Рисунки о великой отечественной войне: Рисунки детей на конкурс «Великая Отечественная война»


07.08.2021 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Конкурс рисунков к 75-летию Победы

С целью патриотического воспитания и повышения интереса детей работников Общества к изучению истории Великой Отечественной войны, значения Победы в истории России в ООО «Газпром трансгаз Ухта» 30 марта 2020 был запущен конкурс детских рисунков, посвященного празднованию 75 — летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов «Я помню, я горжусь».

Представляем вашему вниманию виртуальную выставку, которая включила в себя 159 работ наших детей о войне и Победе


Учитывая введённый режим самоизоляции, оргкомитет вынужден вести корректировки в сроки подведения итогов конкурса. Комиссия будет отсматривать все рисунки в оригиналах (их необходимо направить почтой в срок до 31 мая по адресу: Наб. Газовиков, 10/1 (ССОиСМИ каб. 3038)).

Лучшие работы использованы для подготовки выставки в главном офисе предприятия.

Положение о проведении конкурса детских рисунков (DOCX, 33 КБ)

Рисунки победителей:

МЛАДШАЯ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ (5–8 лет)
Диплом лауреата I степени
Диплом лауреата II степени
Диплом лауреата III степени
Специальный диплом
СРЕДНЯЯ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ (9–13 лет)
Диплом лауреата I степени
Диплом лауреата II степени
Диплом лауреата III степени
Специальный диплом
СТАРШАЯ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ (14–17 лет)
Диплом лауреата I степени
Диплом лауреата II степени
Диплом лауреата III степени

Детские рисунки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

| Лента новостей

Детские рисунки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кудинова Таисия,  8 лет

 

 

 

 

                                             

 

 

Боровикова Ольга, 12 лет

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долина Варя, 7 лет

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мартыченко Максим, 7 лет

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сальтевская Альбина, 13 лет

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воробьев Сергей, 13 лет

 

       Михалёв Кирилл, 11 лет

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Брижагин Мирослав, 12 лет

 

 

      Сапронов Егор, 13 лет

 

     

 Воробьева Анастасия, 11 лет

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кулагина Елизавета, 11 лет

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левенков Егор, 9 лет

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Войтенко Янина, 13 лет

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таранов Иван, 11 лет

 

 

 

 

       Григорьева Анна, 7 лет

 

 

       Шейдина Софья, 11 лет

 

 

     

 Петрова Елена, 14 лет

 

 

 

       Войтенко Иван, 9 лет

 

 

 

       Кириленков Миша, 6 лет

 

 

       Умеренкова Лиза, 16 лет

 

 

 

       Чурилина Мария, 10 лет

 

 

 

       Новаторова Ирина, 11 лет

 

Новости министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

13. 05.2021 Выставка «Мир семьи. Страна детства» продолжает работу
Интересным и очень насыщенным оказался второй день работы выставки «Мир семьи. Страна детства».
13 мая состоялось множество разноплановых по содержанию и форме проведения мероприятий.

13.05.2021 IV Областной конкурс профессионального мастерства среди специалистов служб Телефона доверия Иркутской области «Безопасное детство» выявил лучших специалистов
В рамках Международного дня детского Телефона доверия министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области проведен IV Областной конкурс профессионального мастерства среди специалистов служб телефона доверия «Безопасное детство».

13.05.2021 Поздравляем именинницу!
12 мая исполнился 91 год жительнице г. Нижнеудинска Губиной Тамаре Даниловне. Около трех лет Тамара Даниловна состоит на социальном обслуживании на дому в областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеудинского района».

13.05.2021 Областная выставка-форум «Мир семьи. Страна детства»
12 мая 2021 года состоялось открытие областной выставки-форума «Мир семьи. Страна детства» на тему «Собрание семейных сокровищ». В открытии приняли участие муниципальные образования Иркутской области.

13.05.2021 Проект «Близкие люди» в Нукутском районе
29-30 апреля 2021 года Нукутский район посетила команда благотворительного фонда «Семья Прибайкалья».

13.05.2021

Карта доступности объектов социальной инфраструктуры Иркутской области
На территории Иркутской области в рамках подпрограммы 8 «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2019-2024 годы разработана электронная Карта доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.

13.05.2021 Союз соцконтрактников в действии
В областном государственном казенном учреждении «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» состоялось очередное заседание совета Союза соцконтрактников, на котором были подведены промежуточные итоги работы по заключению социальных контрактов на территории Куйтунского района.

12.05.2021

Первый день выставки
Сегодня, 12 мая 2021 года, начала свою работу выставка-форум «Мир семьи. Страна детства», которую ежегодно проводит министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

12.05.2021 Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Накануне праздника буклеты раздавали в городском парке г. Шелехова, рядом с мемориалом Памяти, – любимым местом отдыха шелеховчан.

12. 05.2021 Наставничество
В областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей» постоянно проходят мероприятия, разработанные в рамках Программы и соответствующие Положению по наставничеству в учреждении.

12.05.2021

Держим марку
По итогам 2020 года Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей победил в номинации «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и получил диплом 1 степени.

11.05.2021 Поздравляем ветеранов!
Специалисты областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» поздравили с Днем Победы участников Великой Отечественной войны.

11.05.2021 Военно-спортивный праздник «Солдатскими дорогами»
7 мая в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания состоялся военно-спортивный праздник «Солдатскими дорогами», посвященный 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

11.05.2021

О ежемесячной денежной выплате многодетным семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида
В рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Демография» на территории Иркутской области осуществляется дополнительная поддержка многодетных семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида.

11.05.2021 С Днем Победы!
К самому главному празднику страны, Дню Победы, коллектив областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» всегда готовится с особым трепетом.

07.05.2021 Война. Победа. Память…
Новыми дипломами пополнилась копилка творческих достижений областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей»!

07. 05.2021 Акция «Георгиевская ленточка»
В преддверии праздника Великой Победы специалисты областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района» совместно с подростками клуба «Ритм» провели акцию «Георгиевская ленточка».

07.05.2021 С Днем Победы!
Поздравление министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимира Анатольевича Родионова

06.05.2021 Навечно в памяти народной
Воспитанники отряда министра «Прометей» областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района» побывали на чествовании ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны п. Железнодорожный.

05.05.2021 Мирное небо! Мир на Земле!
В эти предпраздничные дни мы с ребятами очень много читаем, слушаем, а еще много рисуем на тему войны и мира.


Новости 1 — 20 из 6875
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

Конкурс детского рисунка «Великая Победа и история моей семьи»

Всероссийский конкурс рисунка «Великая Победа и история моей семьи», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, в рамках проведения праздника «День детей и родительского счастья» — 1 июня 2020 г.


Маркированный конверт — это конверт с уже напечатанной на нем почтовой стандартной маркой (литерой), которая подтверждает оплату пересылки определённого вида почтового отправления по утверждённому тарифу.

Участники конкурса получат сертификаты от организаторов конкурса, финалисты и победители — дипломы.

Прием заявок  на участие в конкурсе https://artcontract.ru/contest/2047  до 17 апреля 2020 года (до 23.59 по МСК).

Организаторы конкурса: Фонд апостола Андрея Первозванного, Федеральное агентство связи (Россвязь), Акционерное общество «Марка».

В конкурсе могут принимать участие на добровольной основе ученики Общеобразовательных учреждений, художественных школ, воспитанники семейно-ориентированных общественных организаций и воскресных школ.

Конкурс проводится по трем возрастным категориям: 6 – 9 лет, 9 – 14 лет, 14 – 18 лет.

Для участия в Конкурсе необходимо, в период заявочного этапа Конкурса, направить на электронную почту Организаторов Конкурса [email protected] следующие документы:

рисунок для государственных знаков почтовой оплаты в электронном виде; заявку на участие, включающую контактную информацию об Участнике Конкурса; согласие на обработку персональных данных.

Победителями становятся авторы рисунков, соответствующих жанру почтовой миниатюры, наиболее полно раскрывающих тему Конкурса и имеющих высокий художественный уровень. Победители определяются большинством голосов членов Жюри.

3 этап — заключительный, предусматривает награждение и заключение с победителями Конкурса договоров о передаче исключительных прав на рисунки для государственных знаков почтовой оплаты. Итоги Конкурса 30 апреля 2020 года размещаются на сайтах Фонда Андрея Первозванного www.fap.ru и АО «Марка» www.rusmarka.ru, а также на страницах официальных групп АО «Марка» в социальных сетях https://vk.com/itcmarka, https://business.facebook.com/rus.marka.


Заявка 2020
Положение 2020
Информационное письмо 2020

Конкурс детского рисунка посвящённый Дню Победы

14 Апреля 2021

Конкурс детского рисунка посвящённый Дню Победы

Мы запустили конкурс детского рисунка «Открытка Победы», посвящённого празднованию дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

С сегодняшнего дня принимаем заявки на участие от юных художников!

