Рисунок иван царевич и серый волк детский рисунок: Нарисовать иван царевич и серый волк


27.05.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Рисунок к любому произведению — 73 фото

Литературное произведение рисунок


Иллюстрация к литературному произведению


Пушкин у Лукоморья дуб


Конкурс рисунков сказки


Рисунок на тему сказки Пушкина


Пьеса баба Яга


Буквицы в сказках Пушкина


Иллюстрации к сказкам Александра Сергеевича Пушкина


Герои сказок Александра Сергеевича Пушкина


Ресункк сказке о царе Салтане


Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»


Сказка рисунок для детей


Иллюстрация к литературному произведению


Произведения Пушкина Золотая рыбка


Рисунок на тему золотой петушок


Сказки Пушкина рисунки


Рисунки к сказке Пушкина сказка о рыбаке и рыбке


Детские рисунки к сказкам


Простые иллюстрации к сказкам


У Лукоморья дуб зеленый рисунок


Маленький принц и Лис акварель


Рисование Царевна лебедь


Рисунок на тему мое любимое произведение


Иллюстрация к художественному произведению


Царевна лебедь рисунок


Рисунок к произведению Щелкунчик Чайковского


Сказка о мертвой сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях


Билибин Царевна лебедь


Алые паруса Грин Ассоль


Русалочка Ганс христиан Андерсен 4 класс


Щелкунчик и мышиный Король рисунок


Остров Буян в сказке о царе Салтане рисунок


Детские иллюстрации к рассказу Васюткино озеро


Лебедь детский рисунок


Шарль Перро кот в сапогах рисунок


Рисунок к сказке Дикие лебеди


Нильс и Дикие гуси


Рисунок к сказке Иван Царевич и серый волк Жар птица


Случай с Евсейкой Горький


Шарль Перро кот в сапогах 3 класс


Муму


Иллюстрация к басне Эзопа ворон и лисица


Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях


Капитан Врунгель рисунок


Тёплый хлеб Паустовский рисунок


Пластилинография кот ученый Пушкина


Иллюстрация к басне Крылова лиса и виноград


Иллюстрация к рассказу Бежин луг легко


Сказки Пушкина рисунки


Иллюстрация к сказке п. п. Ершова «конек-горбунок»


Король Лев сказка


Нарисовать Петра 1


Рисунок к сказке о царе Салтане


Гарин-Михайловский тёма и жучка


«Рисование иллюстраций к сказке д. н. Мамина-Сибиряка „серая шейка“»


Иллюстрации по произведениям Пушкина


Царевна-лягушка мультфильм 1954


Сюжетное рисование


Герои сказки Айболит кит


Осеева волшебное слово рисунки детей


Пьеса Мусоргского балет невылупившихся птенцов


Рисование по сказкам Андерсена


Иллюстрация к рассказу кусака


Маленький Принс Экзюпери


Выставка рисунков по сказкам


У Лукоморья дуб зеленый детские рисунки


У Лукоморья дуб зеленый рисунок


Рисунок к сказке дедушка Мазай и зайцы


Рисунок к басне Крылова ворона и лисица




Рисунок к любому произведению


История волшебного помощника • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Искусство, Литература, Антропология

Кто такой волшебный помощник и как опознать его в сказках? Почему ему не нужно хамить при первой встрече и бескорыстно ли он помогает героям? Вместе с «Тинькофф» рассказываем о том, как связаны между собой волшебная яблоня, Серый Волк, Гэндальф, Паганель и роботы

Автор Александра Архипова

Что нужно Серому Волку и яблоне: три особенности волшебного помощника

Иван-царевич и Серый Волк. Рисунок Бориса Зворыкина. Около 1925 года Metropolitan Museum of Art

В волшебных сказках, одном из самых древних типов текстов, герой никогда не оказывается один — ему всегда помогают. Вот Иван-царевич отправляется в путь искать жар-птицу, а ему навстречу — Серый Волк, который предлагает свою помощь. Или добрая девушка идет к лесной колдунье, и яблоня помогает ей выполнить все невыполнимые задания. Но у волшебного помощника, а именно так называется роль яблони или Серого Волка, есть свои особенности, над которыми мы мало задумываемся. 

аудио!

 

5 историй о волшебных помощниках

Ученые рассказывают, какими бывают волшебные помощники в литературе — от индийского эпоса до научной фантастики

Во-первых, волшебный помощник всегда принадлежит тому странному иному миру, куда герой пришел, и поэтому он максимально «не такой, как мы». Мы зна­ем, что в обычной жизни яблоня и волк не разговаривают, но не удив­ляемся тому, что в мире сказки они оказываются говорящими. Как правило, герой обретает помощника в ином мире — в основном практически сразу после пересечения границы с этим миром — и там же оставляет его. Исключения редки: бывает, что помощник у героя появляется после серьезного нарушения порядка вещей в его мире (например, перед смертью мать дает дочери говоря­щую куколку, которая поможет доброй девушке в борьбе с маче­хой).

И уже совсем редкость, когда волшебный помощник рожден в этом мире, рядом с нормальным героем, но чудесным образом (например, от коро­вы). Но даже такому волшебному помощнику нормальная человеческая судьба не светит: в конце сказки Иван — коровий сын уходит, устроив личную жизнь своего брата, Ивана-царевича. 

Во-вторых, нам часто кажется, что Серый Волк или яблоня помогают герою сказки просто потому, что они добрые, говоря современным языком, альтруи­сты. На самом деле это не совсем так. Героя и его помощника связывают креп­кие отношения дарообмена по принципу «я тебе дар, ты мне отдарок». Если мы внимательно прочитаем классическую сказку про Ивана-царевича и Серого Волка, то увидим, как выглядело начало их отношений. Иван-царевич идет и видит надпись: «Кто сюда пойдет, тот коня потеряет». По сути, это договор. Иван-царевич принимает условия и идет по этой дороге: 

«…Вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал: „Ох ты гой еси, младой юноша, Иван-царевич! Ведь ты читал, на столбе написано, что конь твой будет мертв; так зачем сюда едешь?“ Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону»  Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке // Народные русские сказки А.

Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 1. М., 1984. .

Однако затем Серый Волк внезапно нагоняет героя и предлагает взамен свои услуги: «…Жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?» Такая система услуги за услугу (которая называется реципрокным, то есть возвратным, аль­труизмом) проступает почти в каждой сказке, но мы ее не замечаем. Сказка про Сивку-Бурку начинается со странного для нас требования отца к сыновьям. «Когда я умру, приходите ночевать на мою могилу». С точки зрения крестьян­ской культуры XIX века это максимальное поминовение, способ обеспечить комфортный для покойника переход в иной мир. В некоторых деревнях Воло­годской области до сих пор после похорон принято завтракать с покойником прямо на могиле. В ответ на правильное выполнение договорных отношений мертвец, который ровно в двенадцать ночи выходит из открывшейся могилы, вознаграждает Ивана-дурака волшебным конем-помощником. А в некоторых вариантах сказки «Морозко» (или в других сказках о злой мачехе и доброй падчерице) говорящая печь предлагает героине простую, незатейливую пищу: съев ее, героиня получает полезный совет.

