Рисунки к сказке репка: Рисунки к сказке репка учеников 1 класса. Простые срисовки.


03.02.1970 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Будем рисовать иллюстрции к «Репке»?

Здравствуйте, товарищи!

Вчера я рассказывала  сказку про редьку и пояснила, что это  взамен Репки. Потому что иллюстрировать «Репку» считаю делом весьма сложным…. Кааак?-КАК?-да это же Репка! -наша самая детско-ясельная сказочка! Что может быть проще Репки? — только пареная репа!Согласитесь, такие мысли сразу приходят в голову.

А ещё  есть у нас такая  хитрая отмазка: дети такие выдумщики, у них фантазия такая, что нам- взрослым не снилось. Нарисовать картинку  к Репке?- да  детишки  с лёгкостью вам  чудес и удивлений  понарисуют.

Товарищи!  Вот когда такие  шапкозакидательные мысли приходят к вам в голову, то отдайте себе отчёт — откуда собственно эта уверенность берётся?  Да, фантазия у детей (порой)   отличается от нашей и свободой и неожиданными решениями.  Но считать, что раз так, то и нарисуют дети сразу  чудо-картинки вовсе не следует. Фантазия -одно, а просто уменье рисовать -это другое. И, блажа про  буйное детское воображение, предполагать , что всё само здорово получится — это снимать с себя ответственность.

Просто уходить от проблемы. Не будем поддаваться   желанию идеализировать ситуацию — детей надо учить  рисовать. Причем то, что им доступно по возрасту и возможностям.

Вот «Репку» иллюстрировать  с детьми я, честно скажу —  больше не стану.

Сейчас объясню почему. Самая типичная картинка у(5-10летних-да-да, я не ошиблась, именно и у пятилеток и у десятилеток) детей – вот такая:

Серьёзно как иллюстрацию к сказке «Репка» такую картинку рассматривать нельзя. А делать скидку на то, что рисунок детский — тоже не дело: мы ведь не предлагаем  детсадовцам извлекать корни или вычислять логарифмы, а если они в ответе получат «яблоко» или «цветочек», то мы же не скажем — для их возраста они приемлемо так вычислили.

Поэтому я думаю, что сказки типа «Репки» очень хороши для   прослушивания, замечательные постановки  костюмированные по этому сюжету  ставят с детьми, но вот рисовать  — рано. Просто слишком трудно для детей.

Вот давайте думать вместе.  Какой у сказки сюжет? Дед посадил репку, она выросла большая-пребольшая,  и когда он попытался выдернуть эту репу, она не поддалась. Дед позвал на помощь бабку, и вдвоём не получилось. Дальше звали внучку, Жучку, кошку. Удалось выдернуть репу, когда к ним присоединилась мышка, репка была вытащена.

Итак, можно рисовать картинку дед стоит около грядки и озадаченно чешет голову.

Картинка по теме, но  дело-то в том, что сюжет сам подталкивает рисовать героев в действии. Если же рисовать деда тянущего репку, то тут вопросов больше чем ответов. Как я уже говорила – репка очевидно так крепко сидела в земле потому, что была большая и погружена была в почву глубже чем наполовину.  Думаем дальше: за что ухватился дед выдирая репку? За саму репу? — Нет, конечно! Значит за листья. За концы листьев?… Если

подумать,то тоже нет-он взялся у самого основания, где черешки толстые и крепкие.

Что же мы видим? А то, что мы рассуждаем УМОЗРИТЕЛЬНО. У нас нет реальной возможности понаблюдать за человеком, решающим проблему, как  огромную репу вытащить из земли.  Вот это и  является  слабым звеном нашего обучения: в классе или в группе невозможно поставить натурщика и  внимательно посмотреть на позу, и её изменения по ходу  различных попыток деда дёргать так и этак. Увы-увы, в том, что картинки у детей беспомощно-непохожие ни на что, вина  не детей, это отсутствие опыта наблюдения и рисования с натуры. А такую сложную позу, как напряжённое вытягивание так просто не смоделировать в воображении.

Вот, задумав рисовать деда, тянущего репу, я сначала вспомнила — что? Конечно яркие иллюстрации из детских книжек.

Дед, баба и остальная компания стоят паровозиком откинувшись назад и упираясь пятками в землю. Позы напоминают… попытку тормозить, или как если бы они катились на водных лыжах.

Ну, я тоже для начала рисую позу вроде такой. Но что-то эта картинка не кажется мне убедительной. Что-то не так. Это должно выглядеть как-то иначе. Привязываю верёвку к ножке дивана и принимаюсь напряжённо тянуть.

 

И что выясняется? А то, что надо  упираться в землю широко расставленными ногами. Тело наклоняется, голова тоже: смотреть в небо не момент, надо следить вытягивается ли репа. Итак, на опыте я узнала, что моя умозрительная картинка не соответствовала реальным действиям человека в такой ситуации. И это только первый этап.

А дальше нам надо правильно нарисовать бабу. Как она тянула деда? Держа за пояс, или обхватив за талию? Во-первых, это надо… видеть. Умозрительные построения   вполне допустимы, но там, где позы не так сложны и не требуют в обязательном порядке наблюдения  в натуре.