Конкурс пройдет в три этапа:
✅ на первом этапе (с 12 апреля  по 23 апреля 2021 года) принимаются работы и размещаются на портале www.mfc31.ru в разделе «Конкурс рисунка «Открытка Победы»;
✅ на втором этапе ( с 24 апреля 2021 года) проводится голосование на общедоступном ресурсе menti. com для публичной независимой оценки. Размещение ссылок и QR-кодов для перехода на голосование:
— на экспозициях в центрах « Мои документы»,
— на сайте www.mfc31.ru., 
— в официальных группах ГАУ БО «МФЦ» в социальных сетях. 
✅ на третьем этапе (7 мая 2021 года) проводится итоговое голосование среди десяти лучших представленных на конкурс работ.

Для каждой работы обязательно должны быть указаны следующие данные:
✅Название
✅Автор (фамилия, имя, возраст ребенка)
✅Контактные данные родителей и ФИО. 

❗️Обратите внимание: соответствующие тематике работы принимаются в бумажном виде, не допускается свертывание и сгибание работ. Работы могут быть выполнены на любом материале и в любой технике. Представленные на конкурс работы должны быть не меньше формата А4 и не более А3. Принять участие могут дети в возрасте до 12-ти лет включительно. Рисунки выполняются участниками самостоятельно!

Возрастные категории участников: 
• до 6 лет.  
• 7-9 лет. 
• 10-12 лет.
Максимальное количество рисунков от одного участника — 1. 

Рисунки принимаем во всех центрах «Мои Документы» Белгородской области до 30 апреля 2021 года.
Телефон для справок: (4722) 42-42-42 или 8-800-707-10-03. 

Подробнее — в положении конкурса, размещенном в разделе «Конкурс детского рисунка «Открытка Победы» на нашем сайте: https://www.mfc31.ru/about/konkurs-detskogo-risunka-otkrytka-pobedy/


В Московском авиацентре к Дню Победы провели конкурс рисунков «Я помню, я горжусь»

В год Памяти и Славы сотрудники Московского авиацентра провели конкурс рисунков о Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь!», посвященных 75-летию Великой Победы.

О конкурсе объявили в начале марта и разместили информацию на сайте и в социальных сетях учреждения. За 2 месяца в конкурсе приняли участие не только специалисты авиацентра со своими семьями — работы стали приходить со всех уголков России: из Саратова, из Приморского края и республики Башкортостан. Уже получено более 40 работ от детей и взрослых, а также коллективные рисунки с тематикой Великой Отечественной войны. Все работы опубликованы в официальных сетях Московского авиационного центра, а победители будут награждены грамотами и ценными призами.

Наряду с конкурсом рисунков пилоты, спасатели, врачи и специалисты центра приняли активное участие в акции «Бессмертный полк Московского авиационного центра» в которой рассказали о своих родных и близких — тех, кто воевал на фронте или трудился во имя Победы в тылу. Фотографии и истории участников «Бессмертного полка» опубликованы на официальном сайте учреждения и в электронных СМИ.

В честь 75-летия Победы в авиацентре был запущен проект «Великие лётчики Победы: их имена носят улицы Москвы» (https://mosavia.mos.ru/presscenter/news/detail/8878814.html), идею которого предложила заместитель директора Татьяна Финогенова:

«Мысль написать об улицах Москвы, названных в честь летчиков-героев войны пришла в связи со спецификой авиацентра. Я, например, часто проходила по улице Героя Советского Союза — Сергея Милашенкова на Северо-Востоке столицы. В один момент мне стало интересно узнать об этом летчике подробнее и выяснить, где еще в нашем городе есть улицы бесстрашных авиаторов. Так и родился проект «Великие лётчики Победы: их имена носят улицы Москвы». А год 75-летия Победы позволил воплотить его в жизнь».

В рамках челленджа «По улицам Победы» было написано и опубликовано в СМИ, на официальном сайте и аккаунтах ГКУ «МАЦ» около 10 материалов, рассказано о 17-ти героях-лётчиках.

Также с большим удовольствием в Московском авиационном центре подхватили онлайн-фестиваль «Победные песни поем все вместе» и Всероссийскую акцию «Георгиевская ленточка» (https://mosavia.mos.ru/presscenter/news/detail/8875928.html).

Вчетвером пилоты Юрий Клочков, Илья Иващенко, диспетчер Павел Малых и начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов Александр Арбузов исполнили песню «Тёмная ночь», написанную композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца». Соло от Александра Арбузова под гитару — песню Владимира Высоцкого «Звезда», которая вошла в двойной альбом военных песен «Сыновья уходят в бой». А спасатели Евгений Мальцев, Левицкий Никита, Шальнов Александр, Василий До и Антон Русанов оформили групповую фотографию георгиевской лентой, написав, что значит для них этот символ мужества и славы.

В эти праздничные дни мы говорим: «Спасибо ветеранам, всем, кто подарил мирное небо над головой». Мы Помним и Гордимся!

В Школе искусств состоялась онлайн-выставка детских рисунков «Новогодний праздник в годы Великой Отечественной войны»

Провожая легендарный 75-й год Великой Победы, преподаватели художественного отделения ДШИ объединили юное поколение мальчишек и девчонок в работе над созданием онлайн-выставки детских рисунков – «Новогодний праздник в годы Великой Отечественной войны».  Каждое новое поколение рисует войну, подвиги своих прадедов и прапрадедов, День Победы. Дети выражают в своих рисунках своё отношение к этому особенному празднику, а взрослые, в свою очередь, не дают молодому поколению забыть о том, какой ценой завоёвывалось мирное небо над головой, какие подвиги совершались ради этого. Новый год во время войны тоже отмечали. Его праздновали даже в блокадном Ленинграде.

Люди хотели праздника, они нуждались в передышке, в минуте отдыха. Великая Отечественная война длилась не один год. И с какой надеждой наши бойцы и те, кто жил в тылу, ждали, что уж этот-то Новый год принесет победу, принесет окончание войны, от которой все безмерно устали, которая истощила и наших людей, и нашу землю. На фронте, когда кругом гибли товарищи и каждую минуту мог начаться бой, Новый год ценился как час или минута мирного времени, когда можно вспомнить о родных, помечтать о возвращении домой, загадать желание о скорейшем окончании проклятой войны. Елку в войну раздобыть было нелегко. Поэтому часто украшали нехитрыми игрушками дерево во дворе. А иной раз и вообще просто рисовали лесную красавицу на обоях. Уникальными елочными игрушками военных лет были самолетики, бойцы, санитарки, и даже Дед Мороз с винтовкой! Новогодний стол что в тылу, что на фронте был скудным. Поэтому радовались и тушенке, и сливочному маслу, сахару и другим дефицитным продуктам, которые удалось раздобыть. Таким был этот военный праздник — Новый год…Все эти моменты юные художники отобразили в своих работах. Рисунки трогательны, честны и наполнены особенной искренностью и жизненной энергией. Благодарим всех участников онлайн-выставки за искреннее творчество!  Пусть великие подвиги дедов и прадедов не будут забыты, пусть история продолжает развиваться только на страницах мирного времени. Пусть ваш детский смех разливается в каждом уголке земли, и война никогда не коснется даже маленькой частички вашей жизни. Желаем всем только мирных дней и добрых вестей, солнечного неба над головой и спокойствия в каждый дом. С наступающим праздником, с Новым годом!

 

Барбашина И.В. зав. отделением «Изобразительное искусство» ДШИ

Память и слава — Советское искусство времен Великой Отечественной войны

ОПЫТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ МЕСТО В НАСЛЕДИИ СОВЕТСКОЙ ЭРЫ ИСКУССТВО. КАК ТЕМА, КОТОРАЯ ПРОДОЛЖАЕТ СЛЕДИТ СИЛЬНЫЕ ЧУВСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ДО ЭТОГО ДНЯ, ЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ СЛИЯНИЕ ТРАГЕДИИ И ТРИУМФА НА ЛИЧНОМ УРОВНЕ ПЕРЕСЕЧАЕТСЯ С ОФИЦИАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСОМ К СУБЪЕКТУ, РАССМАТРИВАЕМЫМ И ПАТРИАЛЬНЫМ ПАТРИУМОМ ДЛЯ СЕБЯ. Соответственно, в искусстве на тему войны ГЛУБОКО ЛИЧНЫЕ МОТИВАЦИИ СОВМЕСТИЛИСЬ УРОВНИ ОПОРТУНИСТИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ, ЧТО-ТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕЕ РАЗНООБРАЗИЕ И КАЧЕСТВО.

Одним из факторов, часто влияющих на разницу в качестве, является дата создания конкретного произведения — большое значение имеет то, было ли оно создано во время или после войны. Другой — основывается ли создатель того или иного произведения на собственном опыте или нет. Однако существует граница между произведениями, созданными во время и после войны, сродни границе между непосредственным участием в событии и более поздней сценической интерпретацией, между реальным субъектом действия и имитатором драмы.Личное участие в любой известной исторической драме, факт проживания в одни и те же годы придает уникальное содержание любому высказыванию на эту тему; понятно, что олицетворение иногда также может подняться до высокого уровня мастерства. Этот писатель, осознавая различие между знаниями из первых рук и из вторых рук, предпочитает в этой статье сосредоточиться в основном на работах, созданных между 1941 и 1945 годами.