Неукоснительное соблюдение правил гостеприимства — тоже форма договора. Важное свойство таких договоров — то, что во всех этих случаях герой не догадывается (по крайней мере, нам это не известно) о грядущем вознаграждении за свою услугу или дар. Зато он точно знает, что навязываемый договор надо соблюдать. 

И наконец, в-третьих, волшебный помощник не является личностью. У него нет своей судьбы и своей собственной цели в путешествии героя. Он своего рода говорящий инструмент, появляющийся в тот момент, когда герою нужна помощь. При этом все, что делает волшебный помощник, записывается в актив героя, а в конце сказки рассказчик может вообще забыть про него. Можно ли ответить на вопрос, что случилось с Серым Волком или Сивкой-Буркой? Нет — потому что ответ на этот вопрос неизвестен, рассказчик забывает о них в тот момент, когда герой получает награду и возвращается домой.

 

Курс про русский эпос

Пять лекций о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин

Любящая жена и страшный крокодил: как древне­египетские сказки связаны с «Питером Пэном» 

Иллюстрация Генри Джастиса Форда к египетской сказке «Обреченный царевич» из сборника «The Brown Fairy Book». Лондон, 1904 год New York Public Library

Волшебные сказки очень древние: некоторым сюжетам тысячи лет. Привыч­ные нам версии сказок распространены на большой территории от Арабского Востока и Индии до Скандинавии. Самая распространенная сказка — о злой мачехе, которая пытается извести свою добрую падчерицу и добиться префе­ренций для родной — и злой — дочери. Существует 982 национальные версии этой сказки — в России она известна как «Морозко».

Самой же древней дошедшей до нас сказке с волшебными помощниками по крайней мере 3300 лет. И рассказывали ее в Древнем Египте. Несмотря на почтенный возраст этой сказки, известной под названием «Обреченный царевич», ее сюжет вполне узнаваем. У египетского царя долго не было детей, а когда он наконец вымолил себе сына, пришли богини судьбы и сказали, что мальчик умрет от собаки, змеи или крокодила. Конечно, папа тут же посадил сына под замок в отдельный дом, ликвидировав все опасности  Существует ровно такое же предание о детстве Будды — и не только о нем. . Но однажды царевич увидел собаку и выпросил себе ее. А потом вообще ушел странствовать вместе с любимой борзой — сидеть под замком никому не нравится. Царевич пересек пустыню и под видом простого воина пришел к другому царю, чтобы принять участие в соревнованиях за руку царевны. Соревнование заключалось в том, что надо было допрыгнуть до окна высокой башни, где сидит девушка (сразу вспоминается русская сказка о Сивке-Бурке). Царевич выполняет зада­ние, царевна становится его женой и узнает о скорой смерти мужа. Она реша­ет бороться с судьбой за жизнь царевича и поэтому каждую ночь охраняет спящего мужа. Так ей удается подкараулить ядовитую змею  Милая деталь: царевна дожидается, чтобы змея напилась вином из чаши и не смогла быстро ползать, после чего разрубает ее пополам.. Несомненно, царевна выступила здесь в качестве волшебного помощника. Сверхсила жены-помощника проявляется как раз в том, что она почему-то точно знала, когда приползет змея и как именно надо с ней справиться. 

Так царевич спасся от первой судьбы. Но однажды царевич пошел на прогулку без верной жены-помощника, и тут его любимая собака обрела голос, сообщи­ла, что она — его вторая судьба, и напала на хозяина. Ему ничего не оставалось, как спасаться бегством от бывшего друга.

На этом сказка могла бы закончиться, но нет. В ней еще есть крокодил, кото­рый знал, что он — третья судьба царевича, причина его будущей гибели, и поэтому, пока царевич пересекал пустыню и добивался руки царевны, кроко­дил изо всех сил тащился за ним (тоже по пустыне). Наконец он поселяется в водоеме поблизости от молодоженов и ждет подходящего момента, чтобы съесть царевича, но от этого важного дела его отвлекает неприятное соседство. Оказывается, в водоеме живет водяной дух, с которым бедному крокодилу приходится три месяца сражаться за жилплощадь. И когда измотанный бес­конечными сражениями крокодил понимает, что ситуация патовая, к водоему подбегает царевич, спасающийся от собаки. И они заключают сделку. Кроко­дил говорит: «Я твоя судьба, преследующая тебя.  Вот уже полных три месяца я сражаюсь с водяным духом. Теперь я отпущу тебя, убей водяного духа».

Увы, папирус сильно поврежден, поэтому конец этой сказки нам неизвестен, но то, что мы знаем о волшебных сказках  А они, как доказал замечательный русский ученый Владимир Пропп в своей книге «Морфология сказки», всегда строятся по одним и тем же схемам., говорит нам о незыблемости договора. Так что, скорее всего, царевич убил неуемного водяного демона, помог крокодилу, а тот в ответ (услуга за услугу) стал его помощником и помог избавиться от собаки. 

На рубеже XIX–XX веков сказка «Обреченный царевич» стала невероятно популярна в Великобритании и Франции — в то время египтологией увлека­лись очень и очень многие. В 1900 году она была переведена на французский, в 1904-м — на английский, широко разошлась. Ровно в эти годы Джеймс Барри сочиняет истории про мальчика, который так никогда и не стал взрослым, и в 1911 году выходит сказка «Питер Пэн». У Питера Пэна есть враг — пират Капитан Крюк. Он не боится никого и ничего, кроме крокодила (точнее, кроко­дилицы с будильником внутри), который преследует его везде. Крокодил — судьба Капитана Крюка. И, скорее всего, колоритный образ крокодила, врага-помощника, Барри заимствовал напрямую из египетской сказки. 

 

История «Питера Пэна»

Как Джеймс Барри создал один из самых страшных текстов для детей

Кто на ком едет: как помощник становится главным героем детской литературы и фэнтези 

Фрагмент обложки первого издания повести Клайва Льюиса «Конь и его мальчик». Рисунок Паулины Бейнс. Лондон, 1954 год© Pauline Baynes / Geoffrey Bles

В XX веке сказочную схему используют авторы фантастики и фэнтези, а заодно меняют ее. Волшебный помощник перестает быть бесправным существом, инструментом, который должен появляться в нужный момент. В 1954 году выходит повесть Клайва Льюиса «Конь и его мальчик» (одна из «Хроник Нарнии»), где традиционная схема — герой низкого происхождения и волшеб­ный конь-помощник — резко меняется. Это видно даже по названию повести. Мальчика по имени Шаста приемный отец хочет продать в рабство богатому гостю. Говорящий конь, принадлежащий гостю, предлагает Шасте побег. Он прагматично заявляет: «Если я буду без всадника, люди увидят меня и ска­жут: „У него нет хозяина“ — и погонятся за мной. А с всадником — другое дело… Вот и помоги мне». Волшебный помощник не только предлагает условия сделки и следит за ее исполнением, но и активно вовлекает героя в приклю­чения и в дальнейшем оказывается чуть ли не одним из самых важных персо­нажей. 

