Рисовать василису премудрую: Как нарисовать Василису Прекрасную карандашом поэтапно?


25.10.1972 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Как нарисовать Василису Премудрую и Морского царя: фрагмент сказки

  • 3 Марта, 2020
  • Разное
  • Диана Натекина

Многие из нас помнят сказу про Морского царя и Василису Премудрую. Тут есть где разгуляться нашей фантазии — волшебство, погони, опасные испытания и, конечно, любовь.

Как нарисовать Морского царя и Василису Премудрую? Как создать интересный и яркий рисунок по мотивам сказки? В статье мы рассмотрим эти вопросы.

Начало работы

Нам понадобится белый лист, карандаши, ластики. Можно использовать цветные мелки и краски, если хотите получить яркую работу. Также важно выбрать место — лучше расчистить стол, убрать посторонние предметы, включить настольную лампу, проветрить помещение. Но можно приступить к работе и в обычном кафе или сделать набросок в тетрадь в любимом кресле.

Неплохо перед началом работы перечитать эту сказку или посмотреть мультфильмы, полистать изображения русских народных костюмов или сходить в музей, послушать немного русскую народную музыку или «половецкие пляски» из оперы Бородина. Но это все не обязательно — главное, ваше желание творить. Прислушайтесь к своим ощущениям, и тогда вы сами почувствуете, как нарисовать Морского царя и Василису Премудрую или любую другую сказку.

Сказка

Прежде чем приступить к рисованию, давайте вспомним саму сказку. Быть может, есть какие-то детали, которые захочется добавить.

«За тридевять земель, в тридесятом государстве» — примерно так начинается сказка. Жил-был царь, и однажды он уехал в чужие земли и отсутствовал несколько месяцев. Когда он уже держал путь домой, с ним случилась беда. Царь наклонился к водоему попить студеной воды, и вдруг за бороду его схватил Морской царь и не отпускал. «Проси, что хочешь, только пусти!» — взмолился царь земной. На что морской потребовал: «Отдай то у тебя дома, чего ты сам не знаешь». Соглашение было достигнуто.

Царь поехал домой и там обнаружил, что за время его отсутствия родила ему царица сына и ждала его с младенцем на руках. Расстроился царь, горевал, но отступать нельзя. Годы шли, и, когда юноша вырос, стал взрослым, тогда царь сказал ему, что потерял перстень у водоема, чтобы тот нашел украшение.

Парень ходил у воды и искал. И пока бродил, натолкнулся на старушку. Обругал ее в сердцах за столкновение, но потом все же догнал и извинился. И тогда старушка рассказала ему, что он должен сделать: «Притаись за кустом смородины. Прилетят сюда к водоему двенадцать голубиц, а за ними тринадцатая. Они обернутся девицами прекрасными, будут купаться в воде. Скинут сорочки, а ты схвати сорочку последней и не отдавай, пока она не подарит тебе свое кольцо».

Так и произошло. Прилетели голуби и обратились прекрасными девушками, побежали в воду, а та, что прилетела последней, была самой красивой из всех. Похитил Иван-царевич ее сорочку и отдал лишь в обмен на кольцо. Василиса Премудрая (так ее звали) не держала зла и сказала ему отправляться к ее отцу — Морскому царю, ведь его уже поджидают. И Ивану-царевичу ничего не оставалось, как отправиться туда, в подводный мир.

В подводном мире многое оказалось похожим на мир, из которого пришел Иван-царевич. Были и поля, и леса, и настоящий дворец. Тот царь его встретил, недовольный, что пришлось ждать так долго. И он дал Ивану-царевичу сложные задания. Первое задание было почистить поле, выровнять и засеять пшеницей да за один день. И чтоб на утро пшеница взошла. В другой день велел обмолотить пшеницу, да так, чтобы снопов не разбивать и семян не просыпать. А в третий раз захотел царь морской церковь построить из чистого воска. И также дал всего лишь день на исполнение. Все три задания было не под силу выполнить человеку в одиночку, но каждый раз Василиса Премудрая помогала Ивану. Она призывала слуг, муравьев и пчел, чтобы они помогли ему. И так все было выполнено. И Морской царь разрешил Ивану выбрать в жены любую свою дочь. Иван выбрал Василису, и они поженились.

Но прошло время, истосковался Иван Царевич по родным землям. Василиса испугалась, сказала, что отец покарает их, если уйдут они. Но молодые решили сбежать. За ними была погоня. Трижды их догоняли, но Василиса меняла им облик. То превращала в старика и поле, то в церковь, а в третий раз лошадей превратила в озеро, сама стала уточкой, а Ивана превратила в окуня. На этот раз сам Царь морской прибыл и хотел убить их, превратился в хищную птицу, но уточка и окунь ныряли поглубже в водоем, и ничего у Морского царя не вышло.