Вопреки известному изречению о том, что музы молчат, когда рев ружей, голос искусства не затих в начале Великой Отечественной войны, хотя, конечно, он звучал совсем иначе, чем в довоенные годы.В годы, непосредственно предшествовавшие войне, в советском искусстве почти полностью отсутствовало ощущение надвигающейся катастрофы, хотя Вторая мировая война началась в 1939 году, и гитлеровская Германия серьезно готовилась к нападению на СССР. Официальное искусство социалистического реализма второй половины 1930-х годов трубило о достижениях советского строительства, восхваляло советских руководителей и горячо льстило «новому советскому человеку»; однако ликующий тон этого искусства выглядел бы неуместным утром 22 июня 1941 года.Теперь никто не хотел и не мог создавать гламурные образы; для этого не было никаких моральных, физических или материальных ресурсов. Вся культурная среда быстро менялась, примерно по той же схеме, что и начало Гражданской войны. Возник незамедлительный и срочный спрос на графические элементы двух видов: пропагандистские политические плакаты, обращенные к населению как в незанятом центре, так и на полях сражений, и «быстрые» картинки, отображающие все, что может уловить наблюдательный глаз художника — прежде всего впереди.

Опыт политического плаката в первые годы после большевистской революции и «Окна РОСТА» (Российское телеграфное агентство) были заимствованы в кампании «Окна ТАСС» официального советского информационного агентства, которая теперь публикуется в Москве; Аналогичным образом в Ленинграде зарекомендовала себя группа художников «Боевой Карандаш». Сегодня многие находят жанр политического плаката не привлекательным, учитывая напыщенность и аффектацию, которые почти всегда присущи ему.Однако советский плакат военного времени удивит непредвзятого наблюдателя своей исключительной точностью в изображении социальной энергии, которая играла роль в борьбе между Германией и Советским Союзом от начала и до конца, а также его способностью возбуждать в любой ситуации. в данный момент эмоции, которые воодушевят и помогут победе.

На первом этапе войны актуальность национальной мобилизации для борьбы с врагом нашла отражение в таких плакатах, как «Родина-мать зовет!». Ираклия Тоидзе и «За Москву встанем!» Николая Жукова и Виктора Климашина. Фотоколлаж-плакат Виктора Корецкого «Солдат Красной Армии, спаси нас!» непосредственно привлекает зрителя, как самый известный плакат Дмитрия Моора «Ты присоединился к добровольческому отряду?», только с гораздо более душераздирающим изображением — красным штыком, готовым вонзиться в тело ребенка. Сообщалось, что плакат Корецкого был хорошо известен в антинацистской Европе, особенно в Великобритании. Период между битвой под Москвой и победой под Сталинградом лучше всего связать с образами храбрости в произведении Жукова «Сражайтесь с ними насмерть!». и «За Родину!» Алексея Кокорекина, где человеческие фигуры изображены в момент крайнего напряжения действия.В 1942 году также была создана литография Николая Тырсы «Тревога», выпущенная «Combatant Pencil» в качестве флаера: величественная и печальная тишина северной столицы той зимой в осаде, лучи прожекторов и взрывы зенитных ракет. в черном небе над Исаакиевским собором доказало, что линия фронта пересекала самое сердце культурной истории России.

На этом фоне можно лучше понять яд ненависти, извергнутый художниками Кукрыниксов в их «Превращениях фрицев».Знаменитая часть из «Окна ТАСС» изображает ряды нацистских войск, постепенно превращающихся в бесконечное поле, усеянное надгробиями. 1943 год стал переломным в войне: плакат Виктора Иванова «На Запад!» изображает советского солдата, сбивающего прикладом ружья указатель «НАХ ОСТЕН», незадолго до этого прикрепленный к березе немецким солдатом. А Леонид Голованов вскоре придумал новаторский плакат «Доберемся до Берлина!». (1944), где воин, который был в гуще событий на предыдущих плакатах, заменен на этом улыбающимся солдатом.Сидя в тени дерева, он поправляет ботинки перед тем, как продолжить свой маршрутный марш (этот солдат очень напоминает юмористического и отважного героя популярного стихотворения Александра Твардовского «Василий Тёркин»). Плакат Джозефа Серебряного «Давай, протяни руку!» был отмечен и новой темой — молодая женщина, взявшая тачку, полную кирпичей, весело обращается к зрителю: пора восстанавливать все, что разрушила и разбила война. Завершает этот ряд плакатов произведение Голованова «Слава Красной Армии!». (1945), где солдат ранее был показан в «Мы доберемся до Берлина!» лучится радостью победы.Голованов показал свой старый плакат за спиной солдата — самое подходящее заявление — а справа на стене, пронизанной пулями, была надпись: «Мы сделали это здесь!» Другая надпись поменьше гласит «Берлин 2 / V 45», а еще меньшая надпись белым на сером «Слава русскому народу».

С точки зрения стиля искусство советского плаката хорошо вписывается в широко понимаемый международный неоклассический канон 20-го века (который, однако, несомненно, не лишен собственных разделений и внутренних конфликтов), который в целом был стержнем Советское искусство 193–1995 годов.Существенные аспекты советского плаката военного времени, его общая направленность и изобразительные методы в значительной степени оправдывались историческим контекстом и существующими проблемами социальных коммуникаций: это было жизненно важное вдохновляющее послание, адресованное миллионам. То же самое не всегда можно сказать о многих картинах или скульптурах, тем более о монументальных композициях в духе сталинского социалистического реализма.

Как правило, на этом раннем этапе в большом количестве художников-графиков преобладали мелкие живописные репортажи на месте, работы, которые в основном подчеркивали душевное состояние, действия и жесты людей на переднем плане; иногда эти наброски наблюдений превращались в полноценные визуальные повествования.Однако как крупномасштабные, так и мелкие графические работы военного времени стилистически отличались от основной части советского графического искусства предыдущего периода, отмеченного культивированием академических тенденций квазиклассицизма, которые под видом » борьба с формализмом », высшее мастерство и« полнота »реалистического образа подразумевали крайне негативное отношение к любому виду живого, раскованного рисунка. Оказалось, что ни наброски с поля битвы, ни графические элементы военного времени не соответствовали таким требованиям: в том виде искусства, который мы рассматриваем здесь, естественно, доминировал широко понимаемый реалистический стиль.

Определенные повторяющиеся символические мотивы, общие для всего военного искусства, проявились в этом довольно спонтанном потоке образов. Пожалуй, самым ярким среди них был мотив прифронтовой дороги, результат попыток художников осмыслить жизнь осажденной Москвы в первые годы войны. В «Укреплениях в Москве» Алексея Лаптева или «Ежиках у Савеловского вокзала» мы видим не нарядный центр Москвы, а рабочую, будничную Москву — так выглядела большая часть города в середине. 20 век, которого сегодня почти нигде нет.Улица, по бокам которой стояли невзрачные двух- или трехэтажные дома, внезапно виднелась брандмауэр одинокого многоквартирного дома; цеха машиностроительного завода вклиниваются в жилой квартал; старый кирпичный дымоход. Трамвайная колея превращается в один из многочисленных переулков; железные детали преграждают путь, и эти «ежи», а также рельсовые пути и провода наверху, кажется, сжимают все изображение, поскольку холодная тьма той зимы в Москве пронизывает каждый маленький штрих рисунка. Возле магазина собралась группа людей с черными силуэтами — скорее всего, они ждут, пока еду «бросят им дорогу». Общее зрелище пронизано болью, а также чувством несгибаемой силы и непоколебимой решимости выдержать это, которые в то время мотивировали миллионы.

Картины, созданные в конце 1941 — начале 1942 годов, заряжены подобными эмоциями, как если бы заимствованы из упомянутых графических наблюдательных работ. Одно из самых ярких таких произведений — «Ленинградское шоссе» Георгия Нисского — бесконечное шествие танков, которые отталкивают вездесущие преграды из сваренных между собой рельсов.Еще одна не менее важная работа — известный пейзаж Александра Дейнеки «Подмосковье. Ноябрь 1941 года», на котором город ощетинился не только противотанковыми «ежами», но и вьющимся инеем недавно выпавшего снега; резкие ржаво-серые цвета глубоко врезанных в холм городских построек поднимаются из земли Москвы на глазах у зрителей — а может быть, на глазах врагов, штурмующих столицу?

Один из главных художников России Константин Юон постарался передать в своей картине «Парад на Красной площади. 7 ноября 1941 г. «та же атмосфера города-символа — города, который, казалось, собрал все мужество непобедимой нации; художник приступил к работе сразу после того необычного парада, который проходил в момент, когда Нацистские войска находились всего в двух-трех десятках километров от Кремля и прикончили его вскоре после окончания войны.