 

Что надо знать о «Хрониках Нарнии»

История одной из самых популярных книг XX века

На первый взгляд кажется, что еще один волшебный помощник — домовой эльф Добби из книг о Гарри Поттере: его роль абсолютно традиционна. Действительно, отношения Гарри и Добби изначально строятся по класси­ческой схеме «услуга за услугу». Сначала эльф вынужден вредить Гарри (и постоянно борется сам с собой), но тот переманивает Добби на свою сторону (чем-то это похоже на ситуацию с крокодилом и царевичем) и освобождает его, после чего Добби становится его верным помощником. И все же кое-что под­ска­зывает нам о том, что это другая схема. Как мы уже говорили, для класси­ческой сказки не важна судьба волшебного помощника: мы ничего не услышим о Сером Волке или Сивке-Бурке после того, как герой победит. Тогда как в пос­ледней книге Роулинг одно из самых сильных мест — когда Гарри плачет над телом Добби, пожертвовавшим собой, чтобы спасти «мальчика, который выжил». В отличие от фольклорной сказки здесь судьба эльфа известна до самого конца. 

 

Как читать «Гарри Поттера»

И почему это не просто фэнтези для детей, а большая взрослая литература

Слабые и сильные помощники, или Почему Гэндальф исчезает

Хоббит Бильбо и Гэндальф. Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». Режиссер Питер Джексон. 2014 год © Warner Bros. Entertainment

В 1937 году Дж. Р. Р. Толкин пишет сказку «Хоббит, или Туда и обратно». Герои — гномы — отправляются в путь за сокровищами, которыми завладел дракон (этот сюжет хорошо нам знаком по индоевропейским сказкам и эпо­сам). Толкин тонко играет с традиционными схемами: у героев «Хоббита» во время путешествия туда и обратно есть целых два волшебных помощника: классический (маг Гэндальф) и помощник-самозванец (хоббит Бильбо).

Бильбо оказывается в сказке совершенно антисказочным образом. В индо­евро­пейских сказках встреча героя с будущим помощником должна начинаться с того, что герой оказывает ему услугу, даже если она заключается в простом проявлении вежливости. И даже если герой сначала успевает нахамить, он тут же исправляется. Например, в русской сказке навстречу крестьянскому сыну попадается старушка. В ответ на ее вежливый вопрос («О чем задумал­ся?») — герой, говоря современным языком, посылает ее: «Молчи, старая хры­човка, не досаждай мне!» Произнеся эту фразу, Иван сразу начинает мучиться моральными терзаниями («За что я ее избранил?»), приносит изви­нения и немедленно получает вознаграждение — совет и волшебное средство.

Помните, как начинается история Бильбо? Прекрасным солнечным днем ведущий абсолютно беззаботную жизнь Бильбо встречает Гэндальфа, вступает с ним в перебранку и хамит ему, то есть делает то, что герой волшебной сказки делать никак не должен. Естественно, вместо услуги (добрый совет) он полу­чает антиуслугу. Волшебник рисует посохом на двери норы Бильбо знак, гово­рящий о том, что тут живет мастер-взломщик, и обманом впутывает хоб­бита в историю с поиском сокровищ, захваченных драконом. Бильбо — помощник-самозванец, который якобы может взломать любую дверь и обчистить сокро­вищницу. 

Вернемся к Гэндальфу. Этот волшебник имеет неприятное обыкновение исче­зать в разгар самых интересных приключений — привычка, классическому помощнику не свойственная. Настоящий волшебный помощник идет до конца, но не Гэндальф. «В конце концов, это не мое приключение. Я, может быть, при­му в нем еще разок участие, но сейчас меня ждут другие неотложные дела», — говорит он после того, как всю веселую компанию чуть не съели волки-оборот­ни с гоблинами. Причина такого странного поведения Гэндальфа заключается именно в том, что он слишком идеальный спутник героев. Он могущественный волшебник, он может почти все. Мы понимаем, что, если он будет рядом, геро­ям ничто не грозит. Чтобы усложнить задачу гномам и хоббиту, Толкин в сере­дине рассказа изымает Гэндальфа из повествования, и тогда роль спасителя переходит от сильного помощника к слабому, то есть к Бильбо. Хоббит обре­тает волшебное средство — кольцо, которое делает его обладателя невиди­мым, — и начинает вытаскивать гномов из самых страшных или нелепых ситуаций. При этом Бильбо меняется сам — из обычной сказоч­ной фабулы Толкин создает необычную историю про слабых героев, обретших свою собственную силу.

 

Как читать Толкина

И почему профессор Оксфорда решил выдумать свои языки, героев и мифологию

Паганель, Кью и Лисбет: brainy is the new sexy

Иллюстрация Эдуарда Риу к роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Париж, 1868 годThe Centre for 19th Century French Studies, University of Toronto

В литературе XIX–XX веков, которая не использовала сказочные схемы напря­мую, вроде бы нет места волшебным помощникам. И все же они не исчезают, а трансформируются: теперь в роли волшебного помощника выступает ученый не от мира сего, обладающий сверхспособностями или сверхзнаниями, недос­туп­ными обычному человеку.  

Примерно в 1864 году французский писатель Жюль Верн, никогда не поки­давший Францию и боящийся открытого моря, придумывает историю потер­пев­­шего кораблекрушение капитана Гранта и отправляет на его поиски шот­лан­дскую спасательную экспедицию. Вместе с ее членами на яхту «Дункан» случайно садится очаровательный заяц, напоминающий гигантский «гвоздь с большой шляпкой», а по поведению — рассеянного с улицы Бассейной. Это член всех возможных научных обществ, французский ученый-географ Жак Паганель, который вовлекает героев в увлекательное путешествие по 37-й параллели, ибо никто точно не знает, где конкретно потерпел крушение капитан Грант.

Голова ученого наполнена самыми необычными и полезными знаниями: Паганель дает советы, разъясняет возникшие вопросы и даже спасает членов экспедиции от людоедов-маори. И все было бы хорошо, но рассеянный геог­раф, как его называли бы сейчас, постоянно придумывает все новые (и невер­ные) теории о том, где именно следует искать капитана. В отличие от Серого Волка или Гэндальфа, которые знают все о своем волшебном мире, Паганель обладает только видимой полнотой знаний и поэтому часто ошибается.

В старых фильмах бондианы у агента 007 был помощник Кью (Q), который отвечал за снабжение главного героя всякими невероятными шпионскими гаджетами (типа очков, которые видят сквозь одежду, или машины, превра­щающейся в субмарину). Мы знакомимся с Кью в самом начале действия, когда он снаряжает Джеймса Бонда практически волшебными средствами, после чего исчезает из поля зрения. Бонд вспоминает о нем, только когда оказыва­ется, что Кью перемудрил и его гаджеты работают слишком хорошо. А вот в «Координатах „Скайфолл“» (2012) Кью меняется. Это уже не безумный уче­ный из лаборатории, появляющийся только в начале фильма, а молодой хакер, тоже совершающий ошибки и участвующий в действии на протяжении всего фильма.

