Рисунки диснеевские: Рисунки диснеевских принцесс для срисовки (70 фото) ✏


07.04.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

«Микки Мауса я люблю больше, чем любую из женщин»: великий и ужасный Уолт Дисней

Ребенком убил сову

Однажды, когда Уолту Диснею было семь лет, он в одиночестве прогуливался вдоль окрестностей фамильной фермы в Миссури — и со скуки забрел в сад, где увидел сидящую на дереве сову.

«Играть было не с кем. Рядом была сова. Когда она улетела, я последовал за ней. Не знаю почему, но мне захотелось поймать ее», — вспоминал Дисней в одном из интервью.

Мечтавший о домашнем животном мальчик не удержался и взял ее на руки. Однако птица неожиданно набросилась на Диснея. Сильно испугавшись, он отбросил ее и затоптал до смерти. Когда же ребенок отошел от первичного шока, его охватило нестерпимое чувство вины.

«До сих пор вижу эту сову во снах. Я был так поражен. Не хотел ее смерти», — признавался он.

Впоследствии этот эпизод найдет отражение в работах аниматора: в своих мультфильмах он изображал животных с особым трепетом. Причем, как известно, его художники срисовывали все эскизы с настоящих зверей, но ни одно из них при работе над анимацией не пострадало.

Стал легендой, несмотря на деспота-отца

Страсть к рисованию у Диснея проявилась еще в детстве, однако деспотичный отец не одобрял увлечение сына и не давал ему деньги на карандаши. По этой причине свои первые рисунки мальчик рисовал углем на туалетной бумаге. Однажды его талант заметил сосед, который купил у Уолта за 25 центов рисунок лошади, что укрепило в нем желание стать художником. В этом решении его также поддерживал старший брат Рой, который не только защищал Диснея от побоев отца, но и в будущем стал верным помощником на посту директора анимационной студии.

Участвовал в Первой мировой войне

Чтобы сбежать от отца, в 16 лет Дисней бросил школу — и пошел на Первую мировую. Юноша оказался во Франции, где работал водителем санитарной машины «Красного креста». Там он продолжал творить, а машина, разрисованная Диснеем, даже стала местной достопримечательностью среди солдат.

close

100%

Был уволен за недостаток воображения

Когда Диснею исполнилось 18 лет, он устроился аниматором в газету Kansas City Star, из которой его впоследствии уволили «за недостаток воображения и хороших идей». Однако неудача лишь подтолкнула молодого художника к основанию собственной студии Laugh-O-Gram, в которую он пригласил своего друга-мультипликатора Аба Айверкса. Вместе они занимались производством роликов для рекламы. Компания, впрочем, спустя время обанкротилась.

Присвоил авторство Микки Мауса

Первый успех пришел к Диснею в 1927 году, когда вместе со своим компаньоном Абом Айверксом он создал антропоморфного персонажа Кролика Освальда. Но поскольку мультфильмы выпускались под торговым знаком Universal Pictures, художники утратили на него авторские права. Проигрыш в суде сильно сказался на личности Диснея, ставшего очень подозрительным даже по отношению к близким.

С того момента на собственной студии Disney Cartoon он ввел обязательное правило, согласно которому все созданные художниками работы по контракту принадлежали исключительно ему. Ревнивый до славы, он не пощадил даже собственного друга Айверкса, который, по одной из версий, и является настоящим «отцом» знаменитого мышонка Микки Мауса. Несмотря на то, что Дисней озвучил персонажа, нарисовать его он не мог. При этом основатель студии не пытался переубедить общественность в том, что авторство принадлежит не ему.

Последней каплей стал случай, когда на одной из вечеринок к Диснею подошел ребенок с просьбой нарисовать Микки Мауса, однако аниматор стушевался и украдкой попросил исполнить рисунок Айверкса. Когда же набросок был готов, Дисней подписал его своим именем. Вскоре между друзьями вспыхнула ссора — и отношения были испорчены навсегда.

close

100%

Эксплуатировал работников

Происходило подобное и с некоторыми другими сотрудниками Диснея, которые не только получали скромную плату (по 12$ в месяц за свое творчество), но зачастую даже не удостаивались упоминания в титрах.

Особенно трудоемкой оказалась работа над мультфильмом «Белоснежка и семь гномов». На момент премьеры в 1937 году создание полнометражного анимационного фильма считалось крайне амбициозной задачей. Поскольку в течение трех лет аниматоры работали сверхурочно, Дисней обещал сотрудникам в случае успеха выплатить щедрые премии, однако слова своего не сдержал. При этом после выхода в прокат картина не только собрала рекордные 418$ млн., но и принесла Диснею «Оскар» за «новаторство и выдающиеся достижения в области анимации». Причем сама награда — по заказу Киноакадемии — была креативно исполнена в виде одной большой и семи маленьких фигурок (по аналогии с Белоснежкой и гномами).