Интересно, что обращаясь к таким темам, художники-графики и живописцы обычно избегали введения в свои композиции крупных планов доблестных воинов, в отличие от стиля 1930-х годов, когда картины соцреализма для официальных выставок были почти немыслимы без банального образа «положительный персонаж».Побуждая художников избегать напыщенности и театральности, война стала для искусства моральным испытанием. В то время как на плакатах по-прежнему изображены отважные, создатели станковых картинок успешно стремились убедительно передать желаемое сообщение через всю визуальную структуру композиций, часто отдавая предпочтение таким жанрам, как пейзаж — пространство природы, воспринимаемое. через определенную линзу, казалось, были поглощены десятки личных историй людей, вовлеченных в общую драму.

Поэтому логично, что «Дорога жизни» через Ладожское озеро стала одним из знаковых образов, запечатлевших опыт экзистенциального испытания на выносливость в блокадном Ленинграде. 1942 — Владимир Богаткин, Соломон Боим, Евгений Данилевский, Иосиф Серебряный … Снова и снова обледеневшее озеро, заснеженные прибрежные болота, тяжелые облака наверху, а в центре, машины и группы людей, укрывающихся из-под пушки. -пожарьте, одновременно пытаясь спасти грузовики с их драгоценными грузами.Как ни странно, подобные композиции напоминают излюбленную тему романтиков середины 19 века: плот с людьми на нем или лодку в бушующем море. Возможно, в отличие от романтиков до них, советские художники сосредоточились не только на группе людей, которые должны были быть представлены в эффектном порядке, но и на их стойкости, которая бросила вызов безжалостному нападению враждебных и стихийных сил.

Изображение дороги поля боя было еще одним хорошо развитым типом. Картина Николая Жукова 1943 года «Дорога на поле битвы» передает послание о том, что все люди были вовлечены в тяжелые и трудоемкие войны.Грузовики, множество которых продвигаются к горизонту, перевозят больше солдат, чем они могут вместить; их колеса увязли в разбитых и залитых водой путях, меланхолические поля по обе стороны дороги кажутся безжизненными, а оборванные провода болтаются на столбах, а рев двигателей и карканье взволнованных ворон — единственные звуки быть услышанным под низкими дымящимися облаками. Несмотря ни на что, они продвигаются вперед, к месту, откуда эта огромная масса людей снова бросится в новую битву.Поучительно сравнение картины Жукова с картиной Валентина Курдова «Партизаны на марше», последней с ее длинной извилистой вереницей черных фигур, медленно и неуклонно движущихся по бескрайнему заснеженному полю.

Другая статья Курдова, «Смерть фашистским оккупантам», предлагает другой взгляд на эту тему. В этом фрагменте дорога никуда не ведет; идущий параллельно плоскости листа, он выглядит как своего рода нижняя линия. За дорогой поле после битвы с разбросанными вокруг «остатками» обломков — заграждения из колючей проволоки, лес с обугленными, сломанными деревьями; кажется, что тишина окутывает все, что мы видим, когда угасающий дым костра смешивается с лучами медленно восходящего солнца, и мы замечаем на переднем плане брошенное тело вражеского солдата на обочине дороги.Эта практически безлюдная среда вызывает почти симфонически сложное осознание финала войны и огромной, ужасной цены, которую она заплатила.

Свидетельства в виде рисунков помогают нам понять, что особенно сильно удивило солдат, когда закончилось последнее сражение — тишина, пропитывающая неподвижный воздух и весь пейзаж; вид на рассветы и закаты больше не заслоняется разрывами снарядов и свистом пуль. Подобные сцены запечатлел Владимир Богаткин в своих незамысловатых произведениях, быстро набросанных карандашом: «Это Тиса» и «Тишина на гулянии». Подобные эмоции лежат в основе большой картины «Победа. Берлин», созданной чуть позже — в 1947 году — художником Дмитрием Мочальским, лично ставшим свидетелем событий тех дней.

Картина Мочальского вполне может быть одной из самых проницательных работ советского художника на тему победы: она не просто рассказывает историю победы и ликование победивших солдат. Изображения, связанные с победой, такие как танкисты, поднимающие шлемы и гарнизонные фуражки, приветствуя красное знамя, установленное на Рейхстаге, и группы солдат, взволнованно смотрящих на чудо павшей цитадели Рейха, позиционируются художником. в середине.Фон картины, тщательно проработанный и изящно обработанный кистью, представляет собой безмолвный дымящийся колосс символического здания, представленный во всем трагическом величии исторического момента. В картине преобладает образ яркого утра первого мирного дня, утра, неспешно и от всего сердца смакуемого двумя солдатами, сидящими на своих сумках для снаряжения и находящимися прямо перед зрителем. Концептуализация, предложенная Мочальским, содержит как жестокую правду прошлого опыта, так и глубокую радость победы, а также, возможно, предвкушение трудностей, с которыми победившие солдаты столкнулись после войны.

В качестве предварительного заключения можно с уверенностью сказать, что для тех, кто интересуется искусством и историей России, советская графика 1941-1945 годов служит почти буквально путеводителем по дорогам Великой Отечественной войны. По мере того, как разворачивалась драма войны, художники-графики заинтересовались созданием более всеобъемлющих, похожих на панораму изображений событий войны. Несколько опытных художников придумали и выполнили различные тематические серии картин. К таким сериям рисунков относятся: «Не забудем, не простим» Дементий Шмаринов, «Севастопольский альбом» Леонида Сойфертиса, «Блокадный Ленинград» Алексея Пахомова; многие из этих серий представляют собой настоящие визуальные хроники, дающие разносторонний взгляд на определенную главу четырехлетней истории войны.

Ведущие художники, которые к началу 1942 года восстановили свои прежние художественные способности, обычно не видели своей миссии хроники событий на поле битвы и в незанятом сердце СССР. Постепенно жанр большой станковой живописи вернулся — недавняя мифология социалистического реализма перестала действовать, художники стремились философски осмыслить важнейшие человеческие столкновения в идущей войне.

Все это в полной мере относится к Александру Дейнеке, создателю картины «Оборона Севастополя» (1942), очень выразительной и динамичной работы, подобной знаменитым произведениям, которые художник создавал в юности в 1920-е годы.Картина впечатляющая и эффектная, хотя замысел художника трудно понять, не задействовав в полной мере и сердце, и разум. Вероятно, самая главная новинка этого произведения — это новый тип модели, который странным образом отличается от моделей товарных знаков с плакатов того же периода, от этих крутых, зрелых, испытанных в боях солдат. Модель Дейнеки — молодой воин, такой же бесстрашный и вспыльчивый в гуще битвы, как и его коллеги с плаката, но принадлежащий к другому поколению, созданный по другому образцу.

Напрашивается вопрос: откуда он пришел и для чего? Ответ можно легко найти, если рассмотреть биографию художника: новая модель Дейнеки естественным образом выросла из моделей, которые художник рисовал и рисовал в течение предыдущего десятилетия; Этот тип макета также фигурировал в некоторых работах художников Общества станковых художников (ОСТ) в Москве и «Круга» в Ленинграде. Брат учеников школ коммунистической партии и «юных женщин-толкателей ядра» с картин Александра Самохвалова, новый солдат был немного более старым вариантом изображений тренажеров, которые Дейнека тоже производил в больших количествах.Возможно, трагические испытания, выпавшие на долю молодого советского поколения на войне, были предметом особой заботы художника, вдохновившего его на этот живописный реквием. Ведь живопись Дейнеки, как бы следуя традиции мелодичных картин такого типа, представляет зрителю богатую, сложную панораму чувств и эмоций, стержневой темой которой является печальная красота подвига человеческого самопожертвования.

Что делает картину такой запоминающейся, так это изображение крайнего напряжения смертельной битвы между белыми и темными воинствами — и символическое участие стихийных сил в этой битве; таким образом, человеческая трагедия отражается и даже продолжается в реальном пространстве, где происходит событие.Небо источает огонь и дым, и кажется, что оно кровоточит. Полоса берега — последний оплот светлых людей — возвышается у них под ногами, как каменная площадка для будущего памятника. А за их спинами колышется черно-зеленая морская бездна, как символ всепоглощающей вечности. Дейнека ограничивает энергичную динамику большой многофигурной композиции утонченным гармоничным единством всех аспектов формы и цвета и даже придает определенное лирическое очарование своим любимым моделям.Последние лучи солнца, спрятанные за спинами «темных», формируют фигуры моряков, головы и светлые волосы в стиле, аналогичном тому, который часто применялся советскими художниками в 1930-е годы (особенно в 1930-1935 гг. ), Когда они стремились передать свое возвышенное видение юной модели — «человека светлого будущего».