Если чудаковатый исследователь может ошибаться, то другой помощник — гений с ментальными особенностями — не ошибается никогда. В романе 2004 года «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона появляется необычная пара детективов: журналист Микаэль Блумквист и молодая хакерша Лисбет Саландер. Ментальные особенности Лисбет делают ее гениальным взломщиком и помогают довольно заурядному журналисту решить дело.

Недаром героиня британского сериала «Шерлок» Ирэн Адлер, которая и сражается с «высокоактивным социопатом» Шерлоком, и восхищается им, все время повторяет: «Brainy is the new sexy». 

 

«Девушка с татуировкой дракона»: чем вдохновлялся Стиг Ларссон

Книги Астрид Линдгрен, Агаты Кристи, Элизабет Джордж и другие источники

Робот: бунтовщик или идеальный помощник

Спектакль по пьесе Карела Чапека «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы»). 1922 год University of Michigan

В 1921 году чешский фантаст Карел Чапек написал пьесу, которая, по сути, бы­ла политической метафорой: жадные люди создают универсальных механи­ческих существ, почти неотличимых от человека, чтобы те приносили при­быль. Чтобы назвать этих помощников, Чапек придумывает не суще­ствовавшее ранее слово «робот» от чешского

robota («работа»). Если в русском языке «рабо­та» — это вообще любое занятие, занимающее время и приносящее пользу, то в чешское robota — это тяжелый и часто подневольный труд (кстати, слово «раб» тоже родственно «работе» в славянских языках). Поэтому неологизм Чапека одновременно указывает и на то, что эти механические существа постоянно работают, и на то, что они по сути своей рабы. 

 

11 слов, помогающих понять чешскую культуру

Робот, кнедлик, вечерничек, «бархатная революция» и другие звери

Так весь мир узнал о роботах, а также о том, что это будущие враги челове­чества. И то, что противостояние с ними пока воображаемое, не мешает обыг­рывать этот сюжет бесконечное количество раз — от сайлонов из телесериала «Звездный крейсер „Галактика“» и Терминатора до «Матрицы» и «Мира Дикого Запа­да».

Через 20 лет, в начале 1940-х, молодой фантаст Айзек Азимов создает мир, в котором взаимодействие с роботами происходит совершенно иначе. В нем действуют три закона робото­техники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. 

В мире Азимова, управляемом этими законами, война с роботами — всего лишь страх, который надо преодолеть, ведь роботы — идеальные помощники чело­века. В 2067 году роботопсихолог Сьюзен Кэлвин объясняет молодому журна­листу: «Тогда вы не помните, каким был мир без роботов. Было время, когда перед лицом Вселенной человек был одинок и не имел друзей. Теперь у него есть помощники, существа более сильные, более надежные, более эффектив­ные, чем он, и абсолютно ему преданные. Человечество больше не одиноко».

Серия рассказов Азимова «Я, робот» показывает, как выстраиваются отноше­ния человека с новым идеальным помощ­ником. Робот примеряет на себя все роли: идеальный друг ребенка (а не истерич­ная мать, запрограммированная только на воспроизведение правильного образа жизни), фанатичный пропо­ведник и основатель новой религии (который считает людей низшей формой жизни), идеальный судья (в которого человек даже может влюбиться). Роботы, придуманные Азимовым, проходят весь путь эволюции человека, ведь на са­мом деле, как говорит роботоприхолог Сьюзен Кэлвин, «они чище и лучше нас».

Супергерои и коучи: где волшебный помощник умирает, а где выживает

Кадр из фильма «Кулак ярости». Режиссер Ло Вэй. 1972 год © Swank Motion Picture Co.; Golden Harvest

В начале текста мы говорили о волшебной сказке и о том, как плотно ее схемы вошли в нашу жизнь. Часто мы не задумываясь следуем этим схемам и в жиз­ни: ходим на тренинги, «полностью меняющие подход к жизни», верим в вол­шебные средства, «преображающие тебя», и коучей, помогающих все наладить.

Но существует и другая схема — эпическая. Если главный герой волшебной сказки, в общем-то, такой же, как мы, то герой эпоса — совершенно необычное суще­ство. Об этом говорит вся его жизнь начиная с раннего детства: он растет не по дням, а по часам, обладает необычайной силой, может превращаться в зверей и так далее. Так что волшебный помощник ему не так уж и нужен. Эта схема тоже сохранилась в современной культуре, попав в основу комиксов и фильмов о супергероях. Они как раз и рассказывают о превращении обыч­но­го человека в полубожество, которое непременно спасет мир. 

Впрочем, бывает и так, что супергерой или герой боевика берет на себя фун­кцию волшебного помощника. В 1980–90-х годах в СССР, а потом в Россию хлынул поток американских фильмов о сильных героях, которые в одиночку могут противостоять мафии, полиции, государству. Желание российских детей приобрести такого друга, как Шварценеггер или Брюс Ли, проникло в город­ской фольклор. В 1989 году фольклорист Вадим Лурье записывал в ленинград­ских школах учеников 5-го и 6-го классов. Вот такой сон рассказал и сам записал (поэтому орфографию и грамматику мы не меняли) один мальчик из 5-го «Б»: 

«Ну сплю я однажды и перенесся в Китай к шаулиням. Пришол я там к ним научили они меня ихнему боевому искусству. Иду я обратно смотрю мне навстречу три ниндзя ну я их там избил раскидал. Иду дальше смотрю мне навстречу идет брюс-ли ну я с ним подружился и приехали мы с ним к нам в СССР. Тут находили бомжей и рэкетов и всяких там вымогателей и убийц сдали в милицию. Это все мы сделали за один месяц. А потом у нас в стране навелся порядок. В магазинах все было весь дефицит лежал. И по талонам и по карточкам ни чего не было. А всех которых мы сдали стали строить большие многоэтажные дома для всех нас. А потом брюс-ли уехал в китай». 

Новая российская сказка этого времени втянула в себя и сказочную структуру, и жуткие реалии. Брюс Ли, подружившийся с пятиклассником, помогает ему восстанавливать социальный порядок, находить и преследовать бомжей и рэкетиров.  В результате в магазине появляется отсутствовавший там дефи­цит, карточки отменяются, а «вымогателей и убийц сдали в милицию». Приме­чательно, что эти плохие люди (которых мы сдали) отправлены куда-то типа ГУЛАГа (они там принудительно работают на стройках). Получается, именно о таком помощнике в эпоху полного слома старых жизненных схем мечтало поколение девяностых.

Волшебный помощник бывает не только в сказках, книгах и фильмах. В отли­чие от Серого Волка голосовой помощник Олег из приложения «Тинькофф» совершенно бескорыстно поможет перевести деньги и пополнить баланс мобильного телефона, подскажет, сколько денег вы потратили на такси в этом месяце, и даже установит лимиты на траты. А еще он может научить разумно пользоваться кредиткой, забронирует столик в ресторане, найдет билет в кино (а вы получите кешбэк) и поболтает с вами на любую тему. Скачать мобильное приложение «Тинькофф» с Олегом можно тут.

Изображения: Иван-царевич на Сером Волке. Картина Виктора Васнецова. 1889 год
Государственная Третьяковская галерея

Источники

  • Неклюдов С. Ю. Обречен ли царевич? О сюжетной реконструкции фрагментарных памятников традиционной словесности.