Иван Царевич и Василиса спаслись, приехали на Русь. Иван поспешил к родителям, но то ли от радости все забыл, то ли случилось что. Он стал жить, будто не знает жены своей, память пропала. Даже уже хотел жениться на другой, но вдруг голубки стали биться в окно. да так отчаянно. Увидел их Иван и все вспомнил. Послал гонцов найти девушку. Василису отыскали, и влюбленные смогли воссоединиться…

Ну вот, сказку вспомнили, осталось решить, о чем будет наша работа. Итак, как нарисовать рисунок про Морского царя и Василису Премудрую?

Рисунок Василисы

Для начала обсудим, как можно создать на бумаге образ Василисы Премудрой, ведь именно она вдохновляла многих художников и поэтов.

Обычно Василису изображают в длинном сарафане, рукава с прорезями и кокошник. Без особых излишеств. Ее образ строгий, гармоничный и женственный. Но никто не запрещает добавить детали и сделать ее наряд чуть более роскошным.

Важно выбрать, как именно ее изобразить. В полный рост? Или это будет портрет с более близкого расстояния?

Намечаем овал — ее лицо, линии тела. Что она делает в этот момент? Просто стоит задумчиво или общается с отцом — Морским царем? Или рядом с Иваном? А может, обращается в птицу? Перечитайте сказку и выберите самый подходящий момент.

Рисуем лицо легкими линиями, намечаем кокошник, черты лица, шею, серьги.

Небольшими штрихами можно наметить тело в выбранной позе, затем «одеть» Василису в русский национальный костюм. Добавить деталей, стереть лишнее. А если рядом добавить старика, ее отца, обозначить морское царство, то легкий рисунок Василисы Премудрой и Морского царя будет готов.

Морской царь

Эта фигура весьма колоритная, хоть персонаж и является антагонистом. В русских сказках и мультфильмах Морского царя изображают как обычного человека. Но в диснеевском мультфильме мы видели скорее мужчину-русалку с рыбьим хвостом. Здесь нам понадобится первый вариант.

Вначале решите, как именно вы хотите нарисовать его. Что он делает? Гоняется за Василисой и Иваном на коне? Или просто отдыхает в окружении тринадцати дочерей? А может, вам захочется нарисовать его в тот самый момент, когда он схватил за бороду земного царя? Выбор за вами.

Рассмотрим по шагам, как можно просто и легко нарисовать царя:

  • Прорисовываем овал — голову.
  • Намечаем фигуру легкими линиями.
  • Чуть более тщательно прорисовываем бороду и костюм.
  • Можно обозначить поднятую руку, корону и мантию.
  • Вкладываем в руку посох. Добавляем башмачки и другие детали.
  • Стираем лишние линии.
  • Раскрашиваем.

Посмотрите на этот коллаж и попробуйте повторить.

Или попробуйте повторить этот простой набросок. Но лицо можно сделать более грозным.

Морского царя обычно изображают с пышной волнистой бородой и усами. Можно выделить много разных прядок.

Прорисовываем черты лица — густые брови, ровный нос, глаза. Можно добавить немного морщинок.

Царя не забываем одеть в королевские одежды, но все же они весьма легкие. Хорошо будут смотреться украшения: корона, трезубец и браслеты. Если он в этот момент сидит — то роскошный трон. И обозначить морские глубины. В сказке подводный мир похож на наш, но никто не мешает добавить фон на морскую тематику.

Детали

Прежде чем решить, как нарисовать Василису Премудрую и Морского царя или других персонажей, важно выбрать место. Где происходит данное событие? В подводном мире или на земле?

В первом случае можно добавить интересных морских деталей — фон будет синим или нежно-голубым, можно обозначить сестер героини, жемчуг, морских обитателей. Нарисовать ракушки, рыб, кораллы, обломки кораблей, медуз, водоросли. Для фона выбираем голубые и синие оттенки. Существует огромное количество флоры и фауны, что обитают глубоко под водой. Но можно добавить и земные детали — замок царя, например. Не забываем «заземлить» картинку. Прорисовать дно и растения на нем.

Если рисуем наш мир, то можно добавить что-то более русское, национальное — терем царя, березки, поля, окружающих людей в русских национальных одеждах. Дайте волю фантазии!

Заключение

Итак, теперь мы вспомнили сказку и поговорили о том, как нарисовать Василису Премудрую и Морского царя. Каждый сам решает, какой фрагмент этой сказки нравится ему больше всего, какую мысль захочется передать. Следует приложить немного терпения, вдохновения — и все получится.