После того, как на полученный гонорар Дисней построил новую студию, порядки в отношении работников еще больше ужесточились – сказался характер отца. Несмотря на то, что он желал установить семейную атмосферу на студии, в его обращении к людям случались перегибы. В частности, Дисней не разрешал своим художникам вступать в Гильдию мультипликаторов и прочие профсоюзы, а также строго запрещал общаться на работе мужчинам и женщинам.

В 1941 году недовольство вылилось в пятинедельную забастовку, поставившую под угрозу производство мультфильма «Дамбо». Тогда Дисней вышел к сотрудникам с претензиями, что они «лучше бы навели порядок у себя дома и перестали ворчать». Неизвестно, чем бы закончился бунт, не уговори его администрация отправиться в отпуск, после чего уладила все без участия начальника. Почти в то же время произошло массовое увольнение сотрудников, недовольных политикой компании, лишившей их права на авторство. Тогда Дисней в защиту своего имиджа заявил, что все они — коммунисты.

Сотрудничал с нацистами

Согласно неподтвержденной информации, до вступления США во Вторую мировую войну аниматор, как и его соотечественник Генри Форд, не гнушался сотрудничать с нацистами.

Так, в 1930-е годы Дисней якобы состоял в нацистской организации в США, а также дружил с режиссером и пропагандистом образа фюрера Лени Рифеншталь, для которой специально провел экскурсию по своей студии. Тем не менее, ряд биографов сомневается в том, что Дисней был убежденным антисемитом, поскольку среди его ведущих аниматоров были евреи. Не исключено, что Германия привлекала его лишь с коммерческой стороны. Считается, что Гитлер, который в прошлом был художником, высоко ценил творчество Диснея и даже переделывал для себя рисунки из его «Белоснежки».

При этом сам аниматор в годы войны создавал пропагандистские мультфильмы, высмеивающие гитлеровскую Германию и ее союзников.

close

100%

Работал на ФБР

Считается, что Вторая мировая война принесла мультипликатору много денег. Пока одни студии сводили концы с концами, Дисней активно сотрудничал с правительством, снимая пропагандистские ролики с участием Дональда Дака и других персонажей, пополняя тем самым также и личную коллекцию «Оскаров».

Уже после капитуляции гитлеровских войск он работал над образовательными мультфильмами для NASA («Человек в космосе», «Человек и Луна», «Марс и за его пределами») — участие в их создании принимал один из основоположников ракетостроения Вернер фон Браун, которого американские спецслужбы завербовали после поражения Германии.

В общей сложности Дисней состоял на службе государства 26 лет. Причем в послевоенные годы, когда в обществе укоренился страх перед Советским Союзом, он по собственной инициативе сдавал агентам политически неблагонадежных коллег из Голливуда.

Был незаконнорожденным сыном

Согласно одной из легенд, Дисней был усыновленным ребенком, который появился на свет в Андалусии, а не Чикаго. Мальчик якобы родился у некоей Исабель Саморы от врача дона Хинеса Каррильо, у которого та работала уборщицей. Будучи матерью-одиночкой, она впоследствии эмигрировала в США, где жил ее брат. Своего внебрачного сына, нареченного Хосе Гирао Саморой, женщина отдала на воспитание в семью Диснеев, поскольку ей не хватало средств к существованию. Этой версии придерживаются исследователи биографии Диснея Хосе Луис Кано и Кристофер Джонс.

И хотя официальных данных на этот счет нет, считается, что они могли быть уничтожены самим Диснеем — для сотрудничества с правительством США.

Кроме того, известно, что сам художник был одержим мыслью о собственном происхождении. Неслучайно в его творчестве образ матери зачастую отсутствует — как у осиротевшей Белоснежки или Белль, которую воспитал отец. Если же материнская фигура в мультфильме присутствует, то она нередко заболевает или умирает — как мать олененка Бэмби.

close

100%

Был тираном на работе, любящим отцом — дома

Памятуя о сложных взаимоотношениях с отцом, Дисней никогда не позволял себе грубости в адрес детей и жены Лилли, с которой прожил вместе всю жизнь. К слову, именно супруга посоветовала аниматору назвать знаменитого мышонка Микки (вместо Мортимер), а дети вдохновили его на создание грандиозного парка развлечений.

