1755 году, как часть рассуждения о славянских народных деятелях в книге Михаила V Ломоносова «Русская грамматика». . До этого она появлялась в гравюре на дереве как минимум с XVII века, а затем регулярно появлялась в сборниках русских сказок и фольклора.
Если вы киноман, вы можете узнать это имя по фильмам о Джоне Уике с Киану Ривзом в главной роли, в которых враги называют одноименного антигероя Бабой Ягой, что придает ему таинственное очарование почти мифического призрака. Легенда японской анимации Хаяо Миядзаки использовал Бабу-Ягу в качестве владельца бани в своем отмеченном наградами фильме 2001 года «Унесенные призраками». Баба Яга появляется и в музыке; В сюите Модеста Мусоргского 1874 года «Картинки с выставки» есть девятая часть под названием «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Вполне возможно, что она скоро появится и на маленьком экране; Нил Гейман использовал ее в своих комиксах о Песочном человеке для DC, адаптация которых только что анонсировала второй сезон Netflix.
Гейман также использовал Бабу-Ягу в серии комиксов «Книги магии», и то, как он развернул персонажа, подчеркивает ее моральную двусмысленность: там, где она помогала в «Песочном человеке», в «Книгах магии» она скорее злодейка. Он рассказал BBC Culture, что впервые встретил Бабу Ягу в возрасте шести или семи лет, когда читал детскую фэнтезийную книгу «Сестра дракона и путешествия Тимоти» британской писательницы Маргарет Стори, в которой она появилась. «[Я] чувствовал, что она была самой интересной из всех ведьм, и чувствовал это еще больше, когда читал некоторые русские истории, в которых она фигурирует», — говорит он. «Кажется, что у нее есть собственная жизнь вне истории, что есть у очень немногих сказочных персонажей».
Into the Forest редактируется Линди Райан, писателем и штатным профессором науки о данных и визуальной аналитики в Университете Рутгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, который также является основателем издательства Into the Forest Black Spot Books, небольшого издательства. посвященный женщинам-писательницам ужасов. Так как же американец оказался очарован этим славянским мифом?
«Моя русская мачеха эмигрировала в Соединенные Штаты вскоре после распада Советского Союза, — говорит Райан, — и вместе с моей сводной сестрой и сводной бабушкой привезла с собой борщ, матрешек и Бабу-Ягу. Когда мы росли с красиво облагороженными диснеевскими принцессами, я предпочитал сказки братьев Гримм, Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена — и, конечно же, книги славянских сказок и фольклора, в которых рассказывалось о Бабе-Яге».
Баба Яга была источником вдохновения для легенды мультипликации Хаяо Миядзаки, в том числе в образе владельца бани в «Унесенных призраками» (Фото: Alamy) есть школа научной мысли, которая говорит, что она славянский аналог греческого божества Персефоны, богини весны и природы. Она непременно ассоциируется с лесом и лесами, с дикостью природы. «Сущность Бабы-Яги существует во многих культурах и во многих историях и символизирует непредсказуемую и неукротимую природу женского духа, Матери-Земли и отношения женщин к дикой природе», — говорит Райан.
Что возвышает Бабу-Ягу над обычными двухмерными ведьмами из фольклора, так это ее двойственность, иногда как почти героиня, иногда как злодейка, и ее богатое, земное воплощение женственности. «Баба Яга до сих пор остается одной из самых неоднозначных, хитрых и умных женщин фольклора», — говорит Райан. «[Она] вызывает страх и уважение и одновременно трепет и желание. Я восхищаюсь ее беззаботностью и ее независимостью, даже ее жестокостью, и в мире, где женщины так часто сводятся к туманным пятнам непоследовательности, она фигура, которая напоминает нам что мы свирепы и неукротимы, и что за такие свободы часто приходится платить».
На самом деле, она что-то вроде прото-феминистской иконы. «Конечно, да», — говорит Йи Иззи Ю, один из авторов, написавших рассказ для «Чем дальше в лес». Один из способов, которым она заслуживает такого описания, заключается в том, что она полностью разрушает стереотип заботливой матери, применяемый к женщинам, поедая детей, а не выталкивая их или кормя грудью. «Она сильна, несмотря на то, что непривлекательна в общепринятом смысле. Она живет по своим магическим понятиям, а не по мирским правилам», — говорит Иззи. «И она бросает вызов концептуальным категориям на каждом шагу. Даже ее дом — это и дом, и курица, что делает ее, да, в некотором смысле привязанной к дому, но никоим образом не «привязанной». Таким образом, я думаю, она ранняя цыганка на автодоме».