    «Осколки» в традиции: коллективная монография. М., 2020. 

  • Пропп В. Я. Морфология сказки.

    Л., 1928.

  • Детский фольклор 1989 года: личная коллекция В. Ф. Лурье. 
  • Horakova J. The (Short) Robot Chronicle (On the 20th Century Cultural History of Robots).
  • Lang A. The Brown Fairy Book.

    London; New York, 1904.

  • Maspero G. C. C. Les contes populaires de l’Égypte ancienne.

    Paris, 1900.

Теги

Мифы
Фольклор

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Лекарство дня

Рвотный орех от вспыльчивости

Видеоигра дня

Sonic the Hedgehog (1991)

Чтение дня

Сильвия Плат читает «Поляны Парламентского холма»

Архив

История, Литература

Лазарь Флейшман: «Спутник представился: „Пастернак“.

Я обомлел: это было явление недавно умершего поэта»

О детстве в Риге, неслучившейся карьере музыканта, дружбе с Андреем Синявским и эмиграции

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Серый волк Рисунок ребенка Иван-царевич Карандаш, Волк, ребенок, животные, кошка, как млекопитающее png

Серый волк Рисунок ребенка Иван-царевич Карандаш, волк, ребенок, животные, кошка png
  • животных,
  • Кот Лайк Млекопитающее,
  • плотоядный,
  • ребенок,
  • взрослый,
  • волк,
  • живая природа,
  • мультфильм,
  • волк Аватар,
  • хвост,
  • животное,
  • кошек малого и среднего размера,
  • усы,
  • лес,
  • лиса,
  • белый волк,
  • проциониды,
  • Русская Сказка,
  • Голова волка,
  • волкодав,
  • u0420u043eu0441u0456u0439u0441u044cu043au0456 U043du0430u0440u043eu0434u043du0456 U043au0430u0437u043au0438,
  • акварель Волк,
  • Волчонок,
  • волк Вектор,
  • организм,
  • черный волк,
  • мультфильм Волк,
  • кот,
  • книжка-раскраска,
  • Ежик европейский,
  • Сказка,
  • мех,
  • Иван Царевич и Серый Волк Серия фильмов,
  • Иван Царевич Серый Волк,
  • котенок,
  • сердитая морда волка,
  • Серый волк,
  • Чертеж,
  • Иван Царевич,
  • Карандаш,
  • png,
  • прозрачный,
  • скачать бесплатно
  • Информация PNG

    Размеры
    554x608px
    Размер файла
    590,94 КБ
    Тип MIME
    Изображение/png
    Скачать этот PNG ( 590. 94KB )

    Изменение размера онлайн png

    ширина (пкс)

    высота (пкс)

    Лицензия

    Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами

    • Кошка Котенок, детка, млекопитающее, животные, кошка png 575x800px 177,44 КБ
    • силуэт волка, серый волк трафарет граффити, волк тотем волк, млекопитающее, животные, кошка png 998x998px 47,66 КБ
    • Чернила для татуировки серого волка Flash Drawing, волк, серый и черный дымчатый эффект иллюстрации, Акварельная живопись, нарисованная, carnivoran png 564x787px 473,37 КБ
    • org/ImageObject»> Рисунок серого волка Карандашный набросок, Волк, серый волк, млекопитающее, животные, carnivoran png 564x959px 391,12 КБ
    • Кот Котенок Мультяшный, скунс, млекопитающее, животные, кошка png 6593x8051px 1,41 МБ
    • Рыжая лиса Мультфильм, лиса, млекопитающее, животные, кошка png 4495x8000px 2,59 МБ
    • иллюстрация зебры, лев зебры, сафари, белый, млекопитающее, ребенок png 2267x3001px 306,28 КБ
    • черно-белая иллюстрация волка, собака койот, волк, млекопитающее, животные, кошка png 1365x1392px 50,99 КБ
    • Cat Kitten Cartoon Drawing, Cartoon s Of Cats, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 600x600px 31,09 КБ
    • org/ImageObject»> Британский короткошерстный котенок Собака-кошка Отношения Корм ​​для кошек, Кошка, короткошерстная серая кошка, белый, млекопитающее, животные png 1000x1000px 475,8 КБ
    • иллюстрация тигра, Baby Tigers Infant Детский душ, сафари, млекопитающее, ребенок, кошка Like Mammal png 774x900px 87,78 КБ
    • иллюстрация, рисунок собаки койота, волк, животные, кошка, как млекопитающее png 894x894px 21,74 КБ
    • Серый волк Мультфильм иллюстрация Иллюстрация, Луговой волк, млекопитающее, животные, carnivoran png 800x727px 291,01 КБ
    • Том Кэт Том и Джерри Книжка-раскраска Рисование ребенка, Том и Джерри, белый, ребенок, млекопитающее png 1600x1409px 192,33 КБ
    • org/ImageObject»> Серый волк Чернила для татуировки Рисунок Рукав татуировки, Волк, иллюстрация волка, лицо, carnivoran, затенение png 564x713px 489,63 КБ
    • Котенок Кот Щенок, котенок, млекопитающее, животные, кошка png 600x799px 137,38 КБ
    • Иллюстрация аристократов Мари, рисунок Мари Кэт на YouTube, Мэри, белый, млекопитающее, животные png 957x1077px 544,33 КБ
    • волчья живопись, Dog Tattoo Art Drawing Arctic wolf, Dark Wolf, Акварельная живопись, собака Like Mammal, красивая png 724x1103px 860,31 КБ
    • Кошка Котенок Силуэт, Кошка, млекопитающее, животные, кошка png 800x800px 17,52 КБ
    • org/ImageObject»> черная кошка, отношения собаки и кошки силуэт, кошка, млекопитающее, животные, кошка png 800x800px 14,31 КБ
    • Кошка Котенок Силуэт, котенок, белый, млекопитающее, животные png 1691x2400px 52,46 КБ
    • Книжка-раскраска Cute Animal Painting Симпатичная страница раскраски животных, создать книжку-раскраску, белый, ребенок, млекопитающее png 1258x1600px 538,21 КБ
    • Кот Мультфильм, Кот, млекопитающее, животные, кошка png 680 x 900px 432,73 КБ
    • Собака и кошка, Заяц, Ребенок, Лев, Тигр, Леопард, Сказка, Русская сказка, Сериал Иван Царевич и Серый Волк, Животное, Собака, Заяц, Ребенок png 650x781px 645,52 КБ
    • org/ImageObject»> черная кошка, Cat Kitten Whiskers Felidae, настенная наклейка, угол, белый, млекопитающее png 1770x1770px 137,84 КБ
    • силуэт кошки, черная кошка силуэт, кошка, млекопитающее, животные, кошка png 800x800px 13,45 КБ
    • иллюстрация волка, серый волк 3D компьютерная графика цифровое искусство иллюстрация, волк, белый, 3D компьютерная графика, млекопитающее png 600x600px 255,92 КБ
    • Серый волк Рисунок мультфильм, мультфильм волк, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 500x752px 206,25 КБ
    • Кошачий рисунок Манга Аниме Арт, чи, белый, ребенок, млекопитающее png 777x965px 161,54 КБ
    • org/ImageObject»> Иллюстрация Диснея Мари, Котенок Мари Диснея, котенок, белый, млекопитающее, животные png 1251x1600px 1,08 МБ
    • Тату-мастер Dog Pack Рукав татуировки, волк, млекопитающее, животные, кошка png 1065x1920px 128,53 КБ
    • Котенок Кот Усы Мари Мульт, Белый Котенок Мультфильм, белый кот, млекопитающее, лицо, кошка png 4707x5868px 1,22 МБ
    • Кошка Котенок Рисунок Иллюстрация, Кошка, Акварельная живопись, белый, млекопитающее png 640x632px 146,72 КБ
    • Минни Маус Кэт Мари Киттен Аристогатос, Милый кот, Мари иллюстрация, белый, млекопитающее, кошка png 1500x1501px 137,3 КБ
    • org/ImageObject»> Мультфильм тигр, тигр, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 1600x1566px 906,9 КБ
    • лиса, рыжая лиса рисунок акварельная живопись иллюстрация, лиса, млекопитающее, нарисованный, животные png 564x676px 200,73 КБ
    • Whiskers Kitten Cat Рисунок, котенок, угол, белый, млекопитающее png 800x800px 24,11 КБ
    • Колобок Сказочный герой u0420u043eu0441u0456u0439u0441u044cu043au0456 u043du0430u0440u043eu0434u043du0456 u043au0430u0437u043au0438 Ребенок, лиса, игра, млекопитающее, нарисованный png 738x1280px 368,18 КБ
    • лев, младенец лев, лев, млекопитающее, животные, кошка png 800x766px 115,56 КБ
    • org/ImageObject»> Том Кэт Том и Джерри раскраска Книжка-раскраска, пижамные маски, телевидение, игра, белый png 795x759px 77,03 КБ
    • Аниме Рисунок Фокс Каваи, Аниме, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 640x640px 426,27 КБ
    • Черный кот Котенок, силуэты животных, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 1280x1269px 108,04 КБ
    • улыбающаяся иллюстрация оранжевого кота, Cat Cartoon Cuteness, Cute cat, комиксы, лицо, животные png 640x640px 185,01 КБ
    • Кошка Книжка-раскраска Pusheen Adult Drawing, котенок, белый, ребенок, млекопитающее png 1809x1920px 214,03 КБ
    • org/ImageObject»> Мультфильм тигр, тигр, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 598x577px 339,13 КБ
    • черный тигр, рисунок тигра, эскиз, тигр, белый, млекопитающее, карандаш png 1510x1571px 382,23 КБ
    • Серый волк, волк, лошадь, белый, млекопитающее png 2183x2179px 84,38 КБ
    • иллюстрация оранжевого и черного кота, сафари с животными в джунглях, автомобиль джунглей, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 600x512px 1,17 МБ
    • Шрек Кот в сапогах, Кот в сапогах Шрек Музыкальная принцесса Фиона YouTube, Шрек, млекопитающее, кошка, как млекопитающее png 1182x1180px 2,53 МБ
    • org/ImageObject»> разноцветная лиса и роспись листьев, рыжая лиса Paper Tattoo Серый волк, лиса, Акварельная живопись, карандаш, животные png 452x600px 412,29КБ