Другой поворот был весьма необычным для советской живописи, посвященной схожей тематике. Матрос в белой форме, держащий пучок гранат в центре, и мертвый немецкий солдат в черном, лежащий у его ног, имеют похожее телосложение.В то время подобное сопоставление могло вызвать у художника ужасное политическое обвинение в отсутствии патриотизма. Неудивительно, что «Оборона Севастополя» Дейнеки почти не получила похвалы от ортодоксальных советских критиков. Картина была проигнорирована, и даже много позже оказалось сложно купить ее для Русского музея в Ленинграде. Но можно подумать, что проблема с этой картиной более глобальная, чем кажется. Раньше, чем многие из его коллег, Дейнека пришел к мысли об исторической несправедливости и античеловеческой природе вооруженных конфликтов, особенно мировых конфликтов, и ему удалось передать эти размышления через визуальные образы.

Он делал это не раз. В следующем, 1943 году, он создал одну из самых мрачных советских картин на тему войны — «Поверженный туз». Сама русская земля, покрытая шрамами и безлюдная, кажется, находится на грани казни немецкого пилота — через мгновение он вот-вот рухнет об острые рельсы, врезанные в землю, которые держат фашистскую армаду. И хотя вся композиция выстроена так, что смерть врага кажется неизбежной, падающая фигура в черном кажется застывшей в воздухе.Возмездие врагу превращается в своего рода вечное назидание. Стиль Дейнеки в этой картине опасно (по советским меркам) близок к сюрреализму. Однако ужасающая точность и медленное движение ужасного изображения дают вдумчивому зрителю возможность самому провести важные параллели. Аллюзии в действии связаны с генезисом образа летчика, ведь по внешнему виду летчик Дейнеки несомненно напоминает фигуры из «Обороны Севастополя» и, опять же, молодых людей из советских картин 30-х годов прошлого века.

Было бы совершенно неправильно думать, что Дейнека каким-то образом хотел вынести суждение об одной из утопических идей, циркулировавших в то время, когда советское искусство было молодым. Что бы вы ни говорили, по сути, эта утопия была одной из самых солнечных фантазий в том новом видении мира, которое пыталась создать культура революционной нации; кроме того, Дейнека искренне вложил большую часть своего таланта в художественное царство этой утопии. Конечно, Дейнека не был ни открыто, ни скрытно антисоветским диссидентом, и, кроме того, он хорошо осознавал возможность наказания диктатуры Сталина.Следует отметить, что Дейнека как бы подводил черту под своими размышлениями о судьбах молодого поколения, вовлеченного в драму войны, когда в 1944 году создал картину под названием «Веселье». Как и некоторые из его довоенных картин, на этой изображен излюбленный образ Дейнеки: спортивные девушки после купания бегут по высокому берегу реки навстречу ветру и солнцу. Зрелище действительно очень веселое — однако все молодые люди остались на картинах Дейнеки, посвященных той войне, — на границе насилия и принуждения, которые человечество не имело права нарушать.Насколько мы можем судить, глядя на довольно сложную ткань образов произведений Дейнеки, мастер подразумевал нечто более значимое, чем конкретное столкновение политических оппонентов.

Какими бы неоднозначными ни были отношения рассматриваемых художников с официальными доктринами, напрашивается вывод: во время войны они собрали достаточно сил, чтобы отбросить многие догмы и стереотипы, глубоко укоренившиеся в официальном искусстве художественного творчества. нация в годы пика этой культурной политики, т.е.е. в конце 1930-х гг.

Картина Аркадия Пластова «После того, как пролетел фашистский самолет» (1942), кажется, легко поддается интерпретации. Его история ясна: немецкий летчик выстрелил в стадо крупного рогатого скота в деревне. Труп мальчика-пастуха лежит в траве, рядом с ним парочка животных … Повествование ведется в чисто реалистическом ключе, но в то же время художнику удается поднять образ до очень острого метафора, и это сочетание обеспечило картине огромную популярность у многих поколений россиян.Избегая какой-либо поверхностной стилизации, картина апеллирует к самым глубоким слоям национального сознания, а также к пластам дореволюционной русской культуры, которую большевистские идеологи пытались стереть из памяти советских людей. С незапамятных времен простые россияне считали, что убийство ребенка, разрушение души невинного ребенка — наихудший вид подлости. Кроме того, образ мальчика-пастуха среди тихих осенних пейзажей мог вызвать в сознании зрителей почитаемую картину юного Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».Пейзаж Пластова, казалось бы, нарисованный прямо с натуры, отличался парадигматическими образами, запомнившимися и полюбившимися многим, кто видел его в русских картинах рубежа 20-го века: роща с золотыми березками, колышущимися на ветру, красновато-коричневое осеннее поле — и, таким образом, возродили традиции Нестерова, а также Валентина Серова и Исаака Левитана; создается впечатление, что при работе над произведением Пластов внутренним взором сосредоточился на таких пейзажах, как «Октябрь в Домотканово» и «Золотая осень»…

Теоретики соцреализма не только обычно рассматривали пейзаж как маргинальный жанр (если только он не изображал колоссальные стройки сталинских пятилеток), но и лицемерно критиковали русскую школу лирической пейзажной живописи за ее якобы недостаток художественности. политическая активность и расслабляющая сентиментальность. Религиозное искусство Нестерова было для них особенно неприемлемо. Поддерживаемые государством критики пытались убедить общественность в том, что старый художник, который также был автором популярных советских портретов, полностью отказался от «неправильных идей» своих ранних лет (действительно, в 1920-1930-е годы Нестеров лишь изредка брался за религиозные темы. ).Но произведение Пластова, несомненно, навеяно ранним творчеством Нестерова. Подводя итог, война освободила советское искусство от клише соцреализма и расчистила путь подлинному яркому реализму, давним ценностям национальной традиции. Это был источник, из которого наш народ черпал свои духовные силы, чтобы вести великую битву против злобных захватчиков.

В этом контексте зародились шедевры зрелого пластова. Старый крестьянин в его «Жатве» кажется близким родственником суриковским стрельцам с их молчаливой несгибаемой силой воли.Его «Сенокос» (оба произведения созданы в 1945 году) показывает праздник лета в деревне, разворачивающийся после катастрофы войны. Но это праздник, смешанный с голодом первых месяцев мира и пропитанный горьким потом неустанного труда крестьян. И здесь Пластов кажется скорее наследником реализма общества «передвижников» и предшественником наших закаленных неонативистских «деревенских прозаиков» («деревенщиков») 1960-х годов, чем, скажем, Родственник Ивана Пыриева с его идеализированными «Кубинскими казаками» — музыкальным фильмом, очаровывающим довоенную жизнь при Сталине.

Не менее актуальная и даже более глубокая культурно-историческая ретроспектива характеризует искусство Павла Корина. В 1942 году он создал композицию «Александр Невский», переполненную героическим патриотическим рвением, — она ​​станет опорой большого триптиха, в который войдут два других символических изображения прошлого России, созданных позднее: «Северная баллада» и «Древняя легенда». «Северная баллада» изображает две статные фигуры — мужчину и женщину — которые неподвижно стоят у волшебного озера и созерцают тихое утро; Этот образ также вызывает ассоциации с пейзажами Михаила Нестерова, наставника и друга Корина. В правой части триптиха «Древняя легенда», добавленного после войны, изображены старуха-сказочница и храбрый парень, держащий дубинку, на фоне фрески Святого Николая. Несомненно, в центре внимания — князь Александр Невский, победитель тевтонских рыцарей: частично загораживая вид на новгородскую церковь, он стоит под знаменем, с которого древнее иконическое изображение Спасителя Огненного Ока, заимствованное из икон Богородицы. XII-XIII вв., Пристальный взгляд на зрителя — элемент, который был чем-то неслыханным и даже почти не учитываемым в официальном советском искусстве.

Тем не менее, такие исторические ссылки, как упоминалось ранее, естественным образом появились во время войны, периода, отмеченного пробуждением национального самосознания; без него борьба народа с врагом была бы бессмысленной и даже безнадежной, что прагматично понимали даже коммунистические лидеры страны. Одновременно с «Невским» Корин задумал и даже начал работать над еще одним триптихом — «Дмитрий Донской», но оставил его незавершенным. Хотя центральная часть прежней работы была встречена весьма благосклонно и вскоре попала в собрание Третьяковской галереи, похоже, что оба триптиха вызвали у Корина много беспокойства, поскольку они каким-то образом перекликались с концепцией его гигантской картины «Исчезающая Русь». «Работа, от которой художник был вынужден отказаться во второй половине 1930-х годов, поскольку власти усмотрели в ней« прославление религии ».

Прославленные портреты Корина, созданные в первой половине 1940-х годов, отмечены той же атмосферой торжественного героизма, что и «Русь» и триптихи. Художник изобразил пианиста Константина Игумнова (с 1943 г.) за роялем с открытым верхом, исполняющего одну из сонат Бетховена; занавес за моделью словно обжигает нас ледяным жаром пламени. Возможно, визуализация занавеса очень подходит для атмосферы военного времени. Корин также изобразил нескольких командующих Советской армией, в том числе Георгия Жукова (художник был отправлен в Берлин в начале мая 1945 года специально для этого задания). Следует добавить, что тогда упоминания о драме Отечественной войны 1812 года тоже встретили в обществе положительный отклик. Свидетельство тому — историческая картина Николая Ульянова «Жак де Лористон в штабе Кутузова» (1945), где художник уверенно применил живописную технику своего прославленного учителя Валентина Серова при осмыслении моделей по образцу толстовской «Войны и мира».

