Рисование с натуры: Радлов Н. Рисование с натуры. — Ленинград, 1935


02.06.1972 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Радлов Н. Рисование с натуры. — Ленинград, 1935

  

 

 

Рисование с натуры / Н. Радлов. — Ленинград : Издательство Областного союза советских художников, 1935. — 91 с., ил.

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

Для теоретической разработки творческого процесса художника сделано чрезвычайно мало. У нас нет даже ни одной книги, в которой более или менее последовательно были бы изложены основные принципы рисования. Между тем в условиях борьбы за мастерство советского изоискусства больше чем когда бы то ни было необходимо иметь исследования об основных принципах рисования и о том, как эти принципы применялись и применяются в творчестве того или иного художника. И это тем более необходимо теперь потому, что советское изобразительное искусство имеет новые, высшие познавательные возможности, требующие глубоко осознанного использования всех его средств. Только серьезно изучив элементы рисования и их применение, советский художник может поднять язык искусства до уровня идей эпохи.

 

Поэтика в литературе, гармония и полифония в музыке не только получили признание науки, но и в известной мере очертили круг проблем, подлежащих разработке. В изобразительном искусстве еще никто не пытался изложить различие рисования с натуры от графического рисования (или рисования по памяти). Отставание изобразительного искусства и на этом фронте очевидно.

 

Предлагаемая вниманию читателей книга Н. Э. Радлова „Рисование с натуры“ является первой из серии книг по вопросам методики, техники, технологии и т. д. изоискусства, которая будет выпущена Издательством ЛОССХ. В названной книге Н. Э. Радлов попытался изложить — впервые в нашей литературе — основные принципы рисования с натуры, его отличие от других видов рисования и его значение не только для учащегося, но и для законченного художника. Автор не дает догматического определения того или иного приема рисования с натуры, он только старается поставить вопрос и нащупать его разрешение. Сам автор неоднократно подчеркивает, что решение поставленных проблем далеко не окончательное и не безапелляционное.

 

Вот почему, несмотря на спорность ряда положений, Редакция считает, что предлагаемая книга Н. Э. Радлова представляет большой интерес.

 

„Рисование с натуры“ рассчитано на творческих работников в области изоискусства, на учащихся художественных школ и на рабочих — участников самодеятельных кружков, которым книга может дать полезные советы для решения возникающих в процессе рисования проблем.

 

РИСУНОК И КОПИЯ

 

Умеющий проводить четкие линии карандашом или пером, скопировать с большой точностью чужой рисунок или со сходством, „на память“ изобразить профиль знакомого — еще не „рисует“. Вопросы собственно рисунка как элемента творческого процесса возникают с того момента, когда перед художником поставлена задача — дать на листе бумаги образное изображение находящегося перед ним предмета.

 

Правда, этой задачей, как бы сложна она ни была, не ограничивается искусство рисования. Рисование в дальнейшем художнику понадобится для изображения предметного мира по памяти, и искусство непосредственного изображения видимой натуры быть может отойдет на второй план. Все это будет зависеть от того или иного вида художественного творчества, которым обусловливается применение рисунка.

 

Но на известной ступени художественного развития рисование с натуры является основной задачей. И можно утверждать, что, не разрешив этой задачи для себя, не научившись

рисовать в собственном смысле этого слова, нельзя двигаться дальше по путям изобразительного творчества. Мы, впрочем, с самого начала должны напомнить, что возможность совершенствования в искусстве неограниченна, как безграничен и сам предмет художественного познавания, т. е. объективный мир, и потому само выражение „умение рисовать“ чрезвычайно растяжимо. Ни один художник не сможет успокоиться на каком-то достигнутом им уровне умения, если он не хочет остановиться в своем художественном развитии. Быть может наоборот, — по поговорке: чем дальше в лес, тем больше дров, — по мере углубления в рисунок, эту основу изобразительного творчества, перед художником будут возникать все новые вопросы и новые проблемы, требующие своего разрешения. И все-таки, отлично помня все это, мы можем говорить об умении рисовать с натуры, как о чем-то определенном, хотя бы в учебном значении этого слова. Как выяснится в дальнейшем, мы подразумеваем под этим верно поставленный глаз и верно поставленную руку, т. е. сознательное отношение к целям и к средствам изображения: к изображаемому предмету и к изобразительным материалам. Рисование с натуры — единственный способ достичь этого.

 

Но оно важно не только начинающему, как средство воспитания руки и глаза. Рисование с натуры — постоянное необходимое упражнение и для зрелого художника даже в тех случаях, когда его творчество далеко от непосредственного изображения натуры. Иллюстратор, график, карикатурист рисуют предмет по памяти. В их работе применение рисования с натуры обычно вовсе отсутствует. И все-таки мы сразу различим иллюстратора, который бросил упражняться в рисовании с натуры, по той застылости, условности формы, которая как бы стабилизируется в его творчестве. Ведь рисуя по памяти, мы переносим на бумагу образ предмета, образ, отложившийся в результате долгих наблюдений и изучения.

Это знание предмета и надо постоянно расширять, освежать новым и новым зрительным опытом, иначе оно застывает, делается штампом. Посредственного карикатуриста или иллюстратора вы сумеете узнать по вечно повторяющимся носам, одинаковым поворотам фигуры, по всегда одним и тем же формам башмаков. Художник, который, достигнув некоторого умения в изображении по памяти, посвятил себя „творчеству“ и отвернулся от изучения натуры, обрекает свою дальнейшую работу на самую серую посредственность.

 

Итак, рисование с натуры является необходимой ступенью художественного развития. И не только необходимой, но и совершенно самостоятельной, т. е. не связанной с обычными начальными упражнениями по копированию образцов или по рисованию по памяти.

 

Это обстоятельство требует некоторого уяснения. Для людей, далеких от изобразительного искусства, кажется непонятным, почему человек, умеющий добросовестно и со всеми подробностями срисовать готовый рисунок, изображающий, скажем, дерево или дом, не в состоянии нарисовать то же дерево или дом непосредственно с натуры.

Казалось бы, он владеет техникой, т. е. проводит на бумаге линии в должном направлении и умеет положить пятно должной силы и глубины тона, а между тем, находясь лицом к лицу с простейшим предметом, сотни раз им виденным и может быть даже копированным с чужого рисунка, он становится в тупик. Перед ним как будто возникает новая, ничем не напоминающая прежнее копирование задача.

 

И действительно дело обстоит именно так. Это должен усвоить себе всякий желающий учиться рисованию. Рисование с натуры не имеет ничего общего с копированием. Иметь это в виду следует и тем, кто называет копированием точное изображение натуры. Ведь в результате копирования должно возникнуть повторение предмета, по возможности ничем не отличающееся от оригинала. Оригинал и копия должны быть схожи, как два экземпляра одной и той же газеты или две коробки спичек одной фабрики. В этих случаях мы имеем дело с механическим репродуцированием, с наисовершеннейшим техническим способом производства копий.

 

Но, возразят нам, ведь и рисунок с натуры должен быть по возможности схожим с оригиналом, передавать, воспроизводить с возможной точностью черты, присущие оригиналу.

 

В таком рассуждении допускается ошибка, которую нетрудно вскрыть. Под словами: сходство, воспроизведение, копирование, понимается в данном случае нечто совершенно иное, чем в процессе технического репродуцирования. В самом деле, попробуем сличить без всякой предвзятой мысли и без всякого заранее имеющегося у нас взгляда на искусство эти два стоящие перед нами предмета: дом и рисунок, изображающий этот дом. Мы убедимся тогда, что общность между домом и рисунком есть только общность между предметом и его кажимостью. В первом случае перед нами предмет определенного функционального назначения, огромный, имеющий пространственную протяженность, т. е. три измерения, определенным образом окрашенный и освещенный, во втором — плоский лист бумаги с нанесенными на него плоскими же бескрасочными штрихами и пятнами.

Поэтому при сравнении изображения с изображаемым само понятие сходства получает совсем другой смысл, чем оно имело тогда, когда мы сравнивали друг с другом два номера газеты, и термин „воспроизводить“, „копировать“ пережил также сильнейшее изменение. Вот почему умеющий копировать рисунок оказывается совершенно беспомощным, когда ему надо „скопировать“ натуру. Перед ним встала новая творческая задача, ничего общего не имеющая с первой, с механическим копированием.

 

Когда мы говорим что, два предмета похожи друг на друга, — мы

сравниваем их. Путем сравнения мы устанавливаем черты сходства и различия. Но ведь не всякие предметы можно сравнить друг с другом. Логика учит нас, что для того, чтобы два предмета могли быть сравниваемы, они должны иметь общий признак. Можно сравнивать двух людей: общий признак — тот, что они люди, — допускает установить и различие между ними; картину и статую — их объединяет то, что они обе — произведения изобразительного искусства. Но нельзя сравнивать павлина и термометр или, говоря общеизвестной поговоркой, гвоздь и панихиду.