Если вернуться к сказке про Бога Грома, то  по сюжету нарисовать как дед и внучка под дождём радостно смотрят на оживающие ростки редьки – это вполне возможно и для детей и при этом особо погрешить против реальности в картинке не с чего: позы простые. Так к чему я хочу призвать? К тому, чтобы выбирать темы для рисунков  с учётом возможностей их изображения, а не руководствуясь только интересностью или традиционностью сюжета. И ещё – всегда, когда это доступно следует рисовать с натуры, а не по воображению, которое очень уж часто заменяется у нас  чужим воображением — художников-иллюстраторов и мультипликаторов. Сюжеты для проявления детской фантазии надо выбирать не истоптанные и заезженные, а свежие и простые.

Своими мыслями о подходах к обучению детей иллюстрированию сказок с вами поделилась Марина  Новикова.

А вы что думаете по этому, реально важному для нас  вопросу?

…………………………………………………………..

А вот моя лубочная картинка  на тему  сказки. Некоторые находки  я позаимствовала у детей, но есть и свои:

Лубочная картинка

Помните дон Хуан учил Карлоса применять контролируемую глупость? Вот, следуя его заветам я и нарисовала этот лубок, чтобы мне самой увидеть смешную сторону во всём этом нашем обучении.


Метки: иллюстрирации к сказкам, иллюстрирование, лубок, Лубочные картинки, Пересказ сказки

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

Как я рисовала сказку «Репку»

Как я рисовала «Репку».

«Потому что совместный труд-он объединяет»

слова знаменитого кота Матроскина.

И я считаю что сказка «Репка» — именно про это!

 

Эта народная сказка известна всем. Репку рисовали уже много-много раз разные художники.

Я тоже иллюстрировала эту сказку лет десять назад для издательства «Золотые страницы». Это были акварельные иллюстрации и книжка была маленького размера. Мне хотелось нарисовать все по-новому, поэтому я решила забыть старую работу и сделать все по другому для издательства «Качели».

Конечно, главным в этой сказке являются персонажи. Их шесть и все они- главные! Сначала я рисовала поиски дизайна каждого персонажа. Искала типажи, понимая, что они должны быть разными, характерными, интересными. В каждом герое нужно изобразить что-то особенное, не похожее на остальных. Я стала придумывать каждого персонажа: причудливого деда розовой рубахе, толстую хозяйственную бабку, озорную симпатичную внучку и смешных животных домочадцев.

Я решила что дед- будет умный и спокойный, начитанный, любитель природы ,поэтому к нему так тянутся животные и птицы. Это не трудно заметить, если обратить внимание как несколько птичек с начала сказки всегда с ним. Они были рядом, когда он кидал семена в землю, всеми силами помогают ему тянуть уже огромную репку, подбадривают и укрывают листиком лопуха от палящего солнца. Дед любит ко всякому делу подходить основательно, со всей серьезностью, не даром он прихватил книжку, которую возможно уже давно изучал.  Дедка с характером, любит воплощать свои смелые идеи и ненароком втягивает в это свою бабку.

Образ бабки — очарователен! Ведь она хранительница домашнего очага и отменная хозяйка. Поэтому ей было просто некогда отозваться на просьбу деда о помощи…Да еще радикулит…

Внучка — девица-краса… она играла на лугу со своей любимой куклой, и мечтала обо всем, о чем только может мечтать девочка в шесть лет. Но прибежала Жучка, и ей пришлось прервать свое веселье. Образ внучки — романтичен, она ,как её дедушка, любит природу, плетёт венки и разговаривает с божьими коровками. Внучке пришлось непросто, тянуть было слишком трудно, а еще корова и стала жевать ее соломенную куклу! –я хотела в рисунках передать эмоции и на все разворотах настроение персонажей меняется: то они дружно весело тянут ,то совсем устали… злятся, хотят идти домой, пить чай!

Жучка — тоже смешная. Возможно, самый позитивный персонаж — она легко ладит со всеми членами семьи и умеет уступать. У Жучки прекрасное настроение  она всегда предана своему хозяину и дружит доже с Кошкой.

Кошка-ленивая, своенравная. Но и ей пришлось оставить любимый коврик на заборе и пойти помогать-тянуть репку.

Мышка-незаменимый персонаж в этой сказке-ведь без нее не настала бы кульминация и ,возможно репку не вытяну ли бы совсем. Поэтому Мышка появляется не только на последних страницах, а участвует в процессе чуть ли ни с самого начала.

Чтобы ребенку было весело и интересно рассматривать иллюстрации , я нарисовала дополнительных персонажей — это гуси, корова, поросенок и птички. Эти персонажи появляются в разброс и обогащают сюжетную линию сказки.

Я меняла композиции, эмоции, ракурсы,-всё, чтобы книжка была полной и радостной.

Я люблю сказки. Они учат добру.

Репка-это народная русская классика, в которой раскрывается простая истина — в семье — помогают все!!

Елена Гершуни.