    главных героев, описание. Композиция по картине Б

    Еще

    Эта картина написана Васнецовым в возрасте 38 лет. В это время Виктор Михайлович часто задумывался о своем прошлом и будущем, что делать, как жить и работать, чтобы осуществить его планы. Его положение среди художников было шатким, хотя его и хвалили, но он остро сознавал, что неприятие художников распространяется именно на те произведения, где он с большей силой старался выразить русскую душу. В этих работах он не думал о себе, и почему-то именно они не получили заслуженной похвалы, вызывая у коллег холодное непонимание. Но автор, конечно, не думал о всеобщем одобрении, когда работал над картинами, желание было одно, чтобы, как и он сам, люди прониклись любовью к дивной красоте древней Руси, приняли ее историю с все их сердца. Картина художника «Иван Царевич на Сером Волке» написана в 1889 году. , когда автор работал в Киеве, во Владимирском соборе. Он прервал свою работу в 1888 году и начал писать «Иван-царевич на Сером волке». После окончания работы над полотном картина экспонировалась на передвижной художественной выставке. На картине, являющейся иллюстрацией к известной русской сказке, изображена главная героиня, которая мчится на Сером Волке с Еленой Прекрасной через темный лес, убегая от погони. Образ царя был заимствован Васнецовым из эскиза племянницы Саввы Мамонтова Натальи, написанного в 1883 году. Чтобы в полной мере показать олицетворение сказочности в картине «Иван-царевич на Сером волке», Васнецов старался отдалиться от реалий жизни и передают загадочный дух русских сказок, раскрашивая народный фантастический мир разнообразными красками. Действительно, действие картины происходит в таинственном сказочном лесу среди деревьев-великанов на фоне начинающейся утренней зари. Огромными прыжками серый волк несет на своей спине Елену Прекрасную и Ивана-царевича через темный сумрачный лес, вокруг сказочных персонажей царит атмосфера тревоги и печали, Каждый из них понимает, что если их догонят, то разлука неизбежно последует, и все их существо в страхе. А между тем, находясь в крепких руках своего спасителя, Елена Прекрасная верит, что Иван-царевич, который всегда побеждает своих врагов, победит и на этот раз. Волк автор показал на картине могучим и огромным. Цветущая на переднем плане яблоня как бы рассказывает о начале новой любви и жизни.

    Кочетова Марина
    Экспертиза репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

    Программное содержание.

    Познакомить детей с художником В.М. Васнецов : показать его портрет, рассказать о творчестве … Учить понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Научитесь замечать красивое сочетание цветов. Развивать интерес к изобразительному искусству, воображение. Воспитывать эстетические чувства и уважение к творчеству художника. Продолжать развивать связную речь, интерес к жанру сказки. Воспитывать любовь к сказкам, русскому фольклору. Развивать умение давать эстетические оценки, суждения, соотносить образы живописи и музыки по настроению. Знакомить детей с прошлым национальной культуры. Закрепить знания об особенностях русского языка костюм : головные уборы, предметы одежды. элементы одежды. Развивать общие когнитивные способности :

    Умение описывать предметы одежды, делать предположения;

    Сравните свой образ с людьми, которые жили раньше;

    Классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины) .

    Активировать словарь : плотный, сафьян, кафтан, кокошник, лапти, косынка.

    Интеграция областей : Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация.

    Материалы.

    Репродукция картины Б … М. Васнецова « Иван Царевич на сером волке » .

    Репродукция портрета М … В. Нестерова «В. М. Васнецов » … Музыкальная композиция «Волшебное озеро» «Сказочное картинка » А. Лядова. Компьютер. Слайд-презентация.

    Ход урока.