 

Тем не менее неверно будет думать, что сравнивать рисунок и пространственный предмет невозможно. Ибо опыт учит нас иному. Мы прекрасно знаем, что, глядя на рисунок и на натуру, с которой сделан этот рисунок, мы сравниваем изображение с натурой, устанавливаем черты сходства и определяем различия. Более того, каждый рисующий с натуры, с самого начала понимает, что весь процесс рисования, представляющий собой выражение в специфических формах познаваемого предмета, основан на постоянном сравнивании, сличении рисунка и объекта изображений.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От редакции.. 5

Рисунок и копия.. 7

Плоскостность и объемность.. 10

Два способа рисования.. 15

Компановка (композиция) рисунка.. 19

Законы композиции.. 21

Принципы компановки.. 24

Обобщение.. 27

Две формы рисования с натуры. . 32

Рисунок живописный.. 39

Модель.. —

Плоскостность.. 41

Светотень.. 46

Техника живописного рисунка.. 49

Рисунок объемный.. 53

Модель.. —

Пластические категории. Трехмерность.. 55

Постановка и построение объема.. 57

Целостность. Пропорции.. 65

Отграниченность объема. Контур.. 73

Графический рисунок.. 80

Набросок.. 83

 

Примеры страниц

 

  

 

 

 

Почему надо рисовать с натуры, а не по фотографиям

Обучая студентов классическому искусству, педагоги давно призывали художников работать с натуры. Ну, в нашем, западном мире; не знают, как в азиатском, но думаю – так же.
Студенты учатся рисовать, рисовать и лепить, наблюдая объекты, модели и сцены, которые они видят «в живую». Однако, работа с натуры — это не само собой разумеющееся.

Сегодня многие художники используют снимки. И вот здесь мы ступаем на скользкую почву. Если полагаться исключительно на фотографии, можно тратить свое время на воссоздание мировоззрения камеры, а не на свое собственно человеческое, индивидуальное, оригинальное – словом, на то, что есть один из столпов искусства.

1. Люди не так видят мир, как это делают камеры.

За миллисекунду камера может запечатлеть абсолютную детализацию, но в снимке не хватит глубины.
Например, на изображении ниже, от цветов на переднем плане до черепицы на заднем, все элементы сцены находятся в фокусе одновременно.

Можно только сказать, что некоторые объекты находятся позади других. Деревья и кустарники не кажутся трехмерными; они выглядят как плоские фигуры с рисунком листьев. Если вы сейчас в помещении – подойдите к окну и посмотрите, если читаете с экрана в парке – сделайте то же самое. Посмотрите на дерево. Вы видите объёмный круглый ствол, ветки раскинулись по большому пространству, они даже подчеркивают глубину неба.
Значит, мы превосходим камеру в глубине восприятия – оно трехмерно для нас и двухмерно для камеры.

2 И вот здесь играет роль одна наша способность. Вернее, ее отсутствие: мы неспособны сосредоточиться на более чем одной вещи за раз, поэтому, чтобы увидеть каждый элемент — надо подвигать глазами.

Эдгар Дега «s Кафе-концерт в Les Ambassadeurs (1876-1877). Смотрите, как он манипулирует степенью внимания в естественности позы.

Его интерес сосредоточен на лице и правой руке певицы, все другие фигуры написаны с мягкими краями и уменьшенным контрастом.


Вот и получается, что первый план мы считываем четко и резко, все остальное – мягко и слегка размыто, хотя никогда этого не осознаем. Когда мастер пишет с натуры, он не выделяет жёсткими линиями контуры второго плана.


Так получается с фотографии. Людей добавили к фону.

Микеле Дель Кампо. Работает как с фотографии, так и с натуры (значительно реже 😊). Получил множество художественных призов, среди которых премия BMW 2006 года, врученная королевой Испании Софией.


Микеле Дель Кампо


3. Мы можем изучить сцену с тенями и ярким светом и увидеть все в правильном свете благодаря движению нашего взгляда. И это очень, очень значимо.
Камеры, напротив, выбирают одну экспозицию, которая работает достаточно хорошо для всей сцены. В результате что-то неизбежно искажается, становясь слишком темным или слишком светлыми. Художники, работающие с фотографиями, часто копируют этот дефект, отмечая свои работы как фотографические, увы. Это сразу видно.


Меган Буди — американская художница. Работает в основном по фотографиям с цифровыми манипуляциями. 2009


На фотографии типичное искажение объектива — результат фиксированной точки обзора камеры и близости к объекту.
Стоя в том же месте, в реальной жизни, мы не так видим. Наши постоянно движущиеся глаза сталкиваются с крупными предметами и фигурами по частям, а не в целом.

4. Мы сканируем фигуру, фокусируясь и перефокусируясь несколько раз, и, когда фокусируется каждая новая область, предыдущая возвращается к размытому периферийному зрению.
Наш мозг связывает воедино эти многочисленные взгляды в единое, разумное целое.

Для нас при взгляде на живую лошадь не будет огромной передней половины и крошечного зада, и художник так не напишет. Он изобразит вот так:

Роза Бонер. Ярмарка лошадей, 1852–1855

Музей Метрополитен


Ефим Ефимович Волков. Художник на пленэре


Так что, для создания художественных произведений тонкости, оригинальности и честности художникам стоит чаще работать с натуры. Есть еще много отличий между камерой и кистью, но пока остановлюсь на перечисленных трех.
1 Снимкам не хватает глубины, которую видит глаз.
2 Пространство в снимках кажется двухмерным из-за одинаковой резкости первого и второго плана.
3 Отсутствие тонких градаций в освещении и тенях.
4 Другое понимание перспективы. Это чувствуется особенно сильно.
По мотивам статьи Ингрид Кристенсен.

Согласны? Пишите. Контраргументы (и аргументы) желательны с картинками. Ну, если вам захочется))).

Рисование с натуры

Рисование развивает воображение, творческое мышление. Оно успокаивает и позволяет сконцентрироваться на мелочах. Осваивая данное творчество, важно запомнить одну вещь – необходимо научиться рисовать с натуры, а не с фотографий. Почему это так важно в становлении навыков художника?

Каждый преподаватель живописи скажет вам о том, что необходимо уметь передавать рисунком не только грани, линии, формы, но и свои ощущения, чувства. Срисовывание изображений с фотографий является ничем иным, как копированием. Оно не несет в себе никакой пользы, кроме как развития моторики и практики держания кисти, карандашей, мелков в руке. Именно поэтому, решая заняться творчеством или обучая своего ребенка рисованию, начните с простых шагов по изображению окружающего мира или предметов на листе бумаги.

Умение рисовать с натуры является важным качеством любого художника вне зависимости от выбранного им направления. Оно учит передавать формы, цвета, влияние света и тени на конструкцию вещей. Переносить трехмерный мир на полотно бывает не так легко, как может показаться на первый взгляд. Для этого необходимо развивать свои навыки и знания на постоянной основе.

рисование с натуры

Почему важно уметь рисовать с натуры?

Рисование с натуры учит воспринимать вещи более реальными. Конечно, намного проще перерисовать закат или фрукты с уже готового изображения, четко соблюдая пропорции и цветовую гамму. Куда сложнее же изобразить самостоятельно то, что ты видишь перед своими глазами. Развитие творческого взгляда, мышления, умение передавать цвета, силуэты, тени, которые мы видим в реальном мире намного важнее для художника, чем навык обычного копирования.

Частая практика рисования с натуры развивает память, воображение. Учит правильно воспринимать окружающее пространство, четко передавая его оттенки и формы.

Рисование с натуры развивает навыки:

  • пространственного мышления;

  • умения передавать цвета, тени;

  • воображение;

  • творческое мышление;

  • сосредоточенность;

  • внимание к деталям.

Рисование с натуры в своем большинстве не имеет четких рамок. Начинающий художник сможет выработать собственный стиль письма, манеру и способ передачи того, что он видит.

Главные причины, почему стоит рисовать с натуры:

  • люди видят мир иначе, чем его передают камеры – изображение не передает глубины цвета, той детализации и особенностей, что воспринимает наш глаз;

  • рисуя с фотографии, мы фокусируемся лишь на одной детали. При работе с натурой художник должен обращать внимание на все нюансы композиции;

  • благодаря движению взгляда мы можем изучить сцену с тенями, ярким светом, подобрав оптимальный вариант для рисования;

  • пространство на фотографиях кажется двухмерным, снижая качество передаваемой художником композиции;

  • искаженное понимание перспективы при работе с фотографиями, картинками.

Рисование с натуры наиболее полезно в становлении и развитии навыков художника. Не стоит пренебрегать им, особенно если вы желаете повысить уровень своего мастерства.

Особенности рисования с натуры


Рисование с натуры является более сложным и длительным процессом, нежели классическая живопись по памяти или срисовывание с фотографии. Необходимо заранее подготовить все необходимое. Каждый художник имеет собственный набор, позволяющий ему создавать настоящие шедевры.

Важную роль играет освещение. Заранее стоит позаботиться о месте вашего нахождения. Пейзажи, как правило, рисуют на природе. Объекты декора, фрукты, статуи — в студии, дома, в учебном кабинете.

Во время процесса вам должно быть максимально комфорта. Стоит исключить отвлекающие факторы, чтобы максимально глубоко погрузиться в процесс.

Многие профессионалы считают, что рисование с натуры требует наличия у художника определенных навыков и знаний. Поспорить с этим невозможно. Умение выстраивать композицию, передавать тени, грани облегчит задачу. Однако, это вовсе не означает, что начинающий творец не может передать на холсте закат или чудесный яблоневый сад, виднеющийся из его окна.