Похожие статьи

Разное

Как нарисовать девушку из аниме карандашом поэтапно

Разное

Как пересадить хлорофитум в домашних условиях? Удобрения и грунт для хлорофитума

Разное

Как нарисовать осень: топ 5 способов

Разное

Как сделать станок своими руками: пошаговое руководство, фото

Разное

Как из шариков делать игрушки: несколько вариантов с фото

Разное

Как нарисовать нитки с иголкой? Урок рисования для детей

Как нарисовать эпизод из Царевна-лягушка поэтапно 4 урока

СОВЕТ: Выражения типа, «Какой я несчастный!» вам не помогут.

Спасибо +15065

Главная » Советские мульт-мы » Царевна-лягушка

Уже нарисовал +0 Хочу нарисовать +0 Спасибо +0

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Как нарисовать эпизод: Ивана-царевич, яйцо и щука
  • Как нарисовать фрагмент из сказки Царевна-лягушка
  • Как нарисовать момент из сказки Царевна-лягушка
  • Как нарисовать сюжет из сказки Царевна-лягушка

Сказка «Царевна-лягушка» имеет интересный сюжет и захватывающую историю Ивана-царевича – младшего сына царя. Поэтому можно не ограничивать себя только рисованием героев, но и нарисовать сразу небольшой эпизод. Например, тогда, когда юноша достал яйцо из реки при помощи щуки, разбил его и разломил иглу, которая была в середине.

Необходимые материалы:

  • лист бумаги нужного размера;
  • простой карандаш;
  • набор цветных карандашей;
  • ластик;
  • черный маркер;
  • белая гелевая ручка.

Как нарисовать эпизод: Ивана-царевич, яйцо и щука

  • Шаг 1

    Намечаем каменистый берез реки и голову щуки из-под воды.

  • Шаг 2

    Вырисовываем детально камни и щуку, а также небольшие волночки на воде. Простым карандашом намечаем силуэт Ивана-царевича, который стоит на одной колене.

  • Шаг 3

    Рисуем голову и одежду царевича.

  • Шаг 4

    Вырисовываем руки и ноги, а также добавим разбитое яйцо на одном из камней. В руках Ивана-царевича рисуем разломленную иглу.

  • Шаг 5

    Рисуем лицо героя и ластиком убираем лишние детали с наброска.

  • Шаг 6

    Создаем обводку рисунка черным маркером, чтобы получить контур.

  • Шаг 7

    Закрашиваем одежду, обувь и головной убор Ивана.

  • Шаг 8

    Используем зеленый и красный цвет для прорисовки щуки.

  • Шаг 9

    Камни у берега закрашиваем коричневым оттенком, а вот воду реки создадим голубым.

  • Шаг 10

    Искра вокруг игры закрашиваем желтым карандашом. Далее рисуем блики и тень и получаем готовый красочный рисунок эпизода из сказки о Царевне-лягушке.

Автор урока: vikl-art

Как нарисовать фрагмент из сказки Царевна-лягушка

Изобразим фрагмент из сказки Царевна-лягушка, где Василиса Премудрая на пире стала танцевать и перед гостями появилось озеро и белые лебеди.
Необходимые материалы:

  • лист бумаги нужного размера;
  • простой карандаш;
  • набор цветных карандашей;
  • ластик;
  • черный маркер;
  • белая гелевая ручка.
  • Шаг 1

    Намечаем силуэт Царевны-лягушки, которая превратилась в девушку.

  • Шаг 2

    Дорисовываем плавные линии рук, которые находятся в танце. Также на этом этапе вырисовываем платье.

  • Шаг 3

    Рисуем контур лица и добавляем черты. Вырисовываем кокошник на голове, а также длинные волосы в косе с бантами.

  • Шаг 4

    На переднем плане рисуем большого лебедя.

  • Шаг 5

    Добавляем брызги воды и часть озера, которые появились во время танцев.

  • Шаг 6

    Создаем обводку фрагмента из сказки, используя черный линер или маркер.

  • Шаг 7

    Прорисовываем яркими цветами платье, кокошник и банты.

  • Шаг 8

    Теперь применим светло-коричневый карандаш для волос девушки и клюва лебедя. Дополнительно в этом этапе закрашиваем личико и руки девушки бежевым оттенком.

  • Шаг 9

    Воду и брызги закрашиваем голубым и синим цветом.

  • Шаг 10

    Дополнительно рисунок прорабатываем черными и белыми штрихами, чтобы получить долгожданный объем. Готово!

Автор урока: vikl-art

Как нарисовать момент из сказки Царевна-лягушка

Нарисуем момент из сказки, где Иван-царевич принес каравай к царю от своей жены.
Необходимые материалы:

  • лист бумаги нужного размера;
  • простой карандаш;
  • набор цветных карандашей;
  • ластик;
  • черный маркер;
  • белая гелевая ручка.
  • Шаг 1

    Намечаем силуэт царя.