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным художником Виктором Михайловичем Васнецовым … Перед вами портрет Виктора Михайловича Васнецова , который был написан художником Михаилом Васильевичем Нестеровым. (Слайд №1, картина ) … Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в селе Лопял, под Вяткой. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. Мать будущего артиста вырастила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым) … Семейная жизнь Васнецов был не особо богат. Бабушка учила детей рисовать. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учебы. Виктор Васнецов уже в детстве проявлял необыкновенную склонность к рисованию : в его первых зарисовках присутствуют живописные сельские пейзажи, а также сцены сельской жизни. Виктор Васнецов с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при тусклом свете и потрескивании факела. Виктор Михайлович очень рано начал рисовать. Но в те времена было принято, чтобы сын пошел по стопам отца, поэтому сначала пошел учиться в духовное училище, а потом — в семинарию на Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, различные документы. И особое внимание привлекала древнерусская литература — она еще больше укрепляла любовь к русской старине. Учеба в семинарии не мешала Виктору Михайловичу усердно заниматься живописью. Сильное впечатление на Васнецова познакомилась с Э. Андриоли — польским художником, находившимся в эмиграции. Андриоли рассказывает своему юному другу об Академии художеств в Санкт-Петербурге. Васнецов сразу загорелся желанием туда войти. Отец артиста был не против. Он успешно сдал экзамены. Уже на первом курсе Васнецов получает серебряную медаль. Часто летом он бывал в Подмосковье, в деревне Абрамцево, у своего друга Саввы Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг был лес, где росли могучие дубы и стройные сосны. А Виктор Михайлович хотел написать картины на сюжеты сказок … Одну из них мы сегодня считаем .

    Ваши глаза устали? Вы не можете колебаться! Вам нужно дать отдых глазам и посмотреть на окружающий мир!

    Упражнение для глаз.

    Стоит большая елка, Глазами совершают движения.

    Вот такая высота. Вид снизу вверх.

    У нее большие ветки. Посмотрите слева направо.

    Это ширина. Искать.

    На дереве есть даже шишки, Посмотрите вниз.

    А внизу медвежья берлога. Закройте глаза, затем моргните 10 раз

    Косолапый спит там зимой (повторить 2 раза)

    И сосет лапу в берлоге.

    А теперь предлагаю вам просмотреть картину написанную В.М. Васнецов . (Слайд №2, картина ) Дети рассматривают картинку под музыку «Волшебное озеро» «Сказочная фото » А. Лядова. Кто угадал имя этой картины ? Как вы узнали, что это картина на тему народной сказки? Что выражает лицо Ивана Царевича ? Василиса? Расскажите об одежде богатырей . .. Платье Василисы блестящее, голубое, к золотому кафтану подходит Иван-царевич … Сапожки сафьяновые тоже красивые. Рассмотри природу что ты можешь о ней сказать? Непроходимый дремучий лес с мощными стволами деревьев — героям сказки трудно пройти через них. Какое настроение возникает при взгляде на это произведение? Что вызывает тревогу? Как это показал художник? А как это изображено волк на картинке ? Расскажите , что ждет героев?

    Молодец.

    Как мы уже говорили, сюжет картины представляет собой сказочную тему, заимствованную из русских народных сказок, Иван Царевич и Прекрасная Елена убегают от преследования серого волка . Васнецов постарался передать таинственный дух сказки, раскрасить в красках мир народной фантазии.

    Все действие в картинке происходит среди сказочно загадочных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый Волк несет на спине большими прыжками Ивана Царевич и Елена Прекрасная в темном дремучем лесу наши сказочные герои окружены атмосферой грусти и тревоги, если их догнать, то разлука неизбежна. Но Елена Прекрасная в крепких объятиях своего спасителя Ивана-царевича , который всегда побеждает своих врагов. Васнецов изобразил волка на картине сказочно огромный и могучий, он игриво прыгает через заболоченное болото с кувшинками. Серый Волк быстро бросается вперед. Лапы широко раскинуты волк , длинный пушистый хвост развевается по ветру. Острые волчьи глаза зорко смотрят, выбирая путь. По открытой пасти волк и высунутому языку чувствует, что держится из последних сил. В то же время мы чувствуем могучую силу зверя.

    Все герои заключены как бы в красный четырехугольник : красная богатырская шапка, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серый волк … Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

    Гигантские деревья могучего леса стоят непроницаемой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес раздвинул … Как в сказке, он им помогает. А яблоня становится символом счастья, светлым предзнаменованием, предзнаменованием хорошего конца. В образе цветущей яблони художник говорит о начале новой жизни и любви.

    Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса ? (с кистью и красками) … Какое настроение у этой у тебя картина что ты хочешь делать смотря на нее? (Ответы детей : Хочу попасть в сказочный лес, вдохнуть запах хвои, ступить босиком по мягкому мокрому мху, хочу серый волк не догнал Кощея Бессмертного).

    Молодцы ребята. А теперь я хочу сыграть с вами в интересную игру под названием «Русский народный костюм».

    Ход игры:

    Воспитатель читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

    Вариант игры : детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

    Результат урока.

    Работы какого художника мы сегодня с вами познакомили? Виктор Михайлович Васнецова … Что это мы рассмотрели картину ? Правильно, картина называется « Иван Царевич на сером волке » .

    Что еще мы делали? Правильно, ребята, мы играли в игру, в которой закрепили знания об особенностях русского костюма : головные уборы, предметы одежды. Молодец, ты очень старался сегодня.

    Приложение №1

    М. В. Нестеров «Портрет художника В. М. Васнецова » .

    Приложение № 2

    В. Васнецов « Иван Царевич на сером волке » .

    Знаменитая сюжетная картина русского художника Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», написанная в 1889 году, пожалуй, самое сказочное произведение русской живописи, гипнотизирующее зрителя. В основу сюжета картины «Царевич на Сером волке» легла народная сказка, а в интерпретации гениального мастера легендарные образы ожили, стали реальными. Вот юный принц летит от погони на верном Сером Волке, прижимая к груди свою возлюбленную Елену Прекрасную, и нет такой силы, которая могла бы отнять его возлюбленную. Вековый лес хмурится, князь тревожно вглядывается в приствольный туман, но верит в колдовскую силу Волка и уверенно и крепко держит девушку.

    Герои картины Виктора Васнецова Иван-царевич на Сером волке

    Как изображена Аленушка на картине Васнецова? Она смирилась с судьбой, напуганная происходящим, она прячет глаза и старается не смотреть по сторонам. В этом случае женщина – жертва, добыча, лишенная свободы воли.

    А кто такой Серый Волк на картинке, и чем он вызывает такой большой интерес? Это сильное верное животное с почти человеческими глазами — заколдованный оборотень, волчий лак. О таких существах говорится во многих славянских былинах. То ли выходец с того света, то ли человек, прикоснувшийся к запретному, теперь оборотень служит русскому царевичу. И этот момент тоже очень символичен. Оборотень страшен и кровожаден? Нет, картина живописца Васнецова Ивана-царевича на Сером волке показывает нам совсем другой образ. Это смелый и верный друг, готовый на самопожертвование.

