Рисунки созвездий и их названия 5 класс: Созвездия — урок. География, 5 класс.


06.09.1971 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Конспект урока географии «Звездное небо» (5 класс)

Урок №4

Тема: Астрономия – как наука, звездное небо

Цель:  создание условия для   творческого переосмысления  уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме

Задачи:

  1. Узнать о звездном небе, созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий

  2. развиватть умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

  3. формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

  4. развитие   умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развитие внимания,  критического мышления;

  5. умение связно и логично излагать свои мысли

  6. воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.

Ресурсы: учебник, атласы, контурные карты, интерактивная доска.

На протяжении урока используется модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении» и др., указанные далее.

Содержание.

Учебное задание

Организационная форма/ форма оценивания

Время в мин.

Идеи, исполь-зуемых 7 модулей.

1.

Побуждение.

Если ночью не заснуть

И на небо нам взглянуть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нем сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия!

На чёрном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом.

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звездный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно о звездном небе. Тема урока «Звездное небо».

Прием «Корзина идей»

1. Нарисуйте в тетрадях звездное небо так, как вы его себе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о звездном небе.

Все, что вспомните, запишите себе в тетрадь. Обменяйтесь информацией с соседом по парте. Повернитесь к соседней парте и обменяйтесь информацией с ними. Запишите  общую информацию. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Давайте обсудим то, что у вас получилось. Что же вы знаете  о звездном небе?

Обучающиеся по очереди  называют известную информацию   по теме «Звездное небо», учитель на доске оформляет  известные знания обучающихся с помощью приема «Кластер».

Устно

Формативно

Фронтально

2

3

Психоло- гический климат класса

.

Совмест. целепол- ие

2.

Презентация.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО — видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Невооруженным глазом ночью на небе можно увидеть до 2,5 тыс. звезд (до 6-й звездной величины), большинство которых расположено вблизи полосы Млечного Пути,  а всего видимых звезд около 6000..

У  разных народов и в разное время был разный принцип деления звездного неба:  4 век до н. э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия;  

18 век – Монголия – было 237 созвездий;   2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий;  15-16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба.  В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829 г содержались 102 созвездия.

        Многие звездные карты (атласы) 17-19 веков содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один  звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г.  

      Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г, Международный астрономический союз (МАС) разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.  

Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

      Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца по линии, которую называют эклиптика.

Созвездия — область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.  

Среди «звездных команд» особо выделяли 13 созвездий Зодиака. Зодиакальные созвездия, зодиак, зодиакальный круг (от греч. ζωδιακός, «звериный»). Действительно, большинство там — небесные животные, немного людей и один предмет — весы.

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем.

Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости — буквой ‘β’ (бета), далее — буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Только в нескольких созвездиях эти обозначения не соответствуют убыванию яркости звезд.

Около 300 самых ярких звезд имеют и собственные имена, большая часть которых дана арабами. Интересно, что арабы давали названия звезде в зависимости от того, какое положение она занимает в аллегорическом или мифологическом изображении созвездия. Так, например, α  Тельца получила имя Альдебаран («Глаз тельца»), α Ориона называется Бетельгейзе («Плечо гиганта»), β Льва — Денебола («Хвост льва») и др.

Греки давали названия некоторым звездам по другим признакам, например звезда Сириус названа так из-за ее сильного блеска (от греч. «сириос» — блестящий).

Прием «ИНСЕРТ».

Маркировка текста значками по мере его чтения. Вам необходимо во время чтения текста ставить на полях пометки:

 «V»  –  я это знал

  «-»   – думал иначе

  «?»  –  не понял, есть вопросы

  «+»  –  это для меня новое, хотел узнать бы  больше.

Письменно

Индивид-но

Формативно

15

Новые подходы в обучении

ИКТ

Критическ. мышление.

Работа с талантл. И одарен. Детьми и детьми с особыми образоват. способностями

Физминутка.

2

3.

Применение.