  • Шаг 2

    Теперь с правой стороны рисуем силуэт младшего сына, который держит каравай от Царевны-лягушки.

  • Шаг 3

    Вырисовываем голов и лицо царя, а также шикарную корону и наряд. Добавим каравай.

  • Шаг 4

    Более детально вырисовываем образ короля со всеми деталями, а также переходим к хлебу, который испекла Царевна-лягушка.

  • Шаг 5

    Рисуем голову, одежду, сапоги и головной убор Ивана-царевича.

  • Шаг 6

    Полученный набросок момента из сказки прорабатываем линером или маркером.

  • Шаг 7

    Закрашиваем бордовым карандашом участки одежды Ивана-царевича и царя.

  • Шаг 8

    Добавим в рисунок синие, желтые, оранжевые и зеленые цвета.

  • Шаг 9

    Дополнительно прорисовываем кожу героев, седую бороду и волосы царя, а также придаем объем за счет серного и белого карандаша.

    Вот и готов рисунок, а именно момент из сказки «Царевна-лягушка».

Автор урока: vikl-art

Как нарисовать сюжет из сказки Царевна-лягушка

Нарисуем сюжет сказки, где после пира прибегает Василиса Премудрая, которая не может найти свою лягушачью кожу.
Необходимые материалы:

  • лист бумаги нужного размера;
  • простой карандаш;
  • набор цветных карандашей;
  • ластик;
  • черный маркер;
  • белая гелевая ручка.
  • Шаг 1

    Намечаем печь, в котором горит шкура лягушки. Внизу рисуем часть дров для растопки, а вверху – пламя.

  • Шаг 2

    Намечаем с левой стороны силуэт Ивана-царевича.

  • Шаг 3

    С правой стороны будет находится Василиса Премудрая, которая испугалась, что нет лягушачьей кожи.

  • Шаг 4

    Более детально рисуем героев сказки.

  • Шаг 5

    Вырисовываем волосы и лица Ивана-царевича и Василисы Премудрой. В огне прорисовываем силуэт лягушачьей кожи.

  • Шаг 6

    Для дальнейшем прорисовки полученный набросок прорабатываем черным маркером.

  • Шаг 7

    Закрашиваем печь бежевым карандашом, а детали – коричневым, красным, оранжевым. Также создадим цвет и пылающей лягушачьей шкурке.

  • Шаг 8

    Переходим на царевица и прорисовываем его наряд.

  • Шаг 9

    Теперь уделим время Василисе Премудрой.

  • Шаг 10

    Рисуем волосы и кожу героев.

  • Шаг 11

    Создаем объем сказочному рисунку, используя черный и белый карандаш. Вот и готово!

Автор урока: vikl-art

Также можете нарисовать

Онлайн-курсы по рисованию

Рефлекс скетчера

21 урок

«Курс про линию и цвет, про лето, воду и солнце, а ещё про впечатления, которые хочется сохранить в скетчбуке. На курсе мы учимся сочетать естественную красоту акварели с графичностью сухих материалов, таких как пастельные карандаши, ручки и акриловые маркеры….

Подробнее о курсе

Понравился урок? Жми спасибо и делись с друзьями!!

Уже нарисовал +0 Хочу нарисовать +0 Спасибо +0

Комментарии

Процесс иллюстрации – Давно утерянные сказки

ПУТЕШЕСТВИЕ Оставить комментарий Библиотека АтенеумАвстралийское общество сказоксказкиЛорена КэррингтонSerenity PressВасилисаВасилиса Премудрая

Когда вы смотрите на иллюстрации Лорены, вы видите краски? Чернила? Вырезы из бумаги? Ее работы, безусловно, вдохновлены невероятными иллюстрациями Артура Рэкхэма пером и тушью, а также акварелью и вырезными работами Яна Пенковски, но она использует совершенно другой метод. В отрывке из доклада, который она недавно представила на конференции Австралийского общества сказок, Лорена описывает свой метод своими словами:0007

Я полностью работаю с фотографией, что многих удивляет. Эти работы не картины и не рисунки. Вместо этого я фотографирую множество отдельных элементов и монтирую их вместе в Photoshop.

Вернемся к началу моего процесса. Моя работа всегда начинается с того, что дает мне пейзаж. Я собираю маленькие сокровища — листья, камни, кости животных — и фотографирую их, а затем складываю в цифровые папки, готовые к рисованию.