В нашей художественной школе дети учатся рисовать с натуры, используя необходимые средства и навыки.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ • Дизайн

Пейзаж акварелью

Рисование с натуры — это основа всего изобразительного искусства, и, конечно же, это особенно относится к изображению человеческой фигуры. Человеческое тело — самый сложный и трудноуловимый объект для рисования, и вы научитесь намного большему за несколько уроков, рисуя с натуры, чем с фотографии.

Даже профессиональные художники при любой возможности стараются посещать занятия по рисованию с натуры, если только у них нет своих собственных моделей.

Одним из самых больших плюсов занятий по рисованию с натуры является то, что обычно такой курс ведет опытнейший художник. Мастерство и преданность своему делу большинства этих преподавателей позволит вам постепенно, шаг за шагом улучшить свои навыки в рисовании.

А работа бок о бок с другими студентами, от начинающих до опытных практиков, привнесет в этот процесс элемент соревновательности и соперничества.

Пошаговое упражнение

Для новичка, впервые приступающего к рисованию всей фигуры человека, вполне естественно ощущать некоторое волнение из-за громадности стоящей перед ним задачи и присутствия реальной живой модели. Для начала попробуйте выполнять все шаг за шагом. Вы можете остановиться на любом этапе: совсем не обязательно подталкивать себя к выводу, что вы не готовы рисовать человеческое тело. Начните с самого простого, например, с сидящей мужской фигуры, как показано ниже.

Шаг 1

Первый этап — увидеть основу формы, фиксирующей положение туловища и конечностей, в самом простом ее геометрическом построении.

Шаг 2

Следующим шагом будет сделать эту форму более похожей на реальные очертания фигуры, изобразив изгибы линий туловища, каждой конечности и головы.

Шаг 3

Далее следует сделать общие наброски поверхности тела, с учетом падающего на него света и тени.

Шаг 4

И, наконец, вы добавляете тона, чтобы стала очевидной трехмерность изображаемой вами фигуры.

Рисование с натуры. Поэтапный процесс обучения

Процесс обучения рисованию с натуры дает возможность привить учащимся навыки целенаправленного восприятия натуры и грамотного ее изображения, способствует более глубокому пониманию художественного своеобразия произведений искусства.

Первый этап обучения школьников идет через зрительные впечатления. Если они еще не умеют читать, рисунки помогают им изучать буквы и составлять из них слова и фразы. Поэтому учитель в первую очередь показывает на доске способы правильного проведения вертикальных и горизонтальных линий.

Рисованию с натуры уделяется наибольшее количество уроков изобразительного искусства. Учитель на этих занятиях имеет богатые возможности и для объяснения объективных закономерностей реальной действительности, развития представлений детей об окружающем мире, воспитания чувства прекрасного.

Принципы обучения реалистическому рисунку определяют всю работу учителя, в частности приемы рисования мелом на классной доске на всех этапах обучения.

Очень важно с первых дней обучения рисунку с натуры вести работу методически правильно, с учетом психолого-педагогических особенностей процесса рисования, возрастных особенностей учащихся.

Человек — наиболее важный и интересный объект в изобразительном искусстве. Дети пытаются рисовать фигуру человека уже в дошкольном возрасте. О том, как правильно рисовать человека, можно узнать, перейдя по этой ссылке http://www.artrecept.com/risunok/chelovek/. В программе средней школы по изобразительному искусству также есть много задач, где появляется необходимость в изображении людей. Это рисунки на жанровые, бытовые темы, иллюстрации к сказкам и рассказам, и просто кратковременные зарисовки фигуры человека. В процессе объяснения приемов передачи фигуры человека педагог должен учитывать возрастные возможности школьников и строить обучение от простого к более сложному.

В I классе прививается умение владеть карандашом, проводить линии под разными углами. Планируя ход урока и продумывая процесс объяснения материала, преподаватель должен хорошо знать возможности учащихся этого возраста. Первоклассники еще не имеют развитых графических представлений и навыков, не обладают на достаточном уровне координацией движений руки. Принимая во внимание незрелость мышц руки, в практике обучения принято, чтобы первые изображения прямых линий мелом на классной доске ученики перерисовывали в свои тетради. Задача учителя — добиться, чтобы эти упражнения не были только механическим повторением действий педагога, а носили осмысленный характер. Это возможно только в том случае, если четко ставится задача данного упражнения и указываются пути достижения лучшего результата. Известно, что упражнения проведения горизонтальных и вертикальных прямых линий должны быть связаны с умением учащихся ориентироваться на плоскости листа бумаги, видеть его вертикальные и горизонтальные стороны. Учитель рассказывает о том, какими средствами можно добиться параллельности линий к краям бумаги. Само слово «параллельный» школьникам I класса непонятное, поэтому педагогу больше приходится рассчитывать на зрительное восприятие учениками тех действий, с помощью которых достигается правильность рисунка.

Рисование так называемых плоских предметов, то есть предметов, расположенных основной плоскостью под прямым углом к главному лучу зрения, составляет важный раздел в обучении. Оно дает возможность наиболее наглядно объяснить основы композиционной организации плоскости изображения, пропорциональных соотношений высоты и ширины предметов, значение центральных осевых линий предмета и т.д.

В I классе развивается умение владеть карандашом, проводить различные прямые линии, откладывать на них равные части, пользоваться правильными приемами рисования. На первых этапах работы дети часто раскрашивают рисунки цветными карандашами. Здесь классная доска дает возможность показать цветными мелками направление штриховых линий, объяснить, какими способами можно добиться плотности наложения штрихов и как наносить их, не выходя за контур изображения.

Прежде чем начать рисование гипсовых геометрических тел, учитель должен раскрыть основные понятия (сопровождая рассказ примерами), связанные с законами перспективы: что такое точка зрения, линия горизонта, чем предмет уменьшается по мере удаления его от нашего глаза и т. д. Все это наглядно видно на зарисовках, за выполнением которых наблюдают ученики.

В старших классах эти понятия усложняются и освещаются более подробно, глубоко, потому что ученики уже имеют некоторые знания по математике, физике и другим предметам. Школьникам, которые хорошо знают чертежи, легко объяснить законы перспективы на основе метода центральной проекции. Ученикам III-IV классов трудно усвоить эти законы, поэтому рекомендуется провести предварительно ряд зарисовок, облегчающих понимание наблюдательной перспективы.


Рисование с натуры — Энциклопедия по машиностроению XXL

При рисовании с натуры доску удобнее поставить на колени, оперев ее на стол или спинку стула лист бумаги прикрепляется к доске кнопками. Доска должна находиться от рисующего на расстоянии слегка согнутой руки.  [c.141]

Пример технического рисунка машиностроительного узла дан на фиг. 155. Для самостоятельных упражнений рекомендуется (по выбору студента) выполнить технические рисунки по чертежам вариантов заданий к проекционному черчению. Кроме того, можно рекомендовать упражнения в рисовании с натуры, используя для этой цели узлы и конструкции на строительных площадках и в цехах заводов.  [c.41]


При рисовании с натуры необходимо правильно установить рисуемый предмет. Натура устанавливается на специальном столике или подставке на высоте 0,8—0,9 м от пола так, чтобы она хорошо освещалась и просматривалась. Лучше будет, если источник света находится примерно под углом 45° к предмету.  [c.175]

Барышников А. П. Как применять правила перспективы при рисовании с натуры. Искусство , 1952.  [c.183]

Для рисования с натуры хорошо иметь модели геометрических тел куб, призму, пирамиду, цилиндр, конус, шар, кольцо и др., размеры которых должны быть в простых отношениях — 1 1 и 1 2, это облегчает выявление пропорций.  [c.207]

Как устанавливаются модели для рисования с натуры Где должен сидеть учащийся и как нужно располагать мольберт при рисовании  [c. 214]

В процессе рисования с натуры очень важно умение подмечать главное и характерное в окружающих нас вещах и явлениях.  [c.186]

Точность определения пропорций предмета зависит от глазомера рисующего. Глазомер развивается постепенно, благодаря систематическому рисованию с натуры.  [c.187]

При рисовании с натуры часто приходится решать более сложную задачу — находить пропорции группы предметов. Однако и в этом случае используется обилий прием определения пропорций путем глазомерного сравнения величин. За единицу измерения можно взять один из предметов, входящих в группу.  [c.188]

Большинство начинающих рисовать обычно копирует рисунки или картины. Хотя срисовывать с готового образца легче, чем рисовать с натуры, польза от такой работы невелика. Копирование готовых образцов сводится к перенесению изображения с одной плоскости листа на другую. Работа в данном случае (копирование подобных фигур) ведется в двух измерениях, так как копирующий не решает пространственной задачи, а лишь выполняет рисунок на плоскости. При рисовании с натуры художник на плоскости изображает объемную форму, имеющую три измерения (ширину, высоту и глубину). Поэтому начинать обучение рисованию надо с натуры, когда предмет непосредственно расположен перед глазами рисующего.  [c.214]

Рисование с натуры — сложный процесс, требующий систематической и упорной ра боты. Объекты для рисования с натуры должны выбираться в определенном порядке (от простого к сложному) и отвечать учебным задачам.  [c.216]

Рассмотренный прием визирования рекомендуется использовать только в начале обучения рисованию, пока у учащихся еще слабо развит глазомер. В дальнейшем при рисовании с натуры объемных предметов надо стремиться находить пропорции их на глаз, без помощи измерительных инструментов.  [c.217]