У Диснея и его возлюбленной долгое время не получалось родить ребенка — лишь спустя восемь лет попыток и несколько выкидышей на свет появилась дочь Дайана Мэри. Чтобы не подвергать риску здоровье жены, они позже удочерили еще одну девочку, которой дали имя Шэрон Мэй. Насколько Дисней бывал жесток с сотрудниками, настолько же — ласков к своей семье. И в памяти обеих дочерей остался идеальным отцом.

Хотя сам всегда особо выделял любовь к работе и творчеству. «Микки Мауса я люблю больше, чем любую из женщин», — однажды сказал мультипликатор.

Винил себя в смерти матери

В 1938 году — уже имея достаточно денег — Дисней подарил своим пожилым родителям роскошный дом. Не прошло и месяца, как в жилище начались проблемы с газовой трубой. Тогда Дисней отправил на ремонт механиков, работавших в его студии, чтобы они наладили газоснабжение. Однако те оказались недостаточно квалифицированными специалистами, и спустя некоторое время его мать Флора внезапно умерла от отравления газом. Впоследствии он винил себя в ее смерти.

Ненавидел женщин

Уолт Дисней слыл известным мизогинистом. Несмотря на то, что со своей женой Лилли он познакомился именно на работе, позже он ввел строгие правила, запрещавшие не только отношения, но и просто общение между коллегами противоположного пола. За несоблюдение грозило немедленное увольнение. При этом женщин в свою компанию он брал неохотно, считая их основной функцией «детей, кухню и церковь». Свое представление аниматор интегрировал во все мультфильмы, где смысл жизни героини заключался в поиске возлюбленного — прекрасного принца.

Правда, убеждения не помешали ему сделать как минимум один инновационный шаг в разрушении стигм. В 1946 году при поддержке компании Kotex, выпускающей средства для гигиены, студия Диснея выпустила анимационный ролик «История менструации», в котором впервые в истории кино было произнесено слово «вагина».

Вопреки ожиданиям, пуританское общество положительно восприняло мультфильм, поэтому по заказу правительства его показывали в школах до конца 1960-х годов в качестве учебного пособия: картина демонстрировала превращение девочки в женщину и будущую мать.

Сам Дисней считал, что женщина может забеременеть в любой момент и таким образом поставит под угрозу тот или иной проект — а это, в свою очередь, грозит дополнительными расходами. Однако с вступлением США в войну некоторые мужчины-сотрудники были призваны на фронт, и компания стала нуждаться в новых работниках. Тогда было решено нанимать женщин — правда, не на творческие должности, а в технический отдел. Ведь Дисней был уверен, что профессия аниматора требует не только умения рисовать, но и чувства юмора — а женщины якобы этого качества лишены.

close

100%

Не любил иронию в свой адрес

Хотя образ «доброго дядюшки Диснея» активно продвигался в прессе, в жизни он, по некоторым данным, был скрягой похлеще Скруджа Макдака из «Утиных историй». Поэтому когда в 1936 году к 35-летию Диснея аниматоры создали мультфильм с Микки Маусом, в котором иронически обыграли ситуацию с забастовками и низкими зарплатами, он сначала похвалил идею, а затем прилюдно уволил авторов без выходного пособия.

Создал расистский мультфильм

В 1946 году снял фильм «Песни Юга». В основу сюжета легла знаменитая книга «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, созданная по мотивам фольклора рабов США. Дисней очень любил эту «сагу о существах, живущих на плантации с незапамятных времен», однако уже тогда сборник рассказов считался в обществе оскорбительным и стереотипным.

Чтобы соответствовать актуальной повестке и соблюсти баланс сторон, Дисней пригласил в проект двух сценаристов – южанина Далтона Реймонда и Мориса Рапфа, разделявшего леворадикальные взгляды. Для обоих история братца Кролика и мистера Лиса была метафорой, за которой скрывались темнокожий раб и колонизатор. В полной мере анимационный фильм не удовлетворил ни одну сторону, получив смешанные отзывы. Также продюсерами было решено не выпускать мюзикл на кассетах, поэтому широкого распространения лента не получила, хотя и удостоилась «Оскара».

close

100%

Умер от рака легких

Всю жизнь Уолт Дисней был заядлым курильщиком, и в 1966 году врачи диагностировали ему рак легких. Несмотря на лечение у лучших врачей, аниматор скончался в том же году — 15 декабря, ему было 65 лет. В знак солидарности к основателю компании в мультфильмах Disney впоследствии отказались от изображения сцен курения.