Как вы можете видеть ниже, мост из костей сделан из целого скелета лисы, с парой других черепов, добавленных для верности. Примерно год назад у нас гостили друзья, и они вернулись с прогулки в кустах возле нашего дома с узелком, завернутым в шелковый шарф. «У нас есть для вас подарок!» Развернув его с размаху, они обнаружили груду белых костей — скелет лисы! Когда я снова собрал его, я был взволнован, обнаружив, что он был полностью цел, за исключением нескольких крошечных пальцев.

Я сфотографировал их один за другим на лайтбокс и аккуратно собрал в фотошопе. В итоге это изображение было создано из 72 отдельных фотографий и послужило основой для одной из иллюстраций к «Радужному принцу» в Василисе «Премудрые и другие сказки храбрых девиц»:

Начну с фотографирования нужных мне кусочков. , либо на выезде (обычно на корточках где-нибудь влажно!) либо дома на лайтбоксе. Световой короб дает мне нужный мне силуэт, который я затем уточняю в Photoshop. Если я фотографирую крупный объект, например человека, я устанавливаю студийный свет, освещая стену за объектом, но не сам объект.

Затем я загружаю фотографии на компьютер и делаю необходимые корректировки. Они сохранены в моей *гм* чрезвычайно хорошо организованной файловой системе , готовой к использованию.

Я обычно начинаю новое изображение с компонентов силуэта. Я либо использую их как самих себя — деревья, людей и т. д. — либо создаю существ из множества отдельных фотографий. Например, лисий мост или существа, которых я не смог бы сфотографировать сам. Вот несколько животных, которых я создал из палочек, листьев, костей… вещей с лесной подстилки. Создавая составное существо, я стараюсь учитывать его окружение в рассказе и иллюстрации и использовать объекты, которые вы там найдете. Таким образом, они созданы из собственного «ландшафта».

После того, как я создал силуэты, я накладываю слой на фон, который часто создается из нескольких фотографий, объединенных вместе. И вот, после процесса сбора, фотографирования, редактирования, монтажа и наложения слоев, который может занять от нескольких часов до многих дней, у нас есть готовое изображение.

Вы можете увидеть, как Лорена рассказывает о Василисе Премудрой и других сказках отважных девушек в библиотеке Атенеум в Мельбурне в этот четверг вечером (20 июля) в рамках вечера сказок Австралийского общества сказок. Вместе с певцами, рассказчиками и писателями она обсудит предстоящую книгу и свой творческий процесс.

И не забудьте оформить предзаказ на Василису Премудрую. Первые 1000 предзаказов сопровождаются бесплатным подарком, так что не пропустите!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Василиса Прекрасная | TOTA

Примечание : Эта статья была взята из более крупной работы, находящейся в общественном достоянии, и опубликована здесь из-за ее исторической ценности. Он может содержать устаревшие идеи и формулировки, не отражающие мнения и убеждения TOTA.

«Василиса Прекрасная», с Русские народные сказки Александра Афанасьева Николаевича, 1916.

Жил-был купец, женатый уже двенадцать лет и имевший единственную дочь Василису Прекрасную. Когда умерла мать, девочке было восемь лет. На смертном одре мать позвала к себе девицу, вынула из-под одеяла куклу, сказала: «Василисушка, выслушай мои последние слова. Я умираю, и я оставлю тебе благословение моей матери и эту куклу. всегда при тебе, но никому не показывай его, и никакая беда не постигнет тебя. Накорми его и спроси совета. После того, как он поест, он расскажет тебе, как избежать твоего зла». Потом жена поцеловала дочь и умерла.

После смерти жены купец оплакивал, как надлежало, а потом подумал о второй жене. Он был красивым мужчиной и находил много невест, но одна вдова ему нравилась больше всех. Она была уже не молода и имела двух дочерей, примерно ровесниц Василисы. Так что она была опытной хозяйкой и матерью. Купец женился на ней, но ошибся, потому что она не годилась для его дочери.

Василиса была прекраснейшей девицей во всем селе, и поэтому мачеха и сестры завидовали ей. И они мучили ее, наваливая на нее всю работу, какую только могли, чтобы она похудела и уродилась, и загорела от ветра и солнца. И ребенок прожил тяжелую жизнь. Василиса же безропотно делала всю свою работу и всегда становилась все красивее и полнее, а мачеха и ее дочери, от одной только злости, худели и безобразничали. И все же они сидели целыми днями, сложив руки, как прекрасные дамы. Как это могло произойти?

Это кукла помогла Василисе. Без нее дева никогда бы не справилась со своей задачей. Сама Василиса часто ничего не ела, а самые вкусные куски оставляла для куклы; и когда ночью все ложились спать, она запиралась внизу в своем погребе, давала кукле есть и говорила: «Куколка, ешь и слушай мое горе. Я живу в доме моего отца, и участь моя тяжела. Моя злая мачеха мучает меня из белого мира. Научи меня, что я должен делать, чтобы вынести эту жизнь.