При рисовании с натуры или составлении композиции картины большое значение имеют три элемента картины, тесно взаимосвязанные между собой расстояние зрителя до картины положение линии горизонта положение главной точки картины Р. При изменении положения хотя бы одного из элементов перспективное изображение меняется.  [c.227]

Желание получить изображение на картине более близкое к натуре заставляет художника ограничивать угол зрения. Однако даже это условие не снимает в полной мере расхождения между перспективой предмета и восприятием его в натуре. Таким образом, художник, вооруженный знаниями построений перспективных проекций, при работе над композицией или при рисовании с натуры вносит некоторые поправки, обусловленные его зрительным восприятием окружающей действительности.  [c.228]


Данный способ не является единственным. Однако его можно использовать и при проверке рисунков, выполненных с натуры. Например, при рисовании с натуры параллелепипеда, стоящего на предметной плоскости под некоторым углом к картине. Допустим, что рисующий изобразил на картине линию горизонта, определил размер выступающего ребра 1—2, ширину двух граней и направление одного ребра 2—3 (рис. 417, а). Требуется закончить построение перспективы параллелепипеда, используя рассмотренный способ.  [c.271]

Технический рисунок модели выполняют с натуры или по комплексному чертежу. Рисуя с натуры, надо стремиться соблюдать пропорции и наглядно передавать основную объемную форму предмета. Для наглядного изображения надо правильно расположить модель относительно осей координат, предварительно выбрав наиболее подходящую аксонометрическую проекцию. Рисование с натуры развивает глазомер, что очень важно для выполнения эскизов детали с натуры. Пока глазомер еще не развит, для определения пропорций можно пользоваться способом сравнения от-  [c.142]

Центральные проекции часто называют перспективой. Примерами центральной проекции являются фотоснимки и кинокадры, тени, отброшенные от предмета лучами электрической лампочки и др. Центральные проекции применяют в рисовании с натуры.  [c.28]

Особенности технического рисунка. Техническое рисование несколько отличается от обычного рисования с натуры. Рисуя предмет с натуры, мы стараемся дать изображение, возможно более близкое к тому, которое воспринимаем глазом, т. е. изображаем предмет в центральной проекции (перспективе). При этом каждый из рисующих изображает предмет со своей точки зрения. Поэтому рисунки, выполненные различными лицами, могут сильно отличаться друг от друга.  [c.354]

Центральное проецирование лежит в основе рисования с натуры. На центральном проецировании основано зрение человека, действие фото- и киноаппаратов, а также проецирование изображений на экране.  [c.31]

ГЛАВА XIX РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ  [c.215]

Общие сведения о рисовании с натуры  [c.215]

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при кото-  [c.215]

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.[c.215]

Основная задача рисования с натуры, особенно на начальном этапе,— верная передача в рисунке геометрических признаков предмета. В дальнейшем в зависимости от поставленной задачи на рисунке передают и физические признаки предмета.  [c.215]

Наблюдательная перспектива. Рисование с натуры объединяет два процесса во-первых, зрительное восприятие предмета, правильную оценку его формы и пропорций и, во-вторых, изображение видимой формы предмета на плоскости. Большую помощь при этом оказывает знание правил наблюдательной перспективы, полученное в результате непосредственного изучения окружающих нас предметов в натуре.  [c.216]

При рисовании с натуры строительных Конструкций, архитектурных фрагментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспективные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта Н— Л и точки схода Р] и Рз параллельных  [c. 217]

Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость (см. 15). Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе илн пользуясь так называемым визированием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.  [c.217]

При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (последняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построения аналогично описанным ранее (см. рис. 245,6).  [c.218]

При построении перспективы интерьера, как и при рисовании с натуры, допускается увеличивать углы зрения до 50°, чтобы в поле зрения и на изображении оказалась большая часть внутреннего пространства.[c.218]

Воздушная перспектива. При рисовании с натуры следует правильно передавать воздушную перспективу, т. е. светотеневые изменения на поверхности предмета, которые зависят не только от формы предмета и его положения относительно источника света (см. 81), но и от того, на каком  [c.219]


В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздушную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространствен-ность изображаемой композиции.  [c.220]

Для рисования с натуры применяют подставки (рис. 248) или мольберты. Подставку с рисунком можио оставить в заданном положении и отойти от иее, чтобы рассмотреть свою работу с некоторого расстояния. На горизонтальной планке подставки размещают запасные и заточенные карандаши, мягкую резинку (жесткая непригодна, поскольку она портит поверхность бумаги) и др.[c.220]

Рисование с натуры начинают с несложных работ, выбирая для этого модели простой геометрической формы — куб, призму, цилиндр. Прн рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучают форму модели и ее строение. Необходимо также рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный поворот и ракурс.  [c.221]

При рисовании с натуры следует правильно передать не только видимые соотношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в перспективе горизонтальных прямых. На рнс.  [c.222]

Визированием пользуются лишь на начальной стадии обучения рисованию с натуры, поскольку оно задерживает развитие глазомера. Визирование не предшествует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и проверки уже выполненных на рисунке построений.  [c.223]

В процессе рисования с натуры гранных фигур точки схода прямых, как правило, ие используют, однако четкое представление об их местоположении способствует правильному построению перспективного рисунка.[c.225]

С позиции оптимизации процесса формирования целостности видения было пересмотрено содержание первых занятий Так Kajпринято решение осуществлять первоначальное обучение студентов на графических моделях, выполняемых по воображению. При отсутствии в них чувственного компонента в восприятии студенту приходится самостоятельно воссоздавать изображение на бумаге, используя для этого метод от общего к частному . Геометрия как инструмент построения формы выступает здесь в наиболее явной форме. Уже на первом занятии студенту дается понимание единого проективного пространства изображения, указываются типичные ошибки в построении, анализируются работы, выполненные ранее. Обращается внимание на правильность разметки согласующихся элементов формы, на те условия, которые определяют целостность изображения. Вводится понятие (с примерами конкретной реализации) базовой формы, обобщающей основные части изображения и составляющей основу ее целостности. Уже  [c. 91]

Технический рисунок модели или детали выполняют с натуры, по ортогональному чертежу или по воображению. Рисование с натуры преследует цель развить глазомер, научить правильно ори ентировать предмет относительно плоскостей координат, выбирать вид аксонометрической проекции, выполнять разрезы и оттенять поверхности. Выполнение рисунка по ортогональному чертежу требует умения правильно прочитать форму изображенной детали. Выполнение рисунка по воображению — творческий процесс и обычно сопутствует разработке конструкции изделия.  [c.170]

Для рисования учащийся доллсеп иметь следующие материалы и принадлежности бумагу, карандаши, мягкую резинку, мольберт или планшет, модели для рисования с натуры.  [c.205]

Важнейшее место в обучении рисованию занимает рисование с натуры, т. е. нзобран ение предметов окружающей действительности в процессе непосредственного ее восприятия. Правильное изображение даже простого по форме предмета невозможно без умения рисовать с натуры. Кроме этого, технику-строителю нужно уметь рисовать по представлению, а также делать быстрые зарисовки-наброски.  [c.186]

Рисование плоских предметов. Первыми моделями для рисования с натуры служат так называемые плоские предметы, имеющие незначительную толщикху по сравнению с другими своими размерами. При рисовании таких предметов с натуры учащиеся знакомятся с композиционным размещением изображения на листе, с приемами определения пропорций, а также с последовательностью работы над рисунком.  [c.216]

В процессе рисования с натуры приобретаются знания и навыки перспективного построения рисунка, развивается глазомер. Умение рисовать с натуры позволяет перейти к выполнению более сложных заданий, встречающихся в практичегкой работе учащихся. В качестве приме-  [c.224]

Приступая к рисованию с натуры, выполняют предварительную работу в такой последовательности анализируют форму предмета, а также взаимосвязь между отдельными ее элементами находят выгодную точку зрения, с которой форма и объемность предмета выявляются иаи-лучшим образом определяют положение предмета относительно линии горизонта, величину перспективных сокращений и примерное местоположение в перспекти-  [c. 220]

На рнс. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, напрнмер, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной гранн куба и уже установленной на рисунке высоты переднего вертикального ребра, пользуются приемом  [c.221]


Н. Э. Радлов. Рисование с натуры.

Рисование с натуры      Коллекция      На главную

РИСУНОК И КОПИЯ

Умеющий проводить четкие линии карандашом или пером, скопировать с большой точностью чужой рисунок или со сходством «на память» изобразить профиль знакомого — еще не «рисует». Вопросы собственно рисунка как элемента творческого процесса возникают с того момента, когда перед художником поставлена задача — дать на листе бумаги образное изображение находящегося перед ним предмета.

Правда, этой задачей, как бы сложна она ни была, не ограничивается искусство рисования. Художник, быть может, посвятит себя в дальнейшем изображению предметного мира по памяти, и рисование непосредственно с натуры отойдет для него на второй план. Все это будет зависеть от того или иного вида художественного творчества, которым обусловливается применение рисунка.