Просил себя «заморозить»

По одной из легенд, Дисней, узнав о своем диагнозе, попросил заморозить себя в криогенной камере (на самом деле после смерти он был кремирован). Кроме того, незадолго до кончины аниматор хотел приобрести огромный участок земли размером чуть ли не с город, чтобы построить там парк развлечений. Сегодня на этом месте в Орландо расположен Диснейленд.

сексизм, эксплуатация и мертвые животные – Weekend – Коммерсантъ

спецпроект

Уолт Дисней, начало 1910-х

Уолт Дисней был одержим смертью. Так, по крайней мере, часто говорят его биографы, привязывающие многочисленные — и трагические — смерти зверушек в диснеевских фильмах к травматичному эпизоду из детства самого Диснея. В конце 1900-х годов, когда Уолту было то ли семь, то ли восемь лет, он убил сову. Страдавший в миссурийской глуши от одиночества и побоев отца, Уолт мечтал о домашнем животном, и мечта почти сбылась, когда однажды днем в темных зарослях сада он обнаружил полуспящую сову и потащил ее домой. Очумевшая от дневного света птица неожиданно напала на Уолта, и он, то ли испугавшись, то ли разозлившись, затоптал сову до смерти. Событие стало переломным в жизни Уолта: «Кажется, после той совы во мне зародилась нежность к животным». Нежность, которую впоследствии удалось монетизировать.

Большинство американских мультфильмов начала XX века были грубыми и рассчитанными скорее на взрослую аудиторию — даже Микки-Маус поначалу выглядел довольно агрессивной и язвительной мышью. Именно Дисней — к ужасу его финансовых партнеров — решил добавить в мультипликацию сентиментальности и трагедии. Так смерть или угроза смерти стали двигателем сюжета в большинстве его ранних мультфильмов, а затем превратились в обязательный кульминационный эпизод, на фоне которого хеппи-энд выглядел еще эффектнее. Мать Бэмби, уличный пес Нэтси из «Леди и бродяги», любопытные устрицы из «Алисы в Стране чудес» и даже бессловесный динозавр из «Фантазии» умирали — к негодованию родителей, боявшихся излишней реалистичности, и горю детей, обожавших антропоморфных животных и обеспечивших Диснею многомиллионные доходы даже во время Великой депрессии. Ставка на детскую чувствительность сработала и стала обязательной для всей продукции The Walt Disney Studios, в том числе документальных фильмов о дикой природе.

Например, режиссеру фильма «Белая пустошь» (1958) о полярной фауне Канады за три года так и не удалось снять достаточно драматичную сцену смерти, поэтому он сам инсценировал массовое самоубийство леммингов, которых завозили на съемки и специально бросали с горы.

Уолт Дисней и разрисованная им на Первой мировой машина Красного Креста, 1919 Фото: The Walt Disney Archives Photo Library

Уолт Дисней умудрился заработать на обеих мировых войнах. На Первую мировую 16-летний Уолт, не в силах больше терпеть жестокого отца, бежал в 1918 году, подделав дату в свидетельстве о рождении, и оказался во Франции в санитарной части. Вместе со своим сослуживцем он привозил с передовой немецкие каски и продавал их в качестве сувениров американским солдатам, возвращавшимся на родину. Лучше всего шли пробитые пулями каски немецких снайперов, но попадались они редко, и тут проявился художественный талант Диснея. Вдвоем с подельником они собирали обычные немецкие каски, наносили на них специальный камуфляжный рисунок, который бывал только на касках снайперов, проделывали дырку, как от пули, и для пущей убедительности обмазывали кровью.

Кажется, Первая мировая оставила приятные воспоминания у Диснея: когда во время Второй мировой один из его сотрудников объявил, что отправляется воевать в Европу, Дисней заявил, что мечтал бы поехать вместо него.

Уолт Дисней (в центре) демонстрирует военным эскиз противогаза в форме Микки-Мауса, 1942 Фото: AP

Впрочем, и оставшись в США, он снова смог неплохо заработать. Более того, некоторые исследователи считают, что война спасла студию, находившуюся на грани банкротства из-за неадекватных трат ее основателя на не окупавшиеся в прокате мультфильмы. После вступления США в войну в 1941 году американскому правительству понадобились пропагандистские и учебные фильмы для поднятия патриотического духа и мобилизации населения. Главным их поставщиком и стала студия Диснея. За время войны на студии были сняты мультфильмы по заказу всех государственных и военных учреждений — от Военно-морского флота до Министерства финансов, а ВВС США в честь мультика «Победа через мощь в воздухе» (1943) даже назвали новую авиационную бомбу с ракетным ускорителем «бомбой Диснея».