Тогда кукла дала ей добрый совет, утешила ее и сделала за нее всю ее утреннюю работу. Василисе велели идти гулять, цветы срывать; и все ее клумбы были убраны вовремя, весь уголь привезен, и кувшины с водой привезены, и очаг раскален. Кроме того, кукла научила ее знанию трав; так, благодаря своей кукле, у нее была веселая жизнь; и годы шли.

Василиса подросла, и ее искали все хлопцы в деревне. А на мачехиных дочек никто не смотрел; а мачеха озлобилась еще больше и ответила всем своим женихам: «Я не отдам старшей дочери, пока не отдам старших». Она отослала всех торгашей и, чтобы показать, как ей приятно, осыпала Василису ударами.

Однажды купец должен был надолго уехать по делам; так что мачеха тем временем перешла в новый дом близ дремучего дремучего леса. В лесу был луг, а на лугу избушка, а в избушке жила баба-яга, которая никого не пускала и ела людей, как птиц. На ходу мачеха отправляла ненавистную падчерицу в лес, но возвращалась она всегда совершенно невредимой, ибо кукла указывала ей дорогу, по которой можно было миновать избушку Бабы Яги.

Вот и пришла однажды жатва, и мачеха дала всем трем девицам задание на вечер: одной кружево плести, другой чулок сшить, а Василисе прясть. Каждый должен был сделать определенную сумму. Мать потушила все костры во всем доме и оставила гореть только одну свечу там, где девы работали, а сама легла спать. Девы работали дальше. Свеча догорела, и одна из дочерей мачехи взяла нюхательные табаки, чтобы срубить фитиль. Но мачеха велела ей потушить свет как бы случайно.

«Что теперь делать?» Они сказали. «В доме нет огня, и наша работа не окончена. Мы должны получить огонь от Бабы Яги».

«Я вижу по иголкам», — сказал тот, кто плел кружево.

— Я тоже не пойду, — сказал второй, — потому что мои спицы дают мне достаточно света. Ты должен пойти и развести огонь. Иди к бабе-яге!» И выгнали Василису из комнаты.

И пошла Василиса в свою комнату, поставила перед куклой мясо и питье и сказала: «Куколка милая, съешь и выслушай мою жалобу. Посылают меня к Бабе-Яге на огонь, и Баба-Яга меня съест». 0007

Потом Куколка поела, и глаза ее засверкали, как два светильника, и сказала она: «Ничего не бойся, Василисушка. Делай, что говорят, только меня с собой возьми. Пока я с тобой, Баба-Яга не может тебе повредить .» Василиса положила куклу в карман, перекрестилась и, дрожа, пошла в темный лес.

Вдруг мимо нее проскакал рыцарь на коне весь в белом. Плащ его был бел, и конь его, и поводья его; и стало светло. Она поехала дальше, и вдруг проехал другой всадник, который был весь в красном, и конь у него был красный, и одежда его: и взошло солнце, шла Василиса и ночь, и другой день. На следующий вечер она пришла на луг, где стояла избушка Бабы Яги. Ограда вокруг хижины состояла из человеческих костей, а на кольях сверкали пустыми глазами скелеты. И вместо дверных проемов и ворот были ноги, и вместо засовов были руки, и вместо замка была пасть с острыми зубами. И Василиса похолодела от испуга.

Внезапно мимо проскакал еще один всадник. Он был весь в черном, на угольно-черном коне, в угольно-черном плаще. Он бросился к двери и исчез, как будто земля поглотила его: и была ночь. Но тьма длилась недолго, ибо у всех скелетов на заборе заблестели глаза, и стало светло, как днем, на всей зелени.

Василиса задрожала от страха, но осталась стоять, ибо не знала, как ей спастись. Вдруг в лесу послышался страшный шум, заскрипели ветки деревьев и затрещали сухие листья. И из леса баба-яга вогнала внутрь ступу с пестиком, а метлой замела всякий след своих шагов. У дверей она остановилась, обнюхала всю дорогу и закричала:

«Фи, Фо, Фи, Фум, чую кровь русской мамы!

«Кто там?»

Василиса, содрогаясь от страха, подошла к ней, поклонилась низко до земли и сказала: «Мама, я здесь. Мачехины дочери послали меня к тебе просить огня».

— Хорошо, — сказала Баба-Яга, — я их знаю. Оставайтесь со мной, работайте на меня, и я дам вам огня.

Тогда она подошла к двери и закричала: «Эй, мои крепкие засовы, отойдите, моя крепкая дверь, распахнитесь!» И дверь распахнулась, и вошла Баба-Яга, свистя и жужжа, и Василиса за нею.