Но на известной ступени художественного развития рисование с натуры является основной задачей. И можно утверждать, что, не разрешив этой задачи для себя, не научившись рисовать в собственном смысле этого слова, нельзя двигаться дальше по путям изобразительного творчества. Мы, впрочем, с самого начала должны напомнить, что возможность совершенствования в искусстве неограниченна, как безграничен и сам предмет художественного познания, то есть объективный мир, а потому само выражение «умение рисовать» чрезвычайно растяжимо. Ни один художник не сможет успокоиться на каком-то достигнутом им уровне умения, если он не хочет остановиться в своем художественном развитии. Быть может, наоборот, — по поговорке: чем дальше в лес, тем больше дров,— по мере углубления в рисунок, эту основу изобразительного творчества, перед художником будут возникать все новые вопросы и новые проблемы, требующие своего разрешения. И все-таки, отлично помня все это, мы можем говорить об умении рисовать с натуры, как о чем-то определенном, хотя бы в учебном значении этого слова. Как выяснится в дальнейшем, мы подразумеваем под этим верно поставленный глаз и верно погашенную руку, то есть сознательное отношение к целям и средствам изображения: к изображаемому предмету и к изобразительным материалам. Рисование с натуры — единственный способ достичь этого.

Но оно важно не только начинающему как средство воспитания руки н глаза. Рисование с натуры — постоянное необходимое упражнение и для зрелого художника даже в тех случаях, когда его творчество далеко от непосредственного изображения натуры. Иллюстратор, график, карикатурист рисуют предмет по памяти. В их работе применение рисования с натуры обычно вовсе отсутствует. И все-таки мы сразу различим иллюстратора, который бросил упражняться в рисовании с натуры, по той застылости, условности формы, которая как бы стабилизируется в его творчестве. Ведь, рисуя по памяти, мы переносим на бумагу образ предмета, образ, отложившийся в результате долгих наблюдений и изучения. Это знание предмета и надо постоянно расширять, освежать новым и новым зрительным опытом, иначе оно застывает, делается штампом. Посредственного карикатуриста или иллюстратора вы сумеете узнать по вечно повторяющимся носам, одинаковым поворотам фигуры, по всегда одним и тем же формам башмаков.

Художник, который, достигнув некоторого умения в изображении по памяти, посвятил себя «творчеству» и отвернулся от изучения натуры, обрекает свою дальнейшую работу на самую серую посредственность.

Итак, рисование с натуры является необходимой ступенью художественного развития. И не только необходимой, но и совершенно самостоятельной, то есть не связанной с обычными начальными упражнениями по копированию образцов или по рисованию по памяти.

Это обстоятельство требует некоторого уяснения. Для людей, далеких от изобразительного искусства, кажется непонятным, почему человек, умеющий добросовестно и со всеми подробностями срисовать готовый рисунок, изображающий, скажем, дерево или дом, не в состоянии нарисовать то же дерево или дом непосредственно с натуры. Казалось бы, он владеет техникой, то есть проводит на бумаге линии в должном направлении и умеет положить пятно должной силы и глубины тона, а между тем, находясь лицом к лицу с простейшим предметом, сотни раз им виденным и может быть даже копированным с чужого рисунка, он становится в тупик. Перед ним как будто возникает новая, ничем не напоминающая прежнее копирование задача.

И, действительно, дело обстоит именно так. Это должен усвоить себе всякий желающий учиться рисованию. Рисование с натуры не имеет ничего общего с копированием. Иметь это в виду следует и тем, кто называет копированием точное изображение натуры. Ведь в результате копирования должно возникнуть повторение предмета, по возможности ничем не отличающееся от оригинала. Оригинал и копия должны быть схожи, как два экземпляра одной и той же газеты или две коробки спичек одной фабрики. В этих случаях мы имеем дело с механическим репродуцированием, с наисовершеннейшим техническим способом производства копий.

Но, возразят нам, ведь и рисунок с натуры должен быть по возможности схожим с оригиналом, передавать, воспроизводить с возможной точностью черты, присущие оригиналу.

В таком рассуждении допускается ошибка, которую нетрудно вскрыть. Под словами «сходство», «воспроизведение», «копирование» понимается в данном случае нечто совершенно иное, чем в процессе технического репродуцирования. В самом деле, попробуем сличить без всякой предвзятой мысли и без всякого заранее имеющегося у нас взгляда на искусство эти два стоящие перед памп предмета: дом и рисунок, изображающий этот дом. Мы убедимся тогда, что общность между домом и рисунком есть только общность между предметом и его видимостью. В первом случае перед нами предмет определенного функционального назначения, имеющий пространственную протяженность, то есть три измерения, определенным образом окрашенный и освещенный, во втором — плоский лист бумаги с нанесенными на пего плоскими же бескрасочными штрихами и пятнами. Поэтому при сравнении изображения с изображаемым само понятие сходства получает совсем другой смысл, чем оно имело тогда, когда мы сравнивали друг с другом два номера газеты, и термин «воспроизводить», «копировать» пережил также сильнейшее изменение. Вот почему умеющий копировать рисунок оказывается совершенно беспомощным, когда ему надо «скопировать» натуру. Перед ним встала новая творческая задача, ничего общего с первой, с механическим копированием, не имеющая.

Когда мы говорим, что два предмета похожи друг па друга, — мы сравниваем их. Путем сравнения мы устанавливаем черты сходства и различия. Но ведь не всякие предметы можно сравнивать друг с другом. Логика учит нас, что для того, чтобы два предмета могли быть сравниваемы, они должны иметь общий признак. Можно сравнивать двух людей: общий признак — тот, что они люди, — допускает установить и различие между ними: картину и статую — их объединяет то, что они обе — произведения изобразительного искусства. Но нельзя сравнивать павлина и термометр или, говоря общеизвестной поговоркой, гвоздь и панихиду.

Тем не менее, неверно будет думать, что сравнивать рисунок и пространственный предмет невозможно. Ибо опыт учит нас иному. Мы прекрасно знаем, что, глядя на рисунок и па натуру, с которой сделан этот рисунок, мы сравниваем изображение с натурой, устанавливаем черты сходства и определяем различия. Более того, каждый рисующий с натуры с самого начала понимает, что весь процесс рисования основан па постоянном сравнении, сличении рисунка и объекта изображения.

Каким же образом осуществляется это сравнивание? Другими словами, где находит рисующий тот общий двум предметам (дому и рисунку, изображающему этот дом) признак, который дает возможность сравнивания?

Ответ на эти вопросы можно дать при правильном понимании значения искусства как образного познания объективного мира.


Рисование с натуры      Коллекция      На главную

Как рисовать с натуры с помощью простых в использовании методов рисования Уроки рисования на открытом воздухе для рисования мультфильмов и иллюстраций

Рисунок с натуры

Рисуя с натуры, мы должны воздерживаться от рисования того, что, как известно, присутствует. Рисуй только то, что видишь. Наше видение теперь должно быть проводником, а не наше воображение.

Отдаленные детали выглядят тусклыми.

Глядя на дерево вдалеке, мы не видим отдельных листьев на каждой ветке. Или, если в городе, глядя на дальний кирпичный дом, мы не видим каждого кирпича в отдельности. Но мы знаем, что они есть. Природа предусмотрела, что удаленные детали должны казаться человеческому глазу тусклыми. Следовательно, такая мелкая деталь не должна появляться на эскизе. Зная, что они есть, возникает естественная склонность восполнять из памяти кажущиеся недостатки видения.Таким наклонностям следует сопротивляться. Те же принципы применимы к деталям на переднем плане, ибо даже здесь, в тот момент, когда зрение охватывает целое, множественность и детали теряются; только общие массы улавливаются глазом. Поэтому не следует пытаться вставлять много мелких предметов. Пусть все те части картины, которые являются второстепенными по отношению к основным предметам, будут иметь немногим больше того впечатления, которое произведет мгновенный взгляд. Отсутствие деталей еще более желательно, если рассматривать только с точки зрения света и тени.Свет и тени деревьев на переднем плане содержат большое разнообразие света и тени; в листве среднего расстояния будет отмечено меньше; а дальше от глаза еще меньше, и предметы там кажутся почти плоскими в своей одинаковости. Это явление следует наблюдать во всех зарисовках природы, ибо детали исчезают по мере того, как они удаляются от глаза.

Склонность детализировать, потому что опыт или память подсказывают, что она есть, настолько велика, что хорошо всегда помнить об этой аксиоме: чем больше расстояние до объекта, тем меньше деталей можно увидеть.

Даже формы предметов становятся все более и более нечеткими по мере удаления от глаза. Это закон атмосферной перспективы. Если этот закон будет нарушен, произойдут беспорядки, в том числе посягательства и посягательства, а это, как известно, серьезные правонарушения; ибо расстояние посягнет на среднее расстояние, а последнее, в свою очередь, вторгнется на передний план.

Удаленные объекты, если их поместить на фоне неба, должны хорошо контрастировать с небом, но не резко; напротив, их очертания или внешние оттенки могут мягко растворяться в небе.

Когда отделка не нужна.