Но лучше всех на идеологическом фронте проявил себя Дональд Дак. В «Духе 43-го» он объяснял американцам, как важно экономить деньги, чтобы своевременно платить налоги, которые поддержат войну за демократию, в «Утке коммандос» уничтожил целый японский аэродром, а в «Лице фюрера» работал 48 часов в сутки на нацистской фабрике по производству снарядов. В конце мультика Дональд просыпался от кошмара и объявлял, что больше всего гордится своим американским происхождением — за что, видимо, и получил «Оскар» в 1943 году.

Забастовка сотрудников студии Диснея, 1941

Уолт Дисней считал себя гением и визионером. Сотрудники студии считали его тираном. И, как ни старался Дисней представить свою студию как счастливую семью, было понятно, что в семье проблемы: с одной стороны, он очень хотел, чтобы сотрудники называли его по-домашнему «Уолт», с другой — когда оказалось, что многие из них не могут привыкнуть к обращению по имени, он просто стал угрожать увольнением за слово «босс». На первых порах все это выглядело в чем-то даже обаятельной эксцентричностью, но во время работы над первым полнометражным фильмом «Белоснежка и семь гномов» тоталитарные замашки переросли в банальную эксплуатацию.

Идея сделать полнометражный мультфильм в середине 1930-х казалась дикой даже дирекции студии: все были уверены, что зрители не выдержат полутора часов анимации. Уолт считал по-другому и заставил всех ввязаться в предприятие, на которое ушло три года и рекордные $1,5 млн. О семейной атмосфере не было и речи: Дисней заставлял перерисовывать персонажей по сотне раз так, что иногда на один рисунок Белоснежки крупным планом у художников уходил целый день. Дело осложнялось тем, что сам Дисней к этому времени эскизов уже не делал, а персонажей показывал буквально на пальцах. Неудивительно, что в нарисованном виде они по большей части его не устраивали: прекрасный принц был слишком комичным, королева — слишком неприятной, а гномы и вовсе напоминали ему «кучку нигеров». Постоянное перерисовывание вынуждало сотрудников техотдела — фазовщиков и контуровщиков, переносивших рисунки на пленку,— работать целыми сутками, из-за чего многие из них теряли зрение.

Стоит ли говорить, что зарплата у этих сотрудников была примерно в 100 раз меньше, чем у Диснея,— всего $12 в неделю. Впрочем, Дисней обещал, что раздаст всем причастным к «Белоснежке» бонусы, если мультик окажется успешным.

«Белоснежка» не подвела: она оказалась самым кассовым звуковым фильмом того времени. Диснея объявили создателем нового киножанра, но обещания он не сдержал и вместо выплаты премий за сверхурочную работу потратил деньги от «Белоснежки» на строительство новой гигантской студии, где уже не пытался насаждать семейный дух и наладил производство в лучших традициях тоталитарных антиутопий. Сотрудники были разделены по полу и специализации, женщинам было запрещено общаться с мужчинами, а аниматорам с фазовщиками и контуровщиками под угрозой увольнения. Кроме того, сотрудникам было запрещено вступать в профсоюзы, включая новообразованную Гильдию мультипликаторов. Неудивительно, что дело кончилось забастовкой: в 1941 году они выступили с требованием признать гильдию и соблюдать ее положения.

За пять недель забастовки, поставившей под угрозу создание «Дамбо», Дисней вышел к сотрудникам один раз и сказал, чтобы они «лучше навели порядок у себя дома и перестали ворчать». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы дирекция студии не уговорила Диснея поехать в отпуск в Южную Америку и в его отсутствие не подписала договор с профсоюзом.

Уолт Дисней, начало 1930-х Фото: The Walt Disney Company

Уолт Дисней не был выдающимся рисовальщиком. Почти всех его знаменитых персонажей создали нанятые им аниматоры. Даже Микки-Мауса, величайшего мышонка в истории, любимого героя Бенито Муссолини и Франклина Рузвельта, на самом деле создал не он, а Аб Айверкс — главный аниматор его студии. И это было проблемой. «Пароходик Вилли», дебют Микки-Мауса и первый звуковой мультфильм в истории, был настолько популярен, что зрители отказывались смотреть кинофильмы, дополнением к которым он шел, и просили крутить его по второму и третьему разу. Вся слава досталась Диснею, и он даже не пытался никого переубедить.