Настоящий преступник
Иззи сравнивает Бабу Ягу с персонажами-обманщиками из многих мифологий, такими как скандинавский бог озорства Локи или Койот из индейского фольклора. «Хотя Баба-Яга часто играет злодея, она также может предложить помощь. Например, в «Василисе Прекрасной» она помогает освободить Василису из лап ее злой приемной семьи», — говорит она. «И хотя с Бабой опасно иметь дело, как и со многими из тех, кто действует на теневой стороне закона в современных фильмах, она также может оказаться бесценной в опасных обстоятельствах».0005
«Таким образом, Баба-Яга усложняет пассивную воспитательную роль женщины с помощью типа «Я сделаю все, что захочу», власть вне закона, которую обычно ассоциируют только с мужчинами. Тогда можно сказать, что Баба-Яга пересекает границу троп злой ведьмы с тропом феи-крестной, чтобы создать в конечном итоге гораздо более предсказуемую и мощную роль, чем любой из них «.
Иззи родился и вырос в Северном Китае, и, поскольку большая часть русской литературы была переведена на китайский язык, Баба Яга пересекла границу и проникла в китайскую психику. «Мое первое знакомство с Бабой Ягой было связано с китайским мультфильмом, который я увидел, когда был очень маленьким. Я помню этот мультфильм, потому что сказал своей бабушке, что Баба Яга выглядит точно так же, как мой Большой дядя. Это рассмешило ее. Большой дядя не смеялся», говорит Иззи.
Фильмы о Джоне Уике являются одними из самых маловероятных культурных произведений, в которых упоминается Баба-Яга, поскольку враги называют антигероя Киану Ривза его врагами. популярный в Восточной Азии, главным образом потому, что, по словам Иззи, «горы ассоциируются с великой духовной силой и с фигурами отшельников, которые решают жить на своих условиях — очень похоже на то, как Баба Яга во многом сама себе женщина». Она добавляет, что в Японии есть персонаж по имени Ямамба, который «поразительно похож на Бабу Ягу — ее тоже часто изображают с отталкивающими физическими чертами и пристрастием к детям. изменения и преобразования, и хранитель героев».
Для Линди Райан концепция антологии ужасов, ориентированной на женщин, возникла раньше, чем идея книги на тему Бабы Яги… но великая лесная ведьма оказала свое влияние. «Я хотел, чтобы в антологии были голоса женщин со всего мира, которые не боялись рассказывать свои истории, раскрывать свою дикость и злобу, и таким образом я чувствую, что Баба-Яга пришла ко мне как муза для антологии. » объясняет она. «Что, пожалуй, больше всего удивило, так это готовность, с которой авторы взялись за дело, и резонанс, который Баба несет по всему миру. Она действительно универсальный персонаж, и я был поражен откликами женщин со всего мира, которые объединили свои голоса. со своей».
Работа Иззи «История дома» исследует одну из уникальных граней мифа о Бабе Яге — ее ветхий домик, который ходит на курьих ножках, и рассказывает о его создании и строительстве. «Я был просто очарован, думая о маленьких куриных ножках этого большого старого дома. Это прямо привело меня к желанию написать что-нибудь о доме. Кроме того, я только что закончил перевод «Книги теней Цзи Юня» — сборника 18-го века. -Century Китайские странные сказки. Они наполнены лисьими духами, черной магией тибетской красной шляпы и другими проявлениями шаманизма, а также рассказами о сверхъестественно разумных или наделенных силой животных и странных метаморфозах. Это вдохновило меня на атмосферу, которую я хотел создать в «Истории». Дома и его темы».
Есть ли уроки для нас сегодня из легенды о Бабе Яге? Иззи так думает. «Она шаманский обманщик, категория и нарушительница границ, [напоминание], что свобода находится немного за пределами социальных норм, и что мы можем учиться как у тьмы, так и у света. В конечном счете, я думаю, что она учит». И то и другое’ логика. Она напоминает нам, что мы и герой, и злодей, что курица также может быть домом, и что мы можем охватить как желания плоти, так и тайны духа».
Райан соглашается и предупреждает тех, кто отвергает силу Бабы-Яги, и при этом всех женщин. «Я думаю, нам лучше помнить, что Баба-Яга может и спрятаться в лесу, но она наблюдает и помнит», — говорит она.
В лес: Сказки о Бабе-Яге под редакцией Линди Райан вышла в издательстве Black Spot Books.
Любите книги? Присоединяйтесь к BBC Culture Book Club на Facebook, сообществе фанатиков литературы со всего мира.
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по телефону Twitter .
Leave a Comment