Делая зарисовки с натуры, избегайте, насколько это возможно, склонности работать снова и снова. Изучите эффекты, насколько это возможно, заранее и, насколько это возможно, сделайте рисунок с помощью отдельных операций. В противном случае теряется расстояние и атмосферная перспектива, и создается эффект отсутствия плоскостности, воздуха и выразительности. При наброске с натуры вовсе не обязательно делать законченный рисунок, но совершенно необходимо указать характер масс в контуре и тоне в достаточной степени, чтобы ориентироваться в более законченном рисунке или цветном наброске, который будет сделан позже.Зарисовывая с натуры, нужно стремиться не просто сделать красивую картинку, но сделать линии и тона, которые будут в какой-то мере приближаться к тем, что видны в натуре, модели. В композиции, которая будет составлена ​​позже, составные части картины можно расположить по индивидуальному вкусу.

Облачные формы.

Уделяйте большое внимание формам облаков. За редким исключением контуры должны быть четкими, но не резкими.Чтобы убрать блики в карандашном наброске, используйте острые углы резинового ластика или используйте бумажные маски, как описано в главе о пастельных трафаретах. Можно использовать «пень» в основных тонах облаков или подобных объектов. Резко очерченные объекты, выступающие на фоне неба, следует помещать в последнюю очередь. Линии вдалеке могут быть частично затемнены, но резко очерченные очертания на переднем и среднем плане не должны быть размыты или стерты «обрубком» или чем-либо еще.

При затенении пейзажа чистое небо может быть представлено горизонтальными линиями, которые соединяются или сливаются вместе, но соединение не должно быть заметным. Массы листвы можно заштриховать аналогичным образом, за исключением того, что штрихи, образующие их, менее вытянуты, а кончик карандаша может быть более тупым.

Изогнутые линии для облаков.

В затеняющих облаках можно выгодно использовать слегка изогнутые параллельные линии, а там, где необходимо указать более глубокие акценты теней, эти изогнутые линии.может быть пересечена второй серией параллельных линий.

Хотя не существует установленного правила или правил, касающихся направления линий тона или тени, очень хорошей практикой является затенение всего рисунка почти всеми линиями, идущими в одном направлении. (См. рис. 5.)

Линии, обозначающие расстояние.

На рисунках, выполненных с близко расположенными линиями, параллельными или каким-либо иным образом — для передачи впечатления оттенков или тонов — следующее можно считать почти правилом, а именно: чем больше расстояние до объекта, тем светлее линии, которые его представляют. И наоборот, чем ближе объект, тем жирнее линии, которыми он представлен. В качестве примера на рис. 1 представлено правило. Облака, считавшиеся самыми дальними, были нарисованы светлыми линиями — намного светлее, чем они кажутся на печатной репродукции.

Горы, будучи несколько менее удаленными, были нарисованы чуть менее слабыми линиями. Мост, деревья за ним и дома на среднем расстоянии были вычерчены более широкими линиями, чем в облаке или горах.Ближе, на приближающемся переднем плане, дерево и дом слева, линии кажутся еще более грубыми и помогают создать ощущение близости. Детали парусника, даже его отражение, вообще все на переднем плане прорисовано с сильной, энергичной проработкой.

Рис. 1 представляет собой пример, который несколько более амбициозен по своему характеру, чем предыдущие, и может подвергнуть испытанию способности тех, кто не добился значительного прогресса. Центральным объектом внимания является парусник, который был обработан со значительной силой в виде интенсивных черных линий, которые дополняются темными отражениями в воде. Фон обработан светлыми, близкими линиями, которые намеренно контрастируют со свободой и смелостью линий на переднем плане.

Видоискатель для рисования с натуры.

Вырежьте центр из продолговатого картона, как показано на рис. 2. Держите его вертикально или горизонтально как рамку на расстоянии вытянутой руки и выберите, что рисовать, перемещая рамку из стороны в сторону или вверх и вниз. Затем нарисуйте то, что появляется внутри.

Рисуя как фигуры, так и деревья, хорошо начинать с самых простых форм; фигуры без украшений одежды или даже плоти, деревья без листвы.

Контраст и значения

«Стоимость», как она понимается в терминах искусства, выражает сравнительные отношения тонов друг к другу, будь то оттенок или цвет.

Рисуя пейзаж, мы смотрели бы на тон деревьев на фоне неба и наблюдали, какой из них темнее. Если небо тяжелое и грозовое, а свет исходит из-за спины зрителя, деревья по сравнению с ним могут казаться светлыми, а небо темнее.

Наоборот, при обычных обстоятельствах деревья с темной богатой листвой резко выделялись бы на фоне неба, причем последнее на этот раз было бы светлее деревьев.

Лейтмотив картины.

Точно так же мы сравниваем камни с водой, забор с дорогой, ветку дерева с листвой и т. д. в соответствии с различными объектами, попавшими в поле зрения рисовальщика. При создании рисунка, содержащего свет и тень, как они кажутся глазу, для получения наилучших результатов необходимо сразу же установить самое темное значение в целом.Это самое глубокое пятно тени на картине становится ключевой нотой, с которой можно сравнить все другие светлые или темные тона.

Только изучая и наблюдая сравнительное разнообразие тонов, мы приходим к правильным значениям.

Как важное качество в искусстве это нельзя переоценить, ибо качество картины склонно зависеть от справедливой оценки содержащихся в ней ценностей.

Упражнения в однорядном направлении.

Упражнения на рис. 5 требуют особого внимания. Они адаптируются для любого носителя, кроме кисти. Их значение состоит в том, что главные линии в каждой сцене выполнены штрихами в одном и том же общем направлении. Это не относится, конечно, к деталям. На верхнем эскизе преобладают вертикальные линии; в средней сцене линии горизонтальные, а в нижней сцене большинство линий наклонные.

 

10 простых шагов Мэри Вудин к рисованию природы.

3 апреля 2020 г.

10 простых шагов Мэри Вудин к рисованию природы.

Опубликовано в: Художники,Дизайн,иллюстрация,натура,Издательство

Вышло продолжение Мэри Вудин из ее первой книги с десятью шагами «Цветы»!

«Рисование за 10 шагов: природа» призвана предоставить читателям четкие и простые инструкции о том, как воспроизвести красивые карандашные рисунки Мэри.

Сложность работы над подобными книгами, по словам Мэри, заключается в том, чтобы «…разбить каждую тему на логические и последовательные этапы». Нелегко, когда ты зарабатываешь на жизнь иллюстратором;

«Мне действительно пришлось представить, что я не умею рисовать и мне нужно руководствоваться даже самыми простыми формами, которые я обычно чертил от руки».

Редактор книги дал Мэри полную свободу выбора тем для книги, единственное, что она должна была помнить, это то, что книга будет продаваться по обе стороны Атлантики!

«Мне пришлось разобрать самую распространенную североамериканскую фауну и флору!»

Помимо ясности инструкций, материалы, которые потребуются начинающим художникам/читателям для воссоздания рисунков Мэри, должны быть в равной степени доступны. весь смысл книги.

Придумав свой рисунок, Мэри обнаружила, что легче работать в обратном направлении, используя лайтбокс, и разбивать каждый рисунок на 10 простых шагов, что означает, что 10-й шаг всегда будет текстурой и деталями, а первый шаг — простой структурой.

Но лучшая часть проекта — это когда Мэри видит, как читатели воссоздают ее рисунки и делятся ими в социальных сетях;

«Мне нравится, когда кто-то радостно делится со мной своими достижениями в Instagram».

Сейчас самое подходящее время, чтобы заняться рисованием в свое удовольствие, и «Рисование за 10 шагов: Природа» — идеальное начало.Спасибо Мэри!

«Рисование за 10 шагов: природа» уже доступно через Search Press.

Ознакомьтесь с обзором Наоми Элис «Рисование за 10 шагов: природа» здесь .

Все фото: Наоми Элис

Предыдущий пост Нравится этот пост? Поделись!

Рисование природы: сочетание искусства и науки Серия Zoom ONLINE

Дата/Время
Дата(а) — 02. 18.2021
18:00 — 19:30

Загрузить событие iCal

Местоположение
В.К. Келлогский птичий заповедник

Категории

Зарегистрируйтесь здесь!

Красота и чудеса окружают нас повсюду. Научившись вести дневник своих наблюдений за природой, вы сможете углубить свою связь с искусством, наукой и местом.

Присоединяйтесь к нашей серии Zoom, где каждый урок будет начинаться с презентации, которая знакомит с экологией местных растений и ландшафтов, представленной ученым биологической станции Kellogg.Участники проведут оставшуюся часть каждого занятия, учась документировать свои наблюдения за природой, используя технику цветного карандаша от художницы Оливии Мендосы.

Целью этого курса является введение в экологию в нескольких пространственных масштабах, включая ландшафты, сообщества и виды.
18.02.2021: Введение в журналистику о природе
25. 02.2021: Ландшафтная и экосистемная экология растения

На всех занятиях участники будут изучать художественные приемы рисования пейзажей, взаимодействий и организмов с помощью цветных карандашей.

Требования:

  • Должен иметь доступ к Интернету и предоставить уникальный адрес электронной почты для каждого регистранта при регистрации.
  • Должен знать, как использовать веб-браузер (например, Chrome, Safari, Internet Explorer) и как отправлять и получать электронную почту.
  • Вы получите электронное письмо с информацией для входа в полдень в день, когда онлайн-материалы программы станут доступны.