Наша милая планета 
(Ты, конечно, знаешь это!) 
Каждый день и каждый год 
Совершает оборот. 
А с Земли при наблюденьи 
Создается впечатленье, 
Что кружится не она, 
А все звёзды и Луна. 
Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА 
Не стремится никуда! 
И в любое время года 
В самом центре хоровода 
Сможешь ты её найти, 

Если сбился вдруг с пути. 
Ось земная на неё 
Направляет остриё. 
Можешь быть уверен: 
Где она — там СЕВЕР! 
Та звезда — не просто точка, 
А нога МИШУТКИ-дочки! 
Чёрный нос МЕДВЕДЯ-мамы 
На неё укажет прямо! 

В созвездии Малой Медведицы

Я буду называть слова:

если  относятся к созвездиям – поднимаете правую руку;

если  относятся к планетам – поднимаете левую

если  относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки;

если не относятся к перечисленному —  качаете головой.

Солнце, Лев, Водолей, Меркурий, комета, Венера, Альтаир, Альдебаран, астероид, Андромеда, Орион, Земля, Луна.

Работа с атласом: «Найти созвездия».

Не боясь зимы и стужи, 
Подпоясавшись потуже, 

Для охоты снаряжён 
Выступает ОРИОН. 
Две звезды из высшей лиги 
В ОРИОНЕ — это РИГЕЛЬ 
В правом нижнем уголке, 
Словно бант на башмаке. 
А на левом эполете* — 
БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ярко светит. 
Три звезды наискосок 
Украшают поясок. 
Этот пояс, как подсказка. 
Он — небесная указка. 
Вот от правого конца 
Путь в созвездие ТЕЛЬЦА 
Он указывает прямо 
В красный глаз АЛЬДЕБАРАНА.

Бык упитан и рогат. 
Правый рог венчает НАТ, 
А в носу его горят 
Двести маленьких ГИАД. 
Над загривком этой туши 
Вьются семь 
хрустальных мушек. 
Познакомить вас мы рады 
Со скоплением ПЛЕЯДЫ

Орионов поясок- 
Три звезды наискосок 

Урок-путешествие на тему «Что такое Космос.

Созвездия»
I. Организация учебного процесса.

 

 

 

II. Повторение пройденного материала: “Звезды”

 

 

 

III. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

 

 

 

IV. Изучение нового материала.

 

 

1. Что такое созвездие?

Работа с выдержками из словаря.

Рисунок 1

 

 

 

 

2. Работа в тетради с раздаточным материалом. Взаимопроверка.

Рисунок 2

 

 

3. Работа с учебником.

 

 

4. Телескоп.

 

 

V . Физ. минутка.

 

 

5. Как найти Полярную звезду.

 

6. Зодиак.

Рисунок 3

VI. Рефлексия

Кроссворд.

Рисунок 4

 

 

VII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

 

VIII. Итог урока.

 

IX. Книжная выставка.

— Здравствуйте, ребята!

- Внимательно прослушайте отрывок музыкального произведения. Скажите, какие ассоциации вызвала у Вас эта музыка?

— Как и Вам, мне эта музыка напомнила о космическом пространстве, о полётах в далёкий космос.

Слайд — космический корабль.

— Сегодня мы всем классом отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь, мы стартуем! 3, 2, 1…

Ребята! Наша ракета не запускается… конечно, я забыла Вам сказать, она волшебная! В путешествие по космосу мы сможем отправиться только тогда, когда узнаем название нашего космического корабля, оно спряталось под звездами. Для этого нужно ответить на вопрос: что такое звезды?

— Название ракеты – это тема нашего урока - “Созвездие”. Сегодня мы изучим созвездия, узнаем тайны созвездий.

Теперь мы готовы отправиться в путешествие!

3, 2, 1…

Слайд – Космическое пространство.

— Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездного неба? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

Посмотрите, ребята! У нас на пути что-то необычное, это не просто звезды. (Слайд №3 - Вопросы) Это же вопросы! В космическом пространстве множество загадок, давайте подлетим поближе.