Любимый художник Иосифа Сталина и Климента Ворошилова Александр Герасимов создал в 1944 году довольно впечатляющее произведение, отмеченное большим мастерством (подражая стилю Репина), картина, которая сегодня кажется чем-то вроде парадокса — это портрет некоторых художников, чьи творческие карьеры началось еще в конце 19 века и в течение десятилетий продолжалось довольно гладко в Советской России.В состав группы входят художник-график Иван Павлов и живописцы Василий Бакшеев, Витольд Бялы-Ницкий-Бируля, Василий Мешков. В этом «Групповом портрете …» Герасимов стремился убедить зрителей, что даже во время самого большого бедствия, с которым когда-либо приходилось сталкиваться нации, ее культурные символы получали должное.

Бессмысленно спорить о том, было ли уместно всячески поддерживать деятелей культуры страны в те тяжелые времена. При этом эта картина вряд ли откроет зрителю будущего его самый сокровенный и, возможно, самый важный аспект.Поддержка, оказываемая многим из наших величайших деятелей культуры, заключалась не в предоставленных им удобствах, в некоторых случаях в период, когда остальная часть страны жила в крайней нужде. Во время войны государству Сталина пришлось ослабить свою удушающую хватку над искусством, культурой и интеллигенцией в целом, чтобы снять некоторые из этих бесконечных цензурных ограничений, остановить кампании раздираемой критики, раздуваемой партийными догматиками — короче говоря, чтобы приостановить машина, которую она безудержно заводила в 1930-х годах.Борис Пастернак, Дмитрий Шостакович и многие другие в беседе с близкими друзьями заявили, что не верят в возобновление практики принуждения к артистам после войны. Это было удивительно, но факт — в военное время искусство дышало свободнее, чем до войны или в последние годы жизни Сталина. Надежды на будущее, которые питали эти деятели культуры, не оправдались. И все же в стране был кратковременный период политической либерализации, который оставил после себя впечатляющий объем работы в качестве доказательства.Что касается изобразительного искусства, то в основном такие достижения были сосредоточены в жанре портрета.

Хотя в групповом портрете Герасимова можно обнаружить небольшие признаки величия, следует отметить, что в период создания «портрета четырех старцев» возникли более глубокие, даже конфессиональные произведения. Заслуживают упоминания двух выдающихся мастеров, ответственных за появление ярких новаторских направлений в русской живописи ХХ века — Мартирос Сарьян, один из основателей группы «Голубая роза», и Петр Кончаловский, основатель другого объединения «Бубновый валет». «.Следует помнить, что при советской власти оба художника были вынуждены снова и снова публично высказываться о своем раскаянии по поводу своего юношеского «формализма», модернизма и авангардизма; до самой смерти они оставались избранными подозреваемыми среди ортодоксальных «марксистских» критиков.

В 1942 году Сарьян создал великолепный автопортрет «Три века». В центре его трех представлений о себе — образ 60-летнего художника, пытливо и пристально смотрящего на людей и на жизнь, которая так захватывающе разворачивалась на глазах и в уме мудреца-мастера; держа карандаш, его пальцы никогда не отрываются от листа бумаги.Справа и слева от старого Сарьяна по бокам две фигуры — своего рода ответ тем, кто хотел заставить художника отказаться от своего жизненного кредо и жизненного опыта. Без тени сомнения и полностью вооруженный зрелым артистическим темпераментом, Сарьян предложил новый взгляд на свои самые известные автопортреты, сделанные в юности и в 1930-х годах. У нас есть все основания рассматривать такое последовательное самоутверждение как мощное художественное, а также гражданское заявление — утверждение единства и ценности культур начала и середины его жизни, всех духовных богатств человечества. провальный 20 век, которые были разрушены и разогнаны корыстными политиками и идеологами.

Автопортрет Сарьяна просит поставить рядом с автопортретом Кончаловского 1943 года. В этом произведении также легко можно определить дату создания по строгой внутренней сосредоточенности, которая отличает художника, держащего кисть. Позади него на столике стоит небольшая статуя великого художника Василия Сурикова. Свекор Кончаловского Суриков навсегда остался для него образцом вдохновенной и бесстрашной пожизненной преданности русской культуре. Теперь, когда шла война, художник, уже далеко продвинувшийся в свои годы, считал, что непрерывное увлечение искусством — его главная обязанность.Резко выделенные контрасты между желтым и зеленым в этом произведении хорошо сочетаются с изображением пристального внимания художника к самому себе и зрителям. В то же время тщательно продуманное столкновение цветов вызывает переживания его юности в группе «Бубновый валет», когда Кончаловский и его товарищи атаковали публику десятками смелых картин, отмеченных очень выразительными цветами и ритмами.

Вот еще одно красноречивое признание нераскаявшегося мятежника.Об уровне его значимости для художника свидетельствует тот факт, что в 1946 году, как бы отмечая свое 70-летие, он создал произведения, поражающие как необузданной живописной энергией, так и полным несоответствием официальным правилам советской культурной жизни. Речь идет о работах «Полировщик» и «Золотой век». Вряд ли какая-либо картина, созданная советским художником в тот период, была отмечена таким явным пренебрежением догматами соцреализма: за весь период с 1947 года до «оттепели» на рубеже 1960-х годов ни один советский художник не создал ничего более смелого в художественном отношении, чем эти две штуки.Разумеется, ни один из них не содержит упоминания о войне, однако самим своим существованием они обязаны сдвигам, произошедшим в духовной жизни общества во время войны, и, по-видимому, общей атмосфере, созданной великой победой. За последнее десятилетие своей жизни Кончаловскому не удалось добиться ничего подобного, и он вернулся на свой привычный путь, ежедневно работая над натюрмортами и портретами своей семьи и друзей.

Глядя на множество портретов военного времени, зритель не может не видеть, что в центре каждого из них стоит грозная личность, буквально «выбитая» историей.Такую индивидуальность лучше всего объясняет характеристика великого советского писателя Андрея Платонова одного из своих героев — человека, воевавшего на войне: Фомин в душе «колотил камень горя». Это «избиение» подразумевает огромную силу духа, смешанную с болью тяжелой утраты. Оба казались условиями, созданными реальностью национальной катастрофы для вовлеченных людей, как военнослужащих, так и мирных жителей. Между тем индивидуальная чуткость художника раскрыла в каждой из его моделей те личные черты и особенности его эмоционального склада, которые помогли человеку достойно ответить на вызовы времени.Вероятно, это объясняет, почему автопортреты столь непохожих художников, как Кончаловский и Сарьян, имеют так много общего по настроению. Академик Иосиф Орбели, директор Эрмитажа, который во время войны заботился о его бесценных коллекциях и спасал их от разрушения, был их равным по личным качествам, как видно из его небольшого портрета 1943 года, очень эмоционального. и выразительный, того же художника, Сарьяна. Петр Котов, чье наследие включает десятки портретов выдающихся военных врачей и полководцев, оставил после себя мастерски выполненный портрет выдающегося хирурга Николая Бурденко, чья уникальная мощная личность передана с сухой точностью и без всяких излишеств.

Особого внимания заслуживают работы скульптора Веры Мухиной, выполнившей в 1942 году заказные портреты первых обладателей высших боевых наград Героев войны СССР полковников Ивана Хижняка и Бария Юсупова. Эти изображения представляют собой не что иное, как головы в натуральную величину, сидящие на скромных постаментах из черного камня. Мухина решительно отказалась от всех аксессуаров парадного портрета. Эти произведения представляют собой удивительно правдоподобные изображения людей, взявших на себя всю полноту боевых дел; выразительное моделирование использованного материала (бронза) с безжалостной объективностью выявляет на лицах мужчин все травмы, нанесенные войной.Жестокая правдивость их лиц кажется почти пугающей, и все же ключевой характеристикой обоих портретов является здоровая правдивость образа, моральная основа которого, по мнению Мухиной, заключается в упорной силе воли, проистекающей из глубокой приверженности, которая двигала героями Великой Отечественной войны. .

Это был вопрос безоговорочного выбора личности. Эта писательница считает, что в творчестве Мухиной тема такого выбора завершилась в двух произведениях, написанных ею в 1942–1943 годах. Первая — это женщина-«боец-партизан», изображение, казалось бы, неуместное среди других подобных изображений.Фактически, это произведение было вдохновлено историей Зои Космодемьянской, казненной немцами в подмосковной деревне, историей, которая в то время волновала весь народ; Мухина придала своему образу еще более символический смысл. Несколько других скульпторов, таких как Матвей Манизер и Евгений Вучетич, посвятили работы Космодемьянской, но только Мухина полностью сосредоточилась на сути, избегая описательности и приземленности любого рода. Голова Зои сразу завораживает своей мощной концентрацией духа и приверженностью определенным фундаментальным ценностям, вызывая классицизм эпохи Французской революции (сходные черты отличают творения Жака-Луи Давида).Благодаря хорошему знанию истории европейской культуры, Мухина, казалось, формировала свой имидж в том же духе. Но она перенаправила тему на женский трек, как подсказывали российские и советские реалии; Нельзя забывать и женских персонажей Льва Толстого, добровольно участвующих в национальной войне против французов.