Даты: Четверг, 18, 25 февраля и 4, 11 марта
Время: 6 час.м. до 19:30
Ранняя регистрация: 1 января – 11 февраля 2021 г.: член $45,00 / не член $55,00
Обычная регистрация: 12 – 21 февраля 2021 г.: член $55,00 / не член $65,00

Зарегистрируйтесь здесь!
Вопросы: Звоните (269) 671-2510 или пишите на birdssanctuary@kbs. msu.edu

Рисование природы, науки и культуры: иллюстрации естествознания 101

14 декабря 2016 года я закончила онлайн-курс по иллюстрации естествознания.В этом посте я хотел бы поделиться с вами своим опытом, потому что это было для меня полной новинкой, но благодаря этому у меня также появилась возможность многому научиться. Перво-наперво.

Полное название курса: Рисование природы, науки и культуры: иллюстрация естественной истории 101 . Он был организован Университетом Ньюкасла, Австралия, в сотрудничестве с платформой edX . Образовательная платформа edX была основана благодаря сотрудничеству Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.Его идея состоит в том, чтобы предоставить академические программы людям, не имеющим доступа к таким знаниям. EdX работает по принципу MOOC — массового открытого онлайн-курса, а это значит, что доступ к такому курсу есть у всех. Большинство курсов EdX не связаны с искусством и то, что я слышал в эфире радио Ньюкасла (было интервью с преподавателями этого курса) — курс, в котором я принимал участие, был первым в своем роде, первым по обучению рисованию.

Целью курса было познакомить участников с иллюстрацией предметов, принадлежащих миру фауны и флоры.Курс учил, как делать иллюстрации карандашом, и основное внимание уделялось карандашу. Про акварель был только небольшой раздел, но весь курс был построен только на рисовании и совершенствовании навыков владения карандашом. Из того, что я увидела в группе участников курса в Facebook, есть шанс, что будет запущен новый курс такого типа, но на этот раз в цветном варианте — как иллюстрировать акварелью. Так что буду держать ухо востро.

Самым большим преимуществом этого типа курса является возможность бесплатного участия в нем.Администрация дискуссионного форума, который был частью курса, сообщила нам после первой недели, что на курс записались более 12 000 человек со всего мира. Потрясающий. С другой стороны, многие люди не заканчивают курс по разным причинам. Сам факт существования такого курса — отличная возможность, например, для людей из Польши (знающих английский язык), ведь таких курсов на эту тему здесь нет. Я уже упоминал, что участие бесплатное – это плюс, но и один из путей.Второй путь — платная версия и заканчивается сертификатом. В бесплатной версии не имеет значения, закончите ли вы задание или нет. В платной версии каждое задание должно быть выполнено вовремя, отправлено вовремя, оценено вовремя, а итоговая оценка всего курса (в %) должна превышать 50% для получения сертификата. Я выбрал путь с сертификатом, который меня тоже держал в узде и как-то заставлял/мотивировал рисовать каждое задание из недели в неделю. 16 декабря я получил аттестат о достижениях.

Можно задаться вопросом, не сказывается ли такое большое количество участников негативно на качестве самого курса. Здесь наиболее важным вопросом является то, как оценить прогресс каждого участника. Если предположить, что 10% участников будут выполнять задания еженедельно, учителя не смогут оценить всех физически. Вот мое сомнение, потому что, если наши учителя не судят нас, это немного разочаровывает. А если не оценивают, то кто? Было три формы оценивания: тесты, самооценка и оценка нашей работы другими участниками. Я напишу о каждом из этих методов, когда буду описывать каждую неделю курса.

Курс разбит на модули. Каждый модуль охватывал отдельный вопрос и заканчивался задачей. Модули были разделены на подразделы, которые были разделены на последующие главы. Мы получили теоретический бэкграунд в письменной форме с сопровождающими иллюстрациями, а также видеоролики, в которых наши преподаватели обсуждали различные вопросы. Кроме того, были другие фильмы и ресурсы, связанные с тематикой отдельных модулей.Приятным сюрпризом стало то, что мы получили доступ к базе данных Global Plants . Эта база данных

«… обеспечивает доступ к такому контенту, как образцы типов растений, таксономические структуры, научная литература и сопутствующие материалы, предназначенные для тех, кто занимается исследованиями, преподаванием или изучением ботаники, биологии, экологии, окружающей среды и природоохранных исследований. Материалы по JSTOR Plant Science предоставляются через Глобальную инициативу по растениям (GPI) и доступны только для членов JSTOR и GPI. Этому способствуют две партнерские сети: Инициатива по растениям Африки, ориентированная на растения из Африки, и Инициатива по растениям Латинской Америки, которая предоставляет растения из Латинской Америки. “

https://en.wikipedia.org/wiki/JSTOR

Вначале я узнал, что такое иллюстрация естественной истории. Нам были представлены профили иллюстраторов, проживающих в районе долины Хантер (регион в штате Новый Южный Уэльс; Ньюкасл, где был создан этот курс, в этом регионе).Сестры Гарриет и Хелена Скотт показались мне особенно интересными. Их акварели напомнили мне работы Марии Сибиллы Мериан. Интересен тот факт, что существует приложение для смартфонов под названием The Art of Science, в котором можно подробно рассмотреть избранные картины сестер Скотт. Приложение доступно для Android, например. из Play Маркета. Есть еще невероятный Уильям Т. Купер (1934-2015), который рисовал птиц не только акварелью. Рекомендую заглянуть на его страничку и посмотреть фильмы.

Задание в конце первой недели не оценено. Мы должны были собрать предложенные материалы для рисования в течение следующих 5 недель и выполнить несколько упражнений, чтобы ознакомиться с возможностями карандашей. Если бы не этот курс, я бы точно даже не подумал взять карандаш и нарисовать эти несколько иллюстраций в ближайшие недели. В последний раз я так рисовала карандашом лет 10 назад. Но я не мог упустить эту возможность. Помимо выполнения некоторых карандашных тестов, мы также должны были поделиться на дискуссионном форуме информацией об иллюстраторе из нашего района.Было много имен со всего мира, благодаря которым я познакомился со многими новыми, замечательными художниками-ботаниками. Я представил наш бесподобный Артур Лобус .

Карандашные тесты, 2H, HB, 2B, 4B

Гриб-зонтик , упражнение по рисованию

Вторая неделя была первой, когда нам нужно было сделать рисунок вовремя. Это был модуль, в котором мы учились осознанно наблюдать за объектами, на что обращать внимание, как их измерять, какова глубина пространства, как получать объемную форму, как представлять объекты и т. д.Наша задача состояла в том, чтобы найти не менее трех объектов (фауны или флоры), которые мы должны были нарисовать и подписать пометками и размерами. Это была первая неделя, за которую мы забили. В данном случае мы сами оценивали наши рисунки, исходя из подготовленных критериев оценки. Я пытался быть честным с собой, потому что иначе это не имело бы смысла. После этого упражнения я подумал, что рисовать карандашом очень расслабляюще и намного легче, чем рисовать акварелью.

Наблюдательный чертеж , задание модуля 2

В этот раз было три задания: (1) нужно было выйти в поле и нарисовать что-нибудь с натуры; (2) фотографировать (на основе определенных правил фотографирования, используемых в иллюстрации естественной истории) животных или растений и размещать их на форуме; (3) решить тест знаний, которые мы получили до сих пор.Мудрые австралийцы развлекались, потому что было лето, но здесь, в Познани, Польша, в то время были морозы, поэтому у меня не было возможности это сделать. К счастью, первые две задачи не были обязательными. Если бы эти задания были обязательными, я бы закончил курс на этой неделе. Проверка знаний была обязательной. К счастью, я пока все прочитал, малоизвестные слова перевел, так что тест прошел легко.

Мы изучали строение растений, особенно цветов и листьев.На этой неделе начался языковой барьер, потому что было много ботанических терминов, которых я не знала по-польски. К счастью, с помощью словаря удалось проскочить. Нашей задачей было нарисовать структуру выбранного цветка. На этот раз нам не нужно было добавлять тени, поэтому нам не нужно было строить форму. Это было больше об изучении того, как строится цветок, и обрисовывании контуров пометками. С одной стороны, мне понравилось это задание, потому что оно казалось относительно легким и интересным. С другой стороны, отсутствие затенения делало все это как минимум неудовлетворительным, может быть потому, что я выбрал именно такой объект.И я выбрала орхидею, которая только что расцвела на днях. А может быть, дело в том, что оно было в такой стадии полурасцвета, что рисунки вышли какие-то непонятные. Я тоже купила для этого задания шлюмбергеру, но кто-то ее рисовал раньше и мне не хотелось рисовать такой же предмет. Я купил шлюмбергеру еще и для того, чтобы сделать ее резекцию, потому что, если бы это было возможно, мы бы тоже сделали ее и сделали чертеж поперечного сечения. Однако я решил нарисовать орхидею и не хотел ее вырезать.

Это задание оценили другие участники курса.Оценка была анонимной, и мы случайно получили чужие рисунки. Мы должны были придерживаться определенных правил и критериев оценки, которые были даны. Путем взаимной оценки мы также научились замечать ошибки в чужих работах, а также в своих собственных рисунках. Я честно признаюсь, что сначала не был уверен в этой форме оценки. Многие люди были разочарованы тем, что наши преподаватели не ставили нам оценки ( доктор Эндрю Хауэллс и доктор Бернадетт Драбш — оба преподаватели Университета Ньюкасла), но, с другой стороны, как бы они оценили тысячи работ? Сначала я был разочарован, но решил, что все-таки это потрясающая возможность узнать что-то новое. Я сделал это для собственного удовольствия. Кроме того, до записи на курс мы все знали правила, так что жаловаться было не на что.