Что же спряталось за этими вопросами?..

Слайд — Что такое созвездие?

— Что бы лететь дальше, мы должны ответить на вопрос. Где же нам искать ответ на него? Когда люди не знают значение того или иного слова к чему они обращаются?

Откройте ваши рабочие тетради. Найдите первую страницу. Прочитайте, что сказано там о созвездии. Какое из толкований, объяснений слова нам более понятно? Мы нашли ответ на вопрос.

Людям в древности положение звезд на небе напоминало разные фигуры, предметы, животных.

Как Вы думаете, звезды сами встали в группы? Действительно, человек объединил некоторые из них в созвездия и дал им названия. Взаимное расположение звезд почти не меняется. Если наиболее блестящие и близкие друг к другу звезды своим расположением напоминают какую-нибудь фигуру, то их легко запомнить.

Когда-то, много лет назад художники нарисовали, как они видят созвездия, какими их в образе героев и существ представляют. Посмотрите, этим рисункам звездного неба очень много лет.

Кто догадался, что или кого люди древности увидели в этих группах звезд? (Слайд с изображение из атласа созвездий) А это современное изображение фигур, которые напоминают нам созвездия. (Слайд с современным изображением)

Большая Медведица – созвездие необычное. Может быть, кто-то заметил что- то интересное, несвойственное медведям.

Греческий миф повествует, что Зевс превратил прекрасную нимфу Каллисто в Медведицу, чтобы спасти её от мести Геры. А так как Зевс Бог, живет высоко от земли, пока он втаскивал Медведицу на небо, растянул ей хвост. Многие созвездия имеют свою историю.

Откройте страницу в тетради с заданием под номером 2. Задание — Вы рассмотрели рисунки художников древности, которые составляли атласы, теперь Вам предстоит соединить отдельные звезды в созвездия, и подписать их названия. Перед тем, как писать названия мы вспомним правило, какое?

Все закончили, теперь поменяйтесь в парах вашими работами и проверьте своего соседа. Цветным карандашом исправьте ошибки. Поменяйтесь обратно.

Поднимите руки те, у кого не было ошибок, у кого была одна ошибка, у кого две.

Все мы справились с заданием, молодцы! Отправляемся в путь дальше. Слайд№3 – Вопросы.

Слайд – Сколько созвездий выделяют ученые?

— На этот вопрос нам поможет ответить учебник, наш помощник! Открываем учебник, страница 42.

Кто внимательно слушал и читал, кто сможет ответить на наш космический вопрос?

А кто-нибудь заметил, где мы уже встретили ответ на этот вопрос?

С этим вопросом вы замечательно справились! Наше путешествие продолжается!

Слайд№3 – Вопросы.

Слайд – Телескоп.

— Необычный вопрос ждет нас впереди. Может кто-нибудь сможет нам помочь, кто знает, что это?

А кто-нибудь знает, где в нашем городе можно наблюдать за звездным небом в любую погоду, даже днем?

Молодцы! Мы продолжаем путешествие! Слайд №3 – Вопросы.

— Теперь после долгого полета хочется немного отдохнуть. Встали.

Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Долго в космосе летели,
Но нам времени не жаль,
Мы к вопросу прилетели,
И ответили на пять.

Посмотрим, кто тише и аккуратнее сможет сесть на свое космическое кресло.

Молодцы!

Слайд – Как найти Полярную звезду?

— Посмотрите ребята, мы подлетели к какой-то яркой звезде! Что это за звезда? Может кто-то видел ее вчера, вечером, проходя по улице или сидя дома у окна, наблюдая за вечерним небом? Поднимите руку, кто видел эту яркую звездочку? Это Полярная звезда!

Как же, наблюдая с Земли найти Полярную звезду? В этом вопросе нам снова поможет учебник. Страница 43.

— Если на ночном небе вы нашли созвездие Большой Медведицы, то сможете найти и Полярную звезду. Продолжите линию, соединяющую две крайние звезды ковша, вы обязательно увидите Полярную звезду.