В то же время облик «Партизана» полностью укладывается в рамки русскости ХХ века. Этот образ немного напоминает образ Федры в исполнении актрисы Алисы Ку-нен в театральной постановке Александра Таирова, которую Мухина видела и хорошо знала в молодости.Кроме того, он явно опирается на советские изображения молодых женщин довоенного десятилетия — это лишь один пример из многих, женщин, занимающихся спортом Дейнеки. Вероятно, Мухина также использовала знаменитую статую «Обнаженная» (она же «Женщина-тренажер») (1937 г.) ее старшего коллеги, скульптора Александра Матвеева. И все же, хотя в творчестве Мухиной присутствует классицизм, она никогда полностью не впадала в академизм — она ​​никогда не отдавала предпочтение идеализированным, стерильным, гладким формам.

Мухина очень убедительно проявила такой подход в своем скульптурном бюсте Николая Бурденко (уже упоминалось о портрете Петра Котова), который в обсуждаемом контексте кажется таким же важным, как и портрет Зои.Обработка Мухиной завораживает своей динамичной, выразительной лепкой лица, помогая скульптору буквально погрузить зрителя в бурлящий поток эмоций и идей, характерный для Главного хирурга Советской Армии, сделавшего столько добра. вещи для военных, чтобы он стал легендой. Однако в теплокровной личности Бурденко, как и в других ее творениях, Мухина подчеркивает самое главное: осознание своей миссии и всепоглощающую преданность ей.В этом состоит национальный характер, закаленный в горниле войны и ведущий нацию к победе — образ Бурденко лишен каких-либо атрибутов его ранга.

Последний портрет Мухиной во время войны изображает известного морского архитектора академика Алексея Крылова. Это произведение сочетает в себе индивидуальный образ неотразимой, неповторимой личности и, как мы можем судить по общему настроению Крылова, ретроспективный взгляд, направленный с победного 1945 года на его эмоции и поступки военного времени.Интересно, что Крылов, обращенный к прошлому, напоминает крестьянина из «Урожая» Пластова, особенно если учесть, что Мухина использовала дерево — один из самых натуральных материалов. Русские старики Пластова и Мухиной, зорко прислушиваясь к тишине после битвы, «бьют» в душе гораздо больше, чем простые уроки русской истории …

Портретный бюст поэта Александра Твардовского, созданный Саррой Лебедевой (из гипса в 1943 году и из мрамора в 1950 году), резко контрастирует с этими работами.В советском искусстве того периода произведение Лебедевой было одним из немногих глубоко проницательных образов человека, принадлежавшего к молодому советскому поколению, судьбы которого так интересовали Дейнеку, но который, в отличие от моделей Дейнеки, имел счастье остаться в живых в мире. горнило войны. Восхищаясь молодостью и очарованием таланта своей модели, скульптор проницательно уловила в глазах этого человека, обычно одетого в солдатскую рубашку, не очень удобный опыт, приобретенный за эти годы войны.Отсюда особый горький лиризм в концепции портрета — черта эпохи и поэтического дара Твардовского, который мастер, несомненно, хотел запечатлеть для потомков в белом мраморе вскоре после войны.

На последнем этапе войны и в первые послевоенные годы появилось множество монументальных картин и скульптур, посвященных эпическим историческим событиям, которые к тому времени уже заканчивались, поскольку статуи героев войны и монументальные мемориалы стали опорой Советское искусство того времени.Мемориал в Трептов-парке в Берлине, завершенный к 1949 году скульптором Евгением Вучетичем и группой архитекторов во главе с Яковом Белопольским, — самая значительная работа, выполненная на тот момент. В мемориале доминирует очень популярная статуя советского солдата Вучетича («Воин-освободитель»).

Однако прежнее щедрое официальное признание крупных произведений искусства на военную тематику не должно мешать нам ценить гораздо более скромные произведения, которые, тем не менее, часто передают бесценную поэтическую правду о влиянии победного завершения войны, которое включало не только грандиозные парады и поминки с участием сотен и тысяч людей, но также и радикальный поворот в человеческом существовании — возвращение из ада войны к мирной жизни.Необходимость задуматься над этим изменением привела к появлению лирических, личностных тенденций, которые составляли многие прекрасные картины, появившиеся в середине 1940-х годов и обычно не приветствовавшиеся корпусом критиков, связанных с партией. Тем не менее, как в центре боевой линии, так и на ее окраинах люди оставались людьми — они любили красоту природных пейзажей своей родины, деревья и цветы, любили свои привычные предметы домашнего обихода и домашних животных.

Именно в этот период начинал Николай Ромадин как мастер задушевных лирических картин русского пейзажа.В мастерских таких знатных людей, как Сергей Герасимов или Мартирос Сарьян, не раз возникали великолепные образы природы и натюрморты с цветами, которые настраивали зрителя на созерцание и как бы обещали расслабление душе. Важно отметить, что эти, казалось бы, скромные, интимные жанры использовались обоими художниками как средство передачи нам тех чувств, которые переполняли людей в конце войны, когда нацисты были практически разгромлены. Пейзаж Герасимова «Лед ушел» с удивительной тонкостью и величавой сдержанностью изображает тихую красоту и боль зарождающегося пробуждения природы.

Такие ясные и прямые личные высказывания, записанные с помощью визуального искусства, не только представляли собой важный аспект самопознания поколений, переживших войну, но и легли в основу возрождения искусства в последние десятилетия советской власти. правления, после того, как диктатура Сталина окончательно ушла.

Великая Отечественная война: Вторая мировая война глазами СССР

На этом семинаре будут рассмотрены различные материалы, связанные с Великой Отечественной войной, как конфликт между Советским Союзом и нацистской Германией в 1941–1945 гг. бывший Советский Союз.Хотя на Западе День Победы может рассматриваться только как предлог для военного парада на Красной площади и демонстрации Путиным военной мощи России, на самом деле память о войне очень сильна и очень лична в России. Эта война, возможно, была самым травмирующим событием в истории СССР: война затронула каждую семью, более 27 миллионов советских людей погибли и многие другие были ранены или перемещены. После краткого исторического введения мы сосредоточимся на опыте война советских граждан.Участники прочитают отрывки из военных мемуаров, а также отрывки из художественной литературы и стихов; посмотрите фотографии, картины и агитационные плакаты; и слушайте музыкальные произведения в классе. Во второй половине дня будут проводиться дополнительные кинопоказы.

Рекомендуемая литература: Верт, Александр. Россия в войне 1941–1945 гг .: История. Нью-Йорк: Skyhorse Publishing, 2017. (ISBN: 978-1510716254). Алексиевич, Светлана. Неженское лицо войны: устная история женщин во Второй мировой войне. Пер.Ричард Пивер и Лариса Волохонская. Нью-Йорк: Random House, 2018 (ISBN: 978-0399588747).

Виктория Кононова — доцент кафедры русского языка в Университете Лоуренса, где она ведет различные курсы русского языка, литературы и культуры. Она родом из Великих Луков — маленького городка на западе России, который был полностью разрушен во время Второй мировой войны. Она получила степень «специалиста» (эквивалент бакалавра и магистра) по русской литературе и языку в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, а также докторскую степень.D. по славянским языкам и литературе из UW – Madison.

ПРИМЕЧАНИЕ: ДАННЫЙ СЕМИНАР ПОЛНЫЙ ТОЛЬКО ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ! КОММУТЕРЫ ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ!

Зарегистрируйтесь здесь

Дети и Советское государство в Великой Отечественной войне на JSTOR

Описание книги:

Во время Великой Отечественной войны Советского Союза с 1941 по 1945 годы погибло 24 миллиона его граждан. 14 миллионов были детьми в возрасте четырнадцати лет и младше. А для тех, кто выжил, страдания далеко не закончились.Довоенное сталинское видение «счастливого детства», взращенного отцовским, любящим государством, уступило место по необходимости. То, что пришло на смену — требование, чтобы дети были готовы пожертвовать всем, включая само детство, — создало поколение, слишком знакомое с лишениями, насилием и смертью. Опыт этих детей и роль государства в формировании их повествования — тема этой книги, которая заполняет критическую, но забытую главу в советской истории и истории Второй мировой войны.В книге Принося в жертву детство Джули де Граффенрид ведет хронику жизни советских детей военного времени и их использования — не только в качестве комбатантов или рабочих на фабриках и в колхозах, но и в качестве материала для пропаганды, их тяжелое положение является доказательством грабежи врага. Не все советские дети пережили войну одинаково; но в обстоятельствах ребенка в оккупированной Беларуси или в условиях блокады Ленинграда, молодого депортированного в Сибири или эвакуированного в Узбекистане, де Граффенрид находит общие черты, которые отличают детский опыт войны от опыта взрослого.Однако ожидания государства были одинаковыми для всех детей, как мы видим здесь в детских СМИ и литературе, а также в сообщениях партийных организаций и учреждений, в первую очередь пионеров, чья неустанная деятельность во время войны сделала их идеальными для целей пропаганды. .Первое углубленное исследование того, как советские дети вписываются в историю войны, Жертвуя детством , также предлагает беспрецедентный взгляд на меняющиеся ожидания государства в отношении своих детей и на то, как это повлияло на характер и направление послевоенного развития. Советское общество.