Тут дверь закрылась, а Баба-Яга растянулась в комнате и говорит Василисе: «Дай мне, что есть в печи. Я голодна».

Так Василиса зажгла осколок от черепов на изгороди и принесла Бабе-Яге еды из печи, а еды там на десять человек хватило. Из погреба она принесла квас, медовуху и вино. Баба Яга все съела и выпила. Но осталось Василисе немного супа какого-то, да корочка хлеба да кусок свинины.

Баба Яга легла спать и сказала: «Утром, завтра, когда я уйду, ты должен двор вычистить, комнату вычистить, приготовить обед, постирать, пойти в поле, заварить четверть овса, просейте все и проследите, чтобы все было готово до того, как я приду домой. Иначе я вас съем».

И, как только она отдала все распоряжения, она начала храпеть.

Василиса поставила остаток обеда перед куклой и сказала: «Куколка, съешь его и послушай мое горе. Тяжелы задачи, которые поставила передо мной Баба Яга, и она грозит съесть меня, если я не выноси их всех. Помоги мне!»

«Не бойся, Василиса, прекрасная девица. Ешь, молись и ложись спать, ибо утро вечера мудренее.»

На другой день очень рано проснулась Василиса. Баба Яга уже встала и смотрела в окно. Блеск в глазах черепов померк; промчался белый всадник: и рассвело. Вышла баба-яга на двор, и свистнула, и ступа, и пестик, и веник явились тотчас, и всадник красный проехал: и солнце взошло. Баба Яга села в ступу и пошла, ступу пестиком тыча, а веником всякие следы своих шагов сметала.

Василиса, оставшись совсем одна, осмотрела дом Бабы Яги, подивилась всему скопившемуся богатству и стала думать, с чего же ей начать. Но вся работа уже была сделана, и кукла отсеяла самые последние колосья овса.

«О, мой спаситель!» сказала Василиса. «Вы помогли мне в моей большой нужде».

«Теперь только обед приготовить», — ответила кукла и залезла обратно в карман Василисы. — С божьей помощью приготовь его и оставайся здесь в тихом ожидании.

Вечером Василиса постелила скатерть и стала ждать Бабу Ягу. Наступило сумрак, и черный всадник проехал мимо: и сразу стало темно, но глаза в черепах засветились. Деревья вздрогнули, листья затрещали, Баба Яга въехала, и Василиса встретила ее.

«Все сделано?» — спросила Баба-Яга.

«Да, бабушка: смотри!» — сказала Василиса. Очень хорошо!» Затем она воскликнула: «Вы, мои верные слуги, друзья моего сердца! Собери мой овес». Тогда явились три пары рук, схватили овес и унесли его.0007

Баба-яга поужинала и, перед тем как лечь спать, еще раз приказала Василисе: «Завтра делай то же, что ты сделала сегодня, но и сено, которое лежит на моем поле, очисти от каждый след земли, каждый колос. Кто-то, назло, смешал с ним землю».

И, как только она это сказала, повернулась к стене и захрапела.

Василиса тотчас же принесла свою куклу, которая поела, и сказала, как накануне: «Помолись и ложись спать, ибо утро вечера мудренее. Все будет сделано, Василисушка».

Наутро Баба Яга встала и стала у окна, а потом вышла на двор и свистнула; и ступа, и веник, и пест явились тотчас, и красный всадник проехал мимо; и взошло солнце. Баба Яга села в ступу и пошла, заметая по-прежнему следы свои.

Василиса все приготовила с помощью своей куклы. Потом вернулась старуха, все осмотрела и говорит: «Эй, мои верные слуги, друзья сердца моего! Сварите мне макового масла». Затем подошли три пары рук, схватили маки и унесли их. Баба Яга села ужинать, а Василиса молча села пред ней. «Почему ты не говоришь, почему ты стоишь там, как будто ты немой?» — спросила Баба Яга.

«Я не осмелился ничего сказать, но если бы я мог, я хотел бы задать несколько вопросов.»

«Спрашивайте, но не каждый вопрос оказывается удачным: слишком много знать — слишком старо.»

«Все-таки я хотел бы спросить вас о некоторых вещах, которые я видел. По дороге к вам я встретил белого всадника, в белом плаще, на белом коне: кто он?»

«Ясный день».

«Потом меня догнал красный всадник, на красном коне, в красном плаще: кто он был?»

«Красное солнце».

«Что означает черный всадник, который обогнал меня, когда я подходил к твоей двери, бабушка?»

«Это была темная ночь. Это мои верные слуги.»

Василиса тогда подумала о трех парах рук и ничего не сказала.

«Почему ты больше не спрашиваешь?» — спросила Баба-Яга.

«Я знаю достаточно, потому что ты сам говоришь «слишком знать — слишком стар».