Дисней и правда озвучил Микки-Мауса, но вот нарисовать его не мог. Доходило до смешного: однажды, в 1930 году, на какой-то вечеринке ребенок попросил Диснея нарисовать ему Микки-Мауса, и тот передал тайком задание бывшему на той же вечеринке Айверксу, чтобы потом просто поставить подпись. Считается, что для Айверкса, на протяжении многих лет снисходительно относившегося к тщеславию Диснея, это стало последней каплей: он предложил Диснею самому нарисовать своего мышонка и ушел со студии. Случай произвел на Диснея неприятное впечатление, и после ухода Айверкса он ввел новое правило: первым до начала фильма упоминается только название компании, то есть только имя Диснея, а уже потом — имена нескольких художников. Многие имена при этом не упоминались вовсе.

Аб Айверкс, около 1929

Новых аниматоров, приходивших на студию, предупреждали: автор у всех мультфильмов один и зовут его Дисней. Многие сотрудники смирялись, но с началом эпохи полнометражных мультфильмов политика компании стала казаться им все более нечестной. Кульминацией недовольства стало массовое увольнение: в начале 40-х Дэвид Хильберман, Арт Бэббит, Джон Хабли и еще несколько аниматоров, придумывавших «Белоснежку», «Пиноккио» и «Бэмби», ушли со студии, заявив, что мультики создает не Дисней, а сотни его сотрудников. Дело пахло скандалом и разоблачением, и тогда Дисней сыграл на опережение, объявив, что виной всему коммунисты: они, мол, пытаются захватить правительство и завербовали часть его сотрудников, а другой части одурманили головы. Трудно сказать, верил ли Дисней сам в эту историю или пытался сохранить лицо, но от своих слов он не отступился и даже выступил перед комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Больше всех не повезло Дэвиду Хильберману, о связях которого с коммунистами Дисней говорил без тени сомнения: «Я проверил его карточку — там не указано его вероисповедание, зато указано, что он учился невесть чему в Московском художественном театре». Хильберману пришлось уехать в Европу, а Дисней остался единолично править у себя на студии.

Уолт Дисней и сотрудница его студии работают над «Золушкой», 1950 Фото: Ullstein Bild/VOSTOCK-PHOTO

Уолт Дисней шутил, что всем женщинам на свете предпочитает Микки-Мауса. Аниматор Уорд Кимбалл, придумавший сверчка Джимини из «Пиноккио» и кота Люцифера из «Золушки», без шуток заявлял: «Дисней не верил женщинам и котам». После нескольких проигрышей на «Оскаре» Дисней перестал брать с собой на церемонию свою жену Лилиан, потому что был уверен, что она, как и любая женщина, может его сглазить. Своим дочкам он запрещал смотреть свои мультфильмы, опасаясь, что они будут недостаточно громко смеяться.

Уолт Дисней с женой на церемонии вручения «Оскара», 1932 Фото: ALAMY/VOSTOCK-PHOTO

Специфическое отношение к женщинам проявилось не только дома, но и на студии: Дисней официально запретил принимать на работу женщин-аниматоров, потому что боялся, что в самый ответственный момент они могут забеременеть и уволиться, поставив под угрозу весь проект. К тому же, по мнению Диснея, эта специальность требовала чувства юмора и умения рисовать, а ни первое, ни второе не свойственно женщинам. До войны единственным местом на студии, куда принимали женщин, был техотдел, сотрудницы которого переносили рисунки на пленку. Но с вступлением США во Вторую мировую и началом мобилизации количество сотрудников резко сократилось, и Диснею пришлось нанять нескольких женщин — но и то только замужних, с детьми и на должности ассистентов.

«История менструации», 1946

Недоверие к женщинам и отношение к ним как к отдельному биологическому виду проявилось не только в трудовой дискриминации: мало что внесло такой вклад в поддержку гендерных стереотипов, как мультфильмы Диснея, провозглашавшие лучшим уделом женщины быть спасенной мужчиной и стать его женой, то есть продолжить его род. Впрочем, в художественных мультфильмах про рождение детей не упоминалось по причине цензуры, зато в образовательных короткометражках, которые выпускала студия, прямо объявлялось, что функция женщины — готовить, убирать, хорошо выглядеть, но в первую очередь рожать детей. Сделанные в середине 40-х по заказу фармкомпаний и госучреждений мультики вроде «Заботы о ребенке» и «Истории менструации», в которой впервые в кино было произнесено слово «вагина», сводили жизнь женщины к двум событиям — рождению и рождению ребенка. Впрочем, консервативное американское общество явно не видело в этом проблемы: «Историю менструации» показывали в школах до конца 60-х годов, а в 2015 году она была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США за «культурную, историческую и эстетическую ценность».