Оказалось, что, во-первых, судить о других не так-то просто, а во-вторых, люди, которые меня оценивали, были очень профессиональны. Я получил много комментариев, в основном положительных, но также и отрицательных, которые были очень информативными и полезными. Было много замечаний, подсказок и предложений, которые действительно помогли мне взглянуть на свои рисунки под другим углом и увидеть массу недостатков.Также после этой первой недели взаимной оценки мы привыкли к этому методу, и, вероятно, большинство знало, что это имеет смысл, учитывая форму всего курса.

Анатомия орхидеи Нелли Ислер , задание в модуле 4

Это была очень тяжелая неделя. В основном из-за количества обрабатываемого материала и десятков технических слов. Мне потребовалось много времени, чтобы освоить материал, но я также многому научился. Этот модуль охватывал анатомию млекопитающих и птиц.Нам предстояло нарисовать млекопитающее в двух вариантах. В первом нам нужно было отметить анатомическое строение на выбор: мышечная или костная система, во втором нужно было придать млекопитающему форму и отметить характерные черты штриховкой, например, характерную кожу носорога или пятна гепарда. . Я довольно долго думала, как это сделать и что нарисовать. В конце концов, я решил нарисовать суриката.

Эту задачу оценили и другие, и, вероятно, после этой недели появились настоящие таланты.Мы также размещали свои работы в группе Facebook и видели там удивительные вещи. Одни участники признались, что рисуют уже довольно давно, имеют опыт, другие говорили, что именно благодаря этому курсу они открыли для себя такое терпение и благодаря советам наших педагогов и информации из курса смогли создать такие рисунки. И мне очень понравились рисунки, мех панды, тигра, собаки рисовать не просто, и люди действительно их рисовали блестяще. Благодаря этому модулю я узнал о существовании супер-смешных альпак !

Сурикат , задание в модуле 5

В этой части было много информации о том, как получить окончательный реалистичный результат рисования.Как манипулировать светом и тенью, как получать текстуры, как рисовать мех, чешую или перья. В этот раз, кроме финального рисунка растения или животного, нам предстояло еще и пройти тест, включающий знания из всего курса. Нашу работу снова оценили сокурсники, и я снова получил много отзывов о своем рисунке. Если на более ранних этапах нам не нужно было делать такие подробные чертежи и на это хватало одной недели, то этой недели не хватило, чтобы сделать удовлетворительную иллюстрацию.Вот почему мой рисунок не закончен. Я хотел изобразить двух зябликов, сидящих на ветке, но удалось нарисовать только одного и часть ветки.

Несмотря ни на что, я получил самые высокие оценки, а в конце был чрезвычайно польщен, потому что сама Бернадетт Драбш очень положительно отзывалась о моей работе. Учитывая тысячи участников, то, что она прокомментировала мой рисунок, было для меня большой честью.

Рисуя зяблика, я также записал короткое видео:

Если бы мне еще раз пришлось пройти такой курс, я бы обязательно это сделала.Конечно без этого курса я бы не взял карандаши в руки и не начал рисовать. Работа с карандашом каждую неделю была мотивацией для оттачивания навыков рисования, и в то же время я получила много теоретических знаний. Участники курса создали замечательное сообщество на Facebook, где мы продолжим нашу борьбу самостоятельно. Уже готовится план на следующий год. Я заявил о помощи в работе с акварелью, потому что мы не будем заниматься только рисованием.

Курс был для меня чем-то совершенно новым.Новым был сам метод организации, раньше я не знала о существовании МООК-курсов. Я думаю, что это действительно отличная инициатива, особенно потому, что такие курсы бесплатны (как я уже говорил, они платные, если мы хотим сертификат). Я выбрал путь с сертификатом, потому что в Польше таких курсов нет, поэтому это была возможность формально повысить свою квалификацию в этой области. Хоть я и делал это только для собственного удовлетворения и с большим удовольствием, но сертификат — приятное дополнение.

Рисование пейзажа | Рисование иллюстрации‎ | Как нарисовать природный пейзаж

Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт ConceptDraw, вы соглашаетесь с нашим использованием файлов cookie сайта. В ПОРЯДКЕ ConceptDraw PRO — это программа для рисования, предназначенная для создания сцен природы.Решение Nature от ConceptDraw Solution Park дополняет это программное обеспечение новой библиотекой, которая содержит 17 векторных объектов и образцы файлов иллюстраций. Дополнение Nature Solution к парку решений ConceptDraw для ConceptDraw PRO включает новые библиотеки, предоставляющие широкий спектр природных объектов, и его можно использовать во многих областях.Решение Nature дополняет программное обеспечение ConceptDraw PRO образцами, шаблонами и библиотеками векторных изображений для рисования иллюстраций природы.
Используйте библиотеку векторных трафаретов «География» для рисования природных ландшафтов. Дополнение Nature Solution к парку решений ConceptDraw для ConceptDraw PRO включает новые библиотеки, предоставляющие широкий спектр природных объектов, и его можно использовать для дополнения документации и графики. Нарисуйте красивые пейзажи природы, используя программное обеспечение ConceptDraw PRO с решением Nature. Решение Nature расширяет возможности нашего программного обеспечения для создания красивых иллюстраций и клипартов с новой библиотекой, которая содержит 17 векторных объектов.Используйте его для создания профессионально выглядящих документов, презентаций и веб-сайтов, иллюстрированных цветным масштабируемым векторным клипартом по географии, погоде и животным.График работы. Нарисуйте идеально выглядящую схему работы. Бесплатные образцы графиков работы.Все о рабочих графиках.

Природа против искусства | Литература и окружающая среда

В эссе «Природа» Ральфа Уолдо Эмерсона Эмерсон борется за идею о том, что природа — это нечто большее, чем просто растения и животные. Он чувствует, что природа слегка отделена от него и нет.Когда Эмерсон сравнил природу с искусством в первом разделе: «С философской точки зрения вселенная состоит из Природы и Души. Итак, строго говоря, все то, что отделено от нас, все то, что философия различает как не я, то есть и природа, и искусство». Он различает Природу и искусство как сходные вещи. На обоих можно указать, и они отличаются от его тела. Оба также никогда не могут быть определены полностью, что связывает их на философском уровне. Природа и искусство для Эмерсона — другие нефизические части жизни.
Это сравнение, которое привел Эмерсон, очень важно для меня, потому что я никогда раньше не делал его. Искусство и природа имеют так много общего, что я никогда не видел раньше. Когда вещи считаются частью природы или частью искусства? Однако их сходство может быть только философским. Если подумать дальше, Искусство и Природа совершенно разные, может быть, даже антонимы? Искусство создано человеком или, по крайней мере, организовано человеком. Искусству нужен кто-то, кто сказал бы: «Это искусство». Противоположное отношение человека к природе.Природа остается природой до тех пор, пока кто-то не создаст ее или не подумает о ней как о не природе. Люди могут действовать естественно, как отдельные от природы, пока они не начнут думать и понимать. Только когда вы смотрите глубоко на природу, вы понимаете, что она очень неестественна. Теперь я считаю, что если вы можете видеть природу, то она, вероятно, неестественна. В то время как Природа нуждается в отсутствии мысли, чтобы быть природой, искусство не является искусством, пока кто-то не подумает о нем и не поймет его. Вид с вершины горы не является искусством до тех пор, пока его не испытают или не сфотографируют.Вот почему естественное искусство обычно не обособлено от природы. Однако в обоих случаях Природа и Искусство — очень уникальные и особенные вещи, которые могут использовать аспекты друг друга, но никогда не могут быть одним и тем же.

Эта запись была размещена в Без рубрики. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Книжное обозрение: Руководство по законам рисования и ведения журналов на природе


Замечательная книга для тех, кто любит художественный журнал и природу.

Джон Мьюир Лоус — художник, натуралист, писатель и педагог.Глядя на множество опубликованных им книг, можно сказать, что он любит природу. В 2001 году он начал проект по созданию иллюстрированного путеводителя по Сьерра-Неваде и за шесть лет нарисовал 2710 акварельных иллюстраций. Он очень опытный и знающий.

Эта 304-страничная книга в мягкой обложке информативна и вдохновляет. Он наполнен множеством идей о том, как начать вести дневник, что можно рисовать, записывать или записывать и как подходить к разным предметам. Здесь много советов по рисованию, наблюдению, выбору правильного инструмента и, самое главное, наслаждению моментом.

На протяжении всей книги иллюстрированы примеры птиц, растений, животных и пейзажей. Включены несколько пошаговых демонстраций. Все инструкции четкие и лаконичные.

Что мне нравится в этой книге, так это то, что она очень объемная и содержит много материала. Если у вас когда-нибудь возникнет творческий блок, вы можете просто перелистнуть любую страницу книги для вдохновения. Эта книга напомнила мне The Complete Watercolorist’s Essential Notebook , которая также является еще одной толстой и информативной книгой (288 страниц).

Настоятельно рекомендуется.

Справочник законов по рисованию природы и ведению журнала доступен на Amazon (US | CA | UK | DE | FR | IT | ES | JP | CN) и Книгохранилище