Беларусь создаст национальную летопись Великой Отечественной войны

МИНСК, 11 марта / БЕЛТА /. Национальная академия наук Беларуси инициировала всебелорусскую кампанию по составлению национальной летописи Великой Отечественной войны, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Национальной академии наук.

Акция «Народная летопись Великой Отечественной войны: мы всех помним!» стремится увековечить и сохранить память о поколении победителей.Планируется привлечь к написанию летописи патриотические общественные организации.

Летопись будет представлена ​​на круглом столе в Институте истории Национальной академии наук Беларуси 13 марта. В круглом столе примут участие ведущие ученые, военные историки Национальной академии наук, вузов и музеев страны. Одним из вопросов для обсуждения станет работа по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в Беларуси: научная историография, музеефикация, меморализация с помощью художественной литературы и искусства, образовательный процесс и СМИ.На круглом столе будут подведены итоги проекта по составлению историко-документальной хроники «Память» городов и регионов Беларуси и созданию ее электронной версии. В рамках круглого стола также будут представлены научные публикации, посвященные событиям Великой Отечественной войны, и выставка тематической литературы.

«Курс« Великая Отечественная война »(в контексте Второй мировой войны) изучается в школах, профессиональных колледжах и университетах нашей страны, единственной среди постсоветских стран.Подготовлены и изданы соответствующие учебники для средних школ и вузов. 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне должно стать поводом для осознания роли и значения политических и нравственных уроков Великой Победы, поиска ответов на новые вызовы современности », — сказали в пресс-службе. .

Стив Ханегс: Музей русского искусства в память о «Великой Отечественной войне»

Музей русского искусства в Миннеаполисе ознаменовал 70-ю годовщину окончания «Великой Отечественной войны» и триумф СССР (и унаследованного им Российской Федерации), США и союзников в разгроме России. Нацистская Германия.

Вечером 9 мая — в точный день празднования в Российской Федерации — в музее состоялся прием с осмотром экспоната, посвященного Сталинградской битве — великому поворотному моменту Второй мировой войны на восточном фронте.

Директор музея Владимир Фон Цуриков, его сотрудники и сторонники организовали интересную образовательную программу на фоне прекрасного музея и его коллекции русского искусства и артефактов.Среди сторонников празднования — Русский культурный центр в Вашингтоне, округ Колумбия, Совет по связям с еврейскими общинами Миннесоты и Дакоты при дополнительной поддержке со стороны Совета по делам искусств штата Миннесота и Фонда Уэллса Фарго в Миннесоте.

В программе приняли участие приветственное слово Владимира Фон Цурикова. Профессор Теофанис Ставру, профессор истории России Миннесотского университета, рассказал о стратегической ошибке Гитлера, отдавшего приказ о полномасштабном наступлении на Сталинград в ущерб Ленинградскому и Московскому фронтам.Он также отметил — как и во всех обществах — молодое поколение, столкнувшееся со знаковыми событиями старшего поколения, в случае России, «детей Живаго», и их впечатления от экзистенциальной борьбы СССР с нацистской Германией. Приветствие передал генерал Юшманов из Генерального консульства России в Сиэтле, штат Вашингтон, на территории которого находится Миннесота.

Я процитировал в своих замечаниях великого журналиста Красной Армии Василия Гроссмана: «Я увидел, что не человек бессилен в борьбе со злом, а сила зла бессильна в борьбе с человеком.«Союзные вооруженные силы уничтожили нацистскую Германию, освободили Европу и положили конец Холокосту. По словам Франклина Рузвельта, Соединенные Штаты были «арсеналом демократии». Советские вооруженные силы предоставили ошеломляющее количество военнослужащих для массовых сражений, включая Сталинград, которые велись на советской территории в 1941-1944 годах, а затем во время вторжения в Германию в 1945 году. Приблизительно 8,7 миллиона советских солдат были убиты в боях во время Второй мировой войны. по данным Минобороны России — 480 тысяч только в Сталинградской битве.Жертвы русского и нерусского народов Советского Союза почти непостижимы.

Дух Торгау присутствовал на поминовении в Музее русского искусства. Большое спасибо Дону Паттону из Круглого стола по истории Второй мировой войны Twin Cites за то, что на праздновании присутствовали ветераны Второй мировой войны из Миннесоты. Merrill Burgsthaler был частью мобильной противовоздушной обороны Шестой бронетанковой дивизии и стал свидетелем бойни в Бухенвальде через два дня после его освобождения.Уолтер Халлоран был боевым журналистом, снимавшим вторжение в день «Д»; резня в Мальмеди; захват Людендорфского моста в Ремагене; и освобождение Дахау.

Фото с мероприятия:

Владимир Фон Цуриков, директор Русского художественного музея

Профессор Теофанис Ставру

Дон Паттон (слева) и Уолтер Халлоран

Дон Паттон (слева) и Merrill Burgsthaler

советских географов и Великая Отечественная война 1941–1945 гг .: Лев Берг и Андрей Григорьев

Основные моменты

Опыт советской войны помещен в контекст периода 1929–1953 годов.

Сравнивается опыт двух выдающихся географов-соперников.

Опыт включал принудительную эвакуацию, военную работу и общие исследования.

Политическое и идеологическое давление, а также давление, порожденное войной, очевидны.

Подчеркнуты значительные контрасты с Западом.

Abstract

Значение Второй мировой войны для советской географии несколько отличалось от значимости на большей части Запада.В СССР в результате русской революции 1917 года и, в частности, «Великого поворота» Иосифа Сталина, осуществленного в 1929–1933 годах, географы столкнулись с ярко выраженными политическими и экономическими проблемами такого рода, с которыми, возможно, столкнулось только большинство западных географов. начало войны. Поэтому невозможно понять влияние войны на советскую географию без учета этого более широкого контекста, включая события в неспокойные послевоенные годы. В статье основное внимание будет уделено опыту двух выдающихся географов, сыгравших важную роль в развитии эпохи, включая их реакцию на революционные обстоятельства конца 1920-х годов, их действия и опыт во время войны, а также дебаты и конфликты, которые они участвовали. в период послевоенного кризиса.Будут подчеркнуты некоторые из наиболее значительных контрастов с географическим развитием западных стран в эти годы.

Ключевые слова

Советская география

Андрей Григорьев

Лев Берг

Институт географии АН СССР

Сталинская эпоха

Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)

Смотреть аннотацию

Copyright © 2014 Авторы. Издатель Elsevier Ltd.

Рекомендуемые статьи

Цитирование статей

Фотографии первых дней Великой Отечественной войны Советского Союза — Общество и культура

Москвичи слушают радиопередачи о нападении нацистской Германии на СССР в 1941 году

© Евгений Халдей / ТАСС

Солдаты идут на фронт, Москва, 1941

© ТАСС

Добровольцы записываются в Народную Армию для защиты Москвы, 1941

© ТАСС

Граждане роют противотанковые окопы в Москве, 1941

© ТАСС

Нападение нацистской Германии, 1941 г.

© Валерий Христофоров, Борис Кавашкин / ТАСС

Дети прячутся в бомбоубежище во время нападения немецко-фашистских войск на Восточный фронт, 1941 г.

© Борис Ярославцев / ТАСС

Советские военнопленные в яме, которую они были вынуждены выкопать перед казнью хладнокровно, 1941 г.

© Валерий Христофоров / ТАСС

Представитель Вермахта проводит перепись местного населения в украинском селе, 1941 г.

© Валерий Христофоров / ТАСС

Ребенок, все родственники которого погибли на месте пожара, Смоленская область. 1941

© Марк Редькин / ТАСС

Жители оккупированного фашистами Бобруйска вынуждены отдать свои припасы гитлеровской армии, 11 августа 1941 г.

© Валерий Христофоров / ТАСС

Колхозники строят укрепления на Восточном фронте, 1941

© ТАСС

Изготовление боеприпасов в одной из штольней в Севастополе, 1941

© ТАСС

Баррикада из мешков с песком на улицах Одессы, 1941

© ТАСС

Советские солдаты несут раненого к медпункт на Восточном фронте Великой Отечественной войны, август 1941 г.

Comments