«Хорошо, что ты спрашивал только о том, что видел во дворе, а не о вещах без него, ибо я не люблю, когда люди рассказывают сказки вне школы, и съедаю всех, кто слишком любопытен. А теперь я спрошу тебя, как тебе удалось выполнить всю ту работу, которую я тебе дал?»

«С благословения моей матери!»

«Ах, убирайся скорее с тобой, блаженная дочь, никто блаженный не может остаться со мной!»

Так выгнала Василису из комнаты и пинком к двери, взяла с забора череп с горящими глазами, надела на посох, отдала ей и сказала: «Теперь у тебя есть огонь для дочерей твоей мачехи, ибо именно поэтому они послали вас сюда».

Тогда Василиса побежала домой со всех ног при свете черепа; и вспышка в нем погасла с рассветом.

К вечеру следующего дня она дошла до дома и собиралась выбросить череп, когда услышала глухой голос, исходивший из черепа и говорящий: «Не бросай меня. дом.» И она посмотрела на дом своей мачехи и увидела, что ни в одном окне нет света, и решила войти с черепом. Ее приняли дружелюбно, и сестры сказали ей, что с тех пор, как она уехала, у них не было огня; они не смогли сделать ни одного; и все, что они одолжили у своих соседей, ушло, как только оно попало в комнату.

«Возможно, ваш огонь может гореть!» сказала мачеха.

Вот и вынесли череп в комнату, а горящие глаза посмотрели в глаза мачехе и дочерям и выпалили им глаза. Куда бы они ни пошли, они не могли избежать его, ибо глаза преследовали их повсюду, и наутро они все сгорали дотла. В живых осталась одна Василиса.

Тогда Василиса закопала череп в землю, заперла дом и пошла в город. И она попросила бедную старуху отвести ее домой и накормить ее, пока не вернется ее отец; сказала она старухе: «Матушка, сидеть здесь без дела мне скучно. Пойди купи мне самого лучшего льна; я хотела бы прясть».

Пошла старуха и купила хорошего льна. Василиса принялась за работу, и работа пошла весело, и моток был гладок и тонок, как волосы, а когда пряжи было много, никто не брался за ткачество, так она обратилась к своей кукле, которая сказал: «Принеси мне откуда-нибудь старый гребень, старое веретено, старый челнок и немного лошадиной гривы, и я сделаю это для тебя».

Василиса легла спать, а куколка в эту ночь сделала прекрасную табуретку-прялку; и к концу зимы весь лен был соткан, и он был так тонок, что его можно было протянуть, как нить через игольное ушко. А весной белье выбелили, и сказала Василиса старой барыне: «Пойди, продай сукно, а деньги оставь себе».

Старуха увидела сукно, полюбовалась и сказала: «О, дитя мое! Никто, кроме царя, никогда не мог носить такое тонкое полотно; я понесу его в суд».

Старуха подошла к царскому дворцу и все ходила перед ним взад-вперед.

Царь увидел ее и сказал: «Ах, женщина, что тебе надо?»

«Всемогущий царь, я приношу тебе чудесные товары, которые никому, кроме тебя, не покажу.»

Царь велел дать аудиенцию старухе, и как только он увидел белье, то очень им восхищался. «Что ты хочешь за это?» — спросил он ее.

«Это бесценно, батюшка, — сказала она; «Я дам его вам в подарок.»

Царь подумал и отослал ее с богатыми наградами.

Теперь царь хотел, чтобы из этого же полотна шили рубашки, но не мог найти ни одной швеи, которая взялась бы за работу. И он долго думал и, наконец, снова послал за старухой и сказал: «Если ты умеешь прясть это полотно и ткать, то, может быть, ты сможешь из него сшить рубаху?»

«Я не умею ткать и прясть холст,» сказала старуха; «Только девица может, кто остается со мной.»

«Ну, она может работать.»

Женщина пошла домой и все рассказала Василисе.

«Я знал, что должен работать!» сказала Василиса. И она заперлась в своей комнатке, принялась за работу и никогда больше не опускала руки на колени, пока не сшила дюжину рубашек.

Старуха принесла царю рубахи, а Василиса умылась, причесалась, оделась, села у окна и стала ждать. Потом явился царский ставленник, вошел в комнату и сказал: «Царю бы хотелось видеть художницу, которая сшила ему рубахи, и он хочет вознаградить ее своими руками».

Василиса Прекрасная пошла к царю. Когда он увидел ее, он глубоко влюбился в нее. — Нет, прекраснейшая девица, я никогда не расстанусь с тобой. Ты должна быть моей женой.

Так взял царь Василису с белыми руками, поставил рядом с собою и велел звонить в колокола на свадьбу.

Comments