    Атмосфера сказочной картины Иван-царевич

    На полотне Царевич русского художника В. Васнецова герои словно парят над лесным болотом, и атмосфера, в которой они находятся, очень зловещая. Но и здесь, в этом пугающем, леденящем мир, ночь не вечна. Утром встает солнце, пронизывает своими лучами чащу, и на болоте цветут лилии, и цветет дикая яблоня. Но, в заколдованной картине Ивана Царевича на Сером Волке не все так просто, здесь есть свои законы и алгоритм. Цветущая яблоня напоминает нам сюжет любимой нами старой сказки, в которой развитие этого динамичного сюжета началось именно с яблони, приносящей золотые яблоки.

    Сказочность сюжета полотна Иван-царевич на сером волке художника Виктора Михайловича Васнецова подчеркнута великолепно, очень точно, детально прописанные художником костюмы героев. Богатый, шитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с синей шелковой прохладой платья Елены. И даже этот момент — выбор цветов показывает, насколько гениальный мастер был близок к миру древнерусских былин, насколько хорошо он понимал их смысл. Дело в том, что золотой и голубой цвета в славянской мифологии связаны с миром живых богов, с Ирием – славянским раем, с колдовством и чудесами. Даже волосы волка вовсе не седые, а золотисто-русые, как бы повторяющие цвета главного героя. Атмосфера полотна удивительная, сказочная, наполненная таинственным мерцанием, таинственностью. Каждая деталь картины известного художника В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» отсылает нас в мир сказок и легенд, в мир давно ушедших поколений.

    Виктор Михайлович Васнецов – один из величайших русских живописцев, известный своими замечательными произведениями в жанре исторической и фольклорной живописи.

    Краткая биография В.М. Васнецова

    Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовной школе, а затем в духовной семинарии. С согласия отца он оставил семинарию до ее окончания и отправился в Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов уехал за границу после окончания Академии, но начал выставлять свои работы в 1869 г.. Принимал участие в выставках передвижников и был членом мамонтовского кружка (собрание русской интеллигенции, основанное в Риме, но развившееся в имении мецената С. И. Мамонтова в Абрамцево).

    Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ с его исконным древним искусством).

    Васнецов наиболее известен своими картинами на былинные и исторические темы: «После битвы Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Богатыри (1881-189 гг.8), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

    Одной из самых любимых в народе картин является «Иван Царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, знакомая каждому с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.

    История создания картины В. Васнецова «Иван Царевич и Серый Волк»

    Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Кто-то долго вынашивает идею в голове, намечает план, готовит сотни эскизов — и только потом приступает к работе. Другие действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и серый волк» написана по второму варианту.

    В 1889 году Васнецов был поглощен работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Неожиданно родилась идея картины по мотивам русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером волке. Для написания этой картины пришлось временно приостановить работы в киевском соборе – и, в результате, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.

    Рабочая тетрадь входит в комплект учебников «Ст. Изобразительное искусство» для 5-9 классов, разработанная в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на основе ФГОС основного общего образования и обеспечивающая преемственность обучения изобразительному искусству в основной и средней школе. Особыми знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планирование деятельности, выделение различных признаков, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, преобразование информации и др. ) и личностных качеств учащихся.

    Беглые богатыри

    На полотне рукой мастера изображены главные герои народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый волк. Трое героев убегают от погони, мчащейся навстречу судьбе через непролазный и дремучий лес.

    Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и тревожно следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд явно свидетельствует о высоком положении юноши – дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, черные перчатки с узором и красные сапоги с узором. За спиной цесаревича видна шпага в ножнах — доказательство того, что юноша будет бороться до последней капли крови за свое счастье.

    В объятиях Ивана-царевича Елена Прекрасная едет на Сером Волке. Выражение ее лица грустное и сосредоточенное. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что им не удастся убежать от своих врагов. Ее руки спокойно (и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-царевича. Она доверяет молодому человеку, но ее сердце все еще не спокойно, ведь погоня совсем близко.

    Длинные волосы Елены Прекрасной волнами падают на плечи и развеваются на ветру от быстрого прыжка. На девушке красивое платье небесного цвета с золотой отделкой. Ноги Елены украшают золотые сапоги, а на голове богатая шапка с драгоценными камнями. Нитка жемчуга украшает шею беглеца. Племянница художника Наталья Мамонтова стала «моделью» образа Елены Прекрасной.

    Главный помощник влюбленной пары изображен уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый волк бежит с огромной скоростью, убегая от погони – мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мышцы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается изо рта – зверю нелегко таскать беглецов и стремительно мчаться вперед.

    Подробнее:

    • Введение в пространство для обучения изобразительному искусству

    Роль пейзажа в картине «Иван Царевич на Сером Волке»

    Вся природа в картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревогу от происходящего и выпавшего на их долю испытания.

    Под лапами Волка лежит болото, по бокам вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропинка. Кажется, что в этой непроглядной тьме погибнут сказочные герои, заблудится Серый Волк и погоня настигнет беглецов.

    Но есть и светлые стороны в пейзаже на картине, доказывающие, что с молодыми все будет хорошо. Цветущее дерево и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь. Яблоня, с плодов которой началась история героев, своими бархатисто-воздушными цветами чудесным образом «перекликается» с одеянием Елены Прекрасной, добавляя нежности картине. Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких кувшинок, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.

    «Путь к свету»

    Мастерство Виктора Васнецова заставляет героев картины оживать на глазах. Беглецы запечатлены в момент движения, «вырваны» из стремительного бега. Кажется, еще немного — и Серый Волк спрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.

    Картину «Иван Царевич на Сером Волке» надо смотреть и восхищаться. Это не просто знакомый с детства образ любимых богатырей, а настоящая песня русским легендам и былинам, отражение борьбы добра и зла и тернистого пути к счастливому будущему. Знаменитая картина Виктора Васнецова выставлена ​​в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент вы можете посетить художественную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.

    Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов – непревзойденный мастер народной и исторической живописи. Он широко известен своими картинами «Витязь на распутье», «Аленушка», «Богатыри» и многими другими.

    Картина написана мастером в 1889 году по мотивам самой известной народной сказки. Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, находясь рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, убегающими на Сером волке подальше от дерзкого короля и его царства. Сидя верхом на волке, Иван крепко и нежно обнимает Елену Прекрасную.

    Принц одет в кафтан из дорогого материала, подпоясанный зеленым поясом, в черные рукавицы с узором, в красную шапку на голове и красивые красные сапоги. Иван-царевич излучает серьезное выражение невозмутимого лица. Его огромные глаза тревожно смотрят вдаль, не должен ли он преследовать его там? Не отнимет ли кто-нибудь у него украденное счастье? За отважным принцем висит меч, и парень всегда готов защитить себя и свою возлюбленную.

    Перед Иваном стоит Елена, красавица, олицетворяющая русскую женщину, с длинными вьющимися каштановыми волосами, развевающимися на ветру. Она одета в красивый голубой шелковый кафтан с золотой отделкой на рукавах. Шея украшена жемчужными бусинами невиданной красоты. На ногах красивые сапоги. Голову покрывает шляпа, украшенная драгоценными камнями.

    Девушка положила голову на грудь принца, доверившись своему спасителю задумчивым взглядом. Княгиня отдала свою судьбу надежному юноше Ивану-царевичу и кротко сложила руки на коленях.

    Comments