Фото: AF archive / Alamy / VOSTOCK-PHOTO Демонстрация против фильма «Песня Юга», Нью-Йорк, 1946 Фото: The New York Public Library

Первый громкий голливудский скандал на расовой почве устроил Уолт Дисней. Точнее, возмущенные зрители его «Песни Юга» (1946), одного из первых игровых фильмов с анимационными вставками, действие которого разворачивалось в Джорджии сразу после Гражданской войны, а главными героями были развеселый бывший раб дядюшка Римус, белые дети и мультипликационный братец Кролик. Основан фильм был на сборнике афроамериканского фольклора «Сказки дядюшки Римуса» (1880), который Дисней очень любил, хотя его давно уже было принято ругать за поддержание стереотипов о чернокожем населении. Дисней и его продюсеры понимали, что материал спорный и даже рискованный, и наняли для работы двух сценаристов — южанина Далтона Реймонда и левака Мориса Рапфа, которые должны были «соблюсти баланс между ненавистниками негров и любителями негров». Самому Диснею были одинаково безразличны чаяния что сегрегационистов, что борцов за равноправие. Однако после победы во Второй мировой идея расового равенства была в США в моде, а Дисней всегда внимательно относился к актуальной повестке. Не потому, что хотел на нее повлиять, скорее — воспользоваться. Один из самых влиятельных афроамериканцев того времени, профессор Гарварда Ален Лерой Локк, к которому Дисней обратился за советом, утверждал, что студии под силу коренным образом изменить массовое отношение к афроамериканцам, если отказаться от сцен вроде той, где бывший раб распевает песни на фоне идиллического пейзажа плантации. Но Дисней не хотел что-то менять, он хотел нравиться, и чутье подсказывало ему не увлекаться политикой и быть ближе к духу оригинала.

Разумеется, случился скандал. Еще до премьеры афроамериканские газеты предупреждали, что Дисней идеализирует рабовладельческий строй и поддерживает расовые стереотипы, и призывали бойкотировать фильм. Поняв, что расположения «любителей негров» ему не добиться, Дисней сделал ставку на «ненавистников негров» и перенес премьеру фильма в Атланту. В Атланте еще действовали сегрегационный законы, поэтому премьеру не смог посетить сам дядюшка Римус — чернокожему актеру Джеймсу Баскетту не дали даже снять номер в отеле. Зато и протестующих у кинотеатров здесь тоже не было.

Хотя критики разнесли «посредственную» и «полную клише» сказку о мифическом американском Юге, в которой чернокожие, белые и мультяшки кружатся в одном танце, в финансовом плане чутье Диснея не подвело. «Песня Юга» стала первым за долгое время фильмом студии, окупившимся в прокате, и даже получила «Оскар» за лучшую песню. Исполнителя главной роли киноакадемия тоже отметила, присудив ему не актерский, а почетный «Оскар» «за мастерство и теплоту, с которыми он изобразил друга всех детей дядюшку Римуса».

Уолт Дисней демонстрирует план своего города Фото: The Walt Disney Company

В конце концов, Уолту Диснею надоели мультики. Точнее, стало тесновато на студии. С возрастом помешанному на контроле Диснею все сложнее было мириться с невозможностью подчинить себе бастующих работников, и в начале 50-х он бросил мультипликацию, чтобы заняться наконец строительством своего — идеального — мира.

Первым экспериментом стал Диснейленд. Открытый в 1955 году парк для всей семьи воплотил идеал пуританской Америки, придав ему фирменный диснеевский приторно-наивный дух. Здесь было запрещено все, чем славились остальные парки развлечений: алкоголь, опасные аттракционы и фрик-шоу. И хотя журналисты высмеивали стерильные дорожки, одинаковых сотрудников и глянцевую ухоженность нового парка, наплыв посетителей убедил Диснея в успешности предприятия. В начале 60-х он взялся уже за разработку целого города.