Ребята молодцы! Вы и с этим заданием справились! Слайд №3 – Вопросы.

Слайд – Зодиак.

— Странное задание, что за слово у нас на пути? Как Вы думаете, что значит это слово?

— Некоторые созвездия образуют пояс. Зодиак - пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется солнце.

Откройте задание №3. Вы видите два столбика: в первом столбике названия созвездий, которые входят в зодиак, а во втором зашифрованы их особенности предложением, загадкой, картинкой. Соедините линиями название и его характеристику, иллюстрацию, загадку о нем.

Проверим, все ли верно получилось. (На доске правильные ответы)

У кого есть одна ошибка, две, у кого ошибок нет? Молодцы!

Зодиакальные созвездия очень помогали человеку. Каждое созвездие подсказывало о разных приметах смены погоды, природных явлений. Те, кому интересно узнать о них, смогут дома по желанию подготовить сообщение. А домашнее задание для всех – дополнить наши схемы.

— На пути у нас последняя остановка. Может кто-то догадался, что мы сейчас будем делать? (Разгадывать кроссворд)

Вы так замечательно работали на уроке, я думаю, вы так же справитесь с последним заданием. Работать вы будете в паре. На сначала вспомним правила работы в паре.

(Работать тихо, дружно, советоваться, обсуждать мнения)

Откройте в своих тетрадях задание 4.

Все справились.

Проверим ответы кроссворда. Какое слово получилось по вертикали?

Те, у кого получилось слово по вертикали, хорошо потрудились на уроке и справились с последним заданием. Молодцы!

Учитель выставляет отметки за урок наиболее активным ученикам.

Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия, но, как и в древние времена, глядя на звездное небо, мы замираем от его великолепия.

Учитель оценивает детей, которые работали наиболее активно, правильно отвечал на поставленные вопросы.

Если Вас заинтересовала тема созвездий, Вы можете написать краткое сообщение про любое из созвездий.

  • Что изучили сегодня, совершая путешествие?
  • Что запомнилось?
  • Что особенно понравилось?

Созвездия очень большая тема для изучения, если кому-то захочется с ней познакомиться ближе, возьмите книги в школьной, районной библиотеках и узнайте самые интересные тайны.

Сегодня мы приоткрыли дверь в мир новый для нас, полный интересных открытий.

Слайд — Бесконечный космос. Музыка.

Спасибо за урок.

Учитель предлагает несколько книг для чтения по теме “космос” из собрания школьной библиотеки.

— Прослушивание муз. фрагмента.

— Дети высказывают свои мнения, впечатления.

— Класс отсчитывает хором время для старта космического корабля.

— Ответы детей.

— Огромные раскаленные шары…

— Дети отсчитывают хором время для старта космического корабля.

 

 

 

Ответы детей. (словарь)

— Несколько детей зачитывают толкования.

— Вместе выбираем самое понятное, объясняем выбор.

— Дети рассматривают иллюстрации на доске.

Отвечают на вопрос. (Нет)

— Ответы учащихся (весы, медведя)

— Предполо-жения детей. (Длинный хвост)

 

 

 

— Правило русского языка — имена собственные пишутся с большой буквы.

— Дети выполняют задание в тетрадях.

— Взаимопроверка.

— Один из детей зачитывает текст учебника.

(88)

— Прибор, который помогает наблюдать за звездным небом.

(Планетарий)

 

 

 

Выполнение упражнений.

 

— Учащиеся делятся опытом.

— Открывают учебник.

Чтение текста учебника детьми. Анализ иллюстрации.

— Ответы, предположе-ния детей.

— Один из учеников с доски читает названия созвездий зодиакального круга.

 

Выполнение задания.

 

Самопроверка.

 

— Учащиеся разгадывают кроссворд в парах.

 

(Космос)

 

Ответы детей.

Звездное небо. Небесная сфера. | Поурочные планы по физике 9 класс

Звездное небо. Небесная сфера.