Уолт Дисней на открытии первого Диснейленда, 17 июля 1955 Фото: AP

«Экспериментальный прототип сообщества будущего» должен был расположиться на территории в два раза больше Манхэттена, иметь форму круга, в центре которого находились бы коммерческие предприятия, а на окраинах — жилые дома, подземную автостраду и наземный транспорт в виде монорельсовой дороги с беспилотными поездами. Ученые и изобретатели со всей Америки могли бы тестировать там свои разработки, жители — от 20 до 100 тысяч, по прогнозам Диснея,— находиться в арендованных квартирах до года, после чего их сменяли бы новые. Ключевой особенностью диснеевского города должно было стать отсутствие выборов и неограниченная власть самого Диснея. Поразительно, но узаконить авторитарный строй согласилось правительство штата Флорида: ради Диснея в конце 1965 года оно вычеркнуло из своей юрисдикции район под городом Орландо.

Эскиз «Экспериментального прототипа сообщества будущего», 1965

Трудно сказать, что вышло бы из этого предприятия, но до строительства дело не дошло — в 1966-м Дисней умер от рака легких. Говорят, уже зная свой диагноз и неутешительный прогноз врачей, Дисней и тут попробовал победить энтропию с помощью порядка и прогресса и почти договорился с Американским крионическим обществом о заморозке своего тела и сохранении его до тех пор, пока ученые не придумают, как его реанимировать. Но не успел: 15 декабря он умер, так и не внеся этот пункт в завещание, и его тело было кремировано. От проекта идеального города отказались, построив на его месте очередной Диснейленд, но в остальном Дисней был бы доволен наследниками: скупившая к сегодняшнему дню почти всех конкурентов, его компания как никогда близка к неограниченной власти.

Оригинальные произведения искусства Disney — Choice Fine Art

Оригинальное произведение искусства Disney — Choice Fine Art

Оригинальное производственное искусство Диснея — это произведение искусства, которое использовалось при создании короткометражных мультфильмов, телешоу и классических фильмов Диснея. Это включает в себя оригинальные производственные кадры, рисунки, фоны, раскадровки и концепт-арт. Эти предметы очень коллекционные и могут иметь высокую ценность, особенно если они были произведены с 1920-х по 19-й год. 50-х или подписанный художником Диснея или самим Уолтом Диснеем.

Уточнить

Студия Уолта Диснея Искусство

Винни-Пух и Тигра тоже, Оригинальная раскадровка: Ру, Кристофер Робин, Пятачок, Тигра, Иа-Иа, Пух

2 495,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Винни-Пух и Тигра тоже, Оригинальная раскадровка: Пятачок, Иа-Иа, Кристофер Робин, Винни-Пух, Пятачок

2 495,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Винни-Пух и Тигра тоже, Оригинальная раскадровка: Кенга, Ру, Тигра, Пятачок, Винни

2 495,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Винни-Пух и Тигра тоже, Оригинальная раскадровка: Ру, Кристофер Робин, Пятачок, Винни, Иа-Иа

2 495,00 $

Студия Уолта Диснея Арт

Дональд Дак, Хьюи, Дьюи и Луи, оригинальное производство, Cel

$995,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Винни-Пух и медовое дерево Оригинальное производство Cel: Иа-Иа и пчела

$1795,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Питер Пэн Оригинальное производство Cel на нарисованном вручную фоне: John and The Lost Boys

2 495,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Робин Гуд, оригинальное производство Cel: Шериф Ноттингема и налогоплательщики

2 495,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Робин Гуд Оригинальное производство Cel: Натси и Робин Гуд

1 995,00 $

Том Энрикес

Король Лев Раскадровка: Шрам, Симба и Сараби

$12 500,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Оригинальное производство Cel: Тинкер Белл

$1 495,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Оригинальный производственный набор чертежей «Спящая красавица»: принцесса Аврора и мнимый принц

$1 495,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Застенчивый оригинальный производственный чертеж

1 195,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Застенчивый оригинальный производственный чертеж

$995,00

Студия Уолта Диснея Искусство

101 Dalmatians Perdita Limited Edition Serigraph Cel

395,00 $

Студия Диснея Арт

Дональд Дак, оригинальное производство, Cel

$995,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Jiminy Cricket Double Original Производство Cel

1 995,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Питер Пэн Оригинальный производственный чертеж: Тинкер Белл

2 995,00 $

Студия Уолта Диснея

Soccermania Original Production Cel: Sport Goofy

$995,00

Студия Уолта Диснея Искусство

Леди и Бродяга Оригинальный производственный чертеж: Джок

1 295,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Русалочка Оригинальный производственный рисунок: принц Эрик

795,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Jiminy Cricket оригинального производства Cel с соответствующим рисунком

$1 495,00

Студия Диснея Арт

Модель Дональда Дака

295,00 $

Студия Уолта Диснея Искусство

Книга джунглей, оригинальное производство, кадр: Балу и Каа

2 495,00 $